Рассказ дубровский 6 класс 1 глава главная мысль

Сюжет романа посвящн молодому дворянину владимиру дубровскому, который становится благородным разбойником, чтобы отомстить за разорение и смерть своего отца, однако

Сюжет романа посвящён молодому дворянину Владимиру Дубровскому, который становится благородным разбойником, чтобы отомстить за разорение и смерть своего отца, однако влюбляется в дочь своего врага. Для того чтобы быстро ознакомиться с данным произведением, Многомудрый Литрекон предлагает Вам прочитать его краткий пересказ по главам: так Вы легко узнаете основные события книги в сокращении.

Том первый

Глава I: Ссора Дубровского и Троекурова

В селе Покровское жил отставной генерал-аншеф, помещик Кирила Петрович Троекуров. Он был богат, происходил из знатного рода, но плохо образован и не очень умён. Большую часть времени Кирила Петрович проводил в пирах и развлечениях, часто жестоко подшучивал над своими соседями. Однако те не смели жаловаться или возражать из-за высокого положения и связей Троекурова. 

Единственный человек, которого не касались забавы Кирилы Петровича, был Андрей Гаврилович Дубровский — мелкий дворянин, имевший всего семьдесят душ. Троекуров давно знал его: они вместе служили в армии, кроме того, воспитывались в одной среде, из-за чего их характеры были схожи, и они дружили. И Троекуров, и Дубровский были вдовцами, у Троекурова была дочь Маша, у Дубровского — сын Владимир, воспитывавшийся в Петербурге. Из всех помещиков только Андрей Гаврилович позволял себе выражать своё мнение в присутствии Кирилы Петровича, независимо от того, соответствовало ли оно мнению своенравного помещика.

Однако после одного случая дружба двух дворян прекратилась. Однажды Кирила Петрович собрался ехать на осеннюю охоту, а перед этим показывал гостям свою псарню, которой очень любил хвастаться. Дубровский, бывший среди гостей, позавидовал роскоши и богатству псарни и сказал, что, наверное, слугам Троекурова живётся хуже, чем его собакам. В ответ на это один из псарей дерзко возразил, что они, слуги, живут очень хорошо, а некоторым дворянам в собачьей конуре и в самом деле было бы уютнее, чем в их усадьбах. Троекуров и гости засмеялись, оскорблённый Дубровский уехал, чего во всеобщей суете никто не заметил.

Когда Кирила Петрович обнаружил его отсутствие и послал слугу просить Дубровского вернуться, тот отказался и прислал письмо, в котором писал, что вернётся, только если Троекуров пришлёт к нему насмехавшегося над ним псаря Пармошку, которого Дубровский либо накажет, либо простит, по своему желанию. Троекуров в свою очередь счёл себя оскорблённым и поехал на охоту без Дубровского. 

Постепенно ссора усиливалась. Троекуров скучал без своего приятеля, «и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные.». В довершение ко всему Дубровский через несколько дней поймал двух крестьян Троекурова, которые воровали принадлежавший ему лес, и приказал их выпороть. 

В ответ на это Троекуров решил отобрать имение у своего бывшего друга. С помощью заседателя Шабашкина, и пользуясь тем, что документы на имение Дубровского сгорели при пожаре, Троекуров обвинил Андрея Гавриловича в незаконном владении поместьем. Для вынесения решения по этому делу он должен был явиться в суд.

Глава II: Беззаконие в суде

Судьи, преданные Троекурову, вынесли решение отобрать имение у Дубровского и вернуть его Троекурову (так как когда-то имение принадлежало отцу Кирилы Петровича, который затем продал его отцу Дубровского). Большую часть главы занимает подробный текст решения суда. Дубровский, не выдержав такого удара, потерял рассудок: начал выкрикивать бессмысленные фразы. 

Его вынуждены были увезти из здания суда, и после посещения врача он пришёл в себя. Эта сцена испортила торжество Троекурова. 

Глава III: Приезд сына

Андрею Гавриловичу с каждым днём становилось всё хуже. За ним ухаживала няня Егоровна, которая, видя его плохое состояние, решила послать письмо к его сыну. Владимир Дубровский, узнав о болезни отца, немедленно выехал из Петербурга в Кистенёвку (так называлось имение Дубровских). 

От станции до поместья его вёз кучер Дубровских Антон, и Владимир начал расспрашивать его, что же всё-таки произошло, так как из письма няни это было непонятно. Антон не владел точными сведениями, но от него Владимир узнал слухи, ходившие среди крестьян: «барин… не поладил с Кирилом Петровичем, а тот и подал в суд», Кирила Петрович творит, что хочет, поместье вместе с крестьянами должны отдать ему, но крестьяне этого не хотят и готовы служить Владимиру, если Андрей Гаврилович умрёт.

Обеспокоенный, Владимир, как только приехал, отправился к отцу, который поздоровался с ним, но был настолько слаб, что после жарких объятий сына не удержался на ногах и упал бы, если бы Владимир не поддержал его. Андрей Гаврилович пытался разговаривать с сыном, но его мысли путались, и вскоре он заснул. Владимир, поражённый состоянием отца, остался ночевать в его комнате. 

Глава IV: Смерть отца

Владимир хотел разобраться в тяжбе Андрея Гавриловича, но тот из-за своего тяжёлого состояния не мог посвятить его в курс дела. Владимир получил поверхностное представление о тяжбе и ничего не предпринял. Прошёл месяц, и, так как решение суда не было обжаловано, имение должно было перейти Троекурову. 

Однако Троекуров, чувствовавший себя виноватым перед тяжело болевшим другом и достаточно насладившийся местью, решил поехать к нему и помириться. Когда Андрей Гаврилович увидел в окне подъезжающего Троекурова, его хватил удар. Владимир приказал послать за доктором, а слуге, доложившем о приезде Троекурова, велел прогнать Кирилу Петровича. Однако вызвать доктора не успели: через несколько минут Андрей Гаврилович скончался.

Глава V: Дубровский лишается дома

На третий день Андрея Гавриловича похоронили. Няня Егоровна организовала похоронный обед, на который пригласила попа с попадьёй и дьячка. Владимир не захотел принять участие в обеде и бесцельно бродил по лесу, «движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь» и размышляя о том, что ждёт его в будущем. 

Когда Владимир вернулся, он увидел чиновников во главе с заседателем Шабашкиным, приехавших для того, чтобы официально передать имение Троекурову. Собравшиеся крестьяне были недовольны и готовы были устроить бунт. Владимир успокоил их, сказав, что попросит помощи у императора, и их никто не обидит. Когда крестьяне удалились, Шабашкин попросил разрешения у Дубровского переночевать в его доме, объясняя это тем, что уже темно и на обратном пути на чиновников могут напасть кистинёвские крестьяне. Дубровский холодно ответил, что они могут делать что угодно, так как поместье ему больше не принадлежит.

Глава VI: Пожар мести

Дубровский понимает, что уже ничего не исправить, и усадьба достанется Троекурову. Он видит на стене портрет матери и чувствует, что не может допустить, чтобы этот портрет и другие дорогие ему вещи оказались во владении Кирилы Петровича. Дубровский решает поджечь дом, но сначала разбирает бумаги отца. Почти все он рвёт, кроме писем матери, которые вызывают в нём светлые воспоминания: их он берёт с собой.

По дороге к выходу Дубровский встречает кузнеца Архипа, который пробрался в дом с топором, чтобы убить ночевавших там чиновников. Дубровский останавливает его и велит идти за ним. Он собирает всех крестьян на улице и, удостоверившись, что никого, кроме чиновников, не осталось внутри, собирается поджечь дом, но перед этим просит Архипа проверить, отперты ли двери в переднюю. Архип обнаруживает, что двери отперты, но специально запирает их, так как по-прежнему жаждет смерти чиновников.

