Рассказ для шестого класса

Ii. сиренида. сочетание сказочного и научно-фантастического в рассказе групповая работа. выразительное чтение и обсуждение рассказа сиренида: группа 1. выразительное чтение
II. «Сиренида». Сочетание сказочного
и научно-фантастического в рассказе

Групповая работа.
Выразительное чтение и обсуждение рассказа «Сиренида»:
Группа 1.


Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа с начала до слов «Папа встречает нас».

Озаглавьте этот фрагмент. Предположите, что случилось с Лео перед тем, как он отправился в подводную страну.

Кто такие Меа и Ноа? О чём Ноа спросила Лео? Почему этот момент можно считать завязкой
рассказа? Какой конфликт здесь намечен?

Какими двумя необычными способностями обладали жители подводной страны в отличие от землян?

Какие сказочные и фантастические элементы есть в этом фрагменте?

Обращение к античным мифам и гомеровскому эпосу
Группа 2.

Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов «И в самом деле, у небольшого домика стояла группа людей» до слов «…с помощью которого
можем дышать воздухом».

Озаглавьте этот фрагмент. Какая деталь является важной в описании портрета профессора Борго, когда Лео увидел
его в первый раз?

Прокомментируйте слова профессора Борго: «Я изучаю жизнь, нравы и обычаи рыб». Какие нравы и обычаи рыб мог изучать профессор?

Знаете ли вы примеры «разумного» поведения рыб и их помощи человеку?

Прокомментируйте слова из рассказа: «Через несколько веков на нашей планете настолько возросла цивилизация, что всякие войны прекратились навсегда».
Каков нравственный смысл этих слов?

О каком эпизоде из «Одиссеи» Гомера вспоминают герои рассказа?

Прав ли писатель, который пытается дать научное объяснение факту существования сирен в Средиземном море? Какое изобретение жителей
Сирениды говорит о высоком развитии цивилизации и науки в их стране?

*С какой целью писатель обращается в рассказе к античным мифам и гомеровскому эпосу?

Образы главных героев рассказа
Группа 3.

Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов
«Вслед за этой беседой с профессором Борго последовало много других» до
слов «Всё это нетрудно себе представить».

Озаглавьте этот фрагмент. Почему Лео мог долгое время находиться в подводной стране?

О чём мечтал Лео и почему «мечтать об этом было мучительно больно»?

Зачем нужно было устанавливать связи между жителями Сирениды и землянами? Какой нравственный смысл имеет этот эпизод?

Дайте характеристику Лео и Ноа. Подтвердите свои утверждения цитатами.

Можно ли считать свадьбу героев кульминацией в развитии действия? Обоснуйте свой ответ.

Группа 4.
Выразительное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов
«Лео и Ноа поселились в маленьком доме на окраине Рима» до конца рассказа.

Озаглавьте этот фрагмент. Расскажите, как Ноа и Лео жили на земле.

Предположите, о чём они мечтали. Как вы думаете, у них была общая мечта или разные? Обоснуйте свой ответ.

Почему между Землей и Сиренидой установились дружественные связи?

Какие сюрпризы подготовили Лео и Ноа друг другу? В чём нравственный смысл этого момента в рассказе?

Обобщающая беседа:

— Как вы понимаете последний абзац рассказа?

— О каком высоком развитии науки мечтает автор?

III. Сказка и фантастическая проза

Обобщающая беседа (продолжение):

Вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем над прочитанным».

Запишите в два столбика черты сказки и черты фантастической прозы:

Черты сказки
(список может быть продолжен, а вся работа завершена дома):

— Герой отправляется в подводную страну.

— Герой женится на жительнице подводной страны.

— Обитатели подводной страны не могут дышать над водой.
— Жители подводной страны могут читать мысли своих соотечественников и других людей.

— В воде живут сирены.

— Ноа хочет слетать на родину к своим сестрам.

Черты фантастической прозы:

— Герой участвовал в экспедиции, передвигаясь на ракете-амфибии.
— На открытой подводной лодке герой попадает в подводную страну за несколько минут на огромной скорости.

— Люди переправились через космическое пространство в летающих аквариумах.
— Люди изобрели звездолет.

