Рассказ филиппок литературное чтение 2 класс

Урок чтения во 2 классе лев николаевич толстой филиппок организационный момент под горой у сосновой опушки жили-были четыре старушки жили-были

Урок чтения
во 2 классе

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ
«Филиппок»

Организационный момент

Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.

Прочитайте:
шепотом, тихо, увеличивая громкость,
медленно увеличивая темп.

Речевая разминка

Русские писатели

Проверка домашнего задания

1. с. 110 — 111-чтение по ролям

2. Р.Т.С.38


Лев Николаевич
ТОЛСТОЙ

Лев Николаевич родился в 1828 году. Свою мать он не помнил: она умерла, когда ему не было еще и 2 лет. В неполные 9 лет Толстой потерял и отца. Воспитательницей осиротевших детей стала их дальняя родственница. Первые 13 лет своей жизни Толстой прожил в тульском имении своих родителей – Ясная Поляна.
Главное значение в жизни будущего писателя было «жить честно». «Жить честно» в понимании Толстого означало прежде всего жить не для себя, а для людей, их блага и счастья.  
Посмотрите на портрет Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный и проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. О необходимости учиться и о многом другом.
7 ноября 1910 года Толстой умер и был погребен в Ясной Поляне, в лесу, на месте, заранее им самим указанном.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Отдохнули !

«Филиппок»

Был мальчик, звали его Филипп.

  • Был мальчик, звали его Филипп.
  • Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и тоже собрался идти. Но мать сказала ему:
    — Куда ты, Филиппок, собрался?
    — В школу.
    — Ты ещё мал, не ходи.
    И мать оставила его дома.

Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка.

  • Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка.

  • Подённая работа – оплачиваемая по дням, производимая за рабочий день

Школа была за селом у церкви. Когда Филиппок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать, собака тоже за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал.

  • Школа была за селом у церкви. Когда Филиппок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать, собака тоже за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал.
  • Слобода- большое село, деревня, широкая улица.

Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?»
Филиппок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

  • Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?»
    Филиппок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
  • Пострелёнок – озорник, сорванец.
  • Полы – низ пальто

Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, учитель в красном шарфе ходил посередине.
Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, учитель в красном шарфе ходил посередине.
Филиппок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.


Лавка – большая скамейка
Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уже и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи своё имя.
Филиппок сказал:
— Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филиппок осмелился и сказал:
— Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись.

Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уже и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи своё имя.
Филиппок сказал:
— Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филиппок осмелился и сказал:
— Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись.

Бедовый – шустрый, смелый.





С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.

Работа по учебнику

с. 112 — 114

Работа по содержанию рассказа

– С чего начинается рассказ?

— Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу?

-Что приключилось с мальчиком по дороге?

-Как развивались события в школе?

-Как мальчик стал складывать свое имя?

-Чем закончился рассказ?

Работа с иллюстрациями:

Найди отрывок в тексте

Тест по рассказу:
С кем Филиппок остался дома?
а) С братом
б) С дедушкой
в) С бабушкой
Почему мальчик по дороге упал?
а) Испугался
б) Споткнулся
в) Набросилась собака
Почему он долго стоял на крыльце школы? Чего боялся?
а) Что учитель прогонит
б) Что учитель заставит учиться
в) Что ребята будут смеяться



Тест по рассказу:
Какое задание учитель дал Филиппку?
а) Решить задачу
б) Написать свое имя
в) Сложить свое имя
Кто учил мальчика читать?
а) Мама
б) Костюшка
в) Друг


Итог урока:

— С каким рассказом Л.Н. Толстого мы познакомились?

-Какие черты характера Филиппка, вы хотели бы воспитать в себе?

Домашнее задание

  • Стр.112-114, отвечать на вопросы №1,2

Конспект урока литературного чтения для 2 класс

Тема: Л.Н.Толстой «Филипок»

Раздел: Русские писатели

УМК: «Школа России»

Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение» 2класс 1 часть, М.: «Просвещение», 2012

Цель: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Филипок».

Задачи: 1) развивать умение делить текст на части и составлять план; давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;

2) развивать речь, мышление, память;

3) воспитывать волевые качества, желание учиться.

