Рассказ галка и кувшин

Скрайбинг автор: ахунова миляуша асхатовна организация: мбдоу 5 сказка населенный пункт: сармановский р-н, пгт. джалиль речевое развитие по фгос до-это

Скрайбинг

Автор: Ахунова Миляуша Асхатовна

Организация: МБДОУ №5 «Сказка»

Населенный пункт: Сармановский р-н, пгт. Джалиль

Рассказ галка и кувшин

Речевое развитие по ФГОС ДО-это одна из важнейшей оброзовательных

областей. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Огромное место в ДОУ уделяется игровым техналогиям.

И сегодня я хочу с Вами поделится одной из техналогий,

которую использую в речевом развитии детей. Что же это за техналогия?

21 век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей состовляющей жизнидеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Федеральные государственные оброзовательные стандарты дошкольного оброзования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм методов проведения оброзовательной деятельности ,направленных на целостное ,всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь,перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интнресным для детей.

Одна из современных техналогий –Скрайбинг. Скрайбинг от английского «scribe»-набрасывать рисунки или эскизы. Исусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.

Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком. Скрайбинг бывает ручной и компьютерный. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг ,можно просто и легко рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.

Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том,что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение, и воображение человека,что способствует лучшему пониманию и запоминанию.

Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспрозвести материал. Давно известно,что 80% информации человек получает визуально. Поэтому устный рассказ с картинками запоминается намного лучше,чем обычный. Ипользуя данную техналогию ,мы при этом не нагружаем их большим объемом текста,а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Ввиду того, мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью,скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.

Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того,в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

Скрайбинги можно разделить на несколько видов:

Рисованный скрайбинг-это ручной,классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем либо и в то же время рисует изображения,иллюстрирующие

устный рассказ.Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.

Апликационный скрайбинг-техника ,при которой на призвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения , которые соответствуют произносимому тексту.

Фланелеграфный скрайбинг— для такого скрайбинга понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепится готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на ипровизированный театр.

Магнитный скрайбинг— является разновидностью аппликационного, единственное отличие, это готовые изображения крепятся магнитами а презентационную магнитную доску.

Скрайбинг компьютерный. При создании компьтерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн –сервисы.

Самое важное в скрайбинге –это принцип параллельного следования, т.е. речь выступающего одновременно зарисовываются.

При пересказе или рассказе дети с нарушением речи ,а таких детей сейчас много,затрудняются в выражении главной мысли. А если есть картинки,с помощью которых ребенок может легко пересказать рассказ?

Апликационный скрайбинг. Можно заучивать стихи с помощью аппликационного скрайбинга.

Мишка лапти надевал,

Надевал и горевал:

-Здесь один, а где второй?

Правый лапоть мой с дырой

Заглянул медведь по стол

И пропажу там нашел.

Стало лаптя 2 опять,

Можно по лесу гулять.

(предлагается на произвольный фон накладывать или наклеивать готвые изображения,которые соответствуют произносимому тексту.)

Рисованный скрайбинг. Прослушивается рассказ «Галка».Хотела галка пить .На дворе стоял кувшин с водой,а в кувшине была вода только а дне.Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала,что вода стала выше и можно было пить. Проговариваем рассказ и рисуем на листе бумаги.

Наши родители так же стали активными скрайберами, они в домашних условиях используют данную технологию при заучивании стихов, составлении загадок, рассказывании сказок и рассказов. Все это подкрепляют рисунками, картинками и значками. Почему именно родителей привлекли к данной технологии? Все знаете, что такое адаптация и не все дети комфортно чувствуют себя в группе — все для них новое, необычное, а дома — все привычное, знакомое и самое главное мама рядом. И совместно с родителями они создают интересные работы.
Конечно, трудно мгновенно научиться самому, а тем более научить детей скрайбингу. Главным препятствием этому может стать установка: «Я не умею рисовать». Но скрайбинг отличается тем, что образы рисуются в самом простом виде. Ведь каждый может рисовать треугольники, круги, квадраты, черточки.

Я предлагаю вам попробовать с помощью картинок пересказать сказку:

Магнитный скрайбинг .Предлагается рассказать сказку: «Курочка ряба»,педагоги слушают сказку ,и с помощью картинок пересказывают ее. Какой это был скрайбинг? (магнитный,когда готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску.)

В своей работе я использую несколько видов скрайбинга: скрайбинг «рисователный» классический вид скрайбинга.

