Рассказ два пирожных 2 класс

урок литературного чтения во 2 классе.тема урока: ю.ермолаев два пирожных.цель: познакомить уч-ся с произведением ю. ермолаева два пирожных.задачи

   Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема урока:     Ю.Ермолаев «Два пирожных».

Цель: познакомить уч-ся с произведением Ю. Ермолаева « Два пирожных».

Задачи урока: 

  1. помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Два пирожных»;
  2. способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся;
  3. на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость;
  4. познакомить детей с континентом Земли – Африкой.

Оборудование:     

  1. Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс ( 2-я часть).
  2. Набор слов для сбора пословиц.
  3. Глобус.
  4. Песня «Дорогою добра» (слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова). 
  5. Презентация к уроку. ( Автор Воронкова Ю. Д.)

I.   Организационный момент. Тема и цели урока.

              Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

           — Дети,  возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

— И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок.

— Вы любите уроки литературного чтения? Почему?

 — Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

                    Литературное чтение – прекрасный урок,

                   Много полезного в каждой из строк,
                  Стих это будет, сказка, рассказ –

                   Вы учите их – они учат вас!

 — Сегодня мы познакомимся с  новым писателем, прочитаем его рассказ «Два пирожных», (Слайд 1) осмыслим содержание рассказа, поговорим о хорошем качестве человека.  

II.    Повторение по изучаемому разделу.

 — Как называется раздел, который мы читаем? (Слайд 2 ).

    — Что мы выясняем, читая произведения этого раздела?

  — О каком качестве друзей мы узнали из стихотворения В. Лунина « Я и Вовка»?

— В каком рассказе мы встретили сопереживание другу?(Слайд 3 ).

III

  Актуализация знаний. Работа с пословицами ( идёт обсуждение в парах ).

Собрать пословицы:

греет, сердце,   солнышка,  матери,     лучше  

при матери, при солнышке, тепло, добро,

дружбу, а зло, забывай, помни

без,  в   жизни,   друга,  худо

— Кто выполнит задание, встаньте, взявшись за руки.

— Объясните пословицы.

— Как сказать по-другому « худо»?

— На какие 2 темы эти пословицы? Проверьте. (Слайд 4 ).

Проговорим чистоговорку о дружбе:  (Слайд 5 ).

                                                    Ра-ра-ра во дворе идёт игра.

Ре-ре-ре весело в игре.

Ру-ру-ру я люблю игру.

IV.  Сведения об авторе. (Слайд 6 ).

            Юрий Иванович Ермолаев окончил театральное училище имени Щепкина в Москве в 1943 году. По профессии он был актёром. Играл главные роли в спектаклях московских театров.

    Но талант писателя пересилил талант актёра. Поэтому прославился Ермолаев не как драматический актёр, а как детский писатель.(Слайды 7 -9 ).

              Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Ермолаев писал не только рассказы и повести, но и сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе».

             Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.

V.  Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева « Два пирожных». ( Слайд 9).

1)  Первичное знакомство с текстом

          Учебник с.85-86.

2).  Анализ произведения:

— Понравился ли вам рассказ?

— Назовите действующих лиц рассказа.

— О чём попросила мама дочек?

— Чем занималась старшая сестра Наташа?

— Что делала Оля?

— Хотелось ли им мыть посуду?

— Кто из сестёр пошёл помогать маме?

— Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86.

— Чем занята Наташа?

— Какое у неё выражение лица?

— Как изображена Оля?

— Прочитай, к какому эпизоду относится рисунок?

3) Словарная работа.  ( Слайд 11).

Задание: Перечитать рассказ. Обратить внимание на слова. Все ли слова вам понятны?

   После чтения дети называют слова.

Словарная работа. ( Слайд 12- 16).

Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

 ( Слайд 12).

Африка — материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой. ( Слайд 13).

Река Конго— название реки. Очень крупная река Африки.

 ( Слайд 14).

Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.

Тропические лианы –  вьющиеся растения с длинными стеблями, растут в тропических лесах, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них.

Слайд 15).

Пальмы— деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечно — зелёными листьями.

(Слайд 16).

  Музыкальная физминутка « У жирафа пятна…» ( Слайд  17 ).

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

VI.  Знакомство детей с животным миром Африки.

— Покажите на глобусе Африку.

— Кто из вас подготовил рисунки об обитателях Африки?

( Дети представляют свои рисунки).

— Наташа в своих мыслях была в Африке. Сейчас мы с вами тоже побываем в Африке.

 ( Просмотр слайдов 18 — 28 ).

    — А если ваши родные попросят вас в это время помочь им? Как вы поступите?

VII. Работа с рассказом:

1) Чтение по ролям.

2) Инсценировка рассказа своими словами.

VIII.  Итог урока:

            — Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

— Кто его написал?

 — Как вы считаете, это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?

  — Какая из девочек вам больше нравится и почему?

 —  За какое качество характера вы выбираете Олю? (отзывчивость)

— Знакомя вас с автором – Юрием Ермолаевым,  я сказала, что некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками». Как вы считаете, рассказ « Два пирожных» — грустная шутка?

— Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?

Оценивание детей. — Посовещайтесь в парах и оцените свою работу на уроке.

Рефлексия.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

— Какой этап урока вам больше понравился?

-В начале урока вы высказывали свои мысли , что ожидаете от этого урока. Оправдались ли ваши ожидания?

 — Нарисуйте смайлик, который выражает ваше настроение после этого урока.

— Спасибо за работу на уроке.( Слайд 29 )

Домашнее задание

1) Пересказ от имени Оли.

           2) Нарисовать рисунок к рассказу « Два пирожных».

Направление: формирование школьника
как субъекта учебной деятельности.

Приоритетная цель: развитие личности
ребёнка, формирование положительной мотивации
учащихся

Тип урока: урок изучения нового
материала.

Форма работы: фронтальная, групповая,
в парах, индивидуальная.

На доске эпиграф: Макаренко А.С.
«По-настоящему ведёт за собой та книга, из
которой читатель делает выводы сам».

