Сценарий экологической викторины для дошкольников. Викторина о родной природе «Умники и умницы» для детей подготовительной группы.
Цель: сформировать знания о родной природе.
Задачи:
- вызвать интерес к познанию;
- закрепить знания о животных, растениях, птицах, записанных в Красную Книгу;
- выявить знание детей о художниках, писателях, воспевающих природу;
- воспитывать желание охранять и беречь природу.
Пособия:
- иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых, растений;
- мультимедийное оборудование;
- репродукции картин Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского.
Ход викторины
Дети встают в шеренгу (6 человек) на полу разложены квадраты.
Ведущий:
— Сегодня мы проводим конкурс знатоков природы «Умники и умницы»
Представляю участников конкурса (называет имя и фамилию ребенка).
Представляю членов жури (называет сидящих за столом взрослых).
Ведущий:
— О родной природе пойдет сегодня речь,
Что о ней мы знаем и как ее беречь.
Внимание! Разминка!
— На прогулку в лес бежим
Шумно мы и весело,
Почему на ветке белка
Печально нос повесила?
Ответы детей. (Нельзя шуметь в лесу).
— По тропинке ты идешь,
Ты его ногой не трожь,
Это лесное богатство
Для зверей лесных лекарство.
(Мухомор)
— Белые горошины
На землю кем-то брошены.
Им совсем никто не рад
Потому что это (Град).
— Разминка закончена.
Переходим к первому раунду.
Первый раунд
«Природа в произведениях художника».
Ведущий:
На картине видим осень
И у вас сейчас мы спросим
Кисти чьей картина эта
Полная тепла и света?
Дети называют художника, название картины.
Картина Исаака Левитана «Золотая осень»
На экране картина Исаака Левитана «Золотая осень».
— Сколько было медвежат
На картине Шишкина
И в какое время суток
Идет веселье Мишкино?
Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»
После ответа детей на экране изображение картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу».
— Знаменитый художник,
Все его знают
На картинке его птицы летают
Ремонтируют гнезда, кричат, суетятся,
А осенью с домом снова простятся.
Какое время года? Кто написал? Как называется картина.
Ответы детей.
Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
На экране картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Море спокойное, море игривое
На каждой картине очень красивое.
Если ты не был на море ни разу,
Взглянув на картину почувствуешь сразу.
Как катятся волны,
Берег лаская,
В картинах художника
Тема морская.
Дети называют фамилию художника. На экране изображение картин Ивана Айвазовского.
Жюри подводит итоги первого раунда. Ребенок, набравший наибольшее количество баллов, переходит на первый квадрат.
Второй раунд
Внимание: раунд второй.
«Природа в рассказах известных писателей».
Ведущий:
— Пиковая дама заботлива, упряма,
на столбах качается.
Что же это за столбы
И как он называется?
Ответы детей («Курица на столбах» Михаил Пришвин, столбы — гусиные шеи).
Ведущий:
— Что означает слово «пестун»
Ответы детей. (Пестун – годовалый медведь, который ухаживает и заботится за младшими медвежатами).
— Кто написал рассказ и как он называется?
Ответы детей. («Купание медвежат» Виталий Бианки)
— Зачем сову обидел дед?
Молока поэтому у деда в чае нет!
Кто написал? Как называется рассказ?
Ответы детей. («Сова» Виталий Бианки)
Почему назвали «подкидыш» птенца птицы Каменки?
Ответы детей. (Мальчик разорили гнездо, а единственное яйцо переложили в гнездо пеночки-пересмешницы).
Жюри подводит итог второго раунда.
Третий раунд
— Внимание! Раунд третий,
— Чтоб природу охранять
Надо все о ней узнать!
Человек природе друг
Это знают все вокруг.
Почему же, вот беда!
Так бывает не всегда.
Ведущий:
— Мы его не видим,
Мы его не слышим.
Всем он очень нужен,
Без него не дышим!
Ответы детей (Воздух).
— Окружающей среде можно навредить?
Едут люди на машинах,
Полезнее пешком ходить.
Ответы детей (Выхлопные газы).
— Владельцам заводов
Даем мы совет
Берегите планету, чтоб не было бед!
Ответы детей (Фильтры для очистки воздуха).
— В чистую речку — грязный ручей
Лихо несется, откуда он, чей?
Ответы детей (Нужны очистные сооружения).
— Слышен в лесу стук топора
С этим бороться людям пора!
Ответы детей (Охрана леса от незаконных вырубок).
— Он лес охраняет, животных, родник,
Люди его называют (Лесник).
Жюри подводит итоги.
Ведущий:
— Много разных книг на свете,
Читают взрослые и дети.
А эта книга – чудо
Она взялась откуда?
Красной ее почему называют
Умники и умницы об этом знают?
На экране изображение Красной Книги Костромской области.
Дети показывают свои знания о животных, птицах, растениях, занесенных в красную книгу. Жюри подводит итог викторины, награждает победителей.
