Рассказ это небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с

Сказка и рассказ статья на тему чем сказка и рассказ отличаются друг от друга скачать: вложение размер skazkarasskaz.docx 20.53 кб

Сказка и рассказ
статья на тему

Чем сказка и рассказ отличаются друг от друга

Скачать:

Вложение Размер
skazka_rasskaz.docx 20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Чем сказка отличается от рассказа?

Сказка и рассказ — две ключевые формы повествовательной прозы. Они пишутся по особым законам. Чем же отличается сказка от рассказа?

Нет на свете человека, который бы не знал, что такое сказка. Когда-то сказка приходит в дом каждого, и остаётся в нём навсегда.

Сказка – выдумка, чародейство, волшебство. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сказка – это увлекательная, интересная история, зачастую со счастливым концом. Чем же отличается сказка от обыкновенного рассказа?

Рассказ, как правило, — это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала. В рассказах не распускаются зимой подснежники, а Мухи-Цокотухи не покупают самоваров.

Конечно, сказка в этом плане – сплошная выдумка. Но всё-таки сказка – это отличный познавательный и воспитательный материал. В сказках присутствует своя правда. Сказки воспитывают в ребёнке первые, правильные основы. В сказках нередко говорится о том, как люди хотели бы жить. Чтобы добро всегда побеждало зло, а у смелых, отважных, трудолюбивых людей всё складывалось бы хорошо.

Сказки дают нам представление об обычных, но важных представлениях: о правде и кривде, о любви и ненависти, о добре и зле, о великодушии и мелочности, о согласии и вражде, о бедности и богатстве.

Сказки учат ненавязчиво, без нотаций, как бы между прочим.

…Всем нам хочется, чтобы наша жизнь была счастливой, доброй сказкой. Любите сказки, читайте сказки, глядишь – и наша жизнь будет больше похожа на хорошую сказку со счастливым концом.

Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, повествующее о каких-то событиях, явлениях, взаимоотношениях людей. У рассказа практически всегда есть автор. Сюжет рассказа (за исключением фантастики) может восприниматься как нечто, происшедшее в реальности. Темой для рассказа может стать все, что угодно, здесь нет никаких ограничений. В рассказе часто видна позиция автора, его личное отношение к описываемым событиям (идея рассказа). С авторским видением читатель может согласиться, а может сформировать свою точку зрения. Персонажи рассказов – это обычные люди, у них есть достоинства и недостатки, они страдают и ошибаются, их характеры многогранны и неоднозначны. Часто в рассказах описываются внутренняя жизнь героев, их чувства и переживания.

Сказка – это жанр устного народного творчества, у сказок, за исключением литературных, нет одного автора. Отличительная особенность сказок – вымысел, волшебство. Читатель изначально понимает, что читает о том, чего на самом деле не может быть. Тематика сказок ограничена, на этот счет существуют каноны и традиции, которые складывались веками. В сказках может быть рассказчик, но он лишь рассказывает о событиях, не выражая к ним своего личного отношения. Как правило, мораль сказки понимается всеми однозначно. Герои сказок – это целостные натуры, без сложного характера. В сказках нет подробного описания чувств и переживаний героев, сюжет строится исключительно на действии.

  1. В сказке описываются приключения героя, каждое из которых – важный эпизод в развитии сюжета. Рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего фатальную роль в жизни героя.
  2. Сказочные события – аллегорический вымысел, а в рассказе всегда подразумевается достоверность происходящего.
  3. Действие в сказке не ограничено в пространстве и времени в отличие от рассказа, где оно всегда кратковременно и происходит в конкретном месте.
  4. Рассказ имеет оригинальный сюжет и отражает авторский стиль. Сказочные сюжеты повторяются, а повествование сохраняет устойчивые, традиционные для сказок речевые обороты.
  5. Авторская позиция в рассказе может быть выражена с помощью отступлений, оценочной характеристики героев или композиционного приема использования контрастных деталей. В сказке прямая авторская оценка отсутствует – отражается только общая идея. Подробнее:
  6. В сказке, как правило, наряду с обычными персонажами — людьми, соседствуют фантастические и вымышленные говорящие герои, которых в реальной жизни не встретишь. А рассказы, хоть и не всегда опираются на реальные события, всегда можно представить происходящими с людьми.

Сказка и рассказ сходны во многом. Они относятся к повествовательной прозе и пишутся они по определенным законам.

О сказках знают все. С малых лет сказка с ее выдумкой, волшебством и чародейством селится в душе ребенка и живет в ней всегда. Обычно эта захватывающая история хорошо кончается.

Рассказ же – логическое изложение цепочки реалистичных событий. Здесь вы не найдете зимой распускающихся подснежников, и никакая маленькая девочка не поселится в крысиной норе.

Так что всякая сказка – прежде всего, выдумка. Зато любая из них остается отличным воспитательным и познавательным инструментом. В ней всегда найдется истина, чтобы воспитать в маленьком человеке правильные основы, дать ему главные жизненные понятия о добре и зле, о правде и кривде, о бедности и богатстве, о любви и ненависти. Всякая сказка содержит свой урок, неназойливый, без каких-либо нотаций.

Они во многом сходны, сказка с рассказом. У обоих есть сюжет, который обозначен четко, события, описываемые в виде повествования, главный герой и не только.

И все же их отличают друг от друга, прежде всего, формой и, конечно, содержанием. Именно они определяют жанровую принадлежность всякого сочинения в литературе.

Сказка

В основе ее лежит вымысел, который не претендует на подлинность . Само это слово в источниках появилось около XVI века. Образовалось оно от «казать» и применялось в значении: перечень, список, точное описание. Предполагало оно, что узнают про него: и что это такое и зачем нужно. Лишь к XVIII веку сказка обретает нынешнее значение и называют ее «баснь», а позже – «кощуна».

В ее содержании какая-то интересная история, наполненная чудными приключениями героя, тесно между собой связанными, дозволяющими ему обрести славу и богатство, пройдя через все испытания.

Никого не удивляет, что сюжеты сказок могут повторяться, что герои их – эдакие символы, которые становятся олицетворением добра либо зла. Даже выделяются «бродячие сюжеты», что появляются в различных культурах и объясняются сходными чертами сознания, проявляющимися у всех этносов.

Этот вид творчества в числе древнейших. Но даже нынешние сказки сохраняют основные закономерности их создания: испытания, преодолеваемые главным героем, сверхъестественные силы, ему помогающие, возвращение утраченного, наконец, счастливое завершение.

Они нужны, чтобы ребенок в семье научился определенным жизненным правилам, необходимости защищать место своего обитания, достойно относиться к иным общинам. Сказки передаются от поколения к поколению, воспитывают уважение к своим корням.

Чем отличается сказка от рассказа

Многие согласятся, что чтение – это погружение в другие фантазийные миры, а то количество жанров, которое имеется сегодня, позволяет выбрать для себя подходящий вариант. У детей, изучающих школьную литературу, возникает вопрос: чем сказка отличается от рассказа? Попробуем ответить на него подробнее.

01 41

Основные характеристики сказочного произведения следующие:

  • Занимательный сюжет.
  • Присутствие развития действий и необычного хода событий.
  • Особый язык повествования.
  • Многократность повторения слов, поступков героев.
  • Композиция построена по типу кольца: начало и конец встраивают ее в другое художественное произведение.
  • Характерные прозвища у действующих лиц.

Главное определение, по которому можно узнать данный жанр – своеобразность интонации рассказчика: оригинальный зачин, кульминационные мотивы на повышенных тонах, поучительная концовка.

В литературе сказку легко можно спутать с рассказом из-за четко обозначенных сюжетных границ, нестандартной ситуации, наличия главных и второстепенных персонажей.

Главные отличия двух жанров

02 41

Рассказ и сказка – две формы повествовательного жанра, которые изучаются детьми, начиная с младших классов и заканчивая студентами. Мировая литература обладает большим количеством значимых произведений из данных направлений, стоит только вспомнить народные повествования, рассказы про животных, поучающие детей добру.

Рассказ всегда может иметь краткое повествование, которое можно пересказать несколькими словами, в сказке необходимо описать целую цепочку действий и высказываний персонажей.