Рука ребенка рисует на листе бумаги картинки ,текст проговариваю .В программе монтирую , соединяя сюжет и текст. Используя данную техналогию в совместной деятельности с детьми ,стараюсь не загружать их большими объемами текста,а набрасываю им упрощенные рисунки.

В заключении можно сделать вывод,что в использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного взраста,поддерживая опосредованную память ,существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объем,обогащает словарный запас, развивает речь ,способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас,но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать-ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память,внимание, образное мышление.

Спасибо всем за внимание!

Опубликовано: 24.11.2021

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Задачи:

Образовательные:

— Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;

— Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;

— Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами

Развивающие:

— Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

— Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.

Воспитательные:

— Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

— Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа:

Обучение работе по мнемотаблицам.

Учить давать характеристику звукам

Формирование умения делить слова на слоги.

Словарная работа

Оборудование: ноутбук

Ход НОД:

Организационный момент

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!”

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

— Ребята, отгадайте загадку.

Загляни в осенний сад

Чудо — мячики висят.

Красноватый, спелый бок

Ребятишкам на зубок.

— Правильно, это яблоки.

Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский (показ портрета). Называется рассказ «Яблоко и рассвет»

Рассказ

Маленький Миша часто приходил в сад к своему дедушке Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

— Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

— Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

— Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка.

— Нет, дедушка… Лучше завтра.

— Почему?

— Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Составление предложений

Вопросы к детям

Как звали мальчика? (полные ответы Миша)

Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)

Как звали дедушку? (Корней)

Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) 

А что же увидел Миша в саду? (он увидел красивое, белое яблоко и не мог отвести от него глаз) 

Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко).

Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду 

Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) 

 Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете, налил пчелам воды, срезал сухие веточки) 

Что взошло на небе? (Утренняя звезда)

Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым) 

Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет).

План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ ещё раз, чтобы вы лучше его запомнили.

Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам. Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог) О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку.

— Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай.

— Нет, дедушка… Лучше завтра.

— Почему?

— Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Рефлексия

Вопросы к детям:

1. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)

2. Почему Миша не стал срывать яблоко?

3. Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное). А какие яблоки встречались вам?

4. Вам понравилось наше занятие? (ответы)

Слайд 1

Пересказ рассказа Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план рассказа.

Слайд 2

План НОД 1. Чтение рассказа. 2. Вопросы к детям. 3. Составление плана рассказа 4. Чтение рассказа 5. Пересказ рассказа по опорным картинкам. 6. Пересказ рассказа без наглядности. 7. Итог.

Слайд 3

Яблоко и рассвет Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. — Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. — Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки. Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки. Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. — Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка. — Нет, дедушка… Лучше завтра. — Почему? — Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Слайд 4

Вопросы: Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша) Куда приходил Миша? ( в сад к дедушке) Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра) Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) Что увидел Миша на дереве, когда пришел в сад? Каким яблоко было? ( как небо на рассвете – розовым) Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)

Слайд 5

План рассказа: В саду у дедушке Корнея. Миша победил лень. Взошла утренняя звезда.

Слайд 6

Пересказ рассказа по опорным картинкам Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

Слайд 7

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. — Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. — Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Слайд 8

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки .

Слайд 9

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. — Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка. — Нет, дедушка… Лучше завтра. — Почему? — Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Слайд 10

Итог Вопросы к детям: Яблоко в рассказе было … (огромное, белое, нежное, розовое) А, какие яблоки встречались вам? Какие сорта яблок вы знаете? 2. Угощение детям.

Конспект НОД

Образовательная область: «Речевое развитие»

Образовательная деятельность: развитие речи

Возраст детей: от 6 до 7 лет

Тема: «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»

Цель: формировать знания детей о творчестве Л.Н. Толстого, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Прыжок».

Задачи:

  • формировать умение детей внимательно слушать рассказ; осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
  • способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;
  •  воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Прыжок», картина парусного корабля.

Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне… Все ли вы сегодня поприветствовали друг друга?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: «Доброе утро!  Доброе утро солнцу и птицам!  Доброе утро приветливым лицам!» Каждый становится  добрым,  доверчивым.  Доброе утро длится до вечера.

— Дети, давайте улыбнемся  друг другу и нашим гостям, пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Воспитатель: Ребята, желать добра друг другу можно не только приветствием, но и через поступки, отношения. Как же это можно сделать?

Дети: не обижать товарищей, помогать всем окружающим, любить всё живое.

