Рассказ горького старуха изергиль краткое содержание

975 слов выдающийся отечественный писатель максим горький основоположник такого литературного направления в русской литературе как социалистический реализм. одним из

(975 слов) Выдающийся отечественный писатель Максим Горький — основоположник такого литературного направления в русской литературе как социалистический реализм. Одним из его значимых и ключевых творений стало произведение «Старуха Изергиль». Оно имеет огромный поучительный смысл. В небольшом по объему рассказе автор мастерски и психологически тонко раскрыл такие внутренние качества человеческой личности как гордость и гордыня, смелость и трусость, героизм, самоотверженность и мечты людей о сокровенном и прекрасном. И в этой статье мы рассмотрим, как на примере жизни и конкретных поступков персонажей историй, рассказанных пожилой цыганкой, раскрываются их мечты о прекрасном.

Рассмотрим эпизод из «Старухи Изергиль» М. Горького — легенду о Ларре.

Эта легенда рассказывает о сыне орла, который был горделив и считал, что он выше всех остальных. Орел был сильной и своевольной птицей, он украл девушку и спрятал так, что ее никто не нашел. Потом девушка родила Орлу сына, которого нарекли Ларрой. Он пошел в отца, жил, беря пример с Орла. Ларра тоже возомнил, что он выше всех и ему все можно, нет ничего недозволенного. Сын неоднократно проявлял свою вседозволенность, например, убил отказавшую ему девушку. Но, тем не менее, он смог добиться своей мечты — ему стало все дозволено. А за этим ему оставалось добиться другого — всевластия, и всего он добивался силой, и власти он себе желал такой же. Он считал, что в жизни главное — сила, и без нее жизнь — не жизнь.

В жизни все устроено так, что все повторяется на новом витке истории. И Ларра стал тому очередным примером — он окончил свою жизнь так же, как и его отец — он захотел умереть, когда утратил свою силу.

Другие люди при этом не видели в нем ничего героического — впрочем, Ларра и не был героем, не такой была его натура. Он вообще внешне особо ничем не отличался от других, кроме как глазами, которые всегда выражали надменность и холодность по отношению к остальным окружающим его людям. Ларра был рабом своих иллюзий — он родился человеком, но жил по образу и подобию своего отца Орла, который был птицей. Из-за этого Ларра ошибался в собственном мировоззрении и отношении к жизни. Итог был предсказуем — Ларра был настолько тщеславен и самолюбив, что стал обречен на вечные скитания и был лишен возможности уйти из этого мира.

Автор подвергает своего героя критике из-за его эгоизма. Это качество порой губит в человеке все его положительные стороны. А в следующей истории-легенде от старухи Изергиль Максим Горький приводит нам пример человека, который является полной противоположностью Ларры. но, тем не менее, конец его еще более трагичен, чем у Ларры. Это юноша Данко.

Мечты в легенде о Данко
Герой этой легенды является эталоном красивого и отважного героя, которому не чуждо самопожертвование. Тем более, как считал сам автор, настоящий герой самовыражается как раз при самопожертвовании — когда он идет на риск и, возможно, погибнет, чтобы процветало всеобщее благополучие. Счастьем для такого героя станет как раз то, что его жертва не прошла впустую, что она привела к задуманному результату. Это убеждение выражается концовкой легенды, когда главный герой умирает с улыбкой на лице. Он мечтал о том, что сможет помочь людям — и воплотил свою мечту посмертно. Жизнь, посвященная такому деянию, вполне себя окупает и не сравнится с жизнью, в которой придется веками существовать впустую и ничего не предпринимать.

Данко совершил подвиг — он привел заблудших, обреченных на гибель людей к выходу из лесной тьмы. Тот процесс был затруднен тем, что люди были не только ослаблены жизнью во тьме и вредными испарениями, но и тем, что они не доверяли герою. А он спас их ценой собственной жизни. За это деяние юноша был награжден спасенными им членами племени по-особому: его имя было почти сразу предано забвению, а неизвестный, названный автором «осторожным человеком», растоптал его горящее сердце, которое Данко вырвал из своей груди и которым он освещал путь перед собой, ведя людей к свету.

Тогда все люди жаждали выйти к свету, но средь них не находилось того смельчака, который догадается и решится пойти на крайние меры. А Данко смог, напрягая силу своей воли, добиться желаемого. Он был рожден для этого, в отличие от большинства его соплеменников, живших у токсичного болота в полутьме годами и не решившихся выбраться из гиблого места, потому что никто из них не смог бы пожертвовать собственной жизнью.

Данко — это человек, который любит мир, людей и идет, исходя из этой любви, на решительные рискованные действия до последнего, совершенно не думая о себе, ради жизни других жертвуя своей. Он совершает подвиг, совсем не ожидая благодарности и признания от соплеменников, которые оказались черствыми, эгоистичными, безразличными людьми. Они не оценили его благих намерений и самопожертвования. Оказавшись на воле, люди быстро предали Данко и его подвиг забвению.

Мечты в рассказе об Изергиль
Через образ старухи Изергиль писатель показал нам мечты о прекрасном — эта женщина всю свою жизнь искала большую любовь, у нее был свой идеал, однако добиться его ей было не суждено, так как любовь, источаемая ею, была слишком мелкой и эгоистичной для такого. Она хотела стать счастливой, обретя любовь всей жизни, но не получила желаемого. лишь доказала себе, что жизнь проходит скоротечно, а время не идет — а пролетает.

У красивой цыганки было много мужчин, но основная их роль сводилась к тому, чтобы тешить ее самолюбие, поскольку никакие их страсти и деяния не могли заменить собой мир.

Вообще же, жизнь Изергиль прошла впустую: любви и счастья не обрела, человечеству пользы не принесла, своего места и предназначения в жизни не нашла.

Теперь для Изергиль ее прошлые приключения стали ностальгией — она воспринимает их как попытки постичь прекрасное, как поиск любовного идеала, длиною в жизнь, который окончился безуспешно.