Особенности Сказка Рассказ
Действия Вымышленные Часто правдивые
Период времени Безграничен Четко обозначен
Построение композиции Присутствие особых метафор, речевых оборотов Произвольное построение диалогов и субъективная оценка персонажей
Содержание Занимательная история, целью героя является получение обогащения, славы путем прохождения ряда испытаний Все события подготавливают читателя к кульминации

Сказку можно узнать по таким критериям: испытание персонажа, помощь волшебства, возврат утраченного и счастливая концовка.

Особенности рассказа

03 38

Часто 3 класс средней школы уже повествует детям о том, что такое сказка. Жанр рассказа ребята изучают, начиная с 5 класса. К этому времени у детей замечается четко сформированное умение выделять основных и второстепенных героев, выяснять цели их поступков, анализировать структуру произведения.

Следует подробнее перечислить основные характеристики жанра рассказ для видения отличий:

  • Короткий текст, написанный в прозе.
  • Единство времени – описывается определенный период жизни героя.
  • Наличие одного конфликта.
  • Одно или два главных событий.
  • Действие происходит в одном, максимум в двух местах.
  • Часто главный персонаж только один.

05 23

Особенность заключается в том, что центральный символ истории обуславливает ее смысл. Даже если главного героя нет, то показаны некоторые события, которые несут определенную значимость. Нередко рассказ отражает оригинальный авторский стиль, а писатель вносит лирические отступления и небольшие размышления по теме.

Поэтому в сказочном произведении показана только главная идея, задумка.
Определив основные отличия, можно смело открывать книгу, выявляя эти два наиболее популярных в детской литературе жанра.

Чем отличается рассказ от сказки?

Сказки есть у многих народов мира, но ближе всего нам, конечно, русские народные. Наверняка каждый сможет отличить, например, поэму от других жанров по ряду признаков. Разобраться, чем сказка отличается от рассказа, уже сложнее.

Что такое сказка?

Сказка – это разновидность фольклорного или литературного жанра. Чаще всего в ней рассказывается о событиях, произошедших в прошлом (эпос). Сюжет имеет бытовой, героический либо волшебный характер. При этом вымышленность событий или действующих лиц не скрывается от читателя. Большинство сказок написано прозой.

Термин «сказка» впервые зафиксирован в источниках 17-го века, но современное значение он приобрел только ближе к 19-му веку, а прежде подобные произведения назывались баснями.

В зависимости от принадлежности к жанру, сказки бывают:

  • литературные;
  • фольклорные.

Литературные сказки в отличие от народных принадлежат определенному автору и не были распространены в устной форме до момента публикации. Они могут быть поучительными или просто содержать рассказ в народном стиле.

Фольклорная сказка представляет собой жанр устного и письменного народного творчества, который свойственен разным народам. Следует отличать сказку от так называемых «достоверных» повествований, например: мифа, предания, легенды и т.п. В историческом плане фольклорные сказки появились раньше, чем литературные.

3 главных признака фольклорной сказки: анонимность, устность, коллективность. В народных произведениях часто присутствуют специальные «формулы», которые используются в начале, середине и в конце, например, фразы «жили-были…» или «в некотором царстве…». Также события могут разворачиваться в одних и тех же местах, а по отношению к персонажам используются одинаковые эпитеты: «добрый молодец».

Среди фольклорных сказок также выделяют множество жанровых разновидностей: о животных, волшебные, бытовые, анекдотические и др. Первым собирателем русских народных сказок называют А. Афанасьева, который в 1870 г. выпустил сборник для детей.

Что такое рассказ?

Рассказ – то же самое, что и новелла – жанр малой повествовательной прозы. Рассказам предшествовали устные фольклорные пересказы и притчи. Они характеризуются наличием одной проблемы, небольшим числом действующих лиц, одной-двумя сюжетными линиями.

tsiodnnch Сказки и новеллы часто переплетаются, например, в собрании “Тысяча и одна ночь”

Традиционная структура рассказа состоит из завязки, развития событий (кульминации) и развязки, но все зависит от автора. К слову, его правильно называть не рассказчиком, а новеллистом. Обычно новые рассказы одного и того же автора публикуются в периодических изданиях, а когда их становится довольно много, выпускается сборник.

Интересно, что до середины 19-го века в России не выделяли рассказы в отдельный жанр, поскольку все крупные произведения считались романами, а небольшие – повестями. Но затем появилось мнение, что в рассказе описывается небольшой период из жизни героя, все события разворачиваются медленно. А в повести может быть охвачен огромный временной промежуток.

Отличия между сказкой и рассказом

Единственные особенности, объединяющие рассказ и сказку: наличие сюжета, главного героя, повествовательный стиль и прозаическая форма. Однако основой сюжета в рассказе является один короткий эпизод из жизни главного героя, который каким-то образом повлиял на него. В сказке же все завязано на приключениях персонажа, и выделить какое-то одно событие сложно – каждый момент имеет значение для сюжетной линии.

В рассказах редко говорится о чем-то неправдивом, а действие имеет четко установленные временные рамки. Сказка без вымышленных событий была бы просто-напросто скучной, поэтому в ней всегда присутствует элемент волшебства, а время и пространство не имеют границ.

Также автор рассказа имеет свою манеру изложения, показывает собственное отношение к событиям, персонажам и предлагает читателю уникальный сюжет. В сказках присутствует много повторяющихся речевых оборотов, сюжетных линий, а читателю необходимо самому понять главную суть.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Чем отличается рассказ от сказки и других литературных форм

Деление литературы на виды повествовательных форм и жанры часто оказывается весьма условным. И если, например, рассказ от романа можно отличить по объему, то иногда возникают и более сложные ситуации. Так, понять, чем отличается рассказ от сказки, может помочь только анализ содержания произведения.

Что такое рассказ?

Для начала нужно определить основные признаки рассказа. Сам по себе этот жанр в России не существовал до девятнадцатого века, а был лишь подвидом повести. Впрочем, граница между этими двумя разновидностями прозы до сих пор весьма расплывчата.

Чаще всего рассказы в своей основе имеют некую жизненную историю, произошедшую с главным героем, которая могла случиться и в реальности. Это основное, чем рассказ отличается от стихотворения и сказки, где ситуации могут быть выдуманными и совершенно нереальными. Количество основных персонажей и описываемых сюжетных линий – это косвенный признак, помогающий не спутать эту малую литературную форму с повестью, где описываемых героев и ситуаций бывает несколько.

1155417

Главное (и порой самое сложное для автора) в рассказе – его краткость. В совсем небольшом объеме повествования необходимо уместить ту основную мысль, которую автор хотел раскрыть в своем произведении. В такой ситуации нет возможности для пространных описаний мыслей героя. Вместо этого больше внимания приходится уделять деталям, делая их яркими и характерными.

Отличие от сказки

Самое главное, чем отличается рассказ от сказки, это реалистичность сюжета и героев. Сказка по природе своей является вымышленной приключенческой историей, которая призвана донести до читателя (чаще всего, ребенка), определенную мысль.

Целевая аудитория сказок диктует принципы повествования. Каждый герой здесь – не просто обычный человек, а некий символ, олицетворяющий определенную черту характера (хитрая лиса, злой волк, трусливый заяц, скромная падчерица, отважный принц и тому подобное). Так ребенку с самого раннего возраста прививают понятия хорошего и плохого, последствий определенных поступков и закладывают нормы морали.

1155414

Вспомни, чем рассказ отличается от сказки, из собственного опыта. Многие традиционные сказочные сюжеты похожи друг на друга и подчиняются определенной схеме. Если рассказ повествует лишь о какой-то одной сцене из жизни героя, то сказка – это всегда цепь событий, испытывающих персонажа и либо меняющая его жизнь в лучшую сторону (если персонаж изначально был добрым), либо помогающая ему самому стать другим.

На вопрос, чем рассказ отличается от сказки, ответы стоит искать в преданиях, дошедших до нас из глубины веков, ведь именно они и стали родоначальниками историй, которые мы сейчас рассказываем детям.

Отличие фантастики от сказки

Есть один литературный жанр, на примере которого сложно определить, чем отличается рассказ от сказки. Речь идет о фантастике, где мир является плодом воображения автора, а повествование буквально пропитано условностью и символизмом.

