Рассказ дмитриева какие птицы бывают читать

Однажды, когда художник пришл в лес и встретил лесовичка, тот спросил: хочешь, я тебе расскажу, что со мной недавно

Однажды, когда художник пришёл в лес и встретил лесовичка, тот спросил:

— Хочешь, я тебе расскажу, что со мной недавно случилось?
— Конечно, хочу, ты интересно рассказываешь,— ответил художник.
— В лес ко мне приходят люди,— начал лесовичок.— Люди бывают всякие — одни хорошие, и их я люблю, помогаю, если надо. Кому грибное местечко незаметно покажу, кого на малинник или на ягодную поляну выведу. Но бывают люди и плохие — рвут цветы, жгут костры, ломают деревья, обижают лесных жителей. С такими я строг. Кого пугну диким голосом, на кого комаров напущу, а кого и в чащобу заведу. Конечно, потом помогу выбраться, но для острастки — пусть поплутают. Но это я так, к слову. Рассказать-то хочу о другом.

Повадились ходить ко мне трое — уж такие хорошие, такие добрые — не передать. Никого не обижают, ничего не рвут и не ломают, только целыми днями птичками любуются, слушают их пенье да что-то пишут у себя в тетрадках. Ну пусть пишут, раз им так надо. Потом пошли искать гнёзда. Но нет, ничего плохого они птицам не делали — так это вежливо, осторожненько подходили к гнёздам, птиц не пугали, а только всё в тетрадочки, всё в тетрадочки что-то пишут. Ну, от писания-то ничего плохого лесным жителям не делается, я и спокоен. И уж так успокоился, что перестал смотреть за этими людьми. Только однажды ночью обхожу свои владения, время как раз горячее, тревожное — у птиц в гнёздах птенцы появились, тут глаз да глаз нужен. И вдруг вижу — народу полно. А те трое, вежливые да тихие,— командуют этими людьми. И что же, ты думаешь, они делают? Птиц ловят! Прямо на гнёздах, представляешь? Вот для чего они всё высматривали да всё записывали: где какие гнёзда, да кто в них живёт, да какие там птенцы. А теперь привели товарищей и стали ловить птиц. Да не просто ловить — забирать вместе с гнёздами и птенцами или яйцами. Люди накрывали сетями гнездо, укладывали в ящики или в клетки, потом грузили всё на машины — ведь и машины специально пригнали! — и увозили куда-то. Ну, настоящий грабёж! Разбой! Ох и разозлился же я! От злости не знал, что и делать! Позвать медведей, волков, змей? Пусть они расправятся с грабителями и разбойниками! Но пока я собирался это сделать — грабители собрали свои сети и умчались на машинах.

Стал я осматривать места, где были гнёзда. Всё забрали — и птиц, и птенцов, и гнёзда. Правда, не всех — брали с разбором. Вроде бы так получалось: где гнёзд мало — не трогали. У меня отлегло немного от сердца. Но всё равно я был очень зол. Во-первых, жалко было мне моих птичек — как-то живётся им в неволе? Во-вторых, ведь погибнут птенцы — их же надо выкармливать как следует. А в клетках разве выкормить? И ещё было мне очень обидно: поверил я тем людям, даже вроде и полюбил их. И вдруг — такой обман. «Ну,— думаю,— только придите ко мне в лес, я вам покажу!» Но они больше не приходили, будто чувствовали, что теперь им тут несдобровать.

Прошло время, уж не помню сколько — месяц или около того. Во время очередного обхода вдруг слышу голос горихвостки. «Интересно,— думаю,— что бы это значило?» Подхожу — сидит знакомая горихвостка. И не просто знакомая, а та самая, гнездо которой было на этом месте и которую увезли ночные разбойники вместе с птенцами.

«Как же ты вырвалась на волю?» — спрашиваю.
«Я не вырывалась, меня отпустили»,— отвечает.
«За какие такие заслуги?» — опять спрашиваю.
«Ни за какие,— отвечает горихвостка,— нас всех отпустили».
«А зачем тогда ловили?»
«А вот зачем!» — услышал я сзади чей-то голосок. Оглянулся — знакомый зяблик. А вокруг — полно птиц, и все — знакомые, все те, кого поймали той страшной ночью и увезли неизвестно куда.
«Ну,— говорю я им,— не галдеть, а рассказывать. Всё точно и по порядку». Уселись пичуги вокруг меня и стали рассказывать. И вот что я выяснил.