Когда Архип возвращается, Дубровский поджигает дом, желает крестьянам счастья с их новым господином и собирается уезжать. Крестьяне просят его разрешить пойти с ним. В результате Дубровский едет со слугой Гришей вперёд, а крестьянам назначает встречу в Кистенёвской роще. 

После отъезда Дубровского усадьба разгорается вовсю, находившиеся там чиновники, которых не пожелал спасти Архип, сгорают заживо. В то же время, увидев на пылающем сарае кошку, Архип, рискуя жизнью, спасает её, после чего уходит из горящего поместья в неизвестном направлении.

Глава VII: Появление разбойников

Весть о пожаре быстро распространилась. О его причинах ходили разные слухи: кто-то считал виновными крестьян, кто-то догадывался, что это дело рук самого Дубровского. Обнаружили пропажу чиновников, а также Дубровского, Гриши, Егоровны, кучера Антона и кузнеца Архипа. 

В то же время, в окрестностях появляются разбойники, которые грабят путешественников и разоряют помещичьи дома. Полиция не может с ними справиться. Главарём банды считают Дубровского. Однако владения Троекурова разбойники по непонятным причинам не трогают, в чём сам Троекуров видит трусость перед его именем.

Глава заканчивается объявлением о том, что наступило первое октября — «день храмового праздника в селе Троекурова». Однако прежде чем говорить о событиях этого дня, автор поясняет, что должен познакомить читателя с новыми героями.

Глава VIII: Знакомство с Марьей

Автор описывает дочь Троекурова — Машу. Это девушка семнадцати лет, не имеющая подруг, так как из-за жестокого нрава отца в Покровское женщины не ездят. Это нежная барышня, пристрастившаяся к любовным романам. Отец то готов исполнять любые её желания, то обращается с ней грубо и даже жестоко. Маша скрывает от него свои чувства. 

Раньше у Маши была гувернантка мамзель Мими, но после того, как Троекуров вступил с ней в близкую связь, и последствия этого стали заметны, он отослал её в другое поместье. Однако Кирила Петрович явно любил Мими больше других своих «наперсниц», так как очень похожий на неё мальчик Саша был официально признан сыном Троекурова, чего не произошло с другими мальчиками, тоже похожими на Кирилу Петровича.

Для Саши был нанят учитель-француз по имени Дефорж, который приехал в Покровское как раз во время описываемых событий. Учитель был молод и красив, но Маша поначалу не обратила на него внимания, так как учитель воспринимался ею как слуга, а слуга «не казался ей мужчиною». 

Однако после одного случая их отношения изменились. Дело в том, что Троекуров любил зло подшучивать над своими гостями: запирать их в комнате с голодным, сидящим на цепи медведем, спастись от которого можно было только в одном углу. Так он решил подшутить и над Дефоржем, однако, в отличие от других, тот не поддался панике и застрелил медведя. Этим он заслужил уважение Троекурова и любовь Маши, которая начала заниматься с ним музыкой и постепенно влюбилась в учителя, «сама еще в том себе не признаваясь».

Том второй

Глава IX: Разговоры о разбойниках

Повествование возвращается к первому октября. По случаю праздника к Троекурову съехалось много гостей. Утром они были на службе в церкви, потом отправились обедать к Кириле Петровичу. 

Позже других приехал дворянин Антон Пафнутьич, который рассказал, что не решился ехать через Кистинёвский лес, побоявшись разбойников, и поехал в объезд. Это навело Троекурова и гостей на разговор о Дубровском. В частности, Анна Савишна Глобова рассказала о произошедшей с ней истории: она послала своему сыну Ване, служившему офицером гвардии, деньги. Деньги на почту должен был отвезти приказчик, однако вскоре он вернулся «бледен, оборван и пеш» и объявил, что его ограбил Дубровский. Вскоре к Анне Савишне заехал генерал, которому она рассказала об этой истории. Тот очень удивился и потребовал объяснений у приказчика, который, увидев генерала, сразу сознался, что солгал: на самом деле Дубровский отпустил его, а деньги он припрятал себе. Анна Савишна сделала вывод, что под видом генерала у неё побывал Дубровский. Однако Троекуров не согласился с этим, так как по описанию Анны Савишны человек не походил на Дубровского, приметы которого, хотя очень приблизительные, были известны полиции. 

Вскоре разговор перешёл к медведю, застреленному Дефоржем, и Троекуров в очередной раз с удовольствием рассказал гостям про подвиг француза.

Глава X: Ограбление

В семь часов многие гости собрались домой, но Троекуров не разрешил никому уезжать до утра и продолжил праздновать. Около полуночи он пошёл спать, и гости, почувствовав себя свободнее после ухода сурового хозяина, стали веселее и оживлённее. Не радовался только Антон Пафнутьич, по-прежнему опасавшийся разбойников, тем более, что у него с собой в кожаной сумке было много денег, которые он боялся хранить дома. 

Для того чтобы чувствовать себя в безопасности, Антон Пафнутьич решил переночевать с надёжным человеком и остановил свой выбор на Дефорже, которого и по внешнему виду, и по рассказу об убийстве медведя считал сильным и храбрым. Француз не возражал. 

Когда гости начали расходиться по комнатам, Дефорж и Антон Пафнутьич отправились во флигель, где жил француз. Антон Пафнутьич с сожалением заметил, что там нет двойных рам, и дверь запирается только на задвижку. Француз лёг спать и потушил свечу. Антон Пафнутьич боялся темноты и попытался объяснить это Дефоржу, но тот не понял его и пожелал ему спокойной ночи. 

После долгих переживаний Антон Пафнутьич наконец заснул. Однако среди ночи он проснулся от того, что «кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки». Антон Пафнутьич увидел, что перед ним стоит Дефорж с карманным пистолетом и отстёгивает его сумку с деньгами. В ответ на изумление Антона Пафнутьича француз ответил на чистом русском языке: «Тише, молчать, <…> молчать или вы пропали. Я — Дубровский».

Глава XI: История Дефоржа

Автор объясняет, каким образом Дефорж оказался Дубровским.

Некоторое время назад на почтовой станции некий француз сидел в доме смотрителя в ожидании лошадей. Туда же приехал молодой офицер, который заговорил с французом и узнал, что тот едет работать учителем к Троекурову, по рекомендации, и сам Кирила Петрович его ни разу не видел. Француз не очень хочет служить у Троекурова, зная о его жестоком нраве, но ему нужны были деньги для больной матери. Офицер, под видом которого, разумеется, выступал Дубровский, предложил французу обмен: он заплатит ему десять тысяч рублей, а француз отдаст свои документы. Так они и поступили, после чего француз поехал к городу, а Дубровский — к поместью Троекурова. 

Далее автор вкратце повествует об уже известных нам событиях: никто не заподозрил обман, мнимого француза полюбили все в семье Троекуровых. Оказавшись в одной комнате с Антоном Пафнутьичем, Дубровский не мог удержаться, чтобы не обокрасть его, так как тот был одним из людей, давших ложные показания по тяжбе его отца с Троекуровым. 

Утром, когда гости собрались за завтраком, всех поразила бледность и волнение Антона Пафнутьича. Однако Троекуров не добился от него объяснений, и Антон Пафнутьич поспешил уехать домой. Вскоре разъехались и остальные гости, и Покровское зажило прежней жизнью. 

Глава XII: Тайна раскрылась

Маша Троекурова продолжала заниматься музыкой с мнимым Дефоржем и «начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза». Однажды «Дефорж» передал ей записку с просьбой о свидании. Маша давно ожидала этого, но чувствовала, что ей неприлично выслушивать признание человека, который находится ниже её по социальному статусу и не имеет состояния, из-за чего не может надеяться вступить с ней в брак.

Тем не менее, оказалось, что «француз» сказал ей не совсем то, что она думала. Он признался, что на самом деле он Дубровский и просил не бояться его. Дубровский отказался от мести Троекурову, которую он собирался совершить в первую очередь, так как увидел Машу и понял, что не может причинить вреда её близким. Теперь же он вынужден был оставить её, но надеялся, что она будет иногда вспоминать о нём и прибегнет к его помощи в случае необходимости. Маша обещала.

