Рассказ драгунского сверху вниз наискосок читать полностью

По формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы. по в.в. гербовой развитие речи в детском саду: старшая группа. м.: мозайка-синтез,

по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы. (по В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016)

СЕНТЯБРЬ

Задачи

Наименование ДХЛ

Методы и приемы

Индивидуальная работа

Занятие 1

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Познакомить с новым произведением ДХЛ, способствовать обогащению впечатлениями, стимулировать к вопросам познавательного характера. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшую сказку. Упражнять в умении использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Развивать познавательный интерес к устному 

народному творчеству.

Р.Н.С «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы)

Сюрпризный

момент.

Проблемная 

ситуация.

Художественное слово, загадки.

Чтение.

Беседа.

Иллюстрации

к сказкам.

упражнять в умении использовать средства выразительности при пересказывании (поза, жесты, мимика, интонация, движения)

уточнить особенности поступков и характера главного героя.

Занятие 2

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Продолжать учить пересказывать знакомые сказки, развивать умение анализировать характер и поступки героев, устанавливать причинно-следственные связи.

Формировать умение строить полные и аргументированные ответы по содержанию сказки.

Развивать интерес к познанию, устному народному творчеству.

Р.Н.С «Заяц-хвастун»

(в обработке О. Капицы) маски зайцев для драматизации, схема, иллюстрации к сказке, игрушка заяц.

Сюрпризный

момент.

Проблемная 

ситуация.

Наглядные

иллюстрации к сказкам

Рассматривание иллюстраций

Использование моделей. 

Беседа.

Обсуждение

Обобщающая 

беседа.

способствовать формированию навыка пересказа знакомой сказки, в её логической последовательности используя модель.

Занятие 3

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Способствовать развитию познавательного интереса к восприятию поэтических произведений о природе

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение

И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Стихотворение

И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Портрет поэта, картины о поздней и ранней осени, сборник стихотворений.

Художественное слово

Чтения стихотворения различными интонациями. Рассматривание

иллюстраций.

Использование моделей. 

отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихотворения, придерживаясь плана в виде наглядной модели.

совершенствовать интонационную выразительность речи.

Занятие 4

Веселые рассказы Н. Носова

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова. Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Развивать чувство юмора, творческое воображение.

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Портрета

Н. Носова, иллюстрации к рассказам
«Затейники» и «Живая шляпа».

Игровая мотивация.

Художественное слово.

Чтение рассказов, вопросы.

Рассматривание

иллюстраций. Обсуждение.

Обобщающая беседа.

формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.

последовательно вести пересказ.

ОКТЯБРЬ

Занятие 1

Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать произведение, развивать умение анализировать, отвечать на вопросы по тексту. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные.

Воспитывать интерес к детской художественной литературе

Стихотворения

С. Маршака «Пудель» Портрет писателя.

Художественное слово. Напоминание. Загадывание загадки.

Уточнение. Показ иллюстраций с чтением стихотворения

Вопросы, обобщающая беседа.

отвечать на вопросы по тексту.

активизировать в речи существительные и прилагательные.

Занятие 2

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Приобщать детей к детской художественной литературе. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.

Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам, стимулировать отражение в речи познавательных вопросов.

Р.Н.С

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой)

Художественное слово. Игровая ситуация. 

Беседа. 

Напоминание.

Рассматривание иллюстраций. 

Показ иллюстраций с чтением.

Объяснение. Обобщающая беседа.

Поощрение.  

упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Занятие 3

Литературный калейдоскоп

Помочь детям вспомнить и закрепить названия героев уже известных им сказок.

Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, отображать в активном, устойчивом интересе к познанию.

Мультимедийное оборудование.

Маски героев сказок. Сюжетные картинки.

Проблемная 

ситуация.

Игровая ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций.

Напоминание.

Использование схем. 

Беседа.

Обсуждение.

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

совершенствовать умение описывать героя сказки с опорой на картинку.

НОЯБРЬ

Занятие 1

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Р.Н.С «Хаврошечка»

(в обработке А. Н. Толстого)

Сюрпризный момент. Художественное слово, показ иллюстраций с чтением сказки. Вопросы, обобщающая беседа.

запомнить и отразить в речи начальную фразу и концовку произведения.

дифференцировать сказочные ситуации от реальных.

Занятие 2

Обучение рассказыванию по сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина)

Приобщать детей к художественной литературе, активизировать направленность на познание. Познакомить со сказкой других народов. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке.

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.

Воспитывать уважительное отношение к близким.

Сказка «Айога» (в обработке

Д.Нагишкина; в сокращении),

мультимедийное оборудование.

Художественное слово. Беседа. Чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов. Обсуждение.

Объяснение. Обобщающая беседа 

Поощрение.  

придумывание концовки к сказке.

отражать в речи образные выражения, сравнения.

Занятие 3

Чтение рассказа

Б.Житкова «Как я ловил человечков»

Развивать познавательный интерес к средствам художественной литературы.

Учить воспринимать чтение рассказов на слух, отвечать на вопросы сложными предложениями, различать жанры художественной литературы.

Воспитывать умение слушать других.

Рассказ

Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Портрет писателя.

Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа.

Рассматривание

иллюстраций

Обобщающая беседа 

Поощрение.  

отвечать на вопросы сложными предложениями

отражать в речи жанры художественной литературы.

Занятие 4

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать познавательней интерес к художественной литературе.

Рассказ

В. Бианки «Купание медвежат».

Портрет писателя.

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

Иллюстраций.

Использование схем. 

Обобщающая беседа. 

Поощрение.  

последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1

Чтение стихотворений

о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, стимулировать познавательный интерес, отражать в речи установление причинно-следственных связей.

Способствовать формированию умения чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать метафоры для описания зимней природы, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Создать условия для проявления интереса к художественному слову, приобщения детей к поэзии.

стихотворение И. Бунина «Первый снег» (в сокращении): отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»

Художественное слово.

Чтения стихотворения различными интонациями.

Рассматривание

иллюстраций

Использование схем. 

Обобщающая беседа.

Поощрение.

закреплять умение подбирать метафоры для описания зимней природы, задавать вопросы познавательного характера.

совершенствовать диалогическую и монологическую речь, отражать причинно-следственные связи.

Занятие 2

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки, продолжать работу над умением пересказывать сказку близко к тексту.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Воспитывать интерес к художественной литературе, как к средству познания.

Сказка  

«Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева)

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций

Использование схем. 

Обобщающая беседа.  

продолжать работу над умением пересказывать сказку близко к тексту.

Занятие 3

 Чтение сказки

 П. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей со сказкой «Серебряное копытце».

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Портрет писателя.

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций

Использование схем. 

Обобщающая беседа. 

содержательно строить высказывания.

Занятие 4

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение, выразительно читать его с естественными интонациями.

Развитие познавательного интереса средствам художественной литературы.

Воспитывать умения слушать сверстника; воспитывать любовь к природе.

стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Художественное слово.

Чтения стихотворения с интонацией. Рассматривание

иллюстраций

Использование схем. 

Обобщающая беседа.

выразительно читать стихотворение с естественными интонациями.

ЯНВАРЬ

Занятие 1

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Приобщать детей к художественной литературе. Активизировать направление на познание, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Формировать умение содержательно строить высказывание.

Воспитывать интерес к художественной литературе, воспитывать умение слушать других.

Рассказ

С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Портрет писателя.

Художественное слово. Беседа, обсуждение. Чтение рассказа,

Рассматривание

иллюстраций

Обобщающая беседа 

Поощрение.  

объяснить, почему это рассказ, а не сказка.

Занятие 2

Чтение сказки     Б.

Шергина «Рифмы», стихотворения

 Э. Мошковской «Вежливое слово»

Познакомить детей с необычной сказкой.

Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Развивать умение анализировать, обобщать, отображать в активном, устойчивом интересе к познанию.

 Сказки

Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

Иллюстраций.

Использование схем. 

Обобщающая беседа. 

Поощрение.  

вызывать желание рассуждать, делать выводы

Занятие 3

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

Способствовать формированию у детей умения внимательно слушать  и пересказывать текст целиком и по ролям; отражать в речи впечатления, эмоциональное отношение.

