Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»
Касторенского района Курской области
Литературное чтение
1 класс
УМК «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)
Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»
Подготовила
Мордасова Светлана Вячеславовна,
учитель начальных классов
Тип урока: урок — исследование.
Учебная задача: учить различать народные и авторские сказки; продолжать формировать понятия об отличительных особенностях народной сказки.
Планируемые результаты урока:
— предметные: будет различать народные сказки и авторские; будет давать характеристику героям русской народной и авторской сказок; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; будет выразительно читать диалоги в сказке: передавать настроение персонажей, их характер.
— метапредметные:
- регулятивные: принимает и удерживает цель урока; сознательно осуществляет коррекцию и оценку своей деятельности;
- познавательные: учится владеть навыками смыслового чтения; сравнивает, анализирует, делает выводы;
- коммуникативные: учится слушать учителя, одноклассников и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
— личностные: чувствует красоту художественного слова.
Оборудование: презентация к уроку, выставка книг «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Конёк — Горбунок» П. Ершова, Сказки Л. Пантелеева, минусовка русской народной песни «Во поле берёза стояла», картинки с изображением солнышка, шапочка петушка.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
(На доске тема урока, эпиграф к уроку — пословица «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»)
На фоне тихой музыки (СЛАЙД 1) учитель читает стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица».
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки…
— Внимательно посмотрите на доску и прочитайте, что написано.
— Как вы можете объяснить смысл пословицы?
— Предположите, над чем мы будем работать на уроке? (Над сказками)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
2.1 Анализ русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».
— Какую сказку вы читали дома? («Лиса, заяц и петух»)
— Назовите персонажей сказки?
— Кто из персонажей вынесен в название сказки? Почему?
— Кто автор сказки? (народ)
— Определите жанр сказки (русская народная сказка, сказка о животных)
— Какое событие стоит в центре сказки?
— Как каждый из персонажей вел себя?
— Что нужно было сделать, чтобы восстановить справедливость?
— Кто вызвался помогать Зайчику в беде?
— Что общего в поведении собак и медведя?
— Почему? Ведь эти животные сильные, большие?
2.2 Работа в группах.
— Ребята, кто желает поработать в группах? Разделитесь по желанию на 3 группы. Вспомните правила работы в группе (СЛАЙД).
Задание:
— На карточках подчеркните те качества характера, которые подходят к указанному герою. Обоснуйте, почему вы выбрали эти качества.
Лиса Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Заяц Храбрый
Трудолюбивый
Находчивый
Трусливый
Петух Ленивый
Уверенный в своих силах
(Устно побеседовать с учащимися о выполненном задании. Сверка с эталоном (Слайд 2)).
Вывод
Под сказочными героями подразумеваются люди, их характер. Не все можно сделать силой, иногда нужна смекалка, находчивость, настойчивость, терпение и даже хитрость. Здесь кроется мудрость народная.
— А сейчас я приглашаю всех в театр посмотреть заключительную часть сказки.
2.3 Чтение сказки по ролям
— Почему Петуху удалось выгнать Лису из домика?
— Как можно голосом передать эти качества Петушка? Какие слова Петушка вам кажутся наиболее красивыми, выразительными? (на плечи, посечи). Они передают колорит русского слова. Как будем читать его песенку? (1-2 человека читают с места)
Вывод
Петушок встает на защиту справедливости, его желание — во что бы то ни стало восстановить справедливость, помочь. Коса выступает как орудие справедливости.
-А как в это время ведёт себя Лиса? Как мы передадим эти качества Лисы голосом? (чтение слов Лисы 1-2 чел.)
-Кто желает прочитать по ролям сцену победы добра над злом? Мне нужно 3 человека: автор, Петух, Лиса. Не забывайте правильно интонировать.
2.4 Работа над отличительными особенностями сказки.
— Итак, назовите отличительные особенности сказки о животных. (Учитель выводит их на экран (Слайд 3))
— Животные разговаривают, наделены человеческими качествами.
— Троекратный повтор.
— Добро побеждает зло.
— Сказка даёт поучительный урок.
— Автор – народ.
3. Физкультминутка со сменой положения тела.
— А какой клич, призыв к борьбе повторял Петушок? (Ку-ка-ре-ку!)
— Кто хочет провести физкультминутку, опираясь на слова Петушка?
Ку-ка-реку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи,
Поди, лиса, вон.
(Ребёнок перед классом показывает импровизированные движения под музыку к словам главного героя сказки 2 раза.)
4. Выявление места и причины затруднения.