Исходя из этих историй, можно утверждать, что М. Горький вложил в мечты персонажей своего произведения поиски предназначения в жизни, ее смысла. А в том, как они подходят к достижению своих целей и идеалов автор показывает нам как положительные черты людей, так и отрицательные. Кроме того, писатель сравнивает моральные ценности — как истинные, так и ложные.

Помимо этого, через «Старуху Изергиль» автор показал читателям то, что он крепко связан с российским народом — он продемонстрировал народный образ, образ героя, который освобождает и спасает. И этот образ находит свой отклик в сердцах людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Старуха Изергиль» относится к раннему периоду творчества Максима Горького
, развивает идеи и элементы романтизма. По мнению самого писателя, эта работа является одной из лучших среди всех написанных. Чему учит нас Старуха Изергиль: анализ произведения.

Вконтакте

История создания

В 1891 году (более точная дата неизвестна), Алексей Пешков
известный всем под псевдонимом Максим Горький, скитается по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии отразятся в его произведениях. Эта творческая пора в жизни писателя отображает его восхищение личностью, целостностью и единством человека.

Именно с такими романтическими мыслями наполнено рассказ Горького «Старуха Изергиль». Его героями являются легендарные люди своего времени
, которые сталкиваются с разными жизненными препятствиями, автор ярко показал различные результаты противостояния личности и толпы. Основными рассказами в направлении романтизм являются:

  1. «Старуха Изергиль»,
  2. «Девушка и смерть»,
  3. «Песнь о Соколе».

Точных сведений даты написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 1895 году, а было написано предположительно в 1894-м
. Его разместили в трех весенних выпусках «Самарской газеты». Сам автор высоко оценивал свой рассказ и даже признавался в письмах А.П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Название тесно связано с фамилией автора, ведь она является одной из тех, что принесла ему популярность.

Произведение «Старуха Изергиль» предположительно было написано в 1894 году.

Композиция

Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.

  • Легенда о Ларре;
  • История жизни рассказчицы;
  • Легенда о Данко.

Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе
. Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.

Главная особенность – это противопоставление легенд
по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» — это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть
, поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.

Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема — жизненных ценностей.
Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.

191731 В план рассказа главной героини старухи Изергиль следует еще добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчицей сказок.

Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной
, противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.

Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания,
увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?

Легенда о Ларре

Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец
— юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла
. От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых , во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен
. Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.

Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы
. За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.

Имя героя означает «отверженный»
. Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.

Внимание!
Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».

Жизнь старой женщины

Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить
. Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь является тема любви
– это личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.

Поступки старухи нельзя назвать однозначными
, ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку
. Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.

Легенда о Данко

staruha izergil goryashhee serdtse Danko1 Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.

Данко – сказочный персонаж
, который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим
, послужить во благо.

К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.

Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры
. Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.

Важно!
Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.

Чему учит рассказ Горького

«Старуха Изергиль» показывает читателю не только отношение к толпе отдельной личности, в данном случае сравниваются Данко и Ларра
, но и любовь людей друг к другу. Для писателя – жить вместе с людьми и для людей – представляется огромной ценностью. Однако даже в таком случае между ними возможно возникновение конфликтов и непонимания
.

Старуха Изергиль. Максим Горький (анализ)

Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Заключение

Проведя анализ произведения и героев «Старухи Изергиль», читатель может прийти к выводу, что в рассказе Горького, действительно, затронуты глубокие проблемы
и вопросы отношения к жизни и окружающим. Они заставляют задуматься о главных человеческих ценностях.

Полный вариант 0,5-1 часа (≈10 страниц А4), краткое содержание 3-5 минут.

Главные герои

Старуха Изергиль, Данко, Ларра

«Старуха Изергиль» — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году. Рассказ представляет собой диалог автора со старухой, которая повествует о трех историях. В рассказе затрагиваются темы ценностей жизни и свободе выбора.

Первая глава

%D0%9C. %D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Автор рассказывает истории, которые он слышал в Бессарабии, когда работал сборщиком винограда вместе с молдаванами. В один вечер, когда все работники ушли к морю, под виноградом остались только автор и пожилая женщина — старуха Изергиль. Она заметила в степи одну необычную тень облака и назвала её Ларрой, а затем и поведала историю — древнюю легенду о Ларре.

Давным-давно, в прекрасной и красивой стране жило племя людей. Люди пасли стада овец, ходили на охоту, пели песни и веселились. Однажды, во время пира, прилетел орёл и унес одну из девушек. Девушка вернулась только через двадцать лет и не одна — она привела с собой красивого юношу. Как оказалось, девушка всё это время жила с орлом в горах, а юноша — их сын!

Орел состарился, бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина с сыном вернулась в родное племя. Сын царя птиц внешне ничем не отличался от людей, лишь его глаза были холодны и горды. Юноша непочтительно разговаривал со старейшинами и на всех смотрел свысока, говоря:

таких, как он, нет больше

Старейшины рассердились и приказали гордецу идти туда, куда он захочет, – ему не было места в племени. Тогда юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Девушка, боясь гнева отца, оттолкнула юношу. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать. Послушав мудреца, люди поняли, что лучшее наказание – в нем самом, и просто отпустили юношу.

С тех пор сына орла прозвали Ларра — отверженный. Много лет Ларра вольно жил неподалеку от племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого невидимым покровом высшей кары. Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять, что не будет защищаться. Люди догадались, что сын орла хочет умереть. Никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь. Несчастный хотел убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него. Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, отверженный бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».

Так был наказан человек за свою непомерную гордость.

До собеседников с берега донеслось чудесное пение.

Вторая глава

Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови» дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни.

Изергиль рассказала автору о своей молодости. Перед ним проходили один за другим образы любимых старухи Изергиль: рыбак с Прута, первая любовь героини; Гуцул, повешенный властями за разбой; богатый турок, с шестнадцатилетним сыном которого женщина сбежала из гарема «от скуки» в Болгарию; маленький монах-поляк, «смешной и подлый», которого за обидные слова она, подняв, сбросила в реку; «достойный пан с изрубленным лицом», любивший подвиги (ради него Изергиль отказалась от любви мужчины, осыпавшего ее золотыми монетами); венгр, которого нашли в поле с простреленной головой; Аркадэк, красавец шляхтич, спасенный героиней из плена и ставший ее последней сильной любовью.

