Рассказ это жанр или стиль

Домашний кинотеатр возвращение в хогвартс амедиатека, с 1 января долгожданная встреча выпускников школы чародеев, выдуманной британской писательницей джоан роулинг в

Домашний кинотеатр

«Возвращение в Хогвартс»

Амедиатека, с 1 января

Долгожданная встреча выпускников школы чародеев, выдуманной британской писательницей Джоан Роулинг в конце 1990-х. Первая экранизация (о философском камне) вышла в 2002 году, а последняя (о Дарах Смерти) — в 2011-м. За 10 лет артисты кинофраншизы прошли долгий самостоятельный путь, превратившись из детей, которые росли на съемочной площадке, во взрослых, амбициозных, талантливых людей, которым есть что вспомнить, и что друг другу рассказать. Джоан Роулинг, мать всей истории, на встречу не пригласили в свете последних событий, но обещали, что она будет присутствовать в архивных кадрах.

«Сергий против нечисти»

KION, с 5 января

Главный герой, отец Сергий, раскрывает преступления, совершаемые нечистью, и не брезгует материальным вознаграждением за столь благое дело. Батюшка не сторонится земных удовольствий, что добром не заканчиваются, из-за чего попадает в поле зрения следователя Кати Земцовой. Правоохранительница верить в потусторонние силы отказывается и подозревает, что Сергий и есть преступник.

Главные роли исполнили Роман Маякин («Сладкая жизнь», «Триггер») и Лукерья Ильяшенко («Аванпост», «Инсталайф»), а также Дмитрий Куличков, Ирина Розанова, Михаил Осипов, Николай Шрайбер и другие. Сериал снят в формате киносторис — каждый эпизод длится не больше 15 минут.

«Солдаут»

Premier

Рэпера Drumma’K вышвыривают из лэйбла, но он сдаваться не готов. Договорившись с бывшим боссом на почти невыполнимые условия (записать полноценный альбом и дать концерт за короткий срок на площадке в 10 тыс. человек), герой идет за помощью к прожженному рокеру. Вместе им предстоит преодолеть конфликты интересов, поколений и музыкальных эпох, чтобы создать новый саунд и покорить аудиторию. Сериал создали Константин Майер («Настя, соберись!», «Я худею») в сотрудничестве с молодыми сценаристами Темой Золотаревым и Алексеем Ионовым. Важнейший элемент шоу — музыку — обеспечили «БИ-2», Noize MC, RAM, Thomas Mraz, Карандаш, Лигалайз, Хамиль («Каста»), Илья Найшуллер, Михаил Козырев, Alizade, Тима Ищет Свет и многие другие.

Глеб Калюжный на съемках сериала «Солдаут»

Глеб Калюжный на съемках сериала «Солдаут»

© КАТЯ ГОДУНОВА / ПРЕСС-СЛУЖБА

«Почка»

KION, с 1 января

Инспектор пожарной службы (Любовь Аксенова) без зазрения совести берет взятки от всех, кто подвернется под руку, но однажды «взятка» для жизни понадобится ей самой. У героини отказывает почка — нужна замена. Оказывается, никто не желает отдавать инспекторше здоровый орган, и ей придется добывать его с боем. Драмеди про жажду жизни спродюсировала Авдотья Смирнова («Вертинский», «История одного назначения»).

«Эйфория»

Amediateka, с 10 января

Продолжение «саги о Ру и Джулс» авторства Сэма Левинсона с Зендеей в главной роли. Подростковая драма, вышедшая на HBO в 2019 году, рассказывает о жизни современных американских старшеклассников, чьи интересы не ограничиваются только лишь любовными переживаниями. Левинсон показал, что стоит за стремлением взрослеющего организма к саморазрушению, и за это «Эйфорию» уважают и ценят зрители во всем мире.

«Трагедия Макбета»

Apple TV+, 14 января

Фильм Джоэла Коэна, который он снял без брата Итана, временно отошедшего от киноиндустрии. Хотя автор и признавался, что снимать в одиночку непривычно, экранизировал не что-нибудь, а 500-летнюю пьесу Уильяма Шекспира. Разумеется, Джоэл далеко не первый режиссер, покусившийся на это произведение (до него адаптации делали Акира Куросава, Орсон Уэллс, Роман Полански), но критики уже влюбились в версию Коэна.

«Станция одиннадцать»

Кинопоиск+ more.tv

Цивилизация сгинула от загадочного вируса, а по ее обломкам бродит театральная труппа «Дорожная симфония», играя Шекспира для всех, кто выжил и ютится на неуютных остатках Северной Америки. Однажды артисты прибывают в город, которым правит самопровозглашенный провидец. Сериал снят по бестселлеру Эмили Сент-Джон Мандел режиссером Хиро Мураем. В главных ролях — Маккензи Дэвис, Гаэль Гарсия Берналь и Химеш Патель.

«Купе номер 6»

Premier, Kinopoisk, c 6 января

Роуд-муви финского режиссера Юхо Куосманена с Юрой Борисовым, Юлией Ауг и Сэйди Хаарла, покорившее публику международных кинофестивалей и мировой аудитории (две награды в Каннах и номинации на «Золотой глобус» и «Оскар»). По сюжету финская студентка едет поездом Москва-Мурманск, где встречает русского шахтера Леху. Вместе им придется ехать в одном купе, разговаривать и пытаться друг друга понять. Фильм снят по роману Росы Ликсом.

«Нас других не будет»

Kion

Рассказ о Сергее Бодрове-младшем от лица коллег, друзей и соратников. В документальном фильме режиссёра Петра Шепотинника помимо Бодрова возникают и другие герои: Алексей Балабанов, Сергей Сельянов, Вячеслав Бутусов, Иосиф Бродский. 

Подкасты

«Время и деньги»

Исторический подкаст о том, как предприниматели двигали экономику Древней Руси, Российской империи и СССР. Шоу выпускает студия «Либо/Либо».

Фото: Яндекс. Музыка

«Женщины и все»

Слушать

Подкаст про женщин от команды онлайн-издания «Горящая изба»: тут и про финансы говорят, и про психологию, и про литературу. В общем, обо всем, что интересует современных женщин.

Фото: Яндекс. Музыка

«Закат империи»

Слушать

Андрей Аксенов рассказывает о многогранной истории начала XX века в Российской империи, где нашлось место и феминизму, и гламуру, и кинематографу, а также дворцовым интригам и политическим баталиям. Такое точно не узнать из школьных учебников.

Фото: Яндекс. Музыка

«Голый землекоп»

Слушать

Просветительское шоу биолога и журналиста Ильи Колмановского о научных открытиях. С недавних пор — о слонах: автор влюбился в них после визита в Национальный парк Амбосели в Кении и не устает открывать миру секреты их особенной жизни.

Фото: Яндекс. Музыка

«Школа рока»

Слушать

Подкаст для тех, кому небезразлична история одного из самых масштабных музыкальных жанров. Узнать можно обо всех самых ярких его представителях — от Black Sabbath до группы «Тяжелый день».

Фото: Яндекс. Музыка

«А главное — зачем?»

Слушать

Шоу редакции «РБК Стиль» о проблемах насущных: выясняем, зачем бежать из соцсетей, интересоваться феминистским искусством, примерять виртуальную одежду и соблюдать правила этикета.

Фото: Яндекс. Музыка

Альбомы и плейлисты

Animal ДжаZ «Раритеты»

Ссылка

13 композиций 2002-2012 годов, которые не попали на номерные пластинки группы и почти не исполнялись на концертах. Среди них песни «Стекло», «Листай эфир», «Наше время» и «Антракт».

Фото: Яндекс. Музыка

Тима Ищет Свет — «Зеркало»

Ссылка

Сборник песен о том, что окружающий мир не столь прекрасен, как хотелось бы, и когда он станет лучше — неизвестно. Предыдущий релиз музыканта «Бойня» «Афиша Daily» назвала одним из 30 лучших постсоветских альбомов 2020 года.