Где-то, не знаю точно где, но далеко отсюда, задумали люди посадить лес. Дело хорошее, конечно, но ведь и непростое. Вот посадили они деревья. А деревья погибли. Тогда кто-то вспомнил, что лес не может быть без грибов. Привезли из лесу земли — в такой земле всегда есть маленькие-маленькие споры грибов — это вроде семян. Из этих спор проросла грибница, и деревьям стало жить легче. Но всё равно плохо: очень уж докучали им насекомые. Насекомые, конечно, нужны в лесу. Но когда их становится слишком много, может произойти то, что произошло на твоей картинке — съедят они весь лес.

— Надо было привезти птиц! — воскликнул художник.
— Верно! Стали ловить и привозить в тот лес птиц. А птицы в нём жить не хотели. Вроде и лес хороший, и мест для гнёзд сколько угодно. А не хотели жить в нём птицы. И тогда вспомнили люди, что птицы живут только в том лесу, где появились на свет и выросли. И вот что придумали люди — стали отлавливать птиц и перевозить в новый лес вместе с гнёздами. Птицы очень хорошие родители— птенцов своих бросают редко. И на новом месте, в новом лесу, не бросали своих птенцов. Но когда птенчики подросли и стали самостоятельными — тут уж все птицы-родители дружно отправились в родной лес. А подросшие птенцы остались. Ведь новый лес стал им родным — они там выросли. Вот так и заселили люди птицами лес. И теперь ему уж не страшны насекомые — птицы всегда начеку.

— Значит, хорошее дело люди сделали? — спросил художник.
— Конечно, хорошее.
— Значит, зря ты на них сердился?
— Так ведь люди-то умнее любых лесовичков стали.

  • Следующая сказка → Юрий Дмитриев — Синий шалашик
  • Предыдущая сказка → Юрий Дмитриев — Про кота

Читать сказку «Юрий Дмитриев — Как обманули птиц» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

Многие ученые все больше внимания обращают на глаза птиц, все внимательнее присматриваются к их зрению. Глаза птиц действительно необычные — очень большие (у мелких птиц равны по величине головному мозгу), очень острые (некоторые видят на значительном расстоянии даже мелкие предметы; есть птицы, которые замечают детали, едва различаемые людьми в сильное увеличительное стекло). Это все, конечно, очень интересно, но вряд ли имеет отношение к ориентации и навигации. Скорее к этим проблемам могут иметь отношение другие особенности птичьего зрения.

Известно, что человек способен внимательно рассматривать одновременно лишь один предмет в пространстве. Птицы же, благодаря некоторым особенностям строения глаз, способны одинаково ясно видеть одновременно все предметы, расположенные вдоль горизонта. Это, безусловно, может помочь ориентированию, но лишь в том случае, когда птица пользуется наземными ориентирами.

Для ориентации по солнцу такое «приспособление» вряд ли годится.

Глядя на движущийся предмет, мы обычно определяем его движение по отношению к другим, неподвижным или движущимся с иной скоростью предметам. Солнце же движется по «пустому» небосводу (облака, естественно, не в счет), и определить скорость его движения по отношению к чему-нибудь просто невозможно. Тем более, казалось бы, невозможно сделать это летящей птице. В то же время птице важно не просто движение солнца, а малейшее его отклонение, потому что для грубой ориентации (север-юг, запад-восток) достаточно просто присутствие солнца, а для того, чтобы выбрать точный курс, нужно учитывать малейшие его изменения в небе. Тут нужен очень точный «прибор». Таким прибором многие ученые и считают глаза птицы.

На сетчатке глаза у птицы есть небольшие ямки. Когда изображение попадает в такую ямку, оно изменяет свою форму, а потом птица снова видит этот предмет неизменным. Чтобы было понятнее, вспомним оконное стекло, на котором имеются неровности или мелкие вздутия. В тот момент, когда люди или машины, движущиеся за стеклом, оказываются против этого дефектного участка стекла, их изображение искажается — вытягивается или сужается. Но вот мы видим их уже сквозь другой участок стекла, и искажений нет. Так деформируется изображение, попадающее на участок сетчатки птиц, где находятся ямки. Искажение длится очень недолго, но этого времени хватает птицам, чтобы по мгновенному деформированию солнечного диска определить даже минимальный сдвиг его на небосводе. (В опытах Мэтьюза голубю нужно было 20 секунд, чтобы, ориентируясь по солнцу, выбрать правильное направление.)

