Рассказ достоевского маленький герой

маленькие людитема маленького человека в преступлении и наказании играет почти ведущую роль. если посмотреть и внимательно проанализировать героев произведения, то

«Маленькие люди»

Тема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» играет почти ведущую роль. Если посмотреть и внимательно проанализировать героев произведения, то можно заметить, что почти все действующие лица в книге указывают читателю на жизненно важные черты характера человека.

Вообще, говоря о «маленьких людях» в романе «Преступление и наказание», нужно сказать, что Федор Михайлович выделил несколько критериев, отличающих этих героев от других. В литературе словосочетание «маленький человек» обозначает тех лирических героев, которые не способны противостоять окружающим проблемам, вынуждены вести постоянные борьбу за выживание с наиболее властными людьми. Кроме того, как выделяет сам Достоевский в произведении «Преступление и наказание», «маленькие люди», как правило, живут и держаться на самом низком уровне жизни, проводя за гранью бедности большую часть своего существования.

Кроме того, сам Федор Михайлович изображает своих героев не просто нищими и неспособными обеспечить себя необходимыми средствами, а обиженными жизнью, униженными другими и чувствующими себя абсолютным ничтожеством во внешнем мире.

Тема маленького человека в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

(378 слов) Маленький человек- это тип литературного героя, возникшего в русской литературе в период реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Нетрудно догадаться, что данный тип характеризует человека низшего сословия. Низкое социальное положение и происхождение, изначально говорит о том, что эти люди не одарены сильным характером и волей, напротив, они никому не делают зла, добры и наивны, как дети. В творчестве Ф.М. Достоевского «маленький человек» так же нашел своё место. Целая галерея героев, униженных и оскорбленных, непонятых жизнью, они исполняют в романе «Преступление и наказание» играют роль мучеников: семья Мармеладовых, Лизавета, Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна. Рассмотрим примеры поближе.

Итак, семья Мармеладовых. Начиная от главы семейства Семена Мармеладова и заканчивая его несчастными детьми, можно привести отличных пример слабохарактерных и добрых людей. Старший Мармеладов слаб, потому что дал алкоголю взять над ним главенство. Он сломал жизнь своей жене – Екатерине Ивановне, которой приходится жить в нечеловеческих условиях с маленькими детьми и дочери Сонечке. «Дочь моя по жёлтому билету живёт-с…» — говорил он. Отставной чиновник вызывает у читателей непонимание и жалость. Ведь он хоть и сожалеет о содеянном, но менять свою жизнь не намерен.

Зачем же автор вводит такой тип литературного героя? Чтобы показать лучшие черты характера Родиона Раскольникова. Именно семья Мармеладовых разбудила в нем как недоумение, так и сожаление. Раздумывая над убийством и в дальнейшем совершив его, Родион Романович оправдывает свой поступок жертвой во благо.

Но, помимо семьи Мармеладовых, погрязших в проблемах, есть ещё герои, являющиеся «маленькими людьми». Например, Пётр Петрович Лужин, который отличается от Мармеладовых не только достатком, но и мерзким характером. Лужину важна только его собственная выгода, которую он видит везде. Лужин также решает жениться на сестре Раскольникова не по любви, а по своему расчету. Лужин мечтает о бедной, но красивой и образованной невесте, которая бы стала для него рабой: «Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной) … которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному…». Тем самым автор «Преступления и наказания» вводит такого персонажа, как Лужин, чтобы показать, что человек с корыстными мыслями никогда не будет счастливым.

Таким образом, «маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» отличаются от подобных им персонажей других писателей. Но каждый из них присутствует в романе, чтобы глубже раскрыть образ как образ главного героя, так и лучше показать сюжетные линии.

Автор: Полина Кудрявцева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Герой Родион Раскольников

«Маленький человек» «Преступления и наказания» Раскольников ведет главную сюжетную линию. Именно вокруг него и разворачиваются все события. Образ Раскольникова как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы. Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя. Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом.

Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг – соглашается с самим собой на убийство. Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения. Раскольников признается, что убийство, за которое только он в ответе, он совершил исключительно для самого себя.

Сочинение Тема маленького человека в романе Достоевского Преступление и наказание

В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги и жил очень убого. Он живет на грани нищеты, а потому – «маленький человек». В этом вся низменность Родиона Раскольникова. Жизнь должна сломать его, но он силен духом, он не забитый и не униженный судьбой. Достоевский хотел показать, насколько он маленький и убогий в огромном мире, но в то же время сильный и большой. По своему социальному статусу Раскольников – «маленький человек».

