Рассказ это жанр эпоса

Во всех видах искусства существуют сложившиеся исторически внутренние подразделения, крупные виды, и составляющие эти виды более мелкие жанры.литературные видывся

Во всех видах искусства существуют сложившиеся исторически внутренние подразделения, крупные – виды, и составляющие эти виды более мелкие жанры.

Литературные виды

Вся литература делятся на следующие виды — лирика, эпос и драма.

Лирика получила свое название от музыкального инструмента – лира. В древности игра на ней сопровождала чтение стихов. Классический пример – Орфей.

эпические жанры

Эпос (от греческого epos – повествование) представляет собой второй вид. И все, что входит в него, носит название эпические жанры.

Драма (от греческого drama) – третий вид.

Еще в глубокой древности Платоном и Аристотелем предпринимались попытки разделения литературы по родам. Научно такое деление обосновал Белинский.

В последнее время сформировалась и выделилась в отдельный (четвертый) вид литературы совокупность определенных самостоятельных произведений. Это — лиро-эпические жанры. Из названия следует, что эпический жанр поглотил и преобразовал в себе отдельные составляющие лирического жанра.

Примеры художественного эпоса

Сам эпос делится на народный и авторский. Причем народный эпос был предтечей авторского эпоса. Такие примеры эпических жанров как роман, эпопея, повесть, рассказ, очерк, новелла, сказка и поэма, ода и фэнтези в совокупности представляют собой весь массив художественной литературы.

Во всех эпических жанрах тип повествования может быть разным. В зависимости от чьего лица ведется описание – автора (рассказ ведется от третьего лица) или персонифицированного персонажа (рассказ ведется от первого лица), или от лица какого-то конкретного рассказчика. Когда описание ведется от первого лица, тоже возможны варианты – рассказчик может быть один, их может быть несколько или это может быть условный рассказчик, не принимавший участия в описываемых событиях.

лиро эппические жанры

Характерные черты этих жанров

Если повествование ведется от третьего лица, то предполагается некоторая отстраненность, созерцательность в описании событий. Если же от первого или нескольких лиц, то возникает несколько различных взглядов на трактуемые события и личная заинтересованность героев (такие произведения называют авторскими).

Характерные особенности эпического жанра – это сюжет (предполагающий последовательную смену событий), время (в эпическом жанре оно полагает наличие определенной дистанции между описываемыми событиями и временем описания) и пространство. Трехмерность пространства подтверждается описанием портретов героев, интерьеров и пейзажей.

Особенности эпического жанра характеризуют способность последнего включать в себя элементы как лирики (лирические отступления), так и драмы (монологи, диалоги). Эпические жанры как бы перекликаются между собой.

основные эпические жанры

Формы эпических жанров

Кроме того, существуют три структурные формы эпоса – большая, средняя и малая. Некоторые литературоведы опускают среднюю форму, относя повесть к большой, в которую входят роман и эпопея. Существует понятие роман-эпопея. Друг от друга они отличаются формой повествования и сюжета. В зависимости от вопросов, поставленных на рассмотрение в романе, он может относиться к историческому, фантастическому, авантюрному, психологическому, утопическому и социальному. И это тоже особенности эпического жанра. Количество и глобальность тем и вопросов, ответы на которые может дать эта литературная форма, позволило Белинскому сравнить роман с эпосом частной жизни.

примеры эпических жанров

К средней форме относится повесть, а рассказ, новелла, очерк, сказка, притча и даже анекдот составляют малую эпическую форму. То есть основные эпические жанры – это роман, повесть и рассказ, которые литературная критика характеризует как, соответственно, «главу, листок и строку из книги жизни».

Представители крупной формы жанров

Наряду с перечисленными выше такие эпические жанры, как поэма, новелла, сказка, очерк, имеют свои характерные особенности, дающие читателю представление об определенном содержании. Все эпические жанры литературы рождаются, достигают пика совершенства и умирают. Сейчас муссируются слухи об умирании романа.

Такие представители эпических жанров крупных форм, как роман, эпопея или роман-эпопея говорят о масштабности отображаемых событий, представляющих как общенациональный интерес, так и жизнь отдельного человека на фоне этих событий.

Эпопея представляет собой монументальное произведение, темой которого всегда становятся проблемы и явления, имеющие общенародное значение. Ярким представителем этого жанра является роман «Война и мир» Л. Толстого.

Составляющие эпических жанров

лиро эппические жанры литературы

Эпическая поэма представляет собой стихотворный (бывает и прозаический – «Мертвые души») жанр, сюжет которого, как правило, посвящен воспеванию национального духа и традиций народа.

Сам термин «роман» произошел от названия языка, на котором выходили в свет первые печатные произведения – романский (Рим или Рома, где произведения издавались на латыни). Особенностей у романа может быть очень много – жанровые, композиционные, художественно-стилистические, языковые и сюжетные. И каждая из них дает право отнести произведение к какой-то конкретной группе. Есть социальный роман, нравоописательный, культурно-исторический, психологический, приключенческий, экспериментальный. Есть авантюрный роман, есть английский, французский, русский. В основном же роман – это крупное, художественное, чаще всего прозаическое произведение, написанное по определенным канонам и правилам.

Средняя форма художественного эпоса

Особенности этического жанра «повесть» заключаются не только в объеме произведения, хотя ее и называют «малым романом». В повести гораздо меньше происшествий. Чаще всего она посвящена одному центральному событию.

Рассказ – прозаическое небольшое произведение повествовательного характера, описывающее какой-нибудь конкретный случай из жизни. От сказки он отличается реалистичностью окраски. По мнению некоторых литературоведов рассказом может называться произведение, в котором присутствует единство времени, действия, события, места и персонажа. Это все говорит о том, что в рассказе, как правило, описывается один эпизод, происходящий с одним героем, в конкретное время. Четко прописанных определений этого жанра нет. Поэтому многие считают, что рассказ – это русское название новеллы, которая впервые была упомянута в западной литературе еще в XIII веке и представляла собой небольшую жанровую зарисовку.

эпические жанры литературы

Как литературный жанр новеллу утвердил Боккаччо в XIV веке. Это говорит о том, что новелла гораздо старше рассказа по возрасту. Даже А. Пушкин и Н. Гоголь некоторые рассказы относили к повестям. То есть более или менее четкое понятие, определяющее, что же такое «рассказ», возникло в русской литературе в XVIII веке. Но явных границ между рассказом и новеллой нет, разве что последняя в самом своем начале напоминала скорее анекдот, то есть короткую смешную жизненную зарисовку. Некоторые черты, присущие ей в средневековье, новелла сохранила до наших дней.

Представители малой формы художественного эпоса

Рассказ часто путают с очерком по тем же причинам – отсутствие четкой формулировки, предполагающей наличие правил написания. Тем более что возникли они почти одновременно. Очерк – короткое описание единичного явления. В наше время это скорее документальный рассказ о реальном событии. В самом названии присутствует указание на краткость – очертить. Чаще всего очерки публикуются в периодических изданиях – газетах и журналах.

Из-за массовости явления следует отметить такой жанр, как «фэнтези», набирающий популярность в последнее время. Появился он в 20-х годах прошлого века в Америке. Родоначальником его считается Лавкрафт. Фэнтези – это разновидность фантастического жанра, не имеющий под собой никакой научной привязки и полностью состоящий из вымысла.