Фото: Яндекс. Музыка

Mary Gu — «Хорошее и плохое» + «Плохое и хорошее»

Ссылка

Вряд ли ваших ушей не коснулся хит Джарахова «Я в моменте», записанный с Mary Gu. За пределами фита с Эльдаром у Марии достаточно собственной пронзительной лирики, наполненной девичьей меланхолией.

Фото: Яндекс. Музыка

«Дайте танк (!)» — «Слова-паразиты»

Ссылка

Мюзикл длиной в 12 минут с визуалом в виде анимационного клипа, который рисовали шесть художников. В песне 1329 слов — с момента выхода в апреле и до конца ноября она считалась самой крупной по количеству слов, но потом случился релиз «Кто убил Марка?» Оксимирона.

Фото: Яндекс. Музыка

«Самое большое простое число» — «Потерянное зеркальце»

Ссылка

Аудиосказка по мотивам одноименного произведения Павла Пепперштейна. Героев озвучивают Евгения Борзых, Александр Гудков, Яна Троянова, Антон Лапенко и другие

Фото: Яндекс. Музыка

Adele — «30»

Ссылка

Четвертая пластинка британской певицы, в которой она обращается к сыну, бывшим возлюбленным и взрослеющей себе.

Фото: Яндекс. Музыка

Indie Playlist

Ссылка

Сборник хитов от независимых музыкантов для фонового сопровождения праздничных выходных.

Фото: Spotify

Kitchen Swagger

Ссылка

Специальный плейлист для кулинарных экспериментов в свое удовольствие.

Фото: Spotify

«Лакричная пицца»

Ссылка

Саундтрек к свежему фильму Пола Томаса Андерсона, который вы наверняка пойдете смотреть в кино.
 

Фото: kinopoisk

YouTube-шоу

«А поговорить?»

Итоги года в науке обсуждает с ведущей Ириной Шихман научный журналист Илья Колмановский. Разумеется, коронавирусные проблемы не забыли.

«Редакция»

Фильм Саши Сулим об убийствах, совершенных женщинами. В жизни. Не в кино.

«О чем шум?»

Серия интервью с тарологами, астрологами и скептиками — психологами, биологами и социологами. Зачем гадать, если можно выбирать?

«Радио Долин»

О достижениях мирового кинематографа в непростом 2021 году рассуждает главный киноэксперт России.

«Просто о сложном»

В гостях у Софико Шеварнадзе — астрофизик Владимир Сурдин, готовый отвечать на самые абсурдные вопросы из фантастики и мистики, которые связаны со звездами и планетами.

В 2002-м в НРТ была премьера «Рассказов латышей» в постановке художественного руководителя Алвиса Херманиса. Постановка держалась в репертуаре театра прочно, чуть ли не пятнадцать лет. Вместе с тем, было положено и начало новому жанру, в результате чего затем были «Любовь латышей», «Кладбищенский праздник», «Черное молоко», «Отец» и, наконец, хит «Заседание исторической комиссии» (о «мешках ЧК»).

Жанр в том, что в драматургической основе таких спектаклей — рассказы на заданную тему, которые поведаны артистам и режиссеру самыми различными латвийцами. Воплощение самое разное — вплоть до полноценного театрального действа, которое полностью проявилось как раз в «чекистском» спектакле.

Что до «Рассказов латышей», то жанр и воплощение, казалось бы, в данном случае просты до невозможности — выходит артист, садится на стул или диван и начинает рассказ, иногда просто документальную байку. То же самое сейчас повторено, но с молодыми студентами курса Латвийской академии культуры, которые под руководством Херманиса штудируют сейчас уже на четвертом курсе. 

Кстати, вся методология обучения покрыта мраком неизвестности и тайны. Сам Херманис, например, запрещает своим студентам даже давать интервью, хотя у журналистов уже даже есть среди молодого «подлеска» свои любимцы, которых многие из нас видели и в сериале Херманиса «Агентство», и в ряде спектаклей НРТ. Действительно, еще чуть-чуть — и некоторые из них уже готовые звезды. Одни считают, что этот «железный занавес» для того, чтобы молодые артисты не зазнавались, у меня версия иная — секреты школы мастерства раскрывать не стоит, на то они и секреты.

Сейчас постановку «Новых рассказов…» поручили ведущему артисту НРТ и преподавателю Вилису Даудзиньшу, а артистам требовалось найти среди знакомых соответствующую историю и разыграть ее. Херманис сейчас вроде в Израиле, ставит в театре «Гешер» спектакль «Онегин. Комментарии» (премьера намечена на 30 декабря), но почему-то мне кажется, что его тень в театре мелькнула. А перед вторым вечером даже голос мне был откуда-то из-за кулис: «Ну, начинаем все заново!». Дело в том, что в зал зрителей запускают буквально за десять минут до начала, собравшиеся у дверей зрители даже могут слышать голоса преподавателей и артистов, они до последнего что-то репетируют и обсуждают.

Нынче, правда, случилась одна «закавыка» — планировалось, что три вечера подряд «Новые рассказы латышей» будут играть не просто в малом, а в камерном зале, в окружении нескольких десятков зрителей. Жанр подразумевает особую атмосферу — все равно что вы сидите со знакомым и слушаете его монолог. Иногда это просто треп, иногда комедия, иногда трагифарс. Сейчас и из-за пандемийных ограничений спектакли играют в большом зале — каждый вечер в двух отделениях, по три рассказа на 20-30 минут каждый.

Первый вечер открылся рассказом Телмы Аузини и ее рассказ, честно говоря, мне не запомнился. Потому что начинать — это, конечно трудно. Но второй рассказ оказался киноверсией на опустившимся с колосников сцены экране. Это было ярко — Ритварс Логинс в образе своего знакомого диджея из маленькой провинциальной Мадоны, где, однако, даже проходят международные конкурсы представляете? И певцы, и музыканты ездят в столицу нашей родины в Ригу на праздники песни, один певец напился, это ужасно. В рэперской манере Ритварс доносит эту историю, это и смешно, и уморительно.  

Из всех вечеров самый яркий, как мне кажется, был второй. На сцене с рассказом был Янис Грутупс и вот тут были искренние аплодисменты от публики, потому что это рассказ 31-летнего молодого человека, у которого явно наступил кризис среднего возраста, он думает о будущем. Опять же много смешного. Но есть ли это светлое будущее? «Не знаю…», — грустно говорит герой в финале своего рассказа и тут драматическая пауза…

Да, отличное кино опять же — феноменальный рассказ одного из охранников почетного караула у памятника Свободы в исполнении Давидса Петерсонса. Это — браво! Давидс  в записи на экране не открывает даже рот, он стоит, будто застывший у гранита, а вот за экраном — его голос. И история о том, что значит стоять час в почетном карауле и о чем думает застывший часовой?

И совсем комическая история (если можно таковой именовать историю о молодой паре, она гладит на доске одежду прямо на кухне, супруг молчит, ест нехитрую еду). Но заканчивается драматически — из соседней комнаты доносится голос пожилой женщины: «Андрис, Андрис…». Молчавший во время монолога супруги убегает в соседнюю комнату и благодаря камере краем глаза мы видим ноги лежачей пожилой больной женщины.  А юная супруга мечтает. О Турции.

Рассказы латышей, говорите? Но здесь есть еще и пронзительный рассказ сына литовки и эстонки, который живет в Латвии, говорит по-латышски. Но явно с каким-то латгальским акцентом. Каждое утро встает в полпятого и слушает классическую музыку (огромная коллекция винилов). Третью симфонию Брамса, например. 