Чувствуя приближение старости, Изергиль решила обзавестись семьей и приехала сюда. Здесь, в Молдавии, она вышла замуж и живет уже около тридцати лет. К моменту, когда автор познакомился с ней, мужа уже не было в живых. Старуха живет рядом с красивыми и веселыми сборщиками винограда. Они напоминают ей о бурной молодости.

Старуха закончила свой рассказ. Собеседники сидели и наблюдали за ночной степью. Вдали были видны голубые огоньки, похожие на искры. Спросив, видит ли их автор, Изергиль сказала, что это – искры «горящего сердца Данко», и начала рассказывать еще одну древнюю легенду.

Третья глава

%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B5 %D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8 %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%85%D0%B0 %D0%B8%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D1%8CВ давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные и не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон были окружены дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их вглубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болот, привыкшие к степным просторам люди гибли один за другим. Сильные и смелые, они могли бы пойти биться с врагами, но

они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы

Люди сидели и думали, как им быть. От тягостных мыслей они ослабли духом, в их сердцах поселился страх. Племя уже было готово покориться врагам, но тут выступил смельчак Данко, который «спас всех один». Данко обратился к людям с призывом пройти сквозь лес – ведь где-то он должен был кончиться. Столько живого огня было в глазах юноши, что люди поверили и пошли с ним.

Путь был долог и труден, поэтому сил и веры в Данко оставалось у людей все меньше. Однажды, во время сильной грозы, люди вконец отчаялись. Признаться в своей слабости они не желали и вместо этого обвинили Данко в неумении вывести их из леса. Они были готовы, как дикие звери, броситься на него и убить. Юноша пожалел их, понимая, что без него соплеменники погибнут. Сердце его загорелось желанием спасти людей – ведь он любил их. Данко вырвал свое сердце из груди и поднял его высоко над головой – оно полыхало ярче, чем само солнце. Герой шел вперед и вперед, освещая «факелом великой любви к людям» дорогу. Вдруг лес закончился – перед людьми открылся степной простор. С радостью взглянул Данко на свободную землю и умер. Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.

Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.

%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B5 %D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8 %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%85%D0%B0 %D0%B8%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D1%8C

Автор материала: Владислав Валерьевич

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году, а через несколько месяцев впервые попал в печать в периодическое издание «Самарская газета». Первая часть была напечатана в №80 (от 16 апреля 1895 года), вторая – в №89 (от 23 апреля 1895 года), третья – в №95 (от 27 апреля 1895 года).

Старуха Изергиль – собеседница автора. Рассказ начинает с повествования старой женщины о своей жизни и мужчинах, которых она когда-то любила. Изергиль уверена, что жизни нужно уметь радоваться, получать от неё удовольствие всеми возможными способами. Одна из главных радостей жизни – это любовь, не только возвышенная, платоническая, но и, прежде всего, плотская. Без плотских удовольствий, без возможности получать наслаждение от тела любимого человека бытие теряет свою прелесть.

Легенда о Ларре

Неожиданно Изергиль замечает столб пыли на горизонте. Это идёт Ларра. Затем старуха рассказывает страшную легенду о гордеце, которого погубило стремление выделиться из себе подобных и неуважение к своим ближним.

История гордеца

Мать Ларры когда-то похитил орёл. Он унёс девушку в своё жилище. Через некоторое время она вернулась к своим родным, приведя с собой сына – наполовину человека, наполовину орла. Юноша унаследовал красоту матери и гордость отца. Он считает себя лучше всех и пренебрежительно относится к старшим.

Ларра попытался завладеть одной из девушек, но та отказалась от него, боясь недовольства своего отца. Разозлившись, Ларра убил несчастную. Односельчане хотели казнить юношу. Однако кара свыше оказалась ещё страшнее: Ларра был проклят, став ни живым, ни мёртвым.

Люди отказались от гордеца и изгнали его из своего общества. Оставшись в одиночестве, Ларра понял, насколько сильно он ошибался. Юноша хочет умереть, но ему это не удаётся. С тех пор в течение многих лет Ларра бродит неприкаянный, превратившись в тень.

staruha izergil 03Завидев странные искорки, Изергиль говорит, что это всё, что осталось от пылающего сердца Данко, человека, отдавшего жизнь за тех, кто был ему дорог.

Племя Данко жило в степи испокон веков. Но однажды пришли завоеватели и заняли родную землю, выселив Данко и его соплеменников в лес. Люди не могут вернуться домой, но и в лесу нельзя оставаться – слишком опасно. Единственный выход – идти вперёд. За лесом ждёт другая степь. Данко вызывается стать проводником.

Дорога оказалась нелёгкой. Люди гибли в ядовитых болотах, умирали от голода, но продолжали идти вперёд. В конце концов, соплеменники утратили веру в своего проводника и в то, что им когда-нибудь удастся выбраться из непроходимой чащи. Люди решили убить Данко. Не зная, чем ещё им можно помочь, Данко вырвал из своей груди пылающее сердце и осветил с его помощью путь соплеменникам. Люди вновь поверили проводнику и снова пошли за ним. Трудностей не стало меньше. Измученные, уставшие странники по-прежнему гибли, но вера больше не покидала их души.

Выжившим всё-таки удалось выйти в степь. Данко не пришлось радоваться вместе с остальными. Он упал и умер. Никто не заметил смерти проводника. Только один из соплеменников обнаружил сердце, которое продолжало пылать возле Данко, и раздавил его, словно боясь чего-то. Сердце погасло, но искорки от него можно увидеть даже теперь, много лет спустя после описанных событий.