Представители «лирической прозы»

особенности эпического жанра

Как отмечалось выше, к трем литературным родам в наше время добавился четвертый, представляющий собой выделившиеся в самостоятельную группу такие лиро-эпические жанры литературы, как поэма, баллада, песня. Особенности этого литературного рода заключаются в объединении сюжетной линии с описанием переживаний повествователя (так называемое лирическое «я»). В названии этого рода заключена его сущность – объединение в одно целое элементов лирики и эпоса. Такие сочетания встречались в литературе со времен античности, но в самостоятельную группу эти произведения выделились во времена, когда резко стал проявляться интерес к личности рассказчика – в эпоху сентиментализма и романтизма. Лиро-эпические жанры называют иногда «лирической прозой».

Все виды, жанры и другие литературные подразделения, дополняя друг друга, обеспечивают существование и преемственность литературного процесса.

В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе. Это может быть рассказ, повесть, роман, новелла. Каждый автор выбирает для себя тот или иной жанр написания, а кто-то даже работает в нескольких сразу. У каждого жанра есть свои отличительные особенности. Из данной статьи вы узнаете, чем отличается повесть от рассказа.

Что такое рассказ

Прежде чем говорить об отличиях вышеупомянутых жанров, нужно разобраться что собой представляет каждый из них по отдельности. Начнем, пожалуй, с рассказа.

Рассказом считается такой жанр эпической поэзии, которому присущи следующие особенности написания:

  1. Во-первых, рассказ сам по себе небольшой по объему. Зачастую он может быть написан на паре-тройке страниц, ну, или листов.
  2. Рассказ – это произведение, в котором освещается определенное событие. Именно ему отведено основное место в тексте. Произведение чаще всего реалистическое.
  3. В данном жанре не должно быть каких-то лирических отступлений, длинных описаний, предыстории. Тут все развивается стремительно, происходящее событие не растягивается на долгие годы.
  4. Написан может быть как от первого, так и от третьего лица.
  5. Любой рассказ имеет определенную структуру написания. Начинается он введением, где вкратце автор нас знакомит с главными лицами, рассказывает о месте и времени действия. Далее следует начало сюжета. Потом мы наблюдаем, как развивается сюжет. И, наконец, мы видим кульминацию, а затем и развязку сюжета.
  6. Примечательным также является тот факт, что в рассказе ограничено число персонажей. Это позволяет нам, как читателям, быстрее представить себе картину произведения, потому что не нужно “распыляться” на изучение и анализ множества действующих лиц при прочтении.

Мы перечислили основные особенности написания рассказа. Их в принципе достаточно для проведения сравнительной характеристики. Для того чтобы прочувствовать все нюанса данного жанра, можете прочесть, к примеру, рассказ “Старуха Изергиль” М.Горького, “Человек в футляре” А.Чехова.

Что такое повесть

С рассказом разобрались, теперь ознакомимся с тем, что собой представляет повесть.

Повесть – это один из жанров эпической поэзии, который характеризуется следующими особенностями:

  • достаточно велика по объему, если сравнивать с рассказом и романом, то она по величине имеет среднее значение между ними;
  • в повести описывается достаточно большое количество фактов и событий, однако они все объединены одним сюжетом;
  • повесть является жанром только русской литературы, в литературе других стран такого термина не существует;
  • в повести мы можем встретить и различные описания пейзажей, и лирические отступления, и предысторию;
  • сюжет в повести может разветвляться и иметь несколько линий, зачастую главный персонаж принимает участие в судьбах других персонажей;
  • повесть имеет повествовательный характер, это могут быть летописные, хроникальные и др. произведения, также произведения;
  • в данном жанре произведений события протекают плавно, в основном, в хронологическом порядке, без каких-либо резких неожиданностей;
  • чаще всего, это выдуманная история, а не реалистическая.

Чтобы конкретно прочувствовать данный эпический жанр, можете почитать такие повести, если вы их еще не читали: “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина, “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, “Шинель” Н.В.Гоголя и т.д.

9dd6dc4969f72ff600747f8b82b58ed5
9dd6dc4969f72ff600747f8b82b58ed5

Какие отличия между повестью и рассказом

Зная полностью характеристики и того, и другого вида жанра, мы смело можем сказать, чем же они все-таки отличаются. Итак, отличия между повестью и рассказом следующие:

  1. В первую очередь, они различны по объему: рассказ – меньше, повесть – больше
  2. Если в повести автор может описывать множество событий, которые объединены одним сюжетом, то в рассказе все внимание сконцентрировано только на одном событии.
  3. В рассказе малое количество персонажей, в повести же, наоборот, судьба главного героя может переплетаться с судьбами многих персонажей на протяжении всего произведения из-за разветвления сюжетной линии.
  4. Повесть, как жанр эпической поэзии, уникальна в своем роде, она присутствует только в русской литературе, в зарубежной же такого жанра нет. А рассказ существует как в русской литературе, так и в разных формах, в литературе других стран.
  5. В повести сюжет развивается плавно, неторопливо. В рассказе же все происходит стремительно.
  6. В повести могут присутствовать и авторские отступления, и описания, и предыстория. В рассказе же такого нет.

Разобраться в отличиях между повестью и рассказом порой достаточно непросто, и многие литературоведы не всегда это могут. Однако прочитав нашу статью, вы сможете с легкостью определить грань между рассказом и повестью, так как теперь вы знаете все нюансы написания произведений и в том, и в другом жанре.

РАССКАЗ
– повествовательный эпический жанр с
установкой на малый объем и на единство
художественного события.

Жанр
имеет две исторически сложившиеся
разновидности: рассказ (в более узком
значении) и новелла. С конца 1940-х в русской
литературе рассказ осознается как
особый жанр и по отношению к краткой
повести, и в сравнении с «физиологическим
очерком». В очерке преобладает прямое
описание, исследование, он всегда
публицистичен. Рассказ же, как правило,
посвящен конкретной судьбе, говорит об
отдельном событии в жизни человека,
сгруппирован вокруг определенного
эпизода. В этом его отличие от повести,
как более развернутой формы, где
описывается обычно несколько эпизодов,
отрезок жизни героя. Предельная краткость
повествования требует особого внимания
к деталям. Порой одна-две мастерски
найденных детали заменяют пространную
характеристику героя.

Рассказ,
по своей жанровой природе, должен
усваиваться сразу и целиком, как бы «в
один глоток»; тоже и весь «частный»
образный материал рассказа. Это
предъявляет к деталям в рассказе особые
требования. Они должны быть расставлены
так, чтобы мгновенно, «с быстротой
чтения», слагаться в образ, рождать у
читателя живое, картинное представление…».
Малый объем рассказа определяет и его
стилистическое единство. Повествование
обычно ведется от одного лица. Это может
быть и автор, и рассказчик, и герой. Но
в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных»
жанрах, перо как бы передается герою,
который сам рассказывает свою историю.
Зачастую перед нами – сказ: рассказ
некоего выдуманного лица, обладающего
собственной, ярко выраженной речевой
манерой

Рассказ
остается продуктивным жанром и в
настоящее время. Успешно развиваются
все его разновидности: рассказ бытовой,
психологический, философский, сатирический,
фантастический (научная фантастика и
фэнтези), близкий к новелле и практически
бессюжетный.

ПОВЕСТЬ.
Слово «повесть» происходит от глагола
«поведать». Старинное значение термина
– «весть о каком-то событии» указывает
на то, что этот жанр вбирает в себя устные
рассказы, события, виденные или слышанные
рассказчиком. Важным источником таких
«повестей» являются летописи (Повесть
временных лет и др.). В древнерусской
литературе «повестью» называли всякое
повествование о каких-либо событиях
(Повесть о нашествии Батыя на Рязань,
Повесть о Калкской битве, Повесть о
Петре и Февронии и др.».

