Рассказ горького на дне краткое содержание

Здесь даны основные сведения о пьесе м. горького на дне, представлено е краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который

Здесь даны основные сведения о пьесе М. Горького «На дне», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по актам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой пьесы.

Краткие сведения о произведении

Пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1901–1902 годах. В ней изображена безысходная жизнь обитателей ночлежного дома для бедных. Автор поставил вопрос: можно ли остаться человеком, опустившись на самое «дно» жизни. Пьеса состоит из 4 актов.

Главные герои пьесы

  • Актёр — безвольный пьяница.
  • Сатин — картёжник, шулер, одарённый и умный человек, воспринимает жизнь как игру.
  • Барон — безвольный человек, дворянин, промотавший состояние.
  • Клещ Андрей Митрич — слесарь, надеется начать нормальную трудовую жизнь.
  • Анна — его жена, очень больна.
  • Настя — падшая женщина, мечтает о романтической любви.
  • Квашня — торговка пельменями на рынке.
  • Бубнов — картузник. Живёт в ночлежке в долг.
  • Васька Пепел — вор. Ему с детства пророчили, что будет вором, как его отец.
  • Лука — странник, философ из народа, довольно тонкий психолог. Ему интересна жизнь и люди. Он даёт жителям ночлежки надежды на изменение их жизни к лучшему, утешает их.
  • Костылев Михаил Иванович — содержатель ночлежки. Лицемерный, трусливый, жадный. С женой обращается грубо, её сестру попрекает куском хлеба. Скупает краденое.
  • Василиса Карповна — его жена, злая, порочная женщина.
  • Наташа — её сестра, добрая девушка.
  • Абрам Медведев — полицейский, дядя Василисы и Натальи. Глупый и строгий человек.

Другие персонажи

  • Кривой Зоб — крючник.
  • Татарин — крючник.
  • Алёшка — сапожник, молодой озорной парень.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Действие происходит в ночлежке, которой владеет Костылев. Её обитатели — люди с самого дна социального общества: чернорабочие, бедняки, проститутки, воры. Некоторые из них пытаются выбраться, а другие уже не верят, что смогут жить другой жизнью. И постояльцы, и хозяева постоянно ссорятся.

Жена хозяина, Василиса, подговаривает своего любовника, Ваську Пепла, убить мужа. Тот влюблён в Наталью, сестру Василисы.

Сатин, Актёр и Барон — совершенно опустившиеся личности, а слесарь Клещ ждёт смерти больной жены, надеясь выбраться со «дна».

Однажды в ночлежке появился странник Лука. Он жалеет этих людей, а Пеплу предлагает уйти отсюда вместе с Натальей, чтобы начать честную жизнь.

Василиса избила сестру, к которой ревновала Пепла, всё заканчивается общей дракой. Пепел случайно убил Костылева, и его арестовали.

После драки Лука исчез. Жена Клеща умерла, и тот не имеет денег даже на похороны.

Актёр, которому Лука обещал дать адрес клиники, где его вылечат от алкоголизма, повесился.

Краткий пересказ по актам (более подробный, чем краткое содержание)

Акт 1

Действие происходит в подвале, который является ночлежкой.

Квашня рассказывает, что её зовет Абрам замуж, но она не пойдёт, так как сама себе хозяйка, свободная женщина.

Барон смеётся над Настей, что она читает книжку «Роковая любовь».

Сатин говорит, что любит разные непонятные слова и что раньше был образованным человеком, мальчишкой служил на телеграфе и много читал книг.

Бубнов рассказывает, что был скорняком, имел своё заведение.

Входит хозяин ночлежки, Костылев, и спрашивает у Клеща, который подпиливает ключи, была ли здесь жена. Тот ответил, что не видел. Хозяин сказал, что будет брать с него на 2 рубля больше, так как он занимает не только кровать, но и место, где слесарит.

Костылев стучит в комнату Пепла, и когда тот открыл дверь, заглядывает туда, проверяя, нет ли там жены. Из их разговора понятно, что Костылев покупает у Пепла ворованные вещи.

Актёр просит у Пепла двугривенный, тот даёт.

Клещ говорит Пеплу, что с малых лет работает, что презирает Актёра и Сатина, которые не работают. Он мечтает вырваться отсюда, когда умрёт больная жена.

Входят Наташа и Лука с котомкой за плечами. Наташа сказала, что это новый постоялец, и ушла. Пепел говорит, что жалеет Наташу, плохо ей тут. Послушав разговоры обитателей ночлежки, Лука сказал, что житьё у них несладкое. Барон спросил, кто он такой, Лука ответил, что странник.

Входит с гармонией в руках подвыпивший Алёшка и начинает куражиться. Приходит Василиса и выгоняет его. Общается она с постояльцами грубо, заглядывает в комнату Пепла, но его там нет. Спрашивает, была ли тут Наталья, и от Бубнова узнав, что была и говорила с Клещом. Василиса быстро ушла.

Лука спросил, всегда ли она такая. Бубнов ответил, что всегда, а сейчас разозлилась, что пришла к любовнику, а его нет.

Входит полицейский участка Абрам Медведев, спрашивает Луку кто он такой. Квашня сказала Бубнову, что Абрам опять уговаривал её венчаться.

В сенях слышатся крики, Костылев зовёт Медведева, крикнув, что Василиса убивает Наташу.

Акт 2

Больная жена Клеща Анна жалуется Луке, что всю жизнь терпит побои и голод. Лука утешает её, говорит, что она отдохнёт на том свете.

Актёр сообщает Луке, что раньше с большим успехом читал стихи, а сейчас память от водки стала плохая. Лука советует ему лечиться от пьянства в специальной лечебнице. Актёр спросил, где она, и Лука сказал, что когда вспомнит в каком городе, скажет. Посоветовал пока готовиться к лечению, не пить водки. Актёр мечтает вылечиться и начать новую жизнь.

Пеплу Лука посоветовал уехать в Сибирь, чтобы найти там свой путь в жизни, начать трудиться.

Василиса подговаривает Пепла убить её мужа, а за это она обещает сосватать ему Наташу и дать 300 целковых.

