Рассказ голубятня на желтой поляне читать

Система уроков внеклассного чтения. 3 часа идейные, жанровые и композиционные особенности, проблематика, система образов трилогии в. крапивина голубятня на желтой

Система
уроков внеклассного чтения.  (3 часа)

Идейные,
жанровые и композиционные особенности, проблематика, система образов трилогии
В. Крапивина «Голубятня на Желтой поляне».

Цель:

формирование
таких нравственных качеств личности, как смелость, благородство, верность,
сострадание, в ходе анализа текста романа.

Задачи:

определить

       
проблематику,

       
жанровые
особенности (совмещение пространственно-временных планов),

       
композиционные
особенности,

       
систему
образов,

       
идею
романа.

Урок 1. Идейные, жанровые и композиционные
особенности, система образов, проблематика повести В. Крапивина «Голубятня в
Орехове».

1.    Вопросы на
выявление первого впечатления о повести.

¾ 
Понравилась
или нет повесть? Чем?

¾ 
Какова
тема и основная мысль повести?
(Если учащиеся сразу правильно
формулируют тему и основную мысль, предлагаем им доказать утверждения примерами
из текста, если затрудняются, предлагаем проанализировать эпизоды и позже
вернуться к этим вопросам. )

¾   
Какие
проблемы подняты в повести? Докажите свое мнение примерами из текста.
(Дружба,
поведение человека в экстремальной ситуации, выбор, трусость, смелость,
самоотверженность, верность, власть)
(Если учащиеся сразу не называют все
проблемы, обращаем их внимание на пропущенные в ходе анализа текста)

¾ 
Где
и когда происходят события? (Орехов, космический корабль, «по ту сторону реке»)

¾ 
Каковы
жанровые особенности текста? (элементы фантастики: перемещение между
пространствами людей и предметов, инопланетяне)

¾ 
Каковы
композиционные особенности текста? (совмещение временных и
пространственных планов)

¾ 
Кто
является главными героями?

¾ 
Что
мы должны выяснить, анализируя повесть?
(Формулировка
учащимися цели урока)

2.    Анализ 
текста.

Наша
задача: анализируя текст, определить черты характеров главных героев.

¾ 
Какие
порядки в Орехове? (Нет правительства, но есть те, кто «велит», люди боятся
цифры «5», нашествия, во время которых гибнут люди, эпидемии, запрет пить из
реки и переплывать ее.)

¾ 
Зачем
ребята придумывают Яра?

¾ 
Что
общего в прошлом оказалось у ребят и Яра? (гл.2, 3: свеча, мячик)

¾ 
Как
Яр и ребята ведут себя во время нашествия?

¾ 
Что
делает Яр после нашествия?

¾ 
Как
он себя чувствует, потеряв ребят? (гл.3, комментированное чтение с анализом
художественных средств: метафоры, цветовой эпитет «желтый» — тоска
) Как это
характеризует героя?

¾ 
Почему,
оставшись один, Яр вспоминает о детской дружбе с Юркой?

¾ 
Где
и с чьей помощью находит Игнатика?

¾ 
Чем
занимается Яр, оказавшись в поселке? Чем отличается от местных жителей? (гл.4)

¾ 
Почему
Игнатик убегает от Яра? (гл.4: «они не велят») Как это характеризует героя?

¾ 
В
чем важность первой встречи Яра с Тотом? (гл.5)

¾ 
Почему
Яр верит в смерть Игнатика?

¾ 
Чего
хочет от Яра Тот после похорон?

¾ 
Где
Яр находит Альку? (гл. 5)

¾ 
Что
можно сказать о характере Альки на основании его слов и поступков? (гл.6,
выборочное чтение)

¾ 
Что
после нашествия произошло с Читой и Данкой?

¾ 
Почему
Яр оказывается на крейсере?

¾ 
Проанализируйте
диалог скадерменов и дайте характеристику его участникам (гл.7: Яр, капитан
Сайский, Дима Кротов)

¾ 
Кто
и почему считает Яра дезертиром?

