Чужая калитка — рассказ Евгения Андреевича Пермяка
Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.
Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить — пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша — милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук — за другую. Помучится парень, да научится.
Так и во всём… Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать — дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:
— Коли берёшься за дело — доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, — подожди, когда вырастешь.
Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.
Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься…
Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего — обгложут кору молодых яблонек или груш — и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:
— Хозяева тоже мне… Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят… Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка…
— Что говорить, Алёшенька, — поддержал дедушка разговор, — и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится…
— И свалится, — подтвердил Алёша, — она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой…
— Да уж куда хуже быть чужой калиткой, — опять согласился с внуком дед, — то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка… своё оно и есть своё.
Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
— Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша — и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.
— А чья, дедушка, эта скамья?
— Ничья, — ответил дед, — чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо — отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят… только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная…
Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.
Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.
— Вот так охотник растёт у нас! — нахваливает Алёшу мать. — Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.
Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.
— Устал, наверно, милый сын? — спросил Алёшу отец.
— А может, с дедом не поладил? — спросила бабушка.
— Да нет, нет, — отмахнулся Алёша, — не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две — отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.
— Алёша, ты погляди, — указывает дед, — никак, у чужой калитки родня нашлась.
— Наверно, — отвечает Алёша и дальше идёт.
Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.
— Вот тебе и на, — удивляется дед, — у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.
Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:
— А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?
— Нет, — ответил Алёша, — я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а — наша.
— Это хорошо, — сказал дед.
— А что хорошо? — спросил Алёша.
— Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал… А что касаемо школьной изгороди, — сказал дед, разводя руками, — я даже слов подобрать не могу… Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше…
Дед опять заглянул внуку в глаза.
За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.
— А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши… А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.
Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.
Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить — пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша — милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук — за другую. Помучится парень, да научится.
Так и во всём… Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать — дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:
— Коли берёшься за дело — доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, — подожди, когда вырастешь.
Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.
Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься…
Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего — обгложут кору молодых яблонек или груш — и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:
— Хозяева тоже мне… Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят… Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка…
— Что говорить, Алёшенька, — поддержал дедушка разговор, — и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится…
— И свалится, — подтвердил Алёша, — она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой…
— Да уж куда хуже быть чужой калиткой, — опять согласился с внуком дед, — то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка… своё оно и есть своё.
Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
— Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша — и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.
— А чья, дедушка, эта скамья?
— Ничья, — ответил дед, — чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо — отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят… только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная…
Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.
Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.
— Вот так охотник растёт у нас! — нахваливает Алёшу мать. — Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.
Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.
— Устал, наверно, милый сын? — спросил Алёшу отец.
— А может, с дедом не поладил? — спросила бабушка.
— Да нет, нет, — отмахнулся Алёша, — не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две — отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.
— Алёша, ты погляди, — указывает дед, — никак, у чужой калитки родня нашлась.
— Наверно, — отвечает Алёша и дальше идёт.
Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.
— Вот тебе и на, — удивляется дед, — у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.
Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:
— А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?
— Нет, — ответил Алёша, — я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а — наша.
— Это хорошо, — сказал дед.
— А что хорошо? — спросил Алёша.
— Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал… А что касаемо школьной изгороди, — сказал дед, разводя руками, — я даже слов подобрать не могу… Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше…
Дед опять заглянул внуку в глаза.
За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.
— А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши… А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.
Время чтения: 7 мин.
Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.
Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить — пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша — милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук — за другую.
Помучится парень, да научится.
Так и во всём… Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать — дедушка ни в чём не отказывал.
Одного только от внука требовал:
— Коли берёшься за дело — доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, — подожди, когда вырастешь.
Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.
Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься…
Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего — обгложут кору молодых яблонек или груш — и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:
— Хозяева тоже мне… Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят… Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка…
— Что говорить, Алёшенька, — поддержал дедушка разговор, — и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится…
— И свалится, — подтвердил Алёша, — она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой…
— Да уж куда хуже быть чужой калиткой, — опять согласился с внуком дед, — то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка… своё оно и есть своё.
Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
— Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша — и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.
— А чья, дедушка, эта скамья?
— Ничья, — ответил дед, — чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо — отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят… только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная…
Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.
Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.
— Вот так охотник растёт у нас! — нахваливает Алёшу мать. — Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.
Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.
— Устал, наверно, милый сын? — спросил Алёшу отец.
— А может, с дедом не поладил? — спросила бабушка.
— Да нет, нет, — отмахнулся Алёша, — не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две — отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.
— Алёша, ты погляди, — указывает дед, — никак, у чужой калитки родня нашлась.
— Наверно, — отвечает Алёша и дальше идёт.
Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.
— Вот тебе и на, — удивляется дед, — у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.
Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:
— А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?
— Нет, — ответил Алёша, — я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а — наша.
— Это хорошо, — сказал дед.
— А что хорошо? — спросил Алёша.
— Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал… А что касаемо школьной изгороди, — сказал дед, разводя руками, — я даже слов подобрать не могу… Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше…
Дед опять заглянул внуку в глаза.
За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.
— А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши… А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.
Евгений Пермяк | |
Евгений Пермяк | |
Дата рождения | 18 [31] октября 1902 года18 [31] октября 1902 года |
Место рождения | п. Воткинский завод Сарапульского уезда Вятской губернии |
Дата смерти | 17.08.1982 |
Гражданство | СССР, Российская Федерация |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | русский |
Евгений Андреевич Пермяк — советский писатель, драматург, журналист.
Евгений Пермяк / Биография
Евгений Пермяк родился 31 октября 1902 года в посёлке Воткинский завод на Урале. Здесь, в краю народных мастеров, удивительной природы, выразительного народного языка прошло детство и юность будущего писателя.
Его отец служил на почте и умер от туберкулёза, когда сыну исполнилось три года. Матери было тяжело одной воспитывать сына и Евгений жил с её родителями и сестрой. Евгений Андреевич вспоминал, что он очень рано поверил в то, что станет рабочим. Самым большим счастьем было сделать что-то самому: смастерить лук, выпилить рамку, слепить фигурку из глины. Ещё мальчиком на всю жизнь он полюбил ремёсла, а в мартеновскую печь заглянул раньше, чем в букварь.