Приходит Костылев, ругает Василису и прогоняет её домой. У Костылева и Пепла вспыхивает ссора. Пепел хватает Костылева за шиворот, но тут на печи завозился Лука. Пепел выпустил Костылева, и тот убежал.

Лука сказал, что стал возиться на печи, чтобы Пепел не придушил старичка, и что Василиса мужа сама со свету сживёт. Он советует Пеплу уйти отсюда с Наташей или же одному.

Лука увидел, что Анна умерла. Он и Пепел пошли сказать об этом.

Входит Актёр, затем Наташа. Актёр пьян, читает стихи и говорит, что весной пойдёт искать город, где лечебница для алкоголиков.

Вошли Лука, Клещ, Кривой Зоб и Татарин. Татарин и Кривой Зоб посоветовали клещу обратиться в полицию, чтобы там не подумали, что он убил жену. Клещ сокрушается, что у него на похороны только 40 копеек. Кривой Зоб сказал, что они соберут деньги

Акт 3

Во дворе ночлежки Настя рассказывает Наташе историю якобы своей любви, на самом деле пересказывает книжку про любовь. Барон и Бубнов смеются над ней, а она уверяет, что у неё была настоящая любовь. Лука её успокаивает, говорит, что если она верит, что была у неё настоящая любовь, значит, была.

Пепел предлагает Наташе ехать с ним в Сибирь, уверяет, что бросит воровство, потому что хочет сам себя уважать. Лука советует Наташе идти замуж за Пепла, но она говорит, что не верит никому, и идти ей некуда.

Вошли Актёр и Сатин. Актёр похвастался, что сегодня не пил водки и мёл улицу.

Из окна Костылевых слышится крик Наташи, что её убивают. Сатин и Лука идут туда.

Квашня и Настя привели под руки Наташу (ей сестра с мужем на ноги опрокинули кипящий самовар). Василиса пытается её ещё бить, но Сатин не даёт и зовёт Пепла.

Прибегает Пепел. Костылев кричит Медведеву, чтобы хватал его. Пепел бьёт Костылева, тот падает.

Василиса кричит, что Пепел убил её мужа. Сатин уверяет, что за убийство в драке много не дадут, и чтобы Пепел звал его в свидетели.

Пепел сказал, что ему оправдываться не надо, что он хочет подвести под суд Василису, так как она уговаривала его убить мужа.

Наташа говорит, что всё поняла — Пепел с Василисой всё подстроили, они любовники, а Костылев и Наташа мешали им.

Пепел в растерянности, а Наташа проклинает его и сестру и почти в беспамятстве кричит, чтобы их судили и взяли в тюрьму и её.

Акт 4

В ночлежке нет уже комнаты Пепла — переборки сломаны.

Постояльцы беседуют о Луке, исчезнувшем во время суматохи. Говорят, что он жалостливый, не обижал людей.

Барон убеждён, что Лука — шарлатан, а Клещ сказал, что странник не любил правды.

Сатин говорит, что Лука — не шарлатан, что он врал из жалости. Сатин убеждён, что утешительная ложь нужна слабым душой людям и тем, кто притесняет людей. Первых она поддерживает, а вторые прикрываются ею. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» — восклицает Сатин.

Настя говорит, что Наташа пропала из больницы.

Сатин продолжает рассуждать и говорит, что человека не нужно унижать жалостью, а надо уважать.

Актёр попросил молящегося Татарина помолиться за него, выпил водки и быстро вышел в сени, крикнув: «Ушёл!»

Приходят Медведев и Бубнов с водкой, Бубнов зовёт всех петь. Зоб запевает песню про тюрьму. Входит Барон и кричит, что на пустыре Актёр удавился. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

Заключение к краткому пересказу

В пьесе М. Горького «На дне» раскрыты темы:

  • трагедия отверженных людей;
  • смысл жизни;
  • правда и ложь;
  • надежды и мечты.

Основная мысль (идея) пьесы: тем, кто оказался «на дне», нужна не жалость и утешение, а реальная помощь. Но она будет действенна, только если человек сам захочет вернуться к нормальной жизни.

Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по актам — для подготовки к уроку литературы.

Многомудрый Литрекон подготовил итоговое сочинение на тему: Куда ведет жизненный путь человека? Аргументы, тезисы, вступление и заключение — вот содержание работы. Приятного просвещения!

Вариант 1

(431 слово) Все мы хотим знать, куда ведет наш жизненный путь? Считается, что эта тайна никогда не откроется человеку раньше срока. Однако умные люди всегда могут прогнозировать будущее и планировать свои шаги. Если не будет каких-то из ряда вон выходящих случаев, то целеустремленная личность окажется там, где и хотела оказаться. Есть литературные примеры, которые это подтверждают.

Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Герой все силы посвятил личному обогащению. Он жертвовал всем своим временем, лишь бы преуспеть и стать одним из тех, на кого он ровнялся. Автор делает намеки на то, что труд Господина был не самым легким и приятным, ведь ему приходилось даже бить своих работников. Ради чего все это? Герой мечтал о том, что сможет отойти от дел и насладиться роскошью. Так и произошло, расчеты оправдались: теперь Господин едет на шикарном лайнере рядом с наследными принцами на лучшие курорты мира. Однако финал этой истории успеха трагический: на Капри герой умирает от приступа. Вот куда его привел жизненный путь. Но разве этого нельзя было спрогнозировать? Итог вполне логичен: человек не отдыхал все 50 лет своей жизни, а тут вдруг начал много пить, ходить по притонам и предаваться всяким запретным удовольствиям. Конечно, его организм не выдержал. Если бы Господин подумал о последствиях своего отдыха, он бы понял, что его ждет. А если бы он поразмышлял о жизни в целом, то больше времени уделял бы себе и семье еще в молодости.