¾ 
Как
удается Яру и Чите победить Тота?

¾ 
К
чему это приводит? (Свечка зажглась – Игнатик жив)

¾ 
Какие
черты характеров героев, с точки зрения В. Крапивина, достойны уважения? (
Смелость,
самоотверженность, верность друзьям.)  Согласны ли вы с точкой зрения
писателя?

  1. Д/з. В следующей части романа
    появляются другие герои. Ваша задача — собрать о них информацию (поступки,
    характер).

1 вариант. Ерема.

2 вариант. Глеб.

3 вариант. Гелька.

4 вариант. Юрка.

5 вариант. Янка.

Урок 2. Идейные особенности, система образов,
проблематика повести В. Крапивина «Праздник лета в Старогорске».

1.      Вступительная
часть. Вопросы на повторение.

       
Вспомните,
о каких героях 1 части трилогии мы говорили на предыдущем уроке?

       
Какие
черты характера этих людей достойны уважения? (
Смелость,
самоотверженность, верность друзьям.)

       
Какие
проблемы были подняты в 1 части романа?

       
Появились
ли новые во 2 части?

Сегодня мы
продолжим работу с трилогией. И цель у нас будет та же: на основании поступков,
слов и мыслей героев определить ведущие черты их характеров.

2.      Анализ
текста.

       
Где
происходят события? (Старогорск)

       
Кто
является главными героями?

Часть 1. «День
знакомств».

       
Кто
такой Ерема? Почему он разбивает гипсовые статуи? (гл.1, 2)

       
В
чем странность истории Глеба? (гл.3)

       
Расскажите
об отношениях Юрки и Гельки. Как поведение героев характеризует каждого из них?
(гл.2)

       
Как
знакомятся Юрка и Гелька с Янкой? (гл.4, выборочное чтение эпизодов)

       
Как
поведение героев характеризует каждого из них?

Часть 2.  «Отель
«Курятник на колесах».

       
Какая
новая информация о Глебе появляется в этой части? (гл.1, 2)

       
Как
и почему меняются отношения Юрки и Гельки? Как поведение героев характеризует
каждого из них? (гл.1) Можно ли Юрку считать хорошим другом?

       
Что
делают ребята, чтобы у Еремы появился роботенок? (гл.3-5)

Часть 3. 
«Карнавал».

       
Кто
и как пытается отобрать искорку у Гельки? (гл.3, чтение эпизодов)

       
Зачем
«клоуну» нужна искорка?

       
Как
характеризует Гельку его поведение в этой ситуации?

Часть 4.  «Где
сходятся рельсы».

       
Как
и почему погибает Ерема? (гл.4)

       
К
какому выводу приходят друзья, исследовав искорку? (гл.1-3: искорка — модель
галактики, теория параллельных пространств)

       
Как
эти открытия влияют на дальнейшую жизнь героев?

       
Куда
и зачем отправляется Глеб? (гл.5)

       
Почему
уходит Юрка? (гл.5)

       
Почему
Гелька и Янка отправляют искорку Глебу? (гл.6)

       
Какие
черты характеров героев этой части трилогии достойны уважения? (
Смелость,
самоотверженность, верность друзьям.)

       
Какие
проблемы были подняты во 2 части романа?

Итак, мы
познакомились с героями двух частей романа. Их объединяет смелость,
самоотверженность, верность друзьям, хотя находятся они в разных мирах и
временах. В третьей части трилогии все герои встретятся, правда, появиться они
могут и под другими именами.

3.      Д/з.

1)      Прочитать
повесть «Мальчик и ящерка», разобраться в системе образов.

2)      Творческое
задание: попробовать создать карту – схему пространства и времени всего романа.

Урок
3. Идейные, композиционные особенности, проблематика, система образов повести
В. Крапивина «Мальчик и ящерка».

1.      Вступительная
часть.