Характеристика персонажей

staruha izergil 03В образе Ларры автор воплотил все античеловеческие качества. Происхождение юноши не случайно: он имеет облик человека, но поведение его полностью асоциально. Орёл – гордая, независимая птица. Именно эти черты характера унаследовал Ларра. Гордость и независимость нельзя назвать недостатками. Эти качества характеризуют смелую, уверенную в себе личность, не боящуюся трудностей. Каждый человек должен знать себе цену и не позволять окружающим себя унижать. Гордость и независимость становятся недостатками, выходя за рамки личности.

Ларра пытается снискать уважения и восхищения односельчан, ставя себя превыше других. По его мнению, он нашёл самый лёгкий и правильный путь к почёту. Претензии молодого человека ничем не обоснованы. Он не сделал ничего такого, за что его можно было бы полюбить или просто уважать. Красота – одно из немногих достоинств Ларры. Однако даже внешняя привлекательность постепенно тает на фоне уродства души. Годы спустя прекрасное тело сына орла превратилось в прах, обнажив «гнилую» сущность.

Образ гордого Ларры противопоставлен в рассказе образу Данко. Эти герои никак не связаны между собой, однако автор считает нужным упомянуть о них в рамках одного рассказа. В результате, один персонаж становится контрастом для другого.

staruha izergil 04Данко – смелый мужественный человек, обладавший теми же чертами характера, что и Ларра: гордостью и независимостью. Но в отличие от сына орла, лучшие качества Данко не пересекают границ его личности. Он направляет их не против своих соплеменников, а им на пользу. Данко предлагает людям проявить гордость и независимость по отношению к захватчикам их родины. Не нужно просить оккупантов о милости. Надо найти пустующую землю и тем самым показать своё превосходство. Данко становится проводником не потому, что считается себя в чём-то лучше других. Он видит отчаяние своих соплеменников и берёт на себя заботу о них, понимая, что должен остаться хотя бы один человек, не потерявший самообладание и надежду.

Автор с сожаление упоминает о человеческой неблагодарности. Люди не были благодарны своему проводнику уже на пути к счастью, несмотря на то, что Данко делал для них всё, что было в его силах. Но и этого оказалось недостаточно. Тогда проводник отдал последнее, что у него было – своё сердце, ставшее единственным источником света в самые нелёгкие дни путешествия. Даже после того, как новая родина была обретена, соплеменники не чувствовали благодарности к своему спасителю. Смерть героя, отдавшего жизнь ради всеобщего блага, не была замечена. А один из соплеменников просто уничтожил последнее, что осталось от проводника.

Анализ произведения

Символы в рассказе «Старуха Изергиль» не могут ускользнуть от внимания читателя. Пылающее сердце Данко – символ веры и надежды на лучшую жизнь. Даже после смерти главного героя его сердце продолжало пылать любовью к людям. Неблагодарная ступня, наступившее на источник света, не смогла его уничтожить. Искры, оставшиеся от сердца, не исчезли и не погасли. Точно так же не исчезают и не гаснут добрые дела, сделанные тем, кто боролся за человеческое счастье, посвятив этому свою жизнь.

Люди, подобные Ларре, тоже многое оставляют после себя. Их наследие настолько же асоциально, насколько асоциальны они сами. Антигерои, совершившие преступления против человечества, не канули в безвестность. О них помнят, их проклинают многие поколения, приходящие в этот мир после их ухода, лично не пострадавшие от гнусных деяний преступников. О гордом сыне орла осталась недобрая память, символом которой стал столб пыли, не вызывающий доброго отклика ни в одном человеческом сердце.

Максим Горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма – нового искусства новой страны победившего пролетариата. Однако это вовсе не означает, что он, подобно многим советским пропагандистам, использовал литературу в политических целях. Его творчество пропитано трогательным романтизмом: прекрасными пейзажными зарисовками, сильными и гордыми характерами, бунтующими и одинокими героями, сладостным преклонением перед идеалом. Одним их самых интересных произведений автора является рассказ «Старуха Изергиль».

Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Произведение вошло в «романтический» цикл работ Горького, посвященный анализу самобытной и противоречивой человеческой природе, где низость и возвышенность попеременно борются между собой, и нельзя сказать наверняка, что победит. Возможно, сложность вопроса заставила литератора долго обдумывать его, ведь известно, что эта идея занимала писателя 4 года. «Старуха Изергиль» была закончена в 1895 году и опубликована в «Самарской газете».

Сам Горький был очень заинтересован процессом работы и радовался результату. Произведение выразило его взгляды на предназначение человека и его место в системе общественных отношений: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому, возвышенному призванию. Видимо, эту цель и преследовал писатель, сочиняя свой рассказ о самоотверженном юноше, спасшем свое племя.

Жанр, род и направление

Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.

Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.

Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.

Композиция

В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.

Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.

О чем рассказ?

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.

  1. В первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. Он возвращается к людям, но презирает их законы, убивая дочь старейшины за отказ от его любви. Его обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
  2. В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей. Она безжалостно относилась к поклонникам, но когда полюбила сама, тоже была отвергнута, хоть и рисовала жизнью ради спасения любимого из плена.
  3. В третьем сказании старуха описывает Данко, отважного и самоотверженного вождя, который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Хоть племя и не поддерживало его стремления, он смог спасти его, однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай».
  4. Главные герои и их характеристика

    1. Образ Данко
      – романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
    2. Образ Ларры
      служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
    3. Старуха Изергиль
      – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».
    4. Тема

      Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.

  • Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
  • Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
  • Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
  • Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
  • Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.

Идея

Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. Можно пояснить данную точку зрения на конкретном историческом примере. В аллегорической форме Горький превозносил героев сопротивления (подпольных революционеров, которые уже тогда вызывали в авторе симпатию), тех, кто жертвовал собой, выводя народ из глуши навстречу новому, счастливому времени равенства и братства. В этой идее состоит смысл рассказа «Старуха Изергиль». В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе. Так народ тиранили многие дворяне, не признавая законов и не жалея нижестоящих сограждан — рабочих и крестьян. Если Ларра признает только господство сильной личности над массой и жесткий диктат, то Данко – настоящий народный вождь, он отдает всего себя ради спасения людей, не требуя взамен даже признания. Такой молчаливый подвиг совершали многие борцы за свободу, которые протестовали против царского режима, против социального неравенства и угнетения беззащитных людей.

