Рассказ головы из оперы руслан и людмила

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: сюжет и краткое содержание оперы руслан и людмила. также вы можете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сюжет и краткое содержание оперы руслан и людмила». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

М. И. Глинка считается родоначальником истинно русской оперы. Это именно он впервые решил использовать в музыке сюжеты из русской жизни и первым из музыкантов начал включать в свои произведения русские народные напевы. Прекрасная поэма-сказка великого Пушкина вдохновила Глинку на сочинение монументального произведения – оперы «Руслан и Людмила».

Все дальше уходит Руслан в поисках Людмилы. Вот он оказывается на поле старой битвы. Все окутано туманом. Все поле усыпано костями.
Призывы и моленья Гориславы тщетны: Ратмир обольщен коварными волшебными девами. «Скорей сюда ко мне слетайте чудные девы мои! » Появляются девы Наины и своим пением очаровывают Ратмира. Возвращается Горислава. Она счастлива вновь видеть Ратмира. Он же смотрит на нее и не видит: ему докучают ее мечты, он хочет предаться минутным наслаждениям. Девы окружают Ратмира и заслоняют Гориславу.

Краткое содержание: Михаил Иванович Глинка. Руслан и Людмила

Но перед ним появилась не молодая девушка, а старая и горбатая колдунья. В ужасе бежал от неё старый Финн и спрятался в пещере. Наина поклялась ему отомстить.

Светозар, великий князь киевский, устраивает пир в честь своей дочери Людмилы. Женихи на руку Людмилы — витязи Руслан, Ратмир и Фарлаф, которые окружают прекрасную княжну. Людмила подает руку Руслану. Князь одобряет выбор дочери, и пир переходит в свадебное торжество. Баян предрекает в своих песнях беду, грозящую Руслану и Людмиле. Народ желает счастья молодым.

Ищет Людмилу и трусливый Фарлаф. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Эта злая волшебница Наина. Она обещает ему помочь победить Руслана и освободить Людмилу. Фарлаф счастлив. Он предвкушает близкую победу.

Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах.

Данный роман очень особенное произведение о войне. Ведь именно в этом произведении показывает войну с какой-то другой стороны. Роман состоит из двух часть первая, из которых называет «Солдат лечится».

И вот появляется роскошно убранный стол. Но Людмила все отвергает: «Не нужно мне твоих даров, / Ни скучных песен, ни пиров!» В конце концов при упоминании невидимым хором, который вступает с нею в диалог, Черномора, Людмила падает без чувств. Над ней опускается прозрачный шатер.

Фарлаф доставляет в хоромы Светозара прекрасную княжну. Но как разбудить ее, Фарлаф не знает. Слышится топот подков коней Руслана и его друзей. Фарлаф, понимая, что его ждет возмездие, в страхе убегает. Благородный Руслан надевает на палец своей невесты волшебный перстень, и Людмила пробуждается!

Монументальные образы Киевской Руси, легендарные фигуры великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и величии народной жизни. Значительное место в опере занимают фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом.

Так сказала ему старая колдунья. В это время Руслан встретил голову витязя, которая являлась хранителем волшебного меча, спрятанного его братом Черномором.

Светозар обещает отдать руку дочери и полцарства тому, кто вернет ее. Все три витязя готовы ехать разыскивать княжну.

Тем временем Людмилу в дивных садах Черномора развлекают танцами, музыкой и богатыми дарами. Но Людмила грустна, она мечтает о любимом.

Между тем туман рассеивается, и перед изумленным Русланом возникает огромная живая голова. Увидев витязя, чудовище начинает дуть, поднимая целую бурю. Руслан смело бросается на голову и пронзает ее копьем. Под ней оказывается меч. Руслан счастлив — меч пришелся ему по руке.Голова поверяет Руслану свою удивительную историю. Когда-то их было два брата — великан и карла Черномор.

Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.

Тогда Голова рассказала витязю историю о неких братьях. Один из них был карликом Черномором и хитростью убил своего братца-великана, отрезал ему голову и спрятал под ней чародейский меч. Когда он оказался в руках Руслана, Голова попросила отомстить за нее.

Финн рассказывает Руслану историю своей любви. Когда-то он был покорен красотой гордой и надменной девушки Наины. Но она отвергла его любовь. Гордыня Наины не дала соединиться их сердцам даже после того, как Финн стал героем. Финн долгое время покорял врагов, овладевал тайными знаниями, стал чародеем. С помощью чар он влюбил в себя Наину.