В третьей части
романа мы встречаем знакомых героев, но не всегда узнаем их сразу. Какова цель
нашего урока? (См. д/з: проанализировать систему образов повести и создать
карту – схему пространства и времени всего романа)

2.      Анализ
теста.

Часть 1.
«Арсенал».

       
Где
происходят события? (Морской лицей)

       
Кто
такой мальчик с ящеркой?  Какое отношение он имеет к восстанию в Морском лицее?
(гл.1)

       
Кто
такой Музыкант? Что и как он сумел изменить в лицее? Как это характеризует
Юрку? (гл.2, 3 + ч.4, чтение и анализ эпизодов)

Часть 2.
«Магистр».

       
Где
происходят события? (Орехов)

       
Какие
порядки заводит Яр, став директором школы? (гл.1)

       
Как
нашли Игнатика? (гл.3)

       
Если
в повести «Голубятня на Желтой поляне»  «манекены» хотели только того, чтобы Яр
ушел с планеты, и пытались его запугать, то теперь они стараются договориться.
Какую помощь и почему надеется получить от Яра Магистр во время первого визита?
(гл.2)

Часть 3.
«Ветеран».

       
Что
делает Глеб после ухода из Старогорска? Как он изменился за эти годы? (гл.2)

       
Нашел
ли Стрелок для себя смысл жизни?

       
Что
Глеб рассказывает Яру о Юрке? (чтение и анализ эпизода)

Часть 4. «Снежная
поляна».

       
Что
узнает Яр о жизни ветерков? Чем они могут помочь? Кто такой Денек?(чтение и
анализ эпизода
)

Дальше события
происходят то в Старогорске, то в Орехове. Проанализируем сначала то, что было
в Старогорске, а потом выясним, как эти события влияют на жизнь не только
Орехова, но и всей Планеты.

Часть 5. «Осень в
Старогорске».

       
Что
делают Гелька и Янка после ухода Глеба и Юрки?

       
Что
рассказывает о жизни ветерков Янка?

Часть 6. «Особая
цель».

       
Что
и зачем решают сделать Гелька и Янка? (Взорвать мост, чтобы разомкнуть кольцо,
созданное пришельцами)

       
Что
рассказывает о Юрке Янка, когда вспоминает свое прошлое? (Трубач)

Часть 7. «Станция
мост».

         
Что
делает Гелька после отлета  Янки (чтение и анализ эпизода)? Как это его
характеризует?

Часть 8. «2 визит
Магистра».

       
Где
происходят события? (Орехов)

       
О
какой помощи просит Магистр в этот раз?

Часть 9.
«Ветерки».

       
Как
и почему заканчивается его визит?

       
Дайте
характеристику героям на основании их поступков.

       
Удалось
ли Гельке взорвать мост и разомкнуть кольцо? Почему вы так считаете?
(Возвращается Денек, ветерки превращаются в мальчиков, приводят Юрку)

Финал романа.

       
Где
происходят последние события? (Новая галактика)

       
Обратите
внимание на имена и фамилии мальчиков (чтение и анализ эпизода). Из
каких других крапивинских произведений появились герои? Почему?

       
Под
каким именем появляется Гелька?

       
Что
общего у всех этих ребят? (
смелость, самоотверженность, верность
друзьям)

3.      Проверка
д/з. Как в романе переплетается время и пространство?   С какой целью автор
совмещает разные времена и пространства в своем романе?

(Составление
схемы. См. ниже Приложение. На схеме показаны не все галактики,
представители которых появляются в финале «Голубятни». Можно предложить
учащимся творческое задание: выяснить, из каких других произведений В.
Крапивина появились герои)

  1. Подведение итогов.

       
В
чем особенность композиции романа?

       
Какова
основная мысль романа?

       
Какие
проблемы подняты в романе?

  1. Д/з. Написать
    сочинение-рассуждение на одну из тем по Вашему выбору:

1)      Кого можно
считать настоящим другом?

2)      Что такое
«самоотверженность»?