Дубровский ушёл, а Маша, взволнованная, отправилась к дому. Оказалось, что, пока она отсутствовала, приехал исправник, который хотел арестовать Дефоржа: по приметам он подходил под описание Дубровского, кроме того, о том, что француз — Дубровский, сообщил Антон Пафнутьич. Троекуров не поверил этому, однако Дефоржа нигде не могли найти. Маша с трудом сдерживалась, чтобы не выказать своих чувств. Она ушла в свою комнату и там разрыдалась. После долгих не приведших ни к чему поисков исправник уехал.

Глава XIII: Появление Верейского

Через некоторое время после описанных событий в соседнее с Покровским поместье Арбатово приехал князь Верейский, долгое время пробывший за границей. Верейскому было около пятидесяти лет, но он был любезен с дамами и умел производить на них приятное впечатление. Первым делом Верейский решил поехать в гости к Троекурову, с которым когда-то был знаком.

У Троекуровых Верейского поразила красоты Маши. Он стал оживлённее и веселее, сумел заинтересовать её своими рассказами. Не оставшись ночевать, Верейский уехал, но перед этим позвал Кирилу Петровича с  Машей приезжать к нему. Троекуров согласился, так как относился к князю с уважением из-за его титула и большого состояния.

Через два дня Троекуровы приехали в Арбатово. Верейский принял их очень радушно: он рассказывал Маше про картины, висевшие у него в доме, и она «не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду». Потом Верейский, Кирила Петрович и Маша пили кофе в беседке, катались на лодке по озеру, вечером был устроен салют, который поразил Машу. Верейский был рад её восхищению, а Троекуров доволен, так как считал, что Верейский делает всё из желания угодить ему. Утром Троекуровы уехали, но договорились скоро снова встретиться с хозяином.

Глава XIV: Предложение руки и денег

Когда Маша сидела в комнате и вышивала, чья-то рука через окно передала ей письмо, но Маша не успела прочитать его, так как в это время слуга позвал её к Троекурову. У Троекурова оказался князь Верейский, который сватался к ней. 

Маша не могла ничего ответить — она не хотела быть женой старого князя, —  и заплакала. Троекуров сказал князю, что она согласна, «они все плачут при помолвке». В своей комнате Маша развернула письмо, которое оказалось от Дубровского. В нём сообщалось: «Вечером в 10 час. На прежнем месте». 

Глава XV: Уговор с Дубровским

Во время их встречи Дубровский сказал Маше, что знает о сватовстве князя, и предложил ей помочь избавиться от этого человека. Маша сказала, что не хочет «быть виною какого-нибудь ужаса…». 

Она решила попробовать убедить отца в том, что не может выйти замуж за Верейского. Если же уговорить его не получится, она решится на последнее средство: прибегнет к покровительству Дубровского и станет его женой. Дубровский нежно обнял Машуу. На прощание он дал ей кольцо и сказал, чтобы она положила его в дупло дуба, если ей понадобится его помощь.

Глава XVI: Объяснение дочери с отцом

Маша долго откладывала объяснение с отцом. Наконец, она решилась написать письмо Верейскому, в котором говорила о своей нелюбви к нему и просила его самого отказаться от сватовства. Однако князь, напротив, захотел ускорить свадьбу, а письмо показал Троекурову.

Тот пришёл в ярость, но, по настоянию Верейского, не сказал Маше, что знает о письме. 

Свадьбу решили назначить послезавтра. Когда Троекуров сообщил об этом Маше, та стала умолять не губить её и не принуждать выходить за человека, которого она не любит. Троекуров, хотя и был тронут её слезами, отверг её просьбы и сказал, что устраивает свадьбу для её же счастья. Маша в отчаянии воскликнула, что в крайнем случае она прибегнет к помощи Дубровского. Троекуров не воспринял это серьёзно. 

Он решил, что Маша сказала о Дубровском сгоряча, но на всякий случай решил запереть её до свадьбы в комнате. Маша чувствовала себя оскорблённой.

Глава XVII: Роковая неудача

Проснувшись на следующее утро, Маша решила попробовать связаться с Дубровским, но не знала, как это сделать. Вдруг кто-то бросил камешек в окно. Маша выглянула и увидела Сашу, который спросил, не надо ли что-нибудь для неё сделать. Маша попросила его положить кольцо в дупло дуба.

Саша быстро исполнил её просьбу и уже хотел возвратиться, но увидел, как какой-то оборванный мальчик достал кольцо из дупла. Саша попытался остановить его, у них завязалась драка. На шум прибежал садовник, мальчика поймали, связали и повели к приказчику. По дороге им встретился Троекуров, пожелавший выяснить, что происходит. Саша под угрозой розги признался, что Маша дала ему кольцо и попросила спрятать, а его забрал «этот скверный мальчик». 

Троекуров понял, что Маша попыталась связаться с Дубровским. Он попробовал угрозами и обещаниями вырвать у мальчика признание, но тот молчал, и Троекуров приказал запереть его в голубятне, а сам вызвал исправника. Когда он приехал, Троекуров велел привести мальчика и рассказал исправнику всю историю, не упоминая, однако, об участии в ней Маши. Исправник попросил разрешения поговорить с Кирилой Петровичем наедине. Они вышли, а когда вернулись, исправник сообщил мальчику, что Троекуров хотел сослать его на поселение, но он вступился за него, и теперь мальчик свободен. 

Обрадованный, мальчик побежал сначала в Кистенёвку, где попросил у бабушки чёрного хлеба, потому что с утра ничего не ел, а потом — в Кистенёвскую рощу.

Глава XVIII: Свадьба и развязка

На следующий день с утра шли приготовления к свадьбе. Маша была ко всему равнодушна и печальна, она до последнего момента надеялась, что Дубровский спасёт её. Однако жених и невеста приехали в церковь, а всё ещё ничего не произошло. На вопрос священника, согласна ли Маша стать женой Верейского, девушка промолчала, но священник обвенчал их. После этого молодые муж с женой поехали в Арбатово, куда ещё раньше отправился Троекуров. Маша была 

Посреди дороги на карету напали разбойники. Дубровский открыл дверцу кареты и сказал Маше, что она свободна. Верейский выстрелил в него и попал в плечо, но разбойники сразу же вырвали у него пистолет и оттащили от кареты. Дубровский приказал не убивать его. Сам он повторил Маше, что она свободна. Но Маша ответила, что она уже жена князя, и исправить это нельзя, их обвенчали. Если бы Дубровский приехал раньше, она согласилась бы бежать с ним, но теперь она просит его оставить их и уехать. 

Поражённый её словами и болью от раны, Дубровский упал рядом с каретой, но успел отдать разбойникам распоряжения. Они посадили его на лошадь и уехали вместе с ним, никого не убив и ничего не ограбив.

Глава XIX: Отъезд Дубровского

 Разбойники в тишине обедали в своём лагере, потом разбрелись по лагерю, кто-то лёг спать после обеда. Дубровский в это время, раненный, лежал в своём шалаше на походной кровати. 

Неожиданно дозорные донесли о наступлении солдат. Дубровский вскочил, вышел к разбойникам, они приготовились обороняться. Солдаты поначалу одолевали и даже дошли до их укрепления, но Дубровский застрелил их офицера, после чего солдаты отступили.

После этих происшествий правительство решило уже серьёзно заняться Дубровским. Удалось поймать несколько человек из его шайки, однако они сказали, что Дубровского с ними уже не было. После стычки с солдатами он оставил их и «советовал и им переменить образ жизни». Дубровский ушёл, взяв с собой только одного из разбойников. Эти сведения сначала были восприняты с недоверием, возможно, разбойники просто хотели выгородить своего атамана. Однако грабежи и вправду прекратились, а «по другим известиям» узнали, что Дубровский уехал за границу и скрылся там. 

