Рассказ достоевского неточка и катя читать

Сочинения по литературе достоевский анализ произведения неточка незванова история создания: первая публикация произведения была опубликована в отечественных записках в 1849
  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Анализ произведения Неточка Незванова

История создания:

Первая публикация произведения была опубликована в «Отечественных записках» в 1849 году с названием «Неточка Незванова». Две части вышли зимой, а третья весной. Автор был арестован за участие в собраниях петрашевцев. Из-за этого писатель не захотел заканчивать написание этой поэмы, изменив начало произведения, убрал части и поделил по главам, и немного изменил сюжет. Продолжил написание 1846 году зимой. Работа над поэмой длилась три года. И вышла в журнале Краевского в 1849г.

Жанр повесть

Тема:

Повествование о жизни бедной девочки, которая несмотря ни на что не потеряла свои человеческие качества.

Герои

Неточка Незванова — главная героиня;

Мать Неточки Незвановой;

Егор Ефимов —отчим главной героини;

Князь X-му — приютивший Неточку князь;

Катя —дочка князя X-му;

Александра Михайловна — сестра Кати;

Петр Александрович — муж Александры Михайловны.

Композиция читатель видит много глав произведения в виде детства Неточки Незвановой, ее новой жизни. Автор ведет повествование в виде дневниковых записей в сочетании с воспоминаниями девочки.

Сюжет

Сюжет произведения разворачивается в старой и грязной коморки Петербурга. Там проживает восьмилетняя девочка по имени Неточка, со своей больной мамой и пьющим отчимом — Егором Ефимовом. Мать зарабатывает на жизнь семьи стиркой и починкой старых вещей, отец, бывший музыкант, ни где не работает, пьет и жалуется на жизнь. В своих бедах он винит свою жену, которая якобы загубила его талант. Та же, несмотря ни на что, продолжает его любить, пусть и своеобразной любовью.

В молодости Егор Ефимов служил со своим другом у доброго помещика в его оркестре. Но после смерти друга, Егор Ефимов начал скитаться по провинции. Только к 30-ти годам он сошелся со своим коллегой Б. в Петербурге, с котором он делил пищу и кров. Б. не отличался особым талантом, но был очень трудолюбивым и искренне хотел добиться успеха. Так оно и случилось, в то время пока Ефимов кутил и пьянствовал, Б. усердно трудился, и спустя время добился большого успеха. Б. никогда не забывал про своего старого друга.

В тот момент Ефимов и женился на матери Неточки (ей к тому моменту было 2 года). Жена Ефимова искренне верила в талант мужа, и готова была всем помогать для, того чтобы тот добился успеха. Не понимая этих странных отношений Неточка горячо полюбила своего отчима.

Спустя какое-то время объявился Б., и предложил Ефимову работу в театре. За время этой работы Ефимов не принес в дом ни копейки. Пьянствовал и вел разгульный образ жизни, а с коллегами общался свысока, из-за чего и был уволен из театра.

Поняв, что падчерица любит его безоговорочно и горячо, Ефимов решает воспользоваться ей, для того, чтобы попасть на концерт скрипач С-ц. Всю жизнь Ефимов мечтал попасть к нему на концерт, чтобы убедиться, что гений С-ц также не дотягивает до уровня Ефимова. Он уговаривает Неточку взять деньги у мамы на продукты и отдать ему. Наивная девочка так и поступает, отдав деньги, врет матери, что потеряла их. Мать понимает, что это Ефимов надоумил ее так сделать и впадает в отчаяние. Этой же ночью она скоропостижно умерла.

Придя домой, Ефимов решается уйти с Неточкой «на встречу успеху», о котором он так часто ей говорил. Однако на пол дороги он бросает ее, девочка, бросившись за ним, слезно умоляет вернуться, но не выдержав, теряет сознание. Как станет позже известно, Ефимов скончался в больнице этой же ночью.

Неточка попадает в богатый дом к доброму князю X-му, там она знакомиться с его дочерью Катей. Избалованная Катя долгое время не принимает сиротку Неточку, жестоко подшучивает над ней и смеется. Неточка успешно отбивается от нападок девочки. Однажды Неточка берет на себя вину Кати перед всеми и после этого момента девочки становиться лучшими подружками. Заметив такие теплые отношения взрослые решают, что по-отдельности им будет лучше. После этого Катя с родителями отправляется в Москву.

Неточка переселяется в дом к сестре Кати — Александре Михайловне, и ее мужу —Петру Александровичу. Женщина полюбила Неточку как родную дочь, занимается ее воспитанием и образованием. Однако, Неточка взрослая не по годам и вскоре замечает, что в отношениях Александры Михайловны и ее мужа есть некоторая странность: муж ведет себя очень отстранено со своей жены, а та выглядит виноватой. Такое поведение дает понять Неточке, что между ними есть какая-то тайна.

Когда Неточке исполняется 13, она обнаруживает страсть к чтению и получает доступ в домашнюю библиотеку. Там она проводит часы на пролет и однажды обнаруживает письмо. Прочтя его, она узнает, что у Александры Михайловны был роман с мелким чиновником. Вскоре об этом романе стало известно общественности и любовникам пришлось расстаться. Муж Александры Михайловны защитил жену от нападок из вне, однако сам хранил свою обиду, несмотря на то, что между любовниками никогда не было ничего не позволительного.

Петр Александрович застает Неточку за чтением этого письма и, желая защитится, обвиняет девочку в непристойности и безнравственности. Александра Михайловна пытается защитить девочку, однако сама Неточка не оправдывается, боясь причинить тем самым не поправимый урон Александре Михайловне. Петр Александрович напоминает жене о неверности, после чего та падает в обморок. Не выдержав такого напора, Неточка обличает Петра Александрович, говоря, что он жесток в попытке выставить себя в наилучшем свете. С этими словами Неточка собирается покинуть дом, но ее останавливает помощник Петра Александровича.

2 вариант

По жанровой направленности произведение является повестью, однако на самом деле представляет собой неоконченный роман писателя, заключающий в себе идею романа-воспитания.

По композиционной структуре повесть состоит из трех частей в виде детства главной героини Неточки Незвановой, ее новой жизни и тайны. Повествование ведется в форме дневниковых записей в сочетании с воспоминаниями девочки.

Сюжетная линия произведения заключается в наблюдении за жизнью девочки, описывая ее развитие, воспитание, проявление новых чувств, тем самым раскрывая особенности героини. В этом состоит главная идея повести в виде изображения развития человеческого характера, начиная с детских лет и заканчивая зрелостью, фоном которых является описание социальной жизни.

Персонажи повести в лице неудавшегося скрипача Ефимова, матери Неточки, самой героини, Александры Михайловны отнесены автором к категории мечтателей, судьбы которых отражают основной конфликт произведения в виде яркой картины социальных контрастов: подневольного положения талантливого музыканта в крепостном театре, нищеты городского населения, символа волшебной сказки – богатого дома, имеющего красные занавески.

Своеобразие произведения заключается в замечательной планируемой четкости повествования, оригинальном композиционном принципе и необычайном драматизме характеристик персонажей.

Кроме того, отличительной особенностью является применение автором аналитического метода, который обнаруживает психологические причудливости и ненормальности внутреннего мира главной героини, которая под воздействием живой жизни имеет возможность преодоления собственной замкнутости, становясь сильным и активным человеком, способным постоять не только за себя, но и за близких ей людей.

Характер главной героини формируется под влиянием атмосферы постоянных и бесплодных мечтаний, которые Неточка преодолевает и выступает в качестве борца против проявления подлости, которое олицетворяет Петр Александрович, являющийся мужем Александры Михайловны.

Смысл повести заключается в изображении детского образа, родившегося в городской мещанской семье, выросшего в нищете и страданиях, получившего раннее развитие, но при этом, несмотря на знание изнанки мира, не растерявшего глубокий и пытливый взор, а также истинных человеческих качеств.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Неточка Незванова

Анализ произведения Неточка Незванова

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Ерофеева Москва — Петушки

    Произведение создается одним из ярких представителей постмодернизма в стремлении к созданию нечто особого, непохожего ни на что иное.

  • Герои произведения Огниво Андерсена

    Главным персонажем сказки Андерсена «Огниво» является обычный солдат. Он возвращается со службы домой. Впереди его ждёт новая жизнь.

