Рассказ гайдара совесть распечатать

Интересный рассказ горячий камень читать онлайн полностью, аркадий гайдарiжил на селе одинокий старик. был он слаб, плел корзины, подшивал валенки,

Интересный Рассказ Горячий камень читать онлайн полностью, Аркадий Гайдар

Рассказ Горячий камень читать онлайн полностью, Аркадий Гайдар

I

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

II

Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.

Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело.

Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы.

Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.

III

От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

Ясно, что камень был волшебный! — это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.

И вот он прочел такую надпись:

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ

И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,

ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ

И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.

Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет — девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе.

Вот если бы через этот камень, не уча заданных в школе уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий — это другое дело!

Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает.

IV

Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нес ведро известки, а на плече держал палку с мочальной кистью.

Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: «Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко».

Вот с какими хорошими мыслями подошел к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чем дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были еще на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить.

И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет.

Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.

Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото.

V

Измазавшись грязью и глиной, с трудам вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

«Вот! — думал он. — Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели». На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это — когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это — когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

«Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит», — великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

VI

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? — вскричал удивленный Ивашка. — Или ты надеешься разбить камень рукою?

— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

— Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, — говорил старик Ивашке — А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, — но это тогда, когда мы — еще неумело — валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, — но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, — могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

— Да, дедушка! — тихо сказал тогда Ивашка. — Но раз так, — то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

— Пусть лежит на виду, — сказал старик, — и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

VII

С тех пор прошло много лет, но камень тот тал и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, — думаю, — дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!»

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

«Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня И пошел прочь — своей дорогой.

1941

ПРИМЕЧАНИЯ

Аркадий Гайдар был уже на фронте, когда в журнале «Мурзилка» за 1941 год, No 8, 9, появилась его сказка «Горячий камень». Он написал ее в апреле этого же года незадолго до начала Великой Отечественной войны.

Бывший редактор журнала В.И.Семенов вспоминает, как Аркадий Гайдар впервые читал ему эту сказку.

«В чтении его не было ни пафоса, ни декламации. Иногда он делал паузы, которые давали возможность пережить происходящее… Казалось, он не читал, а рассказывал о действительно случившемся и очень-очень для всех нас важном».

В.И.Семенов прав. За доброй усмешкой писателя над своим рассказом и над самой формой сказки — ну подумайте, какая это волшебная печать: «два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые»! — за всем этим лежит простая и вместе с тем очень важная мысль: жизнь дается человеку один раз, ее нужно прожить достойно, ее нельзя будет потом «переписать набело».

Обращаясь в сказке к маленьким читателям, Аркадий Гайдар говорит сокровенное о себе самом:

«И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!»

Теги: волшебная

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Конспект урока

(модуль Основы светской этики)

4 класс

Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести, как
одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия
«стыд» и «совесть»

Предметные результаты:
усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД:
понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять
информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями,
сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися,
и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже
усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения,
мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.

Личностные УУД:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести)
как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое
распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение
нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных,
персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление  в
конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи
,соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:
развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и
организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности:
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,
подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование:

(мультимедийная презентация) ноутбук,
учебник, раздаточный материал, Ф.Шопен. Ноктюрн №20

 Ход урока

1.Организация деятельности (настрой на
урок)
Слайд №3

Слайд №4: изображение города с Мастером

Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”:

– Давным-давно в старинном городе жил
Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть
ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий
луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он
подошел к мастеру и спросил:

     3968B9BDB993.jpg        tale10.jpg

Слайд №5: изображение бабочки на ладони

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках:
живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых
ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки
ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках
мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает
мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это
зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

2.Актуализация опорных знаний по теме.

Учитель.
Друзья, я предлагаю сегодня поговорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и
что такое плохо.

Дети. А разве мы не говорили о добре и
зле? Разве мы не знаем, что такое хорошо и что такое плохо?

Ученик. Можно я отвечу на этот вопрос.

Я считаю, об этом нужно говорить всегда!
Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.

Ученица. Можно добавить!

А мне хочется сравнить это все даже с
самыми простыми правилами “Русского языка”, например: слова с жи-ши пиши с
буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У! Учим, учим, а некоторые
дети забывают правила при письме. Я думаю, что если правила русского языка
забыл — это не страшно. А если мы забываем о правилах жизни – это страшно.

Тренинг «Как не попасть в сети зла? Слайд
№6

Учитель.
Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего
начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете
взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины.
А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять
человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где,
на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В
самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение,
уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание,
честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость,
трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.
Слайд №7

Дети поочерёдно называют положительные
качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети
наклеивают их на мизинчик. 