Чтобы точно определить, чем сказка отличается от фантастического рассказа, можно взглянуть на место и время действия в произведении. События сказок чаще всего происходят в давнем прошлом или вообще не имеют привязки ко времени, тогда как фантастика предпочитает предсказывать будущие события или представлять другие планеты.

1155413

Еще одно отличие этих жанров в том, что сказки в своем финале обычно содержат ярко выраженную мораль, а фантастические рассказы показывают нам, что может произойти в будущем или какой могла бы быть жизнь в иных, отличных от нашего, мирах.

Мир сказки – волшебство, чудеса и очеловечиваемые животные (иногда даже предметы), в то время как рассказ, пусть даже фантастический, во главу угла ставит повествование с минимумом выразительных средств. Это и есть то, чем отличается рассказ от сказки.

Отличие от новеллы

Новелла является краткой прозаической формой, как и рассказ, однако имеет ряд отличий от него.

Лаконичность и краткость изложения, характерная для рассказа, еще сильнее выражена в новелле. Здесь нет места авторскому изображению персонажа и описанию его психологического состояния. Вместо этого центром повествования становится некое необычное событие, сюжет, удерживающий внимание читателя.

Цепляющая завязка, динамичный сюжет, неожиданный финал – это те три стержня, на которых строится новелла. Основная тема здесь ясна, без всякого двойного толкования (которое допустимо в рассказе). Стиль написания новеллы обычно нейтральный, а вот рассказ может быть юмористическим, философским, жестким или мелодраматичным, в зависимости от авторской задумки.

Отличие от стихотворений

Стихотворение практически невозможно спутать с прозаической формой, которой является рассказ. Для стихов характерно ритмическое построение текста, в котором ударные и безударные слоги четко чередуются, образуя стихотворный размер.

1155412

Обычно стихотворение разделяют на отрезки – строфы – из нескольких строк, окончания которых рифмуются между собой. Впрочем, существуют и белые стихи, рифма в которых отсутствует.

Символизм, описание переживаний лирического героя и глубоко личностное описание – вот что всегда характерно для поэзии.

Отличие сказки от рассказа

от imageДмитрий Панин 27.07.2019, 16:10 1.6к Просмотры

Для многих чтение — увлекательное занятие, позволяющее погрузиться в другой мир, созданный чьей-то фантазией. Разнообразие существующих литературных жанров позволяет выбрать произведение по душе. Иногда возникает необходимость конкретизировать отличия одного жанра от другого. Например, сказки от рассказа.

Рассказ

Термином «рассказ» обозначается небольшое по объёму произведение, прозаического характера. Композиция его построена вокруг отдельного эпизода или человека.

Развитие заложенных в основу сюжета событий, ограниченных временем и пространством, позволяет раскрыть особенности личности героя, понять причины его поступков.

Автор достоверно описывает какой-то эпизод из жизни или свой вымысел. Он может использовать лирические отступления, выстраивать диалоги по своему усмотрению, давать субъективную оценку происходящему. Такой стиль помогает создать интересный и объёмный образ главного персонажа.

Повествование обязательно содержит сцену кульминации, когда описываемые события достигают наивысшего напряжения. После этого наступает развязка.1011323612

Сказка

Жанр фольклора или литературы — сказка, представляет собой, как правило, прозаическое произведение, содержащее в основе вымысел. Характеризуется отсутствием претензий на историческую достоверность повествования.

Для сказки свойственны:

  • безграничность времени и пространства;
  • присутствие необычных персонажей, наделённых волшебными качествами;
  • особый стиль изложения — оригинальный зачин, многократно повторяющиеся слова, поучительная концовка;
  • наличие устойчивых речевых оборотов, метафор;
  • последовательное развитие действия, как правило, связанное с достижением персонажем какой-либо конкретной цели — найти богатство, отыскать возлюбленную, спасти кого-то близкого.cover13d 3

Главный герой, олицетворяя добро и справедливость, всегда противостоит в сказке кому-то злому и жестокому. Бывает, что отрицательных героев несколько. Заканчивается повествование всегда победой положительного персонажа. Сказочные сюжеты часто повторяются.

Что общего у жанров

Сказка и рассказ произведения прозаического характера. В них присутствует основной сюжет, имеется главный герой, стиль изложения событий — повествовательный.

В чём разница между сказкой и рассказом

Чем отличаются эти два жанра, можно наглядно увидеть в таблице.

Таблица: различия жанров

Рассказ Сказка
Основа сюжета — короткий эпизод из жизни героя, который стал для него судьбоносным. В основе повествования — описание приключений героя. Каждое происходящее с ним событие является важной частью сюжета.
Действие ограничено чёткими временными рамками. В произведении время и пространство безграничны.
Описываемые события чаще всего правдивые. Происходящие события — вымысел.
Стиль изложения авторский. Диалоги построены произвольно. Присутствуют оценочные суждения. Сюжетная линия уникальна. Повествование содержит устойчивые речевые обороты. Прямая оценка отсутствует. Сюжетные линии повторяются.

Это основные критерии, определяющие разницу между жанрами.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 154. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Жить по совести, любя друг друга»

1. Какие произведения вы прочитали?

Мы прочитали рассказы и одно стихотворение.

2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.

Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается один или несколько случаев из жизни какого-то человека.

Стихотворение — это поэтическое произведение, написанное по определённым правилам, обладающее рифмой и ритмом.

Сказка — это литературное произведение, в котором происходят волшебные, невозможные в реальной жизни события.

Отличие рассказа от стихотворения в том, что он написан прозой и в нём рассказан какой-то реальный случай.

Отличие рассказа от сказки в том, что в события рассказа могли произойти в реальной жизни, в них нет ничего волшебного.

3. Обсудите с друзьями. Что значит жить по совести? Можем ли мы сказать, что совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми? Нравственность — это духовные и душевные качества человека, те правила, которые определяют его поведение?

Жить по совести, значит быть честным, добрым, справедливым. Значит совершать только добрые поступки, и не совершать те, за которые будет стыдно.

Таким образом мы смело можем сказать, что совесть — это ответственность за свои поступки.

А нравственность — это правила, по которым человек живёт. И эти правила основаны на его совести.

4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения вы уже читали об этом?

Я думаю, что по совести живут герои повести Толстого «Детство Никиты». В их семье царят уважение и вежливость.

Так же по совести живут герои повести Гайдара «Тимур и его команда». Они совершают добрые поступки, помогают другим людям, дружат.

5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, не включая подробности, содержание одной главы из повести Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.

Перескажем 7 главу повести, в которой рассказывается о спектакле.

Разделим главу на смысловые части.

  1. Подготовка к спектаклю. Главная мысль: нужно исправить отметки, а потом на сцене играть.
  2. Изготовление коня. Главная мысль: вместе можно со всеми трудностями справиться.
  3. Спектакль. Главная мысль: Смеяться нужно вовремя.
  4. Двойка за четверть. Главная мысль: Всё делай вовремя, чтобы потом не плакать.

Пересказ 7 главы повести «Витя Малеев в школе и дома» для 4 класса

Однажды вожатый Володя предложил поставить сценку «Бой Руслана с головой». Ребята с восторгом приняли эту идею и стали готовиться к спектаклю. Они сделали картонную голову и репетировали на сцене.

А Витя и Костя смотрели на них из зала и завидовали. Учительница не разрешила им принять участие в спектакле, потому, что у них было много двоек.

Но тут Шишкину в голову пришла замечательная мысль. Он предложил сделать коня, потому что Руслан в поэме был на коне. Мальчики попросили помочь Лику, и девочка сшила шкуру коня из старого матраса. В шкуру забрались Витя и Костя и стали репетировать.

Лика очень смеялась, потом смеялись родители Вити.

Ребята подошли к Ване, который играл Руслана, и сказали, что для него есть конь. Ваня удивился, но согласился сесть на коня, потому что ему было неловко ходить по сцене пешком.

Когда конь с Русланом появился на сцене, зрители пришли в восторг. Конь шатался, шевелил ушами и отлетал, сдуваемый головой. Все смеялись.