Автор: Мария Тихомирова

В этой статье мы поговорим о романе Пушкина «Дубровский». Анализ произведения, характеристики героев и краткое содержание разберем особенной тщательно. Также представим небольшой обзор критических отзывов на произведение современников автора.

История создания

дубровский анализ произведения

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

Изначально Пушкин озаглавил роман датой – «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Краткое содержание: завязка

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс – время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

анализ произведения пушкина дубровский

Развитие действия

Как-то приезжает к Троекурову Дубровский, и помещики ссорятся из-за дерзости слуги гостя. Постепенно ссора превращается в настоящую войну. Троекуров решает отомстить, подкупает судью и, благодаря своей безнаказанности, отсуживает у Дубровского Кистеневку, его имение. Узнав вердикт, помещик сходит с ума прямо в зале суда. Его сын, гвардейский корнет Владимир, вынужден оставить службу и приехать из Петербурга к больному отцу. Вскорости старший Дубровский умирает.

Приезжают судебные чиновники, чтобы оформить передачу собственности, они напиваются и остаются ночевать в имении. Ночью Владимир поджигает дом вместе с ними. Дубровский вместе с верными крестьянами становится разбойником. Постепенно он наводит ужас на всех окрестных помещиков. Нетронутым остаются только владения Троекурова.

В семью Троекурова приезжает учитель, чтобы поступить на службу. Дубровский перехватывает его на полдороге и подкупает. Теперь он сам под видом Дефоржа отправляется в имение врага. Постепенно между ним и Машей Троекуровой, дочерью помещика, возникает любовь.

роман дубровский анализ произведения

Развязка

Лучше всего рассматривать роман целиком. А анализ произведения «Дубровский» по главам будет провести довольно проблематично, так как они являются элементом одного целого и вне контекста теряют большую часть смысла.

Итак, Троекуров решает выдать дочь замуж за князя Верейского. Девушка против и не желает выходить за старика. Дубровский предпринимает неудачную попытку предотвратить их брак. Маша посылает ему условный знак, он приезжает спасти ее, но оказывается поздно.

Когда свадебный кортеж следует из церкви в имение князя, люди Дубровского окружают его. Владимир предлагает Маше свободу, она может бросить старого мужа и уйти с ним. Но девушка отказывается – она уже дала клятву и не может ее нарушить.

Вскоре губернским властям едва не удается поймать банду Дубровского. После этого он распускает своих людей, а сам отправляется за границу.

Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.

анализ произведения пушкина дубровский 6 класс

Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.

Своеобразие конфликта

Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.

Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.

Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.

Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.

Образ Владимира Дубровского

анализ произведения дубровский по главам

Главный герой романа – Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.

Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.

Образ Троекурова

дубровский анализ произведения кратко

Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.

Роман в оценке критиков

Что же думали критики о романе «Дубровский»? Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. А. Григорьев также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

дубровский анализ произведения 6 класс

«Дубровский»: анализ произведения кратко

Если необходимо сделать краткий анализ. То можно написать следующее. Главная тема произведение – разбойничество в России. Идея – показать, как люди становятся на этот путь, и кто тому виной. Пушкин старался обличить власть и показать социальную несправедливость, царящую вокруг. В произведении два конфликта – социальный и любовный. Первый связан с неограниченной властью имущих, а второй с полной родительской властью над своими детьми. Главным виновником выступает Троекуров, воплощающий классический тип русского барина.


А.С.ПУШКИН Роман «Дубровский» Анализ 1-2 главы 6 класс

А.С.ПУШКИН

Роман «Дубровский»

Анализ 1-2 главы

6 класс


ЭПИГРАФ К УРОКУ Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано. Я.Княжнин

ЭПИГРАФ К УРОКУ

Читается трояким образом: первое — читать и не понимать; второе — читать и понимать; третье — читать и понимать даже то, что не написано.

Я.Княжнин


Задачи: образовательные: Ввести в понятийный аппарат учащихся литературоведческий термин «роман», знать жанровые особенности романа; рассказать об истории создания романа

Задачи: образовательные:

  • Ввести в понятийный аппарат учащихся литературоведческий термин «роман», знать жанровые особенности романа; рассказать об истории создания романа «Дубровский»; определить характер отношения героев; обучать умению  видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;
  • Ввести в понятийный аппарат учащихся литературоведческий термин «роман», знать жанровые особенности романа;
  • рассказать об истории создания романа «Дубровский»;
  • определить характер отношения героев;
  • обучать умению  видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;


 Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!

Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ История создания романа Роман написан в 1832-1833 годах. Образ Дубровского имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом других».

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

История создания романа

Роман написан в 1832-1833 годах.

Образ Дубровского имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом других».


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ История создания романа Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что и у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

История создания романа

Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что и у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника.


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЯ История создания романа Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах: решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова. Пушкина интересовала судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЯ

История создания романа

  • Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах: решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова.
  • Пушкина интересовала судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.


СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Роман – большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом. Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Роман – большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова! Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова!

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.


СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Подобострастие – льстивость, угодливость. Тщеславились – хвалились, кичились. Надменный – высокомерный. Генерал – аншеф – высший генеральский чин. Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  • Подобострастие – льстивость, угодливость.
  • Тщеславились – хвалились, кичились.
  • Надменный – высокомерный.
  • Генерал – аншеф – высший генеральский чин.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,


СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Стремянный – конюх – слуга. Штаб – лекарь – главный лекарь. Холоп – крепостной слуга. Купчая – документ на приобретённое, купленное имущество Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  • Стремянный – конюх – слуга.
  • Штаб – лекарь – главный лекарь.
  • Холоп – крепостной слуга.
  • Купчая – документ на приобретённое, купленное имущество

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,


УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ -С кем знакомимся мы в 1-ой главе?   -В каких поместьях они живут?   -Что мы узнаём о Троекурове?   -Что давало Троекурову большой вес в соседних губерниях?

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ

  • -С кем знакомимся мы в 1-ой главе?
  •   -В каких поместьях они живут?
  •   -Что мы узнаём о Троекурове?
  •   -Что давало Троекурову большой вес в соседних губерниях?


УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ -Как к нему относились соседи, губернские чиновники? -Какой образ жизни он вёл? -Каков он был в домашнем быту? -Как Кирила Петрович обходился с крестьянами и дворовыми? -Как автор характеризует дворовых Троекурова?

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ

  • -Как к нему относились соседи, губернские чиновники?
  • -Какой образ жизни он вёл?
  • -Каков он был в домашнем быту?
  • -Как Кирила Петрович обходился с крестьянами и дворовыми?
  • -Как автор характеризует дворовых Троекурова?


УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ Каковы были занятия Кирилы Петровича? -Что является гордостью Троекурова? -Кто был его старинным другом? Что мы о нём узнаём?

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ

  • Каковы были занятия Кирилы Петровича?
  • -Что является гордостью Троекурова?
  • -Кто был его старинным другом? Что мы о нём узнаём?


УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ Что говорит автор о сходстве и различии этих героев? Сходство: Ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

Что говорит автор о сходстве и различии этих героев?

Сходство:

  • Ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях


УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ Что говорит автор о сходстве и различии этих героев? Различия: Троекуров: «Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ

Что говорит автор о сходстве и различии этих героев?

Различия:

Троекуров:

  • «Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».


УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ Что говорит автор о сходстве и различии этих героев? Различия: Дубровский: «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ

Что говорит автор о сходстве и различии этих героев?

Различия:

Дубровский:

  • «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.


УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ - Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни?   - Что отвечает Дубровский Кириле Петровичу на вопрос? - Обидел ли он своими словами Троекурова?

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ

  • — Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни?
  •   — Что отвечает Дубровский Кириле Петровичу на вопрос?
  • — Обидел ли он своими словами Троекурова?


УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ - Как показал автор Троекурова после охоты? - Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще?

