Рассказ это определение для детей

В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе. это может быть рассказ,

В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе. Это может быть рассказ, повесть, роман, новелла. Каждый автор выбирает для себя тот или иной жанр написания, а кто-то даже работает в нескольких сразу. У каждого жанра есть свои отличительные особенности. Из данной статьи вы узнаете, чем отличается повесть от рассказа.

Что такое рассказ

Прежде чем говорить об отличиях вышеупомянутых жанров, нужно разобраться что собой представляет каждый из них по отдельности. Начнем, пожалуй, с рассказа.

Рассказом считается такой жанр эпической поэзии, которому присущи следующие особенности написания:

  1. Во-первых, рассказ сам по себе небольшой по объему. Зачастую он может быть написан на паре-тройке страниц, ну, или листов.
  2. Рассказ – это произведение, в котором освещается определенное событие. Именно ему отведено основное место в тексте. Произведение чаще всего реалистическое.
  3. В данном жанре не должно быть каких-то лирических отступлений, длинных описаний, предыстории. Тут все развивается стремительно, происходящее событие не растягивается на долгие годы.
  4. Написан может быть как от первого, так и от третьего лица.
  5. Любой рассказ имеет определенную структуру написания. Начинается он введением, где вкратце автор нас знакомит с главными лицами, рассказывает о месте и времени действия. Далее следует начало сюжета. Потом мы наблюдаем, как развивается сюжет. И, наконец, мы видим кульминацию, а затем и развязку сюжета.
  6. Примечательным также является тот факт, что в рассказе ограничено число персонажей. Это позволяет нам, как читателям, быстрее представить себе картину произведения, потому что не нужно “распыляться” на изучение и анализ множества действующих лиц при прочтении.

Мы перечислили основные особенности написания рассказа. Их в принципе достаточно для проведения сравнительной характеристики. Для того чтобы прочувствовать все нюанса данного жанра, можете прочесть, к примеру, рассказ “Старуха Изергиль” М.Горького, “Человек в футляре” А.Чехова.

Что такое повесть

С рассказом разобрались, теперь ознакомимся с тем, что собой представляет повесть.

Повесть – это один из жанров эпической поэзии, который характеризуется следующими особенностями:

  • достаточно велика по объему, если сравнивать с рассказом и романом, то она по величине имеет среднее значение между ними;
  • в повести описывается достаточно большое количество фактов и событий, однако они все объединены одним сюжетом;
  • повесть является жанром только русской литературы, в литературе других стран такого термина не существует;
  • в повести мы можем встретить и различные описания пейзажей, и лирические отступления, и предысторию;
  • сюжет в повести может разветвляться и иметь несколько линий, зачастую главный персонаж принимает участие в судьбах других персонажей;
  • повесть имеет повествовательный характер, это могут быть летописные, хроникальные и др. произведения, также произведения;
  • в данном жанре произведений события протекают плавно, в основном, в хронологическом порядке, без каких-либо резких неожиданностей;
  • чаще всего, это выдуманная история, а не реалистическая.

Чтобы конкретно прочувствовать данный эпический жанр, можете почитать такие повести, если вы их еще не читали: “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина, “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, “Шинель” Н.В.Гоголя и т.д.

9dd6dc4969f72ff600747f8b82b58ed5
9dd6dc4969f72ff600747f8b82b58ed5

Какие отличия между повестью и рассказом

Зная полностью характеристики и того, и другого вида жанра, мы смело можем сказать, чем же они все-таки отличаются. Итак, отличия между повестью и рассказом следующие:

  1. В первую очередь, они различны по объему: рассказ – меньше, повесть – больше
  2. Если в повести автор может описывать множество событий, которые объединены одним сюжетом, то в рассказе все внимание сконцентрировано только на одном событии.
  3. В рассказе малое количество персонажей, в повести же, наоборот, судьба главного героя может переплетаться с судьбами многих персонажей на протяжении всего произведения из-за разветвления сюжетной линии.
  4. Повесть, как жанр эпической поэзии, уникальна в своем роде, она присутствует только в русской литературе, в зарубежной же такого жанра нет. А рассказ существует как в русской литературе, так и в разных формах, в литературе других стран.
  5. В повести сюжет развивается плавно, неторопливо. В рассказе же все происходит стремительно.
  6. В повести могут присутствовать и авторские отступления, и описания, и предыстория. В рассказе же такого нет.

Разобраться в отличиях между повестью и рассказом порой достаточно непросто, и многие литературоведы не всегда это могут. Однако прочитав нашу статью, вы сможете с легкостью определить грань между рассказом и повестью, так как теперь вы знаете все нюансы написания произведений и в том, и в другом жанре.

РАССКАЗ
– повествовательный эпический жанр с
установкой на малый объем и на единство
художественного события.

Жанр
имеет две исторически сложившиеся
разновидности: рассказ (в более узком
значении) и новелла. С конца 1940-х в русской
литературе рассказ осознается как
особый жанр и по отношению к краткой
повести, и в сравнении с «физиологическим
очерком». В очерке преобладает прямое
описание, исследование, он всегда
публицистичен. Рассказ же, как правило,
посвящен конкретной судьбе, говорит об
отдельном событии в жизни человека,
сгруппирован вокруг определенного
эпизода. В этом его отличие от повести,
как более развернутой формы, где
описывается обычно несколько эпизодов,
отрезок жизни героя. Предельная краткость
повествования требует особого внимания
к деталям. Порой одна-две мастерски
найденных детали заменяют пространную
характеристику героя.

Рассказ,
по своей жанровой природе, должен
усваиваться сразу и целиком, как бы «в
один глоток»; тоже и весь «частный»
образный материал рассказа. Это
предъявляет к деталям в рассказе особые
требования. Они должны быть расставлены
так, чтобы мгновенно, «с быстротой
чтения», слагаться в образ, рождать у
читателя живое, картинное представление…».
Малый объем рассказа определяет и его
стилистическое единство. Повествование
обычно ведется от одного лица. Это может
быть и автор, и рассказчик, и герой. Но
в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных»
жанрах, перо как бы передается герою,
который сам рассказывает свою историю.
Зачастую перед нами – сказ: рассказ
некоего выдуманного лица, обладающего
собственной, ярко выраженной речевой
манерой

Рассказ
остается продуктивным жанром и в
настоящее время. Успешно развиваются
все его разновидности: рассказ бытовой,
психологический, философский, сатирический,
фантастический (научная фантастика и
фэнтези), близкий к новелле и практически
бессюжетный.

