Рассказ достоевского мальчик у христа на елке распечатать

мальчик у христа на лке операрассказ с. а. дягилева в 3 картинах 2 действиях, либретто с. а. дягилева по

«Ма́льчик у Христа́ на ёлке» — опера–рассказ С. А. Дягилева в 3 картинах (2 действиях), либретто С. А. Дягилева по одноименному рассказу Ф. М. Достоевского, а также его рассказу «Мальчик с ручкой» из «Дневника писателя» за 1876 год. написана в Санкт–Петербурге в период с 2003 по 2007 годов. Премьера — 27, 28 ноября 2021 года в Астрахани на сцене Государственного театра оперы и балета в исполнении артистов оперной труппы. Художественный руководитель и главный дирижер премьерного спектакля В. В. Воронин, режиссёр–постановщик Ю. Хубатуллина, художник–сценограф В. Кажлаева, художник по костюмам Ф. Архипов, режиссер по пластике Наталья Шурганова.

История создания[править | править код]

Замысел оперы на сюжет двух святочных рассказов Ф. М. Достоевского «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на ёлке» родился у С. А. Дягилева ещё в студенческие годы. Первоначально автором планировалось создать небольшую одноактную оперу, однако со временем художественная емкость рассказа Достоевского потребовала от композитора переосмысления масштаба формы. Первоначальный вариант либретто был готов уже в 2000 году, но сама работа над партитурой началась в 2003 году. Непосредственным толчком для активной работы над произведением явилась смерть ребенка близких друзей автора, которая произошла по трагическому стечению обстоятельств именно в день празднования православного Рождества 7 января 2000 года. Оригинальный текст Достоевского во многом сохранил свою первозданность в оперном либретто, были лишь добавлены несколько номеров на собственные слова композитора, а также на текст, взятый из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева, и стихотворение С.А. Есенина «Калики». В своей первоначальной оркестровой редакции опера была закончена 21 июля 2007 года. Для более успешного продвижения проекта сначала использовался своеобразный уменьшенный состав оркестра и совмещенное использование исполнителей действующих лиц. Руководство Астраханского оперного театра и балета, с которым Дягилев сотрудничает длительное время, в лице художественного руководителя Воронина В. В. заинтересовалось оперой почти сразу после завершения работы над ней, но постановку удалось осуществить лишь в рамках празднования 200–летия рождения Ф. М. Достоевского благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Российского фонда культуры. В связи с готовящейся постановкой на большой сцене автором было принято решение о создании второй редакции для усиленного состава оркестра, что и было осуществлено весной 2021 года. Непосредственно для постановки оперы в рамках проекта «Арт—про—движение» руководство театра привлекло молодых специалистов: режиссера Ю. Хубатуллину, художника–сценографа В. Кажлаеву, художника по костюмам Ф. Архипова, а также режиссера по пластике Наталью Шурганову.Постановочный период длился с августа по ноябрь 2021 года. Премьера спектакля состоялась 27 и 28 ноября 2021 года.

Особенности трактовки сюжета[править | править код]

В целом оригинальный сюжет двух рассказов Достоевского при создании либретто удалось сохранить. Однако, совмещая две истории — реальную («Мальчик с ручкой») и вымышленную («Мальчик у Христа на ёлке») в одну целую, композитор–либреттист вводит новый действующий персонаж — писателя, от лица которого и ведется повествование. Зритель сразу видит всех остальных героев, которых писатель придумывает в реальном действии. Кроме этого, все остальные действующие лица: халатники, мать мальчика, старуха и квартальный — имеют свою развитую законченную сюжетную линию, напрямую связанную не только с судьбой мальчика, но и с религиозно–мистическим, философским подтекстом произведения. Так три халатника, олицетворяющие собой глубину падения человеческой натуры через разврат, пьянство и жестокость, становятся свидетелями тяжелых испытаний, которые приходится пройти мальчику. К концу произведения в них проявляются черты раскаяния и надежда на исправление. Носителем абсолютного зла становится представитель закона — квартальный, который является непосредственным виновником гибели ребенка, не только потому, что цинично бьет его, но и по причине предшествующего равнодушия, которое проявляет в тот момент, когда мальчик более всего нуждается в защите. Напротив, образ матери мальчика трактуется автором гораздо шире, вплоть до образа Матери всех детей, отдаленно ассоциирующегося с Богородицей в эпилоге во время исполнения цитируемой песни Ф. Грубера «Тихая ночь». По первоначальному замыслу композитора партию Невидимого голоса должны были петь исполнители партий халатников. Связано это было с совмещенным использованием для возможности исполнения оперы на небольшой сцене камерного театра. Впоследствии такая необходимость отпала, но по настоянию режиссера премьерного спектакля Ю. Хубатуллиной партию Невидимого голоса оставили исполнителям халатников, которые временно принимали образ древних волхвов, идущих на поклонение родившемуся Иисусу Христу. Это абсолютно совпадало с концепцией автора, по которой герои проходят свое постепенное духовное возрождение. Кроме того, такой прием позволял уйти от прямолинейности при ассоциации с Богом (Троицей), таким образом усилив у зрителя ощущение высокой мистики и тайны.

