Рассказ достоевского мальчик у христа на елке текст

Мкоу аго уфимская средняя общеобразовательная школа конспект урока литературы с использованием технологии развития критического мышления горести и радости рождественской

МКОУ АГО «Уфимская средняя общеобразовательная школа»

$

Конспект урока литературы

с использованием технологии развития критического мышления

Горести и радости рождественской ночи.

(Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)

Составитель: Мальцева Т.В.,

учитель русского языка и литературы

$I$ квалификационная категория

п. Уфимский

2013 г.

Тип: внеклассное чтение.

Тема:$ Горести и радости рождественской ночи. (Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)

Цели:

  • приобщение к наследию самого сложного отечественн$ого писателя;

  • совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества;

  • глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.

Оборудование: запись на доске, текст, иллю$страции к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.

Эпиграф к уроку:

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. 
$Ф.М. Достоевский

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

$1. Вступительное слово учителя.

… Близко ли вам слово «рождество»?

Сравните его с однокоренным «рождение».

— Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?

$ Задание № 1. Запишите, какие ассоциации у вас возникают со словом «рождество». О чем может быть рассказ, с$вязанный с рождеством?

Известный писатель Чарльз Диккенс писал об этом празднике, подумайте и выпишите ключевые слова.

«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в$ календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца».

(Ключевые слова – милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.)

Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?

$

Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос, прочитав рассказ М.Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» (Рассказ дети не читали)

Ф. М. Достоевский — великий русский писатель второй половины XIX века,одного из самых «трудных» писателей.

— Посмотрите внимательно на $портрет этого писателя.

— Что поражает в его внешности? (Глаза…)

Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, кото$рое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.

«Униженные и оскорбленные» — это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.

Запись на доске: «Обрести Христа — значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.

— А как вы понимаете эти слова?

Чтение и анализ рассказа.

$

— Давайте о$братимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

Задание № 2.Перед вами цепочка ключевых слов, попробуйте составить небольшой рассказ-прогноз, используя эти слова. После прочтения рассказа Достоевского мы увидим насколько были верны наши предположения. (Мальчик в подвале, хотелось кушать, мама холодная, какой город, мерзлый пар, одиноко и жутко, полицейский отвернулся, в комнате бегали нарядные дети, на него закричали, схватили за халатик, он было заснул, это Христова елка)

Чтение с останов$ками. (Текст читает учитель)

МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

Ф.М. Достоевский

Но я романист, и, кажется, одну “историю” сам сочинил. Почему я пишу: “кажется”, ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случ$илось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстил$ке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, бр$юзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. “Очень уж здесь холодно”, — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг наш$арив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

1-ая остановка.

Прием «тонких и толстых вопросов»

    $

  • С кем мы знакомимся в этом отрывке?

  • Что мы узнаем о мальчике и его маме из этого отрывка?

Каким был подвал, в котором находится мальчик? Опишите его. Укажите детали (Подвал сырой, холодный, жутко в темноте, ХОЛОДНО!)

$

  • Почему мальчик решился выйти из подвала?

$Чтение 2 части.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

$Вот и опять улица, — ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно $пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему двер$ь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся; на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят,$ — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”.

$2-ая остановка.

$Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир? Как относятся к нему люди?

(Полицмейстер отвернулись (безразличие); Закричали, замахали, выгнали (равнодушие); Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть)

Получается вся красота – это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться? (Нет, он еще больше замерзает. $ХОЛОДНО! Не мог согнуть красные пальчики. На ручки дует)

Прием «Ромашка вопросов»

Попробуйте составить во$прос, который соответствует цвету выбранного вами лепестка. Задайте этот вопрос соседней команде.

Наш вопрос____

Примеры вопросов разных видов.

$Простой вопрос (Что видел мальчик за стеклами домов, гуляя по городу?)

Уточняющий вопрос (Вы сказали, что мальчик видел … Что чувствовал мальчик в это время?)

Интерпретационный (объясняющий) вопрос (Почему мальчик решил спрятаться в чужом дворе за дровами?)

Творческий вопрос (Что бы произошло с мальчиком, если бы его приютили богатые барыни?)

