Рассказ гигиена петрушевская читать

Людмила стефановна петрушевская - одна из выдающихся российских писательниц прошлого века, автор огромного количества рассказов и детских произведений. ее творчество,

24016022401584

Людмила Стефановна Петрушевская — одна из выдающихся российских писательниц прошлого века, автор огромного количества рассказов и детских произведений. Ее творчество, в котором жестко и без прикрас описаны реалии жизни, для многих стало настоящим открытием. Зачастую оно касается самых тайных струн человеческой души. Множество ее книг инсценированы и экранизированы.

Людмила Петрушевская — человек с удивительной судьбой. Всю свою жизнь она преодолевала невероятные препятствия и никогда не сдавалась перед трудностями. Известно, что в течение длительного времени свои произведения, впоследствии ставшие культовыми, она писала «в стол», поскольку советская цензура не пропускала их в печать. Достигнув писательской славы и признания, она занялась созданием мультфильмов и сочинением музыки. В статье представлены наиболее примечательные высказывания знаменитости.

Рассказ гигиена петрушевская читать

Коротко о ней: детские и юношеские годы

Будущая писательница родилась в Москве 26 мая 1938 года в семье интеллигентных, высокообразованных людей. Отец и дед девочки были лингвистами, мать работала редактором. В детстве писательнице проходилось жить у дальних родственников и даже в одном из детских домов под Уфой. По окончании школы Людмила поступила в МГУ на ф-т журналистики.

Карьера

С 1961-го ей довелось сменить несколько мест работы. В начале семидесятых Петрушевская устроилась на должность редактора на Центральную студию ТВ.

Творчество

Сочинять стихи она начала еще в юные годы. Будучи студенткой, занималась написанием сценариев для студенческих представлений. Первые пьесы были ею написаны в начале шестидесятых, однако отдавать их в печать она долгое время не решалась.

Первым был опубликован ее рассказ «Через поля». Его напечатал в 1972 году журнал «Аврора». Читатели восприняли произведение с интересом, однако дальнейшие публикации были приостановлены цензурой. Петрушевская продолжала активно творить и отправляла написанное «в стол». Проблемы с цензурой, которые преследовали Людмилу Стефановну, были вызваны тем, что в своем творчестве она поднимала слишком животрепещущие социальные темы.

Мало-помалу ее пьесы заинтересовали режиссеров. Их начали ставить на сценах небольших частных театров: во львовском «Гаудеамусе», театре Р. Виктюка. В восьмидесятые творчество Петрушевской привлекло внимание руководителей ведущих театральных коллективов. Ее пьесы вошли в репертуар Театра на Таганке, «Современника», МХАТа, Театра им. А. Райкина.

Ее драматургия состоит из пьес-шуток («Квартира Коломбины», «Анданте»), пьес-диалогов ( «Изолированный бокс», «Стакан воды»), пьесы-монолога «Песни XX века», давшей название сборнику, и др. В прозе Петрушевской продолжается тематика ее драматических произведений. Ее прозаические работы – это своеобразная энциклопедия жизни женщины от юных до преклонных лет.

В 1990-м Петрушевской был создан цикл мистических рассказов «Песни восточных славян». В 1992-м вышла в печати повесть, которую считают вершиной ее творчества, – «Время ночь». Также писательницей создано множество сказок для детей и взрослых.

Людмила Стефановна играет в собственном театре, сочиняет и исполняет песни, рисует мультипликационные фильмы, изготавливает картонных кукол, пишет картины, читает рэп. По созданному ею сценарию Юрием Норштейном в 1979-м был снят мультфильм «Сказка сказок». Некоторые ее знакомые полагают, что при создании образа Ежика в тумане были использованы черты самой сценаристки.

Рассказ гигиена петрушевская читать

Цитаты

Мы собрали для вас вдохновляющие цитаты этой удивительной женщины:

  • Быть женщиной в 30 лет и в 80 лет – для меня самой – одинаково.

  • Я не работаю в общепринятом смысле слова – то есть встал утром, сел писать. Когда меня настигает текст, я его записываю. А где я пишу и когда, значения не имеет. Всегда надо иметь бумагу и ручку. Я считаю, что это дело нам шлют.

  • Ваш голос… у меня от него побежали мурашки по спине, и трех я уже поймал.

  • Мои любимые книги лежат, вычерпанные до дна, пройдет время – наполнятся родники.

  • Слава мужеству, не способному убить.

  • Вообще все в мире китайское! Кроме турецкого!

  • Черное пальто спасает от всех бед.

  • Закаты, рассветы, здоровье – вот во что вложены должны быть деньги.

  • Счастье – это когда дети сыты, обуты, одеты, здоровы и их нет дома.

  • Жизнь богаче, чем нам кажется.

  • Святая простота простых людей: им просто нравится любой человек, а преграда не существует ни на уровне возраста, ни на каком другом.

  • Но, как известно, внешность человека гнездится внутри него, и с этим ничего не поделать.

  • Трагедия – это когда один хороший человек губит другого хорошего человека. Когда негодяй предает – это даже не драма. Это неизбежность.

  • Цель высвечивается только по ее достижении, так уж устроено.

  • «Равнодушие и еще раз равнодушие!» – завещала нам прабабка Ева, выгнанная за свою неосмотрительность из очень престижного садового товарищества.

  • Новелла должна застрять в памяти – это задача. Как песчинка в сердечке моллюска.

  • Почему-то у меня никогда не получалось с триумфом победы. Каждый раз никто не хотел присутствовать.

  • Иногда ты думаешь, что к тебе начали относиться плохо, а на самом деле просто это ты уже плохо начал думать о человеке.

  • Куда человека тянет, куда его несет? Туда, где его любят.

  • Каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.

  • Это ведь не секрет, что в человеке иногда исчезают прежние души и заводится новая, особенно с возрастом.

  • Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые!

Рассказ гигиена петрушевская читать

О личной жизни

Писательница была замужем дважды. Является вдовой ныне покойного Бориса Павлова, директора Галереи на Солянке. Имеет троих детей. Сегодня знаменитость живет и продолжает творить в Москве.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

В этой подборке представлены произведения, которые вышли исключительно в XXI веке. Все они — о нашем настоящем, о том мире, в котором мы живем сейчас. Писатели всегда особенно осмысляют происходящее, находят и подсвечивают идеи, которые мы в повседневности рискуем пропустить. Эти книги, помимо увлекательного сюжета и виртуозного владения словом, объединяет талант их авторов уловить дух времени, настроение сегодняшнего дня. Моя персональная рекомендация — книга Людмилы Петрушевской, для меня она — современный гений, писательница, заслуживающая Нобелевской премии как никто другой и по какой-то вселенской несправедливости ею обделенная.

