Рассказ достоевский мальчик у христа на елке краткое содержание

История созданияпосле того как федор михайлович свозил свою шестилетнюю дочку любочку в 1876 году на веселый детский бал и красивую

История создания

После того как Федор Михайлович свозил свою шестилетнюю дочку Любочку в 1876 году на веселый детский бал и красивую рождественскую елку 26 декабря, на следующий день он несколько раз встретил на улицах Петербурга мальчика лет семи, просящего милостыню. Такие дети обыкновенно посылаются в любой мороз на улицу за деньгами, и когда возвращаются, то у них все до копейки отбирают взрослые и напиваются до беспамятства. Эти контрастные впечатления легли в основу произведения «Мальчик у Христа на елке», которое было напечатано в конце января 1877 года.

История написания

Достоевский приступил к написанию рассказа 30 декабря 1875 года. Незадолго до этого он пережил события, вдохновившие его на создание произведения:

  • 26 декабря 1875 года — ёлка и детский бал в Петербургском клубе художников, где писатель побывал со своей дочерью Любой;
  • 27 декабря — посещение вместе с А. Ф. Кони колонии для малолетних преступников, возглавляемой писателем П. А. Ровинским;
  • в эти же предновогодние дни произошло несколько случайных встреч на улицах Петербурга с нищим мальчиком, просившим милостыню.

Все эти случаи произвели настолько сильное впечатление на автора, что легли в основу его святочного рассказа. Он был опубликован вместе с другими материалами о «русских теперешних детях» в выпуске «Дневника писателя» за январь. На страницах издания Достоевский намеревался рассказать читателям «кое-что о детях вообще, о детях с отцами и о сиротах, о детях на ёлках и без ёлок, о малолетних преступниках».

Эта история принадлежала к числу любимых произведений автора. Он не раз публично читал её на многих литературных вечерах.

Завязка сюжета

Романисту «кажется», что он сочинил рассказ о реально происходящих где-то событиях. По его мнению, все события происходят во время сильных морозов в громадном городе. Его герой, мальчуган лет пяти-шести, проснулся в гадком холодном вонючем подвале. Мы начинаем пересказывать краткое содержание «Мальчика у Христа на елке».


Ребенку было очень холодно и хотелось есть, но никто, даже мать, лежавшая тяжело больная в забытьи, не обращала на него внимания. Он развлекал себя тем, что выдыхал воздух изо рта, а тот превращался в маленькое белое облачко. Так прошел весь день, за который он не нашел ни одной корочки хлеба. День закончился, но никто не зажег огня. Мальчуган с недоумением пытался разбудить свою матушку, но она почему-то не просыпалась и стала холодная, как стены.

На небесах

Продолжается краткое содержание. Мальчик у Христа на елке окажется совсем скоро. Выбежав из богатого дома, он остановился около витрины и засмотрелся на забавные механические куклы. В это время кто-то злой стащил с него халатик. Ребенок опять испугался, побежал и спрятался во дворе за поленницей дров. Он задремал, ему стало тепло и хорошо. Мальчик почувствовал, что парит около необыкновенно красивой елки. Вокруг него летают такие же ангелы – мальчики и девочки. Они обнимают, целуют его, своих матерей, которые стоят немного в стороне и со слезами на глазах смотрят на своих детей.

Была там и мама мальчика, а елку устраивает Христос для тех детей, у которых ее не было в земной жизни, как и у нашего героя произведения, которое назвал Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Краткий пересказ, как и сама история, на этом заканчивается. Осталось поведать лишь о том, что дворник наутро нашел трупик мальчика, а мама его умерла еще раньше.

Вот такой печальный и одновременно светлый рассказ написал и назвал его Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Критика того времени и современная по достоинству оценила произведение. Читатели XXI века говорят, что им очень понравился рассказ, который пробуждает чувство сострадания и трогает лучшие струны людской души.

Продолжение рассказа

Тогда он нашел свой картузик и на ощупь вышел из подвала. Мальчуган приехал из маленького городка, где по вечерам всегда запирались ставни, но ему всегда давали покушать. Ах, как ему сейчас хотелось есть! А здесь, на широких светлых улицах, кипит жизнь.