Да, ну а «прикольная» (много смешного, действительно) история от молодого врача в исполнении Тома Харьо (опять же киноверсия на экране). У меня только остался вопрос… Он там катает по коридорам больницы безмолвное тело, к которому обращается. Так вот это труп или все же еще операционная анестезия?

Сабине Тикмане и Агате Криста, Матис Озолс и Марта Ловиса, Лолита Штурмане, Герд Лапошка и Элвита Раговска… Они все молодые, эротичные и обаятельные. Каждый вечер артисты в разных ситуациях и образах. И все рассказы — из жизни молодых. И о поисках счастья. А что такое счастье? Скажу как зритель — это возможность пойти в театр «вживую», пусть даже и с проверкой документов и в маске, в которой трудно дышать.

Наверное, все три вечера ходить и не надо. Можно варьировать: пойти на два или на один. Причем, без разницы, на какой именно (хотя рекомендую именно второй). Но если глянуть на ситуацию полностью, объемно, то в целом перед нами не просто цикл рассказов, а целый латышский роман, который повествует о современном латвийском обществе. Отпечаток и документ времени.

А почему кино? Ну, это чтобы потомки оценили сей документ. Не будут же этот спектакль играть десятилетиями! Но здесь кроме шуток сообщу версию моей коллеги. Тут ведь штамм поганого вируса выявили, новый и опасный. Так что неизвестно, что будет в ближайшем будущем. В прошлом году, когда закрыли театры, НРТ первым вышел из ситуации, начав претворять в жизнь новый для себя жанр — сериал (вышеупомянутое «Агентство»). Может, таким образом нас вновь к такой жизненной киноверсии готовят? Интересная версия, интересный рассказ. 

В Москве со 2 по 6 декабря пройдет международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Мы изучили, что издательства выпустили специально к ярмарке, и выбрали книжные новинки о главных трендах современности

Цифровизация

«Краткая история цифровизации», Мартин Буркхардт

Рассказ это жанр или стиль

Немецкий культуролог Мартин Буркхардт посвятил свою новую книгу феномену цифровизации, предложив посмотреть на мир героев из Кремниевой долины по-другому. Стив Джобс, Билл Гейтс, Илон Маск, Марк Цукерберг — иконы нового времени или всего лишь ловкие дельцы, воспользовавшиеся уже существовавшими знаниями? Условный компьютер — это не такой же утилитарный инструмент, как молоток, чья функциональность понятна и конечна. Новые технологии грозят изменить саму общественную архитектуру, формировавшуюся столетиями, но отнюдь не в сторону большего равенства.

Климат и экология

«Жизнь на нашей планете. Мое предупреждение миру на грани катастрофы», Дэвид Аттенборо

Рассказ это жанр или стиль

Дэвид Аттенборо — британский Николай Дроздов, получивший рыцарское звание за свою деятельность натуралиста и кинодокументалиста. От фильма к фильму он наблюдал все новые тревожные симптомы: гибель коралловых рифов, сокращение редких видов животных и растений, таяние арктических льдов, истощение почв. Дэвид в красках рисует картины возможного будущего с ушедшими под воду Роттердамом и Майами, миллионами беженцев из Африки и океаном без рыбы. Но подобного апокалипсиса все еще можно избежать, если перейти к более осознанному образу жизни, чему посвящен мотивирующий финал книги.

Цифровой активизм

«A — значит Anonymous. Иллюстрированная история хакерской группировки, изменившей мир», Дэвид Кушнер

Рассказ это жанр или стиль

Символично, что для книги, рассказывающей о хакерской группировке, скрывающейся под маской героя комикса, выбран именно жанр графического романа. В нестандартной форме Кушнер описал историю создания группировки, олицетворяющей хактивизм — движение, в котором участники используют хакерские методики для отстаивания политических взглядов или свободы слова. Распределенное сообщество хакеров и активистов атакует сайентологов, педофилов и арабских диктаторов. Кто они? Киберпреступники и террористы или борцы за свободу? Выводы читатель может сделать сам, хотя симпатии автора явно лежат на стороне своих героев.

Биохакинг и продление жизни

«Бессмертные. Почему гидры и медузы живут вечно, и как людям перенять их секрет», Эндрю Стил

Рассказ это жанр или стиль

Старение — самый большой фактор риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также рака, диабета и еще сотен болезней. Современный подход в медицине направлен на лечение конкретной болезни. Но что, если бы можно было повлиять на первопричину — само старение? В области геронтологии сейчас происходит коренной перелом. Новые протоколы лечения и применение «золотых стандартов» исследований дают надежду, что по-настоящему действенное лекарство от старости появится еще при нашей жизни.

Искусственный интеллект

«Искусственный интеллект. Иллюстрированная история», Клиффорд Пиковер

Рассказ это жанр или стиль

Клиффорд Пиковер — обладатель 797 патентов, которыми пользуются IBM, Google, eBay, PayPal, LinkedIn, Yahoo! и другие компании. Как человек из индустрии, он не только поет осанну искусственному интеллекту, но и делится опасениями. Исследования показывают, что некоторые системы распознавания образов на основе ИИ можно легко «обмануть» и заставить ошибочно идентифицировать животных как винтовки или принять самолет за собаку. Книга дает возможность поразмыслить об этической стороне использования ИИ и сформировать собственное мнение по теме.

Нейробиология и устройство мозга

«Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии», Майкл Газзанига

Рассказ это жанр или стиль

На крылатый вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею?» Майкл Газзанига отвечает с позиции когнитивной нейронауки. В 1960-х годах он в сотрудничестве с лауреатом Нобелевской премии Роджером Сперри проводил исследования, которые доказали, что полушария мозга специализируются на разных задачах. В этой книге ученый рассказывает, как устроен мозг, как принимаются решения, насколько можно возлагать на человека ответственность за его поступки и стоит ли нам из-за всего этого пересмотреть сложившуюся судебную систему.

Научные открытия

«Хаос. Создание новой науки», Джеймс Глик

Рассказ это жанр или стиль

Издательство Corpus перевыпустило к non/fiction мировой бестселлер о теории хаоса, награжденный в 1988 году Пулитцеровской премией и ставший классикой научно-популярной литературы. На него ссылаются Роберт Сапольски в своих лекциях по биологии человека и герои фильма «Хаос» 2005 года с Джейсоном Стэйтемом в главной роли. Теория хаоса помогает разобраться в поведении некоторых нелинейных динамических систем — турбулентных потоков, аритмий сердца, общества как системы коммуникаций. Глик рассказывает, что может произойти, если «безумный гений» начнет оспаривать сформировавшийся среди ученых консенсус об универсальных законах природы.

Новая этика

«Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности», под редакцией Полины Аронсон

Рассказ это жанр или стиль

Пока в русскоязычном сегменте Facebook еще горят споры, надо ли называть человека нарциссом, если можно сказать просто «…» (видоизмененное слово «чудак». — РБК Тренды), в издательстве Individuum выходит разговорник новой реальности. Что значит «быть в ресурсе»? Чем газлайтинг отличается от обесценивания? Как «инвестировать в отношения»? Каждому выражению соответствует даже не словарная статья, а полноценные эссе, подготовленные командой авторов. Журналисты, психологи и антропологи рассуждают о применимости того или иного термина в разных ситуациях, спорности контекста и отношении общества к «новоязу».

Персональные данные

Евгений Черешнев: «Форма жизни № 4»

Рассказ это жанр или стиль

Книга Евгения Черешнева, который с 2015 года живет с биочипом в руке, — завораживающий рассказ о том, как может выглядеть мир в ХХII веке. Отключиться от глобальной сети невозможно, под контролем каждый чих. И, как водится в любой антиутопии, первые шаги к этому дивному новому миру мы делаем уже сейчас, позволяя «умному» дому следить за собой, разрешая смартфону делиться геолокацией, открывая приложениям доступ к микрофону и камере. Идея тотальной слежки вызывает инстинктивное сопротивление, и автор делится рекомендациями, как защитить свое «цифровое ДНК».

