Рассмотрим алгоритм выполнения задания 9.3. на основе следующего текста.
(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня.
(3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
(4)Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
(6)Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
(7)Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
(8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
(11)Мой Трезор остановился, попятился… (12) Видно, и он признал эту силу.
(13)Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
(14)Да, не смейтесь. (15)Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
(16)Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17)Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И.С.Тургенев)
Как Вы понимаете значение словосочетания РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое родительская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
1. Дать определение морально-этическому понятию, используя один из возможных способов толкования лексического значения: а) перечисляем основные признаки, составляющие понятие (например, дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях); б) перечисляем синонимы (например, смелость – это храбрость, отвага, бесстрашие); в) указываем на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие (например, человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости). | Что же такое родительская любовь? По моему мнению, это чувство сердечной привязанности родителей к своим сыновьям или дочерям. |
2. Комментарий данного определения. С помощью него вы расширяете свой ответ определения понятия. Можно сказать о том, насколько актуально сегодня это морально-этическое понятие; какую роль оно играет в нашей жизни; что в своих афоризмах говорили об этом понятии известные люди. | Однако родительская любовь – не просто забота матери или отца о своих детях, проявляющаяся в стремлении прийти на помощь в любой жизненной ситуации. Это ещё и готовность рисковать собственной жизнью ради спасения своего ребёнка. Самоотверженной родительской любовью наделены не только люди, но и животные, готовые сами погибнуть, чтобы сохранить жизнь своим детёнышам. |
3. Логическая связка первого абзаца с последующими частями сочинения. Используем клише: «Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст И.С. Тургенева и собственный читательский опыт». | Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст И.С. Тургенева и собственный читательский опыт. |
В данной части следует обосновать выдвинутый во вступлении тезис и привести 2 доказательства справедливости своих суждений (каждое из них даётся в новом абзаце).
2 абзац (В тексте находим ключевые предложения, которые помогут ответить на вопросы: кто из героев текста поступает в соответствии с заданным понятием? Почему вы так считаете? Как себя ведет герой в минуту опасности и к чему это приводит?) При этом обязательно указываем номера соответствующих предложений или применяем цитирование. | В тексте И.С. Тургенева старый воробей увидел, что к беспомощному птенчику, выпавшему из гнезда, приближается собака, в один миг слетел с безопасной ветки и «камнем упал» перед оскаленной пастью пса: « он ринулся спасать, он заслонил собою соё детище…, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою». Отважный отец понимал, что сам может погибнуть в любую секунду, но не допускал пса к своему детёнышу: «…весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти». Бесстрашная птица заслонила собой своего птенчика, чтобы спасти его. И пёс Трезор, поражённый силой духа воробья и его самоотверженной любовью к детёнышу, попятился назад и отступил |
3 абзац
| Размышляя над вопросом, что же такое родительская любовь, не могу не вспомнить рассказ К.Г.Ушинского «Орёл и кошка». В этом произведении повествуется о том, как старая кошка, недавно родившая котят, играла с ними во дворе. Неожиданно появился огромный степной орёл и цепкими когтями схватил одного из детёнышей. Кошка набросилась на хищную птицу. В кровавой драке, лишившись одного глаза, оан спасла котёнка, прокусив орлу шею. Сразу же после окончания схватки заботливая мать, позабыв о собственных ранах, стала вылизывать детёныша. Кошка самозабвенно любила соё потомство и в экстремальной жизненной ситуации готова была пожертвовать собой ради спасения котят. Не случайно рассказ К.Г.Ушинского «Орёл и кошка» называют гимном самоотверженной родительской любви. |
4 абзац | Подводя итог своим рассуждениям, сделаю следующий вывод: ради любви к своим детям родители готовы рисковать собственной жизнью. В этом и состоит величие родительской любви. |
Сочинение ОГЭ 9.3
Что же такое родительская любовь? По моему мнению, это чувство сердечной привязанности родителей к своим сыновьям или дочерям. Однако родительская любовь – не просто забота матери или отца о своих детях, проявляющаяся в стремлении прийти на помощь в любой жизненной ситуации. Это ещё и готовность рисковать собственной жизнью ради спасения своего ребёнка. Самоотверженной родительской любовью наделены не только люди, но и животные, готовые сами погибнуть, чтобы сохранить жизнь своим детёнышам. Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст И.С. Тургенева и собственный читательский опыт.
В тексте И.С. Тургенева старый воробей увидел, что к беспомощному птенчику, выпавшему из гнезда, приближается собака, в один миг слетел с безопасной ветки и «камнем упал» перед оскаленной пастью пса: « он ринулся спасать, он заслонил собою соё детище…, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою». Отважный отец понимал, что сам может погибнуть в любую секунду, но не допускал пса к своему детёнышу: «…весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти». Бесстрашная птица заслонила собой своего птенчика, чтобы спасти его. И пёс Трезор, поражённый силой духа воробья и его самоотверженной любовью к детёнышу, попятился назад и отступил
Размышляя над вопросом, что же такое родительская любовь, не могу не вспомнить рассказ К.Г.Ушинского «Орёл и кошка». В этом произведении повествуется о том, как старая кошка, недавно родившая котят, играла с ними во дворе. Неожиданно появился огромный степной орёл и цепкими когтями схватил одного из детёнышей. Кошка набросилась на хищную птицу. В кровавой драке, лишившись одного глаза, она спасла котёнка, прокусив орлу шею. Сразу же после окончания схватки заботливая мать, позабыв о собственных ранах, стала вылизывать детёныша. Кошка самозабвенно любила соё потомство и в экстремальной жизненной ситуации готова была пожертвовать собой ради спасения котят. Не случайно рассказ К.Г.Ушинского «Орёл и кошка» называют гимном самоотверженной родительской любви.
Подводя итог своим рассуждениям, сделаю следующий вывод: ради любви к своим детям родители готовы рисковать собственной жизнью. В этом и состоит величие родительской любви.
Авторские права (Copyright) © 2022,
Автор На чтение 13 мин. Просмотров 255 Опубликовано
Материнская любовь – это самое сильное, самое бескорыстное чувство на земле. Мать любит своего ребёнка таким, какой он есть, ничего не требует от него взамен. Она в любую минуту ради него готова пожертвовать своей жизнью. Материнская любовь защищает, дарит понимание, заботу, покой.
В тексте А. Алексина есть пример, подтверждающий мои мысли. Мама Толика очень беспокоится о сыне, переживает за него, поэтому ей хочется проводить его в школу. Но она понимает желание мальчика казаться взрослым и поэтому идёт за ним так, чтобы он не видел её.
В доказательство своих мыслей приведу ещё один пример. Моя мама тоже очень любит меня. Я знаю, что к ней всегда можно обратиться за помощью. Она обязательно поддержит, поможет. Я очень люблю свою маму и благодарен ей за всё, что она для меня делает.
Материнская любовь безмерна и безгранична, жертвенна и всепрощающа. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней.
вернуться к списку сочинений ОГЭ
перейти на страницу «Подготовка к ОГЭ по русскому»
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
- Индивидуальные занятия
- Доступные цены
- Удобные способы оплаты
- Бесплатный вводный урок
- Гарантированный возврат денег
Как выбрать репетитора по русскому языку
Бесплатный пробный урок с репетитором
Практичные советы по изучению русского языка
Как успешно пройти собеседование на русском
Как улучшить беглость речи
Как улучшить произношение и понимание
5 правил успешного изучения языка
Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
Все советы
Мы в соцсетях:
Материнская любовь является одним из самых наисильнейших чувств в этом мире. Она очень многогранна, и проявляется во многих поступках матерей: в абсолютной и бескорыстной самоотдаче, о неустанной заботе и бесконечных волнениях за своего ребёнка.
Самое первое чувство, которое испытывает человек со стороны окружающих его родных людей – материнская любовь. Но даже это чувство мать может испытывать не только лишь к своим детям. Материнская любовь абсолютно безгранична. Этим является одно из самых необычайных черт этого чувства: женщина, приходящаяся кому–то матерью, никогда не поделит нуждающихся детей на своих чад или неродных, чужих, для нее им всем нужна помощь.
Не так давно я нашел в Интернете статейку об одном русском мальчике, который в Турции попал в аварию, из–за которой он не может ни идти, ни говорить, и даже не может вспомнить, кто он и какое у него имя. Уже почти десять лет добрая турчанка ухаживает за ним, забрав его из больницы. Она полюбила его как родного сына, и даже несколько раз старалась разыскать его родную маму, но все эти попытки оказались тщетными.
Материнская любовь может влиять не только на развитие одного человека – она может влиять и на мировую историю.