Начальное образование Пермяк получил в церковно-приходской школе, несколько лет учился в прогимназии, поступил в гимназию. После Октябрьской революции гимназия стала школой второй ступени, где обязательным было производственное обучение. Юноша сумел освоить пять ремёсел, стал на все руки мастером — мог тачать сапоги, работать по дереву, выковать нож, выточить деталь, переплести книгу.
Во время гражданской войны, в трудные голодные дни становления молодой Советской Республики семнадцатилетний парень оказался на продовольственном фронте в бескрайних Кулундинских степях. За два года жизни в сибирской деревне он научился пахать и сеять, убирать урожай, косить траву, молоть хлеб на ветряной мельнице. Воспоминания о Сибири через много лет нашли своё отражение в рассказах и повестях: «Дочь луны», «Саламата», «Шоша-шерстобит», «Страничка юности», «Счастливое крушение».
Обогащённый жизненным опытом, в 1923 году Евгений возвращается на родину и через биржу труда устраивается подручным кондитера на пермскую кондитерскую фабрику «Рекорд». В это время были сделаны первые шаги в литературу. Рабкоровские корреспонденции, фельетоны, стихи Евгения Пермяка печатались в уральских газетах: «Красное Прикамье», «Звезда», «Всходы коммуны», «Уральский рабочий» под псевдонимом «Мастер Непряхин». Вскоре молодой человек получил место второго режиссёра в драмкружке рабочего клуба коммунальников им. Томского.
В 1924 году Евгений Пермяк поступил на социально-экономическое отделение педагогического факультета Пермского университета, где кроме учёбы вёл активную общественную работу. Он сотрудничал с университетским журналом «Студент-пролетарий», писал пьесы и ставил в рабочих клубах Перми спектакли на революционные темы. Особое место в комсомольской работе университета занимала ЖТГ «Кузница» (Живая Театрализованная Газета). Материал ЖТГ «разыгрывался» в лицах, исполнялся в виде небольших театрализованных постановок, частушек и куплетов. Евгений Андреевич был одним и руководителей и авторов газеты. В 1925 году он был делегатом Всесоюзного съезда клубных работников в Москве, а через год представлял университет на Всесоюзном совещании живых газет.
В 1926 году Евгений Пермяк стал одним из инициаторов создания методического журнала для театральных агитационных коллективов Урала. Журнал под названием «Живая Театрализованная газета» выходил два раза в месяц и публиковал рекомендации и сценарии выступлений для коллективов «живых газет». Репертуар в значительной степени создавал сам Пермяк и другие члены редколлегии. В 1929 в Перми была издана его брошюра «История живой театрализованной газеты». Во время работы в журнале Пермяк написал свои первые пьесы для молодёжи: «За советским букварём», «Зелёный авангард», которые стали пробой пера в жанре драматургии. Журнал получил широкое распространение и известность, вскоре его редакция переехала в Свердловск. В это время у «ЖТГ» появился наставник и сотрудник — Павел Петрович Бажов, автор уральских сказов. Первые встречи с П. Бажовым навсегда остались в памяти Евгения Пермяка, стали началом большой творческой дружбы. Через много лет Евгений Пермяк написал книгу «Долговекий мастер», в которой с большим уважением и любовью рассказал о жизни и творчестве П. Бажова.
- Евгений Пермяк
-
Торопливый ножик / Евгений Пермяк, 1959
-
Дичок / Евгений Пермяк.- Москва : Диафильм, 1988
-
Сказки о технике / Евгений Пермяк
-
Кто мелет муку. Как самовар запрягли / Евгений Пермяк ; рисунки Евгения Мигунова
В 1932 году Евгений Пермяк решил стать на путь профессионального литератора, переехал в Москву. Развивая навыки, приобретённые в «Живой газете», он создаёт ряд драматических произведений, посвящённых жизни современной деревни, исторической судьбе русского народа. Одна за другой появляются пьесы: «Сказка про белого бычка», «Дубовый идол», «Золотая рыбка», «Лес шумит», «Рожь цветёт», «Перекат», «Серебряная ложка». Пьесы были очень разные по тематике, но выделялись острой современностью, народностью и юмором. Написанная к 20-летию Октябрьской революции героико-романтическая комедия «Лес шумит» была поставлена во многих театрах страны, в том числе в Москве и Ленинграде. В 1938 году Евгения Пермяка приняли в Союз писателей СССР.
Перед Великой Отечественной войной вышла в свет пьеса в стихах «Шумите, ратные знамёна», где автор колоритно и своеобразно изображает освободительную битву князя Игоря против половцев. В эти же годы Евгений Пермяк задумал написать пьесу «Ермаковы лебеди» по мотивам одноименного сказа П. Бажова. Писатель обращается к занимательным сюжетам и выразительным характерам «Малахитовой шкатулки», серьёзно изучает устное народное творчество Урала.
С началом войны Евгения Андреевича, как и многих других советских писателей, эвакуировали в Свердловск, где он прожил все военные годы. Пермяк активно сотрудничает с Совинформбюро, публикуется в газетах Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска, выступает на заводах. В то время местной писательской организацией руководил П. Бажов, с которым Пермяк дружил ещё со времён «живых газет». В совместных поездках Бажова и Пермяка по Уралу родились книги очерков «Уральские записки», «Строители». Через много лет писатель ещё вернётся к теме «Уральских записок» в книге об Урале и его тружениках «Мой край».
В эвакуации Евгений Пермяк закончил пьесу «Ермаковы лебеди», которую горячо одобрил и рекомендовал к печати П. Бажов. Этой пьесой Евгений Пермяк заявил о себе, как о писателе, способном неповторимо и оригинально изображать тему народной поэзии Урала. Позднее Пермяк написал еще одну пьесу по сказу Бажова — «Серебряное копытце», изданную в 1956 году в Москве.
Одним из первых художественных произведений о тружениках советского тыла, о вкладе уральских металлургов в оборону страны была написанная в 1942 году лирическая комедия «Иван да Марья», которая с большим успехом прошла в Магнитогорском драматическом театре им. А. С. Пушкина.