Еще один сценарий «Умники и умницы» для дошкольников.
Скачать — экологическая викторина для детей подготовительной группы «Умники и умницы».
Автор: Бычкова Елена Николаевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад села Шунга
Месторасположение: село Шунга, Костромской район, Костромская область
Дата изменения: 23.02.2021
Дата публикации: 23.02.2021
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | Картотека художественной литературы для подготовительной группы
|
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Тип проекта: групповой, познавательно-патриотический проект.
Участники проекта: дети 5-7 лет, родители воспитанников, педагоги.
Длительность проекта: краткосрочный (с 10 ноября по 12 декабря).
Актуальность темы: Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине — это накопление ими социального опыта жизни в своем районе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры — это основа из основ нравственно — патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом — гражданином России, и только потом — жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Ознакомление с родным микрорайоном имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Цель проекта: Познакомить детей с родным микрорайоном и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; развитие фантазии, мышления и способности детей к моделированию через познавательный интерес к конструированию.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с 4-м микрорайоном г. Братска в котором они живут,(история, узнаваемые объекты достопримечательности).
- Учить узнавать по моделям социально-значимые объекты микрорайона и уметь рассказывать о его достопримечательностях, ориентировке на улицах, соблюдению правил безопасного передвижения по микрорайону.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, микрорайону, умение видеть прекрасное, гордиться им. Обогащать знания детей об историческом и культурном своеобразии родного микрорайона, достопримечательностях.
Предполагаемый результат:
- Пополнение предметно-развивающей среды по краеведению: учебно-развивающая игра «Карта главных улицы моего микрорайона», патриотический уголок — папка «Мой микрорайон», пополнение рисунками, фотографиями, Д/И «Путешествие по микрорайону», «четвертый лишний», «Пазл — собери объект», (настольная игра) «Микрорайон, в котором мы живём».
- Повышение уровня знаний у детей о достопримечательностях родного микрорайона ;дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
- Повышение у детей уровня умения создавать конструкции из лего-конструктора, строительных наборов, бросового материала по собственному замыслу; повышение уровня развития коммуникативных навыков и развития творческого склада мышления у детей; повышение интереса родителей к работе ДОУ.
План реализации проекта
1. Подготовительный этап
— Постановка цели и задач.
— Определение необходимого ресурсного обеспечения: интернет-ресурс, фотографии, иллюстрации улиц города, сбор информации об объектах находящихся на территории микрорайона (библиотека семейного чтения, Детско-юношеская спортивная школа Рекорд, торговый центр «Байкал», военкомат, сбербанк, детские сады, школы, сортировка, почтовое отделение и т.д.)
2. Реализация проекта
1. Формы и методы работы с детьми
№ п/п | Образовательная деятельность | Содержание |
1 | Познание | Рассматривание открыток, фотографий с видами улиц нашего микрорайона. Беседы на тему «Улица, где я живу», «Мой дом», «Узнаваемые объекты микрорайона» |
2 | Социализация | Дидактические игры |
3 | Продуктивная деятельность | Рисование: |
4 | Коммуникация | Составление пересказа по опорным картинкам-схемам: «Дом», «Магазин», «Детская площадка» «Библиотека» |
5 | Чтение художественной литературы | Чтение произведений Братских писателей А.Лисица, Г.П.Михасенко, Ю.Черных. Заучивание стихотворения «Мой город Братск» (слова В.Н.Маркина, В.В.Сальникова) |
6 | Безопасность | Беседа о правилах перехода через дорогу |
7 | Труд | Субботник (Совместный труд родителей и детей на территории д/с и отведенной территории для экологической тропы, схема план участков) |
8 | Музыка | Слушание песен про город Братск |
9 | Физкультура | Конспекты утренней гимнастики |
2. Взаимодействие с родителями
Вовлечение родителей в проектную деятельность «Мой микрорайон » посредством информационного листа, запустить анкету.
Консультации по изучению совместно с детьми истории нашего микрорайона.
Привлечение родителей к пополнению фотографий, информации для папки «Мой микрорайон».
Привлечение родителей к прогулке по нашему микрорайону к достопримечательностям с детьми.
3. Продукт проекта
Изготовление учебно-развивающая игра «Путешествие по улицам микрорайона».
Изготовление папки «Мой микрорайон».
Дидактические игры.
3. Результаты проекта
Разработан и внедрен перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме.
Макет изготовлен детьми совместно с педагогами, оформлен на ламинированном ватмане композиция «Путешествие по улицам микрорайона». Создана папка «Мой микрорайон» совместно с родителями и детьми
Созданы предпосылки для дальнейшей работы над созданием истории о микрорайоне в рамках морально-нравственного воспитания и создания одноименного мультфильма (такие задачи поставлены в проекте не были. Это результат детской инициативы).
Презентация
Приложения
Список используемой литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольника. — М.: ЦГЛ 2004.