Используемая литература:

  • С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. –М.:ВАКО, 2013

  • https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-dlya-klassa-perviy-raz-v-shkolu-lntolstoy-filipok.html

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/12/11/urok-chteniya-2-klass-filipok

Оборудование: учебник, аудиозапись рассказа «Филипок»

Ход урока

  1. Организационный момент

-Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

2. Актуализация знаний

-С каким великим русским писателем вы познакомились на прошлом уроке? (Лев Николаевич Толстой)

-Что вы запомнили из его биографии?

-С каким рассказом Л.Н.Толстого мы познакомились? (Старый дед и внучек)

-Вспомните, в чем заключается главная мысль этого рассказа? (Нужно уважать, почитать старших, заботиться о пожилых людях)

3.Введение в тему урока.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого. Мы перенесемся в то время когда он жил. Тогда было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, написал учебник для ребятишек и сам учил их. Для того, чтобы догадаться, о чем будет новый рассказ, рассмотрим иллюстрацию в учебнике.

-Кого вы видите на переднем плане? (Мальчика)

-Опишите мальчика. Какой он? (Ответы детей)

-Что вы видите на заднем плане? (Учеников)

-Кто изображен слева? (Учитель)

-Можете ли вы на основании иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся)

-Прочитаем название рассказа.

-О ком пойдет речь в рассказе? (О мальчике по имени Филипок)

-Автор называет его ласково, значит, речь пойдет о маленьком мальчике.

4.Первичное восприятие текста.

Чтобы узнать, что же случилось с Филипком, послушаем это произведение.

Слушание аудиозаписи.

5.Эмоционально-оценочная беседа.

-Понравился вам рассказ? Чем? (Ответы учащихся)

-Кто главный герой произведения? (Ответы учащихся)

-Какие черты характера вы можете отметить? (Ответы учащихся)

-Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? (В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе)

6.Словарная работа.

-В тексте нам встретились незнакомые слова. Попробуйте объяснить их.

Поденная работа –  работа, которая оплачивается по количеству проработанных дней. 

Слобода – большое село, деревня.

Постреленок – непоседа, шалун, так обычно шутливо обращаются к детям.

Сенцы, сени – в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Бедовый – шустрый, смелый.

Полы– нижняя часть раскрывающейся спереди одежды

7.Чтение учащимися и анализ произведения

1) чтение первой части

-Что узнали о Филипке? (Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.)

— А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)

— Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)

2) чтение второй части

— Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

— Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)

Филипок не шел, а бежал в школу — вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.

— Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

— А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

— Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.

3) чтение третьей части

-Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)

-Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)

-Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).

-Как об этом говорит автор?

-Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?

4) чтение четвертой части

-Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? («Я бедовый…»)

-Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться. 

8.Составление плана произведения

-На сколько частей можно разделить рассказ? (предположения детей)

-Давайте вместе составим план.

-О чем сообщается в первой, вступительной части? (О мальчике Филиппе, его мать не отпускала в школу)

-Как можно назвать эту часть? (Скучно дома)

-Как завязываются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филипок отправляется в школу)

-Что приключилось с мальчиком по дороге? (На него напали собаки)

-Что произошло потом? (Он встретил мужика и бабу, думал идти в школу или нет)

-Это – вторая часть. Какое название можно дать этой части? (Опасная дорога в школу)

-Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем)

-А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филипка? (ответы детей)

-Это – третья часть. Озаглавьте ее. (Встреча с учителем)

-Как развивались события дальше? (ответы детей)

-Чем закончился рассказ? (Филипок стал ходить в школу)

-Это – заключительная часть. Как ее можно назвать? (Филипок стал ходить в школу)

9.Итог урока

-Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

-Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

-Мог ли писатель дать другое название рассказу? Как бы вы его озаглавили?

-Какая из предложенных пословиц подходит к этому произведению?

  • Один за всех, а все за одного.

  • Друзья познаются в беде.

  • Грамоте учиться всегда пригодится.

  • Добра желаешь – добро и делай.

10. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке: что понравилось, что получилось, какие выводы сделали?

11.Домашнее задание.

-Подготовить пересказ произведения по составленному плану.

