Рассказ гайдара честное слово читать

Персонажи рассказав рассказе как я ловил человечков бориса житкова только два героя бабушка и мальчик, ее внук. внук приезжает

Персонажи рассказа

В рассказе “Как я ловил человечков” Бориса Житкова только два героя — бабушка и мальчик, ее внук. Внук приезжает к бабушке и его воображение пленит игрушечный пароход на полке. Игрушку взять нельзя — бабушка это запрещает, но мальчик придумывает целую фантастическую историю с маленькими человечками и крошечными топорами. В итоге, мальчик не устоял перед искушением и разломал пароход. Что-то ему скажет бабушка?

Главные герои рассказа “Как я ловил человечков”:

  1. Мальчик-рассказчик. Фантазер и выдумщик, легкомысленный, нетерпеливый, непослушный. Обманывает бабушку, которая его любит и о нем заботится. Предает ее доверие, испытывает угрызения совести и страх перед наказанием. В общем обычный мальчик, иногда просто замечательный, иногда неслух и безобразник.
  2. Бабушка. Строгая, но и добрая. Любит внука, готова дать ему все, что тот пожелает, но только не пароход, который дорог ей как память о ком-то.

План для пересказа

По краткому содержанию «Как я ловил человечков» можно кратко составить план пересказа.

Он состоит из следующих пунктов:

  1. Приезд к бабушке.
  2. Поразительный кораблик.
  3. Бабушкин запрет.
  4. Судно завладело вниманием ребенка.
  5. Маленькие человечки.
  6. Ночник и наблюдение.
  7. Приманки из леденца и хлеба.
  8. Боря остался один.
  9. Взлом корабля.
  10. Человечков не оказалось.
  11. Стыд и огорчение.

Краткое содержание «Как я ловил человеков»

Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.

И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.

Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.

Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.

Основная мысль

Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.

Смысл финала книги «Как я ловил человечков»

Мальчик понял, что совершил непоправимое и бабушка сейчас все увидит. Ему и страшно и больно, он спрятался и плачет. Вошедшая же, увидев внука, подумала, что он очень болен, заволновалась и стала утешать дитя.

В душе она может даже корит себя, что оставила нездорового ребенка одного дома. Но что будет если она увидит пароходик?

Автор сознательно не пишет о дальнейших подробностях взаимоотношений родных людей, давая возможность читателю самому домыслить развязку. Все сводится к тому, что мальчик понесет наказание. И это справедливо. Ребят с раннего возраста нужно учить ответственности за свои поступки.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Очень краткое содержание «Как я ловил человеков»

Мальчик Боря, живя у бабушки, увидал у неё пароходик, очень похожий на настоящий, только маленький. Бабушке он был дорог, как память, и она не разрешала даже трогать его. Боря даёт честное слово, что даже не прикоснётся к нему. Но сам не мог оторвать от пароходика глаз и стал верить, что там живут маленькие человечки.

Однажды Боря решает угостить человечков леденцом и оставляет его рядом с пароходиком, утром леденец исчезает, от хлеба таинственным образом остаются лишь крошки… Тогда мальчик решает поймать человечков. Происходит непоправимое: оставшись один, Боря подковырял палубу, срезал лесенки с пароходика, но там внутри оказалось пусто, а пароходик было уже не починить.

Характеристика главных героев

В произведении 2 главных героя — мальчик и его бабушка. Их описание и характеристика:

  1. Борька — обычный маленький мальчик, которого на каникулы отправили к бабушке. Он добрый, весёлый, любознательный, но любопытный, нетерпеливый и склонен обманывать. Однако при этом он настоящий фантазёр и мечтатель, представляющий, что внутри игрушечного пароходика живут маленькие человечки. Совершив ошибку, он раскаивается и не может сдержать искренних слёз.
  2. Бабушка — заботливая, любящая и мудрая, не строгая, обычно она всё разрешала внуку, но в некоторых моментах — непреклонная и принципиальная. Красивый реалистичный пароходик на полке является для неё дорогой памятью.