3. Формулирование темы урока, постановка
цели:

 — А что чувствует человек, который
совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на
душе)

Использование метода «Кластер». Слайд №8

Учитель.
Разгадав кроссворд, сделайте предположение, о чём мы будем говорить на уроке.

Кроссворд. Слайд №9

1.      Чувство
сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От
этого чувства можно «сгореть».

2.      Чувство,
которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?

3.      Чувство
сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

4.      Недоброе
чувство, мысль или дело.

5.      Изменение
оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от
совершенных ошибок.

6.      Ощущение
большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

7.      Состояние
полной, высшей радости.

 image003

Учитель.
Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.

— Какие вопросы мы поставим перед собой,
что мы хотим узнать сегодня на уроке?

 1.Что такое
совесть?

2. Нужна ли она
человеку?

 3.Что значит
поступать по совести?

4.Какая совесть
бывает чиста?

Предлагаю
заполнить таблицу

Таблица.

Вопрос

Знаю

Хочу
узнать

Узнал

1.
Что такое совесть?

2.
Нужна ли человеку совесть?

3.
Что значит поступать по совести?

4.
Какая совесть бывает чиста?

Учитель.
Однажды, перебирая  книги,  я обратила своё внимание на рассказ для детей А.П.
Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история.
История, которая может случиться с каждым из вас.

– Какое впечатление произвела на вас Нина?
(звучит рассказ Гайдара «Совесть») Проведём исследование.

Заполнение кластера. Слайд №10

 image004

– Каким был мальчик, которого встретила
Нина?

Заполнение кластера. Слайд №11

 image005

Учитель.
Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала? Как вы понимаете выражение
«грызла беспощадная совесть»? (Ответы учащихся.)

 Вот как о совести сказал наш современник
поэт Олег Воротынский

Зеркало —
где отражается душа.

Способность
отделить, добро от зла.

Это в душе
— зажженная свеча.

Возможность
честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость
видя, не молчать.

Свершится
злу, готовность помешать.

Заботу
дать, как постареет мать.

Поступки
добрые, от сердца совершать.

                                                
О.Воротынский

         Искренне переживая последствия
плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего
подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в
этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать
происходящее с ним.

 Совесть – это голос, звучащий внутри нас.
Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то
не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно.
Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

4. Работа с текстом учебника.

 Разобраться чем отличаются понятия
«стыд»  и  «совесть» нам поможет учебник. Откройте, пожалуйста, страницу 48 
учебника (читают часть текста самостоятельно)

— Что удивило,
может быть,  поразило вас при чтении текста?

— Изменилось ли
представление о совести в наши дни?

-Послушайте
стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое
так и называется «Совесть»:

  Я кошку
выставил за дверь,

Сказал,
что не впущу.

Весь день
ищу ее теперь,

Везде ее
ищу.

Из-за нее

Вторую
ночь

Все
повторяется,

Точь-в-точь,

Во сне,
как наяву:

Я прогоняю
кошку прочь,

Я прогоняю
кошку прочь,

Потом
опять зову. А.Барто

— Почему оно так названо? Какое чувство
испытывает герой? Слайд№13

-Попробуйте сформулировать, как вы
понимаете разницу между понятиями стыд и совесть. Приведите примеры ситуаций, в
которых герои литературных произведений испытывали стыд или  им было совестно.

 Дети поочерёдно называют В.Осеева
«Почему?», Л.  В. Драгунский «Друг детства»  и т.д.

 5. Упражнения совести.

А) «Минута раскаяния»

   Учитель. Вся жизнь человека
состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и
злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот
голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала,  нужно ее
тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать,
выполнять упражнения.

Упражнение совести — это внутренняя работа
ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал
за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия
своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он
уважает. При  такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним
судьей человека.  А иначе – блуждание в потемках.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости)
проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на
этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута
раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты
дети обдумывают.

-Дома на листочках вы написали поступок,
который не очень приятно вспоминать. Обратимся к нашей помощнице, волшебной
шкатулки, которая попытается исправить ситуацию. Дети складывают листочки в
шкатулку.

  Учитель. Поднимите руки, кто
хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих
плохих поступках.

Однажды в
классе уронили цветок.

Совершил
это я, непоседа.

Кто
разбил? Выяснение шло…

И тогда я
свалил на соседа.

С той
минуты повсюду, всегда

Взгляд его
тяготил мою душу.

Я боялся
его, как огня,

И ребят на
уроках не слушал…

Но однажды
на уроке ОРКСЭ

Нам пояснили
про слово «совесть».

И тогда
мое сердце,

Словно
камень, сорвалось в пропасть.