За окнами он видит большое дерево, игрушечную лошадку, веселых детишек, которые бегают и играют. Этот богатый и красивый мир, которого он никогда прежде не видел, вызывает у мальчика восхищение. Тем временем он совсем замерз: у него покраснели и престали сгибаться пальчики на ручках и на ножках. Он заплакал и побежал дальше. Вдруг через стекло он увидел стол, уставленный пирогами, за которым сидели барыни и угощали всех, кто к ним заходил. Дальше краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» становится еще печальнее. Мальчуган пробрался в дом, но его быстро выпроводили, сунув в окоченевшие пальчики копеечку, которую он не смог удержать ими, и она укатилась. Побежал мальчуган неизвестно куда. Ему и страшно, и тоскливо. Но вдруг он увидел в витрине куколок, разодетых в красивые разноцветные платьица, и рядом с ними – скрипача-старичка. Вдруг весело стало нашему малышу. Только недолгой была его радость. Об этом сообщает краткое содержание «Мальчика у Христа на елке». На него налетел злобный большой мальчик и сорвал с головы картузик, пнул ногой. Упал и покатился малыш. Он ужасно испугался и забежал в какой-то двор и спрятался за дровами. Вдруг ему стало тепло-тепло и захотелось заснуть.

Заставить сострадать

Во второй части рассказа обобщений меньше. Повествование касается конкретного мальчика из промерзшего подвала. Герою не более шести лет. Просыпается малыш в канун праздника, его мучит чувства голода. Но ребенку свойственно играть. Он забавляется видом пара собственного дыхания.

События происходят «в каком-то городе». Нет прямого указания на Санкт-Петербург. Но за пределами подвала – заснеженные кварталы. «Очень уж здесь холодно», – думает мальчик о стенах убежища. Хочется выглянуть наружу. «Господи, какой город!» Стук и гром от карет, подковы лошадей «звенят об камни». Рядом – пьяный фабричный работник, мертвая мать и стонущая от ревматизма старушка. Выход из ада охраняет злой пес.

Обладатель утлого халатика, «картузишка» и замерзающих пальчиков, которые необходимо постоянно обогревать, дыша на них, вдруг обретает свободу. Путь в город открывается на Рождество. Мать умерла, собака не преграждает выход. Даже полицмейстер безучастно отворачивается при встрече. Мальчик вливается в общий поток на широком проспекте: «Все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!»

Истоки бед

Великому писателю присуща широта взглядов на происходящее. Одним штрихом: «Там, откудова он приехал… один фонарь на всю улицу» Достоевский показывает истоки бед фабричных детей и прочего «халатного» люда. Оторванные от земли крестьяне остались теми же рабами после отмены крепостного права, но не у плуга, а в качестве придатка у заводских машин.

Строка из песни «И в рот мне водку скверную безжалостно вливал» показывает неизбежную преемственность всего худшего, что творится в среде фабричных. Другой мальчик, чуть постарше, безжалостно отнимает картуз мальца, бьет беззащитную жертву, подставляет ножку, чтобы катился обиженный в страхе: на дне господствует только правда силы.

Далее описываются перемены в сознании замерзающего человека: мальчик засыпает за дровяной кучей, ему становится тепло, видится мать, поющая песенку. «Ах, как спать тут хорошо!» – сообщает ребенок возникшей в воображении матери. И в тот момент он видит, что кто-то нагибается к нему, протягивает руку и обнимает. Затем ведет туда где светло и радостно.

Творческий метод великого правдоистца

Увиденное мальчиком достойно восхищения: игрушки, наряды, угощения, «дерево до самого потолка» в новогодней мишуре, дети, играющие на инструментах. Мальчик спрашивает о детях, играющий возле елки, ему отвечают, что «у Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки». Потом мальчик узнает, что все эти дети стали жертвами небрежного отношения родителей, погибшие в разных трагических ситуациях, обездоленные, брошенные, несчастные. И вот, все они встретились на небе. С ними был и Христос.

Источник радости Таким образом, только Бог способен подарить покой, тепло и благодать. Цена такого подарка – жизнь. На небе – мальчики и девочки, словно разодетые куколки. Там мама, которая «смотрит… и смеется… радостно».

В увиденном и внутри пережитом пестрят слова, услышанные на реальных исповедях обездоленных детей: на елке много «яблоков», елка – дерево невиданное, «кругом всё куколки». Автор сознательно использует лексику приютов для бездомных. Любой ребенок готов из холодного подвала подняться в мир прекрасный светлый и чистый. Хотя бы в мечтах.

