Рассказ до первого дождичка почему рассказ называется до первого дождичка

Классный час нравственного направления во 2 классе давайте жить дружно! цели: способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу;

Классный час нравственного направления во 2 классе

«Давайте жить дружно!»

Цели:

·       
способствовать воспитанию
толерантного отношения друг к другу;

·       
формировать добрые
взаимоотношения между детьми в классе, жить в мире с другими людьми;

·       
развивать стремление быть
терпимым в обществе людей;

·       
воспитывать уважение к
одноклассникам.

Задачи:

·       
сформулировать понятие
«дружба»;

·       
определить качества, которыми
должен обладать настоящий друг;

·       
выработать правила дружбы;

·       
практиковать навыки
взаимопомощи при решении различных проблем;

·       
развивать навыки работы в
сотрудничестве.

Оборудование: лепестки цветка, рисунок сердца, вырезанные
из бумаги ладошки ребят, карточки с пословицами о дружбе, фрагмент мультфильма
«Крокодил Гена и его друзья», листы с законами дружбы

Ход классного часа

I. Орг. момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного,

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и
пожелайте хорошего настроения.

II. Самоопределение к деятельности

Учитель:


Ребята, я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил
Гена и его друзья».

Просмотр.

— Что
вы увидели?

 — Почему
Крокодил Гена решил написать объявление?

(Ему
было скучно, грустно, одиноко, он хотел найти друзей)


Кто ответит, как называются отношения людей, которые помогают друг другу,
выручают в беде, радуются успехам друг друга?

(Ответы детей)

Чаще
всего такие отношения называют крепкой, верной и долгой…дружбой.

 Сегодня
мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба,
узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг. Наш классный час
называется «Давайте жить дружно!»

III. Работа по теме

1. Беседа

— И прежде, чем
перейти к нашей беседе, послушайте рассказ Валентины Осеевой «До первого
дождичка».

Таня и Маша были
очень друж­ны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней,
то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался силь­ный дождь.
Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побе­жали.

— Сними свой плащ,
мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я
промокну! — на­гнув вниз голову с капюшоном, отве­тила ей Маша.

В детском саду
воспитательница сказала:

— Как странно, у
Маши платье су­хое, а у тебя, Таня, совершенно мок­рое, как же это случилось?
Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ,
а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы
укрыться од­ним плащом, — сказала воспитатель­ница и, взглянув на Машу,
покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки
покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу. 

— Чему удивилась
воспитательница?

— Почему рассказ
называется: «До первого дождичка»?

— Почему покраснела
Маша?

— Ребята, как вы
думаете, можно ли назвать их подругами?

— Какими качествами
должен обладать друг?
(Мнения
детей)

– Ребята, а что такое
дружба?

— Чтобы объяснить,
что такое «дружба» вам нужно разделиться на группы, подумать, обсудить
и записать на листе бумаги все слова, которые ассоциируются у вас со словом
» дружба».

Проверка (каждая группа
зачитывает свои записи)

Определение
понятия «Дружба». 

— В толковом словаре
Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Дружба — близкие
отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов«.

— Как вы понимаете
выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

Дружба – это когда, в трудную минуту друзья
помогают друг другу, дружат искренне, берегут дружеские отношения, относятся к
друзьям с уважением, поддерживают друг друга.

Друг – это любимая
книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней. Друг – это мама, которая
обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг – это школьный учитель, который
поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с
оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.

2. Составление
цветка «Дружбы» из качеств настоящего друга.

— Настоящий друг
должен обладать определенными качествами характера. Из положительных качеств
настоящего друга мы будем составлять цветок «Дружбы». У меня сердцевина цветка.
У вас на столе лежат лепестки с надписью, прочитайте, что там написано. Если
качество подходит настоящему другу, выходите и прикрепите лепесток к доске. 

Честность.

Враньё.

Доброта.

Верность.

Грубость.

Взаимовыручка.

Предательство.

Драчливость.

Справедливость.

Задиристость.

Ответственность.

Сострадание.

— Посмотрите, ребята,
из хороших качеств настоящего друга получился настоящий цветок дружбы?

