Рассказ дубова про славу

7 декабря 2021 г. 14:52в течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю александру невскому. еще большее

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

  Гагику Гукасяну, потомку славного Гукаса.

Турция, провинция Муш, 1820 г.

– В кого он у тебя такой, Маркар? – удивлялись сельчане, глядя, как ловко перебирает пальцами, извлекая удивительную музыку из кизиловой дудочки, его четырнадцатилетний сын Гукас.

Маркар поглаживая пышные усы, влюблено смотрел на сына. А иногда, не удержавшись, бил себе в грудь.

– Как в кого, все мы в роду такие, — восклицал он, — порода!

А затем громко и заливисто хохотал,- вы бы видели как мой дед Гарегин, царство ему небесное, играл. 110 лет жил, все в нашем роду долгожители. И я долго жить буду. А как же?! И мои правнуки тоже!

Слава об искусном музыканте распространилась по всей округе. От приглашений не было отбоя. Сначала просили отца, чтобы разрешил сыну на свадьбе сыграть, потешить своим искусством публику, затем, когда Гукас повзрослел, обращались напрямую к нему. Каждый расплачивался, чем мог. Гукас не привередничал, был доволен тем, что предлагают, понимал, всем нелегко живется. А музыку живую в таком замечательном исполнении послушать каждому хочется. За это и, жители села Кронк, любили и уважали Гукаса. Обращались к нему и представители местной власти, значит, не было ему равного во всей Мушской губернии. Что и говорить, щедро одаривали его пузатые чиновники, грех было отказываться от такого заработка, хотя и, скрипя сердцем, он принимал эти приглашения.

Однажды его пригласили на Вардавар (Армянский праздник в честь Преображения Господня) в славный город Муш. Приехали к нему на поклон отцы города, привезли много даров, но не дары побудили его ехать: принять участие в армянском празднике Вардавар великая честь для каждого армянина. Этого не мог не понимать Гукас, он не раздумывая, согласился и отправился вместе с гонцами в дальнюю дорогу. В тот день со всей провинции армяне спешили на базарную площадь Муша. Многие знали, что сам Гукас выступать будет. Праздник удался на славу, народ ликовал, забыв все тяготы и горести. В самом разгаре праздника Гукас увидел девушку неповторимой красоты. Свою единственную и долгожданную, сердцем почувствовал он. Она заметно отличалась от остальных девушек, своих подруг, и высотой, и стройностью, крупными глазами в пол лица, а губы напоминали сочные лепестки алой розы.

Надо отметить, что и Гукас был хорош собою, высокий голубоглазый брюнет с тонкими чертами лица, не каждая девушка могла спокойно выдержать его  взгляд. Вот его избранница, её звали Анаид, тоже не устояла. Однако, родители Анаид, богатые, состоятельные, не таким представляли себе мужа своей дочери, поэтому воспротивились бы этому союзу. Но Гукас был неудержим, да и она, ни на шаг не отходила от него, молча поедала глазами всеобщего любимца. И Гукас решил, недолго думая, похитить её. Гуляние еще продолжалось, нескончаемым потоком звучали песнопения, произносились хвалебные тосты, а распаренная молодежь продолжала танцевать армянские суровые танцы. Как вдруг, Гукас, улучшив минуту, ловким движением набросил бурку на свою возлюбленную, поднял ее на коня и, неистово стегая лошадь, помчался прочь из этого города. Кинулись вдогонку уязвленные молодые парни, родственники и соседи Анаид, да, куда там, Гукаса и след простыл.

Прошло некоторое время, и простили родители девушки непрошеного зятя, потому как, дошли до них сведения, что он бережно и с огромной любовью относится к своей жене. Приехали в гости и благословили молодую пару.

Но, недолго длилось безоблачное счастье молодой семьи.

Как-то раз, во время очередного празднества, когда народ на центральной площади окружил Гукаса и зачарованно слушал армянские песни в его исполнении, он заметил, как два турка отделились от толпы и направились в сторону его дома. Защемило его сердце, почувствовал он недоброе. Наскоро завершив очередную песню, извинившись перед собравшимися односельчанами, он поспешил домой. Еще издали он увидел, как турки пытаются взломать дверь его дома. Зная, что в это время жена Гукаса остаётся одна, они решили воспользоваться отсутствием Гукаса, чтобы поглумиться над нею. Он побагровел от негодования и, до боли в руке, сжал рукоять кинжала.