Современное
литературоведение определяет «повесть»
как эпический прозаический жанр,
занимающий промежуточное место между
романом, с одной стороны, и рассказом и
новеллой – с другой. Однако объем сам
по себе еще не может указывать на жанр.
Романы Тургенева Дворянское гнездо и
Накануне меньше некоторых повестей,
например, Поединка Куприна. Капитанская
дочка Пушкина не велика по объему, но
все, что происходит с главными героями,
тесно связано с крупнейшим историческим
событием 18 в. – Пугачевским бунтом.
Очевидно, именно поэтому сам Пушкин
называл Капитанскую дочку не повестью,
а романом. (Авторское определение жанра
очень важно). Дело не столько в объеме,
сколько в содержании произведения:
охват событий, временные рамки, сюжет,
композиция, система образов и т.д. Так,
утверждается, что рассказ обычно
изображает одно событие из жизни героя,
роман – целую жизнь, а повесть – ряд
событий. Но и это правило не абсолютное,
границы между романом и повестью, а
также между повестью и рассказом –
зыбки. Иногда одно и то же произведение
называется то повестью, то романом. Так,
Тургенев сначала называл Рудина повестью,
а потом романом.

В
силу своей многогранности жанр повести
с трудом поддается однозначному
определению. Ее форма может вместить в
себя все, что хотите, – и легкий очерк
нравов, и колкую саркастическую насмешку
над человеком и обществом, и глубокое
таинство души, и жестокую игру страстей.
Краткая и быстрая, легкая и глубокая
вместе, она перелетает с предмета на
предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает
листки из великой книги этой жизни».

В
большинстве европейских литератур
повесть не выделяется в отдельный жанр.
Иное дело – литература русская. В каждую
литературную эпоху создавались повести,
оставшиеся в истории литературы. В
начале 20 в. создаются такие повести, как
Жизнь Василия Фивейского и Уездное
Е.Замятина, напоминающие о древнем жанре
жития святых, – подтверждая тем самым
тезис М.Бахтина: жанр – «память
литературы».

В
современной литературе повесть, наряду
с рассказом, существует во всех своих
разновидностях: от социально-психологической
до фантастической и детективной.

Повесть
– вид эпического произведения средней
формы, построенного в виде повествования
о событиях в их естественной
последовательности. Граница между
повестью и романом не в объеме, а в
композиции. В повести материал излагается
хроникально. В древнерусской лит-ре
повесть – всякое повествование о
каких-либо событиях («Повесть временных
лет», «Повесть о Горе-Злосчастии»).
Постепенно значение термина сузилось
до настоящего. Единого сюжета с
причинно-следственной связью в повести
не существует. Есть отдельные эпизоды,
которые соединены друг другом по принципу
хроники.

Рассказ
– малая эпическая прозаическая форма.
Это небольшое произведение с ограниченным
числом персонажей (1-2). В рассказе обычно
сужены время и место действия. Рассказ
характеризуется однопроблемностью и
однособытийностью. Среди рассказов
различают произведения очеркового
(описательно-повествовательного) и
новеллистического (конфликтно-повествовательного)
типов. Рассказ с остро развивающимся
сюжетом и неожиданной концовкой называют
новеллой. Новелла – это правдоподобный
рассказ о неслыханном и занимательном
событии. Новелла в отличие от рассказа
не несет в себе глубокой психологической
разработки образа, герой раскрывается
в моральной сущности. Очерк – разновидность
малой формы, отличающаяся от рассказа
отсутствием единого и остро развивающегося
конфликта. Условно очерки можно разделить
на художественны и худ-документальные.
В первых изобр-ся вымышленные лица и
события, а во вторых – подлинные лица
и факты жизни с точным обозначением
мест, дат, имен.

Малые
жанры тяготеют к циклизации.

Вопрос о жанровых отличиях рассказа и повести не имеет однозначного ответа. Это связано с тем, что до середины XIX века повестью назвали все прозаические произведения, в которых описывались исторические события или отдельные эпизоды из жизни реальных или вымышленных героев. Примером могут служить «Повесть временных лет», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
В современной литературе жанр рассказа
определяется по критериям, отражающим объем повествования, его фактичность, подчеркнуто напряженную кульминацию, отсутствие дополнительных сюжетных линий и выразительность художественных деталей. Это значит, что рассказ представляет собой сравнительно небольшое, отличающееся композиционной строгостью прозаическое произведение, в котором вымышленное событие раскрывает характер героя или служит своеобразным фокусом, проявляющим мотивы его поступков. Эффект достоверности достигается благодаря ограниченному по времени, но подчеркнуто важному развитию действия и весомости каждого фрагмента повествования. В рассказе не бывает большого количества действующих лиц: в центре внимания находится только один, главный персонаж, остальным отводится эпизодическая роль.
Повесть
относится к средним эпическим жанрам, в которых отображается не одно, а несколько важных эпизодов из жизни героя, свидетельствующих о его причастности к жизни общества, судьбам других людей, значимым историческим событиям. В отличие от рассказа, повесть может иметь разветвленный сюжет с развитием действия в разных временных срезах. В композицию повести часто входят авторские отступления, пейзажные зарисовки, портретные характеристики персонажей: их использование в тексте произведения помогает достичь глубины содержания и в полной мере отразить идею произведения.
Содержание повести может быть основано на фактическом материале или необычной истории из жизни людей, научной гипотезе, фантастическом вымысле. Отсюда – разнообразие жанра: историческая и военная повесть, социально-бытовая, приключенческая, фантастическая повесть и даже повесть-сказка.
Жанру рассказа такое разнообразие не свойственно. По стилю он бывает близок к новелле или очерку – в зависимости от динамики повествования: описательного или построенного на остром конфликте.

TheDifference.ru определил, что отличие рассказа от повести заключается в следующем:

Рассказ отражает один важный эпизод или событие из жизни героя, в то время в повести прослеживается несколько значимых для развития действия событий.
Сюжетная линия рассказа, как правило, не имеет композиционных параллелей. В повести сюжет может иметь основную и дополнительные линии.
В рассказе повествование стремится к сжатости формы и динамичности развития сюжета. В повести используются приемы, замедляющие действие и переключающие внимание читателя с событийной стороны на содержательную: например, авторские отступления и пейзажные зарисовки.
В отличие от повести, которая чаще всего претендует на историческую или фактическую достоверность, содержание рассказа является лишь правдоподобным вымыслом.

Рассказ и повесть наряду с романом относятся к основным прозаическим жанрам художественной литературы. Они имеют как общие жанровые особенности, так и определенные отличительные черты. Все же часто границы между жанрами повести и рассказа нечеткие, поэтому нередко возникают трудности с определением жанра. И даже опытные литературоведы не всегда сразу справляются с этой задачей.

История развития повести как жанра

Этот жанр проистекает из древнерусской летописи и литературы. Слово «повесть» употреблялось в значении «весть о некотором событии». Этим словом обозначались произведения, написанные в прозаической, а не в стихотворной форме. Они рассказывали о событиях, имевших место в то время. Это были летописи, жития, хроники, воинские повести. Об этом красноречиво говорят названия произведений древнерусской прозы: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

Позже, с семнадцатого века, отвечая потребностям времени, появились повествования о жизни обыкновенных людей, мирян, — светские повести.

poov6115

Именно светская повесть явилась первоосновой жанра повести, получившего развитие в литературе 19-20 века и в современной прозе. Она описывает естественное течение жизни, часто суровую действительность времени, в центре которых судьба главного героя.

В девятнадцатом веке повесть становится любимым жанром известных русских писателей. К ней обращаются А. Пушкин («Станционный смотритель»), Н.Гоголь («Шинель»). Позже жанр повести развивают писатели реалистического направления: Ф.Достоевский, Н.Тургенев, А.Чехов, Л.Толстой, И.Бунин. Позднее, в советское время, жанр получает развитие в творчестве Р. Погодина, А.Гайдара, В. Астафьева. Интересно, что повесть – достояние именно русской литературы. В зарубежной литературе развиваются жанры новеллы и романа, а повесть как жанр отсутствует.