Когда спектакль закончился, Володя пристыдил ребят. Он сказал, что задумка была хорошей, но баловаться на сцене было нельзя. Мальчики расстроились.

А через несколько дней им выдали табели, в которых стояли двойки за четверть. Они решили не показывать табели родителям до праздника, чтобы не испортить веселье.

6. Обсудите с другом смысл высказываний.

Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Это значит, что человек должен жить по совести, не совершать ничего постыдного.

Живите в мире со всеми и любите всех. Это значит, что человек должен с уважением относиться к любому человеку, уважать его интересы и образ жизни, ни с кем не ссориться.

Не делайте никому зла и прощайте обиды. Это значит, что человек не должен обижать другого человека. А если кто-то обидел его, то нужно уметь простить, а не обижать в ответ.

7. Составьте и запишите небольшой рассказ о том, как вам удалось простить какую-то обиду.

Рассказ о том, как я простила обиду для 4 класса

Однажды случилось так, что мы сильно поссорились с подругой. Она сказала, что я жадина, потому что не хочу подарить ей пенал, которым сама не пользуюсь. Но я просто не могла этого сделать, ведь этот пенал мне подарила мама на день рождения.

Я очень обиделась на эти слова, а на другой день мы даже не разговаривали.

Но потом я подумала, что глупо обижаться на слова, сказанные в сердцах. Мне было совестно, что я отказала подруге в просьбе. И я решила с ней поговорить.

На перемене я подошла к ней и предложила всё забыть и помириться. Подруга обрадовалась. Ей и самой было плохо в ссоре. Теперь мы снова дружим и везде ходим вместе. А тот пенал я спрятала подальше, чтобы не вспоминать эту ссору.

AVvXsEjOP9Sx2RrejsueexrdKFuHys2c2 zNZiQMvBnNYpKjSJCUBpvF3phYoN1faNBe9A61Og8dBL4Sg6UxWXiQeqO6CFZoqx7BoS5tapt8yebQN7qLEXWH6gCBtsiyU59YdnSSmjK5wqcK dtKwwKLX kA3l7lrGfBAAsseRr Ha9VH5FXcAM1YWxFDu3bA=w400 h258

Те, кто ищет ответ на вопрос в чем разница между новеллой и рассказом, должны понимать, что оба этих жанра относятся к эпическим, у них есть общие параметры (малый объем, сюжет, динамичность и яркая развязка).

Однако и различия между ними имеются, поэтому отождествлять эти два понятия будет неправильно.

Что такое рассказ?

Рассказ это небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с
Начать разбор того чем отличается новелла от рассказа следует с того, что нужно дать определение этим понятием. Рассказ – это небольшое литературное произведение, повествующее о конкретном событии, которое произошло с героем.

Практически все рассказы это проза, но есть и стихотворная форма. Главная особенность жанра заключается в том, что рассказ сосредоточен на одном герое или событие.

Основу рассказа составляют детали. То есть это то, что важно. Деталями могут служить детальное описание внешности персонажа, интерьера помещения, характер или манера общения. Благодаря всему этому у читателя формируется четкий образ.

Детали оголяют нам сущность героя, через то, как она проявляется. Поэтому читатель должен обращать внимание даже на мелочи, ведь в конечном итоге они могут сыграть решающую роль.

В основном все рассказы имеют сюжет. Они повествуют о конкретном событии, которое произошло с героем. Однако можно встретить и произведения, не имеющие четкого сюжета. В качестве примера можно вспомнить «Красавицу», написанную И.А. Буниным.

Наибольшую популярность рассказы получили на стыке 19 и 20 веков. Среди отечественных авторов особенно выделяются И. Бунин, М. Горький, А. Чехов, Л. Толстой и М. Шолохов.

Что такое новелла?

Рассказ это небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с
Однозначного мнения по поводу новелл нет. Многие этот термин используют в качестве синонима рассказу, думая, что это равнозначные понятия. Но специалисты склоняются к тому, что разница между ними есть и достаточно существенная. Поэтому важно знать, чем новелла отличается от рассказа.

Слово «новелла» пришло к нам с итальянского языка, и в переводе означает «новость». Для жанра также характерен небольшой размер, выраженный сюжет, нейтральность автора и неожиданная концовка.

Прародителем новелл можно считать сказки, басни и анекдоты. Но она приобрела свои очертания, и теперь от анекдота она отличается тем, что она может быть не комичной. От басни она отличается отсутствием назидательного характера. В ней нет волшебства, которое присуще сказкам.

Классическая новелла сформировалась в эпоху Ренессанса. В это время она обрела следующие характерные черты:

  • острый сюжет;
  • драму;
  • конфликт;
  • непредсказуемые повороты сюжета.

Примеры рассказа

Рассказ это небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с
Отличия рассказа и новеллы лучше разбирать на конкретных примерах. Мы подобрали 7 классических рассказов российских авторов:

  1. «Беседа пьяного с трезвым чертом» авторства Чехова. Это небольшое произведение о коллежском секретаре, который выпил много спиртного и к нему явился черт.
  2. «Бродяга и начальник тюрьмы» — рассказ, который написал А. Грин. Он повествует о встрече начальника провинциальной тюрьмы с арестантом.
  3. «Кактус» А. Фета. Это автобиографическое произведение, рассказывающее о событиях 1865 года из жизни автора.
  4. «Очень коротенький роман» В. Гаршин. Это рассказ от имени молодого человека, который отправился на войну добровольцем, а вернулся оттуда инвалидом. Свой поступок он совершил во имя невесты, которая впоследствии не сдержала обещания и выбрала другого.
  5. «Чудесный доктор» А. Куприн. Это рассказ о бедной семьи, которая встретила в рождественский вечер доктора, завершившего черную полосу в их жизни.
  6. «У белой воды» С. Есенин. Рассказ о противоречиях между духовностью и греховностью.
  7. «Тупейный художник» Н. Лесков. История любви театрального парикмахера и крепостной актрису, которой оказывает знаки внимание граф.

Примеры новеллы

Рассказ это небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с
В отечественной литературе из новеллистов больше всего выделяются Антон Павлович Чехов и Иван Алексеевич Бунин.

Разберем произведение второго автора «Темные аллеи»:

  1. Мало действующих лиц – всего два главных героя (Надежда и Николай Алексеевич), а также один второстепенный (ямщик).
  2. Один эпизод. Повествование идет о событии, а точнее о встрече Надежды и Николая, которые не виделись 30 лет. Всего одна встреча, а читатель узнает практически всю жизнь двух главных героев.
  3. Глубокие потрясение. Это жизненный эпизод оставляет неизгладимые впечатления у главных героев. Они сожалеют о том, что потеряли любовь, они прожили всю жизнь не так как этого хотели, а Надежда все также обижена на Николая Алексеевича. Это трагедия, которой могло бы и не быть, если бы один человек не пошел на поводу у «общественного мнения».
  4. Символизм. «Темные аллеи» — это как темные уголки человеческой души. В эти места дверь для посторонних закрыта.
  5. Неожиданная развязка. Читатель на протяжении всего времени ожидает, что влюбленные снова будут вместе, но в конце они расстаются навсегда.
  6. Нет скрытых смыслов. Все предельно просто и понятно – любовь трагична, и многое остается в памяти на всю жизнь.
  7. Новелла рассказывает о встрече, а о мотивах главных героев читатель должен догадаться сам.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что это произведение Бунина является новелла.

Отличие новеллы от рассказа

Новелла прежде всего выделяется лаконичностью. Она лишена авторских суждений, то есть писатель не рассказывает, как он относится к тому или иному событию или персонажу.

В рассказе это допускается. Косвенной оценкой можно считать описание персонажа и его характера, а также авторские отступления. Без этого не получится раскрыть тему полностью и читатель не сможет понять то или иное состояние героя.

Ведь то, как поведет себя персонаж в необычной ситуации – это основа данного жанра. Но сюжет разворачивается на протяжении небольшого временного отрезка, он привязан к определенному событию.

В новелле нет психологизмов. Главное в этом жанре неординарность события, благодаря чему получается захватывающий сюжет. Внимание читателя в большей степени сосредоточено не на герое, а на его переживаниях. Здесь нет глубоких смыслов, ведь основа – острый сюжет.

