Рассказ для выразительного чтения с разметкой текста

в настоящей статье выявляются и рассматриваются основные тенденции осмысления научно-методического опыта изучения басни как литературного жанра в начальной школе




В настоящей статье выявляются и рассматриваются основные тенденции осмысления научно-методического опыта изучения басни как литературного жанра в начальной школе

.



Ключевые слова:



басня, литературный жанр, драматизация, текст, язык, дидактика.

Основы методик и изучения жанра басни доложили такие классики отечественной педагогики, как К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров, В. Я. Стоюнин, В. П. Острогорский, В. П. Шереметьевский, Н. Н. Щепетова и др. И в современном учебном процессе сохранилось обоснованное имя позиционирование басни как жанра дидактической словесности, т. е. художественно оформленной поучительной литературы, которая излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи.

Сегодня в педагогической литературе обобщается опыт работы учителей-практиков, которые предлагают и другие подходы к изучению басен младшими школьниками (Г. Г. Митеханова, Н. Н. Каравайная, А. А. Пухлова, С. В. Ильенко, Е. Б. Иванова, Е. В. Потягайло, О. Л. Штукатурова и др.).

Одно из интересных и плодотворных направлений связано с использованием методического приёма драматизаций. Отмечается, что драматизация, позволяет детям лучше осмыслить истории басенных героев, предоставляет возможность прочувствовать отдельные сюжетные ситуации, басен, подготавливая роли, точнее понять главный замысел автора, его этическую позицию, что значимо для развития нравственных качеств личности [9, c.106].

В ряде публикаций современных исследователей-методистов чтению и анализу произведений басенного жанра стимулирует развития связной речной младших школьников, способствует формированию у них умения свободно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуальной ситуацией общений [8, c. 81].

На уроках в начальной школе выразительное чтение «наилучший путь в мир басен Крылова — чтение вслух, выразительное чтение. Дело в том, что читая их, мы в первую очередь слышим и голоса героев, и — главным образом голос самого автора, повествующего и о них и о нас, сколько бы далеко не уходили в прошлое Крылов и его басни» [3, c. 8].

В звучащем слове оживает голос самого автора — баснописца. Основная цель, которого — посмеяться над забавными героями, рассказать о своих переживаниях, указать на людские пороки. Для ее достижения используются обобщенные образы, которые представляют яркие, типичные характеры.

В жанровой поэтике присутствуют постоянные эпитеты, аллегории, зачины и повторы. И все это ярко предстает в звучащем слове [6, c.59].

А. А. Пухлова отмечает, что басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств. И констатирует, что основа изучения басенного жанра младшими школьниками — следующую принципы дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения [1, с.36].

В этом плане примечателен методический прием замены басенных выражений синонимичными (данная работа предлагается на этапе закрепления изученного материала в 3 классе, «Лебедь, рак и щука» А. И. Крылова). Дети находят синонимические выражения к таким словосочетаниям, как

авозу все нет ходу

(воз не двигается с места),

из кожи лезут вон

(очень стараются), объясняют понимание выражения «Да только воз и ныне там». Объяснения последнего выражения являются опорным для вопросов: что же помешало Лебедю, Щуке и Раку повести воз с поклажи? Подтвердите ваш ответ строчками из басни. Как вы думаете, почему И. А. Крылов, рассказывая историю про Лебедя, Щуку и Рака, употребляет в начале басни выражение «Когда в товарищах согласья нет…»? Подбором синонимических выражений учащиеся поясняют строки «На лад их дело не пойдет», «И выйдет из него не дело, только мука» и по просьбе учителя приводят очевидные примеры, когда коллективное дело будет ладиться, спорится [2, с. 62].

Для подготовки выразительного чтения предлагается разделить текст басни на структурные компоненты: мораль (читают как совет писателя людям); экспозиция (три строчки и завязка), повествующая о начале события (читают как рассказ об интересном происшествии); развитие действия (учащиеся интонацией показывают, что действия героев бесполезны, читают строчку медленно, с досадой); кульминация (выделяют слова, на которых нужно повысить голос и остановиться, —

Лебедь-облака, Рак-назад, Щука-воду);

развязка [5, с.55].