— Вам нравится?
Давайте, ещё раз повторим качества настоящего друга?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами,
красив не только изнутри, но и внешне.

— Скажите, а от каких
качеств может поникнуть наш с вами цветок?
(Ответы детей)

— Правильно, молодцы!

3. Работа с
пословицами.

— Русский народ-
мудрый народ. Много пословиц о дружбе сложили русские люди.

— Прочитайте и объясните
смысл понравившейся пословицы.

 Не имей сто
рублей, а имей сто друзей.

  • Один за всех и все
    за одного.
  • Нет друга – ищи, а
    нашел — береги.
  • Человек без друзей,
    что дерево без корней.

— Молодцы, ребята! Вы
отлично справились с заданием.

4. Игра “ДРУЖНЫЕ
РЕБЯТА”

— Приглашаю вас на игру “ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА”.
— Давайте встанем в большой круг плотнее, ручки вытянем вперед. Ваша задача
прокатить мяч по кругу в ладошках и не уронить его (под музыку).
— Ребята, а как вы думаете, почему у нас не упал мяч?

С чего начинается дружба? С улыбки. Давайте
улыбаться друг другу. Дружба должна быть светлой и радостной. Друзья всегда
должны улыбаться и радоваться.

5. Определение
«Закон дружбы»

— Всё в мире
существует по правилам и законам. Есть законы и для дружбы. Сейчас мы
познакомимся с ними. А если вы согласны, то мы их примем и будем выполнять.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:

У вас у каждого на
столе лежит лист, где прописаны законы дружбы. Сейчас мы их прочитаем.

1.    
Помогай другу в беде.

2.    
Умей с другом разделить
радость.

3.    
Не смейся над недостатками
друга.

4.    
Останови друга, если он
делает что – то плохое.

5.    
Умей принять помощь,
совет, не обижайся на критику.

6.    
Не обманывай друга.

7.    
Умей признать свои ошибки,
помириться с другом.

8.    
Не предавай своего друга.

9.    
Относись к своему другу
так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

— Вы согласны с этими
законами? (ответы детей)

— Принимаем?  (Да)

— Эти законы мы
поместим в наш классный уголок, будем постоянно повторять и надеюсь, что теперь
вы будете, более внимательно относится друг другу, будете стараться выполнять
законы дружбы.

IV. Рефлексивно-оценочная деятельность

—  Ребята, у вас на
столах лежат кружки с вашими именами. А на доске изображена «Лесенка
достижений». Возьмите свой кружок и закрепите его магнитом на том месте, где,
по вашему мнению, находитесь вы как друг.

(Дети прикрепляют на
«Лесенку достижений» свои кружки.)

V. Заключение.

Ребята, о каких правилах дружбы говорили?

— Каким вы должны
быть другом?

— Каких друзей вам бы
хотелось иметь?

А теперь давайте
встанем в круг, давайте никогда не будем ссо­риться. И скажем друг другу слова
известного героя терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить
дружно!». И мне думается, что этот классный час даст начало той большой дружбе,
которую мы понесем через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю
провести салют.

Игра «Салют»

(Круг разбивается
на 3 команды: красный, желтый и зеленый. По команде «Красный!» хлопает 1-я
команда, «Желтый!» — 2-я команда, «Зеленый!»
3-я. Затем, учитель дает команду: «Красный!
Желтый! Зеленый!»).

(Общий салют.)

Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы,
чтобы в нашем классе всегда царила доброта, дружба, взаимопомощь.

— Посмотрите, какое
большое сердце на доске. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу.
Оно не простое, а волшебное. В этот кармашек вы опустите сейчас «Ладошку» со
своими пожеланиями. Напишите на «Ладошках» пожелания себе, друзьям, классу. Мы
достанем ваши ладошки через 9 лет, когда вы будете в 11 классе.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1

Доброе утро!