Оценочный вопрос (Плохо или хорошо поступали люди, встретившиеся в холод$ном городе мальчику?)

Практический вопрос (Случалось ли вам слышать о бессердечном отношении к детям?)

Прием «Дерево предсказаний»

Ребята, я предлагаю вам предположить, что произойдет в рассказе дальше и чем закончится рассказ. (Что будет дальше? Чем закончится рассказ?) На листочках запишите свои мысли $и разместите их на дереве.

Чтение 3 части.

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг п$ерестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: “Посижу здесь или пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!” И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. — Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!

Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это в$сё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

Мама! Мама! Ах, как хорошо$ тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.

Это Христова ёлка, — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых т$ам нет своей ёлки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь $так хорошо… А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.

3-я остановка

— Какие эпизоды, детали вас потрясли?

(Зачитать примеры.)

— Когда происходит перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, зас$ыпает и попадает на елку к Христу.)

Кто встречает мальчика на елке у Христа?

Что мы узнаем о них? (У каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью ис$тория смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)

— Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» — мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)$

Какова развязка рассказа? Почему мы его, несмотря на это, относим к святочным? (Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук.)

— И почему появляются их мамы? $(Их судьбы также печальны.)

— Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

— И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

— $Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: “И зачем же я сочинил такую историю?”.

Вывод: Главный христианский смысл — избавление ангельских душ от земных мук. Ро$ждественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

Прием «Кластер»

В центре вопрос «О чем этот рассказ?» (милосердии, сострадании, любви к ближнему, взаимопомощи и т.п.)

$III. Итог урока: обращение к эпиграфу урока.

11 ноября культурный мир отмечал день памяти великого русского классика, Федора Достоевского. Предлагаем узнать о том, как лучше всего познакомить детей с его творчеством – уникальным, многогранным, цепляющим за живое. Но не будем притворяться – порой сложным, непонятным, вызывающим у юных читателей скуку.

Рассказ достоевского мальчик у христа на елке текст

Особенности восприятия

Многие бывшие школьники отмечали, что в рамках общеобразовательного курса «Преступление и наказание», «Идиот» или «Бедные люди» дались им крайне неохотно, тяжело. Попытка одолеть очередную главу считалась едва ли не великим подвигом. Однако те, кто в зрелом возрасте возвращался к трудам классика, отмечали и удивительную гармонию его слога, и четко прорисованные образы, начинали задумываться о тех проблемах, которые он поднимает. Неужели получается так, что изучение Достоевского в средней школе стоит отменить в силу возраста? Но в таком случае велика вероятность, что взрослые люди так никогда и не прочтут его великих романов.

Краткий обзор позиций

Рассмотрим, какие подходы выделяются в педагогической науке. Методист Роман Дощинский из Московского центра качества образования уверен, что знакомство с миром классика стоит начать гораздо раньше, чем приступать к его главному произведению в рамках школьного курса – «Преступлению и наказанию». Так, для ребенка 5-6 класса рассказ «Мальчик у Христа на елке» вполне понятен, поддается осознанию. А эпизод «Мальчики» из «Братьев Карамазовых» способен вызвать интерес у семиклассников. Если в 8-9 классах познакомить школьников с «Бедными людьми» или «Белыми ночами», то при работе с главным произведением Федора Михайловича удовольствия и интереса будет гораздо больше, чем сложностей и противоречий.

Рассказ достоевского мальчик у христа на елке текст

Антон Скулачев и Ольга Вахитова, учителя словесности, уверены, что нередко педагоги сами становятся причиной того, что «Преступление и наказание» не находит в душе школьников должного отклика. Стараясь успевать за программой, учителя несутся «галопом по Европам», не давая детям возможности проникнуть во внутренний мир великого классика. Педагоги рекомендуют школьникам обязательно задавать вопросы, а учителям – находить время для ответа на каждый из них, только в этом случае десятиклассник сможет пропустить через себя знаменитое сострадание Достоевского, понять, что оно собой представляет.

