Рассказ фотография на которой меня нет относится к произведениям

Конспект урока по литературе в 8-м классе на тему: в.п. астафьев. анализ содержания рассказа фотография, на которой меня нет. цели:

Конспект урока по литературе в 8-м
классе на тему:

В.П.  Астафьев.   Анализ содержания
рассказа

“Фотография, на которой меня нет”.

Цели:

·        
углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П.
Астафьева;

·        
формирование навыков анализа текста;

·        
развитие навыков выразительного чтения;

·        
воспитание гражданской позиции через литературное произведение.

Оборудование: портрет
В. Астафьева, компьютер, мультимедиа, презентация

Ход
урока

1.
Организационный момент.

Эпиграф

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным — полна,
И близких всех душа не позабудет…

(Николай Рубцов)

2.
Актуализация знаний.

-О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева
и его книге “Последний поклон”).

— С какими рассказами-главами из книги писателя вы уже знакомы?
(“Конь с розовой гривой”,“Васюткино озеро”).

— О чём же эти произведения? (О том, как маленькие герои
взрослеют, как формируется их характер).

-Какое было домашнее задание?

(Прочитать рассказ. Найти и выделить в тексте материал по темам:
Приезд фотографа в село. Простуда и её лечение. Школьный учитель. Старая
деревенская школа. Жизнь деревенских ребят).

— Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография,
на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие
происходит в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное
испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок
жизни).

3.
Сообщение темы урока

— Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография,
на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

-Сегодня будем анализировать содержание рассказа В.Астафьева
“Фотография, на которой меня нет”.

Цель
нашего урока:
 выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе
«Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа
Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.

4. Беседа
по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.


Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не
смог сфотографироваться
). Сюжет прост, значит, не события главные, а что-то
другое. Что?


Найдите основную мысль рассказа. 
(«Деревенская фотография –
своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»).

-Объясните
смысл этой фразы 
(История страны складывается из
историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее
историей. Фотография тех лет – часть этой истории).

— В
какое время происходит действие рассказа? (Действие происходит глухой зимой в
середине 30-х годов 20 века в Сибири, в деревне Овсянка – родные места
писателя).

— Чем живет русская деревня в эти годы?

— Какие
лица выхватывает писатель для своей фотографии? (деревенские жители, Санька,
Витька, бабушка Витьки, учителя)

Работа по плану:

1.     Рассказ
о деревенских жителях

2.     Рассказ
о Витьке и Саньке

3.     Рассказ
о бабушке

4.     Рассказ
об учителях и деревенской школе

1. Рассказ
о деревенских жителях

— Как
вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще
значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это
было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

Взбудоражить (будоражить)
беспокоить, вызвать волнение.

-Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

1)
«всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы
ребят как полагается, хорошо снимал»;

2)
человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.

3) Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?

— «По
окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка…»
 —
пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним
характер хозяек.

2.
Рассказ о Витьке и Саньке


Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им
обидно. По сути, фотография должна всех объединить)
.

-Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?

(Чтение отрывка: от слов “Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда
пошли мы…”).


Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил
ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он
чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе). Ответ: стр. 205.

— Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз?
Как это характеризует жизнь ребят в деревне?


Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства
примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).

-Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора:
показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире
детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на
оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.


Перечитайте слова Саньки, принявшего решение не сниматься. Почему в его речи
так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку? («Ладно! –
решительно сказал Санька .. закинул Санька удочку» (стр 208).

3.
Рассказ о бабушке

— В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места.
Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.


Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в
тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание
лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки,
варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

— А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом
бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет
многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

— Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка
относится к внуку и как это ее характеризует?

— Подтвердите примерами из текста

Чтение отрывков:

1.     стр.
205 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;

2.     стр.
206 от “Бабушка уже не колотила…”

3.     стр.209
от «Бабушка меня лечила и баловала … которые я очень любил»

Дополните
текст:

Лечила
она меня: натерла мои ноги, укутала … и вытерла … «Спи, пташка ..». Утром меня
бабушка унесла … Долго … ноги, грела их …, парила .. Дома дала ложку … После
этого поила ..

— Что
особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).

-Почему
автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в
том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень
эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

— Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон
характеризует ее?

( окна в доме, стр. 209 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины
окна…”;цветы в доме, стр. 211 от “После того как загорались…” до конца абзаца);

— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто;
поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

-Хорошая бабушка у Витьки?

4.
Рассказ об учителях Виктора.


Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать
учеников школы).

— Кто был инициатором этого события? (учителя)

-Какие
детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя
фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома … и был у
них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного
участка … Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у
себя»).


Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя
хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета — “немного печальные и оттого
необыкновенно добрые глаза”).

— Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение:
стр. 214 от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к
нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

Выборочный
пересказ:

За что уважали?

Учителей
уважают за вежливость, за то, что …

Учителей
уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и …

К
учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …


какой школе они начали работу? Комментированное чтение текста от слов: «А
в какой школе начали работу наши учителя!» до слов «Это ли не достижение!».

Исследовательская
работа.

-Заполните таблицу

В
какой школе учителя начали работу?

Что
сделали учителя для школы?

Школа
находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек
не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь
первый класс и один красный карандаш.

В
школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель
ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на
пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские
мужики.

Выхлопотать
– 
добиться чего – либо хлопотами

— С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со
змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на
подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).

-Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей
деревни?

-Почему учитель приносит фотографию Витьке?

“Я принёс тебе фотографию,» — сказал учитель.

— Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику,
который заболел и пропустил важное событие.

-Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: стр. 219
от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Вывод: Жизнь
учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую
деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не побоялись
трудностей.

Рассказ
о школе 30-х годов и учениках

— Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы
обратили внимание? Какие чувства испытали?

— Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы
представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет
задуматься эта фотография?

Анализ
последней части рассказа.


Какие высокие нравственные ценности находит рассказчик, заглядывая в далекие
годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге,
ответственность за свои поступки)

— Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива
до сих пор…”

— В чем особенность построения этой части рассказа?

Она построена на антитезе: война – мирная жизнь, фотография –
летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой
мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе,
дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет
смеяться. Ему не смешно.

— Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне.
Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни.

Вывод: История
страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография –
это память человека и память народа, портрет эпохи.

— Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не
было?

(Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография
разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

— Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию?
(Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события,
людей, родные места).

Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная
летопись нашего народа, настенная его история” (стр.219-220).

Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и
уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным.

Подведение
итогов.

1. Так о чём рассказ В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня
нет”?

— о том, как быть добрым,

— о человеческой памяти,

— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым
русским людям,

— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не
говорит, но она присутствует в рассказе незримо,

— о любви к родной земле.

2. Каков герой Астафьева?