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ

  • — Как показал автор Троекурова после охоты?
  • Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще?


 СУД И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 1. Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров? 2. Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? 3. Как вели себя герои? 4. Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности? 5. Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал? 6. Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?

СУД И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

1. Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров?

2. Как вели себя чиновники после оглашения решения суда?

3. Как вели себя герои?

4. Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности?

5. Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал?

6. Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?


ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Составление плана произведения План 1 главы «Дубровского» 1.Близкие друзья 2.Ссора 3.Сговор Троекурова с Шабашкиным Глава 2. 1. А.Г.Дубровский проигрывает суд 2.Старый Дубровский заболевает

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Составление плана произведения

  • План 1 главы «Дубровского»

1.Близкие друзья

2.Ссора

3.Сговор Троекурова с Шабашкиным

  • Глава 2.

1. А.Г.Дубровский проигрывает суд

2.Старый Дубровский заболевает


    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовить рассказ об одном из помещиков по плану: 1 группа: рассказ о помещике Кириле Петровиче Троекурове; 2 группа – о помещике Андрее Гавриловиче Дубровском План: 1 . Социальное положение 2. Занятия (чем занимались) 3. Отношение к ним соседей 4. Отношение к крестьянам 5. Общее в судьбах 6. Качества характера  

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить рассказ об одном из помещиков по плану:

1 группа: рассказ о помещике Кириле Петровиче Троекурове;

2 группа – о помещике Андрее Гавриловиче Дубровском

План: 1 . Социальное положение 2. Занятия (чем занимались) 3. Отношение к ним соседей 4. Отношение к крестьянам 5. Общее в судьбах 6. Качества характера


Рефлексия хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно


Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Александр Сергеевич Пушкин
Роман (повесть) «Дубровский» Краткое содержание

Повесть или, как её часто называют литераторы — «незаконченный» роман, Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» знаменательна своей мятежной атмосферой и красочным отражением помещичьей России, как особого, ни на что не похожего мира из давно минувших дней. Представленная ниже статья ознакомит читателя с кратким содержанием произведения русской классики и историей его создания, а также поможет разобраться в сложном внутреннем мире главных героев — отцов и детей Дубровских и Троекуровых.

Очень краткий пересказ повести Пушкина «Дубровский»

Два военных товарища живут неподалёку: в Покровском — богатый и дурной характером Кирилл Троекуров, а в Кистеневке — помещик доходами попроще и поступками поприятней Андрей Дубровский. У первого подросла красавица дочь Мария, у второго — сын Владимир. Отцы подумывали даже породниться, но поругались, ссора переросла во вражду. Апофеозом стал суд, на котором Троекуров высудил у товарища его единственную ценность — Кистеневку. Дубровский от горя сходит с ума и вскоре умирает. В родные края возвращается Владимир и мстит обидчику: сжигает отсуженное поместье, собирает банду грабителей, обманом проникает в дом Троекуровых и завоёвывает сердце Маши. Однако у старого помещика свои планы относительно будущего дочери — ей в мужья он выбрал 50-летнего князя. Владимир пытается помешать свадьбе, но у него ничего не выходит. После бракосочетания Маша считает себя связанной клятвой и отказывается от любимого. Дубровский, распустив банду, скрывается от властей где-то заграницей…

Список персонажей из повести А. С. Пушкина «Дубровский»

  •  Андрей и Владимир Дубровские
  •  Кирилл, Марья и Саша Троекуровы
  •  Князь Верейский
  •  Шабашкин
  •  Антон Спицын
  •  Анна Глобова
  •  Дефорж
  •  Егоровна
  •  Гриша
  •  Митя
  •  Кучер Антон
  •  Кузнец Архип

Краткое содержание повести Пушкина «Дубровский» подробно по главам

Глава 1. Ссора двух товарищей

Жили-были два помещика: один богатый, другой не очень. Помещику Троекурову не писаны законы. Он живёт, как хочет, наслаждаясь безнаказанностью и всевластием. Его сосед по поместью Дубровский делает ему замечание, что простые люди его живут хуже собак. Давние товарищи ссорятся. Конфликт набирает обороты, когда Дубровский ловит мужиков Троекурова на воровстве леса. Троекуров в отместку принимает решение отобрать у Дубровского его поместье.

Глава 2. Суд

Затеянные Троекуровым судебные разбирательства благодаря нанятому свидетелю плохо заканчиваются для Дубровского — он теряет своё поместье в пользу алчного соседа. Случившееся негативно отражается на здоровье немолодого помещика.

Глава 3. Младший Дубровский спешит домой

Владимир Дубровский, получив письмо от няни, спешит к отцу. Встретивший его кучер заверяет молодого хозяина, что никто из мужиков Кистеневки не хочет служить Троекурову.

Глава 4. Смерть Дубровского старшего

Андрей Дубровский сильно болен. Он толком не может объяснить приехавшему сыну, что случилось. Имение переходит к Троекурову, который уже и не рад победе. Мучимый совестью, он едет с визитом к старому другу. Однако поздно — от одного его вида старый барин впадает в сильнейшее волнение и его парализует. Владимир выгоняет Троекурова вон. Старший Дубровский умирает.

Глава 5. Кистеневцы задумывают мятеж

После похорон старого барина, в имение Дубровских являются представители судебной комиссии. Крестьяне готовятся к отпору, никто не хочет подчиняться решению суда. Владимир уговаривает всех успокоиться и позволяет приезжим остаться на ночь в отчем доме.

Глава 6. Пожар

Ночью дом охватывает пламя. Никто из приглашённых на ночлег не смог выбраться. И это не случайно — выходы были перекрыты кузнецом Кистеневки.

Глава 7. «Новые робингуды»

Идёт активное следствие по поводу возникновения пожара. По округе свирепствует банда неизвестных лиц, нападающих на обеспеченных людей. Поджёг вменяется кузнецу из Кистеневки. По слухам, шайкой бандитов заправляет молодой барин Дубровский, объединивший недовольных крестьян.

Глава 8. Новый учитель Маши и Саши Троекуровых

Тем временем Троекуров приглашает для своего незаконнорожденного сына Саши учителя французского языка Дефоржа. Он оказывается непростым малым и расправляется с медведем, с которым его закрывают в одной комнате шутки ради. Машу Дефорж обучает музыке и попутно пленит её робкое сердечко.

Глава 9. Волнения в усадьбе Троекурова

Во время храмового собрания в доме Троекурова все взволнованно обсуждают нападения молодого Дубровского и его банды. Кто-то восхищен его неуловимостью, кто-то напуган и жаждет его скорейшей поимке. Однако описание Владимира подходит очень многим и вычислить его не так-то просто. Троекуров отмечает, что в его доме появился очень храбрый человек — учитель Дефорж.

Глава 10. Дефорж грабит Спицына

Спицын, напуганный разговорами на празднике, просит Дефоржа ночевать с ним в одной комнате для защиты. Ночью учитель грабит своего подзащитного и обещает расправиться с ним, если тот выдаст его секрет. Дефорж и есть разбойник Дубровский.

Глава 11. Коротко о происхождении учителя Дефоржа

В этой главе читатель узнаёт, как Дубровский покупает у приезжего учителя документы и внедряется в дом Троекуровых.

Глава 12. Объяснение Владимира и Маши

В связи с последними событиями молодой Дубровский спешит покинуть дом Троекурова. Он признаётся Маше в любви и рассказывает о себе правду. Ближе к вечеру за Владимиром приезжает исправник, но лжеучителя уже и след простыл.

Глава 13. Жених для Маши

К несчастью для молодых влюблённых, на Машу положил глаз стареющий князь Верейский.

Глава 14. Свадьба — дело решеное

Верейский настроен очень серьёзно. Он просит руки Маши у её отца. Троекурову такой жених нравится, он приказывает дочери начинать подготовку к свадьбе. Маша узнаёт, что с ней хочет встретиться Владимир.

