Рассказ горе от ума в кратце

В. д. 21 ч. 10 мин. аким нырнул. нырять в фурако было запрещено. осуподзин акимо, - смешно коверкая слова, говорил

В. Д.

21 ч. 10 мин. 

Аким нырнул. 

Нырять в фурако было запрещено. Осуподзин акимо, — смешно коверкая слова, говорил переводчик, и все члены японского отряда во главе в начальником, похожим на красивого актера с красивым именем из старого фильма про самураев (аким имени не вспомнил, сделаем это за него – Тосиро Мифунэ), склонились в почтительном поклоне, переломив спины, подтверждая тем самым важность этих слов, — нырять в фурако соверисенно нерзя! 

Начальник отряда сложил ладони домиком и еще раз поклонился. 

— Хорошо, — сказал осуподзин акимо, — не буду. 

Он знал, что обещания своего не сдержит. Лишь один человек на всем свете мог запретить ему, господину акиму, нырнуть в фурако. Но, как надеялся аким, этот человек ничего не знал ни о подарке таинственного дарителя, ни о связанных с этим подарком обещаниях. 

Аким Кишкентаев (в старые добрые времена, объявленные ныне недобрыми, он назывался бы губернатором) имел все, что положено иметь тем, кто достиг его возраста и общественного положения, и осознание этого факта отравляло акимову жизнь ежедневно и ежечасно. Он хотел большего.

Великолепный пятиэтажный особняк с башнями в стиле чимкентское рококо южным фасадом был обращен в строну горной гряды, за которой начинались владения китайского богдыхана, северная же сторона глядела окнами в английский парк, разбитый на угодьях обанкротившегося свекловодческого хозяйства «Кызыл Балдырган».  Но и пятиэтажный особняк ненавистного предшественника, акима Кошкарбаева, оказавшего любимому руководителю неоценимые услуги щепетильного характера, о которых мы не будем распространяться, уважая право властителей на невмешательство в частную жизнь, так же глядел и на горы, и на английский парк, и так же расхаживали по соседскому саду павлины, оглашая южные ночи леденящими кровь вскриками…   

Когда любимый дельфин любимой подруги любимого руководителя откусил любимой хозяйке левое ухо и частные дельфинарии в стране были повсеместно запрещены, Кишкентаеву передали высочайшее разрешение сохранить свой дельфинарий и даже пополнить коллекцию питомцами разжалованного дворцового аквапарка. Но радость была недолгой: выяснилось, что такой же привилегией одарили и ненавистного Кошкарбаева, и остальных акимов Свежеиспеченной Южной Республики. 

Жертва взбесившегося дельфина по понятным причинам не могла долее оставаться во дворце. Сначала ее хотели отправить посольствовать в одно отдаленное аравийское королевство, где неблагоприобретенная особенность была бы надежно сокрыта протокольным никабом, но пока готовились верительные грамоты, отношения с королевством испортились по не зависящим от сторон причинам, и несостоявшаяся посланница была отправлена к родственникам в далекий степной аул с откупными, размер которых при известном усилии ума можно было бы определить как умеренно-щедрый. 

Сумасшедшего дельфина, виновника переполоха, определили на постой в дельфинарий бывшего акима Кошкарбаева. Кишкентаев долго гадал, хороший это знак или дурной, но к определенному выводу так и не пришел. 

Мука неудовлетворенности терзала акима много лет, то притупляясь, то вспыхивая, как тяжкая хроническая хворь, пока в ворохе официальной корреспонденции не обнаружился странный конверт. 

На первый взгляд ничего необычного в нем не было – но только на первый. Полупрозрачная плотная бумага будто лоснилась в пальцах. Каллиграфическая вязь выведенного от руки адреса, изумрудный оттенок чернил… Люди из службы безопасности акима тщательно обнюхали письмо, смотрели на просвет, сгибали под разными углами и даже проткнули тонкой иглой в нескольких местах, но ничего подозрительного не обнаружили. И все же аким вскрывал загадочный конверт с неожиданной и самого его удивившей робостью.  

Текст был краток и составлен в отменно вежливых выражениях. Автор просит разрешить ему не раскрывать имени, поскольку, как он ни секунды не сомневается, его глубокую личную признательность акиму разделят сотни и тысячи благодарных жителей улуса, которые, возможно, не располагают имеющимися у автора по воле небес возможностями, каковое предположение обязывает автора, да простится ему такая смелость, действовать и от их лица…

 (аким наморщил лоб, стараясь не увязнуть в зыбучих песках восточной велеречивости)

…и ежели его просьба будет благосклонно удовлетворена, умоляет акима принять скромный, почти символический подарок: офуро.

Офуро? – спросил аким. 

Секретарь сгорбился над клавиатурой, одновременно напоминая кормящего аиста и чумного доктора из старой книжки, и лихорадочно забил по клавишам. Потом,  ткнувшись длинным носом в экран, прочитал:

Офуро. Японская баня. 

Это был час триумфа.  Кишкентаев закрыл глаза и в малейших подробностях представил второй подземный этаж своего особняка (первый занимал гараж на двадцать машин и вольер для страусов). Выложенный голубой майоликой хамам соседствовал с русской парилкой, та с финской сауной, была даже в банном комплексе акима напичканная электроникой инфракрасная баня – ни Кишкентаев, ни его гости так и не решились зайти в ее форфоресцирующие недра, предпочитая традиционные способы омовений. Было тут и хранилище коллекции веников, постоянно пополняющееся новыми экспонатами, со сложной системой вентиляции и поддержания влажности. Веники у акима были хвойные, можжевеловые, дубовые, но сам он, человек старой закваски, предпочитал березовые – хоть при желании в этом выборе и можно было усмотреть скрытую оппозицию политическому курсу любимого руководителя на постепенный отход от русской бани в сторону хамама.  И, конечно же, был бассейн с искусственной волной… словом, было все, что полагалось иметь человеку, достигшему акимова возраста и положения. Но не было радости. У ненавистного экс-акима Кошкарбаева, оказавшего любимому руководителю неоценимые услуги щепетильного характера, тот же самый хамам соседствовал с русской, финской и инфракрасной банями, и та же волна катила в бассейне… 

А офуро у него не было! И ни у кого другого в целом свежеиспеченном государстве не было японской бани. А теперь – будет. И само собой пришло решение: самая высокая из четырех башен акимова особняка, глядевшая окнами-бойницами на горную гряду, за которой начинались владения китайского богдыхана, и на владения ненавистного экс-акима Кошкарбаева, будет отдана под щедрый подарок.    

Но кто же – даритель? Аким отогнал тревожную мысль (нет ли какого подвоха в столь щедром презенте?) – в конце концов, и хамам, и русская баня, и сауна, и инфракрасное чудо техники тоже были подарены неизвестными дарителями… которые в подходящий момент, в соответствии с не вчера возникшими нормами и уложениями, раскрывали свое инкогнито. 

Три недели спустя, в час между днем и ночью, что столь короток на юге, аким Кишкентаев поднялся по винтовой лестнице на самую высокую башню своего особняка. Отстав на три ступени, за ним следовал предводитель отряда японских специалистов, монтировавших офуро, за предводителем, двумя ступенями ниже – переводчик. Японцы в строительной униформе, приложив руки к груди и склонив головы, стояли на лестнице на равном расстоянии друг от друга. Со стороны картина выглядела, как сцена из старого японского боевика.  

Человек, похожий на актера Мифунэ, все эти дни руководил работами в башне. Человек-загадка, он будто излучал в равной мере почтительность и независимость – проживший долгую жизнь Кишкентаев впервые видел это сочетание, как ему ранее казалось, несочетаемого. Однажды он пригласил его на ужин и через переводчика, смешно коверкавшего слова, попытался выведать, не знает ли тот что-нибудь о таинственном дарителе. 

Акимо-сан, — выслушав вопрос и глядя на хозяина немигающими черными глазами, проговорил предводитель, — мы – самая старая в Японии и самая уважаемая фирма, которая делает лучшие в мире офуро. Доска из лиственницы из леса со склона священной горы Фудзияма. Циновки из лучшего бамбука с острова Хоккайдо. И, конечно, наш фурако – это лучший в мире фурако…

Фурако? – спросил аким.

Предводитель посмотрел на переводчика.

Фурако, — подтвердил тот. – Куперь. Цутобу купатися. 

Купель, понял аким, большой знаток банной терминологии. 

…и, конечно, невозможно было бы веками сохранять лидерство в нашем деле, не соблюдая самых строгих правил и традиций. Гостя в доме, акимо-сан, я не могу отказаться отвечать на вопросы хозяина… — он выдержал паузу, — поэтому мне не сообщили имени заказчика. 