Создать условия для проявления и развития познавательного интереса, творческой мыслительной активности, творческого воображения; связной, монологической речи.

Воспитывать умение выслушивать до конца монолог товарища, быть внимательным и терпеливым.

Сказка Э. Шима «Соловей и Вороненок»

шапочки – маски для драматизации

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций

Использование схем.

Инсценировка. Обобщающая беседа. 

Поощрение.  

формировать умение пересказывать текст целиком, устанавливать причинно-следственные связи.

формировать умение пересказывать текст по ролям, отражать в речи эмоциональное отношение.

Занятие 4

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Познакомить с творчеством

 И.З. Сурикова; разучить стихотворение с использованием схематического рисунка.

Способствовать развитию познавательного интереса .

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей.

Стихотворения

(А. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил»

С. Есенин «Поет зима — аукает…» (по выбору педагога).

И. Суриков «Детство»

Схема- рисунок к стихотворению

Художественное слово.

Чтения стихотворения различными интонациями. Рассматривание

иллюстраций.

Использование схем. 

Обобщающая беседа.

Поощрение.

разучить стихотворение с использованием схематического рисунка

формировать умение соотносить схематический рисунок с текстом.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Продолжать  приобщать детей к художественной литературе, активизировать направленность на познание. Развивать у детей умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из произведения.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Сказка «Царевна-лягушка»

(в обработке М. Булатова).

Художественное слово, напоминание, загадывание загадки, уточнение, показ иллюстраций с чтением сказки.

Вопросы, обобщающая беседа.

повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки.

Занятие 2

Пересказ сказки

А. Н. Толстого «Еж»

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонацию выразительности.

Развивать познавательный интерес к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к родному краю и к диким животным, которые обитают в лесах.

Сказка А. Н. Толстого «Еж»

Портрет писателя.

Сюрпризный момент. Художественное слово, показ иллюстраций с чтением сказки Вопросы, обобщающая беседа.

Проблемные ситуации.

Поощрение.

пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонацию выразительности.

формировать потребность в познании через проблемные вопросы

Занятие 3

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

Активизировать направленность на познание, проявление эмоционального отношения. Воспитывать умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Стихотворение

Ю. Владимирова «Чудаки»

Художественное слово.

Чтение стихотворения различными интонациями. Рассматривание

иллюстраций.

Использование схем. 

выразительно читать стихотворение по ролям.

МАРТ

Занятие 1

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Продолжить работу по приобщению детей к поэзии. Развивать познавательный интерес средствами художественной литературы.  

Формировать умение вслушиваться в ритм поэтического текста, умение выразительно, с различными интонациями читать стихи.

Воспитывать доброжелательность, дружелюбие, формировать умение работать в команде.

Стихотворение

Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций.

Чтения стихотворения различными интонациями.

выразительно, с различными интонациями читать стихи.

Занятие 2

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

Приобщать детей к художественной литературе, активизация и обогащение словаря по теме «Животные холодных стран».

Учить строить сложноподчиненные предложения.

Воспитывать добрые чувства к природе, интерес к художественной литературе.

Рассказ

Г. Снегирева «Про пингвинов»

Сюрпризный момент. Чтение художественной литературы. Беседа. Показ схем. Обобщающая беседа. 

Поощрение.  

строить сложноподчиненные предложения.

Занятие 3 Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»

Продолжать развивать познавательный интерес у детей к средствами художественной литературы на примере глав из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Учить детей свободно без повторов и не нужных слов пересказывать эпизоды из книги.

Упражнять детей в построении сложноподчиненных предложений.

Воспитывать чуткость к художественному слову.

Рассказ

Г. Снегирева «Про пингвинов»

Проблемная 

ситуация. Художественное слово.

Рассматривание

иллюстраций.

Использование схем. 

Обобщающая беседа. 

Поощрение

пересказывать эпизоды из книги.

упражнять в построении сложноподчиненных предложений.

Занятие 4

Чтение рассказа

В. Драгунского «Друг детства»

Познакомить детей с произведением В. Драгунского «Друг детства». Создать условия для формирования умения чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью, формировать познавательный интерес, умение передавать свое отношение к персонажам.

Способствовать развитию диалогической речи, умения отвечать на вопросы по содержанию произведения, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать доброе, внимательное отношение к человеку в окружающем мире, к игрушкам.

Рассказ

В. Драгунского «Друг детства»

Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа,

Рассматривание

иллюстраций

Обобщающая беседа 

Поощрение.

формировать умение передавать свое отношение к персонажам.

развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Занятие 5

Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Учить детей понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Развивать чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Воспитывать у детей эмоциональную восприимчивость к образному содержанию сказки, умение сопереживать персонажам.

Сказка

 «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

Художественное слово. Игровая ситуация. 

Беседа. 

Напоминание. 

Рассматривание иллюстраций. 

Объяснение. Обобщающая беседа 

Поощрение

жанровые особенности сказки.

отражать в речи образные выражения.

АПРЕЛЬ

Занятие 1

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Развивать познавательный интерес у детей к художественной литературе.

Развивать умение устанавливать причинно- следственную связь.

Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

Рассказ Н. Сладков

«Красный снег»;

«Волосатое дерево».

Портрет писателя.

Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа,

Использование схем. 

Рассматривание

иллюстраций

Обобщающая беседа 

Поощрение.

пересказывать повествовательный рассказ по схеме связно, последовательно

устанавливать причинно- следственную связь.

Занятие 2

 Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»

Познакомить детей с рассказом. Формировать умение детей анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.

Развивать устную речь.

Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.

Рассказ

К. Паустовского «Кот-ворюга»

Художественное слово.

Беседа, Игровая ситуация. 

Обсуждение, чтение рассказа,

Рассматривание

иллюстраций

Обобщающая беседа 

Поощрение.

анализировать художественное произведение.

С Федором Т., формировать умение осознавать сущность поведения героев, делать выводы.

Занятие 3

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль.

Развивать познавательный  интерес к художественной литературе, навыки общения, логическое мышление.

 На основе художественного произведения воспитывать такие качества как, доброта, сострадание, милосердие, отзывчивость.

Сказка

В. Катаева «Цветик-семицветик»

Художественное слово.

Проблемная 

ситуация.

Беседа. 

Напоминание

Рассматривание иллюстраций

Чтение сказки, обсуждение.

Объяснение. Обобщающая беседа. 

Поощрение.

отразить в речи главную мысль произведения.

МАЙ

Занятие 1

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».

Познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.Развивать умение анализировать, обобщать, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Воспитывать познавательный интерес средствами художественной литературы.

Рассказ

 В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».

Проблемная 

ситуация.

Рассматривание

иллюстраций Чтение рассказа, обсуждение.

Объяснение. Обобщающая беседа. 

Поощрение.

отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Занятие 2

Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол»

Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета. Развивать познавательный интерес, стимулировать потребность к познанию.

Воспитывать интерес к жизни русского народа через устное народное творчество (фольклор).

Р.Н.С

«Финист — Ясный сокол»

Беседа. 

Вопросы.

Напоминание. 

Рассматривание иллюстраций. 

Чтение сказки, обсуждение.

Проблемная ситуация Объяснение.  Поощрение

выявлять и отражать в речи образный строй волшебной сказки.

Урок внеклассного чтения по «Денискиным
рассказам» В.Ю. Драгунского

Цель урока:
Познакомить с творчеством В.Драгунского;

                       сформировать умение
работать  в группах;

                      сформировать  умение
слушать друг друга.

Тип урока
урок-игра.

Планируемые результаты:

Личностные  умения: умение работать в
группе, слушать друг друга

Метапредметные:

Познавательная

-читать и  слушать друг друга, извлекая
нужную информацию.

Коммуникативные

— умение участвовать в общей беседе;

— умение осуществлять совместную
деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач

Регулятивные

— умение себя оценивать.

Ход урока. Игра по командам —
команда-колонка.

1.      Ребята,
вы любите играть? Мы сегодня с вами поиграем и вместе с тем узнаем новое.

Задание 1.