— Ребята, а всегда ли автором сказок выступает народ? (Мнения учащихся. Можно заранее организовать выставку авторских сказок – А.С. Пушкин и др.)
— Итак, мнения разделились, одни утверждают, что сказки — это народный жанр, другие, что существуют ещё и авторские сказки.
— А есть ли между ними отличия, и какие есть сходства? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? (Мнения учащихся)
— Попробуем разобраться в этом.
5. Построение проекта и выхода из затруднения.
— Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Научиться различать народные сказки и авторские.)
— Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? На что мы обратим внимание при чтении новой сказки? (На отличительные особенности авторской сказки от народной) (Слайд 4 Цели урока)
6. Реализация построенного проекта. Знакомство детей с авторской сказкой «Две лягушки».
(Слайд 5 — Леонид Пантелеев)
6.1 Знакомство с творчеством Л. Пантелеева.
Псевдоним- Алексей Иванович Еремеев
Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг.)
– Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного детского писателя — Леонида Пантелеева. Настоящее имя писателя Алексей Еремеев, а печатался он под выдуманными именем и фамилией, псевдонимом – Леонид Пантелеев. Это привычное явление в литературе. С самого раннего детства Алёша Еремеев очень любил читать. Читал много, запоем. Мать Алёши, Александра Васильевна, выписывала детский журнал «Золотое детство», который он с братом и сестрой с удовольствием читали. Потихоньку мальчик пристрастился и ко взрослой литературе. У него много рассказов для детей. Их можно взять в нашей библиотеке. Леонид Пантелеев писал и для детей, и для взрослых.
— Давайте поближе познакомимся с его творчеством, сказкой «Две лягушки».
6.2 Чтение сказки учителем.
— Пока я буду читать, вы подумайте:
— Какая лягушка вам больше понравилась и почему?
7. Первичное закрепление во внешней речи.
— Какая лягушка вам больше понравилась и почему?
-С какой лягушки вы хотели бы взять пример?
— К какому литературному жанру относится это произведение? Ответ обоснуйте. (Авторская сказка о животных).
7. 1 Словарная работа.
— В тексте нам встретились новые и малоупотребляемые слова. (На доске)
— Прочитайте и объясните смысл этих слов.
КАНАВА (неглубокая и неширокая траншея)
ПОГРЕБ (кладовая ниже уровня земли, для хранения овощей и продуктов)
БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ
БАРАХТАТЬСЯ (делать беспорядочные движения, находясь в жидкости)
БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ
БУЛТЫХАТЬСЯ (плескаться)
ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ
ЗАХЛЕБНУТЬСЯ (задохнуться или поперхнуться от попадания в дыхательное горло жидкости)
7.2 Повторное чтение сказки по цепочке. Работа по содержанию.
— Еще раз прочитаем сказку, чтобы лучше понять ее содержание, смысл и достичь поставленной цели. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
— Где жили две лягушки-подружки? (Они жили в одной канаве.)
— Что случилось однажды с лягушками?
— Как они оказались в горшке со сметаной?
— Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)
— Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)
— Какой урок приготовила нам эта сказка?
— Похоже ли поведение лягушек на поведение людей?
8. Физкультминутка — для глаз (СЛАЙД 6)
— Давайте снимем напряжение с глаз. Следуйте ими за движениями указки. Закройте глаза руками, поморгайте, продолжим работу на уроке.
9. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.
—Сейчас мы с вами будем работать парами, словно исследователи. На карточках выберите из позиций русских народных сказок те, которые подходят и для авторской сказки Л. Пантелеева «Две лягушки».
-Давайте посмотрим, что же вы открыли для себя? (Проверка работы в группах. Позиции выводятся на экран, отличие в позиции автор)
-Итак, по какому пункту авторская сказка отличается от русской народной? Чем они схожи?
— Вернемся к теме нашего урока.
— Согласны ли вы, что справедливость царит в сказке? (да) Докажите.
— И еще очень важное слово солнышко. Оно символизирует добро, тепло, свет.
В сказках люди не просто мечтали о победе добра, а учили быть твердыми в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом. Сказки давали урок (поучение). «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
-У каждого из вас на столе лежит солнышко. Напишите на нём, чему нас учит авторская сказка «Две лягушки»? (1-2 чел. Спросить)
10. Рефлексия.
— Вернёмся к СЛАЙДУ № 4, достигли ли мы поставленной цели? Докажите.
— Кому было легко выполнять предложенные задания? Почему?
— Кто нуждался в помощи учителя, одноклассников? Почему?