Глава 15. Встреча Маши и Владимира

На тайном свидании Маша делится своей бедой с Владимиром, который и так уже знает о приближающейся свадьбе. Дубровский хочет помочь Маше избежать нежеланного союза. Девушка просит его не торопить события, она надеется повлиять на отца. Владимир оставляет ей колечко, которое в случае неудачи она должна оставить в назначенном месте.

Глава 16. День свадьбы назначен

Маша отправляет Верейскому послание, в котором просит отменить свадьбу. Но князь показывает письмо Троекурову, который принимает решение запереть дочь и ускорить её бракосочетание.

Глава 17. Неудавшийся крик о помощи

В отчаянии Маша отправляет маленького брата отнести кольцо в назначенное место, чтобы предупредить Владимира, что её план провалился. Саша кладёт кольцо в дупло, но затем видит, как его достаёт мальчишка и решает, что это воришка. Ребята сцепляются в драке. В результате потасовке всё выясняется. Маша обречена.

Глава 18. Венчание

Машу и князя венчают. Дубровский опаздывает. Ему не удаётся вытащить свою возлюбленную из-под венца. Разбойники нападают на карету только на обратном пути. Верейский ранит Владимира, а маша отказывается бежать. Она уже дала клятву князю перед богом.

Глава 19. Владимир подаётся в бега

На шайку Дубровского объявлена травля. Владимир понимает, что ему не выиграть этой войны со властями. Он распускает банду и скрывается.

Краткая характеристика главных героев повести А. С. Пушкина «Дубровский»

  • Образ Владимира Дубровского — главного героя повести А.С. Пушкина «Дубровский»

В начале произведения сын Андрея Дубровского кажется читателю заурядным молодым повесой, который не привык думать наперёд и ни в чём себе не отказывает за счёт средств своего родителя. Как и многие его ровесники, он не прочь жениться на девушке с приданным и продолжить лёгкую, беспечную жизнь. Но это лишь поверхностная шелуха, обусловленная юными годами героя — Владимиру ведь всего 23 года. И в эти годы он уже достаточно образован, воспитан и умён — иначе, вряд ли он смог бы перевоплотиться в преподавателя и грамотно управлять мятежными крестьянами.

На деле, как только герой узнаёт о неприятностях отца, он спешит его увидеть, позабыв про всё вокруг. Причем молодого помещика в первую очередь волнует именно состояние здоровья папы, а не тот факт, что бессовестный сосед отобрал Кистеневку. Здесь герой раскрывается как любящий сын, а в развитии повести ещё и как мужчина, способный на благородную любовь к женщине.

После смерти Дубровского старшего, его наследник, лишившийся родового гнезда, задумал мстить. Он подался в «благородные» разбойники, собрав целую банду из недовольных крестьян. Разбойники обирали исключительно богатых, как правило, нажившихся на чужом горе людей.

В образе Дубровского выразился авторский протест всему несправедливому и нечестному. При этом автор имел ввиду не частный случай несправедливости, а всю российскую помещичью систему тех лет, с её несовершенством и неоправданной властью. Разбойничество хорошим делом не назовёшь, даже если оно затеяно во имя справедливости. Поэтому к концу повести Владимир распускает своих подельников и просит их начать новую жизнь.

  • Образ Марии Троекуровой — главного женского персонажа повести А.С. Пушкина «Дубровский»

«Пушкинские» девы похожи друг на друга: молоды, чисты, умны, привлекательны не столько красотой внешней, сколько внутренней и всегда верны своему слову. Такой предстаёт перед читателем и семнадцатилетняя Маша. Простая провинциальная девушка на выданье, привыкшая чтить отца и посвящать свои вечера музыке и чтению.

Маленькую Машу растила простолюдинка, потому что её мама рано умерла. Простая крестьянка одарила девочку невиданной заботой, она росла в любви. Детство Марии прошло в прекрасной тиши деревни, окружённой природными красотами российской глубинки. Маша выросла отзывчивой, чувствительной, мечтательной и романтичной девушкой. Отец плохо понимал свою дочь, и она не чувствовала в нём поддержки. Но Маша почитала родителя и не смела ему перечить.

Единственный момент, когда героиня решилась на протест, был обусловлен глубоким чувством любви, поразившим её юную душу. Маша полюбила дерзкого, умного, храброго и красивого юношу-учителя, нанятого отцом для её сводного брата Саши. Узнав, что за личиной учителя скрывается тот самый Владимир Дубровский, злейший враг отца, Маша не на шутку перепугалась, но поверила любимому и готова была стать его парой. Эта готовность возросла в разы, когда Мария узнала о намерении отца выдать её за старого князя.

Иной читатель видит Машу, когда Дубровский опаздывает на её венчание. Пылкая влюблённая до последней минуты ожидавшая спасения, после произнесения клятвы перед людьми и богом, отказывается бежать с Владимиром. Теперь она жена, и должна сохранять верность супругу. Моральная ответственность и хорошее воспитание не позволили Марии нарушить данного слова.

  • Образы Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилла Петровича Троекурова в повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Александр Сергеевич в своей повести «Дубровский» достоверно отразил картину жизни помещиков 19 века из русской глубинки. Автор не скупился на детали быта и черты характера, а для контрастности в процессе восприятия использовал метод противопоставления героев. Наиболее яркий пример — старые друзья по военной службе Андрей Дубровский и Кирилл Троекуров.

Герои, потерявшие многолетнюю дружбу в самом начале повести, не похожи были друг на друга до крайности. Троекуров богат и влиятелен, помещики помельче перед ним лебезят, а крепостные боятся его до ужаса, но гордятся служить ему. Дубровский же принадлежит к семейству разорившихся дворян, владеет лишь полуразрушенной Кистеневкой, а слово его в обществе никакого веса не имеет.

Мировоззрение у друзей тоже в корне различалось. Троекуров известен был своей развращенностью и презрительностью по отношению к окружающим его людям, особенно к тем, кто был ниже по социальному статусу. Дубровский же никогда никого не унижал, так как сам унижений не терпел, он был горд, но гордость его происходила из-за чувства ущемлённого самолюбия, некого стыда за себя.

Оба помещика рано потеряли своих жён. У Троекурова осталась дочь, у Дубровского сын. Детей своих они любили, но тоже — совершенно по-разному. Андрей мечтал о светлом будущем для сына, отправил его учиться и хотел, чтобы тот женился непременно по любви. Кирилл мнения и желания дочери не учитывал, он с лёгкостью пообещал её руку старому развратному князю. И не переменил решения даже, когда узнал, как сильно Маша не хочет замуж за нелюбимого.

Многолетняя дружба дала крен из-за вспыльчивости Троекурова. Он пожалел о затеянном, когда осознал сколько боли причинил товарищу своими неправомерными действиями. Однако, с раскаяньем Троекуров опоздал, пораженный жестокостью приятеля старший Дубровский отдал богу душу.

История создания повести А. С. Пушкина «Дубровский»

Повесть «Дубровский», скорее всего, неоконченный роман. Рукопись не была завершена автором, хоть и имеет вполне завершённую сюжетную линию. В основу рукописи легла реальная история дворянина Островского, которую Александру Сергеевичу поведал старый приятель П.В. Нащокин.

Островский лишился отчего дома по вине богатого соседа. Доведенный нищетой до отчаяния дворянин возглавил шайку крестьян и принялся мстить обидчикам. Однако Островский был арестован и заперт в тюремный острог. Эта печальная история и легла в основу неоконченного романа. Доподлинно известно, что в первоначальных рукописях автор называл своего героя не Дубровским, а Островским.

Автор:
Guru
·

Главное достоинство прозы Пушкина заключается в том, что книги, написанные простым и доступным языком, заставляют, прежде всего, мыслить. Диапазон творчества писателя настолько широк, что каждый человек сумеет найти в пушкинских произведениях ответы на волнующие вопросы современности.