История развития рассказа как жанра

Истоки жанра рассказа проистекают из произведений фольклора – притч, сказок, устных пересказов. Рассказ, как краткое произведение об отдельном событии, эпизоде из жизни героя, сформировался значительно позже повести, пройдя определенные этапы и развиваясь параллельно с другими повествовательными жанрами.

В процессе становления прослеживается отсутствие четкости в разграничении жанров повести и рассказа. Так, А. Пушкин и Н. Гоголь отдавали предпочтение названию «повесть» для тех своих произведений, которые мы могли бы определить как рассказ.

Начиная с пятидесятых годов 19 столетия в обозначении жанра рассказа видна большая точность. У Л. Толстого «Записки маркера» названы автором повестью, а «Метель» — рассказом, что полностью соответствует определению жанра. В литературе 19 – 20 века повесть уступает первенство рассказу, который получает наибольшее распространение.

Характеристика повести как эпического жанра

Повесть является прозаическим литературным жанром. Она не имеет устойчивого объёма. Её объём больше, чем у рассказа, но существенно меньше объёма романа. Повествование сосредоточено вокруг нескольких важных эпизодов в жизни основного персонажа. Обязательно присутствие второстепенных действующих лиц.

В композиции нередко использование всевозможных описаний (интерьер, пейзаж), авторских отступлений, портретных характеристик. Возможен разветвленный сюжет, содержащий дополнительные сюжетные линии. Содержание повести основывается на историческом материале, интересных событиях человеческой жизни, реже вымысле, фантазии.

nas516

Характеристика рассказа как эпического жанра

Рассказ – небольшое по размеру эпическое произведение. Повествование динамичное, посвящено важному интересному событию из жизни автора или вымышленного героя. Композиция напряженная. В рассказе единственная сюжетная линия, дополнительные сюжетные линии отсутствуют.

При сравнительно малом объеме ограничено использование автором художественных средств. Поэтому большая роль придается выразительной художественной детали. Повествование о событиях зачастую представлено как рассказ от первого лица. Это может быть или главный герой, или сам автор.

Что общего у повести и рассказа

  • Оба жанра – это проза.
  • В сравнении с романом имеют небольшой объем.
  • Присутствует основной персонаж, возле которого сосредоточено действие.
  • И повесть, и рассказ могут быть бытовыми, фантастическими, историческими, авантюрными.

Различие между повестью и рассказом

  • Размер объема повести непостоянен и может достигать нескольких сотен страниц, а рассказа – десятки страниц.
  • Повесть характеризуется отсутствием интриги. В ее содержании раскрываются достоверные периоды жизни героя. А в рассказе описывается один или несколько случаев из жизни основного персонажа.
  • Четкий, динамичный сюжет характерен для рассказа. Неторопливое, плавное повествование – особенность повести.
  • Дополнительные сюжетные линии, переплетающиеся с основной, – особенность повести. В рассказе сюжетная линия одна.
  • Автор повести стремится к исторической и фактической правдивости. Рассказ – это достоверный вымысел.
  • Повести присущи приемы, замедляющие действие: описания, портретные зарисовки, лирические отступления. В рассказе это отсутствует и играет роль художественная деталь.
  • В отличие от повести в рассказе один герой, нет предыстории, которая позволяет проследить развитие характера.
  • Аналогии повести в других литературах нет, рассказ имеет такие аналогии.

Чем отличается рассказ от повести?

    Объемом. Рассказ это обычно какой-то отрезок из жизни, он занимает мало страниц, самое краткое повествование. Повесть по объему занимает место между романом и рассказом. Здесь обычно мало действующих лиц, идет повествование о некоторых событиях. Граница между ними может быть размыта.

    Повесть, в каком-то смысле — это более серьезное произведение, более глубокое, чем рассказ. Хотя четких отличий все же нет. Но есть характеристики все же, по которым в целом можно отличить повесть от рассказа
    . Повесть обычно больше по объему, чем рассказ (обычно, но не обязательно), более глубоко раскрывает характер героев, настроение, природу, чем в рассказе. Кстати и героев в повести тоже обычно больше. В основе повести лежать реальные события, рассказ же может быть как правдой, так и выдумкой. То есть сказка — это тоже своего рода рассказ, но сказка не является повестью.

    Повесть
    от рассказа
    отличается
    большим объмом, большим количеством персонажей, большим количеством сюжетных линий. Повесть может разбиваться автором на отдельные части — главы, для рассказа такое явление — редкость. Понятия quot;повестьquot; нет в западной литературе, этот жанр характерен для русской литературы.

    Повесть и рассказ похожи содержанием, различаются объемом страниц.

    Рассказ повествует об одном событии одного главного героя.

    В повести события из жизни главных героев переплетаются, читатель узнает факты, произошедших в разное время с разными людьми. Рассказы пишут для маленьких читателей, повесть более серьезное художественное произведение.

    Рассказ и повесть — это разные жанры, но это проза.

    В рассказе идет речь об одном событии. В повести — о нескольких событиях,происходящих в жизни нескольких персонажей.

    Зачастую в литературе очень сложно отличить рассказ от повести, поскольку каких-либо четких параметров, по которым можно отличить эти литературные формы просто не существует.

    Рассказ более короткое повествовательное произведение, чем повесть, но насколько он должен быть меньше повести, чтобы считаться рассказом?

    Можно считать, что с ростом объема произведения рассказ становится повестью, усложняется, обрастает деталями повествования, иногда увеличивается число героев, но не обязательно. Но определить, повесть это или рассказ обычно доверяют самому автору. Мне встречались рассказы объемом под 100 страниц и больше, и повести, в которых было 70-80 страниц.

    Считается, что рассказ — это повествование про отдельное событие, а повесть охватывает более широкий период времени, но и это не всегда верно. Мне встречались повести, которые описывают один день жизни и рассказы, действие которых проходит в течении долгого срока и в разных местах.

    Рассказ обычно рассказывает о конкретном явлении, персонаже т.е. о чем то конкретном. Повесть охватывает более обширную картину действий — в повести речь идет о многих персонажей связанный главным действующим лицом.

    Основное отличие рассказа от повести -это конечно объем текста. Рассказ-это небольшое повествовательное произведение в прозе. Повесть-это эпический жанр в прозе, гораздо большего объема,чем рассказ. Ближе к роману.

    Повесть отличается от рассказа конечно же объемом произведения. Рассказ более короткий, чем повесть. В повести происходит больше событий, сюжетных поворотов и больше персонажей. Как правило. повесть основана на реальных событиях, а вот в рассказе чаще вымышленный сюжет.

    Рассказ и повесть имеют разные жанровые и формальные литературные признаки. Этим и отличаются друг от друга.

    Рассказ
    .

    Это небольшое по объму (относительно повести) прозаическое литературное произведение, которое повествует, как правило, об одном событии одного или двух из персонажей. Остальные герои автоматически становятся второстепенными фигурами. Сюжет рассказа, в большинстве случаев, одноплановый. События не переплетены.

    Рассказ прочитывается приблизительно за час или меньше.

    Однако, некоторые рассказы повествуют о всей жизни героя. Но вс равно в очень сжатой форме.

    Повесть
    .

    Это средняя по объму форма эпоса. Она тоже повествует. Но, соответственно размерам, в ней может быть побольше персонажей, событий, хитросплетений. Для знакомства с повестью требуется больше часа.

    Различия между рассказом и повестью вс же относительны. Есть и quot;междужанровыеquot;, промежуточные произведения. Которые в разных источниках могут именоваться то повестью, то рассказом.

