Рассказ двойка по поведению габова

Елена габова елена габова дата рождения 07.06.1952 место рождения г. сыктывкар, ссср гражданство ссср, российская федерация род деятельности писательница язык
Елена Габова

Елена Габова

Елена Габова

Дата рождения 07.06.1952
Место рождения г. Сыктывкар, СССР
Гражданство СССР, Российская Федерация
Род деятельности писательница
Язык произведений русский

Елена Васильевна Габова (Столповская) — автор книг для детей и подростков, переводчик, Народный писатель Республики Коми.

Елена Габова / Биография

Елена Габова родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Она внучка писателя Н. П. Попова (Жугыля), одного из основоположников коми литературы. Во время учёбы в школе начала писать. В 1966 году в журнале «Пионер» было опубликовано её стихотворение «Ветер». Свой первый рассказ «Старый Олеш» Елена написала в 15 лет.

В 1970 году Елена Габова поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на сценарно-киноведческий факультет. Училась заочно, получила специальность «кинодраматург». Работала в газете «Молодёжь Севера», редактором студии телевидения, методистом Дома художественной самодеятельности. С 1985 по 2007 год — литературным консультантом Союза писателей Республики Коми.

Свой писательский путь Елена Габова начала как драматург. В 1980 и в 1981 годах Государственный театр кукол Республики Коми поставил две её пьесы — «Венок тундры» и «В стране Дождевании».

В 1983 году Габова была участником Всероссийского семинара молодых писателей, проходившего в местечке Лемью под Сыктывкаром. Её рассказ «Двойка по поведению» был высоко оценен руководителем семинара С. Залыгиным. В этом же году рассказ публикует журнал «Войвыв кодзув» («Северная звезда»), а немного позже журнал «Юность». В 1984 году Елена Васильевна принимала участие во Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве.

В 1983 году в Сыктывкаре увидела свет первая её книга для детей — повесть-сказка «Гришуня на планете Лохматиков». Она открыла читателям автора, обладающего неистощимым воображением. По этой повести в 1998 году Государственный Театр оперы и балета Республики Коми поставил мюзикл. Тяга к необыкновенному отличает и вторую книгу Елены Габовой — «Невидимки в лагере», вышедшую в 1987 году. Следующие книги «Двойка по поведению» (1989) и «Тайкина тайна» (1991), адресованные детям среднего и старшего возраста, имели большой успех у читателей.

В центре произведений Елены Габовой — подростки. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных, стремление разобраться в себе — вот что отличает её героев.

В 1999 году повесть «Шалун Антон и сыщики девчонки» (на русском «Никто не видел Рыжего») была издана на японском языке в издательстве «Gakken». В 2002 году перевели на японский ещё одну книгу — повесть-сказку «Гришуня на планете Лохматиков». Также в японских журналах для детей был опубликован рассказ «Двойка по поведению» и другие рассказы. Елена Васильевна побывала в Японии, встречалась с читателями.

В 2011 году при республиканском детском журнале «Би кинь» вышли две яркие книжки Е. Габовой на коми языке «Ичöтик мойдъяс» («Маленькие сказки») и «Нюмбана нывка» («Улыбчивая девочка»).

Долгое время книги Елены Габовой не выходили за пределы Коми республики (не считая Японии). В 2006 году, когда она стала лауреатом литературной премии имени В. П. Крапивина, горизонты расширились. Её повести и рассказы стал публиковать журнал для программного и внеклассного чтения «Путеводная звезда». В 2012 году в московском издательстве «Аквилегия» в серии «Современная проза» вышел сборник рассказов «Двойка по поведению». Елена Васильевна стала получать отклики от читателей страны. Также её книги издаются в издательстве «Эксмо» в серии «Только для девчонок». Продолжается активное сотрудничество с издательством «Аквилегия». В 2016 года в издательстве «Время» вышла книга «Отпусти меня», которая вызвала большой интерес у подростковой аудитории.

  • Елена Габова
  • Рассказ двойка по поведению габова

    Двойка по поведению / Елена Габова

  • Рассказ двойка по поведению габова

    Дождь из прошлого века / Елена Габова

  • Рассказ двойка по поведению габова

    Отпусти меня / Елена Габова

  • Рассказ двойка по поведению габова

    Плыли облака / Елена Габова

  • Рассказ двойка по поведению габова

    Школьные годы недетские / Елена Габова

Рассказы и повести Габовой переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки, а также на языки народов России — башкирский, марийский и другие. Рассказы и повести печатались в журналах «Юность», «Наш современник», «Костер», «Пионер», «Слово». Повесть-сказка «Гришуня на планете Лохматиков» и рассказ «Двойка по поведению» вошли в школьную хрестоматию для учеников пятых классов.