Вот такой человек руководил работами в акимовом особняке, и теперь он стоял тремя ступенями ниже хозяина на верхней площадке башни. Путь им преграждала бамбуковая ширма. 

Аким оглянулся в нерешительности. Предводитель развел руки в стороны, показывая, как раздвигаются створки из бамбука, и аким, привычный к исполнению не совсем понятных ему ритуалов, в чем , собственно, и заключалась значительная доля его службы, послушно раздвинул ширму. Предводитель одобрительно кивнул, и они переступили порог.

21 ч. 11 мин.

Аким вынырнул.

Предыдущие два часа Кишкентаев провел в давно забытой роли ученика. Он слушал, запоминал, переспрашивал, и лишь когда убедился, что никаких секретов в управлении офуро не осталось и сложный церемониал омовения накрепко запечатлелся в памяти, дал понять предводителю, что готов остаться один. В один из дней, когда монтажники сновали по винтовой лестнице, как муравьи, когда в башне кипела работа, он вдруг понял, что ничья нога не ступит за бамбуковые створки ворот, никто не осквернит его – и только его – японскую баню. А если… — начал было нашептывать внутренний голос, но он пресек неслышный шепот соблазна: нет. Нет, нет и нет. Только он, аким Кишкентаев, и больше никто. Это его офуро, его купель, его кадка с горячими кедровыми опилками. Он даже согласился со строгим запретом натираться мылом – оно изготовлено из жира, вытопленного из убитых животных, и этот жир впитается в поры лиственничной доски. Никакого мыла! 

Но когда, оставляя акима в одиночестве, предводитель обернулся перед бамбуковыми створками и взгляды двух мужчин пересеклись, оба они понимали, что второй запрет – погружаться в купель с головой – вот-вот будет нарушен. Нырять соверисенно нерзя! – трагически восклицал молодой переводчик и возводил очи горе, будто призывая в свидетели всех богов синтоистского пантеона. Но, видимо, многие тысячи километров, разделявшие горную гряду за окнами акимова особняка и священную гору Фудзи, ослабили могущество богов. 

Оставшись один, аким переоделся в клетчатый хлопковый халат, бросил одежду в плетеный короб и устроился за низким столиком. Теплое саке из глиняной бутылки пролилось в чашечку-наперсток. Он помедлил и выпил. 

Нигде за пределами офуро он не стал бы пить этот странный кисловатый напиток… но здесь он будет пить только саке – понял аким и сам удивился своей решительности. Здесь – только саке!

Он перешел к следующему этапу церемонии. Рядом с бутылкой лежала книга. Следовало наугад прочитать одну страницу, минуту размышлять над ней и только после этого уже можно было сбросить халат и погрузиться в купель. 

На обложке стилизованной вязью были выведены слова: «Сокрытое в листве». Аким открыл первую страницу и прочитал: 

«Я постиг, что путь самурая это смерть».

Он поморщился и закрыл книгу. Читать о смерти совсем не хотелось. 

Помедлив, Кишкентаев наугад открыл книжку где-то ближе к середине и дал себе слово дочитать страницу до конца, чего бы там ни было понаписано. Аким он, в конце концов, или не аким?

«Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. 

Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое, нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьём или разрубают мечом. 

Каждый день нужно воображать себе, как ты погибаешь в горящем здании, как тебя уносят огромные волны, поражает молния или присыпает обломками каменных стен во время землетрясения. 

Каждый день нужно переживать падение с высокой скалы, смерть в результате болезни или самоубийство после смерти хозяина. 

Каждый день без исключения нужно считать себя уже мёртвым».

Странные люди эти японцы, подумал аким, один за другим выпивая наперстки саке. Потом решил упростить процесс и стал отхлебывать из горлышка. Что это за жизнь… Представлять, как тебя уносят огромные волны… Поражает молния… Странные люди, странные запреты. Не нырять с головой в фурако…

Он потряс бутылку, чтобы убедиться, что она пуста, сбросил халат и прыгнул в купель. 

один, два, три…

плотная горячая среда приняла его в себя. Он был хорошим пловцом. Задерживал дыхание и на минуту, и больше, нырял и в прорубь…

семь, восемь…

странные люди, почему – нельзя, ведь так хорошо

пятнадцать, шестнадцать

как в материнском чреве, вспомнил он. Такой же покой, растворение в чем-то большом, правильном, добром

двадцать два, двадцать три…

какая ерунда лезет в голову. Как можно помнить себя в утробе?

двадцать девять, тридцать…

в висках застучало, горячая волна ударила в мозг, но он не ускорил счет. Аким он, в конце концов, или не аким

тридцать шесть, тридцать семь…

соверисенно нерзя, соверисенно нерзя! – где-то за краем красного тумана отчаянно взывал переводчик

сорок, сорок один…

предводитель смотрел на него в упор, немигающим взглядом, по ту сторону зажмуренных век

сорок пять…

глухо бил колокол. Вот чем была жизнь… колокол… всегда… была

сорок семь…

сорок восемь…

сорок девять…

горячая черная пустота

пятьдесят!

Он выскочил из купели, будто ошпаренный. Сердце колотилось в горле. Обожженные легкие помпой всасывали прохладный воздух. Обрывки недодуманных мыслей метались в голове, как перепуганные страусы по вольеру во время прошлогоднего землетрясения. Он сделал это. Он сделал это! Решил – и сделал. Аким он, в конце концов, или не аким?

Его немного мутило, но он списал это на действие саке. Придумали же… рисовая водка, разбавленная кипятком. Никогда больше.

Воздуха не хватало. Он подошел к окну и вдруг замер в недоумении. В сотне дзё к югу огненным ручейком стекало с горы факельное шествие. 

Аким нахмурился. Факельные шествия были повсеместно запрещены после того, как бастарды даймё (господи, какие еще бастарды даймё? – подумал он, проклиная коварный напиток), отмечая праздник Танабата, сожгли любимые охотничьи угодья любимого руководителя. Но, конечно, на ненавистного соседа, оказавшего сёгуну неоценимые услуги щепетильного характера, запрет не распространялся. Кто еще мог вырядить такую толпу в маскарадные одежды? 

Всадники приближались. В свете факелов аким разглядел полосатые попоны, шаровары, круглые шлемы, флаги на прикрепленных к спинам древках. Цирк, настоящий цирк…

Он прислушался. Нет, это не шум в голове. Дробный перестук шагов на лестнице. Гул голосов.

Акимо-сан! Акимо-сан! 

Створки дверей разъехались. 

Предводитель. За ним переводчик. И остальные японцы. Эти тоже успели переодеться – теперь на них были такие же клетчатые халаты, что и на нем. И даже причесались все как-то по-чудному, собрав волосы в кокон на затылке. Аким начинал уставать от этой затянувшейся игры. 

Предводитель опустился на колено, но даже и в этой позе не утратил вызывающего аристократизма. Переводчик, белый, как бумага, в низком поклоне протянул короткий меч. Откуда-то аким знал, что он называется вакидзаси, но сил удивляться у него уже не осталось.   

Акимо-сан, — замогильным голосом отчеканил предводитель. – Боги разгневались на ваш дом! Сёгун объявил вас изменником. К замку приближаются люди клана Ебанашики. Сопротивление не имеет смысла. Мы последуем за вами. Приготовьтесь к смерти, акимо-сан! 

Человек путешествующий:
дорога в жизни человека

Поэма М.
Лермонтова «Мцыри»

Главный
герой:

Мцыри, монах, грузинка, барс.

Мцыри
сидел в заточении и мечтал о свободе. Он представлял, как вернётся на Родину
и будет счастлив.
Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных
исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк
и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые
горизонты.

Александр
Сергеевич Грибоедов пьеса «Горе от ума».

Герои:
Александр
Андреевич Чацкий,
Павел Афанасьевич Фамусов, Софья
Фамусова, Алексей Молчалин, Скалозуб, Лизанька

3 года
«странствий по свету», хорошее образование, оказали огромное влияние на
мировоззрение главного героя. Если бы Чацкий не отправился за границу, он бы
остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем
«фамусовского общества».

Путешествия расширили кругозор Чацкого
и сделали его совершеннее.

Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны
комфорта и не пробует что-то новое.

Роман
Ивана Александровича Гончарова «Обломов».

Герои: Илья Ильич
Обломов, Ольга Сергеевна Ильинская, Андрей Иванович Штольц,

Илья
Ильич  мечтает о том, как поедет за границу, будет путешествовать, у него
окажутся жена-красавица и дети. Но мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов
не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Воображаемая
дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные
чувства.