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты: формируемые
УУД
I. Мотивационно-ориентировочная
часть

Эмоциональный настрой.

Звучит отрывок из песни «Улыбка». Слайд
2

– Я вижу, что у вас у всех хорошее
настроение Я очень рада, что сегодняшний наш урок
начинается с хорошего настроения.  Радостное
настроение почему? Разумом не поняли, а
заулыбались. А почему?
– Хотите, чтоб урок был интересным и
познавательным?
– Тогда начнём. Сайд 3

 

–  Наверное, потому что звучала 
чудесная музыка.

Личностные: формирование
положительного  отношения  к процессу
познания, нравственных ценностей учащихся:
доброжелательности, доброты, любви

Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.

Зарядка для диктора – Как всегда,  начинаем  с зарядки
для диктора.
Зачем её проводим?
– Какой сейчас изучаем раздел по чтению?
– Значит, скороговорку скажем не только быстро,
но и выразительно
– Скажем сою любимую скороговорку своему соседу.
– Готовим речевой аппарат к работе.

«Читаем
выразительно»

Учащиеся работают в паре

Личностные
Регулятивные
Коммуникативные: умение взаимодействовать
со сверстниками в учебной деятельности в
статичных парах.
Целеполагание Перед нами сегодня новое
произведение
– Какие задачи поставим на урок?

Слайд 4

– А какие бы виды работы вам были интересны? Слайд
5

– Познакомиться с автором
– Познакомиться с произведением
– Определить жанр произведен.
– Проанализировать  главных  героев
– Определить главную мысль

– Игра
«Радиотеатр»
– Составление синквейна
– Работа с пословицами
– Работа в группах

Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с
поставленной зад
Регулятивные:
формулирование темы урока, принятие  и
сохранение  учебной цели  и задачи.
Дополнять высказанные мнения по существу
получен­ного задания
II. Операционноисполнительная часть

1. Знакомство с автором

– Определяем автора. Найдите и
прочитайте автора и название произведения Слайд
6

НАРЕРМОЛАЕВПАК
ЧСДВАПИРОЖНЫХЕД

Слайд 7

– Что вы про него уже знаете? Слайд 8

 

Ермолаев Юрий
Два пирожных

Юрий Ермолаев –  современный детский
писатель.
Он родился в 1921 году в Москве.
С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил
учиться в театральное училище им. М. Щепкина при
Малом театре. По профессии он был актером его не
покидала мечта стать детским писателем

Познавательные: развитие
операций мышления
«В гостях у автора» –  А сейчас ещё одна небольшая
страничка  Слайд 9
– Однажды на радио автор прочитал свои первые
рассказы, которые имели успех у слушателей.
Первая книга рассказов «Почему рассердились
бумажные полоски» вышла в 1960 году. Пьесы и
сценки автора исполнялись в театрах.
Слайд10

Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые,
их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма,
они всегда верят в справедливость
– С каким произведением этого автора мы уже
знакомы?
– О чём он был?
 

– Рассказ «Угодили»
– О взаимоотношениях в семье, об отношении к
бабушке

2. Подготовка к восприятию – В произведении встретятся новые или
малознакомые слова, значения которых нужно
уточнить  Слайд11
– Кто сегодня «дежурный по словарю»?
Вам задание, узнать значения таких слов, как 
«крендельки» «Африка», «тропические лианы»
«Дежурные по словарю» –  пара –
 работают с Большим толковым словарём Ожегова
и находят значения нужных слов
Познавательные:
воспроизведение  по памяти информации,
осуществление расширенного поиска информации
3. Словарная работа – Если по ходу чтения вам встретятся
слова, значения которых вы хотите узнать или
уточнить, куда будем обращаться?
– Какие книги вы будете искать?

Читай
слова слитно      Слайд 12

Читай целыми словами    Слайд 13

– Проверяем  словарную работу

–  Можно спросить у взрослых,
поискать сведения в библиотеке, интернете.
–  Энциклопедия .

Учащиеся, которые работали
со словарём, представляют информацию

4. Подготовительные
упражнения
  Слайды 14-16
Антиципация – По названию произведения, словам 
предположите, о чем пойдет речь.
Учащиеся строят свои гипотезы Познавательные:
умение прогнозировать содержание читаемого.
5. Первичное восприятие Произведение читает учитель, учебники
закрыты.
   
Проверка первичного
восприятия.
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Какие чувства вы испытали?
– Понравились вам сёстры?
УДИВЛЕНИЕ, НАПРЯЖЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ,
ТРЕВОГА, РАДОСТЬ, НЕГОДОВАНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ
Коммуникативные:
определение эмоционального характера 
текста;  умение осознавать авторское и
собственное отношение к персонажам.
6. Вторичное чтение и
анализ.
– Давайте еще раз перечитаем текст и
определим жанр этого произведения Произведение,
какого жанра мы прочитали? Слайд 17


 Обоснуйте каждый признак произведения

Это рассказ.

Признаки рассказа

1. Повествование о реальных событиях.
2. Небольшой объём.
3. Немного действующих лиц.
4. Описание одного эпизода

Познавательные:
умение различать жанры произведений
Физкультминутка  для глаз Слайд 18   Личностные
7. Анализ произведения – Продолжим работу над реализацией
поставленных целей. Слайд19
– Проанализируем главных героев. Слайд 20
– О чём попросила мама дочек? Слайд20
–  Почему девочки не хотели помогать маме?По
щелчку появляются фразы: читала книгу, лепила из
пластилина/    Слайд20
–  Какой выбор сделала каждая  из сестер? (По
щелчку появляются фразы: чтение книги, помощь
маме) Слайд20
– Какими  по характеру были 
сестры?    Слайд 20
– Почему Наташа съела два пирожных?   Слайд20
– Какой урок хотела дать мама  дочке
 