Особенности музыкального языка[править | править код]

Музыкальный язык, по словам композитора, сбалансирован между традицией и новаторством:

Мы, питерцы, любим эксперимент… вывести людей из состояния равновесия, покоя… но материал этот не терпит никакой вольности, поэтому… я балансировал между своими искушениями и желанием все–таки отдаться тем наработкам, которые мне дала моя «альма–матер», а с другой стороны… старался.. искать уже какую–то новую интонацию, потому что Достоевский — это, конечно, в музыкальном отношении… очень сложный язык… цепкий, «гоголевский», саркастичный… жесткий иногда.[1].

Следуя традиции классической оперы, Дягилев использует форму номерной структуры. При этом в каждом номере почти всегда заключено непосредственное действие и развитие сюжета. В целом, интонации, как вокальные, так и инструментальные, достаточны просты и основываются на традиционном использовании системы лейтмотивов с их достаточно динамичным симфоническим развитием и преобразованием.

Хотя в своем интервью, которое автор дал композитору, музыковеду и журналисту К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура.Национальное достояние», Дягилев говорит, что у него цитирования почти нет, тем не менее некоторые прямые отсылки на известные произведения в музыке спектакля все же имеются. Так, через всю оперу (как уже говорилось выше) проходит лейтмотив на основе песни Ф. Грубера «Ночь тиха», символизирующий высшую силу справедливости. В конце он звучит уже как прямая цитата песни на фоне темы известного в церковном обиходе Рождественского тропаря «Дева днесь…» Кроме того, в одном из номеров с халатниками применено прямое цитирование «Цыганочки» и народных «Страданий».

Действующие лица и премьерный состав[править | править код]

Краткое содержание[править | править код]

Действие оперы происходит в Петербурге в конце XIX в.

Первое действие[править | править код]

Пролог.

Мальчики у Христа на ёлке (опера)

Сцена из первой картины. Премьерный показ спектакля

По петербургской улице, где слышен шум праздничного веселья, бредёт Писатель. Навстречу ему попадается просящий милостыню Мальчик. Мама его больна и не имеет работы.

«Я романист, и, кажется, одну историю сам сочинил…», – этими словами писатель словно отправляет Мальчика навстречу его судьбе.

Первая картина. «В подвале»

Мальчик возвращается в подвал петербургской трущобы, ставший пристанищем ему и его больной матери. Вечно пьяные «халатники» играют в карты, ругаются, горланят песни. Увидев мальчика, они догадываются, что он достал немного денег, и требуют, чтобы он сбегал за водкой.

Получив водку, халатники оживляются, танцуют «цыганочку», устраивают шутовской ритуал благоговейного поклонения своей «святыне», кривляются, дразнят древнюю Старушонку, называя её «невестушкой» своего пьяного товарища.

Появляется Квартальный, видит грязь, разврат, водку, но, махнув рукой, уходит: всё это продолжается изо дня в день. А халатники продолжают гульбу и насильно поят Мальчика.

Звуки церковного колокола напоминают им, что сегодня Рождественский сочельник. С визгом и хохотом вваливается ватага фабричных девок. Играет гармонь, все пляшут кадриль вокруг испуганных Мальчика и Матери, пока Старуха, грозя кулаком, не выгоняет их на улицу.

Мать прижимает к себе сына и поёт ему прощальную колыбельную. Когда Мальчик просыпается, его мама лежит холодная, как стена, и не отвечает ему. Мальчик берёт свой картузик и снова идёт на улицу, чтобы достать немного денег.

Второе действие[править | править код]

Вторая картина. «На улице»

В городе предпраздничная суета. Мальчик бредёт, коченея от холода. Иногда ему дают немного мелких монеток, иногда просто прогоняют. А за окнами нарядные люди, украшенные ёлки… Он никогда не видел, как живут богатые счастливые люди. В одном из окон Мальчик видит диковинных кукол и с восторгом их разглядывает. Его замечают халатники и, желая посмеяться, с хохотом вталкивают Мальчика в дом. За ними наблюдает Квартальный.

Вскоре Мальчика выпроваживают из дома, сунув ему копеечку. Но Мальчик не удерживает монетку негнущимися пальцами, роняет её и не находит. Вытирая слёзы, он бежит дальше на звуки праздника, туда, где толпа наблюдает за куклами, танцующими под звуки шарманки.