«Черное пальто. Страшные случаи»

Людмила Петрушевская

Рассказ гигиена петрушевская читать

Людмила Петрушевская — признанный классик, великая наша современница. Она умеет работать абсолютно в любом жанре и удерживать читательское внимание всерьез и надолго. «Черное пальто» — это сборник коротких текстов, написанных Петрушевской за последние сорок лет. Открывается он рассказом «Гигиена», датированным 1976 годом, — о страшной и неизвестно откуда возникшей эпидемии вируса, убивающего людей за три дня. Мистические истории, собранные в книге, леденят кровь и невольно заставляют задуматься о провидческом даре писателя.

«Домовая любовь»

Евгения Некрасова

Рассказ гигиена петрушевская читать

Сборник рассказов и поэм «Домовая любовь» посвящен дому и его обитателям. Для кого-то из них дом — это крепость, а для кого-то — тюрьма. В доме ищут спасения, из дома бегут, о доме мечтают, с домом разговаривают. Героиням Евгении Некрасовой приходится непросто в жизни, они оказываются в нездоровых отношениях, разрывают семейные узы, гонятся за счастьем и в итоге спасают себя сами.

«Мойра Морта мертва»

Линор Горалик

Поэтесса, писательница, создательница «Зайца ПЦ» Линор Горалик — мастер суперкоротких рассказов. Если вы читали ее сборники «Говорит» и «Короче», то обратите внимание и на «Мойру Морту», вышедшую в издательском проекте Центра Вознесенского. Горалик работает в жанре flash stories и дотошно исследует человеческие чувства. Главная повесть, по которой названа книга, идет в сопровождении 76 крошечных зарисовок о людях — грустных, странных и смешных.

«Ты знаешь, что хочешь этого»

Кристен Рупеньян

Рассказ гигиена петрушевская читать

Американка Кристен Рупеньян прославилась в интернете рассказом «Кошатник», который тоже включен в этот сборник. Но и помимо него в «Ты знаешь, что хочешь этого» есть литературные находки. Рупеньян — прекрасная рассказчица, она делает это так легко и непринужденно, будто делится историями с подписчиками в социальных сетях. Она вскрывает тайные желания людей и освобождает таящееся в них безумие.

«Пьяные птицы, веселые волки»

Евгений Бабушкин

Рассказ гигиена петрушевская читать

Сборник «Пьяные птицы, веселые волки» именно та книга, которую можно порекомендовать читать сумрачным вечером. Бабушкин погружает читателя в совершенно иной мир, живущий по собственным правилам. В нем с террористами можно договориться, а мертвых — оживить. Герои Бабушкина — чудаки и зануды, умницы и фрики, таланты и посредственности. За ними интересно наблюдать, их невозможно понять. Бабушкин завораживает, заговаривает реальность, преображая ее. Истории, которые он рассказывает и напевает, оказываются философскими сказками, порой страшными и беспощадными — как вся наша жизнь.

«Ногти»

Михаил Елизаров

Рассказ гигиена петрушевская читать

Сборник короткой прозы Михаила Елизарова — острой, как заточенный нож. Впервые вышел в издательстве Ad Marginem в 2001 году и, по словам критиков, стал одним из самых ярких дебютов.

Маскулинная, дерзкая проза Елизарова порой напоминает истории Буковски и Миллера, в которых женщинам отведено особое, губительное место. А центральную повесть (по ней названа книга) часто сравнивают с произведениями Сорокина, когда говорят о ее натуралистичности, беспощадности и заклинательности.

«Вещи и ущи»

Алла Горбунова
 

Рассказ гигиена петрушевская читать

Дебютный сборник прозы «Вещи и ущи» известной петербургской поэтессы Аллы Горбуновой. По словам автора, эта книга «как будто произрастает из ситуации утраты слов, утраты больших рассказов, романов, барочной пышности, изощренности — это, скорее, что-то пещерное, первобытное, для выживания». Интересно проследить, как эта книга рифмуется со следующей, «Конец света, моя любовь», принесшей Горбуновой широкую известность и престижную литературную премию «НОС».

«Любовь хорошей женщины» 

Элис Манро

Канадскую писательницу, нобелевскую лауреатку Элис Манро называют лучшим автором рассказов нашего времени. Критики высоко оценивают ее талант, сравнивают с Борхесом и Чеховым, не скупятся на комплименты. В сборник «Любовь хорошей женщины» вошли рассказы, опубликованные ранее в журнале «Нью-Йоркер». Кажется, Манро знает про нас лучше, чем кто-либо. Она поднимает вечные темы: добра и зла, любви и предательства, находок и потерь, — но словно вдыхает в них новую жизнь.

«Время вышло. Современная русская антиутопия»

Рассказ гигиена петрушевская читать

В сборнике «Время вышло» собрано 13 рассказов разных авторов: Андрея Рубанова, Александра Иличевского, Алексея Сальникова, Алисы Ганиевой, Ксении Букши, Сергея Шаргунова, Дмитрия Захарова и других. Все они пытаются осмыслить реальность и понять, какое же будущее нас ждет. Для этого они обращаются к популярному сегодня жанру — антиутопии.

«Плохая жена хорошего мужа»

Александр Снегирев

Рассказ гигиена петрушевская читать

Снегирев прекрасно знает, как провоцировать аудиторию. Как в текстах, так и в жизни. Единственное, что ему недоступно, — это скука: он приговаривает и отменяет ее.

Рассказы из сборника «Плохая жена хорошего мужа» хорошо воспринимаются в форме аудиокниги: кажется, будто чтец (он же автор) рассказывает лично тебе увлекательные истории общих знакомых. Оторваться невозможно.

А по специальному промокоду ТАСС на сайте сервиса все читатели получат книгу в подарок из специальной подборки, а также скидку 25% практически на весь ассортимент.

