- Сочинения
- По литературе
- Платонов
- Анализ рассказа Корова
Произведение представляет собой лирическую новеллу, рассматривающую вопросы взаимоотношений человека с животным миром, и является одним из самых ярких рассказом писателя.
Главным героем рассказа изображается четвероклассник по имени Вася Рубцов, проживающий в семье путевого рабочего на маленьком станционном разъезде. Мальчик представляется писателем в образе любознательного, доброго ребенка, отличающегося любовью к животным, а также с удовольствием помогающего отцу в его работе на железнодорожных путях.
Композиционная структура произведения не имеет описание внешних эффектных сцен, поскольку развитие повествовательного содержания осуществляется в при помощи изображения внутренних конфликтов персонажей рассказа с собственным душевным состоянием.
Сюжетная линия рассказа «Корова» представляется собой изложение трагической судьбы любимицы главного героя, домашнего животного семьи Васи, коровы, которая погибает под колеса проходящего железнодорожного состава, не выдержав разлуки с недавно родившимся теленком.
Радость от появления в домашнем хозяйстве малыша быстро омрачается его внезапной болезнью, в результате которой отец Васи вынужден отправить теленка в заготовительную контору, производящую мясные продукты.
Корова тяжело воспринимает исчезновение теленка, переставая принимать пищу, отказываясь выходить на пастбище, а в конечном итоге, бродя вокруг дома в собственных горестных раздумьях, попадает под колеса проходящего паровоза.
Маленький герой сочувствует своей любимой корове, пытаясь всячески облегчить ее боль, однако ничем не может помочь корове, а ее гибель тяжело переживает.
Рассказ представляет собой небольшое по объему произведение, в котором присутствует достаточно большое количество действующих персонажей. Ярко и правдиво изображаются образы отца Вас Рубцова, а также машиниста, не имеющего в рассказе имени, управляющего железнодорожным составом, под которым погибает несчастная корова. Мужчины представляются писателем в качестве человечных, отзывчивых людей, стремящихся понять чувства тоскующего ребенка и помочь преодолеть его горе. Тем самым, характеризуя простых русских людей, автор демонстрирует сохранившуюся, несмотря на жизненные трудности, способность сострадания, сопереживания горю другого человека, а также душевных переживаний, вызванных гибелью живого существа.
Мастерски изображается в рассказе героиня произведения в образе коровы, оставшейся без родного дитя, страдания которой отображаются с точки зрения человеческих ощущений, выражающихся в физической боли от потери близких.
Смысловая нагрузка рассказа заключается в авторском мнении о способности представителей животного мира остро, сильно и глубоко ощущать присущие человеку качества в виде боли, тоски, страданий. Образы же людей в произведении представляют положительные черты человеческого характера, способного на чуткость, великодушие, справедливое и заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Тематика и проблематика
Тема рассказа – противоборство человека и смерти. Основная мысль: самое большое горе всего живого – это смерть, которой человек может противостоять, в отличие от животного, утешением словом, сознанием, другом, развлечением.
Проблематика рассказа связана с главной проблемой творчества Платонова – идеей жизни, противостоящей смерти и побеждающей её. Другая проблема – ответственность человека – царя зверей. Отцу Васи жалко телёнка, но горе коровы безысходно, она не умеет утешиться. Ум коровы смутный. Она не может забыть то, что вошло в её сердце или чувство.
Корова – своеобразное жертвенное животное, которому предстоит отдать всё, что у него есть, ради жизни людей. Кроме того, её смерть почти невероятна, ведь через одноколейку в сутки проходило только 4 поезда, причём 3 из них – ночью, когда корова была в сарае. Корова нашла свою единственно возможную смерть, потому что потеряла волю к жизни.
Сюжет и композиция
В хозяйстве путевого сторожа заболевает телёнок, которого хозяин сначала везёт к ветеринару, а потом сдаёт на мясо. Корова, не умея пережить своего горя, не ест, «забывает ходить» по пашне и погибает под колёсами поезда, как будто совершает самоубийство.
Все эти события оставляют отпечаток на личности Васи, сына хозяина. В школе он пишет сочинение о жизни и смерти коровы.
Сочинение Васи «Как я буду жить и работать, чтобы принести пользу Родине» подверглось критике и было изменено на «сочинение из своей жизни», где Вася рассказывает о корове. Все темы, связанные с неопределённым будущим мальчика, его желанием пожертвовать своим счастьем ради счастья родины, рассуждения о том, что неизвестно, где теперь корова и её сын, из сочинения мальчика исчезли.
Герои рассказа отделены он других людей большими пространствами. Вася ходит в школу за 5 км от дома, а отец ведёт телёнка к ветеринару на станцию за 7 км. Пространство враждебно человеку. Смерть воспринимается Васей как даль, из которой не могут вернуться корова и телёнок, сказочный «тот свет», куда не доберёшься на паровозе.
Вася Рубцов (Платонов, «Корова»)
Герои этого произведения немногочисленны, среди главных можно выделить лишь маленького мальчика и корову. Однако их взаимоотношения — очень интересный материал. В рассказе Андрея Платоновича Платонова мы знакомимся с Васей Рубцовым, сыном путевого сторожа, о чем уже упоминалось в разделе «краткое содержание». «Корова» Платонова — произведение, в котором дается довольно подробный образ этого мальчика. Автор так изображает главного героя. Он был очень добрым, учился в четвертом классе и посещал школу, расположенную от дома за пять километров. Несмотря на то что идти было далеко, мальчик любил занятия, потому что, читая книги и слушая учительницу, представлял в уме весь мир, который был ему еще не известен. Мальчику казалось, что все люди и страны давно ждут, когда он подрастет и приедет к ним. Рубцов всегда хотел узнать как можно больше об интересовавшем его предмете.
Как-то раз мать попросила его встретить поезд, прибывавший ночью. Герой сразу понял, что с ним что-то не так: поезд буксовал. Вася предложил свою помощь — стал нагребать в горсть песок и насыпать его на рельсы. Машинисту этот трудолюбивый мальчик очень понравился.
