МКОУ АГО «Уфимская средняя общеобразовательная школа»
$
Конспект урока литературы
с использованием технологии развития критического мышления
Горести и радости рождественской ночи.
(Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)
Составитель: Мальцева Т.В.,
учитель русского языка и литературы
$I$ квалификационная категория
п. Уфимский
2013 г.
Тип: внеклассное чтение.
Тема:$ Горести и радости рождественской ночи. (Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)
Цели:
-
приобщение к наследию самого сложного отечественн$ого писателя;
-
совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества;
-
глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.
Оборудование: запись на доске, текст, иллю$страции к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.
Эпиграф к уроку:
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
$Ф.М. Достоевский
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
$1. Вступительное слово учителя.
… Близко ли вам слово «рождество»?
Сравните его с однокоренным «рождение».
— Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?
$ Задание № 1. Запишите, какие ассоциации у вас возникают со словом «рождество». О чем может быть рассказ, с$вязанный с рождеством?
Известный писатель Чарльз Диккенс писал об этом празднике, подумайте и выпишите ключевые слова.
«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в$ календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца».
(Ключевые слова – милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.)
Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?
$
Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос, прочитав рассказ М.Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» (Рассказ дети не читали)
Ф. М. Достоевский — великий русский писатель второй половины XIX века,одного из самых «трудных» писателей.
— Посмотрите внимательно на $портрет этого писателя.
— Что поражает в его внешности? (Глаза…)
Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, кото$рое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.
«Униженные и оскорбленные» — это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.
Запись на доске: «Обрести Христа — значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.
— А как вы понимаете эти слова?
Чтение и анализ рассказа.
$
— Давайте о$братимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».
Задание № 2.Перед вами цепочка ключевых слов, попробуйте составить небольшой рассказ-прогноз, используя эти слова. После прочтения рассказа Достоевского мы увидим насколько были верны наши предположения. (Мальчик в подвале, хотелось кушать, мама холодная, какой город, мерзлый пар, одиноко и жутко, полицейский отвернулся, в комнате бегали нарядные дети, на него закричали, схватили за халатик, он было заснул, это Христова елка)
Чтение с останов$ками. (Текст читает учитель)
МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
Ф.М. Достоевский
Но я романист, и, кажется, одну “историю” сам сочинил. Почему я пишу: “кажется”, ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случ$илось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстил$ке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, бр$юзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. “Очень уж здесь холодно”, — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг наш$арив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
1-ая остановка.
Прием «тонких и толстых вопросов»
- $
-
С кем мы знакомимся в этом отрывке?
-
Что мы узнаем о мальчике и его маме из этого отрывка?
Каким был подвал, в котором находится мальчик? Опишите его. Укажите детали (Подвал сырой, холодный, жутко в темноте, ХОЛОДНО!)
$
-
Почему мальчик решился выйти из подвала?
$Чтение 2 части.
— Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
$Вот и опять улица, — ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно $пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему двер$ь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся; на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят,$ — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”.
$2-ая остановка.
$Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир? Как относятся к нему люди?
(Полицмейстер отвернулись (безразличие); Закричали, замахали, выгнали (равнодушие); Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть)
Получается вся красота – это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться? (Нет, он еще больше замерзает. $ХОЛОДНО! Не мог согнуть красные пальчики. На ручки дует)
Прием «Ромашка вопросов»
Попробуйте составить во$прос, который соответствует цвету выбранного вами лепестка. Задайте этот вопрос соседней команде.
Наш вопрос____
Примеры вопросов разных видов.
$Простой вопрос (Что видел мальчик за стеклами домов, гуляя по городу?)
Уточняющий вопрос (Вы сказали, что мальчик видел … Что чувствовал мальчик в это время?)
Интерпретационный (объясняющий) вопрос (Почему мальчик решил спрятаться в чужом дворе за дровами?)
Творческий вопрос (Что бы произошло с мальчиком, если бы его приютили богатые барыни?)