(Герой
Астафьева — благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый
человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом,
об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека).

V.
Домашнее задание.

Составить
связный рассказ:

— Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его,
проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

Тема Памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева " Фотография, на которой меня нет"

Урок литературы, 8 класс

Учитель русского языка

 и литературы Степанова Л.А.

с. Ленинское 2021г.

                               
  Тема памяти

                
в рассказе Виктора Петровича Астафьева

                  
«Фотография, на которой меня нет» (12.02.21г.)

Цели урока:

1.    
Формирование
анализа текста с целью представления о художественном мире В.П. Астафьева;

2.    
Развитие, умения
пользоваться текстом для подтверждения  своего мнения сопоставлять, обобщать,
развивать устную монологическую речь, эмоционально отвлекаться на затронутые
писателем проблемы, в том числе , словесно созданные образы;

3.    
Воспитание
гражданской позиции, формирование личного отношения к событиям прошлого;

Оборудование
урока:
компьютерная
презентация,  карточки с заданием для работы в парах, группе, карточки
«Рефлексия».

               
                                     Ход урока:

 Этап актуализации
знаний:

Слово учителя.

Обратите внимание на
снимки из местных газет « Маршрутка»,

« Архаринские вести».
Помещён материал акции « Свеча Памяти» от 22 июня 2019г., жители с.Ленинское
запускают шары с надписью « Мы помним- мы вместе!». Здесь же совместное фото на
память всех участников акции, своеобразная летопись села.

В моей семье жила
традиция – хранить фотографии в рамке на стене.

Есть такие же
рамочки  с фотографиями в школьном музее. Этот материал мы используем во время
проведения экскурсий на тему « Из истории села».  О чём сегодня будем говорить
подскажет нам эпиграф урока и фотографии из ваших семейных альбомов и ,
безусловно, воспоминания наших гостей урока, жителей села принадлежащих к
категории « дети войны», ветераны педагогического труда  Науменко Антонина
Ивановна и Тимофеева Тамара Кирилловна, поприветствуем  их.

Эпиграфом к уроку
взяты поэтические строки Н. Рубцова. Поэта старые семейные фотографии заставили
о многом задуматься.

Мне кажется, что
слова поэта могут стать хорошим началом нашего урока. Ознакомьтесь с ним,
подумайте, что поэт считает важным. Найдите ключевые слова в стихотворении.

                                            
Как много желтых снимков на Руси

                                            
В такой простой и бережной оправе!

                                            
И вдруг открылся мне и поразил

                                            
Сиротский смысл семейных фотографий:

                                            
Огнем, враждой

                                 
           Земля полным-полна,

                                            
И близких всех душа не позабудет…

                                                                              
(Н. Рубцов)

Я обращаю ваше
внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

-Значит, о чем мы будем говорить?

 Слово «ПАМЯТЬ» очень
важно сегодня на уроке.

Этап мотивации:
 
( просмотр семейных
фотографий с комментарием)

Обратимся к нашему
опыту:

На урок вы принесли 
любимую старую фотографию вашей семьи.

-Расскажите,  кто изображён на них?

— Почему они так вам дороги?

(Учащиеся комментируют свои фотографии).

Слово учителя.

  Писатель В. Астафьев
написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем
детстве, о своей родной Сибири.

( презентация «
Расскажу «о  моей Сибири».)

Эта книга называется
«Последний поклон».

Сегодня вы получите
домашнее задание составить « Родословное древо своей семьи». Возможно, мы
напишем проект класса « Моя родословная».

А сейчас мы
остановимся на одном рассказе из этой книги « Фотография, на которой меня нет»
который вы читали дома.

 Выявление
восприятия:

1.О чем этот рассказ?

2.Почему, несмотря на то, что на фотографии нет героя рассказа, она
очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная
летопись народа», «настенная история его»)

Писатель рассказывает
о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на
большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

-Определим тему
нашего урока.

Тема Памяти.

-О ком должны сегодня
поговорить? (о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни).

 Работа в
группах:

Задание 1 группе.

 Расскажите о главном
герое, используя  цитаты и свои наблюдения.

1.    
Кто главный герой рассказа?
Какое событие осталось в  памяти Витьки? Почему?

2.    
Проведите наблюдение над
фрагментами текста, как характеризуют героя его поступки?

3.    
 Как изменился герой после
болезни?

4.    
Покажите, что детство — не
простая пора в жизни человека. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

5.    
Продолжите
предложение:

Воспоминание о далёком детстве позволяют нам судить о
самом рассказчике, как о человеке…

Задание 2 группе.

Расскажите о бабушке
героя, используя цитаты и  свои наблюдения.

1.    
Какие ассоциации  у вас 
возникают  со словом «бабушка»?

2.    
Забота о внуке.

3.    
Как ее характеризует:

                а) речь;

                б) любовь к цветам;

                в) украшение зимних окон;

                г) приход учителя в дом.

 4. Почему автор говорит о чувстве вины?

5. Продолжите предложение: Много лет спустя автор
низко кланяется своей бабушке, потому что…

Задание 3 группе.

Разумеется, душевную
привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство.
Одним из них был учитель. Автор говорит о

« благодарной
человеческой памяти».

Расскажите об учителе
Овсянской начальной школы, используя цитаты и свои наблюдения.

1. Какими  вспоминаются
первые учителя?

2.  Как характеризуют
учителя его поступки, отношение к людям:

        а) забота о
школе;

        б) отношение
к детям и деревенским жителям;

        в) случай со
змеей?

3. Приведите примеры,
как сельские жители относились к учителю?

4. Продолжи
предложение: В воспоминаниях о далёком детстве одно из главных мест занимает
учитель…

   Чтение  заключительной
части рассказа:
«Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела,
обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.

Где они сейчас?
Кто они?

Половина из них,
если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки.

Иногда возьмешь в
руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

— Какие чувства
вызывают старые фотографии?

Почему взрослый человек, прошедший войну,
потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой
его нет?

-Какое значение имело
для Витьки фотография, на которой его не было?

( Изображены школьные
товарищи погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые
помогли ему стать лучше, повзрослеть).

— Какие чувства он
испытывает, рассматривая фотографию? (фотография воскрешает в памяти дорогие
картины из далёкого прошлого: события, людей, родные места).

Вернемся к
главному вопросу:

Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?  Может ли жизнь без нее
быть полноценной?

В. Астафьев дает нам
свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о
детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные
уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился
преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

Какие главные уроки
жизни получили наши гости  из  своего детства, «опалённого  войной». Предложим  им
ответить на следующие вопросы:

1.    
« Детство, опалённое
войной».

2.    
Какое отношение к учителям
было  в послевоенные годы?