Изначальную чистоту помыслов каждого человека порочит нищета и неравенство. Для глубоко верующего Достоевского равенство всех перед Богом – аксиома. Погрузив читателя во внутренний мир шестилетнего страдальца, писатель заставляет почувствовать физиологию этих страданий, но при этом взывает к совести, призывает взять ответственность за происходящее.

Окончание

Тут он услышал (так продолжает свое повествование Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке») ласковый голос мамы. Но другой тихий голос позвал его на ёлку.


Кто-то над ним нагнулся, поднял его, и тут произошло чудо: все засияло, появилась нарядная елка, и вокруг забегали девочки и мальчики, стали его целовать и летать вместе с ним. А мама-то стоит в сторонке и улыбается. Мальчишечке хочется всем рассказать про увиденных куколок и узнать, где он сейчас. «Девочки и мальчики, вы кто?» – спрашивает он своих новых друзей и узнает от них, что они все умерли и стали ангелами, и для них Христос всегда устраивает в этот день елку. Они здесь все счастливы, как и счастливы их матери.

Плохие люди

Вот о таких жестокосердных людях рассказывается в этом поучительном произведении, которое назвал Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Краткое содержание рассказа повествует об этих моментах чуть подробнее. Ведь к тому времени ребенок уже замерзал. Стоял жуткий холод, а одет он был довольно легко. У ребенка очень болели пальчики рук и ног – они покраснели, было налицо обморожение.

Если бы та барыня позволила ребенку погреться в тепле, накормила его, он мог бы остаться в живых. Но виновата не только эта женщина. Ведь когда мальчик шел по улице, мимо проходил блюститель порядка и нарочно отвернулся, чтобы не видеть малыша. Хотя он был обязан исполнить свой долг, отвести ребенка в участок, в больницу или в приют. Вот из-за подобных людей и не стало этого милого ангелочка. Достоевский придумал очень добрый финал истории, очень скоро мы подойдем к нему.

Персонажи рассказа

Главным действующим лицом рассказа является безымянный мальчик, которому автор намеренно не дал имя, ибо имя ему – легион. Такая ужасная история может произойти с любым. Этот добрый и беззащитный малыш впоследствии может подрасти и стать «мальчиком с ручкой» из первой части рассказа. Но пока это несчастное голодное и замерзшее дитя, которое никому не нужно. Перед нами пройдут все основные герои «Мальчика у Христа на ёлке».

К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.

«Мальчик у Христа на елке»: анализ

Если в первой части рассказа нам представлен реальный грубый и жестокий мир, то во второй происходит смешение действительности и фантастической, иллюзорной истории, которые противопоставлены в двух ипостасях. Что говорит анализ? Мальчик у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие. В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.


Кроме того, он видел, что есть кукольный красивый мирок, в котором куколки противопоставлены живым черствым бездушным людям. Малыш, который замерзает на улицах большого города, ни единому человеку не интересен и не нужен. Это полная горькая правда, которую раскрывает Ф. М. Достоевский. Он подчеркивает в конце рассказа, что на елке у Христа очень много детей, которые погибли, не познав доброты и милосердия.

Писатель хочет достучаться до сердец людей, написав рассказ «Мальчик у Христа на елке». Достоевский своей сказкой взывает о помощи всем обездоленным детям. Несчастные и брошенные, а потому погибшие дети у него обретают мир и покой только на небе.

«Мальчик у Христа на ёлке» — краткое содержание для читательского дневника

Дата создания:

1876.

Жанр:

рождественский рассказ.

Тема:

сострадание к детям.

Идея:

смерть ребенка от голода и холода – преступление всего общества.

Проблематика.

Равнодушие взрослых — это страдания детей.

Основные герои:

семилетний нищенствующий мальчик; шестилетний мальчик.

Сюжет.

Этот рассказ делится на две части. Первая часть называется «Мальчик с ручкой», а заголовок второй совпадает с общим названием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». В этих главах рассказывается о разных мальчиках примерно одного возраста. Оба они находятся в крайних жизненных обстоятельствах — в нищенстве.

В первой части писатель рассказывает о мальчике лет семи, которого он видел перед Рождеством не один раз. Легко одетым ходил он по сильному морозу и просил милостыню. Ладошка его была протянута. Таких маленьких попрошаек называли «с ручкой».