— На Сирениде был изобретён специальный аппарат, с помощью которого её жители могли дышать воздухом.
— Сиренианцы использовали кислород для очистки воды.

— Жители подводной страны решили установить связи с землянами.

— Под водой был устроен фейерверк.
— Летающий аквариум переправил молодожёнов на Землю.
— В Риме есть звездопорт.
— Лео изобрёл клапан, с которым он мог дышать под водой бесконечно.
— На Сирениде тоже придумали клапан, позволяющий сиренидам дышать воздухом.

Итоговый вопрос:

— К какому отношению друг к другу писатель призывает жителей нашей планеты?

IV. Домашнее задание

Ответить письменно на итоговый вопрос урока
или выполнить задание из раздела учебника «Творческое задание».

Групповое задание.
Прочитать главы из книги Дж. Родари «Сказки по телефону» (см. следующий урок)


УРОК 101
ДЖ. РОДАРИ.
«СКАЗКИ ПО ТЕЛЕФОНУ»
(урок внеклассного чтения 11)

Основное содержание урока
Дж. Родари. «Сказки по телефону». Весёлые и мудрые истории для детей.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение и пересказы сказок. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Устные ответы на вопросы
(с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.

I. Дж. Родари. «Сказки по телефону».
Весёлые и мудрые истории для детей

Выразительное чтение учителем вступления к «Сказкам по телефону».

Почему это вступление называется «Приятного аппетита»?

Что можно сказать о чертах характера писателя по этому вступлению?

II. Групповая работа:

Группа 1.


«Про Алису, с которой всегда что-нибудь случалось».

Группа 2.
«Как Джованнино потрогал короля за нос».

Группа 3.
«Карусель в Чезенатико».

Группа 4.
«Фиалка на Северном полюсе».

Общий план работы групп:

1. Выразительное чтение сказки по ролям.
2. Комментирование незнакомых слов (с использованием словарей).

3. Определение главной мысли сказки.
4. Нахождение в сказке элементов сюжета: экспозиции, завязки, кульминации, развязки.

5. Характеристика главных героев сказки и оценка их поступков.
6. Способы создания в сказке юмористической ситуации.
7. Формулирование нравственного смысла сказки.
8. Устное словесное рисование иллюстрации к сказке.

Выразительное чтение учителем
финального стихотворения из книги
«Сказки по телефону»:

Поначалу в жизни нашей было всё не так, как надо.
Много сил вложили люди, чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок, чтоб подняться в горы.
Без мостов речушки были недоступны, словно море.
Не было нигде скамеек, чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей ни большим, ни малым.
Ноги вечно исцарапаны острыми камнями,
потому что ни ботинок не было, ни няни.
И совсем не просто было тем, кто видел плохо:
не найти очков, и всё, — сколько хочешь охай.

Хочешь в мячик поиграть — нет мячей в помине.

Хочешь есть — нет ни огня, ни горшков из глины.
Если, скажем, хочешь пить — кофе нет, нет кваса.
Нет ни пищи, ни питья. Вовсе нет — и баста!

Были только у людей руки — только руки.
И трудился предок наш, и не знал он скуки.

Много сделал для людей человек, бесспорно;
ещё больше надо сделать — знай трудись упорно!

Викторина по «Сказкам по телефону»
(каждая группа отвечает на вопросы, кроме 1 и 10, относящиеся к непрочитанным сказкам):

1. Как называется авторское вступление к книге «Сказок по телефону»?
(«Приятного аппетита».)

2. Назовите два предмета на одну и ту же букву, которые обозначают места,
где побывала Алиса.
(Будильник и бутылка.)

3. Каким способом Алиса научилась плавать?
(По-собачьи.)

4. С какой целью Джованнино использовал свою тетрадку?
(Он записывал туда
всех, у кого потрогал носы.)

5. Чьи носы успел потрогать Джованнино, пока не добрался до короля?
(Носы
мэра, священника, фельдфебеля и судьи, носы генералов, министров и начальников.)

6. Каким образом хмурый человек раскручивал карусель?
(Вручную.)

7. Чей рекорд могли побить пассажиры карусели, если бы облетели вокруг
Земли?
(Рекорд Гагарина.)

8. Кем приходилась белому медведю Малая Медведица?
(Дочерью.)