3.    
Почему они избрали
профессию учителя? ( в школьном музее есть экспозиции присутствующих: а) Семья
Науменко- народные умельцы села;

                              б) «Богатыри семьи Кириленко», о трёх
братьях, участников ВОВ.

Итог урока:

-Зачитаем последний
абзац: « Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа,
настенная его история».
Так о чём рассказ В.П. Астафьева? ( о человеческой
памяти; о способности хранить благодарность к нашему прошлому; о ВОВ, которая
присутствует в рассказе незримо; о любви к родной земле).

-Сегодняшний урок
заканчивается и уходит в прошлое.  А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я
предлагаю вам сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на
которой я есть…»     Она поможет каждому из нас повести рассказ внукам и
правнукам о событиях своего времени, о прошлом и настоящем. ( Фото на память)            

Рефлексия:

 Рассказ В. Астафьева
оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти.  Прошу записать
свои впечатления на карточке:

Сегодня на уроке    я 
узнал…

                                  почувствовал…

                                  задумался…

 Оценочная
деятельность

 Домашнее
задание:

1.    
Прочитать рассказы из
книги  В.П. Астафьева «Последний поклон».

2.    
Составить « Родословное
древо» своего рода, обозначив участников ВОВ, тружеников тыла, «детей войны».

1. Беседа по тексту

Рассказ прочитан, давайте поговорим о том, что же пришлось пережить мальчику, заблудившемуся в лесу. Мы уже говорим о том, что это произошло с самим писателем, и это событие он описал в сочинение. Тогда он дал ему название «Жив». Какое из этих названий вам нравится больше? А как объяснить выбор каждого из этих вариантов заголовка.

Сколько дней длилась робинзонада Васютки? Опишите как можно подробнее один из этих дней, чтобы в вашем пересказе вновь повторились события из жизни мальчишки, который не сдался в самой трудной обстановке.

Почему, как вам кажется, Васютка немного робел перед отцом? Это был страх или уважение перед большим, сильным и умелым человеком? Обоснуйте свой ответ.

Какой старинный порядок при отправке в лес (и тайгу) обычно соблюдал каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его и зачитайте.

Найдите и зачитайте в тексте с какого события началась робинзонада Васютки?

Охарактеризуйте чувства и поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста наиболее характерные слова, передающие состояние Васютки.

Ребята, а как бы вы стали себя вести в этой ситуации?

Опишите первую ночь в лесу, второй день, вторую ночь… На какой день перед Васюткой оказалось озеро?

Что же помогло Васютке не пропасть в тайге?

Прочитайте, как мальчик добился своего спасения. В чем была его заслуга в эти последние, самые мучительные часы.

Как встретили пропавшего дед, мать, отец? Прочитайте эти эпизоды.

Мы видим, что вся семья переживала за Васютку, все силы были брошены на его поиски. Автор показал нам настоящую, крепкую, любящую семью, где царит любовь и понимание, где старшие дают уроки жизни младшему, учат его быть сильным, способных выжить в самых трудных ситуациях остаться человеком.

Найдите описание раболовецкого похода на озеро, которое назвали Васюткиным.

Когда это случилось?

Васютке пришлось пережить много трудностей, встретившихся ему на пути странствий. (Вместе с героем переживали и мы). Но это только начало жизненных трудностей, а сколько их будет впереди.

Но мы с уверенностью можем сказать, что наш герой, закаленный тайгой, хорошо знавший природу сурового края не затеряется среди огромной, необъятной нашей страны, как не затерялось то маленькое озеро, которое носит его имя.

Ведь герой рассказа – это известный во всем мире писатель – В.П.Астафьев.

2. Словарная работа

Этот рассказ дает хорошую возможность для словарной работы.

Следует обратить внимание на слова и выражения, характерные для стиля

В. Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешенно подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило. Следует пояснить значение некоторых слов и попросить использовать их в своем пересказе.

Можно выполнить с учащимися следующие задания:

Внимательно вчитываясь в текст, определите значение выделенных слов, употребленных писателем.

Рассолодели от безделья

Нету фарту

Осенняя путина

Привыкли парнишкой помыкать

Посадить на мушку <...> птиц

Выпишите из текста диалектные слова.

Писатель постоянно подчеркивает, что выраженная в форме диалектизмов речь, колоритна, близка разговорной, усиливает эмоциональное восприятие. Пятиклассники легко ориентируются в тексте, не смущаясь диалектизмов, некоторые устойчивые обороты надолго западают в детскую память (например: «лихорадка болотная», «привязалась как банный лист», «чуть с ума не лишился»).

IV. Итоговая беседа

В конце урока заключительное слово учителя.

Понравился ли рассказ «Васюткино озеро»?

Происходили ли с вами подобные истории в лесу?

VI. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания мы предложили ребятам написать рассказ о ситуации, схожей с той, что случилось с Васюткой. Постараться описать свои мысли, чувства, поступки, а если не бывали в такой ситуации, то есть возможность пофантазировать.

Можно предложить нарисовать иллюстрации к наиболее запомнившимся и понравившимся эпизодам и оформить в классе выставку выполненных работ.

Второй урок посвящен анализу прозаического текста.

Тема второго урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро ». Человек и природа в рассказе

Цели урока: обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного словесного рисования и комментированного чтения.

План урока:

1. Работа с текстом (7 мин).

2. Работа в группах (15 мин).

3. Комментированное чтение эпизода (8 мин).

4. Сочинение-миниатюра (10 мин).

Словарная работа: пейзаж.

Ход урока

I. Работа с текстом

Урок начинаю с беседы.

Беседа. Обсуждение содержания рассказа на втором уроке выявит осознанное восприятие ребятами произведения.

Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?

Как относился Васютка к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?

Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?

Что помогло Васютке провести первую ночь?

Где провел мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?

Чем отличалась третья ночь?

Что, по-вашему, помогло Васютке выйти на берег Енисея?

Почему озеро назвали именем мальчика?

Чему можно поучиться у Васютки?

II. Работа в группах

Содержание курса литературы ВОВ в 8 и 9 классе. Оно не слишком объемно и в основном нацелено на расширенный курс литературы о войне в старших классах. Но уже из этого проистекают некоторые проблемы. К рассмотрению проблем изучения литературы Великой Отечественной Войны мы сейчас и обратимся. Прежде всего, как уже говорилось немного выше, мы можем выделить проблемы, связанные непосредственно с…

Гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился…

Литературы
на занятиях
внеклассному
чтению в 5-7 классах
общеобразовательной
школы.
Тема нашей
работы определила
её цель –
разработать
систему занятий
по внеклассному
чтению, эффективно
влияющую на
развитие творческих
способностей
учащихся 5-7 классов.
Цель работы
определила
следующие
задачи: Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий «способности», «творческие…

Для русских людей, потому что за границей ее никто не поймет: «…история неизвестная…,а нами подслушанная по течению великих русских рек» . Таким образом, проанализировав исторические миниатюры М. Осоргина, составляющие цикл «Повесть о некой девице», мы пришли к следующему выводу. Мотив власти выступает объединяющим началом всего цикла. Власть представлена в различных ее проявлениях, будь то…

МОУ СОШ №33

Литература

5класс, общеобразовательный

Программа литературного образования под редакцией

Тема: Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»

(Урок анализа первоисточника)

Цель урока:

образовательная —
анализ рассказа «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству;

развивающая —
развитие умения анализировать текст через интепретацию-рисунок, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

воспитательная —
формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя.