Чтение рассказа «Как я ловил человечков» позволяет сделать выводы о поступках и характере каждого из главных героев.

Пересказ по плану «Как я ловил человеков»

План пересказа рассказа “Как я ловил человечков”

  1. Пароходик на полке
  2. Запрет бабушки
  3. Честное слово
  4. Маленькие человечки
  5. Взгляд из-под одеяла
  6. Леденцовая приманка
  7. Кусочек хлеба
  8. Мнимый больной
  9. Взлом пароходика
  10. Пустота
  11. Раскаяние

Кратчайшее содержание рассказа “Как я ловил человечков” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Боря приехал жить к бабушке и увидел замечательный пароходик.
  2. Он дал бабушке честное слово, что не прикоснется к пароходику
  3. Боря пытался выманить человечков из каюты леденцом и хлебом
  4. Боря притворился больным, чтобы остаться одному
  5. Он поднял палубу и перерезал веревочки, идущие к мачтам
  6. В корабле было пусто и мальчик плакал под одеялом от страха и раскаяния.

Главная мысль рассказа“Как я ловил человечков” Никогда нельзя идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.

Чему учит рассказ“Как я ловил человечков” Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.

Пословицы к рассказу“Как я ловил человечков” Давши слово держись, а не давши крепись. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Честное слово на дороге не валяется. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. В ком стыд, в том и совесть.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?

Композиция произведения:

  1. Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
  2. Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
  3. Кульминация: мальчик ломает пароходик.
  4. Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.

Интересно, что рассказ имеет открытый финал: бабушка ещё не видела разломанного и кое-как собранного пароходика. Остаётся неизвестным, будет ли она ругать внука или всё-таки простит его.

Главная мысль «Как я ловил человечков» — чрезмерное любопытство может привести к печальным последствиям. Не стоит идти на поводу у своих желаний и нарушать данное слово, даже если сдержать его трудно. Эту идею можно выразить в пословице: «давши слово, держись, а не давши, крепись».

Рассказ учит:

  • всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
  • с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
  • не обманывать и не хитрить;
  • задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
  • раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.

Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.

Сюжет рассказа «Как я ловил человеков»

Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.

Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.

На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.

Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.

Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.

Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.

Видео с пересказом «Как я ловил человеков»

Рассказ Житкова «Как я ловил человечков» впервые увидел свет в 1934 году. Работа относится к автобиографическим рассказам автора, в которых он придается воспоминаниям о своем детстве. В рассказе Житкова «Как я ловил человечков» главная мысль – важность выполнять данное обещание. По мотивам произведения в 2007 году вышел на экраны мультипликационный фильм.

Это интересно: Рассказ «Тихое утро» Казаков написал в 1954 году. Это поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Популярные сегодня пересказы

  • Яшка лось — краткое содержание рассказа Астафьева
    Мама маленького жеребенка Яшки была кобылой не совсем обычной. Во-первых, её звали Марианна. Для деревни, в которой раньше и не слышали такого имени, оно воспринималось как что-то оскорбительное.
  • Аякс — краткое содержание трагедии Софокла
    Замечательное произведение, ставшее достоянием древней литературы, называется «Аякс», а написано оно Софоклом. Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.
  • Святогор и Микула Селянинович — краткое содержание былины
    В данном поэтическом сказании повествуется о русском богатыре Святогоре, обладающего недюжинной силой, да такой, что он сам не мог справиться с нею. Однажды богатырь, мечтая померяться с кем-нибудь силушкой своею
  • Сапсан — краткое содержание рассказа Куприна
    Автор представляет рассказ от имени собаки, её зовут Сапсан Тридцать шестой. Скорее всего автор попытался представить мир в том свете, в котором видит его животное.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 2, рассказ интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, смартфоны с QR-сканером, бумажные карточки с QR-кодами Plickers, аудиозапись рассказа «Честное слово».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс!

Приветствуют учителя

Постановка темы и цели урока

На слайде размещены обложки книг автора, произведения которого мы читали на прошлых уроках. Назовите их? Кто является автором этих рассказов?