Елена Габова известна как переводчик. Перевела с коми на русский язык повесть В. Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской», рассказы и повести А. Попова, Е. Козловой, сказки Г. Юшкова. Также её переводы с коми печатаются в журналах: «Наш современник», «Мурзилка», «Север», газете «Литературная Россия». Габова — инициатор издания литературного альманаха «Белый бор», который стал значительным явлением в культурной жизни Республики Коми.

В 2012 году Национальная библиотека Республики Коми представила презентацию мультимедийного издания под названием «Писатель Елена Габова: профессия как состояние души». Мультимедийный диск — это не только полнотекстовая библиотека, включившая 90 произведений одного из самых популярных детских писателей, но и страницы активной творческой жизни Елены Габовой, иллюстрированные фотографиями из личного архива, письмами и рисунками детей-читателей.

В 1989 году Елена Васильевна стала членом Союза писателей России. В 1999 году ей было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Коми», а в 2006 году — «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В 2012 году Елене Габовой присвоено звание «Народный писатель Республики Коми».

Елена Габова / Книги

  • Габова, Е. В. Гришуня на планете Лохматиков : повесть-сказка / Елена Габова ; художник В. М. Хлебникова. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1983. — 72 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. Невидимки в лагере : повесть, рассказы / Елена Габова ; художник С. Добряков]. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1987. — 86 с. : ил.
  • Габова, Е. В. Двойка по поведению : повесть и рассказы / Е.В. Габова. — Москва : Молодая гвардия, 1989. — 204 с.
  • Габова, Е. В. Тайкина тайна : повесть и рассказы / Елена Габова; худож. Т. В. Васильева. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1991. — 174 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. Вареная сосулька : повесть, рассказы, сказки / Елена Габова ; худож. В. В. Токарев. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1993. — 207 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Габова Е. В. Никто не видел Рыжего : повести, рассказы / Е. В. Габова ; худож. Е. В. Сухарева. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2000. — 224 с. : ил. — [Хранится в НДБ Республики Коми им. С. Я. Маршака].
  • Габова, Е. В. Не вставайте с левой ноги : повести и рассказы / Елена Габова ; худож. О. Н. Семёнова. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2004. — 239 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. Жизнь и фантазии Сени Ёлкина : повести, рассказы, сказки / Елена Габова. — Сыктывкар : Эском, 2007. — 213 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. Дети древней земли : повесть / Елена Габова, Наталья Макарова. —Сыктывкар : Кола, 2008. — 157 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. Любовь на семи ветрах / Елена Габова. — Сыктывкар : Анбур, 2008. — 239 с. — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. Маленькие повести о школьной любви / Елена Габова ; художник Анжелика Штепа. — Сыктывкар : Титул, 2010. — 199 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. Беличья шкурка / Елена Габова ; ил. Е. Милославской. — Москва : Изд. домик Дорофеевой, 2011. — 50 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. Новенький и Черепаха : повести и рассказы для старшеклассников о любви, и не только / Елена Габова. — Сыктывкар : Редакция газеты «Коми му», 2011. — 255 с. — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. «Двойка» по поведению : школьные рассказы о любви и не только / Елена Габова. — Москва : Аквилегия-М, 2012. — 251 с. — (Современная проза).
  • Габова, Е. В. Большая девчонка : повесть / Елена Габова. — Москва : Эксмо, 2013. — 187 с. — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. Дождь из прошлого века : повести / Елена Габова ; худож. К. Прокофьев. — Москва : Аквилегия-М, 2013. — 286 с. — (Современная проза).
  • Габова, Е. В. Просто про любовь / Елена Габова. — Москва : Аквилегия-М, 2013. — 211 с. — (Современная проза).
  • Габова, Е. В. Чайка с застывшим взглядом : повести / Елена Габова ; худож. Кирилл Прокофьев. — Москва : Аквилегия-М, 2013. — 192 с. : ил. — (Современная проза).
  • Габова, Е. В. Ветер влюбленных : повесть / Елена Габова. — Москва : Эксмо, 2014. — 187 с. : ил. — (Только для девчонок). — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. Плыли облака : повести / Елена Габова. — Москва : Аквилегия-М, 2014. — 288 с. — (Современная проза).
  • Габова, Е. В. Улыбка Кубы : повесть / Елена Габова. — Москва : Эксмо, 2014. — 188 с. : ил. — (Любовь + Путешествия). — [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. У чуда две стороны : повесть / Елена Габова. — Москва : Эксмо, 2015. — 187 с. : ил. — (Только для девчонок). [Хранится в РГБ].
  • Габова, Е. В. Школьные годы недетские : повесть / Елена Габова ; художник В. Спиренков. — Москва : Аквилегия-М, 2015. — 288 с. — (Современная проза).
  • Габова, Е. В. Осторожно, каникулы : повести / Елена Габова ; худож. Анжелика Штепа. — Сыктывкар : Титул, 2016. — 359 с. : ил.
  • Габова, Е. В. Отпусти меня : повесть / Елена Габова ; рис. Веры Коротаевой. — Москва : Время, 2016. — 127 с. : ил. — (Время — детство!).
  • Габова, Е. В. Между небом и морем / Елена Габова. — Москва : Аквилегия-М, 2017. — 191 с. : ил. — (Современная проза).