На расспросы автора мальчик отвечал о больной сестре, вместо которой он попрошайничает. Достоевский скорбит о том, что таких детей много, что будущее их предопределено: воровство. Неблагополучие семей — это пьющие родители, они отправляют своих детей за горячительным. В этих семьях в обычае бить жен, веселиться над опьянившими детьми, которым влили в рот водки… Грязь, разврат, пьянство царят здесь. Как можно вырасти в такой среде хорошим человеком? Становясь немного старше, ребенок в такой семье отправляется работать на фабрику, заработанные деньги он приносит в семью, где их пропивают. К преступной жизни эти дети приобщаются еще до фабрики. Бродяжничество и воровство становятся для них естественной формой существования без сознания его преступности.

Если мальчик в первой части рассказа как-то привычен и приспособлен к нищенству, то вторая часть рассказа повествует о мальчике, попавшем в этот страшный, чуждый для него мир неподготовленным, оставшемся без защиты взрослых.

История со вторым мальчиком произошла накануне Рождества.

В холодном подвале возле тяжело больной женщины сидит маленький мальчик лет шести. В этом же подвале находится мертвецки пьяный халатник и старуха, которая отпугивает мальчиком ворчанием на него. Зачем-то приехали мама с ребенком в этот город, но она внезапно заболела, и оказались они в этом углу.

Мальчику хотелось есть, но еды никакой не было. Несколько раз он пытался разбудить маму, но она была неподвижна и похолодела, как стена. Ребенку стало страшно. Надев свой картуз, он выбрался на улицу. Мальчик поражен видом незнакомого огромного города, его удивляет шум, суета и свет улицы. В одном окне он увидел разряженную ёлку, вокруг которой веселились красиво одетые дети. В другом окне тоже праздник: на столе разные пироги, за столом сидят барыни, раздающие эти пироги заходящим господам. А ребенку холодно так, что болят покрасневшие пальчики на руках и ногах. И голод мучит. Мальчик в надежде вошел туда. Одна барыня быстро сунула ему копейку и тут же указала на дверь. Ребёнок испугался, монетку выронил. Он не смог её поймать онемевшими от холода пальчиками, выбежал.

Вот он опять на улице, ему тоскливо, одиноко и холодно. В мороз мальчик одет в легкий халатик, пальчики болят, ему хочется плакать. Но вдруг он видит, как люди собрались и рассматривают кукол в витрине. Мальчик подходит туда же и приходит в восторг от нарядов кукол и их движений. Но тут злой мальчишка, старше его, ударил его, сдернул картуз и пнул. Мальчик упал, кругом закричали, напуганный ребенок бросился бежать. Он забежал в какой-то двор, спрятался за дровами, присел там, и вдруг стало ему тепло, перестали болеть ручки и ножки. Мальчик замерзает и слышит, как мама поет ему песенку, а потом Кто-то обнял его и позвал к Себе на елку. И мальчик вдруг увидел много света, где было много других детей у Христа на ёлке. Это были дети, как и он, замерзшие, задохнувшиеся или умершие голодной смертью.

Тело мальчика нашли утром за дровами…Его маму, умершую прежде него, тоже нашли. И свиделись они на небесах.

Отзыв о произведении.

Душераздирающая история. Поразительно равнодушие взрослых людей. Причем эта барыня с копейкой, наверняка бы прослезилась, прочитав этот гениальный рассказ.

«Мальчик у Христа на елке»: отзывы

Все до единого современные читали очень рекомендуют ознакомиться с этим произведением. Оно несет огромную смысловую нагрузку, имеет большое нравственное и моральное значение. Этот трогательный и печальный рассказ предлагает всем, у кого сложилась хорошо жизнь, оглянуться, чтобы чужие несчастья болью отозвались в сердце. Читатели считают, что произведение полезно обсуждать вместе с детьми, которые растут, не испытывая горя, желания которых часто исполняются. Они должны знать, что и в наше время есть детские дома, где ребятишки живут не слишком плохо, но им не хватает любви и ласки, настоящей семейной жизни, своего родного уголка. Надо научить себя и своих детей ценить то, чем все обладают, не жаловаться на жизнь. Отдельные читатели жалеют, что это произведение не проходят в школе.

Сам Ф. М. Достоевский не раз читал это произведение на публике и всегда вызывал эмоциональный отклик у слушателей.