И я, из-за
парты вставая,

Учителю
правду сказал

И просил
его очень, рыдая,

Чтобы
строго меня наказал!

Касимов
Батыр

  Учитель. Чувство раскаяния – это
великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что
самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние.
«Повинную голову меч не сечет», –  гласит русская пословица.

А сейчас я хочу показать вам содержимое
шкатулки. (Открывается шкатулка. В ней красные сердечки.)

   -Возьмите себе по сердечку и помните,
совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста,
совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.                 

Б) «Минута прощения».

 Учитель. Второе полезное
упражнение совести – просить прощения.

      Все знают такой праздник, как
Масленица.

Последний день Масленицы называется
«Прощенное воскресенье». В этот день принято просить  у всех прощения. Люди при
встрече целуются  и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ
нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые
захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Дети пожеланию поднимают руки, просят
прощения у одноклассников, у учителя.

 Учитель. Советую вам провести
такое упражнение дома.

Физминутка

Вот мы руки
развели,

Словно удивились.

И друг другу до
земли

В пояс
поклонились!

Наклонились,
выпрямились,

Наклонились,
выпрямились.

Ниже, ниже, не
ленись,

Поклонись и
улыбнись.

 6.Работа в группах (игра)

Учитель.
А сейчас я предлагаю вам игру. Разобьемся на две группы (первый, второй  ряд)

Задание первое. «Честный и нечестный
сказочный герой»

Кто из перечисленных сказочных героев был
честным, а кто – нет:

-Карлсон;

-Винни-Пух;

-Красная Шапочка;

-Кот Базилио и
Лиса Алиса;

-Маша из сказки
«Маша и Медведь»;

-Золушка?

Задание второе. «Автобус»

 В переполненный автобус вошла бабушка с
палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место
бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно
назвать совестливым человеком?

Задание третье. «Муки совести»

Как понять
выражения:

-меня мучает
совесть;

-бессовестный
человек;

-совестливый
человек;

-моя совесть
молчит;

-моя совесть
чиста?

Задание четвертое. «Раскаяние»

Как вы понимаете значение слова
«раскаяние».

Поясните вашим соперникам значение этого
слова, опираясь на простые примеры из жизни .

Задание пятое. «Совесть»

Согласны ли вы с
утверждениями:

-у всех людей есть
совесть;

-«голос совести»
можно услышать только после совершения плохого поступка;

-плохих людей,
преступников совесть не мучает;

-бессовестному
человеку жить легче?

Задание шестое. «Собиралки»

Нужно собрать пословицы  (у каждой команды
лежат на столе конверты со словами  пословиц).

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть
нечиста. Итальянская пословица.

В ком стыд, в том и совесть. Русская
пословица.

Учитель.
Перед вами набор цветной бумаги. Выберите тот лист, какого цвета стыд.

— Кто выиграл     в наших
соревнованиях?     

-Правильно, выиграли все мы, потому что
узнали много нового о себе и о совести.

Рисование символа совести.

Учитель.
Ребята, я предлагаю нарисовать символ совести. Он должен быть простой и
понятный всем.

(Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони
раскрытые, сердечки с руками…)

Выставка символов на доске. Выбор лучшего.

Учитель читает стихотворение.

Однажды
предрассветною порой

Три мудреца
склонились надо мной,

И я спросила их,
поднявши веки:

– Что главное,
скажите в человеке?

Ответы детей на
листочках фломастерами: Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу,
сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность,
милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость,
спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

– Конечно, разум –
первый мне ответил.

С ним каждый путь
и правилен и светел.

– Благодарю, что
просветил меня.

Я поклонилась,
голову склоняя.

Второй ответил: –
Воля на пути,

Которой нужно с
гордостью пройти,

Чтобы достойно
подойти к концу.

Я поклонилась в
пояс мудрецу.

Да нет, не то, –
заволновался третий.

Послушайте, что
строго он ответил: (пауза)…

Учитель. Как вы
думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Да нет, не то,
заволновался третий.

Дослушайте, что
строго он ответил!

Невелика моя об
этом повесть,

Но главное у
человека – совесть! (прикрепляю карточку)

Построение символа
совести.

Теперь я предлагаю вам построить наш
символ на доске из полосок с личностными качествами, которые записали вы.

(Дети берут полоски со словами строят из
них символ (дом, сердечко, дерево..)

7. Итог урока

– Что значит, жить в ладу со своей
совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?

Дети высказывают свои мысли: У меня будет
много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не
будет грызть совесть…

         «Синквейн» Слайд№14,15.

•        Совесть

•        Вечная,
мудрая

•        Спрашивает,
учит, мучит

•        Главный
судья

•        Слушай её

8.      Рефлексия. Оценка.