9. Кого животные послали на юг узнать подробности про фиалку?
(Чайку.)

10. Назовите главное слово в стихотворении, завершающем «Сказки по телефону».
(Трудись.)

Итоговый вопрос:
— Почему «Сказки по телефону» могут сделать людей лучше?

Домашнее задание

Прочитать самостоятельно несколько сказок из сборника Родари и ответить письменно на итоговый вопрос урока.

Подготовиться к итоговой контрольной работе и тестированию (см. следующий урок).

Следующие уроки: Уроки 102—103. Выявление уровня литературного развития
учащихся >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.

Информация о материале
Просмотров: 159437

Список художественной литературы на лето от кафедры словесности Новой школы

Интересная история и мифы 

  1. Л. Воронкова «Сын Зевса», «Повести об Александре Македонском»
  2. М. Гаспаров «Занимательная Греция»
  3. Ч. Диккенс «История Англии для юных»
  4. Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
  5. С. Лурье «Письмо греческого мальчика», «Заговорившие таблички»
  6. М. Матье «День египетского мальчика»
  7. Ж. Рони-старший «Борьба за огонь», «Пещерный лев»
  8. В. Смирнова «Герои Эллады»
  9. М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
  10. Л. Успенский «Легенды и мифы Древней Греции» 

Сказки, фэнтези и фантастика

  1. М. Аромштам «Плащ Крысолова»
  2. Л. Бессон «Артур и минипуты»
  3. К. Булычев «Приключения Алисы»
  4. К. ДиКамилло «Удивительные приключения кролика Эварда», «Приключения мышонка Десперо», «Спасибо Уинн-Дикси»
  5. Р. Киплинг «Пак с Волшебных холмов», «Подарки фей»
  6. Дж. Крюсс «Тим Талер, или Проданный смех»
  7. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
  8. К. Льюис «Хроники Нарнии»
  9. Ф. Пулман «Золотой компас», «Чудесный нож», «Янтарный телескоп»
  10. Дж. Роулинг Книги о Гарри Поттере
  11. Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
  12. К. Функе «Чернильное сердце»
  13. К. Чапек «Сказки и веселые истории»
  14. М. Энде «Момо», «Бесконечная история»
  15. Т. Янсон «Все о Муми-троллях» 

Жизнь и приключения детей и взрослых 

  1. Н. Абгарян «Манюня»
  2. В. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет»
  3. Ф. Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой»
  4. А. Бруштейн «Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна»
  5. Л. Будогоская «Повесть о рыжей девочке».
  6. Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
  7. «Библиотека путешествий»: Америго Веспуччи, Фернан Магеллан; Миклухо-Маклай Н. «Путешествие на Новую Гвинею»; Нансен Ф. «Северный полюс», Амудсен Р. «Южный полюс» и другие книги из этой серии
  8. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров»
  9. А. Гайдар «Судьба барабанщика»
  10. Г. Галахова Г. «Невозможный Кукушкин»
  11. М. Додж «Серебряные коньки»
  12. А. Дюма «Три мушкетёра»
  13. А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее», «Правдивая история Деда Мороза»
  14. М. Зощенко Рассказы для детей
  15. Е. Ильина «Четвертая высота»
  16. Ф. Искандер «День Чика»
  17. В. Катаев «Белеет парус одинокий», «Волны Черного моря», «Хуторок в степи», «Катакомбы»
  18. В. Каверин «Два капитана»
  19. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», «Будьте готовы, ваше величество», «Улица младшего сына», рассказы
  20. Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова», «Пять похищенных монахов»
  21. Э.Л. Конигсбург «Из Архива Миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире»
  22. Я. Корчак «Король Матиуш»
  23. В. Крапивин «Дети синего фламинго», «Самолет по имени Сережка», «Мальчик девочку искал», «Мушкетер и фея», «Болтик», «Трое с площади Карронад», «Оруженосец по имени Кашка», «Тень каравеллы» и др.
  24. Дж. Крюсс «Тим Талер, или Проданный смех»
  25. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
  26. А. Линдгрен «Рони, дочь разбойника», «Расмус-бродяга»
  27. Д. Лондон «Рассказы южных морей»
  28. В. Медведев «Фантазии Баранкина» («Баранкин, будь человеком!»)
  29. О. Генри Рассказы
  30. Д. Олдридж «Последний дюйм»
  31. А. Нанетти «Мой дедушка был вишней»
  32. М. Нильсон «Цацики идёт в школу»
  33. М. Парр «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал»
  34. Д. Пеннак «Камо. Побег», «Камо и я», «Камо. Агентство Вавилон», «Камо. Идея века»
  35. М. Пришвин «Кладовая солнца»
  36. М. Рид «Всадник без головы», «Морской волчонок», «Охотники на бизонов» и др.
  37. А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства»
  38. Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада»
  39. Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
  40. В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»
  41. Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Черная стрела»
  42. М. Твен «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Принц и нищий»
  43. А.К. Толстой «Князь Серебряный»
  44. А. Тор «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море»
  45. Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
  46. К. Чуковский К. «Серебряный герб»
  47. Н. Чуковский «Водители фрегатов», «Морской охотник» 