Еще один актуальный методический прием, отмеченный в педагогической литературе — составление кадров диафильма при помощи приема устного словесного рисования. Учащимся предлагается нарисовать 10–11 рисунков, соответствующих определенным строчкам текста и составить подписи, подбирая слова из басни. Такую работу лучше всего выполнять коллективно по микро-группам: каждая делает по 3–4 рисунка. На следующем уроке представители микро-группы выразительно читают текст, иллюстрируя их нужными рисунками [2, с. 44].

Исследователи-методисты уделяют внимание поиску оптимальных формулировок вопросов, направляющих деятельность учителя и организующих работы детей. Например, 1. Как называется басня? Кто ее автор? 2. Кто действует в басне? 3. Какими показаны герои басни? Прочитай, как описывает их автор. 4. Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне? 5. В каких словах содержится основная мысль басни, ее мораль? 6. Какое выражение из этой басни стало пословицей или поговоркой? [4, с. 184].

В некоторых публикациях мы обнаруживаем сопоставление наиболее распространенных вариантов классической методики работы с басней и того, который предложил Л. В. Занков. Первый подход обобщенно — схематически выглядит так:

  1. Чтение басни.
  2. Раскрытие конкретного содержания басни.
  3. Выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами?).
  4. Раскрытие морали.
  5. Чтение морали.

Второй предусматривает:

  1. Чтение басни.
  2. Выявление основной мысли басни (без предварительной беседы).
  3. Выявление морали.
  4. Чтение басни детям.
  5. Разбор речевых оборотов [1, с.57].

Современные исследователи-методисты видят основания для обращения басенному жанру в начальной школе в возрастных особенностях младших школьников, которые лучше воспринимают произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный поэтический образ, более настроены воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешне строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес ученику [1, c.103].

В связи с этим рассмотрим алгоритм построения урока литературного чтения в процессе изучения басни:

  1. Работа с текстом до чтения-подготовки обучающихся к восприятию текста, с акцентом на выделение незнакомых, трудных слов.
  2. Рассказ об авторе.
  3. Чтение басни. Первый раз текст читает учитель. Затем ряд вопросов выводят детей на характеристики героев, подготавливает к выразительному чтению «Кому вы сочувствовали, слушая басню?», «Кто был вам симпатичен?», «Чью роль вы хотели бы сыграть?».
  4. Самостоятельное чтение басни учащимися. После прочтение учитель задает вопросы по тексту, которые ориентируют детей на подготовку к выразительному чтению. «Какие слова помогают нам увидеть главного героя?», «Действительно ли животные поступают так, как описано в басне, или это качество кого-то другого?».
  5. Составление плана. Выделение смысловых частей. Нахождение опорных слов для каждой смысловой части.
  6. Басня имеет дидактически (научительный) характер, этим она близка пословице. Поэтому при работе с басней обращение к пословице очень логично.
  7. Выразительно чтение (ударения, логические паузы, интонация).
  8. Драматизация [2, c.92].

Басенному жанру уделяют внимание авторы-составители учебников и учебных пособий, получивших распространение в современной начальной школе. В качестве примера приведем учебник, входящий в состав учебно-методического комплекса литературного чтения (УМК) «Перспектива». Его авторы предлагают начинать углубленную работу над басенным жанром в 3 классе, хотя уже во 2 классе обращаются к нему. В первой части в разделе «Мы друзья» учащимся предлагаются два произведения: в рубрике «Самостоятельное чтение» — «Как друзья познаются» С. В. Михалкова и в рубрике «Наш театр» — «Стрекоз и муравей» И. А. Крылова. Произведение С. В. Михалкова предназначена именно для самостоятельного чтения детьми и пока не соотносится с авторами с особым жанром. Учащимся предлагается ответить на вопросы по тексту, которые выводят на выразительное чтение и помогают раскрыть главную мысль произведения. Произведение И. А. Крылова также не рассматривается как материал для подробного анализа, предполагается лишь его драматизация. Сопровождающие вопросы позволяют детям задуматься над смыслом произведения, характерами героев.