– Наташа –  себялюбивая, ленивая,
нечуткая
– Ольга – трудолюбивая, отзывчивая,доб
рая, внимательная, ответственная
– Оля съела два пирожных, потому что за старание
ее отблагодарила мама, а старшая сестра так и не
пришла на помощь

– Возможно, Наташа так поступала не в первый
раз. Видимо, ее нечуткость к близким людям
проявлялась не один раз

Коммуникативные:
соблюдение  правил общения,  умение строить
монологическое
высказывание
Личностные:
ориентация в нравственном содержании и смысле
поступков как собственных, так и окружающих
людей Познавательные:
установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
допускать возможность
существования у людей различных точек зрения
8. Работа в парах.
Игра «Радиотеатр» (ТПО   с. 76)
Слайд 21      Слайд 22
–  Отметь, где, чьи слова Слайд 23
– То, что не нужно читать вслух (пояснения
автора), возьми в скобки
Слайд 24       Слайд 25
Учащиеся работают в парах, готовятся
читать отрывок по ролям.
Коммуникативные:
развитие умений работать в статичных парах,
распределять роли
Физкультминутка   Слайд 26   Личностные :
9. Работа в группах. Составление
синквейна.
Слайд 27 2 группы составляют синквейн об Оле,
2 группы составляют синквейн  о Наташе
Познавательные:
сочинение  небольшого текста  на заданную
тему.
Коммуникативные:
согласование  усилий  по решению учебной
задачи, умение договариваться и приходить к
общему мнению в совместной деятельности,
учитывать другие мнения
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу.
10. Домашнее задание  Слайд 28
Домашнее задание на выбор:
– Составить  синквейн к слову Семья
– Выразительное чтение  рассказа
– Подобрать  пословицы к этому произведению
  Личностные
Познавательные:
III. Рефлексивно-оценочная часть

Обобщение
ответов

– Чему учит нас этот рассказ?   
В рассказе есть  прямые советы, как поступать?
И неспроста  на доске сегодня появилось
высказывание замечательного человека
Макаренко  А.С. «По-настоящему ведёт за собой
та книга, из которой читатель делает выводы сам»
– О чём сегодня задумались после чтения этого
произведения?
Слайд 29

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Я попробую…
  • Урок дал мне для жизни…
– Автор показывает жизненную ситуацию.
Читая, мы осуждаем одних, поддерживаем  и
волнуемся за других.  
Личностные:
формирование нравственных ценностей учащихся
Познавательные:
проводить аналогии между изучаемым материалом и
собственным опытом.
Коммуникативные:
аргументирование своей позиции, умение строить
монологическое
высказывание
Личностные:
формирование адекватной позитивной осознанной
самооценки и самопринятия
Слайд 30 В Природе  есть солнце. Оно
светит и всех любит и греет. Давайте сотворим
солнце в себе. Закройте глаза, представьте в
своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно
направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы
чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем
лучик, который несёт мир. Звёздочка опять
увеличилась. Направляем лучик с добром,
звёздочка стала ещё больше. Я направляю к
звёздочке лучики, которые несут здоровье,
радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь
звёздочка становится большой, как солнце.
– Кому подарим эту звездочку, полную любви,
нежности, ласки?
– Спасибо всем за работу.
Личностные:
формирование положительного  отношения  к
процессу познания, нравственных ценностей
учащихся: доброжелательности, доброты

ГДЗ по литературному чтению 2 класс Климанова Виноградская Горецкий

Авторы: Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий

Издательство: Просвещение

Тип книги: Учебник

ГДЗ учебник «Литературное чтение. 2 класс. ФП. ФГОС» Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого. Издательство «Просвещение». Серия «Школа России. ФГОС». Состоит из двух частей (1 часть — 160 страниц, 2 часть – 160 страниц).

Во втором классе ребятам предстоит знакомство с литературными произведениями лучших отечественных и зарубежных авторов, в том числе Пушкина, Крылова, Есенина и многих других. В течение всего учебного года школьники смогут развивать свои навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, сделают значительный шаг вперед в развитии художественно-творческих и познавательных способностей, обогатят свой лексикон, сделают речь более правильной и разнообразной. Второклассники познакомятся с пословицами и поговорками, потешками и прибаутками, считалками и небылицами, загадками и сказками, в том числе русскими народными. Учебное пособие для младших школьников содержит на своих страницах множество иллюстративных материалов, позволяющих ребятам более точно и детально представить события, описываемые в тексте.

Сайт ЯГДЗ представляет решебник, который поможет ребятам и их родителям достигнуть качественных успехов в процессе выполнения готового домашнего задания ГДЗ 2 класс Климанова. Школьники смогут в течение всего учебного года в максимально короткие сроки проводить домашнюю подготовку по предмету, благодаря чему освободится время для освоения более трудных дисциплин.

Часть 1

КАК РАССКАЗАТЬ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ

РАБОТА В ПАРЕ. Стр. 5

1 2

ИСТОРИЯ КНИГИ

РАБОТА В ПАРЕ. Стр. 6

1 2

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 10

1 2 3 4 5 6

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЧТО УЖЕ ЗНАЕМ И УМЕЕМ

ВОПРОСЫ. Стр. 12

1

В МИРЕ КНИГ. Стр. 13

1 2 3 4

РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТРАНИЦЫ

ШИБАЕВ А. ВСПОМНИ СКАЗКУ. Стр. 14-15

1

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 17

1 3 4 5 8

ТЫ, РЯБИНУШКА… , БЕРЁЗА МОЯ, БЕРЁЗОНЬКА

ВОПРОСЫ. Стр. 19

1 2 4 5

ПЕТУШОК, ПЕТУШОК… , КОШКА НА ОКОШКЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 20

1 2 3

СТУЧИТ, БРЕНЧИТ НА УЛИЦЕ… , КУДА, ЗАИНЬКА, БЕЖИШЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 21

1

КОНЬ РЕТИВЫЙ… , ОЙ ТЫ, ЗОРЕНЬКА-ЗАРЯ… , НАЧИНАЕТСЯ СЧИТАЛКА

ВОПРОСЫ. Стр. 22

ОЙ, ЛЮЛЯ, ТА-РА-РА!