(ошибки…) На первый взгляд отношения Ольги Ильинской и Ильи Обломова были
навеяны искренними чувствами, которые пошли бы на пользу им обоим. Молодые
поторопились с планированием свадьбы. Они признали, что совершили ошибку, и
расстались.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

Герои: Петр Андреевич Гринев, Марья Ивановна Миронова,
Архип Савальев (Савельич), Алексей Иванович Швабрин, капитан Миронов.

Отец не хотел, чтобы Петя
сидел дома и остался «недорослем». С наставлениями «береги платье снову, а
честь смолоду» отправил сына даже не в Петербург, где для него уже было место
в элитной части, а в Оренбургскую губернию, где Петру пришлось пробивать себе
дорогу к цели самостоятельно

Правильно выбранный
нравственный принцип поможет человеку ориентироваться на жизненной дороге и
находить верный путь к цели. В Белогорской крепости Петруша возмужал, повзрослел
и нашел свою судьбу.

Максим Горький «Старуха Изергиль».

Герои: Старуха Изергиль, Ларра,
Данко.

Данко решил, что необходимо браться за дело и
добиваться решения проблемы. Он
пожертвовал собственной жизнью ради
счастья и свободы целого народа.
Как бы люди
не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно
пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным
им на достижение успеха.

 

Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»

(ошибка) Шариков превращает жизнь профессора Преображенского и
обитателей его квартиры в настоящий ад. Таким образом, Преображенский,
совершив ошибку, осознал, что не каждый индивид имеет право называть себя
человеком и любое искусственное вмешательство в природу приводит к негативным
последствиям.

Иван Алексеевич Бунин рассказ
«Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

1.       
Всю жизнь он стремился к богатству, примером
для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же
благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие.
На
протяжении всей жизни герой ошибался, но не признал заблуждения, поэтому оно
наложило свой негативный отпечаток на его судьбу.
Господин рад
за свою жену и дочь, но думает и заботится прежде всего о себе.

 

Михаил Александрович Шолохов  роман-эпопея «Тихий Дон».

Герои: Григорий Пантелеевич
Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.

Новые
знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной
и незрелой.
Смятения
в душе сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская
война. Григорий: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как
навоз в проруби».

Михаил Александрович Шолохов рассказ «Судьба
человека».

Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети
Анатолий, Настенька и Олюшка.

Особое внимание в рассказе уделяется описанию
жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных
военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая
настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему
дорог-свою семью.

 

 

Антон Павлович Чехов  рассказ
«Крыжовник»

Герои: Николай
Иваныч, рассказчик Иван Иваныч
Чимша-Гималайский,
Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.

Николай Иванович всю
жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Чтобы осуществить
задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом.

Автор описал путь к
цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович
пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком.     Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела
человека к нравственному падению, а не триумфу.

 

Повесть А.И. Куприна «Олеся».

Герои: Иван, Олеся, Мануйлиха.

Иван поехал в Полесье для поиска материала
для повести или романа. Он познакомился с Олесей и полюбил ее, получив много
ярких впечатлений. В поездке человек узнает себя лучше, и новые сведения об
окружающем мире расширяют горизонты личности, помогают определить дальнейшие
пути развития.

(ошибки)
Поступок
Олеси был ошибочным. Они с Иваном люди разного статуса.  А желание пойти в
церковь и избиение Олеси, закалило характер героини и дало ей стимул найти
новое место в жизни.

(любовь) Иван не проявил настойчивости и не увез Олесю сам.
Испытание любовью показало, что Иван не готов к серьезным отношениям, что он
слаб духовно и недостаточно целеустремлен.

 

Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник».

Автор показал два
противоположных пути: Жилин считал, что он сам должен вызволять себя из плена
татар, а Костылин полагался на богатую родню и выкуп. Один офицер боролся с
судьбой и пробовал бежать, даже несмотря на опасность быть пойманным, а
другой сидел и лишь жаловался на неудачу. Жилину удалось бежать, потому что
он шел, а не сидел сложа руки.

 

А.Н. Островский, пьеса «Гроза»

Герои: Катерина Тихон, Кабаниха, Борис. Мы все ошибаемся. Так
и Катерина совершила ложный шаг, изменив мужу, но разве можно ее винить,
зная, кем был этот супруг? Кабаниха отравила жизнь молодой семьи своими
упреками, манипуляциями и грубостями. Ее поступок — ошибка, но его
спровоцировали другие люди своим отношением к ней.

 

Ф.М.Достоевский, роман «Преступление и наказание». Герои: Родион
Раскольников, Соня Мармеладова, старуха-процентщица.

 

(ошибки)

Он
совершает преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что
попадает в острог на каторгу. Спустя время Раскольников осознает, какую
ужасную вещь совершил и раскаивается. Допущенная героем ошибка помогла
ему понять, что нельзя слепо предаваться идее, основанной на личной выгоде и
эгоизме человека, и что никакое преступление не остается безнаказанным.

(любовь) Сонечка была его родственной душой, которой тоже
пришлось переступить через нравственный закон. Он признал свою вину и понес
наказание. Если бы не любовь, Родион не смог бы познать себя и отыскать вновь
путь к свету.

 

Николай Васильевич Гоголь, поэма «Мертвые души».

Герои: Павел Иванович Чичиков, Господин Манилов, Настасья Петровна
Коробочка, Господин Ноздрёв, Михаил Семёнович Собакевич, Степан Плюшкин.

Павел Иванович Чичиков ездил по
окрестностям города, чтобы договориться с помещиками о фиктивной покупке
крестьян, которые уже умерли. Новые впечатления и открытия заставляли его
задумываться о своем будущем. Приобретенные сведения и опыт помогли бы герою
и дальше развивать свою авантюру, если бы его не разоблачили. Путешествие
дарит человеку новые возможности, но то, как он ими распорядится, зависит
только от него.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В путешествии по губернии Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.

А.С.Пушкин
«Капитанская дочка»
. Герои: Петр Гринев, Маша Миронова,
Савельич, Пугачев, Зурин.

На
протяжении повествования система ценностей Петра претерпевает важнейшие
изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к
состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое
отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно
чистым человеком.

(Ошибки..)
Однако, Петра выручало то, что он мог признать
свои ошибки и исправить их. Он извинился перед Савельичем и больше не
притрагивался к спиртному. Азартные игры он тоже решил исключить из досуга.
Благодаря этим урокам Петр смог упорядочить свою жизнь, избавив себя от
пагубных соблазнов.

(любовь) В начале романа Маша была очень робкой. Однако после встречи с
Петром Марья преобразилась и победила свои слабости. Когда Гринева арестовали
по подозрению в измене, она поехала к самой императрице. Этот пример
доказывает, что именно любовь открывает человеку путь к познанию себя.

Валентин
Распутин
рассказ «Уроки французского».

Главного
героя мать отправила в город учиться. Ему приходилось туго, денег не хватало,
он жил впроголодь. Чтобы купить молоко на рынке, он стал играть с ребятами на
деньги в «чику». Об этом случайно узнала учительница.
Лидия
Михайловна играет с ним в азартную игру – «замеряшки». Директор увольняет
Лидию Михайловну, называя её поступок безнравственным. Мальчик получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт
переживания одиночества.

И.А.
Бунин, «Солнечный удар
».
Внезапное озарение любви способно показать людям, что они двигаются не в том
направлении, которое им нужно. Благодаря вспышке любви герои смогли увидеть
свои подлинные желания и приоритеты, что поспособствовало их самопознанию.

А.И. Куприн «Гранатовый
браслет». Герои:
Вера Николаевна Шеина, Василий Львович, Желтков. Вера жила размеренно и комфортно. В отношениях с мужем
у нее царила гармония. Но чувства с мужем поостыли. Веру страстно полюбил
телеграфист Желтков, но она отмахнулась от него и его анонимных писем. Вера
узнала цену настоящей любви только после того, как Желтков ушел из жизни

Герои: Надя Шумина, мать Нина Ивановна, Александр Тимофеевич (Саша), Андрей
Андреич-жених.

Саша пытался донести
девушке, что ей надо пойти учиться, развиваться. Ведь «только просвещённые и
святые люди интересны, только они и нужны. Вскоре Надя осознала, что не
сможет жить под одной крышей с этим глупым человеком. Мама ее не поняла. Весной
она приехала домой. Чехов показывает в своём произведении как может
измениться человек, если вовремя достучаться до его юного и наивного, ещё не
очерствевшего сердца.

