Рассказ это определение в педагогике

Фио: грудинина юлия викторовнапредмет: литературакласс: 7а тип урока: урок открытия нового знаниятема: а.п. чехов. рассказ злоумышленник.цели:предметные:познакомить учащихся с рассказом а.п.

ФИО: Грудинина Юлия Викторовна

Предмет: литература

Класс:  

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».

Цели:

Предметные:

  • Познакомить учащихся с рассказом А.П. Чехова «Злоумышленник».
  • Учить давать портретную характеристику литературному герою.
  • Выявить особенности чеховского юмора.
  • Помочь учащимся увидеть, с помощью каких художественных деталей автор показывает смешное и грустное в рассказе.
  • Способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.
  • Развивать навыки и умения анализа художественного произведения.

Познавательные:

  • При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.
  • Выяснить при помощи рассказа А.П. Чехова, каким бывает смех.
  • Выявить авторскую позицию в рассказе.
  • Узнать особенности чеховского юмора.
  • Развивать умение проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов.

           Регулятивные:

  • Развивать умение находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста.
  • Развивать умение ставить пред собой цели и решать их, опираясь на заданный алгоритм.

Коммуникативные:

  • Развивать связную речь, мышление, расширять словарный запас, а также творческие способности учащихся.
  • Учить внимательно слушать.
  •  Создать особый эмоциональный настрой во время сотрудничества учащихся.
  • Активизировать самостоятельную работу учащихся.
  • Развивать умение формировать ситуацию сотрудничества.
  • Учить обосновывать и высказывать собственное мнение.
  • Развивать умения вести диалог, приводить аргументы, строить монологические высказывания.
  • Развивать речь и обогащать словарный запас учащихся с помощью творческого задания (через инсценированное судебное заседание).

Личностные:

  • Воспитывать гражданскую позицию, негативное отношение к преступлениям.
  • Формировать мотивацию познавательного процесса.
  • Воспитывать у учащихся чувство справедливости, сострадания.
  • Формировать юмористическое отношение к некоторым жизненным ситуациям.

Планируемые результаты:

  • Уметь находить смешные и грустные эпизоды в рассказах Чехова.
  • Знать отличительные черты чеховских произведений.
  • Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.
  • Мотивировать учащихся для написания творческой работы и последующего чтения рассказов А.П. Чехова

Основные понятия: приемы комического, речь персонажа, характеристика героя, юмор, сатира, человеческое достоинство.

Межпредметные связи: судебно-правовой системы, русский язык (официально-деловой и разговорный стили).

Технологии: технология критического мышления

Приемы технологии: синквейн, дискуссия

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная, сотрудничество в группах.

Ресурсы: учебник В.Я. Коровиной, доска, класс, портрет А.П. Чехова, «Толковый словарь», канцелярская кнопка, фонохрестоматия с рассказом  А.П. Чехова «Злоумышленник», иллюстрации к рассказу А.П. Чехова (проектор).

Ход урока.

1 Организационный момент.

— Здравствуйте, садитесь.

2 Вступительная беседа. Мотивация.

Цель: 

  • Формировать мотивацию познавательного процесса.
  • Воспитывать гражданскую позицию, негативное отношение к преступлениям.
  • Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Учитель садиться на свой стул и тут же встает.

— Сережа, посмотри, пожалуйста, на мой стул и скажи, что ты там видишь? (Канцелярскую кнопку.)

— Ребята, как вы думаете, как она сюда попала? (Кто-то подложил.)

— А зачем? (Чтобы посмеяться над тем, как вам будет больно.)

— А разве это смешно, когда человеку больно? (Нет.)

— Тогда, какой поступок совершил человек, подложивший мне кнопку? (Скверный, …, злой поступок.)

— А как мы называем людей, которые что-то совершают или планируют со злым умыслом, нарочно, специально? (Злоумышленниками.) 

3 Определение темы и целей урока.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств    ее реализации.  

  • Развивать умение находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста.
  • Развивать умение ставить пред собой цели и решать их, опираясь на заданный алгоритм.
  • Воспитывать у учащихся чувство справедливости, сострадания.

— Прочитайте, пожалуйста, на доске название произведения. (А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».) 

— Как вы думаете, чему или кому мы посвятим сегодняшний урок? (Мы будем говорить о злоумышленниках, то есть людях, которые совершают или совершили преступление по злому умыслу.)

— Верно! Как вы думаете, заслуживает ли такой человек наказания? (Да!)

— Тогда, каким оно должно быть? (Наказание по закону: штраф, тюрьма…)

— А в наше время злоумышленники встречаются? Приведите примеры. (Да, терроризм.)

— Действительно, террористы лишают по злому умыслу жизни многих добропорядочных граждан. Может ли гражданин своей страны стать злоумышленником? Что может стать причиной этому? (Да, может. Причина –законы, по которым человек просто не может жить. Он не живет, а выживает в таких условиях.)

— Можно ли оправдать злоумышленника? (Нет, каждый должен отвечать за свои поступки.)

— А если человек не понимает, что он совершил зло? (Это уже не злоумышленник.)

— Итак, сегодня мы познакомимся с вами еще с одним рассказом            А.П. Чехова «Злоумышленник».  Как вы думаете, о чем будет это произведение? (…)

— Давайте с вами послушаем этот рассказ (по фонохрестоматии).

— Ваша задача во время прочтения будет состоять в следующем:

4 Выбор задач и алгоритм работы.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

  • Развивать умение находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста.
  • Развивать умение ставить пред собой цели и решать их, опираясь на заданный алгоритм.

— Весь класс мы разделим на 3 группы (по рядам). Вам нужно будет дать характеристику главным действующим лицам рассказа по предложенному плану (алгоритм на доске — проектор):

  • Место, занимаемое действующим лицом в произведении;
  • Положение в обществе;
  • Портретная характеристика;
  • Речевая характеристика (речь героев).

— 1 группа характеризует Дениса Григорьева; 2 группа – судебного следователя; 3 – вносит дополнения к ответам 1 и 2 групп. Во время работы можно делать пометки карандашом в тексте (у каждого на столе учебник с текстом).

Дети слушают рассказ, работают с текстом.

5 Коммуникация.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

  • Развивать связную речь, мышление, расширять словарный запас, а также творческие способности учащихся.
  • Учить внимательно слушать.
  •  Создать особый эмоциональный настрой во время сотрудничества учащихся.
  • Развивать умение формировать ситуацию сотрудничества.
  • Учить обосновывать и высказывать собственное мнение.
  • Развивать умения вести диалог, приводить аргументы, строить монологические высказывания.
  • Развивать речь и обогащать словарный запас учащихся с помощью творческого задания (через инсценированное судебное заседание).
  • Развивать навыки и умения анализа художественного произведения.
  • При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.
  • Воспитывать у учащихся чувство справедливости, сострадания.
  • Формировать юмористическое отношение к некоторым жизненным ситуациям.

— Итак, вы послушали рассказ. Какие чувства, эмоции вызвал он у вас и почему? (…)

— Над чем мы смеемся в рассказе? (Смешно то, что говорят герои о разных вещах и никак не поймут друг друга.)

 — От чего нам становиться грустно по прочтению рассказа? (Результата этого непонимания – арест Дениса, который не понимает своей вины. Грусть заключается в дремучей необразованности Дениса, непонимании им очевидных вещей, а также в факте наказания человека, не понимающего, за что его наказывают.)

— Во второй половине 19 века наша страна раскололась на 2 мира. Следователь представляет у Чехова последователем нового европейского пути развития России, на который Россия вступила еще со времен Петра I, а Денис Григорьев – это темный мужик, представитель патриархального прошлого.