Категория:  Очерки. Истории. Воспоминания




В одной школе детей из шестого класса собрались везти на экскурсию, не так далеко, но все-таки родители решили нанять автобус.

29257478

Однако же учитель труда предложил бесплатно свои услуги и свой старинный автобус, такие ходили еще давно.

Он им очень дорожил и долго его восстанавливал, и теперь вся школа на нем ездила на всяческие праздники. Это была гордость школы, автобус «Арго».

Правда, там кабина находилась отдельно от салона, не как у современных гигантов.

И некоторые старшеклассники (с проблемами по математике и особенно по русскому и английскому) прошли под руководством ворчливого трудовика курс вождения, хотя пока что и без прав.

Трудовик на автобусе приехал, детям даже роздали пакеты, еду и питье, но ребят предупредили, что придется не брать с собой в музей рюкзаки, надо будет оставить их на сиденьях, потому что в тот музей нельзя вносить ничего постороннего.

«Поедите там на просторе, музей в парке», — сказала директорша.

И вот постепенно автобус стал заполняться, директор вернулась в школу, трудовик тоже как-то быстренько вылез из автобуса вслед за ней, говоря на ходу: «А бензин, бензин-то, я же заполнил бак, денег нет».

Дети уселись. Кто-то уже начал пить сок, кто-то разворачивал бутерброды.

Все-таки дело было после уроков.

И тут в кабину водителя впрыгнул парень из старшего класса, все закричали, а он только показал ребятам кулак, закрыл двери и, скорее всего, стал соображать, куда нажимать и как тронуть автобус, — и вдруг под крик детей сдвинул это громадное страшилище, развернул его и помчал свой экипаж неведомо куда.

Он ехал на большой скорости целый час, но стал оглядываться, высовываться из окна своей кабины, и вдруг свернул в проулок и поехал как-то неуверенно, притормаживал у поворотов, вел автобус буквально куда глаза глядят.

Дети кричали, девочки плакали, парни колотили в стекло кабины, но все было напрасно.

И вдруг раздался голос:

— Не орите, пля, я отвезу вас, куда было надо. Просто я (он все время повторял это свое «пля») сын водителя, а ему стало плохо, и он попросил меня его заменить.

Тот парень говорил прямо в микрофон. Как настоящий водитель.

— Теперь, пля, — сказал он, — все берите свои телефоны и отключайте их. Мы въезжаем в особую зону. Кто не выполнит, того задушу.

Телефоны были у всех в руках, люди играли, но теперь пошла мелкая работа по выходу из игры, по выключению.

— А ты чего сидишь? Выключай телефон, я сказал, — водитель обернулся и смотрел на заднее сиденье. — Задушу.

— У меня тут нет телефона, забыл дома, — ответил парень с заднего сиденья.

Он был новенький, его никто не знал.

Все занялись делом и замолчали, раз так. Дело непростое — выйти из игры и потом отключить телефон.

Автобус ехал теперь со средней скоростью, все как полагается, только водитель вел его как-то странно, вдруг останавливался у тротуара, как будто кого-то ожидал, но сидевший сзади новенький заметил:

— Он не хочет на красный свет.

Опять остановившись у тротуара, водитель сказал:

— Все выходите в проход со своими, пля, телефонами, каждый отдает мне. Открываю окно.

Открыл окошко между кабиной и салоном, обернулся.

Ребята подчинились.

Поднялась суета, все занялись делом. Подходили, отдавали телефоны водителю.

Он сбрасывал их на пол своей кабины.

Одна девочка прямо ахнула:

— Его нельзя кидать, это десятая модель! Папа себе купил!

Водитель даже не обернулся, но выругался с особым выражением, очень длинно.

Девочка даже заплакала.

Но тот парень, новенький, даже не встал с места. Один сидел сзади.

И водила его проверил, даже специально остановил автобус, явился в салон, поднял новенького и обшарил все карманы, ругаясь.

Дал ему хорошую затрещину за все это и ушел обратно.

Следующее событие произошло, когда автобус выехал на окраину. За окнами мелькали какие-то склады, гаражи, заборы.

Многие уже достали из рюкзаков бутылочки, пили кто что.

Водитель обернулся и сказал в микрофон:

— Так. Сейчас остановимся, будете делать, что я скажу (тут он выругался как-то особенно). Придушу коленом, если че.

Он затормозил, открыл дверь автобуса, встал внизу под ней и сказал:

— Давай по одному с багажом.

У каждого, кто подходил к двери, он отбирал рюкзак и бросал на землю у своих ног.

И дети покорно отдавали ему свое имущество и возвращались на места.

И только один мальчик придержал сумку, сказав:

— У меня там лекарства.

— Ничего, ехать недолго, — ответил водитель. — Ложь мне в руки, пля, больной.

Он, свалив на асфальт имущество детей, открыл внизу в автобусе какой-то, видимо, багажник и все пошвырял туда.

Дети, сидевшие на той стороне, повставали, чтобы все увидеть.

Один крикнул:

— Дверку захлопнул, все.

Водила сел в кабину, захлопнул дверь и поехал дальше.

И через долгое время парень за рулем заговорил снова:

— Я обещал, что перестреляю всех в вашей этой как бы моей школе (пошла ругань), я хожу в тир, отметки мне ничего не значат, я победитель, чемпион третьего уровня, и они еще узнают, я кто! Когда будет олимпиада (тут он пробормотал что-то не по-русски), все узнают мое имя! Вы тоже играете в игры, все играют, но никто не достиг такого третьего уровня, как я!

Дети слушали с удивлением и даже со страхом, такой голос был у этого старшеклассника, похожий на визг.

Некоторые девочки вытирали слезы.

Они ехали уже очень долго.

А тем временем автобус выбрался из города и мчался теперь среди полей.

— Так, — продолжал водитель, сопровождая свои слова матом, — кто у вас сильный? Кто бьет у вас всех? Ложит на раз?

Он остановил автобус, стал смотреть на детей.

И ткнул пальцем в мальчика на заднем сиденье.

— Ты самая дылда, ты будешь их бить. Встань.

И тот парень, которого никто не знал, встал. Он был новенький, только недавно пришел в их класс. Самый высокий. У которого не было телефона.

— Подойди сюда.

Тот не выполнил команду.

— Подходи, ну, ты! (Дальше шел мат.)

Парень все стоял.