Мальчик сталкивается с Квартальным. Тот давно наблюдает за этим оборванцем, портящим своим видом картину праздника. Квартальный с ненавистью хватает мальчика за шиворот и швыряет на землю. Халатники, в ужасе трезвея, толпятся вокруг.

Переход ко третьей картине.

А мальчик уже ничего больше не чувствует. Он слышит во тьме голос, похожий на мамин: «Пойдём ко мне на ёлку, Мальчик…» Нет, это не мамин голос, но очень добрый! Кто-то берёт его за руку, поднимает и ведёт

куда-то…

Третья картина. «На ёлке»

Мальчик видит, что попал в чудесное место с восхитительной ёлкой, а по сторонам, словно за невидимой чертой, стоят женщины. Это матери умерших детей. Появляются и сами дети: они танцуют и поют. А вот и его мама. «Мама, мама, я сплю. Ах, как тут спать хорошо!» Свет! Свет! Нет разлуки, нет боли. Всё блестит, сияет! А кругом мальчики и девочки, такие светлые! «Но кто же вы, мальчики и девочки, откуда вы и где я?»

– Это «Христова ёлка». Она всегда в этот день у Христа для маленьких деточек, у которых нет ёлки… а мы такие же, как ты, дети!

– Мы замёрзли в корзинах – в них подбросили нас к дверям чиновников!

– Нас забыли в болезнях попечители наших душ от воспитательного дома!

– А мы умерли в голод у иссохшей груди матерей!

Какие только истории ни довелось ему услышать под беззвучные слёзы стоящих рядом матерей!

Но вот на ёлке зажглись огоньки, поплыли чудесные Рождественские образы, а всё тот же знакомый голос запел: «Все они теперь как ангелы, все они теперь со Мной, и Я Сам среди них, и всех благословляю…»

Но сердце Мальчика неспокойно: «Мама! А как же ты?»

– Мальчик, не плачь, ты будешь с мамой, просто дай нам руку.

Дети дают ему маленький фонарик, и они торжественно идут друг за другом, чтобы, достигнув «неба», зажечь Вифлеемскую звезду…

Эпилог.

«Дети странный народ, они снятся и мерещатся». Слабый свет фонаря освещает Петербургский двор, где лежит мёртвый Мальчик. Перед ним на коленях застыл Писатель, рядом халатники метут двор:

– И матушку его разыскали… Та умерла прежде его… Оба свиделись у Господа Бога на Небе…

Они вздыхают, но изменятся ли они? Чего стоит их запоздалое раскаяние? Один Бог знает…

Тихо падают снежинки, и в гулком дворе звучат отчаянные слова Писателя:

«И зачем я сочинил такую неразумную историю?»

Но ещё где-то высоко на небе слышны слова Рождества:

«Ночь тиха, ночь свята, свет с небес льёт звезда… Спи, Младенец Святой».

Примечания[править | править код]

  1. [1] Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 30.11.2021.

Ссылки[править | править код]

Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 23.11.2021

Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 30.11.2021

Интервью режиссера Ю. Хубатуллиной и солиста астраханского театра оперы и балета А. Шитикова в передаче «Вечерняя Астрахань»

Астраханцам представили мировую премьеру оперы Сергея Дягилева (Ast–News)

Премьеру оперы «Мальчик у Христа на елке» представили в Астрахани (Известия)

На сцене астраханского театра оперы и балета прошла мировая премьера (Астрахань 24)

История, которая пронзает душу (Новости театра)

В Астраханском театре Оперы и Балета состоялась мировая премьера оперы Сергея Дягилева «Мальчик у Христа на ёлке»

А. Матусевич: Мировая премьера в Астрахани: Достоевский, Дягилев и рождественская история по-русски (газета «Культура» от 03.12.2021)

Астраханцы получили рождественский укол КаспийИнфо

МКОУ АГО «Уфимская средняя общеобразовательная школа»

$

Конспект урока литературы

с использованием технологии развития критического мышления

Горести и радости рождественской ночи.

(Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)

Составитель: Мальцева Т.В.,

учитель русского языка и литературы

$I$ квалификационная категория

п. Уфимский

2013 г.

Тип: внеклассное чтение.

Тема:$ Горести и радости рождественской ночи. (Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)

Цели:

  • приобщение к наследию самого сложного отечественн$ого писателя;

  • совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества;

  • глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.

Оборудование: запись на доске, текст, иллю$страции к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.

Эпиграф к уроку:

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. 
$Ф.М. Достоевский

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

$1. Вступительное слово учителя.

… Близко ли вам слово «рождество»?

Сравните его с однокоренным «рождение».

— Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?