Человек всегда понимает, куда идет, но часто ему не хватает сил на решительные действия. Это доказывает пример из рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Дмитрий Старцев служил благородной цели — лечил людей. Он приехал в захолустье, чтобы помочь тем, кто не мог рассчитывать на качественную медицину. В первые годы работы он «горел» своей деятельностью, его интересовала наука. Но рутина, неудачи в личной жизни, окружение и слабость духа постепенно развратили молодого врача. Он потерял мотивацию трудиться и теперь имел дело с больными только ради личного обогащения. Все его идеалы испарились. И самое страшное в том, что он видит свое движение в тупик, но ничего не предпринимает, чтобы спастись. «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу» — так говорит Дмитрий о своей судьбе. Он знает, что жизненный путь ведет к деградации, одиночеству, тоске, но не меняет направления.

Таким образом, люди знают, куда движутся, что получат в финале, если мыслят здраво. Все можно просчитать и запланировать, и зачастую прогнозы сбываются, если данные верны. Поэтому так важно думать о своей судьбе и корректировать ее постоянно, а не слепо надеяться на то, что «пронесет», и все наладится само собой. 

Вариант 2

(424 слова) Всем интересен вечный вопрос философского характера, который звучит так: «Куда ведет жизненный путь человека?». Совсем не нужно гадать на кофейной гуще или искать колдунью, чтобы узнать ответ. Достаточно проанализировать поступки людей и спрогнозировать их последствия. В эти размышления всегда полезно включить подробности о происхождении, характере и склонностях того, чью дорогу требуется изучить. Сделаем это на примере героев из литературы.

Проанализируем персонажей пьесы М. Горького «На дне». Судьба Актера была предрешена с самого начала его недуга. Когда герой увлекся алкоголем, его падение стало лишь вопросом времени. Всем известно, что пристрастие к спиртному лишает человека лучших способностей и качеств, а также подавляет волю. Поэтому артист не смог выступать, обеспечивать себя, а в финале свел счеты с жизнью, осознав полную зависимость от дурмана. Эта история позволяет убедиться, что дорога человека, который не управляет собой, всегда ведет в тупик. Определенная закономерность прослеживается и в судьбе Пепла. Даже Лука сказал ему, что Василиса доведет его до тюрьмы. Влияние Костылевых всегда вредило слабовольному герою. Из-за Михаила он уже не раз отбывал сроки. Да и сам вор понимает, что еще его отец направил его по наклонной плоскости, ведь с детства за Василием закрепилась репутация преступника из-за рода деятельности его папы. Из-за этого он и занялся криминальными делами. Но хитрость Василисы привела его к еще более тяжкому обвинению. Его участь была предсказуема, так как люди, запутавшиеся в преступных схемах, не могут выйти из этой западни и погибают в ней же.

Спасение от этих проблем есть. Человек может изменить направление жизни и прийти к другим результатам. Это доказал М. Горький в произведении «Мои университеты». Главный герой тоже был из бедной семьи и вращался в маргинальных кругах, как и Пепел. Но благодаря чтению книг он осознал, что эта кривая дорожка ведет в тупик. Окружение тащило его на дно, соблазняло легкими деньгами, но рассказчику удалось вырваться из этой среды и найти более добродетельное призвание. Он смог вовремя понять, где он окажется, если не изменит жизненный путь, направленный к каторге, нищете и ранней гибели. И герой стал учиться самостоятельно, развивать свои таланты, чтобы преуспеть честно и изменить свою судьбу, написанную ему на роду. И ему это удалось, ведь произведение автобиографическое, и мы знаем, что Алексей Пешков стал известным писателем. Вот так прогнозы помогают узнать и корректировать свою дорогу.

Таким образом, люди вполне могут узнать, куда ведет их жизненный путь, и добиться желаемого, если проанализируют свое поведение и дадут ему беспристрастную оценку. Если на этапе логического планирования уже очевидно, что дорога чревата рисками, опасностями, проблемами, то никогда не поздно свернуть с нее туда, где будет лучше. И свой итог всегда можно просчитать и предвидеть.

Автор: Гоголь Николай Васильевич, родился в 1809г, умер в 1852г. Один из классиков русской литературы, писатель, поэт, критик. Самые известные произведения — «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Петербургские повести».

Название: «Мертвые души»

Жанр произведения: поэма в прозе

Тема произведения: Галерея пороков современного автору общества

     Число страниц: 352

Год написания повести поэмы «Мертвые души» — 1835. Впервые напечатана в 1842 году. Произведение было задумано как трехтомник. Но второй том был впоследствии утрачен, сохранились лишь черновики отдельных глав. Третий том написан не был. Сюжет автору подсказал А.С. Пушкин.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Чичиков – отставной чиновник. Типаж шулера, авантюриста. Практичен, обходителен в общении, легко находит общий язык с любым человеком.  Очень следит за внешним видом, франт. Ловок, предприимчив. «Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!.. — Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу».
  2. Манилов – помещик. Мечтательный, слабовольный, не способный к активной деятельности. Любит украшать свою жизнь, ощущает себя живущим в сентиментальном романе. О хозяйстве не заботится.  «…другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…»
  3. Коробочка – помещица, вдова. Рачительная, практичная хозяйка. Не интересуется духовной жизнью, ей важно только то, что приносит выгоду. Знает по именам всех своих крестьян. «Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят».
  4. Ноздрев – молодой помещик. Пышет здоровьем, крепкий, удалой. Во всем ищет удовольствий, воспитанием двоих детей не интересуется. Живет с размахом, легко делает долги, о завтрашнем дне не думает. Азартный игрок. Хозяйство держит в запустении, но любит хвалиться, каким оно было раньше. Экспрессивный, поверхностный.  «Экой ты, право, такой! с тобой, как я вижу, нельзя, как водится между хорошими друзьями и товарищами, такой, право!.. Сейчас видно, что двуличный человек!»
  5. Собакевич – зажиточный помещик. Прямолинейный, грубоватый. Обладает житейской хитростью и сметкой. Ценит практичность и серьезный подход к делу. «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».
  6. Плюшкин – старый помещик. Патологически скуп. Одинокий. Хозяйство в полном упадке. Подозрителен, везде видит подвох и обман.  «Приказные такие бессовестные! Прежде, бывало, полтиной меди отделаешься да мешком муки, а теперь пошли целую подводу круп, да и красную бумажку прибавь, такое сребролюбие! Я не знаю, как священники-то не обращают на это внимание; сказал бы какое-нибудь поучение: ведь что ни говори, а против слова-то Божия не устоишь».