— Итак, предоставляется слово 1 и 2 группам. (Учитель и 3 группа слушают и дополняют).

1 группа.

(Денис Григорьев:

а) это главный герой;

б) он крестьянин;

в) этому свидетельствует и его внешний вид, и его манера поведения, и речь.)

— Каков же портрет Дениса Григорьева? (Портрет свидетельствует не только о бедности, сколько о неопрятности.)

— Чехов выступал всегда за уважение в человеке человеческого достоинства. А что такое человеческое достоинство? (…)

— Обратимся за определением к «Толковому словарю»: «Человеческое достоинство –это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе».

— Таким образом, слово «достоинство» синонимично слову «самоуважение». Уважает ли себя Дени Григорьев? Почему вы так думаете? (…)

— г) Речь Дениса Григорьева? (Слов он фактически не произносит, а когда и начинает говорить, сам, подчас, не понимает смысл сказанного.)

2 группа.

(Судебный следователь:

а) б) относится к «власть имущим», он представляет государство и его законы.)

— в) Дает ли автор портрет следователя? (Нет.)

— Называет ли его имя? (Нет.)

— Почему? (Следователь лишен в рассказе человеческих черт (чувств), является лишь олицетворением судебно-правовой системы.)

— г) Речь? (Речь официальна: много слов-термиенов: статья Уложения о наказаниях…, стандартные словосочетания. Она лишена эмоций, личностные слова отвергаются вовсе.)

— Вспомните, в русском языке мы с вами изучали стили. Если посмотреть с этой точки зрения, то Денис и следователь представители каких стилей? (Разговорного и официально-делового.) 

— Получается, что эти люди разговаривают на 2-х совершенно разных языках. Какой же вывод напрашивается? (Они как иностранцы не понимают друг друга. В этом их беда.)

— Давайте теперь немножко отдохнем.

Физминутка:

Быстро дружно встали все!
Вправо-влево наклонились
И друг к другу повернулись!
Поприветствовали дружно!
А теперь работать нужно!

— Продолжим урок. Мы выяснили с вами значение слова «злоумышленник».  Дадим определение еще раз? (Злоумышленник – человек, который совершает или совершил преступление по злому умыслу, нарочно, специально.)

— А теперь, основываясь на это определение, скажем, можно ли так назвать Дениса Григорьева? Почему? (…)

— Считает ли его злоумышленником следователь? Почему? (…)

— Почему же рассказ так называется? (Т. о. достигается комический эффект: высказывание о предмете прямо противоположно действительному содержанию предмета. То, что говорит о Денисе Григорьеве следователь, не соотносится с тем, какой на самом деле Денис Григорьев человек.)

— Основными формами вида комического являются ирония и сарказм. Используя «Толковый словарь», дайте определения этим понятиям. (…)

— Ребята, а могла ли такая история произойти в реальной жизни? (Да.)

— Представьте себе, что мы оказались в зале суда, где идет процесс по разбирательству дела нашего героя. (На доске картинка с изображение заседания суда — проектор). Давайте попробуем с вами выступить в рои участников этого процесса и вынести решение по делу Дениса Давыдова.

— Для этого разделимся на группы:

  1. Группа: 3 человека –защита: защищают, оправдывают обвиняемого;
  2. Группа: 3 человека –обвинение: приводят доказательства, доводы против обвиняемого;
  3. Группа: все остальные –присяжные: выносят приговор обвиняемому. Свой вердикт каждый из присяжных запишет в протокол (небольшие бумажки:

а) ____виновен, мера наказания_______________;

б) ____ не виновен.

Протоколы изучит судья (подсчитав ответы) и вынесет приговор. В конце урока все протоколы будут помещены на доску для всеобщего обозрения);

  1. Группа: судья – учитель: ведет заседание, озвучивает приговор.
  2. Группа: Денис Григорьев: на картинке –проектор.

Судья: Слушается дело по обвинению крестьянина Дениса Григорьева в краже гайки с железнодорожного полотна. Вердикт будут выносить присяжные заседатели. Слово предоставляется обвинению.

Обвинение: …

Судья: Слово предоставляется защите.

Защита: … 

Судья: Уважаемые присяжные заседатели, вам предстоит принять решение, виновен ли подсудимый в содеянном?

 Учащиеся, которые наблюдали за процессом, принимают решение. (Как правило, класс делиться на две группы – на тех, кто считает Дениса Григорьева вором, и на тех, кто оправдывает героя «непросвещенностью», незнанием последствий содеянного.) Учитель помогает учащимся сделать вывод, подводя итог.

6 Рефлексия.

Цель: осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

  • Выявить авторскую позицию в рассказе.
  • Узнать особенности чеховского юмора.
  • Развивать умение проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов.

— Итак, ребята, вы сейчас сами обыграли ситуацию, которую изобразил А.П. Чехов в своем произведении.

— Как Чехов представлял себе выход из этой ситуации? На чьей стороне писатель? (Денис Григорьев не принимает суд следователя и обижается, полагая, что следователь судит несправедливо, «зря». Следователь, в свою очередь, не может понять мужика как представителя патриархальной морали и патриархального права и объявляет его виновным. Следователь, как и крестьянин, невольно делается сам преступником, потому что навязывает новые условия жизни, о которых крестьянин никогда не слышал. Денис живет по совести, а следователь по закону. А.П. Чехов сказал, что отпустил бы мужичка).

— Чехов видел выход из сложившейся ситуации в том, чтобы постепенно просвещать народ, пытаться преодолеть пропасть между двумя мирами (просвещенным и непросвещенным), для этого необходимо учитывать рациональные европейские законы с законом «по совести».

— Можете ли вы привести примеры современных «Денисов Григорьевых»? (Те, кто крадет провода, крышки от люков и т.д.)

— Давайте попробуем все вместе составить синквейн. С его помощью мы попытаемся раскрыть образ злоумышленника из рассказа А.П. Чехова.

Пример:

Злоумышленник,

необразованный, забитый,

мычит, заикается, плачет.

Нужно ли его наказать?

Решайте сами!

7 Домашнее задание

Цель: закрепление изученного материала.

— Из каждого рассказа можно вынести какой-то урок для себя и сейчас, в наше время. Я предлагаю вам написать дома одну из работ:

1. Напишите мини-сочинение: «Какой урок я вынес для себя из ситуации, представленной Чеховым?

Начните свои работы так (запись на доске):

  • Я понял (а), что …
  • Мне было трудно …
  • Мне понравилось…

2. Напишите письмо Денису Григорьеву и попробуйте убедить героя, в чем он был не прав и почему.

— Спасибо всем за внимание. Урок закончен.


linked С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: жобалау 1.docx.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: Мухаммадали М Тесты по философии.docx, Тестовые задания для подготовки к итоговой государственной аттес, Серегины Тесты — копия.docx, АНГ Тесты Дыхание для подготовки к РК и экзамену — копия.docx, Финансовый менеджмент тесты.docx, Физическая культура ответы на тесты.docx, Патшиза. Все тесты.pdf, Уставы тесты.doc, ЛОР тесты 4курс.docx, 02.01. тесты .docx


Тесты для аттестации учителей по педагогике
Педагогика 1- вариант

1. Объект педагогики — это:

A) Процесс развития личности.

B) Воспитательный процесс.

C) Коллектив учеников.

D) Вся окружающая педагогическая действительность.

E) Учебный процесс.
2. Предмет педагогики — это:

A) Школьник.

B) Ученический коллектив.

C) Управленческая деятельность педагога.

D) Закономерности развития личности.

E) Педагогический процесс.
3. Основные категории педагогики — это:

A) Педагог, воспитанник, школа.

