Рассказ достоевский мальчик у христа на елке читать полностью

мальчик у христа на лке операрассказ с. а. дягилева в 3 картинах 2 действиях, либретто с. а. дягилева по

«Ма́льчик у Христа́ на ёлке» — опера–рассказ С. А. Дягилева в 3 картинах (2 действиях), либретто С. А. Дягилева по одноименному рассказу Ф. М. Достоевского, а также его рассказу «Мальчик с ручкой» из «Дневника писателя» за 1876 год. написана в Санкт–Петербурге в период с 2003 по 2007 годов. Премьера — 27, 28 ноября 2021 года в Астрахани на сцене Государственного театра оперы и балета в исполнении артистов оперной труппы. Художественный руководитель и главный дирижер премьерного спектакля В. В. Воронин, режиссёр–постановщик Ю. Хубатуллина, художник–сценограф В. Кажлаева, художник по костюмам Ф. Архипов, режиссер по пластике Наталья Шурганова.

История создания[править | править код]

Замысел оперы на сюжет двух святочных рассказов Ф. М. Достоевского «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на ёлке» родился у С. А. Дягилева ещё в студенческие годы. Первоначально автором планировалось создать небольшую одноактную оперу, однако со временем художественная емкость рассказа Достоевского потребовала от композитора переосмысления масштаба формы. Первоначальный вариант либретто был готов уже в 2000 году, но сама работа над партитурой началась в 2003 году. Непосредственным толчком для активной работы над произведением явилась смерть ребенка близких друзей автора, которая произошла по трагическому стечению обстоятельств именно в день празднования православного Рождества 7 января 2000 года. Оригинальный текст Достоевского во многом сохранил свою первозданность в оперном либретто, были лишь добавлены несколько номеров на собственные слова композитора, а также на текст, взятый из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева, и стихотворение С.А. Есенина «Калики». В своей первоначальной оркестровой редакции опера была закончена 21 июля 2007 года. Для более успешного продвижения проекта сначала использовался своеобразный уменьшенный состав оркестра и совмещенное использование исполнителей действующих лиц. Руководство Астраханского оперного театра и балета, с которым Дягилев сотрудничает длительное время, в лице художественного руководителя Воронина В. В. заинтересовалось оперой почти сразу после завершения работы над ней, но постановку удалось осуществить лишь в рамках празднования 200–летия рождения Ф. М. Достоевского благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Российского фонда культуры. В связи с готовящейся постановкой на большой сцене автором было принято решение о создании второй редакции для усиленного состава оркестра, что и было осуществлено весной 2021 года. Непосредственно для постановки оперы в рамках проекта «Арт—про—движение» руководство театра привлекло молодых специалистов: режиссера Ю. Хубатуллину, художника–сценографа В. Кажлаеву, художника по костюмам Ф. Архипова, а также режиссера по пластике Наталью Шурганову.Постановочный период длился с августа по ноябрь 2021 года. Премьера спектакля состоялась 27 и 28 ноября 2021 года.

Особенности трактовки сюжета[править | править код]

В целом оригинальный сюжет двух рассказов Достоевского при создании либретто удалось сохранить. Однако, совмещая две истории — реальную («Мальчик с ручкой») и вымышленную («Мальчик у Христа на ёлке») в одну целую, композитор–либреттист вводит новый действующий персонаж — писателя, от лица которого и ведется повествование. Зритель сразу видит всех остальных героев, которых писатель придумывает в реальном действии. Кроме этого, все остальные действующие лица: халатники, мать мальчика, старуха и квартальный — имеют свою развитую законченную сюжетную линию, напрямую связанную не только с судьбой мальчика, но и с религиозно–мистическим, философским подтекстом произведения. Так три халатника, олицетворяющие собой глубину падения человеческой натуры через разврат, пьянство и жестокость, становятся свидетелями тяжелых испытаний, которые приходится пройти мальчику. К концу произведения в них проявляются черты раскаяния и надежда на исправление. Носителем абсолютного зла становится представитель закона — квартальный, который является непосредственным виновником гибели ребенка, не только потому, что цинично бьет его, но и по причине предшествующего равнодушия, которое проявляет в тот момент, когда мальчик более всего нуждается в защите. Напротив, образ матери мальчика трактуется автором гораздо шире, вплоть до образа Матери всех детей, отдаленно ассоциирующегося с Богородицей в эпилоге во время исполнения цитируемой песни Ф. Грубера «Тихая ночь». По первоначальному замыслу композитора партию Невидимого голоса должны были петь исполнители партий халатников. Связано это было с совмещенным использованием для возможности исполнения оперы на небольшой сцене камерного театра. Впоследствии такая необходимость отпала, но по настоянию режиссера премьерного спектакля Ю. Хубатуллиной партию Невидимого голоса оставили исполнителям халатников, которые временно принимали образ древних волхвов, идущих на поклонение родившемуся Иисусу Христу. Это абсолютно совпадало с концепцией автора, по которой герои проходят свое постепенное духовное возрождение. Кроме того, такой прием позволял уйти от прямолинейности при ассоциации с Богом (Троицей), таким образом усилив у зрителя ощущение высокой мистики и тайны.

Особенности музыкального языка[править | править код]

Музыкальный язык, по словам композитора, сбалансирован между традицией и новаторством:

Мы, питерцы, любим эксперимент… вывести людей из состояния равновесия, покоя… но материал этот не терпит никакой вольности, поэтому… я балансировал между своими искушениями и желанием все–таки отдаться тем наработкам, которые мне дала моя «альма–матер», а с другой стороны… старался.. искать уже какую–то новую интонацию, потому что Достоевский — это, конечно, в музыкальном отношении… очень сложный язык… цепкий, «гоголевский», саркастичный… жесткий иногда.[1].