Пандемия

«Социология пандемии», Фонд Общественного Мнения

Рассказ это жанр или стиль

В марте 2020 года для исследования последствий пандемии был инициирован Проект коронаФОМ. Составленная по его материалам книга «Социология пандемии» рассказывает, каков он, этот «постковидный» мир. К примеру, ограничения и гигиеническая настороженность (ношение масок, санитарная обработка рук, дистанцирование) формируют новые свойства общества: растут опасливость, недоверчивость, подозрительность по отношению к другим людям. Как это все влияет на наше будущее, на работу малых предприятий и крупного бизнеса? В книге представлены наиболее красноречивые результаты, но сам проект содержит гораздо больше данных, которые доступны на сайте.

Искусство

Как соцреалисты связаны с передвижниками? При чем тут классические религиозные сюжеты Преображения и Вознесения? Откуда на соцреалистических картинах cлепые пятна? В новом выпуске искусствоведческого цикла учимся отличать соцреализм в живописи

Автор Галина Ельшевская

Социалистический реализм в качестве обязательного к применению метода и одновременно стиля существовал в уставах советских творческих союзов почти 60 лет, не имея при этом четких понятийных очертаний: соцреалисти­ческое искусство было просто искусством, поощряемым и насаждаемым властью. Но с течением лет у власти не только менялись вкусы (пусть не ра­ди­кально), но и сама воля надзирать и указывать то крепла, то ослабевала. Поэтому мы будем в основном рассматривать стиль в его наиболее активные годы (1930–50-е) и только в живописи, где он проявился особенно наглядно. 

аудио

Бывает ли соцреализм с человеческим лицом?

«Зачем я это увидел?» на выставке Юрия Пименова в Третьяковке

1. Однозначность интерпретации

Программа соцреализма, первоначально сформулированная в уставе Союза писателей (народность, идейность и требование изображать конкретную действительность в ее революционном развитии), выглядела умозрительно и применительно к литературе, а при переносе ее на изобразительные искус­ства и вовсе превращалась в бессмысленный набор слов. А вот не проговорен­ное в правилах требование понятности являлось реальным критерием оценки. Зритель, не искушенный в искусстве, не должен был испытывать недоумения по поводу изображенного сюжета. В известном смысле такой зритель смоде­лирован по образцу героя рассказа Джека Лондона «Тропою ложных солнц», индейца Ситки Чарли, которому не нравится картина, где врач сидит у постели больной девочки, потому что из картины не следует, выздоровеет девочка или умрет. И художники-рассказчики пытаются сделать финал очевидным. Так, в историко-революционных картинах (очень поощряемый жанр) Бориса Иогансона распределение света и тени в противостоянии сил не оставляет сомнений в конечной победе мужественных героев.

Однозначное противопоставление «положительного» и «отрицательного», как и в целом традиция изобразительного повествования, легко переводимого на язык литературы, идет от передвижников — генетическую связь с ними соцреализм всячески подчеркивал. Однако на самом деле развернутые сюжеты в золотую пору соцреалистической живописи — 1930–50-е годы — достаточно редки. Рассказы, продленные во времени и обещающие разрешение конфликта, характерны скорее для поздних, послевоенных вариантов стиля, когда идеоло­гический напор ослабевает и дидактика перемещается в бытовую зону. В кар­тине Решетникова «Опять двойка» (1952) изобилующий подробностями рассказ (забавная деталь: на стене комнаты висит репродукция картины того же автора «Прибыл на каникулы») иллюстрирует нехитрую житейскую максиму: следует быть прилежным и хорошо учиться. 

1 / 6

Борис Иогансон. На старом уральском заводе
1937 год
© Борис Иогансон / Государственная Третьяковская галерея

2 / 6

Борис Иогансон. Допрос коммунистов
1933 год
© Борис Иогансон / Государственная Третьяковская галерея

3 / 6

Ефим Чепцов. Среди родных
1945 год
Курская государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки

4 / 6

Федор Решетников. Опять двойка
1952 год
© Федор Решетников / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

5 / 6

Александр Лактионов. После операции
1965 год
© Александр Лактионов / Курская государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки

6 / 6

Александр Лактионов. В новую квартиру
1952 год
© Александр Лактионов / Донецкий областной художественный музей / Diomedia

10 признаков того, что перед вами картина передвижников

Охотники, кабаки, униженные и оскорбленные, а также другие «бедные люди»

2. Апофеозы и экстазы

Жанр торжественных шествий и выходов вождей к народу, по сути, появляется одновременно с соцреалистической доктриной и достигает пика во второй половине 1930-х годов. Притом что официальное определение стиля — «исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии» — представляет собой пустую формулу, именно этот жанр ей соответствует, но соответствует парадоксально: революционное развитие случилось — и уже обрело итог, чаемое будущее стало настоящим, истории больше некуда двигаться. Мы присутствуем при апофеозе сбывшейся утопии, и характерно, что картины эти — большого размера (в частности, панно для Всемирной выставки в Париже). Надвигающиеся на зрителя толпы обитателей «советского рая» побуждают вспомнить внутренний монолог героя Юрия Домбровского («Хранитель древностей»), который в ответ на требование понимать, «какое время наступает», сокрушенно думает — «и зачем ему надо наступать именно на меня?».

Рядом с такими репрезентативно-фронтальными шествиями существуют канонические иконографии единения народа с вождями. Вожди могут войти в толпу, а могут выступать с трибуны — в обоих случаях толпа будет охвачена экстазом. В основе этого композиционного извода — традиционные схемы «чудесного явления», «преображения» или «вознесения», но здесь экзальтация религиозного толка претендует на то, чтобы одновременно быть своего рода протоколом действительных событий. При этом конкретная персонификация власти (Ленин, Сталин или Хрущев) не меняет вида целого — разве что со сменой политического курса фигуры способны галлюцинаторно возникать или исчезать: так, Сталин, присутствующий за спиной Ленина в картине Серова «Ленин на съезде ВКПб» 1947 года, в более поздней версии (после XX съезда) превратился в слепое пятно. «Исчезновения» конкретных людей не только влияли подчас на судьбу произведения (один из вариантов картины Дейнеки «Стахановцы» был изъят из обращения, поскольку в толпе был изображен уже арестованный к тому моменту Николай Вавилов), но и ставили под сомнение сам «протокол» события: Ефанову пришлось не только переписывать «Незабываемую встречу», но и снабжать ее длинным названием, потому что первоначально он изображал встречу Сталина с руководителями тяжелой промышленности, а вовсе не с их женами. За время работы над картиной эти чиновники успели попасть во «враги народа».