Но в рассказе хоть и мало действующих лиц, но параллельно может проходить несколько сюжетных линий. А в новелле разветвлений не бывает.

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация к сочинению на тему: «Интересная встреча» 6 класс

Сочинение на тему «Интересная встреча» 6 класс Уважаемые шестиклассники,...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сочинение на тему «Интересная встреча» 6 класс Уважаемые шестиклассники,

    Описание слайда:

    Сочинение на тему
    «Интересная встреча»
    6 класс
    Уважаемые шестиклассники, перед вами презентация, по материалам которой вам нужно подготовиться и написать сочинение-повествование . Основой и материалом для работы послужат впечатления и воспоминания о летнем отдыхе.

  • 2 слайд

    Типы речи Повествование (!) Описание Рассуждение

    Описание слайда:

    Типы речи

    Повествование (!)
    Описание
    Рассуждение

  • 3 слайд

    Повествование это тип речи, в котором сообщается о развивающихся событиях,

    Описание слайда:

    Повествование
    это тип речи, в котором сообщается о развивающихся событиях, действиях, состояниях. Цель повествования — рассказ во временной последовательности о событиях, действиях, состояниях.
    Действие
    — основная характеристика повествования.

  • 4 слайд

    Вопросы, на которые отвечает сочинение-повествованиеЧто произошло? Как? Когда

    Описание слайда:

    Вопросы, на которые отвечает сочинение-повествование
    Что произошло?
    Как? Когда? Где?
    Что было в начале?
    Что случилось потом?
    Чем все закончилось?

  • 5 слайд

    Самые популярные повествовательные жанры: сказка и рассказРассказ – небольшо

    Описание слайда:

    Самые популярные повествовательные жанры:
    сказка и рассказ
    Рассказ – небольшое литературное произведение, в котором обычно речь идет об одном, но очень важном событии жизни героя.
    Особенности: кратковременность, малое число действующих лиц.
    (!) Данные особенности должны быть присущи вашему сочинению.

  • 6 слайд

    Структура вашего рассказа (сочинения)Вступление – указание места , времени и

    Описание слайда:

    Структура вашего рассказа (сочинения)
    Вступление – указание места , времени и участников события.
    Завязка – момент, с которого начинается событие.
    Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии событий.
    Развязка – заключительный момент действия.
    Заключение – итог происходящему.

  • 7 слайд

    Составь план !1. Вступление ( место, время, участники). 2. Основная часть (за

    Описание слайда:

    Составь план !
    1. Вступление ( место, время, участники).
    2. Основная часть (завязка, кульминация, развязка). Самая большая часть !
    3. Заключение (Что узнали? Что поняли? Итог? В этой части обычно звучит основная мысль).
    Каждую часть пишите с красной строки.
    Основную часть тоже можно разбить на абзацы.

  • 8 слайд

     Используйте слова СНАЧАЛА ПОТОМ ЗАТЕМ ЕЩЕ УЖЕ ТОГДА СНОВА

    Описание слайда:

    Используйте слова
    СНАЧАЛА
    ПОТОМ
    ЗАТЕМ
    ЕЩЕ
    УЖЕ
    ТОГДА
    СНОВА

  • 9 слайд

    Продумайте основную мысль сочиненияПодскажет тема ! «Интересная встреча» Чем

    Описание слайда:

    Продумайте основную мысль сочинения
    Подскажет тема !
    «Интересная встреча»
    Чем именно запомнилась встреча? Чем она интересна?
    Какой отпечаток оставила встреча в вашей памяти?
    Хотели бы вы повторить этот момент и почему?

  • 10 слайд

    Основная мысль должна прозвучать в сочинении !Например: это была самая приятн

    Описание слайда:

    Основная мысль должна прозвучать в сочинении !
    Например: это была самая приятная неожиданность…
    День нашей встречи изменил всю мою жизнь…
    После этой встречи у меня появилось новое увлечение, загорелась мечта…
    Во мне проснулся интерес к … (чтению, истории, спорту, музыке и т.п.).
    Теперь я с большим удовольствием … (что-то делаю).

  • 11 слайд

    Примерный объем сочинения 1-1,5 тетрадных страницы ( в зависимости от почер

    Описание слайда:

    Примерный объем сочинения 1-1,5 тетрадных страницы
    ( в зависимости от почерка)
    Материалы презентации использовать обязательно!
    Творческих успехов!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ это небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с

  • Сейчас обучается 982 человека из 79 регионов

Рассказ это небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с

  • Сейчас обучается 344 человека из 65 регионов

Рассказ это небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с

  • Сейчас обучается 1016 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Тема:
Текст

Похожие материалы

  • Урок русского языка на тему «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными» (9 класс)

  • Справочник по русскому языку с 1 по 4 классы, I часть.

  • «Полные и краткие имена прилагательные», 5 класс, презентация

  • Конспект урока по русскому языку на тему «Осложненное простое предложение»

  • Деление слов на слоги 1 класс

  • Конспект урока «Слово и его значение»

  • «Полные и краткие имена прилагательные», 5 класс

  • Конспект урока «Обобщение знаний о предложении»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448423 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник заданий, направленных на развитие навыков смыслового чтения учащихся 4 класса на уроках литературного чтения

44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании

583796 1

Исполнитель:

Щелканова Я.В.

студентка 4кп группы

Руководитель:

Краснопёрова Л.М.,

преподаватель

Камышлов, 2021

583796 2

Сборник заданий, способствующих развитию навыков смыслового чтения обучающихся четвёртого класса на уроках литературного чтения/ сост. Щелканова Я. В. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021.

Руководитель: Краснопёрова Л.М., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».

Рецензенты:

Касьянова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»;

Сергеева В.В., учитель начальных классов ГКОУ СО Каменск — Уральская школа, реализующая адаптированные общеобразовательные программы.

Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и сту­дентов специальностей: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Использовать сборник заданий целесо­образно как на занятиях для организации деятельности обучающихся четвёртого класса с тек­стами поэтических и прозаическими произведениями, так и для формирования навыков смыслового чтения у обучающихся в условиях домашнего обучения.

Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют развитию смыслового чтения при работе с текстами произведений, вошедших в разделы: (УМК «Школа России») «Природа и мы…», «Поэтическая тетрадь…», могут использоваться для организации деятельности детей с ОВЗ (ЗПР вариант 7.2 – умеренный дефицит познавательных способностей.

©583796 2 ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021; с. 38

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………44

Раздел 1 «Природа и мы…» …………………..……………………………48

Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш»…………………..…………………….48

А.И Куприн «Барбос и Жулька » ……………………………………………49

М.М Пришвин «Выскочка» …………………………………………………51

Е.И Чарушин «Кабан» ……………………………………………………….52

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип» …………..…………………………….53

Раздел 2 «Поэтическая тетрадь» ………………………………………………….53

Б.Л Пастернак «Золотая осень»………..……………………………………54

С.А Клычков «Весна в лесу»………………..……………………………….55

Д.Б Кедрин «Бабье лето»………………………..…………………………..56

Н.М Рубцов «Сентябрь»…………………………………………………….58

С.А Есенин «Лебёдушка»……………………………………………………………60

Раздел 3 «Задания для детей с ОВЗ»……………………………………..63

Список литературы……………………………….……………………….64

Приложения

Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении

младших школьников. Оно формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Младший школьник, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,

должен не только использовать разные виды чтения, но и осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, то есть, овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

Именно поэтому, одна из приоритетных целей литературного

чтения — овладение выразительным, правильным, беглым и смысловым чтением, как базовым навыком в системе образования младших школьников.

В научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над смысловым чтением. Их авторы (М.П. Цукерман, Г.Н. Горльц, А.Н. Сернеева) считают, что одним из наиболее эффективных способов развития навыков смыслового чтения у младших школьников могут выступать задания, разработанные на основе современных методических приемов организации чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Цель заданий, вошедших в сборник – развитие и формирование навыков смыслового чтения учащихся 4 класса на уроках литературного чтения.