  • Сочинение Королева в сказке Маршака Двенадцать месяцев

    Сказка, написанная Самуилом Яковлевичем Маршаком «Двенадцать месяцев» — добрая новогодняя история. Одной из героинь сказки является Королева. Эта юная правительница в свои 14 лет управляет королевством на свое усмотрение

  • Сочинение по картине Куинджи Березовая роща описание

    Полотно «Берёзовая роща» — шедевр девятнадцатого века. Навевает романтические чувства первозданной красоты и свободы природных просторов.

  • Сочинение по картине Левитана Золотая осень описание для 3, 4, 5, 8 класса

    Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени

Другие персонажи

Егор Ефимов – отчим Неточки, талантливый музыкант со скверным характером.

Мать – мать Неточки, несчастная, измученная трудной жизнью женщина.

Б. – музыкант, друг юности Ефимова, который периодически помогал его семье.

Князь Х-ий – благодетель Неточки, который приютил сиротку в своем доме.

Катя – дочь князя, капризная и гордая девочка, которая в итоге подружилась с Неточкой.

Александра Михайловна – сестра Кати, у которой жила Неточка, добрая и мягкая молодая женщина.

Петр Александрович – супруг Александры Михайловны, надменный, черствый, эгоистичный человек.

Овров – помощник Петра Александровича.

Детство героини

Неточка является юной девочкой, живущей в небольшом доме на окраине Петербурга, но она ночует на чердаке. У нее есть мама, зарабатывающая на жизнь шитьем и приготовлением пищи. Однако у молодой особы есть и отчим, который когда-то занимался музыкой, а именно игрой на скрипке. Теперь же он ничего не хочет делать.

Мужчина часто скандалит с супругой, которую опорочил, так как она якобы погубили его талант. Он очень грубый и постоянно бесцеремонный.

Но, несмотря на все его недостатки, семья терпит его безработицу. Мама девочки очень любит бывшего скрипача.

Давным-давно Ефимов учился мастерству у великого музыканта, который после неожиданной гибели завещал ему собственную уникальную скрипку, изготовленную по индивидуальному заказу. После этого Егор начал считать себя гением.

Раньше мужчине помогали многие помещики и даже граф. Они финансировали его, потому что считали музыканта довольно гениальным. А также у него был приятель, который в юности вместе с ним учился играть на скрипке. Однако, когда Егор через несколько лет снова повстречал своего давнего друга, то увидел, что тот стал ленивым и чересчур самодовольным. Сам же Ефимов в это время просто пропивал деньги, которые ему давали более обеспеченные люди.

Краткое содержание

Глава 1

Своего отца Неточка не знала – он умер, когда ей было два года. Мать повторно вышла замуж, однако этот союз не принес ей счастья. Отчимом Неточки оказался музыкант Егор Ефимов. Это был «самый странный, самый чудесный человек из всех», кого она знала.

В юности он работал кларнетистом в оркестре одного богатого помещика, где сдружился с итальянским скрипачом. После внезапной смерти друга Ефимов получил от него в наследство скрипку. Узнав об этом, граф предложил музыканту большие деньги за ценный инструмент, но тот отказался.

Вскоре выяснилось, что Ефимов – талантливый скрипач-самоучка. Осознание собственной гениальности изменило характер музыканта в худшую сторону – он стал грубым, заносчивым, неблагодарным.

Ефимов покинул оркестр своего благодетеля и после семи лет скитаний обосновался в Петербурге. Здесь он познакомился с начинающим музыкантом, русским немцем Б., с которым делил кров. Б., обладавший от природы скромным музыкальным даром, воспринимал своего друга «как будущего великого музыкального гения». Однако Ефимов, не обладавший «ни терпением, ни мужеством», редко занимался с инструментом, со временем «впал во все пороки», в то время как Б. благодаря упорству и трудолюбию добился немалых высот. Они расстались, но Б. навсегда сохранил теплое чувство к другу своей юности.

Спустя несколько лет судьба вновь свела Б. и Ефимова, который к тому времени женился на матери Неточки. Женщина влюбилась в непризнанного гения, но тому нужны были только ее скудные сбережения. Ефимов совсем опустился и не мог разговаривать, не выпив водки.

Увидев, в какой нищете жило семейство, «добрый Б. решился пристроить отчима» в театральный оркестр. Однако и там Ефимов не смог продержаться из-за своего высокомерного, скверного характера. С тех пор Б. не видел своего друга много лет.

Глава 2

Не понимая истинных взаимоотношений матери и отчима, Неточка всей силой своего детского сердца привязалась к «отцу». Она видела в нем жалкого страдальца и жалела нежно, по-матерински. Девочка искренне считала, что Ефимов – «какой-то особенный человек, непохожий на других людей». Однажды он признался девочке, что «воскреснет снова, когда умрет матушка» – Ефимов, живший за счет жены, только в ней видел причины всех своих бед и несчастий.

Глава 3

«Весь Петербург был взволнован чрезвычайною новостью» – в город приезжал знаменитый скрипач С., и для Ефимова делом всей его жизни стала возможность попасть на концерт к великому музыканту из Европы. Во что бы то ни стало он хотел найти недостатки в его игре и тем самым доказать себе, «что он первый музыкант во всем мире».

Пользуясь безграничной любовью Неточки, Ефимов вынудил ее обмануть больную мать – забрать последние деньги на покупки, отдать их отчиму, а матери сказать, что они потеряны. Эти деньги нужны были ему для покупки билетов на концерт, «который для него должен был решить все».

Заветный билет Ефимов получил от своего старого друга Б. Вернувшись с концерта, спившийся музыкант еще долго не мог прийти в себя от потрясения. Сознание собственного ничтожества перед игрой великого мастера вконец сгубило его. Той же ночью умерла мать Неточки.

В полном безумии Ефимов покинул свою приемную дочь. Он оказался в больнице, где «умер через два дня». Неточку приютил у себя князь Х-ий, который, узнав о ее горькой судьбе, решил воспитать со своими детьми.

Глава 4

У Неточки началась совершенно новая жизнь. После пережитого горя она еще долгое время болела, но любовь и забота домочадцев сделала свое дело, и Неточка пошла на поправку.

Глава 5

Позабыть о тяжелой утрате Неточке помогла дочь князя Катя. Поначалу гордая девочка прохладно отнеслась к вечно грустной и болезненной сиротке, ревнуя к ней своего отца. Неточку влекло к жизнерадостной, независимой, своевольной княжне. Она всячески старалась заслужить ее любовь, но безуспешно. «Резвой и живой» Кате было скучно с молчаливой, задумчивой Неточкой, которую она считала «чудной и странной». Кроме того, Неточка проявила себя более способной ученицей, чем глубоко уязвила княжну. Однако вскоре Катя изменила свое отношение к сиротке, когда та решительно отразила насмешки княжны над бедностью ее родителей.

Главенствующей чертой в характере Кати была непомерная гордость, которая проявлялась даже в мелочах. Единственным живым существом в доме, которое не признавало Катин авторитет, был бульдог Фальстаф. Желая безгранично «повелевать и властвовать», девочка решилась на злую шутку. Зная, что бульдог люто ненавидит старую тетку князя, злую и вздорную женщину, Катя впустила в ее комнаты грозного пса, которого тетка боялась больше смерти.

Всю вину за Катин проступок взяла на себя Неточка, за что в качестве наказания была заперта в темной комнате. Ей пришлось просидеть там до четырех часов утра, поскольку все о ней позабыли. Катя, взволнованная несправедливостью, подняла в доме страшный шум, и Неточка оказалась на свободе. С тех пор между девочками воцарилось полное взаимопонимание, доверие и самые нежные чувства.

Однако счастье девочек «продолжалось недолго». Заметив, что Катя оказалась под большим влиянием Неточки, княгиня из ревности решила разлучить подруг. Вскоре Катя с родителями надолго уехала в Москву.

Так Неточка оказалась в доме Александры Михайловны – замужней дочери княгини от первого брака.

Глава 6

Жизнь в новой семье «пошла так безмятежно и тихо», что Неточка смогла залечить свои душевные раны. Александра Михайловна полюбила ее, словно родную дочь, и прилагала немало усилий, чтобы дать ей достойное воспитание и образование. Счастье девочки омрачалось лишь безотчетной антипатией к мужу своей благодетельницы – Петру Александровичу, который производил впечатление сухого, надменного и амбициозного человека.

Когда Неточке исполнилось тринадцать лет, она стала замечать, что отношения между супругами стали неестественно натянутыми, но не придала этому особого значения. Между тем состояние здоровья Александры Михайловны стало заметно ухудшаться.

В возрасте шестнадцати лет у Неточки прорезался «чудный голос». По настоянию Александры Михайловны девушка стала брать уроки пения в консерватории.