Учитель.
В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами
дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер
должен быть у человека.

Каждый из вас сейчас получит памятку с
«золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.

Памятка.

 Людей с чистой совестью иногда еще
называют порядочными людьми.     

Преимущества человека с чистой совестью
(порядочного человека).

•        Чистая
совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к
человеку порядочному.

•        Чистая
совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.

•        Чистая
совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.

•        Чистая
совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.

•        Чистая
совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

•        Правила
порядочных людей просты и хорошо всем известны:

•        Не берите
чужого без разрешения.

•        Не
желайте никому зла

•        Не
допускайте грубости

•        Во всём помогайте
ближним

•        Будьте
добрым человеком

 -Есть ли в
памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.

 -Можете ли вы
назвать себя людьми с чистой совестью? 

   У вас на парте две ручки (красная и
синяя) и листочек, цветочек от дерева. Синей пастой напишите, какими качествами
ты хотел бы обладать, а красной – от каких недостатков тебе хотелось бы
избавиться.

На доске нарисовано дерево. Слайд№16.

Дети по очереди подходят и приклеивают
цветочки и  листочки на дерево.

Учитель.
Посмотрите, человек силой своего характера, целеустремленностью даже сухое
дерево может превратить в цветущее.

Урок сегодня был
удачный,

Не прошёл для вас
он зря.

Вы все очень
постарались.

Вам понравилось,
друзья?

Пусть каждый из
вас поделится своими впечатлениями об уроке .

Не забывайте
использовать слова….

Сегодня я узнал…

Мне было
интересно…

Активно работали
на уроке….

Интересны были
высказывания…

9.Домашнее задание.

Дома вы продолжите работу по данной теме.

1.Расспросите 
родителей о значении совести в их жизни.

2.  Подобрать стихотворение
любого поэта или сочинить самому на тему:    «Совесть».

3.Найти 5 пословиц
и поговорок о совести.

4. Написать эссе 
« Моя совесть»

Учитель.
Расставаясь, я хочу пожелать:

Будьте честными и добрыми людьми. Наши
добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте  счастливы! Слайд №17 Всё в
Ваших руках.

Спасибо за урок! Исполнение песни «Дорога
добра»

Задачи: Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести,

как одно из морально-этических

ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние

персонажа, рассказывать о его действиях,

выражать к ним свое отношение

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества

 личности: совесть, дружелюбие,

отзывчивость

Тема: Аркадий Петрович Гайдар « Совесть».
( урок обучения чтению нового текста) Слайд 1
Цели: Обучающая 
  — продолжить формирование и совершенствование навыков беглого, выразительного и осознанного

чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение работать с текстом;
  — обучать умению поиска информации в компьютере;
  Развивающая
— обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,
  повысить интерес к чтению;
— развивать мыслительную деятельность, память, воображение,
  культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Воспитательная
— продолжать воспитывать доброту, уважение к окружающим;

 формирование гражданской ответственности и правового самосознания.

Оборудование: презентация

Ход урока:
I. Организационный момент 
 

Слайд 2

  Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

— Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с творчеством очень известного

писателя Аркадия Петровича Гайдара.
На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Готовясь к этому

уроку, я много информации взяла из интернета, так как в нашем учебнике, кроме текста больше

ничего нет по нашей теме. А что такое интернет? (Это мировая компьютерная сеть, где можно найти

всю интересующую вас информацию). Весь найденный материал я собрала в папку, с которой вы

будете работать на протяжении всего урока.

II. Рефлексивно-мотивационный момент.
— А для начала давайте прочитаем слова, которые записаны у меня на доске. 

Слайд 3

СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА ДО СВИДАНИЯ ЗДРАВСТВУЙТЕ ИЗВИНИТЕ
— Что это за слова? (вежливые, волшебные)
— Для чего они нужны? (чтобы быть воспитанным, культурным, добрым)
— Как надо произносить волшебные слова? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)
— Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (воспитанные)

III. Постановка учебной задачи.
  а) — Сейчас я прочитаю вам сказку Г. Юдина «Свинья в гостях».
А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным? 

Слайд 4

Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть

постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
 Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый,

а себе – сосисок нажарила с салом.
 Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего

собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
 Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. – Свинья, ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.  

б ) Анализ прочитанного по вопросам.
— Итак, каким героем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной?

(Не культурная, не воспитанная).
— Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
— Скажите, что она сделала не так? ( Не поздоровалась, села на стол, все съела, вела себя безобразно).
— Что ей на это сказала собака? ( Совести у тебя нет.)
— А что такое совесть?(???)
— Вижу вам трудно ответить на этот вопрос.
Что такое совесть? — Это и есть главный вопрос нашего урока. 