С книгой «Кем быть?», вышедшей в 1946 году, начался новый этап в творчестве Евгения Пермяка — он приходит в детскую литературу. Интерес писателя к новой для себя области был не случаен, лежал в русле общих задач советской литературы той поры. Спрос на детскую книгу, особенно для дошкольников, был неимоверно велик. В основном внимание уделялось популяризации научного знания, а пропаганда труда, мастерства не получила должного освещения. Евгений Пермяк, который с детства сумел разглядеть и понять истинную силу творческой, целеустремлённой работы, решил поделиться своими знаниями. Писатель ведёт своих читателей на заводы, фермы, колхозные поля, плывёт по рекам, спускается в шахты. Книга отличалась ярким, выразительным языком. Автор смело использовал элементы фантастики, устное народное творчество: пословицы, поговорки, присказки. Книга была переведена на языки народов СССР, неоднократно издавалась за рубежом. Приёмы художественного изображения, стиль повествования, найденные Пермяком в этой книге, получили своё дальнейшее развитее в научно-популярных изданиях более позднего периода: «Герои грядущих лет», «Высокие ступени», «От костра до котла», «Сказ про газ», «Как солнышко электрическую лампочку зажгло», «Азбука нашей жизни». О тайнах техники написаны «Сказка о стане Терро-Ферро», «Иголкины братья». Эти произведения Пермяка послужили становлению научно-популярного жанра в советской детской литературе.
Евгения Пермяка по праву можно считать одним из создателей современной литературной сказки для детей. Творческая манера Пермяка испытала сильное воздействие «уральских сказов» П. П. Бажова, но традиционные темы добра и зла, благородства и смелости, верности и находчивости обретают в его сказках современное звучание. Сказки Евгения Пермяка — о труде и людях труда. Писатель считает, что только труд приносит счастье, почёт, радость, делает маленького человека большим. По признанию самого автора, у него постоянно вертелись в голове несколько десятков сказок. Евгений Пермяк долго и настойчиво работал, оттачивая каждую фразу своих сказок. В 1954 году в журнале «Огонёк» появились три коротенькие сказки, затем их стали печатать журналы: «Мурзилка», «Смена», «Юный техник», «Работница». В 1956 году был опубликован первый сборник сказок — «Счастливый гвоздь», а затем «Дедушкина копилка», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Замок без ключа» и, наконец, итоговые книги — «Памятные узелки», «Рассказы и сказки».
В 1958 году была написана пьеса-сказка «Золотая сорока», поднимающая проблемы трудового воспитания молодёжи. Опираясь на свой опыт драматурга, писатель создаёт в ней драматически оригинальные ситуации. Пьеса с большим успехом шла в Московском театре М. Н. Ермоловой. Идеи драматурга нашли живой отклик в сердцах юных зрителей.
Также Евгений Пермяк является автором рассказов для дошкольников и младших школьников. Первый опыт — книга «Торопливый ножик», вышедшая в 1957 году, имела успех у читателей. Через год был издан сборник рассказов «Тонкая струна», богатый тонкими наблюдениями, чувствами и раздумьями.
Для самых маленьких Евгений Пермяк написал рассказы и сказки: «Кто мелет муку», «Ах!», «Знакомые следы», «Пичугин мост», «Рукавицы и топор», «Смородинка», «Хитрый коврик», «Маленькие лукавинки». Эти произведения неоднократно переиздавались, входили в лучшие сборники произведений для детей.
В 1969 году в издательстве «Детская литература» вышла повесть «Детство Маврика», которая охватывает множество событий на Урале в предреволюционную пору. В книге много живых и выразительных сцен, характерных деталей, передающих быт и эпоху. В процессе работы повествование разрослось в двухтомный роман для взрослых «Горбатый медведь».
Евгений Пермяк писал не только для детей. За свою долгую творческую жизнь он написал известные романы для взрослых: «Сказка о сером волке», «Старая ведьма», «Царство Тихой Лутони», «Последние заморозки», «Очарование темноты», «Горбатый медведь». Последняя книга Евгения Пермяка — сборник статей и очерков «Разговор без обиняков» — посвящена размышлениям о прожитой жизни.
Евгений Пермяк известен как общественный деятель. Долгие годы он был одним из руководителей Литфонда СССР, вёл семинары со студентами Литературного института, работал в творческих секциях московских писателей. Он награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Евгений Андреевич Пермяк умер 17 августа 1982 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
В Центральной городской детской библиотеке имени Е. А. Пермяка города Воткинска создан единственный в стране музей Евгения Пермяка. В основе музейной экспозиции — личные вещи Евгения Андреевича, переданные в дар библиотеке родственниками и друзьями писателя, его фотопортреты воткинского периода. Именем писателя названа улица в Перми и его родном Воткинске.
Евгений Пермяк / Книги
- Пермяк, Е. А. Избранные произведения : в 2-х т. / Евгений Пермяк ; худож. Н. Короткин. — Москва : Художественная литература, 1973.
- Пермяк, Е. А. Собрание сочинений : в 4-х т. / Е. А. Пермяк ; вступ. ст. В. Полторацкого. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1977 –1979.
- Пермяк, Е. А. Яснокамское лето : повесть / Евгений Пермяк ; рисунки И. Семенова. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1951. — 272 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Счастливый гвоздь : сказки / Евгений Пермяк ; рисунки Ю. Гусейнова. — Москва : Детгиз, 1956. — 78 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Тонкая струна : рассказы / Евгений Пермяк ; рисунки О. Коровина. — Москва : Детгиз, 1958. — 102 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Торопливый ножик / Евгений Пермяк ; рисунки Т. Звонаревой. — Москва : Детгиз, 1959. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки). — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Первая вахта : рассказы / Евгений Пермяк ; рис. А. Пахомова. — Москва : Детгиз, 1960. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Пичугин мост : рассказ / Евгений Пермяк ; рис. А. Пахомова. — Москва : Детгиз, 1960. — 17 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. На все цвета радуги : рассказы и сказки / Евгений Пермяк ; рисунки Д. Хайкина. — Москва : Детгиз, 1961. — 224 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Смородинка / Евгений Пермяк ; худож. П. Асеев. — Москва : Детгиз, 1961. — 17 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Замок без ключа : Уральские были-небыли / Евгений Пермяк ; послесл. В. Гуры ; ил. И. Кузнецов. — Москва : Детгиз, 1962. — 96 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Кто мелет муку : сказки / Евгений Пермяк ; худож. М. Успенская. — Москва : Детгиз, 1962. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки). — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Чужая калитка / Евгений Пермяк ; рис. П. Асеева. — Москва : Детгиз, 1962. — 64 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Первая улыбка : сказки / Евгений Пермяк ; рисунки Л. Фейнберга. — Москва : Детгиз, 1963. — 31 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Дедушкина копилка : сказки / Евгений Пермяк ; худож. А. Семенцов-Огиевский, З. Воронцова. — Москва : Молодая гвардия, 1964. — 191 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Тонкая струна / Евгений Пермяк. — Москва : Детская литература, 1964. — 151 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Перо и чернильница : рассказы / Евгений Пермяк ; худож. Е. Соколова. — Москва : Детская литература, 1966. — 32 с. : ил. — (Читаем сами).