Вася любил корову, он часто гладил и ласкал ее, сам давал корм, поил и чистил в сарае. Животное было настоящей труженицей. Отец мальчика часто на ней пахал землю.
Вася тоже был трудолюбив. Он работал не потому, что его заставляли, а потому что получал от этого удовольствие. Не зря говорят о том, что труд облагораживает людей. В своем сочинении о будущей жизни этот мальчик написал, что хочет, чтобы людям нашей страны была от него польза.
Герои и образы
Главная героиня рассказа – корова. У неё нет имени, её так и зовут, как «написано в книге для чтения», коровой. Платонов не наделяет животное никакими человеческими чертами. Корова даже после смерти остаётся просто домашним животным, кормилицей и едой, говядиной, как называет её Вася в сочинении.
В портрете коровы выделяются «добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами», «большое худое тело», нежное вымя.
Высшее предназначение коровы – работать и приносить пользу. Даже еда требует от коровы усилий, труда и беспрерывного жевания.
Тоскуя по телёнку, корова жалобно мычит, протяжно ноет, не ест, не спит, становится неподвижной и равнодушной. Основная черта коровы – покорность «жизни, природе и своей нужде в сыне». Она даже терпеливо пашет, ходит в ярме. Так же терпеливо корова ждёт своего сына.
Корова не ест даже лакомства, принесённого мальчиком. После смерти телёнка корова, по словам отца, становится шалой. Она убегает на всю ночь, кричит чужим горловым голосом, становится «угрюмой и непонятливой», перестаёт доиться. Конечно, такое состояние могло происходить от какой-нибудь коровьей болезни, но автор объясняет всё тоской коровы по сыну, мощным материнским инстинктом.
Вася, сын путевого сторожа, воплощает лучшие качества человека. Он любит корову, утешает её, когда она скучает без сына.
Вася сызмальства приучен к труду. Он не только провожает поезда, когда отца нет на месте, но и сам хорошо разбирается в работе паровоза, так как прочитал об этом в учебнике физики. Мальчик очень любознателен. Он мучится, если не понимает, как живут и действуют предметы.
Увидев, что паровоз буксует, Вася вызывается посыпать песком рельсы. Он даёт машинисту очень полезный совет сделать посуду для песка побольше. Вася помогает установить, где зажаты тормоза. Машинист даже порывается усыновить Васю, рассуждающего, как взрослый, и называет его «сызмальства полный человек».
Вася любит ходить в школу, богатое воображение помогает ему представлять те страны, о которых он читал или узнавал от учительницы. Вася готов оказать помощь любому: отцу, машинисту и даже людям в далёких странах.
Удивительная человечность Васи видна даже посторонним, например, молодому человеку из поезда, случайно встретившемуся с Васей взглядами и попрощавшемуся: «До свиданья, человек».
Вася осуждает долго не возвращающегося отца, потому что корова без телёнка плачет. Он ухаживает за коровой, даже когда ей было «всё равно, что делают с нею». Его горе от смерти коровы буквально валит его на землю и поглощает всю его душу.
Отец Васи – человек, пытающийся заглушить в себе доброту и чувствительность. Он продаёт телёнка, потому что дали хорошую цену, но у него по телёнку болит душа, он не знал, что будет так жалко. Отец рассуждает житейски правильно, что «без коровы трудно». Он продаёт тушу погибшей коровы, к которой относился как к приносящей пользу. Это отношение правильное, но отличается от отношения его сына. Очевидно, сердце отца очерствело от жизни. Он ничего не потерял от смерти коровы, потому что сразу насобирал денег на новую.
Машинист поезда, который нечаянно и невольно сбил корову, переживает из-за этого. Он тоже приносит свою жертву, давая отцу Васи 100 рублей своей премии на покупку новой.
А. П. Платонов. Проблема человека и окружающего мира (по рассказу «Корова»)
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году, на рубеже веков. За 52 года ему пришлось пережить и войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость труда. В семье, рано осиротевшей, он остался старшим среди своих многочисленных братьев и сестер. В малолетстве ему пришлось нищенствовать, испытать горечь безвозвратных утрат, участвовать в гражданской войне и строительстве новой деревни. Эта «школа» сформировала душу и характер Платонова, неравнодушие к нужде и человеческому страданию.
Множество профессий пришлось освоить ему за свою жизнь, столкнуться с разными людьми, ставшими героями его произведений. Платонов работал в конторе, рабочим на паровозоремонтном и трубном заводах. В гражданскую войну служил в Красной Армии помощником паровозного машиниста. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. В одной из автобиографических статей А. Платонов писал о том, что «…кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу…» Что же значит для Платонова «потная работа»? Работа настоящая, требующая приложения сил, трудная, утомляющая, но позволяющая уважать себя, гордиться своим трудом.
Очень трепетное отношение у писателя к детям. И в детских произведениях он по-настоящему талантлив. В рассказах «Июльская гроза», «Железная старуха», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле», «Еще мама», «Корова», «Никита» и других действуют любознательные, желающие докопаться до сути любой вещи герои. В них чувствуется желание быть на земле хозяином, склонность к осмыслению жизни.
С огромной нежностью в рассказе «Корова» автор описывает саму корову, ее страдания. Словно это страдает женщина, чьи материнские чувства заставляют сжиматься сердце. Сочувствием к беззащитной корове переполнено сердце юного Васи Рубцова, которого писатель наделил искренностью, добротой, бескорыстной любовью — всеми теми качествами, которыми обладал сам А. П. Платонов.
Оглянувшись вокруг себя, мы увидим как кто-то сорвал без надобности цветок и выбросил его, а кто-то мучает собаку или кошку. А животные и растения, по мнению А. П. Платонова, призваны «облагораживать» человечество. Поэтому, главной своей задачей автор считал то, чтобы сеять души в людях.
«Любовь — мера одаренности жизнью людей», — писал А. П. Платонов. Насколько мы способны любить окружающий мир, настолько мы одарены жизнью. Платоновские герой рассказа «Корова» постоянно ощущает в себе любовь ко всему живому.