Крестьяне и рабочие, как и племя Данко, сомневались в идеях социалистов и хотели продолжить рабство (то есть, ничего не менять в России, так и служить власть имущим). Основная мысль в рассказе «Старуха Изергиль», горькое пророчество писателя в том, что толпа хоть и вырывается на свет, принимая жертву, но топчет сердца своих героев, боится их огня. Так и многие революционные деятели позднее были незаконно обвинены и «устранены», ведь их влияния и силы испугалась уже новая власть. Царя и его приспешников, как и Ларру, общество отринуло, избавившись от них. Многие были убиты, но еще больше людей, не принявших великую октябрьскую революцию, из страны изгнали. Они вынуждены были скитаться без отечества и без гражданства, так как в свое время гордо и властно попирали законы нравственные, религиозные и даже государственные, угнетая свой собственный народ и воспринимая рабство, как должное.

Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.

Проблемы

Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.

  • Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?
  • Проблема эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного себялюбца, который мнит себя пупом земли. Пример сына орла иносказательно показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не человек вовсе, а уже на половину зверь.
  • Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.
  • Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.
  • Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.
  • Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.

Вывод

Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.

Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.

Критика

«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:

Наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств

С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:

У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.

А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.

Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Старуха Изергиль — персонаж одноименного произведения, состоящего из трех, на первый взгляд, не взаимосвязанных частей. Женщина, пережившая много проблем и испытаний, через свои рассказы демонстрирует отношение к обществу, людям, моральным ценностям.

История создания персонажа

Идея рассказа пришла в поездке по Бессарабии, которую литератор предпринял в 1891 году. Сочинение вошло в цикл романтических работ писателя, в которых анализируется человеческая сущность и природа. Горький сопоставлял низкое и возвышенное, не предопределяя, какое из них возьмет фору. Работа над произведением заняла четыре года. Первая публикация «Старухи Изергиль» состоялась в 1895 году. Рассказ напечатала «Самарская газета».

Работа над сочинением увлекала Горького. Взгляд автора на человека в механизме социальных отношений отображен в этом произведении. «Старуху Изергиль» Максим Горький признавал лучшим творением. Создавая образ , Горький специально приукрашал повествование и характеристику персонажа, чтобы зажечь в читателях стремление к героизму и тягу к возвышенному.

Книга отличается малой формой произведения. Жанр определен как рассказ, но при анализе сочинения просматриваются элементы притчи с моралистическим подтекстом. В повествовании мало героев, присутствует мотив назидания. Речь ведется от лица персонажа. Горький верил, что сравнение с героями, способными на подвиг, позволит читателю стать лучше, стремиться к добру и лучшим проявлениям души.

Образ и судьба старухи Изергиль

Вступление в рассказе представляет собой описание природы и атмосферы. Автор общается со старухой по имени Изергиль, которая вспоминает биографию и поучительные истории. Женщина рассказывает собеседнику две легенды.

View this post on Instagram

Первая история о Ларре гласит, что на Земле появилась тень. Произошло это следующим образом. Однажды орел выкрал из племени сильных людей девушку и стал жить с ней, как с супругой. Когда его настигла смерть, девушка вернулась домой не одна, а с сыном.

Повествование рассказывает о сыне девушки и орла, который презирал окружающих и был высокомерен. Дочка старейшины приглянулась ему, но юноша получил отказ. В гневе Ларра убил избранницу. Спустя время стало ясно, что герой бессмертен. Годы и путешествия истощили мужчину физически, и он превратился в тень.

Рассказ старухи звучит реалистично. Он переплетается с событиями из насыщенной жизни пожилой женщины. Энергичность героини располагает к ней читателя и слушателя рассказа. В юности она трудилась пряхой, но не довольствовалась такой жизнью. Сбежав с возлюбленным, Изергиль недолго жила с ним и ушла к другому мужчине.

В ее жизни были гуцул и русский, военнослужащий и поляк, молоденький турок и другие герои. Каждого мужчину женщина горячо любила, но ни одного не хотела бы вспоминать. Вопрос верности и измены героиня воспринимает простодушно, говоря, что главное — чтобы человек был открыт к ней.

Характеристика героини интересна тем, что она не забыла, каково это — быть юной и с интересом жить. А на пороге смерти пытается научить других любить, жаждать, ясно видеть и остро слышать. И глубоко сожалеет, что у молодого поколения нет того запала, что был у нее и других героев легенд.

View this post on Instagram

Данко

История Данко занимает главное место в рассказе. Персонаж вызывает восхищение сказительницы. Мужчина из племени сильных людей, как и его сородичи, терпел нападения врагов, загнавших их на болото. По одну сторону стояли нападающие, а по другую располагался темный лес. Племя остерегалось войны и задумывалось о том, чтобы согласиться на плен. Смелость Данко сыграла решающую роль. Он повел людей за собой сквозь дремучий лес, хотя поначалу соплеменники упрекали его. Разорвав свою грудь, он вырвал горящее сердце, пылавшее от жажды помочь близким.

Своим сердцем Данко освещал путь из леса и, выйдя из него, умер. Никто не заметил жертвы. Кто-о намеренно наступил на сердце героя и растоптал его в искры. Теперь огоньки видны в степной равнине перед грозой. Описание поступка Данко — это воспевание его храбрости и человеколюбия. Эта часть — важнейшая в повествовании.

Образ старухи создан автором неспроста. Старая и немощная, она производила впечатление невероятной ветхости. Ее возраст сложно было угадать. Не намекала на него и внешность. Голос женщины как будто скрипел, а морщины испещряли все лицо рассказчицы.