ВОПРОСЫ. Стр. 23

1 2 3 4

ЗАГАДКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 25

3 4

КОВАЛЬ Ю. СКАЗКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 27

1 3

ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО

ВОПРОСЫ. Стр. 29-30

1 2 3 4 5 6 7

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 33

1 2 3 4 5 6 7

ЛИСА И ТЕТЕРЕВ

ВОПРОСЫ. Стр. 35-36

1 2 3 4 5 8 9 10 11

КАША ИЗ ТОПОРА

ВОПРОСЫ. Стр. 39

1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

1 ВОПРОС. Стр. 40 2 ВОПРОС. Стр. 40 3 ВОПРОС. Стр. 41

4 ВОПРОС. Стр. 41

1 2 3 4

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

ВОПРОСЫ. Стр. 45

1 2 5

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 46-52

1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 14 15 17 18 19 20

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ

В МИРЕ КНИГ. Стр. 55

1 2 3 5

ТЮТЧЕВ Ф. ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 58

1 2 3 4

БАЛЬМОНТ К. ПОСПЕВАЕТ БРУСНИКА

ВОПРОСЫ. Стр. 59

1 2 3 4 5

ПЛЕЩЕЕВ А. ОСЕНЬ НАСТУПИЛА

ВОПРОСЫ. Стр. 60

1 2 3 4 5

ФЕТ А. ЛАСТОЧКИ ПРОПАЛИ

ВОПРОСЫ. Стр. 61

1 2 3

ТОЛСТОЙ А. ОСЕНЬ. ОБСЫПАЕТСЯ ВЕСЬ НАШ БЕДНЫЙ САД

ВОПРОСЫ. Стр. 62

1 2 4

ЕСЕНИН С. ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА ЗОЛОТАЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 63

1 2 3

БРЮСОВ В. СУХИЕ ЛИСТЬЯ, СУХИЕ ЛИСТЬЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 64

1 2

ТОКМАКОВА И. ОПУСТЕЛ СКВОРЕЧНИК

ВОПРОСЫ. Стр. 65

1 3

БЕРЕСТОВ В. ХИТРЫЕ ГРИБЫ. ГРИБЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 66-67

1 2 3 4 5

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

В МИРЕ КНИГ. Стр. 73

1 2 3 4

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 78

1 2 3 6

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 86-87

1 2 3 4 5 6 8

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

ВОПРОСЫ. Стр. 88-89

1

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

ВОПРОСЫ. Стр. 91

1 2 3 5 6

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 93

1 2 3 4 6

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 94-95

1

КОТЁНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 97

1 2 3 4 5

ПОГОВОРИМ О САМОМ ГЛАВНОМ

ВОПРОС. Стр. 98

ТОЛСТОЙ Л. Н. ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 98

1 3 4

ТОЛСТОЙ Л. Н. ФИЛИПОК

ВОПРОСЫ. Стр. 102

1 5

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 103-104

1 2 3 4 5

ПИВОВАРОВА И. ЖИЛА-БЫЛА СОБАКА

ВОПРОСЫ. Стр. 111

1 2 3

БЕРЕСТОВ В. КОШКИН ЩЕНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 112

1 2

ПРИШВИН М. РЕБЯТА И УТЯТА

ВОПРОСЫ. Стр. 115-116

1 3 4 5 6 7 8 9 10

ЧАРУШИН Е. СТРАШНЫЙ РАССКАЗ

ВОПРОСЫ. Стр. 119

1 3 4 5 6 8 9 10 11 12

ЖИТКОВ Б. ХРАБРЫЙ УТЁНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 121

1 2 3 4 5 6 7

БИАНКИ В. МУЗЫКАНТ

ВОПРОСЫ. Стр. 124

1 2 4 5 7

БИАНКИ В. СОВА

ВОПРОСЫ. Стр. 127-128

1 2 3 5

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 130-131

1 2 3 4 5 6

ПОГОРЕЛОВСКИЙ С., ПРОКОФЬЕВ А

ВОПРОС. Стр. 137

БУНИН И. ПЕРВЫЙ СНЕГ

ВОПРОСЫ. Стр. 138

1 2 4

БАЛЬМОНТ К. СНЕЖИНКА

ВОПРОСЫ. Стр. 139

1 2

АКИМ Я. УТРОМ КОТ

1 ВОПРОС. Стр. 140 2 ВОПРОСЫ. Стр. 140

ТЮТЧЕВ Ф. ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ

ВОПРОСЫ. Стр. 141

1 2

ЕСЕНИН С. ПОЁТ ЗИМА — АУКАЕТ

ВОПРОСЫ. Стр. 142

1 2 3 5

БЕРЁЗА

ВОПРОСЫ. Стр. 143

1 2 4

ПУШКИН А. С. ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 144

1 2 3 4

ЗИМА!.. КРЕСТЬЯНИН, ТОРЖЕСТВУЯ

ВОПРОС. Стр. 145 ВОПРОС. Стр. 145

ДВА МОРОЗА

ВОПРОСЫ. Стр. 148

1 2 3 4 5 6

МИХАЛКОВ С. НОВОГОДНЯЯ БЫЛЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 151

2 3

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 152

1 2

Часть 2

ПИСАТЕЛИ — ДЕТЯМ. В МИРЕ КНИГ

ВОПРОСЫ. Стр. 5

1 2 3 4

КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ. ПУТАНИЦА

ВОПРОСЫ. Стр. 12

1 2 3 4 5 6 7

РАДОСТЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 14

1 2 4 5 6

ФЕДОРИНО ГОРЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 22

1 2 3 4 5 6 7 8 9

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ. СИЛА ВОЛИ

ВОПРОСЫ. Стр. 25

1 2 3

МОЙ ЩЕНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 27

1 2 3 4 5

АГНИЯ ЛЬВОВНА БАРТО. ВЕРЁВОЧКА

ВОПРОСЫ. Стр. 31

1 2 3 4 5 6

МЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ ЖУКА

ВОПРОСЫ. Стр. 32

1 3

ВОВКА — ДОБРАЯ ДУША

ВОПРОСЫ. Стр. 33

2

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ. ЗАТЕЙНИКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 37

