Поучительные рассказы
Бабушка отдыхает. (В.А.Сухомлинский)
Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце. Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.
Кому же идти за дровами?
На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.
Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит – как будто сама себе, но чтобы дети слышали:
– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?
Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.
– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.
– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.
– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.
– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.
Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:
– Мы тоже пойдём в лес, мама.
– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости.
Почему плачет синичка?
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.
– Сделаем на тополе качели, – сказал Миша.
– Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
– Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
– Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля
– А почему же она плачет? – удивился Миша.
– Подумай, почему, – ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»
Камень
На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.
Как-то раз к дубу пришёл мальчишка. Он любил пошалить. Вот он и подумал:
«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»
Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Мальчишка засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.
Камень упал на дно и закрыл жерло.
Вода перестала наполнять криницу.
Криница засохла.
Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.
На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.
Замолкла соловьиная песня.
Грустно стало на лугу.
Много лет миновало. Мальчишка стало дедом. Однажды пришёл он на то место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница.
Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.
«Куда ж оно всё подевалось?» – подумал дед.
Дуб под окном
Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил дубок под окном.
Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок, старел лесник.
И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дубок разросся так, что закрыл окно.
Стало темно в комнате, а в ней жила красавица – лесникова внучка.
– Срубите дуб, дедушка, – просит внучка, – темно в комнате.
– Завтра с утра начнём, – отвечает дедушка.
Наступило утро. Позвал дедушка троих сыновей да девятерых внуков, позвал внучку-красавицу и сказал:
– Будем дом переносить в иное место.
И пошёл с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица-внучка.
Девочка и ромашка
Прекрасным солнечным утром маленькая девчушка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.
Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:
– Кто там плачет под камнем?
– Это я, Ромашка, – послышался слабый голос. – Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
– Спасибо тебе, девочка, – сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. – Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
– Как же ты попала под камень? – спросила девочка. – Обманул меня Каменный Гнет, – ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
– Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.
– А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? – спросила девочка.
– Я бы умерла от горя, – тихо сказала Ромашка . Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком.
Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.
Красивые слова и красивые дела
Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
Неблагодарность
Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с мёдом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мёд. Хочешь – ложкой ешь мёд с калачами, хочешь – калачи с Ел Матвей мёд с калачами, потом – калачи с мёдом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мёд – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым мёдом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мёд все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.
мёдом.
Скажи человеку «здравствуйте»
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.
Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.
– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.
– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.
– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
Вот и бабушка.
– Здравствуйте, – сказал сын.
– Здравствуйте, – сказал отец.
– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.
На душе у мальчика стало радостно.
– Почему это так? – спросил сын.
– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.
Для чего говорят «спасибо»?
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…
Трудно быть человеком
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.
Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…
– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…
– Потому что мы люди…
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.
– Трудно быть человеком… – подумал он.
Капля воды
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и пионеры подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда пионеры напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
Несмелый мальчик
В пятый класс среди года пришел новый ученик, Николай. В первый же день все убедились, что он несмелый, даже застенчивый, его хотели на первую парту посадить, но он отказался. Попросился на последнюю.
Учился Николай прилежно, старательно делал домашние задания. Ответы Николая были такими хорошими, что, когда его вызывали, в классе наступала тишина. Каждый хотел послушать хороший ответ. Учителя часто хвалили Николая: «Вот так нужно готовить задания и отвечать на вопросы».
От похвал мальчик краснел, было видно, что ему хотелось быстрее сесть за свою последнюю парту.
Одноклассники говорили: «Хороший ученик. И добрый товарищ.
Попросишь – всегда объяснит, расскажет, как решить задачу. Но очень несмелый…»
Однажды пятиклассники возвращались из школы домой. Было это в мае, перед окончанием учебного года. Шли гурьбой, о чем-то спорили.
Когда проходили по мосту через речку, услышали крик. Кто-то кричал внизу, недалеко от моста. Речка была небольшая, но быстрая и полноводная. Неужели кто-то зовет на помощь?
Не успели ребята и подумать об этом, как увидели: Николай прыгнул в воду, туда, откуда доносился крик.
Потрясенные мальчики подбежали к перилам моста. Николай уже подплывал к маленькой девочке. Она не умела хорошо плавать и попала в водоворот. Еще немного – и девочка погибла бы.
– Держись за мою рубашку! – крикнул Николай.
Девочка схватилась за рубашку, и Николай быстро поплыл с ней к берегу.
Посмеялись над бабушкой
Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.
Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой.
Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил ее из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее.
Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения и помочь ей.
Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком.
Сыновья читать (В.А.Осеева)
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.
До первого дождя
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
– Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.
– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
– Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Слепая лошадь (К.Д.Ушинский)
Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям.
Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно всё, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче.
В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра — так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.
Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинешенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки.
Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.
Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?
Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъяренных злодеев.
Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю.
Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.
Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.
С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.
Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере.
Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шел.
Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.
Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.
Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня — слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.
Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.
Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…
«Два товарища! (Л.Н. Толстой)
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:
у что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Используемые интернет источники:
https://www.miloliza.com/146-sukhomlinskij-chitat/6236-babushka-otdykhaet —
https://mama-pomogi.ru/dosug/skazki/pouchitelnye-skazki-dlya-detej-v-sukhomlinskij
https://vladmama.ru/forum/viewtopic.php?f=585&t=227603
https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/prosto-starushka-oseeva-v-a/
https://vsebasni.ru/tolstoi/dva-tovarisha.html
Сказки для 3 класса — коллекция произведений, которую стоит изучить или перечитать ребятам 8-10 лет. На третьем году обучения в школе ученики расширяют круг чтения волшебными сказками, произведениями о животных и былинных героях. Прочтите эти авторские и народные сказки вместе с детьми, чтобы обсудить с ними многие вопросы. Произведения для чтения в 3 классе поднимают темы сострадания, милосердия, справедливости, верности слову и семейных ценностей.
-
Царевна-лягушка
«Царевна-лягушка» — сказка, любимая многими поколениями детей. В ней повествуется о необычном виде сватовства царских сыновей: они выпускают из лука по стреле, чтобы узнать, где им искать себе жену. Одному из них, Ивану…
-
Цветик-семицветик
Цветик-семицветик — сказка, которую Валентин Катаев написал в 1940 году, и она уже многие десятилетия волнует сердца читателей. В ней причудливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки…
-
Сивка-Бурка
«Сивка-Бурка» — сказка, на которой выросло немало детей. В ней рассказывается о необычном происшествии среди обычных дней: кто-то ворует пшеницу на полях. Сторожить поле на ночь уходят по очереди три сына крестьянина. Младшего…
-
Кот в сапогах
Кот в сапогах — произведение Шарля Перро, которое знакомо почти каждому на планете. В сказке идет речь о незавидном наследстве, которое получил один из сыновей мельника. После смерти отец оставил ему кота и немного монет…
-
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — произведение А. С. Пушкина, которое любимо детьми на протяжении долгого времени. Сказка на основе сюжета о спящей красавице была адаптирована Александром Пушкиным так, что сразу…
-
Летучий корабль
Летучий корабль — русская народная сказка, в подлинной версии знакомая единицам, чем и интересна. История про Ивана-дурачка, который задумал жениться на царевне, полна приключений и волшебства. Чтобы исполнить задуманное…
-
Спящая красавица
Спящая красавица — произведение, любимое не одним поколением детей. В переложении Шарля Перро сюжет сказки завязывается, когда у королевской четы рождается дочь. Прибывшие на праздник добрые феи одаривают ее красотой и талантами…
-
Сказка о попе и работнике его Балде
«Сказка о попе и работнике его Балде» — сказка А. С. Пушкина, на которой выросло не одно поколение детей. В ней говорится, как обычный парень Балда нанимается к попу за символическую плату — дать хозяину в конце несколько…
-
Василиса Прекрасная
Василиса прекрасная — русская народная сказка, которая уже долгие годы покоряет детские сердца. В ней рассказывается про купеческую дочь Василису и её удивительную куколку. Игрушка умеет говорить, давать советы и выполнять…
-
Карлсон, который живёт на крыше
«Карлсон, который живёт на крыше» — сказка Астрид Линдгрен, любимая в большинстве семей на протяжении многих поколений. В книге рассказывается о необыкновенной дружбе обычного мальчика с удивительным человечком с пропеллером…
-
Что любит Мишка
Что любит Мишка — рассказ Виктора Драгунского из жизни мальчика Дениса, который нравится не одному поколению детей. В нем Дениска вместе с другом Мишкой оказывается свидетелями того, как на перемене учитель музыки что-то…
-
Сказка о потерянном времени
«Сказка о потерянном времени» — произведение Евгения Шварца, которое интересно ребятам старшего возраста уже долгие годы. В нем показана история нескольких нерадивых учеников и учениц. Они попали в переделку из-за собственной…
-
Тайное становится явным
«Тайное становится явным» — еще одна история из цикла Виктора Драгунского про Дениску. Мальчик слышит интересную фразу и спрашивает у матери об ее значении. Когда он получает объяснение, Денис еще и не подозревает, что завтра…
-
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле…
-
Красная Шапочка
«Красная Шапочка» — сказка Шарля Перро, любимая детьми всего мира. В ней показана история о девочке, которую прозвали Красной Шапочкой. По просьбе матери она отправилась проведать любимую бабушку и несла гостинец для старушки…
-
Вот какой рассеянный