Оборудование:
выставка книг, иллюстрации учащихся, презентация к уроку, аудиозапись голосов птиц.

Человек и природа в рассказе

«Васюткино озеро»

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

Зейме Иоганн Готфрид

Ход урока

I
. Эмоциональный настрой

Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка «Времена года» — «Осень»)

Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

II
. Организационный момент

Цель нашего урока доказать: человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

III
. Вопросы беседы

image002 12

1)Итак, кто же главный герой рассказа «Васюткино озеро»? Вот таким представляет его художник, а каким вы представляете его внешне?

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге
…(запишите слово тайга в словарь). Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)?

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает.

5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью?

(Он не отступает от закона, который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

Обратите внимание на экран – закон общения человека и природы.

6) Как называются зарубки на дереве, с помощью которых Васютка надеялся не заблудиться в лесу?

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси
?

Давайте запишем это слово в тетрадь.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята, закон взаимопомощи : сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.

Взаимопомощь.

Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

Кто прервал рассуждения героя?

Давайте прочитаем об этой встрече.

image003 14— Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу?

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

Если вдруг вам доведётся услышать вот такое пение, это кедровка (звучит запись пения кедровки).

Запишем это слово в словарь.

Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка?

Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.

Именно этой птице Васютка должен быть благодарен, что шишек в лесу видимо-невидимо.

Васютка слез с дерева, собрал шишек в мешок…

Вдруг впереди что-то захлопало…

image004 10— Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица (звучит запись пения глухаря на току).

Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники.

Давайте запишем это слово в словарь: трофей.

Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка?

Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

Но выхода не было!

Какое чувство охватило Васютку?

Прочитайте, с каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

image005 10— Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине. (Рисунок Соловьёвой Юлии).

Юля, каким ты представляешь себе непроходимую тайгу?

— «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге?

Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу? (Зачитывается отрывок из произведения.)

Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

Тайга…Тайга… Без конца и без края…

Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка

среди неподвижно зелёного моря. Запишем слово в словарь.

Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка?

image006 5— Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

Внимание на экран, может, на берегу именно этого озера и был Васютка.

Перед нами рисунок Екатерины Кузнецовой. Какое настроение, Катя, ты хотела передать этой цветовой гаммой?

Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка).

Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? (убитая утка).

Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

Какой была эта ночь?

image007 5— Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? Запишем это слово в словарь.

Костёр. Вот так представила костёр надежды Ирина. Ребята, пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

(Ответы учащихся)

Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

(Учитель зачитывает отрывок из произведения).

Теплоход не помог горю Васютки.

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и его именем назвали озеро.

Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему?

Помогли выстоять ему (слова из словаря.)

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.

Безусловно, в этом нас убедил рассказ.

IV
. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Почему Васютке удалось найти дорогу домой?»

В 1952 году написал Астафьев «Васюткино озеро». Краткое содержание этого рассказа вы узнаете из данной статьи. Произведение начинается описанием озера. Оно получило название в честь одного мальчика, Васютки, который его нашел и показал людям.

Плохие новости

Васютка летом жил в тайге с отцом и матерью. Отец его был начальником местной рыбачьей бригады. У мужчин дела шли плохо. Реку вспучили частые осенние дожди, и рыба перестала ловиться. Мужчины ходили хмурые, они изнывали от вынужденного безделья. Бригада решила спускаться вниз по течению Енисея. Однако уловы оставались по-прежнему скудными.

Рыбаки уходят к Енисею

Рыбаки остановились в низовьях Енисея в избушке, которую построила ученая экспедиция несколько лет назад. Начались дни, похожие друг на друга. Мальчик скучал. Ему было некуда сходить и не с кем поиграть. Он ожидал с нетерпением начала учебного года. Вечерами было немного веселее. Рыбаки собирались все вместе в избушке, курили, ужинали, рассказывали истории из жизни и небылицы, щелкали орехи, которыми рыбаков снабжал Васютка. Мальчик обколотил уже все кедры, расположенные поблизости, и всякий раз забирался все дальше. Однако ему не была в тягость эта работа.

934615

Васютка отправляется за орехами

Васютка, позавтракав, снова собрался в лес за орехами. Мать сказала ему недовольно, что следует готовиться к учебе вместо того, чтобы бродить по лесу. Затем она напомнила Васютке, чтобы тот не уходил далеко, и спросила, взял ли он с собой в дорогу хлеба. Мальчик сказал, что ему ни к чему хлеб. Однако мать все равно сунула ему краюшку, сказав, что так заведено «спокон веку», а Васютка еще слишком мал для того, чтобы переиначивать «таежные законы». Мальчик решил не спорить и исчез в лесу. Он шел, весело насвистывая и обращая внимания на пометки на деревьях. В конце концов он приглядел подходящий кедр и решил залезть на него. Затем Васютка стал колотить по веткам ногами. Посыпались шишки. Васютка слез, собрал свою добычу в мешок, а затем решил оббить еще один кедр, который он облюбовал.

Встреча с глухарем

Вдруг что-то сильно захлопало перед главным героем, которого создал Астафьев («Васюткино озеро»). От неожиданности он вздрогнул и вдруг увидел перед собой глухаря — большую черную птицу. Замерло сердце мальчика. Ему ни разу не удавалось подстрелить глухаря.

Птица перелетела через поляну и оказалась на сухостоине. Было сложно к ней подобраться. Васютка вспомнил, как охотники говорили, что глухаря нужно брать с собакой. Птица разглядывает ее, заливающуюся лаем, а охотник тем временем подходит с тыла и стреляет.

Васютка обругал себя за то, что пошел в лес без Дружка. Он пал на четвереньки и, подражая собаке, затявкал, а затем осторожно стал продвигаться вперед. Мальчик не замечал, что порвал телогрейку и расцарапал лицо. Он был охвачен азартом. Птица замерла и с любопытством за ним наблюдала.

Погоня за птицей

Мальчик, выбрав момент, поднялся на одно колено, решив поймать на мушку глухаря. Когда унялась дрожь в руках, он выстрелил. Хлопая крыльями, птица повалилась вниз. Однако, не коснувшись земли, глухарь выпрямился и полетел куда-то в глубь леса. Мальчик бросился за раненой птицей.