ТИП УРОКА: сообщение новых знаний

ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

— ознакомить учащихся с новым произведением
Л.Н.Толстого

— формировать навыки осознанного беглого
чтения

РАЗВИВАЮЩИЕ:

— развивать устную речь учащихся для более
глубокой и точной передачи мыслей и чувств

— обогащать словарный запас

— учить анализировать поступки героев

— учить работать с деформированным текстом

— развивать эмоционально- чувственное
восприятие и воображение средствами
изобразительного искусства

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

— воспитывать внимательное отношение к людям

— развивать умения работать в парах, в группах,
учить прислушиваться к мнению товарищей

— воспитывать волевые качества, желание учиться

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

— дети должны познакомиться с новым
литературным произведением

— научиться составлять словесный портрет
главного героя по опорным словам

— научиться работать с деформированным и
картинным планом рассказа

ОБОРУДОВАНИЕ:

— портрет Л.Н.Толстого работы художника И.Е.
Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”

— репродукции картин Н.П.Богданова-Бельского “У
дверей школы”, “Новые ученики”

— репродукция картины А.А.Венецианова
“Захарка”

— фонохристоматия для начальной школы

— Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

— раздаточный материал Старославянский алфавит

— карточки со словами для работы в парах

— карточки с деформированным планом для работы
в группах

— карточки-картинки для составления картинного
плана

— гусиные перья и чернила

— презентация PowerPoint

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1).Введение в тему.

2) Словарная работа.

3) Первичное чтение рассказа

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка

5) Вопросы после первого прочтения рассказа.

6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.

7) Составление словесного портрета главного
героя.

8) Работа над планом.

9) Проверка составленного плана.

3. Итог урока.

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке литературного чтения мы
продолжим изучение произведений великого
русского писателя Л.Н.Толстого, познакомимся с
картинами знаменитых русских художников Н.П.
Богданова-Бельского, А.Г.Венецианова, И.Е.Репина,
узнаем толкование новых для вас слов, будем
работать над составлением плана рассказа.

Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом
Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина
“Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”.

Слайд №2

2. Работа по теме урока.

1). Введение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым
рассказом Л.Н. Толстого.

С чем будут связаны события, происходящие в
рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. (Работа в
тетрадях по литературному чтению).

— Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в
каждой строчке:

  • д б з ж ш в г — все буквы обозначают
    звонкие согласные звуки,
  • а ш — обозначает глухой согласный звук
  • х ц ч к щ — все согласные буквы обозначают
    непарные глухие согласные звуки,
  • а к — парный согласный звук
  • ж л д ц т о р ф — все буквы обозначают
    согласные звуки, а о— гласный звук
  • б в г д л з ж — все буквы обозначают
    согласные звонкие парные,
  • а л – непарный звонкий согласный звук
  • е ё я а ю — все гласные буквы
    йотированные, а а — нет.

— Получилось слово школа.

Слайд №3

— Почему именно слово школа будет
“ключиком” для нашего урока?

— Как школа связана с писателем?

Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских
ребятишек в своём имении Ясная Поляна и
преподавал в ней со своими дочерьми.

Слайд №4

Он составил “Русскую Азбуку” и написал много
рассказов для детей, которые включил в эту книгу.

Слайд №5

Вместе с героем картины “ У дверей школы”
художника Н.П.Богданова-Бельского мы перенесёмся
на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века,
какая была во времена Л.Н. Толстого.

Мы тихонько заглянем на урок.

— Что делают дети? (Все дети пишут).

Слайд №6

Приоткроем дверь в другой класс.

— Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).

Эту картину написал тот же художник
Н.П.Богданов-Бельский, и называется она “Новые
ученики” (прим. или “Новички” — разная трактовка
названия картины).

— Эти ребята помогут нам расшифровать название
нового рассказа Л.Н. Толстого.

Слайд №7

Работа в тетрадях.

— По названию первых букв из древнерусского
алфавита составьте слово, которое будет являться
названием рассказа, который мы будем изучать на
уроке.

ФЕРТ ИЖЭ ЛЮДИ ИЖЭ ПОКОЙ ОН КАКО
Ф и л и п о к

Слайд №8

— Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о
мальчике, которого зовут Филипок).

2) Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова:

слобода

пострелёнок

бедовый

— найдите объяснение этих слов в словарике в
конце учебника.

Слайд №9

Физкультминутка

3) Первичное чтение рассказа подготовленным
учеником до слов “Филипок их уже знал и немножко
читать умел”.

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка из
рассказа.

5) Вопросы после первого прочтения рассказа.

— О чём этот рассказ? (О том, как маленький
мальчик пошёл в школу).

— Кто является главным героем?

— Какие ещё действующие лица есть в этом
рассказе?