— Ты недоразвитый?

В автобусе засмеялись.

Все-таки чувство юмора их не покинуло.

Тем более что они хохотали над этим, новеньким, «недоразвитым». Это будет его кликуха.

Но «недоразвитый» так и не подошел к кабине. Он все еще стоял там, в конце салона, держась за поручень.

Водитель прокричал:

— Мы въезжаем в зону особого контроля.

Автобус уже ехал довольно долго, солнце пекло, накаляя крышу, стало жарко, водитель открыл окно в кабине, обернулся и вдруг объявил, ругаясь как попало:

— Ты, сука, главный, закрой все форточки! Все форточки до единой, понял? И пригнулись, как кого увидите. Любого человека или мента. Здесь зона контроля. Могут убить в форточку.

Главный, назначенный водителем, тронулся с места, пошел вперед и начал свою работу.

Никто не возражал — что было делать.

Даже первые два кресла, которые стали приговаривать:

— Недоразвитый, вали отсюда нах.

Но он через их головы все-таки сделал свое дело. Вмешиваться они не стали, хотя там был у них крепкий паренек. Но он только пригнулся, сидя у окна.

Когда же главный закончил и сел на свое место, в автобусе уже нечем было дышать.

Дети стали громко жаловаться. Плакать.

Водитель объявил:

— Кто орет, будет наказан, сниму штаны и выпорю ремнем при всех! До первой крови! Начальник сейчас даст по шеям, кто плачет!

Дети стиснули зубы и лили слезы тихо. Один мальчик закричал:

— У меня астма, начинается приступ, откройте форточку, я подышу!

Водитель громко сказал:

— Главный, дай ему в морду!

— Все, все, я молчу, — заплакал мальчик.

Но он хватался за горло, выпучив глаза, и буквально лез на стенку, вставал, оглядывался, падал на сиденье, лицо у него стало темно-красным.

А автобус уже ехал по лесной дороге, по каким-то ухабам и корням. Сильно трясло, дети вскрикивали, когда автобус проваливался в колдобины.

Внезапно водитель вырулил на боковой проезд и минут через пять въехал на поляну.

Причем сразу же передние колеса автобуса попали в яму, всех тряхнуло, и старую развалюху сильно наклонило вперед и вбок.

А передняя часть машины так опустилась, что дети в первых рядах оказались ниже, они сидели как в душной ловушке, из которой не было выхода.

Водитель закрыл окошко между кабиной и пассажирами и спустился наружу, хлопнув дверью.

Он ходил вокруг автобуса, а потом вообще ушел.

Мальчик, у которого был приступ астмы, карабкался к форточке, скреб пальцами по стеклу.

Слышно было, как он хрипит.

Его соседка встала и открыла форточку над телом мальчика, стала его поднимать.

Сидящая рядом девочка вскочила и начала помогать.

Мальчика эти малышки пытались приподнять поближе к форточке.

Тогда главный подошел и сам, протиснувшись поближе, поднял больного наверх.

И закричал:

— Все открывайте свои форточки!

Дети повскакали, поднялась возня, форточки наконец были открыты, и свежий ветерок загулял по автобусу.

Тут же туча комаров пошла звенеть над рядами. Послышались шлепки и шипенье укушенных.

Главный положил больного на соседнее сиденье, пошел вперед, попытался сдвинуть стекло в кабину водителя, не получилось (с переднего сиденья его наградили словом «недоразвитый», девочки там заржали), вернулся и сказал:

— Смотрите! Сейчас я буду вылезать. Я старше всех, я остался на второй год, проболел. Никому из вас вылезать нельзя, здесь слишком высоко, поломаете руки-ноги. Я пойду первым. Только поддержите меня, сейчас скажу.

И он как-то, встав на сиденье коленями, схватился за поручни кресла боком к окну, поднял и просунул одну ногу в форточку, крикнув:

— Подымите мне вторую ногу!

Компания с передних сидений заржала, матерясь:

— Недоразвитый, ну ты, блин, даешь! Вторую ногу! И третью подымите ему!

Но два мальчика кинулись помогать главному, подняли и просунули его вторую ногу в форточку. Руками он опирался о поручни кресла.

Наконец обе его ноги были снаружи, и он начал, ерзая в форточке, сползать вниз по стене автобуса. Одной рукой он держался за спинку кресла, второй — за раму окна. И опускался все ниже. Отпустил обе руки. И рухнул.

Все невольно закричали. Но он появился внизу в окне и скомандовал:

— Всем сидеть! Я сейчас!

И исчез.

Ребята сидели испуганные: вдруг он бросит их и убежит!

Но поднялся с соседнего ряда и стал пролезать к окну тот, больной, он, хрипя, оперся о спинку сиденья, поднялся, перебирая кедами, по стенке наверх, просунул их наружу, ему стал помогать один подскочивший парень — и тут больной повис в форточке, бесполезно болтая коротенькими ногами снаружи, внутри его держал тот парень.

— Там высоко, — говорил больной, — там высоко.

Но обратно влезть он тоже не мог.

И хрипел.

А главный — все это отметили — все это время старался открыть дверцу кабины водителя. Которая как раз находилась ниже автобуса, в яме.

У него это не получалось.

Больной стал совсем задыхаться, девочки закричали.

Тогда главный подбежал к тому окошку, где болтался ногами одноклассник, и рявкнул:

— Отпускайте его! Я ловлю!

Парень разнял руки.

И больной исчез в окне, все ахнули. Но увидели — он в руках у главного.

Тот посадил его в траву под дерево, поправил ему склоненную голову, чтобы она была повыше.

—Давай лезь еще один! — крикнул снизу главный.

Ребята что-то ужимались, не шли, хотя в автобусе было по-прежнему душно. Они как-то не признавали этого главного, не считались с ним.

Главный снизу сказал:

— Ты (он указал на сидящего впереди мальчика) можешь забраться ногами в форточку? Спортом занимаешься? Сильный?

Тот усмехнулся, но с места не тронулся. Громко выругался: второгодник еще тут недоразвитый раскомандовался.

— Мне нужен кто посильней! — крикнул снизу главный. — Будем открывать дверь.

Девочка, которая тоже помогала больному вылезти, встала.