  • Чем отличается повесть от рассказа?

    В литературе очень часто встречается и то, и другое.

    Итак, отличия:

    1. Объем. У рассказа объем намного меньше, чем у повести.
    2. В рассказе отражается какой-то определенный момент, эпизод из жизни. В повести могут быть события разных времен и разных людей.
    3. Рассказ более сжатый, чем повесть.
    4. Повесть, как правило, основана на каких-то реальных моментах и событиях. Есть и историческая повесть, и военная. А рассказу можно верить, а можно и не верить.
    5. Повесть насыщенна эмоционально, могут быть отступления от основного сюжета, описание местности, зарисовки пейзажей. В рассказе другая цель — донести до читателя основную мысль.

Роды и жанры художественной литературы

Определение 1

Литературный род — это группа жанров художественной литературы, которые обладают похожими структурными признаками.

Все художественные произведения сильно отличаются друг от друга по выбору изображаемых явлений действительности, по средствам изображения этой действительности, по соотношению субъективного и объективного начала, по своей структуре, по речевому стилю и иным признакам. Однако при всём этом все литературные произведения всё же делятся на три рода:

  1. Эпос.
  2. Лирика.
  3. Драма.

Эпос отличается отсутствием каких бы то ни было временных рамок или принадлежности к одному месту. Как правило, эпические произведения охватывают не одно событие или персонажа, а множество. Большое значение в эпосе имеет объективный взгляд рассказчика или повествователя.

Лирика довольствуется отдельными моментами жизни персонажа или его настроения. Часто в лирических произведениях отсутствует сюжетная линия, уступая место описаниям окружающего мира, чувств или вещей.

Драма служит авторам для изображения их героев в действии, ставя персонажей в конфликтную ситуацию. Здесь встречается мало повествований или описаний, вместо этого — диалоги или монологи персонажей, их высказывания. Авторская речь почти отсутствует, появляясь лишь для подсказок читателю о действующих лицах, их кратких характеристик, указания времени и места и так далее.

Литературные роды это лишь первое деление в типологии литературных произведений. Следующий этап — деление на жанры.

Определение 2

Жанр в художественной литературе — это вид литературного произведения, сложившийся исторически.

Существует три вида жанров, созвучные с литературными родами:

  • эпические;
  • лирические;
  • драматические.

Но и дальше их деление не прекращается. Взять, например, эпический жанр роман, которые получает подразделения бытовой роман, авантюрный роман и так далее. И, разумеется, существует деление жанров по объёму. Так разделяют крупные (роман и роман-эпопея), средние (повесть, баллада) и малые (очерк, сонет).

Эпические жанры в художественной литературе

Среди эпических жанров существуют такие типы произведений как роман, роман-эпопея, повесть, притча, очерк и рассказ.

Романом называется тип, являющий собой многопроблемное художественное произведение, которое изображает персонажа на протяжении его развития.

Сюжет романа всегда наполнен конфликтами, как внешними, так и внутренними, он не всегда хронологичен — иногда автор нарушает последовательность действий, как, например в «Герое нашего времени» Михаила Лермонтова.

Романы тоже, в свою очередь, делятся в зависимости от тематики и структуры.

Романом-эпопеей называется роман, в котором широко изображена жизнь народа в поворотных моментах истории.

Здесь первым на ум приходит «Война и мир» Льва Толстого.

Иллюстрация Андрея Николаева к роману Льва Толстого «Война и мир»

Рисунок 1. Иллюстрация Андрея Николаева к роману Льва Толстого «Война и мир»

Повесть — произведение среднего размера, относящееся к эпосу, и написанное в формате повествования о событиях в обычной последовательности.
В отличие от романа, помимо объёма, в повести читатель не встретит пространственных размышлений, воспоминаний и прочих деталей в описании.

Притча это ещё одна малая форма эпоса, смысл которой заключается в нравственных поучениях в переносном значении. От басни её отличает основанность сюжета на жизни людей.

Очерк — это малая форма эпоса, отличающаяся красочным описанием, затрагивает в основном социальные проблемы.

Рассказом называется небольшое литературное произведение в прозе с конкретным числом персонажей, часто их количество не превышает двух. В рассказах писатели описывают одно событие или проблему, вставшую перед героем.

Лирические жанры в художественной литературе

К лирическим жанрам относятся такие формы, как: лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет, поэма, баллада.

Лирическое стихотворение — это малая форма лирики, которую автор пишет либо от своего лица, либо от лица вымышленного персонажа, то есть лирического героя.

Элегия — это стихотворение в печальном и грустном настроении, в нём часто можно наткнуться на рассуждения на философские темы или грустные размышления.

Послание — письмо в стихах, обращенное к какому-то человеку. Различают дружеские, сатирические или лирические послания — всё зависит от его содержания.

Эпиграммой называется небольшое стихотворение, цель которого заключается в высмеивании какого-либо конкретного человека. Это может быть как дружеская шутка, так и язвительные, гневные строки.

Ода отличается от остальных малых лирических форм своей торжественностью и возвышенностью слога.

Сонет — небольшое стихотворение, как правило состоящее из четырёх стихов.

Рассказ это жанр эпоса

Рисунок 2.

Поэма — средняя лирическая форма, поэтическое произведение, у которого есть свой сюжет, и в котором хорошо подчеркивается внутренний мир лирического героя.

Баллада — ещё одна форма лирики с живым, особым сюжетом, эдакий рассказ в стихах.

Драматические жанры в художественной литературе

В группу драматических жанров входят три вида произведений: комедия, трагедия и драма.

Комедия это вид драмы, где её персонажи и их характеры, события и действия проникнуты юмором и описаны в смешной форме. Существуют сатирические комедии («Недоросль» Дениса Фонвизина), высокие комедии («Горе от ума» Александра Грибоедова) и лирические комедии («Вишневый сад» Антона Чехова).

Рассказ это жанр эпоса

Рисунок 3.

Трагедия, вторая драматическая форма, создаётся путём создания автором жизненного конфликта, который ведёт героев либо к страданию, либо к смерти.

Драма — последняя форма данного жанра, тоже строится на конфликте, но он является здесь уже не настолько непримиримым, как в трагедии. Конфликт здесь больше приземлён, его можно решить. Особенность драмы заключается в том, что она построена не на современной основе, а на античной. К тому же драма устанавливает нового героя, который восстает против обстоятельств.

Жанры художественной литературы, как и многие другие культурные моменты, склонны со временем изменяться или даже исчезать, потому что являются историческими категориями. Так, из современной литературы давно ушёл и превратился в литературный архаизм жанр ода. А в античные времена люди не знали, например, о сонетах.

Не сдавайте скачаную работу преподавателю!

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».

Цели урока:

Обучающая

  • знакомство с понятиями “басня”, “мораль”,
    “дидактический”;
  • выделение основных характерных жанровых
    особенностей басни после наблюдения над
    языковым и иллюстративным материалом;
  • обращение к уже знакомому определению
    (аллегория), выделение характерных черт данного
    явления и применение ранее полученных знаний в
    новой учебной ситуации (простая аналогия).

Развивающая

  • формирование умения анализировать информацию и
    выделять главное (формулирование общего
    определения басни на основе представленных
    учащимися нескольких определений);
  • развитие умения сравнивать и делать выводы
    (сравнение иллюстраций, установление общей черты
    и формулирование выводов по результатам
    сравнения, а также по итогам урока;
  • сопоставление сходных объектов и установление
    черт различия
  • сопоставление басен Эзопа и Крылова И. А.)