А.С. Пушкин роман
«Дубровский».

Герои: Андрей Гаврилович Дубровский —
помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров. Кирила Петрович
Троекуров — помещик. Маша Троекурова — молодая девушка.

Владимир Дубровский смог
получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного
дома сделал его человеком просвещенным и развитым.

 

Максим Горький пьеса «На дне».

Герои: Сатин,
Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня,
Алешка, Кривой Зоб и Татарин («кривая дорожка»).

Жители
костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались из-за
нежелания что-либо менять. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью,
но есть и те, которые раньше жили весьма неплохо, однако даже они не хотят
ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение.
Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть
«кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и
установок.

М. Горький, «Макар Чудра».

Герои: рассказчик, Макар
Чудра, Лойко Зобар, Радда
, Сам Макар убеждает читателя, что независимость
и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг.
Иную жизнь он считает рабством.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Рэй Брэдбери
рассказ «Улыбка»

Герои: Том — мальчик
с чуткой душой,
Григсби — типичный представитель разрушенной цивилизации. Мона Лиза (Джоконда
)
Леонардо да Винчи.

Действие
происходит в будущем. Люди убеждены, что все проблемы и неудачи идут из
прошлого, поэтому предают забвению все: культуру, историю, традиции.
Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического
прогресса стала деградация человечества.
Толпа собирается
уничтожить портрет Моны Лизы. Улыбка ее была добрая, ласковая, чего нельзя
сказать о всех этих людях. Ужасно, считать, что прошлое губит людей. Такая
цивилизация обречена на вымирание.

Р.
Брэдбери, рассказ «Вельд».

Герои:
Джордж и Лидия Хедли – родители, Питер и Венди
–дети.

В рассказе говорится о том, как изменилась
жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Всё для счастья».
Венди и
Питер настолько «потерялись» в новой, необыкновенной комнате,
которая буквально «поглощала» их, что вскоре она оказалась в их
жизни куда важнее родителей. Достижения
науки и техники произведены для того, чтобы облегчить жизнь людям, но они не
могут дать счастье, скорее наоборот — это уничтожит всю человечность: забота
и искренность во взаимоотношениях между людьми совсем исчезнут.

Роман И.
А. Гончарова «Обломов»
.

Андрей
Штольц, стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это
невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился
над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах.
Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в
обществе и получает дворянский чин. Такие деятельные, умные и
целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.

Андрей Платонов
«Песчаная учительница».

Герои: Мария
Никифоровна Нарышкина.
Она
стала изучать новейшие способы борьбы с песком и получила технические знания. Новые технологии
позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
Открыть
научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями и практические
советы по сооружению баррикад от песка.
Прогресс в лице научных открытий помог преобразить
окружающий мир и сделать землю плодородной.
Такова сила
прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для
жилья, плодородным и процветающим.

М.А.Булгаков «Стальное горло»

Молодой
врач маленького села Никольского Смоленской губернии.
Главный герой
испытывает жуткий страх, ведь ему ещё ни разу не доводилось даже присутствовать
на трахеотомии. Автор сравнивает деревенских жителей и врача, прибывшего из
города и получившего образование. Крестьяне невежественны и суеверны, у них
слишком много предрассудков, которые мешают им развиваться и преуспевать.
Врач, напротив, спас трехлетнюю девочку Лиду, у которой дифтерит, потому что
цивилизация повлияла на него положительно.

А.П. Чехов рассказ «Крыжовник»

Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин (друг И.И.), Павел
Алехин.

Смыслом
жизни Н.И. была покупка участка с собственным насаждением крыжовника.
Рядом с имением располагались два завода, с
которыми герой непрерывно судился. Если вода в этом месте отравлена,
скоро в нем не сможет расти даже кислый крыжовник.
Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия.

Технический прогресс оказывает негативное влияние на природу, поэтому задача
общества — контроль за промышленностью и развитие экологического мышления.

Александр
Беляев «Человек-амфибия»

Герои: доктор Сальватор, Ихтиандр, Гуттиэра, Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра.

С одной
стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями,
спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию.
Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и
выходить на сушу на непродолжительное время. Однако человек существо
социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом
психологических и эмоциональных особенностей.

Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»

Герои: пес
Шарик
, профессор
Филипп Филиппович Преображенский, Доктор Борменталь,
алкоголик и дебошир Клим
Чугункин (Полиграф Полиграфович
Шариков).

В повести продемонстрировано настоящее явление научно-технического
прогресса: над псом Шариком известным ученым была проведена уникальная
операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака
превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Эксперимент
оказался неудачным, поскольку профессору удалось лишь физически перевоплотить
собаку в человека, человечностью Шарика ему наделить не удалось. Чтобы быть
человеком, важно обладать человеческими качествами, которые развиваются в
процессе социализации, рядом с другими людьми.

 

 

Валентин Распутин повесть «Прощание с Матерой»

Герои:
Дарья Пинигина —
самая старая и крепкая жительница Матеры, Павел Пинигин (сын Дарьи, тракторист), Андрей Пинигин младший сын
Павла Пинигина,
Настасья – старуха.

На месте деревни-острова Матеры собираются
строить гидроэлектростанцию (ГЭС). С одной стороны, данное событие идет на
благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой
стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую
деревню.

 

Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»

Герои: Сергей Кузьмич Курятин –
фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина. Ефим Михеич
Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.

Александр
Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал
зуб. В рассказе показано
насколько важны знания для врача.
Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать
ему зуб.

Врач
как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать
медицинскую науку как можно более тщательно. Главная функция прогресса —
облегчение и усовершенствование жизни людей.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и
дети»

Герои: Евгений
Васильевич Базаров, Аркадий Николаевич Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов,
Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова.

Евгений
Базаров занимается естественными науками. Он предпочитает не теоретические, а
практические знания, которые могут изменить мир к лучшему. Базаров смог помочь многим
людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.
По
мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не
стоит.

Иван Алексеевич Бунин
рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Природа,
ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой
самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее
неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для
всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.

 

А.И. Куприн «Олеся»

Герои:
Иван Тимофеевич, Олеся, Мануйлиха, слуга Ярмола.

Вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им
оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что
общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно
перемолоть их.

 

Р. Брэдбери «Все лето в один день». 

Человечество
покорило космос и начало расселяться на других планетах Солнечной системы.
На планете Венера появились дети, школы. Но
непрерывно семь лет льет дождь. Дети, никогда не видевшие солнца, готовятся
встретить его короткий приход. Дети бегают по зелени беспрерывно растущих
джунглей, наслаждаются теплом и светом солнца. Когда упала первая дождевая
капля, одна девочка пронзительно и громко заплакала. Переселяясь на другие
планеты, человечество не найдет там того, что стало родным на Земле. 

Р. Брэдбери «И грянул гром» 

Тревис –организатор поездки. Главный
герой — Экельс, путешествующий во времени для того, чтобы убить динозавра,
из-за собственного страха сходит с тропы и случайно убивает бабочку, из-за
чего меняется весь ход истории.
Поменялось почти все: грамматика родного языка, либерализм
президента на тиранию.
Гром — предупреждение, гром-расплата для тех, кто не думает о
последствиях своих поступков. Прогресс не
остановить, но нельзя допустить, чтобы научные открытия привели к трагедии.

А. Платонов  «В прекрасном и яростном мире».

·        
Герои: Александр
Васильевич Мальцев
 – опытный
машинист, который всем сердцем любит свое дело.

·        
Константин – помощник
Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.

Новые технологии — это вызов
для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.

 

Грибоедов Александр

Горе от ума

Действие III

Чацкий удивлен поведением Софьи. Он размышляет: разве она не любит Молчалина? Он не может поверить, что умная девушка может полюбить такого никого. Он спрашивает ее о достоинствах секретарши ее отца, и она подчеркивает свою скромность. Затем лично появляется Молчалин. Чацкий устраивает ему своего рода допрос. Секретарь, «когда-то работавший в Твери», за три года накопил знания и связи, о чем с гордостью рассказывает своему сопернику. Он выделяет два своих самых важных качества: «умеренность и аккуратность», объясняя Чацкому, что летом у него «не осмеливайтесь высказывать собственное суждение». Все эти тирады тщеславной секретарши окончательно заверяют Чацкого, что Софья не могла полюбить человека с такими качествами, а значит, у нее еще есть надежда на чувства девушки друг к другу.