Следуя традиции классической оперы, Дягилев использует форму номерной структуры. При этом в каждом номере почти всегда заключено непосредственное действие и развитие сюжета. В целом, интонации, как вокальные, так и инструментальные, достаточны просты и основываются на традиционном использовании системы лейтмотивов с их достаточно динамичным симфоническим развитием и преобразованием.

Хотя в своем интервью, которое автор дал композитору, музыковеду и журналисту К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура.Национальное достояние», Дягилев говорит, что у него цитирования почти нет, тем не менее некоторые прямые отсылки на известные произведения в музыке спектакля все же имеются. Так, через всю оперу (как уже говорилось выше) проходит лейтмотив на основе песни Ф. Грубера «Ночь тиха», символизирующий высшую силу справедливости. В конце он звучит уже как прямая цитата песни на фоне темы известного в церковном обиходе Рождественского тропаря «Дева днесь…» Кроме того, в одном из номеров с халатниками применено прямое цитирование «Цыганочки» и народных «Страданий».

Действующие лица и премьерный состав[править | править код]

Краткое содержание[править | править код]

Действие оперы происходит в Петербурге в конце XIX в.

Первое действие[править | править код]

Пролог.

Мальчики у Христа на ёлке (опера)

Сцена из первой картины. Премьерный показ спектакля

По петербургской улице, где слышен шум праздничного веселья, бредёт Писатель. Навстречу ему попадается просящий милостыню Мальчик. Мама его больна и не имеет работы.

«Я романист, и, кажется, одну историю сам сочинил…», – этими словами писатель словно отправляет Мальчика навстречу его судьбе.

Первая картина. «В подвале»

Мальчик возвращается в подвал петербургской трущобы, ставший пристанищем ему и его больной матери. Вечно пьяные «халатники» играют в карты, ругаются, горланят песни. Увидев мальчика, они догадываются, что он достал немного денег, и требуют, чтобы он сбегал за водкой.

Получив водку, халатники оживляются, танцуют «цыганочку», устраивают шутовской ритуал благоговейного поклонения своей «святыне», кривляются, дразнят древнюю Старушонку, называя её «невестушкой» своего пьяного товарища.

Появляется Квартальный, видит грязь, разврат, водку, но, махнув рукой, уходит: всё это продолжается изо дня в день. А халатники продолжают гульбу и насильно поят Мальчика.

Звуки церковного колокола напоминают им, что сегодня Рождественский сочельник. С визгом и хохотом вваливается ватага фабричных девок. Играет гармонь, все пляшут кадриль вокруг испуганных Мальчика и Матери, пока Старуха, грозя кулаком, не выгоняет их на улицу.

Мать прижимает к себе сына и поёт ему прощальную колыбельную. Когда Мальчик просыпается, его мама лежит холодная, как стена, и не отвечает ему. Мальчик берёт свой картузик и снова идёт на улицу, чтобы достать немного денег.

Второе действие[править | править код]

Вторая картина. «На улице»

В городе предпраздничная суета. Мальчик бредёт, коченея от холода. Иногда ему дают немного мелких монеток, иногда просто прогоняют. А за окнами нарядные люди, украшенные ёлки… Он никогда не видел, как живут богатые счастливые люди. В одном из окон Мальчик видит диковинных кукол и с восторгом их разглядывает. Его замечают халатники и, желая посмеяться, с хохотом вталкивают Мальчика в дом. За ними наблюдает Квартальный.

Вскоре Мальчика выпроваживают из дома, сунув ему копеечку. Но Мальчик не удерживает монетку негнущимися пальцами, роняет её и не находит. Вытирая слёзы, он бежит дальше на звуки праздника, туда, где толпа наблюдает за куклами, танцующими под звуки шарманки.

Мальчик сталкивается с Квартальным. Тот давно наблюдает за этим оборванцем, портящим своим видом картину праздника. Квартальный с ненавистью хватает мальчика за шиворот и швыряет на землю. Халатники, в ужасе трезвея, толпятся вокруг.

Переход ко третьей картине.

А мальчик уже ничего больше не чувствует. Он слышит во тьме голос, похожий на мамин: «Пойдём ко мне на ёлку, Мальчик…» Нет, это не мамин голос, но очень добрый! Кто-то берёт его за руку, поднимает и ведёт

куда-то…

Третья картина. «На ёлке»

Мальчик видит, что попал в чудесное место с восхитительной ёлкой, а по сторонам, словно за невидимой чертой, стоят женщины. Это матери умерших детей. Появляются и сами дети: они танцуют и поют. А вот и его мама. «Мама, мама, я сплю. Ах, как тут спать хорошо!» Свет! Свет! Нет разлуки, нет боли. Всё блестит, сияет! А кругом мальчики и девочки, такие светлые! «Но кто же вы, мальчики и девочки, откуда вы и где я?»

– Это «Христова ёлка». Она всегда в этот день у Христа для маленьких деточек, у которых нет ёлки… а мы такие же, как ты, дети!

– Мы замёрзли в корзинах – в них подбросили нас к дверям чиновников!

– Нас забыли в болезнях попечители наших душ от воспитательного дома!

– А мы умерли в голод у иссохшей груди матерей!

Какие только истории ни довелось ему услышать под беззвучные слёзы стоящих рядом матерей!

Но вот на ёлке зажглись огоньки, поплыли чудесные Рождественские образы, а всё тот же знакомый голос запел: «Все они теперь как ангелы, все они теперь со Мной, и Я Сам среди них, и всех благословляю…»

Но сердце Мальчика неспокойно: «Мама! А как же ты?»

– Мальчик, не плачь, ты будешь с мамой, просто дай нам руку.

Дети дают ему маленький фонарик, и они торжественно идут друг за другом, чтобы, достигнув «неба», зажечь Вифлеемскую звезду…

Эпилог.