Слайд 5

— Какого человека считают бессовестным?
— А совестливым?
Физминутка.
— Я вам буду называть движения, а вы выполняйте их только тогда, когда услышите вежливые слова.
— Встаньте… Встаньте, пожалуйста…Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
Сильнее…еще сильнее, пожалуйста. Наклонитесь вправо…пожалуйста.
Можете сесть…пожалуйста. Большое спасибо.

в) — Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным

вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». 

Слайд 6 

Это слово связано:
— с растениями
— с животными
— с игрушками
— с человеком
Это слово можно:
— подержать в руках
— изготовить
— потрогать
— почувствовать 

— Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? 
— Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает?

(ответы детей).
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». 

Слайд 7

IV. Способы решения учебной задачи.

1. Словарная работа. 

Слайд 8

— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем (слова

записаны на доске):
вы-шмыг-ну-ла из кустов (вышла, вылетела, выскочила), 
до-бро-душ-ный (добрая душа),  
у-крад-кой (тихо, незаметно), 
бе-спо-щад-на-я (не жалеет),
до-вер-чи-вая (верят),
бол-та-ет-ся (ходит без причины),
на-ткну-лась на малыша (неожиданно увидела),
сме-кну-ла (догадалась).
— Как понимаете смысл этих слов?
2. Первичное чтение.
— Послушайте рассказ, а затем скажите, какое настроение у вас он вызывает.
Учитель выразительно читает рассказ. 
3. Первичная проверка понимания.
— Поделитесь своим настроением.
— Понравился ли рассказ? Что именно?
— Кто главные герои рассказа?
— Кто из героев вам симпатичен? Почему?
— Кто нет? Докажите.
— Где происходит действие в этом рассказе?
— Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу? 
— Каким представляете себе малыша? А Нину?
— Посмотрите, какую иллюстрацию нарисовал художник. 

Слайд 9

— Что вы видите на ней? Опишите.

Физминутка.

4. Подготовительная работа к чтению. 

Слайд 10

— В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать,

давайте потренируемся:
— Читаем по слогам,затем целыми словами.
при-го-то-ви-ла, на-хму-ри-лась,  
на-ткну-лась, до-бро-душ-ный,
до-вер-чи-вый, вы-шмыг-ну-ла,
за-ло-жен-ной, у-кра-ден-ный,
про-гуль-щик, бе-спо-щад-на-я.

5. Чтение рассказа учащимися по цепочке.
— Молодцы!
6. Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте:
а) — Где и почему оказалась Нина в рабочее время?
б) — Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой?
в) — Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Весёлое, радостное). Докажите словами из текста.
г) Что случилось с Ниной дальше? (Наткнулась на малыша).
д) — Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте отрывок, который подходит

к ней. Слайд 11
е) — С какими словами Нина обратилась к малышу? (Несчастный прогульщик!)
ж) — Как надо читать слова Нины? (Строго.)  
— А слова Малыша? (Удивленно, испуганно). 
— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
з) — Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет) 
— Почему?
и) – Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?
к) — Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)
л) – Найдите и прочитайте, что обнаружила Нина, когда вернулась обратно?
м) — Что она сделала? Прочитайте.
н) — Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).
о) — Отчего она себя так чувствовала? (Было стыдно). Как об этом говорит автор? (Грызла

беспощадная совесть). 
— Это как? (Рассуждения детей).
п) — Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).
с) — Так что такое совесть? (Совесть это стыд).
— За что? (За свои поступки). Перед кем? (Перед окружающими). Слайд 12
Вывод: Совесть — это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. 
Компьютер. (папка – определение) Проверим по словарю С. Ожегова (Дети читают определение

по словарю и сравнивают со своим).
— Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).
— Что вы можете сказать о совести малыша?
— А о Нининой? 
Слышали ли вы от людей такие слова: 

Слайд 13

Компьютер. (папка – определение)
— Найдите и прочитайте, что они обозначают.
— Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод: 

Слайд  14

— Ответили мы на главный вопрос нашего урока? Молодцы!
Физминутка

— А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их,

разместив на ступеньках.
— Хорошо ли она поступила? Выразите Ваше отношение
к поступкам Нины. (После размышлений появляется схема на доске). Слайд 15
— Как поступила Нина в начале рассказа? (Плохо . )
— А как она себя при этом чувствовала? (Хорошо )
-Оцените поступок Нины в конце рассказа. (Поступила хорошо )
— А каково ей было на душе? (Плохо )
— В каком бы случае Нина заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить конец рассказа.