Поднялась на сиденье, сгорбилась, как кошка, схватилась руками за спинку кресла, оперлась ногами о спинку переднего кресла, потом стала перебирать подошвами по стенке, приближаясь к окну, стала переступать по стеклу, дотянулась кедами до форточки.

Впереди все сидели с какими-то слегка насмешливыми лицами, как будто девочка полезла первая, чтобы похвастаться.

Такова реакция людей на выскочек, которые хотят показать себя раньше других.

Главный снизу говорил:

— Молодец, молодец. Давай-давай.

Девочка уже просунула ногу в форточку, опираясь о спинку сиденья.

— Помогите ей! — закричал главный. — Что сидите?! Зрители.

Но все как будто его не слышали.

Видимо, тот парень, который отказался первым слушаться главного, служил для других авторитетом.

А это было переднее сиденье, которое частично ушло в яму.

И как раз поэтому руки главного, стоявшего на земле, находились близко к форточке.

Он уже дотянулся до подошвы кроссовки, появившейся в форточке, и подставил под нее руку, создавая точку опоры.

А девочка, упираясь руками в спинку кресла, а ногой — в его ладонь, елозила всем туловищем и подтаскивала вторую ногу к форточке, что вызвало усмешку на лице того мальчика, который первым не стал подыгрывать главному. Он даже оглянулся на весь класс, как бы показывая, как надо посмеяться над этим позорищем. И громко выругался со словами:

— Недоразвитые, вперед!

И сидящие впереди девочки ответили ему, заржали, скривив рты. Явно чувствуя себя выше этих попыток.

Это они были главными в классе, их группа.

У их родителей были самые дорогие машины и много чего еще.

Тут сзади к той девочке, которая застряла ногой в форточке, подскочила еще одна девочка и приняла на себя тяжесть тела подружки.

И следующая подбежала и тоже стала ее поддерживать, потому что та, которая пыталась вылезти из окна, была еще маловата и, когда просунула вторую ногу в форточку, уже не могла как следует опираться о спинку кресла.

Эти две приподняли ее тельце, и она стала уползать через форточку вниз, прямо в руки главного.

Наконец главный принял свою первую помощницу, и они оба исчезли.

Их не стало видно.

Тот мальчик, который над ними издевался, забеспокоился, приподнялся и стал смотреть в окно.

Ведь эти двое — что, бросили их?

Сами убегут, а их оставят? В этой комариной яме?

Ведь он был лидер класса и довольно крепкий, упитанный парнишка, и он мог не пролезть в форточку.

И его подружки тоже вскочили.

Все закричали, но кому было кричать? Только друг дружке.

Пошел мат.

Девочки, группа поддержки лидера, тоже могли не просунуться через форточки. И даже не стали думать о таком варианте. Боялись.

Та, первая девочка, которая пролезла, была самая маленькая, и над ней можно было поржать.

Большие девки ее один раз, еще в начале года, наказали за школой. Две били, а третья снимала на айфон.

Чтобы не выеживалась. Нашу Алису вызвали к доске, а она не делала уроков, уезжала с родителями на день рождения директора фирмы, так эта Полинка выпендрилась, на наглый вопрос дуры-математички «Кто поможет нашей двоечнице?» руку подняла и решила задачу.

Так что отношения в классе были как везде.

Люди не любят, когда другие выеживаются. Сидеть!

Тем временем ребята увидели главного с другой стороны автобуса.

Он в этот момент пробовал открыть кабину, ему это не удалось, и главный поднял свою первую помощницу к открытому окошку кабины и просунул девочку внутрь.

О чем-то они договорились, и тут же Полинка — с огромным трудом —оттянула задвижку стеклянного заслона между кабиной и автобусом. И начала помаленьку отодвигать стекло, в чем ей стали помогать парни.

И им удалось сдвинуть стеклянную перегородку.

В кабину из салона залезли сразу двое.

— Телефоны раздайте! — закричал снизу главный.

Ребята стали подбирать телефоны с пола кабины и передавать их внутрь салона, и их хватали, бросали, искали, наконец все всё нашли и стали набирать свои номера.

— Открываем дверь! — крикнул снизу главный.

А те, кто забрался в кабину, это были ребята, которые, видно, поверили главному. Его новые дружки. Те, кто с отцами занимался в гаражах своими тачками.

Общими усилиями они нашли решение и открыли дверь автобуса.

Главный встал под дверью и крикнул:

— Выходим все! У кого телефон ответил?

Но дети зашумели, что у них ничего не работает. Связи нет.

Все вылезли по очереди (сначала те, с первого ряда, они раньше всех оказались у двери), все хватали ртом воздух, как после удушья. Не могли надышаться. Охлопывали себя, спасаясь от комаров.

Больной мальчик получил от главного бутылку с остатками воды — водительское наследство из кабины.

Главный не смог открыть багажник, где лежало имущество класса, он поднялся в автобус, залез через открытое стекло в кабину, наконец смог изнутри открыть дверцу кабины, задвинул стекло обратно, спустился, захлопнул дверь и закричал:

— Идем отсюда! Тут сыро, где-то здесь должен быть ручей.

Они выбрались на дорогу, пошли назад по следам автобуса, по колеям, залитым водой. Недавно был, наверно, сильный дождь.

Главный рыскал по кустам вдоль дороги, нашел в лесу овражек, там была видна сверху застекленная икона, она торчала внизу на столбике, а из-под глиняного склона тек вниз по овражку грязноватый, весь в листьях и ветках, ручеек.

Главный закричал:

— Тут внизу ручей! Кто хочет пить, пейте. Вода чистая. Родник.

Лидер класса и его три подруги демонстративно стояли наверху, глядя, как их одноклассники, как скоты, стоят на четвереньках и ловят воду руками. Жадно так.

А главный даже перекрестился, последним встал на коленки и пил из ладоней.

Прям монах.

Но потом, когда все отвалились и умылись, главные люди класса все-таки спустились в эту позорную яму.

Что делать, с волками жить — по волчьи выть, как говорила их классная руководительница в ответ на жалобы матерей, что дети ругаются матерно и довольно изощренно.

Эти трое напились, умылись, одна достала из кармана салфетки, ребята вытерли грязь и побросали салфетки наземь. Некоторые попали в ручей.

Главный велел им собрать свои бумажки. Нельзя засорять родник, сказал он.

В ответ те засмеялись, заматерились и поднялись на дорогу.

