Рассказ для детей заколдованная буква

В иктор драгунский написал забавный рассказ заколдованная буква. трое друзей алнка, мишка и автор в детстве увидели, как грузовик привз

В иктор Драгунский написал забавный рассказ «Заколдованная буква». Трое друзей Алёнка, Мишка и автор (в детстве) увидели, как грузовик привёз во двор ёлку. Девочка восторженно воскликнула: «Смотрите, а на ёлке сыски висят». Мальчишки засмеялись – Алёнка обиделась, стала оправдываться, что зуб вывалился, поэтому она и говорит «сыски». На что Мишка ей ответил: «У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я всё равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!» Ребята стали спорить до слёз, кто прав.

Автор рассказа, глядя на них, долго смеялся. По дороге домой он думал: почему друзья спорили, ведь слово простое: «Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки

Рассказ для детей заколдованная буква

Ребята, конечно, правильно говорили, просто перепутали некоторые звуки. Пожалуй, многие родители тоже замечали, что их малыши заменяют свистящие на шипящие (шанки – санки) и наоборот (сыски – шишки). Такой недостаток произношения свистящих (С-С’, З-З’, Ц) и шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизм.

Обе группы звуков появляются к 4-5 годам. Шипящие считаются более сложными по артикуляции звуками, и ставятся после свистящих. Исправлением произношения занимается логопед. Но любые занятия со специалистом подкрепляются дома. В этой статье мы расскажем о важных шагах, которые помогут ребёнку быстрее расколдовать С и Ш.

Свистящие звуки: с чего начать постановку

Обычно постановка звуков начинается с фонемы С. Первый этап подготовительный. Ребёнку нужно показать картинку со звуком. Можно нарисовать эту фонему, слепить, смастерить из подручных материалов. Объяснить, как язык располагается во время произношения С (кончик упирается в нижние зубы). Желательно не говорить, что вы учите именно звук С, лучше называть фонему, например, «холодный ветер». Дальше проводится артикуляционная гимнастика.

Рассказ для детей заколдованная буква

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков (упражнения Л.А. Комаровой)

  1. «Улыбка» – растянуть губы в улыбке и удерживать в таком положении. Зубы не видны.
  2. «Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Зафиксировать положение губ на несколько секунд.
  3. «Птенчик» – широко открыть рот. Язык лежит во рту спокойно.
  4. «Наказать непослушный язычок» – приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить «пя-пя-пя…».
  5. «Лопатка» — расслабленный язык положить на нижнюю губу. Заносить «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
  6. «Трубочка» – высунуть язык и постараться загнуть его края вверх, чтобы получилась «трубочка». Подуть в «трубочку».
  7. «Варенье» – медленно облизать языком верхнюю губу, потом нижнюю по кругу.
  8. «Чистим зубы» – кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны (слева направо, сверху вниз). Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
  9. «Часики» – открыть рот, уголки растянуты. Кончик языка перемещается вправо – влево.
  10. «Змейка» – узким языком пытаться «укусить» ладонь, подставленную перед ртом. Язык выдвигается вперёд и убирается обратно. Важно не касаться губ и зубов.
  11. «Конфета» – губы сомкнуты. Язык упирается по очереди то в левую щёку изнутри, то в правую.
  12. «Футбол» – на столе соорудить ворота из кубиков, положить ватный шарик перед ребёнком. Широкий язык лежит на нижней губе. Со звуком Ф подуть на язык, стараясь сдвинуть ватный шарик. Следить, чтобы щёки не надувались.

Рассказ для детей заколдованная буква

Рассказ для детей заколдованная буква

Обязательно выполнять упражнения на развитие воздушной струи. Самые простые: выдувать мыльные пузыри, задувать свечку, дуть на бумажный кораблик, сдувать ватку со стола.

Способы постановки звука С

Хорошо поставленный звук С позволяет быстро исправить произношение З и Ц, а также шипящих фонем. Чтобы получить С, нужно упереться кончиком языка в нижние зубы, губы растянуть в улыбке и подуть. Если приблизить ладонь тыльной стороной ко рту, то чувствуется холодный поток воздуха («холодный ветер»).

Рассказ для детей заколдованная буква

Первый способ постановки звука – по подражанию. Перед зеркалом предложить ребёнку улыбнуться, показать зубы («заборчик») и подуть на «заборчик». Язычок лежит внизу. Также можно представить, что вы качаете насосом колёса машины. Изображайте вместе с ребёнком будто качаете шины и произносите «с-с-с».