Во второй части авторы помещают басни «Лебедь, Щука и Рак» (рубрика «Семейное чтение») и «Не стоит благодарности»- (рубрика «Наш театр»). Обращение к произведению И. А. Крылова предполагает знакомство с текстом дома со взрослыми и дальнейшее совместное обсуждение. Что касается произведения С. В. Михалкова, то (его драматизация) предполагается и поиск ответов на несколько вопросов, которые помогают учащимся понять характеры героев, и раскрыть некоторые аспекты этнической проблематики [3, с. 63–64].

Таким образом, современная педагогическая мысль, обращаясь к опыту изучения произведений басенного жанра, основное внимание уделяет их воспитательному потенциалу и влиянию на развитие речи младших школьников.

Литература:

  1. Адамович Е. А. Чтение в начальных классах / Адамович Е. А., Яковлева В. И. — М.: Просвещение, 1967. — 263 с.
  2. Васильева, М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Васильева М. С., Оморокова М. И., Светловская Н. Н. — М.: Педагогика, 1977. — 215 с.
  3. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс. 1 часть / Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А. — М.: Просвещение, 2012. — 161 с.
  4. Потебня, А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня. — М., 1989. — 248 с.

Основные термины (генерируются автоматически): басенный жанр, басня, выразительное чтение, чтение басни, начальная школа, литературное чтение, литературный жанр, педагогическая литература, самый автор, характер героев.

Слайд 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК 02.07 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Специальность: 44. 02.01 Дошкольное образование Преподаватель психолого – педагогических дисциплин, высшей квалификационной категории: Гольская Оксана Геннадьевна Выразительное чтение и анализ произведений Льва Николаевича Толстого для детей (практический урок)

Слайд 2

Содержание Чтение (пересказ) произведений Л.Н. Толстого. Исполнительский анализ произведений Л.Н. Толстого . Литературоведческий анализ произведений Л.Н. Толстого. Драматизация отрывков из произведений Л.Н . Толстого / разыгрывание театрализованных этюдов.

Слайд 3

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Саша был трус”. Вопросы и задания к рассказу — О ком говорится в рассказе? — Чего испугался Саша? — Почему Саша влез в шкаф? — Сколько Саше придется сидеть в шкафу? -Как называют людей, которые всего боятся? -Кого вы видите на картине? — Какими качествами наделены другие дети изображённые на картине? — Чему учит этот рассказ? — Что можно пожелать Саше?

Слайд 4

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Котёнок” (1875) История создания. Жанр и направление. Смысл названия. Композиция. Суть : о чём рассказ? Главные герои и их характеристика. Темы. Проблемы. Основная идея. Чему учит? Художественные особенности. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа.

Слайд 5

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Акула» Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция текста. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа .

Слайд 6

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Прыжок” ( 1880) Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция произведения. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Выводы по тексту. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 7

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Пожарные собаки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 8

Анализ рассказа по плану Жанр. История создания. Тематика и проблематика. Композиция. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка ). Главные герои рассказа и их характеристика. Литературные приёмы. Конфликт произведения. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ » Филипок». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Филипок” ( 1875)

Слайд 9

Выразительное чтение и анализ рассказа (были) Л.Н . Толстого “Корова” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль рассказа. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Анализ рассказа Л.Н. Толстого по плану

Слайд 10

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ сказки Л.Н . Толстого “ Белка и волк” Анализ сказки по плану Жанр . Главные герои сказки и их характеристика. Мораль и главная мысль сказки. Анализ. Главная мысль. Чему учит сказка. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания сказки .

Слайд 11

Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Отец и сыновья” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Краткий анализ текста. Главные герои и сюжет басни. Пословицы и поговорки, которые подходят для о писания текста. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 12

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Два товарища ” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого « Два товарища ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 13

Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет рассказа. Краткое содержание рассказа. Основная идея произведения. Анализ рассказа. Мораль рассказа Толстого «Старый дед и внучек ». Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек”

Слайд 14

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Лгун ” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 15

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “ Дуб и орешник ” ( 1875) , разыгрывание театрализованного этюда Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 16

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Девочка и грибы” Анализ рассказа по плану Жанр. Главные герои рассказа и их характеристика. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 17

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ б асни Л.Н . Толстого “Кот и мыши” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания б асни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 18

Анализ басни по плану Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Собака и ее тень ” Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни.

Слайд 19

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Свадьба” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 20

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Зайцы и Лягушки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям для анализа содержания басни .