Однако это лишь предположение того, какой «прибор» помогает птицам ориентироваться. Есть и другое, тоже связанное с необычным строением глаз птицы.

Давно известно, что в глазу птицы, в нижней его части, имеется «посторонний предмет». Это относительно толстая складка, густо пронизанная кровеносными сосудами. Складка имеет форму гребня или мехов гармоники. Она так и называется — гребень. Гребень — слепое пятно, на нем нет светочувствительных клеток. Зачем природе понадобилось так ослаблять зрение птиц — непонятно. Да и ослабляет ли гребень зрение? Природа не настолько расточительна, чтобы делать что-то несуразное. Значит, этот гребень зачем-то нужен. Но вот зачем? Сейчас пока достоверно известно одно: он снабжает сетчатку глаза кислородом и питательными веществами. А предположительно — помогает еще и ориентироваться. Во всяком случае, в экспериментах голуби, лишенные возможности пользоваться при возвращении домой этим «слепым пятном», с большим трудом находили дорогу.

Но может быть и другое.

Американские ученые проделали такой опыт: ночью они ярко осветили голубиное гнездо, где находились еще слепые и, естественно, еще неоперившиеся птенцы. Тем не менее они очень бурно прореагировали на свет. Но ведь они его не видели! Или все-таки видели? Чтобы проверить это, птенцам надели на головы светонепроницаемые колпачки. Тем не менее они продолжали реагировать на вспышки. Тогда колпачки сняли, а самих птенцов прикрыли таким образом, чтобы свет не попадал на их тела. И птенцы перестали реагировать на вспышки.

Исходя из этого, ученые сделали вывод, что птицы «видят свет» кожей. Если это действительно так, то, возможно, «видение кожей» помогает им ориентироваться в полете?

А может быть, и не это, а совсем другое? Американские ученые считают, что у птиц имеется, по крайней мере, два «органа» или «прибора», помогающие им ориентироваться. Один — зрительная, солнечно-компасная ориентация. Ею птицы пользуются в том случае, если могут ориентироваться по солнцу или по звездам. Другой — запасной, которым птицы пользуются, когда не могут из-за облачности использовать первую систему. Тогда в дело вступает магнитная ориентация. «Прибор», воспринимающий магнитные явления, по мнению ученых, — это кровеносная система. В крови животных имеются красные кровяные шарики, содержащие железо, а вся кровь — отличный электролит.

Но это тоже одна из интересных, но, увы, пока не подтвержденных гипотез.

А пока перелеты птиц по-прежнему остаются великой загадкой природы и, как пишет В. Р. Дольник, «для того, чтоб открыть секрет точной и удивительно гибкой системы птичьей ориентации, надо узнать что-то совсем новое, чего мы совсем не знаем. Что-то удивительное…»

Проблемы спасения

Природа будет ограждена от опасности

только в том случае, если человек хоть немного

полюбит ее потому, что она прекрасна, и потому,

что он не может жить без красоты, какова бы

ни была та форма ее, к которой он по своей культуре

и интеллектуальному складу наиболее восприимчив.

Ибо и это — неотъемлемая часть человеческой души.

Жан Дорст

Ради мяса, ради перьев, ради развлечения…

В Соединенных Штатах Америки, в штате Висконсин, установлена необычная мемориальная бронзовая доска. На ней написано: «В память последнего висконсинского странствующего голубя, убитого в Баблоне в сентябре 1899 года. Этот вид вымер из-за алчности и легкомыслия людей».

Доска установлена на месте, где в 1899 году был убит последний странствующий голубь.

Мы уже говорили о преклонении людей перед птицами и о почитании их, о приручении и одомашнивании, об изучении и открытии новых видов, о стремлении проникнуть в птичьи тайны и о многом другом. Как видим, отношения достаточно многообразны, в жизни людей птицы занимают и занимали достаточно большое место. Но, пожалуй, основным в отношениях было (и сейчас еще кое-где остается) истребление пернатых соседей по планете. Иногда это происходит целенаправленно и имеет даже веские основания и аргументы (нередко ошибочные), чаще — не совсем осознанно и без всяких аргументов. Иными словами, в отношении людей к птицам господствовали, как точно сказали американские орнитологи, «алчность и легкомыслие».