Оценочный вопрос (Плохо или хорошо поступали люди, встретившиеся в холод$ном городе мальчику?)
Практический вопрос (Случалось ли вам слышать о бессердечном отношении к детям?)
Прием «Дерево предсказаний»
Ребята, я предлагаю вам предположить, что произойдет в рассказе дальше и чем закончится рассказ. (Что будет дальше? Чем закончится рассказ?) На листочках запишите свои мысли $и разместите их на дереве.
Чтение 3 части.
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг п$ерестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: “Посижу здесь или пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!” И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. — Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!
— Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это в$сё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.
— Мама! Мама! Ах, как хорошо$ тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.
— Это Христова ёлка, — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых т$ам нет своей ёлки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь $так хорошо… А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.
3-я остановка
— Какие эпизоды, детали вас потрясли?
(Зачитать примеры.)
— Когда происходит перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, зас$ыпает и попадает на елку к Христу.)
– Кто встречает мальчика на елке у Христа?
– Что мы узнаем о них? (У каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью ис$тория смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)
— Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» — мертвы одним словом?
(В реальном мире для них нет елки.)
– Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)$
– Какова развязка рассказа? Почему мы его, несмотря на это, относим к святочным? (Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук.)
— И почему появляются их мамы? $(Их судьбы также печальны.)
— Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)
— И почему дети обернулись ангелами Христа?
(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).
— $Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: “И зачем же я сочинил такую историю?”.
Вывод: Главный христианский смысл — избавление ангельских душ от земных мук. Ро$ждественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.
Прием «Кластер»
В центре вопрос «О чем этот рассказ?» (милосердии, сострадании, любви к ближнему, взаимопомощи и т.п.)
$III. Итог урока: обращение к эпиграфу урока.
11 ноября культурный мир отмечал день памяти великого русского классика, Федора Достоевского. Предлагаем узнать о том, как лучше всего познакомить детей с его творчеством – уникальным, многогранным, цепляющим за живое. Но не будем притворяться – порой сложным, непонятным, вызывающим у юных читателей скуку.
Особенности восприятия
Многие бывшие школьники отмечали, что в рамках общеобразовательного курса «Преступление и наказание», «Идиот» или «Бедные люди» дались им крайне неохотно, тяжело. Попытка одолеть очередную главу считалась едва ли не великим подвигом. Однако те, кто в зрелом возрасте возвращался к трудам классика, отмечали и удивительную гармонию его слога, и четко прорисованные образы, начинали задумываться о тех проблемах, которые он поднимает. Неужели получается так, что изучение Достоевского в средней школе стоит отменить в силу возраста? Но в таком случае велика вероятность, что взрослые люди так никогда и не прочтут его великих романов.
Краткий обзор позиций
Рассмотрим, какие подходы выделяются в педагогической науке. Методист Роман Дощинский из Московского центра качества образования уверен, что знакомство с миром классика стоит начать гораздо раньше, чем приступать к его главному произведению в рамках школьного курса – «Преступлению и наказанию». Так, для ребенка 5-6 класса рассказ «Мальчик у Христа на елке» вполне понятен, поддается осознанию. А эпизод «Мальчики» из «Братьев Карамазовых» способен вызвать интерес у семиклассников. Если в 8-9 классах познакомить школьников с «Бедными людьми» или «Белыми ночами», то при работе с главным произведением Федора Михайловича удовольствия и интереса будет гораздо больше, чем сложностей и противоречий.
Антон Скулачев и Ольга Вахитова, учителя словесности, уверены, что нередко педагоги сами становятся причиной того, что «Преступление и наказание» не находит в душе школьников должного отклика. Стараясь успевать за программой, учителя несутся «галопом по Европам», не давая детям возможности проникнуть во внутренний мир великого классика. Педагоги рекомендуют школьникам обязательно задавать вопросы, а учителям – находить время для ответа на каждый из них, только в этом случае десятиклассник сможет пропустить через себя знаменитое сострадание Достоевского, понять, что оно собой представляет.