«Дети странный народ, они снятся и мерещатся». Слабый свет фонаря освещает Петербургский двор, где лежит мёртвый Мальчик. Перед ним на коленях застыл Писатель, рядом халатники метут двор:

– И матушку его разыскали… Та умерла прежде его… Оба свиделись у Господа Бога на Небе…

Они вздыхают, но изменятся ли они? Чего стоит их запоздалое раскаяние? Один Бог знает…

Тихо падают снежинки, и в гулком дворе звучат отчаянные слова Писателя:

«И зачем я сочинил такую неразумную историю?»

Но ещё где-то высоко на небе слышны слова Рождества:

«Ночь тиха, ночь свята, свет с небес льёт звезда… Спи, Младенец Святой».

Примечания[править | править код]

  1. [1] Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 30.11.2021.

Ссылки[править | править код]

Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 23.11.2021

Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 30.11.2021

Интервью режиссера Ю. Хубатуллиной и солиста астраханского театра оперы и балета А. Шитикова в передаче «Вечерняя Астрахань»

Астраханцам представили мировую премьеру оперы Сергея Дягилева (Ast–News)

Премьеру оперы «Мальчик у Христа на елке» представили в Астрахани (Известия)

На сцене астраханского театра оперы и балета прошла мировая премьера (Астрахань 24)

История, которая пронзает душу (Новости театра)

В Астраханском театре Оперы и Балета состоялась мировая премьера оперы Сергея Дягилева «Мальчик у Христа на ёлке»

А. Матусевич: Мировая премьера в Астрахани: Достоевский, Дягилев и рождественская история по-русски (газета «Культура» от 03.12.2021)

Астраханцы получили рождественский укол КаспийИнфо

История создания

После того как Федор Михайлович свозил свою шестилетнюю дочку Любочку в 1876 году на веселый детский бал и красивую рождественскую елку 26 декабря, на следующий день он несколько раз встретил на улицах Петербурга мальчика лет семи, просящего милостыню. Такие дети обыкновенно посылаются в любой мороз на улицу за деньгами, и когда возвращаются, то у них все до копейки отбирают взрослые и напиваются до беспамятства. Эти контрастные впечатления легли в основу произведения «Мальчик у Христа на елке», которое было напечатано в конце января 1877 года.

История написания

Достоевский приступил к написанию рассказа 30 декабря 1875 года. Незадолго до этого он пережил события, вдохновившие его на создание произведения:

  • 26 декабря 1875 года — ёлка и детский бал в Петербургском клубе художников, где писатель побывал со своей дочерью Любой;
  • 27 декабря — посещение вместе с А. Ф. Кони колонии для малолетних преступников, возглавляемой писателем П. А. Ровинским;
  • в эти же предновогодние дни произошло несколько случайных встреч на улицах Петербурга с нищим мальчиком, просившим милостыню.

Все эти случаи произвели настолько сильное впечатление на автора, что легли в основу его святочного рассказа. Он был опубликован вместе с другими материалами о «русских теперешних детях» в выпуске «Дневника писателя» за январь. На страницах издания Достоевский намеревался рассказать читателям «кое-что о детях вообще, о детях с отцами и о сиротах, о детях на ёлках и без ёлок, о малолетних преступниках».

Эта история принадлежала к числу любимых произведений автора. Он не раз публично читал её на многих литературных вечерах.

Завязка сюжета

Романисту «кажется», что он сочинил рассказ о реально происходящих где-то событиях. По его мнению, все события происходят во время сильных морозов в громадном городе. Его герой, мальчуган лет пяти-шести, проснулся в гадком холодном вонючем подвале. Мы начинаем пересказывать краткое содержание «Мальчика у Христа на елке».


Ребенку было очень холодно и хотелось есть, но никто, даже мать, лежавшая тяжело больная в забытьи, не обращала на него внимания. Он развлекал себя тем, что выдыхал воздух изо рта, а тот превращался в маленькое белое облачко. Так прошел весь день, за который он не нашел ни одной корочки хлеба. День закончился, но никто не зажег огня. Мальчуган с недоумением пытался разбудить свою матушку, но она почему-то не просыпалась и стала холодная, как стены.

На небесах

Продолжается краткое содержание. Мальчик у Христа на елке окажется совсем скоро. Выбежав из богатого дома, он остановился около витрины и засмотрелся на забавные механические куклы. В это время кто-то злой стащил с него халатик. Ребенок опять испугался, побежал и спрятался во дворе за поленницей дров. Он задремал, ему стало тепло и хорошо. Мальчик почувствовал, что парит около необыкновенно красивой елки. Вокруг него летают такие же ангелы – мальчики и девочки. Они обнимают, целуют его, своих матерей, которые стоят немного в стороне и со слезами на глазах смотрят на своих детей.

Была там и мама мальчика, а елку устраивает Христос для тех детей, у которых ее не было в земной жизни, как и у нашего героя произведения, которое назвал Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Краткий пересказ, как и сама история, на этом заканчивается. Осталось поведать лишь о том, что дворник наутро нашел трупик мальчика, а мама его умерла еще раньше.

Вот такой печальный и одновременно светлый рассказ написал и назвал его Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Критика того времени и современная по достоинству оценила произведение. Читатели XXI века говорят, что им очень понравился рассказ, который пробуждает чувство сострадания и трогает лучшие струны людской души.

Продолжение рассказа

Тогда он нашел свой картузик и на ощупь вышел из подвала. Мальчуган приехал из маленького городка, где по вечерам всегда запирались ставни, но ему всегда давали покушать. Ах, как ему сейчас хотелось есть! А здесь, на широких светлых улицах, кипит жизнь.