Елена Габова / Публикации в периодической печати

  • Габова, Е. В. И отец мой, и мама моя : [ И отец мой, и мама моя ; Тайкина тайна ; Беличья шкурка ; Только часочек у синего моря] / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2007. — № 11. — С. 2–21, 22–30, 31–32, 49–61, 63–78.
  • Габова, Е. В. Дуб Толик Сергеевич : [Дуб Толик Сергеевич ; Новенький и черепаха] / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2009. — № 12. — С. 2–33, 88–93.
  • Габова, Е. В. Не пускайте Рыжую на озеро : [Не пускайте Рыжую на озеро ; Баскетбольная история ; Золушка из семьи многодетных ] / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2011. — № 3. — С. 1–4, 14–19, 58–67.
  • Габова, Е. В. Не пускайте Рыжую на озеро : рассказ / Е. Габова ; нарисовала С. Серикова // Кукумбер. — 2011. — № 4. — С. 18–23.
  • Габова, Е. В. В ожиданьи алых парусов : повести о старшеклассниках / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2012. — №12. — 96 с.
  • Габова, Е. В. Осторожно: каникулы / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2016. — № 2. — С. 1–32, 49–80.
  • Габова, Е. В. Незаметная девочка : повесть / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2019. — № 11. — С. 1–24, 41–63.

Елена Габова / Переводы

  • Козлова, Е. В. Синее стёклышко : рассказы / Е. Козлова ; пер. с коми Е. Габовой. —Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2000. — 32 с. — [Хранится в РГБ].
  • Козлова, Е. В. Таинственная тропа : повести, рассказы / Елена Козлова ; пер. с коми Е. В. Габовой ; худож. И. А. Авилова. — Сыктывкар : Редакция газеты «Эском», 2012. — 215 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Козлова, Е. В. Непутёвый мальчишка : повести / Елена Козлова ; перевод с коми: Е. В. Габовой, П. Р. Черкашина ; художник И. А. Авилова. — Сыктывкар : Союз писателей Республики Коми, 2019. — 191 с. : ил.
  • Тимин, В. В. Мальчик из Перми Вычегодской : историческая повесть для детей / В. Тимин ; пер. с коми Е. Габова. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2001. — 238 с. — [Хранится в РГБ].
  • Юшков, Г. А. Заячий год : сказки / Г. Юшков; перевела с коми Е. Габова ; худож. А. Мошев. — Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1996. — 32 с. : ил. — [Хранится в РГБ].

Елена Габова / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Габова, Е. В. Дождь из прошлого века : повести / Елена Габова ; художник К. Прокофьев. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (1,05 МБ). — Москва : Аквилегия-М, 2013 (Москва : НБР, 2017). — 288 с. : ил. — (Современная проза).
  • Габова, Е. В. Чайка с застывшим взглядом : повести / Елена Габова ; худож. Кирилл Прокофьев. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0 MB). — Москва : Аквилегия-М, 2013 (Москва : ЛитРес). — 192 c.
  • Габова, Е. В. Плыли облака : повести / Елена Габова. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0 MB). — Москва : Аквилегия-М, 2014 (Москва : ЛитРес). — 288 c.
  • Габова, Е. В. Школьные годы недетские : повесть / Елена Габова. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0 MB). — Москва : Аквилегия-М, 2015 (Москва : ЛитРес). — 288 c.
  • Габова, Е. В. Двойка по поведению : рассказы, повесть / Елена Габова. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (12,0 МБ). — Москва : Аквилегия- М, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 256 с. : ил. — (Современная проза).
  • Габова, Е. В. Отпусти меня : повесть / Елена Габова ; иллюстрации Веры Коротаевой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (1,51 МБ). — Москва : Время, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 128 с. : ил. — (Время — детство!).

