Рассказ это в педагогике метод

Консультация метод песочного рисования sand art.истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. от пальцев, образно говоря, идут

Консультация «Метод песочного рисования «Sand – Art».»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

Нетрадиционные технологии воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

На сегодняшний день технологий нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, арома-, фито-, глина-, воско-, кристаллотерапия и др).

Применение данных технологий нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Нетрадиционные технологии воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

На сегодняшний день технологий нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, арома-, фито-, глина-, воско-, кристаллотерапия и др).

Применение данных технологий нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

К этим методам относится и пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка. На нем я и остановила свой выбор.

Sand art — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Этот метод в последнее время привлекает все большее внимание педагогов, помимо создания песочных картин, его применяют в обучении математике, чтению, английскому, каллиграфии и других областях. Я также постоянно ищу новые области применения рисования на песке в педагогике. Наблюдая на занятиях за детьми, я пришла к выводу, что рисование песком на световых столах вызывает неподдельный интерес у детей и повышает мотивацию к любой деятельности с этим материалом. Педагоги знают, что основная часть времени в освоении новых знаний приходиться на закрепление пройденного. При этом зачастую возникает потеря мотивации, так как интерес к новому пропадает, а отработка навыка предполагает многократное повторение похожих заданий. Метод Sand-Art, благодаря своим особенностям, дает возможность педагогу поддерживать интерес к заданиям, так как ребенок, выполняя упражнения на песке, помимо этого взаимодействует с очень интересной для себя субстанцией. В этот момент ребенок одновременно думает над заданием, выполняет движения пальцами и руками, чувствует воздействие песка на кожу и при этом испытывает заинтересованность. Все это в совокупности позволяет задействовать в запоминании несколько видов памяти, что в свою очередь дает возможность более прочно закрепить пройденный материал.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Песок гармонизирует психоэмоциональное состояние детей. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребенка – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга. Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и естественно развивает моторику рук.

Игры с песком, для детей с тяжелыми нарушениями речи, являются очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Во-первых, усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.

Использование игровых упражнений с песком на световом столе в индивидуальной логопедической работе с детьми решаются очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— регуляция мышечного тонуса, совершенствование мелкой моторики.

— автоматизация поставленных звуков;

— развитие фонематического слуха;

— формирование слоговой структуры слова;

— расширение словарного запаса;

— развитие языкового анализа и синтеза;

— обучение грамоте;

— совершенствование грамматического строя речи;

— развитие связной речи;

Все эти задачи решаются с помощью игровых методов.

Я хочу поделиться несложными в организации логопедическими играми, которые можно использовать в песочнице.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания.

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу» — от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» — картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Ямка» — ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струей выдувает ямку в песке.

«Помоги зайцу замести следы» — в песке делаются небольшие углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«На встречу к другу» — на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной, плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой.

«Добрый великан» — из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (животное, человечек). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает ее, помогая герою продолжить свой путь.

«Путешествие» — на песке легкие пластмассовые игрушки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

Игры и упражнение на регуляцию мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук.

— положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

— погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

— погрузить пальцы в песок и поочередно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики).

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

Игры и упражнения на совершенствование мелкой моторики.

«Песочный круг» — пальцами нарисовать с ребенком круги: самый большой, внутри поменьше, еще меньше – и до тех пор, пока в центре кругов не образуется точка. Далее предложить ребенку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т.д.

«Необыкновенные следы»:

— «идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«ползут змейки» — ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«жучки, паучки» — ребенок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Игры и упражнения на автоматизацию звука.

«Сильный мотор» — произносить звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук [р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик» — произносить звук [р] мягкий, проводя мизинцем дорожку по песку.

«Горочка» — набрать в руку песок и произносить звук [с], насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песок игрушек игрушку со звуком [с] и, набрав песок произносить этот звук, засыпая ее.

«Дорожка» — «прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические фигуры), произнося коррегируемый звук.