Если по подражанию не удаётся поставить звук, то пробуем механический способ. Тут поможет палочка для роллов, ватная палочка или палец ребёнка (естественно, заранее нужно помыть руки). Просим малыша открыть рот. Обратите внимание на язык: иногда спинка выгнута вверх. Аккуратно придавите язычок палочкой или пальцем малыша, чтобы получился желобок, через который должен проходить воздух. Малыш прикрывает рот, при этом сохраняет губы в улыбке, старается дуть. Получается «с-с-с». Какое-то время ребёнок может придавливать язык пальцем, пока не научится удерживать правильную артикуляционную позу.

Рассказ для детей заколдованная буква

Автоматизация С

После закрепления отдельного звука С, начинается этап автоматизации фонемы в речи ребёнка. Для всех звуков автоматизация идёт по одной схеме:

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

  • в прямых слогах (са, со, су);
  • в интервокальной позиции (аса, осо, усу);
  • в обратных слогах (ас, ос, ус);
  • со стечением согласных (ста, сто, сту);
  • в словах (звук в начале слова, в середине и в конце: сад, оса, пас);
  • в предложениях (Соня катается на санках);
  • в стихах и чистоговорках (Са-са-са – вот летит оса);
  • в спонтанной речи (пересказ текста, описание картинки).

При успешной постановке С, получить звук З несложно: нужно «подключить» связки. Предложите ребёнку «позвенеть» как комарик. Поднимите указательный палец вверх, делайте вращательные движения и издавайте звон «з-з-з». Важно показать малышу отличие С и З. Прислоните ладонь ребёнка к своему горлу и произнесите «с-с-с» – горло спокойное. А теперь скажите «з-з-з» – горло дрожит. Пусть ребёнок проделает то же самое на себе.

Для звука Ц нужны две фонемы Т и С. Для начала просим малыша говорить «т-с, т-с, т-с» и постепенно наращивать скорость произнесения, пока не получится Ц.

Каждый поставленный звук отрабатывается по схеме, описанной выше. После учим ребёнка произносить мягкие фонемы (С’, З’). Когда свистящие закрепились в речи малыша, приступаем к постановке шипящих.

Шипящие звуки: с чего начать постановку

Показываем ребёнку карточку со звуком Ш, рисуем фонему, объясняем, как располагается язычок: теперь он находится вверху, края плотно прижимаются к коренным зубам. Вместо фразы «звук Ш» лучше говорить «тёплый ветер», «змейка шипит», «надуваем шарик».

Рассказ для детей заколдованная буква

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих (упражнения Л.А. Комаровой)

  1. «Чашечка» – рот открыт. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Среднюю часть языка прогнуть, а боковые края загнуть кверху. Получается чашечка. Заносим «чашечку» во внутрь и выносим обратно. Так несколько раз.
  2. «Лошадка» – «приклеить» язычок к нёбу. Таким образом подъязычная уздечка растягивается. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. С щелчком «отклеиваем» язычок – «лошадка» цокает.
  3. «Грибок» – «приклеить» язык к нёбу, широко раскрыть рот. Удерживать такое положение несколько секунд.
  4. «Гармошка» – сделать «грибок». Только теперь открываем и закрываем рот, растягивая подъязычную уздечку. Язык держать «приклеенным» к нёбу, губы – в улыбке.
  5. «Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.
  6. «Погреем ладошки» – представьте, что руки замёрзли на морозе. Рот открыть, губы вытянуть вперёд, выдыхать «х-х-х», согревая ладони.

  7. «Бублик» – рот приоткрыт, вытянуть губы немного вперёд и округлить.

Рассказ для детей заколдованная буква

Рассказ для детей заколдованная буква

Упражнения, которые выполняются при постановке С, «Наказать непослушный язычок», «Лопатка», «Конфета», «Варенье», «Чистим зубы», повторяются и при постановке Ш. Все выполнять не нужно, выбирайте 5-7 любых артикуляционных упражнений, а также помните про развитие воздушной струи.