Читать дальше

Юрий Дмитриев Соседи по планете: Птицы

  • Название:

    Соседи по планете: Птицы

  • Автор:

  • Издательство:

    Детская литература

  • Жанр:

    sci_zoo / Природа и животные / Детская образовательная литература / на русском языке

  • Год:

    1984

  • Город:

    Москва

  • Язык:

    Русский

  • Рейтинг книги:

    5 / 5

  • Избранное:

    Добавить книгу в избранное

  • Ваша оценка:

Соседи по планете: Птицы: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Соседи по планете: Птицы»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Книга «Соседи по планете» повествует о многообразных и очень сложных отношениях между людьми и пернатыми, населяющими «пятый океан» планеты. Принимая «парад» представителей различных отрядов пернатых, читатель знакомится с наиболее интересными птицами. Книга построена на новейших данных современной науки. Эта книга — о птицах. Люди уже очень много знают о них, но все же немало еще остается тайной. Не до конца понятны птичьи перелеты, способы ориентации и навигации птиц, их «язык» и многое другое. Появились и новые проблемы: надо приручать и одомашнивать диких птиц, создавать фермы для разведения полуприрученных птиц, надо спасать наших пернатых соседей по планете. Причем спасать не только от браконьеров, но и от загрязнения водоемов, от «факторов тревоги», от наступления людей на исконные места обитания и т. п. Не еще понимают, какую огромную роль играют в жизни планеты птицы, как важен каждый вид, какие страшные последствия могут быть от исчезновения птиц в тех или иных местах. Поэтому орнитологи — люди, изучающие птиц, должны срочно разрешить множество сложнейших, неотложных проблем. Об этих проблемах и о научном подвиге, об удивительных открытиях и еще нерешенных загадках и, конечно же, о самих птицах рассказывает книга Юрия Дмитриева. Это — четвертая книга о наших соседях по планете. Первая была посвящена насекомым, вторая — земноводным пресмыкающимся; третья — млекопитающим. Четвертая книга посвящается птицам — животным, которые играют очень важную роль в жизни нашей планеты. Насекомых на земле около миллиона видов — по крайней мере столько сейчас известно ученым. Вероятно, неизвестно еще столько же, а возможно — и больше. Земноводных — более 2000 видов, пресмыкающихся — около 6000. Сейчас на земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих, около 8600 видов птиц. Не менее 60 000 видов паукообразных, червей, многоножек живет на земле. А ведь есть еще самые близкие наши соседи по планете — домашние животные. О них будет рассказано в следующей книге. За книги «Соседи по планете» автор в 1982 г. был удостоен Международной Европейской премии.

Юрий Дмитриев: другие книги автора

Кто написал Соседи по планете: Птицы? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Соседи по планете: Птицы — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Соседи по планете: Птицы», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

sci_zoo adv_animal child_education Юрий Дмитриевич Дмитриев Соседи по планете: Птицы

Книга «Соседи по планете» повествует о многообразных и очень сложных отношениях между людьми и пернатыми, населяющими «пятый океан» планеты. Принимая «парад» представителей различных отрядов пернатых, читатель знакомится с наиболее интересными птицами. Книга построена на новейших данных современной науки.

Эта книга — о птицах. Люди уже очень много знают о них, но все же немало еще остается тайной. Не до конца понятны птичьи перелеты, способы ориентации и навигации птиц, их «язык» и многое другое. Появились и новые проблемы: надо приручать и одомашнивать диких птиц, создавать фермы для разведения полуприрученных птиц, надо спасать наших пернатых соседей по планете. Причем спасать не только от браконьеров, но и от загрязнения водоемов, от «факторов тревоги», от наступления людей на исконные места обитания и т. п. Не еще понимают, какую огромную роль играют в жизни планеты птицы, как важен каждый вид, какие страшные последствия могут быть от исчезновения птиц в тех или иных местах. Поэтому орнитологи — люди, изучающие птиц, должны срочно разрешить множество сложнейших, неотложных проблем.