За окнами он видит большое дерево, игрушечную лошадку, веселых детишек, которые бегают и играют. Этот богатый и красивый мир, которого он никогда прежде не видел, вызывает у мальчика восхищение. Тем временем он совсем замерз: у него покраснели и престали сгибаться пальчики на ручках и на ножках. Он заплакал и побежал дальше. Вдруг через стекло он увидел стол, уставленный пирогами, за которым сидели барыни и угощали всех, кто к ним заходил. Дальше краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» становится еще печальнее. Мальчуган пробрался в дом, но его быстро выпроводили, сунув в окоченевшие пальчики копеечку, которую он не смог удержать ими, и она укатилась. Побежал мальчуган неизвестно куда. Ему и страшно, и тоскливо. Но вдруг он увидел в витрине куколок, разодетых в красивые разноцветные платьица, и рядом с ними – скрипача-старичка. Вдруг весело стало нашему малышу. Только недолгой была его радость. Об этом сообщает краткое содержание «Мальчика у Христа на елке». На него налетел злобный большой мальчик и сорвал с головы картузик, пнул ногой. Упал и покатился малыш. Он ужасно испугался и забежал в какой-то двор и спрятался за дровами. Вдруг ему стало тепло-тепло и захотелось заснуть.

Заставить сострадать

Во второй части рассказа обобщений меньше. Повествование касается конкретного мальчика из промерзшего подвала. Герою не более шести лет. Просыпается малыш в канун праздника, его мучит чувства голода. Но ребенку свойственно играть. Он забавляется видом пара собственного дыхания.

События происходят «в каком-то городе». Нет прямого указания на Санкт-Петербург. Но за пределами подвала – заснеженные кварталы. «Очень уж здесь холодно», – думает мальчик о стенах убежища. Хочется выглянуть наружу. «Господи, какой город!» Стук и гром от карет, подковы лошадей «звенят об камни». Рядом – пьяный фабричный работник, мертвая мать и стонущая от ревматизма старушка. Выход из ада охраняет злой пес.

Обладатель утлого халатика, «картузишка» и замерзающих пальчиков, которые необходимо постоянно обогревать, дыша на них, вдруг обретает свободу. Путь в город открывается на Рождество. Мать умерла, собака не преграждает выход. Даже полицмейстер безучастно отворачивается при встрече. Мальчик вливается в общий поток на широком проспекте: «Все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!»

Истоки бед

Великому писателю присуща широта взглядов на происходящее. Одним штрихом: «Там, откудова он приехал… один фонарь на всю улицу» Достоевский показывает истоки бед фабричных детей и прочего «халатного» люда. Оторванные от земли крестьяне остались теми же рабами после отмены крепостного права, но не у плуга, а в качестве придатка у заводских машин.

Строка из песни «И в рот мне водку скверную безжалостно вливал» показывает неизбежную преемственность всего худшего, что творится в среде фабричных. Другой мальчик, чуть постарше, безжалостно отнимает картуз мальца, бьет беззащитную жертву, подставляет ножку, чтобы катился обиженный в страхе: на дне господствует только правда силы.

Далее описываются перемены в сознании замерзающего человека: мальчик засыпает за дровяной кучей, ему становится тепло, видится мать, поющая песенку. «Ах, как спать тут хорошо!» – сообщает ребенок возникшей в воображении матери. И в тот момент он видит, что кто-то нагибается к нему, протягивает руку и обнимает. Затем ведет туда где светло и радостно.

Творческий метод великого правдоистца

Увиденное мальчиком достойно восхищения: игрушки, наряды, угощения, «дерево до самого потолка» в новогодней мишуре, дети, играющие на инструментах. Мальчик спрашивает о детях, играющий возле елки, ему отвечают, что «у Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки». Потом мальчик узнает, что все эти дети стали жертвами небрежного отношения родителей, погибшие в разных трагических ситуациях, обездоленные, брошенные, несчастные. И вот, все они встретились на небе. С ними был и Христос.

Источник радости Таким образом, только Бог способен подарить покой, тепло и благодать. Цена такого подарка – жизнь. На небе – мальчики и девочки, словно разодетые куколки. Там мама, которая «смотрит… и смеется… радостно».

В увиденном и внутри пережитом пестрят слова, услышанные на реальных исповедях обездоленных детей: на елке много «яблоков», елка – дерево невиданное, «кругом всё куколки». Автор сознательно использует лексику приютов для бездомных. Любой ребенок готов из холодного подвала подняться в мир прекрасный светлый и чистый. Хотя бы в мечтах.

Изначальную чистоту помыслов каждого человека порочит нищета и неравенство. Для глубоко верующего Достоевского равенство всех перед Богом – аксиома. Погрузив читателя во внутренний мир шестилетнего страдальца, писатель заставляет почувствовать физиологию этих страданий, но при этом взывает к совести, призывает взять ответственность за происходящее.

Окончание

Тут он услышал (так продолжает свое повествование Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке») ласковый голос мамы. Но другой тихий голос позвал его на ёлку.


Кто-то над ним нагнулся, поднял его, и тут произошло чудо: все засияло, появилась нарядная елка, и вокруг забегали девочки и мальчики, стали его целовать и летать вместе с ним. А мама-то стоит в сторонке и улыбается. Мальчишечке хочется всем рассказать про увиденных куколок и узнать, где он сейчас. «Девочки и мальчики, вы кто?» – спрашивает он своих новых друзей и узнает от них, что они все умерли и стали ангелами, и для них Христос всегда устраивает в этот день елку. Они здесь все счастливы, как и счастливы их матери.

Плохие люди

Вот о таких жестокосердных людях рассказывается в этом поучительном произведении, которое назвал Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Краткое содержание рассказа повествует об этих моментах чуть подробнее. Ведь к тому времени ребенок уже замерзал. Стоял жуткий холод, а одет он был довольно легко. У ребенка очень болели пальчики рук и ног – они покраснели, было налицо обморожение.

Если бы та барыня позволила ребенку погреться в тепле, накормила его, он мог бы остаться в живых. Но виновата не только эта женщина. Ведь когда мальчик шел по улице, мимо проходил блюститель порядка и нарочно отвернулся, чтобы не видеть малыша. Хотя он был обязан исполнить свой долг, отвести ребенка в участок, в больницу или в приют. Вот из-за подобных людей и не стало этого милого ангелочка. Достоевский придумал очень добрый финал истории, очень скоро мы подойдем к нему.