Тем временем в доме Фамусовых собираются гости на грандиозный бал. Первыми появляются супруги Горичи. Наталья Дмитриевна рассказывает Чацкому о муже, как будто это ее очередное приобретение, похожее на новое платье. В появившемся супруге Платон Михайлович Чацкий с трудом узнает своего бывшего коллегу. Жена изменила в нем все: военную форму, движения, привычки, взгляды, изобрела ему модные болезни («рювматизм и головная боль»). А бывший коллега со вздохом признается, что уже не тот, что вызывает недовольство у жены, которая так настойчиво заботится о его здоровье.

Князья Тугоуховские появляются с шестью дочерьми на выданье. Затем идет графиня Хрюмина с племянницей. Наталья Дмитриевна переходит к ним, рассказывая о своем атласном «тюрлюре», а сам Горич представляет Чацкого Загорецкому, рекомендуя его как «жулика» и «проходимца».

Приходит старая и властная служанка Хлестова, невестка Фамусова. Он хвастается своей «маленькой девочкой-арапом» и просит ее покормить ее на кухне вместе с собакой. Молчалин восхищается ее очаровательным шпицем, за что Хлестова благосклонно к нему относится. Чацкий не без иронии замечает, что Молчалину всегда все удастся, потому что он всем очень нравится: «Вот он вовремя погладит мопса, вот он в нужный момент потрет бумагу!»

Этот саркастический тон окончательно выбивает Софию из головы: когда среди гостей заходит разговор о Чацком, она сначала нечаянно, а потом специально предполагает, что он якобы сошел с ума. Молва сразу же распространяется среди гостей Фамусова. Все пытаются найти причину безумия: кто-то вспоминает умершую мать, как сумасшедшую, кто-то все приписывает пьянству. Фамусов, участвующий в разговоре, объясняет все чрезмерной «стипендией» своего давнего знакомого.

Вновь появившийся в комнате Чацкий вызывает страх у гостей, опасается, что в любой момент может броситься в драку. И он жалуется Софии, что все вокруг обожают незнакомца, что какой-то «бордоский француз» заколдовал всех барышень. Когда молодой человек заканчивает свой гневный монолог, он видит, что все разошлись, оставив его в полной изоляции.

Другие персонажи

  1. Лизанка — горничная из семьи Фамусовых, которая помогает Софии скрывать тайные встречи с Молчалиным.
  2. Полковник Скалозуб — человек глупый, но очень прибыльный. Мечтает стать генералом. Именно его выбрали парнем Софии.

Действие II

Фамусов вместе со слугой Петрушкой отмечает в календаре знаменательные даты: когда и к кому его приглашают в гости в ближайшее время. Появляется Чацкий. Он много говорит о том, как София изменилась, насколько она похорошела, и это вызывает подозрение у ее отца: влюбился ли бывший друг детства? Чацкий недвусмысленно спрашивает: может ли он попросить руки Софьи Павловны? Фамусов не отвечает прямо, а предлагает ему «не управлять имением по ошибке», а главное — пойти служить. Молодой человек объясняет, что был бы счастлив служить, но служить ему противно.

Фамусов упрекает его в чрезмерной гордости и вспоминает историю его покойного дяди Максима Петровича, который служил императрице, но имел чины и награды и «ел золото или серебро». Чацкий взрывается гневным монологом о «веке послушания и страха», а отец Софии обвиняет его в проповедовании свободы мысли.

Приходит полковник Скалозуб, которого Фамусов хотел бы видеть парнем своей дочери. Поэтому убедительно просит Чацкого помолчать в присутствии важного гостя. Когда Павел Афанасьевич начинает восхвалять московское дворянство с его старыми консерваторами, знатными дворянами, могущественными женами, контролируемыми мужьями, девушками, умеющими преподнести себя в выгодном свете, Чацкий снова срывается и произносит монолог о «близких ценителях и знатоках» судьи «времен Очаковских и покорения Крыма», которые нашли защиту в родных и близких, а теперь «вливаются в тусовки и расточительства».

Фамусов быстро идет к себе в кабинет, и Скалозуб, ничего не понимая, пытается поддержать молодого человека, но в этот момент Софья, увидев что-то за окном, теряет сознание. Оказывается, Молчалин упал с лошади, испугав влюбленную девушку. Сам Чацкий, обеспокоенный здоровьем Софии Павловны, невольно восклицает, что Молчалин предпочел бы «сломать себе шею», чем вызвал еще больше гнева в Софии. Появляющийся Алексей Степанович успокаивает всех, а Софья про себя предупреждает: «Злые языки хуже пистолета».

Когда все расходятся, секретарь раздражает служанку Лизу, объясняя, что она «веселое, живое существо», за что она ему и нравится. Когда Лиза спрашивает о молодой женщине, которая нисколько не смущается, Молчалин признается, что любит ее «по положению», и приглашает Лизу встретиться с ним за обедом.

Основные герои

  • Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин, остроумный и прогрессивный. Он вернулся в Москву после трех лет скитаний по миру.
  • Павел Афанасьевич Фамусов — вдовец из Москвы. Он льстит и жаден, его приоритетом являются деньги и звания.
  • Софья Павловна — семнадцатилетняя дочь Фамусова. Романтичная и чуткая девушка.
  • Алексей Степанович Молчалин — секретарь в доме Фамусовых.
  • Сергей Сергеевич Скалозуб — полковник с прицелом на генерала.
  • Лиза — подвижная и внимательная горничная в доме Фамусовых.

Рис. 2. Знаменитый. Художник Н. Кузьмин
Рис. 2. Знаменитый. Художник Н. Кузьмин В списке персонажей автор упоминает и многочисленных гостей, появившихся на вечере от Фамусова.

Действие II

Чацкий вернулся в дом Фамусовых. И разговор идет о Софии. Фамусов спрашивает: «Хочешь жениться?» Но его зять должен уметь грамотно распорядиться имуществом и найти работу. На что Чацкий отвечает: «Я был бы рад служить, противно служить». Фамусов осуждает «гордого человека». Я бы взял пример с его покойного дяди Максима Петровича. А он «наклонился вперед» и однажды хлопнул в ладоши самой королеве, трижды (первый раз — нечаянно) споткнувшись и упав. Чацкий осуждает такое постыдное раболепие. Фамусов называет его вольнодумцем, бунтарем.

Их спор прерывается прибытием полковника Сергея Сергеевича Скалозуба, вполне достойного руки Софьи. Фамусов превозносит патриархальное и гостеприимное дворянство Москвы. Чацкий вмешивается и ломает убогую сторону этого общества, его пороки, инерцию, «нищету разума». Внезапно врывается встревоженная София: Молчалин упал с лошади. Чацкий наблюдает за ее реакцией, но не может поверить, что это его возлюбленная. Тем временем Молчалин, который ничуть не пострадал, успевает тайно обнять служанку Лизу, «веселое создание». Оказывается, с Софией он только «по положению».

Читательский дневник по комедии «Горе от ума» Грибоедова

Сюжет

Софья Фамусова влюблена в застенчивую секретаршу своего отца Молчалина. Они встречаются тайно. Нельзя говорить о браке — это не ваш партнер. Однако секретарь бьет и живую служанку Лизу. После трех лет скитаний к ним приезжает Александр Чацкий. Он надеется вернуть старую дружбу и возродить в девушке любовь. Попутно он вступает в спор с Фамусовым, а затем и с полковником Скалозубом по поводу морали, пороков московского дворянства и недостатков государственной службы. Серьезность ему не по душе. Чацкий отмечает, что Софья неравнодушна к глупому Молчалину. Он просит прямого ответа: она не сознается. На балу Фамусова собирается цвет общества: Тугоуховские, Хрюмины. Появились игрок Загорецкий и болтун Репетилов.

Чацкий иронично разговаривает с гостями. Он ни в ком не замечает живой мысли или искреннего движения сердца. Он невольно улыбается при виде услужливого Молчалина, любуясь собакой старой Хлестовой. Рассерженная София вступает в разговор с гостем о том, что Чацкий — это не он сам, она сошла с ума. Слухи быстро разошлись. До Чацкого тоже доходит. Когда гости уходят, он остается дома, надеясь поговорить с Софией. Они оба видят сцену флирта Молчалина со слугой. Софья в слезах, Чацкий сердится. Как только Молчалин уходит, Фамусов совершает набег. От него Чацкий узнает, что именно Софья назвала его сумасшедшим. Оказывается, дома его встретила толпа истязателей и бизнесменов. У него больше нет ноги в Москве. Растерянный Фамусов опасается, что «княгиня Марья Алексевна» узнает о скандале».