Как–то раз еще бывший юным Томас Эдисон подошел домой из школы и передал своей маме записку преподавателя.
Мама зачитала ему письмо вслух. По её словам в письме было написано, что Эдисон гений, и что школа недостаточна большая, да и нет достойных учителей чтобы обучать его, поэтому ее просят самой выучить его.
Один раз, уже через много-много лет после кончины своей мамы он как-то раз пересматривал семейные архивы и наткнулся на эту записку.
Томас несколько часов горевал. Позже сделал запись в собственный дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века».
Благодаря своей матери Эдисон смог преодолеть все невзгоды учения. Его мать проявила настоящую материнскую любовь к нему – не стала его расстраивать и говорить подлинный текст письма, а стала сама с ним заниматься, и благодаря материнской любви мы обнаружили еще одного гения, потрясшего мир.
Материнская любовь – самое важное чувство, утеряв которое страдали бы очень многие.
Вариант №2
Начало жизненного пути человека очень трудно представить без материнской любви. Она оберегает и защищает ребенка, дарит тепло, помогает расти и становиться сильным. Маленький человек нуждается в ней так же остро, как в пище или сне.
Когда мы становимся старше, мы уже не так остро ощущаем эту особую связь с матерью. Приходит время самостоятельности, когда кажется, что оглядываться на самого близкого человека просто неуместно. Но люди отличаются от животных, у которых матери оставляют подросшее потомство, чтобы жить своей отдельной жизнью. Связь между женщиной и ее ребенком не способна оборваться так резко, она сохраняется много лет, сопровождая матерей до самой смерти.
Почему же в родительской любви материнскую выделяют отдельно? Вероятно, это связано с тем, что именно мать носит ребенка под сердцем, терпит мучения при родах, находится при нем неотлучно первые месяцы и годы его жизни. Кроме того, социальные роли родителей в обществе всегда были разными. Отцу полагается защищать ребенка, обеспечивать, учить, матери – окружать любовью, жалеть, поддерживать и утешать. Именно поэтому обиженные малыши в первую очередь плачут и зовут маму, к ней бегут жаловаться, от нее ждут ласки и сочувствия. Даже став взрослыми в минуту смертельной опасности или сильной боли люди вспоминают свою мать, мысленно обращаясь к ней за защитой.
Всем известно, что материнская любовь жертвенна. Матери часто отдают детям последнее и лучшее, легко отказывают в чем-то себе, чтобы не отказать своему сыну или дочери. Даже когда дети вырастают и уже могут сами позаботиться о себе: обеспечить, помочь, решить проблему, матери все равно готовы отдавать детям снова и снова.
Любовь матери всегда находит оправдание и прощение своему ребенку. Даже матери преступников не теряют своей любви, кем бы ни стали их дети. Что бы они ни сделали. Мать не может разлюбить, даже если ее ребенок вырастает жестоким эгоистом. Говорят, что материнская любовь слепа. И в этом есть своя правда. История знает случаи, когда матери ради детей шли на преступления.
А еще материнская любовь не имеет конца. Казалось бы, она должна исчезнуть со смертью самой женщины, но ведь мы часто ощущаем, что любовь продолжат жить и хранить нас, будто мама незримо находится рядом.
Нельзя забывать, что любовь родителей, любовь матери – это величайший дар. Не каждому он достается, к сожалению. Есть множество сирот, которые не познали этого чуда. Есть женщины, которые стали матерями лишь номинально, не испытав любви к своему ребенку, не подарив ее ему. Счастье, если ты можешь вернуться в родительский дом, где тебя ждет любящая мать. Ведь благодаря ее чувству каждый из нас может снова вернуться в детство, поверить в чудеса и набраться сил.
Сочинение Что такое материнская любовь
На нашей планете проживает бесчисленное количество людей. Но среди них нет ни одного человека, которому бы не было знакомо понятие «Материнство». Материнская любовь имеет свои особенности. Она связывает мать и ребенка. Эти взаимоотношения характеризуются самыми тесными, искренними эмоциями.
Каково это — испытать материнскую любовь — известно только матери. Только женщина, которая имеет право называться матерью, осознает, что в любой ситуации – как бы ни проявлял себя ребенок, ее любовь не знает границ. Она готова встать на его защиту даже в том случае, когда он не прав, а ситуация складывается не в пользу самой женщины. Это те отношения, в которых нет предательства, мести и ненависти. Переживания матери проявляются по любому поводу. Так устроена природа взаимоотношений двух любящих людей. Не задумываясь порой о своем состоянии здоровья, мать спешит сделать счастливым сына или дочь, а молитва о своем ребенке всегда имеет особую волшебную силу, так как чувства искренние и идут из глубины души. Во время нахождения матери рядом с ребенком не бывает скучно, грустно. Это счастливые минуты, когда женщина может показать то, что чувствует, привить самые нужные умения и навыки. Все эти действия сопровождаются любовью, которая подталкивает на подвиги. Ее отличает бескорыстное отношение, самопожертвование и ни с чем не сравнимая ласка. Отношения полны понимания, желания творить друг для друга добрые дела. Иногда бывают случаи, когда дети по мере взросления осознают до конца всю любовь и нежность матери, поэтому настоящую благодарность они испытывают и выражают лишь достигнув определенного возраста.
В области литературы огромное место писатели отводят произведениям, в которых имеет место любовь матери к ребенку. При этом взаимоотношения проявляются как между людьми, так и животными. Так, в рассказе Д. И. Фонвизина «Недоросль» автор показывает своеобразное проявление материнской любви госпожи Простаковой к сыну Митрофану. Чувство становится в произведении настолько слепым, что со временем это приносит лишь вред.
Та женщина, которая прошла путь материнства, прочувствовала на себе, что такое любовь к своим детям. Она никогда не променяет свои чувства к детям на чувства к другим людям. Ее сила и любовь необыкновенны, бесценны, так как оберегают на протяжении жизненного пути от бед, расстройств и ненастий, спасают в самые нелегкие минуты, придают силы и энергию, делают воспитанников увереннее в жизни.
Сочинение 4
Мамина любовь это самое преданное и искреннее чувство на земле. Эту любовь они проявляют трепетной заботой и лаской по отношению к своим детям. Это чувство без намека на выгоду. Ведь мама не пойдет искать себе иного ребенка, если сын или дочь не любит ее. Трудно представить, что можно не любить того, кто так искренне и преданно любит тебя. Но, тем не менее, в редких случаях встречается и такое. Даже изрядно повздорив со своим чадом, мамино сердце будет тревожиться за него. Женщине очень важно испытывать подобные чувства. Независимо от того болен ребенок или здоров, красив или не очень, вспыльчив или покладист, любящее сердце мамы будет благоговеть к нему. Сложно представить женщину, которая не будет любить своего ребенка, ведь она девять месяцев носила его под сердцем. Даже если правота ребенка сомнительна, мама всегда займет его сторону. Для каждой матери ее ребенок самый лучший. Эта любовь неописуема и безгранична.
Эта мысль подтверждается повестью «Тарас Бульба». Там описано возвращение сыновей домой через два месяца. Мать встречает их объятиями. Она отругала мужа за то, что при встрече, первым делом, он бранит их. За это Тарас мог ударить ее, но ради сыновей она могла стерпеть еще и не такое. Это проявления настоящей материнской любви. У этой женщины нет обиды на детей за отказ от военного училища и отцовских напутствий по этому поводу.
Мама — первый человек, который встречает ребенка в этом мире. Стоит ей первый раз взять на руки своего малыша, и она уже не представляет себе жизни без него. Мама всегда поддержит и даст любящий совет. Когда она рядом, всегда как-то легче и спокойнее, что бы ни происходило вокруг. Даже если у ребенка что-то не получается, любящая мать никогда не покажет, что она разочарована, а все равно будет хвалить и гордиться.
Я благодарю свою маму за любовь, которую она проявляет ко мне каждый день. Мама всегда интересуется, как прошел день. Когда что-то случается, мама первая это чувствует. Даже если она сильно устала, то всегда найдет время поговорить со мной и выслушать. У меня всегда есть уверенность в том, что если нужна будет ее помощь, то я всегда могу на нее рассчитывать.
Материнская любовь распространяется не только на своих детей. Это может относиться и к их спутникам жизни. Есть преподаватели, которые любят своих учеников как своих родных детей. Любовь мамы не может быть наигранной и фальшивой. Все ее чувства исходят от сердца и из глубины души, поэтому в притворстве нет потребности.