Об этих проблемах и о научном подвиге, об удивительных открытиях и еще нерешенных загадках и, конечно же, о самих птицах рассказывает книга Юрия Дмитриева.

Это — четвертая книга о наших соседях по планете. Первая была посвящена насекомым, вторая — земноводным и пресмыкающимся; третья — млекопитающим. Четвертая книга посвящается птицам — животным, которые играют очень важную роль в жизни нашей планеты.

Насекомых на земле около миллиона видов — по крайней мере столько сейчас известно ученым. Вероятно, неизвестно еще столько же, а возможно — и больше.

Земноводных — более 2000 видов, пресмыкающихся — около 6000. Сейчас на земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих, около 8600 видов птиц. Не менее 60 000 видов паукообразных, червей, многоножек живет на земле. А ведь есть еще самые близкие наши соседи по планете — домашние животные. О них будет рассказано в следующей книге.

За книги «Соседи по планете» автор в 1982 г. был удостоен Международной Европейской премии.

ru ru Izekbis ABBYY FineReader 11, FictionBook Editor Release 2.6.6, Book Designer 5.0, Fiction Book Investigator 30.04.2016 Скан: LenAlis ABBYY FineReader 11 BD-F52874-2881-914F-92BC-F814-72E3-A4C870 1

OCR, fb2 V 1.0 — Izekbis.

Соседи по планете: Птицы Детская литература Москва 1984 Оформление и макет Ольги Кондаковой Художники Владимир Лаповок, Ольга Кондакова Научный редактор доктор биологических наук Р. Л. Беме Ответственный редактор В. И. Болотников Художественный редактор Б. А. Дехтерёв Технический редактор Т. Д. Юрханова Корректоры Л. И. Дмитрюк и Э. Л. Лофенфельд Фото

Юрий Дмитриевич Дмитриев

Соседи по планете: Птицы

ЭТО — ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА О НАШИХ СОСЕДЯХ ПО ПЛАНЕТЕ. ПЕРВАЯ БЫЛА ПОСВЯЩЕНА НАСЕКОМЫМ, ВТОРАЯ — ЗЕМНОВОДНЫМ И ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ; ТРЕТЬЯ — МЛЕКОПИТАЮЩИМ. ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА ПОСВЯЩАЕТСЯ ПТИЦАМ — ЖИВОТНЫМ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.

НАСЕКОМЫХ НА ЗЕМЛЕ ОКОЛО МИЛЛИОНА ВИДОВ — ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ СТОЛЬКО СЕЙЧАС ИЗВЕСТНО УЧЕНЫМ. ВЕРОЯТНО, НЕИЗВЕСТНО ЕЩЕ СТОЛЬКО ЖЕ, А ВОЗМОЖНО — И БОЛЬШЕ.

ЗЕМНОВОДНЫХ — БОЛЕЕ 2000 ВИДОВ, ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ — ОКОЛО 6000. СЕЙЧАС на земле ОБИТАЕТ ПРИМЕРНО 3500 ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ, ОКОЛО 8600 ВИДОВ ПТИЦ. НЕ МЕНЕЕ 60 000 ВИДОВ ПАУКООБРАЗНЫХ, ЧЕРВЕЙ, МНОГОНОЖЕК ЖИВЕТ НА ЗЕМЛЕ. А ВЕДЬ ЕСТЬ ЕЩЕ САМЫЕ БЛИЗКИЕ НАШИ СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ — ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. О НИХ БУДЕТ РАССКАЗАНО В СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГЕ.

За книги «Соседи по планете» автор в 1982 г. был удостоен Международной Европейской премии.

Фото

СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ

…Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете —

мы экипаж одного корабля.

Читать дальше

Похожие книги на «Соседи по планете: Птицы»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Соседи по планете: Птицы» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Обсуждение, отзывы о книге «Соседи по планете: Птицы» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

sci_zoo adv_animal child_education Юрий Дмитриевич Дмитриев Соседи по планете: Птицы

Книга «Соседи по планете» повествует о многообразных и очень сложных отношениях между людьми и пернатыми, населяющими «пятый океан» планеты. Принимая «парад» представителей различных отрядов пернатых, читатель знакомится с наиболее интересными птицами. Книга построена на новейших данных современной науки.