1 2 3 5 7

ЖИВАЯ ШЛЯПА

ВОПРОСЫ. Стр. 41

1 2 4 5

НОСОВ Н. НА ГОРКЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 46

1 2 3 4 5 7 8 9

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 47-48

1 2 4 5 6 7 8 10 12

Я И МОИ ДРУЗЬЯ. ЧТО УЖЕ ЗНАЕМ И УМЕЕМ

ВОПРОСЫ. Стр. 50

1 2

ЕРМОЛАЕВ Ю. ДВА ПИРОЖНЫХ

ВОПРОСЫ. Стр. 55

1 3

ОСЕЕВА В. ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

ВОПРОСЫ. Стр. 59

1 2 3 5 7

ОСЕЕВА В. ХОРОШЕЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 61

2 3 4 5 6

ОСЕЕВА В. ПОЧЕМУ

ВОПРОСЫ. Стр. 67 ВОПРОСЫ. Стр. 68

ВОПРОСЫ. Стр. 71

1 2

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА. ЧТО УЖЕ ЗНАЕМ И УМЕЕМ

ВОПРОСЫ. Стр. 74

В МИРЕ КНИГ. Стр. 75

2 3 4

ТЮТЧЕВ Ф. ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 79

1 2 3 4

ТЮТЧЕВ Ф. ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 79

1 2 3 4

ПЛЕЩЕЕВ А. ВЕСНА

ВОПРОСЫ. Стр. 80

ДРОЖЖИН С. ВЕСЕННЕЕ ЦАРСТВО

ВОПРОСЫ. Стр. 81

1 2 3

БЛОК А. НА ЛУГУ

ВОПРОСЫ. Стр. 81

1 2 3

ПЛЕЩЕЕВ А. В БУРЮ

ВОПРОСЫ. Стр. 83

1 2 3

БУНИН И. МАТЕРИ

ВОПРОСЫ. Стр. 84

1 2 3

БЛАГИНИНА Е. ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 85

1 2

МОШКОВСКАЯ Э. Я МАМУ МОЮ ОБИДЕЛ

ВОПРОСЫ. Стр. 87

2

ВАСИЛЬЕВ С. БЕЛАЯ БЕРЁЗА

ВОПРОСЫ. Стр. 88

1 2 3

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 90

1 2 3 5 7

ВВЕДЕНСКИЙ А. УЧЁНЫЙ ПЕТЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 99

1 2 3 4 5 6

ХАРМС Д. ВЫ ЗНАЕТЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 103

1 2 3

ТОКМАКОВА И. ПЛИМ

ВОПРОСЫ. Стр. 104

ТОКМАКОВА И. В ЧУДНОЙ СТРАНЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 105

1 2

ЗАХОДЕР Б. ПЕСЕНКИ ВИННИ-ПУХА. ВОРЧАЛКА

ВОПРОСЫ. Стр. 107

1 2 3

ВОПРОСЫ. Стр. 108

1

УСПЕНСКИЙ Э. ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 109

1 2 3 4

УСПЕНСКИЙ Э. НАД НАШЕЙ КВАРТИРОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 111

1 2 3 4 5

УСПЕНСКИЙ Э.. ПАМЯТЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 112

1 2 3 4

УСПЕНСКИЙ Э. ЧЕБУРАШКА

ВОПРОСЫ. Стр. 116

1

ДРАГУНСКИЙ В. ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

ВОПРОСЫ. Стр. 121

2

ОСТЕР Г. БУДЕМ ЗНАКОМЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 125

1 3 4 5

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 126

1 2 3 4 5 6

ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ХРАБРЕЦЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 133

1 2 3

ПЕРРО Ш. КОТ В САПОГАХ

ВОПРОСЫ. Стр. 142

1 2 3

ШВАРЦ Е. КРАСНАЯ ШАПОЧКА

ВОПРОСЫ. Стр. 143

2

ВОПРОСЫ. Стр. 145

1 2 4

АНДЕРСЕН Г. X. ОГНИВО

ВОПРОСЫ. Стр. 149

2

СЮЗОН И МОТЫЛЁК

ВОПРОСЫ. Стр. 151

1

ЗНАЮТ МАМЫ, ЗНАЮТ ДЕТИ

ВОПРОСЫ. Стр. 151

1 2

ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 152-153

1 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12 13 14

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №82» г. Перми

Автор: Бондаренко Аполлинария Александровна, 

учитель начальных классов

Урок литературного чтения 2 класс Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Цель:

1)Образовательная

∙ ознакомить с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных», помочь осознать главную мысль, идею произведения;

∙формировать навык выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

∙отрабатывать умения анализировать  текст, обобщать, делать выводы;

∙формировать навык осознанного, выразительного чтения;

∙формировать умение определять жанр и тему литературного произведения.

2)Воспитательная

∙воспитывать положительные качества личности;

∙формировать внимание к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им;

∙обогащать нравственный опыт младших школьников;

∙обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире;

3) Развивающая

∙развивать умения выражать в устной речи впечатление от прочитанного;

∙развивать эмоциональную отзывчивость при чтении художественного произведения;

∙ развивать внимание к внутренней жизни главных героев произведения.

∙Личностные УУД: формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности, эмоционально «проживать», понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам;

∙Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, работать со словарем и с материалом предварительного чтения;

∙Познавательные УУД: читать текст, понимать его содержание, пользоваться со словарем учебника, ориентироваться в содержании учебника.

∙Коммуникативные УУД: участвовать в выразительном чтении по ролям, проявлять интерес к общению в групповой работе, воспринимать мнение собеседников.

Оборудование: портрет писателя, презентация, у каждой команды: рабочий листок,  шкатулка слов набор пословиц, ребус, домики.