Свою позицию
подтвердите 2 доказательствами – примерами из романа В. Крапивина «Голубятня на
Желтой поляне».

Приложение.

Пространство
и время в трилогии

В. Крапивина
«Голубятня на Желтой поляне».

Данилка Вострецов,«Мальчик со шпагой»  

image002Суб-пространство СКДР image004Яр (через 12 лет)image006image007image008image009Митька-Маусimage011«Валькины друзья и паруса»Игнатик АлькаЯрГлеб (20 лет) image016image017ГелькаСтанция «Мост»Герои «Голубятни»Валька БегуновГлеб, Юрка (через 20 лет)ЯнкаНовая Галактикаimage025image026

«Колыбельная для брата»

Воспоминания детства тонкими нитями соединяют героев фантастической трилогии «Голубятня на желтой поляне». Дети силой своего воображения затягивают в свой мир взрослого, и не просто абы кого, а космического разведчика межгалактического Звездолета. Таким необычным ходом Владислав Крапивин завязывает сюжет своей потрясающей трилогии «Голубятня на желтой поляне».

Какую цель преследовали дети, делая такой хитрый «ход конем»? Здесь нас ожидает бездна тайн и потрясающих загадок, которые словно веером раскидывает перед нами автор, увлекая в мир фантастических приключений и ребят, и взрослых.

картинка Голубятня на желтой поляне

Герои фантастической трилогии — вечные ровесники всех мальчишек, которые играли и будут играть.

Он приходит однажды и говорит: «Давайте играть, будто голубятня — это звездолет и в нем есть человек, который наш друг. И будто мы всегда можем с ним встретиться…» Ну, мы и стали играть.

Владислав Крапивин. Голубятня на желтой поляне

Необычная пятерка противостоит «тем, кто велят»

Несмотря на фантастический сюжет, это книга о человеческом в нас, о самых тонких взаимосвязях нашей души.

Когда незримые, тонюсенькие ниточки эмоциональных связей пронзают пространство и время, создают завихрения памяти… И тогда каким-то немыслимым образом космический разведчик Яр попадает в иной мир, так похожий на мир его детства.

Веселая независимость детской стайки подкупает его, и он остается с ребятами.

Межгалактические миры отзываются в душе через блики памяти о его детстве. На самом деле так и есть — все мы прочно связаны друг с другом невидимыми струнками.

По сюжету на этой условной «Земле» есть свой запрет. Оказывается, у детей тысячекратно возрастает сила, если они играют впятером. И «те, кто велят» запрещают детям собираться больше 4 человек. Если запрет нарушается — начинаются разного рода катастрофы: тайфуны, ураганы или гибель одного из пятерки.

Понимая весь этот риск, дети все равно стали играть, чтобы обойти этот запрет и спасти свой мир от бездушных манекенов.

Фантастические миры всегда увлекают детей, придают книге особую долю необыкновенности, которая необходима каждому юному и впечатлительному существу.

Повороты сюжета невозможно предсказать, что делает чтение тысячекратно увлекательнее.

Да и автору тесно в рамках обычного мира, ему хочется дать простор и бесконечное множество вариантов развития событий.

Дети всегда чувствуют острее

В этой книге столько граней, что раскрыть каждую из них не получится. Оставлю это удовольствие открытий на радость читателям.

Тем более что автор умеет писать удивительно вкусно, сочно и точно о взрослом мире глазами детей.

А дети всегда знают чуть меньше, зато чувствуют острее. Их ведет жажда справедливости.

И часто то, что нам, взрослым, кажется обычным, очень сильно ранит детскую душу и впоследствии сильно отражается на судьбе уже взрослого человека. Это особое таинство проникновения взрослого в мир детства заставляет задуматься о многом уже взрослых читателей.

Крапивин не только писатель. Он педагог-новатор. Практик с большой буквы.

Как искусный дирижер, он чувствует каждую струнку детской души и талантливо настраивает гармонию звучания детской стаи, где соблюдаются законы чести, заступаются за младших и каждый делает свое дело с максимальной отдачей.