ПОВЕСТЬ.
Слово «повесть» происходит от глагола
«поведать». Старинное значение термина
– «весть о каком-то событии» указывает
на то, что этот жанр вбирает в себя устные
рассказы, события, виденные или слышанные
рассказчиком. Важным источником таких
«повестей» являются летописи (Повесть
временных лет и др.). В древнерусской
литературе «повестью» называли всякое
повествование о каких-либо событиях
(Повесть о нашествии Батыя на Рязань,
Повесть о Калкской битве, Повесть о
Петре и Февронии и др.».

Современное
литературоведение определяет «повесть»
как эпический прозаический жанр,
занимающий промежуточное место между
романом, с одной стороны, и рассказом и
новеллой – с другой. Однако объем сам
по себе еще не может указывать на жанр.
Романы Тургенева Дворянское гнездо и
Накануне меньше некоторых повестей,
например, Поединка Куприна. Капитанская
дочка Пушкина не велика по объему, но
все, что происходит с главными героями,
тесно связано с крупнейшим историческим
событием 18 в. – Пугачевским бунтом.
Очевидно, именно поэтому сам Пушкин
называл Капитанскую дочку не повестью,
а романом. (Авторское определение жанра
очень важно). Дело не столько в объеме,
сколько в содержании произведения:
охват событий, временные рамки, сюжет,
композиция, система образов и т.д. Так,
утверждается, что рассказ обычно
изображает одно событие из жизни героя,
роман – целую жизнь, а повесть – ряд
событий. Но и это правило не абсолютное,
границы между романом и повестью, а
также между повестью и рассказом –
зыбки. Иногда одно и то же произведение
называется то повестью, то романом. Так,
Тургенев сначала называл Рудина повестью,
а потом романом.

В
силу своей многогранности жанр повести
с трудом поддается однозначному
определению. Ее форма может вместить в
себя все, что хотите, – и легкий очерк
нравов, и колкую саркастическую насмешку
над человеком и обществом, и глубокое
таинство души, и жестокую игру страстей.
Краткая и быстрая, легкая и глубокая
вместе, она перелетает с предмета на
предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает
листки из великой книги этой жизни».

В
большинстве европейских литератур
повесть не выделяется в отдельный жанр.
Иное дело – литература русская. В каждую
литературную эпоху создавались повести,
оставшиеся в истории литературы. В
начале 20 в. создаются такие повести, как
Жизнь Василия Фивейского и Уездное
Е.Замятина, напоминающие о древнем жанре
жития святых, – подтверждая тем самым
тезис М.Бахтина: жанр – «память
литературы».

В
современной литературе повесть, наряду
с рассказом, существует во всех своих
разновидностях: от социально-психологической
до фантастической и детективной.

Повесть
– вид эпического произведения средней
формы, построенного в виде повествования
о событиях в их естественной
последовательности. Граница между
повестью и романом не в объеме, а в
композиции. В повести материал излагается
хроникально. В древнерусской лит-ре
повесть – всякое повествование о
каких-либо событиях («Повесть временных
лет», «Повесть о Горе-Злосчастии»).
Постепенно значение термина сузилось
до настоящего. Единого сюжета с
причинно-следственной связью в повести
не существует. Есть отдельные эпизоды,
которые соединены друг другом по принципу
хроники.

Рассказ
– малая эпическая прозаическая форма.
Это небольшое произведение с ограниченным
числом персонажей (1-2). В рассказе обычно
сужены время и место действия. Рассказ
характеризуется однопроблемностью и
однособытийностью. Среди рассказов
различают произведения очеркового
(описательно-повествовательного) и
новеллистического (конфликтно-повествовательного)
типов. Рассказ с остро развивающимся
сюжетом и неожиданной концовкой называют
новеллой. Новелла – это правдоподобный
рассказ о неслыханном и занимательном
событии. Новелла в отличие от рассказа
не несет в себе глубокой психологической
разработки образа, герой раскрывается
в моральной сущности. Очерк – разновидность
малой формы, отличающаяся от рассказа
отсутствием единого и остро развивающегося
конфликта. Условно очерки можно разделить
на художественны и худ-документальные.
В первых изобр-ся вымышленные лица и
события, а во вторых – подлинные лица
и факты жизни с точным обозначением
мест, дат, имен.

Малые
жанры тяготеют к циклизации.

Вопрос о жанровых отличиях рассказа и повести не имеет однозначного ответа. Это связано с тем, что до середины XIX века повестью назвали все прозаические произведения, в которых описывались исторические события или отдельные эпизоды из жизни реальных или вымышленных героев. Примером могут служить «Повесть временных лет», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
В современной литературе жанр рассказа
определяется по критериям, отражающим объем повествования, его фактичность, подчеркнуто напряженную кульминацию, отсутствие дополнительных сюжетных линий и выразительность художественных деталей. Это значит, что рассказ представляет собой сравнительно небольшое, отличающееся композиционной строгостью прозаическое произведение, в котором вымышленное событие раскрывает характер героя или служит своеобразным фокусом, проявляющим мотивы его поступков. Эффект достоверности достигается благодаря ограниченному по времени, но подчеркнуто важному развитию действия и весомости каждого фрагмента повествования. В рассказе не бывает большого количества действующих лиц: в центре внимания находится только один, главный персонаж, остальным отводится эпизодическая роль.
Повесть
относится к средним эпическим жанрам, в которых отображается не одно, а несколько важных эпизодов из жизни героя, свидетельствующих о его причастности к жизни общества, судьбам других людей, значимым историческим событиям. В отличие от рассказа, повесть может иметь разветвленный сюжет с развитием действия в разных временных срезах. В композицию повести часто входят авторские отступления, пейзажные зарисовки, портретные характеристики персонажей: их использование в тексте произведения помогает достичь глубины содержания и в полной мере отразить идею произведения.
Содержание повести может быть основано на фактическом материале или необычной истории из жизни людей, научной гипотезе, фантастическом вымысле. Отсюда – разнообразие жанра: историческая и военная повесть, социально-бытовая, приключенческая, фантастическая повесть и даже повесть-сказка.
Жанру рассказа такое разнообразие не свойственно. По стилю он бывает близок к новелле или очерку – в зависимости от динамики повествования: описательного или построенного на остром конфликте.