- Пермяк, Е. А. Двойка / Евгений Пермяк ; худож. В. Видусов. — Москва : Детская литература, 1967. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Чижик-пыжик / Евгений Пермяк ; рис. П. Асеева. — Москва : Детская литература, 1968. — 12 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Хитрый коврик / Евгений Пермяк ; рисунки В. Чижикова. — Москва : Малыш, 1968. — 46 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Детство Маврика : повесть / Евгений Пермяк ; худож. О. Коровин. — Москва : Детская литература, 1969. — 288 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Иголкины братья : сказка / Евгений Пермяк ; худож. В. Кульков. — 2-е изд. — Москва : Малыш, 1971. — 22 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Рассказы и сказки / Евгений Пермяк ; худож. О. Коровин. — Москва : Детская литература, 1971. — 400 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Чужая калитка / Евгений Пермяк ; худож. П. Асеев. — Москва : Детская литература, 1971. — 64 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Пичугин мост : рассказы / Евгений Пермяк ; худож. В. Юдин. — Москва : Детская литература, 1972. — 32 с. : ил. — (Школьная библиотека).
- Пермяк, Е. А. Пропавшие нитки / Евгений Пермяк ; худож. И. Кабаков. — Москва : Малыш, 1976. — 18 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Сказка о стране Терра-Ферро / Евгений Пермяк ; худож. И. Кабаков. — Москва : Малыш, 1981. — 96 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Торопливый ножик : рассказы / Евгений Пермяк ; худож. В. Юдин. — Москва : Детская литература, 1981. — 32 с. : ил. — (Читаем сами).
- Пермяк, Е. А. Детство Маврика : повесть / Евгений Пермяк ; худож. О. Коровин. — Москва : Детская литература, 1984. — 304 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Золотые колечки / Евгений Пермяк ; худож. А. В. Коковкин. — Москва : Советская Россия, 1984. — 192с. : ил.
- Пермяк, Е. А. На все цвета радуги / Евгений Пермяк ; вступ. ст. В. Гура. — Москва : Детская литература, 1987. — 495 с.
- Пермяк, Е. А. Надёжный человек : рассказы и сказки / Евгений Пермяк ; худож. А. Дианов. — Москва : Детская литература, 1988. — 111 с. : ил. — (Школьная библиотека. Для начальной школы).
- Пермяк, Е. А. Дедушкина копилка : рассказы и сказки / Евгений Пермяк. — Москва : Эксмо, 2004. — 463 с. : ил. — (Детская библиотека).
- Пермяк, Е. А. Детство Маврика : повести и сказки / Евгений Пермяк. — Москва : Эксмо, 2006. — 526 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Заповедный остров : рассказы / Евгений Пермяк. — Москва : Эксмо, 2007. — 510 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Чижик-Пыжик : рассказы и сказки / Евгений Пермяк ; худож. В. Бастрыкин. — Москва : Аст : Астрель, 2008. — 191 с. : ил. — (Любимое чтение).
- Пермяк, Е. А. Дедушкина копилка : рассказы и сказки / Евгений Пермяк. — Москва : Эксмо, 2010. — 463 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Чижик-Пыжик / Евгений Пермяк ; худож. А. Басюбина. — Москва : Эксмо, 2011. — 151 с. : ил. — (Русские сказки о природе).
- Пермяк, Е. А. Самое лучшее : сказки, рассказы, повесть / Евгений Пермяк. —Москва : Астрель, 2011. — 800 с.
- Пермяк, Е. А. Дедушкина копилка : сказки / Евгений Пермяк ; рис. Р. Новозонова, А. Семенцова. — Москва : Нигма, 2014. — 184 с. : цв. ил.
- Пермяк, Е. А. Смородинка : рассказы и сказки / Евгений Пермяк ; художник Петр Асеев . — Москва : Детская литература, 2014. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой ).
- Пермяк, Е. А. Чужая калитка : рассказы / Евгений Пермяк ; художник Петр Асеев. — Москва : Детская литература, 2014. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой).
- Пермяк, Е. А. Торопливый ножик : рассказы / Евгений Пермяк ; художник Н. Трепенок. — Москва : Энас-книга, 2015. — 8 с. : ил. — (Новые старые книжки).
- Пермяк, Е. А. Пичугин мост / Евгений Пермяк ; худож. М. Петров. — Москва : Энас-книга, 2016. — 11 с. : ил. — (Новые старые книжки).
- Пермяк, Е. А. Сказка о стране Терра-Ферро / Евгений Пермяк ; художник Екатерина Гонкова. — Москва : Энас-книга, 2016. — 72 с. : ил. — (Любимые советские книжки).
- Пермяк, Е. А. Торопливый ножик : рассказы / Евгений Пермяк ; художник В. Канивец. — Москва : Эксмо, 2018. — 142 с. : ил. — (Правильное чтение) (#эксмодетство).
- Пермяк, Е. А. Чижик-Пыжик / Евгений Пермяк ; художник П. Высоцкий. — Москва : Энас-книга, 2018. — 72 с. : ил. — (Мы соседи по планете).
- Пермяк, Е. А. Бумажный змей : рассказы и сказки / Евгений Пермяк. — Москва : Аст, 2019. — 224 с. — (Классика для школьников).
