Рассказ это эпос лирика или драма

Фольклор это устное народное творчество. пословица это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль,

Фольклор – это устное народное творчество.

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. Поговорка отличается от пословицы тем, что она – часть суждения; поговорка – это яркое, меткое народное выражение.

Все произведения художественной литературы делятся на роды: эпос, лирика и драма.

Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведения. Виды эпических произведений – роман, повесть, рассказ, сказка, притча и др.

Лирические произведения – это поэтическое творчество, они передают чувства, мысли, переживания человека.

Сатира – это жанр поэтического или прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки человека. Сатира – наиболее острая форма обличения действительности, социально-нравственных пороков, в отличие от юмора, цель которого осмеяние «частного», слабостей и недостатков личности.

Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Эти произведения предназначены для постановки на сцене.Понятие «драма» употребляется в двух смыслах: оно называет и род литературы, объединяющий произведения со сходными признаками, и драматический жанр.

Драма – в узком смысле слова это один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом (эмоциональным контактом читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы).

Основные черты драмы как рода литературы:

  • предназначена для постановки на сцене;
  • одновременно принадлежит и литературе, и театру;
  • основа — действие, раскрываемое через конфликт;
  • герои действуют и говорят на сцене;
  • персонажи раскрываются через поступки и высказывания;
  • основная форма выражения событий и состояний – диалог и монолог;
  • наличие авторских ремарок;
  • разделение монологов и диалогов действующих лиц на сценические эпизоды – действия, акты и сцены.

Маленький человек, лишний человек, новый человек, мечтатель, подпольный человек, самодур, деловой человек, праведник, человек в футляре – вот далеко не полный перечень известных номинаций типов литературных героев в русской литературе XIX века. Эти типы введены самими писателями (Н.Г. Чернышевским, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским, А.Н. Островским, Н.С. Лесковым, А.П. Чеховым). Тип «самодур» — обобщенный художественный образ, который воплощает типичные черты людей, руководящихся в своем поведении по отношению к другим исключительно личными прихотями, отличающихся деспотичностью. Тип «самодур» – характерный герой пьес А. Н. Островского («Гроза», «Бесприданница», «В чужом пиру похмелье»).

«Говорящая» фамилия – это фамилия, подчёркивающая наиболее яркую черту характера литературного героя.

Герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к развитию конфликта не имеют (например, Дикой и Феклуша), называются второстепенными.

Герои, чьи имена упоминаются в драматическом произведении, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают, называются внесценическими персонажами.

Ремарка — пояснения автора к тексту пьесы (обычно в скобках), содержащие краткую характеристику обстановки действия, внешности и особенностей поведения персонажей.

Кульминация – это структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. Кульминация раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие обычно ослабевает. Предшествует развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких кульминаций.

Реплика – фраза, которую произносит персонаж драмы в ответ на высказывание другого действующего лица. Из обмена реплик образуется диалог в драматургическом произведении. В драматургии используется также реплика a parte (в сторону) — условный сценический прием, заключающийся в том, что персонаж говорит как бы про себя или обращает свое высказывание непосредственно к зрителям, а не к партнерам по сцене.

Диалог – это разговор двух действующих лиц в литературном произведении. Диалог доминирует в драме, но имеет очень большое значение и в эпических произведениях.

Монолог – это речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Антитеза – это стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.

Инверсия – нарушение закреплённого нормой порядка предложения; перестановка частей фразы, придающая особую выразительность синтаксической конструкции; необычная последовательность слов в предложении.

Тема. Литература и культура. Роды
литературы (эпос, лирика, драма), их

характерные признаки

Цель:ознакомить учащихся со спецификой
изучения курса «Зарубежная литература» в 8 классе, углубить

знания о литературе и культуре, показать
особенности литературы как искусства слова по сравнению с

другими видами искусства, раскрыть родовой
принцип формирования и развития литературы.

Оборудование: слайд-презентация
«Художественная литература среди других видов искусства», схема-таблица

«Роды литературы. Характерные признаки».

Книги-корабли мысли, совершающие

путешествие волнами времени и бережно несут свой

драгоценный груз от поколения к поколению.

Памятники человеческого разума и плоды

их познания хранятся в книгах,

время не вредит им, и всегда они могут

быть воспроизведены и служить новым источником
наслаждения.

Фрэнсис Бэкон

Книги-это окна, сквозь которые душа смотрит в
мир.

Жилье без книг все равно, что комната без
окон.

Ричард Вильсон,

английский художник XVIII века

Течение урока

I. Организационный момент

II. Объявление темы и цели урока.

Презентация учебника » зарубежная
литература. 8 класс».

Самостоятельное ознакомление учащихся с
предисловием (обращением авторов учебника к ученикам)

Проблемная ситуация. Внимательно просмотрите
содержание учебника. Чем, по-вашему, отличается отбор тем от

тем, предлагаемых в учебниках 5, 6, 7 классов
по зарубежной литературе?

-Какие подходы к изучению произведений
литературы хранятся в 8 классе из предыдущих классов?

(С 8 класса начинается изучение зарубежной
литературы по хронологическому историко-культурному

принципом. В учебниках 5, 6, 7 классов учебный
материал был сгруппирован по жанрово-тематическому или

тематическим принципом. В 8 классе начинается
знакомство с лучшими образцами художественной литературы

в рамках «большого диалога»
культурно-исторических эпох, выяснения и осмысления их роли в национальных

культурах и в масштабах формирования мировой
культуры и литературы).

Учитель. Начиная долговременное путешествие в
пространстве и времени с точки зрения осмысления » великого

диалогукультурно-исторических эпох»,
должны углубить свое понимание особенностей художественной литературы

если речь идет о словах, выяснить специфику ее
влияния на разум и чувства человека.С первых уроков изучения

школьного курса зарубежной литературы в 8
классе помните о необходимости вдумчивого углубления в

мир художественного слова, о соблюдении
требований выразительного чтения текстов и умения четко и аргументированно

выражать свои мысли относительно смысла и
содержания литературных произведений.