Вот какой рассеянный — стихотворение Самуила Маршака, любимое уже восемьдесят лет целыми семьями. В нем показана история обычного гражданина. Только вот его рассеянность играет с ним порой злые шутки. В какие комичные и…
-
Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — произведение русского фольклора, которое очаровывает детей уже не одну сотню лет. В сказке показан подвиг простого крестьянина Ивана. Он отправился со старшими братьями на битву со…
-
Серая шейка
Сказка Серая Шейка Д. Н. Мамина-Сибиряка любима с детства многими ребятами. Это удивительная история маленькой уточки. Она не сумела отправиться на юг вместе с семьей: Лиса сломала ей крыло. Серая Шейка осталась в одиночестве…
-
Девочка на шаре
Девочка на шаре — рассказ В. Драгунского о младшем школьнике и синеглазой девочке — юной цирковой артистке. Случайным жестом и красивым сценическим образом она покорила воображение мальчика Дениса. Посмотрев с классом представление…
-
Стальное колечко
Стальное колечко — рассказ Константина Паустовского, который заслуживает внимания всей семьи. В нем повествуется о том, как вместе живут дед Кузьма с внучкой Варюшей. Однажды дедушка отправляет девочку за махоркой. Сделав…
Перейти к контенту
Сказки для детей > Внеклассное чтение 3 класс
Сказки для детей 7 лет
Список сказок и рассказов:
-
196
Антон Чехов — Каштанка
-
78
Антон Чехов — Белолобый
-
325
Евгений Шварц — Сказка о потерянном времени
-
274
Владимир Одоевский — Городок в табакерке
-
94
Владимир Одоевский — Серебряный рубль
-
194
Всеволод Гаршин — Лягушка-путешественница
-
103
Максим Горький — Случай с Евсейкой
-
65
Константин Паустовский — Растрепанный воробей
-
304
Константин Паустовский — Заячьи лапы
-
241
Константин Паустовский — Стальное колечко
-
166
Константин Паустовский — Дремучий медведь
-
151
Константин Паустовский — Барсучий нос
-
78
Михаил Зощенко — Золотые слова
-
33
Аркадий Гайдар — Горячий камень
-
23
Виктор Драгунский — Девочка на шаре
-
77
Михаил Пришвин — Лисичкин хлеб
-
149
Константин Паустовский — Кот-ворюга
-
76
Виталий Бианки — Как муравьишка домой спешил
-
17
Виталий Бианки — Мышонок Пик
-
62
Виталий Бианки — Чей нос лучше
-
11
Никита Кожемяка
-
150
Лев Толстой — Лев и собачка
-
264
Павел Бажов — Малахитовая шкатулка
-
274
Павел Бажов — Серебряное копытце
-
44
Ганс Христиан Андерсен — Огниво
-
8
Летучий корабль
-
5
Баба-яга
-
4
Сивка-Бурка
-
4
Алёша Попович и Тугарин Змей
-
10
Сказка о Василисе Прекрасной
-
133
Лев Толстой — Акула
-
15
Добрыня и Змей (Былина)
-
25
Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Былина)
-
173
Константин Паустовский — Корзина с еловыми шишками
-
29
Михаил Пришвин — Моя родина
-
71
Иван Тургенев — Воробей
-
58
Валентина Осеева — Печенье
-
3
Антон Чехов — Ванька
-
18
Александр Куприн — Слон
-
Потерянный кошелек
-
3
Сергей Козлов — Весенняя сказка
-
2
Астрид Линдгрен — Крошка Нильс Карлсон
-
Эдуард Успенский — Укус гадюки
-
Эдуард Успенский — Хозяйственная собака на белорусском хуторе
-
2
Эдуард Успенский — Целебный бык
-
6
Михаил Зощенко — Умная Тамара
-
10
Борис Житков — Кружечка под елочкой
-
34
Виктор Драгунский — Бы
-
5
Виктор Драгунский — Надо иметь чувство юмора
-
4
Виктор Драгунский — Рыцари
-
4
Виктор Драгунский — Слава Ивана Козловского
-
27
Владимир Даль — Старик годовик
-
22
Михаил Пришвин — Изобретатель
-
25
Михаил Пришвин — Лягушонок
-
14
Михаил Пришвин — Птицы под снегом
-
27
Михаил Пришвин — Ребята и утята
-
Хитрая наука
-
37
Редьярд Киплинг — Кошка, которая гуляла сама по себе
-
1
Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и весна
-
15
Евгений Пермяк — Бумажный змей
-
6
Евгений Пермяк — Надежный человек
-
29
Евгений Пермяк — Некрасивая Елка
-
22
Евгений Пермяк — Самое страшное
-
3
Константин Ушинский — Гадюка
-
16
Константин Ушинский — История одной яблоньки
-
3
Лев Толстой — Шат и Дон
-
8
Лев Толстой — Лебеди
-
4
Лев Толстой — Царь и рубашка
-
25
Лев Толстой — Липунюшка
-
4
Лев Толстой — Девочка и разбойники
-
3
Лев Толстой — Белка и волк
-
7
Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)
-
9
Шарль Перро — Рике с хохолком
-
15
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про козявочку
-
3
Златовласка (Чешская сказка)
-
2
Алексей Толстой — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
-
3
Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде
-
20
Виктор Голявкин — Вот что интересно
-
35
Ганс Христиан Андерсен — Ромашка
-
Илья Муромец и Идолище поганое
-
4
Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи
-
1
Илья Муромец и Калин-царь (Былина)
-
8
Олимп (Миф)
-
4
Вильгельм Гауф — Рассказ о Маленьком Муке
-
6
Андрей Платонов — Неизвестный цветок
-
2
Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
-
Лев Толстой — На что нужны мыши
-
Лев Толстой — Орел