2. Журавлева В. Н., Проектная деятельность старших дошкольников. — Волгоград, 2009.
3. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста — М.: АРКТИ, 2004.
4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. — М.: Линка — Пресс, 2003.
5. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, №6.
В
условиях реализации ФГОС ДО определены целевые ориентиры и требования к
обновлению содержания дошкольного образования. Они очерчивают ряд достаточно
серьёзных требований к речевому развитию детей. Дошкольный возраст является
наиболее благоприятным для формирования основ связной монологической речи.
Родная речь играет уникальную роль в познавательном развитии дошкольников. Язык
и речь тесно связан с такими психологическими процессами как мышление,
воображение, память и эмоции. В настоящее время количество детей старшего
дошкольного возраста имеют недостаточный уровень речевого развития, и эта
тенденция неуклонно растет. К числу важнейших задач в работе детьми, относится
формирование у них связной монологической речи. Большое значение на связность
детской речи оказывает пересказ литературных произведений. При пересказе
художественного произведения у дошкольников наблюдается недостаточно полное
понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего,
определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами,
предложениями. При пересказе дети пропускают смысловые звенья, нарушают
логическую последовательность изложения текста, путают события, затрудняются в
выражении главной мысли. Анализируя то, что пересказы детей старшего дошкольного
возраста несовершенны, возникает вопрос как помочь ребенку, имеющему данную
проблему овладеть навыком пересказа и облегчить этот процесс. В своей работе по
формированию связной речи у детей мы начали использовать мнемотехнические
приемы.
Мнемотехника — это искусство запоминания,
совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем
памяти путем образования искусственных ассоциаций. В развитии ребенка важна
последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда
оно сможет принести наиболее эффективные результаты. Мнемотехника включает в
себя следующие структурные компоненты: мнемоквадраты, мнемодорожки,
мнемотаблицы. Первым этапом обучения для дошкольников является использование
мнемотехники на этапе подготовки к пересказу.
Мнемоквадраты
— картинка, которая представляет собой нанесенное изображение, которое
обозначает одно слово или словосочетание. Например: солнце, капель, птицы и т.
д. По мнемоквадратам дети учатся составлять предложения. Когда ребёнок освоил
мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они
представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению
ребенок может составить 2–3 простых предложения. Наиболее сложной структурой
является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений,
позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. На данном этапе
дети учатся делить текст на значимые части, самостоятельно придумывать и
зарисовывать план пересказа текста, придумывание своего заголовка к
произведению, давать заглавие выделенным частям рассказов. Таким образом,
использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу старших дошкольников
помогает им приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания,
умения, понятия, мысли. Данная методика значительно облегчает детям поиск и
запоминание слов.
Следующий
этап применения мнемотехники — обучение пересказу. Мнемотехника на этапе
пересказа художественного произведения была направлена: На понимание содержания
художественного произведения. На последовательный пересказ художественного
произведения. На оценку детских пересказов.
Цель этого этапа: научить ребенка с помощью
мнемотехнических приемов понимать содержание произведения, самостоятельно
пересказывать его, соблюдая связность и последовательность изложения, оценивать
свои рассказы и рассказы товарищей. Составить мнемотаблицу можно на любой
рассказ или сказку. В таблицах изображаются персонажи рассказа, сказки, явлений
природы, некоторые действия. Она составляется так, чтобы отразить основные
моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица
и наиболее значимые детали повествования. Рисунки и их количество в
схеме-модели изменяются в зависимости от содержания рассказа.
Работа
над произведением с использованием мнемотаблицы предполагает:
1.
Чтение произведения и составление мнемотаблицы (кодирование содержания в
схему).
2.
Разбор и комментирование символов мнемотаблицы (под руководством взрослого),
соотнесение каждого знака — символа с определенной частью текста
(раскодирование знаков).
Ребёнок пересказывает произведение
самостоятельно с опорой на таблицу. Практические советы:
1.
Желательно сделать разрезную мини-таблицу. Выкладывая знаки на пустые клеточки
мнемотаблицы, ребенок будет вспоминать последовательность сюжета, что является
хорошим упражнением для тренировки памяти.
2.
Также ребенок может пересказывать отрывки из произведения (например, 3–4
символа, взятых из середины мнемотаблицы). Это стимулирует мышление ребенка и
помогает лучше закрепить содержание произведения.
3. В старшем дошкольном возрасте лучше, если
ребенок пытается зарисовать символы сам. Это способствует развитию воображения,
а также является хорошей тренировкой руки для письма.
4.
Мнемотаблицы к сказкам или рассказам можно комбинировать (перепутывать) символы
из разных сказок. В таком случае дети будут искать и исправлять ошибки в
мнемотаблице. Поиск ошибок развивает критическое мышление ребенка, его
познавательную активность.
Таким образом, обычный пересказ текста
превращается в удивительную игру. Дошкольное развитие детей — это очень важный
этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие
результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению
речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие
необходимого материала.