Тогда Голова рассказала витязю историю о неких братьях. Один из них был карликом Черномором и хитростью убил своего братца-великана, отрезал ему голову и спрятал под ней чародейский меч. Когда он оказался в руках Руслана, Голова попросила отомстить за нее.

Финн рассказывает Руслану историю своей любви. Когда-то он был покорен красотой гордой и надменной девушки Наины. Но она отвергла его любовь. Гордыня Наины не дала соединиться их сердцам даже после того, как Финн стал героем. Финн долгое время покорял врагов, овладевал тайными знаниями, стал чародеем. С помощью чар он влюбил в себя Наину.

В итоге вся тщательная работа над спектаклем продолжалась несколько лет. В 1837 году композитор полностью завершил первый акт и даже представил его дирекции театров. Примерно через год были исполнены отдельные номера в имении Каченовка, которые очень тепло встретили слушатели. Работа же над всей партитурой закончилась в 1842 году.

Краткое содержание оперы руслан и людмила глинки за 2 минуты пересказ сюжета

Наина старается отвратить от поисков Людмилы хазарского князя Ратмира. Подвластные ей волшебные девы зазывают Ратмира в замок. Наина заманивает туда и Гориславу — молодую пленницу гарема Ратмира. Но Ратмир не замечает её. В волшебный замок Наина заманивает и Руслана. И его очаровывают своими плясками девы. Внезапно появляется Финн и мановением жезла разрушает волшебный призрачный замок.

Волшебный сад Черномора. Людмила тоскует в неволе. Она хочет броситься в озеро — жизнь в плену не нужна ей, но озеро превращается в прекрасный луг, а луг — в волшебный шатер.

В городе Солигалич в семье Рыжовых родился сын Александр. После его рождения скоропостижно скончался его отец, канцелярский служащий Рыжов. Мать Алексашку воспитывала одна.

Внезапно раздается удар грома, наступает мрак. При блеске молний Людмила исчезает. Светозар обещает отдать Людмилу в супруги тому, кто найдет похищенную дочь. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски Людмилы.

На своём пути Руслан встречается с волшебником – Финном, который рассказывает ему свою историю. В молодости он никак не мог покорить красавицу Наину. Когда же от отчаяния прибег к чарам, то влюбил в себя уже старушку Наину. Теперь она преследует его, а он в ужасе скрывается.

Сюжет и краткое содержание оперы руслан и людмила

Теперь Руслан проходит ещё одно испытание – встречает Наину, которая заманивает его в прекрасный дворец, где полно яств, драгоценностей и красавиц. Тут уже и Ратмир, за которым спешит влюбленная в него Горислава. Мужчины заколдованы, они обо всём забыли. Но от чар Наины их спасает Финн. Ратмир возвращается к Гориславе. Няни и сенные девушки хором, написанным в чисто национальном характере («Не тужи, дитя родимое!»), утешают ее. Она, в свою очередь, шутливо обращается сначала к Фарлафу («Не гневись, знатный гость»), а затем к Ратмиру («Под роскошным небом юга / Сиротеет твой гарем») и подбадривает неудачливых претендентов на ее руку. К Руслану же она обращается со словами, полными любви.

Трусливый Фарлаф уже совсем готов отказаться от поисков Людмилы, но тут ему встречается дряхлая старушка. Это злая волшебница Наина. Она обещает помочь отыскать княжну. Нужно лишь, чтобы Фарлаф возвратился домой и там ожидал ее указаний.

В волшебных садах Черномора томится Людмила. Ничто не может развеять ее печальных дум, ее тоски о милом. Гордая княжна готова скорее умереть, чем покориться злому карле. Между тем Черномор со свитой является проведать пленницу. Чтобы рассеять ее грусть, он приказывает начать танцы. Внезапно трубит рог: это Руслан вызывает Черномора на поединок.

В замке князя Светозара находится много гостей. Они гуляют на свадьбе его дочери Людмилы. Ее жених благородный витязь Руслан. Баян поет песни о военных походах, прославляя землю русскую. Он и предупредил молодых о нависшей над ними опасности. Их ждут тяжелые испытания и временная разлука. Многие гости завидуют Руслану и очень обрадовались страшному предсказанию.

В разгар свадебного веселья раздается удар грома, все погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасет княжну.

На поиски отправился Руслан и оказался в землях, где жил чародей Финн. Он предсказал ему победу над грозным Черномором, который украл Людмилу. Затем поведал Руслану собственную историю. Финн был пастухом и влюбился в колдунью Наину, но она на него даже не смотрела. Он никакими поступками и богатством не мог завоевать гордую красавицу и смог добиться этого только магией.