    Среди героев поэмы «Мертвые души» нельзя выделить положительных, каждый из них представляет собой определенный типаж помещика современного автора миру, и показан с негативной стороны.

    Время и место действия поэмы «Мертвые души» — 30-40 года XIX века в России, губернский город N.

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»

  1. Отставной чиновник Павел Иванович Чичиков приезжает в уездный город. Его цель – покупка душ умерших крестьян, которые по документам числятся живыми.
  2. По приглашению помещика Манилова он отправляется к нему в деревню. Путешествуя далее, он знакомится с различными типажами помещиков и каждого уговаривает продать ему мертвые души. Все они реагируют на предложение в соответствии со своим характером, портретом, мировоззрением.
  3. Непрактичный Манилов отдает ему души даром. Рачительная Коробочка долго торгуется и отдает меньше 20 душ, каждого крестьянина она знает поименно. Ноздрев долго куражится, предлагая Чичикову то купить в довесок жеребца, то выиграть мертвые души в шашки, в итоге сделка срывается. Хитрый Собакевич готовно продает души, расхваливает их, как живых и плут Чичиков сам чувствует себя обманутым. Патологически скупой Плюшкин радостно продает Чичикову мертвые души, лишь бы тот не передумал. 
  4. Чичиков подсчитывает, что ему продано 400 душ. Записи о них соответствуют характерам помещиков. Чичиков представляет себе судьбы умерших крестьян.
  5. По городу распространяются слухи о богатстве Чичикова. Ему оказывают повышенное внимание, им интересуются женщины. Но постепенно город наполняют слухи о его странной сделке, начинаются различные домыслы, и Чичиков становится персоной нон-грата. Жители города рассказывают о сделке с мертвыми душами прокурору.
  6. Ноздрев навещает заболевшего Чичикова и рассказывает ему о происходящем. Чичиков решает уехать. При выезде из города он встречает процессию, которая хоронит прокурора. Повествование уходит в рассказ о детстве и юности Чичикова.
  7. Раскрывается, что идея скупать мертвые души пришла Чичикову, когда он занимался передачей документов на крестьян в опекунский совет. Ему платили на каждого, кто числится живым по документам. Именно для продажи в опекунский совет он и решил собирать «мертвые души».
  8. В начале второго тома Чичиков приезжает к молодому барину Андрею Тентетникову. У Тентетникова он знакомится с различными помещиками, но уже более осторожен в своей скупке мертвых душ. Далее повествование оборвано.
  9. В продолжении Чичиков появляется на ярмарке. Выясняется, что на него накопились доносы, Чичиков арестован. Он сидит в подвале, шкатулка с ценными бумагами утрачена. Связи с чиновниками, рассчитывающими на взятку, помогают ему запутать дело, освободиться и уехать из города.

Главная мысль поэмы «Мертвые души».

Поэма раскрывает полную и неприглядную картину жизни в России в этот исторический период. В ней соседствуют скупость и мотовство, алчность и непрактичность, бюрократия, коррупция. Крестьяне воспринимаются исключительно как имущество, предмет сделки, они совершенно бесправны. Нравственное очищение Чичикова, изначально задуманное авторов, только намечено во втором томе, текст которого был уничтожен.     

Отзыв о поэме «Мертвые души»

Поэма впечатляет поразительно богатым языком, жизненностью типажей героев, прекрасными описания природы, точнейшими бытовыми описаниями. Уже скоро два века, как «Мертвые души» привлекают исследователей и литературоведов. Одни полагают, что в поэме воплощена «Божественная комедия» Данте, другие сравнивают Чичикова со странствующим Одиссеем. Поэма, как и многие произведения Гоголя, разошлась на цитаты и образы, сохраняющиеся в русской речи по сей день — «маниловщина», «Плюшкин», «мертвые души». Произведение многопланово: это одновременно и философская притча, и острая сатира, и лирическое повествование. От других произведений Гоголя ее отличает отсутствие мистики, свойственной автору, оно очень реалистично.  И тем более печально, что типажи поэмы, равно как и ее проблематика, легко узнаваемы и в наши дни.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Больше всего мне запомнилось начало шестой главы, слова автора – воспоминания о том, как в детстве он подъезжал к незнакомому месту. Так живо и естественно описаны мелочи, к которым внимателен детский взгляд, даны меткие характеристики всего, что окружало героя. Перед читателем предстает реальная картина уездного городка со всеми его характерными приметами: лавками торговцев, церковью, детворой на улицах, помещичьими домами. Очень ярко показан контраст детского любопытства, постоянной жажды новых впечатлений и взрослой скуки, упадка,  пресыщенности: «Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность».  

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Бричка – лёгкая повозка для перевозки пассажиров
  • Вельможа – важный и знатный человек
  • Губернский город – главный в губернии
  • Кабак – питейное заведение
  • Ларчик – маленький ларец
  • Половой – трактирный слуга.
  • Фрак – торжественный мужской костюм
  • Хомут – часть упряжи лошади

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Давненько не брал я в руки шашек!
  • Позвольте вам этого не позволить
  • Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.
  • Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.
  • Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит.
  • Господи боже! Какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием!
  • Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории.
  • Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.
  • Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Рассказ — термин «Р.» в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаич. литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде и т. п. Так. обр. этим термином (как впрочем и всяким другим жанровым термином) обозначается собственно не один жанр какого-либо определенного стиля, а целая группа близких, сходных, но не тождественных жанров, имеющих место в литературе различных стилей. При этом естественно на периферии этой группы мы находим целый ряд переходных, смежных форм, к-рые не дают возможности резко отграничить соответствующий материал от материала других близких жанров. Это однако не может помешать отличить Р. от других литературных видов, установив его типические признаки и закономерность его сложения в его классической форме при определенных исторических условиях и в определенных стилях, с одной стороны, и закономерность его использования и возникновения модификации форм Р. в иных стилях — с другой.