- Пермяк, Е. А. Кем быть? : правдоподобное описание путешествия автора и его юных друзей по многим и многим профессиям с путевыми зарисовками одного из героев этой книжки в 12-ти тетрадях и 96-ти главах / Евгений Пермяк ; под ред. и с предисл. лауреата Сталинской премии д-ра техн. наук В. В. Данилевского ; ил. А. Кокорина и Н. Смольянинова. — Москва : Молодая гвардия, 1946. — 282 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. От костра до котла / Евгений Пермяк ; рис. А. Иткина. — Москва : Детгиз, 1959. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Кто мелет муку : сказки / Евгений Пермяк ; рисунки М. Успенской. — Москва : Детгиз, 1960. — 21 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Сказ про газ / Евгений Пермяк ; худож. И. Кабаков. — Москва : Детский мир, 1960. — 27 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Как солнышко электрическую лампочку зажгло / Евгений Пермяк ; худож. Б. Алимов. — Москва : Детгиз, 1962. — 20 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Как самовар запрягли : сказки / Евгений Пермяк ; худож. Г. Алимов. — Москва : Детская литература, 1964. — 102 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Азбука нашей жизни / Евгений Пермяк ; рис. Ю. Смольникова. — Москва : Детская литература, 1966. — 144 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Пермяк, Е. А. Наше государство / Евгений Пермяк ; рисунки И. Кошкарёва. — Москва : Детская литература, 1971. — 48 с. : цв. ил.
- Пермяк, Е. А. Азбука нашей жизни / Евгений Пермяк ; худож. А. Борисов. — Москва : Детская литература, 1972. — 120 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Долговекий мастер : о жизни и творчестве П. Бажова: к 100-летию со дня рождения / Евгений Пермяк. — 2-е изд., доп. и перераб. — Москва : Детская литература, 1978. — 207 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Наше государство : очерк с иллюстрациями / Евгений Пермяк ; худож. О. Коровин. — Москва : Детская литература, 1983. — 61 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Кто мелет муку ; Как самовар запрягали / Евгений Пермяк ; рис. Евгения Мигунова. — Москва ; Санкт-Петербург : Речь, 2014. — 30 с. : ил.
- Пермяк, Е. А. Сказ про газ : присказка / Евгений Пермяк ; худож. И. Д. Шурищ. — Москва : Энас-книга, 2015. — 24 с. : ил. — (Новые старые книжки).
- Пермяк, Е. А. От костра до котла / Евгений Пермяк ; рис. А. Иткина. — Москва : Энас-книга, 2016. — 13 с. : ил. — (Новые старые книжки ).
- Пермяк, Е. А. Сказки о технике / Евгений Пермяк ; художники: Александр Чукавин, И. Уварова. — Москва : Аст, 2020. — 80 с. : ил. — (Научные сказки) (Аванта).
Сборники
- Жар мечты : сборник сказок советских писателей / сост. Л. М. Кайев ; обл., форзац и макет худож. А. М. Семенцова-Огиевского и В. В. Воронцовой. — Москва : Молодая гвардия, 1970. — 255 с. : ил.
- Волшебные краски : сказки советских писателей / сост. О. Романченко ; вступ. ст. Л. Разумневича ; худож. Л. Токмаков и др. — Москва : Московский рабочий, 1982. — 335 с. : ил. — (Мальчишкам и девчонкам).
- Путешествие с Мурзилкой : рассказы и сказки, стихотворения, веселые страницы / сост. Т. Ф. Андросенко и др. — Москва : Редакция журнала «Мурзилка» : АО «Векта», 1994. — 271 с. : ил.
- Рассказы современных детских писателей / вступ. ст. И. Н. Арзамасцевой ; ил. Е. В. Попковой. — Москва : Детская литература, 2008. — 735 с. : ил. — (Библиотека мировой литературы для детей).
- Аленький цветочек : сказки русских писателей / худож. О. Закис. — Москва : Махаон, 2010. — 175 с. : ил. — (Путешествие в сказку).
- Наши сказки : сказки любимых писателей / худож. Л. Непомнящий ; предисл. Е. Стариковой. — Москва : Детская литература, 2013. — 205 с. : ил. — (Как хорошо уметь читать!).
- Познавательные сказки / М. Горький, Е. Пермяк, Л. Воронкова ; худож. В. Чижиков, Э. Булатов, О. Васильев, Ю. Молоканов. — Москва : Аст, 2017. — 79 с. : ил. — (Библиотека начальной школы).
- Хитрые сказки : сборник / Коллектив авторов ; коллектив художников. — Москва : Аст, 2017. — 127 с. : ил. — (Самые лучшие сказки).
- Хорошие стихи и сказки в рисунках В. Чижикова ; худож. В. Чижиков. — Москва : Аст, 2017. — 192 с. : ил. — (100 лучших художников — детям).
- Спешите делать добрые дела : рассказы / коллектив авторов ; коллектив художников. — Москва : Детская литература, 2019. — 349 с. : ил. — (Школьная библиотека).
Пьесы
- Пермяк, Е. А. Зеленый авангард : пьеса для детского театра : в 3 д., 4 карт. / Евгений Пермяк. — Москва : Центр. упр. по распространению драматургич. продукции «Цедрама», 1935. — 40 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Петрушка на аварийном фронте : кукольное представление / Евгений Пермяк. — Москва : Изд-во и стеклогр. Центр. упр. по распространению драматургич. продукции «Цедрама», 1935. — 5 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Сказка про белого бычка : сатира / Евгений Пермяк. — Москва : Изд-во и стеклогр. Центр. упр. по распространению драматургич. продукции «Цедрама», 1935. — 3 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Слушай, история : театрализованный агитплакат / Евгений Пермяк. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1937. — 16 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Рожь цветет : пьеса в 4 д. / Евгений Пермяк. — Москва : Изд. и стеклогр. изд-ва «Искусство», 1938. — 127 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Дубовый идол : комедия в 3 д. / Евгений Пермяк. — Москва : Искусство, 1939. — 124 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Лес шумит : героико-романтич. комедия в 4 актах / Евгений Пермяк. — Москва : Искусство, 1939. — 130 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Перекат : пьеса в 4 д. и 5 карт. / Евгений Пермяк. — Москва : Искусство, 1939. — 112 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Золотая рыбка : водевиль в 3 д. / Евгений Пермяк, Евгений Бегак. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1940. — 92 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Серебряная ложка : комедия в 3 д. / Евгений Пермяк. — Москва : Искусство, 1940. — 94 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Шумите, ратные знамена! : большое героич. представление из древних времен о храбрых дружинах северских, о князе Игоре, его верной жене и сподвижниках, о ханской дочери и о многих других, в 5 д. и 10 карт. / Евгений Пермяк. — Москва : Искусство, 1941. — 144 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Ермаковы лебеди : героич. представление в 4 д. Евгения Пермяка по одноимен. сказу П. Бажова об Ермаке Тимофеевиче, его храбрых есаулах, верной невесте Аленушке и о великом государе Иване Васильевиче / Евгений Пермяк. — Свердловск : Свердлгиз, 1942. — 80 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Хозяин вернулся : пьеса в 1 д. / Евгений Пермяк. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1942. — 23 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Иван да Марья : комедия в 3 д. / Евгений Пермяк. — Москва : Профиздат, 1942. — 72 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Золотая Сорока : представление в 3 д. с музыкой, пением и танцами / Евгений Перммяк ; музыка М. Марутаева. — Москва : Искусство, 1960. — 110 с. : нот. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Серебряное копытце : комедия в 3 д. по мотивам одноим. сказа П. Бажова / Евгений Пермяк ; отв. ред. Б. Емельянов. — Москва : ВУОАП, 1967. — 51 с. — [Хранится в РГБ].