Достоевский подчеркивает в романе власть окружающей внешней среды над человеком. Эта окружающая среда и бытовые мелочи дают полную характеристику герою. Глядя на то, в каких условиях живет герой, можно понять, почему он такой. Раскольников мечется по городу и видит только слезы, грязь. Город жесток и бесчеловечен, не похож на столицу, а напоминает бред сумасшедшего. Именно окружающая нищета показывает «маленького человека». Кроме того, автор отчетливо дает понять, насколько противоречив его внутренний мир. С одной стороны он беден и несчастен, с другой – не вызывает никакого сочувствия.

На самом деле он не маленький человек. Он попал в пучину нищеты, но не готов смириться, он борется. Он идет на преступление и после оправдывает себя. Родион убил старуху ростовщицу, но считает, что избавил общество от зла. Все время после совершенного преступления, он пожирал себя изнутри и убеждал себя же в правильности своего деяния.

Жизнь остальных героев романа не менее страшна. Они тоже «маленькие люди». Спившийся Мармеладов, умирающая от чахотки его жена, мама и сестра Родиона, переживающие издевательства богачей, девушка, которая обрекла себя на унижения, дети, растущие рядом с пьющими родителями. Все это история о «маленьких людях». «Маленькие люди» осознают безысходность своего положения, а исправить ничего не могут. Под влиянием ужасающего бытия рождается философия жизни.

Социально-бытовые мотивы, совершенного преступления Раскольниковым, перекрываются философскими мотивами. Соединив свою судьбу с угнетенными людьми, только таким способом может искупить свою вину перед этими несчастными людьми. Раскольников приходит к выводу, что лучше быть «маленьким человеком», быть раздавленным, чем наоборот иметь власть над людьми и давить их. Он предпочитает быть жертвой, чем палачом. К нему приходит смирение. Потому в конце романа читатели видят Родиона на пороге новой жизни, которая кардинально отличается от сегодняшней действительности.

Герой Семен Мармеладов

В «Преступлении и наказании» «маленький человек» Мармеладов тоже имеет важную роль. Бывший военный, потеряв работу, впадает в депрессию. Все деньги, которые получает данный «маленький человек» «Преступления и наказания», он пропивает, из-за чего не может обеспечить свою семью. Несмотря на это, Мармеладов прекрасно понимает свое положение, однако исправить его он уже не в силах – настолько невозможной ему кажется борьба с собственным пьянством. Из-за своего же алкоголизма и умирает герой, а смерть его слишком глупа для человека, которого раньше уважали, – он просто напивается и попадает под колеса повозки. Погибая, Мармеладов говорит своей старшей дочери, что она единственная опора семьи, тем самым он сбрасывает с себя любую ответственность и обязательства перед своей семьей.

Образ Мармеладова

Мармеладов – лирический герой, который не смог противостоять своим финансовым трудностям, однако нашел отличный способ уйти от них: появившаяся алкогольная зависимость позволяла бывшему половнику хоть ненадолго забыться. Однако он сам был вершителем своей судьбы – он сам погубил свою семью, пропив все семейные средства; он сам взял в долг у очень жадного человека, который потом не давал покоя семье; он сам потерял свою сущность.

В одном из разговоров с Раскольниковым Мармеладов спрашивает Родиона, знает ли он то чувство, которое возникает в тех обстоятельствах, когда человеку некуда вернуться. Ведь Семен считал, что у него нет дома, что идти ему некуда. Но все ведь заключалось в том, что уходя из дома, он забирал все деньги, после чего семья вновь оставалась без средств к существованию. В том, что Мармеладову не были рады дома, была лишь его собственная вина.

Сонечка Мармеладова

Среди всех «маленьких людей» «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова отличалась своей самоотверженностью. Соня, видя, в каком трудном положении находится семья, устроилась на работу, совсем неподходящую для юной девушки. Сонечка и ее образ «маленького человека» в «Преступлении и наказании» тоже имеет не последнюю роль. Несмотря на свою работу продажной девушки, Соня все равно живет принципами сердца. Ее религиозные взгляды стали для Сонечки путеводителем по жизни. Христианские нормы, которыми руководствуется героиня, становятся немаловажной причиной для признания Раскольникова в убийстве.