Воспитатель:  Как совершать добрые дела друзьям,  могут научить  наши умные верные друзья – книги.  Я приглашаю вас пройти к книжной выставке, которую вы сами составили, принеся книги из дома. (Книжная выставка представлена книгами с произведениями: басня «Отец и сыновья», рассказ «Был у Пети и Миши конь», рассказ «Филипок», рассказ «Галка и кувшин», портрет Толстого).

-Ребята, посмотрите внимательно, есть ли знакомые вам книги?

 Дети рассматривают иллюстрации книг и вспоминают содержание рассказа «Был у Пети и Миши конь»

Воспитатель:

— Ребята, о чём говорится в рассказе  «Был у Пети и Миши конь»?

Дети: в рассказе говорится о том, что мальчики не поделили игрушку.

           Воспитатель:  

— Чему учит рассказ?

Дети: Нужно уметь дружить: делиться игрушками.

Воспитатель: Да, я вспомнила такую пословицу  о дружбе  «Дружба всего дороже».

           — А вы знаете пословицы о дружбе?  Назовите их.                                                                     — Что означают пословицы «не имей сто рублей, а имей сто друзей», «старый друг лучше новых двух»?

Воспитатель:

— Молодцы! Ребята, мы рассмотрели книги нашей выставки.

 Скажите, а что общего между всеми этими книгами.

Дети:

Герои этих книг,  дети и животные. Написал Л. Толстой.

Воспитатель:

Ребята, пройдите к своим стульчикам и  тихо сядьте.  (Воспитатель приглашает ребят сесть на стульчики).

— Автор этих рассказов Лев Николаевич Толстой (показываю портрет писателя). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя. Толстой жил очень-очень  давно, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, о добре и зле, человеческих поступках. Например: «Рассказы для самых маленьких», «Косточка», «Филипок»,      сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких. Все произведения Толстого поучительны.

  1. Основная часть

Воспитатель:— Ребята, сегодня я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой                                            Л. Толстого «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль…

 (Воспитатель показывает картину  корабля).

Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых как камень, пород дерева.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое палуба?

(Ответы детей)

Палуба – пол корабля.

Мачты возвышались над палубой на 15-20м, т. е. имели высоту 5-8- этажного дома. (Показываю и объясняю, что такое палуба, мачта).      

Мачта – столб на палубе, к которому крепятся паруса.                                             

Корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. Из таких путешествий моряки привозили разных диковинных животных, например обезьян.

— Ребята, вы хотели бы отправиться в морское  путешествие?

— Я приглашаю вас в необычное путешествие…

Физкультминутка «Корабль в море»

Волны плещут в океане:

Что нам чудится в тумане

Это мачты кораблей

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем!

Воспитатель:  Немного отдохнули, набрались сил. Ну а теперь, отправляемся в путешествие и необычное оно потому, что будет оно вместе с героями рассказа Л. Толстого «Прыжок».

После прочтения небольшая пауза. Затем беседа по содержанию. Воспитатель:

—  Понравился вам рассказ?

Дети: Да!

Воспитатель: Назовите главных героев этого рассказа?

Дети: (полным ответом) Главные герои рассказа мальчик и его отец, капитан корабля.

Воспитатель: Где происходят все события?

Дети: События происходят на палубе корабля.

Воспитатель: Почему весь народ был на палубе? 

Дети: Весь народ собрался на палубе, потому что была тихая погода.

 Воспитатель: Что происходит на палубе?

Дети: Обезьяна сорвала шляпу с мальчика.

Воспитатель: Как ведёт себя мальчик?

Дети: Мальчик бросился за обезьяной.

Воспитатель:  Что означает —  мальчик «раззадорился»? (развеселился)

Воспитатель: Как ведут себя люди?

Дети: Люди смеются.

Воспитатель: От чего опомнился мальчик?

Дети: Мальчик опомнился, потому что кто-то ахнул от страха.

Воспитатель: Кто заставил мальчика прыгнуть вниз?

Дети: Отец заставил сына прыгнуть вниз.

Воспитатель: Чем закончилась эта история?

Дети: Мальчик остался жив, а отец плакал от счастья и потрясения.

Воспитатель: Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему?

Дети: Да нам жаль мальчика. Он мог разбиться.

Воспитатель: А за что вы ругаете мальчика?

 Дети: Ругаем мальчика за то, что залез так высоко.

Воспитатель: А за что хвалим мальчика?