Способы постановки звука Ш

Перед зеркалом просим малыша подуть на ладонь холодным ветром. Теперь предложите ребёнку поднять язык «чашечкой» за верхние зубы на альвеолы и снова попробовать сказать «с-с-с». В таком положении языка послышится «ш-ш-ш». Если не выходит, то можно зажать зубами палочку для роллов (язык должен лежать на палочке, а не под ней) и подуть. Или чистым пальцем придерживать язык наверху. Важно объяснить малышу, что широкий язык должен быть за верхними зубками – тогда «змейка зашипит».

Рассказ для детей заколдованная буква

После успешного закрепления Ш, звук Ж получаем так же, как и фонему З. Кладём ладонь на горло и просим ребёнка сравнить шипение и жужжание: «ш-ш-ш» – горло спокойно, «ж-ж-ж» – горло дрожит.

Чтобы получить Ч, попросите малыша произносить мягкий «т’-т’-т’» и аккуратно отведите его язык немного вглубь рта с помощью ложки/ватной палочки/чистого пальца. Звук Щ должен появиться автоматически. Закрепляем каждую фонему по схеме, учим ребёнка не путать свистящие и шипящие. Для этого подойдёт разучивание стихов, где встречаются оба вида звуков, и игры на дифференциацию фонем.

10 книг для автоматизации звуков

  • «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи», Н.С. Жукова.
  • «Альбом дошкольника. Автоматизация звуков в игровых упражнениях», Л.А. Комарова.
  • «Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет», Е.А. Азова, О.О. Чернова.
  • «Правильно произносим звуки. Логопедический альбом для детей 4-8 лет», Т.А. Ткаченко.
  • «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми», Ю.Б. Жихарева-Норкина.
  • «Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет», З.Т. Бобылева.
  • «Говорю правильно», дидактический материал О.Е. Громовой.
  • «Говорим правильно. Игры на развитие речи», Э.М. Курицына, Л.А. Тараева.
  • «Альбом для автоматизации произношения звука», О.И. Лазаренко.
  • «Логопедический альбом. Говорим правильно», Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина

Автоматизация звуков – сложный процесс. Если удаётся быстро поставить звук, то это не значит, что ребёнок сразу введёт его в свою речь. На закрепление фонемы уходит от пары недель до нескольких месяцев или дольше в сложных случаях. В целом, если ребёнок не страдает серьёзными нарушениям речи, то постановка и автоматизация звука идёт без проблем. Обязательно консультируетесь с логопедом.

Читайте также в нашем блоге: 

  • Речь как основа совершенства: 10 вопросов логопеду-дефектологу
  • Говорим правильно: забавная гимнастика для языка
  • Как мы заговоРРРиЛЛЛи

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Тема: ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ «ЗАКОЛДОВАННАЯ
БУКВА»

Цель:

o       РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ, УМЕНИЕ
ОТЧЕТЛИВО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ;

o       СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЕ ЧИТАТЬ
ВСЛУХ, МОЛЧА, ПО ЦЕПОЧКЕ; ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ В.
ДРАГУНСКОГО;

o       РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ИНСЦЕНИРОВАТЬ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ;

o       СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВНОЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОДЕЙСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ И
ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ.

Ход урока

I.       Организационный момент

II.      Проверка домашнего задания

III.     Дыхательная и речевая разминка

1.      ДЫХАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА «Бадминтон».

—      ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ИГРАЕТЕ В
БАДМИНТОН И В РУКАХ У ВАС РАКЕТКА И ВОЛАНЧИК. ДАЙТЕ ПАРТНЕРУ ПАС — ВОЛАН
УСТРЕМЛЯЕТСЯ ВВЕРХ СО ЗВУКОМ [С].

2.      РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

—      ПРОЧИТАЙТЕ СКОРОГОВОРКУ С
ПОНИЖЕНИЕМ И ПОВЫШЕНИЕМ ГОЛОСА.

ВОСЕМНАДЦАТЬ НОГ ПЛЯСАЛИ

ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НА КАРНАВАЛЕ:

ОСЬМИНОГ, ЖИРАФ, СВИНЬЯ

И ЕЩЕ ВПРИСЯДКУ Я.

IV.    Вступительное слово учителя

—      Говорят, что все детские писатели
похожи на героев своих книжек. Если это правда, то Виктор Юзефович Драгунский,
когда был мальчишкой, очень любил слушать, как жук копается в коробочке, любил
светлячков — мог даже променять на свет¬лячка новенький игрушечный самосвал,
потому что светлячок «живой и светится». А еще любил ужей, ящериц, лягушек.
(Лю¬бил, чтобы уж лежал на столе, когда Витя обедал.) Часто отпу¬скал в небо
воздушные шарики — нельзя держать на ниточке то¬го, кто умеет летать. Очень нравилось
болеть ветрянкой — тебя все время мажут зеленкой, и ты похож на зеленчатого
леопарда.