Популярные сочинения

  • Опыт — сын ошибок трудных — сочинение 11 класс
    К счастью или нет, мы живем во время, когда средний человек, может знать в несколько раз больше, чем 30-40 лет назад. Сегодня для получения образования требуется не только поверхностное знание
  • Петербург в творчестве Гоголя
    Одним из самых удивительных по своему величию, красоте и великолепию российских городов по праву можно назвать именно Санкт-Петербург. Такая судьба для него была предрешена ещё с самого основания
  • Сочинение 1 день из моей жизни
    Утро моего брата, как правило, начинается с утренней зарядки. Что же касается меня, лучше всего мне помогает проснуться музыка. Именно поэтому я всегда кладу плеер либо телефон на столик возле кровати

Образ Сонечки

Бескорыстная героиня, способная принять любого человека, не обвиняя его ни в чем, словно луч света во всем произведении. Образ Сонечки – это образец праведного человека, поставленного в рамки вынужденного существования, которое заставляет его делать совершенно неправильные поступки. Однако положение Сонечки оправдано – она стала спасительницей для семьи. Именно благодаря ее работе младшие братья и сестры могли хотя бы изредка нормально питаться, а мать могла и работать, и успевать решать домашние заботы.

Катерина Мармеладова

Проблема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» отразилась также и на Катерине Мармеладовой – матери Сонечки. Тридцатилетняя женщина, в раннем возрасте ставшая вдовой, второй раз выходит замуж очень неудачно – несмотря на то, что когда-то Семен был порядочным и почитаемым человеком, со временем он становится невыносимым пьяницей. Катерина, которая является многодетной матерью, пытается бороться с мужем, пытаясь ему объяснить, что от его пьянства страдают дети, – вся семья живет очень бедно, у них имеется огромное количество долгов, а старшая дочь из-за своей работы уже никогда не сможет выйти замуж. Катерина постоянно говорит об этом своему мужу, показывая ему, что не нужно ломать жизни и другим своим детям, что старшая дочь и так пожертвовала своим будущим, чтобы семья все-таки смогла выжить. Однако все ее нравоучения никак не действуют на мужа – он по-прежнему пьет и заявляется домой только тогда, когда ему вновь нужны деньги.

Изнеможенная женщина уже не в силах терпеть такое поведение мужа и однажды просто начинает лупить Семена. Свидетелем этой сцены становится Родион Раскольников, что оказывает на него сильное впечатление. Он оставляет последние деньги на подоконнике, чтобы хоть чем-то помочь этой семье. Однако Катерина, которая была родом из порядочной семьи, не принимает его деньги. Это сразу характеризует личность Мармеладовой – несмотря на свое положение, она слишком горда, чтобы принимать подачки со стороны. «Маленький человек» Катерина Мармеладова не в силах унизиться перед другими.

Образ «маленького человека» в романе «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М.

Чистых, умытых покойничков мы все жалеем, любим, а ты живых полюби, грязных. В. М. Шукшин В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» описывается необычное преступление, совершённое нищим студентом для проверки своей страшной теории, в романе она называется «кровь по совести». Раскольников делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных. Первые должны жить в послушании, вторые «имеют право, то есть не официальное право, а сами имеют право разрешить своей совести перешагнуть …через иные препятствия единственно в том только случае, если исполнение их идеи того требует» (3,V). Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных («маленьких») людей — обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах. Решительность, глубокий и оригинальный ум, стремление исправить несовершенный мир, а не подчиняться его несправедливым законам — вот черты, которые не позволяют отнести образ самого Раскольникова к типу «маленьких людей». Чтобы поверить в себя, герою надо удостовериться, «тварь ли он дрожащая» (то есть обыкновенный человек) или «право имеет» (то есть выдающаяся личность), сможет он позволить себе «кровь по совести», как успешные исторические герои, или не сможет. Если проверка покажет, что он относится к избранным, тогда следует смело приниматься за исправление несправедливого мира; для Раскольникова это значит облегчить жизнь «маленьких людей». Таким образом, в теории Раскольникова счастье «маленьких людей» вроде бы является главной и конечной целью. Этому выводу не противоречит даже признание, которое герой сделал Соне: он убил не для того, чтобы помочь матери и сестре Дуне, а «для самого себя» (5, IV). Из приведённых рассуждений следует, что тема «маленького человека» является одной из основных в романе, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в «Преступлении и наказании» эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в «Станционном смотрителе» и у Гоголя в «Шинели». Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга — район Сенной площади и Кузнечного рынка. Одну за другой разворачивает писатель картины беспросветной нужды «маленьких людей», оскорблённых и униженных бессовестными «хозяевами жизни». В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу «маленьких людей»: сестра старухи процентщицы Лизавета, которая у Достоевского становится символом «маленького чело-века», мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова Катерина Ивановна. Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире. В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении «маленьких людей». Мармеладов, как и Башмачкин, жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством), но в нём сохраняется, как в Самсоне Вырине, живое чувство — любовь к Соне и Катерине Ивановне. Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает: «А вы знаете, что значит, когда некуда пойти?» (1,II). Так же, как Вырин, Мармеладов начинает пить с горя, от несчастья (потерял службу), страха перед жизнью и бессилия что-нибудь сделать для своей семьи. Как Вырин, Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери Сони, которая вынуждена «переступить» и пойти на панель, чтобы прокормить голодающих детей Катерины Ивановны. Разница, однако, в том, что дочь станционного смотрителя была счастлива (своей любовью к Минскому), а Соня несчастлива. Достоевский выстроил в романе сюжетную линию семьи Мармеладовых так, чтобы подчеркнуть трагичность образа Семёна Захаровича. Пьяный Мармеладов попадает под колёса щегольской коляски по собственной вине и умирает, оставляя без средств к существованию свою большую семью. Он хорошо понимает это, поэтому его последние слова обращены к Соне — единственной опоре для Катерины Ивановны и детей: «»Соня! Дочь! Прости!» — крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана…» (2, VII).

Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного «маленького человека», безропотно принимающего страдания. Она, по отзыву Мармеладова, «дама горячая, гордая и непреклонная» (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу «воспитательные» скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи. Но по сути Катерина Ивановна, как и все «маленькие люди», сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает: «Что? Священника?.. Не надо… Где у вас лишний целковый?., на мне нет грехов!… Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..» (5,V). Эта сцена свидетельствует, что «маленький человек» у Достоевского доходит даже до бунта против Бога. Соня Мармеладова — главная героиня романа — внешне очень похожа на традиционного «маленького человека», который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели. Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти. Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге. Так неожиданно поворачивается тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание». Совсем непохож на традиционного «маленького человека» друг Раскольникова Разумихин — очень привлекательный, цельный герой. Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды: «Он был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его» (1, IV). Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к «маленьким людям» потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы. Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню. Она, правда, неожиданно и очень кстати получает наследство-приданое от Марфы Петровны Свидригайловой. Итак, в литературном типе «маленький человек» можно выделить общие признаки: маленький чин, бедность, а главное — неспособность противостоять жизненным неудачам и богатым обидчикам. После гоголевской «Шинели» (1842) русские писатели в своих произведениях стали часто обращаться к образу «маленького человека». Н.А.Некрасов, выступая в роли редактора, выпустил в 1845 году двухтомный сборник «Физиология Петербурга», в который вошли очерки о людях из городских трущоб и закоулков столицы: В.И.Даль изобразил петербургского дворника, И.И.Панаев — фельетониста, Д.В.Григорович — шарманщика, Е.П.Гребёнка — жителей захолустной петербургской окраины. Эти очерки были в основном бытописательные, то есть содержали портретные, психологические и речевые характеристики «маленьких людей». Достоевский в своих повестях и романах предложил глубокое осмысление социального положения и характера «маленького человека», что приyципиально отличало его произведения от повестей и очерков вышеназванных авторов. Если у Пушкина и Гоголя главными чувствами по отношению к «маленькому человеку» были жалость и сострадание, то у Достоевского выражен другой подход к подобным героям: он более критически оценивает их. «Маленькие люди» до Достоевского были преимущественно глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский изобразил их людьми, которые во многом сами виноваты в своём бедственном положении. Например, Мармеладов своим пьянством подталкивает к гибели любимую семью, сваливая все заботы о малолетних детях на Соню и полусумасшедшую Катерину Ивановну. Иными словами, образ «маленького человека» у Достоевского усложняется, углубляется, обогащается новыми идеями. Это выражается в том, что герои Достоевского (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто страдают, но уже сами заявляют о своих страданиях, уже сами объясняют свою жизнь. Ни Самсон Вырин, ни Акакий Акакиевич Башмачкин не формулировали причины своих несчастий, а только безропотно терпели их, покорно подчиняясь ударам судьбы. В формуле «маленький человек» Достоевский делает акцент не на маленький, как его литературные предшественники, а на человек. Для униженных и оскорблённых героев «Преступления и наказания» страшнее всего потерять самоуважение, человеческое достоинство. Об этом рассуждает Мармеладов в исповеди, кричит перед смертью Катерина Ивановна. То есть сами «маленькие люди» у Достоевского опровергают теорию Раскольникова, который считал их только «тварями дрожащими», материалом для экспериментов «необыкновенных» людей.