$ Задание № 1. Запишите, какие ассоциации у вас возникают со словом «рождество». О чем может быть рассказ, с$вязанный с рождеством?

Известный писатель Чарльз Диккенс писал об этом празднике, подумайте и выпишите ключевые слова.

«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в$ календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца».

(Ключевые слова – милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.)

Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?

$

Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос, прочитав рассказ М.Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» (Рассказ дети не читали)

Ф. М. Достоевский — великий русский писатель второй половины XIX века,одного из самых «трудных» писателей.

— Посмотрите внимательно на $портрет этого писателя.

— Что поражает в его внешности? (Глаза…)

Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, кото$рое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.

«Униженные и оскорбленные» — это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.

Запись на доске: «Обрести Христа — значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.

— А как вы понимаете эти слова?

Чтение и анализ рассказа.

$

— Давайте о$братимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

Задание № 2.Перед вами цепочка ключевых слов, попробуйте составить небольшой рассказ-прогноз, используя эти слова. После прочтения рассказа Достоевского мы увидим насколько были верны наши предположения. (Мальчик в подвале, хотелось кушать, мама холодная, какой город, мерзлый пар, одиноко и жутко, полицейский отвернулся, в комнате бегали нарядные дети, на него закричали, схватили за халатик, он было заснул, это Христова елка)

Чтение с останов$ками. (Текст читает учитель)

МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

Ф.М. Достоевский

Но я романист, и, кажется, одну “историю” сам сочинил. Почему я пишу: “кажется”, ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случ$илось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстил$ке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, бр$юзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. “Очень уж здесь холодно”, — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг наш$арив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

1-ая остановка.

Прием «тонких и толстых вопросов»

    $

  • С кем мы знакомимся в этом отрывке?

  • Что мы узнаем о мальчике и его маме из этого отрывка?

Каким был подвал, в котором находится мальчик? Опишите его. Укажите детали (Подвал сырой, холодный, жутко в темноте, ХОЛОДНО!)

$

  • Почему мальчик решился выйти из подвала?

$Чтение 2 части.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

$Вот и опять улица, — ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно $пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему двер$ь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся; на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят,$ — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”.

$2-ая остановка.

$Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир? Как относятся к нему люди?

(Полицмейстер отвернулись (безразличие); Закричали, замахали, выгнали (равнодушие); Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть)

Получается вся красота – это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться? (Нет, он еще больше замерзает. $ХОЛОДНО! Не мог согнуть красные пальчики. На ручки дует)

Прием «Ромашка вопросов»

Попробуйте составить во$прос, который соответствует цвету выбранного вами лепестка. Задайте этот вопрос соседней команде.

Наш вопрос____

Примеры вопросов разных видов.

$Простой вопрос (Что видел мальчик за стеклами домов, гуляя по городу?)

Уточняющий вопрос (Вы сказали, что мальчик видел … Что чувствовал мальчик в это время?)

Интерпретационный (объясняющий) вопрос (Почему мальчик решил спрятаться в чужом дворе за дровами?)

Творческий вопрос (Что бы произошло с мальчиком, если бы его приютили богатые барыни?)

Оценочный вопрос (Плохо или хорошо поступали люди, встретившиеся в холод$ном городе мальчику?)

Практический вопрос (Случалось ли вам слышать о бессердечном отношении к детям?)

Прием «Дерево предсказаний»

Ребята, я предлагаю вам предположить, что произойдет в рассказе дальше и чем закончится рассказ. (Что будет дальше? Чем закончится рассказ?) На листочках запишите свои мысли $и разместите их на дереве.

Чтение 3 части.

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг п$ерестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: “Посижу здесь или пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!” И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. — Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!

Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это в$сё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

Мама! Мама! Ах, как хорошо$ тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.

Это Христова ёлка, — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых т$ам нет своей ёлки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь $так хорошо… А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.

3-я остановка

— Какие эпизоды, детали вас потрясли?

(Зачитать примеры.)

— Когда происходит перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, зас$ыпает и попадает на елку к Христу.)

Кто встречает мальчика на елке у Христа?

Что мы узнаем о них? (У каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью ис$тория смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)

— Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» — мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)$

Какова развязка рассказа? Почему мы его, несмотря на это, относим к святочным? (Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук.)

— И почему появляются их мамы? $(Их судьбы также печальны.)

— Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

— И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

— $Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: “И зачем же я сочинил такую историю?”.

Вывод: Главный христианский смысл — избавление ангельских душ от земных мук. Ро$ждественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

Прием «Кластер»

В центре вопрос «О чем этот рассказ?» (милосердии, сострадании, любви к ближнему, взаимопомощи и т.п.)

$III. Итог урока: обращение к эпиграфу урока.