934617

Все сильнее слабел глухарь. Вскоре он побежал, так как не мог уже взлететь. Было недалеко до птицы. Мальчик в несколько прыжков догнал глухаря и животом упал на него. Васютка, радостно улыбаясь, гладил птицу, любуясь его перьями, черными с голубоватым отливом. Мальчик взвесил в руке добычу и понял, что пора отправляться домой.

Васютка заблудился

Он шел гордый своей удачей и счастливый. Однако вскоре Васютка понял, что заблудился. Он осмотрелся в поисках затесей и повернул назад, присматриваясь внимательно к каждому дереву. Однако зарубок на них не было.

В поисках дороги

Сжалось сердце мальчика. Для того чтобы отогнать страх, он принялся рассуждать вслух, убеждать себя, что непременно найдет дорогу. Однако страх подступал к нему все сильнее. Васютка снова начал размышлять вслух о том, что нужно идти на юг. Он продвигался, но затесей не было видно. Несколько раз мальчик менял направление. Он высыпал шишки из мешка и шел вперед, пока не осознал со всей ясностью, что заблудился.

934618

Много раз мальчик слышал рассказы о том, как люди блуждают в лесу. Однако он представлял себе это как-то иначе. Слишком уж просто все получилось. Васюткой овладело отчаяние.

Ночью он остановился, зажарил глухаря, однако хлеб решил приберечь на крайний случай. Проснувшись, он влез на высокое дерево, чтобы понять, где находится Енисей, однако не обнаружил окружавшей реку желтой полосы лиственника. Набрав полные карманы орехов, мальчик тронулся в путь. Интересно, чем же закончится рассказ «Васюткино озеро», не правда ли? Не волнуйтесь, финал его благополучный. Совсем скоро вы узнаете, какую концовку приготовил читателям автор произведения «Васюткино озеро». Отзыв о нем, а также ваше мнение о главных героях вы можете оставить в комментариях.

Васютка обнаруживает озеро

934619

Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.

Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода — где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками — его приняли за местного жителя.

Спасение главного героя и заслуженная награда

О чем же далее рассказывает Астафьев («Васюткино озеро»)? Переходим к описанию финала. Мальчик устроился на ночь. Утром он услышал звук рыбосборочного катера. Мальчик начал кричать, развел большой костер, и его заметили. Коляда, знакомый дядька, доставил его к родным, искавшим его уже 5-й день по тайге.

Мальчик через 2 дня отвел рыболовную бригаду к месту, которое получило название Васюткино озеро. Краткое содержание не описывает подробностей финала. Отметим лишь, что в водоеме оказалось очень много рыбы. На районной карте вскоре появилось «Васюткино оз.». Уже без надписи оно перекочевало на краевую, а на карте страны отыскать его мог лишь обнаруживший его мальчик. Так заканчивается произведение, которое создал Астафьев («Васюткино озеро»). Расскажем теперь о главных героях.

Природа в рассказе

934616

Природа и человек (Васютка) — вот главные герои. «Васюткино озеро» — это рассказ, в котором природа — это не просто фон или декорация. Это отдельный мир, который живет по своим собственным законам. Он проверяет сущность людей и определяет, на что способен человек. Природа заставляет главного героя пройти испытания, дает возможность лучше оценить заботу и любовь матери, близких, семьи. Она грозит, запутывает, пугает, но и приоткрывает завесы, подсказывает. Нужно лишь понять, увидеть, заметить, а для этого следует быть чутким и зорким не только на слух и глаза, но и в сердце.

Мальчик Васютка из рассказа «Васюткино озеро»

934623

Краткое содержание, которое вы только что прочитали, не позволяет подробно описать характер этого мальчика. Однако общее представление о нем вы вполне можете составить. Человеческая сущность, как известно, лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. Это и есть главная мысль рассказа, который написал Виктор Астафьев. Васютка оказался в одной из них. И он смог проявить мужество, находчивость, решительность. Конечно, мальчик очень испугался, поняв, что значило потеряться в лесу. Однако природа не любит трусливых и слабых, и Васютка отлично это осознавал. Конечно, он много раз был в лесу и знал из рассказов рыбаков, как нужно поступать в таких ситуациях. Вместе с тем Васютка понимал, как легко сгинуть навеки в просторах суровой тайги. Поэтому ему понадобилась вся его воля, мужество и самообладание для того, чтобы не поддаться панике. Виктор Астафьев отмечает, что Васютка, как опытный взрослый, обдумывал каждый шаг, каждое действие, устраиваясь на ночлег, выбирая направление, добывая еду. Благодаря мужеству он вышел победителем из леса. Его победа заключалась в том, что он преодолел в себе страх и растерянность, и это помогло Васютке вернуться домой. Он выдержал испытание, а наградой стало озеро, полное рыбы, о котором мальчик поведал рыбакам.

Не правда ли, интересную историю рассказал нам Астафьев («Васюткино озеро»)? Главные герои — это лишь одна сторона анализа этого произведения. Можно продолжить размышлять о нем, к чему мы и призываем читателя.

Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева

Такое малое внимание,
уделяемое творчеству В.П. Астафьева в 5-9 классах, на наш взгляд не совсем
соответствует тому воспитательному, нравственно-психологическому и
художественному потенциалу, который заложен в произведениях этого писателя.

Хотелось бы отметить, что
по творчеству этого автора методический арсенал нуждается в накоплении.

Хотя уже и есть
методические нароботки учителей – словесников, но этого пока еще не достаточно,
и поэтому при подготовке к уроку приходится обращаться к литературоведческим
материалом. Мы считаем, что заниматься творчеством Астафьева в среднем звене
необходимо, ведь там заложена основа нравственности, автор рассказывает о
героях ровесниках, живущих сложностями, заботами и традициями сегодняшнего дня
и при этом духовно наполненными, наделенными внутренним богатством
человеческого чувства.

Герой детства В.П.
Астафьева по возрасту близок подросткам. Его психологическая яркость, живой
образ, естественность поступков не оставляет в стороне юного читателя.
Нравственные ценности не вуалируются в произведении сюжета, а рождаются из
понимания причин и значимости поступков героя, как в глазах его самого, так и
других окружающих его людей. Подросток, сопереживая герою, погружаясь в его
мир, глубоко симпатизируя ему, невольно учится различать доброе и злое в своих
поступках и в поступках людей.

В основе рассказов
Астафьева лежат детские впечатления самого автора (автобиографические
рассказы). Один из таких рассказов («Васюткино озеро») изучается в пятом
классе, второй – («Конь с розовой гривой») будет изучаться в шестом классе, в
восьмом классе – глава из повести «Последний поклон» — «Фотография, на которой
меня нет».