Первый турок уже взломал дверь, и исчез за нею, а второй заметив Гукаса, оскалил зубы и, посылая проклятья в адрес Гукаса, вскинул ружье. Но, брошенный ловкой рукой Гукаса кинжал, впился ему в горло. Хлынула кровь, турок импульсивно задергался и растянулся у порога дома. Гукас ворвался в дом и увидел как жена, схватив стул, защищается им, словно щитом, от наседавшего на неё турка. Он яростно закричал и бросился на непрошенного гостя. Схватил железными руками  за горло, повалил на землю и  подтянул трепыхающееся тело к тундыру, в котором стоял чан с кипящей водой. Ещё крепче сжав горло,он опустил голову турка в  чан. Турок захлёбываясь в кипятке, задергался и, как недобитый зверь, взвыл от невыносимой боли. Пытаясь освободиться от намертво захвативших рук Гукаса, он всем телом колотился, как выброшенная на сушу рыба, но через несколько минут обмяк и свалился на бок.

Гукас, устало опустился рядом с чаном и обхватил голову руками.

— Что же теперь делать, как быть, — пробормотал он вполголоса и закачал от отчаяния головой.

— Нам нужно уехать отсюда, и как можно скорее, — вдруг услышал он твёрдый и спокойный голос своей возлюбленной, — иначе нам не жить.

— Да,- встрепенулся он и, безумно озираясь, обратился к жене — собери вещи, только самое нужное.

Сам же, пошатываясь от нервного напряжения, и тяжело дыша, вышел во двор, втянул окровавленное тело первого турка в горницу, чтобы ненароком не заметили раньше времени труп. Вытащил застрявший в горле кинжал, смыл с него кровь в чане с кипятком, это кинжал подарил ему дед и Гукас не пожелал с ним расставаться. Затем прошёл в конюшню, выкатил телегу и запряг лошадей. Напоил, дал им сена. Вернулся в дом, а расторопная жена к тому времени увязала несколько узлов с одеждой и ждала мужа. Гукас с благодарностью посмотрел на жену, поцеловал её в лоб и, схватил узлы в обе руки.

Через несколько минут телегу Гукаса можно было увидеть на центральной улице. Лошади, повинуясь хозяину, неспеша перебирали ногами,они ехали нарочито медленным шагом и мило улыбались прохожим. Те узнавая молодую пару радостно приветствовали их, не подозревая что видят любимого певца в последний раз. Когда же за спиной скрылись последние дома, Гукас, чтобы замести следы и избежать погони, резко развернул лошадей и телега понеслась в обход поселка, в обратном направлении, в сторону Российской границы.

Только к вечеру следующего дня, увидев пшеничное поле, и, услышав далекий лай собак, а за пригорком замелькали огни русского села, стало ясно, что они в безопасности и больше спешить незачем. Гукас отпустил вожжи, распаренные лошади пешим шагом продолжили путь, а затем и вовсе остановились.

Поняла это и жена. Она перестала боязливо оглядываться по сторонам, глубоко вздохнула, расслабилась и, ласково прислонившись к Гукасу, задумчиво сказала, — ты всегда говорил, что никогда не поднимешь руку на человека.

— А разве это были люди? — ответил Гукас и обнял её.

Посоветуйте фильм …


42    

08 июля 2021 г., 21:05      

Оцените последние посоветованные фильмы от посетителей:

Список фильмов которые посоветовали

Список фильмов которые советовали пользователи, отсортированные по коэффициенту точности. Добавляйте свои рекомендации или улучшайте результаты оценив уже добавленные связи:
Да
Нет
СогласенНе согласен что этот фильм подходит

По ту сторону двери (2016)

The Other Side of the Door

Ужас

Великобритания, США, Индия

96 мин.

Молодые родители Мария и Майкл воспитывают двоих детей и счастливо живут в экзотической Индии. Но автомобильная авария разрушает семейную идиллию: Марии удается спасти дочь Люси, тогда как ее старший сын Оливер трагически погибает.
Потеря ребенка, отягченная чувством вины за его смерть, доводит Марию до исступления. Убитая горем мать желает попрощаться с сыном, для чего она соглашается пройти древний ритуал.
Женщина находит заброшенный храм, врата которого разделяют мир живых и пристанище …

Спрятавшиеся в лесу (2012)

Hidden in the Woods

Триллер, Ужас, Драма, Боевик

Чили

97 мин.