Эта книга — о птицах. Люди уже очень много знают о них, но все же немало еще остается тайной. Не до конца понятны птичьи перелеты, способы ориентации и навигации птиц, их «язык» и многое другое. Появились и новые проблемы: надо приручать и одомашнивать диких птиц, создавать фермы для разведения полуприрученных птиц, надо спасать наших пернатых соседей по планете. Причем спасать не только от браконьеров, но и от загрязнения водоемов, от «факторов тревоги», от наступления людей на исконные места обитания и т. п. Не еще понимают, какую огромную роль играют в жизни планеты птицы, как важен каждый вид, какие страшные последствия могут быть от исчезновения птиц в тех или иных местах. Поэтому орнитологи — люди, изучающие птиц, должны срочно разрешить множество сложнейших, неотложных проблем.

Об этих проблемах и о научном подвиге, об удивительных открытиях и еще нерешенных загадках и, конечно же, о самих птицах рассказывает книга Юрия Дмитриева.

Это — четвертая книга о наших соседях по планете. Первая была посвящена насекомым, вторая — земноводным и пресмыкающимся; третья — млекопитающим. Четвертая книга посвящается птицам — животным, которые играют очень важную роль в жизни нашей планеты.

Насекомых на земле около миллиона видов — по крайней мере столько сейчас известно ученым. Вероятно, неизвестно еще столько же, а возможно — и больше.

Земноводных — более 2000 видов, пресмыкающихся — около 6000. Сейчас на земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих, около 8600 видов птиц. Не менее 60 000 видов паукообразных, червей, многоножек живет на земле. А ведь есть еще самые близкие наши соседи по планете — домашние животные. О них будет рассказано в следующей книге.

За книги «Соседи по планете» автор в 1982 г. был удостоен Международной Европейской премии.

ru ru Izekbis ABBYY FineReader 11, FictionBook Editor Release 2.6.6, Book Designer 5.0, Fiction Book Investigator 30.04.2016 Скан: LenAlis ABBYY FineReader 11 BD-F52874-2881-914F-92BC-F814-72E3-A4C870 1

OCR, fb2 V 1.0 — Izekbis.

Соседи по планете: Птицы Детская литература Москва 1984 Оформление и макет Ольги Кондаковой Художники Владимир Лаповок, Ольга Кондакова Научный редактор доктор биологических наук Р. Л. Беме Ответственный редактор В. И. Болотников Художественный редактор Б. А. Дехтерёв Технический редактор Т. Д. Юрханова Корректоры Л. И. Дмитрюк и Э. Л. Лофенфельд

Юрий Дмитриевич Дмитриев

Соседи по планете: Птицы

ЭТО — ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА О НАШИХ СОСЕДЯХ ПО ПЛАНЕТЕ. ПЕРВАЯ БЫЛА ПОСВЯЩЕНА НАСЕКОМЫМ, ВТОРАЯ — ЗЕМНОВОДНЫМ И ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ; ТРЕТЬЯ — МЛЕКОПИТАЮЩИМ. ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА ПОСВЯЩАЕТСЯ ПТИЦАМ — ЖИВОТНЫМ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.

НАСЕКОМЫХ НА ЗЕМЛЕ ОКОЛО МИЛЛИОНА ВИДОВ — ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ СТОЛЬКО СЕЙЧАС ИЗВЕСТНО УЧЕНЫМ. ВЕРОЯТНО, НЕИЗВЕСТНО ЕЩЕ СТОЛЬКО ЖЕ, А ВОЗМОЖНО — И БОЛЬШЕ.

ЗЕМНОВОДНЫХ — БОЛЕЕ 2000 ВИДОВ, ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ — ОКОЛО 6000. СЕЙЧАС на земле ОБИТАЕТ ПРИМЕРНО 3500 ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ, ОКОЛО 8600 ВИДОВ ПТИЦ. НЕ МЕНЕЕ 60 000 ВИДОВ ПАУКООБРАЗНЫХ, ЧЕРВЕЙ, МНОГОНОЖЕК ЖИВЕТ НА ЗЕМЛЕ. А ВЕДЬ ЕСТЬ ЕЩЕ САМЫЕ БЛИЗКИЕ НАШИ СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ — ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. О НИХ БУДЕТ РАССКАЗАНО В СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГЕ.