-Обведите в кружок неповторяющиеся
буквы. Сложите эти буквы в слово. Что получилось? (Фамилия писателя,  о
рассказах которого пойдет речь на уроке- Драгунский, Виктор Юзефович )

1 слайд презентации

2.      Прежде
чем мы будем играть, давайте узнаем, что за человек был  В.Ю.Драгунский.

3.      Как
вы думаете,  какие хорошие качества были у этого человека? (Доброта,
отзывчивость, смекалка, умение помогать другим). Послушайте меня и ответьте
потом на вопрос: Правы ли вы?

2слайд — Какие
непонятные слова вы увидели и услышали? ( Нью-Йорк-город в США;

эмигрант-человек, оставивший свою Родину и
переселившийся в другую страну)

3 слайд.-
Какие сложные для вас слова вы увидели здесь? ( Токарь-человек, выполняющий
работу по обработке металла на станке. Шорник-мастер по ремонту конной утвари
(уздечек, седел..)

4слайд.

Манеж-арена в виде круга, где выступают
артисты.

Клоун — цирковой артист, который всех
смешит.(Картинки на слайде)

 Реприза — текст  клоуна.

В 1960г. увидела свет книга «Денискины
рассказы», посвященная сыну Денису. Наша игра на знание «Денискиных рассказов».

РАЗМИНКА

Драгунский написал более 90 рассказов.
Свой первый рассказ писатель назвал «Он живой и светится». Давайте вспомним
названия других рассказов. Это будет конкурс-разминка. Я называю начало
названия, а вы- его конец.

«Заколдованная (буква)»

«Тайное..(становится явным)»

«Сверху… ( вниз наискосок)»

«Сражение… (у Чистой реки)»

« Ровно …(25кило)»

«Похититель…( собак)»

«Сражение у Чистой…(речки)»

«Расскажите мне про (Сингапур)»      

Вопрос на дополнительное очко: Что
такое Сингапур? (В дословном переводе с малайского языка —  город льва.  Государство
и город в Юго-восточной Азии)

Инсценировка рассказа «Заколдованная
буква»

Аленка, Мишка и Дениска подходят к столу,
где стоят еловые ветки. На ветках есть шишки.

Аленка: Смотрите. На ветках сыски висят.

Дениска (смеется): Сыски!

Мишка (держится за живот и громко хохочет):
Ой, умру от смеха! Сыски!

Дениска: Пять лет девчонке, а она говорит
«сыски»…Ха-ха-ха!

Мишка: Ах, мне плохо! Сыски…(начинает
икать). Ик! Сыски! Ик! Умру от смеха!

Дениска (схватившись за голову): Девчонке
пять лет! Замуж пора! А она – «сыски».

Аленка (обиженно): Я правильно сказала!
Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а получается
«Сыски»!

Мишка: Эка невидаль! У нее зуб вывалился!
У меня целых три шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!
Вот как у меня легко выходит: «Хыхки» Я даже петь могу:

Ой,
хыхечка зеленая,

                                                          
Боюся уколюся я.

Аленка (громко кричит): Неправильно! Ура!
Ты говоришь хыхки, надо сыски.

Аленка: Сыски, Мишка, сыски.

Дениска: Никакие не сыски. Никакие не
хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Персонажи убегают.

Ребята, вы узнали рассказ, по которому
была  инсценировка.

А ТЕПЕРЬ СЛЕДУЮЩИЙ КОНКУРС

«Ромашка»

В течение 5 минут соберите ромашку, в ней
д.б. лепестки только с названиями рассказов В.Ю. Драгунского.

«Верный друг»

«Куриный бульон»

«Похититель собак»

«Огурцы» (Н. Носов)

«Фантазеры» ( Н. Носов)

«Ровно 25 кило»

« Красный шарик в синем небе»

Дениска и его друзья очень любят прыгать,
бегать, заниматься зарядкой!

ФИЗМИНУТКА

БЮРО НАХОДОК

А к нам гости! Здравствуйте Иван Иванович!
Иван Иванович заведующий «Бюро находок».

Иван Иванович: Ребята, мне нужна ваша
помощь. В нашем бюро находок скопилось много вещей. Я хочу, чтобы вы помогли этим
вещам найти своих хозяев.

БЮРО НАХОДОК

Иван Иванович- заведующий бюро находок.

— Ребята! Мне нужна ваша помощь. В нашем
бюро находок скопилось много вещей. Я хочу, чтобы вы помогли этим вещам найти
своих хозяев.

— Ох! Некоторые дети чего только не
теряют..!  Даже букву «Ш» умудрились потерять.

— Кто-то потерял подписную квитанцию на
журнал «Мурзилка». Кто бы это мог быть? (показать квитанцию) Ответ:
Дениска и Мишка из рассказа В.Ю. Драгунского «Ровно 25 кило»)

— А шляпы- то как часто теряют! Вы
случайно не знакомы с хозяином этой шляпы? (Какой-то дяденька из рассказа
«Тайное становится явным»)

— Сегодня к нам в окно залетел шарик,
красный, на ниточке. Догадайтесь,  кому он принадлежит? (Дениске и Аленке из
рассказа «Красный шарик в синем небе»).

— Безобразие! Кто-то даже мыло потерял… Вы
не знаете? (Папа и Дениска в рассказе «Куриный бульон»).

— А с мальчишками ну просто беда! Теряют
даже игрушечные пистолеты. Ну где найти хозяина этого пистолета? ( Ученики 1
«В» класса из рассказа «Сражение у Чистой речки»)

Молодцы! Спасибо за помощь .

А сейчас самый сложный конкурс АССОРТИ

Знаете ли вы, что означает слово
«ассорти»? (Смесь чего-то, специально подобранный набор).

Вы должны прочитать текст, разбить его на
отрывки, из которых он составлен; после этого под каждым отрывком нужно
написать из какого рассказа он взят. На выполнение 10 минут. Начали!

БЛИЦ-ОПРОС

1.      На
что Дениска выменял светлячка? (На самосвал. «Он живой, он светится»)

2.      Какого
цвета были глаза у Денискиной мамы? (Зеленые, как крыжовник)

3.      Как
назвать одним словом все, что любит есть Мишка? (Съедобное)

4.      В
каком рассказе Дениске стало жалко игрушечного медведя? (Верный друг)

5.      В
какую игру играли дети на песке в рассказе «Сверху вниз наискосок»? (Разгром
фашистов под Москвой)

6.      Что
принесла мама из магазина в рассказе  «Куриный бульон»? (Курицу)

Что нового вы узнали
сегодня на уроке?

Как вы оцениваете свою
работу?

Зеленые кружки – хорошо

Желтые средне

Красные — неважно, я в
следующий раз постараюсь больше.

                                         
АССОРТИ

Однажды вечером я сидел во дворе, возле
песка и жал маму.

О, наверное, задержалась в институте, или
магазине…Не знаю..(Он живой и светится)

Поесть побыстрей!… Что же можно сварить
побыстрей? (Куриный бульон)

Мы быстро купили бутылку воды, продавщица
откупорила ее, а Мишка спросил:

-Тетя, а в бутылке всегда ровно пол-литра,
недолива не бывает?(Ровно 25-кило)

Ой! Умру от смеха! Сыски!..(«Заколдованная
буква»)

Вареную колбасу люблю прямо безумно…(Что
любит Мишка)

АССОРТИ

Однажды вечером я сидел во дворе, возле
песка и жал маму.

Он , наверное, задержалась в институте,
или магазине…Не знаю

Поесть побыстрей!… Что же можно сварить
побыстрей?

Мы быстро купили бутылку воды, продавщица
откупорила ее, а Мишка спросил:

-Тетя, а в бутылке всегда ровно пол-литра,
недолива не бывает?

Ой! Умру от смеха! Сыски!

Вареную колбасу люблю прямо безумно…

АССОРТИ

Однажды вечером я сидел во дворе, возле
песка и жал маму.

Он , наверное, задержалась в институте,
или магазине…Не знаю…

Поесть побыстрей!… Что же можно сварить
побыстрей?

Мы быстро купили бутылку воды, продавщица
откупорила ее, а Мишка спросил:

-Тетя, а в бутылке всегда ровно пол-литра,
недолива не бывает?

Ой! Умру от смеха! Сыски!..