11. Д/З
— Кто желает, дома может изобразить эпизод понравившейся сказки в тетради по литературному чтению.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ПО ТЕМЕ
Л. ПАНТЕЛЕЕВ «
ДВЕ ЛЯГУШКИ»
Дата: 17.02.2020г.
Учитель: Якушева Татьяна Васильевна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2А
Тема: Л.Пантелеев «Две лягушки»
Цель:
ü
формирование читательской
компетентности учащихся способствование осознанию себя как грамотного читателя,
способного к творческой деятельности;
ü
развитие умения
аргументировать свою деятельность, выражать отношение к героям, событиям, языку
произведения.
Планируемы
результаты:
Предметные:
ü
продолжить знакомство с
творчеством Л. Пантелеева;
ü
проанализировать характер
героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения;
ü
учащиеся научаться
осознанно, читать с целью удовлетворения интереса, приобретение читательского
опыта.
Метапредметные:
(познавательные
УУД)
§
находить необходимую
информацию для выполнения учебных заданий;
§
строить речевое
высказывание в устной форме;
§
учить основам смыслового
чтения, выделять существенную информацию.
(коммуникативные
УУД)
§
слушать и вступать в
диалог, формировать собственное мнение и позицию;
§
учувствовать в
коллективном обсуждении;
§
строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
(регулятивные
УУД)
§
принимать и сохранять
учебную задачу;
§
выделять необходимую
информацию из текста;
§
оценивать правильность
выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
(личностные
УУД)
§
формировать мотивационную
основу учебной деятельность, учебно- познавательный интерес к новому учебному
материалу;
§
развитее этических чувств
как регуляторов морального поведения;
§
развивать способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: портрет Л. Пантелеева, учебник, раздаточный
материал,
Ход урока.
I.
Организационный момент.
1. Учитель
приветствует и знакомится с детьми.
Я очень рада
встрече с вами. Давайте друг другу улыбнемся.
П. Сообщение
темы урока.
Учитель:
Ребята, какие жанры литературных произведений вы знаете?
( рассказы,
сказки басни, загадки пословицы, …
-Ачто свойственно для сказки? (жили-были, герои разговаривают)
предугадывание предстоящего чтения).
Не падай духом
Иногда
можно услышать такое выражение—не падай духом!
—Как вы его понимаете? ( старайся, иди вперёд,
—В какой
жизненной ситуации люди говорят друг другу «Не падай духом!» А вам говорили когда-нибудь
так?
—Что нужно делать, когда попадаешь в беду?( бороться, находить
выход из ситуации) :
«Влияют ли качества характера человека
на его способность преодолевать трудности?»
—А может
ли такая история быть в нашей книге?
О ком пойдёт речь в нашем произведении сегодня ?
Загадка:
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
Кто догадался, о ком мы сегодня будем
читать на уроке?
(О
лягушке) Слово учителя.
— Лягушки
— удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями.
Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на
сушу. Это безвредные животные.
— Чем они
питаются? (Комарами)
— А вы знаете, что в средней полосе России встречаются всего
четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой окраски), а так же травяная и
остромордая (коричневой окраски). Их длина достигает 17 см.
2.Работа по
теме урока.
Тема урока: «Две
лягушки» Л. Пантелеев
Цель:по
знакомиться с произведением Л. Пантелеева «Две лягушки»
План:
1.
Познакомиться с биографией
и творчеством Л.Пантелеева.
2.
Слушание произведения.
3.
Проанализировать
произведение «Две лягушки».
Знакомство с
биографией и с творчеством Л. Пантелеева.
Псевдоним-
Алексей Иванович Еремеев
Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг) – детский
писатель. Родился в Петербурге, в семье военного. Писать свои первые
произведения начал в 18 лет.
— Л.Пантелеев — это
псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые
писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу
Еремееву — бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для
трудновоспитуемых ребят.
Самые яркие
произведения автора: «Буква «Ты», «Честное слово»,
» соавтор книги «Республика Шкид»
-Сегодня на уроке
литературного чтения мы познакомимся с новым произведением где герои не одна,
а…
Давайте его
прослушаем.
1.
Диафильм
Учитель: Работаем с маршрутным листом.
Какой жанр у
данного произведения? Выберите в маршрутном листе правильный ответ. (проверим)
(сказка)
I этап
маршрутного листа.
Басня | Сказка | Рассказ |
Обведи |
Учитель: докажите что это сказка? Речевые обороты:
(Сдайд: жили были, герои думают, говорят, повторы)
Учитель: у этой сказки есть автор. Значит эта сказка -авторская?
3 пункт
плана-Анализ сказки.
Задайте по
тексту вопрос, который может определить, насколько точно вы поняли его
содержание.