О жизни и творчестве

  • Артемонова, С. Любить — значит простить : [о книге Е. Габовой «Чайка с застывшим взглядом»] / С. Артемонова // Путеводная звезда. — 2016. — № 7/8. — С. 9. — (Возвращаясь к напечатанному).
  • Артёмова, Ж. Какое оно — семейное богатство? : [о книге Е. Габовой «Чайка с застывшим взглядом» / Ж. Артемова // Путеводная звезда. — 2018. — № 6. — С. 10. — (Книжкин клуб).
  • Елена Габова // Живые лица : навигатор по современной отечественной детской литературе : биобиблиографический справочник. Вып.1 / сост. Т. Говенько. — Москва : Беринга, 2014. — С. 83–91.
  • Габова, Е. Пусть не гаснет свет : [Елена Габова знакомит с новой повестью о школе и о самом лучшем учителе] / Е. Габова // Путеводная звезда. — 2011. — № 3. — С. 2. — (Представляя свою книгу).
  • Габова, Е. В. …Или огонь, мерцающий в сосуде? [Елена Габова знакомит читателей со своей новой повестью «Незаметная девочка» / Елена Габова // Путеводная звезда. — 2019. — № 11. — (Представляя свою книгу).
  • Даниленко, Ю. Ю. Современная подростковая проза Елены Габовой: секрет успеха (Сыктывкар, республика Коми) / Ю. Даниленко // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета : научный журнал. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. Вып.1. — Пермь : ПГГПУ, 2017. — С. 115–120. — [Хранится в РГБ].
  • Данилова, О. Г. Урок по рассказу Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» / О. Г. Данилова // Литература в школе : Уроки литературы : прилож. к журн. «Литература в школе». — 2008. — № 9. — С. 11–12.
  • Лисовская, Г. К. Габова Елена Васильевна // Коми литература : энциклопедический словарь школьника / под. ред. Бурилова Н. А., Гальперина В. В., Головиной В. Н. и др. ; введ. В. Н. Демина, Г. К. Лисовской. — Сыктывкар : Коми респ. дет. б-ка им. С. Я. Маршака, 1995. — С. 46–49. — [Хранится в РГБ].
  • Лисовская, Г. К. Габова Елена Васильевна // Писатели Коми : биобиблиографический словарь : в 2-х т. Т. 1 : А–Л / Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Национальная библиотека Республики Коми», Библиографический отдел, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН», Сектор литературоведения ; науч. рук. Т. Л. Кузнецова ; авторы статей: Т. Л. Кузнецова и др. — Сыктывкар : Анбур, 2017. — С. 220–225. — [Хранится в РГБ].
  • Литература Коми : словарь школьника / М-во культуры и нац. политики Республики Коми, Нац. детская б-ка Республики Коми им. С. Я. Маршака ; сост. : Головина В. Н., Лимерова В. А. — Сыктывкар : Седьмая печать, 2007. — 351 с. — [Хранится в РГБ].
  • Писатель Елена Габова: профессия как состояние души. — Текст : электронный / ГБУ РК «Нац. б-ка Республики Коми», Отд. электронного обслуживания ; сост.: И. А. Белый и др. — Сыктывкар : НБ РК, 2012. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). — [Хранится в РГБ].
  • Фочкин,О. История первой любви : [рецензия на книгу Е. Габовой «Отпусти меня», 2016] // Читаем вместе. — 2016. — № 10. — С. 37.
  • Штефан, О. В. «Семья — счастье для себя и для всех» : урок по повести Елены Габовой «И отец мой, и мама моя» / О. Штефан // Уроки литературы. —2012. — № 5. — С. 10–12. — Библиогр. — (Уча, учусь).
  • Ахметова, О. В. Проблемы отцов и детей (на примере произведений современной писательницы Е. В. Габовой) / О. Ахметова. — Текст : электронный // Новые цели и ценности образования: опыт, проблемы, перспективы развития : сборник материалов IV международной научно-практической конференции. Т. 2 (Москва, 17–18 апреля 2015 г.). — Москва : Инновации и эксперимент в образовании, 2015. — С. 168–170. — (дата обращения: 15.05.20).
  • Елена Габова: «Каждый из вас может стать литературным героем» / беседу вела Татьяна Шипошина. — Текст : электронный // Дети & Книги : сайт. — (дата обращения: 15.05.20).
  • Габова (Столповская) Елена Васильевна. — Текст : электронный // Союз писателей Республики Коми. Гижысь Котыр : сайт. — (дата обращения: 18.05.20).
  • Полковникова, И. В. К вопросу о проблематике современной литературы для подростков : [тема семьи и семейных ценностей в контексте литературной истории и социологии детства] / И. Полковникова. — Текст : электронный // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — Псков : ПГУ, 2009. — С. 101–102. — (дата обращения: 15.05.20).