Рассказ достоевского мальчик у христа на елке текст

Достоевский как педагог

Этот классик писал для взрослых, думающих людей, однако судьбы детей очень его волновали. Именно поэтому особенности преподавания его творчества можно найти в самих произведениях Достоевского. Например, о том, как построить отношения ученика и учителя, написано в повести «Неточка Незванова», с которой вполне можно познакомить учащихся средней школы. Сирота Неточка, оказавшись в доме Александры Михайловны, становится для последней не просто ученицей, но настоящим членом семьи, близким человеком. Добрая женщина с жаром принимается за обучение сироты, однако отходит от традиционных канонов, выстраивает отношения на равных, старается не использовать скучной сухой дидактики. Именно такой подход стоит использовать при знакомстве с Достоевским.

Велик риск того, что дети, стараясь ответить «правильно» на любой вопрос педагога про классика, просто не заменят всей прелести его художественного слога, мастерства в прорисовке характеров и жизненных трагедий каждого из них.

Рассказ достоевского мальчик у христа на елке текст

Дифференцированный подход

Каждый ученик имеет свое представление о мире классической литературы, что следует учитывать при знакомстве с Достоевским. Для одних точкой входа в его художественный мир может стать гнетущая атмосфера Петербурга, окрашенного в нездоровые желтые тона. Для других – трагедия Мармеладова. Для третьих – конфликт, расколовший душу Раскольникова на две части.

Рассказ достоевского мальчик у христа на елке текст

Классик затрагивает в своих произведениях очень важные для каждого темы, заставляет читателя искать ответ на вопросы в себе. Достаточно часто собственную внутреннюю трансформацию вдумчивый читатель сможет замечать от страницы к странице.

Рассказ достоевского мальчик у христа на елке текст

Именно поэтому учителю, который хочет помочь ребенку погрузиться в художественный мир классика, не стоит нарушать этой рефлексии. Следует отвечать на все возникающие в процессе чтения вопросы, предлагать выполнение творческих заданий, которые позволят посмотреть на поступки и мотивацию героев с иной стороны. Умение воспринимать и анализировать художественный текст у всех разное, поэтому имеет смысл давать ребятам задания различных уровней сложности.

Рассказ достоевского мальчик у христа на елке текст

Некоторые методы

Чтобы ученики средней и старшей школы смогли насладиться художественным мастерством классика, следует использовать различные методы. Например, при работе с романами Достоевского методисты рекомендуют проводить анализ художественной детали и портрета – через эти элементы текста очень многие идеи писателя становятся более наглядными. Федор Михайлович активно использовал говорящие фамилии и места действия, для создания характеристики ключевых персонажей обращался к интерьерным особенностям. Чем больше подобных особенностей ребенок сможет выделить в тексте самостоятельно, тем более интересным и полезным в итоге покажется ему роман.

Рассказ достоевского мальчик у христа на елке текст

Конечно, мир Достоевского сложен и многогранен, порой за пространными рассуждениями классика даже взрослый, «подготовленный» читатель теряет мысль. Однако если помочь ученику средней школы постепенно познакомиться с особенностями творчества, романы классика будут казаться увлекательными, познавательными, глубокими.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

В 2021 г. Россия и весь литературный мир отмечают 200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского. Учитывая выдающийся вклад писателя в отечественную и мировую литературу, Президентом Российской Федерации В. Путиным 24 августа 2016 года подписан Указ «О праздновании 200-летия Ф. М. Достоевского».

С именем Фёдора Михайловича связана целая эпоха в истории русской литературы. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня — один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире.

Во всех библиотеках Чувашской Республики прошли мероприятия, посвященные этой памятной дате.

Для популяризации творчества писателей-классиков и формирования у молодежи интереса к чтению классической литературы МБУК «Централизованная библиотечная система» Батыревского района провела литературную онлайн-викторину «Путешествие по романам Ф. М. Достоевского». В викторине участвовало более 100 человек из разных сел, деревень и городов Чувашии и Республики Татарстан.

В библиотеках Мариинско-Посадского района была организована районная библиотечная акция «Великий мыслитель и гениальный писатель». Так, для учащихся МБОУ «Гимназия №1» сотрудники центральной библиотеки провели устный журнал «Писатель, потрясающий душу». Ребята приоткрыли завесу тайн жизни великого русского писателя и прикоснулись к творчеству мастера слова.