 Дети: Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.

 Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Чему вас научил этот рассказ?

Дети: Каждый поступок нужно обдумать прежде, чем его совершить, ведь необдуманный поступок может сильно  огорчить взрослых, родителей.

  1. Заключительная часть. Итог занятия

Воспитатель: Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала?  Кто автор этого рассказа? Почему рассказ  называется «Прыжок»?  

 (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок.  Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

Рассказ галка и кувшинВоспитатель:  Дети, пока вы работали, я вспомнила очень хорошую пословицу «Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось. Я хочу подарить вам сердечки, на которых написана эта пословица.

Пусть произведения Л. Толстого учат вас только доброму по отношению к себе и другим.

Учитель: Ретнева Любовь Михайловна

МОУ СШ № 70 г. Ярославль

Конспект
урока литературного чтения.

УМК
«Планета Знаний» 3 класс.

Тема.
Л.Н. Толстой «Прыжок»

Цели: продолжить
знакомство с произведениями раздела « О мужестве и любви»; с рассказом Л.Н. Толстого
«Прыжок».

Задачи:


Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть
их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать.

— 
Формировать беглое, осознанное,  выразительное чтение.

— 
Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать
словарный запас и способствовать развитию речи.

— 
Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за
свои поступки.

Планируемые
результаты:

               
Предметные:
продолжат учиться читать вслух осознанно,
без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;
прогнозируют содержание произведения; перечисляют произведения Л. Н. Толстого;
понимают основной смысл прочитанного; находят необходимую информацию в
произведении.

                        
Межпредметные.

           
Познавательные
: анализируют литературный текст с опорой
на вопросы учителя,     выявляют основную мысль произведения,  формулируют её
на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, характеризуют
поведение действующих лиц произведения;

                    Регулятивные:
формулируют тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых
заданий, читают в соответствии с поставленной задачей, осознают смысл и
назначение позитивных установок на успешную работу, оценивают свою работу на
уроке;

         
Коммуникативные
: осмысливают правила работы в группе
(распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях).

              
Личностные
: оценивают поступки героев произведения и
свои собственные под руководством учителя, проявляют интерес к произведениям Л.
Н. Толстого.

Оборудование

Учебник
« Литературное чтение» 3 класс, автор Э.Э. Кац

Портрет
писателя Л.Н. Толстого, картинки с урока внеклассного чтения


Л.Н. Толстом – его родные, семья, его увлечения), выставка художественных книг
Л.Н. Толстого для детей.

Толковый
словарь С. И. Ожегова

Компьютер,
интерактивная доска

I.           
Организационный момент.

1.      Проверка
готовности к уроку.

2.      Создание
эмоциональной ситуации.

ІІ.
Проверка домашнего задания.

1.            
Учитель:


Свидетелями  какой истории стали мы  на предыдущем уроке?

Ученики:

— 
Мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Акула».

2.            
Вернисаж иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Учащиеся
сопровождают свои рисунки пересказом эпизодов  рассказа, к которым выполнены
работы.

3.            
Пересказ учащимися произведения  Л. Н. Толстого «Акула».

IІІ.Актуализация
опорных знаний. Определение темы урока.

Учитель: Каждый писатель лишь тогда
писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало
до глубины души. У писателя для этого есть свои методы и средства. И они самые
разные
Учитель: С творчеством  какого писателя мы продолжим
знакомство на уроке  вы узнаете, если выполните правильно задания.
Послушайте отрывки из произведений. Определите их названия и автора.
Викторина
Учитель зачитывает отрывки, а учащиеся называют автора и произведение.

  1. «Это
    Филиппок,  Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не
    пускает его, и он украдкой пришёл в школу.»  (Л.Н. Толстой
    «Филиппок»)
  2. «Снопы
    уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и
    побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал.» (
    Л.Н. Толстой «Пожар»)
  3. «Отец
    приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел
    принести веник и говорит «Сломайте!»  (Л.Н. Толстой  «Отец и
    сыновья»)
  4. «Мальчики
    сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один
    из них оглянулся, и мы услыхали пронзительный визг. И мальчики поплыли в разные
    стороны.» (Л.Н. Толстой «Акула»)

Учитель:
— Учитывая содержание проделанной работы, определите, о
творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке? Обоснуйте свой
ответ.