1 / 8

Александр Дейнека. Стахановцы
1937 год
© Александр Дейнека / Тверская областная картинная галерея

2 / 8

Александр Дейнека. Стахановцы. По сталинскому пути
1938 год
© Александр Дейнека / Музей современной истории России

3 / 8

Александр Дейнека. Герои первой пятилетки
1936 год
Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан

4 / 8

Василий Ефанов и бригада художников. Знатные люди Страны Советов
1939 год
© Государственный Русский музей

5 / 8

Василий Сварог. И. В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. Горького
1939 год
Государственная Третьяковская галерея

6 / 8

Владимир Серов. В. И. Ленин провозглашает советскую власть на 2-м Съезде Советов
1947 год
© Владимир Серов / Universal Images Group / Sovfoto / Diomedia

7 / 8

Василий Ефанов. Незабываемая встреча (Руководители Партии и Правительства в Президиуме Всесоюзного совещания жен хозяйственников и инженерно-технических работников тяжелой промышленности в Кремле)
1938 год
© Василий Ефанов / Государственная Третьяковская галерея

8 / 8

Ахмед Китаев. Хрущев среди рабочих-строителей
1961 год
© Ахмед Китаев / Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

3. Раздольное и изобильное

Соцреалистическая живопись в массе своей предпочитает горизонтальные форматы. Вертикаль и диагональ активны и сами в себе содержат вектор движения, горизонталь же статична и репрезентирует устойчивый порядок. Любопытно, что манифестация устойчивости возникает во всех жанрах соцреалистической живописи, несмотря на слова о «революционном развитии» в официальном определении стиля. Панорамные ландшафты демонстрируют раздолье, не только русское: это могут быть панорамы кавказских гор или среднеазиатских хлопковых полей, это может быть столица — с видом кремлевских башен или высоток. Популярны индустриальные пейзажи: изображения больших строек или рабочих цехов, в которых подчеркивается масштаб, созидательное величие. Изобильные натюрморты демонстрируют достаток, отсылают к классическим постановкам, а то и тяготеют к эпичности; тела изображенных людей начиная с 1930-х годов грузнеют, даже если это тела спортсменов, которым вроде бы противопоказан лишний вес. «Большая фигура» — мотив, особенно ярко явленный у Александра Самохвалова, чьи «Метростроевки» напоминают языческих богинь. Такое стремление к мону­ментальной солидности являет себя и в самой живописной ткани.

1 / 11

Александр Дейнека. Москва
1952 год
© Александр Дейнека / Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова

2 / 11

Виктор Каррус. Хлеб государству
1953 год
© Виктор Каррус / Kumu Kunstimuuseum

3 / 11

Федор Шурпин. Утро нашей Родины
1946–1948 годы
© Федор Шурпин / Государственная Третьяковская галерея

4 / 11

Александр Самохвалов. С. М. Киров принимает парад физкультурников
1935 год
© Александр Самохвалов / Государственный Русский музей

5 / 11

Александр Самохвалов. Метростроевка со сверлом
1937 год
© Александр Самохвалов / Государственный Русский музей / РИА «Новости»

6 / 11

Мартирос Сарьян. Колхоз села Кариндж в горах Туманяна
1952 год
© Мартирос Сарьян / Հայաստանի Ազգային Պատկերասրահ (Национальная картинная галерея Армении) / РИА «Новости»

7 / 11

Мартирос Сарьян. Арарат весной
1945 год
© Мартирос Сарьян / Հայաստանի Ազգային Պատկերասրահ (Национальная картинная галерея Армении)

8 / 11

Семен Павлов. Горячепрокатный цех гвоздильного завода
1937 год
Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

9 / 11

Петр Кончаловский. Алексей Николаевич Толстой в гостях у художника
1941 год
© Петр Кончаловский / Государственный Русский музей / РИА «Новости»

10 / 11

Илья Машков. Колхозница с тыквами
1930 год
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова

11 / 11

Александр Куприн. Завод «Серп и молот» в Москве, мартеновский цех
1931 год
© Александр Куприн / Собрание Т. С. Анисимовой-Куприной

4. Цвет и фактура: материальная тяжесть

В создании соцреалистической живописи задействованы художники разных поколений — включая и тех, кто сформировался до государственного диктата, — но теперь и им предписаны жесткие правила игры. Интересно, что органичнее прочих в заданных условиях чувствуют себя бывшие «бубновые валеты»  «Бубновый валет» — одно из первых авангардистских художественных объединений в русском искусстве. «Бубнововалетцы» выступали с формалистических позиций против идейности искусства. Общество существовало с 1911 по 1917 год. В числе главных представителей — Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова. — их прежняя, не раз декларируемая сосредоточенность на мате­риальном — тяжесть и плотность красочного слоя, активность фактуры — теперь оказалась кстати, оставалось лишь чуть сдвинуть цвет, ранее сопоставленный условными зонами, в сторону колористической натурности. 

Соцреализм, как уже говорилось, поощряет изобильность, богатство — в числе прочего богатство фактур. Это касается и фактур изображенных — тяжелых тканей, антикварных предметов (особенно в портретах), — и фактуры самой живописи, в которой следы длительной работы (того, что Мандельштам называл «блудом труда») должны быть видимы. Техника красочной кладки основывается на примерах из второй половины XIX века: открытость мазка, но не чрезмерная, не доходящая до пастозности (впрочем, у Александра Герасимова, «главного соцреалиста», такая открытость в сочетании с жирным блеском масла бывала на грани фола — но лишь в камерных жанрах, например в банных «ню», где мазки на телах натурщиц выглядят как непристойные струпья). А в колорите предполагалось странное соединение пестроты с зем­листостью, где пестрота должна соответствовать реальным цветам, а земли­стость — демонстрировать «скромность» автора, его отказ от, как это тогда именовалось, «выпячивания приема». Поскольку соцреализм ориентировался на изобразительное правдоподобие, выступая против каких бы то ни было манифестаций художественного языка, практически все за пределами простой светотеневой моделировки считалось таким «выпячиванием» и осуждалось как грех формализма.

1 / 5

Илья Машков. Портрет З. Д. Р. (Дама в синем)
1927 год
Государственный Русский музей

2 / 5

Александр Герасимов. Автопортрет с семьей
1934 год
© Александр Герасимов / Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь

3 / 5

Александр Герасимов. Этюд к картине «Деревенская баня»
1938–1956 годы
© Александр Герасимов / Музей-усадьба Герасимова, Мичуринск

4 / 5

Александр Герасимов. Этюд к картине «Деревенская баня»
До 1940 года
© Александр Герасимов / Томская областная картинная галерея

5 / 5

Аркадий Пластов. Ужин трактористов
1951 год
© Аркадий Пластов / Государственная Третьяковская галерея

5. Портреты героев времени

По отношению к портретному жанру официальное советское искусство следует просветительскому маршруту, заданному в России издавна: можно вспом­нить и некоторые классицистические портреты (например, Левицкого), персонажи которых заслуживают запечатления своими благими деяниями, тут же в портретах и поименованными, и стремление Павла Михайловича Третьякова составить галерею портретов «лучших людей» страны. Наиболее полно просветительская тенденция воплощена в серии портретов Нестерова, где деятели науки и культуры предстают, как правило, в обстановке своей работы, как бы объясняющей и легитимирующей выбор художника. С другой стороны, соцреалистическое представление о правильном герое связано с «людьми труда» — рабочими и колхозниками, часто безымян­ными, — и это повод для расцвета портретов-типов, чья выразительность сродни плакатной. Именно этот портретный поджанр переживет золотые годы социалистического реализма, впоследствии выродившись в рутинную продукцию художественных комбинатов. 

1 / 8

Михаил Нестеров. Портрет хирурга Сергея Сергеевича Юдина
1935 год
© Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

2 / 8

Михаил Нестеров. Портрет Веры Игнатьевны Мухиной
1940 год
Государственная Третьяковская галерея

3 / 8

Павел Григорьев-Савушкин. Крановщица
1955 год
© Павел Григорьев-Савушкин / Чувашский государственный художественный музей

4 / 8

Александр Герасимов. Портрет балерины Лепешинской
1939 год
© Александр Герасимов / Государственная Третьяковская галерея

5 / 8

Юрий Непринцев. Метростроевцы-проходчики
1959 год
© Юрий Непринцев / РИА «Новости»

6 / 8

Вячеслав Варнашов. Крановщик Кузьмин
1985 год
© Вячеслав Варнашов

7 / 8

Павел Григорьев-Савушкин. Няня детского сада. Нина
1964 год
© Павел Григорьев-Савушкин

8 / 8

Александр Лактионов. Обеспеченная старость
1956–1960 годы
© Александр Лактионов / Київська національна картинна галерея

6. Тема труда («пускай работает рабочий и не рабочий, если хочет»)

«Трудовой жанр» — рядом с традиционным бытовым жанром — нельзя считать чисто соцреалистическим и даже чисто советским изобретением: тема суще­ствовала и раньше. Однако в эпоху торжествующего соцреализма она вышла на главенствующие позиции. Практика творческих командировок художников на великие стройки, заводы-гиганты и в процветающие колхозы давала плоды: результаты их впечатлений, конечно, соответствовали офици­альному канону не всегда, но достаточно часто. В основном своем векторе трудовые жанры прошли путь от упоения техникой в творчестве живописцев из групп ОСТ  ОСТ, Общество художников-станковистов — художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. и «Круг художников»  «Круг художников» — объединение ленинградских художников, основанное в 1926 году студентами ВХУТЕИНа. до смещения акцента на образы тех, кто техникой управ­ляет, — и эти условно портретные изображения чем дальше, тем больше тяготели к плакатному строю. 