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

Работа с Толковым словарём русского языка
С.И.Ожегова.

Подённая работа — работа с оплатой по
отработанным дням.

Украдкой — выполнение действия, чтобы никто
не заметил, не узнал.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди
одежды.

Сенцы – нежилая часть помещения между домом
и крыльцом.

Слайд №10

— Как вы думаете, эта история могла бы произойти
на самом деле?

— Как называется такой жанр произведений? (Быль).

Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.

Чтобы вы могли представить себе вашего
ровесника, обратимся к художнику

А.Г.Венецианову, который написал портрет
мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели дети в 19
веке.

Слайд №11

6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.

— Почему мама не пустила мальчика в школу?

— Почему Филипок решил пойти?

— Как мальчик собирался в школу?

— Где находилась школа?

— Знал ли малыш дорогу?

— Какие опасности встретились ему на пути?

— Почему Филипок не решался войти в школу?

— Как он вёл себя, зайдя в класс?

— Как ребята объяснили появление мальчика в
школе?

— Прочитайте, как Филипок стал складывать своё
имя.

— Как вёл себя малыш после похвалы учителя?

— Каким вы представляете себе Филипка, какие
черты характера ему присущи?

Составим его словесный портрет.

7) Составление словесного портрета главного
героя. Работа в парах.

У вас на столе лежат карточки со словами.
Выберите те слова, которые характеризуют
мальчика.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый,
бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный,
смышлёный, глупый, настойчивый, грустный,
весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный
(не испугался собак), робкий (смутился перед
незнакомым человеком), любознательный и
смышлёный (научился складывать буквы, когда брат
читал), целеустремлённый (очень хотел учиться),
весёлый.

— Каким вы представляете себе учителя? ( Учитель
добрый, не прогнал мальчика, погладил его по
голове, стал спрашивать, слушал его внимательно,
засмеялся, когда Филиппок читал своё имя,
пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала
мальчика в школу).

8). Работа над планом. Работа в группах.

У каждой группы есть план рассказа, он не
соответствует хронологической последова-
тельности событий. Вы должны поставить части
плана в соответствии с частями рассказа.

Чтобы вы почувствовали атмосферу школы 19 века,
писать будете гусиными перьями.

__ Опасная часть дороги

__ Скучно одному

__ Знакомая дорога

__ Филипок собирается в школу

__ Раздумья на пороге школы

__ Встреча с учителем

__ Филипок становится учеником

__ Мальчик отправляется в школу

Слайд№12

Группе слабомотивированных учащихся
предлагается составить картинный план рассказа
(представлены 2 вида картинного плана)

Слайд №13 (№14-15)

9) Проверка составленного плана.

а) Один представитель от группы вписывает
нужную цифру в пункт плана на доске.

б) Проверка по картинному плану.

3. Итог урока.

— С каким рассказом Л.Н.Толстого вы
познакомились?

— Что нового, интересного и поучительного для
себя узнали?

— Какие черты характера Филипка вы хотели бы
воспитать в себе?

4. Рефлексия.

— Что понравилось на уроке?

— Как бы вы оценили свою работу?

  • Красный смайлик — всё понял, понравилась работа
    в парах и группах;
  • Жёлтый — некоторые моменты на уроке были
    непонятны, не всегда был согласен с мнением
    товарищей;
  • Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах
    и группах не понравилась, был не согласен с
    мнением одноклассников.

Слайд №16

5. Домашнее задание.

Подготовить пересказ были “Филипок” по
составленному плану.

Слайд №17

Библиография.

1. Учебник по литературному чтению для 2 класса.
Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий Москва 2006 г.

2. Поурочные разработки по литературному
чтению. С.В.Кутявина Москва 2010 г.

3. Толковый словарь русского языка С.И Ожегов.

4. Литературно-художественная фонохристоматия
для начальной школы. Н.В. Ильчук Москва. Весть —
ТДА

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Филипок».»(2 класс)

Речевая разминка Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Под горой у...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Речевая разминка Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Под горой у

    Описание слайда:

    Речевая разминка
    Научитесь читать скороговорку как можно быстрее.
    Под горой у сосновой опушки
    Жили-были четыре старушки.
    Жили-были четыре старушки,
    Все четыре большие болтушки.