Награды, премии

  • 2002 — лауреат премии Правительства Республики Коми в области литературы (премия им. И. А. Куратова) (за сборник «Никто не видел Рыжего» и перевод исторической повести В. В. Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской»).
  • 2006 — лауреат Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина (за сборники повестей и рассказов «Не вставайте с левой ноги» и «Никто не видел Рыжего», исповедующие доброту, совестливость и уважение к людям).
  • 2007 — Елена Габова признана самым читаемым писателем Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера», проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки Коми.
  • 2009 — лауреат III Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Н. Толстого (за повести для подростков «Беличья шкурка», «Зануда Дёма», «Рыжий пёс, черный Мерседес»).
  • 2010 — диплом Всероссийского литературно-педагогического конкурса «Добрая лира» (за повесть-сказку «Волшебная ледышка» и рассказ «Чем вредны овраги»).
  • 2011 — лауреат (XII вручение, за 2010 год) Всероссийской литературной премии имени П. П. Бажова (за цикл рассказов и повестей, раскрывающих мир и проблемы современного подростка).
  • 2011 — лауреат республиканского литературного конкурса «Лучшая книга года» в номинации «Лучшая книга на русском языке» (за книгу «Дети древней земли», в соавторстве с Н. Макаровой).
  • 2012 — первый приз IX открытого Конкурса литераторов на соискание литературной премии им. Ю. С. Рытхэу в номинации «Проза: детская литература. За лучшее издание дидактической направленности» (за краеведческий бестселлер «Дети древней земли», в соавторстве с Н. Макаровой).
  • 2013 — лауреат премии Правительства Республики Коми в области литературы (премия им. И. А. Куратова) (за альманах «Белый бор»).
  • 2016 — лауреат премии имени Александра Грина (присуждена ей, как автору многих известных произведений, за художественное мастерство, высокий профессиональный уровень и созвучность идеям выдающегося писателя-романтика Александра Грина).

Соотнесение подростка с литературным образом Е.Габовой. Приложение 3

Образ литературного героя Е.Габовой
Герой
10 лет. Это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботиться о внешности.
«Гришуня па планете Лохматиков». Он пока еще не заботится о себе, а живет детской фантазией, которая его уводит из серой жизни школьных буден.
Мальчик
11 лет. В этом возрасте начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроения, ссоры со сверстниками, бунт против родителей.
«Двойка по поведению». Происходит взросление — из хулигана превращается в уравновешенного подростка, возрастает интерес к представителям противоположного пола — к девочкам.«Лишняя Новикова».У подростка появляется первая любовь=> начинается беспокоится и заботится о своей внешности, замечает недостатки, критично относится к себе.
Мальчик
12 лет. Такая «турбулентность» частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно — влияние сверстников. Главные черты: разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола.
13 лет. Ведущее свойство этого возраста – обращение внутрь, подросток становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе, преобладают также частые перепады настроения.
«Лишняя Новикова». У подростка трудности в семье (появление нового мужа и ее матери) => она замыкается в себе, уходит в себя. Можно отметить уход за своей внешностью.
Девочка
14 лет. Подросток энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; он очарован словом личность, любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицируется с героями кино и литературы.
«Не вставайте с левой ноги». Девочки, учась в гимназии и живя вместе в одной комнате, дополняют друг друга, формируя личность, а некоторые делают это читая лит. произведения — начинается поиск себя
Девочки
15 лет. Быстро нарастают индивидуальные различия – рост духа независимости, который делает отношения подростка в семье и школе более напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям.
«Школьные годы недетские». Идет познание себя, реализование себя в качестве писательницы, становление личности. Трудности в семье накладывают отпечаток – недоверие, малая общительность родителей и детей. В кругу одноклассников – расслоение, образование группировок, проверка друзей.
Девочка
16 лет. Наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.
Приложение 4
Разделение жанров литературы и проблематики в творчестве Е.Габовой
В творчестве Е.В. Габовой наблюдается преобладание рассказов над повестями. Такое разнообразие возникает потому, что Е.В Габова, во-первых, — писательница, которая пишет для детей, подростков, которые в этом возрасте предают предпочтение небольшим произведениям, потому что их легче понимать, читать и улавливать их суть.Да, и самой писательнице проще доносить до молодых читателей смысл своих произведений в таких небольших объемах, который знакомит и учит в то же время детей жизни, способствует формированию их как личностей.
Проблемы
Повесть «Школьные годы недетские»
Рассказ «Письмо»
Рассказ «Двойка по поведению»
Рассказ «Лишняя Новикова»
Рассказ «Кое-что о телепатии»
Первая любовь
Взаимоотношения родителей и детей
Настоящих друзей
Обретения своего счастья
Стремление к фантастике
Компанией lego education 27-28 февраля 2014 года проводят Международную…
Международную научно-практическую конференцию «Инновационные решения в образовании: от школы к производству». Конференция посвящена…
Программа для молодежи и школьников «шаг в будущее»
Научно-практическую конференцию «За страницами твоего учебника» в рамках программы
Владивостокская епархия Русской Православной Церкви 14-18 мая 2007…
Владивостокская епархия Русской Православной Церкви 14-18 мая 2007 г проводят в г. Владивостоке всероссийскую научно-практическую…
Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса…
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Тема: «Любви все возрасты покорны» Любовная лирика А. С. Пушкина. Урок- открытие Цели
Применение инновационных технологий. Исследовательская работа «Утаенная любовь А. С. Пушкина»
Научно-исследовательская работа (без хоздоговорной) 10443 часов
Объем работы, выполняемый кафедрой в 2010/11 году составляет 9074,2 часов, из них
Научно-исследовательская работа Секция литературы Подготовила Ширяева…
Изучение отношения Ф. М. Достоевского к вопросу самоубийства в общественной жизни России XIX в
Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка»
Лексические средства выразительности речи: метафора, эпитет, аллегория, метонимия, сравнение, градация, антитеза, анафора, ирония…
Научно-исследовательская работа: Проектирование и исследование «узких»
Технология Ethernet. Тестирование на наличии «узких» мест сети на базе Ethernet. Выводы
Ардоо «зеленый мир» научно-исследовательская работа содержание введение 3 основная часть 4
Компоненты этой среды практически сильно отличаются от соответствующих природных аналогов. Это мы ощущаем, когда выезжаем в природную…
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Урок -размышление по рассказу Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»

