Рассказ голубая ель изложение

Урок развития речи в 3 классе с использованием технологии коллективной системы обучения работа в группах, разноуровневого и развивающего обучения.учитель: янченко

Урок развития речи в 3 классе

 с использованием технологии коллективной системы обучения (работа в группах), разноуровневого и развивающего обучения.

Учитель: Янченко М.В.

Тема: подготовка к изложению «Ежик».

Цель: подготовить к написанию изложения.

Задачи:

  1. Закрепление умений составлять вопросы к тексту.
  2. Закрепление умений составлять картинный план к тексту.
  3. Закрепление умений пересказывать текст с опорой на картинки, вопросы и без.
  4. Закрепление умений анализировать текст.
  5. Коррекция устной и письменной речи.
  6. Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
  7. Развитие творческих способностей у учащихся.
  8. Закрепление навыков работы в парах.

Оборудование: текст на отдельных листах, карточки с заданиями, презентация, слайды со словами (орфографическая работа), картинки к содержанию текста, вопросы к предложениям, трафареты (ежик, яблоко, гриб, листики, ягодка).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проходите на те места, где написано ваше имя. Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости, повернитесь и поприветствуйте наших гостей. Садитесь, мы начинаем урок развития речи!

— чем мы с вами занимаемся на уроках развития речи? ( пишем сочинения, изложения, составляем рассказы и т.д.)

— сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению. Для этого мы подробно разберем текст, по которому будем писать изложение; будем составлять план текста по вопросам;  план по картинкам, пересказывать текст и чтобы написать изложение без ошибок, мы поработаем с трудными словами, которые встретятся нам в тексте. Приготовьтесь, сядьте красиво, мы начинаем!

— послушайте отрывок песни.

— о ком поется в этой песне? ( о ежике)

— сейчас я вам расскажу одну историю про ежика, который отправился в лес на прогулку. А что с ним приключилось, вы узнаете, если будете слушать мой рассказ очень внимательно.

II. Основная часть.

1. Знакомство с текстом.

-чтение текста учителем. У детей текст на отдельных (цветных ) листах.

Ежик.

    Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол.

    Вдруг заметил ежик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть — да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит.

    А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень!

 о  ком этот рассказ?  (о ежике)

— что с ним приключилось? (отражение принял за настоящую звезду)

— расстроился ли еж, когда понял, что ошибся?

— как он на это отреагировал? (он очень смеялся)

— значит, наш ежик какой? (он добрый)

Прочитайте текст самостоятельно (про себя).

-скажите, какой это текст по типу речи? ( повествовательный)

— о чем сообщается в таком тексте? ( о каком-либо событии, случае)

— в тексте- повествовании обычно содержится ответ на какой вопрос? ( Что случилось? Что произошло?)

 — давайте вспомним, из каких частей состоит текст?

Вводная часть.

Основная часть.

Заключительная часть. Молодцы!

2. Анализ текста.        

— сейчас мы более подробно разберем наш текст.

— С чего начинаются события  в рассказе? (Ежик пошел гулять по лесу). Слайд №1

— Это начало события. Как об этом сказано в тексте? (читают первое предложение).

— Как дальше развивается действие? (Ежик наколол на иголочку клюквинку). Слайд №2. Прочитайте второе предложение. Дальше что происходит? (наколол листья) Слайд №3. Читают третье предложение. Это развитие действия.

 — Какой главный момент в рассказе? (Ежик заметил в луже звездочку.) Слайд №4. Читают четвертое предложение.

— Как дальше  развиваются  события?  (Ежик  не  смог наколоть звездочку на иголки) Слайд №4. Прочитайте пятое предложение. И что он сделал? (накрыл ее лопушком) Слайд №4. О чем он при этом подумал? (пусть до утра полежит). Прочитайте.

— Чем   заканчивается   событие?   (Утром   ежик   нашел под лопухом солнышко) Слайд №6. Прочитайте, как об этом сказано.

— Как ежик отреагировал на то, что обнаружил под лопушком вместо звездочки солнышко? (он засмеялся). Слайд №7. Как он засмеялся? (очень).

— Как вы думаете, как автор относится к нашему ежику?

— Докажите. Может какие-то слова в тексте нам указывают на отношение автора? Найдите их. (как автор называет героя рассказа?- ласково).

3. Физ.минутка.

— а сейчас мы немного отдохнем и поиграем в вашу любимую игру

 «запрещенные движения».

4.  Орфографическая подготовка.

— Что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы написать его без ошибок? ( найти и разобрать трудные для написания слова.)

— Задания на индивидуальных листах. Вставь в слова пропущенные буквы.

— Кто справится самостоятельно, приступайте к выполнению задания, а кому нужна моя помощь?

ноч__ю               ёж__к                  нак__лол         _______________

лист__я              полеж__т                    пол__жит         _______________

бол__шое                                        __голочку        _______________

                                                         зв__зду        _______________

                                                         см__ялся        _______________

                                                         х__тел         _______________

Вспомните словарное слово, вставьте пропущенную букву.

ж__лтые

Выдели корень в словах.

лопухом- лопушком

Разбери слово по составу.

клюквинку

— Проверка.

-проверяем слова в первом столбике. Какие буквы вставили? Какая орфограмма в словах ночью, листья (разделительный ь), а в слове большое?- ь, обозначающий мягкость согласного. Слайд №1.

— проверяем слова во втором столбике. Какие буквы вставили? Какая орфограмма в этих словах? (жи-ши). Слайд №2. Проверьте.

-проверяем слова из третьего столбика. Какая орфограмма в этих словах? Какие подобрали проверочные слова? Слайд №3.

— в слово жёлтые какую букву вставили? –это словарное слово. Слайд №4.

— проверяем разбор слов. Слайды №5,6. Молодцы!

5. Составление картинного плана и плана по вопросам к тексту.

— сейчас я вам предлагаю поработать в парах. У меня в руках конверты, в которых разные задания. Кто-то из вас попробует сейчас составить план рассказа по картинкам, а кто-то составит план по вопросам, которые написаны на полосках. Картинки и вопросы в конвертах перепутались, вам нужно разложить их в нужном порядке. (раздаются конверты с заданиями).

