Рассказ душа нараспашку слушать

I. планируемые результаты освоения учебного предмета. результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области родной язык

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Личностные результаты:

— осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

— понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

Коммуникативные УУД:

— развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Предметные

Обучающиеся научатся:

— осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

— осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;

— давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающие получат возможность научиться:

— воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

— создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

II. Содержание учебного предмета.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

III. Тематическое планирование

Тема

Количество уроков

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА

Я и книги (3 ч)

1

В. И. Воробьев. «Мой дневник». (Глава из книги «Я не придумал ничего»

1

2

В. П. Крапивин. «День рождения».

(Глава из повести «Сказки Севки Глущенко»

1

3

Т.В.Толстая «Детство Лермонтова»

1

Я взрослею (3 ч)

4

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

1

5

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

1

6

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

1

В дружной семье и в холод тепло (2 ч)

7

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

1

8

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).

О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».

1

Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

9

В. П. Крапивин. «Зелёная грива».

Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

1

10

В.П.Крапивин. «Что такое стихия.» (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко»

1

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Люди земли русской (2 ч)

11

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей»

1

12

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор»

1

От праздника к празднику (2 ч)

13

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).

1

14

С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

1

О родной природе (3 ч)

15

И. С. Никитин. «Лес».

К. Г. Паустовский. «Клад».

1

16

М.М.Пришвин. «Река»

В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная»

В.Г.Распутин. «Горные речки»

1

17

И. П. Токмакова. «Туман».

В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).

1

Новогодние фильмы под темперамент твоего знака зодиака.

Овен — «Рождественская история» (1983)

Овны активны и прямолинейны, им важно добиваться поставленных целей. Когда что-то не получается, как хочется Овнам, у них портится настроение, и жизнь становится не мила. Сюжет фильма «Рождественская история» (не путать с одноименным мультфильмом, который вышел в 2009 году — прим.ред.) напоминает Овнов тем, что главный герой — девятилетний мальчик Ральфи — жуть как хочет получить в подарок настоящую двухсотзарядную пневматическую винтовку Красного Наездника. Ничего другого ему не хочется.

Ральфи все равно, что такой подарок может навредить ему. Он хочет, чтобы его мечта сбылась, несмотря ни на что. При этом он совершенно не знает, что будет с ней делать. Поэтому, когда отец в конце концов дарит Ральфи винтовку, он тут же бежит на улицу и выстреливает из нее. Спонтанное желание чуть не стоило Ральфи жизни — пуля отрикошетила и сбила очки с лица мальчика. Именно об этом его предупреждала мама, которая была против подарка.

Вот и Овны такие же. Представители знака иногда хотят что-то, не задумываясь о последствиях и о том, что они будут делать, когда их мечта исполнится.

Телец — «Один дома» (1990)

Телец — знак, который ассоциируется с уютным домашним времяпрепровождением. Они всегда предпочтут уединение с самим собой или близкими дальней поездке и шумному веселью. То же самое прослеживалось в поведении Кевина Маккалистера — героя фильма «Один дома». Восьмилетний мальчик мечтал побыть наедине, без своей многолюдной и громкой семьи. Когда это желание внезапно сбылось, первое время Кевин не мог нарадоваться своей самостоятельности и тому, что весь дом в его распоряжении.

Он танцевал, слушал музыку на всю катушку, смотрел телевизор после десяти вечера и ел столько мороженого, сколько в него влезало. Но через несколько дней свободы Кевин начал скучать по своим родным. Это еще один момент, который объединяет фильм «Один дома» с Тельцами. Как бы классно им ни было с самими собой, представители знака очень привязаны к своей семье и всегда по ним скучают.

Близнецы — «Отпуск по обмену» (2006)

Главные роли в этом фильме сыграли Кейт Уинслет и Кэмерон Диаз. Их героини решили провести рождественский обмен домами, чтобы отвлечься от своих проблем и сменить окружение. Поэтому Айрис (Уинслет) отправилась в Южную Калифорнию, а Аманда (Диаз) — в английскую провинцию. Аманда и Айрис, как и их дома, очень разные. То же самое можно сказать о двойственности Близнецов. Представители знака могут вести себя по-разному — быть один день замкнутыми и пугливыми, а с другой стороны — нуждаться во всеобщем внимании и всячески этого добиваться. Но это еще не все общие черты Близнецов и фильма «Отпуск по обмену». Как Аманда и Айрис, люди этого знака умеют извлекать уроки из своего поведения, всегда очень внимательно прислушиваются к своим желаниям и не боятся спонтанностей.