Вареную колбасу люблю прямо безумно..

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему
«Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Цель:
В процессе анализа текста произведения довести до сознания детей мысль о
верности другу, дружбе; закрепить эту мысль в процессе домашней творческой
работы по сочинению сказки для старой игрушки.

Задачи:

Обучающие:


учить анализировать произведение;


совершенствовать связную речь.

Воспитательные:


воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;

— усвоение норм и ценностей принятых в обществе; формирование
понятий «дружба»«друг».

Развивающие:

— способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками.

Предварительная работа:
Знакомство с творчеством В. И. Драгунского

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Собрались все дети в круг (дети берутся за руки и встают в круг)

Я
твой друг и ты мой друг

Крепко
за руки возьмёмся

И
друг другу улыбнёмся.

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите, (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите. (прижимают руки к груди)

Друг другу подарите, (протягивают руки вперед)

«Здравствуйте!»— скажите.

Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры «Клубок дружбы».
Вы будете передавать друг другу клубок, при этом каждый может сказать добрые
слова своему соседу, сделать ему комплимент.

Посмотрите, ниточка связала нас, и дружба наша
стала ещё крепче. Наша игра не просто так называлась «Клубок дружбы».

— Дети,
сегодня мы с вами будем читать рассказ Виктора Драгунского «Друг детства». Этот
писатель уже знаком нам с вами. Помните, вы слушали его рассказ «Сверху вниз,
наискосок!» Это был веселый рассказ о том, как Дениска, Мишка и Аленка решили
покрасить все вокруг. А сегодня смеяться нам с вами не придется, а надо будет
много думать над тем, что вы сейчас услышите.

Воспитатель: Итак,
я читаю рассказ Виктора Драгунского «Друг детства»

Чтение рассказа.

Воспитатель:
Дети понравился вам рассказ?

Физкультминутка

Буратино
потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)

Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

Беседа по содержанию

Воспитатель: Кем
в детстве мечтал
стать Дениска?

(Ответы детей:
астрономом, капитаном дальнего плавания, боксёром)
.

Воспитатель:
Почему у него так часто менялось мнение?

Дети:
Был маленький, и его привлекали разные профессии.

Воспитатель:
Да, конечно, ему хотелось быть и капитаном дальнего плавания, и художником, и
путешественником. Ему нравились все работы, как говорит автор.

-Как
вы думаете, почему мальчику хотелось, быть например, капитаном дальнего
плавания?

(Потому что это очень
интересная работа. Капитан управляет огромным теплоходом, он может побывать в
разных городах и странах и даже, как об этом говорится в рассказе, «посетить далекий
Сингапур и купить там себе забавную обезьянку»)

Воспитатель:
А теперь скажите мне, кто такой боксер?

(Боксёр — это спортсмен, занимающийся
контактным видом спорта. Во время боя спортсмены наносят друг другу удары
только руками, на которые надеты специальные перчатки.)

Воспитатель:
Почему Дениска решил стать боксером?

(чтобы быть сильным, смелым и отважным)

Воспитатель:
Что нужно для того, чтобы стать боксером?

(крепкое здоровье, ничего не бояться и быть уверенным в себе и
много тренироваться)

Воспитатель:
Итак, чтобы стать боксером, нужно тренироваться. А для тренировок нужна кожаная
боксерская груша. Скажите, кто-нибудь из вас видел, как тренируются боксеры?

(ответы детей)

Воспитатель: А
теперь послушайте еще раз, как это описано в рассказе:

« А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую
кожаную «грушу», такой продолговатый тяжелый мяч, надо бить по нему изо всез
сил, чтобы развивать в себе силу удара…»

Воспитатель: Как
родители отнеслись к просьбе Дениски?

(ответы детей)

Воспитатель:
Какой выход из положения нашла мама?

(ответы детей)

Воспитатель:
Как выглядел старый плюшевый мишка?

(ответы детей)

-Да,
у него был «нос здорово облезлый» и разные глаза, один даже из пуговицы от
наволочки, и долгое время Мишка лежал на дне корзины среди поломанных игрушек.
Еще раз подчеркиваю, дети, Мишка был старый, измазанный манной кашей, вареньем.
Дениска давно не играл с ним. Но что же помешало ему сделать из старой игрушки
боксерскую грушу?

(ответы детей)

Да,
Дениска вспомнил, как любил он когда-то эту игрушку, ни на минуту с ней не
расставался, как Мишка помогал ему съедать манную кашу и варенье, и спал рядом
с ним, и слушал сказки, которые Дениска сочинял для него.

Воспитатель:
Какое решение принимает Дениска?

(ответы детей)

Воспитатель:
Почему Дениска решил, что старая игрушка не может быть боксерской грушей?

(ответы детей)

Рефлексия

Воспитатель:
Да, дети, люди очень давно поняли, что « старый друг лучше новых двух», что
нельзя поднять руку на друга и тем более ударить его. Понял это и Дениска, и
ему уже больше не захотелось становится боксером.

-Итак,
ребята, мы с вами закончили чтение рассказа Виктора Драгунского «Друг детства».
Но я хочу вас попросить кое о чем. Послушайте внимательно. Когда вы придете
домой, возьмите свою любимую игрушку, сядьте с нею и расскажите ей сказку,
которую вы же сами и сочините. А завтра, придя в садик, скажите мне, как
игрушка вашу сказку слушала.

Краткое содержание сборника В. Драгунского «Денискины рассказы»

deniskiny rasskazy main

Произведение Виктора Драгунского «Денискины рассказы» являет собой образец прекрасного детского чтения. На этой книге выросло не одно поколение взрослых, охотно читают ее и современные дети. Интерес к ней не пропадет и в будущем, ведь там нет скучных поучений, но запечатлено настоящее детство – радостное, непосредственное, открытое миру. Эти рассказы зовут читателя поразмышлять, как правильно поступить в той или иной жизненной коллизии, учат делать для себя какие-то выводы, дают возможность от души посмеяться. Быть может, ознакомившись с кратким содержанием книги «Денискины рассказы», ребенок захочет ближе познакомиться с Денисом Кораблевым и его друзьями.

Кратко о сборнике и героях

Сборник рассказов о мальчике Денисе Кораблеве впервые появился на прилавках магазинов в 1959 году и скоро стал классикой детской литературы. Автор Виктор Юзефович Драгунский посвятил его своему маленькому сыну Денису. Он же явился прототипом главного героя. Любовь к сыну и желание открыть читателям многообразный мир детства подвигли писателя на написание данной книги.

Время и место действия – 60-е годы прошлого столетия, Москва. Повествование ведется от лица самого Дениса. Рассказы представляют собой как бы дневниковые записи мальчика, в которых он описывает наиболее запомнившиеся события своей жизни. Взрослея, он познает мир, но с детской непосредственностью реагирует на события. Внимательному читателю дано увидеть в Денисе пытливый ум, чуткую душу и хорошее чувство юмора.

В новеллах присутствуют психологические зарисовки, есть место и грусти, и смеху. Поэтому читать рассказы чрезвычайно интересно.

Среди персонажей книги – друзья главного героя (Миша, Аленка, Костик), а также, его одноклассники, учительница, родители, соседи по дому. Весь цикл «Денискиных рассказов» состоит из 68 новелл. В разное время издавались сборники, включавшие в себя те или иные избранные истории.

Содержание рассказов

Ниже представлены некоторые рассказы из сборника «Денискины рассказы». Знакомство с ними – первый шаг к тому, чтобы прочитать всю книгу целиком.

Он живой, и светится

Дениска ждал маму с работы, но она задерживалась. Уже стемнело, мальчик одиноко сидел во дворе. Друг Мишка, выйдя во двор, увидел у него новый игрушечный самосвал. Он стал настойчиво предлагать различные заманчивые вещи в обмен на машину. В их числе был маленький светлячок в спичечной коробке.

Краткое содержание сборника В. Драгунского «Денискины рассказы»

«Он живой и светится»

Этот таинственный зеленый огонек покорил Дениса. Светлячок лежал на ладони, и в то же время, казалось, что это далекая звездочка на ночном небе. Его теплый, живой свет растопил чувство одиночества. Денис без жалости отдал за него Мише свой новый самосвал.