-
1
Лев Толстой — Птичка
-
Лев Толстой — Девочка и грибы
-
Лев Толстой — Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом
-
Лев Толстой — Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить
-
Михаил Пришвин — Жаркий час
-
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Медведко
-
1
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш
-
Эно Рауд — Муфта, Полботинка и Моховая Борода
-
Владимир Дуров — Наша Жучка
-
13
Андрей Платонов — Разноцветная бабочка
-
1
Царевна Несмеяна
-
Михаил Зощенко — Любимое занятие
-
Нина Артюхова — Большая берёза
-
Владимир Одоевский — Игоша
-
Лев Толстой — Комар и лев (Басня)
-
Лев Толстой — Царское новое платье
-
Лев Толстой — За ягодами
-
Лев Толстой — Рассказ аэронавта
-
Лев Толстой — Куда девается вода из моря
-
Лев Толстой — Какая бывает роса на траве
-
Лев Толстой — Как гуси Рим спасли
-
Лев Толстой — Булька и кабан
-
1
Евгений Носов — Тридцать зёрен
-
Лев Толстой — Мальчик с пальчик
-
13
Георгий Скребицкий — Белая шубка
-
Георгий Скребицкий — Маленький лесовод
-
1
Георгий Скребицкий — Скрипун-невидимка
-
4
Геннадий Снегирёв — Чудесная лодка
-
2
Евгений Пермяк — Мама и мы
-
26
Константин Паустовский — Какие бывают дожди
-
Константин Паустовский — Кишата
-
9
Лидия Чарская — Царевна Льдинка
-
Лидия Чарская — Случай
-
1
Михаил Зощенко — Сравнительно умная кошка
-
2
Михаил Зощенко — Очень умные обезьянки
-
1
Михаил Зощенко — Очень умная лошадь
-
4
Михаил Зощенко — Глупый вор и умный поросенок
-
Михаил Зощенко — Умная кура
-
Михаил Зощенко — Умная птичка
-
1
Михаил Зощенко — Умная собака
-
1
Михаил Зощенко — Умный гусь
-
37
Михаил Пришвин — Курица на столбах
-
9
Михаил Пришвин — Синий лапоть
-
30
Михаил Пришвин — Хромка
-
38
Николай Сладков — Бюро лесных услуг
-
3
Николай Сладков — Медведь и солнце
-
9
Ирина Пивоварова — Про мою подругу и немножко про меня
-
7
Ирина Пивоварова — Сочинение
-
3
Ирина Пивоварова — Весенний дождь
-
1
Сергей Баруздин — Хитрый симпатяга
-
Георгий Граубин — Почему осенью листопад
Отзывы: 7
-
Тима
Круто
Ответить
-
Дима
Топ
Ответить
-
?
Не че не поняла :_)
Ответить
-
Арина
Ужасно!!!?
Ответить
-
Анита ??
Мне понравилось
Ответить
-
Топ
Прекрасно очень люблю читать ??
Ответить
Добавить комментарий
Внеклассное чтение 3 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Золушка, или хрустальная туфелька
«Золушка, или хрустальная туфелька» — сказка Шарля Перро, которая покоряет сердца людей не одно столетие. В ней показана жизнь девушки Золушки с мачехой и сводными сёстрами. Они завидовали её красоте, вкусу и заставляли выполнять по дому самую грязную работу. Так и шла жизнь Золушки, пока однажды принц королевства не пригласил все знатные семьи на бал. Что произошло на балу, и как в этом замешена Золушка? Узнайте из сказки о трудолюбии, смирении, приветливости и торжестве справедливости.
Заяц, косач, медведь и весна
Заяц, косач, медведь и весна – добрая сказка Виталия Бианки о лесных жителях, которые радовались наступлению весны. Краса-весна подкралась незаметно и изменила белоснежный заснеженный лес. Деду Морозу её проделки не понравились, он посмотрел на животных, да и жалко их стало. Не сдержал Дед Мороз своё любопытство, спросил лесных жителей чему они так рады. Узнайте из сказки, что ответили животные старику морозу и чем его так разозлили! Произведение показывает, что делать выводы за других – дело бесполезное.
Василиса Прекрасная
Василиса прекрасная — русская народная сказка, которая уже долгие годы покоряет детские сердца. В ней рассказывается про купеческую дочь Василису и её удивительную куколку. Игрушка умеет говорить, давать советы и выполнять поручения. Кукла не раз выручала девушку, когда в их доме с отцом поселилась мачеха с дочерьми. Заметив, что падчерица справляется со всеми заданиями без труда, мачеха отправляет Василису за огоньком к Бабе-Яге, когда отец уезжает по делам. Девушка отправляется к ведьме и служит ей несколько дней. Бабушка даёт ей череп с горящими глазами. Он и освобождает девицу от угнетательниц, «пожирает» их взглядом. Как сложится дальше судьба Василисы, узнайте из сказки. Она научит добру, трудолюбию, терпению и умению ценить советы старших.
В стране невыученных уроков
В стране невыученных уроков — книга Л. Гераскиной, с которой дети чаще знакомы по одноименному мультфильму. В ней повествуется о приключениях нерадивого школьника Вити Перестукина в стране неверно выполненных домашних заданий самого мальчика. Здесь ему придётся исправить не одну ошибку, от этого будет зависеть даже жизнь Вити. Сказка даёт понять ученику, что полученные в школе знания пригодятся ему в разных ситуациях, и к ним нужно относиться со всей серьёзностью.