Рак — «Рождество Чарли Брауна» (1965)

Мультфильм «Рождество Чарли Брауна» — это в том числе рассказ о том, как важно соблюдать традиции и помнить свои корни. Раки по жизни руководствуются похожими установками. Люди, родившиеся под этим созвездием, чувствительны, эмоциональны и обладают сильной интуицией. Для них уважение и соблюдении традиций — основа основ, которая помогает не потеряться в событиях, нахлынувших задачах и эмоциях.

Лев — «Рождественская сказка Маппетов» (1992)

Родившиеся под знаком Льва — это творческие и щедрые люди, с долей тщеславия и большой любовью к жизни и веселью. Именно щедрость и желание быть окруженным друзьями — главные темы фильма «Рождественская сказка Маппетов». Подобно Львам, Маппеты — шумные и неугомонные. Когда они собираются вместе, всегда находят способ хорошо провести время.

3d4bea71717c

Кадр из фильма «Полярный экспресс»

Дева — «Полярный экспресс» (2004)

Мультфильм рассказываем историю мальчика, который не верил в существование Санта-Клауса. В канун Рождества сомневающемуся герою выпала возможность отправиться в гости к зимнему волшебнику на Северный полюс. Отправился он туда на поезде «Полярный экспресс». В жизни Дев происходит немало чудес, на которые они не то, что не рассчитывали. Они даже не допускали мысли, что подобное может случиться. Девы любят во всем логику, но при этом подсознательно всегда верят в чудеса. Возможно, поэтому они и происходят с ними.

Весы — «Реальная любовь» (2003)

Сюжет фильма состоит из девяти разных историй, герои которых так или иначе связаны друг с другом. Ключевой ингредиент каждого сюжета — любовь. И пусть некоторые истории заканчиваются не так радужно, как хотелось бы, но общее впечатление от фильма вдохновляет. В киноленте герои не раз обращаются к самим себе, пытаясь найти правильное решение, и не боятся откровенных разговоров с теми, кто рядом. Ровно так же поступают Весы — представители знака умеют слышать и слушать свое сердце, но при этом учитывают чужое мнение. Такой подход помогает им по жизни.

Скорпион — «Кошмар перед Рождеством» (1993)

Фильм «Кошмар перед Рождеством» — не самый популярный выбор в новогодние каникулы. Но любить ее можно за соседство праздничного веселья и коварных планов главного героя Джека, который мечтал захватить Рождество и превратить его в страшный праздник. Ровно так же можно было бы описать характер Скорпионов. Представители знака таинственны и не любят лишний раз привлекать внимание, но свое они никогда не упустят. Родившиеся под этим созвездием люди не сопротивляются своим темным инстинктам и умеют манипулировать другими. Но Скорпионы очень отходчивы, чувствительны и не умеют закрывать глаза на несправедливость.

То же самое произошло в фильме с Джеком. Его изначальный план испортить Рождество провалился, потому что он проникся праздником. Это произошло, когда до героя дошла главная суть зимнего торжества — любовь.

Стрелец — «Эльф» (2003)

Это любопытный и энергичный знак. Стрельцы обожают путешествовать и узнавать новое, в том числе им интересны разные мистические явления и разгадки разных тайн. Такое стремление к познанию очень схоже с сюжетом фильма «Эльф». Поиски главного героя Бадди можно сравнить с упертыми поисками Стрельцов — пока не найдут ответ, не успокоятся.

Козерог — «Эта замечательная жизнь» (1946)

Фильм Фрэнка Капры — одна из самых мрачных рождественских картин. История начинается с попытки Джорджа, — отзывчивого любящего мужа и отца, владельца небольшой кредитной компании — покончить жизнь самоубийством. Мужчина был подавлен свалившимися на него невзгодами и не видел другого выхода. Но в момент отчаяния в его жизни появился ангел-хранитель, который спас Джорджа от смерти. После он показал герою, какой была бы жизнь городка без него.

Козероги, как и Джордж, склонны к пессимистичным выводам. Они мало с кем делятся своими переживаниями, поэтому им часто сложно взглянуть на ситуацию под другим углом. Также Козероги склонны к обесцениванию своих трудов, хотя это самый трудолюбивый и результативный знак зодиака. Люди этого знака так хотят впечатлить других, что порой забывают о самих себе и своей семье.