— Для того, чтобы составить план по картинкам, надо прочитать предложение и выложить картинку, на которой изображено то, о чем говорится в этом предложении.

— А для того, чтобы составить вопрос к предложению надо прочитать предложение, подумать о чем хотите спросить и составить вопрос, используя слова из предложения. Приступайте.

— Давайте посмотрим, что у вас получилось?

— Составим план первой части. Прочитайте первое предложение. Какая картинка подходит к этому предложению? (крепится на доске). Какой вопрос составили к этому предложению? ( Полоска с вопросом крепится под картинкой). Расскажи первое предложение, опираясь на картинку и вопрос.

— Кто может пересказать первую часть?

-Составляем план ко второй части. Рассказываем.

-составляем план третьей части. Рассказываем.

— Мы с вами составили план текста по картинкам и план по вопросам.

— А кто из вас попробует пересказать весь текст без помощи картинок и вопросов?

-Молодцы!!!

6.   Творческая работа.

 Мы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем, а заодно проверим, были ли вы внимательны.

— Откройте конверты, посмотрите что там? (трафарет ежика, 3 желтых листочка, клюквинка, яблоко, грибочек). Вспомните, по тексту: что наколок ежик на иголочки? Выберите эти предметы и прикрепите (с помощью клея) к иголкам. Готовые ежики крепятся на доску.

— Посмотрите на доску, что вы видите? – солнышко.

— Чего не хватает нашему солнышку? – лучиков.

— Давайте это исправим. Выберите лучик, который соответствует вашему настроению сейчас.

— Если вам все понравилось и у вас сейчас хорошее настроение- возьмите желтый лучик, если сначала вам неинтересно или сложно- возьмите красный лучик. Молодцы, очень красивое солнышко у нас получилось!

III.   Итог урока .

Подведение итогов.

 Что мы сегодня делали?

— Что вам особенно понравилось?

— Что мы будем делать на следующем уроке?

Оценка деятельности детей.

-оцените работу своего соседа на уроке.

-Встаньте те, кто хорошо работал на уроке. А теперь встаньте те, кто отлично работал на уроке.

-все очень хорошо сегодня работали, много трудились, старались. Молодцы!

Д.з.- нарисовать иллюстрацию к рассказу.

— а сейчас мы прослушаем песенку про ежика, отрывок который вы слышали в начале урока.

 о  ком этот рассказ?  (о ежике)

— что с ним приключилось? (отражение принял за настоящую звезду)

— расстроился ли еж, когда понял, что ошибся?

— как он на это отреагировал? (он очень смеялся)

— значит, наш ежик какой? (он добрый)

Прочитайте текст самостоятельно (про себя).

-скажите, какой это текст по типу речи? ( повествовательный)

— о чем сообщается в таком тексте? ( о каком-либо событии, случае)

— в тексте- повествовании обычно содержится ответ на какой вопрос? ( Что случилось? Что произошло?)

 — давайте вспомним, из каких частей состоит текст?

Вводная часть.

Основная часть.

Заключительная часть. Молодцы!

Помимо книг в свободном доступе, мобильное приложение «НЭБ Свет» предлагает читателям статьи о книгах, их авторах и историях, связанных с ними. В создании этих статей принимали участие эксперты образовательного проекта о самых важных произведениях русской литературы «Полка» и редакторы мобильного приложения «НЭБ Свет». Здесь собраны небольшие отрывки из этих статей, а целиком их можно прочесть в приложении, выбрав соответствующую книгу.

Рассказ голубая ель изложениеОбложка книги «В метель и вьюгу» издания 1912 года и в приложении «НЭБ Свет»

«Девочка со спичками» и «Ель» Андерсена

Ханс Кристиан Андерсен — датский писатель, возможно, самый известный сказочник на свете. Он родился в семье башмачника и прачки и в школе учился без особого успеха — позже учёба снилась ему в страшных снах. Когда Андерсен вырос, он пробовал себя как музыкант и выступал в театре. Писателем он тоже стал в поисках славы и положения в обществе. В первое время он сочинял лишь «взрослые» произведения — например, путеводители по Скандинавии и Копенгагену. Но когда Андерсен встретился в жизни с различными испытаниями и трудностями, он начал писать сказочные истории — они и сделали его по-настоящему знаменитым. Ими зачитывались в семье российского императора, а датские короли даже приглашали писателя к себе, чтобы он почитал их детям новые сказки.

Мы привыкли называть всё, что написано Андерсеном для детей, сказками, но сочинял он и серьёзные рассказы, например «Девочку со спичками». История создания этого рассказа достаточно необычна: в руки писателю как-то попал рисунок, на котором была нарисована маленькая продавщица спичек. Картинка впечатлила Андерсена, и он написал фантазию на её тему: историю о девочке, которая замерзает на улице и сжигает последний коробок спичек. Андерсен кроит сюжет из лоскутков — при каждой вспышке перед героиней возникают новые видения.

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда всё вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветлённую, такую добрую и ласковую.

— Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдёшь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как тёплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая ёлка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днём. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, они вознеслись к Богу.

Существует и мультфильм по «Девочке со спичками», он вышел на студии Disney: американские мультипликаторы перенесли действие сказки в Россию.

Рассказ голубая ель изложениеТитульный лист четырёхтомника Х. К. Андерсена и обложка электронной книги в приложении «НЭБ Свет»

«Синяя птица» Метерлинка

Эта пьеса — рождественская история о том, что чудо живёт около нас и прячется в привычных вещах. Чтобы спасти больную девочку, брат и сестра Тильтиль и Митиль отправляются на поиски птицы с синими крыльями. В подарок от феи они получают алмаз — он позволяет им видеть душу предметов. В мире, который теперь выглядит по-новому, дети встречают своих ушедших родных, оказываются во дворце Ночи и в Садах Блаженств, знакомятся с Великими Радостями и встречаются с Лазоревыми Детьми. Вместе с главными героями опасный путь проходят домашние питомцы и неживые предметы — Хлеб, Вода, Огонь и даже Сахар.