       В зап.-европейской литературе соответствующая жанровая группа обозначается термином «новелла» (см.), который является по существу синонимом термина «Р.». Правда, у нас наличие этих синонимических терминов вызывало (у формалистов особенно) стремление диференцировать их. Так, нередко новелла определялась как разновидность Р., отличающаяся особенной заостренностью завязки и развязки и напряженностью в развитии сюжета. Однако подобного рода терминологические разграничения не более чем условны, т. к. в своем историческом возникновении и дальнейшем развитии русский Р. вполне аналогичен зап.-европейской новелле. Как там новелла, так у нас Р. выделился из всей повествовательной литературы вообще в аналогичные исторические моменты, определившись прежде всего характером содержания, направленного на реальную действительность. У нас это имело место в XVII—XVIII вв. в связи с ростом оппозиционных старому феодальному порядку тенденций. Наиболее интенсивно в этот период Р. развивался в стилях «третьего сословия». Обострение социальных противоречий и культурно-идеологический рост творящих литературу классов и обусловливают на данном этапе оформление жанра Р. В противовес общему характеру преобладавшей в предыдущие века письменности (церковной, религиозной) купеческий или мелкобуржуазный Р. XVII—XVIII вв. нес в литературу реальное, бытовое, житейское содержание, заключенное в четкие композиционные формы, отличающиеся структурной законченностью, напряженной динамичностью сюжета, простотой языка. В противоположность жанровой аморфности средневековой повести, сюжетное строение к-рой в основном следует за естественным ходом событий и ограничивается естественными границами последних (биография героя, история военного похода и т. п.), Р. представляет собой форму, показывающую умение автора выделить из общего потока действительности моменты, наиболее значимые, ситуации, наиболее конфликтные, в к-рых социальные противоречия выступают с наибольшей выпуклостью и заостренностью, стягиваясь в одном событии, служащем фабулой Р. Однако связь рассказа XVII—XVIII вв. в стилях «третьего сословия» с более традиционными жанрами выражалась в упорном сохранении старых терминов — «повесть», «сказка» — в применении к ранним Р. («Повести» о Карпе Сутулове, о Шемякином суде и т. п., «сказка» Чулкова «Досадное пробуждение» и пр.). Как определенный литературный термин «Р.» начинает входить в употребление в начале XIX в., но еще у Пушкина и Гоголя термином «повесть» объединяются произведения, часть к-рых мы бы определенно отнесли к Р. или новелле («Выстрел», «Гробовщик», «Коляска» и т. п.).

       Так. обр. Р. сформировался как жанр, выдвинутый ростом в литературе буржуазных течений, буржуазных стилей. Далее Р. завоевывает свое место в самых различных стилях, в каждом из них модифицируясь и по идеологической значимости и формально. Углубленно-психологический рассказ Чехова, «опрощенный», «народный» рассказ Л. Толстого, мистически-символистский рассказ Ф. Сологуба, социально заостренный реалистический рассказ М. Горького — все это различные и по содержанию и по художественным средствам Р.

       Жанровые формы Р., в стилях «третьего сословия» отвечавшие потребностям прогрессивно-реалистического отражения действительности, в дальнейшем используются также и в противоположных целях — в целях мистического преломления реальной жизни писателями реакционных классов. Ф. Сологуб напр., обращаясь к отражению окружающей его бытовой действительности, наряду с большой эпической формой — романом — дает и Р., в к-рых налицо ряд характерных признаков этого повествовательного типа: небольшой размер, ограничение фабулы одним событием, протекающим в обстановке обычной действительности, прозаическая форма и т. д. Однако в силу того, что этот автор преломляет действительность мистически, ирреально, его рассказы тесно граничат с другими жанровыми группами малой эпической формы — религиозной легендой, сказкой, — вбирая в себя признаки этих последних (напр. внесение элементов чудесного в обрисовку персонажей, в развитие сюжета), что однако не дает основания отождествлять все эти различные повествовательные типы.

       Отсюда — глубочайшее различие Р. в разных стилях при наличии некоторой структурной однородности Р. как определенного типа малой эпической формы (ограниченное число персонажей, показанных вокруг одного центрального события, отсутствие развернутой жизненной истории персонажей, ограниченный размер и т. д.).