B) Воспитание, обучение, образование, педагогический процесс.

C) Развитие, формирование.

D) Процесс обучения, процесс воспитания.

E) Учение, преподавание.
4. Функции педагогики – это:

A) Научно-теоретическая, технологическая.

B) Вскрытие закономерностей обучения и воспитания.

C) Изучение передового педагогического опыта.

D) Проведение педагогических исследований, внедрение их результатов в практику.

E) Определение принципов обучения и воспитания.
5. Отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения на разных ступенях развития человеческого общества — это:

A) Сравнительная педагогика.

B) Социальная педагогика.

C) История педагогики .

D) Коррекционная педагогика.

E) Философия образования.
6. Разделы общей педагогики – это:

A) Педагогическая психология, философия образования.

B) Общие основы, теория воспитания, дидактика, школоведение.

C) Социальная педагогика, история педагогики.

D) Дошкольная педагогика, школьная педагогика, педагогика взрослых.

E) Тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика.
7. Отрасль педагогической науки, изучающая воспитание детей и взрослых с отклонениями в физическом или психическом развитий:

A) Специальная педагогика.

B) Социальная педагогика.

C) Олигофренопедагогика .

D) Сравнительная педагогика.

E) Тифлопедагогика.
8. Закономерности развития и функционирования образовательных и воспитательных систем в различных странах изучает:

A) Сравнительная педагогика.

B) История педагогики.

C) Специальная педагогика.

D) Социальная педагогика.

E) Педагогика школы.
9. Развитие педагогики как науки определило:

A) Прогресс науки и техники.

B) Объективная потребность в подготовке человека к жизни.

C) Биологический закон сохранения рода.

D) Забота родителей о счастье детей.

E) Повышение роли воспитания в общественной жизни.
10. Основоположником педагогики как науки является:

A) Сократ.

B) Макаренко А.С.

C) Руссо Ж.Ж.

D) Коменский Я.А.

E) Локк Д.
11. Развитие личности – это:

A) Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.

B) Изменения, обусловленные созреванием организма.

C) Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

D) Процесс социализации личности.

E) Процесс индивидуализации личности.
12. Развитие способностей и дарований школьников, главным образом, зависит от:

A) Природных задатков.

B) Объема приобретенных знаний и умений.

C) Число прочитанных книг.

D) Общения со сверстниками и взрослыми.

E) Организации и осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса.
13. Развитие личности происходит целиком под воздействием окружающей среды утверждают представители:

A) Бихевиоризм.

B) Прагматизма.

C) Социологизаторства.

D) Экзистенциализма.

E) Марксизма.
14. Широко используемое в педагогике понятие «личность» означает:

A) Сущность высшую ступень развития живых организмов на Земле.

B) Человека, обладающего сознанием и мышлением.

C) Отдельно взятого человека.

D) Совокупность прижизненно выработанных свойств и качеств, характеризующих его общественную сущность.

E) То особенное, что отличает человека от другого человека.
15. От родителей к детям наследственно передаются:

A) Тип нервной системы.

B) Волевые качества.

C) Образ жизни.

D) Черты характера

E) Нравственные качества.
16. Основные факторы развития личности — это:

A) Игра, учение, труд.

B) Воспитание, окружающая среда, наследственность, собственная деятельность.

C) Школа, семья.

D) Знания, умения, навыки.

E) Педагоги, родители.
17. Биологический и духовный рост личности в процессе жизни и деятельности – это:

A) Воспитание.

B) Формирование.

C) Развитие.

D) Преемственность.

E) Образование.
18. Целенаправленно действует в соответствий с целями общества на развитие личности:

A) Наследственность.

B) Обстоятельства жизни.

C) Географическая среда.

D) Воспитание.

E) Семья и школьная среда.
19. Из ниже перечисленных факторов меньше всего влияет на формирование личности – это:

A) Социальная среда.

B) Географическая среда.

C) Воспитание.

D) Наследственность.

E) Внутренняя активность личности.
20. Ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в подростковом возрасте – это:

A) Социализация.

B) Акселерация.

C) Персонализация.

D) Урбанизация.

E) Индивидуализация.
21. Бурный рост и развитие организма, половое созревание происходят в возрасте:

A) Младшем школьном.

B) Подростковом.

C) Старшем школьном.

D) Юношеском.

E) Дошкольном.
22. Раскрывает стратегию, направление и пути решения исследовательской задачи:

A) Методологические подходы и принципы.

B) Цель и задачи.

C) Методы исследования.

D) Формы и средства

E) Дидактические системы.
23. Целенаправленное восприятие педагогических явлений для получения объективной информации об изучаемом объекте – это:

A) Опросные методы.

B) Эксперимент.

C) Беседа.

D) Интервьюирование.

E) Наблюдение.
24. К методу научно-педагогического наблюдения можно отнести наблюдение:

A) За классом во время субботника с целью поощрения отличившихся.

B) Учителя за поведением учащихся во время контрольной работы.

C) Классного руководителя за коллективом учеников по определенной схеме с конкретной целью, регистрацией и обработкой данных.

D) Педагога и учащихся за развитием растений на опытном участке.

E) Молодого педагога за действиями опытного учителя на уроке.
25. Научно поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сопоставляемый с аналогичным опытом в других условиях или на другом контрольном объекте – это:

A) Наблюдение.

B) Эксперимент.

C) Изучение опыта.

D) Педагогический процесс.

E) Экспертиза.
Педагогика 2-вариант

1. Естественный эксперимент в педагогике – это:

A) Научно организованный опыт проверки гипотезы без нарушения педагогического процесса.

B) Научно организованный опыт проверки гипотезы.

C) Проверка гипотезы.

D) Научно организованный опыт проверки гипотезы с нарушением хода педагогического процесса.

E) Научно организованный способ проверки гипотезы в специальных лабораторных условиях.
2. Вид эксперимента, определяющий фактическое состояние педагогического процесса –это:

A) Естественный.

B) Формирующий.

C) Констатирующий.

D) Лабораторный.

E) Мысленный.
3. Метод опроса – это:

A) Анкетирование.

B) Изучение школьной документации.

C) Наблюдение.

D) Теоретический анализ.

E) Метод экспертных оценок.
4. Анализ исследователем дневников, сочинений, творческих работ и т.д. относится:

A) К наблюдению.

B) К эксперименту.

C) К изучению продуктов деятельности.

D) К ранжированию.

E) К рейтингу.
5. Процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение навыками, преобразование реально существующих отношений в качества личности – это:

A) Воспитание.

B) Формирование.

C) Становление личности.

D) Социализация.

E) Общественное развитие.
6. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида – это:

A) Индивидуальность.

B) Человек.

C) Личность.

D) Мотивация.

E) Психика.
7. “Момент становления” личности является:

A) Основой формирования умений и навыков.

B) Структурным компонентом педагогического процесса.

C) Элементарной единице процесса обучения.

D) Элементарной единице педагогического процесса.

E) Элементарной единице процесса воспитания.
8. Функции педагогического процесса – это:

A) Образовательная, развивающая, воспитательная.

B) Разработка теории, создание технологии.

C) Координация работы образовательных учреждений.

D) Формирование личности, коллектива.

E) Определение задач образования.
9. Целостность педагогического процесса заключается в:

A) Подчинении всех процессов, его образующих, главной цели — формированию всесторонне и гармонично развитой личности.

B) Том, что процессы, его образующие, имеют много общего между собой.

C) Том, что педагогический процесс не делится на составные части.

D) Том, что все процессы, его образующие, имеют общую методологическую основу.