Дядя Федор, пес и кот и политика
Дядя Федор, пес и кот и политика — занимательное произведение Эдуарда Успенского, которое будет интересно детям среднего и старшего возраста. В нем лучшие друзья мальчика обсуждают с ним в разных ситуациях политические вопросы. К каким выводам приходят кот, мальчик и пес, узнайте вместе с детьми из короткого рассказа. Он учит наблюдать, интересоваться жизнью, рассуждать на политические темы и делать собственные выводы о происходящих вокруг событиях.
Стойкий оловянный солдатик
Стойкий оловянный солдатик — произведение Г. Х. Андерсена, знаменитое на весь мир и любимое сотнями детей. В нём рассказывается об оловянном солдатике, на которого не хватило немного олова, и он остался одноногим. Это не помешало ему быть отличным ратником. Когда коробку с оловянными солдатиками подарили мальчику, он расставил их на столе. Здесь одноногий солдат увидел прекрасную бумажную танцовщицу, и всё время смотрел на неё, а она на него. Это не понравилось злобному троллю, и он навлёк на солдатика немало бед. Чем закончилась история, узнайте вместе с ребёнком из сказки о любви, добре и зле, стойкости и вере в собственные силы.
Сказка о потерянном времени
«Сказка о потерянном времени» — произведение Евгения Шварца, которое интересно ребятам старшего возраста уже долгие годы. В нем показана история нескольких нерадивых учеников и учениц. Они попали в переделку из-за собственной лени и пустым занятиям. Смогут ли ребята вернуть упущенное попусту время, кто будет им препятствовать, найдутся ли у них помощники? Все ответы в сказке о важности ценить каждый миг, ответственно подходить к своим обязанностям и быть настоящим другом.
Сивка-Бурка
«Сивка-Бурка» — сказка, на которой выросло немало детей. В ней рассказывается о необычном происшествии среди обычных дней: кто-то ворует пшеницу на полях. Сторожить поле на ночь уходят по очереди три сына крестьянина. Младшего все зовут Иванушка-дурачок, а двое старших братьев над ним постоянно потешаются. Однако только именно он поймал вора. Им был необычный конь Сивка-Бурка, который за свободу обещал служить Ивану. Благодаря волшебным умениям Сивки-Бурки простой крестьянский паренек смог выиграть все состязания и жениться на царевне. Сказка учит добру, трудолюбию, сообразительности и верности своим обещаниям.
Красная Шапочка
«Красная Шапочка» — сказка Шарля Перро, любимая детьми всего мира. В ней показана история о девочке, которую прозвали Красной Шапочкой. По просьбе матери она отправилась проведать любимую бабушку и несла гостинец для старушки. На пути через лес ей встретился волк. Какой разговор состоялся между ними, и куда отправится серый разбойник после встречи с Красной Шапочкой? Узнайте с ребятами из сказки. Она учит заботиться о членах семьи, не доверять незнакомцам и непроверенным фактам, чтобы не попасть в трудную ситуацию из-за своей неосторожности.
Спящая красавица
«Спящая красавица» — произведение, любимое не одним поколением детей. В переложении Шарля Перро сюжет сказки завязывается, когда у королевской четы рождается дочь. Прибывшие на праздник добрые феи одаривают ее красотой и талантами, а злая колдунья, которую не хотели приглашать, пришла сама и наложила на малютку проклятие, что она уколется веретеном и погибнет. Последняя добрая фея смогла лишь смягчить участь принцессы, но спасла ее от смерти. Сказка учит добру, вере в любовь и справедливость.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле, чтобы не оставлять без присмотра дома. Однажды по пути домой он выпивает воды из «копытца» и обращается в козлёнка. Сестрица горюет над ним, в то же время её встречает купец. Он зовёт девицу замуж. Счастье рушится, когда ведьма обманом бросает Алёнушку с камнем на шею в реку. Колдунья принимает облик купеческой жены, подмену замечает только козлёнок. Он взывает к сестрице, когда узнаёт, что его хотят зарезать, но Алёнушку придавил камень ко дну реки. Как окончится сказка о добре и зле, узнайте вместе с детьми, чтобы напомнить им, как важно прислушиваться к взрослым.
Сказка о попе и работнике его Балде
«Сказка о попе и работнике его Балде» — сказка А. С. Пушкина, на которой выросло не одно поколение детей. В ней говорится, как обычный парень Балда нанимается к попу за символическую плату — дать хозяину в конце несколько щелчков. Сильный Балда завоёвывает расположение всей семьи священнослужителя, трудится исправно, но срок его службы подходит к концу. Как и чем заплатит поп за труд своему работнику? Сказка учит ценить труд, призывает быть щедрым, сообразительным, целеустремленным и верным слову.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — произведение А. С. Пушкина, которое любимо детьми на протяжении долгого времени. Сказка на основе сюжета о спящей красавице была адаптирована Александром Пушкиным так, что сразу стала близка российскому читателю. Когда царь женится во второй раз, новая супруга ревнует к красоте его повзрослевшей дочери, о какой твердит её волшебное зеркальце. Царица велит чернавке увести царевну в лес и погубить. Служанка жалеет девицу, заводит её в глубокую чащу и оставляет, а госпоже докладывает, что всё исполнено. Царская дочь находит терем, где проживают братья-богатыри, и становится им «сестрицей». Искать царевну отправляется жених, царевич Елисей. Когда он находит любимую, она уже отравлена царицей, Елисей идёт проститься с ней, открывает гроб и целует невесту, что оживляет царевну. Сказка учит вере в добро, верности слову и любви.