Какое произведение вам не знакомо?

Сформулируйте цель урока.

Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

«Честное слово»

Познакомиться с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

ПУУД: Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Умение определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Рассмотрите иллюстрацию на слайде и предположите, о чем это произведение.

У вас на партах листы с планом урока. Пункты плана в произвольном порядке. Восстановите последовательность их выполнения на уроке.

Ответы детей

1. Прочитать произведение;

2. Проанализировать главного героя;

3. Сравнить литературного героя и героя в жизни.

Открытие нового знания

Первичное восприятие текста Как вы понимаете значение слова «Честный»? «Честь»?

Посмотрите на слайд, возьмите смартфоны и отсканируйте коды. Это определения из толкового словаря.

Ответы детей

Словарная работа с QR-кодами.

Проверка первичного восприятия текста

Учитель читает произведение до диалога.

Как вы думаете, почему мальчик плакал?

Давайте выясним, что было на самом деле.

Послушайте аудиозапись.

(до слов «- Я честное слово сказал…»)

Какие чувства испытывал мальчик?

Почему мальчик не уходил с поста?

Трудно ли держать честное слово? Почему?

Как вы думаете, мог ли этот взрослый человек помочь мальчику?

Дочитываем произведение самостоятельно.

Дал честное слово

Ответы детей

(что значит дать честное слово?)


Предположения детей

Предположения детей

ПУУД:

Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной деятельности класса.

РУУД: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Планирование своей деятельности.

Прогнозирование деятельности.

КУУД: Умение сотрудничать и работать в группе;

Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Оценивание жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Во время чтения произведения производится словарная работа с помощью QR-кодов.

СТОРОЖКА — небольшой домик, помещение для сторожа.

ЧАСОВОЙ — вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (военнослужащий, стоящий на посту, на часах).

КРАСНОАРМЕЕЦ — воинское звание и должность военнослужащего Красной Армии.

КРАСНАЯ АРМИЯ — название армии в советское время (1918-1946 гг.).

Физкультминутка «Солдаты»

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Раз — рывок (прыжок),

Два — рывок,

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

Нам работать сейчас нужно!

(ученики работают в программе «сканер QR-кодов). ПУУД: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; логический анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы выполнили?

Какие чувства вы испытали после прочтения?

Что подтвердилось из ваших предположений?

1. Прочитать произведение

Учитель делит класс на 3 группы.

Первая группа ищет в тексте описание внешнего вида мальчика. Вторая группа — чувства и переживания. Третья — поступки, поведение. Один человек из группы презентует. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно так автор заканчивает свое произведение?

Хорошо читающий ученик читает последний абзац рассказа.

Ответы детей

Как вы думаете, какая главная мысль рассказа «Честное слово»?

Как вы считаете, выполнили ли мы вторую задачу урока?

На ваших столах лежит конверт с разрезанными пословицами. Соедините их.

Проверяем (слайд). Ответы детей:

(Как аукнется, так и откликнется.

Нечистая совесть спать не даёт.

Не давши слово — крепись, а давши — держись.

Не по виду суди, а по делам гляди.) Из этих пословиц выберите ту, которая передает главную мысль произведения с помощью бумажных карточек с QR-кодами Plickers.

Как вы думаете, было ли это произведение поучительным?

«О детях и для детей».

Ответы детей

Как называется раздел, в котором мы работаем на уроках литературного чтения?

Какие еще произведения из этого раздела мы изучали?

— Что объединяет эти рассказы?

— Что общего в характерах главных героев?

— Чем отличается главный герой этого произведения от других?

— Кто из современного мира для вас является героем, который может сдержать свое честное слово? Ответы детей

Рефлексия

Расположите иллюстрации в хронологическом порядке (пояснить слово хронология).

Чему учит рассказ?

Какова главная мысль рассказа «Честное слово?

Оцените свою работу. Поставьте «+» в нужной графе таблицы.

Ответы детей: честь превыше всего.