Глава 7

Однажды в библиотеке Неточка нашла в книге лист бумаги, «так слежавшийся, как будто уже он несколько лет был заложен в книгу и забыт в ней». Это было любовное письмо, написанное Александре Михайловне от некоего С. О. Так девушка узнала тайну, которая царила в этой семье вот уже восемь лет. Будучи замужем, Александра Михайловна полюбила мелкого чиновника, «неровню». Узнав о вполне невинном увлечении супруги, Петр Александрович защитил ее перед обществом, но в течение многих лет терзал бесконечными укорами.

Однажды Петр Александрович выследил Неточку, когда та была в библиотеке, и отобрал злополучное любовное письмо. Он принялся обвинять девушку в безнравственной переписке с любовниками. Разыгралась бурная сцена, во время которой Петр Александрович пригрозил выгнать воспитанницу из дому.

Чтобы не расстраивать Александру Михайловну, Неточка не стала опровергать клевету. В страшной злобе Петр Александрович напомнил супруге о ее былом увлечении, чем довел ее до сильного обморока. Не в силах терпеть несправедливость, Неточка обвинила Петра Александровича в тирании над супругой.

Девушка собралась навсегда покинуть этот дом, но ее удержал помощник Петра Александровича, Овров, который попросил о личной встрече «с какою-то двусмысленною улыбкой».

Короткий пересказ «Неточка Незванова» Бунина

Краткое содержание «Неточка Незванова» Достоевский:

Восьмилетняя Неточка живёт в каморке на чердаке большого петербургского дома. Ее мать шитьём и стряпаньем зарабатывает на пропитание всей семье. Отчим, Егор Ефимов, человек странный. Он талантливый скрипач, но забросил музыку, потому что «злодейка» жена якобы загубила его дарование. Только её смерть «развяжет» его.

Грубый и бесцеремонный, он беззастенчиво живёт за счёт опороченной им женщины, которая, несмотря ни на что, продолжает его любить. Она уже давно и опасно больна.

В юности Ефимов был вольным кларнетистом у богатого и доброго помещика, из чьего оркестра ушёл после внезапной смерти своего друга, итальянского скрипача. Тот был «дурным человеком», но с чертами сверхъестественного. «Дьявол ко мне навязался», — вспоминал о нем впоследствии Ефимов. Итальянец завещал ему свою скрипку и выучил на ней играть.

С тех пор Ефимовым овладело гордое сознание своей гениальности, исключительности, вседозволенности. Не испытывая никакой благодарности к помогавшим ему людям (помещику и графу), он пропивал деньги, даваемые ему для поездки в Петербург, где бы он мог развить свой талант. Лишь через семь лет беспорядочных скитаний по провинции он наконец оказался в столице.

Здесь уже 30-летний скрипач сошёлся с юным коллегой, русским немцем Б., с которым делил кров и пищу. В утратившем технические навыки друге Б. поражало «глубокое, <�…> инстинктивное понимание искусства», но удручали самоуверенность и «беспрерывная мечта о собственном гении».

Б. упорно трудился и, несмотря на сравнительно скромное дарование, в конце концов достиг успеха и стал известным музыкантом. Талантливый же Ефимов, не обладая «ни терпением, ни мужеством», постепенно спивался и вёл себя все более непорядочно. Друзья расстались, но Б. навсегда сохранил симпатию и сострадание к товарищу юности.

Вскоре Ефимов женился на матери двухлетней тогда Неточки, мечтательнице, поверившей в его талант и готовой пожертвовать всем ради мужа. Как-то Б. помог старому другу устроиться в театральный оркестр. Тот не отдавал ни копейки жалованья жене и «дочери», пьянствуя сам и поя приятелей. Вскоре он был уволен из-за скверного, высокомерного характера.

Не понимая истинных взаимоотношений матери и отчима, Неточка страстно привязывается к «отцу». Он так же «гоним» строгой матерью, как она сама. Девочку вдохновляют мечты, навеянные речами Ефимова: после смерти матери они вместе с «отцом» покинут убогий чердак и уйдут в новую, счастливую жизнь — в «дом с красными занавесами», богатый особняк, видный из их окна.

Когда на гастроли в Петербург приезжает знаменитый скрипач С‑ц, для Ефимова делом жизни становится попасть на его концерт. Он должен доказать себе, что и С‑ц — ничто перед его не признанным из-за «злых» людей, но великим гением. Где взять деньги на билет?

Пользуясь слепой любовью к себе Неточки, отчим заставляет её обмануть больную мать, пославшую дочь за покупками с последними рублями. Отдав деньги «отцу», девочка должна сказать, что потеряла их. Разгадав план мужа, мать впадает в отчаяние. Вдруг от Б. приносят билет на концерт С‑ца. Ефимов уходит. Потрясённая женщина в этот же вечер умирает.

Ночью нищий музыкант возвращается, убитый сознанием своего ничтожества перед искусством С‑ца, Неточка в волнении бросается к обезумевшему «отцу» и увлекает его прочь из дому, навстречу своей детской мечте, хотя сердце её и болит по оставленной мёртвой матери. На улице Ефимов убегает от «дочери», которая с криками пытается догнать безумца, но падает без чувств. Сам он вскоре попадает в больницу, где умирает.

Теперь Неточка живёт в том самом «доме с красными занавесами», принадлежащем князю X‑му, умному, доброму и сострадательному «чудаку». Она долго болела после пережитого, но затем новое чувство овладело её сердцем. Это любовь к прелестной и гордой ровеснице Кате, дочери князя. Резвая Катя вначале невзлюбила грустную и болезненную «сиротку», ревнуя к ней своего отца.

Однако та внушила к себе уважение, с достоинством отразив насмешки княжны над её родителями. Способности Неточки к учению также уязвляют самолюбивую шалунью, чья холодность глубоко ранит девочку. Однажды Катя решает подшутить над злой и вздорной тёткой князя: она впускает в её комнаты бульдога Фальстафа, внушающего старой княжне ужас. Неточка берет на себя Катину вину и отбывает наказание, запертая в тёмной комнате до четырёх часов утра, потому что о ней забыли.

Взволнованная несправедливостью Катя поднимает шум, и девочку освобождают. Теперь между ними — открытая взаимная любовь: они плачут и смеются, целуют друг друга, секретничают до утра. Оказывается, Катя тоже давно любит подругу, но хотела «помучить» её ожиданием. Заметив неестественное возбуждение княжны, взрослые разлучают девочек. Вскоре Катя с родителями надолго уезжает в Москву.

Неточка переселяется в дом 22-летней Александры Михайловны, замужней сестры Кати. «Тихая, нежная, любящая» женщина рада заменить «сиротке» мать и много сил отдаёт её воспитанию. Счастье девочки омрачается лишь безотчётной антипатией к Петру Александровичу, мужу Александры Михайловны.

Она чувствует в их неестественных отношениях какую-то тайну: муж всегда угрюм и «двусмысленно сострадателен», а жена робка, страстно-впечатлительна и как будто в чем-то виновата. Она худа и бледна, её здоровье постепенно ухудшается из-за постоянной душевной боли.

Неточке уже тринадцать. Она способна многое отгадать, но от действительности её отвлекает проснувшаяся страсть к чтению. Случайно девочка находит доступ в домашнюю библиотеку, где хранятся запретные для неё романы. Теперь она живёт «фантазиями», «волшебными картинами», далеко уносящими её от «унылого однообразия» жизни.

В течение трёх лет она таится даже от старшей подруги. Между ними давно нет доверия, хотя взаимная любовь так же сильна. Когда Неточке исполняется шестнадцать, Александра Михайловна замечает у неё «чудный голос»: с этих пор девушка учится пению в консерватории.

Как-то раз в библиотеке Неточка находит забытое в книге старое письмо. Некий С. О. пишет Александре Михайловне. Девушка узнает мучившую её восемь лет тайну: уже замужем Александра Михайловна полюбила «неровню», мелкого чиновника.

После недолгого и вполне «безгрешного» счастья начались «пересуды», «злоба и смех» — общество отвернулось от «преступницы». Муж, однако, защитил её, но велел С. О. срочно уехать. Малодушный возлюбленный навсегда простился с «забывшейся» «грустной красавицей».

Потрясённая Неточка открывает смысл «долгого, безвыходного страдания» Александры Михайловны, её «жертвы, приносимой покорно, безропотно и напрасно». Ведь Петр Александрович «презирает её и смеётся над ней»: прежде чем войти в кабинет жены, он обычно перед зеркалом «переделывает» своё лицо.