Плакатность свойственна и художникам так называемого «сурового стиля» — Павлу Никонову, Таиру Салахову, Николаю Андронову, — выступившим своего рода шеренгой на волне хрущевской оттепели (потом каждый из них пойдет уже своим путем). Приверженцев этой поэтики было больше, чем принято считать (обычно упоминается пять-шесть авторов и работы только начала 1960-х годов), и на первый взгляд герои их картин, выстраивающиеся у «линии рампы» — плотогоны, ремонтники и полярники, — мало чем отличаются от героев прежнего времени. Разве что, собственно, «суровостью» — отсут­ствием оптимизма, но это отсутствие важно. 

1 / 9

Юрий Пименов. Даешь тяжелую индустрию!
1927 год
© Юрий Пименов / Государственная Третьяковская галерея

2 / 9

Александр Дейнека. На просторах подмосковных строек
1949 год
© Александр Дейнека / Государственная Третьяковская галерея

3 / 9

Виктор Попков. Строители Братской ГЭС
1960 год
© Виктор Попков / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

4 / 9

Рудольф Баранов. С высоты портового крана
1974 год
© Рудольф Баранов

5 / 9

Александр Самохвалов. Метростроевка с отбойным молотком
1937 год
© Александр Самохвалов / Государственный Русский музей

6 / 9

Михаил Костин. На Сталинском заводе
1949 год
© Михаил Костин / Springville Museum of Art

7 / 9

Георгий Сатель. На строительстве гостиницы «Украина»
1949 год
© Георгий Сатель / Череповецкое музейное объединение

8 / 9

Исаак Бродский. Ударник Днепростроя
1932 год
Музей-квартира И. И. Бродского

9 / 9

Игорь Симонов. Котлован
1969 год
© Игорь Симонов 

7. Оптимизм: праздники и другие радостные события

Неизменный оптимизм косвенно заложен в самом определении стиля: действительность в ее революционном развитии обещает исполнение чаяний и всеобщее счастье. Поскольку чаемое светлое будущее уже как бы присут­ствует в настоящем, мажорность строя и прославительные интонации обяза­тельны и по отношению к лучезарному сегодня. По картинным пространствам широко раскидываются колхозные праздники, улыбающиеся люди шествуют в демонстрациях и на парадах, поют и пляшут колхозники, радуются старики и молодожены, школьники, которых принимают в пионеры, семьи за обеден­ным столом и маленькие дети у новогодней елки. В послевоенные годы в кар­тинах этого рода усиливаются сентименталистские интонации: массовое уступает место интимному, домашним сценам, лишенным идеологического наполнения. Бытовая лирика, которая прежде прозябала на вторых ролях, стремится в мейнстрим. 

1 / 6

Сергей Герасимов. Колхозный праздник
1937 год
© Сергей Герасимов / Государственная Третьяковская галерея / Getty Images

2 / 6

Аркадий Пластов. Колхозный праздник
1937 год
© Аркадий Пластов / Государственный Русский музей / Diomedia

3 / 6

Александр Лактионов. Герой Советского Союза капитан Н. В. Юдин в гостях у танкистов
1931 год
© Александр Лактионов / Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

4 / 6

Михаил Ряснянский. Комсомольская свадьба
1970 год
© Михаил Ряснянский

5 / 6

Юрий Пименов. Новый год
1949 год
© Юрий Пименов / Белгородский художественный музей

6 / 6

Юрий Кугач. В праздник
1949 год
© Юрий Кугач / Государственный Русский музей

8. Лирические мотивы

Было бы неправильно утверждать, что все искусство соцреализма охвачено идеологической патетикой и апологией коллективности — в нем было оставлено место для частной жизни: для камерных пейзажных этюдов, для цветочных натюрмортов и дачных террас. Для таких сюжетов годилась традиция живописи мастеров из Союза русских художников и в целом левитано-саврасовская линия. Годился и бескрасочный «дождливый» импрес­сионизм: мотив дождя сам по себе указывал на атмосферу человеч­ности, душевной теплоты, что проявилось не только в жанровых полотнах Юрия Пименова, но и, например, в большой картине Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов в Кремле», получившей народное название «Два вождя после дождя». 

Лирически окрашенные рассказы про людей получают распространение после войны: «Письмо с фронта» Лактионова — едва ли не самое раннее свидетельство меняющейся оптики. Часто героями подобных картин были дети. Временами в ходе различных идеологических кампаний пристрастие к живописанию сугубо бытовых сцен клеймилось как безыдейное «мелко­темье», однако новый соцреалистический сентиментализм становился все более заметен, и, например, в 1949 году Федор Решетников был удостоен Сталинской премии именно за картину «Прибыл на каникулы» (правда, совместно с полотном «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин»).

1 / 7

Александр Герасимов. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле
1938 год
© Александр Герасимов / Государственная Третьяковская галерея

2 / 7

Александр Герасимов. После дождя (Мокрая терраса)
1935 год
© Александр Герасимов / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

3 / 7

Александр Лактионов. Письмо с фронта
1947 год
© Александр Лактионов / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

4 / 7

Людмила Скубко-Карпас. Интересная передача
1952 год
© Людмила Скубко-Карпас

5 / 7

Евгений Кацман. Умелые руки
1953 год
© Евгений Кацман / Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь

6 / 7

Федор Решетников. Прибыл на каникулы
1948 год
© Федор Решетников / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

7 / 7

Татьяна Яблонская. Утро
1954 год
© Татьяна Яблонская / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

9. Отдельные недостатки, или Враг не дремлет

Общая сосредоточенность художников на положительных аспектах современной им жизни все же не исключает того, что изредка в фокус попадают и иные ее стороны: поиски шпионов и врагов народа, суды, задержания. Немногочисленные картины подобной тематики не строго укладываются — а порой и вовсе не укладываются — в ячейку соцреализма, ведь в стиле содержится некоторое требование возвышенного, а в данном случае этот вектор объективно оказывается смещен. Независимо от того, что хочет выразить автор, изображение отрицательного в соцреалистической эстетике не предусмотрено — предел возможного здесь негатива находится примерно на уровне огорчительной двойки, полученной учеником. Поэтому сами сюжеты провоцируют то на экспрессивную трактовку, то на примити­вистскую, в них обнаруживаются возможности для выходов в гротеск, в карикатуру и в иные варианты художественных преувеличений. При этом характерно, что, например, Сергей Светлов, живописавший «Задержание английского шпиона», — ученик авангардиста Георгия Якулова, вместе с учителем оформивший спектакль «Царь Эдип». Так что нередко подобного рода картины представляют еще и отчетливый антропологический интерес. 

1 / 4

Николай Шнейдер. Суд над прогульщиком
1931 год
Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

2 / 4

Сергей Светлов. Задержание английского шпиона
1939 год
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

3 / 4

Соломон Никритин. Суд народа
1934 год
© Соломон Никритин / Государственная Третьяковская галерея / Diomedia

4 / 4

Александр Козлов. Суд
1926–1927 годы
Государственный Русский музей

P. S. Вокруг соцреализма 

Существует устное ироническое определение соцреализма: это искусство, прославляющее начальство в доступных начальству формах. При несоблю­дении последнего условия реакция адресата непредсказуема — или же, напротив, слишком предсказуема.