  • 2 слайд

    Речевая разминкаПроизнеси сначала медленно, потом быстроРасскажите про покуп

    Описание слайда:

    Речевая разминка
    Произнеси сначала медленно, потом быстро
    Расскажите про покупки
    Про какие про покупки?
    Про покупки про покупки,
    Про покупочки свои.

  • 3 слайд

    Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить100

    Описание слайда:

    Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить
    100

  • 4 слайд

    граф крестьянские дети школа «Азбука»Лев Николаевич Толстой 1828 – 1910

    Описание слайда:

    граф
    крестьянские дети
    школа
    «Азбука»
    Лев Николаевич Толстой
    1828 – 1910

  • 5 слайд

    Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился

    Описание слайда:

    Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

  • 6 слайд

    Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьян

    Описание слайда:

    Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем помогает открыть ещё более 20 школ в окрестных деревнях.

  • 7 слайд

    В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как

    Описание слайда:

    В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей. Он же сам пишет «Азбуку» для обучения детей чтению.

  • 8 слайд

    Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ,

    Описание слайда:

    Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ?
    — Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. .., а на с. …рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ.

  • 9 слайд

    Лев Николаевич ТолстойФилипок

    Описание слайда:

    Лев Николаевич Толстой
    Филипок

  • 10 слайд

    Первичное чтение и словарная работа (Рассказ читают учитель и учащиеся. Парал

    Описание слайда:

    Первичное чтение и словарная работа
    (Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.)
    Поденный — относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата).
    Слобода — большое село, деревня.
    Постреленок — непоседа, шалун.
    Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый.

  • 11 слайд

    Рассказ филиппок литературное чтение 2 класс

  • 12 слайд

    Рассказ филиппок литературное чтение 2 класс

  • 13 слайд

    Обсуждение рассказа — С чего начинается рассказ? — Почему Филипок не ходил

    Описание слайда:

    Обсуждение рассказа
    — С чего начинается рассказ?
    — Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?
    — Что приключилось с мальчиком по дороге?
    — Как развивались события в школе?
    — Как мальчик начал складывать свое имя?
    — Чем закончился рассказ?

  • 14 слайд

    Повторное чтение (Рассказ читают учащиеся.)

    Описание слайда:

    Повторное чтение
    (Рассказ читают учащиеся.)

  • 15 слайд

    Что вы узнали о Филипке в самом начале? - Почему он остался дома? - Где были

    Описание слайда:

    Что вы узнали о Филипке в самом начале?
    — Почему он остался дома? — Где были родители?
    Подённая работа — работа, которая оплачивается по отработанным дням.
    — Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.
    — Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую?

  • 16 слайд

    - Кто же помог Филипку? - Как он назвал Филипка? Пострелёнок - озорник, сор

    Описание слайда:

    — Кто же помог Филипку?
    — Как он назвал Филипка?
    Пострелёнок — озорник, сорванец.
    — Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?
    Полы — нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
    Во весь дух — очень быстро.
    — Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? — Почему? — Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.

    — Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?

  • 17 слайд

    Друзья познаются в беде.Грамоте учиться –всегда пригодится.Пословицы

    Описание слайда:

    Друзья познаются в беде.
    Грамоте учиться –всегда пригодится.
    Пословицы

  • 18 слайд

    Слобода - сторона, улица. - Прочитайте, далеко ли была школа? - Что случило

    Описание слайда:

    Слобода — сторона, улица.
    — Прочитайте, далеко ли была школа?
    — Что случилось по дороге в школу?
    — Почему собаки залаяли?
    — Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?
    — Подумайте, что было дальше?
    — А как поступили бы вы?
    — Узнаем, как поступил Филипок.

  • 19 слайд

    - Как же Филипок всё-таки решился войти в школу? - Что он сделал, когда вошёл

    Описание слайда:

    — Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?
    — Что он сделал, когда вошёл? — Почему? О чём это говорит?
    Сенцы — помещение между жилой частью дома и крыльцом.
    — Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)
    Немой- лишённый способности говорить.
    — Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.
    — А почему же он заплакал?

  • 20 слайд

    - Кто поддержал Филипка?) - Что они рассказали о Филипке? Прочитайте. Украдк

    Описание слайда:

    — Кто поддержал Филипка?)
    — Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.
    Украдкой — скрытно, незаметно от других.

    — Когда же осмелел Филипок?
    — А за что похвалил?
    — Как о себе говорит Филипок?