Действие I

До утра 17-летняя Софья не может перестать разговаривать с любимым Алексеем Степановичем Молчалиным. Горничная Лиза торопится и даже ставит часы, надеясь напугать влюбленных. Хозяин дома, вдовец Павел Афанасьевич Фамусов, заигрывает с Лизой. Услышав голос дочери, он ненадолго уходит. Вернувшись, он обнаружил у дверей свою дочь и секретаршу Молчалина. Фамусов возмущен этой подозрительной парой. Он обвиняет Молчалина в неблагодарности. Однажды он, управляющий казенным домом, взял этого «вырванного с корнем» секретарем и поставил на его место. София умело превращает разговор в странный сон о приснившемся скромном юноше. Наконец, Фамусов и секретарь уходят разбирать правительственные бумаги.

Молчалин — невыгодная игра для молодой женщины, Лиза напоминает Софье, как в нее был влюблен Александр Андреевич Чацкий. Правда, к Фамусовым не был три года, все едет. София отмахивается: это была детская дружба, и что хорошего в ее красноречии и насмешках. Молчалин — это нечто иное: тонкая и глубокая натура. Их разговор прерывается появлением самого Чацкого. Он даже не пришел с улицы домой, а бросился к Софии. И еще остро на язык: ругает Москву и общих знакомых. А среди них — и «безмолвный», тупой Молчалин. Пока Фамусов приветствует гостя, Софья уходит. Голова Фамусова не выходит из злополучной мечты дочери о милом и бедном муже. Он задается вопросом: если не Молчалин, то, может быть, это Чацкий?

История создания комедии

Целью автора при написании «Горе от ума», вероятно, было показать человеческие пороки, заключив их в сатирическую рамку. Александр Сергеевич не только попытался изобразить характер человека, но и показал, как персонажи проявляют свои чувства через ситуации, полные юмора.

Пьеса Грибоедова неоднократно переписывалась для более полного понимания и восприятия читателем человеческой сущности каждого из героев.

До тех пор, пока пьеса не была инсценирована в 1833 году, именно в таком виде она была представлена ​​на суд читателя.

Предполагается, что на написание «Горе от ума» Грибоедова натолкнула авария, случившаяся с ним лично, когда в одном из мирских салонов он столкнулся с публикой и посмотрел разные интересные сцены.

Лично вступая в различные разговоры с окружающими в зале, Грибоедов передавал их суть через монологи Чацкого.

По другой гипотезе, идея комедии будет взята из рассказа Чаадаева, объявленного безумным. Есть и другие варианты того, как автор был наполнен идеями для этого произведения. Но что бы мы ни предполагали, комедийные ситуации можно встретить где угодно, в любой среде.

Вы даже можете легко узнать себя в некоторых сценах. В этом суть комедии «Горе от ума».

Два ярких персонажа из комедии Фамусов и Чацкий запомнились читателю с первых же наблюдений. Первый — настоящий дворянин, все его дела крутятся вокруг чужого мнения, заглушая его точку зрения на любой факт.

Второй, Чацкий, напротив, везде отстаивает свое мнение, не боясь выступить против морали окружающей среды. Плавный переход игры в реальность и наоборот — сила работы Александра Сергеевича Грибоедова.

А теперь прочтем аннотацию «Горе от ума» по акциям.

Действие 1

Первый акт «Горе от духа» — это сцена пробуждения знаменитой служанки Лизы. Девушка плохо спала из-за того, что была вынуждена следить за тем, чтобы никто не заметил тайную встречу возлюбленной Софии с Молчалиным.

Молодые люди никак не могут уйти, поэтому Лизе приходится заводить часы. В этот момент появляется Фамусов, отец Софии, проявляющий к слуге небольшой интерес.

Но тут хозяйка вызывает официантку, поэтому Фамусов должен прекратить флиртовать и поскорее уйти.

Лиза ругает Софию за безрассудство и безрассудство. София приветствует Молчалина, когда в комнату входит Фамусов. Отца интересует, почему его секретарша так рано у Софьи. Молчалин убеждается, что это произошло случайно, что он проходил мимо, и решил минутку понаблюдать за Софией.

Фамусов ругает дочь за то, что ее поймали с молодым человеком.

Лиза советует Софии больше не допускать подобных оплошностей, чтобы не нарваться на сплетни в обществе. Но Софии это совершенно безразлично.

Лиза считает, что Софии и Молчалин не суждено быть вместе, поскольку Фамусов никогда не позволит дочери выйти замуж за бедного и невежественного человека.

Отец считает, что его дочери подходит только полковник Скалозуб, имеющий деньги и звание. Но София ссорится с отцом, говоря, что она готова утонуть, а не стать женой глупого Скалозуба.

Лиза вспоминает, как когда-то София была привязана к Александру Андреевичу Чацкому, веселому и умному молодому человеку. У молодых людей была нежная юношеская любовь.

София возражает, что это не было любовью, потому что они выросли вместе и были друзьями детства.

Здесь слуга объявляет о прибытии Чацкого.

Чацкий рад встрече с Софьей, но девушка не проявляет к нему тепла, что сильно удивляет ведущего. Чацкий любит воспоминания. София определяет их общее детское времяпрепровождение.

Затем Чацкий спрашивает, есть ли у Софии любовник, чем ставит девушку в серьезное затруднение.

Когда Чацкий разговаривает с Фамусовым, он начинает выражать свое восхищение Софией за то, что нигде больше не встречал подобных девушек. Фамусов опасается, что Чацкий начнет жениться.

Чацкий уходит, но Фамусов мучает домыслы, какую из двух Софья предпочитает больше всего.

Действие 2

Чацкий спрашивает Фамусова, как бы он себя вел, если бы начал ухаживать за Софьей. На что отец отвечает, что Чацкий должен в первую очередь подумать о своем статусе в обществе, получить высокую степень, служить государству.

А вот и известная фраза Чацкого: «С удовольствием служу, противно служить».

За это Фамусов называет Чацкого гордым человеком и рассказывает, как его дядя Максим Петрович служил при дворе и имел приличное состояние. И это благодаря его способности «обслуживать» нуждающихся.

Однажды на приеме у дяди Екатерины II он упал, случайно споткнувшись, отчего императрица рассмеялась. Затем, чтобы развлечь и порадовать благородного человека, дядя дважды повторил свое падение, но нарочно.

После этого он стал самым респектабельным человеком при дворе. Фамусов считает важным, когда человек знает, как добиться положения в мире даже таким способом.

Далее следует монолог Чацкого о «нынешнем веке» и «прошлом веке», обвиняющем фамусианское поколение, которое судит о человеке только по деньгам и положению в обществе. Чацкий также называет это время веком «смирения и страха».

Для Чацкого немыслимо служение человеку, он готов служить только делу и не быть дураком даже в глазах имперского народа.

Затем идет полковник Скалозуб, которого Фамусов рад видеть. Но он опасается, что Чацкий начнет свои вольные заявления.

Фамусов рассказывает Скалозубу о двоюродном брате полковника, получившем высокий статус благодаря Скалозубу. Но незадолго до получения ученой степени он резко покидает офис и едет в деревню, где начинает жить простой жизнью, измеряемой книгами.

Такое поведение его брата вызывает у Скалозуба дурные насмешки и насмешки, потому что в «обществе Фамуса» так жить и так относиться к чинам — некорректно.

Фамусов в восторге от Скалозуба, так как он очень быстро смог получить звание полковника и уже мечтает о звании генерала. И он хочет получить это именно благодаря своим связям, а не заслужил это честной службой.

Фамусов спрашивает Скалозуба, собирается ли он жениться.

Здесь Чацкий подключается к разговору, который Фамусов осыпает осуждением за вольнодумство и нежелание служить. Чацкий произносит речь, которую судить не Фамусову. А что касается всего общества, Чацкий не находит в нем никого для подражания, о чем говорит прямо.

Поколение, к которому принадлежит Фамусов, не меняет своих давно устаревших суждений, не стремится к свободе. Чацкий не может принять их мораль и не склонит перед ними голову.

Чацкий даже возмущен тем, что в обществе Фамусова презирают людей просвещенных и творческих, ценящих только материальные звания и условия. Известное общество отличается тем, что за униформой скрываются безнравственность и глупость.

София спешит с сообщением о том, что Молчалин падает с лошади. Девушка сразу теряет сознание. Служанка Лиза помогает Софии прийти в себя, а Чацкий видит в окно совершенно здорового Молчалина, отмечая, что Софья сильно преувеличивает серьезность случившегося.