Водолей — «Гринч» (2018)

Водолеи иногда бывают несносны, как и Гринч. Хотя люди этого знака справедливы и добры, порой они отдаляются от реальности и других людей из-за своей любви пофилософствовать и излишней обидчивости. Поэтому среди Водолеев много так называемых изгоев — людей, которые предпочитают личную свободу всему остальному. Даже если эта свобода им вредит. Они никогда не признаются и не покажут, что нуждаются в общении. Когда станет невмоготу, беспардонно ворвутся в жизнь своих друзей и близких. Не стоит их за это отчитывать, пойми, что такая демонстрация чувств — уже хорошо. Эти качества также характеризуют и Гринча, знаменитого ненавистника Рождества.

Рыбы — «Чудо на 34-й улице»

Как и многие рождественские и новогодние фильмы, «Чудо на 34-й улице» — это фильм о вере в чудо и о том, как сохранить детские мечты во взрослой жизни. Рыбы — это водный знак с хорошо развитой интуицией. Люди, родившиеся под этим созвездием, — мечтатели, которые часто разрываются между фантазией и реальностью. Такое пограничное состояние между чудесами действительностью знакомо и некоторым героям фильма «Чудо на 34-й улице» — история о маленькой девочке, которая верит, что Санта-Клаус в торговом центре — настоящий Санта.

«Холостячка» определилась на проекте

Свой выбор Злата Огневич сделала на шоу «Холостячка», где на протяжении последних нескольких месяцев ходила на свидания с мужчинами. В финал шоу попали Андрей Задворный, Роман Свичкоренко и Дмитрий Шевченко. Первым из финала ушел Роман, вслед за ним Дмитрий. Поэтому предложение быть вместе Злата приняла от Андрея.

К слову Андрей Задворный – победитель «Холостячки»: биография избранника Златы Огневич

Избраннику Златы Огневич – 32 года. Он родом из города Светловодск, но давно переехал в столицу, однако на Кировоградщине остались его родители. В 22-летнем возрасте Андрей женился на девушке, которая родила ему дочь Киру. Брак быстро распался через полтора года, но они продолжают по очереди воспитывать дочь. В одном из выпусков Злата познакомилась с бывшей Андрея.

По профессии Андрей – предприниматель, имеет собственное производство деревянных развивающих игрушек для детей от года до 10. На это дело его вдохновила дочь Кира. Что интересно, на первую вечеринку проекта «Холостячка» Андрей принес Злате именно деревянный дом, который сделал своими руками. После того как Злата выбрала на проекте Задворного, на него посыпался шквал критики и осуждения. Фанаты чувствовали себя обманутыми, ведь их история любви на проекте была нераскрытой и зрители не понимали, что между парой может быть общего. Впоследствии Злата ответила на хейт в сети.

Мой любимый вопрос: «Чтобы что?». Вот все эти комментарии (от совершенно незнакомых людей) меня глубоко удивляют. Например, у меня нет привычки писать гадости незнакомым людям – для чего? Я люблю свою энергию направлять в другое русло,
– написала Злата Огневич.

На хейт в сети также отреагировал Андрей: «Есть те, кто вошел в мой дом, не сняв грязной обуви, заглянул в мою душу, и перед выходом решил туда плюнуть. Вам хочу сказать – комментарии повышают вовлеченность».

«Холостяк» попал в ДТП

Шесть дней назад Максим Михайлюк совершил ДТП – сбил пешехода, который перебегал дорогу на красный сигнал светофора. Мужчину со сложными травмами госпитализировали. Пока правоохранители выясняют все причины аварии, 42-летний Федор Мединский находится в больнице. У него черепно-мозговая травма, перебито плечо, ребра, шейный отдел позвоночника, открытый перелом на правой ноге, а в легкое поставили дренаж.

Сейчас гражданская жена собирает средства на лечение, ведь работает в клининговой компании и не имеет возможности сполна заплатить за содержание мужа в больнице. Она жалуется, что после ДТП Михайлюк не обращался к ней, чтобы помочь мужу, а на месте аварии она не видела от него «ни жалости, ни другой реакции». Сам Максим еще не комментировал в сети или 24 каналу аварию в Киеве.