Одна капля убивает лошадь

Доктор порекомендовал папе Дениса бросить курить, поскольку обнаружил во время осмотра небольшие шумы в сердце. Мама, находившаяся рядом, стала настаивать, чтобы отец выполнил эту рекомендацию, напомнив, что капля никотина убивает лошадь. Денис был очень впечатлен этой фразой, и когда в субботу пришли гости, рассердился на тетю Тамару, подарившую папе портсигар.

Оказалось, что папины папиросы гораздо длиннее и не помещаются в маленький портсигар. Отец подозвал сына и попросил его укоротить папиросы так, чтобы ими можно было наполнить изящную вещицу. Дениска, воспользовавшись этим, отрезал у них не картонные мундштуки, а ту часть, где находится табак. За это был наказан, но не раскаялся, думая втайне, что поступил правильно.

Заколдованная буква

Перед Новым годом во двор привезли елку. Взрослые, выгрузив дерево из машины, ушли оформлять документы, а малыши собрались вокруг дерева и стали его рассматривать. Аленка заметила, что на ветках висят шишки. Но, поскольку у девочки недавно выпал молочный зуб, то буква «ш» стала «заколдованной». В ее произношении она превратилась в «с», а шишки – в «сыски». Ребята покатились со смеху. Миша стал поправлять подружку, но оказалось, что буква «ш» ему тоже не дается. Он назвал елочные украшения «хыхками».

Ребята долго спорили, как правильно называть то, что висит на елке. Они произносили слово «шишки» каждый на свой лад, и никто не хотел уступать. Денис, по дороге домой долго удивлялся, что Миша и Аленка не могут правильно произнести простое слово. Ведь ничего сложного в нем нет, и на дереве висят «фыфки»! Так, выпавшие зубы сыграли с героями книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы» злую шутку, и заколдованная буква чуть не перессорила их между собой.

Сверху вниз, наискосок

В этот раз ребята проявили себя как экспериментаторы, доставляя взрослым массу забот. Они рассматривали насос для покраски стен, оставленный малярами, которые ушли на обед. Миша предложил посмотреть, как он работает. Он попробовал качать, а Денис направил шланг на стену, оставив на ней большое коричневое пятно. Поддавшись жажде творчества, ребята покрасили стену дома, затем перешли на другие объекты. Сначала покрасили Аленку, затем белье, висевшее на веревке. Когда они перешли на дверь парадной, из нее как раз вышел управдом, одетый в выходной, белый костюм.

Краткое содержание сборника В. Драгунского «Денискины рассказы»

«Сверху вниз, наискосок»

Последствия этой выходки родители устраняли долго – со скипидаром отмывали девочку, отстирывали белье, покупали управдому новый костюм взамен испорченного. Но когда Денис, после наказания, вновь появился во дворе, девушки-маляры поощрили его желание расцвечивать мир, и пообещали взять к себе в бригаду маляром.

Зелёнчатые леопарды

Это короткий рассказ о том, как ребята рассуждали о преимуществах той или иной болезни. Они говорили, что есть хорошие болезни, в которых много приятных моментов: можно не ходить в школу, взрослые любят и покупают игрушки. Денис сказал, что такой болезнью является ветрянка, когда каждую болячку на теле мажут зеленкой и становишься похожим на зеленого леопарда. Мишка вспомнил, что во время гриппа дают чай с малиновым вареньем. Денис прибавил, что после удаления гланд дают мороженое для остановки кровотечения, а во время насморка можно набирать в рот керосин, чтобы показывать фокусы.

Но, в конце концов, Костик, недавно болевший корью, заключил, что лучше быть здоровым, играть во дворе и общаться с друзьями.

Ребята согласились с этой мыслью и приступили к строительству космического корабля.

Тайное становится явным

Денис услышал от матери пословицу «все тайное становится явным», но не понял ее смысла. Скоро судьба подарила ему возможность испытать ее истинность на себе. Однажды утром, он долго мучился с ненавистной манной кашей, и, в конце концов, выплеснул ее в окно. Радуясь, что так ловко разделался с завтраком, мальчик предвкушал обещанную мамой прогулку в Кремль. Но вскоре наступила расплата. В квартиру пришел милиционер и привел пострадавшего гражданина, у которого на шляпе, за воротником и на плечах красовалась вылитая в окно каша. Мальчик не знал, куда деваться от стыда, но нашел в себе силы подойти к матери, чтобы извиниться и сказать, что теперь смысл пословицы «все тайное становится явным» стал ему понятен.

Двадцать лет под кроватью

Ребята у Мишки в гостях играли в прятки. Денис, стараясь найти надежное место, проскользнул в открытую комнату соседки и спрятался под кроватью. Неожиданно Ефросинья Петровна зашла в комнату, выключила свет и легла спать. Мальчика обуяли печальные мысли о том, он ему придется провести здесь остаток своей жизни. В страхе он сочинил целую историю о том, что никогда не решится выйти из-под кровати и никто его не найдет.

Эти мысли так напугали его, что он стал шумно возиться, потом расчихался и разбудил хозяйку, которая от ужаса закричала. Он выскочил из-под кровати, но, в темноте, перепутал входную дверь с дверцей платяного шкафа. Когда узника нашли и спросили, как он попал в шкаф, он долго не имел сил подать голос, испытывая чувство, что провел под кроватью целых двадцать лет.

Девочка на шаре

Характеристика главного героя была бы неполной без повествования о его мечтательной и нежной душе. «Девочка на шаре» — рассказ о первой влюбленности подростка. На этой страничке своего дневника Денис вспоминает, как вместе с классом ходил в цирк. Представление ему понравилось. Было смешно, весело, беззаботно до той минуты, пока на сцене не появился большой голубой шар и его хозяйка – тонкая девочка с большими синими глазами. Она танцевала на шаре, а Денис заворожено смотрел на нее, восхищаясь красотой и изяществом. И после того, как она убежала с арены, помахав на прощанье рукой, он не мог думать ни о ком, кроме нее.

Краткое содержание сборника В. Драгунского «Денискины рассказы»

«Девочка на шаре»

Этот образ продолжал жить в душе Дениса и, стремясь увидеть девочку еще раз, он добился у отца обещания пойти на цирковое представление. Выполнить его у папы получилось только через 2 недели. Но ее выступления мальчик так и не дождался. Оказалась, что Таня Воронцова вместе с родителями уехала во Владивосток.

Дениска очень расстроился, желание смотреть представление пропало, и он позвал папу домой. Чуткий отец понял, о чем печалится взрослеющий сын. Он молчал, крепко сжав руку мальчика, а лицо его в тот момент было грустным и серьезным.

Расскажите мне про Сингапур

В этом рассказе автор описывает один день в подмосковном городке, куда Денис с папой ездили к родственникам. Оказалось, что в это же время там проездом будет его двоюродный дядя Харитон — капитан дальнего плавания. Отец сказал, что он в позапрошлом году приехал из Сингапура. Дениса очень заинтересовало это, и он решил, что попросит дядю рассказать о поездке в это государство.

Дядя приехал поздно, и скоро все легли спать. Ночью Денис проснулся от могучего храпа. Мальчик решил, что в его комнате рычит собака, долго пытался усмирить ее, кидая за ширму вареные яйца и котлету. Утром состоялось знакомство и примирение, а затем и долгожданный рассказ о путешествии.

Хитрый способ

Мама попросила своих мужчин придумать способ, как облегчить ежедневное мытье посуды. Они думали до обеда, и во время еды каждый изложил свои соображения. Дениска изобрел хитрый способ. По его мнению, семья должна резко уменьшить количество грязной посуды, обедая по очереди из одного прибора.

В способе, предложенном папой, не было ничего хитрого. Он засучил рукава, собрал всю посуду и понес ее в мойку. «Мой способ заключается в том, что теперь мы с тобой сами будем мыть всю посуду» – сказал он.