TheDifference.ru определил, что отличие рассказа от повести заключается в следующем:

Рассказ отражает один важный эпизод или событие из жизни героя, в то время в повести прослеживается несколько значимых для развития действия событий.
Сюжетная линия рассказа, как правило, не имеет композиционных параллелей. В повести сюжет может иметь основную и дополнительные линии.
В рассказе повествование стремится к сжатости формы и динамичности развития сюжета. В повести используются приемы, замедляющие действие и переключающие внимание читателя с событийной стороны на содержательную: например, авторские отступления и пейзажные зарисовки.
В отличие от повести, которая чаще всего претендует на историческую или фактическую достоверность, содержание рассказа является лишь правдоподобным вымыслом.

Рассказ и повесть наряду с романом относятся к основным прозаическим жанрам художественной литературы. Они имеют как общие жанровые особенности, так и определенные отличительные черты. Все же часто границы между жанрами повести и рассказа нечеткие, поэтому нередко возникают трудности с определением жанра. И даже опытные литературоведы не всегда сразу справляются с этой задачей.

История развития повести как жанра

Этот жанр проистекает из древнерусской летописи и литературы. Слово «повесть» употреблялось в значении «весть о некотором событии». Этим словом обозначались произведения, написанные в прозаической, а не в стихотворной форме. Они рассказывали о событиях, имевших место в то время. Это были летописи, жития, хроники, воинские повести. Об этом красноречиво говорят названия произведений древнерусской прозы: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

Позже, с семнадцатого века, отвечая потребностям времени, появились повествования о жизни обыкновенных людей, мирян, — светские повести.

poov6115

Именно светская повесть явилась первоосновой жанра повести, получившего развитие в литературе 19-20 века и в современной прозе. Она описывает естественное течение жизни, часто суровую действительность времени, в центре которых судьба главного героя.

В девятнадцатом веке повесть становится любимым жанром известных русских писателей. К ней обращаются А. Пушкин («Станционный смотритель»), Н.Гоголь («Шинель»). Позже жанр повести развивают писатели реалистического направления: Ф.Достоевский, Н.Тургенев, А.Чехов, Л.Толстой, И.Бунин. Позднее, в советское время, жанр получает развитие в творчестве Р. Погодина, А.Гайдара, В. Астафьева. Интересно, что повесть – достояние именно русской литературы. В зарубежной литературе развиваются жанры новеллы и романа, а повесть как жанр отсутствует.

История развития рассказа как жанра

Истоки жанра рассказа проистекают из произведений фольклора – притч, сказок, устных пересказов. Рассказ, как краткое произведение об отдельном событии, эпизоде из жизни героя, сформировался значительно позже повести, пройдя определенные этапы и развиваясь параллельно с другими повествовательными жанрами.

В процессе становления прослеживается отсутствие четкости в разграничении жанров повести и рассказа. Так, А. Пушкин и Н. Гоголь отдавали предпочтение названию «повесть» для тех своих произведений, которые мы могли бы определить как рассказ.

Начиная с пятидесятых годов 19 столетия в обозначении жанра рассказа видна большая точность. У Л. Толстого «Записки маркера» названы автором повестью, а «Метель» — рассказом, что полностью соответствует определению жанра. В литературе 19 – 20 века повесть уступает первенство рассказу, который получает наибольшее распространение.

Характеристика повести как эпического жанра

Повесть является прозаическим литературным жанром. Она не имеет устойчивого объёма. Её объём больше, чем у рассказа, но существенно меньше объёма романа. Повествование сосредоточено вокруг нескольких важных эпизодов в жизни основного персонажа. Обязательно присутствие второстепенных действующих лиц.

В композиции нередко использование всевозможных описаний (интерьер, пейзаж), авторских отступлений, портретных характеристик. Возможен разветвленный сюжет, содержащий дополнительные сюжетные линии. Содержание повести основывается на историческом материале, интересных событиях человеческой жизни, реже вымысле, фантазии.

nas516

Характеристика рассказа как эпического жанра

Рассказ – небольшое по размеру эпическое произведение. Повествование динамичное, посвящено важному интересному событию из жизни автора или вымышленного героя. Композиция напряженная. В рассказе единственная сюжетная линия, дополнительные сюжетные линии отсутствуют.

При сравнительно малом объеме ограничено использование автором художественных средств. Поэтому большая роль придается выразительной художественной детали. Повествование о событиях зачастую представлено как рассказ от первого лица. Это может быть или главный герой, или сам автор.

Что общего у повести и рассказа

  • Оба жанра – это проза.
  • В сравнении с романом имеют небольшой объем.
  • Присутствует основной персонаж, возле которого сосредоточено действие.
  • И повесть, и рассказ могут быть бытовыми, фантастическими, историческими, авантюрными.

Различие между повестью и рассказом

  • Размер объема повести непостоянен и может достигать нескольких сотен страниц, а рассказа – десятки страниц.
  • Повесть характеризуется отсутствием интриги. В ее содержании раскрываются достоверные периоды жизни героя. А в рассказе описывается один или несколько случаев из жизни основного персонажа.
  • Четкий, динамичный сюжет характерен для рассказа. Неторопливое, плавное повествование – особенность повести.
  • Дополнительные сюжетные линии, переплетающиеся с основной, – особенность повести. В рассказе сюжетная линия одна.
  • Автор повести стремится к исторической и фактической правдивости. Рассказ – это достоверный вымысел.
  • Повести присущи приемы, замедляющие действие: описания, портретные зарисовки, лирические отступления. В рассказе это отсутствует и играет роль художественная деталь.
  • В отличие от повести в рассказе один герой, нет предыстории, которая позволяет проследить развитие характера.
  • Аналогии повести в других литературах нет, рассказ имеет такие аналогии.