E) Том, что все процессы, его образующие, протекают в одних и тех же условиях.
10. Компоненты педагогического процесса — это:

A) Педагог, воспитанник.

B) Дошкольные учреждения, школа, вуз.

C) Цель, задачи, содержание, организационная форма, метод, результат.

D) Образование, воспитание, развитие.

E) Учебный процесс, воспитательный процесс.
11. Движущие силы педагогического процесса – это:

A) Объективные и субъективные противоречия, возникающие в педагогическом процессе.

B) Педагогические исследования.

C) Педагоги-новаторы.

D) Внедрение результатов исследований в практику.

E) Передовой педагогический опыт.
12. Закономерности педагогического процесса – это:

A) Требования к организации педагогического процесса.

B) Объективные, повторяющиеся связи между педагогическими явлениями.

C) Правила педагогического процесса.

D) Вытекают из принципов педагогического процесса.

E) Требования к деятельности ученика.
13. Чувство меры в осуществлении педагогического воздействия на учащихся — это:

A) Тактичность.

B) Педагогическое сознание.

C) Самообладание.

D) Педагогическое мастерство.

E) Такт.
14. Целью воспитания является:

A) То, к чему стремится воспитание.

B) То, к чему стремится воспитатель.

C) Тот результат, к которому приводит воспитание.

D) Заранее спланированный результат воспитания.

E) Осознанный уровень развития школьника.
15. Основной фактор, определяющее цель воспитания – это:

А) Политика, идеология государства.

B) Родители.

C) Педагоги.

D) Возможности педагогического процесса.

E) Потребности учеников.
16. Общая цель воспитания – это:

A) Воспитание гражданина.

B) Воспитание семьянина.

C) Воспитание труженика.

D) Воспитание всесторонне, гармонически развитой личности.

E) Воспитание социально активного человека.
17. Научное мировоззрение – это:

A) Стройная система научных взглядов на природу, общество, человека.

B) Система норм, ценностей, идеалов и научных знаний личности об окружающем мире и месте человека в нем.

C) Обоснованная наукой система принципов, реализация которых ведет к успешному решению задач школы.

D) Одно из направлений общего образования, содержанием которого является изучение различных дисциплин.

E) Научные знания о мире и обществе.
18. Целенаправленный, планомерно организуемый процесс формирования личности – это:

A) Воспитание.

B) Обучение.

C) Образование.

D) Учение.

E) Становление.
19. Движущие силы процесса воспитания – это:

A) Объективные и субъективные факторы процесса воспитания.

В) Система деловых отношений в коллективе учащихся.

C) Возрастные особенности воспитуемого.

D) Разрешение противоречии, возникающих в воспитательном процессе.

E) Индивидуальные особенности воспитуемого.
20. Нравственное воспитание – это:

A) Процесс формирования нравственного сознания.

B) Процесс передачи знаний по основам морали.

C) Знакомство с системой моральных принципов.

E) Выработка нравственных идеалов.

D) Процесс формирования моральных качеств, нравственных черт характера, навыков и привычек поведения.
21. Воспитание чувства прекрасного в искусстве и быту – это:

A) Задача нравственного воспитания.

В) Задача физического воспитания.

C) Задача эстетического воспитания.

D) Задача экологического воспитания.

Е) Задача трудового воспитания.
22. Целенаправленный, целеполагаемый процесс формирования личности – это:

A) Преподавание.

B) Обучение.

C) Воспитание.

D) Учение.

E) Развитие.
23. Авторитарное воспитание, либеральное воспитание, демократическое воспитание, свободное воспитание классифицированы по признаку:

A) По содержанию воспитания.

B) По направлениям воспитательной работы школы.

C) По институциональному признаку.

D) На основе философского учения.

E) По стилю взаимоотношении.
24. Нравственное, трудовое, умственное, физическое воспитание – это:

A) Цели воспитания.

B) Модель воспитания.

C) Направления воспитания.

D) Средства воспитания.

E) Система воспитания.
25. Степень соответствия личностного развития школьника поставленным педагогами целям воспитания является:

A) Воспитуемостью.

B) Воспитанностью.

C) Критерием воспитанности.

D) Диагностикой воспитанности.

E) Уровнем личностного развития.
Педагогика 3-вариант

1. Воспитание положительного отношения, ответственности к окружающей природной среде

A) Задача трудового воспитания – это:

B) Задача нравственного воспитания.

C) Задача экологического воспитания.

D) Задача экономического воспитания.

E) Задача гражданского воспитания.
2. Воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими – это:

A) Домашнее воспитание.

B) Семейное воспитание.

C) Внешкольное воспитание.

D) Общественное воспитание.

E) Дошкольное воспитание.
3. Воспитание, осуществляемое в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития – это:

A) Закаливание.

B) Физическое воспитание.

C) Валеология (лечебная педагогика).

D) Подготовка спортсмена.

E) Профессиональный спорт.
4. Трудовое воспитание – это:

A) Развитие работоспособности человека.

B) Формирование знаний о производстве.

C) Воспитание трудовых навыков и умений.

D) Воспитание способности к труду.

E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
5. Предметы, ситуации, преднамеренно включенные в воспитательный процесс – это:

A) Влияние среды.

B) Средства воспитания.

C) Социальная ситуация развития.

D) Методы воспитания.

E) Приемы воспитания.
6. Семейное воспитание, религиозное воспитание, школьное воспитание, внешкольное воспитание, классифицируются по признаку:

A) По содержанию воспитания.

B) По институциональному признаку.

C) По направлениям воспитательной работы школы.

D) На основе философского учения.

E) По стилю взаимоотношении.
7. Способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника с целью выработки у него заданных целью воспитания качеств – это:

A) Метод воспитания.

B) Метод руководства развитием.

C) Метод управления развитием.

D) Форма воспитания.

E) Средство воспитания.
8. К группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся:

A) Рассказ.

В) Диспут.

C) Пример.

D) Упражнение.

E) Соревнование.
9. К классу методов формирования нравственного сознания школьников относятся:

A) Требование.

В) Упражнение.

C) Соревнование.

D) Поощрение.

E) Убеждение.
10. К классу методов стимулирования поведения школьников относятся:

A) Поощрение.

В) Упражнение.

C) Убеждение.

D) Создание воспитывающей ситуации.

E) Приучение.
11. К методам воспитания не относится:

A) Наглядность.

В) Убеждение.

C) Личный пример.

D) Упражнение.

E) Поощрение.
12. Упражнение как метод воспитания – это:

A) Выполнение большого числа действий с целью формирования определенного навыка или умения.

В) Многократное повторение выполнения определенных действий с целью первичного образования знаний.

C) Многократное повторение определенных действий и поступков с целью формирования умений, навыков и привычек.

D) Организация многократного повторения определенных действий с целью проверки знаний, умений и навыков.

E) Ожидаемые результаты воспитания.
13. Наказание — это метод:

A) Контроля за поведением воспитанника.

B) Формирования сознания и деятельности.

C) Формирования сознания воспитанника.

D) Стимулирования деятельности и поведения.

E) Достижения дисциплины.
14. Поощрение – это:

A) Метод воспитания, который предполагает вынесение воспитаннику благодарности.

В) Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств.

C) Метод воспитания, когда воспитатель поощряет воспитанника с целью формирования положительного отношения к своим обязанностям.

D) Метод вознаграждения за хорошие поступки.

Е) Прием стимулирования деятельности воспитанников.
15. Сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств

личности – это:

A) Самовоспитание.

B) Перевоспитание.

C) Воспитание.

D) Самоизменение.

E) Самовнушение.
16. К группе методов формирования опыта поведения школьников относится:

A) Убеждение.

В) Упражнение.

C) Поощрение.