 
Ученики
  -(Отгадывали викторину по произведениям Л.Н.Толстого,
значит-  познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого)

На
слайде портрет Л.Н. Толстого  (2)

Ученики:


На портрете изображён Лев Николаевич Толстой.

Учитель:


Вспомните, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?

Ученики:

— Лев
Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для
взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их
обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил
«Азбуку». Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал
несколько рассказов.

Учитель:


Какие произведения Л.Н. Толстого вы  ещё читали, кроме уже названных?

Ученики.

Л. Н.
Толстой написал такие рассказы как «Два товарища», «Галка и кувшин», «Белка и
волк», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка».

Учитель.


К каким произведениям вы видите иллюстрации? (Слайды 3, 4)

Учитель.

— Из
букв составьте слово. Это и будет название произведения, с которым мы сегодня
познакомимся. (Слайд 5)

Ученики.


Прыжок.

Учитель.


Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?

Ученики.


Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают
прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах,
прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.


IV. Подготовка к восприятию текста

1. Словарная работа
Словарная разминка.


До знакомства с рассказом объясните, как понимаете …
-Объясни значение словосочетаний.(сравнение)
* перенести вещи
* перенести болезнь
* перенести страх
* перенести обиду
* Задор …
* Аршин…

Перенести
вещи – 
изменить положение в пространстве

Перенести
болезнь – 
переболеть

Перенести
страх – 
испугаться

Перенести
обиду – 
вытерпеть обиду

лексическое значение, учитель при необходимости уточняет,
корректирует их.

2.
Рассказ о корабле –паруснике (
Слайд  6 с изображением
парусника.)
Учитель: Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
Рассматривание иллюстрации  и чтение сведений о парусном корабле.
Посмотрите на этот корабль. Это корабль- парусник. Палуба такого корабля
делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на
15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были
перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине
протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля
была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание
продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение
нескольких месяцев
Учитель: Исходя из названия произведения и слов,  с которыми
мы работали, попытайтесь определить, о чём пойдёт речь в этом произведении?
(Принимаются все версии)
Учитель:
В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем
которых он был. В жизни этого человека  была служба в армии. Служил он и
на море.
Во время одного плавания и случилась история,  с которой мы сегодня
познакомимся.

 5.
Изучение нового.

(Чтение
рассказа учителем. Прием — чтение с остановками)

а)
– 
Сейчас вы прослушаете произведение Л.Н. Толстого «Прыжок».
Слушаем внимательно.

(
слушают 
до слов «.. Она как будто дразнила мальчика,
показывала, а него и делала ему рожи)


Где происходит действие рассказа? – На корабле.

– Почему
на корабле держали обезьяну? – Для забавы. Путешествие было
долгим, и матросам хотелось отдохнуть, наблюдая за её проделками

Физкультминутка

VI.
Продолжение работы над текстом.

– Как
мальчик оказался на корабле? – Он сын капитана.

– Сколько
лет было мальчику? – 12.

– Что
сделала обезьяна со шляпой мальчика? – Сорвала с головы мальчика,
утащила на мачту и начала рвать её.

– Как
вы думаете, что будет делать мальчик?  Может быть, полезет
догонять обезьяну и отбирать шляпу? А я думаю, что он посмеётся со всеми, что
ему шляпы жалко, что ли?

Прослушаем
рассказ дальше. 
Рассказ слушается до слов «Все
молча, смотрели на него и ждали, что будет дальше».


Угадали мы, что будет дальше?

– Да,
угадали те, кто предположил, что мальчик полезет на мачту за обезьяной.


Что помогло вам догадаться? – Мальчики часто так поступают. Когда их
дразнят, они кидаются в драку или вдогонку за обидчиком.

– Сумел
ли он догнать обезьяну?  Нет, обезьяны лучше людей
карабкаются по перекладинам.

– Как
высоко забрался мальчик? – Высоко. До самого верху. 

– Почему
мальчик не остановился? – Он очень раззадорился. Матросы смеялись над
ним, обезьяна подманивала его всё выше и выше.

– Что
произойдёт с мальчиком, если он потеряет равновесие? – Он упадёт на
палубу и разобьётся.

– Что
же будет дальше, как вы думаете? – Может быть, мальчик опомнится и
аккуратно спустится? А может, он прыгнет, и его поймают в сетку? Или он прыгнет
в море?

– Давайте
слушать дальше( до конца рассказа).

– Чьи
же предположения оправдались? Что помогло вам догадаться? – Мы думали,
что в море прыгнуть легче, чем слезть по мачте вниз.