Слайд 21

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Царь и лягушки” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 22

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Старик и Смерть ” Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого «Старик и Смерть ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы для анализа содержания басни.

Слайд 23

Домашнее задание В портфолио по предмету поместить: п ортрет Л.Н. Толстого (лист формата А4); п еречень произведений для детей Л.Н. Толстого по всем возрастным группам из «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 6-е изд., доп. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 368с.»; образец литературоведческого анализа произведения Л.Н. Толстого, конспект занятия с подробным перечнем вопросов по содержанию произведения/ вопросы и задания к произведению (лист формата А4, поля верхние/нижние – 2 см, левое – 3 см, правое – 1см, шрифт -12).

Слайд 24

Источники Арденс. Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого / Н.Н. Арденс. – М.: Пушкин. Дом, 1962 г. – 678 с. Бурсов Б.И. Идейные искания и творческий метод Л.Н. Толстого / Б.И. Бурсов. – М.: ГИХЛ, 1960 г. – 408 с . Бычков С. П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества. / С. П. Бычков. – М.: ГИХЛ, 1954 г. — 480 с. Громов В. А. Рассказ «Филиппок» в контексте «Новой Азбуки» / В. А. Громов // Яснополянский сб. ст.- Тула, 2000 г. — С. 45 — 46. Зондель М. А. Семантико-стилистические особенности детских рассказов Л. Н. Толстого /М. А. Зондель // Проблемы языка и стиля. Л. Н. Толстой: респ. сб. ст. – Тула, 1977 г.- С. 105 — 111.

Слайд 25

Ищук Г. Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого / Г. Н. Ищук. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1972 г. — 273 с. Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем / Г. Н. Ищук – М.: Книга, 1984 г. — 191 с. Каштанова И. А. «Детские рассказы» Л. Н. Толстого / И. А. Каштанова //Народное образование. — 1963. -№ 9. — С. 93 — 95 . Лощинин Н. П. Л. Н. Толстой – великий русский писатель / Н. П. Лощинин. – Тула: Областное книжное изд-во, 1953 г. — 63 с. Тюриков И. П. Л. Н. Толстой о специфике детского восприятия художественной литературы / И. П. Тюриков // Проблемы детской литературы: межвуз. сб. – Петрозаводск, 1989 г — С. 5 – 13. Хрестоматия для младшей группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020.

Слайд 26

Хрестоматия для средней группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для старшей группы детского сада. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020 . Хрестоматия для подготовительной группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 лет. – 3-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3 – 4 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4 – 5 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6 – 7 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018

Слайд 27

Понравилась презентация? Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам » Навигации» почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Гольская Оксана Геннадьевна | сайт преподавателя… URL: http: //nsportal.ru›golskaya-oksana Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 2, рассказ интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, смартфоны с QR-сканером, бумажные карточки с QR-кодами Plickers, аудиозапись рассказа «Честное слово».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс!

Приветствуют учителя

Постановка темы и цели урока

На слайде размещены обложки книг автора, произведения которого мы читали на прошлых уроках. Назовите их? Кто является автором этих рассказов?

Какое произведение вам не знакомо?

Сформулируйте цель урока.

Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

«Честное слово»

Познакомиться с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

ПУУД: Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Умение определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Рассмотрите иллюстрацию на слайде и предположите, о чем это произведение.

У вас на партах листы с планом урока. Пункты плана в произвольном порядке. Восстановите последовательность их выполнения на уроке.

Ответы детей

1. Прочитать произведение;

2. Проанализировать главного героя;

3. Сравнить литературного героя и героя в жизни.

Открытие нового знания

Первичное восприятие текста Как вы понимаете значение слова «Честный»? «Честь»?

Посмотрите на слайд, возьмите смартфоны и отсканируйте коды. Это определения из толкового словаря.

Ответы детей

Словарная работа с QR-кодами.

Проверка первичного восприятия текста

Учитель читает произведение до диалога.

Как вы думаете, почему мальчик плакал?

Давайте выясним, что было на самом деле.

Послушайте аудиозапись.

(до слов «- Я честное слово сказал…»)

Какие чувства испытывал мальчик?

Почему мальчик не уходил с поста?