Похититель собак

Смешной рассказ о том, как главный герой, остался стеречь собаку соседа по даче Бориса Климентьевича. Он запер ее дома, а сам пошел на рыбалку. По дороге ему два раза встречались похожие на Чапу собачки, которых он ловил и тащил домой, думая, что это его подопечная ускользнула из-под замка. Вернувшись с рыбалки, он увидел у двери хозяев, которые обвинили его в краже питомцев, а в комнате – трех одинаковых собак породы скотч-терьер. Справедливость была восстановлена. После этого случая Борис Климентьевич стал называть своего соседа похитителем собак.

Вот такими веселыми историями наполнена книга рассказов о Денисе Кораблеве – московском школьнике из обычной семьи.

«Денискины рассказы» читательский дневник

«Денискины рассказы» читательский дневник

«Денискины рассказы» – сборник весёлых, забавных и очень поучительных историй о жизни маленького мальчика. Обладая богатой фантазией, пытливым умом и неуёмной энергией, главный герой не раз оказывался в центре всевозможных событий.

Краткое содержание «Денискиных рассказов» для читательского дневника

Название: Денискины рассказы

Число страниц: 256. Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы». Издательство «Малыш». 2014 год

Жанр: Сборник рассказов

Год написания: 1959 год

Главные герои

Денис Кораблёв – весёлый, озорной, любознательный мальчик.

Родители Дениса – умные, добрые, понимающие люди.

Мишка – лучший друг Дениски, с которым он попадает в разные истории.

Сюжет

С Дениской часто случаются забавные происшествия. Однажды, когда Дениске было очень скучно, он решил обменять свой чудесный игрушечный самосвал на светлячка в коробке.

Мама долго не могла уговорить сына съесть кашу. Но мальчик так не любил кашу, что выкинул её через окно, а сам сказал маме, что съел её. Но вскоре выяснилось, что каша попала на прохожего, и Дениске крепко досталось от мамы. Так мальчик впервые понял, что всё тайное становится явным.

Однажды Дениска и его друзья решили поиграть в маляров, пока настоящие рабочие отправились на обед. Ребята закрасили все стены, а также покрасили друг друга и даже незнакомца в белом костюме.

Дениска и его верный друг Мишка, опаздывая в школу, по дороге решили сочинить правдоподобные отговорки. Но, когда ребята зашли в класс, их истории не совпали, и учительница быстро уличила их во лжи.

Когда в школе начались каникулы, учительница пообещала ребятам провести костюмированный утренник. Мишка сказал, что будет в костюме гнома, а Дениска растерялся: его мама была в санатории и некому было сделать карнавальный костюм. Но Дениска не растерялся: он надел рыбацкие сапоги, соломенную шляпку с цветами, пришил к штанам хвост и нарисовал себе усы. Так он стал Котом в сапогах и выиграл на утреннике две книги за лучший костюм.

План пересказа

  1. Светлячок в коробке.
  2. Тайное становится явным.
  3. Игра в маляров.
  4. Отговорки не сработали.
  5. Лучший костюм на утреннике.

Главная мысль

Детские мечты формируют личность ребёнка, помогают ему преодолеть многие препятствия во время взросления.

Чему учит

Книга учит быть добрыми, отзывчивыми, она учит дружбе и взаимовыручке, а также тому, как важно слушаться родителей.

Отзыв

Детство – самая лучшая пора в жизни человека, когда нет серьёзных проблем и хлопот и окружающий мир окрашен в самые яркие цвета. Нужно лишь постараться навсегда сохранить в сердце детскую непосредственность и искренность, чтобы не очерстветь душой и не ожесточиться.

Рисунок-иллюстрация к рассказам Денискины рассказы

Рисунок-иллюстрация к рассказам Денискины рассказы.

Пословицы

  • Всякая молодость резвости полна.
  • Детство — время золотое.
  • Жить да взрослеть, а еще и умнеть.

Что понравилось

Понравилось, что в лице Мишки и Дениски каждый ребёнок может узнать себя. Наверное, нет ни одного ребёнка, который бы не совершал проказ и не попадал в забавные ситуации.

Сборник «Денискины рассказы» для читательского дневника

Краткое содержание денискины рассказы

Читательский дневник

Творчество Виктора Драгунского отличается большой любовью к детям, пониманием их поведения и душевной отзывчивостью. Наблюдая за приключениями своего сына, он написал цикл коротких историй, появившихся в печати с 1959 года, — «Денискины рассказы». В читательский дневник можно записать, что они, ставшие классикой жанра советской детской литературы, рассказывают о разнообразных случаях, происходящих с обычным мальчиком, его лучшим другом и их окружением.

Характеристика главных героев

В «Денискиных рассказах» участвует семья Кораблёвых, их друзья, знакомые и соседи. Их описание и характеристика:

Денискины рассказы читательский дневник

  1. Денис Кораблёв — мальчик, живущий в Москве со своими родителями. В некоторых рассказах он дошкольник, в других — ученик начальной школы. Он добрый, понимающий, отзывчивый, весёлый и любопытный. Он любит природу, сострадателен ко всему живому. Как и другие дети, иногда он капризничает, шалит, попадает в различные курьёзные ситуации.
  2. Мишка Слонов — сверстник Дениса и его лучший друг, такой же весёлый и озорной, разделяющий с ним все приключения.
  3. Мама и папа Дениса — умные, понимающие, интеллигентные люди, заботливые родители, правильно воспитывающие своего сына.
  4. Алёнка — девочка младше Дениса и Мишки на два года, их подруга, тоже участвующая во многих их похождениях.
  5. Костик — ещё один сосед и товарищ ребят.
  6. Раиса Ивановна — классная руководительница Дениски и Мишки, учительница начальных классов.
  7. Борис Сергеевич — преподаватель музыки в школе.

Интересно, что прототипом Дениски стал сын писателя Денис Драгунский. Соответственно, в образе его отца выступает сам автор. В одном из рассказов говорится о рождении сестрёнки Дениса — Ксении — её прототипом также выступила дочь писателя Ксения Драгунская.

По словам писателя и мемуариста Юрия Нагибина, «Денискины рассказы» появились из безмерной любви писателя к сыну и из большого внимания к открывшемуся перед ним миру детства.

Краткое содержание

Интересные события случаются с главным героем дома, в школе, во дворе, в общении с друзьями. Многие смешные и удивительные истории отчасти являются пересказом случаев, происходящих с сыном автора, другие превращаются в поучительные басни. Каждое приключение позволяет мальчику узнать что-то новое или вынести из произошедшего какой-либо урок.

Настоящая дружба

Друзья составляют важную часть жизни Дениски. Приключения, в которых он участвует вместе с товарищами:

Денискины рассказы краткое содержание

Драгунский денискины рассказы для читательского дневника

  1. «Он живой и светится». Денис дожидался маму во дворе. На улицу вышел Мишка и, заметив у друга игрушечный самосвал, начал просить дать его поиграть. Денис не соглашался, но в итоге обменял его на светлячка в коробке. С этим чудесным жучком он забыл обо всём на свете, восхищённо глядя на его свет.
  2. «Красный шарик в небе». Денис и Алёнка пошли на весенний базар, где купили шарик. Но шар так и рвался в небо, и тогда мальчик выпустил его. Все смотрели, как красиво он улетает. Дениска думал, что теперь Алёнка расстроится, но она сказала, что будь у неё деньги, она купила бы ещё один только для того, чтобы снова его выпустить.
  3. «Кот в сапогах». В школе проводился костюмированный бал. Мишка помог Дениске собрать костюм из подручных вещей. В итоге именно этот наряд победил. Денис благородно поделился с товарищем наградой — подаренными книгами.
  4. «Заколдованная буква». Дениска, Мишка и Алёнка гуляли во дворе и увидели, как рабочие выгружают ёлку, а на ней висят шишки. Но когда они стали говорить это слово, оказалось, что из-за выпавшего зуба Алёнка произносит его как «сыски», Мишка — «хыхки», а Денис — «фыфки».
  5. «Сверху вниз, наискосок». Во дворе дома проводился ремонт. Когда рабочие ушли на обед, ребята подобрались к шлангу с краской и решили покрасить всё что под руку попадётся — Алёнку с головы до ног, бельё на верёвках и даже белый костюм управдома.
  6. «Что я люблю и не люблю», «Что любит Мишка». Друзья рассказывают о своих предпочтениях.
  7. «Удивительный день». Ребята во дворе запускают игрушечный космический корабль, подстроив для него площадку. В процессе выясняется, что в этот день в космос отправили второго космонавта — Германа Титова.
  8. «На Садовой большое движение». Денис помогает одному мальчику во дворе, Ваньке Дыхову, починить старый отцовский велосипед. После этого ребята отправляются кататься по городу. Но им попадается аферист, который обманом забирает у них велосипед и не возвращается.