Персонажи рассказа

Главным действующим лицом рассказа является безымянный мальчик, которому автор намеренно не дал имя, ибо имя ему – легион. Такая ужасная история может произойти с любым. Этот добрый и беззащитный малыш впоследствии может подрасти и стать «мальчиком с ручкой» из первой части рассказа. Но пока это несчастное голодное и замерзшее дитя, которое никому не нужно. Перед нами пройдут все основные герои «Мальчика у Христа на ёлке».

К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.

«Мальчик у Христа на елке»: анализ

Если в первой части рассказа нам представлен реальный грубый и жестокий мир, то во второй происходит смешение действительности и фантастической, иллюзорной истории, которые противопоставлены в двух ипостасях. Что говорит анализ? Мальчик у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие. В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.


Кроме того, он видел, что есть кукольный красивый мирок, в котором куколки противопоставлены живым черствым бездушным людям. Малыш, который замерзает на улицах большого города, ни единому человеку не интересен и не нужен. Это полная горькая правда, которую раскрывает Ф. М. Достоевский. Он подчеркивает в конце рассказа, что на елке у Христа очень много детей, которые погибли, не познав доброты и милосердия.

Писатель хочет достучаться до сердец людей, написав рассказ «Мальчик у Христа на елке». Достоевский своей сказкой взывает о помощи всем обездоленным детям. Несчастные и брошенные, а потому погибшие дети у него обретают мир и покой только на небе.

«Мальчик у Христа на ёлке» — краткое содержание для читательского дневника

Дата создания:

1876.

Жанр:

рождественский рассказ.

Тема:

сострадание к детям.

Идея:

смерть ребенка от голода и холода – преступление всего общества.

Проблематика.

Равнодушие взрослых — это страдания детей.

Основные герои:

семилетний нищенствующий мальчик; шестилетний мальчик.

Сюжет.

Этот рассказ делится на две части. Первая часть называется «Мальчик с ручкой», а заголовок второй совпадает с общим названием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». В этих главах рассказывается о разных мальчиках примерно одного возраста. Оба они находятся в крайних жизненных обстоятельствах — в нищенстве.

В первой части писатель рассказывает о мальчике лет семи, которого он видел перед Рождеством не один раз. Легко одетым ходил он по сильному морозу и просил милостыню. Ладошка его была протянута. Таких маленьких попрошаек называли «с ручкой».

На расспросы автора мальчик отвечал о больной сестре, вместо которой он попрошайничает. Достоевский скорбит о том, что таких детей много, что будущее их предопределено: воровство. Неблагополучие семей — это пьющие родители, они отправляют своих детей за горячительным. В этих семьях в обычае бить жен, веселиться над опьянившими детьми, которым влили в рот водки… Грязь, разврат, пьянство царят здесь. Как можно вырасти в такой среде хорошим человеком? Становясь немного старше, ребенок в такой семье отправляется работать на фабрику, заработанные деньги он приносит в семью, где их пропивают. К преступной жизни эти дети приобщаются еще до фабрики. Бродяжничество и воровство становятся для них естественной формой существования без сознания его преступности.

Если мальчик в первой части рассказа как-то привычен и приспособлен к нищенству, то вторая часть рассказа повествует о мальчике, попавшем в этот страшный, чуждый для него мир неподготовленным, оставшемся без защиты взрослых.

История со вторым мальчиком произошла накануне Рождества.

В холодном подвале возле тяжело больной женщины сидит маленький мальчик лет шести. В этом же подвале находится мертвецки пьяный халатник и старуха, которая отпугивает мальчиком ворчанием на него. Зачем-то приехали мама с ребенком в этот город, но она внезапно заболела, и оказались они в этом углу.

Мальчику хотелось есть, но еды никакой не было. Несколько раз он пытался разбудить маму, но она была неподвижна и похолодела, как стена. Ребенку стало страшно. Надев свой картуз, он выбрался на улицу. Мальчик поражен видом незнакомого огромного города, его удивляет шум, суета и свет улицы. В одном окне он увидел разряженную ёлку, вокруг которой веселились красиво одетые дети. В другом окне тоже праздник: на столе разные пироги, за столом сидят барыни, раздающие эти пироги заходящим господам. А ребенку холодно так, что болят покрасневшие пальчики на руках и ногах. И голод мучит. Мальчик в надежде вошел туда. Одна барыня быстро сунула ему копейку и тут же указала на дверь. Ребёнок испугался, монетку выронил. Он не смог её поймать онемевшими от холода пальчиками, выбежал.

Вот он опять на улице, ему тоскливо, одиноко и холодно. В мороз мальчик одет в легкий халатик, пальчики болят, ему хочется плакать. Но вдруг он видит, как люди собрались и рассматривают кукол в витрине. Мальчик подходит туда же и приходит в восторг от нарядов кукол и их движений. Но тут злой мальчишка, старше его, ударил его, сдернул картуз и пнул. Мальчик упал, кругом закричали, напуганный ребенок бросился бежать. Он забежал в какой-то двор, спрятался за дровами, присел там, и вдруг стало ему тепло, перестали болеть ручки и ножки. Мальчик замерзает и слышит, как мама поет ему песенку, а потом Кто-то обнял его и позвал к Себе на елку. И мальчик вдруг увидел много света, где было много других детей у Христа на ёлке. Это были дети, как и он, замерзшие, задохнувшиеся или умершие голодной смертью.

Тело мальчика нашли утром за дровами…Его маму, умершую прежде него, тоже нашли. И свиделись они на небесах.

Отзыв о произведении.

Душераздирающая история. Поразительно равнодушие взрослых людей. Причем эта барыня с копейкой, наверняка бы прослезилась, прочитав этот гениальный рассказ.