В сборнике представлены 2 раздела, которые соответствуют разделам учебника литературного чтения для 4 класса 2 часть УМК «Школа России»:

— «Природа и мы…»: Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш»; А.И Куприн «Барбос и Жулька»; М.М Пришвин «Выскочка»; Е.И Чарушин «Кабан»; В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»;

— «Поэтическая тетрадь…»: Б.Л Пастернак «Золотая осень»; С.А Клычков «Весна в лесу»; Д.Б Кедрин «Бабье лето»; Н.М Рубцов «Сентябрь»; С.А Есенин «Лебёдушка»;

В 3 разделе сборника даны адаптированные задания для детей с ОВЗ (ЗПР — вариант 7.2 – умеренный дефицит познавательных способностей).

Цель сборника – подбор и систематизация различных заданий по литературному чтению, способствующих развитию навыков смыслового чтения у учащихся четвёртого класса.

Задания, представленные в сборнике:

— предназначены для организации деятельности учащихся четвертого класса на уроках литературного чтения;

— разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

— объединены общей целью – развитие навыков смыслового чтения у обучающихся;

— структурированы в соответствии с направлениями деятельности;

— различны по степени сложности (от репродуктивного до творческого характера);

— разноплановые по содержанию;

— могут использоваться в качестве тестовых, практических, контрольных заданий при систематизации, обобщении, закреплении и проверке изученного ранее материала.

При разработке и подборе заданий сборника учитывались следующие принципы:

1) научности – использование в речи обучающихся таких слов как «смысловое чтение», «чтение», «паузы», «логическое ударение» и т.п.;

2) систематичности и последовательности – задания будут реализо­ваться на уроках литературного (конструкты уроков) в соответствии с очеред­ностью изучения произведений, к которым они разработаны;

3) доступности – при разработке заданий учитывались возрастные осо­бенности обучающихся;

4) рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы – выполнение работы обучающимися в парах, группах и индивидуально при ответах на вопросы и при выполнении заданий к произведениям.

Разработанный методический продукт призван помочь обучающимся в развитии навыков смыслового чтения и оптимизации работы педагогов начального образования при организации учебного процесса, т.к. развитие навыка смыслового чтения является метапредметными результатом начального этапа образования детей.

Организация работы с заданиями из сборника при чтении и анализе поэтических и прозаических произведений на уроках литературного чтения будет способствовать развитию смысловой стороны чтения.

Раздел 1 «Природа и мы…»

Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш …»

583796 4

Задание 1. Внимательно посмотрите на иллюстрацию и представьте описываемое событие. Воспроизведите свои представления устно (для детей с ОВЗ) письменно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Назовите произведения (сказки, басни), автора, в которых встречаются эти герои.

Задание 3. Составьте ребус к данному произведению (обратите внимание на образец ребуса, который приведён ниже).

583796 5

Задание 4. Придумайте небольшой рассказ сказку, главными героями которой будут Дед Тарас и Приёмыш.

Задание 5. Вычеркните пословицы, которые не подходят к содержанию сказки. Обоснуйте свою точку зрения (см. Ответы к заданиям).

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Верная дружба сродни богатству.

  3. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

  4. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

  5. Воля птичке дороже золотой клетки.

  6. Хитрость и жадность до добра не доведут.

  7. На всякую беду страха не напасёшься.

Задание 6. Составьте характеристику одного из героев рассказа «Приемыш» (по выбору учащихся).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А.И Куприн «Барбос и Жулька …»

583796 6

Задание 1. Внимательно прочитайте слова «рассказ», «текст», «повествование». Объясните их лексическое значение. При затруднении обратитесь к словарю (см. Приложение 1).

Задание 2. Предположите, можно ли данное произведение назвать рассказом? Подумайте, от лица кого из героев ведется повествование.

Внимательно прослушайте аудиозапись отрывка из произведения и ответьте на эти вопросы, обосновав свою точку зрения.

Задание 3. Заполните таблицу перед прочтением произведения и после.

Что я узнаю из данного

произведения

Что я нового узнал после

прочтения произведения

Задание 4. Подумайте и расскажите, чем запомнилось данное произведение? Определите, какое настроение передает автор этого рассказа? (веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное и т.п.). Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Назовите героев этого рассказа. Прочитайте предложения эпизод, который поможет вам найти ответ на вопросы: «Что вы знаете о Барбосе? (Как он выглядит? Где он живет?». Опишите характер пса (какой он?)

______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Сформулируйте вопросы к тексту, используя кубик Блума. Начните свой вопрос со слов: как?, кто?, почему?, когда?, зачем?. Задайте их одноклассникам.

Объясните!

Что помог вам понять автор рассказа?

Чем интересен этот рассказ?

Зачем нужно читать рассказы о животных?

583796 7

Как?

Кто?

Когда?

Зачем?

Почему?

М.М Пришвин «Выскочка …»

583796 8

Задание 1. Как вы думаете, кого и почему можно назвать «выскочкой»? Определите с помощью словаря (см. Приложение 1) лексическое значение слова «выскочка».

Задание 2. Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых рассказывается, как все шесть сорок повели наступление на Вьюшку. Подумайте и обоснуйте, почему автор называет это наступление «правильным», а одну из сорок «выскочкой».

Задание 3. Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки. Расскажите о том, как Вьюшка проявила себя в ситуации с сорокой.

Задание 4. Подумайте, и ответьте на вопрос: «Как автор относится к Выскочке, Вьюшке?» Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 5. Вспомните содержание рассказа, подберите и запишите строчки из текста, которые подходят к иллюстрации из учебника. Перескажите данный эпизод, опираясь на иллюстрацию, от лица одной из сорок.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Прочитайте отрывок из рассказа и выделите ключевые слова данного отрывка. Опираясь на выделенные слова, подготовьте краткий пересказ данного отрывка.

Задание 7. Составьте кроссворд по рассказу М.М Пришвина «Выскочка» (из 5 вопросов и ответов на них по горизонтали, 5 вопросов и ответов на них по вертикали).

Задание 8. Объясните, почему вы бы посоветовали прочитать данный рассказ своим близким, знакомым, друзьям? Считаете ли вы чтение данного рассказа полезным? Обоснуйте свой ответ.

Е.И Чарушин «Кабан …»

583796 9

Задание 1. Найдите в тесте слова, значение которых вам не понятно. Найдите их лексическое значение в словаре (см. Приложение 1). Подберите к этому слову синоним (слово схожее по значению). Со­ставьте предложение с этим словом.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Подумайте, кто является главным героем рассказа? Обоснуйте свою точку.

Задание 3. Найдите в тексте и подготовьте выразительное чтение эпизода, который заставил вас улыбнуться или задуматься. Обоснуйте свой выбор.

Задание 4. Восстановите последовательность событий, используйте слова — помощники.

Загнал в ________ и запер.

Тут я быстро-быстро с __________ слез,

чтобы парнишка не __________,

и ходу из________.

Стыдно стало. Кабаны-то ___________!

(Слова помощники: решётки, клетку, ручные, заметил, сада.)

Задание 5. Найдите и прочитайте в тексте строчки, которые сооб­щают нам главную мысль рассказа. Обоснуйте свой ответ.

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»

583796 10

Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться рассказ, который мы сегодня будем изучать, о чём и о ком мы узнаем, прочитав текст? Обоснуйте свой ответ (работа с иллюстрацией стрижа, до знакомства с заглавием и текстом рассказа).

Задание 2. Предположите, что могут означать слова «яр» и «скрёб». Обсудите их значение с соседом по парте. Обратитесь к словарю и проверьте правильность своих предположений (см. Приложение 1). Подберите к новым словам, значение которых вы только что узнали, слова, похожие по значению.

__________________________________________________

Задание 3. Расскажите, что вы знаете о стрижах (как выглядят, где живут, чем питаются). Опишите, как вы представляете себе эту птицу.

Сравните свои предположения с описанием стрижа в тексте из энциклопедии (см. Ответы к заданиям).

Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стрижонка «Скрипом»? Обсудите свой ответ в паре, обоснуйте его строчками из произведения.

_______________________________________________________________

Задание 5. Отметьте в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя (стр.100; 106) прочитайте их вслух. Подумайте, почему герой испытывал данные эмоции? Какие эмоции испытывали бы вы в описанных ситуациях?