«Совпадение» — логопед закапывает в песок игрушки с коррегируемым звуком так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком/ затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть данный звук. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

«Спрячь ручки» — прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

«Водолаз» — со дна песочницы достать предметы или защищенные картинки, называть и, произнося дифференцируемые звуки.

«Подарки Соне и Маше» — песочница делится перегородкой на две части. Ребенок дарит предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками девочкам (Соне со звуком «С» или Маше со звуком «Ш»).

«Два города» — под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

«Мой город» — подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город.

«Выложи бусы» — ребенок выкладывает на песке бусы из цветных камешков (красные, синие, зеленые) в зависимости от того, какой звук он услышал в слове.

«Клад» — логопед закапывает в песок зеленые, синие, красные камешки. Ребенок достает камешек и в зависимости от цвета камешка называет слова на данный звук (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).

Игры и упражнения на формирование слоговой структуры слова.

«Следы на песке» — сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

«Гора» — ссыпать из кулачка столько кучек «гор», сколько частей в слове и посчитать.

«Полоски» — ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку» — логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя и убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги» — ребенок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

«Художник» — логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько квадратов (кругов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

Игры и упражнения на совершенствование лексико-грамматического строя речи.

«Чего не стало» — логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребенок узнает, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род.п., ед. или мн. числе.

«Лодочка» — создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:

— предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);

— приставочных глаголов (отъехать, подъехать, пристроили, надстроили);

— наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).

«Подбери слово» — находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

Обучение грамоте.

«Найди буквы и назови» — логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребенок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнять, давая инструкции типа: — «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово» — ребенок достает спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай, напиши слово» — логопед пишет слово на песке. Ребенок читает. Затем меняются ролями.

«Буква потерялась» — ребенок 7 лет «пишет» на песке слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

«Добавь деталь» — логопед «пишет на песке букву упустив один элемент. Ребенок добавляет недостающий элемент буквы и называет ее.

«Волшебник» — ребенок лепит букву из песка, сгребая его ребрами ладоней, а затем превращает ее в другую (например букву А превращает в букву Л)

Игры и упражнения на развитие связной речи.

«Угадай-ка» — ребенок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Логопед должен догадаться о каком предмете идет речь.

«Найди и опиши игрушку» — ребенок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).

«Две игрушки» — ребенок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.

«Нарисуй и расскажи» — ребенок создает картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

«Покажи сказку» — ребенок составляет рассказ по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Логопедические игры с использованием метода пескотерапии считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребенка индивидуально. У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, т.к. на занятии нет места монотонности и скуке. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации коррегирующих звуков. Так же отмечается умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены в общении.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Девицкий детский сад «Улыбка»

           ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                            СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА

Составила: воспитатель Телкова Т,И,

С.Девица

                                       Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

 АКТУАЛЬНОСТЬ

Владение родным языком — это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

 · трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

 · односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

· недостаточный словарный запас;

 · плохая дикция.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

 ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.

 ЗАДАЧИ:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

 2. Преобразование образов в символы.

 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

 4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Ожидаемые результаты: 

Дети:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  •   Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
  • Обогащен словарный запас детей.

 Родители:

  • Вовлечены в процесс речевого развития детей;
  • Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
  •  Способны к созданию в домашних  условиях  речевой предметно — развивающей среды.

 Педагоги:

  • Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.
  • Получение педагогами представления о мнемотехнике.
  • Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами  для развития речи детей-дошкольников.

 Этапы реализации плана по самообразованию:

 I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

 1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (мнемодорожек, мнемотаблиц)

 4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

 5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

5. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

II.ОСНОВНОЙ

 РАБОТА  С ДЕТЬМИ

 — Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами;

— Самостоятельно, с помощью знаков — символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;

 — Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.

 — Использовать мнемотаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

 Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.

Методы работы.

 Словесный метод:

  • рассказ,
  • беседы воспитателя;
  •  чтение художественных произведений;
  • составление описательных рассказов.

Наглядный метод:

  • показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический:

  • Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

 План работы на сентябрь 2021г. – май 2022г.

 Сентябрь.

1. Работа с методической литературой.

Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.