В Петербурге умерла актриса Нина Ургант, ей было 92 года. В остальном так:

  • Минюст России объявил «иностранными агентами» четырех журналистов Idel.Реалии и организацию по защите прав призывников.
  • Прокуратура требует увеличить срок главе карельского “Мемориала” Юрию Дмитриеву – с 13 лет до 15.
  • В Беларуси признаны «экстремистскими» соцсети Радио Свобода.
  • Путин и Байден проведут переговоры по видеосвязи в связи с концентрированием российских войск у границ Украины.

«Иностранные агенты» и другие неугодные

  • Как всегда по пятницам, Минюст России дополнил реестр «иностранных агентов» – на этот раз в него добавили четырех журналистов Idel.Реалии (это татаро-башкирская служба Радио Свобода) и ассоциацию «Гражданин.Армия.Право», которая занимается защитой прав призывников и военнослужащих. Уже объявленное «иностранным агентом» издание «Первое антикоррупционное СМИ» (ПАСМИ) оштрафовали на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки, а его главреда – на 50 тысяч за то же самое.
  • В Петрозаводском горсуде, где рассматривается апелляция на приговор главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву, прокурор попросил на два года увеличить срок, к которому приговорен краевед, с 13 до 15 лет. Защита и коллеги Юрия Дмитриева называют дело сфабрикованным. Ликвидированное сейчас издание “Проект” называло заказчика уголовного преследования Дмитриева – это фээсбэшник Анатолий Серышев, сейчас он работает помощником Путина, а ранее был главой ФСБ Карелии.
  • ФСБ возбудила уголовное дело в отношении Дарьи Полюдовой и еще пяти активистов «Левого сопротивления». Их обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Сейчас Полюдова отбывает шестилетний срок по обвинению в «оправдании терроризма». До этого ее сажали за “призывы к нарушению территориальной целостности России”.
  • Суд в Кирове взыскал с активиста Михаила Семенова 340 тысяч рублей за работу силовиков на акции в поддержку Навального 31 января (Семенов был признан организатором этой акции).
  • В Ростове-на-Дону прошли обыски у родственников главреда издания “Голос” Игоря Хорошилова. Они связаны с уголовным делом в отношении журналиста-расследователя Сергея Резника, который с 2019 года не живет в России, но продолжает публиковать расследования в своем блоге. Силовики пытаются выяснить, откуда он получает информацию.
  • Журналистка Радио Свобода и ведущая телеграм‑канала “ФемВремя” Карина Меркурьева рассказала об угрозах и публикации своих личных данных в соцсетях. Ранее такие же угрозы поступали другой фем-активистке, Дарье Серенко.
  • Суд в Москве оштрафовал рэпера Элджея на сто тысяч рублей за “пропаганду наркотиков” в интернете.
  • Суд в Москве продлил до 7 марта арест ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Заседание несколько раз прерывали, потому что Зуеву вызывали «скорую», когда у него подскакивало давление. Незадолго до помещения в СИЗО Зуев перенес третью за год операцию на сердце.
  • Неонацисту Тесаку (Максиму Марцинкевичу) посмертно предъявлены обвинения в трех убийствах.
  • Интерпол отказал России в объявлении в розыск чеченского оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова – того самого, которого пытались убить в Швеции по заказу властей Чечни. В России против Абдурахманова возбуждено уголовное дело по статье о публичном призыве к экстремистской деятельности. Вот разговор с ним.

Новости рунета

Пользователи МТС, “Ростелекома” и других российских провайдеров сообщили о блокировке сети Tor. Проект GlobalCheck, который занимается мониторингом российской системы интернет-блокировок, пишет, что Tor блокируют с помощью оборудования, предназначенного для изоляции рунета.

Соцсеть «ВКонтакте» перешла под контроль близкого друга Путина Юрия Ковальчука, а пост гендиректора VK перешел от сына гендиректора ВГТРК Добродеева к сыну первого замглавы администрации президента Кириенко. Зачем Кремлю «ВКонтакте», здесь объясняют экономисты Сергей Алексашенко и Владислав Иноземцев и политолог Мария Снеговая (спойлер: чтобы встроить соцсеть в кремлевскую пропагандистскую машину).