. Работа по
содержанию.
1 абзац-
-Где жили лягушки-
подружки?
-Прочитайте, какими
они были по характеру?
2 абзац—
-Куда попали лягушки
во время прогулки?
—3 абзац
-Почему лягушки не
смогли выбраться?
4 абзац-
-Что случилось с
лягушкой лентяйкой?
-Прочитайте, какое
решение она приняла?
5 абзац –
-Что вы можете
сказать о второй лягушке?
6 абзац-
-Как спаслась
лягушка?
Учитель: В тексте нам встретились новые и малоупотребляемые
слова. слова.
БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ
— БАРАХТАТЬСЯ
БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ
— БУЛТЫХАТЬСЯ
ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ
— ЗАХЛЕБНУТЬСЯ
II этап
маршрутного листа. (словарная работа)
1. Барахтаться | неглубокая и |
2. Канава | делать находясь в |
3. Погреб | Настойчивый, |
4. Бултыхаться | кладовая ниже для хранения |
5. Упрямый | барахтаться, |
Соедини слово с |
Работа с
учебником (страница …..)
— Работаем с
учебником. Предлагаю прочитать сказку по частям. Стр. 115 и озаглавить .
План
1.
Две лягушки.
2.
Шалости в погребе.
3.
Лягушка-
лентяйка. Записать план в тетрадь
4.
Храбрая лягушка.
5.
Неожиданное спасение.
Ученики: Трусливая и ленивая лягушка не стала
бороться за жизнь. А храбрая и упорная решила спасти себя.
Учитель: Прочитайте главную мысль прочитанной сказки?
(пока силы есть , буду бороться
Подобные ситуации
бывают с людьми?
Учитель. Молодцы вы подметили главные черты в
характере героев сказки. Давайте составим сравнительную характеристику
главных героев. Работаем с маршрутным листом задание № 3…. (слайд с ответом)
III этап
маршрутного листа.
1 лягушка (лесная) | Характеристики (соедини стрелками) | 2 лягушка( городская) |
Сильная | ||
Лентяйка | ||
Веселая | ||
Трусливая | ||
Храбрая | ||
Настойчивая | ||
Засоня | ||
Волевая | ||
Унылая | ||
Безвольная | ||
Соедини |
Как
действовала в ситуации 1 лягушка: поплавала, побультыхалась, не вылезти, утону-
пессимист Неуверенный в себе человек, который не верит в успех и не
прикладывает усилий, чтобы найти выход из трудной ситуации и добиться успеха.
2 лягушка-
поплаваю, выйдет, буду бороться- оптимист
Уверенный в себе
человек, настойчивый, упорный, не унывающий в любой ситуации, который всегда
верит в успех и прилагает усилия, чтобы найти выход из трудной ситуации и
добиться успеха.
— Могут ли люди тоже
попасть в сложные ситуации и бороться с трудностями или наоборот, не
справляться с жизненными испытаниями? — Кого вам напоминают эти лягушки?
Правильно. Они напоминают людей. Оптимист. Уверенный в себе человек, настойчивый,
упорный, не унывающий в любой ситуации, который всегда верит в успех и прилагает
усилия, чтобы найти выход из трудной ситуации и добиться успеха.
Пессимист. Неуверенный в себе человек, который не верит в успех и не
прикладывает усилий, чтобы найти выход из сложной ситуации и
добиться успеха.
Учитель:?
С какой лягушки
надо брать пример?
Для кого написал
Л.Пантелеев сказку?( для детей)
А взрослые могут
читать её? Почему?(Л.Пантелеев писал и подразумевал людей)
Вывод: И врослые и дети могут научиться из этой
сказки чему?(Выход из трудной ситуации)
Проверка
на слайде (самооценка сигнальные
карточки)
Физкультминутка
Учитель: в жизни бывают различные ситуации: веселые,
грустные, трудные. Какая ситуация была описана в этой истории? (трудная)
А.С.Пушкин сказал:
«Сказка- ложь, да в ней намёк,добрым молодцам урок…;
— Что автор хотел
показать этим произведением? (никогда не сдаваться). Подтвердите словами
текста.
— В чем мудрость
этой сказки.?( Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться
с трудностями)
Учитель:
Повернитесь к своему соседу по парте, и дайте несколько советов как нужно
вести себя в трудной ситуации.
Вернемся к вопросу, который был задан в
начале урока:
«Влияют ли качества характера
человека на его способность преодолевать трудности?»
– Какими качествами должен обладать
человек, чтобы преодолевать трудности?
– Какие черты характера будете
воспитывать в себе?