Главный спустился к луже, выкопал подобранным сучком ямку подальше и тем же сучком, уйдя вниз по течению, выудил из воды салфетки, вернулся, сбросил их в ямку и забросал мокрой землей.

Девочки, его помощницы, уже тоже спустились, нашли палочки и тоже собирали с земли мусор, эти грязные салфетки.

И говорили, что это последнее дело — загадить родник. Из него все пьют.

Лидер громко заметил:

— Ты, второгодник …раный, и вы, недоделанные. Работайте. Но физический труд из обезьяны человека никогда не сделает. Это ошибка. Мой отец сказал.

Далее следовал мат. Правда, пожиже, чем у того парня-водилы.

Подруги лидера охотно заржали.

Класс зашумел, многие тоже ответили ему руганью.

И он в ответ, этот лидер своей компании, тут же пошел с подругами по лесной дороге, повел их обратно, откуда приехали, по следам автобуса.

Силу руководителя составляют массы сторонников.

Но главный поднялся от источника с двумя помощницами и повел свой отряд в обратную сторону. Причем сказал идти не по дороге, а по обочинам, в кустах, чтобы не было следов. И торопиться.

Больного парня он взвалил на двух дружков, они держали его под мышки и кое-как вели.

И вдруг вдалеке раздался рев мотора.

— Разбегайтесь подальше, прячьтесь прямо головой в кусты! Голов не подымать! Он из кабины увидит! — закричал главный.

Все умчались сквозь заросли в лес и залегли.

Минут через десять автобус зафырчал уже совсем близко. Проехал мимо.

— Лежим! — раздалась новая команда.

Вскоре страшный автобус уже тащился назад, очень медленно, водила останавливал свою громадную машину — видимо, оглядывал все сверху.

Дети лежали в кустах, не шевелясь. Пусть комары. Главный так велел.

И автобус с огромным трудом, грохоча и визжа, развернулся и уехал обратно.

Как оказалось, насовсем.

Водила не мог понять, куда делись дети из автобуса.

Но они еще долго лежали, главный предупредил даже не поднимать голову.

Тех троих во главе с лидером было не слышно не видно. Они больше не выступали.

Тоже валялись по другую сторону дороги в мокрых кустах, пряча головы. Они ведь поймали все команды главного. В лесу далеко слыхать.

Они, видно, поняли, что нельзя показываться водиле автобуса.

Опасность воспитывает правильно, лучше, чем семья и тем более чем друзья. Каждый сам за себя.

Наконец главный скомандовал вставать.

Все были мокрые, искусанные комарами, грязные.

Больного уже несли трое.

К вечеру отряд добрался до шоссе, ребята смогли прозвониться по телефонам, поисковая команда обнаружила в отдалении от дороги, под деревом за кустами, у большой лужи, совсем ослабевших, со следами укусов детей. Все были мокрые, но чистые. Умылись, видно, из этого прудика.

Комары стояли над ними облаком.

С восклицанием «Ну где тут наши заложники, где этот миллион долларов!» спасатели опшикали детей из антикомариных баллончиков, раздали пострадавшим бутылки с водой, причем сами сколупнули с них крышечки, открыли их тут же, не доверяя этот труд детям.

Спасатели разбили большую, как дом, палатку, размотали рулоны толстой пленки и застелили там пол, усадили внутрь спасенных, развели у входа костер — наверно, для дыма, от комаров, — собрали и поставили снаружи длинный стол, скамейки, наложили брикетов в железную печку, разожгли камелек полевой кухни. Покормили всех горячим супом и бутербродами.

Родители приехали на машинах, некоторые мамаши по две в автомобиле, целая толпа образовалась, все обнимались и рыдали, а спасатели снова на скорую руку поставили на стол коробки с соками, пластиковые миски, положили пластиковые ложки и вилки, салфетки. Супа оставалось еще много, колбасы и батонов — тоже. Дети ели плохо.

И родительницы, стараясь скрыть слезы, съели, по настоянию спасателей, по тарелке супа и попытались накормить своих детей еще раз.

Это был праздник общей дружбы.

Компании лидера не было, никого из них не оставили поесть, всех сразу же увезли водители на четырех машинах.

К ребенку с астмой прибыла скорая, ему, видно, предстояла больница.

Но больной парень уже чувствовал себя лучше. Это его мама поспешила с врачами, тот твердил, что приступ был из-за духоты.

Из скорой вышли люди в зеленом, вытащили каталку.

Положили пациента. Фельдшерица стала его слушать.

Когда мальчика оставили в покое и фельдшерица начала, матерясь из-за комаров и хлопая себя по лицу и по рукам, заполнять бумаги вместе с врачом и мамой больного, мама причитала, как еще жив остался, подошла спасательница и их тоже опшикала из баллончика, а мальчика нельзя обрабатывать, мама его закричала. Она натянула ему одеяло прямо до лба, но он запротестовал, сбил его вниз — дышать невозможно.

Тогда мама стала обмахивать сына.

Работала руками, буквально как дралась. Попутно вытирая слезы.

Дети и взрослые окружили больного и с ним попрощались, пожелали скорого возвращения, а одна девочка (та, самая смелая, которая первая спустилась из форточки) сказала:

— Я тебя навещу, хорошо?

И другая девочка (вторая смелая) присоединилась к ней:

— Я тоже.

Раздавались хлопки и шлепки, комары стояли стеной.

Закончили оформлять бумаги, врач все занес в компьютер, собрал документы и поднялся в свой экипаж.

Мальчик-главный помог фельдшерице поднять носилки с больным в скорую.

Взрослые стали расходиться по машинам, спасатели начали разбирать палатку. Сгребали пленку с травы. Видимо, имелось правило: все должно быть оставлено, как было в природе.

Ребята прощались с главным, обнимали его.

Оглядывались, как будто кого-то ища.

Девочки подошли к нему:

— За тобой не приехали? Давай тебя довезем.

— У тебя нет телефона, ты же его забыл? Звони с моего.

Но он ответил:

— Да все нормально. Уже мне дали телефон. Поезжайте.

Родители торопили ребят, звали в машины.

И тут же все умчали своих детей.

Спасатели начали разбирать палатку.

За главным не приехал никто.

Он сидел в отдалении, отмахиваясь от комарья.