Переводы произведений Е. А Пермяка
- Пермяк, Е. А. Nem nehéz a választás : A szerző és fiatal barátai kalandos utazása a mesterségek birodalmában : Tizenkét irkában és kilencven hat fejezetben / E. Permjak ; Szerkesztette és az előszót írta V. V. Danilevszkij ; Oroszból forditotta Botos Imre. — 2-ik kiadás. — Budapest : Uj Magyar könyvkiadó, 1949. — 222 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Ce să fii [Текст] : Călătorie în lumea profesiilor / E. Permiac ; Trad. de M. Căciuleanu şi A. Sârbu ; Desene de A. N. Morozov. — Bucureşti : Ed. tineretului, 1951. — 390 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Kim chcę być : Rodróż w poszukiwaniu zawodu / E. Permiak ; Przeł. z jęz. ros. Zofia Pomianowska. — Warszawa : Nasza księgarnia, 1951. — 397 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Cesta k majstrovstvu / Jevgenij Permjak ; Prel. Štefan Weiskopf. — Bratislava : Práca, 1952. — 277 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Hrdinové zítřejších dnů / Jevgenij Permjak ; Přel. B. Holečková. — Praha : Mladá fronta, 1953. — 206 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Hrdinovia zajtrajších dní / J. Permiak ; Prel. E. Majerová. — Bratislava : Smena, 1953. — 252 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Der Hirt und die Geige : Märchen / Jewgenij Permjak ; Ill. von Erich Gürtzig ; Aus dem Russisch. übers. von Esther Wieprecht. — Berlin : Kinderbuchverl., 1959. — 83 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Puşculiţa bunicului : Il. reproduse după originalul sovietic / E. Permeak ; În romîneşte de Ion Calovia şi Nina Gafiţa. — Bucureşti : Ed. tineretului, 1962. — 157 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. The tale of the grey wolf / Yevgeny Permyak ; Transl. from the Russ. by B. Isaacs. — Moscow : Foreign languages publ. house, 1962. — 216 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. El cuento del lobo pardo / Evgueni Permiak ; Trad. del ruso por J. Lopez Ganivet. — Moscú : Ediciones en lenguas extranjeras, 1962. — 254 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. Ultimele îngheţuri : Roman / Evgheni Permeak ; În romîneşte de Camil Baltazar şi Lidia Bimbulov. — Bucureşti : Ed. pentru literatură universală, 1964. — 247 с. — [Хранится в РГБ].
- Пермяк, Е. А. In allen Regenbogenfarben / Jewgeni Permjak ; Übers. aus dem Russ. von Lieselotte Remané ; Ill. von Karl Fischer. — Berlin : Groszer, 1964. — 247 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
Диафильмы
- Пермяк, Е. А. Золотой гвоздь : [диафильм] / Евгений Пермяк ; худож. Р. Былинская ; сцен. Н. Шерешевской ; худож. ред. А. Морозов ; ред. Л. Гуревич. — Москва : Диафильм, 1959 (Москва : РГДБ, 2019). — 1 дф. (47 кд.) ; цв. Оригинал хранится в РГДБ.
- Пермяк, Е. А. Как Маша стала большой : [диафильм] : для детей дошкольного возраста / Евгений Пермяк ; худож. Е. Солоноуц ; ред. Е. Кавтиашвили ; худож. ред. А. Морозов. — Москва : Диафильм, 1960 (Москва : РГДБ, 2018). — 1 дф. (31 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
- Пермяк, Е. А. Пичугин мост : [диафильм] / Евгений Пермяк ; худож. В. Туренко ;[сцен. Н. Шерешевской ; ред. Л. Гуревич ; худож. ред. А. Морозов. — Москва : Диафильм, 1960 (Москва : РГДБ, 2018). — 1 дф. (32 кд.) : цв. Диафильм из частной коллекции Потмальниковой Надежды.
- Пермяк, Е. А. Сеня и Сёма : [диафильм] / Евгений Пермяк ; худож. А. Брей ; сцен. И. Веткиной ; ред. Е. Кавтиашвили ; худож. ред. А. Морозов. — Москва : Диафильм, 1960 (Москва : РГДБ, 2020). — 1 дф. (38 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
- Пермяк, Е. А. Чужая калитка : [диафильм] / Евгений Пермяк ; худож. Н. Драгунов ; ред. Л. Книжникова. — Москва : Диафильм, 1962 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (33 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
- Пермяк, Е. А. Дотошный мальчик : [диафильм] / Евгений Пермяк ; худож. Лернер Н. — Москва : Диафильм, 1966 (Москва : РГДБ, 2019). — 1 дф. (30 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
- Пермяк, Е. А. От костра до котла : [диафильм] / Евгений Пермяк ; худож. Н. Кошкин ; ред. Т. Семибратова ; худож. ред. В. Дугин. — Москва : Диафильм, 1984 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (32 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
- Пермяк, Е. А. Дичок : [диафильм] / Евгений Пермяк ; художник Л. Гладнева ; сценарий Т. Семибратовой ; художественный редактор В. Плевин ; редактор Г. Витухновская. — Москва : Диафильм, 1988 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (43 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
- Пермяк, Е. А. Золотой гвоздь : [диафильм ] / Евгений Пермяк ; худож. Ю. Богачев ; сцен. О. Тихомирова ; худож. ред. В. Дугин ; ред. Г. Витухновская. — Москва : Диафильм, 1989 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (40 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
О жизни и творчестве
- Аверина, М. А. Поэтика заглавий в художественном мире Е. Пермяка / М. Аверина // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. — 2013. — № 28.— С. 7–11.