Трудно ли держать честное слово? Почему?

Как вы думаете, мог ли этот взрослый человек помочь мальчику?

Дочитываем произведение самостоятельно.

Дал честное слово

Ответы детей

(что значит дать честное слово?)


Предположения детей

Предположения детей

ПУУД:

Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной деятельности класса.

РУУД: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Планирование своей деятельности.

Прогнозирование деятельности.

КУУД: Умение сотрудничать и работать в группе;

Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Оценивание жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Во время чтения произведения производится словарная работа с помощью QR-кодов.

СТОРОЖКА — небольшой домик, помещение для сторожа.

ЧАСОВОЙ — вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (военнослужащий, стоящий на посту, на часах).

КРАСНОАРМЕЕЦ — воинское звание и должность военнослужащего Красной Армии.

КРАСНАЯ АРМИЯ — название армии в советское время (1918-1946 гг.).

Физкультминутка «Солдаты»

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Раз — рывок (прыжок),

Два — рывок,

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

Нам работать сейчас нужно!

(ученики работают в программе «сканер QR-кодов). ПУУД: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; логический анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы выполнили?

Какие чувства вы испытали после прочтения?

Что подтвердилось из ваших предположений?

1. Прочитать произведение

Учитель делит класс на 3 группы.

Первая группа ищет в тексте описание внешнего вида мальчика. Вторая группа — чувства и переживания. Третья — поступки, поведение. Один человек из группы презентует. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно так автор заканчивает свое произведение?

Хорошо читающий ученик читает последний абзац рассказа.

Ответы детей

Как вы думаете, какая главная мысль рассказа «Честное слово»?

Как вы считаете, выполнили ли мы вторую задачу урока?

На ваших столах лежит конверт с разрезанными пословицами. Соедините их.

Проверяем (слайд). Ответы детей:

(Как аукнется, так и откликнется.

Нечистая совесть спать не даёт.

Не давши слово — крепись, а давши — держись.

Не по виду суди, а по делам гляди.) Из этих пословиц выберите ту, которая передает главную мысль произведения с помощью бумажных карточек с QR-кодами Plickers.

Как вы думаете, было ли это произведение поучительным?

«О детях и для детей».

Ответы детей

Как называется раздел, в котором мы работаем на уроках литературного чтения?

Какие еще произведения из этого раздела мы изучали?

— Что объединяет эти рассказы?

— Что общего в характерах главных героев?

— Чем отличается главный герой этого произведения от других?

— Кто из современного мира для вас является героем, который может сдержать свое честное слово? Ответы детей

Рефлексия

Расположите иллюстрации в хронологическом порядке (пояснить слово хронология).

Чему учит рассказ?

Какова главная мысль рассказа «Честное слово?

Оцените свою работу. Поставьте «+» в нужной графе таблицы.

Ответы детей: честь превыше всего.

Оценивают себя…

РУУД: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других

Домашнее задание

Выбери домашнее задание:

— Пересказ от лица главного героя произведения;

— Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку;

— Составить план произведения.

Методическая разработка

Чтение 6 класс

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся коррекционной школы VIII вида.
Опыт работы с обучающимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для обучающихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.
Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.
Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества: 
еглость 
-п
равильность
ыразительность
сознанность 
Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой.

По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается. 
Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.
Беглое чтение – это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении. 
Приемы работы по формированию беглого чтения:
многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев); 
речевая разминка (пятиминутка) 5-6 класс .