Чем отличается рассказ от повести?

    Объемом. Рассказ это обычно какой-то отрезок из жизни, он занимает мало страниц, самое краткое повествование. Повесть по объему занимает место между романом и рассказом. Здесь обычно мало действующих лиц, идет повествование о некоторых событиях. Граница между ними может быть размыта.

    Повесть, в каком-то смысле — это более серьезное произведение, более глубокое, чем рассказ. Хотя четких отличий все же нет. Но есть характеристики все же, по которым в целом можно отличить повесть от рассказа
    . Повесть обычно больше по объему, чем рассказ (обычно, но не обязательно), более глубоко раскрывает характер героев, настроение, природу, чем в рассказе. Кстати и героев в повести тоже обычно больше. В основе повести лежать реальные события, рассказ же может быть как правдой, так и выдумкой. То есть сказка — это тоже своего рода рассказ, но сказка не является повестью.

    Повесть
    от рассказа
    отличается
    большим объмом, большим количеством персонажей, большим количеством сюжетных линий. Повесть может разбиваться автором на отдельные части — главы, для рассказа такое явление — редкость. Понятия quot;повестьquot; нет в западной литературе, этот жанр характерен для русской литературы.

    Повесть и рассказ похожи содержанием, различаются объемом страниц.

    Рассказ повествует об одном событии одного главного героя.

    В повести события из жизни главных героев переплетаются, читатель узнает факты, произошедших в разное время с разными людьми. Рассказы пишут для маленьких читателей, повесть более серьезное художественное произведение.

    Рассказ и повесть — это разные жанры, но это проза.

    В рассказе идет речь об одном событии. В повести — о нескольких событиях,происходящих в жизни нескольких персонажей.

    Зачастую в литературе очень сложно отличить рассказ от повести, поскольку каких-либо четких параметров, по которым можно отличить эти литературные формы просто не существует.

    Рассказ более короткое повествовательное произведение, чем повесть, но насколько он должен быть меньше повести, чтобы считаться рассказом?

    Можно считать, что с ростом объема произведения рассказ становится повестью, усложняется, обрастает деталями повествования, иногда увеличивается число героев, но не обязательно. Но определить, повесть это или рассказ обычно доверяют самому автору. Мне встречались рассказы объемом под 100 страниц и больше, и повести, в которых было 70-80 страниц.

    Считается, что рассказ — это повествование про отдельное событие, а повесть охватывает более широкий период времени, но и это не всегда верно. Мне встречались повести, которые описывают один день жизни и рассказы, действие которых проходит в течении долгого срока и в разных местах.

    Рассказ обычно рассказывает о конкретном явлении, персонаже т.е. о чем то конкретном. Повесть охватывает более обширную картину действий — в повести речь идет о многих персонажей связанный главным действующим лицом.

    Основное отличие рассказа от повести -это конечно объем текста. Рассказ-это небольшое повествовательное произведение в прозе. Повесть-это эпический жанр в прозе, гораздо большего объема,чем рассказ. Ближе к роману.

    Повесть отличается от рассказа конечно же объемом произведения. Рассказ более короткий, чем повесть. В повести происходит больше событий, сюжетных поворотов и больше персонажей. Как правило. повесть основана на реальных событиях, а вот в рассказе чаще вымышленный сюжет.

    Рассказ и повесть имеют разные жанровые и формальные литературные признаки. Этим и отличаются друг от друга.

    Рассказ
    .

    Это небольшое по объму (относительно повести) прозаическое литературное произведение, которое повествует, как правило, об одном событии одного или двух из персонажей. Остальные герои автоматически становятся второстепенными фигурами. Сюжет рассказа, в большинстве случаев, одноплановый. События не переплетены.

    Рассказ прочитывается приблизительно за час или меньше.

    Однако, некоторые рассказы повествуют о всей жизни героя. Но вс равно в очень сжатой форме.

    Повесть
    .

    Это средняя по объму форма эпоса. Она тоже повествует. Но, соответственно размерам, в ней может быть побольше персонажей, событий, хитросплетений. Для знакомства с повестью требуется больше часа.

    Различия между рассказом и повестью вс же относительны. Есть и quot;междужанровыеquot;, промежуточные произведения. Которые в разных источниках могут именоваться то повестью, то рассказом.

  • Чем отличается повесть от рассказа?

    В литературе очень часто встречается и то, и другое.

    Итак, отличия:

    1. Объем. У рассказа объем намного меньше, чем у повести.
    2. В рассказе отражается какой-то определенный момент, эпизод из жизни. В повести могут быть события разных времен и разных людей.
    3. Рассказ более сжатый, чем повесть.
    4. Повесть, как правило, основана на каких-то реальных моментах и событиях. Есть и историческая повесть, и военная. А рассказу можно верить, а можно и не верить.
    5. Повесть насыщенна эмоционально, могут быть отступления от основного сюжета, описание местности, зарисовки пейзажей. В рассказе другая цель — донести до читателя основную мысль.

Как прекрасен этот мир! Каким необычайно красивым сделал его Творец!И, как же много мы еще не знаем о нем… Сколько тайн и секретов хранят в себе океаны, джунгли, пустыни и даже крошечные муравейники, которые нам кажутся такими обычными и ничем не примечательными!

Давайте все вместе отправимся в удивительное путешествие по нашей планете, чтобы увидеть ее красоты! И, сейчас мы заглянем в гости к пчелам…

Из этого познавательного рассказа для детей вы узнаете, зачем пчелки заготавливают мед, как устроены их семьи, зачем пчеловодам «доспехи», как в старину люди защищали драгоценное лакомство от медведей и еще много-много чего интересного!

И, конечно, говоря о маленьких полосатых труженицах, невозможно умолчать о меде! Поэтому, мы и о нем расскажем удивительные факты.

Это, поражающий воображение рассказ, об удивительной цивилизации маленьких существ, к которым мы так привыкли, что уже перестали замечать. И, между прочим, зря! Ведь, это одни из самых загадочных насекомых на нашей планете! Мы просто уверены, что прочитав этот познавательный рассказ, вы узнаете много нового!