D) Соревнование.

E) Наказание.
17. Соревнование – это:

A) Игра, в которой определяется победитель.

В) Путь к закреплению достигнутых результатов.

C) Метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижениями других участников.

D) Метод установления превосходства одних воспитанников над другими.

Е) Стремление к приоритету любыми путями.
18. Метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины перед собой и другими – это:

A) Стимулирование.

B) Поощрение.

C) Наказание.

D) Внешнее стимулирование.

E) Внутренне стимулирование.
19. Метод формирования и закрепления необходимых качеств личности путем сравнения собственных результатов с достижениями других – это:

A) Стимулирование.

B) Оценивание.

C) Поощрение.

D) Соревнование.

E) Контроль.
20. Вариант организации конкретного воспитательного процесса – это:

A) Приемы воспитания.

B) Принципы воспитания.

C) Формы воспитания.

D) Методы воспитания.

E) Содержание воспитания.
21. Кто из педагогов разработал теорию воспитательного коллектива:

A) А.С.Макаренко.

В) К.Д.Ушинский.

C) П.П.Блонский.

D) А.В.Луначарский.

E) В.А.Сухомлинский.
22. Организация перспективных устремлений воспитанников – это:

A) Проведение воспитательных мероприятий.

B) Воспитательная работа с активом.

C) Воспитательная работа с отдельным учеником.

D) Постановка практических задач перед коллективом.

E) Определение содержания воспитания.
23. Сущность принципа параллельного воздействия – это:

A) Сотрудничество семьи, школы, общественности.

B) Взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

C) Влияние на волю, сознание и поведение воспитанника.

D) Влияние на воспитанника через коллектив, актив коллектива и членов коллектива.

E) Влияние родителей и воспитателей на воспитанника.
24. Коллектив – это:

A) Взаимодействующая группа лиц.

В) Хорошо организованная группа людей.

C) Устойчивая группа, характеризующаяся наличием совместной устремленности к социально-значимым целям, совместной общественно-полезной деятельности, отношений ответственной зависимости.

D) Организационная форма объединения людей на основе какой-либо определенной деятельности.

E) Группа людей, объединенных по какому-либо признаку.
25. Сколько этапов в развитии коллектива выделяет А.С.Макаренко?

A) 2.

B) 3.

C) 4.

D) 5.

E) 6.

  1   2   3   4

Этапы урока,  методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

     Примечание

1. Орг. момент

 Приветствие учащихся, проверка внешней готовности к уроку.

 Создание мотивационной установки в форме ролевой игры «В ЦЗН»

Предлагает прочитать диалог по ролям двум ученикам по желанию. Задача всем ученикам узнать, где и между кем происходит разговор.

Предлагает высказать предположения.

Определение темы урока предваряет вопросом: «Как не оказаться в такой ситуации, не оказаться безработным?» В этом нам поможет тема сегодняшнего урока. Называет тему урока и предлагает записать её в тетрадь.

Просит подумать, о том, чему они должны сегодня научиться. Корректирует и называет цели урока.

 Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Читают диалог.

— Здравствуйте.

-Здравствуйте.

-Скажите, пожалуйста, могли бы вы мне помочь найти подходящую работу?

А какая у вас специальность?

-Юрист.

— К сожалению, свободных вакансий пока нет.

Высказывают предположения (разговор происходит между специалистом ЦЗН (центра занятости населения) и человеком, который ищет работу)

Записывают тему урока в тетрадь.

Предлагают варианты целей урока:

выявить особенности понятия «трудовые ресурсы»; раскрыть причины и следствия безработицы; иметь мнение по поводу самоопределения в будущей профессии; представлять, какие требования предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

Личностные УУД:

Самоопределение

(мотивация учения)

Личностные

УУД:

Смыслообразование

Регулятивные УУД:

Целеполагание

2. Проверка знаний (фронтальный опрос).

Организует повторение по вопросам.

-Для реализации задач сегодняшнего урока нам нужны будут знания прошлого урока. Давайте их повторим.

— Что такое демографическая ситуация?

— Назовите, какие доли населения нужно учитывать при анализе возрастной структуры?

 — Проанализируйте проблемы деревень России. Назовите их причины.

 Отвечают на поставленные вопросы:

— Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности.

— Лиц моложе трудоспособного возраста,

— лиц трудоспособного возраста,

— лиц старшего трудоспособного возраста

— «Обезлюдение» деревень, старение деревень, рост безработицы, низкий уровень социальной сферы.

Регулятивные УУД:

Целеполагание

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя

с элементами объяснения

Объяснит. — иллюстративный

Работа с текстом

учебника

Работа с тетрадью

Работа с текстом

учебника

Частич. — поисковый

Работа с тетрадью

Проблемный вопрос

Рассказ учителя

— Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России. Что же вам нужно знать о рынке труда?

1.Трудовые ресурсы России.

 В 1930 году возникла нехватка трудовых ресурсов. На самом деле во многих районах существовала «скрытая» безработица (сельская местность) Северного Кавказа.

— В 1998 году в России официально было зарегистрировано около 2 млн. безработных – 3% экономически активного населения. Но это только те, кто официально регистрируется в службе занятости, а так примерно 8 млн. чел.

— Запишем определение: трудовыми ресурсами называется население, способное работать в хозяйстве страны.

— В России населением в трудоспособном возрасте считаются мужчины в возрасте от 16 до 59 включительно и женщины от 16 до 54 лет включительно.

— К трудовым ресурсам относится трудоспособное население в трудоспособном возрасте.

 Обратите внимание на схему на стр.69

Другие трудовые ресурсы – население в нетрудоспособном возрасте, занятое в хозяйстве страны.  

— Проанализируйте текст учебника на стр. 69 ( пункт 2 ) и ответьте на  вопрос:

— Какая часть населения относится к экономически активному населению?

— Запишите определение: рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населения).

— Проанализируйте текст учебника на стр. 70 и ответьте на вопросы:

— В результате чего возникает дефицит работников (обратите внимание на схему на стр. 70)?

— Поясните своими словами выражение «низкая цена рабочей силы не стимулирует повышение производительности труда»?

2. Безработица и дефицит работников

— Отчего зависит география безработицы в России? География безработицы зависит в России: 1) из-за демографической ситуации 2) от структуры хозяйства.

— Запишите в тетрадь: Районы с высоким естественным приростом населения имеют, как правило и высокий уровень безработицы.

Предлагает подумать над записанной формулировкой, корректирует высказываемые предположения, поясняет,

  в каких районах наблюдается низкий уровень безработицы,

 как зависит безработица от структуры хозяйства.

— Скорость создания новых рабочих мест, во многих регионах Росси этот фактор стал определяющим.

Так в Москве и Санкт- Петербурге велика доля тех отраслей, сокращение занятости в которых происходит быстрыми темпами ( ВПК, легкая промышленность, машиностроение и наука). Однако в этих городах и создаётся множество рабочих мест, особенно в непроизводственной сфере, поэтому уровень безработицы здесь очень низкий.

Новая ситуация на рынке труда России, когда в большинстве регионов людей, ищущих работу, гораздо больше, чем свободных рабочих мест, приводит к конкуренции между работниками.

Предлагает задание.

— Проанализируйте текст учебника на стр.72 (1-й пункт) и ответьте на вопрос:

— Какие требования предъявляет работодатель к работникам?

Дополняет ответ учеников.

— Современный работник должен уметь также приобретать новые знания и умения, т.е заниматься самообразованием; самим осваивать новые профессии и виды занятий. Чем больше у вас профессий и занятий, тем уверенней вы чувствуете себя на рынке труда.

 Слушают рассказ учителя.