(Пришла бы в школу, попросила извинения у учителя).
— Оцените поступок Нины (Нина поступила хорошо  и на душе у нее станет спокойно ). 
— Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? (Нет.)
— Почему? (Поняла, что сделала плохо).
V. Работа над пословицами: 

Слайд 16

Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу: 
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.
5. Семеро одного не ждут.
— Объясни смысл пословицы.

VI.Обобщение по теме.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный, поучительный?
— Чему он нас учит?
— Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?
— Значить, главная мысль была скрыта от нас. Как же мы ее увидели? (Внимательно вчитывались,

разбирали).
— А кто автор этого рассказа?
Компьютер. (папка — портрет)
Аркадий Петрович Гайдар. Слайд 17
— Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков, так звали

автора нашего рассказа «Совесть».
Хорошим, чудесным человеком был Аркадий Петрович. Он прожил на свете всего 37 лет, но это был

а жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А

. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем

на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину.

В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в

партизанском отряде. 26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.

— Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши

мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов

Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара:

Слайд 18

Учитель обращает внимание детей на выставку книг.
«Тимур и его команда»
«Чук и Гек»
«Горячий камень»
«Р.В.С.» 
И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.
— Вернемся к рассказу «Совесть».
— Давайте еще раз прочитаем рассказ, и вы постарайтесь сравнить поступок Нины со своими

действиями и честно оцените себя.
(Чтение рассказа про себя).
VII. Рефлексия. Слайд 19
— Перед вами жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый.
• синий – вы позволяете себя обманывать,
• зелёный – допускаете иногда обман, 
• жёлтый – никогда никого не обманывали.
— Возьмите нужный жетон, положите его в коробочку. (Делать это нужно незаметно).
IX. Итог урока
— Чем занимались на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— Что взяли полезного с урока для себя? 
  Понравился урок
Скучный урок
Познавательный урок
Надолго запомню
Не понравился
Многое извлек для себя
Спасибо за урок! Слайд 20

На чтение 7 мин. Опубликовано

Аркадий Гайдар Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? — Нет! — удивлённо ответил малыш. — Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Сюжет

Школьница Нина не выполнила домашнего задания и, чтобы не получить отрицательную оценку, решилась на прогул. Боясь встретить кого-то из знакомых на пути, девочка отправилась в рощу. Там она оставила пакет с обедом и книгами под кустом, а сама отправилась в погоню за бабочкой. В глубине рощи ей встретился малыш с букварём в руках. Девочка подумала, что первоклассник прогуливает уроки и накинулась на него с упрёками. Но, оказалось, ребёнок просто испугался большого пса и заплутал среди деревьев. Нина взяла его за руку и вывела из леса. Пакет ей пришлось оставить — поднимать его при малыше девочке стало неудобно. Вскоре появилась та самая собака. Она съела обед прогульщицы, но школьных книг не повредила. Вернувшись назад, Нина горько разрыдалась. Ей не жаль было еды бродячему псу, она плакала от боли в сердце, измученном угрызениями совести.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию, анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания

К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Л: развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам.

Отвечают на вопросы:

— Глагол-это самостоятельная часть, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? обозначает действие предмета, в предложении является сказуемым, подчеркивается двумя черточками.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

… — мифологическое и религиозно-мифологическое. — религиозное. — философское. — все перечисленные. Вопрос 6. Структурными элементами мировоззрения являются: — теоретико-познавательный и ценностно-нормативный. — … бытие. — общественно-историческое бытие. — субъективно-личностное бытие. — единство перечисленных компонентов. Вопрос 10. Небытие в философии рассматривается как: — отрицательное бытие. — …

— Постоянные: вид (совершенный или несовершенный), спряжение (I или II, или разноспрягаемое), возвратность или невозвратность, наклонение (повелительное, изъявительное, условное); непостоянные: лицо, род, число, время.

— Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? Инфинитив не изменяется, поэтому не имеет окончания, но имеет суффиксы –ть, — ти;

  • чь входит в корень.

— Безличные глаголы — это глаголы, которые не имеют лица, употребляются без подлежащего. Могут обозначать состояние природы и окружающей среды, человека и др.

  • Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным.

III. Изучение нового материала

Сейчас мы будем читать рассказ А.Гайдара «Совесть». Предположите, почему же назван так этот рассказ?

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

14 стр., 6935 слов

Портрет героя в рассказе Уроки французского

… на сияющий белоснежный наряд. Сочинение Портрет героя в рассказе Уроки французского Рассказ «Уроки французского» был написан великолепным … все находятся в одном положении. Главным героем этого произведения является молодой … Он делает все по совести и ждет того же … бы повторить материал перед школой. Герой рассказа очень хороший парень. Он … лучше. В конце концов, о герое можно сказать, что он …

1940

Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон, Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно лгать, но их нельзя обмануть. Гёте, Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. Лев Толстой

Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести. Сократ

Задание 3. Два ученика будут работать со словарями. Остальные самостоятельно пытаются сформулировать понятие «раскаяние», записывают его в тетрадь.