В пору расцвета соцреалистической живописи — условно говоря, в сталинский период — многие художники оказались вытеснены из процесса (в лучшем случае — просто вытеснены, лишены возможности выставляться). У большинства обреченных на «подшкафное» существование не было полити­ческих разногласий с властью, однако были неотрефлексированные эстетиче­ские. Изображения вождей, парадов или строек сами по себе не гарантировали признания; они могли быть отвергнуты за то, что формальная трактовка не соответствовала диктуемому канону. Соцреализм был директивным стилем: в сущности, его жесткие постулаты вполне укладывались в лагерную формулу: «Шаг вправо, шаг влево — равняется побег». 

1 / 5

Георгий Рублев. Сталин, читающий газету
1935 год
© Георгий Рублев / Государственная Третьяковская галерея

2 / 5

Константин Вялов. И. Сталин и К. Ворошилов на крейсере «Червона Украина»
1933 год
© Константин Вялов / Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

3 / 5

Петр Строев. В свиноводческом колхозе
1932 год
Wikimedia Commons

4 / 5

Роман Семашкевич. Энтузиастки
1931 год
Издательство «Галарт»/span>

5 / 5

Николай Евграфов. Демонстрация
1936 год
Sotheby’s

11 признаков того, что перед вами картина маньеристов

17 признаков того, что перед вами экспрессионистская картина

12 признаков того, что перед вами импрессионистская картина

18 признаков того, что перед вами романтическая картина

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

LЁshik

«Клуб убийств по четвергам» Ричарда Османа.Приятный детектив с очень возрастными героями. Хорошо что взяла в библиотеке, а не купила (аудио слушала)

12.12.2021 22:41:49, LЁshik

Прочитала Дарью Димке «Снегири». Трогательная проза про детство девочки, чем-то напоминает стиль Нарине Абгарян. Понравилось.

12.12.2021 22:09:53, Lerusha

Еще забыла, что прочитала новый детектив Анны Малышевой. Она хорошо умеет нагнать в свое повествование напряжения, но развязка неправдоподобна. Хотя, конечно, трудно ожидать от детективов правдоподобной развязки)

12.12.2021 22:16:36, Lerusha

Я на этой неделе по сериалам. Брат уж очень настойчиво рекомендовал. The Goes Wrong Show. Посмотрела две серии первого сезона за выходные, пока мне смешно:-). Но его надо на языке смотреть. Брат сказал, что перевод не то совсем.
12.12.2021 21:19:18, anvi

Никаких открытий. Вдарила по Михалковой)) Аж три книги за неделю Человек из дома напротив, Пирог из горького миндаля и Самая хитрая рыба. Выгребла в библиотеке все, что ещё не читала. Одна книга осталась на следующую неделю и можно будет отдохнуть от нее. Неплохо, хотя и единообразно. В прошлое мое погружение была разочарована. Сейчас с удовольствием отдохнула от биографии Дойля))
12.12.2021 20:41:01, ШаНуар

УникаЛьнаЯ

Вот я не фанат книг Михалковой, но очень люблю ее читать в жж. То есть любила, когда она там писала :(
12.12.2021 21:01:24, УникаЛьнаЯ

Я пару раз читала ее в ЖЖ, да очень приятные были посты и с юмором. Но я сейчас в ЖЖ тоже не хожу. Книг ее не фанат, но надо же что-то читать, а кроме детективов у меня мало что получается))
12.12.2021 21:12:27, ШаНуар

Чилим

А я люблю то, что она изредка пишет про котиков, даже книжку купила детскую (вспомнить бы где она… ), ну и в фб. Детективы — не мое, любого авторства

12.12.2021 21:04:10, Чилим

Санвиталия

Читаю «Империя должна умереть» М. Зыгаря.
История всегда плохо укладывалась у меня в голове, но здесь за счёт того, что написана простым языком, много интересных фактов о совершенно разных личностях этой эпохи (Толстой, Горький, Верещагин, Гиппиус, Мамонтов, Витте), история как будто оживает — читается достаточно интересно.

12.12.2021 20:22:47, Санвиталия

УникаЛьнаЯ

Так, уже второй Зыгарь за неделю. Чувствуется, что нынче он в моде :)
12.12.2021 20:59:51, УникаЛьнаЯ

А я прочитала Почему маму все достало. Кто хочет легкой комедии в стили Бриджит Джонс это оно. И начала Поезд убийц японского автора
12.12.2021 20:18:26, Верная жена

Mary M.

Я хочу — спасибо)

12.12.2021 22:18:21, Mary M.

УникаЛьнаЯ

Ага. «Маму» вычеркиваю. Спасибо за исчерпывающую рецензию ))
12.12.2021 20:57:13, УникаЛьнаЯ

Да. Она примитивненькая. Я искала книгу похожую на Большую маленькую ложь. И мне выдало Маму. Ну я могу такое читать. Иногда для разнообразия. Вообще весело. Но если Бриджит не нравится то это точно не пойдет
12.12.2021 21:30:09, Верная жена

Дочитала Тану Френч Мертвые возвращаются,не в восторге,сильно затянуто и постоянные — мне надо было,я потом поняла, и все оказалось не так . В общем начало было интересное,а потом все хуже и хуже ,не стоит внимания. Одно стоит внимания — у недвижимости должен быть один хозяин)) Даже если ты очень и очень любишь))Начала Анжелу Марсонс — Немой крик. Пока интересно.

12.12.2021 18:32:46, рица

УникаЛьнаЯ

Меня вот несколько детективов подряд (или несколько книг фантастики, или чего угодно, но подряд) начинают утомлять, я заметила. Не то, чтобы тяжело читать — скорее, скучно становится. А вы в основном по детективам, или мне кажется?
12.12.2021 18:55:34, УникаЛьнаЯ

Да по ним. Перебираю авторов .

12.12.2021 19:26:44, рица

ЛУЧИК

Дины Рубиной «Маньяк Гуревич» , ещё слушаю «попаданец» Городецкого,примитивная книга, но в дороге самое то.

12.12.2021 18:08:54, ЛУЧИК

Как вам «Маньяк» этот?

12.12.2021 22:11:26, Lerusha

мне понравилось, но я не взыскательная публика.
13.12.2021 18:24:53, ЛУЧИК111

Санвиталия

А она уже вышла? Недавно смотрела — не было в продаже еще
12.12.2021 20:39:40, Санвиталия

да и уже можно спиратить на флибусте.
13.12.2021 13:22:22, ЛУЧИК 1

УникаЛьнаЯ

О, про Гуревича даже не слышала. Надо взглянуть, хоть я и не поклонница Рубиной.
12.12.2021 18:22:31, УникаЛьнаЯ

ЛУЧИК

Мой любимый автор). Ждала книгу.
12.12.2021 19:06:18, ЛУЧИК

ландыш

читаю Зыгаря «Все свободны», про выборы в 1996 году
книга ни о чем, но забавно, речь как будто про другую страну; выборы какие-то, рейтинги, проценты, предвыборные стратегии и схемы… как дети, ей-богу.

12.12.2021 17:58:26, ландыш

Санвиталия

О, я тоже Зыгаря читаю)) только другую книгу)
12.12.2021 20:40:38, Санвиталия

УникаЛьнаЯ

Думаете, до 96 или после, или в другой стране как-то принципиально по-иному все проходило? :)
12.12.2021 18:14:27, УникаЛьнаЯ

ландыш

думаю, что сейчас всё происходит принципиально по-другому.
это не отменяет, конечно, того факта, что выборы верховной власти в любом их виде — это клоунада для бедных.