— Записывают определение в тетрадь: трудовыми ресурсами называется население, способное работать в хозяйстве страны.

Рассматривают схему в учебнике (Состав трудовых ресурсов России и их использование).

 Читают текст учебника и отвечают на вопросы.

— Занятое население и безработные.

 Записывают определение: рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населения).  

 Анализируют текст учебника и отвечают на вопросы, высказывают предположения (формулируют проблему)

В процессе подготовки к вопросам рассматривают схему «Соотношение спроса на рабочую силу и её предложения при различной оплате труда».

Записывают в тетрадь: Районы с высоким естественным приростом населения имеют, как правило и высокий уровень безработицы.

Высказывают предположения: (каждый год большой контингент молодежи входит в трудоспособный возраст)

(на крайнем севере России)

 (как правило, безработица выше там, где наибольший спад производства)

Анализируют текст учебника и отвечают на вопрос.

Требования предъявляются их знаниям, умениям, дисциплине, организованности, творческому подходу к выполнению работы

Познавательные УУД: общеучебные (знаково-символические)

Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение информации)

Познавательные УУД: действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы)

Познавательные УУД: общеучебные (знаково-символические)

Познавательные УУД: логические (анализ)

Регулятивные УУД: прогнозирование

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

4. Закрепление знаний

Работа в парах

Задаёт вопросы на выявление понимания основных понятий.

  — Что такое рынок труда?

— Дайте определение понятия «трудовые ресурсы».

Предлагает учащимся подумать, какой бы вопрос они хотели задать одноклассникам или учителю по изученному материалу

Предлагает творческое задание «Защита профессии»

— Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населения).

— Трудовыми ресурсами называется население, способное работать в хозяйстве страны. Их основная часть – население в трудоспособном возрасте.

Задают вопросы

Выбирают одну из профессий, называют по 3-5 качеств, которыми необходимо обладать работнику, обмениваются своими результатами с одноклассниками

Познавательные УУД: логические (синтез)

Коммуникативные УУД: Постановка вопросов;

Управление поведением партнёра.

5. Домашнее задание

Разъясняет домашнее задание (§ 15, вопросы на стр. 72;

письменно в тетради выполнить задание под рубрикой «Представьте, что…»

Фиксируют домашнее задание в дневник

Регулятивные УУД: целеполагание

6. Подведение итогов

Оценивает деятельность учащихся

Самооценка (соотнесение цели урока и результата)

Регулятивные УУД: Оценка

Библиографическое описание:

Родионова, Ю. М. Технология проблемно-диалогического обучения в ДОУ. Л. Н. Толстой «Прыжок» / Ю. М. Родионова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6723/ (дата обращения: 05.01.2022).





Ключевые слова:



проблемное обучение, технология, приобщение к художественной литературе, деятельность детей, деятельность педагога.

Хочу поделиться своей методической разработкой основной образовательной деятельности в ДОУ в контексте проблемно-диалогического обучения. Данная технология была разработана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО г. Москва Мельниковой Еленой Леонидовной.



Проблемно-диалогическое обучение


предполагает такое обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога. [4]



«Проблемный диалог»


означает, что в ходе организованной образовательной деятельности (ООД) изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена:

«постановка проблемы»

и

«поиск решения».


Постановка проблемы

— это этап формулирования темы занятия.


Поиск решения

— это этап становления нового знания.

Между ними —

диалог

— мостик, который ведет к новому знанию.

Существует 3 метода


«постановки проблемы»:



побуждающий диалог

— это система отдельных стимулирующих реплик, которые помогают детям работать творчески



подводящий к теме диалог

— это «…логическая цепочка посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулированию темы» [3] Именно этот метод я использовала в своей методической разработке.



сообщение темы с мотивирующим приемом

— это сообщение о теме занятия либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для детей; данный метод используют педагоги в школе. [3]



«Поиск решения»


может проходить в виде двух видов диалогов:

— побуждающего к

выдвижению

гипотез;

— побуждающего к

проверк

е гипотез

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение участвует в формировании готовности детей к творческой деятельности; растет познавательная активность, процесс усвоения знаний выглядит более привлекательным (подробнее о проблемно-диалогическом обучении [2], [5])

Я предлагаю посмотреть, как методы проблемно-диалогического обучения украшают организованную образовательную деятельность, способствуют более живому детскому восприятию материала и решают общедидактические задачи.


Возрастная группа

: от 6 до 7 лет


Образовательная область

: «Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе»


Форма

: групповая


Оборудование:

книга Л.Толстого «Прыжок», портрет писателя, фломастеры черного и красного цветов, клей-карандаш, альбомный лист, вырезанные заготовки корабля зеленого и красного цвета, вырезанные заготовки обезьяны, названия рассказа и имени автора, кораблика, мальчика, льва, собачки, малыша-младенца, три пословицы на отдельном листе, иллюстрации рассказа «Прыжок», фотография трехмачтового корабля, карточки, изображающие спасение человека на пожаре, спасение из полыньи, альпинист, прыжок человека, летящего в воду; компьютер, кружки желтого, зеленого, красного цветов, лежат на столе у каждого ребенка (по одному).


Цель

: формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль текста средствами технологии проблемного диалога.


Задачи

:

— способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;

— воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

— прививать любовь к книгам, чтению; стимулировать познавательную активность.

Структурные компоненты


Действия педагога


Действия детей


Вводная часть


(вступление о мероприятиях, проводившихся в группе). Постановка проблемы.


Подводящий к теме диалог.

Пост о Книжкиной неделе. Фотовыставка «Как хорошо уметь читать!», «Книжкина больница», «Моя любимая книга».

Демонстрирую свою любимую книгу, из нее выпали картинки (спасение человека на пожаре, спасение из полыньи, альпинист, прыжок человека, летящего в воду).

Определить содержание картинок. Найти то, что их объединяет.

Что такое храбрость (словарная работа), подбор синонимов.

Нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть?

Участвуют в беседе о Книжкиной неделе, определяют содержание выпавших картинок; находят слово, которое роднит всех людей, изображенных на картинках.

Выдвигают варианты ответа с примерами.

Выдвигают гипотезу.


Основная часть

.


Поиск решения.

Предлагаю ответить на вопрос, нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть.

Приводят противоречивые примеры для доказательства храбрости в данной ситуации (картинка «Прыжок»).

1.Предлагаю послушать рассказ Л. Н. Толстого, но сначала о нем самом.

Предлагаю прочитать название рассказа, копия обложки книги вывешивается на доску.

2.По обложке предлагаю определить место действия событий в рассказе.


3. Игра на внимание.


4. Чтение рассказа.


5. Выявление впечатления от прочитанного

.

— Какие моменты в рассказе показались самыми напряженными?

— Что чувствовали, когда слушали рассказ?


6. Анализ рассказа. Беседа

.

— Кто главные герои рассказа?

— Откуда на корабле взялась обезьяна?

— Как она себя вела?

— Какое действие она совершила, что дало толчок всем остальным событиям?

— Что сделал мальчик? Почему?

— Как вела себя обезьяна дальше?

— Как люди на палубе вначале реагировали на ее действия?

— Почему они замерли от страха?

— Что заставило мальчика опомниться?

— Что заставило его прыгнуть?

— Какой человек — капитан?

— Как мальчик поступил? Так, нужна храбрость, чтобы прыгнуть?

— Чему научился мальчик? (не совершать необдуманных поступков)


7. Работа с


иллюстрацией «Капитан плачет».




Какой эпизод изображен на картине?


8. Творческие задания

.


Желтая команда

— разложить иллюстрации в том порядке, как происходили события в рассказе.