«Мальчик у Христа на елке»: отзывы

Все до единого современные читали очень рекомендуют ознакомиться с этим произведением. Оно несет огромную смысловую нагрузку, имеет большое нравственное и моральное значение. Этот трогательный и печальный рассказ предлагает всем, у кого сложилась хорошо жизнь, оглянуться, чтобы чужие несчастья болью отозвались в сердце. Читатели считают, что произведение полезно обсуждать вместе с детьми, которые растут, не испытывая горя, желания которых часто исполняются. Они должны знать, что и в наше время есть детские дома, где ребятишки живут не слишком плохо, но им не хватает любви и ласки, настоящей семейной жизни, своего родного уголка. Надо научить себя и своих детей ценить то, чем все обладают, не жаловаться на жизнь. Отдельные читатели жалеют, что это произведение не проходят в школе.

Сам Ф. М. Достоевский не раз читал это произведение на публике и всегда вызывал эмоциональный отклик у слушателей.

МКОУ АГО «Уфимская средняя общеобразовательная школа»

$

Конспект урока литературы

с использованием технологии развития критического мышления

Горести и радости рождественской ночи.

(Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)

Составитель: Мальцева Т.В.,

учитель русского языка и литературы

$I$ квалификационная категория

п. Уфимский

2013 г.

Тип: внеклассное чтение.

Тема:$ Горести и радости рождественской ночи. (Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)

Цели:

  • приобщение к наследию самого сложного отечественн$ого писателя;

  • совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества;

  • глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.

Оборудование: запись на доске, текст, иллю$страции к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.

Эпиграф к уроку:

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. 
$Ф.М. Достоевский

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

$1. Вступительное слово учителя.

… Близко ли вам слово «рождество»?

Сравните его с однокоренным «рождение».

— Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?

$ Задание № 1. Запишите, какие ассоциации у вас возникают со словом «рождество». О чем может быть рассказ, с$вязанный с рождеством?

Известный писатель Чарльз Диккенс писал об этом празднике, подумайте и выпишите ключевые слова.

«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в$ календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца».

(Ключевые слова – милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.)

Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?

$

Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос, прочитав рассказ М.Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» (Рассказ дети не читали)

Ф. М. Достоевский — великий русский писатель второй половины XIX века,одного из самых «трудных» писателей.

— Посмотрите внимательно на $портрет этого писателя.

— Что поражает в его внешности? (Глаза…)

Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, кото$рое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.

«Униженные и оскорбленные» — это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.

Запись на доске: «Обрести Христа — значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.

— А как вы понимаете эти слова?

Чтение и анализ рассказа.

$

— Давайте о$братимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

Задание № 2.Перед вами цепочка ключевых слов, попробуйте составить небольшой рассказ-прогноз, используя эти слова. После прочтения рассказа Достоевского мы увидим насколько были верны наши предположения. (Мальчик в подвале, хотелось кушать, мама холодная, какой город, мерзлый пар, одиноко и жутко, полицейский отвернулся, в комнате бегали нарядные дети, на него закричали, схватили за халатик, он было заснул, это Христова елка)

Чтение с останов$ками. (Текст читает учитель)

МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

Ф.М. Достоевский

Но я романист, и, кажется, одну “историю” сам сочинил. Почему я пишу: “кажется”, ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случ$илось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстил$ке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, бр$юзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. “Очень уж здесь холодно”, — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг наш$арив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

1-ая остановка.

Прием «тонких и толстых вопросов»

    $

  • С кем мы знакомимся в этом отрывке?

  • Что мы узнаем о мальчике и его маме из этого отрывка?

Каким был подвал, в котором находится мальчик? Опишите его. Укажите детали (Подвал сырой, холодный, жутко в темноте, ХОЛОДНО!)

$

  • Почему мальчик решился выйти из подвала?

$Чтение 2 части.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

$Вот и опять улица, — ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно $пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему двер$ь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся; на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят,$ — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”.

$2-ая остановка.

$Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир? Как относятся к нему люди?

(Полицмейстер отвернулись (безразличие); Закричали, замахали, выгнали (равнодушие); Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть)

Получается вся красота – это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться? (Нет, он еще больше замерзает. $ХОЛОДНО! Не мог согнуть красные пальчики. На ручки дует)

Прием «Ромашка вопросов»

Попробуйте составить во$прос, который соответствует цвету выбранного вами лепестка. Задайте этот вопрос соседней команде.

Наш вопрос____

Примеры вопросов разных видов.

$Простой вопрос (Что видел мальчик за стеклами домов, гуляя по городу?)

Уточняющий вопрос (Вы сказали, что мальчик видел … Что чувствовал мальчик в это время?)

Интерпретационный (объясняющий) вопрос (Почему мальчик решил спрятаться в чужом дворе за дровами?)

Творческий вопрос (Что бы произошло с мальчиком, если бы его приютили богатые барыни?)

Оценочный вопрос (Плохо или хорошо поступали люди, встретившиеся в холод$ном городе мальчику?)

Практический вопрос (Случалось ли вам слышать о бессердечном отношении к детям?)

Прием «Дерево предсказаний»

Ребята, я предлагаю вам предположить, что произойдет в рассказе дальше и чем закончится рассказ. (Что будет дальше? Чем закончится рассказ?) На листочках запишите свои мысли $и разместите их на дереве.

Чтение 3 части.

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг п$ерестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: “Посижу здесь или пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!” И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. — Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!

Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это в$сё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

Мама! Мама! Ах, как хорошо$ тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.

Это Христова ёлка, — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых т$ам нет своей ёлки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь $так хорошо… А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.

3-я остановка

— Какие эпизоды, детали вас потрясли?

(Зачитать примеры.)

— Когда происходит перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, зас$ыпает и попадает на елку к Христу.)

Кто встречает мальчика на елке у Христа?

Что мы узнаем о них? (У каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью ис$тория смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)

— Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» — мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)$

Какова развязка рассказа? Почему мы его, несмотря на это, относим к святочным? (Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук.)

— И почему появляются их мамы? $(Их судьбы также печальны.)

— Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

— И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

— $Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: “И зачем же я сочинил такую историю?”.

Вывод: Главный христианский смысл — избавление ангельских душ от земных мук. Ро$ждественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

Прием «Кластер»

В центре вопрос «О чем этот рассказ?» (милосердии, сострадании, любви к ближнему, взаимопомощи и т.п.)

$III. Итог урока: обращение к эпиграфу урока.

«День с писателем»

«День с писателем»

11 ноября библиотеки Котласской централизованной библиотечной системы приняли участие в областной акции «День с писателем». В этом году акция была посвящена 200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского.

Библиотеки стали площадками для литературных бесед, лекций, арт-пространств, творческих викторин и мастер-классов.

В центральной городской библиотеке для студентов Котласского педагогического колледжа им. А.М. Меркушева была проведена презентация и литературный час «Здесь с нами Достоевский». Слушатели лекции смогли взглянуть на творчество писателя по-новому, познакомиться с «великим пятикнижием» Федора Михайловича. Особенный интерес у участников акции вызвала «Арт-встреча с Достоевским» —  рассказ о музыке в жизни Достоевского, о том какую роль она играла в его произведениях. Проверить свои знания студенты смогли в викторине «Мир Достоевского». В конце мероприятия студенты смогли проявить свою фантазию в творческом мастер-классе: участником предлагалось угадать по рисункам героев произведений Достоевского и раскрасить их. Посетили акцию не только студенты, но и участницы клуба по интересам «Хозяюшка» —  всего в мероприятие приняло участие около 100 человек!

В библиотеке-филиале № 2 прошли громкие чтения: читали и обсуждали рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» с ребятами из клуба «Эверест». Также было подготовлено мероприятие для членов Всероссийского общества слепых  — литературных час «Достоевский и мир великих романов», оно прошло в красном уголке общества и позволило участникам окунуться в мир творчество писателя.

Ученики 6 класса школы № 18 побывали на мероприятии в библиотеке-филиале № 10. Для них был проведен флешбук «Достоевский: читаем вместе, читаем вслух». На мероприятии произошло знакомство с личностью писателя, значимыми фактами его биографии, а также зачитывались вслух фрагменты произведений Достоевского. Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Основой для знакомства с творчеством писателя стал сборник отрывков из повестей и романов Ф.М. Достоевского, адресованный детям. Были прочитаны отрывки из рассказов «Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марей» и «Записки Вареньки Доброселовой». При обсуждении прочитанного, внимание ребят было обращено на жизнь маленьких героев, их мысли, поступки. Библиотекарь постаралась помочь детям понять основную идею, заложенную в произведениях классика.

Творчески подошла к проведению акции библиотекарь филиала № 5: в этот день читателям было предложено нарисовать «Петербург Достоевского» —  город, который часто выступает отдельным героем в произведениях писателя.

Активно подключились к проведению акции детские библиотеки.

В детской библиотеке-филиале № 6 «Солнышко» поселка Вычегодский прошел вечер-портрет «Достоевский. Читаем и познаем вместе». Его участниками стали девятиклассники из средней школы № 4 им. Ю. Гагарина. «Гениальность его неоспорима» —  так называлось вступительная часть мероприятия, в котором ребята узнали о неоднозначности творчества классика, его роли в изучении тайны человека и великом таланте Достоевского как писателя-реалиста. Вечер продолжили просмотром фильма «Человек это тайна». Именно он побудил участников мероприятия вспомнить основные факты биографии писателя. Кульминацией вечера стала презентация «Достоевский детский». Образы детей в произведениях Достоевского такой была главная тема презентации. Ребята узнали о том, что детские образы у Достоевского всегда пронизаны любовью и вниманием, беспокойством за их будущее. Столь насыщенный вечер вызвал у участников самые искренние положительные эмоции и не оставил никого равнодушным.

Детская библиотека-филиал № 11 «Книжный лоцман» активно задействовала свои онлайн-ресурсы для проведения акции. Читатели и гости библиотеки с удовольствием участвовали во флешмобе «Читайте Достоевского, любите Достоевского!», отвечали на вопросы онлайн -викторины «Достоевский: штрихи к портрету», отгадывали недостающие слова в онлайн —  игре «Вдохновляющие цитаты Фёдора Михайловича». В детской библиотеке также была организована книжная выставка, на которой представлены произведения автора из фонда библиотеки: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Белые ночи», «Бедные люди», «Записки из мёртвого дома» и другие. Выставка будет доступна для просмотра и после окончания акции.

Одним из новых форматов участия стало использования онлайн-площадок для проведения акции.

Городская детская библиотека организовала в своей группе «ВКонтакте» «От книжечки до книги» онлайн-викторину «Многоликий Достоевский».

Библиотека-филиал № 8 в своей группе «ВКонтакте» «Лименда – взгляд сквозь века» предложила читателям познакомиться с интересными фактами из жизни писателя, решить кроссворд по роману «Преступление и наказание», принять участие в викторине «Самый «трудный» классик», а в завершение дня посмотреть несколько фильмов отечественных и зарубежных режиссёров по произведениям Ф.М. Достоевского.

Центральная городская библиотека запустила флешмоб «Я и Достоевский», в котором предложила подписчикам совей группы «ВКонтакте» «Библиотека Котласа» поделиться своими воспоминаниями о первом опыте прочтения произведений Ф.М. Достоевского.

В этом году программа акции получилась очень насыщенной и разнообразной. Доказательство тому —  отзывы её участников, читателей библиотек. Мы благодарим всех за активность до встречи в следующем году.