Начальные классы

Ломец Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

ГУО «Средняя школа № 9 г. Слуцка»

Русская литература (литературное чтение)

Тема:

1) научно-познавательный рассказ «Луна»; 2) рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Луна».

Цели:

сравнение и анализ научно-познавательного и художественных рассказов; нахождение их отличительных черт и
особенностей.

Задачи:

повторить отличительные признаки научно-познавательного рассказа; учить анализировать, сравнивать, делать
выводы; развивать монологическую речь учащихся, их воображение, память; формировать интерес к литературе разных жанров.

Оборудование:

выставка энциклопедий по теме «Космос», таблица «Отличительные признаки научно-познавательного рассказа и
художественного произведения», карточки для сравнительного анализа рассказов, стикеры «Звёздочки».

Ход урока

I

Организационно-психологический момент

Ученик читает стихотворение «Родная планета»

Вверх взлетим, как ракета.

Вниз полетим, как комета.

Мы к звёздам стремились и к свету,

Теперь на родную вернёмся планету.

Есть девять планет, но эта –

Третья от Солнца планета –

Родная наша Земля.

Широка и привольна она!

Здесь шумят и леса, и поля.

Никогда не наскучит она!

II

Сообщение темы и целей урока

– Сегодня у нас не обыкновенный урок, а урок-исследование. Вспомните, что
означает слово «исследование»? / изучение, поиск, опыты, наблюдение…/

– Так как мы с вами работаем над проектом «Космос», тема нашего исследования на уроке такова (запись на
доске
): сравнение и анализ научно-познавательного текста и художественного рассказа.

Цель: найти отличительные черты научно-познавательной рассказа в сравнении с художественным
рассказом.

III

Актуализация знаний. Викторина

(за правильный ответ
ученик наклеивает себе звёздочку)


СЧИТАЛОЧКА

Отправляются ракеты

На любую из планет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Назовите, что хотите –

Весь на выбор небосклон:

Есть Венера, есть Юпитер,

Марс, Меркурий и Плутон.

Кому выпадет водить –

Раз, два, три – ракета ждёт.

Начинается отсчёт:

Пять, четыре – небосвод,

Три – нацелился пилот,

Два, один – вниманье, ВЗЛЁТ!

1.

Что такое космос? / это всё, что существует: Солнце, Земля, Луна, планеты, звёзды, кометы/

2.

Какие отличительные черты космоса вы знаете? / нет кислорода, существует невесомость/

3.

Какой цвет неба в космосе? / чёрный/

4.
Что такое звёзды? / это громадные газовые шары, температура которых достигает нескольких тысяч градусов/

5.

Сколько звёзд известно учёным? / 200 млн./

6.

Какие бывают звёзды? / гиганты, карлики/

7.

Какая звезда самая крупная в нашей системе? / Солнце/

8.

Сколько планет в Солнечной системе? / 9: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон/

9.

Какая планета ближе всех к Солнцу? / Меркурий (бог торговли)/

10.
Как называют вторую планету? /Венера/

11.
Дайте название красной планете. Почему её так называют? / Марс, бог войны/

12.
У какой планеты имя бога морей? / Нептун/

13.
Какая планета самая далёкая? / Плутон/

14.
У какой планеты есть множество колец? / Сатурн/

15.
Назовите планеты-гиганты. / Сатурн, Юпитер/

16.
Какая планета самая горячая? Холодная? Почему? / Меркурий, ближе всех к Солнцу; Плутон, дальше всех от Солнца/

17.
Какая планета самая большая? / Юпитер/

18.
Какая планета может быть видна даже днём? / Венера/

19.
У чего есть корона? Из чего она? / у Солнца; облако газов/

20.
Как называется наша Галактика? / Млечный путь/

21.
Сколько существует созвездий? / 88/

22.
Как называют созвездие в виде перевёрнутого ковша? / Большая медведица/

23.
Что такое комета? / огромная глыба из камня и льда/

24.
Что такое орбита? / траектория, по которой движется планета/

25.
Что такое спутник? / небольшие небесные тела, которые вращаются вокруг планет/

26.
Назови спутник Земли. / Луна/

27.
Как называется прибор для изучения звёзд и планет? / телескоп/

28.
Как называется здание, из которого ведутся наблюдения за космосом? / обсерватория/

29.
Какой цвет имеет Земля, если на неё смотреть из космоса? / голубой/

30.
Назовите имя первого космонавта и дату его полёта в космос. / Юрий Гагарин; 12 апреля 1961 года (в этом году отмечалось 50-летие
первого паллета в космос)/

31.
Назовите имя первой женщины-космонавта. / В.Терешкова/

32.
Назовите имена космонавтов-белорусов. / Пётр Климук, Владимир Ковалёнок/

IV

Отличительные признаки научно-познавательного рассказа и
художественного произведения

(ученики называют, на доске «открываются» окошки таблицы)

Научно-познавательный рассказ

Художественное произведение

·

Название

·

Не всегда указывается автор

·

Нет сюжета

·

Научные сведения и факты

·

Название

·

Есть сюжет

·
Художественная
выразительность

V

Физкультминутка «Кто на месяце живёт»

Месяц по небу плывёт.

Кто на месяце живёт? (ходьба на месте
)

Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз. (наклоны вперёд на несколько секунд
)

Машет лис своим хвостом,

Серебрится мех густой. (машут руками за спиной
)

А вокруг летают звёзды,

Залетают к лису в гости. (машут руками перед собой
)

Кто садится на кровать,

Кто на стул, а кто на шкаф,

Кто на кресло, кто на стол,

Кто на полку, кто на пол. (приседания
)

Ну, и мы давайте сядем

И откроем-ка тетради. (возвращаются за парты
)

VI

Работа с текстами. Заполнение карточки сравнения рассказов.
Работа в парах.

– Чтобы достигнуть цели нашего исследования мы должны подробно проанализировать рассказы, которые читали дома, и заполнить карточки для
сравнения.

1.


Чтение текстов:

Луна

Луна – естественный
спутник Земли. Она движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц.