А еще Витю Драгунского с детства беспокоил
один вопрос: как же можно съесть крокодила, если он жесткий и в панцире? Его же
нипочем нельзя прожевать! Даже вареного! И тогда он пошел в цирк, потому что
верил, что проглотить крокодила под силу только фокуснику, и остался там на
много-много лет рабо¬тать цирковым клоуном. Одним словом, когда Виктор
Юзефо¬вич Драгунский стал нормальным взрослым человеком, у него накопилось
столько смешных историй из собственного детства, что он просто не мог не стать
писателем. Напечатал все это на машинке и назвал «Денискины рассказы» в честь
своего сына. Если что не так — пусть ругают Дениску, а не его!

V.      Работа с рассказом В. Драгунского
«Заколдованная буква»

1.      Лексическая работа.

• ЗААКТИРОВАТЬ — составить акт.

2.      Чтение произведения учителем (с.
24).

3.      Проверка эмоционального восприятия
произведения.

—      Веселый этот рассказ или нет?
Почему вы так думаете?

4.      Анализ произведения.

—      Назовите главных героев
произведения.

—      Что привезли во двор на машине?

—      Прочитайте, как рабочие привезли
елку. Что не понрави¬лось вам в их речи?

—      Обидно ли вам было за Алёнку?
Почему?

—      Прочитайте, как разговаривали дети.
Кто из них прав? Почему?

5.      Чтение произведения учащимися:

а)чтение молча (про себя);

б)чтение «цепочкой».

5. Выразительное чтение. (Драматизация
произведения: вы¬бирается только прямая речь героев — Алёнки, Мишки, Дени¬ски;
предварительно определяется интонация, с которой нужно произносить слова
героев:)

VI. Работа в группах

—      Прочитайте стихи. В выделенных
словах определите, какие буквы стали не на свое место.

Задание для 1 группы

Закипел наш самовар,

 Выпускает с шумом шар (ПАР))

В огород пришёл мой друг,

Посадил на грядке щук (ЛУК)

Задание для 2 группы

Овощ (ОВОД) вьётся над быком,

Бык сердито бьёт хвостом.

Щит (КИТ) пустил большой фонтан,

 Погрузился в океан.

Задание для 3 группы

Выдра (ВЁДРА) у меня в руке

 — За водой иду к реке. .

Мы дружно веником метём

 — От сыра (СОРА) очищаем дом.

Задание для 4 группы

Мама с точками (ДОЧКАМИ) пошла

По дороге вдоль села.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (ТОЧКУ).

VII.Проверка выполненных заданий

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

—      Какие трудности вы испытали на уроке?

—      С каким настроением заканчиваете
урок?

—      Самое большое и удивительное чудо —
это человеческая речь. Разве не чудо, что мы можем общаться, разговаривать с
окружающими нас людьми? Устная речь должна быть понят¬ной и доступной слушателю
с первого раза. Каждому человеку полезно, как артисту, владеть искусством
звучащего слова. Для того, чтобы наша речь была грамотной, выразительной и
до¬ходчивой, мы изучаем правила произношения. Чтобы речь была мелодичной, а
голос звучным и приятным для слуха, необходимо постоянно работать. Константин
Сергеевич Станиславский срав¬нивал непонятную речь актера с неразборчивым
почерком. «УСТ¬НАЯ РЕЧЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ СКОРОГОВОРКОЙ И НЕВНЯТНЫМ ГОЛОСОМ,
ПОХОЖА НА НЕРАЗБОРЧИВЫЕ «КАРАКУЛИ», — говорил он. Хорошая речь украшает человека
и часто помогает ему в жизни.

IX. Домашнее задание

Прочитать рассказ В. Драгунского
«Заколдованная буква».

  • Рассказ для девочек 6 лет
  • Рассказ для детей как звери к зиме готовятся
  • Рассказ для девочки 9 лет про школу
  • Рассказ для второклассника о красоте неба
  • Рассказ для внеклассного чтения 3 класс читать короткие