  • Чувствует ли Нина раскаяние?

Парная работа со словарем Ожегова и Даля: ребята ищут понятие «совесть». Формулируют понятие «совесть», делают записи в тетради. Обсуждают свои предположения с учителем, затем слушаем понятие из словаря.

Предположительный ответ:

Человек живет в обществе. Он совершает разные поступки: хорошие или плохие. Эти поступки оценивает как общество, так и сам человек, который их совершил. Так вот, совесть – это некий контролер, который руководит человеком. У кого-то есть совесть, а кто-то ее растерял.

Учащиеся объясняют высказывания знаменитостей. Записывают понравившееся высказывание. Подходит высказывание Сократа.

Парная работа со словарями Ожегова и Даля: ребята ищут понятие «раскаяние». Формулируют понятие «раскаяние», делают записи в тетради. Обсуждают свои предположения с учителем, затем слушаем понятие из словаря.

11 стр., 5384 слов

«Муки совести в русской литературе»

… проблему СОВЕСТИ И МУК совести в произведениях русской литературы 19-20 века. Задачи исследования: 1. Перечитать произведения русской литературы (школьной программы 5- 9 классов). 2. показать существование понятия «совесть» в русской литературе; 3. … прощение и скорбя о своих поступках. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием. Переживания …

  • Да. Она плачет.

V. Итоги урока

  • О чем говорили на уроке?
  • Что такое совесть?

VI. Рефлексивно-оценочный

  • Ставит перед учащимися задачу:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Тема. А.Гайдар Рассказ «Совесть »

Слайд 2

C инквейн 1 .————————- 2.Человеческая, мучительная. 3.Грызёт, терзает, беспокоит. 4.Испытывает человек в душе. 5.Переживание .

Слайд 3

C инквейн 1. Совесть . 2.Человеческая, мучительная. 3.Грызёт, терзает, беспокоит. 4.Испытывает человек в душе. 5.Переживание .

Слайд 4

Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941)

Слайд 5

Произведения А.П.Гайдара

Слайд 6

Словарная разминка ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ УК-РАД-КОЙ НАТ-КНУ-ЛАСЬ СМЕК-НУ-ЛА БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ

Слайд 7

Работаем со словарем Вышмыгнуть — быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь Добродушный — добрый и мягкий по характеру, незлобивый. Украдкой — скрытно, тайком, незаметно для других. Смекнуть — догадываться, понимать, рассчитывать… Доверчивый — склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи. Болтаться — бездельничать, бродить, двигаться, шататься. Наткнуться -наскочить, напороться на что-либо острое. Беспощадный — не дающий пощады; жестокий, безжалостный Роща –небольшой лесок

Слайд 8

Физминутка

Слайд 9

Работаем с текстом

Слайд 10

Работаем с текстом

Слайд 11

Тест-итог 1.О ком этот рассказ? А) Нине Карнауховой Б)Аркадии Гайдаре 2.Как вы думаете , сможет ли Нина стать лучше после этого случая? А)Да Б) Нет 3.Совершит ли она ещё раз такой поступок? А)Да Б) Нет 4. О чем рассказ? А) добре Б) совести 5.Может ли совесть сделать человека лучше? А)Да Б) Нет Какой это рассказ? А)шуточный Б)серьёзный В) поучительный

Слайд 12

Проверь себя! 1.А 2.А 3.Б 4.Б 5.А 6.В

Слайд 13

Закончи предложение Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял ,что.. Я научился…

Слайд 14

Домашнее задание Пересказать рассказ. Продолжить рассказ. Нарисуйте совесть.

Слайд 15

Совесть – это мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 154. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Жить по совести, любя друг друга»

1. Какие произведения вы прочитали?

Мы прочитали рассказы и одно стихотворение.

2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.

Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается один или несколько случаев из жизни какого-то человека.

Стихотворение — это поэтическое произведение, написанное по определённым правилам, обладающее рифмой и ритмом.

Сказка — это литературное произведение, в котором происходят волшебные, невозможные в реальной жизни события.

Отличие рассказа от стихотворения в том, что он написан прозой и в нём рассказан какой-то реальный случай.

Отличие рассказа от сказки в том, что в события рассказа могли произойти в реальной жизни, в них нет ничего волшебного.

3. Обсудите с друзьями. Что значит жить по совести? Можем ли мы сказать, что совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми? Нравственность — это духовные и душевные качества человека, те правила, которые определяют его поведение?