1.Мобилизующий этап

-Сегодня, готовясь к работе на нашем уроке, я выбрала вот такую пословицу: «Красив тот, кто красиво поступает». Как вы думаете,  почему? ( нет ответа ) Ответить на этот вопрос сразу невозможно. Поэтому прошу ответить на него в конце урока.

И начнем свою работу с речевой разминки.(включить проектор) Слайд

2.Речевая разминка.(Прочитать скороговорку шепотом, громко, с интонацией радости, грусти.)

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

Учитель: У каждой группы на столе лежит «Рабочий листок». Просмотрите его. Как по – другому его можно назвать? ( план работы). Итак, решим логическую задачу.( Слайд)

-Прочитайте слова,  записанные на домиках.

Логическая задача: Мы живем в домике Себялюбивый. Двигаясь по ходу часовой стрелки наискосок через два домика, мы сделали три остановки. В каком домике мы находимся сейчас?

Мы живем в домике Себялюбивый. Двигаясь по ходу часовой стрелки наискосок через два домика перемещаемся в домик со словом БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ, а оттуда в домик со словом ОТЗЫВЧИВЫЙ. А что значит быть отзывчивым? Можно ли назвать синоним – ДОБРЫМ? Смогу ли я сделать выводы о том, что значит быть отзывчивым, добрым? (Дерево возможностей с центральным словом – ОТЗЫВЧИВЫЙ, ДОБРЫЙ), затем в домике со словом ДОБРЫЙ. Значит, сейчас мы находимся в домике со словом ДОБРЫЙ.

2.Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Прочитайте задание №2 на рабочих листочках. 

( определить автора произведения). Для этого  собери выделенные буквы с домиков по часовой стрелке. Начни с домика, из которого вышли. (в группах)

Учитель: Прочитайте задание №3. Решите ребус.  Какая группа может дать ответ? Кому доверите ответ?

3. Определи название произведения.

Учитель: Как называется произведение?

Дети: Произведение называется « Два пирожных»

Учитель: Назовите тему урока полностью.

Дети: Ю. И. Ермолаев и его произведение «Два пирожных»

Учитель: Сегодня предстоит первая встреча с одним из детских писателей и его произведением. Используя опорные слова, тему урока, сформулируйте цель урока. (на листочках в группах опорные слова)

Цели урока:

∙Узнать о жизни…..

∙Познакомиться с … « …»;

∙Учиться читать без ….

-Анализировать поступки….

-Формулировать….

-Учиться … собственное…

-Учиться работать в ….

-Учиться быть (какими?)….

Учитель: Начнем работу.

Подготовительная работа.

Учитель: Внимательно прослушайте рассказ (биография)

Задание: Какие рассказы Ю. И. Ермолаев написал для детей?

( Рассказ ученика)

Юрий Ермолаев – современный детский писатель. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им.М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем, создавать своих героев, передавать детям накопленный жизненный опыт.  Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов « Почему рассердились бумажные полоски» вышла в1960 году. Пьесы и рассказы автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость. Его рассказы: « Дом отважных трусишек», « Капля дегтя и полмешка радости», « Можете нас поздравить», « Чемпион наоборот», « Секрет на весь мир».

Учитель: Какие же произведения для детей написал Юрий Ермолаев? О каких профессиях Юрия Ивановича вы узнали? Молодцы!

Словарная работа.

Учитель: Если в произведении «Два пирожных» встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить, куда вы сможете обратиться? Как вы поступите?

Дети: Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке в словарях, в Интернете.

Учитель: Посмотрите на экран.

1.Читайте первый раз плавно, по слогам, затем —      целыми словами.

 Пу- те -шест- ви — е  —    путешествие

   Ин – те – рес – на – я —   интересная

   Пе – ре –вер – ну – ла – перевернула

   Тро —  пи- чес- ки –е  — тропические

-Что общего в этих словах? (пятисложные слова). Как понимаете слово тропические, от какого слова произошло? Посмотрим в словаре, что оно обозначает? ( Тропики по словарю читает _)

   2.Читай целыми словами.

   ПИРОГ – ПИРОЖОК -ПИРОЖНОЕ

   ГОВОРГОВОРИЛА- ПРОГОВОРИЛА

   СМЕХСМЕЯЛАСЬ – РАССМЕЯЛАСЬ

   ВЕСТЬ – ИЗВЕСТНО – НЕИЗВЕСТНО

3. Антиципация.

Учитель: По названию произведения, словам, с которыми вы познакомились, по иллюстрации (слайд) предположите, о чем пойдет речь в этом произведении?(2-3 предположения). Слушаем мнение группы

Читает учитель.

Задание: А теперь прочитаем это произведение. Подумайте , совпадает ли его содержание с вашими предположениями?

Учитель читает текст

4. Первичное  восприятие. Проверка первичного восприятия.

8. Проверка первичного восприятия.

Учитель. — Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?

Учитель.- О чём попросила мама дочек?

— Чем занималась старшая сестра Наташа?   зачитать

— Что делала Оля?    зачитать

— Как они поступили, когда мама попросила их помочь вымыть посуду?

— Как поступила мама?

— Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?

— А разве она не занималась интересным делом?

— Да, она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами.

— А вам бывает так же интересно путешествовать вместе с героями книг? Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы?

Учитель.- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

        Физминутка.

— Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? В чём главная мысль текста?

— Какая девочка вам больше нравится и почему?

— За какое качество вы выбираете Олю? (Отзывчивость, чуткость, внимательность).

У: Подтвердились ли ваши предположения? Какие чувства вы испытали при чтении этого произведения? ( Для ответа воспользуйтесь справочником « Шкатулка слов» розовые листочки)

(Дети называют чувства, которые они испытали и обосновывают свое мнение: УДИВЛЕНИЕ, напряжение, ВОЛНЕНИЕ, ТРЕВОГА, радость, НЕГОДОВАНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ).