От произведения к
произведению углубляется проблема нравственного отношения, между человеком и
окружающим миром, человеком и человеком. К некоторым произведениям ученики
обратятся в старших классах. Им свойственно острое ощущение ценности жизни,
бурный протест против сил, противостоящих всему живому, будь то война или
людская злоба, стихия или жестокость к природе. Трагическое звучание многих
произведений Астафьева не от сознания бессилия.

Астафьев – писатель
мужественный. Свое писательское кредо он объяснил так: «Я писал о том, что для
меня было личным, кровным, а оказалось, мою тревогу, мою боль разделяют многие
и многие» .

К утверждающейся, а не
угнетающей силе трагического таланта писателя ученик еще обратится, а в пятом
классе перед нами воспоминание о детском творчестве, о сочинении ученика
В.Астафьева, который, став писателем, вспомнил свой рассказ «Жив!», опубликованный
в школьном журнале, и по памяти воспроизвел, наградив, героя именем Вася и
озеро – Васюткиным.

В рассказе главное не
сюжет, а мальчик, его и помогает нам рассмотреть необычность ситуации, а
которую он попал, убедительность его поступков. Борьба с собственным страхом и
попытка преодолеть обстоятельства, не дать судьбе сломать себя – это могут
ощутить ученики при так называемом замедленном чтении, где есть возможность
проследить все этапы путешествия и все нюансы мыслей и чувств героя.

Программа предлагает
рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро» для чтения и изучения в пятом классе.

На изучение данного
произведения Мы выделяем два часа. На первом уроке мы знакомимся с
произведением.

Тема первого урока: «В.П.
Астафьев «Васюткино озеро».

Автобиографичность произведения.
Черты характера героя и его поведение в лесу
».

Цель:

знакомство с творчеством В.П.
Астафьева; обучение пересказу художественного текста; комментированное чтение
текста.

Продолжить развитие
художественной речи учащихся.

Оборудование:

учебник – хрестоматия, карта с
изображением таежной сибирской местности.

План урока:

1. Слово о писателе.
Биографическая основа рассказа.

2. Работа с текстом.

3. Обучение
аналитическому пересказу.

4. Итоговая беседа.

Словарная работа:

автобиографическая проза.

Ход урока

Урок начинаю со
знакомства с личностью писателя и историей создания рассказа.

I
.
Слово о писателе

«…Родился я неподалеку
от Красноярска, в ночь на второе мая 1924г., в селе Овсянка, жители которого
носят убийственное прозвище — гробовозы… Сказка про гробовозов была первым
художественным произведением, узнанным мной в жизни…» .

Далеко не каждый писатель
отважится так начать рассказ о себе. «.. .Любил я и люблю родных моих
гробовозов (я уж по старинке буду называть земляков своих — привычней как-то,
хотя и корябает ухо) — гулеванов, зубоскалов, посказителей и драчунов, которые
и в работе вели себя, как в драке, все с налету делали, рывком, махом, и еще
пели очень здорово, пели и плакали… Но на войне мои земляки не были в хвосте.
Очень многие погибли, немногие вернулись инвалидами с фронта…» .

«…Памятны мне летние
деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи все что-то
гоношится, не засыпает, звякая коровьими боталами, стукая веслами и шестами,
ширкая торопливыми пилами на берегу реки — сплавной лес в дрова превращают
земляки! Пахнет дымокурами, оседающей пылью, куриным пером, несет запахом
вареной картошки, под чугунами дотлевают угли во времянках, средь двора на
жаркую пору устроенных. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек,
пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как
блудных телят, домой, стегая и ругаясь.

Ну а как забыть осенние
дни…» .

Виктор Астафьев всю жизнь
пишет о себе. Ему досталась непосильная судьба — как всему русскому народу. Он
вырос сиротой, его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных, он
прошел войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребенок умер от голода…
Как вынести это? Как не озвереть, не проклясть? Нет, Астафьев пишет: «За что
судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли
делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне жизнь на
пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не
оттирал ли с дороги локтями слабых?»

Вот с такой душой и
рождены все его многочисленные книги: повесть о голодном, несправедливом
детстве «Кража», книга о войне, названная неожиданно «Пастух и пастушка»,
покаянная исповедь «Последний поклон» и другие, другие…

Впечатления детства
положены в основу многих его рассказов.

С одним из таких
рассказов «Васюткино озеро» мы сегодня и познакомимся. Виктор Петрович писал:
Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна».

В городе Игарке
преподавал когда–то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич
Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь
понимаю; свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать
из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды
предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом
заблудился в тайге, много дней провел один, и вот обо всем этом и написал.
Сочинение мое было напечатано в рукописном школьном журнале «Жив». Много лет
спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти.

Так вот и получилось
«Васюткино озеро» — первый мой рассказ для детей» .

II
.
Работа с текстом

На следующем этапе урока
мы читаем рассказ вслух, сопровождая чтение необходимыми комментариями.
Выразительное чтение учителя, предваряющее разбор произведения, является, по
точному выражению М.А.Рыбниковой, «ключом» к освоению его содержания.

III
. Обучение аналитическому пересказу

После прочтения рассказа
я предлагаю учащимся ответить на вопросы по содержанию, с целью выявления
впечатлений, появившихся у ребят.

Для работы возьмем эпизод
на с. 126-127. Начиная со слов: «открытие было настолько простым и потрясающим»
до «Живем!»

1. Беседа по тексту

Рассказ прочитан, давайте
поговорим о том, что же пришлось пережить мальчику, заблудившемуся в лесу. Мы
уже говорим о том, что это произошло с самим писателем, и это событие он описал
в сочинение. Тогда он дал ему название «Жив». Какое из этих названий вам
нравится больше? А как объяснить выбор каждого из этих вариантов заголовка.

Сколько дней длилась
робинзонада Васютки? Опишите как можно подробнее один из этих дней, чтобы в
вашем пересказе вновь повторились события из жизни мальчишки, который не сдался
в самой трудной обстановке.

Почему, как вам
кажется, Васютка немного робел перед отцом? Это был страх или уважение перед
большим, сильным и умелым человеком? Обоснуйте свой ответ.

Какой старинный порядок
при отправке в лес (и тайгу) обычно соблюдал каждый человек? В рассказе он
звучит как афоризм. Найдите его и зачитайте.

Найдите и зачитайте в
тексте с какого события началась робинзонада Васютки?

Охарактеризуйте чувства
и поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из
текста наиболее характерные слова, передающие состояние Васютки.

Ребята, а как бы вы
стали себя вести в этой ситуации?

Опишите первую ночь в
лесу, второй день, вторую ночь… На какой день перед Васюткой оказалось озеро?

Что же помогло Васютке
не пропасть в тайге?

Прочитайте, как мальчик
добился своего спасения. В чем была его заслуга в эти последние, самые
мучительные часы.

Как встретили
пропавшего дед, мать, отец? Прочитайте эти эпизоды.