Из напевающего и смеющегося человека превращается в понурого, сгорбленного, убитого горем. Увидевшая это Неточка язвительно хохочет в лицо «преступнику, который прощает грехи праведнику».

Вскоре Петр Александрович, которого жена подозревает в скрытой за беспричинной придирчивостью любви к Неточке, выслеживает девушку в библиотеке и видит заветное письмо. Желая оправдаться сам, он обвиняет Неточку в безнравственной переписке с любовниками. Во время бурной сцены в кабинете Александры Михайловны муж грозит выгнать воспитанницу из дому.

Неточка не опровергает клеветы, боять «убить» подругу правдой. Та защищает девушку. Притворщик в злобе напоминает жене о прошлом «грехе», чем доводит её до обморока. Неточка обличает его моральное тиранство над женой ради того, «чтоб доказать», что он «безгрешнее её»! Перед тем как навсегда покинуть их дом, она должна ещё поговорить с помощником Петра Александровича Овровым, который неожиданно её останавливает.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Неточка Незванова»?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

  • Ксюша Губина

    9/10

  • Artyom Galstyan

    9/10

  • Соня Якунина

    5/10

История создания:

Первая публикация произведения была опубликована в «Отечественных записках» в 1849 году с названием «Неточка Незванова». Две части вышли зимой, а третья весной. Автор был арестован за участие в собраниях петрашевцев. Из-за этого писатель не захотел заканчивать написание этой поэмы, изменив начало произведения, убрал части и поделил по главам, и немного изменил сюжет. Продолжил написание 1846 году зимой. Работа над поэмой длилась три года. И вышла в журнале Краевского в 1849г.

Жанр повесть

Трагические события

Музыкант быстро скатился до самых низов, но сумел найти вторую половинку, безумно влюбившуюся в него. Женщина постоянно верила и обеспечивала мужчину, поэтому он совсем перестал работать. Его выгнали с постоянной работы, за счет которой он мог некоторое время продержаться. Однако даже тогда он и не думал отдавать супруге собственную заработную плату. Неточка очень быстро привязалась к отчиму. Они были похожи тем, что всегда жили мечтами. Ефимов и девочка договорились, что после гибели матери, они пойдут навстречу желаемому и будут скитаться по всему миру.

После неожиданной гибели мамы девочка попадает в дом богатого князя. Сначала она не может найти общий язык с его младшей дочерью, но через некоторое время начинает сильно любить ее. Далее, Неточку отправляют в незнакомый дом, в котором особа средних лет пытается заменить ей маму. Именно там Незванова находит интересные книги и начинает много читать.

Если внимательно прочитать повесть, можно составить план пересказа:

  • описание жизни Ефимова;
  • знакомство с матерью Неточки;
  • жизнь на чердаке;
  • гибель мамы;
  • переезд в дом графа;
  • взросление девочки.

В повествовании «Неточка Незванова» писатель сделал акцент на процессе развития личности основной героини.

Из-за непростых жизненных обстоятельств случились сильные внутренние изменения. Из стеснительной мечтательницы девочка превратилась в решительную, стремящуюся к справедливости особу. После ознакомления с пересказом повести стоит прочитать книгу полностью.

Портал международного проекта «Современный русский» содержит целый ряд разножанровых материалов, представляющих интерес для тех, кто хотел бы знать больше о личности Федора Михайловича Достоевского и о том периоде, когда писатель находился в Сибири.

Достоевский – всемирный писатель, и для многих зарубежных читателей его произведения – это способ лучше понимать людей вообще и себя в частности. Сложные неоднозначные эмоции, переживания, накал страстей, слабости и заблуждения, тревожные метания, поиск себя – всё это весьма привлекательно для вдумчивого читателя. Даже те, кто только осваивает русский язык и культуру, очень хотят знать о писателе больше. Когда в проекте «Современный русский» состоялась первая виртуальная встреча со студентами из Бразилии, они высказали пожелание следующую беседу посвятить творчеству Достоевского. Так состоялся телемост «Россия — Бразилия» под названием «Три города в творческой судьбе Достоевского».

Рассказ достоевского неточка и катя читать

Межконтинентальная встреча с преподавателями и студентами кафедры русистики гуманитарного факультета бразильского Университета Сан-Паулу прошла при содействии Омской телевизионной компании на площадке международного пресс-центра МКР-Медиа. В ходе телемоста удалось познакомить иностранных студентов с истоками творчества великого писателя, этапами его жизненного пути, показать «постепенное перерождение убеждений» и рассказать о трёх городах в судьбе Ф. М. Достоевского: Москве, Омске и Санкт-Петербурге. В подготовке материалов к международному телемосту приняли участие сотрудники литературных музеев этих городов, интервью можно увидеть на нашем портале.

Рассказ достоевского неточка и катя читать

Памятник Ф. М. Достоевскому на территории бывшей Омской крепости. Установлен в 2001 году. Скульптор С. Голованцев, архитектор А. Каримов. Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна

Нахождение Ф. М. Достоевского на каторге в Омском остроге оставило мощный след в жизни и творчестве писателя. Этот сложный период, по словам самого автора, стал залогом его нравственного перерождения и послужил основой для создания в будущем целого ряда произведений. Мультимедийный образовательный ресурс «Ближе к России. Омск», созданный в проекте «Современный русский» при грантовой поддержке фонда «Русский мир», включает в себя несколько материалов, рассказывающих о пребывании Достоевского в Сибири. В разделе «Литературный вернисаж» это целый цикл текстов и заданий для тех, кто изучает русский язык как иностранный и хочет больше знать о творчестве великого писателя: «Омская каторга Достоевского»,  «Образ сибирской реки в творчестве Ф.М. Достоевского», «Перерождение убеждений», «Копеечка Достоевскому​», «Памятники Достоевскому в Омске».

Рассказ достоевского неточка и катя читать

Об уникальном издании «Записок из Мёртвого дома», приуроченном к 200-летию Ф. М. Достоевского, можно узнать из публикации «Окно в мир». Книга, изданная в Омске ограниченным тиражом, продумана до мельчайших деталей (весьма символичных) и сделана совершенно особенным образом. От обложки до закладки, от великолепных иллюстраций до выбора бумаги – всё имеет особый смысл. Г. Кичигин, Заслуженный художник России, создавший серию портретов персонажей Мертвого дома, отмечает, с каким мастерством писатель воссоздаёт характеристики героев, как умело находит краски для каждого, отражая типичное и оригинальное.

Рассказ достоевского неточка и катя читать

М. М. Бахтин, выдающийся русский философ и литературовед. Изображение: visit-orel.ru

Развитие этой мысли можно проследить и в публикации «Жизнь как сложный поступок», рассказывающей о творческом методе М. Бахтина. В статье нельзя было обойтись без обращения к произведениям Достоевского, ведь, по мнению ученого, писателю удалось создать существенно новый жанр – полифонический роман, в котором наравне с автором (а не по его только воле) живут, говорят, мыслят разные личности, выражают свою позицию, свой взгляд на происходящее. «Мир Достоевского глубоко персоналистичен, — пишет Бахтин. — Всякую мысль он воспринимает и изображает как позицию личности». Следовательно, у каждого героя есть право на то, чтобы поступать по собственной воле, право на голос, право на собственное мнение, которое существует в романе наряду с авторским, а не подвергается препарирующему и уничижительному разбору. 

Рассказ достоевского неточка и катя читать

А. Ф. Кони, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи, почётный академик Санкт-Петербургская академия наук по разряду изящной словесности, доктор уголовного права Харьковского университета, профессор Петроградского университета.

Известный российский юрист, публицист и литератор Анатолий Федорович Кони в своем очерке о Ф. М. Достоевском высоко оценил вклад писателя в реформирование судебной системы и встал на защиту тех его литературных героев, к коим «необходимо проявить милость». На нашем портале размещена публикация под названием «Адвокат Раскольникова», предлагающая вашему вниманию сокращенный вариант очерка. В нем проблема преступления и наказания осмысливается с разных точек зрения.  Часть текста, посвященная разбору преступления Раскольникова, звучит как адвокатская речь во время суда, яркая, горячая, убедительная. Более того, всем отклоняющимся поведенческим линиям других персонажей Достоевского Анатолием Федоровичем Кони дано детальное определение.

Как известно, писатель не оставался в стороне от других социальных проблем. В статье «Как писатели женский вопрос решали» можно найти мнение Ф.М. Достоевского, который эмансипацию поддерживал, но был против революционных мер в достижении благородной цели. Справедливо полагая, что общество пока не готово здраво воспринимать идеи равноправия женщин и мужчин, писатель меж тем был уверен, что постепенно этот острый социальный вопрос разрешится сам собой, надо только подождать, пока произойдут изменения в общественном сознании. 