Луна в несколько раз меньше Земли.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца.

На Луне нет воздуха и воды, поэтому люди там не живут.

На Луне можно увидеть светлые и тёмные пятна. Светлые – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не
знали, поэтому и назвали их морями. Тёмные пятна – это ровные участки (равнины).

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. На Луне всюду видны лунные кратеры (ямы), которые образовались от ударов метеоритов – камней,
упавших из космоса.

На поверхности Луны днём стоит жара до 130 градусов, а ночью – мороз – 170 градусов.

Луна

/В. Горьков, Ю. Авдеев/

Ближайший сосед Земли, точнее, не сосед, а её спутник в бесконечном космическом пространстве – это Луна.

Древние люди наделяли Луну волшебными свойствами. С Луной связывали удачу на охоте, урожай в поле, победу на войне и даже здоровье. Луну воспевали в
стихах, ей поклонялись как божеству, её изображали на боевых знамёнах.

Наблюдая за луной, люди не переставали изумляться, как она, будто в сказке, то росла от узенького серпа до круглого яркого диска, то постепенно
убывала, пока не исчезла совсем. А через некоторое время всё повторялось, и конца этому не было. Задумались люди: «Может быть, по Луне можно отсчитывать время?» И они создали календарь, по
которому стали вести счёт неделям и месяцам.

Человек ещё только мечтал слетать на Луну, а учёные уже подсчитали до неё расстояние. Велико ли оно? Если сделать шары размером с Землю и поставить их
друг на друга, то тридцатый коснётся Луны.

Луна сравнительно невелика. А большой она кажется потому, что расположена ближе других небесных тел.

ПОЧЕМУ ЛУНА – СПУТНИК?

В астрономии спутником
называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения.

Искусственные спутники
– это созданные человеком космические аппараты, вращающиеся вокруг Земли или другой планеты. Их запускают с
различными целями: для научных исследований, для изучения погоды, для связи.

Луна
– единственный естественный спутник Земли, зато такой большой и близкий!

Она видна невооружённым глазом лучше, чем любая планета в телескоп
. Телескопические наблюдения и крупные фотографии показывают, что её красивая
поверхность не ровная и чрезвычайно сложная. В бинокль хорошо видно, что Луна – шар. На Луне видны тёмные пятна, которые называют морями. Но в них нет ни капли воды.

Активное изучение естественного спутника Земли началось с 1959 года. Для всестороннего её исследования были запущены космические зонды, автоматические
межпланетные станции. И до настоящего времени космические аппараты приносят немало информации для работы селенологов
(учёных, изучающих Луну). Много загадок хранит в себе наш спутник.
Долгое время люди не видели его обратной стороны вплоть до 1959, когда автоматическая станция «Луна-3» сфотографировала невидимую сторону лунной поверхности. Позднее на основе снимков были
составлены карты поверхности луны.

Научно-познавательный рассказ — что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире — необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли — и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» — художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

1182039

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание — определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

1182040

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста — вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

1176619

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация — а это черта художественной литературы — все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

1176624

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ — это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

1176633

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ — это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также общества — все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения — проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры — всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.

Хотя Л.Н. Толстой и известен всему миру как мастер монументальной прозы, среди творческого наследия писателя есть немало произведений небольшого размера. Отдельную их категорию составляют рассказы для детей, в том числе для воспитанников Яснополянской школы.

Произведения Толстого для детей

Среди произведений Толстого для детей можно выделить несколько основных жанров. Первый из них — это сказки. Большая часть сказок представляет собой обработанные народные сюжеты (как, например, «Три медведя»), которые были включены в состав знаменитой толстовской «Азбуки».

Еще один жанр, любимый Толстым, — это быль. В таких произведениях он описывает события, которые происходили в реальности, однако художественно обрабатывает их. К этому типу относятся знаменитые «Филипок» и «Лев и собачка».

Создал писатель большое количество реалистичных рассказов, героями которых часто являются сами дети. Сюда можно отнести произведения «Пожар», «Девочка и грибы» и т.д.

Наконец, последний жанр, в котором Толстой создавал истории для детей, это научно-познавательные рассказы. Поговорим о нем подробнее.

Научно-познавательные рассказы Толстого

К числу наиболее известных научно-познавательных произведений Толстого для детей относят рассказы:

  • «Зайцы».
  • «Какая бывает роса на траве».
  • «О муравьях».
  • «Как волки учат своих детей».
  • «Отчего в темноте видно?».
  • «Яблони».
  • «Как ходят деревья».

Уже из названий произведений видно, что большая их часть посвящена описанию природных явлений. Толстой рассказывает во всех подробностях о повадках животных, различных растениях и т.д. При этом стиль изложения является достаточно лаконичным, но емким. Это помогает детям лучше воспринимать материал и усваивать самые главные моменты, касающиеся той или иной темы.

Научно-познавательные рассказы Толстого — прекрасный пример того, как художественное произведение может сочетаться с образовательной функцией. Дети хорошо запоминают яркий образ, а вслед за ним и главные факты, которые касаются научной характеристики предмета повествования.

Научно-познавательный рассказ — что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире — необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь художественный образ мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли — и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» — художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

1182039

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую мозаичную картину, которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание — определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

1182040

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

Познавательная литература и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста — вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

1176619

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация — а это черта художественной литературы — все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

1176624

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ — это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как внеклассное чтение. Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

1176633

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ — это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также естественная история, история общества — все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения — проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры — всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.

01.02.2021

«Чтение книг — тропинка, по которой

умелый, умный, думающий воспитатель

находит путь к сердцу ребенка»

В. А. Сухомлинский

Ознакомление с художественной литературой в УДО

        Согласно Типовому учебному плану дошкольного образования (постановление Министерства образования РБ от 15.08.2019 №139) в направление «Эстетическое развитие» Учебной программы дошкольного образования (постановление МО РБ от 15.08.2019 №138), добавлена образовательная область «Художественная литература». Реализация данной образовательной области начинается с группы второго раннего возраста (с 1 года  до 2). 