Как только София приходит в себя, сразу просит Молчалина. Чацкий холодно сообщает, что с ним ничего не случилось. София обвиняет Чацкого в столь равнодушном отношении к человеку, к которому девушка горит страстными чувствами. И Чацкий сразу понимает, что София давно отдала свое сердце Молчалину.

Молчалин говорит Софии, что она не обращает на него особого внимания, потому что другие могут догадываться об их чувствах. Но Софию совершенно не волнует, что подумают другие.

Однако это беспокоит Молчалина, потому что он трус.

Лиза советует Софии пофлиртовать с Чацким, чтобы никто не понимал, кому на самом деле небезразлична девушка. Находясь в одиночестве, Молчалин начинает флиртовать с Лизой, дарит подарки, говорит приятные слова.

Действие 3

Чацкий спрашивает Софию, кто ей больше нравится: Молчалин или Скалозуб, но Софья уклоняется от ответа. Чацкий признается в своих чувствах к ней, что он «без ума» от нее».

Во время разговора Чацкий узнает, что София желает Молчалина, так как она кроткая и скромная, но не раскрывает своих истинных чувств.

Вечером в доме Фамусовых бал, гостей встречают слуги. Среди присутствующих много влиятельных людей Москвы: князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, графиня Хрюмины, бабушка и внучка, Загорецкий, игрок, мастер обслуживания всех, Хлестова, тетя Софьи.

Молчалин в своем репертуаре. Он находит гладкий мех на щели Хлестовой привлекательной и хвалит ее за то, что она моча. Чацкий заметил это и стал смеяться над Молчалиным, который ради положения важного человека готов поклониться даже до шерсти ее трещин.

София думает о том, как зол и горд Чацкий, о чем потом рассказывает некоему джентльмену. Сразу по залу разносится, что Чацкий сумасшедший, и когда он появляется, все начинают уходить от него.

Фамусов также отмечает, что это не он сам.

Чацкий задыхается среди этих людей, выражает недовольство Москвой. Его приводил в бешенство разговор с французом в соседней комнате, который перед приездом в Россию ужаснулся тому, что едет в страну варваров, а по приезде встретил ласковых русских людей, которые говорили с ним по-французски, вежливые и в то же время лестно.

Чацкий осуждает Россию, полную иностранцев, которые пытаются подражать французам и обожают Францию. Пока Чацкий выступал с речью, все уходили от него по интересам: одни пошли танцевать, другие — поиграть в карты.

Краткое изложение комедии

Произведение было написано А.С. Грибоедовым в первой половине XIX века и принесло автору широкую известность. Сатирический литературный шедевр, описывающий две стороны медали обычаев дворянского общества. Анализ комедии позволяет понять, что в ней борются две фракции: консервативная и современная. В самом названии игры видна основная идея. Сжатый рассказ осветит основные сюжеты и проблемы главных героев.

Все действие происходит в Москве, в усадьбе Фамусовых. После трех лет скитаний главный герой Александр Андреевич Чацкий приходит к своей возлюбленной Софье Фамусовой. Но, видимо, зря: чувства девушки давно остыли, и она влюблена в другого. Здесь начинается любовный конфликт работы. Соперник умного и передового Чацкого — лицемерный секретарь-карьерист Молчалин.

Павел Афанасьевич не в восторге от выбора дочери, так как мечтает жениться на состоятельном и влиятельном Скалозубе в чине полковника. Молчалин преследует личную выгоду и только для этого имеет роман с Софией. На самом деле он втайне любит служанку Лизанку. Чацкий знает этот хитрый план, высмеивая Софию.

Девушка, обеспокоенная тем, что ее любовь из-за Александра Андреевича стала объектом насмешек, распускает сплетни о своем безумии. Как ни странно, благородное сообщество быстро принимает это за истину. Чацкого никогда не любили за его особенный и прогрессивный вид. Вскоре ее отец узнает о тайных встречах Софии, и она узнает об обмане Молчалина. Отношения дочери и секретарши заканчиваются разрывом, и главный герой, произнеся знаменитый монолог, покидает имение Фамусовых.

Комедия в стихах по действиям

Действие I

Утро в доме московского чиновника Фамусова. Горничная Лиза должна быть начеку, чтобы Фамусов не застал в ее комнате свою дочь Софию с секретарем Молчалиным. Но она засыпает и просыпается поздно, вот-вот приедет хозяин. Софию похищает Молчалин, она тайно встречается с ним и не хочет, чтобы ее отец узнал об этом. Лизе удается их предупредить.

В комнате незаметно появляется Фамусов и начинает флиртовать с Лизонкой. Он беспокоится, что они разбудят Софию, которая, казалось, всю ночь читала романы. Мастер уходит. Появляются молодые люди, но неожиданно возвращается Фамусов. Он не рад так скоро видеть Молчалина рядом с Софией. Она убеждает его, что она здесь по делу.

Затем приезжает Чацкий, давно отсутствующий в Москве. Он знает Софию с детства, влюблен в нее и счастлив с ней познакомиться. Но Софии с ним довольно холодно. В разговоре с ней нелестно отзывается о многих общих знакомых, в том числе о Молчалине. Софии это не нравится.

Фамусов, узнав о его приезде, хочет увидеть его с рассказом о путешествии.

Действие II

Фамусов и слуга Петруша составляют список: когда и кому их пригласили на бал, на обед. Приходит Чацкий и начинает разговор о морали в дворянском обществе: погоня за званиями, деньгами, подобострастием, лицемерием. Фамусов не любит этот разговор, прогрессивные взгляды Чацкого.

Во время разговора появляется Скалозуб. Хозяин относится к нему с особым уважением, так как намеревается выдать его замуж за Софию. Не желая, чтобы он слышал речь Чацкого, ведет его к себе в кабинет.

София и Лиза у окна. Внезапно София теряет сознание: выясняется, что Молчалин упал с лошади. Позже каждый обнаружит, что с ним ничего страшного не случилось, он просто повредил руку. Глядя на Софию, Чацкий понимает, что ему небезразличен Молчалин.

Молчалин и Лиза остались одни. Флиртует с официанткой, рассказывает ей о своих чувствах к ней. Еще ей нравится слуга Петруша.

Действие III

Чацкий в разговоре с Софией пытается выяснить, кто ей дорог: он или Молчалин, но она избегает прямого ответа. Вечером на бал приходят гости.

Тугоуховские князья прибыли с шестью дочерьми, графиня Хрюмина с внучкой, женой Горича. Приехала старая Хлестова с собакой, которой Молчалин начал восхищаться. Чацкий не преминул сразу четко высказаться по этому поводу. Софья, услышав это, с сожалением сказала, что Чацкий не в своем уме. Новость быстро распространилась среди гостей, а также была подробно освещена.

Чацкий, снова появляясь в зале, не понимает, почему все отдаляются от него.

Действие IV

Чацкий случайно, послушав чужой разговор, обнаруживает, что он сошел с ума. Он возмущен и надеется, что слухи не дошли до Софии.

Лиза по просьбе Софии идет звонить Молчалину. Он рассыпается в любезностях к Лизе, говорит, что любовник не похож на нее, что он не женится на ней. Все это слышат Чацкий, стоящий за колонной, и Софья, спускающаяся по лестнице.

Молчалин говорит, что отец научил его всем нравиться, поэтому он нравится Софии, она любовница. София возмущена ее признанием, говорит, что она невысокая, подлая. Молчалин пытается попросить у нее прощения, но она категорически просит покинуть ее дом.

Чацкий выражает Софье недоумение: как ему могло быть интересно такое ничтожное лицо, как Молчалин. Появляется Фамусов и возмущается, когда видит Софию с Чацким, о котором она сама сказала, что без ума. Эта новость стала ударом для Чацкого. Говорят, что он слепой, что никогда раньше его не видел. Он был готов на все ради нее, а она так нечестно с ним обошлась.

Фамусов в гневе, обещает отправить Софью в деревню к тете.

Так думает Чацкий, он говорит, что Софья простит Молчалина, что ей как мужу удобно.

Он, обращаясь ко всем, говорит, что их общество — это общество мучителей, предателей, что не удивительно терять голову при общении с ними. В заключение он говорит: «Я пойду и посмотрю в мир, где есть край обиды. Карета для меня, карета!»

Трагедия Чацкого, показанная в спектакле, — это трагедия целого поколения молодых людей с передовыми взглядами, светлыми идеями и искренними чувствами.

Подробный пересказ по действиям

Названия действий условны.

Действие 1. Новый возлюбленный Софьи. Возвращение Чацкого

Раннее утро. Лизанка всю ночь смотрела на дверь спальни своего возлюбленного Софии, ожидая, когда она расстанется со своим кавалером.