Горький искал особенное в человеке, коря нынешнее поколение за инертность и безучастность. Писателя огорчало то, что все вокруг ищут выгоду, что воспеваемый им героизм забыт. Изергиль описывает русских как угрюмых и чрезмерно серьезных людей. Суть этого персонажа заключается в том, что Изергиль выступает посредником между автором и читателем, транслируя мысли Горького.

М. Горький «Макар Чудра»

Вопросы к семинару

  1. Кратко изложите «философию» Макара Чудры. Какие жизненные ценности он признает, а какие отрицает?
  2. Можно ли назвать «философию» Макара Чудры «бунтарской»?
  3. С какой целью рассказывает Макар Чудра историю о Лойко Зобаре и Радде?
  4. Какие чувства вы испытали, читая историю Лойко и Радды?
  5. Почему убийство, совершенное Лойко, не вызывает ужаса или осуждение?
  6. Докажите, что автор переосмысливает традиционные представления о добре и зле.
  7. Удается ли Горькому в этом рассказе «подняться над землей», разрушить связь читателя с миром, его окружающим? Обоснуйте свою точку зрения.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Вопросы к семинару

  1. Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из легенды о Ларре, рассказа Изергиль о ее жизни и легенды о Данко, обрамленных повествованием рассказчика. Определите роль композиции рассказа в раскрытии авторской идеи.
  2. Образ Данко воспринимается многими поколениями читателей как символ человека-альтруиста, живущего и совершающего подвиг ради других, жалких и беспомощных. Докажите, что жизненная позиция Данко наиболее близка автору.
  3. Какую роль играет художественный вымысел в раскрытии авторской позиции?
  4. Насколько рассказу «Старуха Изергиль» применимо определение «романтический»?

М. Горький Социально-философская драма «На дне»

Вопросы к семинару

  1. Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями и именами персонажей: Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, Лука? Есть ли в них намек на черты их личности, род занятий, судьбу?
  2. Читая афишу, можно ли предположить, кто главный герой пьесы?
  3. Внимательно прочитайте описание обстановки в первом действии. Предположим, что пьеса имеет другое название, например: «В ночлежке», «В подвале», «В трущобе». Словарь В.Даля определяет дно как «исподняя часть какого-либо сосуда, вместилища, углубления». Докажите, что выбранное Горьким название более точно и емко, чем предложенные.
  4. Прочитайте первые реплики героев. Что создает впечатление жизни, сложившейся задолго до открытия занавеса? Почему возникает ощущение, что утро этого дня мало чем отличается от других, что время течет по замкнутому кругу, без начала и конца?
  5. Как автор дает нам почувствовать, что в ночлежниках, несмотря на тяжелую обстановку и мелкие перебранки, не угасли черты истинной человечности? О чем мечтают и на что надеются некоторые герои пьесы?
  6. О чем говорят Клещ, Пепел, Бубнов в момент появления Луки? Как этот разговор «подготавливает» появление Луки?
  7. Прочитайте авторскую ремарку: в каком виде предстает Лука перед обитателями ночлежки? Как удается ему, человеку, чужому ночлежкам, сразу снискать их симпатию и уважение?
  8. Попытайтесь определить социальное положение Луки ( Барон его называет «странником»). В разговорах с Василиной Лук говорит о себе скромнее: « проходящий, странствующий». Василиса берет ноту еще ниже: «прохожий…Говорил бы проходимец…» Какой смысл вкладывают герои в свои определения?
  9. С приходом Луки в пьесе возникает атмосфера ожидания, каких-то надежд. Почему?
  10. Как вы думаете, почему в речи героев, оказавшихся «на дне» , нет блатных выражений, вульгаризмов, что обычно характерно для нравственно опустившихся людей?
  11. Вернемся к афише пьесы. Можно ли теперь объяснить ее необычность? Какие дополнительные характеристики персонажей вы могли бы внести в афишу?
  12. Какую социальную среду изображает автор в пьесе? Отражает ли эта среда реальные взаимоотношения в обществе?
  13. Какие проблемы волнуют обитателей «дна»? Можно ли назвать эти проблемы философскими?
  14. Есть ли основание считать пьесу «На дне» социально-философской?

М Горький « На дне» Спор о назначении человека.
Авторская позиция и способы ее выражения.