За книги «Соседи по планете» автор в 1982 г. был удостоен Международной Европейской премии.

СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ

…Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете —

мы экипаж одного корабля.

Антуан де Сент-Экзюпери

ВНИМАНИЕ! В ПОСТАНОВКЕ И РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ УЧАСТВУЮТ:

Об этих птицах ты прочитаешь на страницах, указанных в алфавитном указателе черными цифрами и увидишь их на таблицах, обозначенных синими цифрами[1].

А

АИСТЫ 53, 72, 73, 74, 77, 96, 98, 103, 105, 185-189

белобрюхий 78

белый 187, 9

разиня 188

черный 187, 9

АРГУС 231, 35

АЛЬБАТРОСЫ 171, 172, 3

белоспинный 118, 171

галапагосский 172,

королевский 172

странствующий 171, 172, 3

темноспинный 171, 172, 3

Б

БАКЛАНЫ 47, 71, 96, 178, 179, 182, 5

галапагосский 178

очковый (стеллеров) 118

розовый 178

БАЛОБАН (сокол) 209, 22

БЕКАС 99

БЕРКУТ 47, 197, 198, 12

БОРОДАЧ (ягнятник) 70, 203, 204

БУЙВОЛОВА ПТИЦА 300

БУЙВОЛОВАЯ ПТИЦА 302

БУРЕВЕСТНИКИ 104, 109, 172–174, 3

арктический 173

бермудский 59

гигантский 172, 3

китовый 173

малый 173, 174

Мерфи 58, 59

снежный 173

тонкоклювый 173

утконосый 173

В

ВАРАКУШКА 287, 41

ВЕРТИШЕЙКА 94, 103, 274, 38

ВИТЮТЕНЬ (вяхирь) 251

ВОРОБЬИ 22, 83, 84, 127, 142, 298–300

домовый 299, 42

земляной 300

каменный 300

полевой 300, 42

пустынный 300

саксаульный 300

черногрудый 300

ВОРОН 23, 26, 27, 30, 31, 53, 39

ВОРОНА 83, 86, 97, 103, 106, 142, 39

ВЬЮРКИ 42

гималайский 295

древесный дятловый 296

канареечный 295

кокосовый 296

красношапочный 295

сибирский 295

славковый 296

ВЫПЬ

большая 184, 185, 6

малая 185, 6

Г

ГАГИ 124–126, 147, 244, 245

лабрадорская 118

обыкновенная 244, 14

ГАГАРЫ (гагарки) 133, 134, 166–168

краснозобая 166, 168, 4

полярная 167, 4

чернозобая 167, 4

ГАГАРКА БЕСКРЫЛАЯ 120, 121, 14

ГАЛКА 53, 84, 86, 142, 39

ГАРПИИ 197, 17

обезьяноед 197

ГЕККО 222

ГЛУПЫШИ 174

ГОАЦИНЫ 17, 218, 36 ГОГОЛЬ 141, 244, 13

ГОККО (древесные куры) 58, 36

ГОЛУБИ 27, 32, 33, 41–47, 83, 102, 103, 107, 108, 109, 115, 248–250

американский карликовый 250

бурый 249, 23

венценосный 250, 23

каролинский траурный 250

попугайный 249, 23

сизый 248, 249, 23

скалистый 249

странствующий 116, 121–123, 129

ГОРИХВОСТКА 92, 97, 98, 99, 103, 285, 40

ГОРЛИЦЫ 72, 249

кольчатая 249, 24

обыкновенная 249, 24

ГРАЧ 94, 96, 98, 142, 39

ГРИФЫ 70, 137, 203–205

белоголовый 205

бурый (монах) 205

индейка 206

королевский 206, 26

урубу 207

ушастый 203

черный 203, 205, 20

ГУАХАРО 260

ГУСИ 20, 23, 37–41, 52, 53, 95, 97, 103, 128, 144, 237

белый 78, 80, 239, 11

белолобый 239, 10

белошей 239, 240, 10

горный 240

гуменник 239

египетский 38, 39, 239, 10

куриный 240

пискулька 239

полулапчатый 234, 235

серый 38, 238, 10

сухонос 38, 238, 10

шпорцевый 240

Д

ДИКУША 226, 33

ДРОЗДЫ 55, 66, 90, 94, 96, 136, 42

белобровик 283, 284

деряба 88, 284

каменный синий 283, 284, 42

малый 283

певчий 283, 42

рябинник 283, 284, 42

черный 283, 284

ДРОНТ 117, 118

ДУБОНОС 296, 297

ДЯТЛЫ 27, 83, 86, 127, 270–274

белоклювый 140, 141

зеленый 23, 272, 38

красноголовый 273

медный 273

пампасный 273

пестрый большой 272, 38

пестрый малый 272, 38

рыжий 273, 274 т

трехпалый 273, 38

черный (желна) 273, 38

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

1 этап: Вводная часть

Игра на эмоциональный настрой  «Давайте порадуемся»

Чтение стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели…»

Цель: Сплочение группы, положительный настрой на деятельность.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.

Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети собираются вокруг воспитателя, становятся в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу.

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

.

Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Данное упражнение проведено с целью организации внимания детей.