<glav>Другие темы:</glav>← Честь↑ 9 классИскусство → `
Материнская любовь
Популярные сочинения
- Победа и поражение — сочинение 11 класс
Любой человек, независимо от возраста хотя бы раз в своей жизни побеждал и проигрывал. Важна не только победа, но и поражение, ведь такие моменты играют важную составляющую в человеческой судьбе.
- Сочинение Образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин 9 класс
Татьяна Ларина в великолепном произведении всех эпох «Евгений Онегин» — это один из самых ярких образов женщины, описанной в русской литературе. Для А.С. Пушкина Татьяна – это истинное воплощение красоты, женственности и ума.
- Сочинение на тему Профессия моей мечты
Еще в юном возрасте, когда я посещал музыкальную школу, то понял, что непременно посвящу свою жизнь музыке. Она сопровождает человека с самого его рождения.
29 июля 2019ОГЭ (гиа) по русскому языкуКак Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется материнская любовь?» Текст из открытого банка ФИПИ:СочинениеМатеринская любовь -святое чувство, которое проявляется в бесконечной заботе и жертвенности. Чтобы убедиться в этом, перечитаем некоторые произведения.В тексте Михаила Агеева рисуется жалкий и одновременно трогательный образ матери: «Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили». Рассказчик стыдится своей матери, а ведь наверняка она плохо выглядит только потому, что во всём себе отказывает, чтобы сын выглядел хорошо. И выйти их дому и прийти в гимназию её заставила забота о сыне: вдруг драгоценного сына выгонят из гимназии за неуплату.Символом материнской любви я считаю легенду Василия Сухомлинского, где любимый и ненаглядный сын убил мать по приказу злой жены: «Убей мать и принеси мне её сердце». Так и сделал сын. И вот несёт он сердце матери, вдруг споткнулся и упал, а сердце материнское встрепенулось: «Сыночек, тебе больно? Сорви подорожник, приложи к ушибленному месту, а к листу подорожника приложи сердце материнское …». Тут заплакал сын, вложил сердце в растерзанную материнскую грудь, обливая горючими слезами. И такой огромной была любовь матери, что ожило сердце, затянулись раны и встала мать, прижала сына к груди. Не пошёл больше сын к красавице-жене, пошли они с матерью в степь и стали двумя курганами.Материнская любовь – это чудо самоотверженности и заботы. Кто ещё может всё простить своему ребёнку и всё отдать ради его счастья?Сочинение 9.3. В чём проявляется сила материнской любви?Сочинение 9.3. Почему в жизни человека важна мама?Сочинение 9.3. Как проявляется материнская любовь? —> Сервис для проведения тестирования — 4exam.ruTelegram-канал 4ЕГЭ — @ru4egeПоддержи 4ЕГЭ Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ. Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда. 140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться. Используемые источники:
- https://reallanguage.club/sochinenie-oge-materinskaya-lyubov/
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/9-klass/materinskaya-lyubov
- https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/59346-sochinenie-93-kak-proyavlyaetsya-materinskaya-lyubov.html
История создания романа
Роман «Мать» принято считать первым романом в духе социального реализма. Позже это направление будет господствовать на протяжении 70 лет в русской литературе. Роман «Мать» был написан после первой русской революции, в 1906 году. Впервые роман был опубликован в США, затем подвергнувшись большой цензуре он вышел в 1907 году в России, и лишь после революции 1917 года роман был опубликован в первозданном виде.
Написанию романа способствовало происхождение писателя и его раннее знакомство с революционерами. Над романом Горький начал работать еще в США, затем он переезжает в Италию, где заканчивает работу над первой редакцией романа. Работа над этим произведением началась в 1901 -1902 годах, когда Горький только начал сближаться с коммунистами.
Главные герои произведения
Основные герои романа:
- Власова Пелагея Ниловна — главная героиня романа, этот образ в романе символизирует Россию. Изменения в характере Пелагеи Ниловны отражают изменения народного сознания.
- Власов Павел Михайлович (Павел) — сын главной героини, работал на фабрике в слободке, увлекся революционными идеями, вскоре стал профессиональным революционером.
- Андрей Онисимович Находка (Андрей — «хохол») — революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Его образ — это образ гуманного революционного начала.
Сюжет произведения
Сюжет романа описывает события России в начале XX века. Действия произведения происходят в рабочей слободе. В этой слободе живут рабочие со своими семьями, их жизнь неразрывно связана с работой фабрики. Все свое время рабочие проводят на фабрике, в свободное время их разговоры тоже сосредоточены на фабрике, все много выпивают, дерутся друг с другом. Главный герой романа — молодой рабочий Павел Власов не желает мириться с такой действительностью, он начинает жить иной жизнью. Он часто ездит в город и оттуда привозит запрещенные книги, он желает знать правду, поэтому читает их, прекрасно зная, что если их найдут, то его арестуют.
Вскоре в доме Власовых начинают собираться различные люди, вместе они читают те самые запрещенные книги, рассуждают о тяжёлой доле рабочих по всему миру, поют песни.
Через некоторое время на фабрике появляются листовки. В них рассказывается о стачках рабочих в Петербурге, содержится призыв к рабочим отстаивать свои права. Пелагея Ниловна понимает, что это дело рук ее сына, она одновременно и гордится за него и боится.
В доме Власовых проходит обыск, который ничего не дал жандармам, но одного из помошников Павла – Андрея они арестовывают.
Через некоторое время на фабрике дирекция объявляет о том, что с каждого заработанного рабочими рубля будет вычитываться копейка на осушение болота вокруг фабрики. Рабочие крайне недовольны подобной инициативой. Павел встает во главе протестующих против нового налога, на фабрике происходит стихийный митинг. Но директор приказывает рабочим снова приступить к своей работе, и они расходятся. Павел остался без поддержки, он был очень огорчен, что народ не поверил ему и не последовал за ним. После этого инцидента Павла так же арестовывают.
Кроме Павла арестовали ещё 48 человек. Павел просит мать распространять листовки на фабрике. Она соглашается, устраивается на работу помощницей по раздаче питания для рабочих.
Через некоторое время Павла и Андрея отпускают, они начинают готовится к демонстрации Первого мая. Павел хочет нести знамя впереди всей колоны, он прекрасно знает, что за это его арестуют. Так и случилось: навстречу демонстрантам выдвинулись солдаты. Павел, Андрей и другие члены партии были арестованы.
После их ареста Пелагея Ниловна отправляется в город к одному и тех, кто присутствовал на собраниях в доме Власовых, к Николаю Ивановичу. Она понимает, что ее сын и другие рабочие борются за правду и за справедливость. Так начинается ее активная подпольная работа. Она распространяет листовки, запрещённые книги, прокламации.
Через некоторое время состоялся суд над демонстрантами. Всех подсудимых отправляют на поселение. Пламенную речь Павла было решено напечатать. Пелагея Ниловна вызвалась отвести листовки в другой город. Вскоре на вокзале она понимает, что за ней ведется слежка. Ее начинают обвинять в воровстве, она с возмущением объясняет, что везет листовки с речью своего сына – одного из политических осужденных. Не желая, чтобы листовки пропали, она начинает раздавать их встречным людям, однако жандармы хватают ее.
Основная тема и проблематика произведения
В романе «Мать» М. Горький раскрывает суть первой русской революции. Этот роман не похож ни на одно произведение ни предшественников, ни современников М. Горького. До него еще ни один писатель не изображал рабочий класс в подобном свете.
Главными своими читателями Горький видел рабочих людей, для них он старался донести свои идеи максимально просто, легко и свободно. Горький старался подробно описать этапы революционной деятельности Пелагеи Ниловны и Павла.
В этом романе Горький задействовал многие факты из жизни сормовской революционной организации. Прототипами главных героев стали сормовский рабочий большевик Петр Андреевич Заломов и его мать Анна Кирилловна Заломова.
Роман «Мать» представляет собой сложный процесс искоренения в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца. Ниловна является ярким примером такого перерождения.
Замечание 1
Центральная тема романа — эволюция социального и психологического облика пролетариата. Основная проблема, которую поднимает Горький в этом произведении заключается в духовном обновлении человека в революционной борьбе. Все события и детали романа указывают на положительное решение этой проблемы.
Некоторые критики и литературоведы видят в этом романе М. Горького религиозный подтекст. Г. Митин, обращаясь к историческим и литературным аналогиям, определил жанр романа как фантастический роман-Евангелие о Матери. Революционные проблемы в романе стоят в одном ряду с религиозными.
Ни в творчестве самого Горького до 1905 года, ни в творчестве какого-либо другого русского или зарубежного писателя еще не было такого проникновенного изображения процесса обновления души, такого тонкого раскрытия всех нюансов становления нового революционного сознания, какие мы находим в романе «Мать».