Жить по совести, значит быть честным, добрым, справедливым. Значит совершать только добрые поступки, и не совершать те, за которые будет стыдно.

Таким образом мы смело можем сказать, что совесть — это ответственность за свои поступки.

А нравственность — это правила, по которым человек живёт. И эти правила основаны на его совести.

4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения вы уже читали об этом?

Я думаю, что по совести живут герои повести Толстого «Детство Никиты». В их семье царят уважение и вежливость.

Так же по совести живут герои повести Гайдара «Тимур и его команда». Они совершают добрые поступки, помогают другим людям, дружат.

5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, не включая подробности, содержание одной главы из повести Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.

Перескажем 7 главу повести, в которой рассказывается о спектакле.

Разделим главу на смысловые части.

  1. Подготовка к спектаклю. Главная мысль: нужно исправить отметки, а потом на сцене играть.
  2. Изготовление коня. Главная мысль: вместе можно со всеми трудностями справиться.
  3. Спектакль. Главная мысль: Смеяться нужно вовремя.
  4. Двойка за четверть. Главная мысль: Всё делай вовремя, чтобы потом не плакать.

Пересказ 7 главы повести «Витя Малеев в школе и дома» для 4 класса

Однажды вожатый Володя предложил поставить сценку «Бой Руслана с головой». Ребята с восторгом приняли эту идею и стали готовиться к спектаклю. Они сделали картонную голову и репетировали на сцене.

А Витя и Костя смотрели на них из зала и завидовали. Учительница не разрешила им принять участие в спектакле, потому, что у них было много двоек.

Но тут Шишкину в голову пришла замечательная мысль. Он предложил сделать коня, потому что Руслан в поэме был на коне. Мальчики попросили помочь Лику, и девочка сшила шкуру коня из старого матраса. В шкуру забрались Витя и Костя и стали репетировать.

Лика очень смеялась, потом смеялись родители Вити.

Ребята подошли к Ване, который играл Руслана, и сказали, что для него есть конь. Ваня удивился, но согласился сесть на коня, потому что ему было неловко ходить по сцене пешком.

Когда конь с Русланом появился на сцене, зрители пришли в восторг. Конь шатался, шевелил ушами и отлетал, сдуваемый головой. Все смеялись.

Когда спектакль закончился, Володя пристыдил ребят. Он сказал, что задумка была хорошей, но баловаться на сцене было нельзя. Мальчики расстроились.

А через несколько дней им выдали табели, в которых стояли двойки за четверть. Они решили не показывать табели родителям до праздника, чтобы не испортить веселье.

6. Обсудите с другом смысл высказываний.

Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Это значит, что человек должен жить по совести, не совершать ничего постыдного.

Живите в мире со всеми и любите всех. Это значит, что человек должен с уважением относиться к любому человеку, уважать его интересы и образ жизни, ни с кем не ссориться.

Не делайте никому зла и прощайте обиды. Это значит, что человек не должен обижать другого человека. А если кто-то обидел его, то нужно уметь простить, а не обижать в ответ.

7. Составьте и запишите небольшой рассказ о том, как вам удалось простить какую-то обиду.

Рассказ о том, как я простила обиду для 4 класса

Однажды случилось так, что мы сильно поссорились с подругой. Она сказала, что я жадина, потому что не хочу подарить ей пенал, которым сама не пользуюсь. Но я просто не могла этого сделать, ведь этот пенал мне подарила мама на день рождения.

Я очень обиделась на эти слова, а на другой день мы даже не разговаривали.

Но потом я подумала, что глупо обижаться на слова, сказанные в сердцах. Мне было совестно, что я отказала подруге в просьбе. И я решила с ней поговорить.

На перемене я подошла к ней и предложила всё забыть и помириться. Подруга обрадовалась. Ей и самой было плохо в ссоре. Теперь мы снова дружим и везде ходим вместе. А тот пенал я спрятала подальше, чтобы не вспоминать эту ссору.

AVvXsEjOP9Sx2RrejsueexrdKFuHys2c2 zNZiQMvBnNYpKjSJCUBpvF3phYoN1faNBe9A61Og8dBL4Sg6UxWXiQeqO6CFZoqx7BoS5tapt8yebQN7qLEXWH6gCBtsiyU59YdnSSmjK5wqcK dtKwwKLX kA3l7lrGfBAAsseRr Ha9VH5FXcAM1YWxFDu3bA=w400 h258

  • Рассказ гайдара про мальчика на посту
  • Рассказ гайдара голубая чашка читать
  • Рассказ газета сергей ююкин
  • Рассказ гайдара горячий камень распечатать
  • Рассказ гадкий утенок 3 класс