    Бедовый — ловкий, сообразительный.
    Страсть какой — очень.
    — Зачем он так сказал учителю?

  • 21 слайд

    храбрость доброта трудолюбие решительность

    Описание слайда:

    храбрость

    доброта

    трудолюбие

    решительность

  • 22 слайд

    храбрость – доброта – трудолюбие – решительность -трусостьзлостьленьнеув

    Описание слайда:

    храбрость –

    доброта –

    трудолюбие –

    решительность —
    трусость
    злость
    лень
    неуверенность

  • 23 слайд

    Составление плана рассказа — Перед вами искаженный план текста. Восстановите

    Описание слайда:

    Составление плана рассказа
    — Перед вами искаженный план текста. Восстановите его.
    1. Опасная часть дороги в школу.
    2. Знакомая дорога.
    3. «Ты погоди хвалиться…»
    4. Филипок отправляется в школу.
    5. Встреча с учителем.
    6. Скучно дома.
    7. Раздумья на пороге школы.
    8. Филипок в классе.

  • 24 слайд

    Составление плана рассказа (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.)

    Описание слайда:

    Составление плана рассказа
    (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.)

  • 25 слайд

    физкультминуткадля глаз

    Описание слайда:

    физкультминутка
    для глаз

  • 26 слайд

    Рассказ филиппок литературное чтение 2 класс

  • 27 слайд

    Рассказ филиппок литературное чтение 2 класс

  • 28 слайд

    А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В сторону, вперёд, назад

    Описание слайда:

    А теперь, ребята, встали!
    Быстро руки вверх подняли,
    В сторону, вперёд, назад,
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело.

  • 29 слайд

    Работа над пересказом— Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени

    Описание слайда:

    Работа над пересказом

    — Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут?
    — Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.)

  • 30 слайд

    Работа с пословицами в парах. — Откройте учебник на с. 124, выполните зада

    Описание слайда:

    Работа с пословицами в парах.

    — Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10.

  • 31 слайд

    храбрость – доброта – трудолюбие – решительность -трусостьзлостьленьнеув

    Описание слайда:

    храбрость –

    доброта –

    трудолюбие –

    решительность —
    трусость
    злость
    лень
    неуверенность
    хвастливость

  • 32 слайд

    Рассказ филиппок литературное чтение 2 класс

  • 33 слайд

    Рассказ филиппок литературное чтение 2 класс

  • 34 слайд

    Тест по рассказу Проверим, внимательно ли вы читали. 1С кем Филипок остался

    Описание слайда:

    Тест по рассказу
    Проверим, внимательно ли вы читали.
    1С кем Филипок остался дома?
    а) с братом;
    б) с дедушкой;
    в) с бабушкой.
    2. Почему мальчик по дороге упал?
    а) испугался;
    б) споткнулся’,
    в) уронила собака.
    3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
    а) что учитель прогонит,
    б) что учитель заставит учиться;
    в) что ребята будут смеяться.
    4. Какое задание учитель дал Филипку?
    а) решить задачу;
    б) написать свое имя;
    в) сложить свое имя.
    5.Кто учил мальчика читать?
    а) мама;
    б) Костюшка’,
    в) друг.

  • 35 слайд

    Тест по рассказу Проверим, внимательно ли вы читали. 1С кем Филипок остался

    Описание слайда:

    Тест по рассказу
    Проверим, внимательно ли вы читали.
    1С кем Филипок остался дома?
    а) с братом;
    б) с дедушкой;
    в) с бабушкой.
    2. Почему мальчик по дороге упал?
    а) испугался;
    б) споткнулся’,
    в) уронила собака.
    3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
    а) что учитель прогонит,
    б) что учитель заставит учиться;
    в) что ребята будут смеяться.
    4. Какое задание учитель дал Филипку?
    а) решить задачу;
    б) написать свое имя;
    в) сложить свое имя.
    5.Кто учил мальчика читать?
    а) мама;
    б) Костюшка’,
    в) друг.