Задание 6. Подумайте и подготовьте рассказ о том, как автор относится к стрижонку по имени Скрип. Совпадает ли ваше отношение к герою с отношением автора? Обоснуйте свою точку зрения примерами из текста.

Раздел 2. «Поэтическая тетрадь»

Б.Л Пастернак «Золотая осень…»

583796 11

Задание 1. Прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию, подумайте, почему автор дал своему стихотворению именно такое заглавие.

Задание 2. Найдите и зачитайте в стихотворении строчки, которые сообщают нам о настроении осени.

Задание 3. Поразмышляйте, с чем Б.Пастернак сравнивает осень во второй строфе стихотворения. Подумайте, почему автор называет осень «золотой»? Найдите в тексте и прочитайте эти строчки выразительно, передавая настроение автора.

Задание 4. Восстановите четверостишье, заполнив пропуски:

Где __________ в сентябре

____ заре стоят _________,

И закат на их _________

___________ след янтарный.

Задание 5. Вспомните, что такое сравнение, эпитет или обратитесь к словарю (см. Приложение 1).

Найдите эпитеты и сравнения, которые использует Б.Пастернак для создания картины осени. Подумайте и ответьте на вопрос: «Что эпитеты и сравнения помогают понять, увидеть читателю?»

Задание 6. Подумайте и ответьте, почему поэт воспринимает осень, как «сказочный чертог»? Докажите, что осень похожа на сказку. Какими картинами вы бы дополнили стихотворение, чтобы рассказать о сказочной осени?

Задание 7. Сравните стихотворение Б.Л Пастернак «Золотая осень» со стихотворением и Е. Арсенина «Наступила осень» (Приложение 8). Подготовьте ответы на вопросы: «Как два разных автора описывают осень?», «Чем эти стихотворения похожи и чем различны?». Обоснуйте свой ответ строчками из стихотворения.

Задание 8. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений. Обоснуйте свой выбор.

С.А Клычков «Весна в лесу»

Задание 1. Прочитайте название стихотворения. Предположите, о каком настроении расскажет нам автор в этом стихотворении?

Задание 2. Прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию. Оправдались ли ваши предположения? В каких строчках стихотворения выражено отношение автора к этому времени года.

Задание 3. Прочитайте еще раз стихотворение С.А Клычкова «Весна в лесу». Найдите в тексте приметы весны, художественно – выразительные средства, которые автор использует для описания весны и выражения своих чувств к этому времени года.

Задание 4. Расскажите, о чём говорится в первом четверостишии?

Представьте на мгновение, что вы — поэт. Какими приметами весны вы бы дополнили текст стихотворения?

Задание 5. Найдите и выпишите из стихотворения С.А. Клычкова слова, которые поэт использует для описания (какой? как выглядит? ) и поведения лесных обитателей (что делает (-ют)?).

Составьте небольшой рассказ о жизни леса весной, дополнив его своими наблюдениями за природой в это время года.

Лесные обитатели

Какой(-ие)? Как выгдят (-ит)?

Что делает ( — ют)?

Пример: Зайцы (что сделают? – соберутся гурьбой).

Задание 6. Разделите стихотворение на четверостишия. Расскажите первое четверостишие стихотворения, используя мнемотаблицу.

Задание 7. Опишите картину к стихотворению из учебника, используя вопросы – подсказки.

  • Что вы видите на картине?

  • Какое время года представлено на картине?

  • Каких птиц художник изображает на картине?

  • Что представлено на переднем плане?

  • Присутствуют ли животные на картине?

  • Какое настроение передаёт художник в изображении природы (тревожное, грустное, яркое, красочное, радостное)?

Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.

Задание 8. Подберите к картине слова из стихотворения С.А Клычкова «Весна в лесу». Воспользуйтесь словами для справок, выделите только верные слова.

(Слова для справок: обтаял, весною, капелью, заяц, звёздным, красногрудый, багровым, клохчут, золотых)

583796 20

Д.Б Кедрин «Бабье лето…»

583796 21

Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться стихотворение, которое мы сегодня будем изучать, о чем о ком оно нам расскажет? (Работа с иллюстрацией, до знакомства с заглавием и текстом стихотворения). Обоснуйте свой ответ.

Задание 2. Придумайте своё стихотворение, заполнив пропуски подходящими по смыслу словами. Сравните свой текст с оригиналом (Приложение 7). Ответьте на вопрос: «Почему именно эти слова автор использует для описания лета?»

Задание 3. На каждой карточке написан номер четверостишия. Восстановите последовательность событий, о которых говорится в тексте стихотворения. Внимательно перечитайте текст. Найдите ошибки в каждой строфе, поменяйте строки местами так, чтобы получился связный текст стихотворения. Откройте учебник, сравните свой текст с оригиналом. (Приложение 6)

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Завтра хлынет дождик быстрый,

Жить осталось два-три дня.

Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стихотворение «Бабье лето», обсудите свой вариант ответа с соседом по парте. Аргументируйте свою точку зрения строчками из текста.

Задание 5. Стихотворение поэта называется «Бабье лето». Найдите в тексте приметы «бабьего лета». Назовите известные вам приметы этого времени года, которые помогут поэту написать еще одно стихотворение о лете.

Задание 6. Выделите в тексте стихотворения слова (Приложение 9), которые помогают понять настроение и чувства автора.

Задание 7. Вспомните критерии оценки выразительного чтения. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Бабье лето».

Н.М Рубцов «Сентябрь…»

Задание 1. Загибая палец на руке, прочтите стихотворение по четверостишиям! Попробуйте точно также, но уже с выражением, прочитать стихотворение соседу по парте (1 четверостишие – указательный; 2 четверостишие – средний…)

583796 22

Задание на развитие памяти, восприятия, осознание прочитанного стихотворения.

З

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

адание 2. Придумайте несколько строк об одном из прекрасных осенних месяцев – сентябре. Запишите их в этом окошке (воспользуйтесь словами помощниками).

(Слова помощники: сентябрь, золотой, цветёт, школьники, идут в школу, прекрасная пора, уже прохладно, сухая листва, яркие краски)

Задание 3. Подумайте, к какому четверостишию может относиться эта иллюстрация, и выберите верный ответ (2). Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.

583796 23

Задание 4. Выпишите из стихотворения все прилагательные, которые, на ваш взгляд, относятся к сентябрю.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Нарисуйте рисунок к тексту стихотворения. Подпишите его строчками из теста. Объясните свой выбор.

С.А Есенин «Лебёдушка…»

Задание 1. Прослушайте аудиозапись стихотворения и определите настроение автора, его отношение к героям произведения «Лебёдушка».

583796 24

Задание 2. Подумайте и прочитайте слова, которые помогают представить лебедь? Какая она? Опишите, как вы себе её представляете.

Задание 3. Назовите в стихотворении слова, которые помогли вам представить лес. Расскажите, опираясь на текст, каким его видит автор?

Задание 4. Расскажите, как Лебедушка относится к своим птенцам. В каком эпизоде автор рассказывает об опасности, которая угрожает ее птенцам, что Лебедушка делает для их спасения.

Задание 5. Найдите в тексте сцену нападения на Лебедушку и ее птенцов. Прочитайте выразительно описание орла. Кто еще, с вашей точки зрения, может быть опасен для этих птиц? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на знания о природе и её обитателях.

Задание 6. Выберите только те посло­вицы, которые подходят к дан­ному стихотворению, обоснуйте свою точку зрения.

  • Баба с возу – кобыле легче.

  • Куда мать, туда и дитя.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Материнская ласка конца не знает.

  • Кто матери не послушает, в беду попадет.

  • Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

  • Ради деток мать, готова себя продать.

Раздел 3 «Задания для детей с ОВЗ

А.И Куприн «Барбос и Жулька …»

Задание 1. Найдите в предложенном вам словарике (см. Приложение 1) понятия «рассказ», «сказка», «повесть», «повествование», «описание», «рассуждение». Прочитайте их. Подумайте и соотнесите название произведения с одним из понятий.

«Барбос и Жулька …»

Рассказ

Сказка

Повесть

Описание

Повествование

Рассуждение

Задание 2. Прочитайте предложение (пример предложения приведён ниже). Вспомните этот эпизод из рассказа, нарисуйте у себя в тетради, где или с кем происходят эти события (слова взяты из рассказа А.И Куприна «Барбос и Жулька»).