Комментированное чтение «Мир Достоевского глазами детей» для учащихся «Моргаушской СОШ» провели сотрудники Моргаушской детской библиотеки им. А.Г. Николаева. Цель занятия – через осмысление творческого наследия Ф.М. Достоевского приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям. Библиотекари познакомили ребят с драматичной судьбой и творчеством Федора Михайловича Достоевского. Для того, чтобы лучше понять произведение, ребята узнали об истории его создания. Затем приступили к комментированному чтению рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». В ходе чтения было проведено обсуждение повествования, затронуты следующие вопросы: «Почему у мальчика не было имени?», «Что бы вы сделали, если встретили такого голодного и брошенного всеми мальчика?», «Актуален ли рассказ в наши дни?» и др. В завершение мероприятия ребята сделали вывод, что такие качества, как доброта, милосердие, сострадание и любовь, делают человека настоящим человеком.

Сотрудники библиотек г. Канаш организовали цикл мероприятий «Dostoevsky. Love». Например, в детской библиотеке состоялась виртуальная экскурсия «ДостоВерно о Достоевском». Десятиклассники СОШ № 10 узнали об увековечении памяти великого писателя. А в филиале № 4-библиотеке семейного чтения для учащихся СОШ № 3 провели флешбук «Читаем вслух Ф. М. Достоевского». Школьников познакомили с основными моментами биографии и творчества писателя. Старшеклассники посмотрели буктрейлер к книге «Бедные люди» и отрывок из фильма «Преступление и наказание», послушали отрывки из романа «Бедные люди» — записки Вареньки Доброселовой, рассказ Нелли из романа «Униженные и оскорбленные» и «Мальчик у Христа на елке» из «Дневника писателя».

В библиотеках г. Новочебоксарск проходили мероприятия, посвященные юбилею писателя. Были организованы Достоевские чтения «Достоевский. Читаем и познаём вместе», вечера одного писателя «Достоевский детям».

Квиз-игра «Достоевский отвечает» была организована в библиотеке семейного чтения им. А. Николаева. В произведениях Федора Михайловича вдумчивый читатель найдет ответы на многие вопросы, поэтому для игры было выбрано такое название. Участниками мероприятия стали ученики школы №14. Старшеклассники в ходе трёх раундов вспомнили героев известных романов Достоевского, узнали о влиянии его творчества на мир музыки, изобразительного искусства и в целом на мировую культуру. На память о квизе библиотекари подарили школьникам закладки для книг с QR- кодами, ведущими на лекцию о Федоре Михайловиче Достоевском. Библиотекари надеются, что популярный формат викторины заинтересовал будущих выпускников и они захотят узнать о великом писателе еще больше.

В Центральной библиотеке Чебоксарского района прошел литературный круиз «Путешествие по романам Ф. М. Достоевского». Участниками мероприятия стали читатели библиотеки, которые узнали, что произведения писателя экранизируются с самого зарождения кинематографа и до нынешних времен, познакомились с лучшими кинофильмами, такими как «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Игрок».

Виртуальная выставка «Завещано веками» была подготовлена сотрудниками центральной библиотеки Яльчикского района.

Литературные вечера, видеочасы информации и другие мероприятия были проведены в библиотеках Батыревского, Ибресинского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Моргаушского, Порецкого, городов АлатырьЧебоксары, Шумерля.

Увлечь аудиторию Достоевским, побудить к размышлению над литературным наследием «психолога пера» библиотекарям республики помогают разнообразные формы работы – интерактивные выставки, мероприятия с применением мультимедийных технологий и аудиовидеоматериалов, дискуссионное общение, игровые и конкурсные программы, культурно-просветительские акции, литературные флешмобы.

Ф.М. Достоевский актуален и в настоящее время Его книги требуют вдумчивого чтения, потому что поиски выхода из кризиса сегодняшних дней заставляют вновь и вновь обращаться к его пророчествам и художественным открытиям.

  • Рассказ домовенок кузя читать
  • Рассказ достоевский мальчик у христа на елке читать полностью
  • Рассказ дорога к ведьме магия здесь и сейчас гл 113
  • Рассказ дом ведьмы в наследство читать бесплатно полностью
  • Рассказ домик на дереве