  • 36 слайд

    Итог урока - С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились? - Что нового,

    Описание слайда:

    Итог урока

    — С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?
    — Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
    — Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

  • 37 слайд

    Домашнее задание Пересказать рассказ Л.Н. Толстого «Филипок» Пересказ

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Пересказать рассказ
    Л.Н. Толстого «Филипок»

    Пересказать рассказ
    Л.Н. Толстого «Филипок»
    от лица самого героя.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Речевая разминкаПроверка домашнего задания Работа по теме урока Физкультминутка Закрепление изученного Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Расскажите о своей семье. На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н. Толстого. А что вам особенно запомнилось? (Выска зывания детей.) Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Яс ной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ? (О школе для крестьянских детей.) Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. 112, а на с. 115 рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ. (Дается время на обдумывание задания и высказывание предположений.) Ну что ж, проверим ваши предположения. Пришло время познакомиться с рассказом. С чего начинается рассказ? Почему Филипок не ходил с ребятами в школу? Что приключилось с мальчиком по дороге? Как развивались события в школе? Как мальчик начал складывать свое имя? Чем закончился рассказ? Проверим, внимательно ли вы читали. Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки. Введение в тему Первичное чтение и словарная работа Обсуждение рассказа (Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.) Поденный- относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата). Слобода- большое село, деревня. Постреленок— непоседа, шалун. Сенцы, сени— в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый— шустрый, смелый. Повторное чтение Тест по рассказу (Рассказ читают учащиеся.) Составление плана рассказа — Перед вами искаженный (перестроенный) план текста. Восстановите его. (Ученики работают самостоятельно.) 1. Опасная часть дороги в школу. 2. Знакомая дорога. 3.«Ты погоди хвалиться…» 4. Филипок отправляется в школу. 5.Встреча с учителем. 6.Скучно дома. 7. Раздумья на пороге школы. 8.Филипок в классе. (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.) Работа над пересказом — Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут? (Филипок.) — Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.) (Дети выполняют задание.) 2. Работа с пословицами — Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10. (Дети работают в парах. Читают пословицы, вспоминают при¬меры из жизни, когда можно их употребить.) С кем Филипок остался дома? Почему мальчик по дороге упал? Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся? Какое задание учитель дал Филипку? Кто учил мальчика читать? а) с братом; б) с дедушкой; в) с бабушкой. а) испугался; б) споткнулся’, в) уронила собака. а) что учитель прогонит, б) что учитель заставит учиться; в) что ребята будут смеяться. а) решить задачу; б) написать свое имя; в) сложить свое имя. а) мама; б) Костюшка’, в) друг.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Филипок.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»Поговорим о самом главном. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Котёнок».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина». Викторина по сказкам поэта.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448223 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Рассказ Л. Н. Толстого «Филлипок»

Лев Толстой известен как настоящий мастер больших литературных произведений, однако в этой истории он крайне коротко и ёмко продемонстрировал стремление мальчика к мечте. Рассказ написан очень простым и доступным языком, понятным каждому ребёнку. Некоторые угадывают в образе Филипка великого Михаила Ломоносова, знаменитого своим стремлением к знаниям, другие же просто видят в этом персонаже хороший пример для подражания — наглядную иллюстрацию того, насколько важно и нужно учиться каждому человеку.

Аннотация к рассказу

Краткое содержание для читательского дневника

Филипок очень хотел пойти в школу, но мать его не пускала, считая, что для обучения он ещё слишком мал, поэтому велела ему остаться дома. Однако вскоре его отец и мать отправились на работу, старший брат Костюшка ушёл в школу, и мальчик остался дома только со старенькой бабушкой. Вскоре старушка уснула, а Филипок, заскучав и не найдя себе никакого занятия, решил всё-таки осуществить свою мечту: надел старую отцовскую шапку, поскольку своей не нашёл, и отправился в школу. Он не сомневался, что там ему понравится.

Но его ожидал непростой путь. В родной слободе псы знали его и не трогали, но за её пределами за ним погнались чужие собаки — Жучка и Волчок. Он бросился бежать, но, к счастью, собак отогнал какой-то мужик. Он спросил у мальчика, куда он бежит один, но тот ничего не ответил, подобрав полы и просто убежав.

Наконец Филипок прибежал к школе, но вдруг испугался туда заходить, опасаясь, что учитель прогонит его. Назад идти он тоже не мог из-за страха перед собаками. В это время проходившая мимо баба с ведром сказала ему, что все уже на уроке, а он стоит здесь один, и это заставило его всё-таки войти в школьные сени.

Жанр, идея и основная мысль

Но, зайдя в класс, наполненный учениками, Филипп снова испугался, особенно когда учитель в красном шарфе строго начал задавать ему вопросы о том, кто он такой. От страха у мальчика пересохло в горле — он даже не смог дать ответ и заплакал. Тогда учитель сжалился над ним, погладил его по голове и узнал у ребят, что это за мальчик и откуда.