Сказанное относится в первую очередь к образу Ниловны. Она — основной, главный персонаж романа. Решающее значение этого образа в структуре книги видно уже из ее названия.
Самым замечательным в истории Ниловны представляется гармоническое соединение темы материнского сердца с темой социальной и политической.
Перед нами развертывается своего рода психологическая хроника. И сколько душевных нюансов запечатлено в ней! Тихая и покорная печаль женщины, забитой опустившимся, одичавшим мужем; такая же покорная и мучительная грусть, вызванная тем, что юноша-сын как будто бы двинулся по отцовскому — дикому и бесчеловечному — пути; первые в жизни радости, испытанные ею, когда сын сумел преодолеть дешевые соблазны хмельных и диких развлечений; затем новая тревога материнского сердца при виде того, что сын «сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни»…
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Автор не торопится. Он знает, что мгновенных обновлений души не бывает, И перед нами проходит день за днем в жизни матери; мы наблюдаем и ее сомнения, и возникавшее в отдельные минуты отчуждение от сына и от его друзей — и наблюдаем, как постепенно формируются в ее духовном мире новые настроения и понятия. И каким сложным, каким богатым оказывается ее духовный мир!
В романе Горького извечное приобретает новый смысл и новую остроту, ибо оно показано в сложнейшем драматическом социальном контексте; а идейные искания и прозрения женщины конца XIX — начала XX века становятся трепетно-живыми, потому что они пронизаны извечным светом материнского чувства.
О наступлении новой исторической эпохи и новой литературной эпохи возвестил миру и образ Павла Власова, не столь насыщенный психологическими нюансами, как образ Матери, но тоже обаятельный, монументальный, исполненный глубокого значения. Это был первый в мировой литературе образ политического вожака рабочих, несущего в массы идеи научного социализма, организующего массы для живого, практического, революционного дела.
Образ Павла, как и образ Матери, нарисован одновременно и в Трезво-реалистических и в приподнято-романтических тонах. Эти краски подсказаны писателю самой жизнью. Революционная борьба рабочего класса требовала научного постижения социальной действительности, строгого учета всех ее факторов, и она же требовала того духовного подъема, того энтузиазма, без которых была бы невозможна победа. Поэтому Павел Власов показан как трезвый аналитик, как человек в высшей степени сдержанный, доходящий в понимании своего долга до «монашеской суровости», и он же показан в драматические минуты своей жизни, когда ему хотелось «бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде». Читая такие строки, мы вспоминаем Данко. Но если герой легенды был трагически одинок, то герой романа силен своей все крепнущей связью с рабочим коллективом, с передовой интеллигенцией. Настала эпоха исторического творчества самых широких слоев трудящихся — рабочих и крестьян, эпоха, выдвинувшая совсем новый тип героя. И это прекрасно показано в романе.
Новаторство Горького проявилось и в раскрытии тех благотворных изменений, которые были привнесены социалистическим идеалом в семейные отношения. Мы видим, как возникает и развивается дружба Пелагеи Власовой и Павла Власова, дружба, которую породили не только материнская любовь и сыновняя любовь, но и совместное участие в великом историческом деле. Сложнейшая диалектика отношений этих двух замечательных людей очень тонко и проникновенно раскрыта Горьким. Павел оказывает сильное духовное воздействие на Ниловну. Общение с сыном заново открывает ей глаза на мир. Однако и она влияет на сына. И ее влияние, как показывает с помощью тонких психологических и житейских нюансов Горький, было не менее значительным. Может быть, даже более значительным! Общение с Матерью было для сурового, на первых порах несколько прямолинейного и резковатого Павла школой сердечной доброты, скромности и такта. Он стал мягче по отношению к близким людям, его душа стала более гибкой, чуткой и мудрой. Он достиг благодаря общению с Матерью той высокой человечности, без которой немыслим подлинный революционер.
Источники:
- Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.
Аннотация
: В том вошли избранные произведения М. Горького: повести «Детство» И «В людях», рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и др.
Герои этого романа – представители новой исторической силы – рабочего класса, вступившего в решающую фазу борьбы со старым миром во имя создания социалистического общества. “Мать” – роман о воскрешении человеческой души, казалось бы намертво раздавленной несправедличым строем, убожеством окружающей жизни. Раскрыть эту тему можно было бы особенно широко и убедительно именно на примере такого человека, как Ниловна. Это женщина, на которой вымещает свои бесчисленные обиды муж, и к тому же она мать, живущая в вечной тревоге за сына.
/>
Хотя ей только сорок лет, она уже чувствует себя старухой. Рано почувствовала себя старой, не испытав по-настоящему ни радостей в детстве, ни светлых мгновений в юности, вообще не ощутив приветности, благодати жизни. Мудрость приходит к ней, в сущности, после сорока лет, когда перед нею впервые открывается смысл человеческого существования, собственное предназначение, красота родной земли.
В той или иной форме такое духовное воскрешение переживают многие герои романа. “Человека надо обновить”, – говорит Рыбин. Если грязь появится сверху, ее можно смыть, а как же изнутри очистить человека? И вот оказывается, что борьба за справедливость способна очистить и обновить души людей. Железный человек, Павел Власов постепенно освобождается от излишней суровости и от боязни дать выход своим чувствам, особенно чувству любви; его друг Андрей Находка – наоборот, от излишней размягченности; сын воров Весовщиков от недоверия к людям, от убежденности, что все они враги друг другу; связанный своими корнями с крестьянской массой Рыбин – от недоверия к интеллигенции и игнорирования культуры, от взгляда на всех образованных людей как на господ-белоручек.
А все то, что происходит в душах героев, окружающих Ни-ловну, затрагивает, конечно же, и ее душу, но понимание многих обычных вещей ей дается с особым трудом. Она с малых лет приучена к тому, чтобы не доверять людям, опасаться любых их проявлений, скрывать от них свои мысли и чувства.
Она и сына этому учит, увидев, что тот вступил в спор с привычной для всех жизнью: “Только об одном прошу – не говори с людьми без страха! Опасаться надо людей – ненавидят все друг друга!” Дальше Ниловна признается: “Всю жизнь в страхе жила, вся душа обросла страхом!” Много раз охватывал Ниловну липкий страх по всякому поводу, но его все больше и больше заглушали ненависть к врагам и осознание высоких целей борьбы.
Это, пожалуй, даже целая поэма о борьбе со страхом и победе над ним, о том, как человек с воскресшей душой обретает бесстрашие, о втором – духовном – рождении человека, вступившего в борьбу за обновление мира.
- Первые произведения Горького “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” – сразу привлекли к себе внимание романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Почти…
- Открыть человеку глубины его души – этого добивается в той или иной степени каждый писатель. Одна из основных, может быть, и главных целей искусства есть раскрытие этой тайны. Особенно это…
- (по пьесе М. Горького “На дне”) Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Это было тяжелое время для России. С одной стороны, быстрый рост капиталистического сектора в…
- Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его…
- Павел Власов – первый образ рабочего – коммуниста в литературе. В революционно – романтических А. М.Горький воспевает людей, “которые не умеют жалеть себя”, которые совершают подвиги. Позднее Горький знакомится с…
- Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького “Детство”, “В людях” и “Мои университеты”. Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика,…
- В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность “возбудителя. классово-революционных эмоций.”. Театр наших Дней, писал он…
- Произведение М. Горького “Старуха Изергиль состоит из трех частей”: сказки о Ларре, истории о Данко, рассказе о жизни самой Изергиль. Повествование ведется от лица автора, который якобы услышал эту историю…
- Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой. мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле…
- В пьесе ” На дне” Горький Показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные Ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы -содержатель ночлежки – Имеет имя, отчество и…
- Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: “Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы”. Репину же он утверждал…
- В пьесе “На дне” М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый…
- Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир “хозяев жизни”, наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы…
- Тема исторической закономерности, неизбежности Великой Октябрьской социалистической революции развита Горьким и в романе “Жизнь Клима Самгина”. Роман был задуман после 1905 года. Приступил к нему Горький в 1925 году, сразу…
- В основе произведения лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением. Социальный конфликт осложняется философским: столкновение ложного гуманизма, гуманизма пассивного сострадания и гуманизма…
- М. Горький стал писать свои первые рассказы в 90-е годы девятнадцатого столетия. Это было время бурного развития капитализма в России. Нищая и голодная деревня двинулась в город в поисках работы…
- В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с…М. Горький стоял на страже пролетарской революции, жил интересами рабочего класса и его партии. Газеты, журналы, многочисленные письма и живые люди из России давали ему богатый материал. Горький видел, что…
«Мать» Горького М.Ю.