Жизнь и приключения животных и людей

  1. В. Астафьев «Стрижонок Скрип»
  2. П. Гэллико «Томасина»
  3. Дж. Даррелл «Моя семья и другие звери», «Три билета до Эдвенчер», «Ослокрады», «Говорящий сверток»
  4. Р. Киплинг «Маугли», «Книга джунглей», «Ваш покорный слуга пес Бутс»
  5. Ф. Кнорре «Соленый пес»
  6. Ю. Коваль «Недопесок», «Алый», «Чистый дор», «Листобой»
  7. А. Куприн «Белый пудель», «Ю-ю», «Слон»
  8. Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
  9. Д. Лондон «Белый клык»
  10. Ф. Моуэт «Собака, которой не хотелось быть просто собакой»
  11. Д. Пеннак «Собака Пес», «Глаз волка»
  12. Э. Сетон-Томпсон Рассказы о животных
  13. Э. Файн «Дневник кота-убийцы»
  14. В. Чаплина «Кинули», рассказы о животных
  15. С. Черный «Приключения Фокса Микки» 

Список художественной литературы на лето от челябинского Физико-матетического лицея №31

У истоков литературы

  1. Л. Успенский «Легенды и мифы Древней Греции»
  2. Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

Из русской классики

  1. А. Пушкин «Метель», «Выстрел»
  2. Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (цикл рассказов)
  3. Н. Лесков «Левша»
  4. А. Грин «Алые паруса»
  5. Е. Шварц «Обыкновенное чудо»

Книги о ровесниках

  1. В. Распутин «Уроки французского»
  2. В. Катаев «Хуторок в степи»
  3. А. Гайдар «Судьба барабанщика»
  4. В. Железников «Чучело», «Чудак из «6б»
  5. В. Крапивин «Мальчик со шпагой»
  6. Д. Пеннак Повести о Камо: «Побег», «Агентство «Вавилон», «Идея века», «Камо и я»
  7. Э. Портер «Поллианна», «Поллианна возвращается»
  8. А. Гиваргизов «Контрольный диктант и древнегреческая трагедия»
  9. М. Ибрагимбеков «Пусть он останется с нами», «За все хорошее — смерть»
  10. У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Иоханна?»
  11. М. Энде «Момо»
  12. Х. Ли «Убить пересмешника»

О сильных духом

  1. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  2. Д. Лондон «Любовь к жизни»
  3. Скотт О Делл «Остров голубых дельфинов»

Мир приключений и фантастики

  1. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  2. А. Дюма «Три мушкетера»
  3. Д. Лондон «Белый клык»
  4. Ж. Верн «Таинственный остров»
  5. Г. Уэллс «Человек — невидимка»
  6. Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Черная стрела»
  7. А. Беляев «Голова профессора Доуэля»

Мир природы и человека

  1. Ч. Айтматов «Белый пароход»
  2. С. Востоков «Остров, одетый в джерси»
  3. Сат-Ок «Земля соленых скал»
  4. М. Зверев «Белый марал», «Кладовая чудес