Рассказ горе от ума в кратце
Софья Павловна Фамусова — 17 лет, красивая и богатая невеста, культурная и культурная, романтичная и ветреная, любит французскую музыку и романы, целеустремленная и не трусливая

Рассказ горе от ума в кратце
Лизанка — слуга Софии, хорошенькая служанка, умная и рассудительная, немного суеверная, веселая и непослушная, но старается выглядеть скромно

Официантка испугалась, что Фамусов заберет влюбленных, и решила повернуть часы, чтобы они поиграли и напугали пару.

Рассказ горе от ума в кратце
Павел Афанасьевич Фамусов — отец Софьи, управляющий госучреждением, вдовец, тупой и сварливый богатый, суетливый, подвижный и неугомонный, бизнесмен, имеет страсть к чиновам

Фамусов услышал тиканье музыкальных часов, появился и стал надоедать Лизанке.

Чтобы избежать ласк джентльмена, Лизанка сказала, что София не спала и не читала всю ночь. Официантка громко заговорила, чтобы влюбленные услышали. Софья позвала Лизанку из-за закрытой двери, и Фамусов на цыпочках ушел.

Софья и Молчалин вышли из спальни и наткнулись на вернувшегося Фамусова.

Рассказ горе от ума в кратце
Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова, молчаливый, с виду покорный, робкий и робкий, на самом деле расчетливый и хитрый льстец, услужливый и самодовольный, интеллектом не отличается

Тому не понравилось видеть их вместе так рано — он стал ругать дочь, которую воспитывал без матери. Фамусов считал, что вся эта воля и свобода мысли произошли благодаря французским книгам, которые София читает по ночам.

Эти языки нам даны!
Сопровождаем бомжей, как дома, так и по билетам,
Всему научить наших дочерей, всему —
И танцы! и петь! и нежность! и вздыхает!
Как будто мы дурачим их жену.

Затем Фамусов перешел к Молчалину, которого взял секретарем, поселился в его доме и присвоил чин, не глядя на его неполноценность. София заступилась за Молчалина и с трудом могла успокоить отца.

Фамусов и Молчалин ушли, а София сказала Лизанке, что ее парень стесняется и не позволяет себе свободы. Лизанка считала, что из этой любви ничего хорошего не выйдет: Фамусов «как все в Москве» мечтает о богатой супруге со звездами и званиями.

Лизанка вспомнила веселого и остроумного Чацкого.

Рассказ горе от ума в кратце
Александр Андреевич Чацкий — сын близкого друга Фамусова, помещика, сироты, умного, дерзкого, ироничного, красноречивого, гордого, искреннего, вольнодумного и независимого, страстного и пылкого, влюбленного в Софию

Они с Софией росли вместе и даже считались молодоженами, но Чацкий внезапно ушел на три года. София не считала свои отношения с Молчалиным предательством. Она считала, что Чацкий был насмешливым, резким и слишком высоким мнением о себе.

Чацкий вошел в гостиную. Он только что вернулся из поездки и, скучая по Софии, поспешил, вопреки приличию, к ней повидаться. Чацкий, восхищенный красотой Софьи, был потрясен холодным приемом. Он стал насмешливо расспрашивать ее о старых знакомых, насмешливо отзывался о московском обществе, где «до сих пор царит смесь языков: французский с Нижним Новгородом», и позаботился о том, чтобы Москва осталась прежней. С той же усмешкой он говорил о Молчалине, оскорбившем Софию.

Появился Фамусов, а Софья ушла. Фамусов стал расспрашивать Чацкого о поездке, но ушел, сославшись на усталость. Фамусову оставалось недоумевать, кто же выбрал его дочь: секретаршу-попрошайку или денди и девчонку?

Какая комиссия, Создатель,
Быть отцом взрослой дочери!

Действие 2. Спор Чацкого с Фамусовым и Скалозубом

Слуга читал календарь Фамусова со списком дел. Оказалось, что однажды ей нужно было быть на ужине, поминках и именинах. Вошел Чацкий и завел разговор о Софии. Фамусов спросил, действительно ли он хочет жениться, и сказал, что Чацкий должен разумно распоряжаться своим имуществом и в первую очередь служить определенному чину.

Ответ Чацкого — «Рад бы служить, противно служить» — Фамусову не понравился. Он считал, что молодые люди должны следовать примеру старшего поколения, и вспомнил своего покойного дядю. Он заработал высокое положение при дворе благодаря тому, что несколько раз падал перед императрицей и очень наслаждался этим.

Чацкий ответил, что это «было время послушания и страха», когда положение было завоевано не честной службой, а лестью и подобострастием. Теперь народ не спешит «влиться в полк шутов» и служить «делу, а не народу». Фамусов был напуган этими речами, он считал Чацкого вольнодумцем и революционером и даже затыкал уши, чтобы не слышать его возмутительные рассуждения. Чацкий не стал продолжать обсуждение.

Появился Скалозуб.

Рассказ горе от ума в кратце
Сергей Сергеевич Скалозуб — друг Фамусова, полковник, средних лет, очень богатый, высокий и красивый, разговаривает с большим, умным и модным, тупым, ограниченным солдатом и карьеристом

Фамусов был бы счастлив, если бы он женился на Софии, но он считал, что его дочь еще слишком молода для брака. Чацкий подозревал, что София успела обзавестись парнем.

Фамусов завел разговор со Скалозубом о московском обществе, где молодежь образована не по годам, старики — мудрые судьи, женщины могут сидеть в Сенате, а девушки в силу своего большого патриотизма «цепляются за армию» они скрывают только «слабость» и «нищету разума» под своей расшитой золотом униформой. Чацкий отметил, что Москва полна старых нравов и предрассудков, и брать пример не с кого: вокруг одни богатые воры, которых их связи защищают от справедливого суда.

А судьи кто? — По годам античности
Их вражда несовместима со свободной жизнью,
Предложения взяты из забытых газет
Время Очаковских и покорение Крыма…

Чацкий вспомнил двух богатых помещиков: один обменял преданных слуг на борзых, другой основал крепостной театр, а затем продал актеров одного за другим, разлучив их с семьями. Молодого человека, не стремящегося ни к богатству, ни к званию, но интересующегося наукой, таких «судей» сразу назовут «мечтателем, опасным».

Фамусов в ужасе ушел. Скалозуб решил, что Чацкий осудил любовь московского общества к гвардии и поддержал его — мол, в армии тоже есть блестящие офицеры.

Взволнованная София вбежала в комнату, выглянула в окно и отключилась. Выяснилось, что во дворе Молчалин упал с лошади, и Софья решила, что его убили. Придя в сознание и узнав, что Молчалин жив и здоров, София попыталась оправдать свой обморок чрезмерной чувствительностью. Она уверяла, что ее пугает малейшее несчастье, которое не случилось с ней, но Чацкий подозревал, что между Софией и Молчалиным что-то есть.

Когда Чацкий и Скалозуб ушли, Лизанка отругала хозяйку за резкость и несдержанность. Молчалин боялся, что слухи распространятся и навредят ему. Они убедили Софию пойти к отцу и пофлиртовать со Скалозубом. Он ушел, и Молчалин стал мучить Лизанку, уверяя, что любит ее и ухаживает за молодой женщиной «по положению». Лизанка не нуждалась в его любви.

Чему учит комедия «Горе от ума»?

Комедия «Горе от ума» показывает проблемы, волновавшие людей после войны 1812 года. Она стала довольно знаковым произведением в литературной сокровищнице.

Он говорит, что люди должны быть искренними и по-настоящему добрыми. Что мы не должны оставаться равнодушными к несправедливости, подлости, продажности и пошлости.

Источники

  • https://ryfma.com/p/CX3g8tJ2wkSvh7xwZ/gore-ot-uma
  • https://goldlit.ru/griboedov/786-gore-ot-uma-kratkoe-soderzhanie
  • https://logoprav.ru/literatura/kratko-po-deystviyam-gore-ot-uma
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/gore-ot-uma.html
  • https://kratko.rustih.ru/aleksandr-griboedov-gore-ot-uma/
  • https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/griboedov-gore-ot-uma.html
  • https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/gore-ot-uma-pereskaz
  • https://briefly.ru/griboedov/gore_ot_uma/

  • Рассказ голявкина мой добрый папа
  • Рассказ горе от ума 2 действие краткий пересказ
  • Рассказ горе краткое содержание шукшина
  • Рассказ горе от ума аудиокнига
  • Рассказ гончарова обломов краткое содержание