«На дворе стояла осень. Вокруг дома… простирались ровные, пустые поля, отражавшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные». Пейзаж умирающей к зиме природы настраивает на размышления о жизни и смерти.
Со смертью теленка корова потеряла смысл жизни, лишилась воли; «она молчала и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек ».
Вася нам очень симпатичен своим вниманием ко всему живому. В корове «ему нравилось все…, что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу, то есть жила для других».
Отличительной чертой Васи является любознательность: «его мучило, если он видел какой-нибудь предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют».
Словами машиниста: «Не было бы своего сына, я бы усыновил этого. Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди…» — автор передает свое отношение к герою. Человек существует для того, чтобы трудиться и помогать окружающим. Вася с малых лет понял это, поэтому является уже «полным» — полноценным человеком.
Основная мысль рассказа заключена в последних словах сочинения героя: «Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо».
В переживаниях Васи Рубцова просматривается отношение самого А. П. Платонова к миру. Милосердие, любовь ко всем живым существам, тревога за будущее, единение людей — вот нравственные заповеди писателя, которыми он наделял своих героев.
Стилистические особенности
Весь рассказ подчинён идее смерти и умирания. Платонов описывает, казалось бы, обычную жизнь, но кажется, что жизнь порабощена смертью. Например, корова жуёт сено, но Платонов описывает его как «давно иссохшую, замученную смертью былинку».
Действие рассказа происходит осенью, и дом окружают «отрожавшие… заглохшие и скучные поля», «голые кусты, омертвевшие за зиму». В палисаднике тоже «всё посохло и поникло». Он кажется Васе «кладбищем растений».
К случайному молодому человеку в окне проходящего поезда Вася обращается: «Поживи и обожди меня, не умирай». Вася смиряется со смертью коровы и телёнка, воспринимает их как жертвы, да и свою жизнь готов отдать в жертву для пользы родины.
Илья Вадимович Петров (1970) — канд. филол. наук, доцент Уральского государственного педагогического университета.
Вывод
Однако рассказ Платонова «Корова» (краткое содержание произведения смотрите выше) совсем не о том, что Вася понял, что все живое подвержено смерти. Он о том, как противится ей детская душа. О существовании смерти мальчик знает еще до кончины теленка и коровы. Он обращается с призывом «не умирай!» к молодому человеку, которого заметил в окне мимо проезжавшего поезда. Платонов акцентирует свое внимание на отношении мальчика к смерти как к тому, чего не должно быть на земле, его стремление поступать вопреки ей («не забывать», «помнить»).
Васю влечет и волнует окружающий мир. Он заворожен далью. Зов пространства и дали С.Г. Семенова интерпретирует как возрождение детской, наивной, безудержной скорби по умершим.
Рассказ Андрея Платонова «Корова» в школьном курсе литературы
Рассказ Андрея Платонова включён в программу по литературе для 6-го класса. Анализ этого произведения достаточно сложен для восприятия маленьких читателей. Учитель должен поэтому попытаться акцентировать те проблемы, которые могут быть близкими для младших школьников и при этом адекватно раскрывающими содержательное наполнение неповторимого художественного мира писателя. На пути реализации этой задачи учитель сталкивается с проблемами по-настоящему важными, поскольку Платонов видит в мире детства “прообраз большой вселенной, её социальный портрет, чертёж и абрис надежд и великих утрат” (Н.Г. Полтавцева). Детские рассказы писателя несут в себе такое же философское постижение космоса, как и его произведения, написанные для взрослых. Ребёнок в его творчестве мучается самыми глобальными, самыми серьёзными проблемами: как обрести себя в бытии, как противостоять смерти, как сохранить тепло в “прекрасном и яростном мире”. Чтение Платонова требует значительного напряжения, и помочь учителю в анализе этого рассказа могут только эмоциональная открытость и духовная свобода маленьких читателей.
Правомерно в начале анализа рассказа поставить перед учащимися вопрос о его жанровой природе. Уже в первом абзаце звучит ряд мотивов, сближающих это произведение с темами и проблемами волшебных сказок. Слово повествователя, подобно слову в сказке, стремится одухотворить неживые предметы и явления, наделить душой те существа, которые в обыденном восприятии её лишены: “Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае; этот сарай, сделанный из выкрашенных снаружи досок, стоял на маленьком дворе путевого железнодорожного сторожа. В сарае, рядом с дровами, сеном, просяной соломой и отжившими свой век домашними вещами — сундуком без крышки, прогоревшей самоварной трубой, одёжной ветошью, стулом без ножек, — было место для ночлега коровы и для её жизни в долгие зимы”. Мелодическая тональность этого зачина вполне сопоставима с мудрой грустью философских сказок Г.X. Андерсена, уже знакомых учащимся. Сближение платоновского рассказа с жанром сказки позволяет учителю заложить в урок целый комплекс проблем: во-первых, такой подход во многом мотивирует причудливую странность, необычность платоновского мира; во-вторых, открывает путь к анализу образа главного героя — мальчика Васи Рубцова, поскольку детское доверие к миру, ценное для Платонова, во многом сходно со сказочным мировосприятием; и наконец, в-третьих, такое сближение может задать сам ход дискуссии на уроке, поскольку Платонов не просто воссоздаёт, а существенно переосмысляет законы сказочного мира.
Сказка действительно разрушается уже в первое мгновение. Радости волшебных превращений оживших вещей и животных Платонов противопоставляет образ “заглохшего и скучного мира, в котором всё посохло и поникло”. Отголоски сказочных мотивов не только приоткрывают сокровенную тайну жизни, но и показывают её хрупкость и уязвимость. Жизнь нуждается в сбережении и сохранении.