Фильм основан на реальных событиях. Филипп – законченный алкоголик пятидесяти лет, достигший дна социальной ямы. Его моральные границы настолько размыты, что в один из дней он убивает свою жену. Очевидцами убийства становятся две малолетние дочки.
Теперь начинается самое жуткое: никто больше не сможет остановить его. Он начинает избивать и насиловать собственных дочерей. Чтоб заработать хоть какие-то деньги на алкоголь, Филипп идёт на сделку с бандитской группировкой, и теперь в его доме …

Тайна слэндермэна 2 (2014)

Secret of Slenderman 2

Триллер, Ужас

Россия

64 мин.

Лес издавна пугал людей, особенно ночью. Когда видишь при свете луны темные колышущиеся ветки деревьев, за которыми абсолютная тьма и неизвестность, тут испугается любой.
Двое друзей идут по лесу. Они не являются заядлыми путешественниками с рюкзаками или любителями многокилометровых прогулок, просто так вышло, что пришлось идти именно этим путем. В лесу нелегко заплутать, да и дело близится к ночи. И вот тропа выходит на развилку. Один путь показался друзьям более длинным, и им было лень …

Гризли (1976)

Grizzly

Триллер, Ужас, Приключение

США

91 мин.

Головокружение (2009)

High Lane

Триллер, Ужас, Приключение

Франция

90 мин.

Пятеро молодых французских альпинистов – Хлоя, Люк, Жильме, Фред и Карин – решили отправиться в трудный поход в горную местность на территории Хорватии. Их привлекали живописные места и желание почувствовать адреналин от подъема на большую высоту. Оказавшись на тропе туристов, они увидели, что проход закрыт, так как тропу кто-то намеренно разрушил. И тем не менее, они продолжили путь, еще более усложнив свою задачу.
Но в горах их ожидал сюрприз – там жил каннибал-отшельник, расставивший …

Сонная лощина (1999)

Sleepy Hollow

Детектив, Ужас, Фэнтези

США, Германия

105 мин.

Икабод Крейн уверен, что любое явление объяснимо наукой. Свою теорию он активно пропагандирует в судебной деятельности. Его коллегам научный подход не по нраву, и, чтобы усмирить пыл молодого констебля, его отправляют в Сонную лощину. Таинственное местечко имеет дурную славу, ведь за несколько дней здесь произошли аж три жестоких убийства с отрубанием головы.
Местная легенда повествует о жестоком гессенском кавалеристе, которого казнили в Сонной лощине. И теперь всадник без головы охотится за …

Сонная Лощина (2013)

Sleepy Hollow

Триллер, Детектив, Ужас, Фэнтези, Драма, Криминал, Приключение, Боевик

США

45 мин.

Сериал

Икабод Крейн отважно боролся за независимость Америки, помогая армии Джорджа Вашингтона, но был убит. Теперь же он возвращается к жизни в маленьком городе под названием Сонная лощина, штат Нью-Йорк. Но не один он обретает вторую жизнь! Также в Сонной лощине восстает из мертвых жуткий безголовый всадник, которого Крейн убил прямо перед смертью.
Всадник без головы начинает мучать, и убивать невинных людей. Теперь его сложно остановить. Однако в это дело вмешивается отважный мужчина и Эбби Миллс …

Остаться в живых 3 (2010)

Cold Prey III

Триллер, Ужас

Норвегия

95 мин.

Каждое действие имеет свое противодействие. Любое событие, отношение, слово влияет на психику человека, формируя из него или ангела, или монстра.
Норвегия. Дивные просторы с суровыми фьордами и непроходимыми лесами, усыпающие склоны высоких гор. Здесь вечная красота живет рядом с бесконечным ужасом, прячущимся во мраке диких территорий. Компания людей, оказывается в ловушке среди бескрайной местности, где орудует хитрый и изворотливый маньяк. Чтобы избежать смерти и провести злодея, придется …

Красная Шапочка (2011)

Red Riding Hood

Триллер, Мелодрама, Детектив, Ужас, Фэнтези

США, Канада

100 мин.

В деревне Даггерхорн начали ходить слухи, что где-то поблизости обитает оборотень, а возможно даже живет прямо в деревне.
Девушке по имени Валери, которая все время носит плащ красного цвета, предстоит разузнать, где находится опасный оборотень. Но параллельно с этим у девушки есть сложности и в личной жизни – мать пытается отдать Валери замуж за богатенького кузнеца, но девушка влюблена совсем в другого …

Остаться в живых (2006)

Cold Prey

Триллер, Ужас

Норвегия

97 мин.

Зловещие мертвецы: Черная книга (2013)

Evil Dead

Ужас

США, Новая Зеландия, Австралия

91 мин.