Разумихин

Образ Разумихина олицетворяет противоположность образов «маленьких людей» в произведении «Преступление и наказание». Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями. Нищий студент, влюбленный в Дуню и ухаживающий за обезумевшим Раскольниковым, он старается выжить в своем трудном положении. Его жизнелюбие и оптимизм руководят его поступками и мировоззрением. Несмотря на то, что он точно так же, как и сам Раскольников, находится на социальном «дне», он пытается выбраться из него честными и праведными путями. Федор Достоевский изобразил данного героя как зеркальное отражение Раскольникова, показывая читателям, что возможен и другой исход такой жизненной ситуации.

Тема маленького человека в романе Преступление и наказание

Фёдор Михайлович Достоевский, является величайшим автором русских произведений, а также представителем русского классицизма. Труды великого автора заслуживают большого уважения. Одним из самых важных произведений, созданных Фёдором Михайловичем, является произведение, преступление и наказание.

Несмотря на всю обширность произведения, в нём можно выделить основные темы, которые выделил автор, социальное неравенство, а также темы, касающиеся философии и психологии. На протяжении всего произведения, можно выделить определённых, так сказать маленьких людей. Выражение маленькие люди, впервые было употреблено в литературе, писателем Гоголем. Достоевский решил продолжить его дело и подчеркнул в своём произведении, всю значимость маленьких людей в жизни.

Главная особенность маленьких людей, является в том что, они не могут управлять своей жизнью, они являются людьми, которыми управляет всевышний, управляет судьба. Стоит назвать кого автор перечисляет к маленьким людям, это Мармеладовы, Авдотья Романовна, Лизавета, Пульхерия Александровна. Основная роль возложена на данных персонажей, это душевные мучения. Это люди, которые терпят всяческую обиду, унижение и никак не могут повлиять на свою жизнь.

Прочитав данное произведение, у читателя может возникнуть ощущение жалости к данным персонажам. К примеру персонаж Мармеладов, не способен вытерпеть нравственных мучений своей жены, её плач и крик. В тот же самый момент, он готов, даже терпеть побои от неё, лишь бы не причинять ей душевные мучения.

Главное что хочет показать автор, в своих маленьких людях, это их желание оказать всю возможную помощь другим людям, которые являются пострадавшими. В произведении задаётся вопрос, может ли быть человек счастлив, если решает чужие судьбы, ответ, совершенно точно нет. А если этот человек, всей своей душой желает помочь пострадавшему, это является самым благим делом. К это заслуживает уважения со стороны других людей.

Именно маленькие люди, по мнению автора, являются благодетелями и являются самыми большими надеждами всего мира.

Создание данного произведения, показывает автора, со стороны человека миролюбивого, который заслуживает большого уважения. Именно в данном произведении, показывается его настоящая гениальность и большая проницательность. Именно в этом человеке показывается вся его любовь к ближнему.

10 класс

Другие сочинения: ← Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Преступление и наказание Достоевского↑ ДругиеЭпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание →

Образ Разумихина

Разумихин – воплощение веры в лучшее и способности выживать даже в самых сложных условиях. Герою удается не сойти с ума в своей бедности, которая точно так же мешает его нормальной жизни, как и жизням всех других героев. Такое умение, как оставаться верным своим принципам, сильно помогает Разумихину не впадать в апатию, в которую впал Раскольников. Но кроме этих моральных качеств, Разумихин также не разочарован в людях, не замечает их истинной сущности. Он до конца верит Раскольникову в том, что он не является убийцей. Кроме того, он уверен, что все признания Родиона сказаны в бреду, поскольку известие о смерти старухи-процентщицы оказало сильное впечатление на героя – он был ее должником.

Сочинение: Маленькие люди в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Типичный образ «маленького человека» представлен во многих произведениях русских классиков: «Шинели» Н.В.Гоголя, «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Их персонажи – слабые, нецелеустремленные, неспособные к решительным действиям, занимающие низкое положение в обществе. «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского немного отличаются от них.