Достоевский как педагог
Этот классик писал для взрослых, думающих людей, однако судьбы детей очень его волновали. Именно поэтому особенности преподавания его творчества можно найти в самих произведениях Достоевского. Например, о том, как построить отношения ученика и учителя, написано в повести «Неточка Незванова», с которой вполне можно познакомить учащихся средней школы. Сирота Неточка, оказавшись в доме Александры Михайловны, становится для последней не просто ученицей, но настоящим членом семьи, близким человеком. Добрая женщина с жаром принимается за обучение сироты, однако отходит от традиционных канонов, выстраивает отношения на равных, старается не использовать скучной сухой дидактики. Именно такой подход стоит использовать при знакомстве с Достоевским.
Велик риск того, что дети, стараясь ответить «правильно» на любой вопрос педагога про классика, просто не заменят всей прелести его художественного слога, мастерства в прорисовке характеров и жизненных трагедий каждого из них.
Дифференцированный подход
Каждый ученик имеет свое представление о мире классической литературы, что следует учитывать при знакомстве с Достоевским. Для одних точкой входа в его художественный мир может стать гнетущая атмосфера Петербурга, окрашенного в нездоровые желтые тона. Для других – трагедия Мармеладова. Для третьих – конфликт, расколовший душу Раскольникова на две части.
Классик затрагивает в своих произведениях очень важные для каждого темы, заставляет читателя искать ответ на вопросы в себе. Достаточно часто собственную внутреннюю трансформацию вдумчивый читатель сможет замечать от страницы к странице.
Именно поэтому учителю, который хочет помочь ребенку погрузиться в художественный мир классика, не стоит нарушать этой рефлексии. Следует отвечать на все возникающие в процессе чтения вопросы, предлагать выполнение творческих заданий, которые позволят посмотреть на поступки и мотивацию героев с иной стороны. Умение воспринимать и анализировать художественный текст у всех разное, поэтому имеет смысл давать ребятам задания различных уровней сложности.
Некоторые методы
Чтобы ученики средней и старшей школы смогли насладиться художественным мастерством классика, следует использовать различные методы. Например, при работе с романами Достоевского методисты рекомендуют проводить анализ художественной детали и портрета – через эти элементы текста очень многие идеи писателя становятся более наглядными. Федор Михайлович активно использовал говорящие фамилии и места действия, для создания характеристики ключевых персонажей обращался к интерьерным особенностям. Чем больше подобных особенностей ребенок сможет выделить в тексте самостоятельно, тем более интересным и полезным в итоге покажется ему роман.
Конечно, мир Достоевского сложен и многогранен, порой за пространными рассуждениями классика даже взрослый, «подготовленный» читатель теряет мысль. Однако если помочь ученику средней школы постепенно познакомиться с особенностями творчества, романы классика будут казаться увлекательными, познавательными, глубокими.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
В 2021 г. Россия и весь литературный мир отмечают 200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского. Учитывая выдающийся вклад писателя в отечественную и мировую литературу, Президентом Российской Федерации В. Путиным 24 августа 2016 года подписан Указ «О праздновании 200-летия Ф. М. Достоевского».
С именем Фёдора Михайловича связана целая эпоха в истории русской литературы. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня — один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире.
Во всех библиотеках Чувашской Республики прошли мероприятия, посвященные этой памятной дате.
Для популяризации творчества писателей-классиков и формирования у молодежи интереса к чтению классической литературы МБУК «Централизованная библиотечная система» Батыревского района провела литературную онлайн-викторину «Путешествие по романам Ф. М. Достоевского». В викторине участвовало более 100 человек из разных сел, деревень и городов Чувашии и Республики Татарстан.
В библиотеках Мариинско-Посадского района была организована районная библиотечная акция «Великий мыслитель и гениальный писатель». Так, для учащихся МБОУ «Гимназия №1» сотрудники центральной библиотеки провели устный журнал «Писатель, потрясающий душу». Ребята приоткрыли завесу тайн жизни великого русского писателя и прикоснулись к творчеству мастера слова.