       Так. обр. содержание термина «Р.» даже в его наиболее широком употреблении — не только в применении к его типичной, так сказать классической форме, но и в дальнейших своих трансформациях — сохраняет определенные указанные выше признаки. Они гл. обр. определяются социальными условиями, выдвигающими реализм как художественный метод. Этих немногих признаков однако достаточно для того, чтобы уяснить соотношение Р. с другими близкими жанровыми формами. Повесть напр. в противоположность Р. излагает не один лишь случай, а развертывает целый ряд событий, составляющих единую линию судьбы того или иного персонажа или развития более или менее длительного процесса. В соответствии с этим, если в Р. мы имеем интенсивное построение сюжета, при к-ром нити жизненной судьбы действующих лиц стягиваются в один узел данного события (так наз. «тотальность» новеллистического сюжета), то в повести мы видим экстенсивное его развертывание, при к-ром повествовательное напряжение равномерно распределяется в целом ряде моментов (событий). Тем самым повесть представляет более широкую по охвату материала и обычно (но не всегда) по размерам форму, чем Р. Ср. в качестве образцов Р. «Мятель» Пушкина и повесть «Записки маркера» Л. Толстого, повести Чехова «Степь», «Мужики» и др. с его же рассказами и т. д. С другой стороны, в этой же плоскости мы отграничиваем Р., излагающий хоть и один случай, но в ряде ситуаций, с указанием обстоятельств дела, описанием обстановки и т. д., от анекдота как наименьшей (зачаточной) повествовательной формы, дающей лишь одну острую, комическую ситуацию, суть к-рой заключена часто в одной меткой фразе. Понятно, что между Р. и повестью, Р. и анекдотом легко найти промежуточные формы. Так, в переводных фацетиях мы находим образцы коротеньких анекдотических рассказиков. Присоединение к такому краткому анекдоту-рассказу моралистически обобщающего вывода превращает его в басню, приобретающую благодаря этому более или менее аллегорический характер, что мы и видим в ряде тех же фацетий. В иной плоскости лежит критерий различения Р. от сказки и легенды и Р. от очерка: по объему, по сюжетной динамике Р., сказка, легенда представляются близкими формами. Но первый отличается от двух последних своей реалистичностью (в типических формах) или хотя бы направленностью тематики на реальную действительность (хоть и фантастически преломляемую). Однако в этом отношении Р. противостоит только лит-ой сказке, но не фольклорной, т. к. по принятой традиционной терминологии последняя обнимает произведения не только мифического и фантастического характера, но и реалистически-бытового и исторического. Термин же «Р.» применяется лишь к литературным произведениям, хотя среди устных сказок легко найти типические образцы реалистической новеллы. Как уже не раз говорилось, для всех указанных соотношений могут быть найдены переходные формы. Даже такой, казалось бы, постоянный признак рассказа, как прозаическая форма, относителен, — мы знаем образцы Р. в стихах (Некрасов — «Филантроп», Майков — «Машенька» и т. п.). Однако во всех таких случаях, при отсутствии какого-либо характерного для Р. признака, очевидно налицо остаются другие, иначе не применим был бы к данному произведению самый термин «Р.». При всем том необходимо подчеркнуть, что указанные признаки Р. отнюд не представляют что-то неподвижное, неизменяющееся, наоборот, их конкретное осуществление в разных стилях чрезвычайно многообразно и существенно различно. Так, в одних стилях «тотальность» фабулы Р. проявляется в необычайности события, неожиданно определяющего судьбу героев («Выстрел» Пушкина), в других, наоборот, — в его бытовой ординарности (рассказы Чехова), в третьих — в его широкой социальной обобщенности (рассказы Горького). В соответствии с этим модифицируются и другие стороны поэтической структуры Р.: всегда законченный, целостный сюжет Р. в одних стилях движется силой индивидуально-психологических импульсов более или менее исключительных («Выстрел») или обыденных (рассказы Чехова), в других — социальными противоречиями (рассказы Горького). Изменяется функция фона, обстановки, действия и т. д. (малый удельный вес бытового фона в «Выстреле» и большой — в рассказах Чехова, широкий социальный фон у Горького и пр.). Отсюда — многообразие разновидностей рассказа: Р. бытовой, сатирический, авантюрный, психологический, фантастический и т. д. Рассказ вообще мы находим во многих стилях. Но каждый из них тяготеет к определенному виду (или ряду видов) Р., давая опять-таки своеобразную конкретную форму этого вида. Нетрудно понять, почему напр. Салтыков-Щедрин, представитель революционной крестьянской демократии, выдвигает жанр сатирического Р. — сказки с «эзоповым» языком, народник-либерал Короленко — бытовой Р., писатель упадочнической мелкой буржуазии Ф. Сологуб — мистико-фантастический и т. д. В нашей советской литературе преобладает Р. с широкой социальной тематикой. Эта тематика не всегда дана в подлинно реалистической трактовке: нередки примеры поверхностного бытовизма (например в рассказах Подъячева), одностороннего «биологического» психологизма («Тайное тайных» Вс. Иванова) и т. д. И хотя советская литература уже выдвинула ряд достаточно крупных мастеров Р. (Бабель, Тихонов, Вс. Иванов, Зощенко, Эрдберг, Габрилович и др.), все же Р. стиля социалистического реализма находится в процессе своего становления. Между тем специфические художественные средства Р. — сжатость, лаконизм, динамичность, напряженность восприятия, относительная простота и доступность и т. д. — обусловливают его особую действенность. И если большое полотно романа отражает широкие линии социального процесса современности в едином композиционном охвате, то в Р. художник сосредоточивает внимание на отдельных моментах, эпизодах, сторонах этого процесса, к-рые также заключают в себе существенные черты изменяющейся действительности. Поэтому литература социалистического реализма, как жанрово наиболее богатая и многообразная, в общей системе своих жанров отводит надлежащее место и Р., критически осваивая огромное новеллистическое наследство прошлого.

Источник: «Литературная энциклопедия». — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

На чтение 20 мин. Просмотров 1 Опубликовано

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

analiz-staruha-izergil-gorkiy-50327.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр – Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко – легенды.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>

    • <label>1894;</label>
    • <label>1895;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родной земле. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, вникал в проблемы. Встреченные писателем люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, случившиеся в их жизни, легенды и сказки. Внимательный слушатель, писатель брал их рассказы в основу сюжетов своих произведений. Таким образом был создан и рассказ «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения которого приводится ниже.

Год написания — 1894 г.

История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль».

Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом.

Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история является противопоставлением третьей, а вторая часть — история жизни самой Изергиль.

Жанр — Эпический рассказ.

Направление — Интересно и направление этого произведения, если две крайние части принадлежат к романтизму, с элементами мифологии и фантастики, то вторая часть — ярко выраженный реализм.

Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Антоновские яблоки»

Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года. Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность. Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.

Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.

В произведении М. Горького охвачена большая и разносторонняя тематика вопросов, волновавших автора.

Во — первых, это тема свободы. В каждом из трех рассказов есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по — своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь независимыми и свободными от стадного понятия. Данко — положительный герой, который мечтает привести племя к свободе и свету, не обращая внимание на его ропот. Старуха Изергиль так же свободна от предрассудков, навязываемых обществом. Она свободна и независима до такой степени, что на закате жизни сожалеет об этом. Ларра — считается отрицательным героем. Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, своей свободой и независимостью поправший свободу других людей, и остался один, свободный и независимый, но несчастный.img7.jpg

Каждого из героев произведения касается и тема любви. Данко всем сердцем любил народ, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и он сделал. Ларра тоже любил, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не дала счастья.

Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда — то и она была молодой. Она любила много и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она просто растеряла свою любовь по мелочам, и тоже не получила ничего взамен.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)

Тема отношений человека с обществом. Невозможно человеку находится вне социума. Все три героя играют разные роли в обществе. Данко — лидер, и общество идет за ним. Он все делает для общества. Ларра отвергает общество, он ставит себя выше его, и превращается в изгоя. Изергиль растеряла себя впустую, никому не принеся пользы, и жизнь ее растрачена напрасно.