Горький в драме «На дне» продолжает традиции русского критического реализма. Ho уже в романе « » (1906) художественно утверждается эстетика нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, получил название социалистического реализма. Критика второй половины 80-х годов подвергла пересмотру и сам термин «социалистический реализм», и то эстетическое, художественное явление, которое за ним стоит. Ho, как уже говорилось во введении, отрицать наличие этого художественного направления в литературе XX века бессмысленно, как бессмысленно и объявлять его единственным плодотворным в литературном процессе. Для нашей темы достаточно того очевидного факта, что в романе «Мать» Горький обосновывает новое качество реализма. В чем же оно состоит?
Писатель показывает распространение социалистических идей среди рабочих и пытается выявить, насколько они перспективны и актуальны, способны ли обогатить личность, пробудить ее к становлению и внутреннему росту. Предметом изображения в романном жанре является история становления человека как личности, его частная жизнь и судьба. В этом смысле Горький пытается выявить, насколько перспективны для человека, к ним приобщающегося, идеи социально-политической борьбы, обновления общества революционным путем. Иными словами, перед нами — социально-политический роман.
Ho его проблематика не исчерпывается лишь социально-политическим смыслом. Писатель утверждает новую концепцию личности, т. е. те представления о сущности человеческого характера, позитивных и негативные его качествах, о тех критериях оценки, с которыми он подходит к герою.
Горький воспринимает человека иначе, чем это было раньше, и судит его по другим законам, нежели судили до него. В этом в первую очередь проявляется новое качество реализма, заявленное в романе «Мать». Художник открывает и обосновывает новый тип отношений личности и типических обстоятельств, формирующих характер. Вспомните еще раз, что вопрос о соотношении характеров и типических обстоятельств — центральный для реалистического метода. Писатель-реалист утверждает связь между формированием характера и типическими обстоятельствами, оказывающими решающее воздействие на становление личности.
Ho новое качество реализма, проявившееся у Горького, реализуется в первую очередь в том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния действительности на человека, но обосновывает неизбежность и необходимость обратного влияния: человека на действительность. Вспомните, что сами типические обстоятельства трактуются писателем предельно расширенно. Это не только среда, в которой живет герой, не только те ситуации, в которые он попадает в рамках своей будничной, повседневной жизни. В качестве типических обстоятельств Горький утверждает историческое время. Герой Горького оказывается лично ответственным перед своим временем, которое требует активного к себе отношения, активного взаимодействия с собой. История не дает человеку «спрятаться» в узкосословных рамках среды. Требование личного контакта, личного взаимодействия с важнейшими историческими закономерностями эпохи универсально: по Горькому, избежать его не может никто.
В этом предельном расширении рамок среды, типических обстоятельств, воздействовавших на героя, — огромное доверие к нему, но и огромный груз исторической ответственности, возложенный на него. Под силу ли окажется простому человеку войти в личный контакт с историческим временем? Именно этот вопрос определяет в основном проблематику романа «Мать».
Роман во многом построен на контрастах. Резко противопоставлены экспозиция и развязка, на контрастах строится система персонажей. Причем контрасты эти обусловлены самим временем, которое можно представить как движение и общества, и отдельного человека от сна к бодрствованию, от неведения и непонимания мира к его узнаванию и пониманию, как движение человека от тупого равнодушия к самому себе к осознанию своего человеческого достоинства, своих нерасторжимых связей с миром.
Крайние точки этого процесса, который и знаменует в горьковском романе движение истории, — образы Михаила и Павла Власовых, данные в экспозиции. Михаил Власов, «угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой»; он несет в себе «дикую силу, готовую бить беспощадно». Беда его — в замкнутости в узком мире слободки, в невозможности осмыслить окружающее бытие. Его жизнь представляется в романе как остановившаяся в своем развитии, несостоявшаяся.
Отсутствие развития, движения вперед подчеркивает образ застывшего времени: описывая рабочую слободку, писатель акцентирует заданность определенного ритма, повтора, неизбежного и неотвратимого: каждый день из года в год гудок фабрики собирает людей, а после смены выбрасывает их из своих каменных недр, каждый вечер люди проводят в кабаках, каждый воскресный день тоже определен раз и навсегда. Замкнутость времени в движении по кругу и замкнутость в самом себе человека трактуется Горьким как нереализовавшаяся жизнь: «день бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле». Однообразием дней и лет характеризуется в романе прошлое, которое измеряется не годами, а одинаково, однообразно прожитыми жизнями людей, целых поколений.
Павел Власов оказывается поначалу втянут в общее движение жизни, основанное на повторе: он «сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет». Развитие сюжета начинается в тот момент, когда мать замечает, что «сын ее становится непохожим на фабричную молодежь… что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни».
Такова экспозиция романа. Дальнейшее развитие сюжета ведет к разрушению исходной ситуации и обоснованию возможности и необходимости иного бытия, воплощением которого становится образ Павла Власова — сознательного, грамотного революционера. С этого момента и начинается истинная история, истинное течение времени. Однако процесс становления Павла как революционера происходит как бы за кадром романного повествования и умещается всего в несколько строк третьей главы: «Так шли недели, месяцы и незаметно прошло два года странной, молчаливой жизни, полной смутных дум и опасений, все возраставших». В следующей, четвертой главе мы видим Павла Власова вполне сложившимся человеком с собственными убеждениями. «Я читаю запрещенные книги, — говорит он матери. — Их запрещают читать потому, что они говорят правду о нашей рабочей жизни… Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут — меня посадят в тюрьму, — в тюрьму за то, что я хочу знать правду».
Мы не видим всей сложности пути, пройденного Павлом, — этот путь во многом скрыт от читателя. И Павел не становится главным героем произведения, его образ воплощает, скорее, цель конечного развития человека, как она мыслится писателем. Итак, два полюса, две противоположные точки в системе персонажей романа: Михаил и Павел Власовы. Михаил — одинокий, бессильный в своей озлобленности, противостоящий всем и вся, враждебный ко всему вокруг. Павел — окруженный соратниками, сподвижниками, товарищами.
В центр произведения Горький поставил мать. Это давало возможность сопоставить социальные идеи, обусловленные конкретно-историческим периодом развития общества, с вечными идеалами материнства. Идеи, которые приносит Павел, воспринимаются Ниловной не как абстрактная истина, а как самая близкая и понятная правда жизни, принесенная сыном: «все это задевает за сердце, наполняя его чувством гордости за сына, который верно понял жизнь своей матери, говорит ей о ее страданиях, жалеет ее». Даже страх за его судьбу отступает на второй план, потесненный гордостью за него, неодолимым желанием встать рядом с ним, продолжить его дело в революционной борьбе.
Ho дело не только в этом. Писателя интересовал сам процесс перехода из одного состояния в другое, от слепоты к прозрению, от замкнутости в собственной оболочке к активному единению с миром.
Так выявляется собственно романический аспект жанрового содержания: постижением процесса непрерывного роста человека обусловлена вся поэтика романа «Мать». Повествование (если не считать экспозиции, первых двух глав) субъективизировано, ориентировано на точку зрения героини: мы видим происходящее как бы ее глазами — этим и объясняется наивно-образное восприятие идей социализма, перевод их в конкретночувственную форму. В третьей главе, где Горький как бы обосновывает свое право переключить внимание читателя в план субъективного повествования, он несколько раз подчеркивает это: «она знала», «ей казалось», «она замечала», «какие-то новые слова, непонятные ей», «ей это нравилось», «иногда она думала» — текст пестрит ссылками на субъект повествования, на сознание матери, которое и становится теперь главным объектом художественного исследования.
В романе возникают два композиционных плана, практически неразделимые в художественном тексте: объективная действительность и сознание, стремящееся постигнуть эту действительность во всей полноте и сложности.
Роман повествует о том, как мир, доступный сознанию Ниловны, расширяется географически, вырастает от слободки с Дымным масляным воздухом, где дрожал и ревел фабричный гудок, до масштабов глобальных, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство духовного родства рабочих всей земли», когда «говорили о французах, англичанах и шведах как о своих друзьях, о близких сердцу людях». Эмоциональное отношение к событиям далекой и совсем иной жизни, которая оказывается вдруг близка и нужна товарищам Павла, — очень важный для Горького момент. «Иногда мать поражало настроение буйной радости, вдруг и дружно овладевавшее всеми. Обыкновенно это было в те вечера, когда они читали газеты о рабочем народе за границей. Тогда глаза у всех блестели радостью, все становились странно, как-то по-детски счастливы, смеялись веселым, ясным смехом, ласково хлопали друг друга по плечам.