С первых страниц произведения «Преступление и наказание» читатель знакомится с главным героем романа. Родион Раскольников – бывший студен, «задавленный бедностью». Из-за нищеты персонажу пришлось бросить свою учебу и постоянно искать средства, чтобы выжить. Условия его обитания ужасны. Комната Раскольникова похожа на «гроб», «клетушку», «шкаф», но не на квартиру. Герой живёт в грязном районе, где постоянно на улицах можно встретить пьяных. Но Раскольников не подстраивается под обстоятельства, как Башмачкин, он стремится найти выход из этого низкого положения. Создав собственную теорию, он воплощает свои идеи в жизнь.

Образ маленького человека в романе Достоевского раскрывается и на примере семьи Мармеладова. Раскольников знакомится с Семёном Захаровичем в трактире. Он узнаёт все подробности его нищей жизни. Мармеладов не может противостоять тяготам свалившихся на него трудностей, единственный выход он видит в пьянстве. Персонаж остался без работы, его дочери – Соне — приходится идти «по жёлтому билету», чтобы заработать деньги на существование (которые впоследствии Мармеладов пропьёт). Катерина Ивановна больна, маленьких детей кормить нечем. Это безвыходное положение морально подавляет бывшего титулярного советника. Но, несмотря на нищету, Мармеладов не утратил лучших черт человеческого характера. Персонаж признается Раскольникову в том, что он искренне любит и Катерину Ивановну, и своих детей. Ему стыдно за свое безволие, он заявляет герою: «А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне?». Вместе с автором мы сострадаем несчастному герою, а не глумимся над ним.

Соню также можно отнести к «маленьким людям». Ее комната походила на «сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника» — «бедность была видимая». Соне приходится «грязным» способом зарабатывать деньги, которых все время недостаёт. Но, несмотря на такое положение, с помощью веры она сохранила свою душевную чистоту. Любовь Сони возродила Раскольникова, благодаря ней персонаж раскаялся в своём преступлении.

Так, «маленькие люди» Достоевского не имеют одного привычного нам образа забитого и несчастного человека. Все они разные, у каждого своя история, где трагизм переплетается с героизмом, которого мы не привыкли видеть ни в Башмачкине, ни в Вырине. Каждый из них по-своему восстает против судьбы, неуклюже борется с ней, но все же не сдается, принимая удар за ударом. Даже слабовольный Мармеладов ищет наслаждения в побоях жены, а горе – на дне стакана. Они не согласны смириться со своей незначительностью и живут полной эмоциональной жизнью, спасая себя в надежде спасти других.

Многомудрый Литрекон просит Вас подмечать недочеты работы и жаловаться на краткое сочинение-рассуждение, если оно Вам не подошло.

Предыдущая

Сочинения221. Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?

Следующая

СочиненияСочинение: Романтизм в поэме «Мцыри» (М. Ю. Лермонтов)

Главное в произведении

Глядя на все высказывания и цитаты «маленьких людей» в «Преступлении и наказании», можно сказать, что Федор Михайлович Достоевский был первым писателем, который обращал внимание не на финансовое положение человека, а на его духовные качества. Все герои произведения Достоевского слишком горды, чтобы принимать помощь других. Все они стараются выжить, каждый следует своим путем. Однако их объединяет одна общая цель – выбраться из нищеты, начать свою жизнь заново и прожить ее счастливо. Дороги, по которым идут герои, приводят их к разным решениям. Раскольникова она привела к каторге, Сонечку – к унижению, Катерину – к болезни, Мармеладова – к пьянству.

Общий вывод

Достоевский отлично показывает в своем произведении, насколько сильно люди сами виноваты в том, что их жизни складываются именно так. Отличный пример тому Раскольников: он мог бы не идти на убийство, а пытаться найти работу, которая со временем принесла бы ему приличный доход. Так и Мармеладов, который мог попытаться бросить пьянствовать и найти хорошую работу, что обеспечить свою семью. Катерина могла на минуту забыть о своей гордости, вернуться в родительский дом, а не выходить замуж во второй раз.

Все герои столкнулись с серьезными последствиями из-за своей гордости и попыток выбраться из своего положения нечестным путем. Именно это и показывает автор, именно это и стало главной темой произведения.

  • Рассказ достоевского илюшечка читать
  • Рассказ достоевского 5 букв сканворд
  • Рассказ достоевского бедные люди о чем
  • Рассказ достоевского в барском пансионе читать
  • Рассказ дорохова зеленый желтый красный