Светозар оплакивает дочь. Неожиданно появляется Руслан. Волшебным перстнем Финна он пробуждает княжну.

Руслан нашел Черномора. Княжну ничего не радует, она очень скучает по любимому и даже готова на самоубийство. Невидимые духи уговаривают Людмилу подчиниться Черномору, но она противится. Как-то раз Черномор затеял танцы для княжны. Внезапно кто-то затрубил в рог. Это был витязь Руслан, вызвавший Черномора сразиться.

Опера полюбилась не только в России, но и за рубежом, где неоднократно была представлена публике. Иностранные ценители искусства впервые познакомились с оперой «Руслан и Людмила» в 1906 году в Любляне, затем в 1907 году в Париже, Лондоне, Берлине и других городах Европе. Среди них больше всего выделяется работа Ч. Маккераса, которую он представил в Гамбурге 1969 года.

Идея произведения — торжество светлых сил жизни — раскрывается уже в увертюре, в которой использована ликующая музыка финала оперы. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания.
Однако постепенно, с каждой новой постановкой, успех произведения только увеличивался. Среди ярких и заметных премьер стоит отметить версию 1904 года, успешно поставленную в Мариинском театре. Она была приурочена к 100-летию со дня рождения известного композитора М. Глинки.

1842 — Руслан и Людмила

Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Но, пораженная копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев — великана и карлика Черномора.

Киевский князь пировал на свадьбе своей младшей дочери Людмилы, которая выходила замуж за храброго витязя Руслана. Князь считал его достойной парой для своей дочери. Гости веселились, только три витязя сидели за столом, печально склонив головы. Это были соперники Руслана.

В 5-Б классе появился новый ученик. Звали его Толя Шарокин. Классный руководитель познакомила с ним ребят и показала мальчику свободное место рядом с Колей Дмитриевым.

Рекомендуемые материалы по весенней тематике

Людмила прощается с отцом, подругами, ласково утешает отвергнутых ею женихов: хазарского хана Ратмира и варяжского рыцаря Фарлафа.

Тем не менее на премьере уже во время третьего акта публика охладела, а в конце пятого императорская семья и вовсе покинула театр, не дожидаясь финальных аккордов. После того, как опустился занавес, Глинка не знал, стоит ли ему выходить на сцену. Тем более отъезд императора повлиял на прием оперы публикой. Несмотря на это, за первый сезон спектакль был поставлен в общей сложности 32 раза.
Неожиданно появились бывшие рабы Черномора. Они рассказали, что невидимые духи опять похитили Людмилу и пропал Руслан. Оказалось, что княжну украл и привез в Киев Фарлаф. Однако тоже не смог разбудить Людмилу. Неожиданно появился Руслан. Он разбудил Людмилу волшебным кольцом Финна. Все ликуют и славят Руслана.

Похожие записи:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

Чусовой Пермский край

$

Конспект урока по музыке во 2 классе

Опера «Руслан и Людмила»

подготовила

учитель музыки

$ Кожемякина Светлана Леонидовна

г. Чусовой 2014

Тема урока: «Опера «Ру$слан и Людмила»

Цель урока Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» — шедевром русского оперного искусства.

Задачи урока:

$обучающая: обеспечить усвоение понятий: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал

развивающая: совершенствовать умения выявить взаимосвязь музыки – слова — изобразительного искусства в опере; продолжить формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

воспитательная: развивать образно-ассоциативное мышление детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки

$Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Методы обучения:

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Структурные элементы урока (этапы)

Цели

УУД

$

Приемы, методы, формы обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап

Организационный момент

Мотивировать учащихся к изучению темы

$

Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Коммуникативные: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Предметные:

Наглядный, словесный метод

$Настраивает на работу, создает благоприятные условия для деятельности

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

$Учитель – Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Попробуйте, определить тему нашего урока.

(просмотр видеофрагмента на 1 минуту ТЕАТР)

Учитель : Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём?

-А что мы там будем делать?

$-Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём?

Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера»

$2 этап

Самоопределение деятельности ( целеполагание)

Предметные: Научатся проводить сравнительный анализ стихотворного и музык$ального текста.

Регулятивные развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности

Коммуникативные

Участвовать в диалоге

Наглядный, словесный

Пение пе$сни по ролям.

Учитель: — Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Какую песню мы сейчас споём, если сказка будет впереди?

Исполняют знакомую песню Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету» (2 куплета), вспоминают героев

Учитель: — Кто ра$ссказывает сказки детям?