— Молодцы, товарищи немцы! — кричал кто-нибудь, точно опьяненный своим весельем.
— Да здравствуют рабочие Италии! — кричали в другой раз.
И, посылая эти крики куда-то вдаль, друзьям, которые не знали их и не могли понять их языка, они, казалось, были уверены, что люди, неведомые им, слышат и понимают их восторг».
Эта сцена дана глазами матери, как бы пропущена сквозь призму ее сознания. Она поражает, но и радует ее, ибо перед ней, как и перед товарищами Павла, раскрывается мир; она чувствует возможность изменить и улучшить его, встав рядом с сыном, рядом с его товарищами, рядом с немецкими и итальянскими рабочими, далекими от нее, но близкими ей. Если перевести мысли героини из плана образного, в котором она воспринимает социалистические идеи, в план философской терминологии, мы можем сказать, что героиня захвачена возможностью, открывшейся перед ней как человеком, личностью, ощутить и осмыслить себя не объектом, а субъектом истории; она потрясена перспективой исторического творчества, которая постепенно открывается перед ней.
Мир для героини расширяется не только географически, но и социально — она проходит путь от неграмотной, забитой женщины до сознательного революционера; ей доступно теперь осмыслить свое время, ощутить себя в прошлом, настоящем и будущем, ибо во имя будущего живет она теперь, а не хлопотами одного дня, похожего как две капли воды на день вчерашний и завтрашний.
Ориентированность повествования на сознание героини обусловлено творческим замыслом Горького: показать рост личности при активном контакте с историей, со своей эпохой. Это отразилось на композиции романа. В самом общем виде ее можно представить как перевернутую пирамиду: основанием ее будет экспозиция, где контакты личности и окружающего бытия сведены к минимуму, человек отчужден от враждебной ему действительности, от истинного потока времени, захваченный круговоротом серых, одинаковых будней. Появление «социалистов», прорастание новых, свободных мыслей приводит к постоянному расширению сфер контактов, взаимодействия личности и мира, их взаимного воздействия друг на друга. Высший идейно-композиционный план произведения — момент полного единения героя со своей эпохой, со своим временем, момент окончательного преодоления отчуждения от мира.
Постепенное движение героини к идеалу происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в жизни рабочей слободки. «Дни скользили один за другим, как бусы четок, слагаясь в недели, месяцы. Каждую субботу к Павлу приходили товарищи, каждое собрание являлось ступенью длинной пологой лестницы, — она вела куда-то вдаль, медленно подымая людей».
В творчестве Горького любая человеческая личность, сколь бы ни была она подавлена грузом повседневности, оказывается один на один с историческим временем: человек и история даны как бы в одном художественном масштабе, уравниваются в своих правах, и историческое время требует от человека активного взаимодействия с собой. В этом требовании, предъявленном герою, — открытие Горького. Он впервые в литературе лишил человека права жить в мире людей и в то же время как бы вне его, «жить все в бедных мыслях про самого себя, как цыпленок в скорлупе», — так осмысляет свою жизнь один из героев писателя, Матвей Кожемякин. Если раньше такой человек, внутренний изгнанник, мог заслужить даже уважение художника, то Горький рассматривает его жизнь как несостоявшуюся: он вычеркнут из времени и обречен блуждать по замкнутому кругу «бедных мыслей про самого себя».
Человеческая сущность героя, по Горькому, заключена в процессе его непрерывного роста и становления. Пелагея Ниловна Власова осмысляет себя как личность лишь после того, как перестает быть «маленьким человеком», каким мы видим ее в экспозиции. «Маленький человек» становится у Горького непрерывно растущим человеком. В романе Горьким утверждается доверие к человеческой личности, которое проявилось в утверждении возможности и необходимости взаимодействия человека и истории.
Равенство масштаба, в котором предстают в романе «Мать» личность героини и историческое время, оказывается возможным благодаря тому, что ситуация, в которую поставлена автором Ниловна, — соратничество с сыном в его борьбе — выявляет и умножает все ее лучшие человеческие качества, прежде всего способность и потребность любить, заложенную в каждой женщине, в каждой матери. Именно это чувство помогает становлению Ниловны как человека, способного продолжить справедливую борьбу сына. «Велико в вас материнское», — говорит Андрей Находка Ниловне. Благодаря взаимодействию общечеловеческого и конкретно-исторического начал расширяются связи героини с миром. Происходит единение частной человеческой жизни с историческим временем в целом.
В финальной сцене — сцене ареста — заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими позитивными историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и — в перспективе — вести их за собой. Так Горький подходит к новому качеству реализма, заявленному в романе: революционная борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, но как возможность личности активно влиять на обстоятельства и изменять, формировать их в своих целях.
Как любит западная «демократия» называть нас «немытой Россией». Мы можем в ответ тихо обижаться или громко возмущаться, а задумываемся ли мы, что прилипло к нам это определение с лёгкой руки Лермонтова – нашего же соотечественника? Я вот, злючка такая, обижаюсь, когда западные авторы, случись им писать о нашей стране, выставляют всех русских дураками, вечно хлещущими водку, живущими в грязи, чуждыми доброты и красоты, жадными, подлыми, злыми, вечно рукпоприкладствующими. А чего я, собственно, на иностранцев-то обижаюсь, когда наши доморощенные литераторы, в данном случае Горький, именно такими нас и видит. И изображает. На весь мир. А мы ему памятники ставим, города в его честь переименовываем, в школах проходим. Браво, дескать, мастер! Как это ты самую суть ухватил? Да, все мы быдло (аплодисменты в зале); грязное, озлобленное, тупое, вечно пьяное быдло (в зале аплодисменты и одобрительные выкрики с задних рядов).
Дальше немного научной теории. Среди быдла вдруг откуда ни возьмись вспыхивает искра революции. И сразу преображает всех, кого ни касается. И кого не касается – тоже преображает! Злобные тупые и вечно пьяные массы русских ведь не виноваты же ни в своей злобе, ни в пьянстве, ни в тупости; они же просто не знают, что можно мечтать о революции, а значит – не быть злобными, тупыми и пьяными! А вот когда узнают… Когда революция произойдёт, и всем на руки выдадут по коммунизму – вот тогда русские в одночасье перестанут пить, бить и тупить, а станут образцом гуманности для всего человечества. («Я почему вредный был – потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну.» ©)
А я, всё-таки, верю, что всё зависит от человека. Если он хочет видеть вокруг грязь, пьянство и подлость – он всегда будет видеть только их. А если хочет видеть светлое в людях – даже в самые тяжкие времена он будет видеть это – светлое. Нужно всего лишь захотеть увидеть не толпу народа, а личностей, из которой эта толпа состоит: людей со своими эмоциями, думами, страхами и стремлениями – они есть у каждого. Горький хотел увидеть немытое стадо, и среди этого стада создал своих искусственных супергероев: чистых сердцем революционеров… Выхватил, раскрасил души… И чем больше красок уходило на этих «выхваченных» героев, тем мрачнее, тупее и ненужней оказывалось оставшееся стадо статистов. Поэтому богоподобные горьковские герои так и не тронули. Именно своей искусственной одушевлённостью на фоне отрицания всего человеческого в окружающих.
Да и, чего греха таить, неправдоподобностью. Серое быдло вокруг, тупые забитые люди. И вдруг – нате! – одна из этого быдла, полуграмотная домостроевская домохозяйка проникается идеями революции. Проникшись, начинает любить идеи сына больше самого сына, всё больше пьянея от своей значимости в мире «умных» людей. И в данной книге словом «мать» – не более чем партийная кличка активистки, но никак не социальный статус женщины, налагающий на неё обязанность слепо любить своё чадо и страдать за него. Здесь: ни любви, ни страдания. Какой-то дурман. Если не сказать – угар.
Единственный плюс книги — то, что когда-то она обладала мощным воспитательным моментом.
Оценка: 4
Спойлеры!