Оценивают себя…

РУУД: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других

Домашнее задание

Выбери домашнее задание:

— Пересказ от лица главного героя произведения;

— Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку;

— Составить план произведения.

Доброе утро!

В Москве умер певец и композитор Александр Градский, ему было 72 года; в США на 92-м году жизни скончался автор бродвейских мюзиклов Стивен Сондхайм. У живых так:

  • Израиль на две недели закрыл границы для иностранцев в связи с предполагаемой опасностью штамма «омикрон». США, ЕС, Канада и Австралия запретили въезд из ЮАР.
  • Власти Кузбасса препятствуют общению журналистов с шахтерами, выжившими при аварии на шахте «Листвяжная».
  • В Москве после матча с «Зенитом» задержаны сотни болельщиков ЦСКА.
  • В парламент Кыргызстана прошли шесть партий, из которых оппозиционная – лишь одна.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 33 548. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 570 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 271 755 человек (+1224 за сутки). Подводя итоги второго года пандемии, научный журналист Ирина Якутенко подчеркивает ненадежность официальной статистики в таких странах, как Россия, и говорит, что основной проблемой во всем мире оказалось не бессилие науки перед вирусом, а бессилие политиков перед нежеланием людей прививаться. Как будто в подтверждение ее слов в Екатеринбурге в субботу около трехсот человек пришли на пикет против введения QR-кодов: пели гимн СССР и даже «Интернационал». Томич, проникший в ковидную зону под видом врача, чтобы ухаживать там за своей бабушкой, уехал из России из соображений безопасности.

ВОЗ пока не может оценить, опасней ли омикрон по сравнению с другими штаммами коронавируса или нет, но США, Австралия, Канада и Евросоюз закрыли въезд из ЮАР (хотя омикрон уже нашли во многих странах Европы), а Израиль закрыл на две недели въезд для всех иностранцев. Разные страны Европы по-разному ужесточают действующие ограничения. Процедура назначения нового премьера Чехии вообще имела диковатый вид: президент Милош Земан, у которого на днях подтвердили ковид, сидел на своем инвалидном кресле в стеклянном аквариуме, чтобы не нарушать условий изоляции, но и не затягивать до бесконечности процесс смены власти в стране.

В России

  • В Москве после матча ЦСКА с петербургским «Зенитом» (который выиграл) полиция задержала свыше четырехсот болельщиков московского клуба. Часть из них не выпускали со стадиона около четырех часов, возможности сходить в туалет или купить воды у них тоже не было. Причина якобы в использовании пиротехники.
  • Суд в Москве отправил в СИЗО 19-летнего студента, справившего нужду у стенда с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Это квалифицируется как реабилитация нацизма посредством оскорбления памяти защитников Отечества и наказывается сроком до пяти лет. Поймали его, естественно, через инстаграм.
  • Из Высшей школы экономики уволили двух профессоров, критиковавших состояние права и правосудия в России.
  • Стендап-комик Руслан Белый рассказал об отмене концертов в нескольких городах России в связи с негласным запретом властей. Запрет, по его мнению, последовал после публикации видео двух его концертов, в которых были политические шутки.
  • С этого учебного года учащиеся 9–11 классов чеченских школ будут в обязательном порядке изучать жизнеописание отца Рамзана Кадырова Ахмата. Учебник под названием «Путь, озаренный светом» написал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чечне Амруди Эдилов. До 2018 года этот односельчанин Кадырова и сын депутата парламента Чечни Ибрагима Эдилова торговал на рынке в Грозном.
  • Сегодня Мосгорсуд проведет второе предварительное слушание по иску прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Слушания по иску о ликвидации международного общества “Мемориал” в Верховном суде России продолжатся в декабре.