Эпиграф к уроку:   «Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар  

                                  говорить». В.И. Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»

Цели:

  1. Образовательная – познакомить учащихся с рассказом современной писательницы

Е. Габовой, проанализировать  лексические и грамматические особенности текста с целью выявления аргументов для сочинения на лингвистическую тему.

  1. Развивающая – способствовать развитию интереса к чтению произведений современной литературы, созданию условий для развития критического мышления, навыков устной и письменной речи.
  2. Воспитательная –способствовать формированию умения прощать, прислушиваться к себе и к окружающим.

Наглядность и оборудование: портрет Е.Габовой, распечатки рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро», репродукция картины И.Левитана «Закат над лесным озером».

Ход урока.

  1. Вызов интереса

Звучит песня А. Макаревича «Брошенный мир»

— Чем созвучны песня А. Макаревича «Брошенный мир» и рассказ Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»?

Учитель: Школа – это маленький, своеобразный мир, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Уверена, что в ее рассказе «Не пускайте  Рыжую на озеро» мы откроем для себя не только новые аргументы для сочинения , но и новую литературу. Кто же она, современный автор Елена Габова?

Слово о писателе (биографическая справка в сообщении ученика).

В Республике Коми и далеко за ее пределами известно имя детской писательницы Елены Габовой. Для неё важны честность, доброта, чувство собственного достоинства, искренность. Её герои – обыкновенные ребята, часто из неблагополучных семей. Непросто им жить, если родители расстались и находятся в разных уголках/ «И отец мой, и мама моя»/; ты талантлив, но живёшь в интернате, в силу неблагополучия в семье/ «Не вставайте с левой ноги»/, о первой любви, которая готова вытерпеть любые сложности / «Только часочек у синего моря»/;  а подчас грубость или жестокость могут всё разрушить / «Беличья шкурка»/, но добрый, порядочный человек преодолевает жестокость сверстников, одиночество среди одноклассников и находит своё место в жизни / «Не пускайте рыжую на озеро»/.         В произведениях, кроме «детских» проблем, ярко рисуются и социальные проблемы современного общества (беспризорность, неполные семьи, воспитание в интернате и др.)

  1. Работа над содержанием рассказа.

Какое впечатление произвел на вас ее рассказ «Не пускайте  Рыжую на озеро»?

 Обращение к эпиграфу: какие мысли рождаются в голове, какие чувства испытываете?

  • с удовольствием прочитал…
  • нельзя остаться равнодушным…
  • к сожалению…
  • к немалому удивлению, узнал, что…
  • возмущает (радует, восхищает, огорчает и т. п.) то, что..
  • интересно то, как автор…

О чем рассказ Е.Габовой «Не пускайте  Рыжую на озеро»?

      О подростковой жестокости, об одиночестве, о зависти, о нахождении своего места в жизни

Какова главная мысль текста? 

      Надо уметь понять и услышать другого человека, пусть  и не такого, как все.

 Что помогает нам, читателям, глубже вникнуть в авторский замысел, точнее определить его отношение к тому, о чем он пишет?

      Лексические и грамматические особенности текста.

Вспомним, на каких примерах можно рассмотреть лексические явления? (Приложение 1) Грамматические явления? (Приложение 2)

Расскажите о героине рассказа. Какой вы ее представляете?               

— Обратимся к фрагменту рассказа Е.Габовой. Объясните значение фразеологизма в пр.4 и поясните их лексическую роль в тексте.

Фразеологизмы

Значение фразеологизма

Лексическая роль в тексте

Едва сводить концы с концами

С трудом справляться с материальными трудностями

Рассказывая о том, как жилось Светкиной семье, автор использует фразеологизм «едва сводили концы с концами» (пр.3), и это лексическое явление помогает читателю понять, какой несладкой была жизнь девочки. Света Сергеева растет без отца, семья с трудом справляется с материальными трудностями.

         -Какой художественный приём использует автор, описывая внешность Светы Сергеевой?

Чтение по ролям.