Рассказ достоевского неточка и катя читать

Школьники и студенты, самые активные читатели нашего портала и справочного ресурса ask.fm/russian, нередко обращаются в проект с просьбой порекомендовать литературу и даже в характерной манере спрашивают: «Достоевский – норм?». Как видно из текста вопроса, классика, вопреки устоявшемуся мнению и несмотря на отдаленность во времени, вызывает у школьников интерес, и Достоевский – один из самых популярных авторов. Приведем несколько примеров подобных обращений (сохранен авторский стиль): «Достоевский «Подросток» в 14 норм?», «Можно в 15 «Преступление и наказание» прочитать?», «Что из Достоевского, кроме «Преступления и наказания» (эту уже прочла), можно почитать в 17 лет?», «Что читать мальчику 11 лет, знакомство с Достоевским в каком возрасте и с какими произведениями?». Ответ на последний вопрос воспроизведем (вдруг кому-то еще пригодится): «Для знакомства с творчеством Достоевского Ф. М. рекомендуем найти авторский сборник «Детям». Он включает в себя отрывки из повестей и романов писателя. Сборник вышел в серии «Школьная библиотека» (М., Детская литература, 2000 г.) и состоит из следующих фрагментов: «Записки Вареньки Доброселовой» (из романа «Бедные люди»), стр. 31-54. «Неточка и Катя» (из романа «Неточка Незванова»), стр. 55-92. «Рассказ Нелли» (из романа «Униженные и оскорбленные»), стр. 93-105. «Мальчик у Христа на ёлке» (рассказ из «Дневника писателя», январь 1876 г.), стр. 106-111. «Мужик Марей» (рассказ из «Дневника писателя», февраль 1876 г.), стр. 112-115. «В барском пансионе» (из романа «Подросток»), стр. 116-123. В сборник также вошли отрывки из романа «Братья Карамазовы»: «Илюшечка», «Школьники», стр. 124-131. «В семействе штабс-капитана Снегирева», стр. 131-150. «Коля Красоткин», стр. 150-169. «Жучка», стр. 169-177. «У Илюшиной постельки», стр. 177-194. «Доктор», стр. 194-204. «Проводы», стр. 204-215».

Рассказ достоевского неточка и катя читать

Среди собранных на нашем портале сайтов о русских литераторах, есть ссылка на ресурс, посвященных жизни и творчеству Ф.М. Достоевского: fedordostoevsky.ru. В нем можно найти сочинения автора, его биографию и воспоминания, перечень музеев, кино- и видеоматериалы, а также значимые литературоведческие исследования и фотоархив.

Рассказ достоевского неточка и катя читать

К юбилею писателя мы подготовили тест, проверьте, насколько хорошо вы знаете Достоевского и его творчество.

Тамара Скок

Републикация к 200-летнему юбилею Ф.М. Достоевского. Впервые статья была опубликована в «Топосе»  28 августа 2016 года.

Рассказы и повести Ф.М.Достоевского (1821-1881) – химическая лаборатория, в которой рождаются и созревают идеи и образы его романов. Основное действующее вещество его лаборатории – смех. Смехом Достоевский познает и создает жизнь, а материал его химической лаборатории – природа, то есть не леса и поля, а природа человека, которая для Достоевского больше, чем космос.

Рассказ достоевского неточка и катя читать                                                           Рассказ достоевского неточка и катя читать

            Ф. Достоевский. Рис. К.А. Трутовского (1847 г.)                                                           Ф. Достоевский. Рис. И.Крамского

                                                                                                                                                                                   (по фотографии 1880 г.).

Излюбленный типаж рассказов Достоевского – шут. Шут – это не маска, это целая парадигма характеров. Вот шут-приживальщик Ползунков («Ползунков», 1848), которого перехитрил несостоявшийся тесть, — Федосей Николаич, — разыгравший фарс всепрощения в преддверии мнимой смерти – то есть выманил таким образом у Ползункова деньги, которые перед этим дал ему сам в качестве взятки, и отправил в отставку, как бы исполняя просьбу самого Ползункова – но первоапрельскую просьбу-розыгрыш. Шут возникает из подавленности героя собственным жизненным опытом. Ужас осмеяния становится эмоциональным центром души. Герой и тяготится им и тяготеет к нему, ибо слишком сильные переживания притягательны, несмотря на всю свою безобразность. Герой тем более привязывается к собственному позору, чем обостреннее в нем чувство гордости. Гордость делает душу уязвимой для смеха, мешает переступить через негативный опыт, простить себе его – и духовно развиваться дальше. Эта шутовская смесь самоунижения и амбиций, свойственная Ползункову, создает характер – генетически восходящий к типу маленького человека натуральной школы, представляющему часто чисто социально-этнографический интерес –  характер – вселенской архетипической значимости.

Подобно тому, как поворотным пунктом священной истории является грехопадения Адама, так собственная жизнь для шута распадается на две половинки: это история относительного благополучия до опыта позора, влекущего за собой необратимые изменения, – и жизнь после.

Шут как архетип коллективного бессознательного широко распространен. Шут реализует архетип строительной жертвы в форме собственного опыта позора. На нем основан жизненный сюжет шута. Шутовство – вытеснение стремления к суициду. Шут мстит окружающим за свое унижение – и себе за то, что оказался одинок и беззащитен против всеобщего смеха. Наиболее ярко это смеховое грехопадение описано в рассказе «Чужая жена и муж под кроватью» (1848г.). Достоевский воспользовался расхожей фабульной схемой водевилей, переведенных или переделанных с французского языка, например – «Муж в камине, а жена в гостях» (1834) Ф.А. Кони или «Жена под столом, а муж под полом» (1841) и «Фортункин, муж с места, другой на место» (1842) Д.Т.Ленского. Но эта водевильная схема вобрала в себя архетипическую параллель с героями «Каменного гостя» Пушкина, ибо когда новоявленный  Дон Жуан, то есть «господин в енотах», он же Иван Андреевич, по ошибке оказался в комнате чужой неизвестной ему женщины, то заслышал, как «тяжелый муж, если только судить по его тяжелым шагам, входил в комнату…», — и этого-то мужа автор будет впоследствии именовать старичком, подчеркивая его болезненность и слабость. Ревнивым мужем и Каменным гостем мыслил себя сам «господин в енотах», но случайное недоразумение и абсурд повседневности превратят его из гостя каменного – в гостя оробевшего, пристыженного и готового скрыться под кроватью, а затем первым посмеяться над собой.

Герой попал в смешную ситуацию, потому что, переступив порог неизвестной ему квартиры, оказался слишком дерзновенен и смел. Им руководило вдохновение ревности, своего рода восторг и страсть. Забыв о естественной осторожности и осмотрительности, новый Дон Жуан вынужден далее руководствоваться не здравым смыслом и логикой, а абсурдными правилами выживания в абсурдном мире, сузившимся до половинки пространства под кроватью чужой жены, ибо рядом с ним, прячась, лежал еще один неудачливый Ловелас, столь же случайно оказавшийся под кроватью.

Случайность самовластно вторгается в судьбы героев Достоевского – но она раскрывает в них не глубинную суть, а то абсурдное развитие страсти, в котором человек перестает узнавать самого себя. Смешная случайность – кривое зеркало, в котором все недостатки преувеличены или гротескно заострены. Парадокс героев Достоевского в том, что, доверившись собственной страсти, они перестают быть собой. Страсть в художественном мире Достоевского – вообще сила противоестественная, она чужда первозданной природе человека. Самозабвение страсти превращает героев в пародию на самих себя. Высокой же страсти в мире Достоевского нет.

 
А дальше для героев начинается испытание их способности к свободе. Примут ли они исковерканный смеховым грехопадением собственный образ как высшую истину о себе – или смогут посмеяться над собой и отстраниться от случайного смехового двойника.

Шутами становятся не только герои, испытывающие сладострастие смехового самопопрания, как Ползунков, — но и герои, чья гордость смеховым грехопадением уязвлена настолько, что они, не способные смириться и простить себе свою смешную физиономию или ипостась, закипают жаждой мести, — таков господин Голядкин, желающий взглядом «испепелить разом в прах всех врагов» («Двойник», 1846). Интуиция близости врага, склонность к гневу обычно деформирует сны человека, превращая их в кошмары. Психологическая реальность в «Двойнике» настолько сильна, что деформирует даже реальный мир, превращая его в кошмарную фантасмагорию. Страх оказаться смешным становится сюжетообразующим, и избежать того, чего боишься, невозможно. «Двойник» — своего рода трагедия рока, падения, которое предчувствует господин Голядкин. Чем усерднее герой трагедии пытается избежать исполнения предсказаний, тем неотвратимее в его судьбе действуют силы рока. Для Достоевского рок – это область бессознательного, область страхов и ужаса пред хаосом смеха, разрушающего социальный космос вокруг героя, лишающего его социальной ниши.