В этих и других приключениях Денис проявляет себя верным и хорошим другом.

Школьная жизнь

Рассказ, в котором Дениска впервые идёт в школу, был назван Драгунским «Первый день». Краткое содержание позволяет в сокращении узнать о том, что главный герой, как и другие дети, стремится к знаниям и спешит наконец-то стать первоклассником. Его школьная жизнь очень весела и интересна:

Драгунский денискины рассказы краткое содержание

  1. «Слава Ивана Козловского». На уроке пения Дениска пел очень громко, потому что считал, что чем громче, тем лучше. Когда после уроков учитель пения Борис Сергеевич встретил маму Дениса, он сказал ей, что тот никогда не добьётся славы известного оперного певца.
  2. «Сражение у чистой реки». Школьников повели в кино на фильм о красноармейцах. Чтобы помочь персонажам фильма продержаться до прихода «своих», Денис поднял одноклассников «в атаку». Они начали стрелять из игрушечных пистолетов и рогаток, устроив в кинотеатре гвалт.
  3. «Главные реки». Дениска понял, как важно учить уроки, когда, заигравшись, не выучил стихотворение Некрасова, а также главные реки Америки и попал в классе в глупое положение.
  4. «Где это видано…» Дениска и Мишка должны были выступить с сатирическим номером, высмеяв в частушках плохое поведение школьников. Но Мишка забыл свои слова и каждый раз начинал петь одно и то же предложение, из-за чего все в зале стали смеяться.
  5. «Пожар во флигеле…» Денис и Мишка заигрались в хоккей и опоздали на уроки. Они решили придумать достойную причину опоздания: один придумал, что они якобы спасли девочку из пожара, второй — что вытащили мальчика из-подо льда. В итоге они не приняли единое решение и каждый рассказал своё, из-за чего все поняли, что они врут.

Каждый рассказ на школьную тему позволяет героям учиться на своих ошибках.

Дома и с родителями

Немало забавных ситуаций происходит с главным героем дома и во время общения с родителями. Среди них:

Денискины рассказы краткое содержание для читательского дневника

Тайное становится явным читательский дневник

  1. «Одна капля убивает лошадь». Однажды Дениска услышал от пришедшего к папе доктора, что курить опасно. Как назло, после этого тётя Тамара, которая пришла к Кораблёвым в гости, подарила отцу портсигар. Но он был маленьким, поэтому папа попросил сына подрезать ножницами папироски. Денис оставил целыми картонные мундштуки, а табак отрезал. Все стали смеяться, но мама поняла, что он сделал это специально, ради здоровья папы.
  2. «Друг детства». Денис решил стать боксёром и попросил родителей купить ему боксёрскую грушу. Но это было дорого, поэтому мама достала старого игрушечного мишку, предложив тренироваться на нём. Вид мишки вызвал в мальчике воспоминания, ведь когда-то эта игрушка была ему очень дорога.
  3. «Тайное становится явным». Денис, не желая есть кашу, выплеснул её за окно. Но оказалось, что она попала на шляпу какого-то гражданина, проходившего под окнами, после чего тот пришёл к Кораблёвым вместе с милиционером. Тогда-то мальчик понял значение фразы про тайное и явное, сказанной мамой ранее.
  4. «Арбузный переулок». Когда сын в очередной раз отказался от еды, папа рассказал, как во время войны ребёнком голодал. Лишь один раз он вдоволь наелся арбуза, когда люди, выгружавшие их, отдали ему один расколовшийся.
  5. «Слон и радио». Денис с папой пошли в зоопарк. Там слон забрал из рук мальчика папин транзистор и взял его в рот, из-за чего казалось, что животное само поёт и диктует упражнения для зарядки. Это вызвало восторг у ребят. Но в итоге радио целым и невредимым всё-таки вернулось к владельцу.
  6. «Хитрый способ». Денис и папа попытались придумать, как помочь маме с мытьём посуды. Мальчик хотел изобрести что-то необычное, а папа посоветовал просто мыть свои тарелки.

Также в главе «Сестра моя Ксения» рассказывается о том, что мама и папа приносят домой дочку, а Дениска становится старшим братом. Из этих рассказов можно понять, что мальчик очень любит свою семью.

Очарование цирка

Тайное становится явным читать

Кроме того, отдельное место в жизни Дениса Кораблёва занимает цирк. В рассказе «Девочка на шаре» он видит на арене удивительную эквилибристку и восхищается ею. Он уговаривает папу сходить в цирк ещё раз, чтобы показать ему этот номер. Но когда у них наконец-то появляется возможность посетить представление, выясняется, что девочка с родителями уже уехала во Владивосток.

А в рассказе «Не хуже цирковых» ему выпадает возможность самому полетать под куполом цирка вместо одного мальчика-артиста. Клоун Карандаш по ошибке хватает его и поднимает в воздух. После этого случая Дениска становится завсегдатаем в цирке.

Отзывы для читательского дневника

Произведение Драгунского с любовью перечитывают дети и взрослые, на нём выросло не одно поколение детей. Читатели сразу замечают многочисленные достоинства книги.

Мне очень понравилась эта добрая и поучительная книга. Можно сказать, что это своеобразная аннотация для детей, детское пособие, затрагивающее важные темы, наталкивающее на хорошие мысли и обучающее тому, как себя вести. После прочтения можно провести анализ собственного поведения. Например, книга учит быть послушным, всегда слушаться старших. Учит тщательно всё обдумать, прежде чем что-то сделать. Показывает, что не нужно пытаться скрыть дурной поступок или врать — правда всё равно всплывёт наружу. Из каждой главы можно вынести очень многое, а также приятно провести время за чтением.

Это произведение очень весёлое и увлекательное, оно легко и просто читается, в нём кратко говорится о многом, а истории сразу западают в душу. Некоторые из них заставляют смеяться до слёз, другие оказываются трогательными и милыми.

К примеру, мне очень понравилась история Драгунского «Первый день». В читательский дневник я хочу записать, что она напомнила мне собственные сборы в первый класс и охватывающее меня в тот день волнение. Часть под названием «Друг детства» про игрушечного медвежонка, которого Дениска решил не использовать под боксёрскую грушу, тоже тронула меня до глубины души. Ведь у каждого из нас, наверное, в детстве были игрушки, которые до сих пор вызывают у нас тёплые воспоминания.

В этом произведении рассказывается о похождениях хороших друзей Дениса и Мишки. И хотя это советские ребята, они очень похожи на любого современного ребёнка, а их проблемы и переживания близки каждому. Они дружат, ходят в школу и делают уроки, радуются, если родители берут их куда-то с собой.

Даже обычное, казалось бы, событие — тот же поход в цирк или зоопарк — превращается в приключение. Во многом это происходит и благодаря детской фантазии. Произведение погружает в волшебный мир детства — простой, но вместе с тем яркий и многогранный. Советую всем прочитать хотя бы краткое содержание «Денискиных рассказов» или отдельные истории о похождениях ребят.

В. Драгунский «Сверху вниз наискосок»

Тема урока: В. Драгунский «Сверху вниз наискосок» (первый урок из двух)

Оборудование:
Литературное чтение: учебник для 2-го класса
учреждений общего среднего образования с рус.яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / Н.А.
Чуракова. – 3-е издание. – Москва.: Академкнига/Учебник, 2013 г.–176 с.: ил.
Мультимедийный проектор, презентация, индивидуальный раздаточный материал,
толковый словарь, карточки с заданием для работы в парах, лист самооценки.

Цель:
создать условия для
первичного осмысления знаний, выработки умений и навыков по их применению;
расследовать, почему рассказ Виктора Драгунского получился таким смешным.
Создать условия для развития ума, воли, эмоциональной сферы и
нравственных основ ребенка через включение его в учебную деятельность, не вредя
здоровью.