– Для
чего отец мальчика вынес ружьё? – Стрелять чаек. 

– Почему
он прицелился в мальчика и закричал «Прыгай в воду?»  Мальчик
зашатался, мог упасть на палубу и разбиться. «А может, он хотел убить сына,
чтобы он не мучился?» «Нет, он просто хотел напугать его, чтобы он очнулся от
страха и послушался отца»
.

Выборочное
чтение.

– Давайте
найдем и прочитаем в тексте этот отрывок.

– Дети
перечитывают и находят строчки «Мальчик шатался и не понимал… и как только
отец крикнул … мальчик … прыгнул.»

 – Да,
отец не хотел убивать сына.

– Как
вытащили мальчика из моря? – Матросы спрыгнули в море и вытащили
мальчика.

– Сколько
секунд он был под водой? – 40

– Попробуем
и мы задержать дыхание на 40 секунд
. – Не все могут. Это трудно.
Мальчик тоже наглотался воды.

– Почему
же отец так страшно закричал и заплакал, ведь сын остался жив? – Он
очень сильно испугался за сына.

– Какие
чувства вызывает у вас поступок отца? – Я думаю, он очень смелый и
сильный человек, если так спокойно смог прицелиться в сына, ради его спасения.

6.
Анализ произведения. Работа в группах.

                       
Учитель.


Проследим за  поведением   людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем
их поведение.

         ( Ребята делятся на три группы.
Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о
поведении  людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья
–капитана. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и
анализируют поведение действующих лиц.

          1-я
группа

Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и
реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти.
Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросыне
раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над
мальчиком, должны были остановить мальчика.

         
2-я группа:

—  Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно,
что над ним  смеются,  Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он
раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с
палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать.

    Мальчик – вспыльчивый,безрассудный,
отважный, гордый
, стремился  отстоять своё
достоинство
.Поведение мальчика напрямую
связано с поведением  людей на палубе.: мальчик полез за обезьянкой, чтобы
избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана,  а над ним все смеялись.

Учитель.

— Что
заставило мальчика прыгнуть? 

Ученики.

— Крик
отца, следует учесть,  что приказ капитана на корабле выполняется
беспрекословно и немедленно)

3-я
группа:

Отец не
растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял,
что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту.

Капитан – сильный
человек, решительный, любящий своего сына.

Учитель.

— Как вы думаете, почему капитан заплакал?

Ученики.

— Он  очень испугался за сына.

        7. Работа с пословицами.

Учитель.

— Каждая группа выбирает из 3 пословиц те,
которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.(Слайд 7)

          1. Все, что делается на корабле, делается быстро ( Матросы)

          2.  Капитан должен
думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан)

 3.
Всякому своя честь дорога.(Мальчик)

8.
 Работа в парах. 

1.Восстанови
план рассказа.

  • Погоня
    за обезьянкой.
  • На
    палубе.
  • Обезьяньи
    проказы.
  • Вынужденный
    прыжок.
  • Спасение.
  • На
    перекладине.

         
9. Рефлексия

Учитель.


Какое ваше отношение к герою? 
Ученики самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера
мальчика.
Учитель.

-Можно
ли было избежать этой ситуации?

Ученики.

— Да,
если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может
получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.

Учитель.
— Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого
произведения? Чему он нас учит?
Ученики.

Л.Н.
Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков,
учиться  управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек,
чтобы не было таких ситуаций.

       10.
Подведение итогов.

Учитель.

— Над
каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?

ученики.

Ученики.

— Мы
сегодня познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок».

Учитель.
— Над чем заставило нас задуматься это произведение?
Ученики.

— Из
любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться,
найти правильное решение.

Учитель.
— Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для
себя?)
— Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?
(Ученики оценивают  свою  работу.)

11.
Домашнее задание.
(Слайд
8)

Домашнее
задание.

Перечитать рассказ.
Пересказать от лица:

  1. группа – от лица мальчика;
  2. группа – от лица матроса корабля;

3
группа – от лица капитана.

Основное
внимание при пересказе необходимо на передачу чувств
и переживаний персонажей.

  • Рассказ гаршина красный цветок
  • Рассказ гаршина сигнал распечатать
  • Рассказ гайдара чук и гек читать
  • Рассказ гайдара рвс читать
  • Рассказ гайдара честное слово читать