В творчестве Ф.М. Достоевского в жанровом отношении среди многочисленных романов и повестей значительное место занимают рассказы, которые посвящены детям. Особое внимание читателей обращают на себя такие рассказы писателя, как «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на ёлке». Оба эти произведения писателя затрагивают наиболее важную для человеческого существования тему морали и необходимости духовности в отношении к детям и в человеческих отношениях в целом.

Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед рождеством я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, — значит его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит — просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, — стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол.

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все — голод, холод, побои, — только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако же, всё факты.

Рассказ «Мальчик у Христа на елке»

В этом рассказе писатель повествует о тяжёлом не человеческом существовании людей, среди которых особую боль вызывают нищенствующие дети. Один из этих маленьких людей обитал в углу подвала, о котором писатель говорил так: «Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь — господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»

— Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.

— Это «Христова елка», — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…

А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.

В 2021 г. Россия и весь литературный мир отмечают 200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского. Учитывая выдающийся вклад писателя в отечественную и мировую литературу, Президентом Российской Федерации В. Путиным 24 августа 2016 года подписан Указ «О праздновании 200-летия Ф. М. Достоевского».

С именем Фёдора Михайловича связана целая эпоха в истории русской литературы. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня — один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире.

Во всех библиотеках Чувашской Республики прошли мероприятия, посвященные этой памятной дате.

Для популяризации творчества писателей-классиков и формирования у молодежи интереса к чтению классической литературы МБУК «Централизованная библиотечная система» Батыревского района провела литературную онлайн-викторину «Путешествие по романам Ф. М. Достоевского». В викторине участвовало более 100 человек из разных сел, деревень и городов Чувашии и Республики Татарстан.

В библиотеках Мариинско-Посадского района была организована районная библиотечная акция «Великий мыслитель и гениальный писатель». Так, для учащихся МБОУ «Гимназия №1» сотрудники центральной библиотеки провели устный журнал «Писатель, потрясающий душу». Ребята приоткрыли завесу тайн жизни великого русского писателя и прикоснулись к творчеству мастера слова.

Комментированное чтение «Мир Достоевского глазами детей» для учащихся «Моргаушской СОШ» провели сотрудники Моргаушской детской библиотеки им. А.Г. Николаева. Цель занятия – через осмысление творческого наследия Ф.М. Достоевского приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям. Библиотекари познакомили ребят с драматичной судьбой и творчеством Федора Михайловича Достоевского. Для того, чтобы лучше понять произведение, ребята узнали об истории его создания. Затем приступили к комментированному чтению рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». В ходе чтения было проведено обсуждение повествования, затронуты следующие вопросы: «Почему у мальчика не было имени?», «Что бы вы сделали, если встретили такого голодного и брошенного всеми мальчика?», «Актуален ли рассказ в наши дни?» и др. В завершение мероприятия ребята сделали вывод, что такие качества, как доброта, милосердие, сострадание и любовь, делают человека настоящим человеком.

Сотрудники библиотек г. Канаш организовали цикл мероприятий «Dostoevsky. Love». Например, в детской библиотеке состоялась виртуальная экскурсия «ДостоВерно о Достоевском». Десятиклассники СОШ № 10 узнали об увековечении памяти великого писателя. А в филиале № 4-библиотеке семейного чтения для учащихся СОШ № 3 провели флешбук «Читаем вслух Ф. М. Достоевского». Школьников познакомили с основными моментами биографии и творчества писателя. Старшеклассники посмотрели буктрейлер к книге «Бедные люди» и отрывок из фильма «Преступление и наказание», послушали отрывки из романа «Бедные люди» — записки Вареньки Доброселовой, рассказ Нелли из романа «Униженные и оскорбленные» и «Мальчик у Христа на елке» из «Дневника писателя».

В библиотеках г. Новочебоксарск проходили мероприятия, посвященные юбилею писателя. Были организованы Достоевские чтения «Достоевский. Читаем и познаём вместе», вечера одного писателя «Достоевский детям».

Квиз-игра «Достоевский отвечает» была организована в библиотеке семейного чтения им. А. Николаева. В произведениях Федора Михайловича вдумчивый читатель найдет ответы на многие вопросы, поэтому для игры было выбрано такое название. Участниками мероприятия стали ученики школы №14. Старшеклассники в ходе трёх раундов вспомнили героев известных романов Достоевского, узнали о влиянии его творчества на мир музыки, изобразительного искусства и в целом на мировую культуру. На память о квизе библиотекари подарили школьникам закладки для книг с QR- кодами, ведущими на лекцию о Федоре Михайловиче Достоевском. Библиотекари надеются, что популярный формат викторины заинтересовал будущих выпускников и они захотят узнать о великом писателе еще больше.