Вопросы к семинару

  1. Перечитайте разговор Луки и Актера о лечебнице для алкоголиков. На что делает упор Лука, вдохновляя Актера возможностью вылечиться от алкоголизма: на лечебницу или на волю самого человека?
  2. А теперь перечитайте беседу Луки с Анной о смерти как освобождении от жизненной муки. Почему Лука не стремиться вселить в Анну надежду на выздоровление, как это он делает в разговоре с Актером?
  3. Как характеризует ночлежников их реакция на смерть Анны? Наташа сетует, что никто не жалеет об Анне. Отвечая ей, Лука говорит: «Где им… куда нам – мертвых жалеть?» Как характеризует Луку эта речевая поправка (замена «им» на «нам»)?
  4. Что, на ваш взгляд, утратила бы пьеса в своем идейно-художественном содержании, если бы не было роли Анны?
  5. Перечитайте разговор Актера с Наташей в конце второго действия и сравните с его разговором с Лукой в начале действия. Кто и почему из простой лечебницы для алкоголиков «делает» дворец – Лука или Актер? Назовите имя Актера на сцене – как оно характеризует героя? Почему этого имени нет в списке действующих лиц в афише?
  6. Почему именно Луке Пепел внезапно задает вопрос: «Бог есть?» Каков психологический и нравственный подтекст этого вопроса? Прочитайте ответ Луки и ремарки автора, сопровождающие их диалог, — почему Лука «молчит, улыбаясь», а Пепел «удивленно и упорно смотрит на старика»?
  7. Приведите высказывания Луки, характеризующие его отношение к человеку. Какие стремления, чувства движут Лукой в его взаимоотношениях с людьми?
  8. Почему Лука не советует Пеплу с его «правдой» выступать против Костылева? Как слова Луки: «Если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…» — подготавливают дальнейшие поступки «странника»?
  9. Прочитайте описание третьего действия. Центральное место в описании отводится брандмауэру.
    Брандмауэр – это устаревшее название глухой противопожарной стены. Обратите внимание на то, как она выглядит: какова ее высота, цвет, почему именно на нее, по замыслу автора, падают лучи заходящего солнца? На фоне брандмауэра не какие-то случайные кусты, а кусты бузины. Вспомните, на что похожи не распустившиеся ранней весной черные ветки бузины, представьте, как они выглядят на красной стене.
    Какого цвета другие стены, ограничивающие пустырь? Почему на сцене среди всякого хлама автор выделяет перевернутые сани-розвальни? Какую атмосферу создают эти детали?
  10. Действие начинается с трогательного рассказа Насти о ее любовном романе. Найдите авторскую ремарку, раскрывающую силу Наст иных грез. Как характеризует каждого из слушателей отношение к ее рассказу? Почему, поддерживая Настю, Лука убежденно говорит: «Твоя правда, а не ихняя»?
  11. Сравните слова Бубнова в первом действии: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…»- с его осуждением Насти в третьем действии. Трудно не согласиться с тем, что Бубнов говорит правду, но почему от его «правды» становится тоскливо и пусто на душе человека?
  12. Перечитайте рассказ Луки о ворах. Что движет Лукой – любовь или жалость к человеку? Можно ли вообще разграничить эти чувства?
  13. Прочитаем рассказ о «праведной земле». Почему земля названа «праведной»? Что, по мнению Луки, является высшей ценностью на этой земле? Как в притче о «праведной земле» переплетаются два плана жизни человека – духовный и материальный?
  14. Исходя из теории Луки, где же человек должен искать опору, «праведную землю»: внутри или вне себя? В чем трагическая ошибка того человека, который, чтобы найти «праведную землю», обратился к ученому?
  15. Лука уходит из ночлежки Костылева, чтобы поглядеть на «новую веру», которую «нашли хохлы». Означает ли это, что он тоже отправляется искать «праведную землю»? Найдите слова Луки, в которых звучит вера в неисчерпаемые возможности человека.
  16. Как вы думаете, почему рассказ Луки о «праведной земле» затрагивает очень важную струну в душе Пепла?
  17. Вы помните, что в начале пьесы Барон высказал предположение о том, что Лука – странник. В третьем действии о «страннике» рассуждает Костылев. Подумайте, существует ли разница в понимании слова «странник» Бароном и Костылевым.
  18. Почему Лука, человек «без паспорта», имеет смелость дерзить хозяину ночлежки?
  19. Чем вы можете объяснить неожиданный финал третьего действия – обвинение Наташей Пепла в сговоре с Василисой? Какой «правдой» она руководствуется – правдой Луки или своей «земной правдой»?
  20. Сопоставьте финал с описанием сцены перед началом действия. Как зловещая картина пустыря «пророчествует» о предстоящей трагедии?
  21. Чью сторону, по вашему мнению, занимает в споре о Человеке М. Горький? Докажите примерами из текста свою точку зрения.

М. Горький «На дне». Три правды в пьесе:
правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука)
и правда веры в Человека (Сатин).

Вопросы к семинару

  1. Обратите внимание на авторские ремарки в начале четвертого действия. Что общего и что отличного в описании обстановки первого и четвертого действия? Какой символический смысл приобретают эти изменения?
  2. В чем, по вашему мнению, значение реплики Клеща о Луке: «Поманил их куда-то … а сам – дорогу не сказал…»? С каким чувством она произнесена?
  3. В молитвослове есть молитва Честному Кресту, предохраняющая людей от нечистых духов: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако погибнут беси от лица любящих Бога…». Как и с каким выражением переиначивают ее Барон и Сатин? Что они пытаются скрыть за своим ерничеством?
  4. Кто из ночлежников (и почему именно он) сумел сформулировать «закон жизни», который Лука открыл ночлежникам? Почему Татарин наиболее активно поддерживает его?
  5. Почему Клещ, который ранее осуждал Луку за вранье, вдруг становится на его сторону?
  6. Как в разговоре ночлежников опять проявляет себя мотив «праведной земли»?
  7. Как вы думаете, в силу каких душевных качеств Сатин, с одной стороны, издевается над Актером, упрекает Луку за то, что тот «навинтил» Актера, а с другой, не выдерживая отчаяния, сумятицы в сердцах сожителей, произносит свой знаменитый монолог в защиту Луки.
  8. Какие виды лжи называет Сатин и к какому из них относится «ложь» Луки?
    Сатин называет Луку лжецом. Если это так, то он, как и все лжецы, «слаб душой» и «живет чужими соками». Согласны ли вы с Сатиным?
  9. В первом монологе Сатина звучит главный вопрос: «Что такое правда?», во втором: «Что такое человек?» Какие ответы дает на них Сатин?
  10. Перечитайте финал пьесы. Как вы думаете, кто виноват в самоубийстве Актера? Как оно было предугадано Лукой? Какую «песню испортила» смерть Актера?
  11. Можно ли сказать, что пьеса «На дне» символически изображает трагедию всего человечества?

Литературные диктанты
по творчеству М.Горького

Хронологический диктант
 

Запишите события, которые соответствуют датам
1868, 1892, 1902, 1912, 1918, 1936.

Диктант-деталь

Какое произведение и героев вспоминаешь, когда читаешь эти строки?

  1. «Точно его ковали из одного куска Железа вместе с конем».
  2. «Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний».
  3. «Вот как был поражен человек за гордость»
  4. «И в степной дали вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли».

Диктант-название

Определите название произведение по его началу.

  1. «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов».
  2. «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».
  3. «Потемневшие от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль».
  4. «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды…».

Диктант-портрет

Назовите героев произведений.

  1. «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей богу!»
  2. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает».
  3. «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал страшно, он хрустел, точно…говорила костями».
  4. «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».

Диктант-сотворчество

Продолжите фразу

  1. «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — …».
  2. «Ему нет жизни, и смерть…»
  3. «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда…».
  4. «Надо уважать человека! Не жалеть…»

Цитатный диктант

Кому из героев принадлежат слова?