Антитеза -стилистическая фигура в предложениях 1, 47 способствует «превращению» презираемой одноклассниками Рыжухи в «роскошную золотоволосую красавицу», помогает ярче представить внешность восходящей звезды.

Как относятся  к Светке одноклассники?

Светку не любили, дали кличку Рыжуха. Девчонки отказывались на уроках физкультуры выполнять упражнения с ней в паре, «словно Светка прокаженная». Раздражали рыжие волосы, ее пронзительный голос. Не понимали странного поведения Светы: она часто «выла» — пела. Презирали за единственные потертые джинсы.

Охарактеризуйте поведение одноклассников по отношению к героине? Найдите  слова, сочетания слов, предложения, которые, как Вам кажется, являются значимыми.

(Какие грамматические конструкции передают высокомерное  отношение к девочке? Какова роль этих грамматических явлений?)

  • Сложное предложение №1 с однородными придаточными. Однородные придаточные помогают понять, почему Светку не любили в классе.
  • Инверсия «дура рыжая»  (пр.11) передает их пренебрежительное отношение к Сергеевой.
  • Фразеологизм » во внимание не принимали» (пр.4) помогает представить действия одноклассников Рыжухи, которые ничуть не жалели Свету, бездушно обходились с ней.  Их издевательское отношение  можно увидеть и на примере предложений с обращениями «Рыжуха» (пр.17), «Рыжая» (пр.30,36).
  • Какие чувства передают эмоционально окрашенные предложения:

Предложения

Интонационное значение

Пояснение

» Не езди с нами на прогулку!»(пр18).

гнев

передают чувство сильного возмущения, негодования Женьки, подчеркивают его  жестокость, бессердечие, помогают понять, что он грубый, черствый человек.

Опять отдельно от всех будет на озере выть! (пр.20).

раздражение

Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! (37)

насмешка, издевка, злорадство

  • Писателю необходимо было детально описать, какую сильную неприязнь и отвращение  испытывает  Маринка Быкова к Светке, и поэтому он использовал глагольное словосочетание со связью примыкание «брезгливо отодвигала» (пр.42).
  • Выпишите синонимы из следующих предложений, объясните их роль в тексте.

Предложения

Роль в тексте

Контекстные синонимы «пела-выла» (пр. 7,8,10)

подчеркивают неприязненное отношение одноклассников к пению Светки.

Как вы думаете, что чувствует Светка?

Поясните грамматические связи в следующих  предложениях

Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром ее ни на одной фотографии нет (пр.40).

Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство. (Неполное предложение (пр.25)  помогает подчеркнуть  внутреннее состояние девочки -одиночество).  

Что же помогло героине выстоять?

      Благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Умела прощать одноклассникам. Пение спасало девочку. Эта мысль подчеркивается автором  использованием ряда однородных членов » в  предложении 14: в  её голосе было что-то родственное » с начинающей травой, легкими облаками, теплым воздухом». Мы открываем душевное состояние девочки, ей хорошо на природе.

      Исцеляло ее озеро (пр.7). Определим символику озера в рассказе. Во многих древних культурах

оно представлялось источником жизни. Погружение в озеро означало возрождение и восстановление.

Озеро символизирует идею «уровней» — вода всегда связывается с отношениями между глубоким и поверхностным, внешним и внутренним.

Учитель: Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом!

«Когда же  она запела высоким, удивительным голосом, меня мгновенно бросило в пот» (пр.48). Какова лексическая роль фразеологизма «бросило в пот»? (подчеркивает сильное волнение рассказчика, который осознает свою вину, вину одноклассников).

Рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Почему рассказчик делает такой вывод? (Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир).

 Назовите лексическое явление, использованное автором. Какова роль контекстных антонимов в данном случае?

 Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела (предл.47); ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников (предл. 7-11), раскрылось во всей красе. А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий» рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили и обижали (предл. 18, 32,37,38,42), смеялись над ее пением. Они, глупые школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь, как лакмусовая бумажка, показала истинный «цвет» каждого.

Выразительное чтение стихотворения.

  Родиться рыжим — значит, не таким как все.

Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен.

Ты неприличен и смешон, резвясь в росе,

Весь мокрый, вопреки послушным умным детям.

Проходят годы — можно выкрасить копну

Волос, что вечно провоцирует сравненье,

И сесть на мель или совсем пойти ко дну,

Иль плыть, не дергаясь, с толпою по теченью.

Родиться рыжим — значит не таким вообще.

Пусть ты блондин иль даже волосами черен.

Ты просто «рыжий» изначально там, в душе.

 И пусть порой смешон, но серым непокорен.