По данным агентства Bloomberg, дело основателя Group-IB Ильи Сачкова, которого обвиняют в госизмене, связано с передачей США информации о российских хакерах, причастных к взломам перед американскими президентскими выборами 2016 года (речь идет о группировке Fancy Bear, которую связывают с российской военной разведкой). Тем временем в Москве по делу о госизмене арестован некий Кирилл Суслов 1987 года рождения – в чем его обвиняют, неизвестно, потому что материалы дела засекречены.

Вокруг Украины

В пятницу выяснилось, что Лавров и Блинкен договорились в Стокгольме о переговорах между Путиным и Байденом: они пройдут по видеосвязи, предположительно, 7 декабря. Политолог Федор Крашенинников говорит, что сам факт проведения такой встречи для Путина уже успех (ему почему-то крайне важно быть «успешным переговорщиком», без которого ни одна проблема в мире не решается – пусть даже он сам эти проблемы и создает). По мнению политологов Андрея Колесникова и Александры Филиппенко, ни к каким реальным результатам эта встреча не приведет, но ее следует приветствовать просто потому, что дальше ухудшать отношения между Россией и США уже некуда. Реальной целью военных маневров Путина у границ Украины все трое считают дестабилизацию обстановки в этой стране. (Например: в пятницу бывший глава офиса Зеленского Андрей Богдан обвинил украинские спецслужбы и «Вовчика» в попытке взлома его телеграма – чем больше будет подобных новостей из Киева, тем лучше для Путина.)

Джо Байден, со своей стороны, анонсировал инициативы, направленные на поддержку Киева.

«Медуза» выяснила, кого ФСБ обвиняет в диверсионно-подрывной деятельности в интересах Украины: это 23-летний специалист по кофе из Киева и семья из села Перепельники Тернопольской области – отец, сын и мать, работавшая школьной учительницей.

В Беларуси

Минский городской суд приговорил мать пятерых детей Ольгу Золотарь к четырем годам колонии общего режима по обвинению в создании «экстремистских формирований» (имеются в виду дворовые чаты). Золотарь находится в неволе с 18 марта. Кроме того, соцсети белорусской службы Радио Свобода признаны «экстремистскими материалами», а концерты к Международному дню памяти жертв Холокоста, которые должны были пройти в Минске, отменены по жалобе гражданина Ивана Никифорова, в которой тот утверждает, что средства от этих концертов «идут на поддержку оппозиционных организаций (например, гродненский хоспис)».

Русская служба «Би-би-си» проследила за судьбой белорусов, которых задерживают в России по делам, связанным с протестами: с августа 2020 года было арестовано по меньшей мере 20 человек. Официально Россия экстрадировала только чемпиона мира по кикбоксингу Алексея Кудина (в Минске его заставили извиниться под запись и посадили на 2,5 года), но многих доставляют домой бандитскими способами, а остальных по полгода держат в российских СИЗО.

Вокруг света

ОЗХО приняла документ, открывающий дорогу к запрету использования в правоохранительных целях «химикатов в аэрозольной форме, воздействующих на центральную нервную систему». Россия активно этому сопротивлялась: шаги по запрещению таких веществ ОЗХО стала предпринимать после штурма театрального центра на Дубровке, когда газ на основе фентанила стал причиной гибели более ста заложников. Вот подробности.

Афганские талибы выпустили указ о правах женщин: их нельзя принуждать к замужеству, а также расплачиваться ими за мирную сделку или отдавать в качестве компенсации за прекращение кровной вражды. Это все. О праве на работу и образование там ни слова.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 930. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 736 тысяч; официальное число жертв достигло к утру пятницы 278 857 человек (+1217 за сутки). Эти данные сильно расходятся с цифрами Росстата: по подсчетам ведомства, в октябре в России умерли 74 893 пациента с COVID-19, общая смертность в октябре 2021 года выросла на 20,3% по сравнению с октябрем 2020-го, за весь период пандемии от ковида умерли более 460 тысяч россиян.

Депутатам от «Единой России» раздали методички о том, как спорить с противниками вакцинации. Там много аргументов, в том числе такой: при Сталине вас бы расстреляли, при Хрущеве посадили, а при Брежневе отправили бы в психушку.