Катастрофы

После катастрофы на шахте «Листвяжная», жертвами которой стал 51 человек, суд арестовал директора шахты, его первого зама, начальника участка, а также двух инспекторов местного отделения Ростехнадзора. Только что вступившего в должность мэра близлежащего Прокопьевска отправили в отставку указом губернатора – за то, что он не отменил в связи с гибелью людей банкет по случаю своего назначения. При этом власти региона препятствуют общению журналистов с выжившими шахтерами и отказываются называть места и время прощания с погибшими – якобы по желанию членов их семей. Ранее оставшиеся в живых горняки и их родственники рассказывали, что в шахте систематически нарушались правила безопасности. Вот репортаж из поселка, в котором произошла трагедия, – люди разговаривают крайне неохотно.

На заводе боеприпасов в Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Есть пострадавшие, о погибших не сообщалось.

Вокруг света

В Кыргызстане при низкой явке прошли парламентские выборы. По предварительным результатам, в парламент прошли шесть партий, лишь одна из которых – оппозиционная. В ходе подсчета голосов на сайте ЦИК произошел сбой, из-за которого лидеры партий, не преодолевших пятипроцентный барьер, отказались признать итоги выборов.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь предостерег Россию от эскалации напряженности на границе с Украиной. Вот беседа с экспертом Берлинского центра либеральной современности Николаусом фон Твикелем, в которой он описывает происходящее на Донбассе как фактическую интеграцию сепаратистских республик с Россией, констатирует тупик переговоров, однако выражает надежду, что от стрельбы стороны все-таки воздержатся.

Шесть ссылок

  • Советская история. Рассказ историка Александра Гогуна о синьцзян-уйгурской политике Сталина в 1930-е годы и в ходе войны. Подборка воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы, с рассказами о том, что им снилось в заключении.
  • Немецкая вина. Фрагмент из переписки Ханны Арендт с Карлом Ясперсом (вышла в изд-ве Института Гайдара). Или рассказ о книге военных воспоминаний Лали Хорстманн, посвященной оккупации Берлина и до сих пор не переведенной на русский.
  • Научный прогресс. Отрывок из книги Майкла Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» (изд-во Corpus) – о том, как мозг обуславливает социальность (если, конечно, считать, что он ее обуславливает). Или фрагмент из книги кардиолога Эрика Тополя «Искусственный интеллект в медицине: Как умные технологии меняют подход к лечению” (изд-во «Альпина Паблишер») – об исследовании геномных болезней.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Задачи: Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести,

    как одно из морально-этических

    ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

    Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние

    персонажа, рассказывать о его действиях,

    выражать к ним свое отношение

    Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества

     личности: совесть, дружелюбие,

    отзывчивость

    Тема: Аркадий Петрович Гайдар « Совесть».
    ( урок обучения чтению нового текста) Слайд 1
    Цели: Обучающая 
      — продолжить формирование и совершенствование навыков беглого, выразительного и осознанного

    чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение работать с текстом;
      — обучать умению поиска информации в компьютере;
      Развивающая
    — обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,
      повысить интерес к чтению;
    — развивать мыслительную деятельность, память, воображение,
      культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
    Воспитательная
    — продолжать воспитывать доброту, уважение к окружающим;

     формирование гражданской ответственности и правового самосознания.

    Оборудование: презентация

    Ход урока:
    I. Организационный момент 
     

    Слайд 2

      Прозвенел и смолк звонок
    Начинается урок.
    Вы за парты тихо сели
    На меня все посмотрели.

    — Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с творчеством очень известного

    писателя Аркадия Петровича Гайдара.
    На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Готовясь к этому

    уроку, я много информации взяла из интернета, так как в нашем учебнике, кроме текста больше

    ничего нет по нашей теме. А что такое интернет? (Это мировая компьютерная сеть, где можно найти

    всю интересующую вас информацию). Весь найденный материал я собрала в папку, с которой вы

    будете работать на протяжении всего урока.

    II. Рефлексивно-мотивационный момент.
    — А для начала давайте прочитаем слова, которые записаны у меня на доске. 

    Слайд 3

    СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА ДО СВИДАНИЯ ЗДРАВСТВУЙТЕ ИЗВИНИТЕ
    — Что это за слова? (вежливые, волшебные)
    — Для чего они нужны? (чтобы быть воспитанным, культурным, добрым)
    — Как надо произносить волшебные слова? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)
    — Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (воспитанные)

    III. Постановка учебной задачи.
      а) — Сейчас я прочитаю вам сказку Г. Юдина «Свинья в гостях».
    А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным? 