  1. «А еще я люблю волю! Волю – то я люблю больше, чем тебя».
  2. «Так как ты ходить? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все!»
  3. «Что сделаю я для людей?!»
  4. «Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать».

Кому из героев пьесы  «На дне» в прошлом…

  1. «Я как маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын».
  2. «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя?»
  3. «Когда я был мальчишкой…служил на телеграфе…я много читал…»
  4. «Я вот скорняк был… свое заведение имел».
  5. «Я рабочий человек… я с малых лет работаю».
     

Известный русский писатель И. Бунин много лет провел за границей. Но это не помешало писателю создать великолепные произведения, принесшие мировую известность. Среди них и рассказ «Кавказ», поражающий реалистичностью и драматизмом. Несмотря на то, что «Кавказ» Бунина включен в школьную программу, смысл сюжета сложен для понимания даже взрослым людям. Анализ произведения поможет разобраться, какой в рассказе «Кавказ» смысл повествования не только школьникам, но и интересующимся творчеством Бунина.

Краткое содержание

Место действия рассказа – дореволюционная Россия. События начинаются в Москве, а затем переносятся на черноморское побережье Кавказа.

Проанализировать смысл произведения «Кавказ» будет проще после описания событий сюжета.

Главных героев трое. Рассказ ведется от первого лица – мужчины, приехавшего в Москву для встречи с любимой женщиной.

Женщина замужем, поэтому любовники встречаются тайком. Придя на очередную встречу к герою, дама выглядит испуганной. Причиной испуга стали подозрения мужа-офицера в неверности. Даме кажется, что муж следит за ней, но она все равно готова рисковать, даже ценой жизни.

Интересно! За основу сюжета Бунин взял историю из собственной жизни. Некоторое время автор тайно встречался с замужней дамой, но была ли это случайная интрижка либо настоящее чувство – неизвестно.

Чтобы побыть подольше вместе любовники придумывают дерзкий план – уехать на Кавказ. Женщине удается уговорить мужа отпустить ее на юг. На случай, если муж решит поехать вслед за любовниками, героиня оставляет два ложных адреса – в Геленджике и Гаграх.

Любовники отправляются в Сочи, остановившись в Геленджике и Гаграх лишь для отправки оттуда открыток мужу.

Как и предполагала героиня, муж ринулся вслед за супругой на Кавказ. Не найдя жену в указанных ею местах, офицер приезжает в Сочи.

На следующий день пребывания на курорте муж кончает жизнь самоубийством, выстрелив в висок из револьвера.

Объяснение сюжета

Несмотря на то, что произведение Бунина небольшое, в рассказе «Кавказ» смысл сюжета довольно глубок и многогранен. Автор не называет имен героев, так как история могла приключиться с кем угодно.

В рассказе Кавказ смысл поступков героев следует рассматривать, исходя из исторических реалий того времени. Светское общество, которому принадлежали герои, диктовало свои правила жизни. Развод для женщины считался позором. Возможно, героиня не решалась уйти от мужа, чтобы не быть отвергнутой обществом. Для мужа также превыше всего была репутация в обществе. Но ради сохранения чести офицера герой предпочел покончить с собой, чем играть роль обманутого мужа.

Читая произведение Бунина «Кавказ» некоторые читатели задумываются о смысле названия. Автор не случайно так назвал рассказ. Кавказ – не просто место действия. Он символизирует силу чувств героев. Недаром красочная природа Кавказа, теплая, солнечная южная погода противопоставляются серым будням в холодной, сырой Москве.

Промозглая московская погода является символом ушедших чувств. Тогда как южное лето характеризует страсть. Но погода Кавказа обманчива. Зной, изнуряющая жара сменяют тепло и накаляют страсти, заставляя обманутого мужа потерять рассудок и застрелиться.

В рассказе писатель раскрывает несколько важных тем:

  • любви;
  • смысла жизни;
  • ревности;
  • супружеской неверности.

На заметку! Главный смысл произведения – нравственный выбор героев. Предательство, измена приводят к трагедии. Это заставляет задуматься о сущности любви. Что такое настоящая любовь, может ли она быть преступной? Автор не дает ответа на вопросы, предлагая читателям самостоятельно поразмышлять об этом.

В чем суть концовки

Рассказ заканчивается смертью обманутого мужа. Писатель не показывает, что предшествовало трагическому событию. Но становится понятно, что муж убедился в своих подозрениях.

Будучи офицером и благородным человеком, герой не стал мстить любовникам. Но, видимо, ноша был столь тяжела для него, что мужчина решил добровольно уйти из жизни.

Являются ли последние строки информацией, полученной женой от полиции либо это просто постскриптум автора – неизвестно. Это не столь важно, так как не влияет на смысл финала рассказа «Кавказ».

Трагическая концовка показывает, что любовь иногда несет не только счастье, но и разрушение. Влюбленные часто поступают эгоистично, не думая о других людях. Это и приводит к трагедии, описанной Буниным.

История могла закончиться не так трагически, если бы героиня честно призналась во всем мужу. Нужно бережно относиться к чувствам близких людей. Таким образом в финале раскрывается основной смысл, заложенный Буниным в сюжет рассказа «Кавказ». Несчастье другого человека не может принести счастья. Неизвестно, как сложится судьба героев дальше. Ясно лишь одно – даже если они останутся вместе, между ними будет стоять смерть обманутого мужа.

Рассказ Бунина заставляет задуматься о ценности брака и ответственности перед близкими людьми. Связав жизнь с другим человеком, нужно быть готовым к тому, что любой поступок отражается на спутнике жизни. Поэтому следует осторожно принимать какие-либо решения, учитывая чувства другого человека.

  • Рассказ горького чудра 5 букв сканворд
  • Рассказ горе от ума характеристика фамусова
  • Рассказ горького мамаша кемских
  • Рассказ горе от ума читать действие второе
  • Рассказ горе от ума характеристика молчалина