• Изучение методической литературы по данной теме:

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

 • Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:

Интернет – ресурсы

2. Разработка плана работы по данной теме.

3. Ознакомление родителей с работой по развитию речи дошкольников.

Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей.

4. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

Цель: составить картотеку мнемотаблиц.

 Октябрь.

 1. Составление папки-передвижки для родителей «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста».

 Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи.

2. Изготовление мнемотаблиц.

 3. Консультация для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Цель: познакомить родителей с понятием «мнемотехника».

4. Осень

Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

5. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.

Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени.

Ноябрь

  1. Любимые сказки

Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность.

 2. Досуг «Путешествие в сказкино». Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа.

3. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».

 Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

Декабрь

  1. Красавица зима

Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

 2. Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).

3. Оформление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

 Январь

  1. Зимние забавы

 Цель: Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.

 2. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы.

3. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексикограмматическими), влияющими на развитие речи детей.

 Февраль

  1. Защитники отечества

 Цель: Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).

  1. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

 Март

  1. О любимых мамах

 Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.

  1. Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях.

 Апрель

  1. Весна

Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

 2. Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова (использование метода мнемотехники).

3. Составления рассказа «Космос»

 Цель: составить вместе с детьми описательный рассказ, потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.

 Май

  1. Насекомые

 Цель: Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое, обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые. Игра «Наши знакомые насекомые».

  1. Времена года

Цель: Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу. Дидактическая игра «Времена года» 3. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето». Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.

 4.Итоговая диагностика

5.Повторение знаний по лексическим темам, изученным в течение года

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным  изучением отдельных предметов

____________________________________________________________

Доклад на методическом объединении на тему:

«Использование методов и приёмов в логопедической работе           обучающихся с речевыми нарушениями».

Подготовила: Учитель -логопед

Лобанова О.Н.

2020

Использование методов и приёмов в логопедической работе обучающихся с речевыми нарушениями.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

  1. Практические методы (упражнения игры и моделирование).
  1. Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.
  1. Подражательно-исполнительские методы.

Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).

  1. Конструирование.

Используется при устранении оптическойдисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.(упражнения: покажи правильную букву, допиши букву и т.д)

  1. Упражнения творческого характера. Использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

1.«Слова зовут на помощь».

Задание 1: На доске записаны слова, которые «склеились» между собой. Помогите им «освободиться» — проведите вертикальные линии между словами.

РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИГАСОЛНЦЕ

Задание 2: Вот девять слов (зачитываются слова): река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, книга, солнце.

Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их в рассказ, да ещё представить себе все происходящее – совсем другое дело. Давайте побываем в стране Вообразили и придумаем историю, которая случилась с этими словами. Вот история, придуманная учениками 2 класса.

У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Начался дождь. Капли дождя попали в корзину. В корзине были грибы. Грибы поплыли как корабли. Мимо проходил ёжик. Он взобрался на один корабль. Ёжик увидел там книгу. Книга была про солнце.

Потом можно предложить детям записать слова по памяти. На первых этапах работы требуется помощь и подсказка.

Упражнение направлено на активизацию словаря, развитие творческих способностей учащихся, на формирование умения действовать по правилу, развивает оперативную память. Дополнительно можно предложить ученикам выделить среди данных слово, в котором звуков больше, чем букв, или слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза.

  1. «Подбор слов-ассоциаций».

Доска делится на четыре части. В центре написано слово «зима». Ученикам предлагается записать:

— в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие предмет;

— в правом нижнем углу доски – слова-ассоциации, обозначающие признак предмета;

— в левом нижнем углу доски – слова-ассоциации, обозначающие действие предмета;

— в левом верхнем углу доски – слова-помощники. Это могут быть служебные слова.

При выполнении этих четырех заданий у детей, кроме прочего, формируется навык ориентировки в пространстве.

Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Затем эти предложения записываются в тетрадь. Вот какие предложения получились у учащихся 2 класса:

Наступила холодная зима. Пушистый снег покрыл землю. Дети надели теплые шапки и шубы. Ребята катаются на лыжах, на санках.