Героиня сюжета Мия страдает наркозависимостью. Она желает избавиться от этого и с друзьями едут на отдых в лес. Во время лесного похода, они натыкаются на пустую хижину, ребята принимают решения в ней остановиться на какое-то время. Один из друзей находят в хижине книгу с кассетой. Это оказалась книга мертвых. Друзья еще не подозревают, что они случайно потревожили потусторонних существ и теперь им не выбраться отсюда. Перепуганные ребята пытаются бороться с восставшими мертвецами, которые …

Операция «Мертвый снег» 2 (2014)

Dead Snow 2: Red vs. Dead

Ужас, Фэнтези, Комедия, Боевик

Норвегия, Исландия, США, Великобритания

100 мин.

Продолжение истории о молодом парне Мартине, которому чудом удалось выжить после встречи с зомби-нацистами. Вместе с компанией друзей Мартин отправился отдыхать в отдаленную горную местность, но вместо незабываемых приключений ребят ждала жестокая смерть, и лишь он один сумел уцелеть.
Но на этом ужас в жизни главного героя не закончился. В его руках оказалась драгоценная монета из древнего клада, за которым охотятся зомби под предводительством их безумного лидера Герцога. Мартину вновь …

Остаться в живых: Воскрешение (2008)

Cold Prey 2

Триллер, Ужас

Норвегия

86 мин.

Очнувшись в больнице, Жанник с ужасом обнаруживает, что все ее товарищи мертвы. Ей удалось чудом вырваться из лап ужасного маньяка и к сожалению ее друзьям повезло меньше. Жанник рассказывает обо всем произошедшем полицейским и они обещают во всем разобраться.
Вскоре полиция обнаруживает тяжело раненного мужчину и отправляет его в ту же больницу, где находится Жанник. Спустя некоторое время в больнице начинается настоящий кошмар, кто-то убивает людей. Понимая, что маньяк находится в стенах …

Охотники на ведьм (2013)

Hansel & Gretel: Witch Hunters

Ужас, Фэнтези, Боевик

США, Германия

88 мин.

Брат и сестра Гензель и Гретесь остаются одни в лесу. Они были захвачены злой ведьмой в доме кондитера. Им удалось убить ведьму и сбежать.
Через несколько лет сироты стали известными охотниками на ведьм. Когда одиннадцать детей из одной деревни одновременно пропадают без вести, мэр деревни зовет Гензель и Гретель на помощь. Брат спасает рыжеволосую Мину, которую местный шериф хочет сжечь за то, что она, по его мнению, ведьма.
Позже, они узнают, что виновна в похищении детей темная ведьма …

Операция «Мёртвый снег» (2009)

Dead Snow

Ужас, Фэнтези, Комедия

Норвегия

91 мин.

На зимних каникулах компания студентов медицинского института отправляется в горы, чтобы весело отдохнуть и полюбоваться восхитительными зимними пейзажами. Парни Мартин, Эрланд, Вегард и Рой, а также девушки Ханна, Лив и Крис прибывают в домик, принадлежащий их подруге Саре, которая должна встретить всю компанию на месте.
Студенты не воспринимают всерьез пугающий рассказ встретившегося им мужчины об ужасных событиях, которые произошли в этих горах во времена Второй мировой войны. Однако когда …

Операция «Мертвый снег 2»: Первая кровь (2009)

Necrosis

Триллер, Ужас

США

90 мин.

Ужасающий (2016)

Terrifier

Триллер, Ужас

США

82 мин.

Даже в самых страшных кошмарах, Доун и Таре не могло привидеться, что их ожидает в ночь Всех Святых. Отгуляв на вечеринки, девушки отправились домой, по пути решив перекусить в небольшом и малоизвестном кафе.
К их удивлению, они повстречали в закусочной еще одного любителя Хэллоуина. Печальный клоун явно заинтересовался парочкой, выказывая им свою симпатию.
Вот только девчушки не догадывались, что под маской Арлекина скрывается опасный маньяк, обожающий разделывать людей, как свежую …

Подпишитесь на новые рекомендации фильмов для этого списка

Посмотрите другие подборки фильмов

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация на тему: «Биография Лазаря Лагина, автора произведения «Старик Хоттабыч»

Лазарь Иосифович Лагин Подготовила: Обучающаяся 4 курса группы «Г» Орёл Тать...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Лазарь Иосифович Лагин Подготовила: Обучающаяся 4 курса группы «Г» Орёл Тать

    Описание слайда:

    Лазарь Иосифович Лагин
    Подготовила:
    Обучающаяся 4 курса группы «Г»
    Орёл Татьяна Александровна