В легенде о Данко писатель показал историю развития общества. Из темноты невежества и дикарства народ пришел к свету. Ценой жизни Данко дал народу свет и свободу.

Композиция построена, как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и самоуверенный человек, противопоставивший себя обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть, и бродит тенью, ища успокоения. Это история, как и последняя, имеет элементы фантастики, и похожа на сказку.

Во второй части старуха Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Бурной и насыщенной была ее молодость, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысл жизни, прожив бесцельно.

Третья история — легенда о Данко. Здесь также присутствуют фантастические мотивы. История о человеке, старавшегося для людей, и погибшего, чтобы жили они.

В «Старухе Изергиль» анализ произведения показывает, что две части произведения, фантастические, противопоставлены друг другу, имеют романтическое направление. Вторая часть — чисто реалистическое направление. Таковы особенности композиционного построения рассказа.

Старуха Изергиль — это реальный образ в рассказе, который может выражать свои мысли, излагать свои суждения, в этом и смысл названия произведения.

Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Сон смешного человека»

Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

В «Старухе Изергиль» содержатся три истории, и повествование получается «рассказ в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а среднее — направление реализма, где ярко выражены реальные события и герои.

Содержание:

Данный рассказ изучается в программе школьного курса литературы, мы предлагаем вам прочитать краткое содержание произведения «Старуха Изергиль». Жанр произведения до сих пор находится под вопросом. Одни утверждают, что это повесть, а другие считают, что рассказ. Такое произведение можно назвать рассказом в рассказе. Мы подготовили для вас произведение в сокращении, чтение которого займет всего 5 минут.

Главные герои рассказа

Всего в произведении было два основных героя – рассказчик и старуха Изергиль, которую он встретил на своем пути. Помимо этих персонажей, были и другие, их описание приведено ниже в виде таблицы.

Персонаж

Описание

Рассказчик

Об этом персонаже в рассказе практически ничего не сказано. Он встретил Изергиль, а она начала ему рассказывать истории, которые он однажды уже слышал.

Изергиль

Саму старуху Изергиль можно назвать главной героиней рассказа. Именно ее встречает основной персонаж и слушает все эти удивительные истории. Она рассказывает по ходу произведения три истории, а именно легенды о Ларре и Данко, и историю своей жизни. В молодости она была достаточно красива, но теперь у нее уже нет той самой красоты, и это помогает понять читателю, насколько скоротечна жизнь.

Ларра

Данный герой является персонажем первой легенды, рассказанной старухой Изергиль. Однажды орел похитил красивую молодую девушку, а через много лет она вернулась со своим сыном, рожденным от него. Его звали Ларра, он был очень гордым и считал себя лучше всех. В порыве гордости и самолюбия он убивает отказавшую ему в любви девушку. В наказание за это народ изгоняет юношу из своего племени и обрекает на бессмертие и одиночество. Сначала Ларру устраивает данное наказание, но спустя много лет он решает прийти к людям за тем, чтобы попросить прощения, а также наконец умереть от рук человека. Но народ лишь высмеял его просьбу и отказался его убивать. С тех пор Ларра превратился в тень, которая вынуждена скитаться и напоминать всем о грехе гордости.

Данко

Вторая сказка Изергиль о молодом юноше Данко, который очень любил весь людской род. Люди, живущие в темных непроходимых лесах, мечтали о том, чтобы выйти к свету, и Данко решил провести их сквозь темный лес. Но на середине пути силы людей иссякли, и они стали гибнуть от бессилия и усталости. Тогда они напали на Данко, обвинив его в том, что он не может вывести их из леса. Юноша слишком сильно любил людей, поэтому не мог их подвести и оставить умирать. Он вырвал из груди пылающее сердце и отдал его людям для того, чтобы он смогли осветить себе путь и выбраться из леса. Они смогли выбраться из леса, но Данко это сделать так никто и не помог.

Второстепенные персонажи

Ниже приведен список второстепенных героев и их характеристика.

Персонаж

Описание

Рыбак

Он познакомился с Изергиль, когда той было всего 15 лет. Она встречалась с ним около трех месяцев, но вскоре ей стало скучно потому, что он лишь пел, да целовался.

Гуцул

Еще один ухажер в то время еще молодой девушки. Он был огненно рыжий и иногда бил Изергиль. Его и рыбака повесили за преступление.

Турок

Изергиль жила с этим турком в гареме. Ее украли и привезли к нему, чтобы она стала его восьмой женой.

Сын турка

Когда ему исполнилось 16 лет, Изергиль сбежала с ним в Болгарию, после чего он умер.

Поляк

Он часто обижал Изергиль. Однажды он ее оскорбил, а она его за это утопила.

Пан с изрубленным лицом

Он умел лишь воевать и больше ничего. Изергиль уважала его и считала достойным человеком.

Шляхтич Аркадак

Он был невероятно красив, но не смог добиться расположения Изергиль, из-за чего бросил ее. Она поняла, что уже была стара и не так красива, как раньше, но все равно помогла ему выбраться из тюрьмы.

Краткое содержание «Старухи Изергиль» по главам

В каждой главе произведения старуха рассказывает путнику историю, которая наводит читателя на размышления.

Общий конспект произведения

Первая глава рассказывает о сыне женщины и орле по имени Ларра. Он также горд и свободолюбив, как орел. Из-за своей гордости Ларра убивает девушку и за это его обрекают на бессмертие и одиночество. Поначалу юношу устраивает данное наказание, он думает, что обрел настоящую свободу, но позже понимает, что это не так.

Во второй части героиня рассказывает о своей жизни, здесь раскрывается тема любви, гордости и жертвенности. Изергиль любила многих мужчин и часто играла на их чувствах, она была горда, пока не встретила шляхтича Аркадака, ради которого убила человека. 

Но из-за своей гордости она отвергла Аркадака, ведь он не любил ее, а был с ней в знак благодарности. Изергиль вспоминает свою жизнь, полную приключений и дает понять, что смыслом жизни она считает счастье, которое ей так и не удалось обрести.