Морис Метерлинк — философ, поэт, один из реформаторов мировой драматургии, научивший театр показывать не только обыденность, но и фантастику, мистику. По воспоминаниям самого драматурга, в детстве он пережил клиническую смерть, едва не утонув во время купания, — и в его память врезались фантастические образы, которые он всю дальнейшую жизнь пытался описать и оживить. Сюжеты почти всех его пьес основаны на библейских мифах и средневековых преданиях, в которых оживают его видения. В 1911 году драматург стал лауреатом Нобелевской премии с формулировкой «за богатство воображения и поэтическую фантазию».

Рассказ голубая ель изложениеОбложка книги «Синяя птица» Мориса Метерлинка в приложении «НЭБ Свет»

Святочные рассказы «Христова детка» Вагнера и «В метель и вьюгу» Засодимского

Николай Петрович Вагнер создал типичный святочный рассказ, в котором большое семейство разных возрастов собирается в рождественский сочельник и слушает истории старшего поколения о рождении Иисуса. Заповедь «Возлюби ближнего своего» открывается здесь чудесным случаем: две бедные девочки нашли в поле замерзающего младенца, оставленного там погибать. Дочь главного героя берёт на себя заботу о новорождённом и щедро одаривает спасших его детей, а в доме воцаряется веселье и радость. Конечно, будет здесь и спор, классический подросток выступит с сомнением по поводу веры в людей и добросердечия. Но эта вечная тема будет побеждена любовью, милосердием и неравнодушием, вечными ценностями бытия.

Николай Вагнер прежде всего известен как зоолог, заслуженный профессор Императорского Санкт-Петербургского университета и автор научно-популярных очерков. Любопытно, что писатель до 40-летнего возраста считал себя атеистом и дарвинистом. Но после сильной болезни изменил свои воззрения, одновременно с христианством увлёкшись спиритизмом (в 1890-х он возглавил Русское общество экспериментальной психологии), о котором много спорил с химиком Дмитрием Менделеевым и даже обиделся на Льва Толстого, приняв на свой счёт его насмешки над спиритизмом в комедии «Плоды просвещения». В 1880-х годах Николай Вагнер выпустил детский бестселлер — книгу «Сказки Кота-Мурлыки» из 25 философских сказок и притч, которые издавались солидными тиражами вплоть до 1923 года. Влияние вагнеровских сюжетов можно увидеть в сказках Ремизова и прозе Грина — писатели читали «Кота-Мурлыку» в детстве и вдохновлялись этой книгой.

Святочный рассказ «В метель и вьюгу» Павла Засодимского — добрая и трогательная история о том, как простой рабочий находит на улице замерзающую сироту и даёт ей дом, посвящённая дружбе и доброте человеческого сердца.

Павел Владимирович Засодимский дебютировал в печати в 1867 году и писал рассказы и повести вплоть до смерти в 1912-м. Писатель трудился сельским учителем, публиковал ста­тьи по пе­да­го­ги­ке и много работал с детьми. Из-за речи, сказанной на похоронах революционера и литературного критика Николая Шелгунова, он попал под негласный надзор полиции и получил запрет на проживание в столице.

Живя в небольших городах и деревнях, Засодимский наблюдал картины народной жизни и видел «угрюмых людей, живущих впрохолодь и впроголодь, для которых жизнь на белом свете представляется не веселее вечной каторги». Из увиденного рождались произведения, героями которых становились рабочие и крестьяне, обездоленные и униженные, городская и деревенская беднота.

«Я писал потому, что всегда был убеждён и теперь убеждён в том, что я по мере моих сил исполняю известную часть общей работы, забрасывая в душу читателя добрые чувства и мысли: любовь к ближнему, отвращение к злу, к насилию и сострадание к несчастью…» — так видел предназначение писателя Засодимский.

Рассказ голубая ель изложениеРассказ «Христова детка» в пятитомнике произведений Н. П. Вагнера (1897) и обложка в приложении «НЭБ Свет»

«Лето Господне» Ивана Шмелёва

Маленький Ваня, которому ещё нет и семи лет, на собственном опыте проживает русский православный год. Радости ежедневного быта купеческой семьи, русские национальные блюда и обычаи, взросление главного героя — всё будет здесь, в автобиографическом духовном романе Ивана Шмелёва. Если вы уже знакомились с автобиографическими текстами Льва Толстого и Максима Горького, Шмелёв прекрасно дополнит этот ряд и даст тонкое и доброе видение семьи и взросления глазами маленького главного героя.

Вот уже и проходит день. Вот уж и ёлка горит — и догорает. В чёрные окна блестит мороз. Я дремлю. Где-то гармоника играет, топотанье… — должно быть, в кухне.

В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замёрзших окнах. За ними — звёзды. Светит большая звезда над Барминихивым садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года.

Иван Шмелёв в эмиграции тесно общался с племянницей жены, Юлией Александровной Кутыриной, и её сыном, Ивистионом Жантийом-Кутыриным. Писатель стал для мальчика крёстным отцом и искренне, сердечно старался окружить его русскими традициями. Ивистион — «Ивушка» — был первым адресатом воспоминаний, позже ставших главами «Лета Господня»: «Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну что же…»

Рассказ голубая ель изложениеПоследняя страница книги «Лето Господне» издания 1948 года и её обложка в приложении «НЭБ Свет»

«Серебряная ёлка» Саши Чёрного

«Серебряная ёлка» — чудесный зимний короткий рассказ для практики самостоятельного чтения дошкольников. Тонкие метафоры, когда луна сравнивается с натёртым фосфором блюдом, а волчьи глаза светятся зелёными светляками, обогащают язык читателя и никого не оставляют равнодушным. После такого рассказа впору вставать семьей на лыжи и идти в лес на поиски своей серебряной ёлки! При некоторой подготовке этого мероприятия взрослыми она непременно найдётся: самая нарядная во всём лесу.

Над лесной полянкой кружился снежок. Завивал хороводы белых пчёлок, пудрил взлохмаченные кусты можжевельника. Пухло и мягко, волнистыми валами ложился у подножья молчаливых заиндевевших берёз.