. Прочитайте и подумайте, какая из них
наиболее полно отражает главную мысль рассказа?
·
Кто не
работает, тот не ест.
·
Смелый
побеждает, а трус погибает.
·
Лентяй
поленился, а упорный добился.
·
Под лежачий
камень и вода не течёт.
·
Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда.
Переход к
эпиграфу Вы все
молодцы, вы на уроке боролись, искали, находили правильные ответы. И если у вас
что-нибудь, когда-нибудь не будет получаться, и почти опустятся руки, вы не сердитесь,
не злитесь, не ругайтесь.
Бороться и искать
найти, и не сдаваться,
Хороший девиз во
все времена.
Не стоит лишь в
силах своих сомневаться.
И давайте скажем
хором «Не падай духом, борись, ищи ,не отступай и
не сдавайся»
-Можем
мы эту сказку назвать поучительной? Почему? Чему она нас учит? (Не падать
духом)
-Какова главная мысль сказки? (Никогда не опускать руки и
не сдаваться).
Рефлексия.
Викторина по сказке А. Пантелеева «Две лягушки»
1.
Где
жили лягушки?
в
болоте в
канаве в
городском парке в
пруду
1.
Когда
лягушки пошли погулять?
вечером
ночью
на
рассвете днём
1.
Куда
лягушки забрались?
в
кухню в
погреб в
сарай в
комнату
1.
Что
из перечисленного НЕ любят лягушки?
плесень
мох
сметану
грибы
1.
Куда
они свалились?
в
горшок со сметаной в
бутылку с кефиром в
блюдце с молоком в
банку с вареньем
1.
О
чём НЕ подумала ленивая лягушка?
«Пока
есть силы, буду барахтаться» «Только
время даром тратить» «Уж
лучше я сразу утону» «Только
нервы даром трепать»
1.
О
чём думала храбрая лягушка?
«Все
равно мне отсюда не вылезти» «Что
же я буду напрасно барахтаться» «Нет,
сдамся» «Нет,
братцы, утонуть я всегда успею»
1.
Какое
выражение употребила лесная лягушка в своих мыслях?
«Шалишь,
лягушачья смерть» «Балуешься,
лягушачья смерть» «Озорничаешь,
лягушачья смерть» «Резвишься,
лягушачья смерть»
1.
Что
случилось со сметаной?
она
высохла из
нее получился сыр из
нее сбилось масло из
неё получился творог
1.
В
каких словах выражена главная мысль сказки?
«Не
падай духом!» «Откуда
взялось масло?» «А
там – что будет» «Как
уж придётся»
Урок 5.
Тема урока: сказка Л. Пантелеева «Две лягушки»,
ингушская сказка «Заяц и черепаха», татарская сказка «Два лентяя». Рубрика «Мы
идём в библиотеку».
Цели деятельности педагога: закрепить
умение различать народную сказку и авторскую (на практическом уровне); учить
выразительно читать диалог персонажей сказки.
Планируемые результаты.
Предметные: знать отличительные особенности
сказочного текста; знать жанровые особенности сказки; характеризовать героев
сказки; учить отличать народную сказку от авторской; читать с использованием
отдельных средств выразительности (громкость, паузы, интонация конца предложения);
учить высказывать собственное мнение о прочитанных сказках; обсуждать проблемную
ситуацию «Что
случилось бы с нами, если бы все люди стали походить на лентяев из сказки?»; сравнивать
сказки со сходным содержанием.
Познавательные: ориентироваться в
своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
Регулятивные: осознавать цели
изучения раздела; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; под
руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на
отдельных этапах урока; адекватно оценивать свои достижения;
Коммуникативные: участвовать в
диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры
речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность; учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика); участвовать в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: проявлять интерес к изучению
культуры и литературы разных народов посредством чтения сказок; проявлять
личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах поведения.
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся (примерные ответы)
Организационный
момент
Проверяю
готовность к уроку.
Выполняют
требования учителя.
Проверка
домашнего задания
Домашнее
задание к уроку.
1
группа. Рассказ от имени лягушки «Как я выбралась из погреба».
2
группа. Рассказать о храброй лягушке.
3
группа Рассказ о ленивой лягушке, отвечать на вопросы № 2 и 3. (2.Какой была
одна лягушка, а какой другая? Прочитай.3. Как ты думаешь, почему первая
лягушка спаслась, а вторая нет?)
4
группа. Придумать 3 вопроса по содержанию сказки.
5
группа. Найти непонятные слова, узнать их значение, выполнить задание № 1.