Поняв, что Филипок — Костюшкин брат, который давно просится в школу, но не может туда ходить из-за материнского наказа, учитель пообещал, что поговорит с матерью Филипка и договорится, чтобы та отпускала ребёнка в школу.

После этого он усадил его на лавку рядом с Костюшкой и начал показывать ему буквы. Но выяснилось, что Филипок уже и сам знает их, умеет складывать своё имя и даже понемногу учится читать книги: всему этому его учил старший брат. Зато правильно произносить молитвы он ещё не мог, принялся частить их, постоянно путая каждое слово. Учитель посоветовал ему не хвалиться, а поучиться получше — таким образом, Филипок записался в класс и вместе с другими ребятами начал посещать школу, а его заветная мечта сбылась.

План для пересказа

Текст произведения можно условно разделить на несколько основных частей в виде конспекта или плана:

  • Филипок хочет пойти в школу, но он слишком мал.
  • Скука дома и смелый побег.
  • Опасная дорога: собаки, мужик, баба с ведром.
  • Приход в школу и класс с ребятами.
  • Страх перед учителем и разговор с ним.
  • Зачисление в ученики и счастливый финал.

Филипок: характеристика главного героя

Чему учит произведение Филлипок

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Главный герой рассказа Филлипок

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.

Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

Автор рассказа Филлипок

  1. Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
  2. Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
  3. Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
  4. Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

Анализ и главные мысли произведения

Описание и характеристика главного героя

Жанр произведения «Филипок» Толстого — рассказ-быль, но при этом в нём немало элементов сказки. Начинается оно в духе «жил-был»: «Был мальчик, звали его Филипп». И, как это часто бывает в сказочных сюжетах, главный герой на пути к своей цели переживает множество трудностей и преодолевает препятствия, но в итоге его ожидает счастливый конец. Как и из любой сказки, из этого рассказа также можно почерпнуть мудрость и вынести для себя урок.

Пожалуй, практически каждый ребёнок дошкольного возраста, ходивший в садик или сидевший дома, в это время мечтал отправиться в школу: она манила своими возможностями узнавать что-то новое, знакомиться с окружающим миром, общаться со сверстниками. Дошкольники часто буквально бредят школой, постоянно спрашивая у родителей, когда же они смогут отправиться в мир знаний. Поэтому любой человек, мечтавший в детстве поскорее пойти в школу, легко узнает себя в главном герое произведения.

Правда, в настоящее время остаётся всё меньше людей, которые так жадно и искренне стремятся к знаниям: жизненные ценности меняются. Поэтому взрослые должны поощрять тягу детей к учёбе, как это сделал учитель в этом произведении.

Главная мысль рассказа «Филипок» Толстого заключается в том, что учиться никогда не рано. В произведении затрагиваются такие важные темы, как польза обучения и ценность школы. Даже если Филипок и поступил не совсем правильно, ослушавшись мать и сбежав из дома, это гораздо лучше, чем быть равнодушным к знаниям и не стремиться к ним.

Знания на протяжении всей жизни человека играют очень важную

роль, а школа — это первый шаг на пути к великим свершениям. Именно с поступления в школу и университет начинают свою дорогу все люди, в том числе самые известные и впоследствии многого добившиеся.

Ещё одна важная мысль произведения — необходимо идти к своей цели, мечте, всегда добиваться желаемого, даже если на пути встанут препятствия. Рассказ учит быть самостоятельным, отважным, принимать смелые решения, не бояться пробовать. А если трудности всё-таки возникли, перед ними не следует отступать.

Характеристика героя Филлипка

Пословицы и поговорки к произведению:

  • Знания — сила.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • Человек сам кузнец своего счастья.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Если воля тверда, ты непременно достигнешь цели.

Одну из значимых мыслей высказывает также учитель в конце произведения: «Ты погоди хвалиться, а поучись». Из этого можно вынести урок, что следует быть скромнее и не хвастаться зазря.

  • Рассказ фомка белый медвежонок слушать
  • Рассказ филиппок полный текст распечатать
  • Рассказ финист ясный сокол читать
  • Рассказ филиппок о чем этот рассказ
  • Рассказ ушинского четыре желания слушать