— Ты чего засел, как этот? — спросила его девчонка-спасательница, собиравшая со стола в большой пакет пластиковую посуду. — Ты чего? Помогай давай. Бери там вон емкость. Мешок черный.

— До города довезете? — ответил он ей, поднимаясь.

— Какие вопросы, — сказала она. — До дверей. А что не забрали?

— Я из детдома.

— Ну правильно. Доставим, блин.

И заплакала. Такой был тяжелый день.

10 июля 2020 года.

Источник

Переслал: Людмила Володарская Израиль

Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.

Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Итоги года: знаковые книги 2021 года, по версии писателя Сергея Лебеденко

Текст: Сергей Лебеденко, писатель, журналист, автор блога «Книгижарь»

журнал «Читаем вместе», декабрь 2021

Вера Богданова. Павел Чжан и прочие речные твари. — М, АСТ, Редакция Елены Шубиной. — 443 с.

В начале ноября дебютный роман Веры Богдановой стал лауреатом премии «Мастера ужасов» 2021 года. Ужасного в книге и правда много: 2050 год, в России царят «новые девяностые», в которых поменьше свободы, зато побольше агрессивного передела собственности; в детских домах попадаются нечистые на руку воспитатели, которые потворствуют насилию над детьми; страна стала сателлитом Китая, и технологические гиганты вводят повсеместно биочипы для наблюдения за гражданами. Главные герои романа, Павел Чжан и Игорь Долгов, оказываются в самом эпицентре этого варева из конфликтов, обнаруживая внутренних демонов и с большим или меньшим удовольствием выпуская их на свободу.
Роман Богдановой сделал важную вещь: в очередной раз сломал стену между как бы «высокой» литературой и фантастикой и показал, что о серьезных темах вроде насилия в детдомах или опасности слияния бизнеса и государства можно говорить языком фантэлемента, — и получается выразительно и страшно.

Татьяна Замировская. Смерти.net — М., АСТ, Редакция Елены Шубиной. — 576 с.

Еще один роман о слиянии цифрового мира с реальным, но на этот раз через цифровое бессмертие — ученые научились копировать сознание живых людей на случай их смерти. После смерти дубликаты «активируются» в цифровой среде, и с ними можно общаться по мессенджеру, как с живыми людьми — да и дубликаты себя и воспринимают как живых людей. Но поскольку сознание — это еще к тому же опыт и воспоминания, мир мертвых быстро превращается в большой город со своими местами жизни, досуга и даже конференц-центром. Единственное условие: мертвым запрещено влиять на жизнь живых. Условие это они мгновенно нарушают, и героине романа предстоит столкнуться с последствиями — а заодно разобраться, почему в реальном мире муж нанес ей больше десятка ножевых ранений.
Если можно было бы дать роману одно определение, то — «обманчивый». Под остросюжетным киберпанком о всепроникающих мертвых прячется полноценный философский роман о природе сознания и о том, что его можно обнаружить в самых неожиданных местах. В российской литературе плохо с восприятием идей современных философов, но Замировская эту оплошность исправляет — современная феноменология и объектно-ориентированная онтология здесь подаются в понятном виде, и, главное, органично вплетены в сюжет: ведь, если цифра может влиять на материю, то что такое материя вообще?

Оксана Васякина. Рана. — М, Новое литературное обозрение. — 280 с.

Российские писатели только осваивают жанр автофикшн, то есть «вымысел реальных фактов», по выражению французского автора Сержа Дубровского, проще говоря, изложение реальных событий художественным стилем. «Рана» в этом смысле — прекрасный образец жанра, хотя и завязан на печальном событии: героиня (и, одновременно, автор и рассказчица) везет прах матери из Волжского в Усть-Илимск, при этом на сравнительно небольшом пространстве текста удается поговорить о многом — похоронной бюрократии, неудобном транспорте, самолетах, которые вызывают испуг своим дребезжанием, отношениях с родителями в патриархальном окружении. Но это внешняя рамка, а есть внутренняя: Васякина рассуждает о том, можно ли вообще писать сюжетную прозу, осмысляет свою гомосексуальность и феминизм. Но центростремительная сила романа снова выводит ее на отношения с матерью: душевное, характерное, телесное сближение, которое парадоксальным образом возможно только после смерти.

Наталья Репина. Жизнеописание Льва. — М: Inspiria. — 224 с.

В детстве Лева открывает в себе потребность «разговора с бессловесными» — он извиняется, когда ударяется о стол, задевает дверь или раскидывает камни по дороге. К сожалению героя, большинство людей на такой уровень эмпатии не способны — и пока дачный поселок в долине Сетуни охвачен любовными интригами, поимкой беглого зэка и детской «бузинной войной», Лев посреди этих событий открывает свою «иномирность», а вместе с ней и любовь к книгам — они сделаны из деревьев, а значит, и из боли. Боль — топливо, питающее мир. Но книги, по крайней мере, интересно пахнут — и буду сопровождать Льва остаток его странной жизни.
Еще в первом романе «Пролог» Репина показывала, как мечты о будущем формируют настоящее человека и живут с ним, даже если этим мечтам не удастся реализоваться в полной мере. Но «Пролог» охватывал только пятидесятые годы, теперь же идея раскрывается в масштабах целой жизни. Ключевое понятие здесь — тот самый бодрийяровский симулякр, копия несуществующего оригинала. По Бодрийяру, мир модерна превратился в один бесконечный набор таких копий, бесконечный ряд означающих, под которыми не скрыто означаемое. Но Репина делает следующий шаг: даже если бытие проходит в окружении симулякров, от этого оно не перестает быть бытием, то есть содержательно сложным, интересным, важным микрокосмом. Если чуть проспойлерить сюжет, важная часть жизни Льва оказывается таким вот симулякром. Но делает ли это саму жизнь менее ценной?