Блиц-анкета для учащихся на выяснение
читательских приоритетов на основе произведений художественной литературы, 

изучались в 5-7классах

— Какое произведение, которое изучалось в 5
классе, запомнилось вам больше всего? Чем?

— Какое произведение, которое изучалось в 6
классе, запомнилось вам больше всего? Чем?

— Какое произведение, которое изучалось в 7
классе, запомнилось вам больше всего? Чем?

— На какого литературного героя вы хотели бы
быть похожими? Почему?

— Какого литературного героя (героиню) вы
хотели принять за друга? Почему?

— Произведения какого жанра, изучавшиеся в 5-7
классах, вам нравятся больше всего? Почему?

— Какое из произведений, изучавшихся в 5-7
классах, так получилось для вас непонятным? Почему?

— Пугают ли вас произведения великие по
объему?

— Нравятся ли вам поэтические произведения?

— Любите ли вы просматривать экранизации
(мультипликационные версии) произведений, изучавшихся на уроках

зарубежной литературы?

— Вы сначала обращаетесь к экранизации или
долитературному тексту? Почему?

— Какое место среди ваших любимых произведений
занимают произведения писателей ХХ-ХХІ веков? Чем они

вам нравятся?

Учитель. Начнем свою работу в пространстве
обозначенной темы урока.Результатом этой работы должны стать

обобщения и выводы, которые учащиеся
осуществят на основе проработки статьи, объединившись в исследовательские

динамические группы.

Задачи и динамической группе:

Выпишите из статьи учебника определение
понятия «культура». Найдите в нем ключевые слова и объясните

их. Объясните разницу между понятием
«культура» в широком и узком смысле.

Культура (лат. Сиииге — «проработка»,
«развитие», «воспитание», «обработка», «улучшение».) Существует

более 180 определений понятия «культура».

В широком смысле слова — это система ценностей
(знания, опыт, мораль, умения, нормы поведения

и сосуществование т. д), накопленная
человечеством в различных формах деятельности и познания наколишнього

мира. В узком смысле — интеллектуальная и
художественная деятельность людей и ее результаты. Понятие

«культура» объединяет в себе науку,
образование, искусство, технологии, мораль, мировоззрение и уклад жизни.

— Что такое художественная культура? Как с ней
связана художественная литература?

— Объясните разницу между национальной и
мировой культурами. Кто и когда ввел понятие » мировая

литература»? (Иоганн Вольфганг Гете в начале
XIX века.)

— Докажите, что в основе развития мировой
культуры лежат диалоги единения и разграничения.

— Можно ли понятия «культура» и
«цивилизация» считать синонимичными? Приведите аргументы.

— Объясните, нужно ли каждой новой
исторической формации создавать собственную культуру? С чем это, по вашему,
связано?

— Какого человека называют культурным?
Меняются ли критерии понятия «культурный человек» с течением

времени? Что такое социализация личности? (Это
приобщение личности к системе ценностей и норм, 

приняты в культуре.)

Задачи II динамической группе:

Выпишите из статьи учебника определение
понятия «искусство». Найдите в нем ключевые слова. Объясните,

как вы понимаете их значение.Запишите, какие
есть виды искусства, пользуясь статьей учебника и

собственным жизненным опытом.На основе
информации учебника попробуйте сделать вывод, в чем заключается

коренное отличие художественной литературы как
искусства слова от других видов искусства.

Уточнен и дополнен во время проверки вывод
записываем в ученических рабочих тетрадей. Возможный

алгоритмизированный вариант:

Искусство-воспроизведение действительности
через художественные образы

Влияет на душу и разум человека

Художественная литература —

искусство слова

Другие виды искусства

(музыка, живопись, скульптура, архитектура,
танец, декоративно-прикладное

искусство, садово-парковое искусство,
кинематограф, мультипликация, анимация,

Представлена художественная (образная) пение и
тому подобное)

модель мира и человека художника

Представлены эстетические приоритеты и чувства
художника

Читательское воображение + эмоциональное

переживание + понимание

Эмоциональное переживание + эстетическое
наслаждение

Художественная литература формирует

мировоззрение человека и его эстетические

вкусы (в разные культурные эпохи

они разные)

Формируют эстетические вкусы и отражают уже
сложившиеся

мировоззренческие и эстетические концепты

Задачи III динамической группе:

Запишите определение понятия «литература» на
основе информационной статьи учебника.

Литература (от лат. Иииегаига-рукопись,
написанное) — искусство слова, предназначенное для чтения ( с XVIII

век).

— Можно ли все написанное считать искусством
слова? Почему?

— Объясните, с широким или узким значением
понятия «литература» связано определение художественной

литературы. Приведите аргументы.

Задача IVдинамічній группе:

Составьте схему типологически-жанрового
распределения литературных жанров, пользуясь учебником.

Художественная литература-искусство слова

Типы литературы

Поэзия Проза

Роды литературы

Лирика Эпос Драма

Жанры лирики жанры эпоса Жанры драмы

Песня Роман Комедия

Романс Повесть Трагедия

Гимн Повествования Драма

Сонет Новелла Трагикомедия

Элегия Сказка Мистерия

Ода Легенда водевиль и другие

Дружные и любовные быль

послание небывальщина

Баллада Сказка

Лирический пейзаж

Рубаи

Газель

Бейт

Касида

Канцона

Сирвента

Серенада

Альба и многие

других

Письмо и другие

Задача V динамической группе:

Внимательно прочитайте эпиграфы к уроку
(содержание эпиграфов напечатано на отдельных листах и записано на

доске).Подумайте, с какими утверждениями
статьи учебника перекликаются изречения выдающегося

английского философа Фрэнсиса Бэкона
(1561-1626) и известного английского художника Ричарда Вильсона

(1714-1782).

III. Рефлексия

Беседа.

— Подумайте, Можно ли считать именно
литературу (искусство слова) центром в культурно-исторических

эпохах человечества. Свои мысли
аргументируйте. (Одним из самых веских аргументов является понимание того, что

литература целостно представляет духовный опыт
человечества в образной форме, тогда как другие виды искусства

касаются лишь каких-то отдельных его
аспектов.)