В образе же Васи Рубцова нашли своё отражение размышления Платонова о ребёнке и его роли в мироздании. Типологически этот герой близок к образам Насти из «Котлована», Петруши из рассказа «Возвращение», Наташи из «Июльской жары». Всех их объединяет серьёзная рассудительность и недетская зрелость суждения о мире. По Платонову, только ребёнок несёт в себе истину жизни во всей её первозданной чистоте. Неслучайно поэтому мальчик, главный герой рассказа, оказывается принципиально открытым миру: “с тревогой и радостью он всматривался в лица людей, глядящих из окон пассажирских поездов”, он любит учиться, воображать в уме дальние страны. Платонов наделяет своего героя и талантом мастера, “мальчик знал, отчего работает паровая машина, он прочитал про неё в учебнике по физике, а если бы там не было про неё написано, он всё равно бы узнал о ней, что она такое”. Платонов показывает, что умение разбираться в законах механики воспитывает в герое более трепетное и нежное отношение к миру в его целом: “Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют”. Платонов ведёт своего героя по нелёгкому пути вчувствования в мир, не просто его рассудочного постижения, а искреннего и непосредственного его сердечного переживания.
Авторская оценка главного героя, на наш взгляд, не является однозначной, и поэтому предлагаемый в учебнике вопрос о том впечатлении, которое производит Вася, представляется вполне правомерным. Безусловно, Платонов видит в ребёнке воплощение самых светлых, самых лучших граней человеческой души. В тех словах, с которыми обращается к мальчику проезжающий мимо путевой сторожки случайный пассажир, звучит признание его высокой миссии на земле: “До свидания, человек!” И корова чувствует, “слышит” в Васе не просто ребёнка, а именно человека, отвечающего за поддержание жизни. Но этот нравственный долг ложится на детские плечи тяжким бременем, и слова машиниста, с которым также встречается Вася, исполнены не только гордости за рассудительного маленького человечка, но и тревоги за его будущее: “Он с малолетства полный человек, а у него ещё всё впереди”. В мудрости платоновских детей заключена и великая печаль. Они вступают в мир, будучи наделёнными разумом и опытом стариков, они знают не только устройство машины, но и что такое смерть. Так, Вася “остерегался заходить в огорожу палисадника: он ему казался теперь кладбищем растений, которые он посадил и вывел на жизнь весной”.
Миропереживание платоновских героев всегда трагично, но в основе его лежит беспредельная любовь к миру. Это чувство представлено в рассказе в двух своих ипостасях, образующих две ступени, которые ребёнок проходит в своём развитии. Первую из этих ступеней можно назвать, используя слова самого Платонова, “любовью к дальнему”. Символом её выступает в рассказе образ паровоза, с которым связаны надежды и мечты мальчика. Эта любовь носит абстрактно-книжный характер. Она не всегда приносит пользу, часто она оказывается мимолётной, проходящей, подобно стремительным поездам, молнией проносящимся мимо Васи: “поезда шли быстро, и люди проезжали в них не узнанными мальчиком на переезде”; “вскоре память о человеке, миновавшем однажды их дом, забылась в сердце мальчика”; “паровоз миновал одинокого человека”; “механик и не посмотрел на мальчика… он следил за машиной”. Этой любви для духовного роста человека, конечно же, недостаточно, но она необходима, потому что такое отношение к миру пробуждает в мальчике чуткость и теплоту: “Машине было трудно, и он хотел побыть около неё, словно этим он мог разделить её участь”.
В заботе о корове мальчик находит совсем иные отношения. Образ животного воссоздаётся Платоновым в ассоциативном ряду с образом человека: “добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и её большое худое тело”. Корова становится для мальчика олицетворением самого чуда жизни, олицетворением той силы, которая скрыта в слабости, во внешнем изнеможении. С её образом сопряжён в рассказе мотив родственного чувства, объединяющего все живые существа и являющегося неизменной ценностью в платоновском мире. Почти человеческая тоска коровы по своему телёнку становится для мальчика уроком истинной любви: “она всё время ждала своего сына-телёнка”; “ей ответила протяжным, плачущим голосом корова, тоскующая о своём сыне”; “уставившись глазами в тёмное поле, корова ждала своего сына”. К этой любви мальчик приобщается в очень трудный, кризисный момент: когда отец вытаскивает из-под паровоза убитую корову, мальчик садится на землю и замирает “от горя первой близкой смерти”. Трогательно щемящее чувство входит в рассказ в момент смерти коровы. Близкое, живое, страдающее существо требует большего душевного напряжения, чем ремонт машины.
И Вася начинает меняться. Его слово в финале рассказа лишается той рассудительной серьёзности, с которой он общался с взрослыми. В своём сочинении он предстаёт уже не мудрым всезнающим человеком, а просто ребёнком, столкнувшимся с чем-то непонятным, а потому пугающим. Его внутреннее волнение вызвано не только смертью любимого животного, но и новыми широкими горизонтами бытия, явленными его чувству. Речь Васи в финале обретает ту непосредственную искренность, которая может исходить только от сердца, соприкоснувшегося с болью: “Как я буду жить, я не знаю, не задумался ещё. У нас была корова. Когда она жила, из неё ели молоко мать, отец и я… Потом её сына продали на мясо, его убили и съели. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда”. В этом отрывке правда о мире воплощается в самом строении детской фразы: если корова — олицетворение жизни, то и сила и еда исходят непосредственно из
неё, а если паровоз — бездушная машина, то
от
него умирают.
Этот голос сердца говорит не только о жалости к животному, он мучительно ищет ответ на вопрос о смысле бытия в том мире, в котором торжествует смерть: “Теперь ничего нету. Где корова и её сын — телок? Неизвестно, а всем было от них хорошо”. И только ребёнок может с безыскусной простотой сформулировать ответ на этот совсем не детский вопрос: “Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей страны была от меня польза и хорошо, а мне пусть меньше, потому что я помню нашу корову и не забуду”. Живое тепло родственных отношений с миром становится в рассказе Платонова залогом духовного взросления личности.
Главные герои рассказа Платонова «Корова» — мальчик Вася, сын путевого обходчика, и домашняя корова. Корова жила в сарае, что стоял возле домика обходчика. У нее был теленок, и она давала молоко. Вася любил корову и часто приходил в сарай, чтобы постоять рядом с добродушным животным.