История создания

В период с октября 1832 по февраль 1833 года Пушкин работает над новым романом, который пишется поразительно быстро, карандашом. Но, закончив его, в печати не публикует. Видимо, для того были свои причины. «Дубровский» выходит в свет в 1841 году.

Задушевный друг писателя, П. В. Нащокин, «подарил» Пушкину «историю» дворянина Островского, которая стала отправной точкой в написании данного произведения. Один из героев (Владимир Дубровский) первоначально носил эту фамилию. Но потом Александр Сергеевич передумал. Персонажи старик Дубровский и Троекуров имели своих прототипов в реальной жизни: помещики проживали в Нижегородской губернии. Кистенёвка располагалась недалеко от Болдина, полученного поэтом в наследство от отца. Пейзажные зарисовки, нравы крепостного быта несут отпечаток псковских и михайловских впечатлений писателя.

Как Пушкин хотел завершить «Дубровского»? Замысел романа менялся. Первоначально главный герой женится на Маше. Когда она заболела, Владимир везёт жену в Москву, а «шайку» распускает. Но такой финал автора не устроил.

Жанр, направление

По жанру, с одной стороны, «Дубровский» — социально-бытовой роман. С другой стороны, широкая картина русской жизни 30-х годов XIX века, представленная в произведении, дает право говорить о романе историческом.

Мастерство Пушкина особенно ярко проявилось в создании типических характеров. Реалистический образ Дубровского наделён чертами романтизма.

Сюжет буквально захватывает читателя, так как включает элементы «авантюрного» жанра.

Суть

Основные события в романе разворачиваются в деревне. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский — дворяне, ровесники, некогда бывшие товарищами по службе. Отдав свой воинский долг Родине, вышли в отставку и поселились в своих имениях. Рано овдовели. Между помещиками царило полное согласие.

Однажды старик Дубровский вслух произнёс, что крепостным у Троекурова живётся хуже собак. Крепостной Парамошка позволил себе неблаговидный намёк в адрес Андрея Гавриловича, который, в ответ ничего не сказав, «побледнел» и незаметно скрылся.

Кирила Петрович употребил свои многочисленные возможности, чтобы вернуть «непокорного друга». Однако Андрей Гаврилович потребовал выслать ему псаря Парамошку с повинною. Это требование взбесило богатого помещика. Данный случай посеял вражду между бывшими товарищами.

С помощью обмана заседатель Шабашкин проводит через суд решение о «возврате» Кистенёвки её «настоящему» хозяину. Кирила Петрович понимает, что это перебор, испытывает муки совести и пытается помириться с Андреем Гавриловичем. Но попытка заканчивается плачевно: старик Дубровский уходит из жизни.

Лишённый поместья, сын Дубровского, Владимир, становится разбойником. Он желает отомстить Троекурову. Случай предоставляет Владимиру возможность появиться в семье Троекуровых под именем Дефоржа в качестве учителя-француза. Встретив Машу, дочь своего врага, он отказывается от своей затеи.

Впоследствии Владимир признаётся Марье Кириловне в своих чувствах, открывается, что он — сын Дубровского. Обещает свою поддержку, если Маша окажется в затруднительной ситуации.

Богач Верейский сватается к Маше.

Но для неё лучше выйти замуж за разбойника Дубровского, чем стать женой нелюбимого человека. Она просит друга о помощи. Владимир спешит освободить Марью Кириловну, но поздно: обряд венчания состоялся. Маша вынуждена остаться с законным мужем. Дубровский же, распустив своих «разбойников», уезжает за границу. Вот, о чем рассказывается в книге.

Главные герои и их характеристика

  1. Кирила Петрович Троекуров принадлежал к знатному дворянскому роду. Дослужился до чина генерал-аншефа. Выйдя в отставку, поселился в селе Покровском. Физически был необыкновенно силён. Имел пороки человека необразованного. Пылкий нрав его не позволял вести размеренную жизнь. Каждый вечер был навеселе. Отличался хлебосольством. Дом его никогда не пустовал, а собирал людей самого высокого звания. Невзирая на лица и должности, Троекуров вёл себя надменно. Никто не имел права не явиться в назначенный час, а тем более, отказаться от приглашения. Одно только имя его заставляло окружающих трепетать. С крестьянами и дворовыми обращался своенравно. В порыве гнева двух учителей засёк до смерти. Любимое занятие – охота. Гордостью Троекурова была псарня, где более пятисот гончих и борзых собак «жили в довольстве и тепле». Кирила Петрович не был корыстолюбив. Человеческие чувства ещё сохранялись в его душе и иногда прорывались наружу. Когда суд вынес решение о передаче Кистенёвки в его полное владение, сердце его не возрадовалось. Он сочувствовал своему бывшему товарищу, решив помириться. К сожалению, этот порыв души привёл к трагическому исходу. Такова характеристика Троекурова.
  2. Андрей Гаврилович Дубровский – обедневший дворянин, в чьём владении находилось сельцо Кистеневка с семью десятками крепостных душ. По характеру человек прямой, нетерпеливый, гордый и решительный. Имел собственное мнение, не боялся его прямо высказывать. Будучи бедным, отказался от покровительства богатого товарища, сохранив свою независимость. Рано овдовев, обожал сына. Заботясь о его будущем, ничего не жалел для приличного его содержания. Видел в сыне свою опору в старости. Опытный охотник, «тонкий ценитель псовых достоинств». Без него Кирила Петрович никогда не выходил на охоту.
  3. Владимира Дубровского судьба совсем не баловала. Материнской заботы и ласки он не знал: мать умерла рано. Отец отдал семилетнего мальчика на воспитание в Петербургский кадетский корпус, по окончании которого Владимир служил в гвардии. О своём будущем молодой человек нисколько не заботился, зная, что всегда найдёт богатую невесту. Позволял различные прихоти, ни в чём себе не отказывая. Получив письмо от Егоровны, решился поехать к отцу, которого очень любил, и, если понадобится, выйти в отставку. Владимир Андреевич обладал чутким и отзывчивым сердцем. С уважением и признательностью относился к своим дворовым. В Кистенёвке его любили, и дворня с радостью встречала своего молодого хозяина. Будучи честным и справедливым, он не предпринимал никаких мер, чтобы имение осталось за ним, так как верил в справедливое решение суда. Вынужденно став разбойником, славился великодушием, умом и отвагой. Поместий своего «обидчика» не грабил, чем вызывал у окружающих удивление. При первой встрече с Машей Владимир испытывает смущение, трепет. Его изменившийся голос говорит о том, что девушка произвела на него неизгладимое впечатление. Любовь к Маше помогает отказаться от мщения бывшему товарищу отца. Отныне все люди, связанные судьбой с Марьей Кириловной, становятся для героя неприкосновенными. Ненависть уступает место прощению. В доме Троекурова все почитают его своим человеком. Смелость, отвага, решительность, находчивость – важные качества его характера, в полной мере проявившиеся в столкновении с медведем, который был застрелен верной рукой «француза». Человек искренний, Дефорж «открывает» Маше своё настоящее имя. Он не хочет, чтобы в их отношения вкралась хоть капелька лжи, таков прямолинейный характер Дубровского. При этом он осознает, что Маша может быть с ним только при самых трудных для неё жизненных обстоятельствах. Она – дочь своего отца, и живёт по законам дворянского общества, а Владимир эти законы нарушил.
  4. Семнадцатилетняя Маша – дочь Троекурова, который искренне любит её, но не всегда считается с её желаниями. Доверия между ними не существует. Маша никогда не делилась с отцом своими сокровенными чувствами. Так же, как и Владимир Дубровский, не знала материнской нежности, выросла в полном одиночестве. Всё её образование заключалось в чтении романов французских авторов. Хорошо владея французским языком, выступала в качестве переводчицы для отца. При этом грубые обороты речи всегда деликатно смягчала. Девушка талантливая, Маша обладала прекрасными музыкальными способностями. Марья Кириловна, начитавшись французских книг, мечтала о романтической любви, героем её романа должен стать человек отважный, представитель аристократической среды. На появление в доме Дефоржа, учителя Саши, она никак не реагировала. Когда же француз, не растерявшись, справился с медведем, героиня вынуждена была признать его храброе сердце и гордое самолюбие. Полюбив «молодого разбойника», Марья Кириловна обращается к его помощи, когда отец даёт согласие на предложение князя Верейского о браке с его дочерью. Когда же Дубровский «предоставляет ей свободу», она отказывается её принять, объяснив, что чтит обряд венчания и не может пойти против него. Верная клятве перед богом, Маша остаётся с нелюбимым мужем.
  5. Образ Пушкина. Повествование в романе ведётся от лица автора, который описывает события в хронологическом порядке простым, доступным языком. Его отношение к происходящим событиям проявляется в описаниях поступков героев, психологических характеристиках, данных персонажам. Так, волнение мыслей Кир Троекурова за судьбу своего старого соседа сказалось в «насвистывании» им начальной строки из стихотворения Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся». Эпиграфом к IV главе первого тома не случайно Пушкин взял стих из оды Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского». Эти строки предопределяют трагические события, о которых пойдёт речь. Пушкин будто предупреждает: время скоротечно. В гостеприимный и светлый домик Дубровских пришло горе: не стало хозяина.
  6. Пейзаж у автора не «живёт» отдельно сам по себе. Он является средством психологической характеристики персонажей и средством выражения мыслей и чувств автора. Когда хоронили старика Дубровского, «день был ясный и холодный». «Осенние листья падали с деревьев», символизируя завершение жизни светлого, честного человека. Переживая смерть отца, Владимир уходит в рощу, чтобы побыть наедине с природой и насладиться покоем, царящим в ней. Долго созерцает он «тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев». Пушкин создаёт яркую метафору: жизнь на Земле не прекращается, а отжившие свой век простые смертные уходят из неё.