  • 2 слайд

    Биография «…всегда восхищался работой Лагина – и не только смелостью его фант

    Описание слайда:

    Биография
    «…всегда восхищался работой Лагина – и не только смелостью его фантазии, не только сюжетным мастерством, но и превосходной стилистикой, умением пользоваться словом, своеобразной интонацией, по которой узнавал автора с первых же строк, что, как известно, можно сказать далеко не о каждом писателе».
    А. Стругацкий

  • 3 слайд

    Биография Лазарь Лагин — яркий представитель советской сатирической литератур

    Описание слайда:

    Биография
    Лазарь Лагин — яркий представитель советской сатирической литературы. Писатель стал известен и благодаря фантастическим произведениям. А настоящую славу автору принесла сказка, повествующая о приключениях школьника Вольки и его волшебного друга-джинна.

  • 4 слайд

    Писатель родился 21 ноября 1903 года в Витебске. Первый ребёнок в семье у Иос

    Описание слайда:

    Писатель родился 21 ноября 1903 года в Витебске. Первый ребёнок в семье у Иосифа Файвелевича и Ханы Лазаревны, евреев по национальности. Настоящая фамилия писателя, которую тот получил при рождении, — Гинсбург. Впоследствии, придумывая творческий псевдоним, автор взял начальные буквы собственных имени и фамилии.

  • 5 слайд

    Рассказ дубова про славу

  • 6 слайд

    Детство и юностьПозднее в семье появились еще четверо детей. Отец занимался п

    Описание слайда:

    Детство и юность
    Позднее в семье появились еще четверо детей. Отец занимался перегонкой плотов, а скопив денег, перевез жену и наследников в Минск, где открыл скобяную лавку. До 13 лет подросток учился в хедере — начальном религиозном учебном заведении.

  • 7 слайд

    В 1919 году будущий писатель окончил среднюю школу. Тогда же юноша решил пойт

    Описание слайда:

    В 1919 году будущий писатель окончил среднюю школу.
    Тогда же юноша решил пойти на Гражданскую войну добровольцем. На фронте молодой человек заболел туберкулезом и был направлен на лечение в подмосковный санаторий. Здесь Гинсбург увлекся литературой.

  • 8 слайд

    Личная жизньРаботая в журнале «Крокодил», мужчина познакомился с будущей (пер

    Описание слайда:

    Личная жизнь
    Работая в журнале «Крокодил», мужчина познакомился с будущей (первой и единственной) женой Татьяной Васильевой. Она занимала в издательстве должность секретаря и в то время считалась первой красавицей редакции, похожей на кинозвезду Любовь Орлову.

  • 9 слайд

    Личная жизньВ 1941 году супруга подарила мужу дочь Наталью. В годы Великой От

    Описание слайда:

    Личная жизнь
    В 1941 году супруга подарила мужу дочь Наталью. В годы Великой Отечественной войны писатель редко общался с семьей, находясь на фронте в качестве военного журналиста. А в 1946-м Татьяна решила оставить Лагина — нашла новую любовь. Вместе с дочерью и вторым мужем женщина переехала в Югославию.
    Вскоре супруга Васильевой расстреляли, а ее саму от ареста спасло замужество с Николаем Виртой, одним из любимых писателей Иосифа Сталина. Однако второй отчим, невзлюбил падчерицу.
    В 16 лет Наталья решила переехать к отцу и со временем стала для писателя помощником в творчестве.

  • 10 слайд

    Карьера и творчествоПервые произведения молодого автора начали публиковаться

    Описание слайда:

    Карьера и творчество
    Первые произведения молодого автора начали публиковаться с 1922 года. Лазарь начинал как поэт, хотя сам не верил в собственный поэтический дар.
    В 1924 году Гинсбург познакомился с Владимиром Маяковским, и русский футурист отметил оригинальность поэтических произведений. Однако похвалы мастера не убедили начинающего автора продолжать творить в том же духе.
    Уверенность в поэтическом даре мужчина получил позднее, в 70-е годы.

  • 11 слайд

    В год знакомства с Маяковским, с которым в дальнейшем писатель поддерживал д

    Описание слайда:

    В год знакомства с Маяковским, с которым в дальнейшем писатель поддерживал дружеские отношения, Лазарь переехал в Москву. В это время молодой человек занимался в литературной студии поэта-символиста Валерия Брюсова. Тогда же был начат цикл «Обидные сказки» — сборник сатирических и юмористических рассказов.