«День с Достоевским» в центральной библиотеке
«День с Достоевским» в центральной библиотеке
«День с Достоевским» в центральной библиотеке
«День с Достоевским» в центральной библиотеке
«День с Достоевским» в центральной библиотеке
«День с Достоевским» в центральной библиотеке
«День с Достоевским» в центральной библиотеке
«День с Достоевским» в центральной библиотеке
«День с Достоевским» в центральной библиотеке
«День с Достоевским» в центральной библиотеке
«День с Достоевским» в библиотеке «Солнышко»
«День с Достоевским» в библиотеке «Солнышко»
«День с Достоевским» в библиотеке «Солнышко»
«День с Достоевским» в библиотеке «Книжный лоцман»
«День с Достоевским» в библиотеке «Книжный лоцман»
«День с Достоевским» в библиотеке «Книжный лоцман»

Конспект урока

ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

ПО РАССКАЗУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

«МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Автор работы:

Леонтьева Л.Н.

2021г.

Цели

  1. познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;

  2. формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся;

  3. учить пониманию авторского замысла

  4. нравственное и эстетическое воспитание учащихся через такие понятия как вера, милосердие, сострадание.

Оборудование: иллюстрация к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, компьютер, проектор

Ход урока:

1.Создание проблемной ситуации.

(Чтение стихотворения учителем)

Рождество Христово

Огни по городу погасли,

На улицах немая мгла.

Вот Мать кладет Младенца в ясли,

Над Ним поникла, замерла.

Темно в их храмине убогой,

Солома в яслях холодна,

И зимний ветер стонет строго,

Стучится в дверь и у окна.

Но окружен своим сияньем,

Младенец светится из мглы;

Его согреть своим дыханьем

Спешат покорные волы.

К нему волхвы в чужой пустыне

Путь направляют по звездам,

И ангелы из тверди синей

О Нем вещают пастухам.

В. Брюсов

2. Беседа по вопросам.

Учитель:

О каком событии идет речь в стихотворении?

— С каким праздником связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года?

— Каково ваше настроение перед праздником?

Учитель:

Рождество – это дни всеобщей любви и добра. В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел.

Учитель: Ребята, о чем мы будем говорить на уроке, какова тема нашего урока, какие задачи поставим перед собой?

Как рассказ, который вы прочитали, связан с темой нашего урока?

3.Анализ рассказа«МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

  1. — Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов.

Святки -это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни.

В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Рождество – праздник ожидания чуда. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, счастливый.

Запишем определение.

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что » все это могло случиться действительно».

— А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.)

— Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.

Когда происходят события в рассказе “Мальчик у Христа на ёлке”?

— Из скольки частей состоит рассказ? О чём каждая из частей?

— Вспомните, во что был одет мальчик?(В халатик.)

— Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( «…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

— Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький» рост, и возраст- «лет шесть», и одежда — «какой-то халатик», а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать». Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.

— Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере? Как описывается в первой части мир, в котором живут мальчишки? Выделите ключевые слова. (Ключевые слова фиксируются на доске).

А как Ф.М. Достоевский рисует улицы города, на которые попадает мальчик? Какие образы, слова, характеризующие мир города, можно выделить? (Фиксируем на доске в другой столбик).

Что мешало мальчику выбраться из подвала? Как вы думаете, почему автор вводит образ собаки, сидящей на границе двух миров (мира подвала и мира большого города)?

— Через что наблюдает мальчик жизнь людей большого города?

— Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?(Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой.)

Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир большого

города?

— Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?(«Вспомнил, заплакал, побежал».)

— Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

— Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости», используя фрагменты рассказа.(«Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.)

— Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

Становятся ли люди милосерднее, добрее накануне Рождества?( Нет)

Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела».

— Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?(Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или этакопеечка ему была не нужна.)

— Самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, — обманчиво, ложно.

— Становятся ли люди милосерднее, добрее накануне Рождества?

— Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?(«Вспомнил, заплакал, побежал».)

— Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

— Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости», используя фрагменты рассказа.(«Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.)

— Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

— Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным?( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: «Это Христова ёлка». Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

Чем заканчивается рассказ? Каково настроение рассказа?

— Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

-Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?

(Каждый ученик пишет ответ в тетрадях)

(Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь — есть в ней бедные, нищие, а есть — богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)

— Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

Учитель: Вы отметили, что концовка рассказа грустная, а вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более весёлым, ведь сейчас канун Рождества, Нового года, когда особенно верится в добро, счастье, когда ждёшь приятных неожиданностей, чуда. Попробуйте придумать и написать счастливый конец к рассказу “Мальчик у Христа на ёлке”.

7. Подведение итогов урока.

Отвечают на вопросы:

Что нового узнал на уроке?

Чем понравился урок?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Из творческих работ учащихся

…Мальчик замерзал. Мимо проходили люди. Одна семейная пара остановилась возле мальчика. Мужчина взял его на руки и понёс к себе домой. Дома мальчика накормили, одели в новую, красивую одежду.

Это был самый счастливый Новый год в жизни бедного мальчика. Рождество он встречал в кругу новой семьи. Добрые люди оставили мальчика жить у себя, и чудо свершилось – он обрёл заботливых и любящих родителей.

… Когда мальчик проснулся, оказалось, что это сон. Он вновь пошёл любоваться куклами. Навстречу ему шла красивая женщина. Она сказала:

— Куда ты идёшь, мальчик?

— Любоваться куклами, — ответил мальчик.

— Пойдём со мной, я тебе ничего не сделаю.

Когда они пришли, женщина посадила мальчика у камина и дала ему тарелку супа. На другой день мальчик узнал, что у этой женщины есть дочка. Дети познакомились и очень сильно подружились.

— Мама, — спросила девочка, — можно ему остаться?

— М-да, наверное, я думаю, что он останется, — сказала женщина.

И с тех пор у девочки появился брат, а у мальчика – настоящаяСЕМЬЯ.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475364-malchik-u-hrista-na-elke

  • Рассказ дом ведьмы в наследство читать бесплатно полностью
  • Рассказ домик на дереве
  • Рассказ долгая дорога к счастью часть 5
  • Рассказ дом с мезонином история написания тематическое и идейное содержание произведения
  • Рассказ довлатова чемодан краткое содержание