    Слайд 4

    Свинья в гостях.
    Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть

    постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
     Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый,

    а себе – сосисок нажарила с салом.
     Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего

    собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
     Потом улеглась на скатерть и говорит:
    — Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
    — Совести у тебя нет, — рассердилась собака. – Свинья, ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
    И с тех пор собака на свинью сердита.  

    б ) Анализ прочитанного по вопросам.
    — Итак, каким героем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной?

    (Не культурная, не воспитанная).
    — Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
    — Скажите, что она сделала не так? ( Не поздоровалась, села на стол, все съела, вела себя безобразно).
    — Что ей на это сказала собака? ( Совести у тебя нет.)
    — А что такое совесть?(???)
    — Вижу вам трудно ответить на этот вопрос.
    Что такое совесть? — Это и есть главный вопрос нашего урока. 

    Слайд 5

    — Какого человека считают бессовестным?
    — А совестливым?
    Физминутка.
    — Я вам буду называть движения, а вы выполняйте их только тогда, когда услышите вежливые слова.
    — Встаньте… Встаньте, пожалуйста…Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
    Сильнее…еще сильнее, пожалуйста. Наклонитесь вправо…пожалуйста.
    Можете сесть…пожалуйста. Большое спасибо.

    в) — Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным

    вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». 

    Слайд 6 

    Это слово связано:
    — с растениями
    — с животными
    — с игрушками
    — с человеком
    Это слово можно:
    — подержать в руках
    — изготовить
    — потрогать
    — почувствовать 

    — Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? 
    — Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает?

    (ответы детей).
    Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». 

    Слайд 7

    IV. Способы решения учебной задачи.

    1. Словарная работа. 

    Слайд 8

    — В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем (слова

    записаны на доске):
    вы-шмыг-ну-ла из кустов (вышла, вылетела, выскочила), 
    до-бро-душ-ный (добрая душа),  
    у-крад-кой (тихо, незаметно), 
    бе-спо-щад-на-я (не жалеет),
    до-вер-чи-вая (верят),
    бол-та-ет-ся (ходит без причины),
    на-ткну-лась на малыша (неожиданно увидела),
    сме-кну-ла (догадалась).
    — Как понимаете смысл этих слов?
    2. Первичное чтение.
    — Послушайте рассказ, а затем скажите, какое настроение у вас он вызывает.
    Учитель выразительно читает рассказ. 
    3. Первичная проверка понимания.
    — Поделитесь своим настроением.
    — Понравился ли рассказ? Что именно?
    — Кто главные герои рассказа?
    — Кто из героев вам симпатичен? Почему?
    — Кто нет? Докажите.
    — Где происходит действие в этом рассказе?
    — Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу? 
    — Каким представляете себе малыша? А Нину?
    — Посмотрите, какую иллюстрацию нарисовал художник. 

    Слайд 9

    — Что вы видите на ней? Опишите.

    Физминутка.

    4. Подготовительная работа к чтению. 

    Слайд 10

    — В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать,

    давайте потренируемся:
    — Читаем по слогам,затем целыми словами.
    при-го-то-ви-ла, на-хму-ри-лась,  
    на-ткну-лась, до-бро-душ-ный,
    до-вер-чи-вый, вы-шмыг-ну-ла,
    за-ло-жен-ной, у-кра-ден-ный,
    про-гуль-щик, бе-спо-щад-на-я.