Для данного упражнения можно предложить различные темы: «Животные», «Одежда», «Птицы» и т.д.

Упражнение способствует усвоению учащимися темы «Части речи», формированию умения строить речевое высказывание с учетом правил грамматического оформления предложения (согласование различных частей речи, управление). В ходе выполнения упражнения у детей развиваются творческие способности, обогащается словарный запас, формируются навыки ассоциативного мышления. На первоначальном этапе подсказываются ассоциативные ходы.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

  • осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;
  • систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения);
  • постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий;
  • самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.);
  • дифференцированный анализ и оценка выполнения.
  1. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

Используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

  1. Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Эффективность их использования зависит от следующих условий:

  • модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
  • быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
  • должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

  1. Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
  1. Наблюдение — применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

Наглядные средства должны:

  1. быть хорошо видны всем;
  2. подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  3. соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
  4. сопровождаться точной и конкретной речью;
  5. словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий может преследовать различные цели:

  • коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.),
  • развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),
  • развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),
  • закрепление правильного произношения звука,
  • развитие лексического запаса слов,
  • развитие грамматического строя,
  • развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
  1. Воспроизведение аудиозаписей сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.
  2. Кинофильмы, мультфильмы, презентации используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

d Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

  1. Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими.

  1. Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
  2. Предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.
  3. Итоговые, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

  • опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
  • соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
  • активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
  • вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
  • характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

Задачи беседы:

  1. развитие познавательной деятельности,
  2. закрепление правильного произношения,
  3. уточнения грамматической структуры предложений,
  4. закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.
  1. Словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
  1. Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

ВЫВОД

Разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи.

Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Методы и приемы можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Автор: Пухова Наталья Владимировна учитель начальных классов МБУ СОШ №86 г.Тольятти

Методы и формы патриотического воспитания младших школьников в современных условиях

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь именно в школьном возрасте происходит привитие чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Воспитание гражданина – это многогранный процесс, в его основе лежит целый комплекс задач, необходимые решить учителю: воспитание любви и преданности семье, стране, формирование бережного отношения к природе.
Для повышения уровня патриотического воспитания педагог должен использовать эффективные методы.
Методы патриотического воспитания — наиболее общие способы осуществления воспитательной деятельности в области патриотического воспитания. В педагогической теории и практике наиболее традиционными методами воспитания принято считать методы убеждения, поощрения, личного примера, наказания, упражнения. На сегодняшний день в педагогике представлено множество классификаций по методам патриотического воспитания. Рассмотрим классификацию методов Г.И.Щукиной.
Методы формирования сознания: рассказ, беседа, диспут, пример;
Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности: Упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации;
Методы стимулирования деятельности: соревнование, поощрение, наказание
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Т.А. Ильина представила классификацию методов патриотического воспитания.
Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции,
дискуссии, метод примера. Свойства методов — постановка младшего школьника в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
Методы организации деятельности :педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Свойства методов — необходимо создавать ситуации, в которых младший школьник осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки.
Методы стимулирования деятельности и поведения : соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Свойства методов — необходимо побуждать младшего школьника корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает младшего школьника к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.
Для повышения уровня патриотического воспитания педагогу необходимо знать не только методы, но и структуры патриотического воспитания.
Структура патриотического воспитания младших школьников включает в себя:
1) комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств;
2) педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;
3) управляемую деятельность младших школьников по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина.
В настоящее время в школах России выделяют пять моделей патриотического воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах:
1) предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории;
2) межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;
3) институциональная, представляющая собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;
4) проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;
5) диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.
В системе школьного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.
В школе используются такие формы патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн, а также акции, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Рассказ это в педагогике метод

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Рассказ это в педагогике метод

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Рассказ это в педагогике метод

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Рассказ это в педагогике метод

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Рассказ это в педагогике метод

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

  • Рассказ эдгара аллана по 8 букв
  • Рассказ шукшина сапожки читать
  • Рассказ щука на жерлицу
  • Рассказ эквивалент счастья читать
  • Рассказ шукшина сельские жители