Рассказ достоевского неточка и катя читать

Павел Федотов. Илл. к рассказу «Ползунков». 

Но иногда шутом овладевает страсть перехитрить собственную судьбу – бросить ей вызов или опередить ее, став смешным не по ее приказу, а добровольно – по зову сердца. Словом, смеховое самоубийство совершают только очень гордые люди, чьи амбиции настолько всепоглощающи и всеподавляющи, что страх быть смешным парализует все прочие силы их натуры, их яркой личности. Они становятся мономанами, постоянно преодолевающими свой страх добровольным мученичеством шутовства, как говорит об этом Достоевский, характеризуя Ползункова: «Одним словом, он был мученик в полном смысле слова, но самый бесполезнейший, и, следовательно, самый комический мученик».

Рассказ достоевского неточка и катя читать

                                              Павел Федотов. Илл. к рассказу «Ползунков».

Достоевский эстетизирует широту человеческой личности. Она нужна, в частности, затем, чтобы человек не превратился в шутовского мученика. И даже в Ползункове автор находит и великодушие, и геройство, и склонность к риску.

Ко времени написания романа «Идиот» философия смеха выльется у Достоевского в знаменитые восклицания князя Мышкина: «Нечего смущаться и тем, что мы смешны, не правда ли? Ведь это действительно так, мы смешны, легкомысленны, с дурными привычками, скучаем, глядеть не умеем, понимать не умеем, мы ведь все таковы, все, и вы, и я, и они! Ведь вы, вот, не оскорбляетесь же тем, что я в глаза говорю вам, что вы смешны? А коли так, то разве вы не материал? Знаете, по-моему, быть смешным даже иногда хорошо, да и лучше: скорее простить можно друг другу, скорее и смириться; не всё же понимать сразу, не прямо же начинать с совершенства! Чтобы достичь совершенства, надо прежде многого не понимать».
Смирение со своей смеховой ипостасью дарит героям Достоевского свободу, в частности — свободу от склонности к шутовству. Смиренному чуждо самоунижение, ибо оно порождается страхами и сладострастием самопопрания.

Смех становится стихией, в которой душа человека обновляется и оживает, но смехом герои Достоевского не только рождаются, но и умирают. Так появляется в творчестве Достоевского князь-шут, то есть князь К. из «Дядюшкиного сна» (1859). Смехом душа может быть распята, смех пробуждает инстинкт смерти. Самое страшное, когда сердце распинается насмешками ближнего, когда разыгрывает тот, кому доверяешь. Добровольное шутовство и легкое помешательство князя К. наталкивается в «Дядюшкином сне» на коварство Мозглякова. Желая отомстить несостоявшейся невесте, Павел Александрович Мозгляков, которого князь К. именует племянником, внушает ему, что сватовство к Зине – лишь сон. Рассудок князя приносится в жертву амбициям Павла Александровича. Он совершает жертвоприношение розыгрышем. И расстроенное воображение князя подстраивает живые, хотя и сумбурные, воспоминания под миф о недавних событиях, внушенный ему Мозгляковым. Эти две версии собственного прошлого, реальная и версия-розыгрыш, окончательно расстроили рассудок князя, лишили его жизненных сил; так что он «заболел опасно» и на третий день «помер в гостинице». – Причем «никто не ожидал такого серьезного оборота дела», ибо смеющийся над ближним в мире Достоевского не экзистенциален, или – говоря в терминах самого писателя – лишен почвы. Беспочвенничество и разъединенность, точнее – дробность насильно сколоченного коллектива, порождает тот дух легкомыслия и праздности, свидетелем которого был Достоевский в мертвом доме.

Шут и преступник имеют у Достоевского общий корень – извращенное представление о самоутверждении человеческой личности. Шут утверждает себя через самопопрание, граничащее с самоубийством. Шут в своем лице мстит всему миру, превращая страх быть осмеянным в ненависть к смеющемуся, и унижает его в своей мечте уже тем, что добровольно переступает все колеи, в рамках которых плещется смех мира. Шут доказывает, что смех мира ему не страшен, ибо он добровольно подвергает себя несравненно большим унижениям по сравнению с теми, на которые способен мир. Шутовство всегда чрезмерно, всегда совершается через попрание норм и приличий.

Рассказ достоевского неточка и катя читать

Нормы и приличия – многовековой религиозный и духовный опыт человечества – опыт сохранения духовного здоровья, опыт построения души. У преступника нет инстинкта самосохранения, поэтому норма для него не условие выживания в мире, кишащем парадоксами и искушениями, а форма ограничения его личной свободы. Преступник самоутверждается, переступая общественную норму, но в результате разрушает себя. Словом, в шуте и преступнике угас инстинкт самосохранения, поэтому у Достоевского появляется промежуточный тип шута-преступника, лучше сказать – шута-деспота. В качестве примера вспоминается не только Федор Павлович Карамазов («Братья Карамазовы»), но и Фома Фомич Опискин («Село Степанчиково и его обитатели», 1859). Шут всегда оборотень – и шут-приживальщик превращается у Достоевского в шута-деспота. Впрочем, не только у Достоевского, ибо повесть воспроизводит сюжетную схему мольеровского Тартюфа.  При этом Тартюф, конечно же, это сам Фома Фомич, Оргон – Ростанев, мадам Пернель – мать Ростанева; мольеровским Дамису и Эльмире, ведущим борьбу с деспотом-приживальщиком, соответствуют племянник Растанева и Настенька. Клеант превращается в помещика Бахчеева, который появляется перед развязкой, чтобы помочь изобличить Фому. «В романе <…>, — писал Достоевский брату, — есть два огромных типических характера, создаваемых и записываемых пять лет, обделанных безукоризненно (по моему мнению), — характеров вполне русских и плохо до сих пор указанных русской литературой». Эти два характера – Фома Фомич и Ростанев. В Фоме Фомиче получил дальнейшее развитие русский тип, уже зафиксированный Достоевским в таких характерах, как Голядкин («Двойник», 1846), Ползунков или музыкант Ефимов («Неточка Незванова», 1849).

Фома – не просто лицемер, он деспот-приживальщик, шутовской инвариант образа старца. Обретя духовный авторитет и власть в приютившем его доме, Фома берется духовно руководить господами. Но, самозванец, он обречен быть извечным двойником святого; шутом способным лишь невольно передразнивать самого себя на высшей и недоступной сему стадии духовного развития, которая его и влечет как интуитивное знание о собственном предназначении, и мучит сознанием пропасти, положенной между ним теперешним и тем, каким он, быть может, призван быть. Фома воплощает трагедию личной нереализованности, трагедию мечтателя, обреченного шутовски повторять и пародировать идеал святости, в котором сосредоточился весь смысл и цель его бытия.

 
А Ростанев – первый набросок идеально прекрасного человека. Из-за внутренней деликатности и смирения он не судит Фому, поэтому духовное прозрение сути характера Фомы Опискина в романе делегировано не Ростаневу, а его племяннику-хроникеру, судящему о Фоме так: «Во-первых, он был шутом: это его огорчило, сразило, оскорбило его идеал; и вот вышла натура озлобленная, болезненная, мстящая, так сказать, всему человечеству…»

  Позже аналогичная оппозиция: Опискин — Ростанев, хотя и не сюжетообразующая, возникнет в романе «Идиот» — это оппозиция Фердыщенко и князя Мышкина. Архетипическое воплощение тип шута-приживальщика обретает в «Братьях Карамазовых» в образе мелкого беса, искушающего Ивана Карамазова. Ростанев, невольно подпавший под влияние Фомы Фомича, личного демона-искусителя, обречен на бесплодие в браке. Эта тема достигает архетипической полноты в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна.

Шуты и преступники Достоевского рождаются из-за болезненной реакции личности на необходимость ужиться всем вместе, во что бы то ни стало. Тюрьма, то есть мертвый дом и земной ад, и хрустальный дворец, ставший символом насильственного рая, — это вынужденный союз людей, которым необходимо «хоть как-нибудь ужиться вместе, хоть как-нибудь составить общину и устроиться в одном муравейнике; хоть в муравейник обратиться, да только устроиться не поедая друг друга – не то обращение в антропофаги!» («Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863). Этот союз не возводит сердце к любви и не преображает природу человека, — ибо это союз механический, часто выдающий действительность и мучительную реализацию социальной утопии (что актуально для Достоевского в период увлечения идеями Петрашевского и петрашевцев) за идеал, — например славянофильски понятой соборности.