Комментированное чтение «Мир Достоевского глазами детей» для учащихся «Моргаушской СОШ» провели сотрудники Моргаушской детской библиотеки им. А.Г. Николаева. Цель занятия – через осмысление творческого наследия Ф.М. Достоевского приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям. Библиотекари познакомили ребят с драматичной судьбой и творчеством Федора Михайловича Достоевского. Для того, чтобы лучше понять произведение, ребята узнали об истории его создания. Затем приступили к комментированному чтению рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». В ходе чтения было проведено обсуждение повествования, затронуты следующие вопросы: «Почему у мальчика не было имени?», «Что бы вы сделали, если встретили такого голодного и брошенного всеми мальчика?», «Актуален ли рассказ в наши дни?» и др. В завершение мероприятия ребята сделали вывод, что такие качества, как доброта, милосердие, сострадание и любовь, делают человека настоящим человеком.
Сотрудники библиотек г. Канаш организовали цикл мероприятий «Dostoevsky. Love». Например, в детской библиотеке состоялась виртуальная экскурсия «ДостоВерно о Достоевском». Десятиклассники СОШ № 10 узнали об увековечении памяти великого писателя. А в филиале № 4-библиотеке семейного чтения для учащихся СОШ № 3 провели флешбук «Читаем вслух Ф. М. Достоевского». Школьников познакомили с основными моментами биографии и творчества писателя. Старшеклассники посмотрели буктрейлер к книге «Бедные люди» и отрывок из фильма «Преступление и наказание», послушали отрывки из романа «Бедные люди» — записки Вареньки Доброселовой, рассказ Нелли из романа «Униженные и оскорбленные» и «Мальчик у Христа на елке» из «Дневника писателя».
В библиотеках г. Новочебоксарск проходили мероприятия, посвященные юбилею писателя. Были организованы Достоевские чтения «Достоевский. Читаем и познаём вместе», вечера одного писателя «Достоевский детям».
Квиз-игра «Достоевский отвечает» была организована в библиотеке семейного чтения им. А. Николаева. В произведениях Федора Михайловича вдумчивый читатель найдет ответы на многие вопросы, поэтому для игры было выбрано такое название. Участниками мероприятия стали ученики школы №14. Старшеклассники в ходе трёх раундов вспомнили героев известных романов Достоевского, узнали о влиянии его творчества на мир музыки, изобразительного искусства и в целом на мировую культуру. На память о квизе библиотекари подарили школьникам закладки для книг с QR- кодами, ведущими на лекцию о Федоре Михайловиче Достоевском. Библиотекари надеются, что популярный формат викторины заинтересовал будущих выпускников и они захотят узнать о великом писателе еще больше.
В Центральной библиотеке Чебоксарского района прошел литературный круиз «Путешествие по романам Ф. М. Достоевского». Участниками мероприятия стали читатели библиотеки, которые узнали, что произведения писателя экранизируются с самого зарождения кинематографа и до нынешних времен, познакомились с лучшими кинофильмами, такими как «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Игрок».
Виртуальная выставка «Завещано веками» была подготовлена сотрудниками центральной библиотеки Яльчикского района.
Литературные вечера, видеочасы информации и другие мероприятия были проведены в библиотеках Батыревского, Ибресинского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Моргаушского, Порецкого, городов Алатырь, Чебоксары, Шумерля.
Увлечь аудиторию Достоевским, побудить к размышлению над литературным наследием «психолога пера» библиотекарям республики помогают разнообразные формы работы – интерактивные выставки, мероприятия с применением мультимедийных технологий и аудиовидеоматериалов, дискуссионное общение, игровые и конкурсные программы, культурно-просветительские акции, литературные флешмобы.
Ф.М. Достоевский актуален и в настоящее время Его книги требуют вдумчивого чтения, потому что поиски выхода из кризиса сегодняшних дней заставляют вновь и вновь обращаться к его пророчествам и художественным открытиям.