(Прочитай, как лягушки попали в горшок со сметаной. Сравни, как вела себя
каждая лягушка)
–
Сегодня на уроке мы продолжаем работать над сказками.
–
Как доказать, что произведение Л. Пантелеева «Две лягушки» – это сказка?
–
Дома каждая группа выполняла своё задание по сказке Л. Пантелеева «Две
лягушки». Начнём со словарной работы. Отвечать будут ребята из группы № 5. Я
называю значение слова или близкое по смыслу (синоним), а вы должны вспомнить
слово из сказки.
1.
Микроскопический грибок, который скапливается пятнами в виде налёта.
2.
Продукт, из которого получается сливочное масло.
3.
Яма.
4.
Помещение под землёю для хранения продуктов.
5.
Влажность.
6.
Она всего боится.
Вызываю
учеников группы № 5 к доске, спрашиваю, значение ещё каких слов они узнали
дома.
Учитывая
ответы детей, даю словесную оценку выполнению домашнего задания.
Вызываю
учеников группы № 4. Они задают вопросы классу.
Оцениваю
выполнение домашнего задания группы № 4.
Вызываю
учеников группы № 2.
Прошу
рассказать о храброй лягушке.
Оцениваю
выполнение домашнего задания группы № 2.
Продолжаю
беседу.
–
Какой была лягушка — трусиха, нам расскажут ребята из группы № 3.
Оцениваю
выполнение домашнего задания группы № 3.
–
А теперь представим, что смелая лягушка решила рассказать своим знакомым, как
она попала в погреб, и как ей удалось выбраться оттуда.
Спрашиваю
одного из учеников группы № 1.
–
Чем похожи лягушки-подружки?
–
Чем они отличались друг от друга?
–
Слово «весёлая» здесь можно заменить словом «оптимистка», она верила в успех
и в благополучный исход события. Отличаются ли они друг от друга поступками?
–
Что стало с лягушкой, которая характеризовалась как трусиха, лентяйка, соня?
–
Как храбрость, сила и оптимизм помогли лягушке в трудной ситуации?
–
Какой важный совет даёт писатель в конце сказки? Прочитай его. Как ты его
понимаешь?
–
Можно ли мысль из сказки Л. Пантелеева «Не падай духом!» соотнести с
содержанием сказки «Лиса и заяц»?
–
Кого надо было поддержать этой фразой?
–
А человека ободрить, поддержать в трудной ситуации можно фразой: «Не падай
духом!»
–
Приведите примеры.
–
Автор сказки, Леонид Пантелеев, наверное, не раз говорил себе: «Не падай
духом!», потому что некоторое время он воспитывался в детском доме. Об этом
он написал в своей первой книге «Республика ШКиД». (Школа-коммуна имени
Достоевского).
Физкультминутка.
Отвечают.
(начинается со слов «жили-были…; лягушки ведут себя, как люди: думают,
принимают решение …)
Отвечают.
(плесень).
Отвечают.
(сметана)
Отвечают.
(канава)
Отвечают.
(погреб)
Отвечают.
(сырость)
Отвечают.
(трусиха).
Отвечают.
Отвечают.
Ученики
группы № 2 выходят к доске и рассказывают по плану: называют качество
характера лягушки и доказывают это качество поступком лягушки.
Рассказывают
по очереди. Сначала называют качество, а затем доказывают его примером из
сказки.
Рассказывает.
Отвечают.
(жили в одной канаве; любили поесть то, что пахнет сыростью, мхом, грибами;
любили прыгать и играть)
Отвечают.
(одна была трусиха, лентяйка, соня, другая – храбрая, сильная, весёлая)
Отвечают.
(да, одна боролась за жизнь, вторая – нет)
Отвечают.
(утонула)
Отвечают.(она
выбралась из горшка)
(«Не
падай духом!»). Объясняют, как понимают этот совет.
Отвечают.(да)
Отвечают.(зайца)
Отвечают.(да)
Приводят.
Слушают.
I этап —
мотивационно — ориентировочный.
(Мотивация
к деятельности: создание ситуации успеха).
* Технология
«Зигзаг» подробно описана в моём конспекте (Урок 3 по теме «Как бы жили мы
без книг»)
Знакомлю
с новой сказкой.
–
А
сейчас определим героев следующей сказки. Загадываю загадки.
1. И на суше, и в воде
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме…
2.
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
–
Давайте
выясним, что вы знаете о зайце и черепахе. Работать будем по технологии
«Зигзаг».
Вопросы.
1).
Где живут зайцы? (в степи, полях и лесах)
2).
Чем питаются зайцы? (растениями)
3).