Евгения Некрасова. Кожа. — М: Bookmate Originals

Крепостная крестьянка Домна и чернокожая рабыня Хоуп встречаются на полях николаевской России и меняются кожей. Дальше их ждет странная, в чем-то жутковатая жизнь в мире, где людей принято продавать, а у говорящих животных больше прав, чем у человеческих существ.
Некрасова часто говорит о том, что в российском литературном каноне много мужского взгляда на мир и притом взгляда привилегированного. Так что логично, что подрывать этот взгляд нужно изнутри — из сердца самого дореволюционного нарратива. Некрасова и делает это, притом эффектно рифмуя крепостнические порядки с американским рабовладением. Ключевой прием: индуцирование языковых абстракций, которые не стирают различия, а скорее их нюансируют. Самый известный пример в творчестве писательницы – «выросшие/невыросшие» в «Калечине-Малечине». В «Коже» «работающие» и «неработающие» разделены по обе стороны океана, но человеческие отношения преодолевают границы, выстраиваемые абстракциями. Абстракции вообще почти всегда проигрывают: «Посланник судьбы» неработающей хозяйки Домны превращается в плохого мужа, но все равно остается поименован Посланником судьбы – уже с привкусом горькой иронии.
Но ближе к концу романа этот прием начинает утомлять, а оригинальный сюжет встает на предсказуемые рельсы и сюрпризов не преподнесет. Впрочем, сюжетную вторичность сама подача материала искупает — так исторические романы у нас еще не писали.

Людмила Петрушевская. Черное пальто. Страшные случаи. — М.: Альпина паблишер, 2022. — 244 с.

Рассказ Людмилы Петрушевской «Гигиена» многие вспоминали в самом начале пандемии: там очень хорошо показано, как невидимый убийца может проникать прямо в дом и убивать наповал, оставляя домочадцев беспомощными. Но Петрушевская в принципе славится своей способностью из деталей быта собирать кошмар — такие «Очумелые ручки» от мира ужасов, ну или русский Стивен Кинг: он ведь тоже брал самые типичные для Америки вещи и превращал их в хоррор.
Помимо опубликованных рассказов, в новый сборник вошли два новых — «Алло» и «Старый автобус». Петрушевская продолжает работать с тайнами постсоветского человека и превращать их в страшные сказки на ночь — хороший способ чуть-чуть оградиться от реальных ужасов повседневных российских новостей.

Антон Секисов. Бог тревоги. — Спб, Лимбус-Пресс, 2021. — 272 с.

Новый роман Антона Секисова отчасти похож на экскурсию по кладбищам – а именно, по питерским кладбищам, – где герой пытается отыскать собственную могилу, ну или источник фотошопа, который сделал таинственный поклонник. Смерть и Петербург идут в обнимку дольше, чем существует город, и все-таки могилы в романе не главное, как и сюжет (о чем рассказчик по имени Антон не преминет посокрушаться). В конце концов, «хождение на кладбище в Петербурге следовало бы сравнить с хождением в тир в самый разгар войны».
И если в предыдущем романе, «Реконструкция», сюжет как будто сдерживал автора, то тут он отбросил всякие формальные рамки и стал делать то, что умеет лучше всего – жечь напалмом.

Среди молодых поэтов и поэтесс я разглядел заросшего неровной щетиной мужчину в женском платье, которого все называли «человек-метамодерн». Он привел с собой стенографистку, ведшую запись происходившего. Судя по стуку, она фиксировала для вечности даже случайные реплики. Как знать, что из произнесенного представляет не большую ценность, чем звуковые помехи, а что станет тем заклинанием, тем зашифрованным в торе именем бога, от разгадки которого перевернется мир. В любом случае, простая студентка-стенографистка этого знать не могла, вот она и фиксировала без исключения все, и так в стенограмму попал и наш диалог о благовониях.

У Секисова получилось в похождениях своего литературного альтер-эго нащупать самосознание поколения миллениалов – взрослых с мозгами детей, которые не очень понимают, что с этой жизнью делать, и по привычке подходят к каждой трудности, как к миссии с вертолетиком из GTA. Какие тексты за последние пару лет только не называли «романа поколения», но в яблочко попал почему-то только этот.

Михаил Зыгарь. Все свободны: история о том, как в 1996 году в России закончились выборы. — М.: Альпина паблишер. 2021. — 424 с.

Михаил Зыгарь продолжает заглядывать за кулису российской политической жизни. И если во «Всей президентской рати» он изучал ранний путинский период на материале интервью со многими названными и неназванными ключевыми политическими игроками, то в новой книге он обратился к 1996 году — моменту, когда политтехнологи сделали все, чтобы страдающий от болезни сердца президент Ельцин вернулся на второй срок. Из интервью с журналистами, политиками, бизнесменами получается интереснейшее повествование — такой слепок эпохи. В итоге самым удивительным в книге оказывается не то, с какой легкостью люди стали ломать институты независимой журналистики и парламентаризма – это понятно, а то, как легко было усматривать за этим сломом борьбу за истинную демократию. Своеобразный урок на будущее.

Артём Серебряков. Фистула. М.: ИД «Городец». 2021. — 352 с.

«Киберпанк, который мы заслужили», как резюмировал сам Артем. Ну да, а еще: книга об опасностях всеобщей памяти, которую в последнее время принято фетишизировать (в этом смысле «Фистула» стоит в том же ряду, что и «Погребенный великан» Исигуро); о том, что романтическая любовь – на самом деле токсическая штука; а еще о том, что уют – потемкинская деревня, еще одна ширма, которая скрывает чудовищное, и самое страшное, что уют воспоминаний в будущем можно продавать и покупать. Текст-предупреждение, от которого трудно оторваться – еще и в линчевской атмосфере.

Иван Шипнигов. Стрим. — М.: Лайвбук. 2021. -480 с.

В новом романе Шипнигов берет прием полифонии и возводит его в абсолют: события показываются с точки зрения трех главных героев, причем от первого лица и языком соцсетей — здесь всегда сбивчивый ритм, разговорный язык фейсбука и вконтакта, через который раскрываются мельчайшие детали жизни героев в Москве после переезда. Получается забавная комедия положений, в ходе которой герои растут, меняются, меняется и стиль их повествования, так что изменения получаются наиболее наглядными. Наверное, лучше всего «Стрим» смотрелся бы — нет, не в виде стрима, а в виде книжного сериала, формата, набирающего популярность. Но даже в качестве книги он может побороться за внимание читателя с некоторыми ситкомами.

  • Рассказ герберта уэллса похищенная бацилла
  • Рассказ герой нашего времени краткое содержание
  • Рассказ где ты была спросил муж у мамы спокойно ответила жена
  • Рассказ генерала аносова гранатовый браслет
  • Рассказ гедали краткое содержание