У: Произведение какого жанра мы прочитали? Обоснуйте признаки  рассказа?

Признаки рассказа

1.Повествование о реальных событиях.

2. Небольшой объем.

3.Немного действующих лиц.

4.Описание одного эпизода.

5.Работа по учебнику.

Подготовка к жужжащему чтению по цепочке (цель – отработать интонацию)

Пробежать глазками по тексту.

У: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике стр.86. Обратите внимание на выражения лиц  героев. Какое выражение лица у Наташи? А у Оли? К какому эпизоду относится рисунок? Прочитайте.

6.Работа в группах  Слайд

1 группа-читать об Оле, составить характеристику (дать опорные слова)

2 группа –читать о Наташе, характеристику(дать опорные слова)

3 группа – подготовить чтение по ролям

7.Выступления групп, выводы

У: Какова тема рассказа? (включить проектор)

Д: Это рассказ о детях.

У: О чем попросила мама дочек? Почему девочки вначале не хотели помогать маме? Правильно ли сделала Наташа, когда отказалась помочь маме?

У: Какое решение приняла Оля? ( зачитать) Найдите отрывок. А Наташа?

Дети: Наташа осталась читать увлекательную книгу, она удовольствие доставляла себе. А Оля решила сначала помочь маме, а потом лепить в свое удовольствие. Она пересилила свое желание и пошла трудиться для всей семьи.

Себялюбивая, ленивая, нечуткая

Трудолюбивая, отзывчивая, добрая, внимательная, ответственная

У: Почему Оля съела два пирожных?

Д: Оля съела два пирожных ,потому что за старание ее отблагодарила мама, а старшая сестра так и не пришла на помощь

У: У кого из вас мама работает? Как вы ей помогаете? Мама пришла уставшая с работы. Ей нужно помочь. Несмотря на сильное желание заниматься чтением, Наташе необходимо было помочь маме и отложить свое занятие, как это сделала  Оля.

Творческая работа в группах

У: Придумайте продолжение к этому рассказу: что могло случиться дальше? У какой группы рассказ будет более интересным?

Вывод учителя: Каждый из нас живет в семье, где нужно вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В доме каждому нужна любовь, согласие, забота, доброта, уважение, внимание. В вашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди – ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей. Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба согреют ее сердце.

У: Ребята, нужно ли придумать другое название к этому рассказу, которое выражает главную мысль произведения? Прочитайте пословицы. Какая пословица передает главную мысль рассказа? Почему? С какой пословицей мы начали урок?

Материнским словом Бог правит.

Самое ценное и дорогое на свете – мать.

При солнышке тепло, при матери –добро

Красив тот, кто красиво поступает.

У: Что для вас сегодня на уроке было самым важным? (научиться читать красиво без ошибок)

8. Работа по учебнику стр. 86, задание 2

Обсудите с другом, чему хотел автор научить читателя?

( Всегда откликаться на мамины просьбы)

9. Рефлексия «Закончить дерево возможностей»

Оцените свою работу на уроках сами.

10.Д/З.

У: Дома вы выполните задание на выбор:

а) подготовиться читать по ролям;

б) написать сочинение о своей семье;

в) подобрать 5 пословиц о дружбе, справедливости.

СМОТРЕТЬ РАБОТУ

                                     Урок чтения

Класс: 2

Тема: Юрий Ермолаев «Два пирожных». Учусь пересказывать прочитанное.

Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева, помочь осознать главную мысль произведения, стимулировать познавательную активность учеников путём сравнения собственных идей и текста, учить пересказывать.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.

Технология, методы: технология критического мышления, методы проблемного обучения: частично-поисковые, эвристические, практические.

Оборудование: ромашка Блума, надписи «Путешествие», «Реальное», «Виртуальное», картина с изображением Африки, микрофон, сундучки и стикеры, лист анализа произведения и скороговорка (домашнее задание).

Структура урока

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  ( 5-7мин)

Актуализация

Мотивация

Тема, ожидаемые результаты

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  (27- 35 мин)

Конструирование учениками знаний и навыков, формирование собственного мнения

ИТОГОВАЯ  ЧАСТЬ (до 10 мин)

Обобщение и систематизация информации

Рефлексия

Ход урока

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  ( 5-7мин)

Актуализация

Начинаем наш урок.

На уроке мы опять будем что-то изучать.

Узнавать и развиваться, новой цели добиваться.

Мотивация

1) Артикуляционная гимнастика.

Подготовим язычок.

(Обезьяна кричит, скрип двери, крокодил смеётся, метель завывает, лев рычит, змея шипит)

2) Работа над дикцией. В парах.

Продолжаем работать над дикцией при помощи скороговорок, дополняем наш проект «Дерево скороговорок».

  • Кто хочет сказать свою скороговорку?
  • Теперь соревнуемся в парах. Кто победитель в паре?

3) Слово об авторе.

Сегодня мы с вами будем изучать произведение Юрия Ивановича Ермолаева. 

Юрий Ермолаев окончил театральное училище, по профессии был актером, играл главные роли. Но талант писателя пересилил талант актера.

Свои произведения автор называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное. Герои -честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наполнены смелостью и правдивостью, что с ними не хочется расставаться.

Тема, ожидаемые результаты

Посмотрите на рассыпавшиеся предложения. Это пословицы.

Соберите их.

Греет, сердце, матери, солнышка, лучше.

Деткам, птица, а, весне, мать, родным, рада.

Эти пословицы подходят к нашему произведению, запомните их.

Тема, ожидаемые результаты

На примере рассказа Ю. Ермолаева мы продолжаем совершенствовать свои навыки чтения, учимся выделять главную мысль, давать характеристику героев и их поступков, пересказывать.

По названию произведения предположите, о чем пойдет речь в самом произведении. Часть информации вы уже получили.

Рассказ называется «Два пирожных».

Предположения детей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  (27- 35 мин)

Конструирование учениками знаний и навыков, формирование собственного мнения .

Мы будем читать произведение по частям.