«Ма́льчик у Христа́ на ёлке» — опера–рассказ С. А. Дягилева в 3 картинах (2 действиях), либретто С. А. Дягилева по одноименному рассказу Ф. М. Достоевского, а также его рассказу «Мальчик с ручкой» из «Дневника писателя» за 1876 год. написана в Санкт–Петербурге в период с 2003 по 2007 годов. Премьера — 27, 28 ноября 2021 года в Астрахани на сцене Государственного театра оперы и балета в исполнении артистов оперной труппы. Художественный руководитель и главный дирижер премьерного спектакля В. В. Воронин, режиссёр–постановщик Ю. Хубатуллина, художник–сценограф В. Кажлаева, художник по костюмам Ф. Архипов, режиссер по пластике Наталья Шурганова.

История создания[править | править код]

Замысел оперы на сюжет двух святочных рассказов Ф. М. Достоевского «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на ёлке» родился у С. А. Дягилева ещё в студенческие годы. Первоначально автором планировалось создать небольшую одноактную оперу, однако со временем художественная емкость рассказа Достоевского потребовала от композитора переосмысления масштаба формы. Первоначальный вариант либретто был готов уже в 2000 году, но сама работа над партитурой началась в 2003 году. Непосредственным толчком для активной работы над произведением явилась смерть ребенка близких друзей автора, которая произошла по трагическому стечению обстоятельств именно в день празднования православного Рождества 7 января 2000 года. Оригинальный текст Достоевского во многом сохранил свою первозданность в оперном либретто, были лишь добавлены несколько номеров на собственные слова композитора, а также на текст, взятый из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева, и стихотворение С.А. Есенина «Калики». В своей первоначальной оркестровой редакции опера была закончена 21 июля 2007 года. Для более успешного продвижения проекта сначала использовался своеобразный уменьшенный состав оркестра и совмещенное использование исполнителей действующих лиц. Руководство Астраханского оперного театра и балета, с которым Дягилев сотрудничает длительное время, в лице художественного руководителя Воронина В. В. заинтересовалось оперой почти сразу после завершения работы над ней, но постановку удалось осуществить лишь в рамках празднования 200–летия рождения Ф. М. Достоевского благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Российского фонда культуры. В связи с готовящейся постановкой на большой сцене автором было принято решение о создании второй редакции для усиленного состава оркестра, что и было осуществлено весной 2021 года. Непосредственно для постановки оперы в рамках проекта «Арт—про—движение» руководство театра привлекло молодых специалистов: режиссера Ю. Хубатуллину, художника–сценографа В. Кажлаеву, художника по костюмам Ф. Архипова, а также режиссера по пластике Наталью Шурганову.Постановочный период длился с августа по ноябрь 2021 года. Премьера спектакля состоялась 27 и 28 ноября 2021 года.

Особенности трактовки сюжета[править | править код]

В целом оригинальный сюжет двух рассказов Достоевского при создании либретто удалось сохранить. Однако, совмещая две истории — реальную («Мальчик с ручкой») и вымышленную («Мальчик у Христа на ёлке») в одну целую, композитор–либреттист вводит новый действующий персонаж — писателя, от лица которого и ведется повествование. Зритель сразу видит всех остальных героев, которых писатель придумывает в реальном действии. Кроме этого, все остальные действующие лица: халатники, мать мальчика, старуха и квартальный — имеют свою развитую законченную сюжетную линию, напрямую связанную не только с судьбой мальчика, но и с религиозно–мистическим, философским подтекстом произведения. Так три халатника, олицетворяющие собой глубину падения человеческой натуры через разврат, пьянство и жестокость, становятся свидетелями тяжелых испытаний, которые приходится пройти мальчику. К концу произведения в них проявляются черты раскаяния и надежда на исправление. Носителем абсолютного зла становится представитель закона — квартальный, который является непосредственным виновником гибели ребенка, не только потому, что цинично бьет его, но и по причине предшествующего равнодушия, которое проявляет в тот момент, когда мальчик более всего нуждается в защите. Напротив, образ матери мальчика трактуется автором гораздо шире, вплоть до образа Матери всех детей, отдаленно ассоциирующегося с Богородицей в эпилоге во время исполнения цитируемой песни Ф. Грубера «Тихая ночь». По первоначальному замыслу композитора партию Невидимого голоса должны были петь исполнители партий халатников. Связано это было с совмещенным использованием для возможности исполнения оперы на небольшой сцене камерного театра. Впоследствии такая необходимость отпала, но по настоянию режиссера премьерного спектакля Ю. Хубатуллиной партию Невидимого голоса оставили исполнителям халатников, которые временно принимали образ древних волхвов, идущих на поклонение родившемуся Иисусу Христу. Это абсолютно совпадало с концепцией автора, по которой герои проходят свое постепенное духовное возрождение. Кроме того, такой прием позволял уйти от прямолинейности при ассоциации с Богом (Троицей), таким образом усилив у зрителя ощущение высокой мистики и тайны.