Мы видим, что вся семья
переживала за Васютку, все силы были брошены на его поиски. Автор показал нам
настоящую, крепкую, любящую семью, где царит любовь и понимание, где старшие
дают уроки жизни младшему, учат его быть сильным, способных выжить в самых
трудных ситуациях остаться человеком.

Найдите описание
раболовецкого похода на озеро, которое назвали Васюткиным.

Когда это случилось?

Васютке пришлось пережить
много трудностей, встретившихся ему на пути странствий. (Вместе с героем
переживали и мы). Но это только начало жизненных трудностей, а сколько их будет
впереди.

Но мы с уверенностью
можем сказать, что наш герой, закаленный тайгой, хорошо знавший природу
сурового края не затеряется среди огромной, необъятной нашей страны, как не
затерялось то маленькое озеро, которое носит его имя.

Ведь герой рассказа – это
известный во всем мире писатель – В.П.Астафьев.

2. Словарная работа

Этот рассказ дает хорошую
возможность для словарной работы.

Следует обратить внимание
на слова и выражения, характерные для стиля

В. Астафьева: таинственный
шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешенно подумал; хлипких
не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.
Следует
пояснить значение некоторых слов и попросить использовать их в своем пересказе.

Можно выполнить с
учащимися следующие задания:

Внимательно вчитываясь в
текст, определите значение выделенных слов, употребленных писателем.

Рассолодели
от безделья

Нету фарту

Осенняя
путина

Привыкли парнишкой помыкать

Посадить на мушку
<...>
птиц

Выпишите из текста
диалектные слова.

Писатель постоянно
подчеркивает, что выраженная в форме диалектизмов речь, колоритна, близка разговорной,
усиливает эмоциональное восприятие. Пятиклассники легко ориентируются в тексте,
не смущаясь диалектизмов, некоторые устойчивые обороты надолго западают в
детскую память (например: «лихорадка болотная», «привязалась как банный лист»,
«чуть с ума не лишился»).

IV
. Итоговая беседа

В конце урока
заключительное слово учителя.

Понравился ли рассказ
«Васюткино озеро»?

Происходили ли с вами
подобные истории в лесу?

VI
. Домашнее задание.

В качестве домашнего
задания мы предложили ребятам написать рассказ о ситуации, схожей с той, что
случилось с Васюткой. Постараться описать свои мысли, чувства, поступки, а если
не бывали в такой ситуации, то есть возможность пофантазировать.

Можно предложить
нарисовать иллюстрации к наиболее запомнившимся и понравившимся эпизодам и
оформить в классе выставку выполненных работ.

Второй урок посвящен
анализу прозаического текста.

Тема второго урока: В.П.
Астафьев «Васюткино озеро ». Человек и природа в рассказе

Цели урока:


обучение анализу прозаического текста, развитие
навыков устного словесного рисования и комментированного чтения.

План урока:

1. Работа с текстом (7
мин).

2. Работа в группах (15
мин).

3. Комментированное
чтение эпизода (8 мин).

4. Сочинение-миниатюра
(10 мин).

Словарная работа

:
пейзаж.

Ход урока

I
. Работа с текстом

Урок начинаю с беседы.

Беседа.

Обсуждение содержания рассказа на
втором уроке выявит осознанное восприятие ребятами произведения.

Какое место занимал
Васютка в бригаде? Чем занимался?

Как относился Васютка к
взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?

Какой детский поступок
совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?

Что помогло Васютке
провести первую ночь?

Где провел мальчик
вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?

Чем отличалась третья
ночь?

Что, по-вашему, помогло
Васютке выйти на берег Енисея?

Почему озеро назвали
именем мальчика?

Чему можно поучиться у
Васютки?

II
. Работа в группах

1. Встречи Васютки с
миром живой природы (птицы, рыбы). Как и

почему относился Васютка
к окружающей его фауне? Ученики сделают наблюдения, что Васютка убивал дичь как
любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но
в то же время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку,
разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь
животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.

2. Поведение Васютки в
лесу.

Основным в наблюдениях
ребят будет то, что послужит ответом на вопрос: что же припомнил Васютка из
того, «чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников». Они
расскажут, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми.
Ребята отметят, что смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться
и выжить в трудных условиях.

3.Мысли и чувства
Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Ребята отметят, что
мальчик постоянно размышляет, у него очень пытливый ум, это оказывается
решающим в его путешествии.

III
. Комментированное чтение эпизода

Вопрос о том, нужна ли классическая литература в школе, обсуждается последние
лет 5-6 очень активно. Более того, поскольку интерес к чтению все падает и падает,
мотивировать школьника, студента к чтению крайне сложно. В 2001 году в Свердловской
области проходили областные контрольные работы (ОКР), где десятиклассникам было
предложено задание «Круг чтения», цель которого – выявить ценностные ориентиры учащихся
в области литературы. На основе этих работ в колледже регулярно проводится опрос
студентов относительно литературных предпочтений. Очень коротко – выводы.

  1. Судя по приводимым названиям книг, активное самостоятельное чтение прекращается
    в начальной школе. Подавляющее большинство называют программные произведения,
    только что прочитанные, причем с очень большой долей вероятности можно предположить,
    что не читали, а смотрели кино (автор не назван, название приводится с искажением…)
  2. Среди произведений вне программы называют детективы, ужасы, фантастику…;
    в качестве аргументов – краткое содержание произведения; собственное отношение
    не выражено.
  3. Домашних библиотек практически нет, «а зачем они нужны»?
  4. Практически не представлена научно-популярная литература и публицистика.

Ответ на вопрос «что делать» каждый педагог ищет сам. Мне близки два подхода
к решению проблемы, которые я и реализую в своей преподавательской деятельности.

Подход первый
связан с технологиями критического мышления. Подробно на
них останавливаться не буду, так детальное описание самих технологий, практики их
применения на различных предметах всесторонне освещается в учительской прессе. А
вот логико-структурные таблицы (ЛСТ)
,
предложенные Б. Дыхановой, профессором
воронежского университета, доктором филологических наук, на мой взгляд, не столь
активно обсуждались (если обсуждались вообще), а они очень интересны. (См. Первое
сентября. Литература. N 22 – 2004). Абсолютно согласна с утверждением, что логика

ни в коем случае не может затруднить восприятие художественного текста, наоборот,
чувство лишь тогда совершенно, когда оно согласуется с разумом, и тем сильнее, чем
глубже понимание объекта.