Максим Михайлюк
Максим Михайлюк стал участником ДТП / Фото из инстаграма пилота

Дантес получил сотрясение мозга на дне рождения

Украинская клипмейкерша Таня Муиньо на днях устроила шумную вечеринку по случаю 32-го дня рождения. Но для одного гостя гуляния закончились не на положительной ноте: Владимир Дантес сильно травмировался и получил сотрясение мозга. Случилось это сразу после праздника утром, когда Дантес поскользнулся в ванной и ударился головой о плитку.

По словам Нади Дорофеевой, услышавшей падение мужчины, Дантес был без сознания и лишь тихо стонал. Когда он «отключился», Надя быстро позвонила в скорую помощь, однако в этот момент Владимир поднялся и пошел обратно в спальню, не осознав, что произошло.

1815146 15405984
Надя Дорофеева и Дантес / Фото из инстаграма звезды

«В целом в больнице нам сказали, что у Вовы сотрясение средней тяжести. Врачи были хорошие, как и вечеринка. Таня, с днем рождения еще раз. Ждем приглашения на следующий год», – подытожила Дорофеева праздник звезды. Известно, что номинантка премии Грэми Таня Муиньо отмечала именины в стиле клипа MONTERO, который сняла для американца Lil Nas X.

Читайте также Владимир Дантес показал, как выглядит и лечится после сотрясения мозга

Известно, что госпитализация Дантесу не понадобилась, и он сейчас находится дома. Ему нельзя ни читать, ни слушать музыку, ни смотреть телевизор.

Володимир Дантес після струсу мозку
Владимир Дантес после сотрясения мозга / Фото из инстаграм-сториз артиста

Кристина Риччи и Ивон Страховски родили детей

Знаменитые актрисы в конце года утешили всех радостными известиями – они родили малышей. Американская звезда Кристина Риччи родила второго ребенка – дочь Клеопатру, которую нежно называет Клео. Отцом ребенка стал Марк Хэмптон. Актриса также воспитывает 7-летнего сына Фредди от первого брака. Сейчас пара радуется маленькой девочке и публикует в сети милые кадры.

Во второй раз матерью стала также австралийская актриса Ивонн Страховски, исполнившая одну из главных ролей в сериале «Рассказ служанки». Пока неизвестно, кого родила женщина, однако она сообщила, что произошло это неделю назад. Отцом ребенка стал Тим Лоден, от которого Ивонн уже воспитывает сына Уильяма.

Івонн Страховскі
Ивонн Страховски родила второго ребенка / Фото из инстаграма актрисы

На Евровидение-2022 презентовали первую песню

Уже через несколько месяцев Украина будет выбирать представителя на Евровидение-2022 от Украины. Однако Болгария уже давно определилась с конкурсантом и даже презентовала свою песню. На Евровидение в Италию отправится рок-группа Intelligent Music Project с песней Intention. Известно, что лидером коллектива является чилиец Ронни Ромеро.

Интересно, что барабанщик группы, Стоян Анкулов, уже участвовал в песенном конкурсе. Он дважды представлял Болгарию в дуэте с певицей Елицей Тодоровой. В 2007 году они заняли пятое место, а в 2013 дошли до полуфинала.

Intelligent Music Project-Intention: официальное видео для Евровидения-2022

Отметим, что международный песенный конкурс Евровидение-2022 состоится в Италии, в городе Турин. Первый полуфинал организаторы запланировали на 10 мая, второй полуфинал 12 мая, а долгожданный финал состоится 14 мая. Победу в Италию привезла итальянская рок-группа Måneskin, получившая бешеную популярность в мире.

В наших краях Брюс Спрингстин не был популярен ни в советские времена, когда легендами могли стать даже третьесортные душнилы вроде группы Nazareth, ни после, но у себя в США он большая звезда и даже некоторая поп-культурная икона, хоть и несколько негативного толка. От него отсчитывают несколько поколений рок-популистов в жанре «душа нараспашку»: американские газмановы Джон Меленкамп, Бон Джови и (так-то вообще канадец) Брайн Адамс выстрелили, аккуратно скопировав музыку и образ Спрингстина середины 80-х. Во всех текстах о Спрингстине обязательно пишут, что у него кличка «Босс». Люди покультурнее знают, что Спрингстин – один из последних новаторов стадионного рока: The Beatles рок на стадионы вытащили, Боб Дилан для них придумал идеальную песенную форму, The Who создали формат рок-шоу, ну а Спрингстин сделал выступление на стадионе социально-заряженным и искренним. Увы, и при таком исчислении он оказывается дедушкой в лучшем случае Максу Коржу, а так-то вообще группе «Порнофильмы».