Красная команда

— прочитать пословицы, определить, какая из них подходит к рассказу.


Зеленая команда

— моделирование обложки (альбомный лист, вырезанные корабль, название рассказа, фигурки мальчика, обезьяны, льва, собачки, малыша, клей, фломастеры)

Проверка выполненного.

Какие фигурки остались неиспользованными, почему?


Сообщение

ребенка о писателе.

Читающие дети воспроизводят название и озвучивают его.


Сообщение

ребенка о корабле (трехмачтовое судно…., картинка корабля 19 века вывешивается на дополнительную доску, ребенок обращается к картинке в течение рассказывания)

Поднимают зеленый парус, если рассказ понравился, красный — нет.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Пересказ эпизода.

Характеристика персонажа.

Формулируют ответ на главный вопрос.

Рассматривание иллюстрации, ответы на вопрос.

Пересказ эпизода.

Выполняют задания.


Заключительная Рефлексия.

Понравилось ли занятие?

Поднимают зеленый парус — да, если нет — красный.

Литература:

  1. Толстой, Л. Н. Прыжок. М.,1973.
  2. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками//АПКиПРО, 2006.
  3. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок в начальной школе//Начальная школа. — 1999. — № 6,7,8.
  4. Мельникова, Е. Л. Что такое проблемный диалог//Начальная школа. — 2008. — № 8.- с. 3–8.
  5. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика// Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех: Сб. мат. — М., 2006.

Критики и аудитория определились с лучшими играми сезона, а значит пора предвкушать новинки, которые будут нас развлекать уже через несколько месяцев. Среди самых ожидаемых проектов 2022 года — продолжение культовой серии S.T.A.L.K.E.R., которое вернет фанатов в мрачные декорации Чернобыля. А пока проект шлифуют и полируют, мы вместе с VOKA вспоминаем, как вообще в видеоиграх появился жанр постапокалипсиса и какие ключевые игры этого направления стоит успеть открыть для себя.

Человечество с момента своего появления шло нога в ногу с гипотетическим апокалипсисом — и если своими действиями не приближало стрелку часов судного дня к полуночи, то по крайней мере активно фантазировало на эту тему в различных произведениях искусства. Параллельно с этим авторы задумывались и о том, с чем столкнутся счастливчики, пережившие конец света.

Первым постапокалиптическим произведением по своей сути можно считать уже библейский рассказ о Ное и его ковчеге. Мужчина после всемирного потопа восстанавливает жизнь на Земле — чем вам не представитель жанра? Но формально, конечно, его отсчет начался чуть позже: в 1816 году в литературе появляется видение конца света от лорда Байрона в стихотворении «Тьма», благодаря которому в искусстве возникает архетипический сюжет о «последнем человеке».

К популяризации таких историй приложила руку и Мэри Шелли, королева готического романа, которая в произведении «Последний человек» рассказывала о мужчине, спасающем семью в охваченном чумой мире. Изучал тему и Герберт Уэллс, посвятивший постапокалипсису «Машину времени» и «Войну миров». А в ХХ и ХХI веках сюжеты и вовсе ушли в народ и получили множество вариаций: фантасты представляли гибель человечества от рук пришельцев, из-за экологической катастрофы, падения метеорита, пандемии, ядерной войны и даже восстания суперзлодеев.

Добрался жанра и до кинематографа. В картине «Пятерка» 1951 года выпуска Арч Оболер рассказывал о разномастной компании в традициях классических анекдотов (обычном жителе Нью-Йорка, беременной женщине, неонацисте, афроамериканце и банковском клерке), пережившей нуклеарную катастрофу. Джордж Ромеро еще в 1968 году привел на экраны зомби-апокалипсис в «Ночи живых мертвецов». А Джордж Миллер исследовал тревожное будущее, связанное с истощением природных ресурсов, в «Безумном Максе». У светлых умов кинематографа идей было немало, и с каждым годом они только эволюционировали.

Конечно, эта тема не могла миновать растущий рынок видеоигр, для которого это был оптимальный сеттинг: фантастические реалии здорово сочетались с оправданным насилием, против которого сложно было бы возразить даже самым ярым моралистам — на следующий день после конца света не приходится считаться с зомби и злобными мутантами, так и норовящими отгрызть голову случайному выжившему. И первые попытки исследовать плодотворный жанр начались уже в 80-х.

На грани катастрофы

Пожалуй, первой постапокалиптической игрой можно считать шутер для аркадных автоматов под названием Robotron: 2084. Проект, реализованный в 1982 году, предлагал пользователям спасти захваченную враждебными роботами Землю. Или, по крайней мере, помочь редким уцелевшим людям. Правда, сто процентов времени геймерам приходилось сражаться с пикселями на экране и только — ни о каком кинематографическом развитии событий речь не шла.

Годом позже появились и другие эксперименты в жанре. Экшн Ant Attack отправлял всех желающих на поиски выживших в город, захваченный гигантскими муравьями, причем выглядело это более чем достойно для 1983 года: разработчики в принципе позиционировали свой продукт как «первую трехмерную изометрическую игру». Среди серых декораций постапокалиптики разворачивалась пронзительная история любви — пользователь мог определить пол своего персонажа и спасти свою вторую половинку.

Впрочем, оба проекта в свое время никто не рассматривал как исследование постапокалипсиса. Robotron: 2084 вызывал восторг из-за сумасшедшего геймплея, построенного на максимальном вовлечении всех доступных человеку рефлексов, и таким образом оказал нешуточное влияние на индустрию. Ant Attack в принципе относили скорее к прародителям подходам survival horror. С этим несложно согласиться: кроме краткого синопсиса, обе игры вряд ли могли похвастаться детальным сеттингом, который так важен для жанра.

С другой стороны были проекты вроде WarGames, адаптации фильма 1983 года «Военные игры». Он подбирался к миру после ядерной катастрофы иначе, изучая скорее тот самый момент, когда человечество взяло курс в неизвестность с радиоактивным пеплом и румяными грибными шляпками. Разрушенных городов и полчищ мутантов там нет — потому что цель игры как раз и состоит в том, чтобы такой исход не допустить. Так или иначе, именно с этого момента тема нуклеарной катастрофы надолго пришла в индустрию.

Первые рейнджеры ядерных пустошей

В 1988 году в уже подготовленную почву попало зерно идеи Брайана Фарго — талантливого разработчика и основателя компании Interplay Entertainment. Как и многих, его безумно привлекал постапокалипсис: «Одна из вещей, которые, как мне кажется, делают постапокалиптическую фантастику интересной, — это то, что все происходящее кажется крайне правдоподобным — мы всего лишь на расстоянии одного нажатия кнопки от ядерной пустоши».

Именно такой сеттинг Брайан определил для своего грядущего хита Wasteland. Выпущенная сразу для трех платформ — ПК, Apple II и Commodore 64, — игра рассказывала о постъядерной Америке и «Пустынных рейнджерах» — потомках солдат США, которые даже спустя десятилетия пытаются всеми силами охранять порядок и спокойствие на радиоактивных территориях.

На просторах пустоши пользователи могли собирать персональные отряды из нескольких бойцов и отправляться в приключения по миру, который чутко реагировал на действия команды и сохранял все изменения. Бои проходили по типу других популярных ролевых игр того времени: со строками текста и тщательно выверенными показателями характеристик игроков. Новинкой для жанра стал тот факт, что неигровым персонажам из команды игрока можно было давать приказы, которые они без лишних слов выполняли.