Вася учился в школе и был очень любознательным мальчиком. Ему нравилось получать знания о городах и странах, и воображение часто уносило его в места, где он еще никогда не был. Вася любил смотреть на проходящие поезда и выглядывать людей, сидящих в вагонах. Он верил, что однажды тоже посмотрит тот огромный мир, о котором читал только в книгах.
Однажды мать попросила его вместо отца посигналить фонарем проходящему поезду. Отца не было дома, он повел заболевшего теленка к ветеринару. Вася взял фонарь и стал ждать поезд. Когда подошел товарный состав, Вася обратил внимание на неисправность в паровозном котле. Пар выходил наружу и поезд не мог набрать необходимую скорость.
Кроме того, впереди у состава был подъем и он двигался медленно. Вася пошел вперед к паровозу и увидел, как машинист посыпает рельсы песком, чтобы колеса не проскальзывали. Мальчик стал помогать машинисту, и тот даже разрешил ему управлять паровозом. Потом машинист, понявший, что Вася – смышленый мальчик, попросил его проверить, все ли тормозные колодки отключены. Мальчик сумел обнаружить в одном месте включенные тормоза, и этим сильно помог машинисту.
Когда состав ушел, Вася вернулся к дому и там застал отца. Но теленка с отцом не было. Выяснилось, что отец продал его за хорошие деньги. Но после продажи теленка корова затосковала и у нее пропало молоко. Она стала убегать с пастбища и выходить на рельсы. Однажды за коровой не уследили, и ее сбил товарный поезд, который вел тот самый машинист, что не уследил за тормозами. Машинист обещал отцу Васи помочь деньгами на покупку новой коровы, а погибшую корову пришлось продать на мясо.
В школе ребятам задали написать сочинение из своей жизни, и Вася написал о корове, ее теленке и о том, как погибла корова. В конце сочинения Вася писал, что никогда не забудет эту корову, которая помогала их семье выживать.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Платонова «Корова» заключается в том, что животные, как и люди, заботятся о своем потомстве, и тоскуют, если их разлучают с детьми. В силу жизненных обстоятельств отец Васи продал теленка, и корова не вынесла этой потери.
Рассказ Платонова учит быть любознательным и настойчивым в освоении новых знаний, которые помогают человеку осваивать окружающий его мир.
В рассказе «Корова» мне понравился мальчик Вася. Он любознательный, трудолюбивый и отзывчивый человек. Васе нравится учиться в школе, и он помог машинисту решить его рабочие проблемы.
Какие пословицы подходят к рассказу «Корова»?
Была бы коровушка, будет и молочко. Мир не без добрых людей. Жизнь дана на добрые дела.
В этом рассказе идет речь о добром и трудолюбивом школьнике Васе Рубцове. Мальчик любил ходить в школу, с удовольствием читал книги и хотел принести пользу в этот мир. Он жил со своим отцом и матерью недалеко от железной дороги. Отец его был железнодорожным сторожем. Васе нравились поезда с самого детства он разбирался в них и даже как-то помог машинисту паровоза справиться с неполадкой.
В их дворе располагался старый сарай, набитый дровами и старыми ненужными вещами. В этом сарае жила корова. Добрый мальчик Вася очень любил свою корову, он любил приходить к ней, гладить ее по шерсти и разговаривать с ней. У коровы был теленок, он приболел и Васин отец отправился с ним к ветеринару. Поздно вечером отец вернулся, но без теленка. Ему предложили хорошую цену за него и он согласился его продать.
Вася расстроился, он наведался к корове. Корова не переставала ждать своего сына, у нее был унылый вид. Мальчик долго гладил корову, однако она не реагировала на его ласки.
На следующий день, придя со школы, Вася подошел к корове и обнял ее, она резко дернулась, оттолкнула паренька и убежала в поле.
Вася со своей семьей до пол ночи ходили по окрестностям и звали свою кормилицу, однако она так и не отозвалась. Проснувшись рано утром, ребенок глянул в окно и увидел свою любимую корову, она стояла возле ворот и ждала, когда ее впустят. С тех пор у коровы пропало молоко, она стала еще более угрюмой.
Днем корову выпускали в поле, однако, она мало двигалась, в основном стояла на месте. Однажды корова вышла на железнодорожное полотно, отец оттянул ее. Однако с тех пор Вася стал переживать за нее. И не напрасны были его опасения.
Как-то возвращаясь со школы он увидел товарный поезд напротив дома. Поезд сбил корову. Машинист объяснял, что долго сигналил ей, а затем экстренно затормозил, но было уже поздно. Мальчик был вне себя от горя. Отец продал мясо убитого животного.
В школе задали написать сочинение о какой-нибудь истории из своей жизни. Вася поведал о том, как любил свою корову, как отняли у нее теленка, о ее страданиях и гибели. Он рассказал, что она была их кормилицей, помогала вспахивать поле и возила кладь. В последних строках он написал, что никогда не забудет свою корову. Рассказ учит читателя быть добрыми, заботливыми, милосердными и трудолюбивыми людьми.
Анализ рассказа «Корова» Платонова
Точная дата написания рассказа «Корова» Платонова неизвестна, но это произведение относится к вершинным достижениям новеллистики автора, в нем писатель с необыкновенной силой сумел соединить «две стихии» — мир техники и мир живой природы, ему удалось показать глубочайшие переживания и взрослых людей, и ребенка, и живого существа, относящегося к миру животных, но наделенного, как полагает автор рассказа, душой, способной ощущать боль и остро откликаться на несправедливость, страдать, подобно людям (а может, и сильнее) от потери близкого существа.
В композиционном плане рассказ «Корова» Платонова представляет собой повествование, сюжет которого лишен внешних эффектов, здесь развитие сюжета вызвано по преимуществу внутренними конфликтами героев с собой, хотя и внешние события играют свою роль в происходящем: так, завязкой действия является разлучение коровы и телёнка (Матери и Дитя), после чего жизнь коровы теряет смысл, она как бы сама ищет смерти, которая настигает её под колёсами паровоза.