12.12.2021 18:32:55, ландыш

я тоже Грубера начала, только другое — Смерть с уведомлением кажется, пока впечатления такие же, как у вас)

12.12.2021 17:56:29, Рене

УникаЛьнаЯ

Ну у меня пока не возникло желание читать все его книги, да. Впрочем, если больше ничего под рукой не будет — пожалуй, не без удовольствия можно и его…
12.12.2021 18:24:36, УникаЛьнаЯ

Cat-S

Что-то захотелось про Японию, про быт.
Купила вот эту.

[ссылка-1]

Большая, толстая, картинок много. вот ее читаю.
Но читаю — это громко сказано. Минут 15 перед сном с любого места, а потом меня вырубает.


12.12.2021 17:42:27, Cat-S

УникаЛьнаЯ

Эх, по описанию прямо захотелось, а по оформлению судя — я такое не осилю… Мне бы связного текста побольше, а там картинки-кусочки-столбики… Но жаль (
12.12.2021 18:43:45, УникаЛьнаЯ

Cat-S

Ну да, она в стиле энциклопедии и небольших коротких статей. Хотя авторская, и на истину последней инстанции не претендует. Впечатление иностранца, больше десятка лет живущего в Японии и погруженного в повседневную рутину.

12.12.2021 20:53:14, Cat-S

Солнечный Ветер

Когда продвинетесь дальше, поделитесь ещё впечатлениями? Посмотрела описание на Лабиринте, было бы интересно, но пока книг, которые хочется прочитать, целый список. Воздержусь от покупки.
А ваше мнение о книге узнать интересно

12.12.2021 18:27:47, Солнечный Ветер

Cat-S

Ok, как продвинусь, напишу. Я ее недавно купила. Она именно про современную Японию, про современные явления и быт. История и культурные какие-то штуки — обзорно

12.12.2021 18:38:06, Cat-S

Солнечный Ветер

Я поняла. Про историю как раз читала, про современную Японию интересно узнать. Прочитала книгу «Как живут японцы» (автор Ютака Ядзава), но она очень обзорная

12.12.2021 18:44:15, Солнечный Ветер

про современную Японию я всем советую Круглову Япония по контракту. Великолепная книга.
12.12.2021 23:06:26, Чернобурка

Солнечный Ветер

Есть в коллекции, спасибо, что напомнили :)

12.12.2021 23:28:20, Солнечный Ветер

только-только начала, но уверена, что понравится. я не знала, что у хейли есть книжка с незатейлевым названием «детектив». как написано на обложке — психологический триллер, маньяк-убийца, детектив — бывший священник. ну не прелесть ли
12.12.2021 17:39:12, Шерлок

Я поняла, что из всех книг Хейли эту я перечитывать не буду. Слишком тяжело и натуралистично. Я от него такого не ожидала. Но сюжет великолепный!

12.12.2021 21:02:19, starka

УникаЛьнаЯ

Ух ты, тоже не слышала про такую! Спасибо, надо поискать. По описанию натуральная прелесть :)
12.12.2021 18:36:13, УникаЛьнаЯ

Не прелесть ни разу, единственная вещь Хейли, от которой гадкое послевкусие осталось. Но я вообще про перверсии читать не люблю.
12.12.2021 22:55:20, Гордая птица

я видела в магазинах, но не решилась. думала Хейли и Детектив как-то не вяжется. Но раз Шерлок рекомендует, буду иметь в виду.

12.12.2021 18:42:18, ALora

я пока не рекомендую. через неделю отчитаюсь
12.12.2021 18:55:40, Шерлок

Реклама

Солнечный Ветер

Потихоньку читаю «Большой взрыв! Полная история Вселенной». Некоторые фрагменты перечитываю по три раза, пока дойдёт. Книга богата иллюстрациями, интересными фактами и вообще невероятно красива. Если мозг забуксовал, можно рассматривать картинки :).
Еще подарили мне книгу «Как это построено» Дэвида Маколи, в бумаге. Вообще она скорее для подростков. Но для моего, стремящегося к нулю, инженерного мышления, в самый раз. Опять же, как визуал и кинестетик, прониклась красотой и качеством издания. У МИФа много таких книг-«конфеток».
На очереди «Дарвин в городе. Как эволюция продолжается в городских джунглях» Менно Схилтхёйзена. Есть большое искушение взяться за нее прямо сейчас, но вместе с «Большим взрывом», изучением конструкций зданий и мостов может получиться фантастическая каша. Потому она следующая в очереди

12.12.2021 17:33:11, Солнечный Ветер

УникаЛьнаЯ

О! Хоть одно знакомое название :)) Как это построено на полке стоит, но я детям покупала, конечно. Еще туда же «Великие здания» Патрика Диллона и Стивена Бисти. Кажется, еще что-то такого плана было, но уже не вспомню.
12.12.2021 18:33:05, УникаЛьнаЯ

Солнечный Ветер

Мне ее подарили, она такая классная, даже когда просто держишь в руках :)

12.12.2021 18:45:36, Солнечный Ветер

так Хоровод надо читать после остальных 4. там интересна линия развития персонажей, иначе непонятно, с чего вдруг они такие. Кстати, спасибо еще раз большое. и сэкономила, и удовлетворила любопытство, вполне на ноуте зашло мне читать (если б мне еще Дурную кровь так же, прошу прощения за наглый намек:)

а еще я обнаружила нового Несбе «Королевство», не про ХХ. Давненько он не писал, думала уж исписался вконец. пока 30 страниц прочла, вроде бы интересно. нравятся мне неторопливые норвежские описания.

Еще имела виды на проверенную старушку Ф.Д.Джеймс «Двенадцать ключей для рождества». Но неосмотрительно месяц назад отдала ее нечитанную Соседу вместе с другими прочитанными, от которых избавляюсь. а Сосед уже свой читательский клуб завел и передает мои книжки по рукам. Чувствую, что несмотря на мое предупреждение, что Джеймс даю почитать с возвратом, тех ключей мне уже не видать.


12.12.2021 17:28:47, ALora

LЁshik

Мне у Несбё оч понравились рассказы «Ревность и др рассказы». Несколько так прямо хороши. А рассказ жанр капризный

12.12.2021 22:44:38, LЁshik

рассказы его вообще не читала. и да, жанр капризный. я часто разочаровываюсь

12.12.2021 23:10:38, ALora

LЁshik

Ну вот это вроде первая книга рассказов, сейчас вторая вышла

12.12.2021 23:27:25, LЁshik

спасибо за наводку. буду смотреть

13.12.2021 00:12:41, ALora

УникаЛьнаЯ

А, кстати, все вроде понятно, нет впечатления, что я много пропустила :)
12.12.2021 18:21:26, УникаЛьнаЯ

ну вот вы поняли, кем Снейдеру приходится Диана Хесс? там много интересного в прошлом у этих персонажей. А Грубер не из тех серийных детективщиков, которые утруждаются кратким обзором событий прошлого в каждом романе, как тот же Несбе.

12.12.2021 18:26:17, ALora

УникаЛьнаЯ

Молодец какой Сосед, уже и клуб организовал ))) Вам нужны встречи по пятницам с обсуждением прочитанного и все такое :)
ЗЫ — отправила

12.12.2021 18:20:35, УникаЛьнаЯ

надо будет ему подсказать про клуб, можем с его друзьями-старичками в интернете дискуссию организовать:)

на ЗЫ — получила. да вы просто волшебница, спасибо большое! Отличный мне подарок на НГ:)


12.12.2021 18:33:23, ALora

  • Рассказ эпизода в суде от лица троекурова
  • Рассказ эмоции человека 4 класс
  • Рассказ эмиль из леннеберги читать
  • Рассказ это в педагогике метод
  • Рассказ эдгара аллана по 8 букв