Словарная работа. Дайте толкование слову «рыжая» 

— Рыжий — по цвету волос, веснушкам на лице, светлой коже. ( « Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен»)

— Рыжий — не такой как все («Рыжий» изначально там, в душе»)

III. Работа в группах. Используя материал урока, напишите сочинение.

Вывод. Наш удивительно богатый язык — великолепный материал для исследования. Если вы научитесь анализировать лексические и грамматические явления в любом тексте, вы гораздо глубже будете понимать прочитанное.

IV.Рефлексия

1. Определите тему урока (Легко ли быть рыжей? Быть всегда человеком… )

2.Нашла ли Света «СВОЁ ОЗЕРО»?

Ей было нелегко в классе. Но она добилась своей цели, доказала, что умна и талантлива.

3.Почему рассказ назван «Не пускайте Рыжую на озеро»?

4.Продолжите мысль

Меня взволновало…….

Меня огорчило……….

Мне запомнились строки………

Важно………

Домашнее задание. Написать эссе «Легко ли быть рыжим»?

V.Подведение итогов.

Учитель: Читая и обсуждая рассказ, мы пришли к выводу, что обидев человека, не поддержав его в сложную минуту и предав его, можно сломать ему жизнь, а потом мучиться и жалеть о содеянном. Вот почему нам нужно быть добрее, человечнее, быть отзывчивыми к чужой боли и чужой беде. Нужно научиться сострадать и прожать. Только тогда человек станет духовно и нравственно чище.

Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.

Пока не знаем мы заранее, что совершим,
Что сможем вынести,
Есть нашей жизни оправдание,
До первой лжи иль первой хитрости.

Работы детей


       1.   В.И. Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»,  писал: «Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить». В самом деле, любая наша мысль об окружающем мире воплощается в слове. Мысль невозможна без него, потому что именно слово организует, закрепляет, образует в нашем мозгу определенное понятие.

          Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте Е.Габовой. . Фразеологизм » во внимание не принимали» (пр.4) помогает представить действия одноклассников Рыжухи, которые ничуть не жалели Свету, бездушно обходились с ней.  Издевательское отношение одноклассников  к девочке  можно увидеть и на примере предложений с обращениями «Рыжуха» (пр.17), «Рыжая» (пр.30,36).

          Таким образом, грамматические и лексические явления помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отношение Е.Габовой к изображаемому.

        2.В.И. Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»,  писал: «Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить». Безусловно, слова показывают образ наших мыслей, но если мы захотим узнать, как именно думает, мыслит человек, обращаемся к грамматике.

                Обратимся к фрагменту рассказа Е.Габовой. Рассказывая о том, как жилось Светкиной семье, повествователь использует фразеологизм «едва сводили концы с концами» (пр.3), и это лексическое явление помогает читателю понять, какой несладкой была жизнь девочки. Только благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Умела прощать одноклассникам. Пение спасало девочку. Эта мысль подчеркивается автором  использованием ряда однородных членов » в  предложении 14: в  её голосе было что-то родственное » с начинающей травой, легкими облаками, теплым воздухом»

              Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору донести до читателя свой замысел.

3.        В.И. Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»,  писал: «Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить». Действительно, словарный запас человека помогает увидеть его духовный мир, характер, отношение к окружающим, однако важным является и то, какие грамматические формы он использует, чтобы выразить свои мысли.

Так, контекстные синонимы «пела-выла» (пр. 7,8,10) подчеркивают неприязненное отношение одноклассников к пению Светки.

А вот эмоционально окрашенные предложения (18,20,37)  передают чувство сильного возмущения, негодования Женьки, подчеркивают его  жестокость, бессердечие, помогают понять, что он грубый, черствый человек.

        Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте, помогают глубже понять авторский замысел, его отношение к героям.

        4. В.И. Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»,  писал: «Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить». В самом деле, лексика позволяет человеку выразить себя в слове, а грамматика дает ему возможность правильно изложить свои мысли, раскрывая при этом собственные чувства и состояния.

                  Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом! Вот и рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела (предл.47); ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников (предл. 7-11), раскрылось во всей красе. А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий» рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили и обижали (предл. 18, 32,37,38,42), смеялись над ее пением. Они, глупые школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь, как лакмусовая бумажка, показала истинный «цвет» каждого.

               Таким образом, анализ лексических и грамматических особенностей доказывает правоту В.И.Даля

              5.И. Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»,  писал: «Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить». В самом деле, все, что нас окружает, мы называем словами, и каждое из них имеет свое значение.

             Например, фразеологизм в предложении 48 «бросило в пот» подчеркивает сильное волнение рассказчика, который осознает свою вину, вину одноклассников.

Инверсия «дура рыжая»  (пр.11) передает их пренебрежительное отношение к Сергеевой.

Таким образом, умелое  использование лексики и грамматики помогло донести до читателя свои мысли.

  • Рассказ два плуга слушать
  • Рассказ два товарища толстой распечатать
  • Рассказ двое на распутье
  • Рассказ двое на острове
  • Рассказ два одиночества глава 26 читать