Луна светила полным светом. Висела в небе, словно натёртое фосфором блюдо, синим фонарём озаряла все лесные закоулки, проталины и овражки.

А посреди полянки лёгкой резной пирамидкой дремала пышная ёлочка. Снег осыпался с широких лап, бездельник ветер взбивал его мутным дымом с верхушки. Чего жалеть? Экая невидаль — снег! Ишь, сыпет и сыпет без конца.

Нам удалось установить, что впервые рассказ был напечатан в рождественском номере газеты «Иллюстрированная Россия» за 1924 год. В списке коллекций, доступ к которым есть у библиотеки, оказался и архив «Иллюстрированной России» в базе EastView. Текст рассказа из этого номера стал основой электронной книги в приложении «НЭБ Свет».

Рассказ голубая ель изложениеОбложка книги «Серебряная ёлка» Саши Чёрного в приложении «НЭБ Свет» и скан газеты «Иллюстрированная Россия», где рассказ был впервые напечатан


В 2020 году на базе Национальной электронной библиотеки было выпущено мобильное приложение «НЭБ Свет». Его можно скачать бесплатно на площадках App Store и Google Play.

Сейчас в приложении почти полторы тысячи произведений, и этот список пополняется каждый месяц. Все произведения опубликованы легально. Отбор и подготовку электронных книг для мобильного приложения осуществляют специалисты РГБ с привлечением филологов, словесников и просветителей. Каждая книга сопровождается интерактивной карточкой с информацией о произведении, авторе и другими фактами, которые помогают лучше понять текст, а школьникам — подготовиться к уроку.

Рассказ голубая ель изложение

В 2021 году комитет по реализации программ приграничного сотрудничества и туризму администрации Пскова принял участие в реализации восьми проектов приграничного сотрудничества и провёл более 20 значимых мероприятий различной направленности. Об этом Псковскому агентству информации сообщили в пресс-службе городской администрации.

Самым знаковым событием стало вручение Пскову международной награды в области устойчивого развития Green Mobility Award на XIX общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России». Псков получил диплом и памятный знак в номинации «Город для людей XXI века».

Рассказ голубая ель изложение

Ещё одно знаменательное событие уходящего года – открытие Центра туризма и творческих индустрий Пскова в отреставрированном объекте культурного наследия «Усадьба Беклешова Н. А.» на улице Георгиевской, 4. В этом же году на средства проекта было закуплено оборудование для Центра и его мастерских, а также проведено благоустройство прилегающей территории: на площадке уложен асфальт, тротуары и приусадебная территория вымощены брусчаткой. Мероприятия реализованы в рамках проекта LV-RU-002 «НАСЛЕДИЕ». Кроме того, состоялся международный семинар по обмену опытом между туристическими центрами Пскова и области и регионами Латвии.

Рассказ голубая ель изложение

Благодаря участию в проекте LV-RU-021 «Зелёные города будущего», осенью территория Центра туризма и творческих индустрий Пскова была озеленена. Высажена голубая ель высотой 3,5 метра и более 220 кустов кизильника. Кроме того, разработана аудиоэкскурсия «Зеленый пояс Пскова». 42-минутный рассказ о 23 парках и скверах Пскова размещён на сайте комитета и на портале для путешественников всего мира izi.TRAVEL. Также подготовлены концепции развития двух скверов (около дома № 1/3 на улице Советской и у бывшего кинотеатра «Октябрь») и методическое пособие по ревитализации депрессивных городских территорий.

Рассказ голубая ель изложение

В рамках проекта ER 48 «Виа Ганзеатика Плюс» создан виртуальный 3D-тур по Псковскому кремлю, организован промо-тур по продвижению тематических маршрутов Ганзейского пути: «Природа полна приключений», «Семейные радости», «Людей встречать, культуры привечать», «Попробуй Ганзеатику на вкус». У ранее реконструированного парка между Красноармейской набережной и Мирожским монастырем появился восьмой информационный щит, рассказывающий о достопримечательностях Пскова. Напомним, что семь подобных щитов были установлены в 2020 году.

В текущем году парк озеленили (высадили березы, шаровидные ивы, черемуху, клены и кустарники) и украсили к Новому году. Закупка и посадка саженцев, приобретение и установка новогодней иллюминации стали частью проекта ER 65 «ЭкоСознание».

Рассказ голубая ель изложение

Ещё один проект – ER96 «Музыка объединяет» – дал возможность обновить музыкальные инструменты в детской музыкальной школе №1 имени Н. А. Римского-Корсакова. Учащиеся теперь могут занимаются на новых духовых и ударных инструментах. Закуплены туба, альт, баритон, тенор, два бонго, два металлофона, три комплекта маракасов, чимес флайт, синтезатор и ксилофон. Благодаря проекту любой желающий также сможет отправиться в виртуальный 3D-тур по школе.

Рассказ голубая ель изложение

А проект ER 13 «Применение экологически чистых решений для обращения с отходами в муниципальных учреждениях» помог обустроить у двух школ Псковского педагогического комплекса (№ 25 и 26) площадки для сбора отходов с тремя контейнерами заглубленного типа.

Рассказ голубая ель изложение

В рамках проекта ER78 «Распространение здорового образа жизни» на площадке с 10 тренажерами под открытым небом на Набережной реки Великой (ул. В. Шуйского, 9) уложили резиновое покрытие. В 2021 году здесь прошли соревнования по волейболу, футболу, баскетболу и массовая зарядка.

Рассказ голубая ель изложение

На территории Пскова реализуется ещё один проект: ER58 «Поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере ремесленничества в Пскове и Выру». Благодаря совместной работе Псковского бизнес-инкубатора и ПсковГУ в 2021 году была проведена серия мастер-классов для ремесленников и студентов по брендированию. В результате был разработан брендбук Псковского сувенира. Для ремесленных мастерских (ткацкой, гончарной и деревообработки) закуплено оборудование: гончарные круги, раскатчик для глины, экструдер, печь для обжига, стеллажи для сушки, два термопресса для изготовления сувенирной продукции, компьютеры, проектор и экран, напольный и настольные ткацкие станки, станок сверлильный, шлифовальные машины, муфельные печи и иное оборудование.