Например:
А) речевая гимнастика: 
Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки. 
Качели”. Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад. 
Лошадка”. Цоканье. 
Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты. 
Б) скороговорка (на доске):
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба Говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста; 
прием подсчета слов («жжужащее» чтение); 
развитие смысловой догадки; 
зрительные диктанты (4-5 класс). Проводится на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка). Правильность чтения у школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова.  
Типичные ошибки и их причины:
замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов); 
пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов); 
добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения — застревание, склонности к упрощению). 
Приемы работы над правильностью чтения:
Многократность прочтения текста со сменой заданий: 
чтение по заданию; 
эстафета цепочкой; 
выборочное чтение; 
чтение по ролям (с 3-го класса). 
Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения. 
Использование различных игровых приемов: 
игра «Будь внимательным» (в таблице сходные по звуковому составу слова — потеплели, потемнели); 
игра «Фотоаппарат» (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения); 
игра «Буксир» (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников). 
Включение в чтение обучающихся со слабой техникой чтения: 
отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет); 
хоровое чтение; 
чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает); 
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.
Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка – использование мультимедиа)
Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.
Логические ударения.
Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до обучающихся путем выполнения несложных упражнений. Например:
На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Паузы
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:
Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Обучающиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого обучающимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений. 
Доброе братство | лучше богатства. 
Один в поле | не воин. 
Согласье | крепче каменных стен. 
Одна пчела | не много меду натаскает. 
Осознанность чтения — это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.
Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.
Задания, связанные с лексической работой над словом:
Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.
ключ – родник; воин — солдат, боец ;зябнуть — стынуть, мерзнуть; забор — изгородь, плетень ;стеречь — охранять, караулить, сторожить ;храбрый — смелый, отважный, мужественный, бесстрашный 
Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
Веселый — грустный (рассказ). Веселое — грустное (выражение лица). Веселый — скучный (день). 
Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
а) Найди ошибку.
У котенка белая лапки.
Дедушке Ване семь лет.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.
Вся работа, направленная на развитие у обучающихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность обучающихся в работе над текстом.

Тема: Е. А. Пермяк «Тайна цены».

Цель:

— познакомить с произведением Пермяка Е. А. «Тайна цены»; продолжить обучение выразительному чтению;

— развивать умение выделять главную мысль рассказа; развивать умение работать с иллюстрацией, составлять описание героя;

— воспитывать уважение к труду, к людям труда.

Задачи: 

Образовательные:  

  • учить понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному слову через  детальное  знакомство  с  произведением;
  • способствовать умению выражать своё   отношение к герою произведения  через  обсуждение.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки  правильного, сознательного чтения;
  • способствовать развитию  связной  речи  школьников;
  • работать  над  выразительным чтением произведения  .

Воспитательные:

  • формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту  ; 
  •  воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе.

Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, иллюстрация к произведению.   

Ход урока.

I. Орг. Момент.

  1. Подготовка к восприятию текста. 

— Сегодня мы познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Тайна цены». (Настоящая фамилия писателя Пермяка – Виссов. Он  родился в г. Пермь. Когда Евгению Андреевичу было 3 года, его отец умер. Матери пришлось переехать к бабушке с дедушкой. Он окончил церковную школу и освоил 5 профессий. Затем переехал в Москву, где начал работать корреспондентом газеты.

Так Евгений Андреевич стал писателем.)

— Кто вспомнит, с какими произведениями Пермяка мы уже знакомы? («Торопливый ножик», «Пичугин мост».)

— О ком или о чем пишет автор в своих рассказах? (о детях и их поступках).

Все книги, выставленные у доски, написал Е. А. Пермяк. На переменке эти книги можно будет посмотреть  и взять почитать.

  1. Физминутка.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй:

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

  1. Знакомство с новым произведением.

Сейчас произведение Евгения Андреевича Пермяка «Тайна цены» прочитаю вам я. (первичное чтение сказки учителем.)

Понравилась ли вам история?

  1. Чтение трудных и непонятных слов.

Высекал, портки, картуз, кумачовый (работа со словарем).

  1. Повторное чтение текста и анализ содержания.

Игра «Буксир» (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников). 

— Автор назвал это произведение сказкой. Как вы думаете, можно ли его назвать и былью? Почему?

— Найдите в тексте, как автор описывает мальчика. (Выборочное чтение.)

— О чем эта сказка?

— Какую тайну искал Сергунька?

— С кем он познакомился в поисках тайной силы?

— Найдите в тексте предложения, которые раскрывают нам главную мысль рассказа?

Как вы понимаете главную мысль этого рассказа?

Задание . Разбор значений слов-синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами.
Высекал- вырезать,добывать; паренек-мальчик; обутки- обувь, обувка; пригожая- хорошая, красивая; гляди — смотри; дюжина- двенадцать; хитрить- юлить,лукавить.

  1. Домашнее задание.

Стр. 75-76 – чтение, пересказ.