    5. Чтение рассказа учащимися по цепочке.
    — Молодцы!
    6. Выборочное чтение.
    -Найдите и прочитайте:
    а) — Где и почему оказалась Нина в рабочее время?
    б) — Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой?
    в) — Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Весёлое, радостное). Докажите словами из текста.
    г) Что случилось с Ниной дальше? (Наткнулась на малыша).
    д) — Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте отрывок, который подходит

    к ней. Слайд 11
    е) — С какими словами Нина обратилась к малышу? (Несчастный прогульщик!)
    ж) — Как надо читать слова Нины? (Строго.)  
    — А слова Малыша? (Удивленно, испуганно). 
    — Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
    з) — Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет) 
    — Почему?
    и) – Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?
    к) — Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)
    л) – Найдите и прочитайте, что обнаружила Нина, когда вернулась обратно?
    м) — Что она сделала? Прочитайте.
    н) — Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).
    о) — Отчего она себя так чувствовала? (Было стыдно). Как об этом говорит автор? (Грызла

    беспощадная совесть). 
    — Это как? (Рассуждения детей).
    п) — Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).
    с) — Так что такое совесть? (Совесть это стыд).
    — За что? (За свои поступки). Перед кем? (Перед окружающими). Слайд 12
    Вывод: Совесть — это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. 
    Компьютер. (папка – определение) Проверим по словарю С. Ожегова (Дети читают определение

    по словарю и сравнивают со своим).
    — Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).
    — Что вы можете сказать о совести малыша?
    — А о Нининой? 
    Слышали ли вы от людей такие слова: 

    Слайд 13

    Компьютер. (папка – определение)
    — Найдите и прочитайте, что они обозначают.
    — Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод: 

    Слайд  14

    — Ответили мы на главный вопрос нашего урока? Молодцы!
    Физминутка

    — А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их,

    разместив на ступеньках.
    — Хорошо ли она поступила? Выразите Ваше отношение
    к поступкам Нины. (После размышлений появляется схема на доске). Слайд 15
    — Как поступила Нина в начале рассказа? (Плохо . )
    — А как она себя при этом чувствовала? (Хорошо )
    -Оцените поступок Нины в конце рассказа. (Поступила хорошо )
    — А каково ей было на душе? (Плохо )
    — В каком бы случае Нина заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить конец рассказа.

    (Пришла бы в школу, попросила извинения у учителя).
    — Оцените поступок Нины (Нина поступила хорошо  и на душе у нее станет спокойно ). 
    — Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? (Нет.)
    — Почему? (Поняла, что сделала плохо).
    V. Работа над пословицами: 

    Слайд 16

    Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу: 
    1. Поспешишь – людей насмешишь.
    2. На обмане далеко не уедешь.
    3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
    4. Совесть без зубов грызет.
    5. Семеро одного не ждут.
    — Объясни смысл пословицы.

    VI.Обобщение по теме.
    — С каким рассказом мы сегодня познакомились?
    — Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный, поучительный?
    — Чему он нас учит?
    — Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?
    — Значить, главная мысль была скрыта от нас. Как же мы ее увидели? (Внимательно вчитывались,

    разбирали).
    — А кто автор этого рассказа?
    Компьютер. (папка — портрет)
    Аркадий Петрович Гайдар. Слайд 17
    — Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков, так звали

    автора нашего рассказа «Совесть».
    Хорошим, чудесным человеком был Аркадий Петрович. Он прожил на свете всего 37 лет, но это был

    а жизнь, до конца отданная людям.
    Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А

    . Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем

    на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину.

    В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в

    партизанском отряде. 26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.

    — Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши

    мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов

    Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара:

    Слайд 18

    Учитель обращает внимание детей на выставку книг.
    «Тимур и его команда»
    «Чук и Гек»
    «Горячий камень»
    «Р.В.С.» 
    И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.
    — Вернемся к рассказу «Совесть».
    — Давайте еще раз прочитаем рассказ, и вы постарайтесь сравнить поступок Нины со своими

    действиями и честно оцените себя.
    (Чтение рассказа про себя).
    VII. Рефлексия. Слайд 19
    — Перед вами жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый.
    • синий – вы позволяете себя обманывать,
    • зелёный – допускаете иногда обман, 
    • жёлтый – никогда никого не обманывали.
    — Возьмите нужный жетон, положите его в коробочку. (Делать это нужно незаметно).
    IX. Итог урока
    — Чем занимались на уроке?
    — Что больше всего понравилось?
    — Что взяли полезного с урока для себя? 
      Понравился урок
    Скучный урок
    Познавательный урок
    Надолго запомню
    Не понравился
    Многое извлек для себя
    Спасибо за урок! Слайд 20

    Рассказ о том, как Дениска понял, что уроки надо обязательно учить. Как-то он весь день запускал воздушного змея в космос и совсем позабыл выучить стихотворение и главные реки Америки.

    Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос все-таки не залетел, потому что у него был чересчур легкий хвост, и он из-за этого крутился, как волчок. Это раз.

    А во-вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса еще было далеко.

    И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.

    Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть… Но я читал, как ловко одеваются пожарные – у них нет ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться надо, как на пожар. И я оделся за одну минуту сорок восемь секунд весь, как следует, только шнурки зашнуровал через две дырочки. В общем, в школу я поспел вовремя и в класс тоже успел примчаться за секунду до Раисы Ивановны. То есть она шла себе потихоньку по коридору, а я бежал из раздевалки (ребят уже не было никого). Когда я увидел Раису Ивановну издалека, я припустился во всю прыть и, не доходя до класса каких-нибудь пять шагов, обошел Раису Ивановну и вскочил в класс. В общем, я выиграл у нее секунды полторы, и, когда она вошла, книги мои были уже в парте, а сам я сидел с Мишкой как ни в чем не бывало. Раиса Ивановна вошла, мы встали и поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой я вежливый. Но она на это не обратила никакого внимания и еще на ходу сказала:

    – Кораблев, к доске!

    У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей родимой парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить;

    – Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет?

    И я пошел к доске. Раиса Ивановна сказала:

    – Стихи!

    Чтобы я читал стихи, какие заданы. А я их не знал. Я даже плохо знал, какие заданы-то. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю. И я бодро завел:

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

    На дровнях обновляет путь:

    Его лошадка, снег почуя,

    Плетется рысью как-нибудь…

    – Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна.

    – Да, – сказал я, – это Пушкин. Александр Сергеевич.

    – А я что задала? – сказала она.

    – Да! – сказал я.

    – Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев!

    – Что? – сказал я.

    – Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала?

    Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:

    – Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.

    Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:

    – Слонов! Не смей подсказывать!

    – Да! – сказал я. – Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.

    Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.

    – Ну? – сказала она.

    – Что? – сказал я.

    Главные реки - Драгунский В.

    – Перестань ежеминутно чтокать!

    Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.

    – Читай. Наизусть!

    – Что? – сказал я.

    – Стихи, конечно! – сказала она.

    – Ага, понял. Стихи, значит, читать? – сказал я. – Это можно. – И громко начал: – Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.

    – Ну! – сказала Раиса Ивановна.

    – Что? – сказал я.

    – Читай сейчас же! – закричала бедная Раиса Ивановна. – Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

    Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперед и продекламировал:

    – Мужичонка!

    Главные реки - Драгунский В.

    Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку еще внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щелкал его по ногтю.

    И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:

    – С ноготком!

    И повторил все вместе:

    – Мужичонка с ноготком!

    Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:

    – Довольно, Кораблев!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. – Потом она добавила: – Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?

    Конечно, я не выучил. Этот змей, будь он неладен, совсем мне всю жизнь испортил. И я хотел во всем признаться Раисе Ивановне, но вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал:

    – Конечно, выучил. А как же!

    – Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

    Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок. И думал, что сейчас уже наверняка я умру. До свидания, все! И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту, и на ней что-то намалевано чернилами, толсто намалевано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочел первую половину.

    А тут Раиса Ивановна снова:

    – Ну, Кораблев? Какая же главная река в Америке?

    У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:

    – Миси-писи.

    Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слез, но двойку она мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

    (Илл. Шер А.С.)

    image_pdfimage_print

  • Рассказ гайдара совесть распечатать
  • Рассказ гайдара про мальчика на посту
  • Рассказ гайдара голубая чашка читать
  • Рассказ газета сергей ююкин
  • Рассказ гайдара горячий камень распечатать