Где живут черепахи? (в тёплых краях: степях и пустынях)
4).
Чем питаются черепахи? (растениями, плодами, насекомыми)
5).Сколько
метров сможет пройти черепаха за 1 минуту? (около 250 м)
Сколько
метров может пробежать заяц за 1 минуту?(1 км)
По
окончании работы в группах говорю:
–
Определить,
кто будет отвечать на вопрос № 1, поможет считалка. Встаньте те, кто отвечал
на вопрос № 1.
Считаю:
–
Черепаха
хвост поджала
И
за зайцем побежала,
Оказалась
впереди,
Кто
не верит, выходи.
Продолжаю
беседу:
–
Могут
ли в жизни заяц и черепаха жить рядом?
–
Где?
–
Если
бы они побежали наперегонки, кто бы победил?
–
Что
нужно сделать черепахе, чтобы обогнать зайца?
Добавляют:
черепаха.
Отвечают.(заяц)
Объединяются
в группы в условленном месте и отвечают на вопросы.
Рассаживаются
по местам.
Встают.
Выходит
ученик и отвечает на вопрос.
После
ответа он с помощью считалки выбирает того, кто будет отвечать на вопрос № 2.
Аналогично
выбираются остальные ребята.
Отвечают.(редко,
но могут, например в степи или в зоопарке)
Отвечают.
(заяц)
Высказывают
свои предположения.
II этап —
поисковый.
(Учебно-познавательная
деятельность. Постановка задачи)
–
В
сказке, которую мы сейчас послушаем, черепахе удалось обогнать зайца, как у
неё так получилось, давайте узнаем.
После
прослушивания задаю вопрос:
–
Кого удивила черепаха?
Предлагаю
прочитать сказку парой. Способ чтения выбрать самостоятельно (по цепочке, по
абзацам, по ролям).
Спрашиваю
читать одну из пар.
После
чтения проверяю, как поняли содержание сказки:
–
О
чем поспорили заяц и черепаха?
–
Что
сделала черепаха?
–
Что
делал в это время заяц?
–
Почему
черепаха оказалась первой у цели?
–
Как
должен выглядеть заяц в финале сказки «Заяц и черепаха»?
–
Как
должна выглядеть черепаха в финале сказки?
–
Покажите:
1 вариант своему соседу как выглядел заяц в конце сказки, 2 вариант – как
выглядела черепаха.
–
О
чём заставляет задуматься сказка?
– Чему она
вас научила?
–
Подготовьте с соседом ответ на задание № 2. (В каких
строках содержится главная мысль сказки? Как ты её понимаешь?)
Спрашиваю
одну из пар.
Физкультминутка.
Слушают.
Поднимают
руку.
Договариваются
и читают шёпотом.
Читают.
Отвечают.
(кто быстрее лесную поляну обежит)
Отвечают.
(сразу тронулась в путь)
Отвечают.
(лежал под кустом и посмеивался над черепахой)
Отвечают.
(она тихо шла к цели)
Отвечают.
(удивленным,
оторопелым, сердитым …)
Отвечают.
(радостной, гордой, довольной …)
Показывают.
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают
на вопросы.
Отвечают.(Лёжа
на месте и от черепахи можно отстать)
Отвечают.
(Упорство, терпение и воля к победе помогают достигнуть цель)
Выполняют.
III этап —
практический.
(Решение
учебной — практической задачи).
Знакомлю
с новой сказкой:
–
Следующая сказка называется «Два лентяя». Послушайте начало этой сказки.
Читаю
сказку до слов: «Вот ещё выдумал …»
–
Что мог ответить второй лентяй?
–
Давайте
дослушаем историю про двух лентяев до конца.
–
Какие поступки героев говорят о том, что они очень ленивые?
Подготовка
к чтению по ролям.
–
Как нужно читать слова лентяев?
Предлагаю
объединиться в «тройки», (1 вариант пересаживается к парам на 1 ряд, второй –
на 3 ряд).
Спрашиваю
читать одну из «троек».
–
Как вы думаете, рассказчик этой сказки сочувствует героям, осуждает их или
высмеивает?
Работа
в парах.
–
Порассуждайте с другом над вопросом № 2: (Что случилось бы с нами, если бы
все люди стали походить на этих двух лентяев?)
Подвожу
итог.
–
Над чем вас заставили задуматься прочитанные три сказки?
–
Чему они вас научили?
–
Какой намёк вы для себя усвоили?
В
конце урока библиотекарь проводит обзор книг со сказками.
Слушают.
Высказывают
свои предположения.
Слушают.