  • 12 слайд

    В 1938-м в журнале «Пионер» напечатали сказочную повесть «Старик Хоттабыч», а

    Описание слайда:

    В 1938-м в журнале «Пионер» напечатали сказочную повесть «Старик Хоттабыч», а в 1940-м произведение вышло в свет отдельной книгой.

  • 13 слайд

    Другие произвдения:В конце 40-х написал произведение «Патент АВ» и «Остров ра

    Описание слайда:

    Другие произвдения:
    В конце 40-х написал произведение «Патент АВ» и «Остров разочарования».
    В середине 50-х появилось произведение «Атавиа Проксима».
    Позднее вышло сочинение «Белокурая бестия», раскрывшее перед публикой рассказ о юном «Маугли».
    Тема «расчеловечевания» становится излюбленной в творчестве Лазаря Иосифовича.
    Последним произведением фантаста стал роман «Голубой человек», герой которого, живущий в 1959 году, отправляется в царскую Россию 1894-го и знакомится там с Владимиром Лениным.

  • 14 слайд

    СмертьПисатель умер 16 июня 1979 года. Причина смерти осталась неизвестной дл

    Описание слайда:

    Смерть
    Писатель умер 16 июня 1979 года. Причина смерти осталась неизвестной для широкой публики. Могила Лазаря Иосифовича находится на Кунцевском кладбище Москвы.

  • 15 слайд

    Памятники в честь Старика Хоттабыча

    Описание слайда:

    Памятники в честь Старика Хоттабыча

  • 16 слайд

    Сценарии мультфильмов«Жил-был Козявин» (1966) «Про злую мачеху» (1966) «Проис

    Описание слайда:

    Сценарии мультфильмов
    «Жил-был Козявин» (1966)
    «Про злую мачеху» (1966)
    «Происхождение вида» (1966)
    «Шпионские страсти» (1967)
    «Внимание, волки!» (1970)

  • 17 слайд

    Награды и премииорден Отечественной войны 2-й степени (17.11.1944) орден Труд

    Описание слайда:

    Награды и премии
    орден Отечественной войны 2-й степени (17.11.1944)
    орден Трудового Красного Знамени (10.12.1973)
    медали

  • 18 слайд

    «Старик Хоттабыч»Сказка претерпела несколько редакций, что связывалось с изме

    Описание слайда:

    «Старик Хоттабыч»
    Сказка претерпела несколько редакций, что связывалось с изменениями в политической жизни СССР.
    История Вольки Костылькова и выпущенного мальчиком из заточения Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба, «советского» джинна, пришлась по душе не только детской, но и взрослой аудитории читателей.

  • 19 слайд

    В некоторых источниках прототипом московского школьника называют Всеволода За

    Описание слайда:

    В некоторых источниках прототипом московского школьника называют Всеволода Замкова, сына врача Алексея Замкова и скульптора Веры Мухиной. Ребенок болел костным туберкулезом, а Лагин, заходя в гости к его родителям, развлекал мальчика арабскими сказками и даже выдумал обращение Волька ибн Алеша, которым затем наградил и героя собственного произведения.
    В 1957 году на экраны вышла экранизация произведения, сценарий к которой создал сам Лазарь Иосифович.

  • 20 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Педагогические технологии, обеспечивающие социализацию школьников

  • Презентация 8 класс «Капитанская дочка»

  • Презентация на тему: биография Н.С. Гумилёва

  • Презентация на тему: период оттепели в русской литературе

  • Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество.

  • Презентация на тему: история создания романа Чернышевского «Что делать?»

  • Презентация на тему: «Образ Луки и Сатина» в пьесе М. Горького «На дне»

  • Презентация на тему «Жизнь и творчество М. Горького»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446250 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

Введение

Конспект урока будет удобен на уроке
литературы для 7 класса в ноябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока
соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие,
вступление, актуализация опорных знаний, повторение, работа по новой теме, анализ
произведения, работа со статьей в учебнике, физкультминутка, закрепление, словарная
работа, характеристика персонажей, обобщение, итог, домашнее  задание.

Конспект урока по литературе для 7 класса
на тему:

Рассказ «Бирюк»

Цель
урока
: формирование у учащихся навыков анализа текста.

Задачи: 

Обучающая
задача
:


познакомить учащихся с произведением И.С. Тургенева «Бирюк»;


сформировать навыки социально-психологической характеристики персонажа.

Развивающая
задача:


развивать навыки анализа текста;


развивать навыки работы со словарем;


развивать навыки выразительного чтения.

Воспитывающие
задачи:


воспитывать внимание к выразительным средствам языка через наблюдение, а также
анализ текста.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к
учебной деятельности
.