Приключения Синдбада-Морехода
«Приключения Синдбада-Морехода» — знаменитая на весь мир арабская сказка, любимая многими поколениями детей. В ней говорится об отважном купце и неутомимом путешественнике Синдбаде. Он отправляется в другие страны на кораблях с товарами, и каждое из семи его путешествий не обходится без интересных и часто опасных для него событий. Произведение научит детей, что нужно ценить собственную жизнь, и тому, как важно развивать в себе ловкость, смелость, внутреннюю силу и находчивость.
Никита Кожемяка
Никита Кожемяка — русская народная сказка, в которой показана жизнь киевлян в древние времена, когда их стал притеснять и похищать змей. Всех унесенных в логово людей змей съедал, только царскую дочь заточил под замок. Кто ее выручит, как и что за это возьмет, узнайте из сказки. Сказка покажет детям, что нужно быть милосердным, сострадательным и справедливым.
Серая шейка
Сказка Серая Шейка Д. Н. Мамина-Сибиряка любима с детства многими ребятами. Это удивительная история маленькой уточки. Она не сумела отправиться на юг вместе с семьей: Лиса сломала ей крыло. Серая Шейка осталась в одиночестве зимовать. Лиса ежедневно следила за Серой шейкой, которая укрывалась от неё в полынье. Как-то раз охотник решил подстрелить лисицу, но увидел уточку, подарил своим детям. Эта сказка учит детей сопереживанию, добру. Нужно всегда надежде и тому, что выход обязательно найдется.
Приемыш
Приемыш — рассказ Дмитрия Мамина-Сибиряка, который стоит прочесть с детьми младшего школьного возраста. В нем рассказчик повествует о том, как дождливым летним днем забрел к знакомому рыбаку Тарасу. За это время, что повествователь не виделся с рыбаком, у Тараса произошло важное событие. В его избушке поселился приемыш, маленький лебеденок. Какая судьба ждет эту птицу, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно учит милосердию, любви ко всему живому и тому, что у каждого из нас есть свое место и предназначение.
Карлсон, который живёт на крыше
«Карлсон, который живёт на крыше» — сказка Астрид Линдгрен, любимая в большинстве семей на протяжении многих поколений. В книге рассказывается о необыкновенной дружбе обычного мальчика с удивительным человечком с пропеллером за спиной, Карлсоном. Он случайно знакомится с Малышом, а после они вместе переживают десятки приключений: гуляют по крышам, ловят жуликов и проучивают «домомучительницу», с которой так несладко Малышу. В сказке говорится о том, что важно оставлять в своей жизни место вере в чудо, юмору и проказам, чтобы оставаться теми, кто мы есть в душе на самом деле — озорными детьми «в самом расцвете сил», какой была даже сама Астрид Линдгрен.
Летучий корабль
Летучий корабль — русская народная сказка, в подлинной версии знакомая единицам, чем и интересна. История про Ивана-дурачка, который задумал жениться на царевне, полна приключений и волшебства. Чтобы исполнить задуманное, нужно построить летучий корабль и выполнить задания царя. В этом ему помогают добрый старичок и путники, каких он подобрал по дороге. Как Иван победит царские уловки, читайте вместе с детьми. Сказка научит ценить опыт старших, проявлять смекалку, дружелюбие и решительность.
Хитрая наука
Хитрая наука — русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается о бедном мужике и его сыне. Отец мечтал отдать сына в ученье, но денег за обучение заплатить не мог. Повстречался ему колдун и взял сына в подмастерья без оплаты с условием, чтобы мужик пришёл за отпрыском через три года. Как произошла встреча отца и сына спустя годы? Прочтите в сказке о добре и зле, смекалке, предусмотрительности и умении найти выход из любой ситуации.
Цветик-семицветик
Цветик-семицветик — сказка, которую Валентин Катаев написал в 1940 году, и она уже многие десятилетия волнует сердца читателей. В ней причудливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки удивительный цветок с семью лепестками, который может исполнить любой ее каприз, если произнести заклинание. Когда Женя истратила шесть желаний, она поняла, что счастье не зависит от игрушек. На что же она потратит седьмой, последний лепесток? Прочтите эту сказку, чтобы научить ребят сочувствию, взаимовыручке, благоразумию, серьезному отношению к жизни.
Иван Быкович
Иван Быкович — русская народная сказка, любимая целыми семьями. В ней говорится о царской бездетной чете, которая усердно молилась о наследнике. Увидела однажды царица сон о златоперой рыбе и рассудила так, что если отведать ее, будет у них с государем сын. Случилось ли чудо, как сложилась судьба царевича и кто такой Иван Быкович? Узнайте обо всем этом с детьми из сказки, которая учит честности, храбрости, верной дружбе. Также она напоминает, как почетно встать на защиту своей Родины в трудный час.
Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — произведение русского фольклора, которое очаровывает детей уже не одну сотню лет. В сказке показан подвиг простого крестьянина Ивана. Он отправился со старшими братьями на битву со змеем, прозванным Чудом-Юдом. Трое братьев по очереди стерегут мост, откуда приходят враги. В первую ночь Ивану не спится, хотя на посту старший брат. Идёт он и видит, что постовой спит. В полночь появляется чудовище, Иван срубает его три головы. Сколько ещё сражений ему предстоит, и какие ещё опасности ждут братьев, узнайте вместе с детьми из сказки. Она учит смелости, сообразительности и умению держаться вместе в трудный час.
Тайна запечного сверчка
Тайна запечного сверчка — произведение Геннадия Цыферова, в котором показана природа подлинного таланта. От имени рассказчика мы узнаем, что он отправился на концерт, где исполняли музыку Моцарта. Какое впечатление произвел тот вечер на повествователя, о чем он задумался, и какую тайну об Амадее Моцарте готов раскрыть каждому читателю? Узнайте ответы из самой сказки вместе с ребятами. Она учит верить в свой дар, идти к цели, видеть прекрасное и держать свое сердце открытым для чуда.
Царевна-лягушка
«Царевна-лягушка» — сказка, любимая многими поколениями детей. В ней повествуется о необычном виде сватовства царских сыновей: они выпускают из лука по стреле, чтобы узнать, где им искать себе жену. Одному из них, Ивану-царевичу, выпадает доля жениться на царевне Василисе Премудрой, да только вот она для всех — лягушка по велению злого Кощея Бессмертного, который не смог уговорить ее выйти за него замуж. С первых дней семейной жизни в жизни царских наследников творятся настоящие чудеса. Со временем они начинают понимать, что счастье не в красоте и богатстве, а любовь побеждает все преграды.
Огниво
«Огниво» — сказка Г. Х. Андерсена, на какой воспиталось не одно поколение детей мира. В сказке рассказывается о необычайной удаче, которая улыбнулась солдату. Он шёл по лесу, где встретил колдунью, и она обогатила его, попросила лишь огниво из тайника с собаками, куда его посылала. Солдат вместо этого зарубил ведьму и отправился в город, где жила принцесса. Когда он понял, что огниво волшебное, солдат приказывал собакам приносить её к себе каждую ночь. Вскоре это открылось, и солдат оказался в тюрьме. Как он выбрался из заточения, и чем закончилась история, узнайте из сказки. Она учит, что важно рассчитывать на себя, а богатство может не принести счастья.
Оле-Лукойе
«Оле-Лукойе» — сказка Г. Х. Андерсена, популярная на весь свет. В ней рассказывается об удивительном волшебнике Оле-Лукойе, который дарит детям сны. К одному мальчику по имени Яльмар он приходил со своими историями целую неделю, настолько мальчик ему понравился своим поведением. Каждый вечер Оле-Лукойе устраивал для него невероятные приключения. В последний день волшебник решил познакомить своего слушателя со своим братом. Кто им окажется, узнайте из сказки о том, что важно быть благоразумным, заботиться о близких людях и заставляет задуматься о смысле жизни.
Интересная подборка произведений по проверке читательских компетентностей учащихся 3 класса
3 КЛАСС
I ПОЛУГОДИЕ
Любопытными глазами
Мишка, Михаил, косолапый. В тайге охотники знают — лучше не связывайся с ним, с бурым медведем; если поранишь, ударом лапы убьёт он охотника.
Медведь не трогает первым человека. Когда учует, уходит с его дороги.
Всё лето кормится медведь в тайге перед зимней спячкой. Засунет в муравейник лапу — слизнёт муравьёв. Обсасывает кусты малины. Попадётся гнездо тетёрки — съест птенцов. Зазевается лесная мышка – и мышку съест.
Или залезет в речку, когда идут метать икру лососи. Сидит в реке и ждёт.
Подплывёт рыбина покрупнее, быстро медведь подденет её острыми когтями и выбросит на берег. И снова замрёт. Опять подденет — опять выбросит.
(96 слов)
Г. Снегирёв.
- Что интересного ты узнал о косолапом хозяине леса?
- Как он ведёт себя при встрече с человеком?
—
С утра до вечера
Опустился шмель на головку клевера.
Шмель большой, грузный. Наклонится стебелёк у клевера, розовая головка опрокинется, шмель вверх тормашками повиснет.
-Трудно тебе, шмель?
—Ещё бы!
—А почему на другие цветы не садишься?
—На Других цветах пчёлы работают, мухи да букашки мелкие. Все кому не лень.
— А на клевере?
—На клевере им сладкого соку не достать. Только я могу. У меня хоботок длинный.
-Это что же получается? Как в сказке! Не было бы тебя, шмеля, клевер бы впустую цвёл. Семян не давал. Без семян клевера не посеешь. Без клевера
корову не накормишь. Деду с бабкой без молока сидеть.
-Не знаю, как там в сказках. Я своё дело знаю. Хоть и тяжело, а кувыркайся на клевере с утра до вечера.
(117 слов)
Э. Шим
1. Какой цветок для сбора мёда облюбовал шмель? Почему?