Главным героем рассказа можно считать мальчика Васю Рубцова. В нём сочетаются любовь к живой природе и любовь к технике, причём он вполне профессионально умеет делать всё, что необходимо делать путейцу, недаром машинист паровоза с таким уважением обращается к нему и так внимательно слушает всё, что говорит ему мальчик. В образе Васи Платонов, наверное, воплотил свое понимание человека, близкого к идеальному, сочетающего в себе чуткое сердце и умелые руки мастерового, живущего в спокойной уверенности в завтрашнем дне, которая основывается на знании жизни и умении делать все, что необходимо. А то, что герой совсем ещё мальчик, вселяет надежду: из такого ребёнка должен вырасти достойный взрослый человек, который будет ценить жизнь и жить так, чтобы делать её лучше. Гармоничность личности героя Платонов подчёркивает с помощью описания отношения Васи к корове и паровозу, вроде бы очень далёким друг от друга явлениям жизни, однако в нравственном мире героя они существуют как равноправные и вызывают к себе одинаково теплые чувства. Пытливость и любознательность юного героя делают его образ очень человечным и притягательным: «Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют». А настоящая человечность не может не привлекать: «Вася поэтому стал бояться, что корову может убить поездом или она сама помрёт, и, сидя в школе, всё думал о ней, а из школы бежал домой бегом», — вот как переживает мальчик горе, которое выпало на долю коровы после того, как её разлучили с телёнком. Не зная, как ей помочь, он «обнял корову снизу за шею, чтобы она знала, что он понимает и любит её», он очень сильно переживает гибель коровы и пишет заданное в школе сочинение «из своей жизни», в котором по-детски наивно обещает: «Я помню нашу корову и никогда не забуду».
Образ главного героя рассказа Платонова «Корова» можно понимать и как веру автора в лучшее будущее народа: ведь если подрастают именно такие, чуткие сердцем и хорошо приспособленные к «взрослой» жизни дети, значит, за будущее народа не нужно волноваться. Создавая образ Васи, автор как бы соединил в мальчике лучшие черты его родителей, и это тоже говорит об авторском понимании хода народной жизни, о том, что в детях должно сохраняться то лучшее, что есть во взрослых, чтобы оно, это лучшее, не исчезло, а способствовало улучшению жизни народной, чтобы со временем люди, становясь лучше, лучше и жили.
В небольшом по объёму произведении Платонова «Корова», анализ которого мы проводим, сравнительно много действующих лиц, и они показаны писателем с высоким мастерством, образы отца Васи и безымянного машиниста очень привлекательны своим достоинством, стремлением понять мальчика, человечностью. Так, отец Васи, продав теленка, испытывает душевные переживания, вызванные расставанием с живым существом, к которому привык: «У меня душа по телёнку болит: растили-растили его, уже привыкли к нему… Знал бы, что жалко его будет, не продал бы…». Машинист, «сбивший» корову, предлагает отцу Васи деньги, хотя вины его в произошедшем нет: «Мне самому тяжело на сердце будет, если вам ничем за корову не отплачу». Эти люди, живущие суровой трудовой жизнью, сохранили в своих душах человечность, способность переживать горе и сопереживать другим людям в их горе.
Не может не вызвать сочувствия и образ коровы, оставшейся без теленка. Платонову удаётся так описать страдание живого существа, что читатель как бы физически ощущает боль его утраты, как бы «берёт в себя» её страдания. Изменения, произошедшие с коровой, очень сильно похожи на то, что испытывает человек, потерявший своего близкого: «Вася её сам поил, сам задавал корм и чистил, но корова не отзывалась на его заботу, ей было всё равно, что делают с ней… молоко у неё пропало вовсе, и она стала угрюмой и непонятливой… ей сейчас было жарко и больно внутри, она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и свое горе… что однажды вошло в сердце или в чувство ее, то не могло быть там подавлено или забыто». Здесь писатель продолжает гуманистические традиции русской литературы, однако и манера письма, и материал, на котором это делается, могут быть признаны новаторским вкладом в ее, литературы, развитие.
Рассказ Платонова «Корова», анализ которого мы провели, показывает, что автор умеет понять душу любого живого существа, он видит связь между миром природы и миром техники — связь эта находится в душе человека, который принадлежит к миру природы и старается преобразовать его с помощью техники; писателя тревожит, сумеет ли человек сохранить в этой ситуации свое сердце чутким и человечным, и образы героев рассказа — это его положительный ответ на свои тревоги.
Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Чуковский Мойдодыр (сказка)
Действие сказки происходит в Петербурге. Правда точного указания на город нет, но есть упоминание Садовой, Сенной, Таврического сада и реки Мойки. Рассказчиком является мальчик — грязнуля - Краткое содержание Пантелеев Новенькая
Рассказ «Новенькая» является образцом хорошей книги. Книга написана для детей младшего и среднего возраста, и насыщенна историей, воспитывающей высокие моральные качества подрастающего поколения. - Краткое содержание Деньги Золя
Два главных персонажа романа Золя «Деньги преследуют одну и ту же цель – накопление и преумножение своего капитала. Аристид Саккар основал Всемирный Банк, а Гундерман является биржевым брокером. - Краткое содержание Диккенс Домби и сын
Все происходящее относится к 19 веку. Однажды вечером в семье Домби рождается сын. У него уже есть дочь Флоренс, ей 6 лет. Но так случилось, что жена его не смогла вынести роды и умерла. - Краткое содержание Чапаев Фурманов
В произведении показана жизнь и трагическая гибель красного комиссара Василия Чапаева. Роман начинается с событий, которые происходят в 1919 году на Иваново-Вознесенском вокзале,
Произведение представляет собой лирическую новеллу, рассматривающую вопросы взаимоотношений человека с животным миром, и является одним из самых ярких рассказом писателя.