— Можно ли образную, художественную модель
мира и человека отождествлять с реальной жизнью? Почему? (Художественная

литература — явление эстетическое, созданное
по эстетическим законам и законам литературы как словесного

искусства, где ведущим является закон жанра.
Все в литературном произведении зависит от автора, его представлений

о мире и человеке, в отличие от реальной
действительности, где действуют исторические, социальные, физические,
экономические

законы и тому подобное, влияние человека на
которые является совсем незначительным. В рабочие тетради записывается формула
и » художественный

мир не равен миру реальному. В литературном
произведении все зависит от автора.»)

— Чем отличаются типы и роды литературы?

— Назовите главные признаки лирики как
литературного рода.

— Назовите главные признаки эпоса как
литературного рода.

— Назовите главные признаки драмы как
литературного рода.

— Как вы думаете, почему сначала стоит читать
произведение художественной литературы, а потом просматривать его

киноверсию?

Вывод: первооснова культурного уровня человека
содержится в уникальном искусстве слова — в

литературе, и литературное образование может
стать краеугольным камнем для формирования личности, ее

мировоззрения, ее культурно-эстетических
вкусов вообще.

IV.Домашнее задание:

Закрепить полученные на уроке понимание
терминов «культура», «искусство», «литература», «типы

литературы», «роды литературы». Знать
определения, уметь их объяснить

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись: Проблема литературного рода. — Текст : электронный // Myfilology.ru — информационный филологический ресурс : [сайт]. — URL: https://myfilology.ru//137/problema-literaturnogo-roda/ (дата обращения: 28.10.2021)

Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика, драма. О родах поэзии рассуждает Сократ в третьей книге трактат Платона «Государство», говорит, что поэт может:

1. Впрямую говорить от своего лица, что имеет место в дифирамбах (по сути это св-во лирики);

2. Строить произведение в виде «обмена речами» героев, что характерно для трагедии и комедии (драма);

3. Соединять свои слова с чужими, принадлежащими действующим лицам (эпос).

Сходные мысли о родах поэзии в «Поэтике» Аристотеля.

В 19 веке (первоначально в эстетике романтизма) литературные роды стали мыслиться как типы художественного содержания. Тем самым их рассмотрение оказалось отторгнутым от поэтики (учения именно о словесном искусстве). Так, Шеллинг соотнес лирику с бесконечностью и духом свободы, эпос — с чистой необходимостью, в драме усмотрел своеобразный синтез и того и другого: борьбу свободы и необходимости. Гегель характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект»: эпическая поэзия объективна, лирическая — субъективна, драматическая соединяет оба начала. Гегелевская концепция укоренилась в отечественном литературоведении благодаря Белинскому.

В 20 веке литературные роды соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее). Однако традиция, восходящая к Платону и Аристотелю продолжает жить. Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений — это неоспоримая реальность.

Деление литературы на роды не совпадает с делением на поэзию и прозу. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические так и прозаические произведения. Эпос на ранних стадиях искусства был преимущественно стихотворным (эпопеи античности, русские былины), и в литературе нового времени нередки эпические произведения в стихах. («Евгений Онегин» Пушкина, «Дон Жуан» Байрона). В драматическом роде также применяются как стихи, так и проза, порой соединяемые в одном произведении. (у Шекспира, Пушкина). Да и лирика, по преимуществу стихотворная иногда бывает прозаической. ( Тургенев).

В теории литературных родов возникают и более серьезные терми­нологические проблемы. Слова «эпическое» («эпичность»), «драмати­ческое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности произведений, о которых шла речь, но и другие их свойства.

Эпичностью называют величественно-спокойное, нето­ропливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотившемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произведе­ний («Война и мир» Л.Н. Толстого). Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных родах — не только в эпических (повествовательных) произведениях, но также в драме (драматическая трилогия А.К. Толстого) и лирике (цикл «На поле Куликовом» А.А. Блока).

Драматизмом принято назы­вать умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой.

И, наконец, лиризм — это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рас­сказчика, персонажей. Драматизм и лиризм тоже могут присутство­вать во всех литературных родах. Так, исполнены драматизма роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», стихотворение М.И. Цветаевой «То­ска по родине». Лиризмом проникнуты роман И.С. Тургенева «Дво­рянское гнездо», пьесы А.П. Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад», рассказы и повести И. А Бунина.

Эпос, лирика и драма, таким образом, свободны от однозначно-жесткой привязанности к эпичности, лириз­му и драматизму как типам эмоционально-смыслового «звучания» произведений.

Оригинальный опыт разграничения этих двух рядов понятий (эпос — эпическое и т. д.) в середине нашего века предпринял немец­кий ученый Э. Штайгер. В своей работе «Основные понятия поэтики» он охарактеризовал эпическое, лирическое, драматическое как явления стиля (типы тональности-Tonart), связав их (соответственно) с такими понятиями, как представление, воспоминание, напряжение. И утверждал, что каждое литературное произведение (независимо от того, имеет оно внешнюю форму эпоса, лирики или драмы) соединяет в себе эти три начала: «Я не уясню лирического и драматического, если буду их связывать с лирикой и драмой».

Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве.

Происхождению литературных родов посвятил первую из трех глав своей «Исторической поэтики» А.Н. Веселовский, XIX в. Ученый доказывал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов, действия которого являли собой ритуальные игры-пляски, где подражательные телодвижения сопровождались пением -возгла­сами радости или печали. Эпос, лирика и драма трактовались Веселовским как развившиеся из «протоплазмы» обрядовых «хорических действий».

Из возгласов наиболее активных участников хора (запевал, кори­феев) выросли лиро-эпические песни (кантилены), которые со временем отделились от обряда. Первоначальной формой собственно поэзии явилась, стало быть, лиро-эпическая песня. На основе таких песен впоследствии сформировались эпические повествования. А из возгласов хора как такового выросла лирика (групповая, коллективная), со временем тоже отделившаяся от обряда. Эпос и лирика, таким образом, истолкованы Веселовским как «следствия разложения древнего обрядового хора». Драма, утверждает ученый, возникла из обмена репликами хора и запевал. И она (в отличие от эпоса и лирики), обретя самостоятель­ность, вместе с тем «сохранила весь <…> синкретизм» обрядового хора и явилась неким его подобием.

Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной. Наряду с произведениями, безусловно и полностью принадлежащими одному из литературных родов, существуют и те, что соединяют в себе свойства каких-либо двух родовых форм — «двухродовые образования» (выражение Б.О. Кормана). О произведениях и их группах, принад­лежащих к двум родам литературы, на протяжении XIX-XX вв. говорилось неоднократно. Так, Шеллинг характеризовал роман как «соединение эпоса с драмой». Отмечалось присутствие эпического начала в драматургии А.Н. Островского. Как эпические характеризовал свои пьесы Б. Брехт. За произведениями М. Метерлинка и А. Блока закрепился термин «лирические драмы». Глубоко укоренена в словес­ном искусстве лироэпика, включающая в себя лиро-эпические поэмы (упрочившиеся в литературе начиная с эпохи романтизма), баллады (имеющие фольклорные корни), так называемую лирическую прозу (как правило, автобиографическую), а также произведения, где к повествованию о событиях «подключены» лирические отступления, как, например, в «Дон Жуане» Байрона и «Евгении Онегине» Пушкина.

В литературоведении XX в. неоднократно делались попытки до­полнить традиционную «триаду» (эпос, лирика, драма) и обосновать понятие четвертого (а то и пятого и т. д.) рода литературы. Рядом с тремя «прежними» ставились и роман (В.Д. Днепров), и сатира (Я.Е. Эльсберг, Ю.Б. Борев), и сценарий (ряд теоретиков кино). В подобного рода суждениях немало спорного, но литература действительно знает группы произведений, которые не в полной мере обладают свойствами эпоса, лирики и драмы, а то и лишены их вовсе. Их правомерно назвать внеродовыми формами. В какой-то мере это отно­сится к очеркам. Здесь внимание авторов сосредоточено на внешней реальности, что дает литературоведам некоторое основание ставить их в ряд эпических жанров. Однако в очерках событийные ряды и собственно повествование организующей роли не играют: доминируют описания, нередко сопровождающиеся рассуждениями. Таковы «Хорь и Калиныч» из тургеневских «Записок охотника», некоторые произве­дения Г. И. Успенского и М.М. Пришвина.

Не вполне укладывается в рамки традиционных литературных родов так называемая литература «потока сознания», где преобладают не повествовательная подача событий, а нескончаемые цепи впечат­лений, воспоминаний, душевных движений носителя речи. Здесь сознание, чаще всего предстающее неупорядоченным, хаотичным, как бы присваивает и поглощает мир: действительность оказывается «за­стланной» хаосом ее созерцаний, мир — помещенным в сознание. Подобными свойствами обладают произведения М. Пруста, Дж. Джой­са, А. Белого. Позже к этой форме обратились представители «нового романа» во Франции (М. Бютор, Н. Саррот, А. Роб-Грийе).

И, наконец, в традиционную триаду решительно не вписывается эссеистика, ставшая ныне весьма важной и влиятельной областью литературного творчества. У истоков эссеистики -всемирно извест­ные «Опыты» («Essays») М. Монтеня. Эссеистская форма — это непринужденно-свободное соединение суммирующих сообщений о единичных фактах, описаний реальности и (что особенно важно) размышлений о ней. Мысли, высказываемые в эссеистской форме, как правило, не претендуют на исчерпывающую трактовку предмета, они допускают возможность и совсем иных суждений. Эссеистика тяготеет к синкретизму: начала собственно художественные здесь легко соеди­няются с публицистическими и философскими.

Эссеистика едва ли не доминирует в творчестве В.В. Розанова («Уединенное», «Опавшие листья»). Она дала о себе знать в прозе А.М. Ремизова («Посолонь»), в ряде произведений М.М. Пришвина (вспоминаются, прежде всего, «Глаза земли»). Эссеистское начало присутствует в прозе Г. Филдинга и Л. Стерна, в байроновских поэмах, в пушкинском «Евгении Онегине» (вольные беседы с читателем, раз­думья о светском человеке, о дружбе и родственниках и т. п.), «Невском проспекте» Н.В. Гоголя (начало и финал повести).

12.02.2017, 2134 просмотра.

Персональный сайт — Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Роды и виды литературы

(способы образного воспроизведения действительности)

Роды

Род литературы — определенный, исторически сложившийся способ изображения в художественном произведении действительности, человека в процессе жизни; большие группы литературно-художественных произведений, объединяемых своеобразием хронотопа, способом изображения человека, формой присутствия автора и характером обращенности текста к читателю.

Лирика

Эпос

Драма

Цель

Выразительный род литературы.

Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях

Изобразительный род литературы. Изображение человеческой личности объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями

Изобразительный род литературы. Изображение человеческой личности в действии, в конфликте

Предмет

Внутренний мир человека; его мысли и чувства (движение и развитие). Фабула отсутствует

Реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои

Объективное материальное бытие, представленное не во всей полноте, а через характеры людей, проявляющиеся в их целенаправленных действиях

Содержание

Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества (субъект — лирический герой); художественно-творческое освоение характерных состояний внутренней духовной жизни людей, характерных чувств и мыслей.

Жизнь представлена через переживания человека

В нерасчленимом единстве — объективное содержание реальной действительности и ее творческая переработка (художественно типизированные характеры и обстоятельства).

Жизнь отражается в форме детального повествования о человеке, его жизни, судьбе и событиях, в котором он принимал участие

Аналогичное эпическому, однако как литературное произведение драма не представляет собою законченного целого: предназначено для художественного синтеза с пантомимой (актерской игрой) и живописью (декорацией)

Функция языка

Косвенное, переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план.

Особое значение играют образные возможности языка. Стихосложение становится одним из важнейших средств словесного воплощения глубинных пластов лирического содержания.

Особая организация языка — стихотворная (рифма, ритм, размер)

Обозначить, назвать предмет и вызвать внутреннее представление о нем (основное значение слова — предметное).

Текст имеет преимущественно описательно-повествовательную структуру.

Особо организованная система предметно-изобразительных деталей, раскрывающих типические характеры и типические обстоятельства

Структура художественной речи определяется монологами и диалогами (описательно-повествовательная речь — в подчиненном положении).