Кроме того, ко Дню Пскова сотрудники комитета разработали и провели квест «Загадки Пскова». В рамках подготовки празднования 280-летия со дня рождения псковского губернатора Н. А. Беклешова была проведена онлайн-викторина «Дом Беклешова. Вокруг да около».

Приложение №2

к рабочей программе по русскому языку

основного общего образования,

Утверждено приказом № 93 МБОУ СШ № 1

От 28.08.2020г.

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по предмету: Русский язык (5 класс).

Учитель: Бароненко Е.Ю,

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Нормы оценки письменных работ.

  3. Контрольные работы и работы по развитию речи.

  4. Список используемой литературы.

1.Пояснительная записка

Данный сборник КИМов для 5 класса разработан на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов авторов Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, М.Т.Баранова, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык, 5 класс». Он включает тексты диктантов и изложений, тестовые задания, с выбором ответа по теоретическому материалу курса, ответы к заданиям, критерии оценивания.

2.Нормы оценки письменных работ.

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). Для оценивания уровня знаний выводится средняя оценка по итогам двух работ: диктанта и грамматических заданий.

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии пяти и более исправлений.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орфографических и

4 пунктуационные ошибки,

или 6 орф. и 5 пунк., или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.- также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

3.Контрольные работы и работы по развитию речи.

Контрольные работы

1.К.Р. №1. «Повторение пройденного в 1-4 классах».

2. К.Р.№2. «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

3. К.Р.№3. «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

4. К.Р. №4. «Морфемика. Орфография. Культура речи».

5. К.Р.№5. «Имя существительное».

6. К.Р. №6. «Глагол».

7. К.Р.№7. Итоговая контрольная работа.

Работы по развитию речи

1. Обучающее изложение «Хитрый заяц».

2. Обучающее сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

3. Сжатое изложение (упр.144).

4. Сочинение. «Памятный день».

5. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

6. Изложение – повествование (упр.283).

7. Сочинение – описание (упр.301).

8. Подробное изложение (упр. 375).

9. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

10. Изложение текста с изменением лица (упр.420).

11. Сочинение-описание по картине П. Кончаловского «Сирень».

12. Обучающее сочинение-рассуждение.

13. Сжатое изложение (упр.513)

14. Изложение текста с изменением лица (упр.547).

15. Сочинение по картине И.И.Нисского «Февраль. Подмосковье».

16. Описание животного. Изложение (упр.585).

17. Сочинение по картинкам.

18. Сочинение-повествование «Невыдуманный рассказ».

19. Сжатое изложение с изменением лица (упр.688).

Урок № 15.

Обучающее изложение «Хитрый заяц».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 70.

Урок № 26.

Устное сочинение по картине А.Пластова «Летом»

Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г, стр.66

Упражнение 109, стр.50

Урок № 28.

Контрольная работа №1 Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.

Задание.

1.Озаглавить текст.

2. Выписать из текста грамматические основы предложений.

Урок № 35.

Сжатое изложение: «Гордость – это хорошо или плохо?»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.69, упражнение 144.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню м побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

-Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

-Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

(В.Катаев)

Задания:

  1. Озаглавьте изложение.

  2. Напишите сжатое изложение 7-8 предложениями.

Урок № 37.

Сочинение на свободную тему: «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная история»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.74, упражнение 157.

Урок № 50.

Контрольная работа №2 по теме «Синтаксис простого предложения».

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

Осенью.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Кругом всё видно насквозь.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядающие листья.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей ели и сосны.

Земля устлана сухими разноцветными листьями. В сырую погоду они мягкие и пухлые. И не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. В морозы листья жёсткие и хрупкие, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. (По С.Т.Аксакову)

(82 слова)

Грамматическое задание.

Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Земля устлана сухими разноцветными листьями.

Урок № 57.

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик. Сейчас картина «Опять двойка» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей перед ней всегда много, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает. А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе»

– Что объясняет нам название картины?

– Чем вам понравилась картина?

– В каком жанре она написана? (Картина написана в бытовом жанре.)

– Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.)

– Определите возраст ученика(Мальчику примерно 10–11 лет.)

– Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в школьную форму, на нем пальто на вырост с меховым воротником, на ногах новые блестящие галоши. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаз на своих родных.)

– Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины подтверждает, что это его не первая двойка.

– О чем говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потертый, рваный портфель. Зимой он служит ему санками, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечевкой. Из него вместо учебников торчат коньки.)

– Какова обстановка квартиры, изображенной на картине? Как живут ее герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о них, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, у героя картины новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.)

– Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери, да еще сын ее подводит. Вот как он отплатил ей за ее заботу о нем и любовь!)

– Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)

– Что выражают взгляд и поза сестры? Как она учится? (Сестра смотрит на своего брата с осуждением, укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на «отлично». Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, непотрепанный, как у мальчика.)

– Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к мальчику, положив лапы ему на грудь. Для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака любит своего друга.)

– Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть.

В комнате мы видим обеденный стол, левее – письменный стол с настольной лампой; на стене в другой комнате висит географическая карта. Прилежность сестры и трудолюбие мамы должны быть примером для мальчика.)

– Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки.)

– Какими художественными средствами автор ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, чтобы каждый, находясь на своем месте, был хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.)

– Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины/сочетание различных цветов? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а об обычном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто болотного цвета на мальчике и т. д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.)

План.

1) История создания картины.

2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

3) Осуждающий взгляд матери.

4) Взгляд и поза сестры.

5) Собака – верный друг мальчика.

6) Основная мысль картины.

7) Мое отношение к картине

Урок № 59.

Контрольная работа №3 по теме «Синтаксис и пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.

Мальчики

Вся семья Королевых бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Наталья начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, а отец Володи закричал: «А мы тебя еще вчера ждали!»

Огромный черный пес Милорд стучал хвостом по стенам и по мебели. Всё смешалось в один сплошной радостный звук. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили чужого мальчика. Мать шёпотом спросила Володю: «А это кто?». Володя ответил, что он привёз погостить своего товарища.

Грамматическое задание

Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Огромный черный пес Милорд стучал хвостом по стенам и по мебели.