VIII. Итог урока. 

— Какую сказку сегодня читали?

— Кто автор?

— Так в чем тайна цены?

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                        ФИО учителя: Савушкина Т.П.

Школа: 104                                                                                                                     ФИ студента: Чигинцева А. 

Класс: 2 «м»                                                                                                     ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 314                                                                                                        

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ» 

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с творчеством Е. Чарушина; развитие навыков выразительного, беглого чтения; создание условий для умения делить текст на смысловые части и озаглавливать; способствование воспитанию любви к природе, к животным. 

Планируемые результаты Предметные:

-продолжить формирование правильной читательской деятельность;

-совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;

-совершенствовать приемы выразительного чтения;                                                                                            

Личностные: 

-продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;

-воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;

-воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»

Тип урока: «открытие» нового знания 

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, 2 класс, 2 часть, «Перспектива», стр.97-99; презентация к уроку, печатный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопреде ления к

деятельнос ти

Словесный

разъяснение 

1 мин

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Николаевна и сегодня, урок литературного чтения проведу у вас я.

-Я хочу начать урок с изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» 

-Как понимаете высказывание?  

-На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить

Приветствуют учителя, друг друга.

— Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор. 

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.

Актуализация знаний и

мотивация

Практический: задание на соотнесение;

Словесный: объяснение, беседа;

Наглядный ребус

6 мин

Выполните         работу         в         паре:         соедините         фамилию         автора         и         его произведение:

С. Чёрный – «Отважный пингвинёнок»  

С. Михалков – «Ребята и утята»

Г. Снегирёв – «Жеребёнок»

М. Пришвин – «Мой щенок»  

-Посмотрите на экран. У кого не так?

  • Молодцы, ребята. Я вижу, что вы помните произведения и авторов, которых изучали. А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного автора.  

-Посмотрите на слайд. Отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки — ни одной.

-Почему я именно эту загадку вам предложила?

-Хорошо

-Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал произведения и бережно к ним относился.

-Его фамилию вы узнаете, если разгадаете ребус.  

-Верно, Е. Чарушин

-Какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если откроете стр. 97 в учебнике. Какое название там дано?

Соединяют:

-С. Черный – «Жеребёнок»  С. Михалков – «Мой щенок»

 Г. Снегирёв – «Отважный пингвинёнок»

М. Пришвин — «Ребята и

утята»

-Сверяют с экраном

 -Ёжик

— Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик

  • Чарушин

«Страшный рассказ»

П: анализ объектов с целью выделения признаков(сущес твенных, несущественных)

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия. 

III.

Постановк а учебной задачи Словесный – беседа.

1 мин

-Хорошо. Назовите тему сегодняшнего урока.

-Поставьте цель своей деятельности на уроке.

  • Творчество Евгения Чарушина и знакомство с произведением «Страшный рассказ»
  • Познакомиться с творчеством Евгения

Чарушина и произведением

«Страшный рассказ»

П:         подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание 

IV.

Открытие нового

знания

Словесный – рассказ

учителя,

беседа;

Практически

й –

подчеркиван

ие

непонятных слов;

Наглядный – тест

в учебнике. 

16 мин

-Какие произведения автора вы уже читали?  

— Сейчас вы узнаете подробнее об Евгении Ивановиче Чарушине.

     Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю.    

     Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.

      В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т. е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

      С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

  • Прочитайте название рассказа.
  • Было ли вам когда-нибудь страшно?

-Попробуйте предположить, о чем будет рассказ.

-Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочтете рассказ.

  • Давайте ослушаем произведение Е. Чарушина, которое называется «Страшный рассказ». Возьмите карандаш и отмечайте слова, которые при чтении вам будут не понятны.
  • Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ?

-Понравился рассказ?

-Кого испугались мальчики?

-Посмотрите на иллюстрацию на доске.  

Еж — это маленький ночной хищник. В его колючей шкурке почти 16 тысяч иголок.

Отвечают на вопрос -Слушают биографию Е. Чарушина

— «Страшный рассказ»

-…

-Предполагают

-Слушают образец чтения

-Рассказ

-Да

-Ёжика

-Смотрят иллюстрацию

П: смысловое чтение, построение речевого

высказывания

П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения.  