Работают с разворотом учебника «Сцены из оперы» Дети перечисляют, вспоминают Кота ученого.

Индивидуальное и коллективное чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». на стр. 84-85

Учитель: Какие замечательные строки русского поэта А.С. Пушкина А хотите узнать, что было 172 года назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Марии$ненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.
Почему опера волшебная и сказочная? (Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу).

«Киевский князь Светозар празднует $свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает $в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев. Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых.» ( рассказ будет сопровождаться слайдами героев оперы)

3 этап

Изучение нового материала

$

Создать условия для усвоения обучающимися понятий: опера, хор, увертюра, контраст.

$Формировать умение определять образ героев.

Предметные: научатся выявлять взаимосвязь музыки – слова изобразительного искусства в опере.

Регулятивные Закрепят умение воспринимать музыку и выражать своё отношение

Коммуникативные

Участвовать в диалоге

$Индивидуальная, фронтальная работа

Организовывает усвоение новых понятий

Изучают новый материал, записывают в тетрадь новые слова.

звучит «Увертюра»

Учитель$: Как звучит произведение? Какой тут возникает образ? Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана)

Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера).

Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление)

$Учитель: Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?  Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» Учитель:$ Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен)

Как вы думает, кто исполняет это произведение? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ.

Учитель: Добро в сказке борется со злом. Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина? Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою…
…Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая… – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил$? ( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)

Учитель: Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите, какой из трех жанров он для этого выбирает?
(жанр марш)

звучит «Марш Черномора» Учитель: Попробуем промаршировать под эту музыку. (маршируют) Удобно вам было маршировать? Учитель: По каки$м признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? (звучание колокольчиков). Учитель: Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы). Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему? (он – сила зла).

Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера

Учитель: Давайте с вами еще раз посмотрим и послушаем сказочный марш Черномора

видеофрагмет «Марш Черномора»

Учитель: Какой музыкальный образ вам показался ярч$е: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

А какой герой понравился больше?Почему?

Учитель: Своим прототипом Руслан имеет легендарных богатырей из русских былин и сказок, которые защищали русский народ. Каких вы знаете богатырей? С каким цветом ассоциируется $у вас его образ? (красный – цвет крови). А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины).

Учитель: А как вы думаете, , какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

видеофрагмент «Финал«

Учитель: Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная). Кто исполняет это произведение ? (хор). А какой хор? (смешанный)

4 этап

$Рефлексия

Научить оценивать результат своей деятельности

$Предметные:

Систематизировать умения определять музыкальные произведения

Регулятивные

Осуществлять самоанализ деятельности

фронтальная

$индивидуальная

работа. прием противопоставления

Подводит итог, оценивает деятельность ученика

Дают оценку своей деятельности

Учитель: Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили. Посмотрите на экран. Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом — характеристика героев. Давайте попробуем подобрать харак$теристику к каждому герою. Людмила – “милая людям”. Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”. Князь$ Владимир несёт мир, добро, владеет миром (Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси.) Фарлаф – хитёр и скрытен. Черномор –поступки героя чёрные, недобрые. Ратмир –противоречивый, непостоянный.

Учитель: В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые $облака? (Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!)

Учитель: У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе. В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни.

$песня «Дорога добра» $Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова

5 этап

Домашнее задание

Нарисовать, как вы представляете образ карлика Черномора

Индивидуальная, фронтал$ьная работа

Организовывает усвоение новых понятий

Изучают новый материал, записывают в тетрадь новые слова.

Учитель : Мы сегодня в очередной раз прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и вновь открыли её для себя с новой стороны.
— Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» — былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом$ убедились.
Вы встретились с добрыми и злыми героями. Нарисуйте, пожалуйста дома, как вы представляете образ Черномора.

$

Список использованной литературы

1. Изместьева Ю.Д. «Поурочное планирование уроков музыки в 2 классе» Волгоград 2010.

2..Затямина Т.А. «Современный урок музыки» Москва «Глобус» 2011.

3.Давыдова М.А., Агапова И.А. «$Музыкальные вечера в школе» Айрис Пресс Рольф Москва 2010 год.) часть II

4. Давыдова М.А., Агапова И.А «30 музыкальных занятий» для начальной школы «Аквариум» ГИППВ 2009.

Использованные материалы и Интернет — ресурсы

1. http://collegy.ucoz.ru

2. http://www.myshared.ru

3. http://pedsovet.su

  • Рассказ выводом которого является пословица
  • Рассказ все тайное становится явным придумать
  • Рассказ галка 2 класс
  • Рассказ где обедал воробей
  • Рассказ г мало без семьи