Третья история о юноше Данко. Он пожертвовал своей жизнью ради других людей, но взамен даже не получил благодарности.

Предлагаем вам прочитать краткий пересказ по главам.

Глава 1. Легенда о Ларре

В первой части произведения рассказывается легенда о юноше по имени Ларра. Данный персонаж — сын орла и молодой женщины. Он очень горд и уверен в себе, убежден, что все люди должны любить и уважать его. 

Сначала его полностью устраивала жизнь вне людей, но спустя много лет радость от одиночества сменилась грустью и ненавистью. Ларра приходит к людям и просит прощения за свой поступок, а также молит их о том, чтобы они его убили. Люди лишь высмеяли юношу и отказали ему в просьбе. 

С тех пор тень Ларры скитается по скалам и оврагам, напоминая всем о том, что гордость – это грех.

Глава 2. Жизнь и судьба Изергиль

Во второй части старуха рассказывает герою о своей жизни. Ее судьба удивительна, а жизнь разнообразна. У нее было много любовников, и каждого она любила всем сердцем. Она много путешествовала и побывала везде, даже за границей. 

В возрасте 15 лет она встречалась с рыбаком, но он ей быстро надоел. Потом ее любовью стал гуцул, которого повесили. После этого она даже побывала в гареме в качестве жены турецкого султана, откуда позже сбежала. У нее было еще несколько мужчин, но, в конце концов, она остается одинокой старухой. 

С помощью ее образа Максим Горький стремится показать, насколько все-таки коротка жизнь и то, что каждый проживает ее по-разному.

Глава 3. Легенда о Данко

В последней части герой слушает легенду о Данко. В ней рассказывается о молодом юноше, который всем всегда желал добра. Он решает помочь людям выбраться из темного непроходимого леса. Но народ оказался слишком слаб, и в середине пути люди начали гибнуть. 

Тогда они ополчились на Данко, обвиняя его в том, что он плохо ими управляет. Юноша не стал держать на них обиду из-за этих слов, он вырвал пылающее огнем сердце, которое осветило весь лес, и отдал его людям. 

Оно помогло им осветить свой путь и выбраться из темноты, но когда они вышли к свету, никто даже не вспомнил о добром юноше Данко, который пожертвовал собой ради других.

Краткий анализ произведения «Старуха Изергиль»

Большинство людей, прочитавших эту книгу, склоняются к тому, что главный замысел данного произведения – это рассуждение о смысле жизни. Рассказ или повесть, как предполагают некоторые, включал в себя три истории, в каждой из которых разные герои имеют отличные друг друга судьбы, ценности и характер. 

Первая легенда рассказывает о молодом юноше, гордость которого не знала границ. Из-за своей гордыни он не только убил девушку, но и обрек себя на вечные скитания в одиночестве. Далее, Изергиль рассказывает историю о своей жизни, она не случайно начала ее рассказывать после легенды о Ларре. 

В обоих случаях герои были горды, и Изергиль из-за своей гордости когда-то отвергла шляхтича, теперь же она стара и одинока. 

Последняя история рассказывает о юноше, который слишком заботился о других людях, но забывал о себе. В итоге его бросили умирать, воспользовавшись его жертвой. В каждой из историй читатель может проследить схожесть, которая заключается в размышлении о том, для чего мы живем.

История создания

Дата написания рассказа – 1895 год. В апреле 1891 г. Максим Горький посещал Бессарабию, атмосфера которой и вдохновила писателя на создание данного произведения. На протяжении четырех лет автор писал этот рассказ, и только в 1895 году свет увидел «старуху Изергиль».

Тема

Основная тема произведения – это поиск ответа на вопрос: «В чем смысл жизни?». В рассказе раскрыто несколько тем, которые помогают найти ответ на этот вопрос. 

Например, в первой части задета тема гордыни и взаимоотношений с людьми. 

Во второй части говорится о любви, эта история немного пересекается с первой, там также присутствует тема гордости и тщеславия. 

В третьей главе рассматривается тема жертвенности и слабости людей, которым было проще обвинить Данко в том, что народ начал гибнуть.

Смысл названия

В рассказе было описано 3 истории, среди которых центральное место занимает жизнь старухи Изергиль, тем не менее рассказ назван именно в ее честь. Все потому, что Изергиль является реальным человеком, именно ее персонаж встречает на своем пути, а затем слушает легенды и историю о ее жизни. 

И не случайно жизнь Изергиль описана именно посередине между историей о Ларре и о Данко, ведь эта женщина объединяет в себе те качества, которые для героев стали роковыми, а именно – эгоизм и альтруизм. 

Судьба Изергиль похожа на судьбу героев легенд, которые она поведала слушателю. Ларра был слишком эгоистичен, поэтому ему ничего не стоило убить невинную девушку, а Данко, наоборот, был готов пожертвовать своей собственной жизнью ради других людей. 

К Изергиль же относятся оба качества. Она любила себя и хотела прожить эту жизнь счастливо, потому смело играла на чувствах других людей, и в этом проявлялся ее эгоизм. Но ради того, кого она полюбила всем сердцем, Изергиль, рискуя своей жизнью и свободой, убила человека.

Композиция

Произведение является рассказом в рассказе. В нем описано 3 различные истории, имеющие общие признаки. Таким образом, читатель сможет поразмышлять над тем, что хотел ему донести автор и что общего у этих историй.

Жанр

Жанр произведения «Старуха Изергиль» — рассказ. Он небольшой по объему, а главной героиней является непосредственно Изергиль, сквозь жизнь которой и проходит сюжетная линия.

Направление

Данный рассказ создает новое литературное направление – романтизм и является самым первым произведением в данном направлении.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/staruha-izergil/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html
  • https://factstore.ru/staruha-izergil-analiz-proizvedeniya/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/starukha-izergil.html

  • Рассказ горького мать краткое содержание
  • Рассказ горького макар чудра краткое содержание
  • Рассказ горького челкаш краткое содержание
  • Рассказ горького 4 буквы сканворд
  • Рассказ горького карамора читать