В Центральной библиотеке Чебоксарского района прошел литературный круиз «Путешествие по романам Ф. М. Достоевского». Участниками мероприятия стали читатели библиотеки, которые узнали, что произведения писателя экранизируются с самого зарождения кинематографа и до нынешних времен, познакомились с лучшими кинофильмами, такими как «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Игрок».

Виртуальная выставка «Завещано веками» была подготовлена сотрудниками центральной библиотеки Яльчикского района.

Литературные вечера, видеочасы информации и другие мероприятия были проведены в библиотеках Батыревского, Ибресинского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Моргаушского, Порецкого, городов АлатырьЧебоксары, Шумерля.

Увлечь аудиторию Достоевским, побудить к размышлению над литературным наследием «психолога пера» библиотекарям республики помогают разнообразные формы работы – интерактивные выставки, мероприятия с применением мультимедийных технологий и аудиовидеоматериалов, дискуссионное общение, игровые и конкурсные программы, культурно-просветительские акции, литературные флешмобы.

Ф.М. Достоевский актуален и в настоящее время Его книги требуют вдумчивого чтения, потому что поиски выхода из кризиса сегодняшних дней заставляют вновь и вновь обращаться к его пророчествам и художественным открытиям.

Рассказ достоевского мальчик у христа на елке распечатать

Текст: Ольга Разумихина

Конечно, из этого правила есть исключения. Образовательных программ развелось невообразимое количество, и в каких-то школах шестиклассники читают повесть «Мальчики» (которая, по-хорошему, является частью романа «Братья Карамазовы»), в других семиклассники штудируют отрывки из «Бедных людей». Но всё-таки средний по больнице школьник полноценно знакомится с творчеством Достоевского начиная с девятого класса. И если «Мальчик у Христа на ёлке» — это, при всём уважении к Фёдору Михайловичу, адаптированная под русские реалии версия андерсеновской «Девочки со спичками», то в «Белых ночах» есть практически всё, что принято называть «достоевщиной»:

  • •главный герой — безнадёжно одинокий, тонко чувствующий, не способный строить доверительные отношения или строящий их с огромным трудом;
  • •надрывная, почти трагическая любовная зависимость, обрекающая каждого участника союза на муки, физические или душевные;
  • •больной Петербург, город душевнобольных, преступников, нищих и развратников;
  • •неспешное развитие действия — и душераздирающая развязка.

Мрачное мировоззрение Достоевского во многом обусловлено его биографией: классик потерял горячо любимую мать, когда ему было всего 16 лет, и всю жизнь страдал от тяжёлой болезни — эпилепсии. Однако в мире, населённом героями Фёдора Михайловича, есть и светлые стороны. Будучи человеком глубоко верующим, он верил в очистительную силу страдания — и в милосердие Бога, Его скорбь по каждому униженному и оскорблённому, так и не удостоившемуся простого человеческого счастья.

Таковым и является Мечтатель — центральный персонаж повести «Белые ночи». Но прежде чем рассуждать о его судьбе, поразмыслим о названии произведения.

Блеск безлунный

Как в любом классическом тексте, в повести Ф. М. Достоевского нет случайных фраз. Название произведения не только указывает на известное чудо природы (белые ночи, если кто-то не знает, — это явление, свойственное для северных регионов, когда освещение на протяжении всех суток остаётся достаточно ярким, чтобы, например, читать без свечи и настольной лампы), но и отсылает к легендам, которыми это явление окутано.

Впрочем, в начале XIX века поэты и писатели относились к ночам, исполненным света, скорее восторженно, чем тревожно. Начитанный школьник уже вспомнил строки из «Медного всадника» А. С. Пушкина (1833):

  • Люблю тебя, Петра творенье, <…>
  • Твоих задумчивых ночей
  • Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
  • Когда я в комнате моей
  • Пишу, читаю без лампады,
  • И ясны спящие громады
  • Пустынных улиц, и светла
  • Адмиралтейская игла,
  • И, не пуская тьму ночную
  • На золотые небеса,
  • Одна заря сменить другую
  • Спешит, дав ночи полчаса…

Вдохновлялись белыми ночами и другие российские классики, — например, А. Н. Плещеев, который и послужил прототипом для главного героя повести Достоевского. Вот какое стихотворение он написал в 1844-м, за четыре года до публикации Фёдора Михайловича:

ДАЧИ

  • Люблю я вас, дачки! Идёшь себе ночью,
  • А окна, балконы отворены все;
  • И звук фортепьяно оттуда несётся,
  • И льются напевы в ночной тишине.
  • А вот у окна вдруг явилась головка;
  • Вот чёрные очи как звезды блестят,
  • На плечах лилейных шелковые кудри,
  • Атласные щёчки румянцем горят!
  • И смотришь — а ночь так свежа и ясна,
  • И розами пахнет, и светит луна!