        Художественная литература и произведения фольклора являются средством  воспитания у детей общей и художественной культуры, развития речи и эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества. В образовательной программе по каждой возрастной группе сформулирована общая целевая направленность образовательной области «Художественная литература» и представлены планируемые результаты ее освоения. Так же представлено большое количество рекомендуемых произведений художественной литературы и фольклора. Обеспечить усвоение воспитанниками содержания произведений, правильное их понимание – важная задача, стоящая перед педагогом.

     Воспитатель дошкольного образования формирует у детей умение воспринимать произведение. Слушая рассказ (стихотворение, сказку и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К  концу старшей группы каждый воспитанник должен уметь определять основных  героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка и др.), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

       Часть программных произведений дети должны выучить наизусть, часть – уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, дети овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

        Воспитателям дошкольного образования нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года необходимо просмотреть образовательную программу предыдущей группы и наметить материал для повторения.

Методы ознакомления детей с произведением на занятиях

     Самый распространенный метод ознакомления детей с произведениями художественной литературы – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Небольшие по объему произведения читаются наизусть, большая же часть – читается по книге.

    Следующий распространенный метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста (допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т.д.). На занятиях проводятся также различного рода инсценировки, помогающие восприятию произведений.

      Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворным формам (стихотворениям, потешкам, прибауткам и т.д.)

      Часто на одном занятии используются различные методы.  Для закрепления усвоенного очень полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых произведений («Узнай героя сказки», «Подбери иллюстрацию к произведению», «Сказки перепутались», «Один начинает — другой продолжает» и др.), литературные викторины. Основой же всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное исполнение произведения воспитателем. Оно требует серьезной подготовки воспитателя.

Подготовка воспитателя к ознакомлению детей с художественной литературой:

  1. Выбрать текст  произведения.
  2. Ознакомиться с ним.
  3. Понять главную идею произведения, вникнуть в его содержание, разобрать его, представить себе его действующих лиц, события, связи, которые движут событиями.
  4. Установить подтекст  произведения (внутренние задачи, направляющие слушателя на решение задач нравственного, познавательного, или эстетического направления, на обобщение представлений).
  5. Определить выразительные средства,  умения и навыки техники речи (дыхание, голос, дикция; интонация — имеет силу, скорость, направление,  ударение, тембр, пауза и т.д.).
  6. Тренировочное чтение вслух, тренировочные упражнения.
  7. Подготовка необходимой наглядности, продумать связь текста и показа наглядного материала.
  8. Подготовка детей к восприятию произведения.

Приемы формирования восприятия произведений

Педагог на занятиях по ознакомлению с художественной литературой должен облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить произведение, глубже пережить его). В этом ему помогут следующие методические приемы:

Выразительность чтенияэто первая ступень профессионального искусства художественного чтения. Каждый воспитатель должен овладеть этой первой ступенью и стремиться постичь мастерство художественного чтения.

— Повторность чтения – Небольшие произведения, которые вызвали интерес детей, повторяются сразу же 1-2 раза. Из больших произведений – можно повторить отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание (на прогулке, при ознакомлении с окружающим, в  изодеятельности и т.д.)

—  Выборочное чтение – чтение отрывков, концовок, песенок и т.д. В старших группах – в виде загадок, викторин.

— Наглядные приемы – показ игрушки, иллюстрации, аудио- и видео-, картинки, инсценирование, и т.д.

—  Словесные приемы —  вспоминание сходного случая из жизни, работа над языком произведения; обращать внимание на образность и выразительность языка, диалог литературных героев, находить точные, меткие слова, придумывание похожих слов, подобрать эпитеты, придумать самим с чем можно сравнить снег и т.д. Ведется словарная работа, но само художественное произведение не должно превращаться в средство освоения новых слов. Не следует часто прерывать чтение объяснением новых слов, особенно в стихах, так как это нарушает процесс целостного восприятия произведения.

— Прием сравнения произведений разных авторов, но похожей или одной тематики (о зиме, о честности, о труде и т.д.). Например: Е.Пермяк «Торопливый ножик», Я.Аким «Неумейка» и т.д. Сочетание произведений, в которых изображены контрастные характеры или поступки помогает лучше понять положительное или отрицательное качество.

— Рассматривание иллюстраций в книге (книжная графика)- рассматривание книги, обложки, иллюстраций; знакомство со средствами выразительности в рисунках разных художников, сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению и т.д. Закрепляются правила обращения с книгой.

—  Беседа по произведению – комплексный прием, сочетающий ряд простых приемов — словесных и наглядных. Различают вводную (предварительную) беседу до чтения и краткую разъяснительную (заключительную) беседу после чтения. Цель вводной беседы — обеспечить правильное понимание идеи сложного произведения, поступков героев. Цели разъяснительной беседы  более разнообразны – акцентировать внимание детей на мотивах поступков героев, их моральных качествах. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросавшие шапками утят? (М.Пришвин «Ребята и утята»). Чем тебе понравился поступок мальчика? и т.д.

Прием ЭСО, ТСО, аудио- и видеозаписи.

Структура занятия по чтению художественного произведения

Как уже говорилось выше, для занятий по художественной литературе характерно наличие  более  развернутой подготовительной части, вынесенной за рамки собственно занятия (подготовка воспитателя и подготовка детей к восприятию произведения)

1.Вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения: показ книги, картинки, обложки, напоминание аналогичного сюжета, иногда краткая вводная беседа, подводящая к пониманию идеи произведения, припоминание произведений данного автора или подобного жанра и т.д.

2.Основная часть — чтение художественного произведения, использование различных приемов, облегчающих его понимание детьми (см. выше)

3. Беседа по содержанию произведения

4.Заключительная — закрепление знакомых произведений, рассматривание иллюстраций, викторины (старшая группа), инсценировка, работа над выразительностью речи, языком произведения и т.д.

Структура занятия по пересказу произведения

1.Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картины, иллюстрации и т.д.)