Урок № 63,64.

Изложение – повествование «Шкатулка»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.138, упражнение 283.

Урок № 67.

Сочинение – описание предмета.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.138, упражнение 302.

Урок № 74.

Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г, стр.161.

Предзимье.

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами, съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Опасно будить косолапого зимой.

Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.

Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень. (Н. Сладков «Лесные тайнички» («Рассказы и сказки»);125 слов)

Грамматическое задание:

1.Фонетический разбор слова

1 вариант: отъелся,

2 вариант: предзимье.

2. Выписать из первого абзаца слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Урок № 88.

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г. Стр.47.

Живые обелиски.

Школьный парк в городе Керчи называют садом непрерывного цветения. Здесь свыше двухсот видов растений. Они подобраны так, чтобы с весны до осени не скудела их живая палитра. До самых заморозков пышно цветёт роза Глория Дей. Много забот отдали юннаты этой красавице, которую высадили в честь погибших за освобождение Крыма воинов.

Дендропарку присвоили имя Победы. Жители города прислали в дар тис ягодный, кипарис аризонский, каменную розу. Живым обелиском поднялась голубая ель, которую посадила тётя пионера-героя Вити Коробкова.

Словно капли крови, рдеют ягоды рябины. В память о пионере-герое Володе Дубинине рябину посадила его сестра.

Потом ребята создали ещё и аллею в честь городов-героев.

Урок № 91.

Подробное изложение «Первый снег».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 375.

Урок № 96.

Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».

Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г. Стр.181.

План-образец:

1. И. Грабарь – мастер пейзажа.

2. Главная героиня картины – берёза.

а) Цвет.

б) Ветки.

в) Ствол.

г) Берёзовый лес вдали.

3. Отношение автора к изображённому

Урок № 99.

Выборочное изложение «Последний лист».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 419-420.

Урок №112.

Контрольная работа №6 по теме «Морфемика».

Словарный диктант.

Велосипедный фонарь, вести под уздцы, старинное пианино, мягкий диванчик, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный справочник, сделать изо льда, растет под окном, расположиться в кабинете, встречаем рассвет, царицыно поведение, одеваться безвкусно, точно рассчитать, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, обширная площадь, костюм работницы, расцвет искусства, редакция газеты, точный маршрут, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная коробка, безграмотная речь, отцовский ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, вихри надо лбом, цикл телевизионных передач, надомная работа, искусное изделие, испугаться ошибки, подробный отчет, цирковой артист, расчетливые дельцы.

Задание:

Выполнить морфемный разбор слов: расположиться, пролетает, безграмотная, надомная, работницы.

Урок № 114.

Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.43, упражнение 470.

План:

1. П. П. Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

2. Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.

3. Корзина. Фон натюрморта.

4. Впечатление от натюрморта.

Урок № 116. .

Сочинение-рассуждение.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.16, упражнение 402.

— Какую телевизионную программу вы постоянно смотрите и почему?

— Какой школьный предмет вам больше всего нравиться и почему?

— Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?

Урок № 121. .

Сжатое изложение «Перо и чернильница».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 513.

Урок № 128.

Изложение с изменением лица.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.72, упражнение 547.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаза. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…

(В.Астафьев)

Задание:

Озаглавить текст. Написать изложение от 3-го лица.

Урок № 135.

Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.80, упражнение 563.

План.

1) Художник и его картина.

2) Дорога уходит вдаль.

3) Справа от дороги бегут поезда.

4) Слева от дороги можно погулять.

5) Краски на полотне.

6) Особенности картины.

7) Настроение от картины.

Урок № 133.

Контрольная работа №7 по теме «Имя существительное». Диктант с грамматическим заданием.

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г. Часть 2.

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве. Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.

Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра.

За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье.

У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга. Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года».)

(119 слов.)

Дополнительные задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1-й вариант – на улей, подсолнух;

2-й вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1-й вариант – лучик;

2-й вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор

1-го (1-й вариант) и 2-го (2-й вариант) предложений.

Урок № 140.

Описание животного «Кошка Ю-ю»

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.91, упражнение 587.

План

1) Описание кошки (котенок, красавица).

2) Характер, привычки.

3) Судьба.

Написание изложения по второй и третьей частям текста.

Урок № 145.

Контрольная работа №8. Диктант по теме «Имя прилагательное»

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г. Часть 2.

В лесу.

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера4. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро4. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.

Дополнительные задания.

1. Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.

2. Произведите морфологический разбор одного прилагательного.

Урок № 149.

Сочинение-рассуждение по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку».

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.172.

Урок № 165. Контрольная работа №9 по теме «Глагол». Диктант с грамматическим заданием

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.228. Часть 2.

«Белка»

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей. Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму*.

(По И. Соколову-Микитову.)

(108 слов.)

Дополнительные задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -ТСЯ (-ТЬСЯ) в глаголах, которые встречаются в данном тексте.

3) Произведите морфологический анализ слов:

1-й вариант – услышите;

2-й вариант – доносились.

4) Составьте схему 1-го предложения последнего абзаца.

Урок № 169.

Итоговая диагностическая работа. (Тест)

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.299

Текст. Часть 1.

1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки?

1) [ц], [ф]; 2) [ж], [г];

3) [щ’], [б]; 4) [к], [з].

2. Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются…

1) синонимами; 2) антонимами;

3) омонимами; 4) омографами.

3. Найдите неологизм.

1) Брокер; 2) кафтан;

3) небо; 4) губернатор.

4. В каком предложении выделенное слово является существительным?

1) На бескрайних просторах Руси стоят белокаменные церкви.

2) Они похожи на воинов-богатырей в боевых шлемах.

3) Часто их стены действительно защищали людей от врагов.

4) Поэтому и назывались они монастыри-крепости.

5. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

1) Приморский; 2) присмотреться;

3) зверолов; 4) ледниковый.

6. Укажите слово, образованное бессуфиксальным способом.

1) Каменный; 2) вода;

3) синь; 4) бить.

7. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?

1) Обез_яна, в_юнок; 2) руч_и, в_ехать;

3) об_явление, под_ём; 4) сер_ёзный, с_есть.