Воспитывающая

  • формирование представлений о
    морально-этических нормах.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Объём и содержание изучаемого материала:

— В мире литературы. 6 кл. : Учеб.-хрестоматия для
общеобразоват. Учеб. заведений / Авт.-сост. А. Г.
Кутузов, В. В. Леденёва, Е. С. Романичева, А. К.
Киселев. Под. Ред. А. Г. Кутузова. – М. : Дрофа, 2001.
Раздел “Басня как эпический жанр” — стр. 347 – 357.

— Сборник басен И. А. Крылова.

— Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

— Словарь литературоведческих терминов.

I. Оргмомент, вступительное слово учителя.

Записываются число и тема урока:

Басня как жанр эпоса (слайд 1 – тема,
авторство).

Цель: все в детстве читали басни, не
задумываясь о том, что это такое; сегодня на уроке
мы дадим определение басни, перечитаем знакомые
басни, чтобы выделить их характерные жанровые
особенности.

II. Проверка домашнего задания (перед уроком
было задано найти и выписать определение басни,
читать басни Крылова, т. к. на одном из этапов
урока учитель опирается на знание детьми
содержания басен).

Дети зачитывают определения басни, выписанные
ими дома.

Ш. Основная часть урока

Учитель: считается, что первым сочинителем
басен был Эзоп, живший в Древней Греции в 6 веке до
нашей эры. . Слайд 2 (Эзоп). Прочитаем одну
из его басен.

1. Работа с учебником: чтение одним из
учеников басни Эзопа “Ворон и Лисица” и ответы
на вопросы.

— Чем эта басня похожа на рассказ? (Краткое
повествование, в основном, от 3 лица ).

— Чем она похожа на сказку? (Похожа на сказку о
животных тем, что главными действующими героями
являются животные – Ворон и Лисица).

— Почему последнее предложение написано с
красной строки? Что оно в себе заключает? (Это
основная мысль, то, ради чего написана басня,
мораль). Это одна из особенностей данного жанра.

— Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова,
найдем значение слова “мораль”. (Ищут
учащиеся). Это многозначное слово. Нам подходит
следующее значение: логический, поучительный
вывод из чего-нибудь, например, из
повествовательной части басни.

Чтение учителем статьи в учебнике А. Г. Кутузова
(стр. 348): первые два абзаца.

— Какова композиция (построение) басни? Иными
словами, из каких частей она состоит? (слайд 3
– композиция басни: повествовательная часть и
мораль).

— Кто из русских баснописцев использовал
сюжет, придуманный Эзопом? (И. А. Крылов) (слайд
4 – портрет Крылова с годами жизни: 1769-1844).

Чтение 2-м учеником басни Крылова “Ворона и
Лисица” (стр. 349)

— Что общего у этих басен? (Сюжет и действующие
лица).

— Что изменилось в басне с точки зрения
построения? (Начинается с поучительной части, за
ней следует повествовательная).

Сравните поучительные части: одинаков ли смысл
басен? (Акцент делается на разных качествах).

— Какие ещё есть отличия у басни Крылова от
басни Эзопа? (форма – проза и стихи; объём,
обусловленный добавлением художественных
подробностей в повествование и прямую речь).
Найти эти подробности.

2. Формулирование единого определения басни
как жанра эпоса.

После чтения и ответов на вопросы, после
зачитанных вами определений, выписанных дома,
нетрудно будет сформулировать общее определение
басни как жанра. Демонстрируется слайд
5(деформированное определение басни)
.
Ученики
должны вставить пропущенные слова в определение
:

Басня – это малый эпический жанр
дидактической литературы: короткий рассказ в стихах
или прозе с прямо сформулированной моралью.

— Какое новое слово вам встретилось в данном
определении? Обратимся к словарю.

Дидактический – наставительный,
поучительный.

3. Наблюдение за иллюстрациями и выделение
одной из характерных особенностей басни.

Демонстрируются слайды 6, 7, 8, 9, 10 с
иллюстрациями к басням Крылова.

Ребята угадывают название басни по слайдам 6, 7,
8, 9. На 10-м слайде (люди смотрят в зеркало, а видят в
нём звериные физиономии) “зашифрована” одна из
характерных особенностей басни.

Учитель: мы уже говорили о том, что басня похожа
на сказки о животных. Но чем она отличается от
сказки? Обратите внимание на то, что на картинке в
зеркале мы видим зверей (волков и медведя), а
смотрятся в него люди.

— На самом деле речь идёт о животных? (Нет, о
людях). То есть автор использует образы зверей,
чтобы выразить какое-либо человеческое качество.

— Как называется такое иносказание в
литературе? (Аллегория). Это ещё одна черта
басни как жанра. Например, осёл традиционно
выражает……., лисица — …….., обезьяна — ………
(заканчивают дети).

IV. Подведение итогов наблюдения за языковым и
иллюстрационным материалом, формулирование
выводов по уроку

Учитель: итак, что нового узнали мы о басне –
какими чертами она обладает, что отличает её от
других жанров эпоса?

При помощи учителя и обращений к
соответствующим этапам урока учащиеся
перечисляют отслеженные особенности басни:

  • традиционный круг образов, мотивов;
  • наличие повествовательной части и морали;
  • комизм;
  • поучительность (дидактичность);
  • аллегоричность.

Записать в тетрадь. Проверить. Демонстрируется слайд
11 (перечислены характерные жанровые особенности
басни).

V. Домашнее задание на следующий урок

Подготовить выразительное чтение басни И. А.
Крылова, пояснить, какова её мораль,
“расшифровать” аллегорию (какие явления,
качества воплощают действующие лица).

В Приложении 1 приведена
презентация к уроку.

Контрольно-оценочные средства

по литературе для 5 класса ФГОС ООО

Составитель:

учитель Шиманова С.А.

Контрольная работа по творчеству В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.

Цель — проверка уровня усвоения материала по произведениям В.А. Жуковского и А.С Пушкина.

Форма проведения: тестирование, ответы на вопросы.

Время тестирования: 30-35 минут.

Условия проведения: при проведении тестирования дополнительные материалы  не используются.

Содержание работы: тестирование направлено на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции.

Содержание работы определяется  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.       Тест состоит из 13 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из трёх предложенных.

1. Как называется сказка В.А. Жуковского?

а) «Спящая красавица»

б) «Спящая царевна»

в) «Спящая королева»

2. С кем В.А. Жуковский вступал в своеобразное «состязание», когда писал сказку?
а) с Гоголем

б) с Державиным

в) с Пушкиным 

3. Почему на праздник не пригласили  двенадцатую чародейку?

а) была злая, старая, хромоногая

б) она не нравилась царю

в) двенадцатого  золотого блюда не нашлось

4.  Какое заклинание  произнесла незваная чародейка?

а) обещала жениха богатого

б) смерть во цвете лет

в) обещала трёхсотлетний сон

5.  Как пытался уберечь свою дочь от заклятья царь?

а) запретил пользоваться веретеном во всём царстве

б) велел спрятать царевну до 18 лет во дворце

в) не разрешал царевне  выходить из дворца

6. Что разрушило силу сна царевны?

а) свежий воздух

б) пение царевича

в) поцелуй царевича

7. Жанр произведения В.А. Жуковского «Кубок?

а) рассказ

б) баллада

в) сказка

8. В произведении В.А. Жуковского кубок был…
а) золотым

б) серебряным

в) бронзовым 

9. Чем закончилось второе «путешествие» пажа в морскую пучину?

а) погиб в морской бездне

б) его спасли латники

в) благополучно выбрался

10. Какую сказку пишет А.С. Пушкин  параллельно «Спящей царевне» В.А. Жуковского?

а) «Сказку о царе Салтане»

б) «Сказку о мёртвой царевне…»

в) «Сказку о золотом петушке»

11. Прологом к какому произведению относится «У лукоморья дуб зелёный…»?