2.Первичное чтение без установки на пересказ(обеспечить свободное художественное восприятие);

Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям

3.Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ;

4.Беседа по произведению(уточнение содержания, идея произведения, характеристика образов, обратить внимание на язык, работа над прямой речью персонажей, интонацией, темпом и т.д.);

5.Повторное чтение, суммирующее результаты разбора произведения;

6.Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста

7.Пересказ (3-7 человек);

Структура занятия по заучиванию наизусть

1.Подготовка детей к восприятию стихотворения. Кратковременная вводная беседа. Показ иллюстрации, игрушки, вспомнить моменты из жизни и т.д.

2.Выразительное чтение стихотворения педагогом и повтор его с установкой на заучивание (в старших группах)

3. Разъяснительная беседа  о стихотворении, о форме его чтения.

4.Чтение воспитателя

5.Стихотворение читают дети (3-5 человек).

 Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам). Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором. В начале занятия повторение поручают детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Если дети читают невыразительно, воспитатель может опять прочитать стихотворение. Закончить чтение стихотворение нужно наиболее ярким исполнением выразительно читающего ребенка. Заучивание стихотворения может быть частью занятия. Вторую часть можно посвятить другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: повторить знакомые стихи, речевые упражнения по технике речи и т.д.

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования. -Минск.: Национальный институт образования, 2019г.

2. Алексеева М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду: Учебное пособие для средних и высших пед.учеб.заведений/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина.- М.: Академия,1998г.

3. Алябьева Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи: метод. пособие/ Е.А.Алябьева.-М.: ТЦ «Сфера»,2010

4.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед.институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». –М.:Просвещение,1981г.

5. Дзецям аб мастацк1м слове: кн. для выхавацелей дашк.устаноу/ аут.-склад. В.П. Жыхар, Н.У.Вас1лев1ч, 1.М.Сапун.-Мн.: Зорны верасень, 2006г.

Уголок книги в детском саду

Основные требования к оборудованию уголка книги

  •  Уголок книги  устраивается в каждой возрастной группе.
  • Уголок  целесообразно размещать в хорошо освещенном месте группового помещения. Следует избегать соседства с активными и шумными центрами (физкультурным, игровым). Целесообразно разместить книжный уголок рядом с театральным (это мотивирует детей на организацию театральных игр, игр-инсценировок, драматизаций  по литературным произведениям)  
  • Содержание уголка книги должно соответствовать возрасту детей, отвечать их интересам и потребностям.
  • Мебель для уголка книги подбирается соответственно росту детей. Принято использовать удобные кресла,  диванчики.
  • Все материалы уголка (книги, альбомы и др.) располагаются на стеллажах, не превышающих  рост ребенка. Необходимо обеспечить доступность всех материалов для детей.
  • Сменяемость материалов в уголке  осуществляется по мере того, как дети начинают терять интерес и все реже подходят  к уголку, а так же в преддверии праздников, знаменательных дат, событий, но не реже одного раза в 2-2,5 недели.

Содержание уголка книги

—  Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. В группах младшего возраста подбирать книги в твердой обложке  в 2-3 экземплярах + ламинированные иллюстрации.

—  Познавательная детская энциклопедическая литература;

— Фольклорные и литературные произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки и т.д.)

—  Детские журналы;

— Альбомы фотографий родного города, писателей, праздников, проводимых в группе и т.д.;

— Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы;

— Иллюстрации, картины, рисунки с любимыми литературными героями;

—  Диски, слайды, диафильмы любимых произведений и сказок;

— Наборы и коллекции открыток (тематические, сюжетные);

— Дидактические, настольно-печатные игры, речевые игры;

— Книжки-раскраски, альбомы для рисования, цветные карандаши;

—  Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (в старшей группе);

Работа в уголке книги

Правильно организованная работа в уголке книги способствует  развитию речи детей, воспитанию эстетических и нравственных чувств, формированию интереса к литературе, стимулированию детского творчества. При работе с детьми в уголке книги необходимо использовать такие методы и приемы, которые помогут закрепить знания детей о литературе и обогатят их речь:

üчтение и рассказывание художественных произведений;

üрассматривание иллюстраций, альбомов;

üбеседы по содержанию прочитанных книг;

üорганизация выставок детских рисунков по любимым художественным произведениям;

üлитературные викторины, праздники;

üигры-инсценировки, игры-драматизации;

üсюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин»;

üиндивидуальная работа с детьми по развитию речи;

üизготовление книжек-самоделок по теме недели или знакомому литературному произведению и др.

Правила обращения с книгой

üКнигу берут только чистыми руками.

üСтраницы книг не рвут и не загибают.

üПерелистывают книги аккуратно, за верхний край.

üИспользуют закладки для книг.

üПосле рассматривания книгу кладут на место.

üПри починке книг ни в коем случае нельзя портить обложку книги.

     В уголке книги должен быть постоянный порядок. В младших группах его наводит воспитатель, подавая детям положительный пример. В средней группе дети более самостоятельны в наведении порядка. Им можно давать поручения в отборе книг для ремонта, в определении места для книг, рисунков при организации  выставок. В старшей группе можно ввести дежурство по уголку книги.  Для вовлечения родителей в образовательный процесс в уголке книги, можно разместить  рубрики: «Моя любимая книга», «Мамина сказка», «Это увлекательно», «Прочитайте вашим детям», «Книжка-самоделка нашей семьи», «Любимый детский писатель» и др.

Рассказ это определение для детей

Рассказ это определение для детей

Рассказ это определение для детей

Рассказ это определение для детей

Литература:

1. Учебная программа дошкольного образования —  Минск: Национальный институт образования,  2019г.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.М.: Академия, 2000г.

2. Бородич М.А. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»  — Москва: Просвещение, 1984г.

3.   Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. Мн.: Университетское, 2001г.                                                                                                                                                                                                                                      4.  Журнал «Пралеска»  № 6 /2012г.

Подготовила: заместитель заведующего по ОД  В.Ф. Есис

Январь 2021г.

статистика посещений

Яндекс.Метрика

  • Рассказ юрия ивановича чичева история воспоминание из детства писатель повествуя
  • Рассказ юрина война нагибин краткое содержание
  • Рассказ ю коваль приключения васи куролесова читать
  • Рассказ это жанр эпоса
  • Рассказ шукшина срезал читать полностью