Отвечают. (не
захотели трясти яблоню, легли в ожидании пока яблоки сами им в рот упадут, даже
не захотели жевать яблоки)
Отвечают.
В
«тройке» выбирают автора и исполнителя ролей.
Читают.
Высказывают
своё мнение.
Высказывают
своё предположение.
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают.
IV
этап — рефлексивно — оценочный.
(Рефлексия.
Оценка результатов деятельности).
Дополните
предложения:
Сегодня
я
заметил…
запомнил…
задумался…
Домашнее
задание
Прочитать
сказку «Три дочери»
Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.
Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 2, рассказ интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, смартфоны с QR-сканером, бумажные карточки с QR-кодами Plickers, аудиозапись рассказа «Честное слово».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Приветствуют учителя
Постановка темы и цели урока
На слайде размещены обложки книг автора, произведения которого мы читали на прошлых уроках. Назовите их? Кто является автором этих рассказов?
Какое произведение вам не знакомо?
Сформулируйте цель урока.
Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая»
«Честное слово»
Познакомиться с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»
ПУУД: Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.
КУУД: Умение слушать и понимать речь других.
ЛУУД: Умение определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.
У вас на партах листы с планом урока. Пункты плана в произвольном порядке. Восстановите последовательность их выполнения на уроке.
Ответы детей
1. Прочитать произведение;
2. Проанализировать главного героя;
3. Сравнить литературного героя и героя в жизни.
Первичное восприятие текста
Посмотрите на слайд, возьмите смартфоны и отсканируйте коды. Это определения из толкового словаря.
Ответы детей
Словарная работа с QR-кодами.
Как вы думаете, почему мальчик плакал?
Давайте выясним, что было на самом деле.
Послушайте аудиозапись.
(до слов «- Я честное слово сказал…»)
Какие чувства испытывал мальчик?
Почему мальчик не уходил с поста?
Трудно ли держать честное слово? Почему?
Как вы думаете, мог ли этот взрослый человек помочь мальчику?
Дочитываем произведение самостоятельно.
Дал честное слово
Ответы детей
(что значит дать честное слово?)
Предположения детей
Предположения детей
Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;
Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной деятельности класса.
РУУД: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Планирование своей деятельности.
Прогнозирование деятельности.
КУУД: Умение сотрудничать и работать в группе;
Умение слушать и понимать речь других.
ЛУУД: Оценивание жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Во время чтения произведения производится словарная работа с помощью QR-кодов.
СТОРОЖКА — небольшой домик, помещение для сторожа.
ЧАСОВОЙ — вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (военнослужащий, стоящий на посту, на часах).
КРАСНОАРМЕЕЦ — воинское звание и должность военнослужащего Красной Армии.
КРАСНАЯ АРМИЯ — название армии в советское время (1918-1946 гг.).
Физкультминутка «Солдаты»
Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись.
На носочках потянись.
Раз — рывок (прыжок),
Два — рывок,
Отдохнул ли ты дружок?
Помаши кистями дружно
Нам работать сейчас нужно!
КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия
Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы выполнили?
Какие чувства вы испытали после прочтения?
Что подтвердилось из ваших предположений?
1. Прочитать произведение
Первая группа ищет в тексте описание внешнего вида мальчика. Вторая группа — чувства и переживания. Третья — поступки, поведение.
Хорошо читающий ученик читает последний абзац рассказа.
Ответы детей
Как вы считаете, выполнили ли мы вторую задачу урока?
На ваших столах лежит конверт с разрезанными пословицами. Соедините их.
Проверяем (слайд).
(Как аукнется, так и откликнется.
Нечистая совесть спать не даёт.
Не давши слово — крепись, а давши — держись.
Не по виду суди, а по делам гляди.)
Как вы думаете, было ли это произведение поучительным?
«О детях и для детей».
Ответы детей
Какие еще произведения из этого раздела мы изучали?
— Что объединяет эти рассказы?
— Что общего в характерах главных героев?
— Чем отличается главный герой этого произведения от других?
— Кто из современного мира для вас является героем, который может сдержать свое честное слово?
Рефлексия
Расположите иллюстрации в хронологическом порядке (пояснить слово хронология).
Чему учит рассказ?
Какова главная мысль рассказа «Честное слово?
Оцените свою работу. Поставьте «+» в нужной графе таблицы.
Ответы детей: честь превыше всего.
Оценивают себя…
РУУД: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.
КУУД: Умение слушать и понимать речь других
Домашнее задание
Выбери домашнее задание:
— Пересказ от лица главного героя произведения;
— Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку;
— Составить план произведения.