Список от С.И.Красовской

Книги о ровесниках

  1. А. Алексин «Мой брат играет на кларнете»
  2. Б. Алмазов. Я иду искать
  3. Б. Неверов. Ташкент – город хлебный
  4. А. Рыбаков. Кортик. Бронзовая птица.
  5. И. Токмакова. Сосны шумят
  6. В. Богомолов. Иван
  7. А. Гайдар. Горячий камень. Голубая чашка.
  8. Д. Нагишкин. Амурские сказки
  9. М. Твен. Приключения Гекльберри Финна
  10. Б. Питцорно. Послушай моё сердце
  11. А. Тор. Остров в море. Пруд Белых лилий. Глубина моря. Открытое море.
  12. У. Старк. Чудаки и зануды

О сильных духом

  1. Э. Фонякова. Хлеб той зимы
  2. О. Громова. Сахарный ребёнок

Мир природы и человека

  1. Г. Троепольский. Белый Бим Чёрное ухо

Список от А.А. Скулачева (дополнение – «Гид по чтению»)

Обязательная литература:

  1. Л. Н. Толстой «Отрочество»
  2. А. П. Чехов «Степь»
  3. Ч. Айтматов «Ранние журавли»
  4. Дж. Лондон «Белый клык»
  5. А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
  6. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  7. М. Рид «Всадник без головы»
  8. А. С. Пушкин «Дубровский»

Дополнительная литература:

  1. А. Тор «Остров в море», «Пруд белых лилий»
  2. Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»
  3. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
  4. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
  5. А.Линдгрен «Пеппи длинный чулок», «Мы – на острове Сальткрокка»
  6. Я. Корчак «Король Матиуш Первый»
  7. А. Грин «Золотая цепь», «Алые паруса»
  8. В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»
  9. М. Метерлинк «Синяя птица»
  10. Р. Распе «Приключения Барона Мюнхгаузена»
  11. Л. Соловьев «Повесть о Ходже Насреддине»
  12. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
  13. Г. К. Честертон «Рассказы о патере Брауне»
  14. Е. Шварц «Дракон»
  15. Ф. Купер «Зверобой, или Первая тропа войны»
  16. Р. Стивенсон «Остров сокровищ»
  17. Ж. Верн «Таинственный остров»
  18. Г. У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»
  19. Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

Гид по чтению за 6 класс от Антона Скулачева

Список от Г.Г.Щербаковой

  1. Н.Кун.Мифы Древней Греции.
  2. В.Смирнова.Герои Эллады.
  3. Л.Воронкова.Повести об Александре Македонском.
  4. Исторические произведения для детей о Др.Египте,Месопотамии,Др.Индии.
  5. А.С.Пушкин.Барышня-крестьянка.Выстрел.
  6. Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки.
  7. А.П.Чехов.Рассказы для детей.
  8. М.М.Зощенко.Юмористические рассказы.
  9. А.Платонов.Рассказы для детей.
  10. М. М. Пришвин. Рассказы.
  11. В.Железников. Чудак из 6 «Б». Путешественник с багажом.
  12. В.Крапивин.Брат,которому семь.Звезды под дождем. Всадник со станции Роса.
  13. А.Лиханов. Последние холода.
  14. Ю.Яковлев.Цветок хлеба.
  15. Л.Лагин.Старик Хоттабыч.
  16. К.Чуковский. Серебряный герб.
  17. А.Рыбаков.Кортик.Бронзовая птица.Выстрел.
  18. В.Медведев.Баранкин,будь человеком! и другие сказочные повести.
  19. А.Алексин.Любые повести.
  20. Ю.Сотник.Любые повести и рассказы.
  21. Г.Бичер-Стоу.Хижина дяди Тома.
  22. Ж.Верн.Дети капитана Гранта.Таинственный остров.Пятнадцатилетний капитан.
  23. К.Дойл.Рассказы о Шерлоке Холмсе.
  24. М.Твен.Приключения Тома Сойера.Приключения Гекльбери Финна. Принц и нищий.
  25. Л.Кэролл.Алиса в стране чудес.
  26. Д.Лондон. На берегах Сакраменто
  27. А.Линдгрен.Любые произведения.
  28. Г.Мало.Без семьи.
  29. Э.Сетон-Томпсон.Маленькие дикари

  • Рассказ для ученика 2 класса о красоте неба
  • Рассказ для чтения 1 класс распечатать
  • Рассказ для школы второй класс про подберезовик
  • Рассказ для первого чтения
  • Рассказ для пересказа 1 класс с вопросами