Произведения предназначены для сценического использования

Жанры

Ода — это стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события.

Стихотворение — это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

Элегия — это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Песня — это общее определение стихотворных произведений разных жанров, предназначенных изначально или используемых для пения. Для песен чаще всего обязательны строфичность, рифма, доступность изложения.

Послание — один из древнейших поэтических жанров, представляющий собой стихотворное письмо, в котором поэт, обращаясь к конкретному адресату с просьбами, пожеланиями, увещеваниями, высказывает свои суждения по какому-либо морально-философскому вопросу.

Эпиграмма — это краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Сонет — это 14-строчное стихотворение, сложенное по определенным правилам: первый катрен (четверостишие) представляет экспозицию темы стихотворения, второй катрен развивает положения, намеченные в первом, в последующем затем терцете намечается развязка темы, в завершающем терцете, особенно в заключительной его строке следует завершение развязки, выражающей суть произведения

Рассказ — это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Очерк — это разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой ее формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды». Очерк может относиться и к литературе, и к публицистике.

Новелла — это небольшое прозаическое произведение, сопоставимое с рассказом. В новелле большая насыщенность событиями, четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке.

Повесть — это произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Роман — это эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.

Роман-эпопея — разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

Притча — это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. Реальность в притче явлена вне хронологических и территориальных примет, без указания конкретных исторических имен действующих лиц. Притча обязательно включает объяснение аллегории, чтобы читателю был ясен смысл иносказания. Несмотря на схожесть с басней, притча претендует на общечеловеческое обобщение, не обращая порой внимания на частные вопросы

Трагедия — это вид драмы, возникший из древнегреческого обрядового дифирамба в честь покровителя виноградарства и вина бога Диониса, представлявшегося в виде козла, потом — подобием сатира с рожками и бородой. Трагедия противоположна комедии. Данный жанр изображает конфликты в предельно напряженной форме и показывает противостояния между личностями, судьбой или обществом. Всегда имеет трагический финал (смерть героев). Конфликт в трагедии может быть разрешен только смертью.

Драма — литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.

Комедия — это драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека, отражающее смешное и низкое; всякая смешная пьеса.

Лиро-эпические жанры — жанры смешанной формы, сочетающие в себе особенности изображения действительности, присущие эпосу и лирике. В таких произведениях часто присутствуют развернутый сюжет, подробно и определенно обрисованные характеры, но в то же время представлен внутренний мир героев в динамике, отмечается присутствие лирического героя. Лиро-эпические жанры — басни, баллады, поэмы, романы в стихах.

Басня — это краткий стихотворный рассказ-аллегория нравоучительной направленности.

Баллада — это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. В основе баллады — необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.

Поэма — это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. В поэме речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.

Роман в стихах — это специфический литературный жанр, объединяющий в себе эпичность прозаического романа и стихотворную эпическую поэму. То есть, можно сказать, что роман в стихах как отдельный жанр включает в себя все особенности прозаического романа, заключая их в поэтические рамки. Автор романа в стихах может свободно переходить от подробной описательности повествования к лирическим отступлениям и философским рассуждениям, используя при этом все возможности поэзии. Первым русским романом в стихах стал роман «Евгений Онегин» Александра Пушкина. В русской поэзии он до сих пор остаётся непокорённой вершиной в данном литературном жанре. Сам Пушкин писал, что между «романом» и «романом в стихах» — «дьявольская разница». «Свободное движение плана повествования» стало отличительным признаком нового для нашей литературы жанра.

О языке
«Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А.Н. Толстой
Календарь
« Октябрь 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания. В лирическом произведении событийный ряд изображается весьма скупо, а иногда и вовсе не изображается. Лирика изображает само по себе эмоциональное состояние. Лирика тяготеет главным образом к малой форме. Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму. Лирика бывает описательной (пейзаж), повествовательной (рассказ о событии) или медитативной (размышления).

Носителя переживаний в лирическом произведении называют лирическим героем. Лирический герой не только тесно связан с автором, но и в большинстве случаев является неотделимым от него.

Лирика — литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя/слушателя иллюзию сопереживания и тяготеющий к стиховой форме. Согласно теории Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды лит-ры, это объяснение считается недостаточным, т.к. существовали и трудовые и бытовые песни.

Платон назвал лирику простым повествованием в противоположность в противоположность подражанию, которое осуществляется в драме, эпос же смешивает и то и другое. Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор определяется самим собой и не меняется.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом пр-нии обозначается какой-л. событийный ряд , то весьма скупо без сколько-нибудь тщательной детализации. Гаспаров ищет сюжет везде, но это очень спорно, традиционно считается, что в лирике его нет.

Лирическое переживание предстает как принадлежащие носителю речи, оно не столько обозначено словами, сколько выражено. Только в лирике система худ. средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения челов. души

Лирическая эмоция — сгусток, квинтэссенция душевного опыта ч-ка. Гинзбург: лирика — «самый субъективный род лит-ры, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». В основе — душевное озарение, результат творч. Достраивания и преображения того, что испытано.

Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Лирика — художественное освоение сознания и бытия (Поспелов). Таковы философские, пейзажные, гражданские стихотворения.

Лирика способна запечатлеть:

— Простр-врем. Представления

— Связь чувства с фактами быта и природы

— Религиозный характер и т.п.

Лирика тяготеет к малой форме (хотя есть и лир. поэмы) Принцип лир. рода лит-ры как можно короче и как можно полнее. Приближается к сентенциям.

Состояние человеческого сознания воплощается в лирике либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно.

Для лирики характерно:

— Тяготение к стихотв. ф-ме

— Экспрессивность речи, доходящая до предела

— Автопсихологичность, т.к. лир герой/субъект связан с автором, его мироотношением, опытом, настроением, манерой речевого поведения и т.п.

— Суггетивность — максимальная внушающая, заражающая сила.

Посмотрите лекцию по лирике, если есть, там цитаты, которые нравятся Чернышевой.