М.Горький — Мать. Это произведение достойно высших похвал. Мне оно очень понравилось. Красота этого произведения в его масштабности и глобальности поднятых проблем. Народ находится в переломном моменте. В жизни народа что-что нужно менять, ведь жить, как отец Павла Власова уже нельзя. Поэтому Павел решает, что пришло время для перемен. Он становиться социалистом-революционером. Нелегкая доля выпадает Павлу, ему приходиться отстаивать права рабочих, угнетенных тяжелой рукой нынешней власти. Но главный герой не сдается, увлеченный чистейшими помыслами творить добро, он, со знаменем в руках, гордо шагает навстречу поднятому на него оружию. Во время прочтения проникаешься истинной любовью к Павлу, сопереживаешь ему, понимаешь его. Максим Горький не зря назвал роман «Мать», мать главного героя настоящая героиня. Она узнав, что ее сын занимается запретным делом во имя народа, не отвернулась от него, а наоборот поддержала его во всех начинаниях. Она носила ему новости и еду во время заточения, вступила в ряды революционеров вместо него. Павла Власова охватывают чувства боли за народ, за несправедливость по отношении к простым рабочим. Самое главное, что Павел Власов приобрёл смысл жизни, и поэтому,нет сомнений, что он проживет эту жизнь не зря. Роман читается легко и интересно, непринужденно. Хотя с момента написания книги прошел целый век, но произведение до сих пор является актуальным. В этом произведении поднято много проблем, если обдумывать эти темы то года не хватит, чтобы добраться до сути, настолько глубоким является этот роман. Любовь к родине помогла написать Горькому этот роман, воодушевила его, направила его мысли.
Это произведение помогает понять и более яснее разобрать очень трудный отрезок жизни нашей страны.
Оценка: 9
Кажется, отрывки из «Матери» я читал подростком. Удивляюсь, как эта книга могла быть в школьной программе на рубеже веков. Но тем не менее это произведение было почти забыто мной (сомнительное это дело, знакомиться с книгой по фрагментам). Спасибо форумчанам, что помогли ее вспомнить. Вот теперь прочитал в перерыве между нонфикшеном, как и большинство объемных книг в последнее время. А роман небольшой, проглотил за неделю.
Теперь я согласен с тем, что в момент написания это была «очень своевременная книга». Хотя ко второй половине века она устарела и стала скорее литературным памятником, сейчас она снова становится актуальной.
Кратко о сюжете. Россия начала XX века. Мать рабочего вслед за своим сыном вовлекается в подпольную революционную деятельность. Все это совершенно меняет казалось бы уже сложившуюся немолодую женщину. Несмотря на отсутствие хеппи-энда книга оставляет удивительно светлое впечатление. Жизнь героев трудна и опасна, но вызывает зависть, ведь у них есть ясная цель.
P. S. Как я же писал в отзыве на «Ариэля», сто лет назад писать «кивнуть головой» было нормой. Это словосочетание часто встречается в книге.
Оценка: 8
весь текст
18 526 зн., 0,46 а.л.
- Аннотация
- Статистика
Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)
Сортировать по
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.
автор
Спасибо) я прочла все три ваших рассказа и постараюсь сегодня, в крайнем случае — завтра утром, написать общий обозр.
По тексту. Обложки/аннотации и прочая фуйня меня не волнуют, здесь на АТ 99% красивых обложек с заманчивыми аннотациями под которыми дубль-пусто.
О троеточиях. Лотц, потусторонняя сущность, идентифицирует себя с псом, курцхааром, рассказ динамичный, и темп идущей по следу собаки ему задаёт именно первый кусок с троеточиями, разве после него не возникло ощущение рыщущей собаки? я там и метафору влепила про суку со щенком. Очнулся, отряхнулся-осмотрелся, нос в землю и понёсся.
Второй кусок, он очень важен, в нём посыл, суть всего рассказа — зло не останется безнаказанным, на его пути непременно что-то/кто-то встанет. Серьга и Ирочка , главные злодеи, чувствуют себя в безопасности, убийство им сошло с рук, осталось только сдать дуру-Таньшу. О Соне они и не вспоминают уже. А она всеми слабыми силами, остатками личности, где-то в гнилом пруду уцепилась за гнилую корягу и пофиг ей Элизиум с арфами и прочими ништяками, она взывает к справедливости. Мироздание дрогнуло и послало Лотца. Троеточиями я хотела показать, что она ведь почти распалась, только какие-то обрывки/обломки сознания и именно их она ему кидает, стремится помочь изо всех сил.
Конечно же, она хочет возмездия, и Лотц улавливает это чувство первым, но оно недостаточно сильное чтобы удерживать её в тварном мире, потом он улавливает нежность и любовь к ребёнку «баю-баюшки-баю», и наконец, страх за него «защитиии!» – именно это её держит, т.е. в этот раз на пути зла встала материнская любовь уже мёртвой Сони. Из последних сил она бросает курцхаару свой последний шанс — свидетеля, глаза Колганова (радужка глаза так же индивидуальна, как отпечаток), ну и Лотц цепляется за него и далее по тексту. Рассказ писался на тематический конкурс нуара, тема: последний свидетель.
Не понятно, почему вы считаете рассказ простым, в нём есть интрига, и тема противостояния добра и зла, безнаказанности зла, воздаяния, ничуть не менее актуальна тем поднятых в ваших рассказах. Наверное, такой эффект создаётся из-за завершённости гештальта: зло наказано — добро торжествует)
Ужас — ну, в самой ситуации, разве не ужасно, что безнаказанно убита женщина, травят её ребёнка, обманом впутан в это третий человек.
Насчёт почитать, рекомендую «Ветер с севера», он совсем маленький, но в вашем стиле)
раскрыть ветвь
2
Спасибо за развернутый ответ и некоторые пояснения. Да, не все я уловил. Честно, многоточия не считались так, как вы о них говорите. То есть я понимал, что они в первой части именно к чему-то (потому что дальше их нет), но так и не понял, к чему.
Не понятно, почему вы считаете рассказ простым
Рассказ (как совокупность сюжета, языка, персонажей) не простой, сама история простая. Это вовсе не негативная характеристика. Какая-нибудь «Лолита» — тоже простая история, но это моя любимая книга:) А какая-нибудь «Игра престолов» — история сложная, но мне не нравится.
Про ужас, я имел в виду, что это не вполне относится к жанру «хоррор». Описанная ситуация ужасная, но не хоррорная. В смысле что рассказ не жанровый. Это опять же не негативная характеристика. Просто ожидал другого, но в некоторый степени рад был обмануться.
«Ветер с севера» прочту.
раскрыть ветвь
1
Привет с марафона!
Когда мне пришлось гуглить 4 слова в первой паре абзацев, я понял, что мне понравится:)
Вообще, мне кажется, получилась простая история, рассказанная сложно. Это не недостаток, но сделать такое интересным гораздо сложнее, чем, например, сложную историю, рассказанную просто. В общем, про основной сюжет с предательствами, бытовухой и хитрыми планами о наследстве я говорить ничего не буду. Этот рассказ читается не ради сюжета.
А ради того, как это написано. А написано шикарно. Я кайфанул от языка, от всей этой древнегреческой инфернальности, от того, как по-разному говорят персонажи. От восклицательных знаков в авторском тексте! От аллитерации, от ритма. Короче я получил прямо настоящее эстетическое удовольствие. У вас очень классный стиль, язык. А, не кайфанул я только от обилия многоточий в начале, не понял, к чему они там в таком количестве. Ну и пара там опечаток, но это вы поправите еще раз перечитав.
В общем, мне сильно понравилось. Но повторюсь, меня совершенно не интересовал сюжет. Думаю, другие читатели могут сказать, что, типа сильно много намучено, можно было и без пса-стропальщика и прыжков по сознаниям это все рассказать, но вы это, вы их не слушайте. У вас вышел очень вкусный текст, читать который — одно удовольствие. Так что удачи, думаю еще у вас что-нибудь прочесть, если оно также написано.
Пара чисто субъективных моментов:
— не понял, где здесь ужасы. Мрак и ебанина — да, а ужасы — нет.
— обложка мне не понравилась. Не привлекательная. Как и аннотация. Но этим я и сам грешу и к качеству текста это отношения не имеет. А вот на количество потенциальных читателей повлиять может.
раскрыть ветвь
0
Написать комментарий
2 631
0
89
Так, друзья — сегодня будет пост на интересную тему, о которой я давно хотел написать — пост о трагических судьбах советских актёров. Не знаю, в курсе вы или нет — но многие телевизионные и киношные кумиры пятидесятых-восьмидесятых годов, которых вы много раз видели в старых фильмах — умирали в нищете и безвестности…
Поклонники СССР часто любят сравнивать совок с Западными странами – так вот там ситуация с такими вещами была кардинально иной — в молодые годы кинокарьеры известный и узнаваемый артист становился миллионером (часто — мультимиллионером), что обеспечивало ему безбедную старость. В СССР же знаменитый артист в лучшем случае успевал заработать на единственную квартиру, а все остальные деньги, зарабатываемые премьерами и показами фильмов — присваивало себе государство, и артист в старости оставался ни с чем, пишет Максим Мирович в Facebook.