2. Если бы ты стал рисовать шмеля, какие предложения тебе помогли бы в этом? Прочти их.
Слон сильный и умный
Слон большой, слон сильный и умный, это все знают.
Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.
А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.
Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада. (104 слова)
Г. Снегирёв
- Какую работу может выполнять домашний слон?
- Как слоны оберегают своих детей?
Отважный пингвинёнок
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птицы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвиненок закрыл глаза и. бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
(97 слов)
Г. Снегирёв
1. Каким был пингвинёнок?
2. За что пингвинёнка назвали отважным?
Солнечная капля.
Дон!.
Динь!.
День!.
С крыши, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они вспыхивают под солнцем, переливаются красными, синими, жёлтыми огоньками.
Кажется, что не холодная вода капает, а летят горячие солнечные брызги.
Воробьи искупались в этих брызгах и затрещали, заголосили по-весеннему радостно.
Белый петух напился из солнечной лужицы — тряхнул гребнем, крыльями зачертил, как лесной забияка тетерев.
Я выбежал из дому, и капля упала мне на лицо. Хотел я вытереть глаз — и вдруг замер. На какой-то миг, пока я смотрел сквозь каплю, всё кругом изменилось; засияло, засверкало, затрепетало радужными огнями.
И небо, и землю, и снежные поля — весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.
(103 слова)
Э.Шим
- Почему автору кажется, что с сосулек летят горячие солнечные брызги?
- Какое чувство возникло у тебя после прочтения рассказа?
Двенадцать месяцев
Славянская сказка (Отрывок)
Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:
— Теперь твой черёд, братец Март.
Взял младший брат посох и ударил о землю.
Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.
Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?
Под ногами у неё — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.
Глядит девочка — наглядеться не может.
— Что же ты стоишь? — говорит ей Март.— Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь.
Набрала она полную корзину, полный передник — и скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.
А там уже ни костра, ни братьев нет. (148 слов)
С. Маршак
Расскажи, как братец Март совершил чудо.
II ПОЛУГОДИЕ
Ландыш
Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?
- Конечно, я, ландыш!
- Какие же у тебя цветки?
- Цветки у меня — будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!
- А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков?
- Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!
— Отчего же?
— А они ядовитые!
- Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?
- Чтобы ты, сладкоежка, не съел! (80 слов)
(Э. Шим)
- Опиши ландыш, когда он цветёт.
- Как выглядит ландыш, когда отцветут белоснежные цветы?
Сколько живёт пчела
Лежу в траве. Прямо передо мной — лохматые почки одуванчиков.
А на них садятся пчёлы.
Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.
— Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?
— Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю — цветочную пыльцу.
Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но все-таки тащит полные свои корзиночки, старается.
Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?
А теперь не боюсь.
Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.
— Правда ведь, пчела?
— Не трону. Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная.
- Нет, ты живи! Долго живи!
- Не дано мне долгой-то жизни.
- И сколько же тебе жизни отпущено?
— Чуть побольше месяца. Всего-навсего! (116 слов)
Э. Шим
- Как трудится пчёлка целый день?
- Если тебе повстречается пчела, как надо вести себя с ней?
- Что интересного ты узнал о пчеле?
Весна
Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка был очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся. А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец Андрей, правильно понял. Эта музыка называете «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок.»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!
(135 слов)
А. Аксёнова
- Что напомнила музыка детям?
- Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?
* * *
Мы долго ехали поездом через болотистые места, поросшие лиственницами и соснами.
Особенно запомнился мне один вечер. Мы уже собирались ложиться спать, когда отец, выглянув из окна, позвал нас к себе. Я так и замер от изумления. Всюду в лесу сияли, мерцали, вертелись какие-то летающие огоньки, похожие на падающие звёзды. Казалось, мы попали в сказочную страну.
Когда поезд промчался дальше и чудесное зрелище исчезло, отец объяснил нам, что это были не падающие звёзды, а светлячки. (74 слова)
Э. Сетон-Томпсон
- Что за огоньки мелькали за окном поезда?
- Какое название ты подобрал бы к этому рассказу?
Дружок*
(Отрывок)
Один раз мы с Мишкой сидели дома.
Вдруг кто-то постучал в дверь. Мишка побежал отворять. Оказался почтальон. Мишка, радостный, вбежал в комнату с письмом в руках.
— Может быть, это про нашего Дружка! — сказал он и стал разбирать на конверте адрес, который был написан неразборчивыми каракулями.
Весь конверт был усеян штемпелями и наклейка с надписями.
- Это не нам письмо,— сказал наконец Мишка. Это маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал «Печная». Видно, письмо долго по городу ходило, пока куда надо дошло. Мама! закричал Мишка.— Тебе письмо от какого-то грамотея!
- Что за грамотей?
- А вот почитай письмо.
Мама разорвала конверт и стала читать вполголоса:
— «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю.» Что это? — говорит мама.— Это ведь ты писал!
Я засмеялся и посмотрел на Мишку. А он покраснел, как варёный рак, и убежал. (153 слова)
Н. Hoсов
- Почему Мишка не узнал своего письма?
- Как чувствовал себя Мишка, после того как мама прочла письмо?
Альбина
Топ ?
Ответить