При всем при этом вплоть до середины нулевых официально не издавались концертники пикового Спрингстина, можно было только по отдельным трекам одного сборника кое-как представить, что он там такое живьем играл, чем, вроде как, себя вписал в историю. Для сравнения, The Who свой главный концертный альбом выпустил прямо в тот момент, когда главной живой рок-группой планеты и являлись. И вот в конце 2021-го у Спрингстина выходит запись концерта 1979 года, да еще и с подписью «легендарный» – ну что может быть неинтереснее?

Запись представляет собой, собственно, звуковую дорожку тоже впервые вышедшего фильма-концерта, где нарезаны два дня выступлений Спрингстина и его группы на фестивале против атомной энергии (собранном по случаю катастрофы на станции Три-Майл-Айленд – сериал «Чернобыль» американцы легко могли снимать прямо у себя в Пенсильвании). Выступающих было много, и даже в сумме два выступления дают только полтора часа – обычное шоу Спрингстина легко длилось три часа, даже когда у него и хитов-то особо не было. На концерт Спрингстин сорвался из студии, где писал новый альбом, и поэтому сет-лист представляет собой кашу-малашу из привычных для группы вещей раннего периода и еще необкатанных будущих стандартов. В сумме эта гора необязательностей, неудобств и неуместностей волшебным образом создала ситуцию для лучшего концерта Спрингстина в карьере (ну вы же не думали, что слово «легендарный» в названии появилось просто так?), который заодно является, может быть, идеальным сборником его лучших песен 70-х, ну и, конечно, уже в таком качестве – одним из лучших альбомов музыки 70-х. Теперь, скажите, захотелось?

Концерт сыгран, как и все концерты Спрингстина периода его наибольшей славы, на пределе интенсивности. Барабанщик стучит как не в себя, гитарист (кстати, Стивен Ван Зандт – Сильвио Данте из «Клана Сопрано») и клавишник свои партии играют лихо и ярко, периодически врывается бешеный, хотя и совсем не джазовый, саксофон. Сам Спрингстин поет так страстно, что хочется только анахронично сравнивать с пиковыми моментами молодого Джулиана Касабланкаса – большей частью его пение представляет собой белый соул, белый фанк, белый R’n’B, но на такой степени осатанения, что дальше уже начинается одержимость и вообще вопросы к ментальному здоровью. Но в отличие от всех остальных, задокументированных или известных нам только со слов очевидцев концертов, «No Nukes» из-за своей скоротечности вообще не имеет перепадов напряжения – там, где в трехчасовом сете Спрингстин отвлекся бы на медляк или даже прямо сделал бы перерыв, тут он с группой от начала и до конца шпарит на пределе концентрации. Если вас не тряханет на первых же «Prove It All Night» и «Badlands», то, ну, проверьте колонку, может быть, она просто выключена.

Первые четыре песни взяты с альбома 1978 года «Darkness on the Edge of Town» и, в целом, подтверждают задним числом нынешнюю репутацию Спрингстина (ну, кроме того факта, что на «No Nukes» он звучит круто): это мрачные загонные песни с критикой, так сказать, капитализма, про «бедных работяг». В «The River», одной из двух новых песен, Спрингстин идет так далеко, что заходит к нам в твиттер и поет, натурально, «Получил я, значит, работу на стройке / В «А-100 Девелопмент» / Но там давно уж нет никой работы / С нашей-то экономической ситуацией», ну только в рифму. Тем страньше для неподготовленного слушателя звучит следующий блок более ранних песен. Романтические и в буквальном смысле грандиозные, как огромные дома или звук церковного органа, «Thunder Road», «Jungleland», «Rosalita (Come Out Tonight)» и «Born to Run» напрочь лишены социальной конкретики и рисуют архетипические юношеские истории Побегов: «Входная дверь хлопает, платье Мэри взлетает / Как видение она притопывает на крыльце / Пока по радио Рой Орбисон поет для всех, кто одинок / Стоп, так это ж я»; «Босоногая девчонка сидит на капоте доджа / Пьет теплое пиво под звуки мягкого летнего дождя»; «Однажды, детка, не знаю когда / Мы доберемся туда / Где правда захотим остаться, но пока / Бродяги как есть, мы рождены, чтоб бежать». Студийные версии этих выдающихся песен получились у Спрингстин кто как («Born to Run» – брайануилсоновского уровня детализации шедевр продакшена, а вот «Jungleland» на альбоме звучит тяжеловато), но в живом исполнении они звучат идеально. Что еще поразительнее, никакого контраста с первым блоком песен они не составляют, а как будто рассказывают с другого конца ту же историю.