Появились первые свидетельства того, что штамм «омикрон» обходит естественный иммунитет, возникший у переболевших. Сколько еще будет этих мутаций коронавируса, здесь рассказывает генетик Дмитрий Прусс.

Financial Times утверждает, что главным бенефициаром пандемии стала фармацевтическая компания Pfizer. ВОЗ и бедные страны обвиняют фармгиганта в бесчеловечности и аморальной жажде наживы.

Ссылки для чтения

  • (Не)польские писатели. К дню рождения Джозефа Конрада – эссе Виктора Лапшина о его жизни и книгах. Или рассказ о виленском кружке филоматов, из которого в начале XIX века родилась – ни много, ни мало – новая польская культура.
  • (Не)советские литературные легенды. Монолог Виктора Голышева о романе Оруэлла «1984», работе над его переводом и переводе вообще. Или история нью-йоркского ресторана “Русский самовар”, основанного бывшим ленинградцем Романом Капланом и ставшего на некоторое время центром эмигрантской культуры.
  • Мировоззренческое. Беседа с американским биологом Ли Аланом Дугаткиным, который, будучи последователем Петра Кропоткина, пытается показать биологическую обоснованность альтруизма и взаимопомощи. Или фрагмент из книги Марка Юргенсмейера ««Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во «НЛО»), в котором рассказывается о теракте, совершенном Барухом Гольдштейном в Пещере Патриархов, и о его последствиях для евреев и арабов.
  • Архитектура и дизайн. Отрывок из книги Дмитрия Козлова «Клином красным бей белых» (изд-во ЕУ СПб), посвященной исследованию композиции из круга и клина, которая лежит в основе одноименного плаката Лазаря Лисицкого – о том, как круг и клин задавали тон авангардной архитектуре. Или фрагмент из книги Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня» (изд-во «Гаража») – о взаимопроникновении локального и глобального контекстов.
  • Музыка. Беседа с композитором Алексеем Сысоевым, автором музыки к спектаклям Кирилла Серебренникова и лауреатом «Золотой маски». Или отрывок из книги американского композитора-экспериментатора Элвина Люсье «Музыка 109» (Jaromir Hladik press) – Люсье умер 1 декабря.
  • Кровь и почва. Рассказ о том, как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией и, похоже, нашли – с помощью генетиков. Или путеводитель по разным типам почв.

Искренне ваши,
Семь Сорок

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Так, друзья — сегодня будет пост с несколькими интересными фотоснимками советских очередей и небольшой рассказ о том, как в СССР народ гонялся перед Новым годом за дефицитом. Сейчас в это трудно поверить, но все составляющие советского новогоднего стола приходилось «доставать» чуть ли не за несколько месяцев до праздника. Причём речь идёт о достаточно банальных ингридиентах — зелёном горошке, консервированной кукурузе, консервированных крабах (позже — крабовых палочках), сырокопчёной колбасе и прочем подобном, что в наши дни в любом количестве можно купить даже в самом захудалом магазине.

И ещё один важный момент — советская «плановая» торговля не могла обеспечить население необходимым количеством даже таких простых продуктов. То есть тот факт, что вы отстояли очередь — далеко не гарантировал вам то, что вы обязательно получите товар на руки — часто он мог закончится перед самым носом, и тогда вы уходили из магазина с пустыми руками, пишет Максим Мирович в Facebook.

Итак, в сегодняшнем посте — несколько фотографий советской погони за дефицитом.

Видео дня

02. Очередь за тортами, снимок восьмидесятых годов. Как правило, хорошие хозяйки пекли торты сами (наполеон, лимонник, слоёный со сметанным кремом и так далее), но некоторые покупали торты в магазине. Советские покупные торты были, как правило, кислотных цветов (с жуткими яркими розочками) и с невероятно противным жирным маслянистым кремом, который ощущался на зубах как масло.

Ещё в ходу были наборы пирожных — их продавали в таких же картонных коробках, а состояли наборы из следующих пирожных — «грибочки», песочные корзинки с взбитым белковым кремом и мармеладкой сверху, «картошка» и нарезанный кружочками бисквит. В отличие от тортов, наборы были вполне годными и дефицитными, и купить их к новогоднему столу (домой или в гости) считалось удачей.