Пример предложения:

Его пробовали отзывать от сарая, но это не помогало…

Задание 3. Соберите пазлы.

583796 25

Расскажите об одном из героев этого рассказа. Какое настроение вызвал у вас данный рассказ? (выберите пример эмоции и подчеркните)

Пример эмоции:

веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное

Задание 4. Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых говорится о Барбосе (стр. 85,1) Расскажите, как описывает его автор?

Слова – помощники: какой он ? на кого похож?…

Задание 5. Ответьте на вопросы к. тексту. Попробуйте краткр передать содержание своими словами.

  • Как окружающие относились к Барбосу?

  • Почему изменилось поведение Барбоса?

  • Какие слова выбрал И.А Куприн для описания своих героев?

М.М Пришвин «Выскочка …»

Задание 1. Найдите и прочитайте строчки рассказа, которые рассказывают нам, где все шесть сорок повели правильное наступлении (стр 93).

Задание 2. Зачитайте, как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки. Подготовьте с опорой на текст ответ на вопрос о том, как Вьюшка проявила себя в ситуации с сорокой.

Задание 3. Раскрасьте изображение (Приложение 3). Вспомните рассказ, подберите и запишите правильные строчки из текста к иллюстрации.

Задание 4. Расскажите, о чем данный рассказ. Свой ответ обоснуйте примерами из текста.

Задание 5. Поразмышляйте, какое настроение передает нам автор этого рассказа? Свой ответ обоснуйте.

Е.И Чарушин «Кабан …»

Задание 1. Найдите в рассказе слова, значение которых вам не понятно. Прочитайте их в тексте. Обратитесь к толковому словарю (Приложение 1), найдите значение незнакомого слова (заранее представлены словарики). Прочитайте значение неизвестного слова, праильно поставив ударение. Составьте устно предложение или словосочетание с этим словом.

Задание 2. Подумайте, кто является самым главным героем рассказа? Объясните, почему вы так решили?

Задание 3. Зачитайте эпизоды, которые при чтении текста у вас на лице вызвали улыбку. Обоснуйте свой ответ.

Задание 4. Восстановите последовательность событий, используя слова помощники.

Загнал в ________ и запер.

Тут я быстро-быстро с __________ слез,

чтобы парнишка не __________,

и ходу из________.

Стыдно стало. Кабаны-то ___________!

(Слова помощники: решётки, клетку, ручные, заметил, сада.)

Задание 5. Найдите и прочитайте в рассказе те строчки, которые сообщают нам главную мысль рассказа. Обоснуйте свой ответ.

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»

Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться рассказ, который мы сегодня будем изучать? (работа с иллюстрацией стрижа, до знаком­ства с заглавием и текстом рассказа).

Задание 2. Обратитесь к словарю (Приложение 1) прочитайте значение слов «яр» и «скрёб». Обсудите ваши предположения о значении этих слов с соседом по парте. Проверьте свои догадки, обратившись к словарю

Задание 3. Подберите к новым сло­вам, значение которых вы только что узнали в словаре, слова, похожие по значению.

Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стрижонка «Скрипом»? Обоснуйте свой ответ строчками из текста на стр. 100

Задание 5. Ответьте на вопрос, опираясь на текст произведения: «С каким событием из рассказа автор сравнивает представление о стрижоноке?»

Задание 6. Соедините стрелками автора и его произведение. Обоснуйте свой ответ.

А.С Пушкин Стрижонок скрип

В.П Астафьев Золотая рыбка

Е.И Чарушин Кабан

А.И Куприн Выскочка

М.М Пришвин Барбос и Жулька

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012. (электронный ресурс) URL:https://atomkrkam.edusite.ru/DswMedia/univers_uchebn_dejstv.pdf (дата обращения: 20.03.21)

  2. Беленький Г.П. Комментированное чтение текста / Г.П. Беленький ; под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской // Изучение художественного текста.

  3. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после (электронный ресурс) URL: http://school2100.com/ (дата обращения: 20.11.20)

  4. Головановой М. В. 4 класс (В комплекте с учебником) Климанова, Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 1Климанова

  5. Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 2 // Начальная школа.

  6. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № (электронный ресурс)URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00412408_0.html (дата обращения: 19.04.21)

  7. Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная пресса, 2002. – 195 с. (электронный ресурс) URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=45 (дата обращения: 6.04.21)

  8. Максудова Н.С «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе» (электронный ресурс) URL:https://infourok.ru/formirovanie-navika-smislovogo-chteniya-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole-3799428.html (дата обращения: 7.04.21)

  9. Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: дис. … д-ра психол. наук / Л.А. Мосунова. – Москва, 2006. – 291 с.

  10. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4

  11. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

  12. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (электронный ресурс) URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 6.03.20)

  13. Эльконин Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 323-

Приложение 1.

Словарик

  1. Выскочка — человек, который, желая выслужиться, выдвинуть себя, вмешивается во все раньше других.

  2. Запер — закрыл на замок, засов или другое приспособление.

  3. Описание – словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного.

  4. Повествование — это рассказ автора о чём либо, о его чувствах, событиях или переживаниях, данное описание (текст) это некая частичка автора, ведь не секрет, что при написание повествовательных текстов часто вкладывают всю душу, чтобы рассказать о каком-то важном событий и моменте, который хотелось бы запомнить на всю жизнь и запечатлеть на бумаге.

  5. Повесть – это литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

  6. Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

  7. Рассуждение – это последовательный ряд мыслей и умозаключений по определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.

  8. Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

  9. Скрёб — более крупное и иногда менее функционально выраженное, чем скребок, скоблящее — режущее каменное орудие из кремня, обсидиана, кварцита и других видов камня.

  10. Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку.

  11. Текст — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

  12. Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

  13. Яр — может означать: высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег. то же, что и балка — сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами, глубокий заросший овраг.

Приложение 2.

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Верная дружба сродни богатству.

3. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

4. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

5. Воля птичке дороже золотой клетки.

6. Хитрость и жадность до добра не доведут.

7. На всякую беду страха не напасёшься.

Приложение 3.

583796 26

Приложение 4.

Короткая пауза — /;

Длинная пауза — //;

Повышение голоса — ↑;

Понижение голоса — ↓;

Смысловое ударение подчеркивается одной чертой ____.

Приложение 5.

583796 27

____Здравствуй, осень

Здравствуй, осень золотая.

Красота кругом.

Лист, опавший с клёна,

Машет мне крылом.

Созревает клюква,

Выросли грибы.

Мы берём лукошко,

В лес гулять пошли.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 6.

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Завтра хлынет дождик быстрый,

Жить осталось два-три дня.

Обвилась вокруг сучка.

После зябкого денька?..

Солнце! Что на свете краше

Наступило бабье лето —

В щелке муха ожила.

Поздним солнцем отогрета,

Сжалься, осень! Дай нам света!

Паутинки эти — мы.

Защити от зимней тьмы!

Приложение 7.

«Бабье лето…» Д.Б Кедрин

Наступило бабье лето —
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы.

Приложение 8.

Наступила осень

Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.

Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.

Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.

Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.

© Автор: Е. Арсенина

Приложение 9.

583796 28

Ответы к заданиям

Раздел 1 «Природа и мы…»

Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш …»

Задание 5. Вычеркните пословицы, которые не подходят к содержанию сказки. Обоснуйте свою точку зрения

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Верная дружба сродни богатству.

  3. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

  4. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

  5. Воля птичке дороже золотой клетки.

  6. Хитрость и жадность до добра не доведут.

  7. На всякую беду страха не напасёшься.

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»

Задание 3. Расскажите, что вы знаете о стрижах (как выглядят, где живут, чем питаются). Опишите, как вы представляете себе эту птицу.

Сравните свои предположения с описанием стрижа в тексте из энциклопедии.

583796 29

38

  • Рассказ это жанр художественного стиля
  • Рассказ это какой стиль речи
  • Рассказ это последовательное описательное изложение учебного материала
  • Рассказ это определение в педагогике
  • Рассказ это какой жанр литературы