Дополнительный антураж в весьма хардкорную игру привносили так называемые «Параграфы» — пространные блоки текста, которые сопровождали игру в бумажном виде и помогали раскрыть ее сюжет. История в принципе оказалась запоминающейся, вплоть до кратких боевых комментариев о том, что враги «превращаются в тонкий слой красной пасты» или «взрываются, как кровяная колбаса».

Wasteland стала мгновенным хитом, которому обязаны многие современные постапокалиптические игры. Увы, продолжение серии под названием Fountain of Dreams оказалось куда более глупым и нескладным — и почти поставило крест на проекте Брайана Фарго.

Но на самом деле почти убил сагу о рейнджерах в пустошах не этот своеобразный сиквел, а компания EA, которая отказалась делиться с разработчиками из Interplay правами на франшизу.

Дивный новый мир и бутылочные крышки вместо денег

Wasteland 2 в конечном счете вышла — уже в ХХI веке. А пока возможности поработать над ней не было, студия Interplays залечивала разбитое сердце и продумывала новый проект в знакомых декорациях ядерного постапокалипсиса. Им стала культовая сага Fallout.

Сюжет вселенной развернулся не в самом далеком и вполне понятном будущем Земли, в котором серия войн за ресурсы привела к тотальному ядерному Армагеддону. Малая часть населения спаслась благодаря технологичным бункерам компании Vault-tec и, проснувшись в новом мире, в котором Штаты превращены в выжженные Пустоши, вынуждена привыкать к новым обстоятельствам. Деньги заменили бутылочные крышки, биологическое оружие превратило чудом спасшиеся формы жизни в жутких мутантов, бывшие солдаты США трансформировались в своеобразный рыцарский орден, защищающий технологии и знания, а бандиты запустили свои руки в ростки новой цивилизации.

Если ранняя ядерная фантастика 70-х и 80-х ставила перед собой цель скорее предупредить новые поколения о гипотетических угрозах «мирного атома», то серия Fallout принимала такой вариант развития событий как данность. Катастрофа случилась, и авторы не хотели сюсюкать и читать доктрины о том, как это предотвратить. Вместо этого они сконцентрировались на дивном новом мире и правилах выживания в нем.

«Идея состояла в том, что Пустоши — новый дом для уцелевших людей, а мир, который был до катастрофы, почти не имеет к ним отношения, — делился своими впечатлениями вице-президент Bethesda Пит Хайнс. — Их реальность такова: „Это то место, где я живу, это моя жизнь, и я сделаю все, что в моих силах, чтобы она была хороша…“».

Впрочем, сама серия, которая продолжает оставаться актуальной по сей день, эволюционировала из одной части в другую. Поначалу она продолжала изометрическое дело Wasteland с характерными диалоговыми экранами и системой найма помощников. Затем пересела на фирменный движок Bethesda с видом от третьего лица, заполучила большой открытый мир и фирменную систему прицеливания VATS, которой бы позавидовал даже самый прогрессивный шутер.

В 2018 году сага получила даже масштабное развитие в онлайн-режиме — и хотя Fallout 76 все еще остается сырым и совсем не обязательным, с этим можно смириться. Менялся и тон игр: если в третьей части серии атмосфера была донельзя безнадежной и депрессивной, то четвертый эпизод серии все чаще спешил подбодрить игрока.

Влияние Fallout переоценить сложно. Миссию, полученную от Wasteland, проект унес в массы и популяризировал по всему свету. В том числе благодаря ему, пожалуй, родился и горячо любимый на постсоветском пространстве проект S.T.A.L.K.E.R., более близкий, понятный и в то же время болезненный.

Декорации опустошенных Штатов сменила Зона отчуждения, ядерную войну — авария на Чернобыльской АЭС, а горстку уцелевших, стремящихся найти место под новым солнцем, — сталкеры, мужчины честной судьбы, ищущие финансовое благополучие и личностное развитие в богом забытом месте. И хотя кажется, за пределами периметра мир жив и более-менее здоров, внутри его рыщут мутанты, а пейзажи нагоняют тоску не меньше Пустоши.

Все сорта конца света

Сейчас постапокалипсис в индустрии видеоигр уже не кажется экспериментом: жанр ушел в мейнстрим, ярчайшие представители которого с завидным постоянством претендуют на звания игр года. И неумолимо меняют представление о том, какими вообще должны быть проекты в таком сеттинге.

Например, видеоигра Rage от id Software дерзко смешала узнаваемые черты Wasteland и Fallout с подходом классического «Безумного Макса»: герои будущего Земли, пережившие столкновение с астероидом, борются за каждый новый день жизни на унылой и разбитой планете с мутантами и бандитами, а адреналиновые перестрелки регулярно уступают место не менее адреналиновым гонкам на монструозных машинах, словно сошедших с кадров ленты Джорджа Миллера.

Экшн I Am Alive взял курс на исследование социальной катастрофы — после землетрясения американский город, срисованный с Чикаго, оказывается в руинах, а власть в нем переходит к бандам мародеров. Взаимопомощь оказывается немодной, и люди могут надеяться только на себя. В таких условиях герой должен воссоединиться со своей семьей, выживая и поступательно пробираясь к цели, сражаясь как с очевидными бандитами, так и с просто загнанными в угол горожанами. Игра на деле оказывается самым настоящим сурвайвалом: с постоянной нехваткой боеприпасов, голодом и усталостью.

Культовая серия The Last of Us, как бы ни пыталась мимикрировать под классический зомби-апокалипсис, в первую очередь рассказывает пронзительную историю отношений контрабандиста Джоэла и его новой «дочери» Элли. А заодно делает невеселые выводы о человечестве в духе «Ходячих мертвецов»: даже в мире после пандемии, превратившей бóльшую часть населения в кровожадных зомби, для человека зачастую куда более опасным противником остается другой человек.

А другой шутер с зомби в качестве пушечного мяса, Left 4 Dead, в свою очередь, концентрируется не столько на сюжете о последствиях эпидемии, сколько на ярком игровом процессе. Разработчики не рассуждают о нормах морали нового мира, его иерархии и философии, а просто бросают группу игроков в мясорубку войны с чудовищами — это здорово освежает на фоне заумных конкурентов проекта

Постсоветские геймеры получили свою альтернативу S.T.A.L.K.E.R. — шутер «Метро 2033», основанный на серии книг Дмитрия Глуховского. В нем ядерная перестрелка между главными мировыми сверхдержавами отправила жителей Москвы в подземку — единственное место, способное укрыть от опасностей новой радиоактивной реальности. Работали над серией «Метро» отчасти те же люди, которые выпускали «Тени Чернобыля», поэтому выглядит игра первоклассно, а одновременно знакомый и неуютный мир из книг Глуховского раз за разом искусно меняет понятия о том, кто в новых условиях друг, а кто враг.

В конце концов, благодаря гениальности Хидео Кодзимы мы увидели Death Stranding — притчу, позволяющую пересмотреть свое отношение к курьерскому делу, которое, оказывается, может быть единственной тропой к цивилизации даже в совсем потерянном мире. Но если серьезно: кажется, игра предложила одну из самых необычных постапокалиптических историй за все время существования жанра — с сырыми пейзажами, темпоральными дождями, жуткими Тварями из другого мира и младенцами в колбах, способными их обнаружить.

Кажется, пока что авторы из индустрии видеоигр и близко не исчерпали все идеи развития для жанра. Да и реальная жизнь подбрасывает только новые поводы — с некоторыми, например, мы живем уже два года. А значит, постапокалипсис на экранах компьютеров и консолей закончится совсем не скоро.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Рассказ это какой жанр литературы
  • Рассказ это эпос лирика или драма
  • Рассказ элеонора и медведь
  • Рассказ эльбрусский калейдоскоп а тузлукова
  • Рассказ это жанр или нет