Главным героем рассказа изображается четвероклассник по имени Вася Рубцов, проживающий в семье путевого рабочего на маленьком станционном разъезде. Мальчик представляется писателем в образе любознательного, доброго ребенка, отличающегося любовью к животным, а также с удовольствием помогающего отцу в его работе на железнодорожных путях.
Композиционная структура произведения не имеет описание внешних эффектных сцен, поскольку развитие повествовательного содержания осуществляется в при помощи изображения внутренних конфликтов персонажей рассказа с собственным душевным состоянием.
Сюжетная линия рассказа «Корова» представляется собой изложение трагической судьбы любимицы главного героя, домашнего животного семьи Васи, коровы, которая погибает под колеса проходящего железнодорожного состава, не выдержав разлуки с недавно родившимся теленком.
Радость от появления в домашнем хозяйстве малыша быстро омрачается его внезапной болезнью, в результате которой отец Васи вынужден отправить теленка в заготовительную контору, производящую мясные продукты.
Корова тяжело воспринимает исчезновение теленка, переставая принимать пищу, отказываясь выходить на пастбище, а в конечном итоге, бродя вокруг дома в собственных горестных раздумьях, попадает под колеса проходящего паровоза.
Маленький герой сочувствует своей любимой корове, пытаясь всячески облегчить ее боль, однако ничем не может помочь корове, а ее гибель тяжело переживает.
Рассказ представляет собой небольшое по объему произведение, в котором присутствует достаточно большое количество действующих персонажей. Ярко и правдиво изображаются образы отца Вас Рубцова, а также машиниста, не имеющего в рассказе имени, управляющего железнодорожным составом, под которым погибает несчастная корова. Мужчины представляются писателем в качестве человечных, отзывчивых людей, стремящихся понять чувства тоскующего ребенка и помочь преодолеть его горе. Тем самым, характеризуя простых русских людей, автор демонстрирует сохранившуюся, несмотря на жизненные трудности, способность сострадания, сопереживания горю другого человека, а также душевных переживаний, вызванных гибелью живого существа.
Мастерски изображается в рассказе героиня произведения в образе коровы, оставшейся без родного дитя, страдания которой отображаются с точки зрения человеческих ощущений, выражающихся в физической боли от потери близких.
Смысловая нагрузка рассказа заключается в авторском мнении о способности представителей животного мира остро, сильно и глубоко ощущать присущие человеку качества в виде боли, тоски, страданий. Образы же людей в произведении представляют положительные черты человеческого характера, способного на чуткость, великодушие, справедливое и заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Анализ 2
Неизвестна точная дата написания рассказа «Корова». В 1943 году автор отдал его для публикации, но потом передумал, ведь шла война, а рассказ был о мирной жизни. Второй раз он попытался сделать это в 1946 году, но его не опубликовали из-за преследования властей. И только в 1962 году, уже после смерти автора, рассказ был опубликован.
В этом произведении, как и во многих других тех лет, прослеживается боль автора от трагедии, произошедшей с его сыном, который был несправедливо арестован в 1938 году, вернулся через три года и умер от туберкулеза. Платонов очень переживал эту трагедию и верил в связь живых и мертвых.
Главным героем произведения является корова. У нее нет имени, наверное, этим автор хотел подчеркнуть, что все животные одинаковы в своей сущности, все они равны перед испытаниями. Когда заболевает теленок, хозяин сдает его на мясо. Ему очень жалко как теленка, так и корову, но другого выхода у хозяина нет. Корова очень тяжело переносит горе. Она не ест, жалобно мычит, не принимает никаких сладостей от мальчика Васи, который так жалел ее, лежит в сарае безутешная. Но в то же время она покоряется воле хозяев – тяжело пашет, находясь в ярме. Не пережив своего горя, корова погибает под колесами поезда. Ее гибель невероятна, ибо погибает она ночью, когда должна быть в сарае. Она как-бы совершает самоубийство, отчаявшись от потери теленка и потеряв волю к жизни.
Эта смерть коровы оставляет глубокую рану в сердце Васи, еще одного героя произведения. Вася показан автором как любознательный мальчишка, который хочет во всем разобраться. Он трудолюбивый, помогает отцу с отправкой поездов, помогает машинисту и дает ему советы. Вася любит учиться, у него большой кругозор. А еще у Васи очень добрая душа. Он сильно переживает за корову, утешает ее. Он даже пишет сочинение о корове.
В образе Васи Платонов изобразил будущее. Именно в таком чутком подрастающем поколении будущее нашей Родины.
Мастерски изображены автором образы отца Васи и безымянного машиниста. Они понимают ребенка и вместе с ним переживают случившееся. Они добрые люди. Машинист дает деньги за сбитую корову. Но отец Васи более приспособлен к жизни. Он продает тушу погибшей коровы, чтобы выручить деньги на покупку новой, без которой трудно прожить в хозяйстве.
Рассказ реалистичен, проникнут идеей жизни, темой противоборства человека со смертью. Автор уверен, что со смертью человек может бороться, чего не может сделать животное. Еще одна проблема поднята автором – отношение людей к животным, милосердие, тревога за будущее.
Весёлые рассказы: юмор, сатира, пародии, стёб
О подборке
В подборку включаются рассказы не потому, что у них в жанрах и/или тегах стоит «Юмор», а на самом деле было весело читать.
Это вторая часть подборки от https://author.today/collection/113
Сюда выносятся все одиночные рассказы, т.е. не состоящие в сборниках. Критерий переноса — размер менее 1 АЛки.
Причина переноса банальна — ограничение подборки на кол-во книг — не более 300.
Все доп.описания, критерии включения и всё остальное — см. в «главной» подборке.
Сортировка предполагалась по размеру, но из-за ошибки АТ менять рассказы местами не получается, из-за чего сейчас «по мере чтения».
Но изначально, при создании, было по как раз рамеру, поэтому, если хотите чего небольшого, на пару минут — читать с конца.