Если говорить об отношении Пушкина к Владимиру Дубровскому, то он не идеализирует своего героя, не восторгается его «героическими» поступками, не восхваляет его лучшие черты характера. Он, скорее всего, сочувствует юноше, которому обстоятельства не дали раскрыться в полной мере, а, наоборот, сделали жизнь его никчёмной, никому не нужной, вынудили его покинуть родину. Авторская позиция – сочувствие.

Темы и проблемы

Темы и проблемы, затронутые в романе, не потеряли своего социального значения и сегодня.

  1. Основная тема – социальные противоречия жизни дворянства, отражение нравов и обычаев определённой эпохи.
  2. Особым образом проявляется тема народа. Пушкин хорошо знал его жизнь, тесно переплетающуюся с верой в чудеса и приметы. Когда Владимиру попался поп со всем причетом, молодой человек невольно скрылся за деревом, так как по народным приметам это предзнаменование несёт одни несчастья.
  3. Социальный конфликт господ и холопов. Радушие, доброта, преданность своим хозяевам – черты, испокон веков присущие русскому национальному характеру. Великодушному хозяину народ служит верой и правдой и готов пойти на самые крайние поступки. Так, приехавшего с чиновниками господина Шабашкина дворня готова была уничтожить. И только властный голос хозяина, уверившего, что государь заступится за них, не дал свершиться самосуду. И всё-таки самосуд свершился, когда кузнец Архип, вопреки приказанию Владимира, закрыл двери подожжённого молодым Дубровским дома на ключ. Все сгорели в этом огне.
  4. Проблема жестокости переплетается с проблемой милосердия. Тот же Архип, увидев, как мечется в огне кошка, забыв об опасности, спасает её («Божия тварь погибает, а вы … радуетесь»).
  5. Пушкин своеобразно подошёл к новой теме о растлевающей власти денег, «убивающих» в человеке все лучшие нравственные качества.
  6. Проблема бунта, перерастающая в крестьянские выступления против насилия над человеческой личностью. Руководит бунтовщиками дворянин, выступающий против самодуров-помещиков.
  7. Проблема власти, которой всё позволено, действующей по принципу: «Закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло».
  8. Проблема «отцов и детей». В романе представлены два поколения. История вражды «отцов» является «прелюдией» к несостоявшейся любви «детей». Социальная проблематика раскрывается во взаимоотношениях дочери и родителя. Марья боится папеньку, не доверяет ему, и одиночество толкает ее в объятия Дубровского. Сам отец поступает еще хуже, лишая ребенка свободы выбора и обрекая девушку на несчастную жизнь.
  9. Главная проблема, всегда волновавшая Пушкина и находящая живой отклик в сердцах читателей, проблема о взаимоотношениях человека и общества. Каждая личность индивидуальна в своём развитии, имеет свои взгляды на определённые события, свою точку зрения. Но жизнь общества тоже регламентируется своими законами, традициями. Можно ли добиться того, чтобы общественные взгляды совпадали с привязанностями и симпатиями простых людей? Возможна ли дружба и любовь между людьми, стоящими на разных ступенях социальной лестницы?

Главная мысль

Смысл романа заключается в сопоставлении судеб процветающей и обедневшей аристократии, которое выявляет неутешительный вывод: власть не на стороне благородства, она поддерживает только богачей. Пушкин показывает, как два человека с одинаковым положением, одинаковыми заслугами перед родиной оказываются не равными перед законом. Система управления прогнила, «справедливость» раздают за деньги. И пока это не изменится, такие прогрессивные, сильные и одаренные потомки дворянских родов, как Владимир, будут лишними людьми, жизнь которых разрушают продажные чиновники и капризные толстосумы. Автор порицает существующие порядки в России и сочувствует своему герою, в участи которого он видел свои проблемы. Пушкин тоже был знатен, но беден, и его тоже не признавали в обществе. Известно, что родители Н. Гончаровой не рассматривали его предложение всерьез, пока он не добился цели своим упорством.

Также основная идея романа заключается в необходимости компромисса во всех сферах жизни. Эпохе Пушкина явно не хватает терпимости. Отец насильно выдает дочь за старика, товарищ не может простить товарища, обманутый человек не может добиться правды в суде, а работодатель пытается зверски убить работника, натравив на него медведя. Люди не умеют цивилизованно общаться и достигать взаимопонимания, из-за этого происходят все конфликты в книге. Автор пытался заняться просвещением

Чему учит?

Пушкин учит «лелеющей душу гуманности». Только искренняя, бескорыстная, верная, идущая из глубины души любовь и дружба, не зависящие от того, какое место занимает человек «в табеле о рангах», способны изменить общество, в котором каждый индивид будет чувствовать себя Личностью. Мораль романа доказывает необходимость стремления каждого гражданина к социальному равенству.

Вывод автора прост и логичен: нужно научиться понимать и уважать нужды друг друга, жить по-христиански, а не только соблюдать внешние обряды.

Критика

Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.

В. Г. Белинский, представитель демократического направления в литературе, первоначально отнёсся к произведению восторженно, назвав его «одним из величайших созданий гения Пушкина». Позже в своих сочинениях он отметил «дивные» стороны повести: описание быта русского дворянства, царящего в России коррупционного судопроизводства, создание крестьянских образов, характера героини. Не преминул подчеркнуть, что Дубровский «не возбуждает к себе участия».

И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.

Мелодраматизм «Дубровского», который отмечал как слабую сторону романа в своих статьях и Белинский, критика 30 — 50-х годов XX века объясняет следствием пушкинского замысла, поставившего во главе крестьянского мятежа бунтующего дворянина.

В работах о «Дубровском», написанных в конце XX века, художественные достоинства романа «реабилитируются».

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

  • Рассказ друзья 2 класс пишем грамотно ответы
  • Рассказ друзья 2 класс пишем грамотно читать
  • Рассказ дубровский 6 класс краткое содержание по главам
  • Рассказ друзья 2 класс русский язык
  • Рассказ друг детства драгунский распечатать