К: восприятие текстов художественного стиля.  

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V.

Первичное закреплени

е

Словесный

– беседа. 

2 мин

-Почему же мальчики испугались ежа?

-Как звали мальчиков?

-Где они жили?

-Почему они остались дома одни?

-Что они делали, когда остались одни?

-Какие звуки они услышали?

-Как они отреагировали на эти звуки?

-Рассказали они родителям, что случилось?

-Кого нашли родители?

-Чем они угостили ежика?

-Боялись ли его мальчики потом?  

-Почему? 

Физминутка

-…

-Шура и Петя

-На даче

-Потому что мама и папа ушли в гости -Они легли в свои постельки

-Они услышали, что кто-то ползает и шуршит

-…

-Да

-Ёжика

-Молоком и кусок мяса

-Нет

-Потому, что он оказался

добрым и безобидным

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации 

VI.

Самостояте льная

работа с

самопровер кой

Словесный

разъяснение

;

Практическ ий –

составление плана; Наглядный

демонстрац ия

слайда;

Частично- поисковый

– составление плана.

10 мин

  • Ребята, вам дома нужно будет пересказать эту сказку.  

-Как вы думаете, чтобы это стало легче, что нужно сделать?

-Правильно.

  • Как вы думаете, на сколько частей можно разделить рассказ?
  • Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.

-Все следим, я в любой момент могу остановить читающего и назначить другого. Будьте внимательными.

-Читаем 1 часть.

(Назначаю читающего) -Как мы можем ее озаглавить?

(Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Хорошо.

  1. часть читаем по ролям.

-За автора читает …

-За Шуру …

-За Петю…

-С какой интонацией будем читать диалог мальчиков?

-Почему?  

-Хорошо, как озаглавим?  

(Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Отлично.

  1. часть читайте про себя. Обсудите в парах, как можно озаглавить ее.

(Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Отлично.

  1. часть.  

-Читает … Следим внимательно!

-Ваши предложения?

(Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Умнички!

  1. часть. Читает …

-Как озаглавим?  

-Молодцы!

-6 часть. Читает…

-Как же мы озаглавим эту часть?

-Хорошо, давайте прочитаем, что у нас получилось.

-Хорошо, молодцы

-Данный план поможет Вам, хорошо подготовиться к пересказу этого рассказа.

-Теперь самостоятельно про себя читаем еще раз рассказ внимательно.

 -Разделить текст на части и составить план

-На 6

-Читают и озаглавливают:  

-Мальчики остались одни.

-С интонацией испуга

-…  

-Странные звуки.

        -Предполагают         варианты

заглавия  

-Испуганные дети.

        -Предлагают         свои

предложения

-Родители вернулись.

-Неожиданная находка.

-Ежик остался на даче.

-Активно слушают учителя

-Читают

П: анализ объектов с

выделением сущх  признаков;

П: осмысленное чтение худож.

текста

П:         поиск         и выделение необходимой

информации

Р: планирование своих действий в соответ. с

задачей  

П:         осознанное построение речевого

высказывания

П: осмысленно читают худож Т

П: осуществляют синтез

VII.

Включение в систему знаний,

повторение

Словесный – беседа.

2 мин

-Как называется рассказ, который мы читали на уроке?

-Кто его автор?

-Почему автор назвал рассказ именно так?

-Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?

-Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето? -Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных?

-Запишите домашнее задание: пересказ текста по плану

— «Страшный рассказ»

-Евгений Иванович

Чарушин

-…

-…

-…

-…

-Записывают домашнее задание

П:         построение рассуждения;

осуществление

синтеза;

П: анализ объектов с

выделением сущх признаков;

VIII.

Рефлексия деятельнос ти 

Словесный

разъяснение

;

2 мин

Что нового вы узнали?  

-Что запомнили?  

— Что смогли сделать?  

-Что понравилось на уроке?  

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? 

-…

-…

-…

-…

-…

П:         построение речевого

высказывания

        П:         построение

рассуждения

Р: осуществление итогового контроля

  • Рассказ джельсомино в стране лжецов читать
  • Рассказ день города на английском
  • Рассказ детский читать 8 лет
  • Рассказ денискины рассказы слушать 20 лет под кроватью
  • Рассказ дедушкин валенок пришвин