  Учитель: —  Учебник на столе у вас?

                              А ручки и
тетрадки?

                              Тогда урок
начнём сейчас,

                              Раз всё у
вас в порядке.

                              Будьте
внимательны,

                              Послушны,
наблюдательны.

                              Чтобы
литературные тайны познавать,

                              Нужно всё
серьёзно изучать.

    — отчёт  дежурного;

    — проверка  готовности  класса  к 
уроку:

                Я  рада  новой  встрече 
с  вами,

                Приятно  ваше  общество,
друзья!

                Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

                Их  с  интересом  буду 
слушать  я.

                Мы  сегодня  снова  будем 
читать,

                Выводы  делать  и 
рассуждать.

                А  чтобы  урок  пошёл 
каждому  впрок

                Активно  включайся  в 
работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Повторение пройденного материала.

— На предыдущих уроках литературы мы с
вами познакомились с творчеством одного из выдающихся русских писателей XIX
века И.С. Тургенева. Мы прочитали и проанализировали рассказ И.С. Тургенева
«Бежин луг».

   —  Прежде чем перейти к
анализу рассказа «Бирюк», который вы прочитали дома, мы напишем небольшую проверочную
работу
 по пройденному материалу (работа выполняется на листочках).

Учитель читает вопросы, детям необходимо
сформулировать ответ и записать его на листке.

  1. Какое
    произведение принесло славу И.С. Тургеневу («Записки охотника»).
  2. Почему
    сборник вызвал резкое осуждение в правительственных кругах?
  3. К
    каким годам относится написание этого сборника? (1847-1851)
  4. Какие
    рассказы вошли в этот сборник?
  5. Какие
    еще произведения И.С. Тургенева вы знаете?

После написания работы используем прием
взаимопроверки
: дети обмениваются работами, учитель называет правильные
ответы. Оценивание работ.

III. Работа по новой
теме.

Новый материал.

— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся
с еще одним рассказом из сборника И.С. Тургенева «Записки охотника», с
рассказом «Бирюк».

      Рассказ «Бирюк» был
написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848
году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев
опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в
Орловской губернии. Один из бывших

крепостных Тургенева, а впоследствии
сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что
почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с
живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу
убили свои же крестьяне…»

В «Записках охотника» писатель применил
своеобразный прием: ввел в действие рассказчика – образ охотника. Этот образ
помогает читателям глубже понять действительность, разобраться с происходящим,
раскрыть тайны героев. Читатель как будто ходит по Орловским лесам, полям,
заглядывает в избы вместе с наблюдательным, умным и знающим охотником.

— Вы должны были дома прочитать рассказ
И.С. Тургенева «Бирюк». Скажите, пожалуйста, какое чувство у вас вызвал этот
рассказ? Понравился вам рассказ? Почему? (Выявление первоначального
восприятия).

Анализ текста.

Пейзаж как средство
характеристики героя
.


Давайте поговорим об этом произведении. С описания какого природного явления
начинается рассказ? (с описания грозы).


Давайте найдем в тесте произведения строки, в которых показано начало грозы, и
прочитаем их.

«Гроза
надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса;
надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно
шевелились и лепетали  <…>  Душный жар внезапно сменился
влажным холодом; тени быстро густели <…> Сильный ветер внезапно загудел в
вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по
листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».


Какое настроение создают эти строки?


Посмотрите, как живо и красиво описывает Тургенев грозу. Однако пейзажные
зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и
важнейшее средство характеристики человека. Они помогают открыть переживания
героя, оттенить настроение, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь очень
важно обратить внимание на детали, которые помогают определить воздействие
грозы на самочувствие человека и его поведение.


Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк)

-Что
хочет сказать автор о герое, который появляется «при блеске молнии»?

(Бирюк
появляется неожиданно. Писатель отмечает его звучный голос, высокую фигуру.
Автор хочет подчеркнуть силу героя, сдержанность, показывая его «в контрасте с
грозой».)

Описание интерьера и его
функции в создании образа героя.


Посмотрим на описание избы Бирюка. Прочитайте описание избы, обратите внимание
на строчку: «… я посмотрел вокруг…»

(ученик
читает текст)


Какое яркое противопоставление мы видим? О чем говорит описание избы лесника?

(Описание избы говорит об убожестве,
бедности: «закоптелая, низкая и пустая». Среди этого безотрадного существования
теплица жизнь двух маленьких детей.)

— На какое отношение к Бирюку настраивает
читателя это описание?