а) «Сказка о мёртвой царевне»

б) «Сказка о царе Салтане»

в) «Руслан и Людмила»

12. Кто является сказочником в отрывке «У Лукоморья»?

а) бурый волк

б) кот учёный

в) русалка

13. Кто сказал, что «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»?

а) Тургенев

б) Белинский

в) Толстой

Ответы

Тестирование по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова,

И.С. Тургенева.

Цель — проверка уровня усвоения материала по произведениям М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.

Форма проведения: тестирование, ответы на вопросы.

Время тестирования: 40 минут.

Условия проведения: при проведении тестирования дополнительные материалы  не используются.

Содержание работы: тестирование направлено на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции.

Содержание работы определяется  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.      Работа состоит из 8 заданий и предусматривает выбор одного ответа из нескольких предложенных либо требует развернутого ответа на вопрос.

1 вариант

1. Детство какого писателя прошло в имении Тарханы?

А) Пушкин  

Б) Лермонтов  

В) Гоголь    

Г) Некрасов

2. Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

А) Отечественная война 1812 года

Б) Великая Отечественная война

В) Первая мировая война

3. Во фразах «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени» автор использует

А) метафору

Б) сравнение      

В)  эпитет

4. События, описанные в повести «Заколдованное место» Н.В. Гоголя, произошли:
А) с самим рассказчиком

Б) с его дедом

В) с его другом


5. Кто автор строк:

                                О, горько, горько я рыдал,

                                Когда в то утро я стоял

                                На берегу родной реки…

А) А.С. Пушкин    

Б) М.Ю. Лермонтов  

В) Н.В. Гоголь    

Г) Н.А. Некрасов

6. Где происходит действие  произведения  И.С. Тургенева «Муму»?

А) Санкт – Петербург

Б) Москва

В) Пенза

Г) Орел

7. Опишите каморку Герасима.

8. Творческое задание. Ответьте на вопросы.                                                                                                                    Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)?                                          

Напишите  рассуждение на эту тему.

2 вариант.

1. Детство какого поэта прошло на Волге?

А) Пушкин

Б) Лермонтов

В) Некрасов

2. Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

А) Великая Отечественная война

Б) Отечественная война 1812 года

В) Первая мировая война

3. Какое средство выразительности используется в строке:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени

А) Метафора  

Б) Эпитет  

В) Олицетворение  

Г) Сравнение

4. Необычные события с главным героем повести «Заколдованное место» Н.В. Гоголя произошли во время:
А) Исполнения танца            

Б) Обеда                    

В) Сна


5. Из какого произведения взяты строки:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц…

А) «Бородино»

Б) «Мороз, Красный нос»

В) «Крестьянские дети»

Г) «На Волге».

6.Герасим из произведения  И.С. Тургенева «Муму» терпеть не мог

А) хулиганов

Б) бездельников

В) пьяниц

7. Расскажите, как относился Герасим к Муму.

8. Творческое задание.  Ответьте на вопросы.                                                                                                                    Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)?                                          

Напишите  рассуждение на эту тему.

Ответы

1 вариант

2 вариант

Контрольная работа по русской литературе за полный курс 5 класса.

Цель: проверка усвоения программного материала по русской литературе за полный курс 5 класса.

Время тестирования: 40 минут.

Условия проведения: при проведении тестирования дополнительные материалы  не используются.

Содержание работы: тестирование направлено на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции.

Содержание работы определяется  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Работа состоит из 20 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из нескольких предложенных, нахождение указанных соответствий либо требует развернутого ответа на вопрос.

Вариант 1.

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

2. Сказка «Царевна-лягушка»

а) бытовая                 б) волшебная         в) о животных

3. Средство художественной выразительности, отличающее басню от других эпических жанров.

а) сравнение                 б) метафора                 в) аллегория

4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

5. Историческое событие, о котором рассказал в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов, произошло во время

а) Отечественной войны 1812 года

б) Великой Отечественной войны

в) Первой мировой войны

6. Рассказ – это…

а) Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях.

б) Небольшое эпическое произведение (малая форма), повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

в) Один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

7. Предложение из сказки-были К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» — содержит:

а) метафору                

б) аллегорию                 

в) олицетворение

8. Когда герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге, он вспомнил слова отца и деда:

а) «С тайгой надо дружить»

б) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»

в) «В тайге одному делать нечего»

9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

10. Пьеса – это…

а) Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

б) Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

в) Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

11. Назовите сказку: «Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало».

____________________________________________________________________________                                                                                                              

12. Чем литературная сказка отличается от народной?        

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Назовите три рода литературы:

____________________________________________________________________________

14. Определите способ рифмовки.

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!  (Н.М. Рубцов «Родная деревня»)

____________________________________________________________________________

15. Какое произведение так заканчивается: «Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты»? Укажите название произведения и автора.

_____________________________________________________________________________________

16. Найдите и выпишите из данного отрывка все эпитеты.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…  (Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. По ключевым словам определите произведение и автора.

а) Кавказ, кукла, Иван, казаки, пленные ____________________________________________________________________________
б) Барыня, город, Татьяна, Капитон, река ____________________________________________________________________________
в) Москва, басурманы, французы, заряд, редут ____________________________________________________________________________


18.
По описанию узнайте героя, укажите, из какого произведения и какого автора.

а) … Белолица, черноброва, нраву кроткого такого…

____________________________________________________________________________
б) За ворота выйти нельзя – все соседи только про нее и говорят: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница – золотые руки!», «Красавица – глаз не отвести!» ____________________________________________________________________________

19. Соедините попарно автора и произведение.

        А.П. Чехов                         «Спящая царевна»

        В.А. Жуковский                 «Волк на псарне»

        И.А. Крылов                         «Хирургия»

20. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты?

____________________________________________________________________________

Вариант 2.

1. В каком ряду указаны жанры фольклора?

а) рассказ, повесть, баллада;

б) сказка, стихотворение, рассказ;

в) загадка, скороговорка, считалка.

2.  Сказка «Журавль и цапля»

а) бытовая                 б) волшебная         в) о животных

3. Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом называются…

а) концовка                б) мораль                в) зачин

4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) И.А. Крылов «Свинья под дубом»

5. Историческое событие, о котором рассказал К.М. Симонов в стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете…», произошло во время

а) Отечественной войны 1812года

б) Великой Отечественной войны

в) Первой мировой войны

6. Повесть – это …

а) Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях.

б) Небольшое эпическое произведение (малая форма), повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

в) Один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

7. В предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» — В.П. Астафьев использует:

а) сравнение                 б) олицетворение                 в) гиперболу

8. В рассказе А.П. Чехова «Хирургия» фельдшер Курятин все время вспоминает, как он вырывал зуб:

а) помещику Александру Иванычу Египетскому

б) дьячку Ефиму Михеичу Вонмиглазову

в) доктору Карлу Петровичу Коршу

9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

10. Сказ – это…

а) Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

б) Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

в) Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

11. Назовите сказку: «Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала – одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь. Устала змеиха – позволила себе отдохнуть».

____________________________________________________________________________

12. Чем сказка отличается от сказа?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Назовите три рода литературы:

____________________________________________________________________________

14. Определите способ рифмовки.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А.Н. Плещеев «Весна»)

____________________________________________________________________________

15. Какое произведение так начинается: «Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Да, вот вы говорили насчет того, что человек может совладать. Как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи…»? Укажите название произведения и автора.

____________________________________________________________________________

16. Найдите и выпишите из данного отрывка все эпитеты.

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.  (Ф.И. Тютчев «Весенние воды»)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. По ключевым словам определите произведение и автора.