Чтение 1 части рассказа. Остановка 1.

Сергей Ермолаев.

Два пирожных

Мама вошла в комнату и сказала: — Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду. В это время старшая сестра Наташа читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина. Помогать маме им, конечно, не хотелось.

Обсуждение.

-О ком вы узнали в 1 части текста?

— Как зовут сестер?

-Кто был младше? Что она делала?

— О чем попросила мама дочек?

— Что было дальше? Как развивались события дальше?

Предположения детей.

Чтение 2 части. Остановка 2

Но Оля решила так: сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду. И пошла в кухню.— Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю, — сказала ей вдогонку Наташа и добавила: — Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!

Обсуждение

Что решила Оля?

-Пошла ли Наташа мыть посуду? Почему?

-О чем была книга? Чем так заинтересовала книга Наташу? А как развивается история по мнению автора, мы узнаем.

-Что, по вашему мнению случится дальше?

Предположения детей.

Чтение 3 части. Остановка 3.

Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей:

— Что же ты не идёшь, мы уже почти всю посуду перемыли.     —-А меня здесь нет, — не отрываясь от книги, проговорила Наташа. – Я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. – И она перевернула страницу. Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла на кухню одна. Она убрала чистые тарелки в буфет и принялась за лепку. — Ну вот я и дома, — закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась.

Словарная работа

Глава книги — -раздел книги.

Немного погодя – позже.

Буфет – шкаф для посуды.

Тропические лианы- травянистые, вьющееся или лазяющее цепкое растение.

Африка – второй по величине материк .

Конго —  река в Африке.

Мы с вами тоже можем очутиться в долине реки Конго, в Африке.

Демонстрация изображения

 Рассказ два пирожных 2 классМузыкальная вставка (Звуки водопада, пение птиц)

Конго – это спокойная река в центре Африки с низкими берегами, местами заболочена.

В бассейне Конго

Около 700 видов рыб

100 000 видов растений

Около 1000 видов птиц

400 000 видов млекопитающих:

 слоны, буйволы, гиппопотамы;

 рептилии: крокодилы, водяные змеи, черепахи.

А вы знаете, что   РЕКА КОНГО:

  • САМАЯ ГЛУБОКАЯ В МИРЕ РЕКА (ДО 230 М)
  • САМАЯ ДЛИННАЯ ПОСЛЕ НИЛА РЕКА В АФРИКЕ
  • Единственная в мире река, пересекающая экватор 2 раза!!!

Наше путешествие было виртуальным, заочным. Когда не представляется возможности побывать в Конго, можно и так путешествовать.

Дискуссия «Путешествие»

                                   Путешествие

Реальное                                                             Виртуальное

Какое путешествие лучше? Приведите свои аргументы.

Не упускайте возможности путешествовать, это обогащает наш внутренний мир, делая жизнь ярче.

Неудивительно, что наша героиня увлеклась чтением книги.

Предположения детей.

-Как развивались события дальше?

Чтение 4 части. Остановка 4.

Учащиеся читают самостоятельно, жужжащее чтение.

– Чем это ты губы вымазала? — Кремом, —  похвасталась Оля. – Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя. — Зачем же за меня? – нахмурилась Наташа.— Мама сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки: Африка – то далеко, а пирожное с кремом может испортиться.

Обсуждение

  • Что произошло?
  • Почему Оля съела два пирожных?
  • Понравилось ли вам , как закончился рассказ?
  • Что вас удивило?

Работа с иллюстрацией.

Сравните сестёр на картинках. На какой из картинок Оля? Почему вы так решили?

Физминутка

Мы снова в Африке.

«У жирафа пятна»

У жирафа пятна, пятнышки везде: на лбу, на ушах, на локтях и на ногах, на животах, коленях и носках (дети хлопают себя по телу, изображая пятнышки)

У слона есть складки, складочки везде: на лбу, на ушах, на локтях и на ногах, на животах, коленях и носках (дети щиплют себя, изображая пятнышки)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде: на лбу, на ушах, на локтях и на ногах, на животах, коленях и носках (дети ребром ладони показывают полоски)

Читательское колесо. Ромашка Блума.

  • Если бы ты попал в историю, чтобы ты изменил?
  • Придумай свое продолжение истории.
  • Что ты хочешь спросить у героев произведения?
  • Расскажи три важных эпизода из произведения.
  • Найди слова, которые ты не понимаешь.
  • Чему учит это произведение? Главная мысль.

ИТОГОВАЯ  ЧАСТЬ (до 10 мин)

Обобщение и систематизация информации

1) Мозговой штурм. 

  •           О чем попросила мама дочек?
  •           Что делали в это время девочки?
  •           Что получила Оля от мамы после того, как она вымыла посуду?
  •           Почему Наташа осталась без пирожного?
  •           Как бы вы поступили на месте мамы?
  •           Стали бы вы есть пирожное на месте сестры?

2) По каким признакам вы поняли, что это рассказ?

  • небольшой объём
  • небольшое число действий
  • 1 сюжетная линия
  • 1 эпизод о реальных событиях
  • немного действующих лиц

     -Каждый из нас живет в семье, где нужно вежливо вести себя, уважать, беречь, щадить друг друга. В доме нужны любовь, забота, уважение, внимание. В нашей помощи нуждаются самые близкие — родители. Берегите маму, чаще ей помогайте. Отличная учеба и поведение согреют ей сердце.

Рефлексия

1) Микрофон

Я обязательно помогу сегодня маме …

2) Сундучок успеха.

3) Домашнее задание.

Выучить скороговорку и поместить на наше дерево.

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

Заполнить таблицу, выбрав героиню (Оля, Наташа, мама).

  • Имя
  • Действия и поступки героя
  • Внешность, характер героя

  • Рассказ для детей о профессии бухгалтера для
  • Рассказ гоголя пропавшая грамота слушать
  • Рассказ головка в матку
  • Рассказ голубятня на желтой поляне читать
  • Рассказ городок в табакерке рассказ о мише