Видео дня
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о нескольких трагических судьбах советских актёров.
Юрий Белов.
Юрий Белов — одна из звёзд советского кино 1950-х годов, сыгравший множество ролей «простых парней из народа» — такой образ был очень популярен в кинематографе тех лет. Юрий Белов сыграл одну из главных ролей в фильме «Карнавальная ночь», сыграл видные роли в фильмах «Весна на заречной улице», «Девушка без адреса» и «Неподдающиеся» — последний, кстати, и сейчас смотрится весьма годно, так как троллит скучный и унылый совок.
На Западе после таких звёздных ролей в молодые годы (Белова знала буквально вся страна) актёр стал бы мультимиллионером и безбедно бы жил до старости, но судьба Юрия сложилась трагически — в середине 1960-х годов он попал в психиатрическую лечебницу после неосторожного высказывания о Хрущёве — в одной из компаний Юрий сказал, что мол Хрущёву «недолго осталось, скоро его снимут» (и, кстати, был прав). Кто-то донёс на Белова, после чего его отправили в психушку, что сломило и его, и его кинокарьеру — Юрия с большой неохотой брали на съёмки.
В последние годы Белов снимался мало, подрабатывал частным извозом на «Москвиче», купленном в годы былой популярности, начал пить… Юрий Белов умер 31 декабря 1991 года, в возрасте всего 61 год — он так и не дождался новогоднего показа фильма «Карнавальная ночь», который он любил смотреть, вспоминая свою молодость…
Леонид Харитонов.
Леонид Харитонов — Ещё одна звезда 1950-х и кстати ровесник Белова — он родился в 1930 году. Харитонов стал мега-популярным после того, как снялся нескольких фильмах в роли Ивана Бровкина — «слегка непутёвого простого парня, из которого армия делает человека». Харитонов обладал природным обаянием и образом а-ля Есенин — «кудрявый парень из народа», и многие зрители даже считали, что в кино он просто играет самого себя — мол, на самом деле есть такой Иван Бровкин, о жизни которого и сняли кино.
Фильмы про Ивана Бровкина увидели миллионы советских зрителей, и где-нибудь в Голливуде актёр был бы мультимиллионером — но в СССР актёр ничего толком не заработал. С возрастом внешность артиста стала меняться, его уже не приглашали на роли «простых парней», а заработанных в годы былой популярности копеек не хватало — и в восьмидесятые годы артист жил очень бедно.
Летом 1980 года артист перенёс первый инсульт — в то время ему было всего 50 лет. Затем был второй инсульт и конфликт с новым руководством МХАТа — от Харитонова в ультимативной форме потребовали убраться из театра, что было для него вопросом выживания — без сцены артист просто не имел бы средств для существования. 20 июня 1987 года у Харитонова случился третий инсульт, которого он не пережил…
Сергей Филиппов.
Сергей Филиппов не сыграл ни одной знаменитой главной роли, но прославился как гениальный артист эпизодов — стоит вспомнить хотя бы лектора из «Карнавальной ночи» с его знаменитым монологом «Есть ли жизнь на Марсе?», аптекаря из «Новых приключений неуловимых», клиента фотоателье из фильма «Мы с вами где-то встречались» или посла из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Ещё Сергей Филиппов сыграл несколько запомнившихся ролей всяких неотёсанных и хамоватых советских начальников и бюрократов.
В 1950-60-е годы Сергей Филиппов стал мега-популярным — его узнавали на улицах, здоровались за руку, постоянно звали в гости или просто выпить «за компанию». Однако, как и в случае с Харитоновым и Беловым, эта популярность в СССР никак не монетизировалась — актёр до последних дней был вынужден много и тяжело работать, несмотря даже на диагностированный у него рак мозга, от которого он лечился в последние годы.
Кумир пятидесятых годов умирал в одиночестве и нищете, всеми брошенный и забытый, это случилось в 1990 году. У Сергея Филиппова не было денег даже на похороны — причём «Ленфильм», который благодаря Филиппову некогда заработал огромные капиталы, не дал на похороны ни копейки. Хоронил Филиппова Александр Демьяненко (Шурик), собирая по копейке деньги у актёров, которые лично знали Филиппова.
Алексей Смирнов.
Алексей Смирнов — ещё один гениальный актёр эпизода, прославившийся ролями Верзилы в «Операция Ы» и ролью механика Макарыча в фильме «В бой идут одни старики». Мало кто знает, но в юности Алексей Смирнов на самом деле воевал — был командиром огневого взвода в миномётном полке, награждён медалями и орденом Славы, был тяжело контужен в конце войны.
Однако несмотря на героическую юность и последующую кино-славу, Смирнов был нищим — страна никак не отблагодарила его за все заслуги. В апреле 1979 года актёр узнал о смерти Леонида Быкова, с которым дружил — после чего ушел в запой и попал в больницу с болезнью сердца, где и умер. За две недели пребывания в больнице актёра никто не навестил. Знаменитый актёр и ветеран Алексей Смирнов был настолько беден, что на его похороны пришлось собирать деньги по соседям и знакомым — а его могилу привели в порядок только в недавнее время — до этого она была почти заброшенной…
Семён Фарада.
Семён Фарада снимался очень много в период 1960-80-х годов, снявшись за 30 лет работы в кинематографе в 130 фильмах. Что интересно — Семён Фарада не имел актёрского диплома, но занимался в многочисленных профильных кружках и студиях. Я слышал версию, что Семён Фарада собирался поступить в театральный ВУЗ — но этому помешал пресловутый «пятый пункт» — Семён Фарада был евреем.
Фарада был одним из самых узнаваемых и любимых советских актёров — но тоже умирал в нищете. С возрастом здоровье Семёна пошатнулось, начались проблемы с сердцем, Фарада перенёс несколько инсультов. В последние годы жизни Семён практически не выходил из дома — после инсульта он упал и сломал шейку бедра. И государство, и друзья забыли про Фараду — от заработанных в советские годы копеек не осталось и следа, и деньги для больного Семёна собирал его друг Александр Абдулов.
Георгий Вицин.
Георгий Вицин начал активно сниматься в пятидесятые годы, причём было ему уже под 40, но благодаря юной внешности Вицин ещё много лет играл розовощёких комсомольцев. Звездный статус пришёл к артисту в шестидесятые — после съёмок в роли Труса в нескольких фильмах Леонида Гайдая. А ещё Георгий Вицин долгие годы играл в театре и озвучил множество мультфильмов — уже за одно это в развитой стране артист был бы миллионером.
Что интересно — несмотря на очень удачные и правдоподобные роли советских алкоголиков на экране, сам Георгий Вицин практически не пил, вёл здоровый образ жизни и серьезно занимался йогой.
В последние годы жизни Вицин жил хоть и не в нищете, но очень бедно. За всю жизнь Вицин заработал две квартиры — одну из них, побольше, Георгий отдал своей дочке, а сам перебрался во вторую квартиру — хрущёвку в Староконюшенном переулке, где и жил весьма бедной и скромной жизнью. В последние годы жизни Вицин, одетый в старую заношенную одежду, любил ходить кормить голубей, предпочитая не общаться с журналистами.
Елена Метёлкина.
В завершении поста расскажу вам ещё об одной если не трагической, то весьма несчастливой судьбе советской актрисы по имени Елена Метёлкина — которую вы должны знать по ролям Нийи в фильме «Через тернии к звёздам» и сотрудницы института времени Полины в фильме «Гостья из будущего» — последняя произвела на меня в детстве неизгладимое впечатление, Елена в этой была очень красивой и эффектной и, пожалуй, сформировала во мне идеал женской красоты и грациозности)
Однако несмотря на звездные роли (фильм «Через тернии к звездам» в кинотеатрах посмотрело более 20 миллионов человек), несмотря на довольно успешную параллельную карьеру манекенщицы, Елена толком ничего не заработала, а ещё ей не повезло с личной жизнью, брак Елены оказался крайне неудачным — муж был «брачным аферистом» и пытался отсудить у Елены единственную квартиру.
Позже Елена Метёлкина оставила кино и карьеру манекенщицы, увлеклась религией, и по некоторым данным — сейчас работает в иконной лавке и поёт в церковном хоре в одной из церквей Москвы.
Такие дела. Как видите — если в развитых странах актёрская слава автоматически означала богатство и независимость, то в СССР слава часто приходила одна, а когда молодость и актуальность актёра проходили — про него быстро забывали, и часто артист доживал свои последние дни в полной нищете, государство просто выбрасывало его на обочину…
Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…