Выполненный этюд формирует положительный настрой на предстоящую деятельность…

Результат организационного момента:

— дети включились в занятие;

— у детей сформировался стойкий интерес к происходящему;

2 этап: Основная часть НОД

Цель: совершенствовать умение различать и называть перелётных птиц.

  1. Закрепить знания о перелетных птицах. Закрепить обобщающие понятия.
  2. Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
  3. Развитие речевой активности, диалогической речи.
  4. Воспитание бережного отношения к природе.

Беседа с детьми.

Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают».

.

Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов.

 Воспитатель.

Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места?

Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.

 А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. 

Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

 Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Ответы детей.

Делают предположения

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Ответы детей.

Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Опираясь на картинки, дети называют птиц

Перелетные птицы: грачи, ласточки, аисты, соловьи, кукушки, чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи.

В тёплые страны, на юг.

Дети садятся на стульчики полукругом.

Показ слайдов.

Дети  устанавливают причинно-следственные связи.

Физкультминутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(воркует),

Воробей…(чирикает).

 «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Сценка «осенние разговоры»

Черепаха.

Слышишь, улитка? В дальние страны,

Ветер уносит птиц караваны. Видишь их? Взмыли они в небеса. Тихими станут наши леса. Как хорошо нам без их трескотни. В долгие ночи, зимние дни! Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь? Спряталась в домик. О чем ты грустишь?

Улитка.

Нет, Черепаха, зимою и летом, Я не скучаю в домике этом. Скромно живу и не знаю, бывает, Кто улетает, а кто прилетает. Что ж тут грустить? Но другие иначе…Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?

Лягушка.

Вот насмешили! Вот чудаки! Аист меня сторожил у реки. Он улетел, и, скажу вам, друзья, Только теперь успокоилась я. Квакаю громко и не боюсь, Что у него в животе окажусь. Слышите, каркает Ворон на ели? Ворон жалеет, что все улетели.

Ворон.

Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том? Здесь я остался лучшим певцом. Слушайте дивную песню мою. Сладок мой голос, когда я пою.

Заяц.

Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще? Певчие птицы нам пели послаще. Только они улетели на юг, Голо и тихо стало вокруг. Грустная осень пришла на поля, Снегом покроется наша земля. Лес золотой осыпает листву. Я одиноко и скучно живу.Птицы! Прошу, возвращайтесь скорей,

С вашими песнями станет теплей.

Дети активно включаются в игру.

Дети отвечают полным предложением.

Дети участвуют в театрализованной постановке.

Смена деятельности, направленная на предупреждение переутомления детей.

Игра на зрительную память и внимание

Дети берут маски своих героев для участия в театрализованной постановке.

Дети сидят на стульчиках и смотрят постановку.

3 этап: Итог НОД

  • Цель: выяснить, что запомнили на занятии, что понравилось, что узнали нового и интересного; развивать связную речь; формировать навыки самоконтроля, рефлексию.
  • Методы и приемы: беседа, подведение итогов.

О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

  1. «Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Ответы детей.

Дети дают оценку деятельности и полученной информации.

  • Рассказ для чтения по слогам для начинающих читать детей
  • Рассказ для чего нужны этимологические словари
  • Рассказ для шестого класса
  • Рассказ для ученика 2 класса о красоте неба
  • Рассказ для чтения 1 класс распечатать