8. Укажите слово, где в корне пишется о.

1) Предл_гать; 2) з_ря;

3) к_саться; 4) р_сток.

9. Укажите несклоняемое существительное.

1) Жюри; 2) сани;

3) облако; 4) дорога.

10. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода?

1) Каменный дом; 2) редкая птица;

3) новое платье; 4) интересные передачи.

11. Укажите глагол второго спряжения.

1) Вылет_ть; 2) выздоров_ть;

3) дыш_шь; 4) света_т.

Часть 2. Прочитай текст и выполни задания 12–19.

1) Ребята собирали лекарственные травы и забрели в вековой ельник. 2) Всюду цвели ландыши. 3)Крохотные белые колокольчики испускали удивительно нежный аромат. 4) Ребята сели на пенёк и затихли. 5) Вдруг из-за кустов выскочила лисица и выбежала на луговину. 6) Плутовка понюхала одну кисточку ландышей, другую и повалилась на бок. 7) Она каталась, подминала под себя ландыши, натиралась ими, потом перевернулась на спину, подняла лапы и замерла. 8) Полежала лиса, села столбиком, опять понюхала ландыши и побежала своей дорогой. 9) Ребята удивлялись, неужели лисица захотела, чтобы её шубка пахла ландышами!? (Из журнала «Юный натуралист».)

12. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

1) Лекарственные травы. 2) Лиса.

3) Ребята в лесу. 4) Лиса-модница.

13. В каком предложении содержится слово со значением «душистый, приятный запах»?

1) В предложении 1; 2) в предложении 3;

3) в предложении 4; 4) в предложении 5.

14. Зачем лиса каталась по ландышам?

1) Хотела их уничтожить из-за запаха;

2) чистила свою шкурку;

3) понравился запах ландышей;

4) отдыхала на траве.

15. Укажите номер предложения с прямой речью.

16. Укажите слово с чередованием в корне в предложениях 1–4.

17. Укажите предложение с шестью однородными членами.

18. Укажите грамматическую основу в первом предложении.

1) Ребята собирали; 3) ребята собирали и забрели;

2) собирали травы; 4) ребята забрели.

19. Выполните морфологический разбор слова «захотела».

Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

3

1

3

1

4

1,2

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

4

2

2

2

8

1

7

3

Захотела – глагол, н.ф. – хотеть, несов.в., 2 спр., в ед.ч., прош.вр., 3 л., сказуемое.

  1. Список используемой литературы.

Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,

«Просвещение», Москва, 2017 г.

Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», Москва, 2014 г.

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс». Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.

Интернет-портал «Инфоурок. Портал для учителя» https://infourok.ru/

22

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Для заселения в отели и санатории Северного Кавказа необходимы  QR-коды о вакцинации или ПЦР-тесты. На канатных дорогах Карачаево-Черкесии пока не требуют предъявлять QR-код, а власти Кабардино-Балкарии  в преддверии новогодних праздников отменили это требование.

Как писал «Кавказский узел», гостиницы всех регионов Северного Кавказа во время новогодних праздников будут заселять туристов только при предъявлении QR-кода о вакцинации от коронавируса, справки о перенесенном заболевании либо медотвода.

На Северном Кавказе действует обширный горнолыжный туристический кластер, а в Ставропольском крае находится крупный бальнеологический комплекс — в список городов-курортов Кавказских Минеральных Вод входят Железноводск, Кисловодск, Пятигорск и Ессентуки. Для тех, кто решил посетить кавказские горы зимой, «Кавказский узел» подготовил рекомендации, собранные в справке «Путешествия по Кавказу: практические советы для зимних походов».

Власти Кабардино-Балкарии отменили требование QR-кодов на канатных дорогах

В Кабардино-Балкарии при заселении в санатории Нальчика, отели Приэльбрусья и другие объекты туристической сферы требуется предъявить действующий QR-код либо ПЦР-тест со сроком давности не более 48 часов, сообщили корреспонденту «Кавказского узла» представители туристической сферы

«С 27 октября в соответствии с указом Главы Кабардино-Балкарии, при заселении в санатории Нальчика необходимо предъявить QR-код, либо сертификат о вакцинации, либо ПЦР-тест, сделанный не ранее чем за 48 часов до прибытия в санатории», — сообщила сотрудница курорта «Нальчик».

Представитель АО «Курорт «Нальчик»» отметила, что санатории, которые относятся к ведомству, завершили сезон, и до конца января не будут работать. Это санатории «Горный родник», «Грушевая роща», «Маяк» и другие.

В частном санатории «Голубые ели» в Нальчике также подтвердили требование наличия QR-кода.

На курорте «Эльбрус» QR-код требуется для заселения во все гостиницы Приэльбрусья, сообщили в управлении курорта.

Сегодня глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков подписал указ, отменяющий требования о предъявлении QR-кодов о проведенной вакцинации от COVID-19 или ПЦР-тестов поездке на канатных дорогах, сообщила пресс-служба главы Кабардино-Балкарии. «Из числа объектов, посещение которых требует предъявления QR-кода или действующего ПЦР-теста исключены пассажирские канатные дороги», — говорится в сообщении.

Право на заселение в гостиницу, либо санаторий дает QR-код о вакцинации, подлинник справки с отрицательным результатом теста, выданной не ранее чем за 72 часа до дня посещения объект или справку о том, что человек не более шести месяцев назад переболел коронавирусом, говорится в указе главы Кабардино-Балкарии от 27 октября. 

При заселении в отели QR-код не требуется для детей младше 18 лет, прибывших на курорт в сопровождении родителя, иного законного представителя, предъявившего один из указанных документов.