- Баруздин, С. А. О Евгении Пермяке // Баруздин, С. А. Заметки о детской литературе. — Москва : Детская литература, 1975. — С. 147–157.
- Бегак, Б. А. Дело человеком славится : [тема труда в произведениях Е. Пермяка] // Бегак, Б. А. Правда сказки : очерки.— Москва : Детская литература, 1989. — С. 47–53.
- Глубоковских, М. В. Дело человеком славится! : к 110-летию со дня рождения Е. Пермяка / М. Глубоковских // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2012. — № 11. — С. 19–21.
- Гура, В. В. Путешествие в мастерство : очерк творчества Е. Пермяка / Виктор Гура. — Москва : Детская литература, 1972. — 126 с. : ил.
- Гура, В. В. Евгений Пермяк : очерк творчества / Виктор Гура. — Москва : Детская литература, 1982. — 126 с. : ил.
- Гура, В. В. В сказке как в жизни : [о прозе Евгения Пермяка] // Пермяк, Е. А. На все цвета радуги / Евгений Пермяк ; предисл. В. Гура. — Москва : Детская литература,1987. — С. 3–11.
- Евгений Андреевич Пермяк // Книги — детям : сборник материалов в помощь учителям, библиотекарям и пионерским вожатым / Дом детской книги ; сост. В. Меерзон, Е. Ручимская. — Москва : Детская литература, 1971. — С.126–128.
- Ковальчук, Т. Занимательная игра : жизнь и творчество детского писателя Е. А. Пермяка / Т. Ковальчук // Праздник в школе. — 2017. — № 8. — С. 117–127.
- Пекшев, В. Не отставая от времени : [о творчестве Е. Пермяка] / В. Пекшев // Детская литература. — 1979. — № 2. — С. 18–21.
- Капица, Ф. Пермяк Евгений Андреевич : [о жизни и творчестве писателя] // Рассказы об авторах ваших книг : XX век : справочник для учащихся средней школы. — Москва, 1997. — (Библиотека гимназиста). — С. 177–178.
- Рождественская, Е. Струна писательской судьбы : [сто лет со дня рождения Евгения Пермяка] / Е. Рождественская // Уральский следопыт. — 2002. — № 12. — С. 16–17.
- Капица Ф. С. Пермяк Евгений Андреевич // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта; Наука, 1997. — С. 332–333.
- Шайхуллина, Г. Р. Рассказы пишущей машинки : [о жизни и творчестве Е. Пермяка] / Г. Шайхуллина // Читаем, учимся, играем. — 2002. — № 4. — С. 13–17.
- Дубова, М. А. Развитие речи младших школьников на материале художественных произведений Евгения Пермяка / М. Дубова. — Текст: электронный // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации : [в рамках юбилейного года педагогического факультета и года добровольца и волонтера] / Министерство образования Московской области, ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» и др. ; под ред. Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких. — Москва : ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», 2018. — С. 174–177.
- Ефремова, М. А. Евгений Андреевич Пермяк / М. Ефремова. — Текст: электронный // Хронос. Всемирная история в интернете : сайт.
- Русанов, А. М. Об истинной биографии советского писателя Евгения Пермяка / А. Русанов. — Текст: электронный // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: научный журнал. — 2016. — № 3. — С. 197–207.
- Санникова, Т. О. Воткинские образы в воспоминаниях и романе Е. Пермяка «Горбатый медведь» / Т. Санникова. — Текст: электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2012. — №11. — С. 66–70.
Экранизации
- Серый волк. Художественный фильм по мотивам романа Е. А. Пермяка «Сказка о сером волке». Реж. Т. Родионова, СССР, 1962.
- «Фока — на все руки дока». Мультипликационный фильм по мотивам одноименной сказки Е. А. Пермяка. Реж. Р. Давыдов, СССР, 1972.
- Белая бабочка. Мультипликационный фильм по мотивам одноименной сказки Е. А. Пермяка. Реж. Г. Тургенева, СССР, 1981.
- Золотой гвоздь. Мультипликационный фильм по мотивам одноименной сказки Е. А. Пермяка. Реж. А. Кирик, СССР, 1986.
Награды, премии
- 1961 — Орден Трудового Красного Знамени
Автор На чтение 18 мин. Опубликовано
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По произведениям литературы» Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк
«Смородинка» Евгений Пермяк
1. Евгений Пермяк (настоящее имя Евгений Андреевич Виссов)
2. «Смородинка»;
3. класс: 2;
4. жанр: рассказ;
5. Год издания: 1969;
6. Эпоха, описываемая в рассказе, относится, скорей всего, к послевоенному времени. Из-за малого объема рассказа сложно сказать точнее. Ясно только, что это уже советское время.
5.
Главные герои: ученица младших классов Танюша Калинникова — старательная, трудолюбивая девочка, ее отец.
6. Сюжет произведения:
Однажды отец Танюши принес домой маленькие палочки и сказал, что это смородиновые черенки, из которых можно вырастить кусты. Танюша очень удивилась, потому что у черенков не было ни корней, ни листиков. «Зато на них почки есть», — сказал отец и объяснил, что из нижних почек после посадки образуются корешки, а из верхних вырастут листики. Захотелось Танюшке самой смородину вырастить. Будущие кусты решили сажать в палисаднике, где до этого рос репейник с лопухом. Вместе с бабушкой девочка выполола сорняки, затем сняла с почвы жесткий дерн, после чего вскопала землю, сделав ее мягкой. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
И лишь после подготовки почвы, разметив участок колышками и шнуром, Танюша посадила черенки.
Вскоре на прутиках показались листья, и постепенно невзрачные палочки превратились в маленькие смородиновые кустики. А через год был собран первый урожай — с каждого кустика по госточке ягод.
В конце произведения автор называетТанюшу «смородинкой», говорит о ее настойчивости и трудолюбии.