1.
Образовательные: активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением
до чтения, во время чтения, после чтения; развивать умение перечитывать текст и
находить в нем нужные фрагменты.

2.
Развивающие: pазвивать коммуникативные навыки через работу в паре и самооценку
своей деятельности;

3.
Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности.

• ориентироваться  в
нравственном содержании рассказа.

• формировать навыки управления своей деятельностью,
проявлять самостоятельность;


развивать умение дать оценку своей работы.


формировать умение аргументировать свой выбор.


способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели
чтения.

Этапы урока

Деятельность учителя и роль обучающегося

Организационный
момент. Приветствие гостей и пожелание удачи.

Вступительное
слово

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

Сегодня
у нас замечательный весенний день. Я прочту сейчас вам стихотворение Э.
Успенского «Память», а вы, послушав, сообщите мне об эмоциях, которые
у вас возникнут.

(чтение стихотворения)

Вашу
реакцию на стихи я увидела. Какой же она была? Смеялись. Почему было смешно?
(герой хвалился, а в результате всё перепутал). Значит, о какой эмоции мы
будем говорить сегодня на уроке? О смехе.

Нам
сегодня необходимо будет на уроке определить, ПОЧЕМУ БЫВАЕТ СМЕШНО? (проблема
урока)

Какова
же ЦЕЛЬ нашего урока? – распознавать смешное в рассказе. А как это у
нас получится? Помогут нам в этом замечательный автор и герои его
произведения. Как мы должны будем работать с текстом? Какие для это поставим задачи
перед собой? Самое главное – вдумчиво читать. Это значит, уметь думать
над произведением до чтения, во время чтения и после чтения.
 

     Законы «смешного», нам нужно понять

    Рассказ мы для этого будем читать.

   А кто написал его, вы разгадаете,
работая в паре.

Для начала вспомним Правила работы в
парах:
1. Работать должны оба; 2. Работать в согласии, помогая друг
другу; 3. Если не понял, переспроси; 4. Свое несогласие высказывай вежливо.

На парте у вас лежат карточки с
заданием: Вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся, передвигаясь по
столбцам сверху вниз, соедините буквы и запишите получившуюся фамилию автора
в строке. А если знаете и произведения данного автора, то одно-два названия
напишите ниже.

Вычеркни повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв,
сложите фамилию детского писателя.

      
Д
      В        Н       Е       Ж 

      
Б       Г       С       И        З

      
Р
       Е       К       В        Б

     
А
       У       Ж       Й       
З

Если
знаешь названия произведений данного писателя, то запиши.

— Кто же является автором произведения?

— ДРАГУНСКИЙ

— Какие рассказы В. Драгунского вам уже
знакомы?

— Давайте немного узнаем из его
биографии.

Родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке,
где его родители получали образование. Вскоре, после рождения сына семья
вернулась в Россию. Трудовую деятельность начал в 16 лет. Работал лодочником,
потом актером в театре и цирке.

Начиная с
1940 г. стал пробовать свои силы в литературном творчестве, создавая
эстрадные монологи, тексты для клоунов. В детской литературе известен как
автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины
рассказы». Прототипом главного героя стал сын писателя – Денис.

— А теперь
угадайте название произведения вот по такому математическому чертежу
(изображена линия от точки сверху до точки вниз, наискосок). (Связать с
линией для штриховки по шаблону).

Давайте
изобразим в воздухе эту линию и пропоём вместе – Сверху вниз, наискосок!

Итак, наш
рассказ так и называется – «Сверху вниз, наискосок!»

2. Открытие нового знания

Откройте
учебник на странице 141.  Полистайте страницы, посмотрите на иллюстрации.
Можете предположить, о чем будет рассказ?

Предположения детей, о чем будет рассказ.

Перед
тем, как мы начнем работать с текстом, давайте рассмотрим слова, которые нам
встретятся по ходу текста. Все ли названия вам знакомы. Может, надо узнать
значение некоторых слов. В этом нам всегда может помочь Толковый словарь
(показать словарь В.Даля).

Ремонт

Слесарь

Монтёр

Маляр

Бригада

Кегля

Во всю ивановскую

Скипидар


Изменились ли ваши предположения, о чем рассказ?

Мы
сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда прочитаем рассказ.

Чтобы
понять главную мысль автора, нужно читать как? – ВДУМЧИВО.

3. Первичное восприятие текста (по частям)

— Послушайте
первую часть текста (аудиослушание) и приготовьтесь ответить на первые
вопросы по тексту. (При слушании текста дети следят по тексту учебника.)

Вопросы.


То, что начался ремонт во дворе, ребятам доставляло радость? (подтверди
словами из текста)

Как вы думаете, родители ребят тоже
радовались, что «повсюду валялись кирпичи и доски…»


С точки зрения ребят, девушки-маляры «были очень красиво одеты». Как
вы думаете, а с точки зрения самих девушек-маляров, они были красиво одеты?

Слушаем
вторую часть текста
. Запомните, какие действия совершали ребята, т.к.
после нам понадобится их описание.

4.Физкультминутка

Представьте себя в роли..

Мишки, который вошел в азарт и качает насос.

Дениски, который красит сверху вниз, снизу
вверх.

Аленки, которая подставляет ноги и визжит от
восторга.

Управдома, который остолбенел.

5. Работа с текстом после прослушивания


Какой момент этой истории показался вам самым смешным?


Как вы думаете, Мишке и Дениске нравилось красить все подряд?


А Аленке нравилось то, что они делают?


Ребята понимали, что они делают что-то запрещенное?

Работа по карточке.

У
вас на партах лежат карточки с вопросами по тексту. Возьмите карандаш и
подчеркните правильные ответы на вопросы.

Выберите
правильный ответ и подчеркните его.

  1. Как
    зовут главного героя в рассказе В. Драгунского «Сверху вниз,
    наискосок!»? (Сашка; Борька; Дениска)
  2. С
    кем ребята подружились во дворе? (с животными; с рабочими; с малярами)
  3. Что
    было на головах у девушек – маляров? (платки; шапки из газет; шляпы).
  4. Куда
    пошли тётя Раечка, тётя Нелли и тётя Саня? (обедать; смотреть телевизор;
    читать газеты).
  5. На
    кого стала похожа Аленка, когда её покрасили ребята? (на американку; на
    японку; на индейку).
  6. Как красил Мишка дверь? (аккуратно;  некрасиво; сверху
    вниз, наискосок)            
                                                                                         

6.Рефлексия учебной деятельности.

На
партах у вас лежат листки самооценки. Оцените, пожалуйста, свою работу
на уроке.

Лист самооценки

Ф.И. ученика
__________________________

На
уроке я работал (а)…

активно

пассивно

Материал
урока мне был…

понятен

интересен

не
понятен

скучен

Мое
настроение …

стало
лучше

стало
хуже

Своей
работой на уроке…

доволен

не
доволен

Итак,
ребята, давайте подведем итог нашей деятельности сегодня.

Смогли
ли мы достичь цели нашего урока?

Смогли
ли ответить на вопрос – Почему бывает смешно?

Все
ли удалось?

Мне
сегодня понравилось, как вы поработали. Ребята, у вас на партах лежат три
полоски — дощечки
разного цвета: зеленого, желтого и розового.

Если
вам урок наш понравился, и все было понятно, возьмите зеленую дощечку и
наклейте ее под доской. Если вам было не все понятно, то желтую дощечку, а
если совсем не понравился, то розовую. Принесите и наклейте их под доской в
ряд. У нас с вами получится замечательный забор, который мы окрасим вместе.
Спасибо вам за урок. Молодцы!

7.Домашнее задание


Завтра вас ждет продолжение работы с рассказом, где вы будете говорить о
контрастах, которые присутствуют в тексте и выводить «законы» смешного.

Для
этого вам необходимо будет прочитать рассказ целиком еще раз, обращая
внимание на выделенные слова и быть готовыми отвечать на вопросы по тексту.

  • Рассказ для детей первый космонавт
  • Рассказ делано наспех сделано на смех
  • Рассказ детям о натюрморте
  • Рассказ деду морозу про осень 2 класс
  • Рассказ грудное молоко старшей сестры