(жалость)

-Что хотел сказать автор, противопоставляя
описание яркой, сильной бушующей грозы убогой избе Бирюка?

(Описание избы лесника говорит о его
социальном положении, т.е. дает социальную характеристику герою – бедность -, а
художественный портрет помогает выразить индивидуальные черты героя: высокий
рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, мужественное лицо… В восприятии
читателя рассказ о леснике как о «грозе мужиков» связывается с картиной грозы.)

Физминутка

 Потягушки

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Словарная работа


Какой же конфликт лежит в основе произведения?


Между кем возникает конфликт?


А что такое конфликт? Как вы понимает это слово? Дайте определение конфликта.

 Ученики
объясняют значение слова «конфликт»


Посмотрим, какое определение слову «конфликт» дает С.И. Ожегов в толковом
словаре.

конфликт –
столкновение, серьезное разногласие


Запишем определение в тетради.

Участники конфликта


Вглядимся в участников конфликта. Обратимся к тексту.

(ученики
читают характеристики мужика и Бирюка)


А почему крестьяне прозвали лесника бирюком? Несет ли это слово помимо
обозначения одиночества лесника оценочное значение?

Обратимся
к словарю.

бирюк 
1. волк-одиночка

 
             2. (перен.) одинокий, нелюдимый
человек

пояснение
И.С. Тургенева: 
«Бирюком называется в
Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»


запишем и это определение слова в тетрадь.

Характеристика персонажей

Составьте
небольшой рассказ об участниках конфликта.

задание
выполняется по вариантам:
 

1
вариант- характеристика мужика; 2 вариант- характеристика Бирюка)

Ученики
зачитывают свои характеристики вслух.


В чем же причина конфликта между мужиком и Бирюком?

(разорение
мужика; ненависть всей деревни к Бирюку)


На чьей стороне закон?

(на
стороне Бирюка)


Как автор оценивает ситуацию?

(зачитывают
фрагменты текста, анализируют)


Какая сцена является самой неожиданной?

(сцена,
в которой Бирюк отпускает мужика)


Давайте прочитаем эту сцену по ролям (чтение по ролям)

Разрешение конфликта


Кто же разрешает конфликт? (Бирюк)


Объясните, почему лесник отпускает мужика?

Мужик
доведен до крайности: он сначала жалобно просит отпустить его, затем переходит
к неожиданному для всех возмущению, доходящему до неистовства.

Бирюк
отпускает мужика вовсе не потому, что испугался угроз мужика. Фома Бирюк многое
передумал, слушая жалобы мужика. Бирюк верен своему хозяину, поэтому отпустить
мужика Бирюку не просто. Возможно, ему показалось постыдной верность своему
барину, а может и забудет про эту верность; тогда нельзя уже будет поручится
как за сохранность угодий помещика, так и за жизнь Бирюка.)

Работа с иллюстрациями


Обратимся к иллюстрациям, которые размещены на доске. Посмотрите на иллюстрации
и попробуйте придумать рассказ (на задание отводится 3 минуты, задание
выполняется устно.)

V. Подведение итогов урока.

     — Какие задачи ставили перед собой
в начале урока?

     — Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня с вами говорили?

— Какие знания вы сегодня получили на уроке?

— Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?

Какое у вас настроение от урока?


Мы с вами дали характеристику нашим героям. Какие чувства вызывают у вас образы
лесника и мужика?


Кому из героев симпатизирует автор? Почему вы так решили?


Кто, по вашему мнению (автор, мужик или Бирюк), стоит на более высоком
нравственном уровне.


Какова же основная идея этого произведения?

Рассказ
«Бирюк» — один из не многих рассказов «Записок охотника», в котором затронут
вопрос о крестьянском протесте. Из-за цензурных ограничений Тургенев не мог
прямо изобразить протест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием
замещения. Олицетворением помещика является Бирюк,
наделенный некоторой долей ненавистной для мужика властью. Образ Бирюка – образ
трагический: человек честный, суровый, жестокий, весь проникся принципам
служения долгу. Однако при всей его правоте он  чувствует и правоту
крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор достоверно
передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.

Домашнее задание:

Подготовьте пересказ рассказа «Бирюк» от лица одного
из персонажей.

  • Рассказ друзья краткое содержание олеша
  • Рассказ дубровский 6 класс 1 глава главная мысль
  • Рассказ друзья 2 класс пишем грамотно ответы
  • Рассказ друзья 2 класс пишем грамотно читать
  • Рассказ дубровский 6 класс краткое содержание по главам