Особенности музыкального языка[править | править код]

Музыкальный язык, по словам композитора, сбалансирован между традицией и новаторством:

Мы, питерцы, любим эксперимент… вывести людей из состояния равновесия, покоя… но материал этот не терпит никакой вольности, поэтому… я балансировал между своими искушениями и желанием все–таки отдаться тем наработкам, которые мне дала моя «альма–матер», а с другой стороны… старался.. искать уже какую–то новую интонацию, потому что Достоевский — это, конечно, в музыкальном отношении… очень сложный язык… цепкий, «гоголевский», саркастичный… жесткий иногда.[1].

Следуя традиции классической оперы, Дягилев использует форму номерной структуры. При этом в каждом номере почти всегда заключено непосредственное действие и развитие сюжета. В целом, интонации, как вокальные, так и инструментальные, достаточны просты и основываются на традиционном использовании системы лейтмотивов с их достаточно динамичным симфоническим развитием и преобразованием.

Хотя в своем интервью, которое автор дал композитору, музыковеду и журналисту К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура.Национальное достояние», Дягилев говорит, что у него цитирования почти нет, тем не менее некоторые прямые отсылки на известные произведения в музыке спектакля все же имеются. Так, через всю оперу (как уже говорилось выше) проходит лейтмотив на основе песни Ф. Грубера «Ночь тиха», символизирующий высшую силу справедливости. В конце он звучит уже как прямая цитата песни на фоне темы известного в церковном обиходе Рождественского тропаря «Дева днесь…» Кроме того, в одном из номеров с халатниками применено прямое цитирование «Цыганочки» и народных «Страданий».

Действующие лица и премьерный состав[править | править код]

Краткое содержание[править | править код]

Действие оперы происходит в Петербурге в конце XIX в.

Первое действие[править | править код]

Пролог.

Мальчики у Христа на ёлке (опера)

Сцена из первой картины. Премьерный показ спектакля

По петербургской улице, где слышен шум праздничного веселья, бредёт Писатель. Навстречу ему попадается просящий милостыню Мальчик. Мама его больна и не имеет работы.

«Я романист, и, кажется, одну историю сам сочинил…», – этими словами писатель словно отправляет Мальчика навстречу его судьбе.

Первая картина. «В подвале»

Мальчик возвращается в подвал петербургской трущобы, ставший пристанищем ему и его больной матери. Вечно пьяные «халатники» играют в карты, ругаются, горланят песни. Увидев мальчика, они догадываются, что он достал немного денег, и требуют, чтобы он сбегал за водкой.

Получив водку, халатники оживляются, танцуют «цыганочку», устраивают шутовской ритуал благоговейного поклонения своей «святыне», кривляются, дразнят древнюю Старушонку, называя её «невестушкой» своего пьяного товарища.

Появляется Квартальный, видит грязь, разврат, водку, но, махнув рукой, уходит: всё это продолжается изо дня в день. А халатники продолжают гульбу и насильно поят Мальчика.

Звуки церковного колокола напоминают им, что сегодня Рождественский сочельник. С визгом и хохотом вваливается ватага фабричных девок. Играет гармонь, все пляшут кадриль вокруг испуганных Мальчика и Матери, пока Старуха, грозя кулаком, не выгоняет их на улицу.

Мать прижимает к себе сына и поёт ему прощальную колыбельную. Когда Мальчик просыпается, его мама лежит холодная, как стена, и не отвечает ему. Мальчик берёт свой картузик и снова идёт на улицу, чтобы достать немного денег.

Второе действие[править | править код]

Вторая картина. «На улице»

В городе предпраздничная суета. Мальчик бредёт, коченея от холода. Иногда ему дают немного мелких монеток, иногда просто прогоняют. А за окнами нарядные люди, украшенные ёлки… Он никогда не видел, как живут богатые счастливые люди. В одном из окон Мальчик видит диковинных кукол и с восторгом их разглядывает. Его замечают халатники и, желая посмеяться, с хохотом вталкивают Мальчика в дом. За ними наблюдает Квартальный.