Виды лирики:

— Описательная (пейзажная)

— Повествовательная (событие, эпизод)

— Ролевая (монолог от лица персонажа)

— Медитативная (любовная, философская)

Лирический герой и субъект

Для Чернышевой: лир. субъект ближе к личности автора, чем лир. герой. Герой = роль, субъект = субъект тв-ва.

Для Волковой: субъект — образ из 1 стихотворения, герой — собирательный образ всего тв-ва или цикла (Тынянов: «образ поэта в лирике»). Если перепутаете и скажете, Чернышевой то, что предназначается для Волковой, ссылайтесь на Лидию Гинзбург.

Ведущие лирические жанры (основное условие — они должны быть поддержаны традицией):

— послание, элегия, ода, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, сонет, рондо, триолет

— является ли «лир. стихотворение» жанром — спорный вопроотс

Драма Драматические произведения (др. — гр. drama — действие), как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Подобно автору эпического произведения, драматург подчинен «закону развивающегося действия»[727]. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст — это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Отсюда некоторая ограниченность художественных возможностей драмы. Писатель-драматург пользуется лишь частью предметно-изобразительных средств, которые доступны создателю романа или эпопеи, новеллы или повести. И характеры действующих лиц раскрываются в драме с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. При этом драматурги, в отличие от авторов эпических произведений, вынуждены ограничиваться тем объемом словесного текста, который отвечает запросам театрального искусства. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического. А спектакль в привычных для новоевропейского театра формах продолжается, как известно, не более трех-четырех часов. И это требует соответствующего размера драматургического текста. Вместе с тем у автора пьесы есть существенные преимущества перед создателями повестей и романов. Один изображаемый в драме момент плотно примыкает к другому, соседнему. Время воспроизводимых драматургом событий на протяжении ‘сценического эпизода не сжимается и не растягивается; персонажи драмы обмениваются репликами без сколько-нибудь заметных временных интервалов, и их высказывания, как отмечал К.С. Станиславский, составляют сплошную, непрерывную линию. Если с помощью повествования действие запечатлевается как нечто прошедшее, то цепь диалогов и монологов в драме создает иллюзию настоящего времени. Жизнь здесь говорит как бы от своего собственного лица: между тем, что изображается, и читателем нет посредника-повествователя. Действие воссоздается в драме с максимальной непосредственностью. Оно протекает будто перед глазами читателя.Драма ориентирована на требования сцены. А театр — это искусство публичное, массовое. Спектакль впрямую воздействует на многих людей, как бы сливающихся воедино в откликах на совершающееся перед ними. Назначение драмы, по словам Пушкина, — действовать на множество, занимать его любопытство» и ради этого запечатлевать «истину страстей» Особенно тесными узами связан драматический род литературы со смеховой сферой, ибо театр упрочивался и развивался в неразрывной связи с массовыми празднествами, в атмосфере игры и веселья. То же самое правомерно сказать о театре и драме иных стран и эпох..Знаменательны (в качестве характеристики драматического рода литературы) упреки Толстого в адрес У. Шекспира за обилие гипербол, из-за чего будто бы «нарушается возможность художественного впечатления». «С первых же слов, — писал он о трагедии «Король Лир», — видно преувеличение: преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений». В оценке творчества Шекспира Л. Толстой был неправ, но мысль о приверженности великого английского драматурга к театрализующим гиперболам совершенно справедлива. Сказанное о «Короле Лире» с не меньшим основанием можно отнести к античным комедиям и трагедиям, драматическим произведениям классицизма, к пьесам Ф. Шиллера и В. Гюго и т. п.В XIX-XX вв., когда в литературе возобладало стремление к житейской достоверности, присущие драме условности стали менее явными, нередко они сводились к минимуму. У истоков этого явления так называемая «мещанская драма» XVIII в., создателями и теоретиками которой были Д. Дидро и Г.Э. Лессинг. Произведения крупнейших русских драматургов XIX в. и начала XX столетия — А.Н. Островского, А.П. Чехова и М. Горького — отличаются достоверностью воссоздаваемых жизненных форм. Но и при установке Драматургов на правдоподобие сюжетные, психологические и собственно речевые гиперболы сохранялись. Театрализующие условности дали о себе знать даже в драматургии Чехова, явившей собой максимальный предел «жизнеподобия». Всмотримся в заключительную сцену «Трех сестер». Одна молодая женщина десять-пятнадцать минут назад рассталась с любимым человеком, вероятно, навсегда. Другая пять минут назад узнала о смерти своего жениха. И вот они, вместе со старшей, третьей сестрой подводят нравственно-философские итоги прошедшему, размышляя под звуки военного марша об участи своего поколения, о будущем человечества. Вряд ли можно представить себе это происшедшим в реальности. Но неправдоподобия финала «Трех сестер» мы не замечаем, так как привыкли, что драма ощутимо видоизменяет формы жизнедеятельности людей.Сказанное убеждает в справедливости суждения А. С. Пушкина (из его уже цитированной статьи) о том, что «самая сущность драматического искусства исключает правдоподобие»; «Читая поэму, роман, мы часто можем забыться и полагать, что описываемое происшествие не есть вымысел, но истина. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувствования, в настоящих обстоятельствах. Но где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями, которые условились etc»[735].Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи которых, нередко насыщенные афоризмами и сентенциями, оказываются куда более пространными и эффектными, нежели те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении. Условны реплики «в сторону», которые как бы не существуют для других находящихся на сцене персонажей, но хорошо слышны зрителям, а также монологи, произносимые героями в одиночестве, наедине с собой, являющиеся чисто сценическим приемом вынесения наружу речи внутренней (таких монологов немало как в античных трагедиях, так и в драматургии Нового времени). Драматург, ставя своего рода эксперимент, показывает, как высказался бы человек, если бы в произносимых словах он выражал свои умонастроения с максимальной полнотой и яркостью. И речь в драматическом произведении нередко обретает сходство с речью художественно-лирической либо ораторской: герои здесь склонны изъясняться как импровизаторы-поэты или мастера публичных выступлений. Поэтому отчасти прав был Гегель, рассматривая драму как синтез эпического начала (событийность) и лирического (речевая экспрессия).Драма имеет в искусстве как бы две жизни: театральную и собственно литературную. Составляя драматургическую основу спектаклей, бытуя в их составе, драматическое произведение воспринимается также публикой читающей.Но так обстояло дело далеко не всегда. Эмансипация драмы от сцены осуществлялась постепенно — на протяжении ряда столетий и завершилась сравнительно недавно: в XVIII-XIX вв. Всемирно-значимые образцы драматургии (от античности и до XVII в.) в пору их создания практически не осознавались как литературные произведения: они бытовали только в составе сценического искусства. Ни У. Шекспир, ни Ж. Б. Мольер не воспринимались их современниками в качестве писателей. Решающую роль в упрочении представления о драме как произведении, предназначенном не только для сценической постановки, но и для чтения, сыграло «открытие» во второй половине XVIII столетия Шекспира как великого драматического поэта. Отныне драмы стали интенсивно читаться. Благодаря многочисленным печатным изданиям в XIX-XX вв. драматические произведения оказались важной разновидностью художественной литературы. В XIX в. (особенно в первой его половине) литературные достоинства драмы нередко ставились выше сценических. Так, Гете полагал, будто «произведения Шекспира не для телесных очей», а Грибоедов называл «ребяческим» свое желание услышать стихи «Горя от ума» со сцены. Получила распространение так называемая Lesedrama (драма для чтения), создаваемая с установкой прежде всего на восприятие в чтении. Таковы «Фауст» Гете, драматические произведения Байрона, маленькие трагедии Пушкина, тургеневские драмы, по поводу которых автор замечал: «Пьесы мои, неудовлетворительные на сцене, могут представить некоторый интерес в чтении».Принципиальных различий между Lesedrama и пьесой, которая ориентирована автором на сценическую постановку, не существует. Драмы, создаваемые для чтения, часто являются потенциально сценическими. И театр (в том числе современный) упорно ищет и порой находит к ним ключи, свидетельства чему — успешные постановки тургеневского «Месяца в деревне» (прежде всего это знаменитый дореволюционный спектакль Художественного театра) и многочисленные (хотя далеко и не всегда удачные) сценические прочтения пушкинских маленьких трагедий в XX в.Давняя истина остается в силе: важнейшее, главное предназначение драмы — это сцена. «Только при сценическом исполнении, — отметил А. Н. Островский, — драматургический вымысел автора получает вполне законченную форму и производит именно то моральное действие, достижение которого автор поставил себе целью».Создание спектакля на основе драматического произведения сопряжено с его творческим достраиванием: актеры создают интонационно-пластические рисунки исполняемых ролей, художник оформляет сценическое пространство, режиссер разрабатывает мизансцены. В связи с этим концепция пьесы несколько меняется (одним ее сторонам уделяется большее, другим — меньшее внимание), нередко конкретизируется и обогащается: сценическая постановка вносит в драму новые смысловые оттенки. При этом для театра первостепенно значим принцип верности прочтения литературы. Режиссер и актеры призваны донести поставленное произведение до зрителей с максимально возможной полнотой. Верность сценического прочтения имеет место там, где режиссер и актеры глубоко постигают драматическое произведение в его основных содержательных, жанровых, стилевых особенностях. Сценические постановки (как и экранизации) правомерны лишь в тех случаях, когда имеется согласие (пусть относительное) режиссера и актеров с кругом идей писателя-драматурга, когда деятели сцены бережно внимательны к смыслу поставленного произведения, к особенностям его жанра, чертам его стиля и к самому тексту.В классической эстетике XVIII-XIX вв., в частности у Гегеля и Белинского, драма (прежде всего жанр трагедии) рассматривалась в качестве высшей формы литературного творчества: как «венец поэзии». Целый ряд художественных эпох и в самом деле проявил себя по преимуществу в драматическом искусстве. Эсхил и Софокл в период расцвета античной культуры, Мольер, Расин и Корнель в пору классицизма не имели себе равных среди авторов эпических произведений. Знаменательно в этом отношении творчество Гете. Для великого немецкого писателя были доступны все литературные роды, увенчал же он свою жизнь в искусстве созданием драматического произведения — бессмертного «Фауста».В прошлые века (вплоть до XVIII столетия) драма не только успешно соперничала с эпосом, но и нередко становилась ведущей формой художественного воспроизведения жизни в пространстве и времени. Это объясняется рядом причин. Во-первых, огромную роль играло театральное искусство, доступное (в отличие от рукописной и печатной книги) самым широким слоям общества. Во-вторых, свойства драматических произведений (изображение персонажей с резко выраженными чертами, воспроизведение человеческих страстей, тяготение к патетике и гротеску) в «дореалистические» эпохи вполне отвечали тенденциям общелитературным и общехудожественным.И хотя в XIX-XX вв. на авансцену литературы выдвинулся социально-психологический роман — жанр эпического рода литературы, драматическим произведениям по-прежнему принадлежит почетное место.