Дачки — это те самые загородные домишки, куда петербуржцы разъезжались на лето и которые упомянуты в повести «Белые ночи». Очевидно, лирический герой Плещеева бродил по окрестностям Петербурга в июне — начале июля: электрического освещения, как на нынешних дачных участках, в 1840-х гг. не существовало, так что в другой ситуации молодой человек вряд ли бы так вольготно разгуливал, не опасаясь споткнуться о корягу.

Наконец, ещё один эстет и ценитель тёмного времени суток — В. Г. Бенедиктов — в 1859 году создал стихотворение «Светлые ночи», и начинается оно вот так:

  • Не всё-то на севере худо,
  • Не всё на родном некрасиво:
  • Нет! Ночь наша майская — чудо!
  • Июньская светлая — диво!
  • Любуйтесь, бессонные очи!
  • Впивайтесь всей жадностью взгляда
  • В красу этой северной ночи!
  • Ни звёзд, ни луны тут не надо…

Это, конечно, написано спустя 11 лет после первой публикации повести Достоевского, — но тенденция понятна. Да что там говорить о середине XIX века, если и сейчас белые ночи — символ радости, беззаботности, новых надежд и устремлений? Не случайно именно в это время в Санкт-Петербурге проходят парад выпускников «Алые паруса», международный музыкальный фестиваль, Ночь музеев и ещё десятки шумных и весёлых мероприятий.

Вот только с 1860 года — после того как Фёдор Михайлович отредактировал и переиздал повесть и она произвела куда больший резонанс, чем в 1848-м, — восприятие пишущими петербуржцами белых ночей стало куда более тревожным. Так, в 1862 г. Яков Полонский опубликовал вот такое произведение:

  • Дым потянуло вдаль, повеяло прохладой.
  • Без тени, без огней, над бледною Невой
  • Идёт ночь белая – лишь купол золотой
  • Из-за седых дворцов, над круглой колоннадой,
  • Как мертвеца венец перед лампадой…

Оканчивается стихотворение явлением «тёмного монумента» — того самого медного всадника, который погубил несчастного Евгения из пушкинской поэмы и который, будучи изваянием, оказывается живее всех живых.

Эту новую тенденцию — восприятие белых ночей как чего-то зловещего, лукавого, щедро дарующего надежды и немедленно их отнимающего — переняли классики Серебряного века; стихи похожего содержания можно найти и у Блока, и у Ахматовой, и у Кузмина. Вот, например, короткое стихотворении Анны Андреевны, которое так и называется — «Белой ночью» (1911):

  • Ах, дверь не запирала я,
  • Не зажигала свеч,
  • Не знаешь, как, усталая,
  • Я не решалась лечь.
  • Смотреть, как гаснут полосы
  • В закатном мраке хвой,
  • Пьянея звуком голоса,
  • Похожего на твой.
  • И знать, что всё потеряно,
  • Что жизнь — проклятый ад!
  • О, я была уверена,
  • Что ты придёшь назад.

Но что же такого произошло в повести Ф. М. Достоевского — такого, что прежде безобидное природное явление превратилось в игрушку злых сил?

Четыре ночи

Центральный персонаж произведения — Мечтатель, одинокий молодой человек, который живёт в съёмной комнатушке, где-то служит — и получает скудное жалованье, которого едва хватает на арендную плату и содержание кухарки Матрёны. О том, как бедолага оказался в Петербурге, читатель ничего не знает; скорее всего родители Мечтателя, жившие в каком-нибудь мелкопоместном городке, умерли, и он, отгоревав, переехал в чужой город в надежде выучиться и подзаработать. (Кстати, такая «безродность» характерна для многих героев-петербуржцев: ни Евгений из вышеупомянутого «Медного всадника», ни Башмачкин из гоголевской «Шинели», ни Чартков из гоголевского же «Портрета» семьи не имели). Однако жизнь Мечтателя нельзя назвать скучной, потому что он обитает в мире, созданном его фантазией:

«…уже восемь лет, как я живу в Петербурге, и почти ни одного знакомства не умел завести. Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу. <…>. Пойду ли на Невский, пойду ли в сад, брожу ли по набережной — ни одного лица из тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час целый год. Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. <…> [Я] любуюсь на них, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся. Я почти свёл дружбу с одним старичком <…>. Физиономия такая важная, задумчивая; всё шепчет под нос и махает левой рукой, а в правой у него длинная сучковатая трость с золотым набалдашником. Даже он заметил меня и принимает во мне душевное участие. Случись, что я не буду в известный час на том же месте Фонтанки, я уверен, что на него нападет хандра».