Дело в том, что прежде чем стать певцом рабочего класса, Спрингстин в первой половине 70-х успел несколько раз полностью переобуться. Фаза, где он был более-менее прог-рокером, до сольных записей не дошла, но вот стадия, где он пел многословный соул-фолк, зафиксирована на его первом альбоме, а стадия, где он был мечтальным поэтом психоделического R’n’B (позовите кто-нибудь Монеточку), даже оставила после себя первый его шедевр – похожий, опять же анахронично, на группу Broken Social Scene «The Wild, the Innocent & the E Street Shuffle». Первый ретроспективный концертник Спрингстина, изданная в 2005-м запись лондонского выступления от 75-го, показывает вообще не того Спрингстина, которого мы привыкли видеть: два часа там на сцене шепчет, кричит, рычит и завывает застенчивый красивый молодой человек в косухе и придурошной вязаной шапке. Концерт пролежал 30 лет на полке, потому что Спрингстин умирал от стыда смотреть свои выступления. Только вдумайтесь – одному из королей стадионных концертов как жанра было неловко смотреть на себя со стороны. Да, прозвище «Босс» Спрингстин получил в насмешку от своих коллег по группе за то, что долгие годы, пока не было менеджера, как самый исполнительный из них, сам забирал у организаторов выручку от концертов и, тушуясь, распределял между остальными – так взрослые говорят раскомандовавшемуся ребенку «ну ты прям начальник».

Благодаря сжатому хронометражу «No Nukes» становится наконец понятно, что все 70-е Спрингстин описывал одну и ту же смертельную битву человека с собственными желаниями и ожиданиями и только менял фактуру с обтекаемой городской романтики на скупой соцреализм. Навязчивые мечты, трепет в груди от одной мысли, что они могут осуществиться, холодный пот и учащенное сердцебиение от одной мысли, что ничего и никогда не осуществится, и наконец уже первые и по первости совершенно гигантские несоразмерные разочарования – вот герои его песен, а не списанный с мужа сестры работяга и какие-то эфемерные взаимозаменяемые Мэри и Вэнди. Протяжный волчий вой, который он издает в финале сказочной «Jungleland» – это буквально тот же вой, которым в «The River» он продолжает вроде как реалистичестический рассказ о распадающемся браке горячечными воспоминаниями: «Но я помню, как ездили на машине брата / Ее тело, влажное и загорелое / Ночью, на берегу, я не сплю / И прижимаю ее так близко, чтобы чувствовать каждый вздох/ Эти воспоминания все мучают меня / Мучают, будто я проклят / Мечта – это ложь, если она не сбылась?»

Когда это понимаешь, уже не кажется раздражающим последний блок альбома – полчаса полутанцевальной (рок-н-ролл ужасно устарел как танцевальная музыка) колбасы из дискотечных хитов юности Спрингстина. Альбом о красоте и ужасе воспоминаний и должен заканчиваться честным поклоном собственной юности, даже если слушателю полвека спустя все это уже не слишком интересно. Этот блок и мелодиями, и грувом уступает, например, тоже устроенному как беспрерывный расколбас концертнику Сэма Кука «Live At Harlem Square Club», но, согласитесь, если бы Макс Корж заканчивал свои концерты каверами на «Руки Вверх», «Пятницу» и Михея, никто бы не возмутился, а, может, даже и только сильнее разревелся. Со временем Спрингстин научился сам писать такие поп-хиты, которые бы сохраняли эмоциональную мощь его материала 70-х (см. «Hungry Heart», «I’m on Fire», «Brilliant Disguise»), а на «No Nukes» он на хитах просто отдыхает и дает отдохнуть слушателям.

Антон Серенков

  • Рассказ для старшеклассников об особенностях обучения в вузе
  • Рассказ два брата слушать
  • Рассказ госпожи nn чехов антон павлович
  • Рассказ гиляровского из цикла трущобные люди 9 букв
  • Рассказ глинская хлеб читать