Туристам в Чечне потребуются QR-коды

В Чечне с 11 октября для заселения в отели и гостиницы туристу необходимо иметь либо QR-код о вакцинации, либо QR-код о перенесенном заболевании или ПЦР-тест, сделанный за 48 часов до заселения, сообщили корреспонденту «Кавказского узла» в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Аналогичные требования вводятся для посещения кафе и ресторанов, бассейнов, театров, SPA, фитнес-клубов, участия в экскурсии, отметил представитель организации

Гости, прибывающие в республику при размещении в гостиничные комплексы (хосписы, отели, хостел и др.) должны предъявлять QR-код, подтверждающий прохождение вакцинации против СOVID-19 или справку о перенесенном в течение последних шести месяцев заболевании. В случае отсутствия вышеуказанных документов необходимо предъявить результат исследования на СOVID-19 ПЦР-методом, пояснило 15 октября Минтуризма Чечни на своей странице в Instagram.⁣⁣⠀

В Северной Осетии для заселения в санатории и отели необходимы QR-коды

Для всех мест размещения, в том числе и для санаториев, существуют дни и те же требования, установленные Роспотребнадзором. Это наличие ПЦР-теста либо QR-кода, подтверждающего прохождение вакцинации, рассказал председатель комитета по туризму Северной Осетии Заурбек Кодзае.

В Северной Осетии предъявление QR-кодов при заселении в гостиницы стало необходимо с 26 октября. Также допускается предъявление справки об отрицательном ПЦР-тесте или медицинского документа о перенесенном заболевании

Власти Ставрополья не могут контролировать наличие QR-кодов при заселении в частный сектор

В Ставропольском крае для заселения в отели либо санатории или пансионаты с 8 декабря отдыхающему необходимо иметь при себе QR-код вакцинированного в виде распечатанного сертификата или цифрового кода из приложения Госуслуги, либо цифровой QR-код переболевшего, либо отрицательный ПЦР-тест, полученный не ранее чем за 48 часов до заселения, сообщили корреспонденту «Кавказского узла» в администрации края. Отсрочка применения правил до 22 декабря у санаториев и пансионатов, добавил собеседник.

Отличий в требованиях между отелями и другими типами размещения нет, однако для санаториев и пансионатов до 22 декабря действует отсрочка применения правил, уведомили в администрации.

Аналогичные требования вводятся для посещения музеев, театров, кафе и ресторанов, бассейнов, SPA, фитнес-клубов. Для посещения и проведения экскурсии ограничений нет. Введен запрет на проведение массовых мероприятий, рассказал представитель администрации.

Требования введены постановлением краевого главы Владимира Владимирова от 7 декабря о внесении изменений в губернаторское постановление №119 от 26 марта 2020 года «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Cтавропольского края», указали в администрации. 

Власти Ставрополья не в силах проконтролировать наплыв и заселение туристов в частный сектор – достаточно серьезная часть отдыхающих предпочитает отдых в домах и квартирах, арендованных напрямую у собственников, рассказал представитель администрации края. Арендодатели не будут спрашивать у постояльцев QR-коды, уверен собеседник.

«Это никак не регулируется. Для этого нужны люди и сила, а их нет. Нет понимания, как организовать контроль за частниками. Ну, не нанимать же казаков, которые будут ходить по квартирам и смотреть, кто там живет», — сказал он.

Действительно, рядовой турист, отдыхающий на Ставрополье, предпочтет частный сектор, где у него не будут проверять QR-код, гостинице или тем более пансионату, констатировала Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

«Во всех решениях, касающихся введения QR-кодов в регионах, где туризм — одна из ключевых отраслей, сложно проследить логику, особенно если речь идет о регионах, где велика доля частного сектора. Собственно, QR-коды вводятся для предотвращения заражения и сохранения здоровья в первую очередь для местного населения, а не приезжих. С другой стороны, нет контроля частного сектора. У наших граждан есть возможность поехать на любимый курорт и остановиться там, откуда не будет поступлений в бюджет», — рассказала Ломидзе.

В АТОР считают, что из-за введения QR-кодов поток туристов в Ставропольский край все же уменьшится.

Для поездки на канатной дороге в Карачаево-Черкесии QR-коды пока не нужны

Во все отели Домбая для заселения людям старше 18 лет нужен либо ПЦР-тест, либо QR-код, сообщила сотрудница сайта бронирования отелей Домбай.ру.

Нужно ли будет туристу, который приехал с результатами ПЦР-теста, обновлять его, она затруднилась сказать. «Из отеля, конечно, не выгонят. Но поговаривают, что на канатных дорогах будут требовать. И туристам, приехавшим для занятий горнолыжным спортом, нужно будет обновлять ПЦР-тест каждые два дня. Но сейчас на канатках QR-код или результат ПЦР-теста не спрашивают», — сообщила менеджер сайта бронирования.

Для заселения необходимо иметь сертификат о вакцинации от коронавируса, либо сертификат о перенесённом заболевании, либо медицинский документ с подтверждением актуального ПЦР-теста, рассказали в отеле «Вертикаль» на Архызе. «Хотя результат ПЦР-теста сейчас действует 48 часов, но, так как он нужен для заселения, то если даже турист будет жить большее количество дней, его не надо обновлять», — пояснила менеджер отеля «Вертикаль».

По её словам, имеется небольшая разница между заселением в отели или в санатории. «Чтобы заселиться в санаторий, нужна обязательно также курортно-санаторная карта. Кроме того, требуют в санаториях и справку об эпидокружении», — пояснила менеджер.

Заселение проводится по QR-кодам и ПЦР-тестам, подтвердили в отеле «Эдельвейс» в Черкесске.

«У нас распоряжение заселять по QR-коду и после мы не проверяем его у живущих. Но для того, чтобы посещать общественные места в городе он, вероятно, понадобится», — уточнила менеджер отеля «Эдельвейс».

Новости о ситуации с коронавирусом на юге России и в странах Южного Кавказа «Кавказский узел» публикует на тематической странице «Коронавирус рвется на Кавказ«. Новости о введении системы QR-кодов и его последствиях на юге России и в странах Южного Кавказа «Кавказский узел» размещает на тематической странице «QR-коды и вакцинация на Кавказе».

Автор: Людмила Маратова, Олег Краснов, Нахим Шеломанов, Эмма Марзоева
источник: корреспонденты «Кавказского узла»

  • Рассказ голявкина как я под партой сидел
  • Рассказ голодный человек на смысловую память
  • Рассказ говори мама говори екимов читать
  • Рассказ гордость и предубеждение
  • Рассказ геродота о строительстве пирамид