Вскоре Мальчика выпроваживают из дома, сунув ему копеечку. Но Мальчик не удерживает монетку негнущимися пальцами, роняет её и не находит. Вытирая слёзы, он бежит дальше на звуки праздника, туда, где толпа наблюдает за куклами, танцующими под звуки шарманки.

Мальчик сталкивается с Квартальным. Тот давно наблюдает за этим оборванцем, портящим своим видом картину праздника. Квартальный с ненавистью хватает мальчика за шиворот и швыряет на землю. Халатники, в ужасе трезвея, толпятся вокруг.

Переход ко третьей картине.

А мальчик уже ничего больше не чувствует. Он слышит во тьме голос, похожий на мамин: «Пойдём ко мне на ёлку, Мальчик…» Нет, это не мамин голос, но очень добрый! Кто-то берёт его за руку, поднимает и ведёт

куда-то…

Третья картина. «На ёлке»

Мальчик видит, что попал в чудесное место с восхитительной ёлкой, а по сторонам, словно за невидимой чертой, стоят женщины. Это матери умерших детей. Появляются и сами дети: они танцуют и поют. А вот и его мама. «Мама, мама, я сплю. Ах, как тут спать хорошо!» Свет! Свет! Нет разлуки, нет боли. Всё блестит, сияет! А кругом мальчики и девочки, такие светлые! «Но кто же вы, мальчики и девочки, откуда вы и где я?»

– Это «Христова ёлка». Она всегда в этот день у Христа для маленьких деточек, у которых нет ёлки… а мы такие же, как ты, дети!

– Мы замёрзли в корзинах – в них подбросили нас к дверям чиновников!

– Нас забыли в болезнях попечители наших душ от воспитательного дома!

– А мы умерли в голод у иссохшей груди матерей!

Какие только истории ни довелось ему услышать под беззвучные слёзы стоящих рядом матерей!

Но вот на ёлке зажглись огоньки, поплыли чудесные Рождественские образы, а всё тот же знакомый голос запел: «Все они теперь как ангелы, все они теперь со Мной, и Я Сам среди них, и всех благословляю…»

Но сердце Мальчика неспокойно: «Мама! А как же ты?»

– Мальчик, не плачь, ты будешь с мамой, просто дай нам руку.

Дети дают ему маленький фонарик, и они торжественно идут друг за другом, чтобы, достигнув «неба», зажечь Вифлеемскую звезду…

Эпилог.

«Дети странный народ, они снятся и мерещатся». Слабый свет фонаря освещает Петербургский двор, где лежит мёртвый Мальчик. Перед ним на коленях застыл Писатель, рядом халатники метут двор:

– И матушку его разыскали… Та умерла прежде его… Оба свиделись у Господа Бога на Небе…

Они вздыхают, но изменятся ли они? Чего стоит их запоздалое раскаяние? Один Бог знает…

Тихо падают снежинки, и в гулком дворе звучат отчаянные слова Писателя:

«И зачем я сочинил такую неразумную историю?»

Но ещё где-то высоко на небе слышны слова Рождества:

«Ночь тиха, ночь свята, свет с небес льёт звезда… Спи, Младенец Святой».

Примечания[править | править код]

  1. [1] Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 30.11.2021.

Ссылки[править | править код]

Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 23.11.2021

Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 30.11.2021

Интервью режиссера Ю. Хубатуллиной и солиста астраханского театра оперы и балета А. Шитикова в передаче «Вечерняя Астрахань»

Астраханцам представили мировую премьеру оперы Сергея Дягилева (Ast–News)

Премьеру оперы «Мальчик у Христа на елке» представили в Астрахани (Известия)

На сцене астраханского театра оперы и балета прошла мировая премьера (Астрахань 24)

История, которая пронзает душу (Новости театра)

В Астраханском театре Оперы и Балета состоялась мировая премьера оперы Сергея Дягилева «Мальчик у Христа на ёлке»

А. Матусевич: Мировая премьера в Астрахани: Достоевский, Дягилев и рождественская история по-русски (газета «Культура» от 03.12.2021)

Астраханцы получили рождественский укол КаспийИнфо

  • Рассказ домовой в зоопарке вера чаплина
  • Рассказ домашнее сочинение что вы узнали о главном герое и его семье
  • Рассказ дом с привидениями
  • Рассказ дом музей грановского
  • Рассказ догадливый рыбак по рисункам 6 класс