А.К. Базилевская отмечает парадоксальное стремление Достоевского одновременно и выстроить классификацию типажей в «Записках из Мертвого дома» (1860), и подчеркнуть их поливариантность, таинственность души каждого человека, и называет Достоевского при этом одним из родоначальников «лагерной прозы».

Достоевский исследует тайну свободы, которая превращается, то в болезненный инстинкт, то в выражение высшей красоты и поэтичности личности человека. Человек может обрести себя в свободе любить и потерять – в свободе ненавидеть. В последнем случае свобода превращается в своеволие, ставшее центральной проблемой «Записок из подполья» (1864).

Поиск экзистенциального характера, почвеннического, чувствительного к первоисточникам и ключам бытия совершается в мире Достоевского через отрицание шутовского и преступного начала, но также и через отрицание страсти к самопоклонению.

Гипертрофированный инстинкт самости и самообожествления воплощен Достоевским, например, в типе господина с бакенбардами – мужа m-me M* («Маленький герой», 1857), для которого его собственное я – его Молох и Ваал – и которому роль шута навязывают – в том числе  товарка его жены – блондинка, – но нарядить его «в костюм Синей бороды» им не удается.

Но тот, кому подлинно предстоит избежать стихии шутовства, хотя о нем и говорят постоянно: «Смешной», — это сам Маленький герой. Смех, раздающийся вслед этому одиннадцатилетнему мальчику, носит скорее охранный характер: «Мы здоровы и счастливы, — словно говорят смеющиеся, — в столь глупом и постыдном положении мы не окажемся». Но этот смех отрицания уродства и социальной неполноценности, — этот защитный смех, — предназначен ребенку, неравенство которого – в отличие от убожества Елизаветы Смердящей – явление временное и обусловленное только возрастом. Маленький герой оказывается в центре всеобщего внимания, потому что его чувство к замужней даме становится явным и очевидным для всех: «Теперь же, в мучениях и насильной тоске, узнал, что оно смешно и стыдно! Инстинктом чувствовал я в то же время, что такой приговор и ложен, и бесчеловечен, и груб…», — но «все впечатления разом прихлынули» к «ослабевшему сердцу». Впрочем, герой «Слабого сердца» (1848 г.), Вася Шумков, не выдерживает испытания ни реальным счастьем взаимной любви, ни ирреальной, фантастической тревогой, разлитой над Петербургом и свидетельствующей о мнимости существования всего сущего. Ибо все подобно сну, «который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к темно-синему небу». Маленький герой ведет борьбу за право чувствовать и любить – со всем ирреальным миром собственной мнительности и человеческой насмешливости. Мир лжи, мнительности, двойничества и отрицания подлинного чувства – это мир взрослых, коему в повестях и рассказах Достоевского чаще всего противостоят дети – «маленькие герои», которым предстоит повзрослеть, или хотя бы стать подростками, ко времени написания великих романов.

Впрочем, болезненной скованностью под влиянием чужого мнения страдают у Достоевского даже дети. «Кроме того, я не могла вынести, когда мною чем-нибудь недовольны: тотчас же становилась грустна, упадала духом, так что уж и сил недоставало загладить свою ошибку и переделать в свою пользу невыгодное обо мне впечатление, — одним словом, погибала вполне», — вспоминает Неточка Незванова. Любовь – естественное свойство души человека, его духовная почва. Детская любовь между «избалованной, самовластной» Катей и сироткой Неточкой рождается из преодоления многих препятствий. Вот, например, не складывается разговор между девочками, ибо Неточка привыкла много думать, а Катя – говорить. А вот мадам Леотар возбуждает в Кате ревность к уму Неточки, выучившей французскую азбуку за один урок, и та начинает самоутверждаться, предъявляя другие свои таланты… Вот, наконец, Катя готова посмеяться над прошлым Неточки, над бедностью ее родителей. И все же таинство зарождения взаимного счастья любви открыто в мире Достоевского только детям. А устремленность к любви – естественный сюжетный лейтмотив мира детства.

Романный герой Достоевского часто широк и непостижим в своих глубинах. Он – воплощенное настоящее, противоречивое, готовое постоянно становится вариацией самого себя, но почти лишенное потенциала развития. Это герой трагедии, архетипическая значимость духовных проблем которого не позволяет ему ни измениться, ни обрести лаконичное выражение собственной сути. Зрелый Достоевский отказывается от анекдота как от формы организации сюжета. Мысль афористически заостренная становится в  его романах признаком духовной смерти. Жизнь – постоянное обретение себя в настоящем, диалогическое уточнение своего я. Мир пытается свести многозначность иероглифа судьбы человека к лаконичности анекдота. Дело чести героев Достоевского, если они не хотят обратиться в шуты, преодолеть анекдотическую апостасийность жизненного сюжета, засвидетельствовать о его многозначности.

Дети же из рассказов и повестей Достоевского – воплощение недосказанности и потенциала во времени. Духовный путь развития, который намечает Достоевский для своих маленьких героев, связан с преодолением опыта ущербности, жестокости и безблагодатности мира. Этот опыт не согласуется с врожденным детским чувством красоты бытия – и только детям у Достоевского иногда удается преобразить мир и заставить его служить любви. Судьба ребенка всегда разомкнута в будущее, многозначна и таинственна, она не имеет ничего общего с анекдотической лаконичностью судьбы шута, ибо ребенок обладает творческим потенциалом, не способным застыть в отточенных формах. Творческий потенциал детства направлен на мир. В детстве правда интуитивного знания о мире сильнее опыта. Важнейшей творческой энергией, преобразующий мир вокруг ребенка, и преображающей вражду в любовь в «Неточке Незвановой» становится радость и сорадование. Радость рождается из покаяния и примирения Неточки и Кати и становится столь важным эмоциональным выражением знания о высшей правде мира, что сама начинает преображать мир. Радость взаимной любви и примирения делает отношения между детьми более устойчивыми, она становится точкой опоры для формирования дальнейшего сюжета судьбы. На радости, а не на опыте ущербности бытия строится мир детства. Не случайно раннее, исполненное страданий детство не пробудило самосознания в Неточке и оставило по себе лишь смутные воспоминания. Духовное развитие ребенка связано с преодолением опыта ущербности мира.
Любимым героям Достоевский дарит судьбу, обладающую многозначностью иероглифа и преодолевающую лаконичность анекдота. В повестях и рассказах Достоевского это, в первую очередь, судьбы маленьких героев.

Литературный вечер «Достоевский и музыка»

Задачи:

1. Изучить творческую биографию писателя.

2. Уметь выразительно читать стихотворения, слушать и понимать художественные произведения.

3. Воспитывать эстетический вкус.

Ведущий 1. Петербург. Май 1845 года. Белая ночь, “чудная ночь, такая ночь, которая только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель”. На втором этаже небольшого дома на углу Владимировского проспекта и Графского переулка у окна сидит молодой человек. У него крупные черты лица, большой широкий лоб, а над тонкими губами короткие, редкие светло-каштановые усы. В серых исподлобья хмурящихся глазах озабоченность. Совсем недавно он закончил рукопись своего литературного произведения “Белые ночи”.

Чтец. Чтение отрывков из “Белых ночей”.

Исполняется романс “Я вас любил”. Муз. Шереметьева.

Ведущий 1. В “Белых ночах” ставится тема бесплодной мечты, отнятой любви, но это не главное. Для Достоевского важен характер мечты, оказывающей влияние на человеческую душу. Герою — мечтателю не ведомы эгоистические побуждения, он готов пожертвовать всем для другого. Любовь мечтателя озарена светом белых ночей, она бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи.

Ведущий 2. Мечтатель — новый человек в понимании Достоевского. Это своеобразный протест против действительности. Тема эта всю жизнь волновала писателя.

Ведущий 1. Творчество Достоевского связано с музыкой неразрывными узами. Однако кажется, что понятие музыкальность менее всего применяется к его произведениям, его характеру. Но это только на первый взгляд.