а) Влас, мороз, буря, охота, край родной ____________________________________________________________________________

б) Княж-городок, кукла, серые камни, Тыбурций ____________________________________________________________________________

в) Степан, малахит, ящерки, приказчик ____________________________________________________________________________

18. По описанию узнайте героя, укажите, из какого произведения и какого автора.

а)…Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем… одарён необычайной силой, он работал за четверых.

____________________________________________________________________________

б) …Маленький человек, одетый во всё чёрное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок, а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым …
____________________________________________________________________________

19. Соедините попарно автора и произведение.

        К.Г. Паустовский                         «В дурном обществе»

        В.Г. Короленко                         «Двенадцать месяцев»

        С.Я. Маршак                                 «Васюткино озеро»

20. Как королевич Елисей сумел оживить свою невесту?

____________________________________________________________________________

Ответы

Вариант 1.

11. «Царевна-лягушка»

12. У литературной сказки есть автор.

13. Эпос, лирика, драма.

14. Парная.

15. В.Г. Короленко «В дурном обществе».

16.  Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…  (Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)

17. а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

      б) И.С. Тургенев «Муму»

      в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

18. а) Царевна — А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…»

      б) Падчерица — С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

19. А.П. Чехов «Хирургия», И.А. Крылов «Волк на псарне», В.А. Жуковский «Спящая царевна»

20. Солнце, Месяц, Ветер.

Вариант 2.

11. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

12. В сказе есть описание событий, которые могли произойти в реальной жизни, точные зарисовки народного быта.

13. Эпос, лирика, драма.

14. Перекрестная.

15. Н.В. Гоголь «Заколдованное место».

16.  Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.  (Ф.И. Тютчев «Весенние воды»)

17. а) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

      б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

      в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

18. а) Герасим – И.С. Тургенев «Муму»

      б) Чернушка (министр) – А. Погорельский «Черная курица…»

19. К.Г. Паустовский «Васюткино озеро», В.Г. Короленко «В дурном обществе»,            С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

20. Разбил гроб, кусочек яблока выскочил, и царевна проснулась.

Итоговая контрольная работа за год.

Цель работы: определение уровня сформированности у обучащихся 5 класса следующих предметных и метапредметных умений:

— владение литературоведческой терминологией;

— определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);

— извлечение необходимой информации из текста;

— установление причинно-следственных связей;

— свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

— понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Время тестирования: 40 минут

Условия проведения: при проведении тестирования дополнительные материалы  не используются.

Содержание работы: тестирование направлено на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции.

Содержание работы определяется  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Тест состоит из 24 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из нескольких предложенных либо нахождение указанных соответствий. Вопрос 24 требует развернутого ответа на вопрос.

Вариант I

1. Фольклор – это …

а) народное творчество, чаще всего устное

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом

2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) басня

б) загадка                                

в) прибаутка

3. Слово – это…

 а) особая, специфически организованная речь, выражающая  чувства в стихотворной, ритмической  форме;                                      

б) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли, служит средством общения между людьми;

в) один из популярных жанров фольклора; вид повествования с фантастическим вымыслом;

4. В стихотворении  «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

а) метафорой

б) сравнением

в) эпитетом

5. Кто является родоначальником жанра басни?

 а) Эзоп

 б) Ломоносов

 в) Сумароков

 г) Лафонтен.

6. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:

а) существовал такой обычай перед дальней дорогой

б) они были друзьями

в) она оценила его доброту, в знак благодарности

7. По датам жизни определите писателя.

  1. 1769 – 1844                                                   А) А.С.Пушкин
  2. 1814 – 1841                                                   Б) Н.В.Гоголь
  3. 1799 -1937                                                     В) И.С.Тургенев

      4)   1809 – 1852                                                   Г) М.Ю.Лермонтов

      5)   1818 – 1883                                                   Д) И.А.Крылов

      6)   1828 – 1910                                                   Е) Л.Н.Толстой

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что…Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»

а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».

а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

в) Н.А. Некрасов «На Волге»

12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».

а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) А.П. Чехов «Хирургия»

15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) А.П. Чехов «Хирургия»

в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«… Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.»

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) В.А. Жуковский «Кубок»

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в)  Д. Дефо «Робинзон Крузо»

20. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) М.В. Ломоносов

21.Автором стихотворения «На Волге» является:                                                                                                             а) А.С. Пушкин                                                                                                                                                                      б) В.А. Жуковский В                                                                                                                                                                                                                    в) Некрасов Н. А                                                                                                                                                                              

22. Кто автор произведения «О чем говорят цветы»?

а) Г.Х.Андерсен

б) Д.Дефо  

в) Ж.Санд

23. Как маленький охотник Киш  расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?

а) убивал их из ружья

б) убивал их копьём

в) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса

24. Каким вы впервые увидели Васю в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»? Напишите ваше первое впечатление о нем.

Вариант II

1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) сказка

б) роман

в) пословица

2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?

а) добро – зло;

б) жизнь – смерть;

в) природа – цивилизация.

3. Пословица – это…

а)  один из популярных жанров фольклора; вид повествования с фантастическим вымыслом;

б) особая, специфически организованная речь, выражающая чувства в стихотворной, ритмической  форме;                                      

в)  краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.            

4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения:

    1. завязка; 2. развязка; 3. развитие действия; 4. кульминация.

5.   «Зима недаром злится, прошла ее пора…» — определите троп.

     а) метафора             б) сравнение              в) эпитет

6. Соотнесите автора и название произведения:

1)  И.А. Бунин                                          А) «Низкий дом с голубыми ставнями…»

2)  И.А. Крылов                                       Б) «Косцы»

3) С.А.Есенин                                          В) «У Лукоморья дуб зелёный…»

4) Н.В.Гоголь                                           Г) «Бородино»

5) А.С.Пушкин                                         Д) «Заколдованное место»

      6) М.Ю. Лермонтов                                 Е) «Ворона и лисица»

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»

  а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

  б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

  в) И.С. Тургенев «Муму»

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

в) В.М. Гаршин «Attalea princes»

9. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

в) «Царевна-лягушка»

10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».

а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».

а) Саша Чёрный «Кавказский пленник»

б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».

а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

14. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

а) Ярослав

б) Елисей

в) Алексей

15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».

а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»

а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»

17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) А.П. Чехов «Хирургия»

в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».

а) А.П. Платонов «Никита»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

20. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я в детстве знал,

Таким и ныне увидал:

Всё ту же песню ты поёшь,

Всё ту же лямку ты несёшь,

В чертах усталого лица

Всё та ж покорность без конца…

а) Н.А. Некрасов «На Волге»

б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

в) Н.М. Рубцов «Родная деревня»

21. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».

а) В.М. Гаршин «Attalea princeps»

б) А.П. Платонов «Никита»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

22. К истории какой страны обращается Р.Л.Стивенсон в своем произведении «Вересковый мед»?

а) Англия

б) Шотландия

в) Дания

23.  Сколько лет было Д. Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?

а) 60

б) 50

в) 70

24. Как менялся характер Васи в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» во время дружбы с Валеком и Марусей?

Ответы на тестовые вопросы:

Вариант I

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

б

в

а

в

1-д 2-г

3-а 4-б

5-в 6-е

в

б

в

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б

а

в

б

б

в

в

в

б

а

Вариант II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

в

в

1,3,4,2

а

1-б 2-е

3-а 4-д

5-в 6-г

в

б

б

б

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

в

в

б

б

б

в

в

б

а

а

  • Рассказ шукшина срезал читать полностью
  • Рассказ это в литературе определение кратко
  • Рассказ это в литературе примеры
  • Рассказ это моя дочь часть 2
  • Рассказ экология моего города