Лирика как род литературы

Литературные роды. Жанры литературы Эпос, лирика, драма

Роды литературы — это общность словесно-художественных произведений по типу отношения автора к художественному целому. В литературе определяют три рода: драма, эпос, лирика.

Эпос — (в переводе с древне-греческого — слово, повествование) — объективное изображение действительности, рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.

Роды и жанры литературы. Определения

Драма — (от древне-греческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр — свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры:

  • роман-эпопея — всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
  • роман — изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
  • повесть — изображение событий в их естественной последовательности;
  • очерк — документальное изображение событий жизни одного человека;
  • новелла — остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
  • рассказ — небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
  • притча — нравственное поучение в аллегорической форме.

Драматические жанры:

  • трагедия — буквальный перевод — козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
  • драма — соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.

Лирические жанры:

  • ода — (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
  • элегия — грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
  • сонет — лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
  • песня — стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
  • послание — стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
  • эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:

  • баллада — сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
  • поэма — объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
  • роман в стихах — роман в стихотворной форме.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Источник: https://litera.su/learner/training/literature-ways-and-genres

Лирический субъект

Лирический субъект — это человек, духовный мир которого раскрывается в произведении. Он рассказывает о себе сам, а также о природе, о других людях. Однако о чем бы в произведении ни говорилось, главной целью высказывания остается именно «я» данного человека. Все впечатления о внешнем мире, отраженные в лирике, ведут читателя к единственной цели — в индивидуальный мир эмоций, переживаний, мыслей отдельной личности. Свойственное всем, общее является как бы растворенном в конкретном, частном и начинает благодаря этому жить другой жизнью.