По мнению ученого, главное на уроке – «… организация диалога с художественным
текстом. А чтобы диалог состоялся, необходимо в первую очередь понять действительный
(а не подразумеваемый субъективно) смысл составляющих его слов». Словарная работа

становится обязательным элементом всего процесса аналитического освоения текста
произведения. Она позволяет «… войти в чуждые исторические эпохи, развивает стилеразличительные
навыки, усиливает внимание к словесной явленности содержания, помогает обрести ту
свободу в ориентации в деталях текста, без которой невозможен проблемный анализ».
Другой важный момент в авторский технологии – эвристический
(задачный)
метод овладения глубинным содержанием текста
. Результаты эвристического поиска
обобщаются по ходу размышления в ЛСТ.

В соответствии с описанным выше подходом мною разработаны ЛСТ для учащихся 5-го
класса в соответствии с различными жанрами, предлагаемыми программой: сказка,
рассказ, стихотворение, басня.

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» — сказка 20 века.


Цель урока – показать своеобразие сказки Паустовского «Теплый хлеб»


  1. Познакомитьучащихся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб» — сказкой
    о труде и взаимной выручке. Рассмотреть понятия «народная» и «литературная сказка».
  2. Продолжать работу над развитием умения выразительно читать прозаический
    художественный текст. Развивать монологическую речь учащихся.
  3. Воспитывать чувство сопричастности ко всему живому, чувство ответственности
    за слово, поступок…


Ход урока

1. Словарная работа:кавалерист, околица, вороной конь, удила,
картуз, плотина, свекольная ботва, ходули, патроны, мельничный лоток, калитка, христарадники,
ставни, тулупчик, округа, турецкая баталия, артель пильщиков, жернова, квашня, дюже,
помер, покамест.

1.1. Значение каких слов (словосочетаний) вам непонятно? Как догадаться о смысле
слова, если нет под рукой словаря? (По контексту)

1.2. Почему конь вороной? Есть ведь и другие масти. (Буланый, гнедой, игреневый,
караковый, каурый, муругий, мухортый, пегий, саврасый, сивый, соловый, чалый, чубарый).

1.3. Историческая ошибка (турецкая баталия по тексту была 100 лет назад. Сказка
написана в 1977 году. Вычитаем 100 – русско-турецкая баталия никак не могла быть
в 1877 году). А, может быть, это не ошибка?


2. Пересказ текста по словарным словам.


3. Анализ текста и заполнение таблицы (вариант)

ЛСТ по сказке К.Паустовского «Теплый хлеб»

Характеристика персонажа

Хозяин (мужик)

Мальчишки

Сорока, мыши…

Соц. статус

Бедная крестьянка

Очень пожилая женщина, много повидавшая в жизни

С кем из персонажей взаимодействует

Отношение к другим персонажам

Искренне горюет по поводу случившегося, но не отчаивается: «Зачем
помирать? Надеяться надо».

Мельника уважает: «Он старик хитрый, ученый».

Поступки, которые герой совершает

Рассказывает внуку о событии, произошедшем 100 лет назад. Указывает внуку
на человека, который поможет поправить дело – на мельника Панкрата.

Роль в сюжете

Указывает внуку правильный путь, помогает совершить правильный выбор.
Комментирует поведение людей, дает авторскую оценку: «Мороз стрясся от
злобы людской; мужик злой, крикливый; завелся в Бережках дурной человек»…

Как с этим героем связано название произведения

Связь опосредованная: (объяснить значение слова «опосредованная») «теплый
хлеб» – «охлаждение сердца»

Речь героя

Речь напевная, выразительная, словно былину рассказывает (можно дать
понятие жанра): «…заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса
и сады».
Эпитеты лютый, голая
; метафора пустыня
; обратный
порядок слов (инверсия): голая стояла наша земля.

С одной стороны, персонаж бездействует, плачет, «бабка»; с другой – именно
она объясняет причину случившегося, указывает выход из ситуации – значит
автор доверяет её житейскому опыту, мудрости.

4. После заполнения таблицы – монологический ответ.
Учитель может организовать
работу либо «по горизонтали», либо «по вертикали». Что это значит? Ученик может
рассказать либо о герое
— всё: социальный статус, возраст, речь, поступки….;
либо, например, об отношении автора
ко всем персонажам произведения.


ЛСТ по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

Эпизоды для анализа

Богатство животного и растительного мира

Приметы, традиции, обычаи жителей сибирского края

Сибиряки (характер, поведение человека)

Васютка (характер, поведение, размышления …)

Экспозиция (повествование до начала событий)

Рыба тучами ходила: осетр, стерлядь, таймень…; орехи…

Старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички…

Рыбаки ужинали, курили, щелкали орехи, рассказывали были и небылицы

Совсем скучное житье началось у Васютки …

«Заблудился»

«Конец блужданий»


Словарная работа (на усмотрение учителя)

2. Вопросы для анализа текста:

2.1. Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
2.2. Как относился Васютка ко взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед
походом в тайгу?
2.3. Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?
2.4. Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?

2.5. Что помогло Васютке провести первую ночь?
2.6. Где провел мальчик вторую ночь, и почему ему было очень тяжело?
2.7. Чем отличалась третья ночь?
2.8. Что, по-вашему, помогло Васютке выйти на берег Енисея?
2.9. Почему озеро назвали именем мальчика?
2.10. Чему можно поучиться у Васютки?


3. Заполнение таблицы.

4. Работа с таблицей.

Лирическое произведение (стихотворение)

ЛСТ Своеобразие «Фейных сказок» К. Бальмонта

1. Словарная работа. (Например, на какие группы можно разделить данные
слова: василек, мотылек, опал, топаз, незабудка, хризолит, букашки, ромашки,
комар, жемчуг, рябинка, василек, пчела, муха, паук, алмаз).

Выразительное чтение фрагментов стихотворений, в которых есть указанные выше
слова.

2. Анализ текста стихотворения
. Например, как вы воспринимаете события,
рассказанные в стихотворениях? И т.д.


3. Заполнение таблицы.

4. Работа с таблицей (на усмотрение учителя).


ЛСТ по теме «Великие баснописцы и их герои»

Баснописцы

Биография баснописца

Басня (по выбору учащегося)

Герои басни

Средства выразительности речи

Мораль басни

И. Крылов

Сын военного. Домашнее воспитание. Много читал, рано начал работать (в
канцелярии). Овладел французским, итальянским языками, игрой на скрипке.
Первое произведение – басня. Издавал журнал, писал пьесы. Написал более
200 басен

Слон и Моська

1. Крылатые выражения: отколе ни возьмись; ай, Моська…

3. Разговорная речь: отколе, в диковинку, знать, срамиться…

4. Однородные члены (градация)

1. Я совсем без драки могу попасть в большие забияки; 2. Ай, Моська…


1. Словарная работа.

2. Анализ текста и заполнение таблицы.

3. Работа с таблицей.

  • Рассказ хамелеон краткий пересказ
  • Рассказ филипок толстого распечатать
  • Рассказ фиктивная мама для дочери чудовища
  • Рассказ филин и чиж
  • Рассказ филиппок литературное чтение 2 класс