Меняются облики планет, меняются политические системы, но взаимоотношения между людьми — это всегда особая тема исследований крапивинской прозы. И это всегда позитивно влияет на души и сердца детей.

фото Книга о фантастическом проникновении взрослого в мир детства

Друзья всегда вместе — даже когда отдельно

В «Голубятне на желтой поляне» есть очень мощный сюжетный поворот, когда нашу неразлучную пятерку раскидывает в пространстве-времени, и каждый горюет о потере друзей. Все проходят испытания на прочность.

Но друзья всегда вместе — даже когда отдельно! Даже когда каждый из них не знает, живы ли остальные, они продолжают поступать, как будто они все вместе.

Эта невидимая, словно паутинка, связь создает особый мир, где возможно все, в том числе и невозможное.

И ничто не может им навредить или задеть, пока они крепко держатся этой нерушимой связи.

Эта потрясающая сплоченность навсегда обеспечивает их «топливом», позволяет пронзать пространство, сжимать время и совершать квантовые скачки в другие Вселенные так, как будто у ребят есть свой собственный Звездолет самой крутой модели.

Потрясающее ощущение МЫ, когда ребята действуют как единый организм, пронзает всю трилогию.

Несправедливости были, есть и будут. Но борьба с ними, пожалуй, самое увлекательнейшее занятие для подростка.

Невидимые подвиги — ими полон мир героев Крапивина

В мирах Крапивина героических поступков хватает с лихвой.

Это особый дар писателя — точным словом провести детей и подростков через штормы эмоциональных переживаний, а затем вложить в уста одного из героев слова о том, что «стыд был тяжелым, вязким и липким, словно смола».

У детей память эмоциональная. Они навсегда запоминают такие эмоционально окрашенные ситуации. Это самые верные психологические настройки. Те самые, где есть настоящие, а не выдуманные герои. Те самые «верные книжки» из детства, которые учат жить по совести и поступать по чести.

Люди не могут жить без героев!

А дети и подростки особенно. Они растут, развиваются и жаждут быть похожими на героев. Естественно, они обязательно проходят (каждый свои) испытания на прочность. Их внутренний чувственный мир жаждет справедливости. Им необходимы верные ориентиры. И мир крапивинской прозы создает этот внутренний нравственный навигатор.

Автор отправляет детей в будущее, где они силой своей сплоченности и чести готовы жертвовать своей жизнью ради товарищей, создавать новый мир справедливости и милосердия.

Вовлекаем детей в чтение — программируем хорошую судьбу

В одном из интервью Владислава Крапивина я услышала его фразу: «Ребята, читайте! Тогда не пропадете!»

В этих словах заключен огромный смысл. Ведь мы буквально программируем судьбу ребенка через чтение.

Когда наши дети читают проверенную временем хорошую литературу, мир обязательно устоит на ногах, несмотря на соблазны и искушения свернуть на легкую тропинку.
Обязательно найдутся герои, а еще лучше — слаженный коллектив ребят, воодушевленных идеей, которые способны удержать эту Вселенную в равновесии.

Дайте в руки детям КНИГУ.

Если это окажется любая повесть, рассказ или роман Владислава Крапивина, вы не ошибетесь с выбором.

Это воистину Великая детская литература.

Они стояли, запрокинув головы, и тоже махали ему. И смеялись беззаботно и смело, как должны смеяться мальчишки во всей Вселенной.

Владислав Крапивин. Голубятня на желтой поляне

Автор Виктория Винникова, педагог
Корректор Анна Сорокина

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Педагогика

Рассказ голубятня на желтой поляне читать

Комментариев:

0

Просмотров:

796



Теги: Всё о детях психология

  • Рассказ городок в табакерке рассказ о мише
  • Рассказ вредный старик леонид каминский
  • Рассказ волна сколько страниц
  • Рассказ ветерана какой падеж
  • Рассказ вовка добрая душа рассказ