Новый год в СССР. Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

03. Помимо очередей в магазинах — ещё могли быть очереди и на улице, чаще всего за какими-нибудь фруктами. Такая очередь, кстати, показана в начале фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром» — там народ стоит за мандаринами, а люди на фото ниже стоят за каким-то мелкими яблоками — зимой это тоже был дефицит и редкость. Вообще иметь на новогоднем столе какие-нибудь фрукты считалось редкой удачей.

Новый год в СССР. Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

04. За новогодним дефицитом стояли также и на рынках — в Минске гигантские очереди выстраивались на Комаровском рынке, стояли за мясом (в основном — жирная свинина с салом и шкурой), за курами (когда те бывали, это бывало не так часто), за какими-нибудь колбасами или рыбой. Фото ниже потрясающе передаёт выражение лиц и настоение всех стоящих в подобной советской очереди.

Новый год в СССР. Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

05. Ещё постоянно стояли в очереди за сырокопчёной колбасой, называемой «сервелат» — советская сырокопченая колбаса пахла железнодорожными шпалами и продавалась ненарезанной, целыми «палками». Как правило, в обычное время сервелат практически невозможно было «достать», перед Новым годом его «выбрасывали» на прилавки. Удачей считалось урвать 2-3 палки колбасы — в этом случае 1-2 палки можно было отнести кому-нибудь в подарок или выменять на что-то другое дефицитное.

Вот этот снимок везде подписан как «очередь за кобасой», но знающие люди подсказывают, что длинные штуки слева — не сервелат, а огурцы. Впрочем, колбасные очереди отличались не сильно.

Новый год в СССР. Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

06. При различных советских предприятиях существовали так называемые «спецмагазины», где могли отовариваться сотрудники только этого предприятия — в такие магазины перед Новым годом часто завозили дефицитные продукты — например, зелёный горошек, консервированную кукурузу в банках, какие-нибудь мясные консервы или красную зернистую икру.

Отовариваться в таких магазинах можно было только предъявив спецпропуск предприятия — на фото запечатлён как раз этот момент, причём покупатель показывает сразу два пропуска, чтобы приобрести товар за себя и за жену.

Новый год в СССР. Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

07. А вот покупки чего-то по талонам, вероятнее всего — чего-то типа разливной сметаны (судя по поллитровым баночкам). Фото конца 1980-х годов. Майонез в СССР продавали только в закрытых стеклянных баночках, и его невозможно было ничем разбавить. А вот разливную сметану разбавляли весьма часто — она в СССР была всегда по консистенции как густой кефир.

Новый год в СССР. Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

08. Те, кто приходил в магазины позже, когда толпа уже разбирала «дефицит» — чаще всего натыкался на пустые полки. Обычно перед Новым годом сметали всё.

Новый год в СССР. Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

09. За промтоварами, которые брали в подарок — тоже были очереди. Без очереди можно было купить только какие-нибудь советские эмалированные миски, тёрки и экстракт «хвойный» для ванн, а вот хорошую обувь, хорошие и недорогие часы, какие-нибудь красивые импортные платки и прочее подобное — разметали на подарки очень быстро.

Новый год в СССР. Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

10. Пустые полки обувного магазина:

Новый год в СССР. Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

11. Пустые вешалки в отделе одежды универмага:

Новый год в СССР. Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

12. Во всё этой истории меня больше всего умиляют рассказы фанатов СССР, которые называют совок каким-то там «социальным государством». Да это было на самом деле самое что ни на есть «асоциальное» государство — те, кто не успевал или по физическому состоянию не мог отстоять длиннющие очереди за дефицтом — вынужден был праздновать Новый год буквально ни с чем…

Новый год в СССР. Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

Стояли в новогодних очередях за дефицитом?

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказ для пятого класса
  • Рассказ дмитриева какие птицы бывают читать
  • Рассказ для чтения по слогам для начинающих читать детей
  • Рассказ для чего нужны этимологические словари
  • Рассказ для шестого класса