Помимо прохожих со знакомыми физиономиями, Мечтатель «дружит» с домами. Он, словно ребёнок, наделяет их мыслями и чувствами:

«Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто <…> говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж». <…> Или: «Я чуть не сгорел и притом испугался» и т. д. Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться это лето у архитектора. Нарочно буду заходить каждый день, чтоб не залечили как-нибудь, сохрани его господи!.. Но никогда не забуду истории с одним прехорошеньким светло-розовым домиком. Это был такой миленький каменный домик <…>. Вдруг, на прошлой неделе, я прохожу по улице и, как посмотрел на приятеля, — слышу жалобный крик: «А меня красят в жёлтую краску!» Злодеи! варвары! они не пощадили ничего: ни колонн, ни карнизов, и мой приятель пожелтел, как канарейка».

В этом фрагменте впервые появляется столь любимый Достоевским жёлтый цвет — но, опять же, не яркий и жизнерадостный, а такой, каким поныне красят стены в столовых и больницах: быстро выцветающий, унылый, само воплощение томительного ожидания в какой-нибудь очереди. Этот цвет у Фёдора Михайловича имеет ещё один скрытый смысл: он — предвестник душевного помешательства.

Вскоре в жизни Мечтателя происходит разительная перемена. Однажды, разгуливая по Петербургу в ночное время, он встречает девушку — и спасает её от господина «солидных лет, но нельзя сказать, чтоб солидной походки»; попросту говоря, от пьяницы, решившего воспользоваться девичьей беспомощностью. Отогнав злодея при помощи «превосходной сучковатой палки», Мечтатель удостаивается благодарного взгляда — и обретает сердечного друга. Правда, ненадолго.

Вскоре читатель понимает, почему семнадцатилетняя Настенька — барышня скромная, милая и чувственная — вздумала разгуливать по ночам, хотя это небезопасно и сейчас, а в середине XIX века было нонсенсом. Оказывается, что девушка — такая же сирота, как и (скорее всего) Мечтатель, но если у последнего есть свобода, то Настенька лишена её напрочь:

«Есть у меня старая бабушка. Я к ней попала ещё очень маленькой девочкой, потому что у меня умерли и мать и отец. Надо думать, что бабушка была прежде богаче, потому что и теперь вспоминает о лучших днях. Она же меня выучила по-французски и потом наняла мне учителя. Когда мне было пятнадцать лет <…>, учиться мы кончили. Вот в это время я и нашалила; <…> проступок был небольшой. Только бабушка подозвала меня к себе в одно утро и сказала, что так как она слепа, то за мной не усмотрит, взяла булавку и пришпилила мое платье к своему, да тут и сказала, что так мы будем всю жизнь сидеть, если, разумеется, я не сделаюсь лучше…»

«Повезло» Настеньке только в одном: по ночам бабушка крепко спит, а значит, можно всё-таки сбежать из дому. А раз настали белые ночи — грех этим не воспользоваться! Вот только, наконец-то получив возможность ходить куда глаза глядят, Настя не испытывает должного восторга. Девушка не перестаёт думать о «жильце», который год тому назад снимал у них с бабушкой комнату, давал читать романы и в конце концов пообещал главной героине руку и сердце. Но свадьба состоится, только если «жилец» поднакопит деньжат. И вот молодой человек уехал на службу в другой город… но не передумал ли он связывать себя узами брака?

Проклятые вопросы

Развязка повести «Белые ночи» ставит перед читателем множество вопросов, однозначного ответа на которые, как водится, нет. Что же такое это «мечтательство»: свойство высокой, тонко чувствующей души — или нежелание быть ответственным за собственную жизнь? Как поступить, если любимая девушка отдала сердце другому: бороться — или отпустить? И наконец, откуда черпать силы человеку, который потерял самое дорогое?

Впрочем, какими бы тяжёлыми ни были испытания, выпавшие на долю Мечтателя, его прототипу — тому самому поэту Плещееву — пришлось ещё хуже: в 1849 году он, как и Достоевский, был осуждён и приговорён к смертной казни (казнь через какое-то время заменили каторгой).

С другой стороны, Плещеева, как и самого Достоевского, это не сломило. Последние годы жизни поэт провёл в роскошном особняке, в окружении нежно любимых детей — два сына и две дочки — и друзей-литераторов, которым он то и дело дарил крупные суммы. Просто так.

Увы, здесь Мечтателю остаётся только завидовать…

  • Рассказ достоевского мальчики краткое содержание
  • Рассказ достоевского маленький герой
  • Рассказ достоевского илюшечка читать
  • Рассказ достоевского 5 букв сканворд
  • Рассказ достоевского бедные люди о чем