Музыка вошла в его жизнь с детства. Достоевский почти не оставил сколько-нибудь развернутых определений искусства, но мы можем даже на основании отрывочных замечаний заключить, что для него музыка была могучим средством выражения мыслей и чувств. Он писал брату Михаилу в пору создания “Неточки Незвановой”: “От семи часов вечера хожу в итальянскую оперу слушать наших несравненных певцов”

Ведущий 2. Музыку у Достоевского чаще всего любят люди открытой души или те, в ком не окончательно умерло человеческое. “Я шел и пел, — рассказывает герой “Белых ночей”, — потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как всякий счастливый человек” Это черта автобиографическая. По словам дочери писателя, он, находясь в хорошем настроении, обычно пел вполголоса романс Варламова.

На заре ты ее не буди” — исполняется романс. Слова Фета, муз. Варламова.

Ведущий 1. И после успеха “Бедных людей” все добивались знакомства с Достоевским. Он бывал в салонах петербургских меломанов: князя Одоевского, графа Соллогуба, графов Виельгорских. Там звучала превосходная музыка, и писатель, слушая ее, испытывал наслаждение.

Исполняется “Прости, небесное созданье”. Муз Чайковского.

Ведущий 1. Превыше всего он ставил музыку Моцарта, Бетховена, а из русских композиторов любил произведения Глинки и Серова. В салоне Виельгорского выступали крупные русские и иностранные музыканты: Лист, Берлиоз, Рубинштейн, Глинка.

Исполняются: “Жаворонок” Глинки, “Лунная соната” Бетховена.

Ведущий 2. Незавершенный роман “Неточка Незванова” впитал разнообразные музыкальные впечатления. Музыка – это основа романа, это атмосфера, в которой живут герои, она как бы определяет их судьбы. Музыка чаще всего – голос измученной души, звуковое выражение дисгармоничного мира.

Чтец. “Скрипка зазвенела сильнее, быстрее и пронзительнее раздавались звуки. Вот послышался как будто чей-то отчаянный вопль, как будто чья-то мольба вотще раздалась во всей этой толпе и заныла, замолкла в отчаянии… вопли и стоны лились все тоскливее, жалобнее. Вдруг раздался страшный долгий крик и все во мне потряслось…”.

Ведущий 1. Судьба скрипача.… С помощью звуковых образов Достоевский позволяет понять, что переживает герой.

Звучит скрипка.

Ведущий 1. Музыка Ефремова, главного героя, звучит как исповедь обнаженного сердца, как вопль отчаяния и невыносимой муки в темной убогой каморке, где одинокая свеча, труп матери Неточки, прикрытый ворохом тряпья, и смертельно напуганная девочка.

Чтец. “Музыка началась. Но это была не музыка. Это были не звуки скрипки, а как будто чей- то ужасный голос загремел первый раз в нашем темном жилище. Я твердо уверена, что слышала стоны, крик человеческий, плач, целое отчаяние выливалось в этих звуках и, наконец, когда загремел ужасный финальный аккорд, в котором было все, что есть ужасного в плаче, мучительно в муках, тоскливо в безнадежной тоске, — все это как будто соединилось разом”.

Ведущий 2. Важнейший этап идейного развития Достоевского связан кружком петрашевцев. Здесь определились его взгляды как социалиста- утописта, убежденность в необходимости коренных изменений в России. Но это и пора эстетических впечатлений. Достоевский вспоминал: “Скоро наши сходки превратились в литературные, к которым примешивалась и музыка….. Вечера эти пребывали чисто литературно – музыкальными, приятельскими, короткими…”

По воспоминаниям Пальма: “Часто раздавались звуки скрипки, виолончели, фортепьяно. Пение слышалось постоянно, потому что жильцы были горячие поклонники Рубини, Виардо…”.

Звучит романс “Гори, гори, моя звезда”, слова В.Чуевского, муз. И.П. Булахова.

Стихотворение Лермонтова “И скучно и грустно”.

Ведущий 2. Для петрашевцев музыка не праздная забава, не развлечение, а искусство с необычайной силой воплощающее темы личные и общественные. Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, — это духовная атмосфера, средство передачи мыслей и чувств. Диапазон ее очень широк – от шарманки до симфонической и оперной. Она неотделима от грязных и темных улиц, каморок, тусклого и серого петербургского неба и прежде всего от душевного состояния героев.

Стихотворение Лермонтова. Русская народная песня XIX в.

Ведущий 2. К людям в трактире, неудержимо орущим песни тянет Раскольникова: “В одной харчевне перед вечером пели песни: он просидел целый час, слушал и помнил, что ему даже было приятно. Но под конец он вдруг стал опять беспокоен, точно угрызения совести начало опять мучить его. Вот сижу, песни слушаю, а разве то мне надобно делать!”. Подобно Раскольникову ищет забвения в песне и Свидригайлов.

Звучит русская народная песня “Ах ты, ноченька”.

Ведущий 1. “Любите ли вы уличное пение? — обратился вдруг Раскольников к одному, уже немолодому прохожему, стоявшему рядом с ним у шарманки… — я люблю, — продолжал Раскольников, с таким видом как будто вовсе не об уличном пении говорил, — я люблю, как поют под шарманку в холодный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица, или еще лучше, когда снег мокрый падает совсем прямо без ветру, знаете? А сквозь него фонари с газом блистают”.

Русская народная песня “ Разлука, ты разлука”.

Ведущий 2. “Екатерина Ивановна, измученная, униженная, доведенная до отчаяния, выводит на улицу детей”.

Чтец. “Она… кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости”.

В помутившемся сознании Екатерины Ивановны пение и пляска должны были одновременно выражать протест против жестокости и оскорблении, служить доказательством того, что и она принадлежит к благородному семейству и является средством к существованию”.

Ведущий 1. В бреду умирающая Екатерина Ивановна пытается припомнить и слова любимых романсов, куплетов, которые не только характеризуют репертуар той поры, но и определяют этапы ее горькой жизни.

Произведение Лермонтова “Гусар”.

Романс на слова Лермонтова, говорящей о молодости, счастье, красоте и богатстве, подчеркивает по закону контраста безысходный трагизм ее существовании.

Можно говорить о своеобразной драматургии сцены гибели, ждущей своего воплощения в звуках.

Звучит “Реквием” Моцарта.

Ведущий 2. Одиноко и трудно человеку в жестоком и мрачном городе, где раздаются сиплые уличные голоса “солистов”, отчаянные крики пьяного хора песенников, звуки балалайки шарманки.

Особенно тяжело было детям.

Тема детских страданий всю жизнь волновала Достоевского.

В толпе нарядных детей в рассказе “Елка и свадьба” Достоевский замечает “крайне забитого и запуганного мальчика…сына гувернантки хозяйских детей”. Какой-то озорник его поколотил, но “ребенок не посмел плакать”.

Ведущий 1. От рассказа “Елка и свадьба” прямая линия к романам “Униженные и оскорбленные”, “Идиот”, “Бесы”, “Братья Карамазовы”, к рассказу “Мальчик на елке у Христа”.

Рассказ написан в последние годы жизни. Здесь Достоевский ведет “процесс” с богом о страданиях человека, о его назначении и судьбе, ничего не желая уступать Богу в этой судьбе, ни одной слезинки ребенка. И невольно вспоминается старое изречение: “Из всех храмов человеческих наивысший – это сердце человека”.

Звучит рассказ “Мальчик на елке у Христа”.

Ведущий 2. “Мальчик на елке у Христа” — потрясающий приговор строю и миру, в котором страдают и гибнут дети, где нет гармонии звуков, нет гармонии и покоя в душе, нет счастья.

“Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя. Человек не имеет права проходить мимо несчастья, царящих в мире” — неустанно повторял Достоевский. Человек ответственен не только за собственные поступки, но и за всякое зло. Мечта о всеобщем счастье – самая дорогая мечта писателя с юношеских лет и до конца дней. Человек должен любить, и сердце открывшееся для чистой любви, открывается и для всеобщего счастья, для всего прекрасного в мире: “Солнце взошло высоко и пышно плыло над ними по синему, глубокому небу, казалось, расплавляясь в собственном огне своем. Кругом стоял неумолкаемый концерт тех, которые “не жнут и не сеют”, а своевольны, как воздух, рассекаемый их резвыми крыльями. Казалось, что в этом мгновении каждый цветок, последняя былинка, курясь жертвенным ароматом, говорила создавшему ее: “Отец! Я блаженна и счастлива…”.

И сейчас мы слышим голос Достоевского: “Многое меняется, а сердце человека остается одно …”.

  • Рассказ достоевского честный вор
  • Рассказ достоевского мальчик у христа на елке распечатать
  • Рассказ достоевского мальчики краткое содержание
  • Рассказ достоевского маленький герой
  • Рассказ достоевского илюшечка читать