7. Личное мнение:
Рассказ «Смородинка», как и многие другие рассказы Евгения Пермяка, незамысловат: у него небольшой объем, простой сюжет, доступные для детей язык. Посыл произведения прост: показать, что трудолюбие и настойчивость важны в жизни и непременно приведут человека к успеху. Однако автор не морализирует, а просто показывает читателю несколько эпизодов из жизни ровесницы, ни к чему при это не призывая. И лишь в самом конце дает характеристику героини. Мне кажется, это более удачный ход, нежели прямое восхваление положительного героя и побуждение читателей к подражанию. Здесь показан интерес ребенка к делу, которым он занимается, показан результат. Прочитав, ребенок, возможно, сам захочет сделать что-то подобное, увлечется, начнет глубже изучать предмет и т.д. Во всяком случае, не будет сидеть без дела и маяться от скуки.
Полезный материал по теме:
Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк По произведениям литературы Стр. 1 Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк По произведениям литературы Стр. 2 Скачать Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк Tags Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк Похожие сочинения
Отправить сочинение на почту
Евгений Пермяк. Рассказы
7.00 (2)
7.43 (7)
7.33 (3)
8.00 (3)
8.00 (2)
7.50 (2)
6.75 (4)
7.50 (2)
9.20 (5)
6.25 (4)
8.00 (1)
8.25 (4)
8.00 (1)
7.25 (4)
8.00 (2)
8.00 (2)
7.00 (2)
7.75 (4)
7.67 (3)
7.50 (2)
7.00 (1)
6.00 (1)
7.20 (5)
9.00 (2)
7.50 (4)
9.00 (1)
6.00 (4)
1 отз.
6.50 (2)
6.75 (4)
7.25 (4)
6.00 (1)
1 отз.
7.00 (1)
8.67 (3)
6.00 (1)
7.00 (1)
6.00 (1)
7.00 (1)
7.00 (1)
7.00 (2)
7.00 (1)
6.00 (2)
6.00 (1)
6.50 (2)
6.00 (1)
7.50 (2)
5.00 (1)
Евгений Пермяк. Микрорассказы
7.25 (8)
6.33 (9)
7.30 (43)
7.17 (6)
7.12 (8)
6.77 (13)
7.53 (34)
6.88 (17)
6.75 (12)
7.00 (2)
7.50 (4)
9.00 (1)
7.89 (19)
7.21 (19)
6.00 (5)
8.00 (3)
8.00 (1)
8.00 (1)
8.00 (1)
6.50 (4)
6.33 (6)
6.62 (8)
8.00 (1)
6.89 (9)
6.83 (6)
7.67 (3)
6.50 (2)
7.50 (6)
7.00 (4)
6.25 (4)
6.67 (3)
10.00 (1)
6.00 (1)
6.20 (5)
9.00 (1)
Евгений Пермяк. Сказки
8.00 (7)
7.74 (31)
7.83 (6)
7.71 (28)
7.67 (6)
7.00 (21)
7.67 (6)
7.42 (19)
7.60 (10)
7.50 (4)
6.83 (6)
7.64 (14)
7.33 (3)
7.25 (4)
6.71 (17)
6.22 (18)
7.71 (21)
6.75 (4)
6.80 (5)
7.80 (5)
7.29 (7)
1 отз.
6.83 (6)
5.83 (6)
6.86 (7)
7.00 (2)
8.00 (4)
7.25 (8)
5.80 (5)
6.83 (6)
7.80 (5)
6.00 (3)
7.50 (4)
7.50 (4)
6.43 (7)
7.00 (3)
7.50 (4)
8.14 (7)
5.67 (3)
5.00 (2)
6.40 (5)
7.50 (4)
6.50 (2)
7.25 (4)
7.00 (5)
6.60 (5)
9.00 (2)
6.00 (2)
8.50 (2)
5.00 (1)
10.00 (1)
8.00 (1)
7.00 (3)
7.66 (42)
1 отз.
5.50 (4)
7.50 (2)
5.50 (2)
6.00 (1)
7.00 (4)
1 отз.
5.00 (2)
8.33 (3)
5.00 (3)
7.33 (3)
6.00 (1)
8.00 (2)
7.00 (1)
5.00 (1)
7.50 (2)
7.50 (2)
6.00 (1)
8.00 (1)
1 отз.
7.00 (3)
1 отз.
5.50 (2)
6.00 (1)
9.00 (1)
Евгений Пермяк. Пьесы
8.00 (3)
Евгений Пермяк. Очерки
6.00 (2)
Евгений Пермяк. Сборники
8.00 (2)
7.00 (1)
5.67 (3)
7.00 (1)
7.00 (1)
8.00 (2)
7.00 (1)
7.00 (1)
7.00 (1)
8.00 (2)
6.00 (1)
7.00 (1)
7.00 (1)
6.00 (1)
7.00 (1)
8.00 (2)
7.00 (1)
8.00 (3)
9.00 (1)
7.50 (2)
7.50 (2)
7.00 (1)
7.00 (2)
7.00 (1)
7.00 (1)
7.33 (3)
7.00 (1)
5.00 (1)
7.33 (3)
7.50 (2)
Как Маша стала большой
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.
Торопливый ножик
Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
— Как же это так? — спрашивает Митю отец.
— Ножик плохой, — отвечает Митя,-косо строгает.
— Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
— А как? — спрашивает Митя.
— А вот так, — сказал отец.
Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
Первая рыбка
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Пичугин мост
По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!
— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.
— Лучше всего первым на Луну полететь, — говорит третий. — Тогда уж во всех странах будут знать.
А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.
Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно.
В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.
Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!
Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точеный. И стал он рубить им ветлу.
Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.
Решил Сёма приладить перильца из жердей.
Дед помог.
Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:
— Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.
Так и стали его называть Сёминой фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.
Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.
Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.
Вот оно как в жизни случается.
Как Миша хотел маму перехитрить
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
— Оно, мама, само отломалось.
— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
— Она, мамочка, сама разорвалась.
— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
— Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
— А как? — спросил Миша.
— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
Кто?
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.
— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.
— Нет, я… Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.
— Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, — ответила Маша. — Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.
— А зачем? — спрашивают девочки.
— А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, — сказала Маша и принялась снова читать букварь.
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.
Ах!
Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.
Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.
Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!