Литературные роды. Жанры литературы

Эпос

— рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством.

В произведениях эпического характера значительная роль отводится рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.

Лирика

объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс.

Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы — эпоса и драмы — по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания.

Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр.

Лиро-эпос соединяет в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).

Драма

— главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях — рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц.

Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций).

Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.

Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:

  • Эпос — о событии рассказывается
  • Лирика — событие переживается
  • Драма — событие изображается

Жанры литературы

Роман

— относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»).

В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы.

Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.

Тематика Структурные разновидности
автобиографический притча
исторический фельетон
авантюрный памфлет
сатирический роман в стихах
философский эпистолярный, и др
приключенческий, и др.

Роман — эпопея

описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты, на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.

Повесть

— прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).

Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть — более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.

Рассказ

представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:

  • кратковременность событий,
  • малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),
  • одна проблема,
  • одно событие.

Очерк

— литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.

Притча

— небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать и сделать вывод.

Поэзия

Поэма

— объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой — внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.

Субъективное в лирике

Предметное, объективное в произведении, относящемся к этому роду, чаще всего является как бы растворенным в субъективном. Отношения между людьми, события, предметный мир, а также все формы жизни меняют резко свой смысл и очертания, когда оказываются в непростом синтезе с различными проявлениями человеческих чувств. Характерная для драматургии и эпоса внешняя изобразительность отходит в лирике на второй план. Для писателя, произведения которого относятся к данному литературному роду, самой значительной становится совсем другая задача — выразить невыразимое в художественном слове, раскрыть душу человека.

Субъективность — это главная характерная черта лирики. Этот род литературы персонален и конкретен. Он является как бы слепком внутреннего мира одного человека, даже если отражаются в нем общечеловеческие или коллективные идеи, эмоции или настроения.

В лирике при этом предстает внутренний мир людей как нечто неповторимо индивидуальное, глубоко личное.

Роды и жанры литературы

Роды литературы — наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.

В литературе определяют три рода: эпос, лирика, драма

Эпос — (в переводе с древнегреческого — слово, повествование) — объективное изображение действительности, повествование о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.

Лирика (от древнегреческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») — род литературы, служащий для изображения чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Драма — (от древнегреческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Каждый род литературы в свою очередь включает набор жанров.

Жанр — (от фр. genre — род, вид) — форма, в которой проявляются основные роды литературы, т.е. эпос, лирика, драма, в их разновидности. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры

1. Малые:

  • рассказ — малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя, обычно имеет одну сюжетную линию.
  • новелла — (от от итал. novella — новость) — один из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, в новелле большее внимание уделяется фабуле, которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.
  • очерк — эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.
  • притча — жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной идеи.

Драма

К родам литературы относится, как мы уже упоминали, драма. Остановимся более подробно на этом литературном роде. Название его происходит от древнегреческого слова, обозначающего «действие». В данном литературном роде потенциальный объект, который способен выступать как предмет изображения, так же разнообразен, как и в эпосе. В драматургии могут показываться люди в сфере бытовых, частных или же общественных отношений, а также нравы, быт, события, исторические эпохи и социальная среда.

Роды литературы

Эпос, лирика, драма — три рода литературы. Промежуточный род литературы — лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.

Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря — кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.

Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.

Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое — именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:

  • Эпос — это повествование, проза.
  • Лирика — это стихи.
  • Драма — это пьесы.
  • Лироэпика — повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.

Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры — жанры прозы, лирические — поэзии, драматические — виды пьесы.

Литературный род

Итак, литературный род — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос

объективно изображает человека;

лирика

субъективно;

драма изображает частную человека в переломные моменты.

Проза Повествование Эпические жанры:

  • роман
  • роман-эпопея
  • повесть
  • рассказ
  • новелла
  • притча
  • очерк
Поэззия Лирические жанры:

  • лирическое стихотворение
  • элегия
  • послание
  • эпиграмма
  • эпитафия
  • ода
  • сонет
  • романс
Пьесы Драматические жанры:

  • комедия
  • трагедия
  • драма
  • трагикомедия
  • водевиль

Источник: https://pishi.pro/kak—pisatelem/teoriya-literatury/89-rody-literatury.html

Две крупные формы

Ведущим жанром эпической литературы до 18 века была эпическая поэма. Источником ее сюжета является народное предание, образы которого обобщены и идеализированы. В речи отражается относительно единое народное сознание, а форма, как правило, стихотворная. Примером являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

В 18-19 веках на смену ей, как ведущему жанру, приходит роман. Сюжеты романов в основном черпаются из современной действительности, а образы становятся более индивидуализированными. В речи героев отражается многоязычность общественного сознания, которое резко дифференцировано. Форма романа является прозаической. Примерами могут служить романы, написанные Львом Толстым и Федором Достоевским.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Что не является родом литературы?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Александр Коновалов

    5/5

  • Alena Chocolate

    4/5

  • Mortal Kombat

    4/5

  • Yura Venediktov

    5/5

  • Татьяна Гаврилова

    4/5

Особенности драматических произведений

Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене. Единственное средство раскрытия характера героя в драме — его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир.

Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.

Драматические произведения

Трагедия, комедия и фарс жанры драмы.

В центре классической трагедии непримиримый вечный конфликт, который носит неизбежный характер. Часто трагедия заканчивается смертью героев, не сумевших разрешить этот конфликт, однако смерть не является определяющим жанр фактором, так как она может присутствовать и в комедии, и в драме.

Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором — сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.

Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям. Фарс — это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль — лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем.

Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения — отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.

  • Рассказ элеонора и медведь
  • Рассказ эльбрусский калейдоскоп а тузлукова
  • Рассказ это жанр или нет
  • Рассказ этажи леса пришвин читать
  • Рассказ это жанр или стиль