И повторюсь: подборка АБСОЛЮТНО субъективна, здесь только те рассказы, которые были прочитаны лично мной, произведения по чьим-то советам просто так не включаются — сначала надо почитать и оценить.
Список пополняется по мере чтения новых рассказов, если есть желание отслеживать изменения — используйте подписку на подборку.
Размер: 34 263 зн., 0,86 а.л.
Доступ:
Свободный
Небольшой фанфик по циклу Надежды Поповой — «Конгрегация» написанный в рамках Зимней фэндомной битвы. Тем не менее персонажи полностью оригинальные.
Размер: 35 589 зн., 0,89 а.л.
Доступ:
Свободный
Меня никто не читает! Хнык-хнык. Мусор из моей головы не смотрят. Почему? Что с моей помойкой не так? Вон, посмотрите туда! Да куда вы таращитесь? Туда! В том мусорном баке толпа трётся. Видите? Словно рядом пятизвёздочный ресторан, и туда постоянно выкидывают просроченные бутылки вина пятидесятилетней выдержки, тысячелетние яйца и фрукты нони. Что я делаю не так?
Азиатским новеллам и их последователям посвящается. Жил-был, помогал советами…
Размер: 29 788 зн., 0,74 а.л.
Доступ:
Свободный
И снова краткое изложение потенциального романа. Своеобразная биография очередного Избранного бросившего вызов злу.
Размер: 31 487 зн., 0,79 а.л.
Доступ:
Свободный
Фантастика без эротики и матюков.
Размер: 27 716 зн., 0,69 а.л.
Доступ:
Свободный
Инквизитору на заметку. Если ведьма ведёт себя слишком сговорчиво, то обязательно жди подвоха. Причем подвох может прилететь совсем с неожиданной стороны!
Размер: 29 305 зн., 0,73 а.л.
Доступ:
Свободный
Иногда для счастья нужен вовсе не принц.
Размер: 27 282 зн., 0,68 а.л.
Доступ:
Свободный
— Попасть после смерти в фэнтези мир, чтобы делать и ТО и ЭТО с ненасытными кошкодевочками? Дааа!! А? Какой милый пёсик!
[Магия Греха активирована. Зафиксировано невинное божье создание. Производится осквернение.]
— Даже не смотри на меня так!
Размер: 24 666 зн., 0,62 а.л.
Доступ:
Свободный
Этот простенький рассказ не имеет ни малейшей художественной ценности. Он был написан чисто для души, под влиянием от рождения ребенка. Да, и смею заметить что у счастливого отца на самом деле было все не так как у героев данного произведения
Размер: 23 904 зн., 0,60 а.л.
Доступ:
Свободный
Каждый может представить себя рыцарем с волшебным мечом, в волшебных доспехах, могучим непобедимым красавцем. Но что делать, если нет ни меча ни доспехов, а лишь непонятно что? Думаю понятно, что в таком случае надо либо хорошенько поработать мозгами либо… махнуть на все рукой и отправиться на совершение подвигов. И пусть боги ужаснуться вашим деяниям!
Размер: 19 873 зн., 0,50 а.л.
Доступ:
Свободный
Четать всем! Шидевр!! Вааще супер!!! (И прочий бред, который пишут для того, чтобы привлечь внимание)
Размер: 19 433 зн., 0,49 а.л.
Доступ:
Свободный
Она медленно, но настойчиво продвигала грушевидный плаг себе в анус, когда дверь в подсобку неожиданно отворилась, и кто-то сказал: Ей, это тебе кусачки бы….»
От страха она сильно дернула рукой, пробка пошла свою широкую часть и резко втянулась внутрь. Хвост занял свое место над копчиком и слабо покачивался. Скоба крепления сверкала между ягодиц полированным хромом.
Размер: 18 191 зн., 0,45 а.л.
Доступ:
Свободный
…» Ах эти эльфы! С дивной красотой,
Пластичностью своей и все дела…
Утру непрошеные слезы бородой —
Меня-то мама гномом родила!»..
Размер: 16 362 зн., 0,41 а.л.
Доступ:
Свободный
После всемирного апокалипсиса и ядерной войны, гонец далекого племени приходит к опытному жрецу покупать новую религию. Но не всё пойдёт так гладко:)
Размер: 13 465 зн., 0,34 а.л.
Доступ:
Свободный
А все ли так просто с необыкновенным искусством доктора Айболита? Где он брал лапки для пострадавших зайчиков? Каким образом он мог проводить сложнейшие манипуляции в полевых условиях? В сказке есть ответы на эти, и на другие животрепещущие вопросы…
Размер: 13 803 зн., 0,35 а.л.
Доступ:
Свободный
Выбирая профессию — выбирай правильно. А то кто знает, возможно что самая грязная и непритязательная работа приведёт тебя к небывалому успеху. С другой стороны от подобного успеха может быть немало проблем. Так что следует быть готовым ко всему.
Размер: 13 356 зн., 0,33 а.л.
Доступ:
Свободный
И царили мир и процветание в Волшебной стране многие столетия, и эльфы дружили с орками, а драконы с вампирами… Но тут Хранителям стало скучно, и впустили они в мир худшую из напастей…
Размер: 12 635 зн., 0,32 а.л.
Доступ:
Свободный
Стоит какой-либо фантастической идее вторгнуться в быт, она обязательно будет использована не по назначению. Вот жила крепкая семья с давно сложившимися традициями — и что с нею в итоге стало?
Размер: 9 016 зн., 0,23 а.л.
Доступ:
Свободный
Воин клавиатуры и мыши попадает в рай. (Но это не точно)
Рассказ к конкурсу «Пиррова победа».
Размер: 7 831 зн., 0,20 а.л.
Доступ:
Свободный
Чудо иррационально по своей природе. Оно случается тогда, когда само того захочет. А длань судьбы может очень разные направления показать…
Размер: 4 566 зн., 0,11 а.л.
Доступ:
Свободный
Ну бросишь ты курить. И что изменится?
Не нашел что почитать? Посмотри книги в других жанрах
Информация о подборке
Опубликована:
Последнее обновление: