Рассказ для детей волшебное слово рассказ

Рассказы для детей на тему: моя семьяволшебная семьяв одной волшебной семье жил-был мальчик петя волшебников. однажды мама ему сказала: возьми-ка

Рассказы для детей на тему:

 «Моя семья»

ВОЛШЕБНАЯ СЕМЬЯ

В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала:

— Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!

А Петя:

— Не хочу!

— Петя, — удивилась мама, — ты почему меня не слушаешься?

— А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!

— Ну тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» — а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

— А я тогда, — сказал папа, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»

— Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

— Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!

И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

И тогда Петя закричал:

— Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму.

А мама — папу.

А папа — дедушку.

А дедушка — бабушку.

А бабушка — Петю.

А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!

Семья всегда будет основой общества.  

И. Гамазкова

СЕРДЦЕ МАТЕРИ

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце

…                                                                                                         М. Скребцова

Волшебное слово

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому.

— Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берёт тебя брат?

— А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Ка…кую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…

— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

Во всяком возрасте почитай родителей.

В. А. Осеева

Семь дочек

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, – сказала (проговорила) первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – сказала (перебила) вторая.

– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – сказала (щебетала) третья.

– Мне тяжело было без тебя, как пчелка без цветка, – сказала (застрекотала) четвертая.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – сказала (пробормотала) пятая.

– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, – сказала (проворковала) шестая.

А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

В.А. Сухомлинский

Птенец

Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прозрачной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.

— Я хочу увидеть, что там, — подумал птенец и тронул крылом скорлупу.

Она осталась невредимой, но недовольно сказала:

— Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придётся искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.

Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа… Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.

— Какой я неблагодарный, — подумал птенец, — как я мог решиться на такое?

И он притих, а затем сказал:

— Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?

И птенчик остался в скорлупе. Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать.

— Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, — вдруг громко сказал птенец, почувствовав силу в крыльях.

Он посмотрел на скорлупу и добавил:

— Благодарю тебя, скорлупа. Ты помогла мне вырасти, укрывала меня от опасностей, но сейчас я хочу увидеть мир, жить в нем и, конечно же, летать. Мне пора. С трудностями, которые встретятся на моем пути, с Божией помощью, буду учиться справляться.

Скорлупа молчала. Наконец она ответила:

— Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, да храни тебя Господь!

Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в неизвестную и удивительную жизнь.

Детям …

В отчем доме горит огонь родительской любви и согревает его обитателей своим жертвенным теплом. А там, за порогом… Что там? Там не любят нас так, как папа и мама. Но именно там, вне стен родного дома, начинается самостоятельная жизнь. Именно там можно встретить друзей и единомышленников, и, может быть, кто знает, свою будущую большую любовь. И хотя нам всегда есть за что благодарить своих родителей, и то, что мы должны им, не сможем восполнить никогда, но приходит время, когда нужно становиться самостоятельными. Ведь скоро и родным может понадобиться наша помощь.

И их родителям

Хотим ли мы, чтобы наши дети научились летать? Хотим ли, чтобы они воспарили над всеми бурями и невзгодами, обидами и проблемами? Хотим ли, чтобы они, смело и решительно взмахнув крыльями, полетели к своему будущему, которое начинается здесь, в настоящем, научились бороться с трудностями и противостоять неудачам? Хотим ли, чтобы они стали для нас опорой в старости? Давайте дадим им этот шанс.

В.А. Сухомлинский

Цыбульская Мария, 2 ПНК-9

Анализ рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»

image001

1.
Рассказ
написан в 1944г

2. Произведения представляет
собой короткую новеллу, предназначенную для детской читательской аудитории.

3. Название произведения «Волшебное слово» – этим
словосочетанием автор заменила вежливое слово «пожалуйста», о котором идет речь
в тексте.
4. В этом произведении Осеева
затрагивает проблему воспитания и порядочности, наличие или отсутствие умения
использовать вежливые слова. Идея состоит в том, чтобы показать читателям, что
вежливые слова играют важную роль в жизни любого человека. А также, к каким
негативным последствиям может привести отсутствие их в речи

5. Сюжетная линия рассказа
разворачивается в момент встречи главного героя Павлика со старичком, сидевшим
на скамейке в парке.

Старичок
замечает расстроенного мальчишку и интересуется причиной его плохого
настроения. Павлик решает поделиться своим горем и рассказывает незнакомцу о
плохих отношениях в семье, выражающихся в неисполнении родственниками его
просьб.

Оказывается,
Ленка, являющаяся Павлику сестрой, добрая и отзывчивая девочка, не желает
делится с мальчиком своими красками для рисования. Бабушка, постоянно что-то
готовящая вкусненькое на кухне, все отказывает Павлику, просящему кусочек
сладостей, прогоняя его из помещения, а старший брат, увлекающийся катанием на
лодке, не разрешает мальчику сопровождать его на речных прогулках.

Старичок
внимательно слушает жалобы Павлика, а затем советует мальчику в его просьбах
использовать волшебное слово, которое, с точки зрения незнакомца, может решить
все его мальчишеские проблемы. Волшебное слово старичок произносит Павлику
прямо в ухо, предупреждая, чтобы мальчик применял его исключительно тихим и
спокойным голосом, прямо смотря в глаза собеседника.

Озадаченный
Павлик решает испробовать метод старика и, придя домой, обращается к сестре с
просьбой порисовать ее красками, произнеся при этом слово «пожалуйста». К
удивлению мальчика, Ленка тут же выдает Павлику краски. Тогда мальчик идет на
кухню и с использованием волшебного слова просит у бабушки пирожок.
Обрадованная воспитанностью внука женщина выдает мальчику заветную вкуснятину.

Тоже
самое происходит и со старшим братом, который поначалу сомневается в
искренности слов Павлика, но под давлением сестры и бабушки соглашается взять
брата с собой на прогулку на лодке по реке.

Воодушевленный
собственными победами Павлик бежит в парк, к скамейке, где встретился со
стариком, с целью проявления благодарности к мужчине, однако скамья оказывается
пустой.

6.В композиции рассказа
«Волшебное слово» говорится о мальчике Павлике, которому не везло. Его
невезение связано с тем, что окружающие люди не давали ему то, что он хочет. Он
пошел в парк и подсел на лавочку к старику, и тот сказал ему волшебное слово.
Мальчик решил немедленно воспользоваться его советом. Следующая часть
произведения – завязка. Она происходит в тот момент, когда Павлик побежал
домой, чтобы проверить прав ли старик. Он подошел к сестре и сказал: «Дай мне
краски…пожалуйста». Она удивленно расширила глаза и дала ему краски. Потом он
подошел к бабушке и также при помощи волшебного слова попросил у нее пирожок. К
великому изумлению Павлика, она дала ему самый румяный пирожок. Он вежливо
попросил брата взять его покататься с ним на лодке и волшебное слово опять
подействовало. После чего, Павлик отправился на ту скамейку, чтобы
поблагодарить старика, но его уже там не было – это является развязкой
рассказа. Конфликт в произведении происходит между желанием Павлика, чтобы ему
дали то, что он хочет и нежеланием других персонажей выполнять это. Композиция
данного произведения типична и содержит все структурные элементы.

7.Рассмотрев композицию
данного произведения, охарактеризуем главного героя – Павлика.

Павлик
является динамическим персонажем, так как в произведении нет подробного
описания его внешности, оно складывается из авторской характеристики и через
цепь его поступков. Павлик жил в хорошей, благополучной семье, так как они
могли позволить себе вкусный обед, краски для рисования и катание на лодке.
Автор использует такие слова, которые описывают поведение Павлика:
«подвиньтесь», «ну и ладно», «стукнул кулаком», «крикнул», «а вам–то что»,
«раскрыл рот», «вскочил и побежал». Что говорит о его невоспитанности,
раздраженности и неуважении к старшим. Кроме того, Павлик был обижен и
рассержен тем, что ему не дают то, что он просит. Это выражается в его
состоянии, которое описывает нам автор, такими словами, как: «красное сердитое
лицо», «покосился», «буркнул», «сжал кулаки», «чуть не поддал хорошенько»,
«засопел от обиды».

В
начале рассказа мы видим Павлика злым, обиженным и грубым. Ребенок, который
ослеплен своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить свой гнев
на первом встречном. Но спокойный тон старика заставляет его впервые обратить
внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Затем идут встречи с
Леной, бабушкой, братом. Павлик вежлив, внимателен. Потому что он хочет
проверить, прав ли старик, исполнятся ли его желания, т.е. он думает о себе. А
в конце рассказа Павлик вновь бежит в сквер, но уже не затем, чтобы получить
что–то, а затем, чтобы «отдать» – сказать старику «спасибо».Волшебное слово
волшебным образом изменило самого героя, научило его думать о других людях. Но
эта перемена в нем становится явной лишь в конце рассказа.

Действия
в произведении происходят в двух местах: в сквере и в доме. Художественное
пространство в нем конкретное и сжатое, а художественное время хронологических
событий не имеет, с историческим временем не связано, оно непрерывное, замкнутое
и длительное. Я считаю, что общественная проблема, которая привела автора к
созданию данного образа, состоит в том, что дети зачастую неуважительно
относятся к старшим, не знают правил вежливости, ведут себя в обществе
некультурно.

8.Все части текста связаны
друг с другом по смыслу. Автор использовала такие синтаксические и лексические
средства связи, как: лексический повтор слов – «заглянул в глаза» – «глядя в
глаза», «зонтиком чертил» – «начерченные зонтиком», «прогонит» – «прогнала»,
«тихо» – «тихим», «прошептал», «возьми», «брат», «старик», «краска»;
синтаксический параллелизм – «сердито буркнул – робко сказал», «старик сказал –
сестра оглянулась», «повторил Павлик – покосился Павлик»; также, автор
показывает нам резкое изменение интонаций «возьми лучше! – возьми меня,
пожалуйста…», «сердито буркнул – робко сказал», что помогает нам понять
настроение героев. Благодаря этим средствам связи, автор показывает нам свое
отношение к персонажам и вызывает эмоции у читателей, что вызывает у них
интерес к произведению.

На
протяжении всего произведения, мы наблюдаем за тем, как меняется поведение
главного героя, благодаря поучению Старика. И лишь в конце рассказа это
изменение в поведении становится явным. Благодаря этому, мы можем сравнить
поведение мальчика в начале произведения и его поведение в конце.

9.В тексте автор использует
лексические средства, благодаря которым мы можем увидеть изменчивость в
поведении героев на протяжении всего рассказа. Контекстуальные антонимы
«сердито буркнул – робко сказал», «поругает – пожалеет», «крикнул – прошептал»,
«говорил – замолчал», «накрыла рукой – снимая руку», «засмеялся – засопел от
обиды». Контекстуальные синонимы «старичок – с седой бородой», «сердитое лицо –
красное лицо», «поддал – стукнул», «смущенно – робко», «радость – улыбка», «кричал
– ссорился».

10.Произведение было написано в
1944 году, поэтому мы можем сказать, что в тексте присутствуют архаизмы
«отворил», что означает открыл, «поддал», что означает удар. А просторечная
лексика показывает нам речевой стиль героев: «с нею» – с ней; «стряпает», что
означает «готовит». Лексические средства раскрывают нам характер героев и
благодаря им, мы можем увидеть перемену в отношениях персонажей на протяжении
всего рассказа.

Также
в тексте можно выделить эмоционально-оценочные и опорные слова: «красное
морщинистое лицо»; «волшебник»; «маленький старичок, с длинной седой бородой»;
«красное, сердитое лицо»; «кричал, плакал, ссорился»; «голубчик»; «румяный»;
«робко сказал»; «сердито буркнул; «сжал кулаки»; «тихим голосом»; «глядя прямо
в глаза»; «попросил»; «волшебное слово»; «пожалуйста»; «волшебник». Они
воздействуют на эмоциональное состояние читателя, и более точно передают сюжет
и эмоциональное состояние героев. Обращая внимание на средства художественной
выразительности, можно выделить: метафору «широко раскрыла глаза»; «Волшебное
слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке..». Также, широко
используются эпитеты: «маленький старичок»; «с длинной седой бородой»;
«красное, сердитое лицо»; «мягкая борода»; «румяный пирожок»; «горячие
пирожки»; «красное морщинистое лицо», которые дают художественную характеристику
героев и предметов. А перифраз используется в самом названии произведения
«Волшебное слово» – «пожалуйста». Благодаря средствам художественной
выразительности автор дает читателям возможность вообразить у себя в голове
картину действий героев.

Знаки
препинания имеют большое значение для восприятия и понимания того, что хотел
передать автор. Поэтому в тексте он использует восклицательные и вопросительные
предложения, вопросно-ответную форму и многоточие. Например, в предложениях:
«Убегу!»; «Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько!»; «Ни одной краски не даёт!»;
«Пустяки!»; «Никто меня не жалеет!»; «Обманул старик!»; «Разве такая поймёт
волшебное слово!..»; «Волшебник! Волшебник!»; «Эх ты, путешественник!»; «С
тобой что–то случилось?»; «Убежишь?»; «Не даёт?»; «Что же, не берёт тебя
брат?»; «А почему вы всё спрашиваете?»; «Какую тебе?»; «Ну, отчего же не
взять?»; «–Убежишь?– Убегу!»; «А вам-то что? – мне ничего»; «–Какую тебе? – мне
синюю»; «Разве такая поймёт волшебное слово!..»; «А вот ты сейчас кричал,
плакал, ссорился с кем-то…»; «Бабушка за одну морковку из кухни меня
прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…». Они служат средством синтаксического и
интонационно-смыслового членения речи, они помогают читателю быстрее и
правильнее понять содержание текста. Также, этому способствует и использование
диалогов в произведении:

« –
С тобой что-то случилось?

– Ну
и ладно! А вам-то что?


Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…


Ещё бы! Я скоро совсем убегу из дому.


Убежишь?


Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной
краски не даёт! А у самой сколько!

– Не
даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит».

А
ряды однородных членов «кричал, плакал, ссорился»; «красное, сердитое»;
«зеленые, синие, красные»; «лучший, румяный» и повторы слов «Горяченького…
горяченького захотел»; «Волшебник! Волшебник!»позволяют насыщать произведение
эмоциями и яркими красками, заставляя читающего сопереживать происходящему на
страницах произведения и при определенной степени силы воображения даже
представлять себя участником происходящего. Синтаксические средства не меньше,
чем лексические помогают автору оформить мысли и передать чувства.

Текст
адаптирован для учеников начальных классов, поэтому легко воспринимается
детьми. Этому способствует использование простых предложений и диалогов в
рассказе, а использование в тексте эпитетов и метафор воздействует на
воображение читателей.

Мое
впечатление от прочитанного положительное. В этом рассказе Валентина
Александровна затрагивает проблему воспитания и порядочности. Осеева подводит
читателей к выводу о том, что нужно быть вежливым, порядочным, воспитанным и
относиться к старшим с уважением. Рассказ актуален в наше время, как для детей,
так и для взрослых. Так как многие дети не знают культуры общения с другими
людьми, а взрослые игнорируют или забывают это. Я согласна с позицией автора.
Если ты будешь вежлив к окружающим, то и они будут вежливыми к тебе.
«Пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры» – это не только слова. Это
выражение вежливости. С помощью этих слов мы проявляем уважение к человеку.
Вежливость – как магнит. Она притягивает к нам людей.

Цель занятия: создание книги хороших и плохих поступков через чтение произведения В. Осеевой «Волшебное слово» посредством дидактической игры на Smart notebook.

Образовательные создать условия для восприятия  содержания рассказа «волшебное слово» через выразительное чтение ; углубить знания детей о доброте, вежливости, оценить поступок главного героя

Развивающие :развивать внимание.

Воспитательные :развивать навыки культурного поведения, речевого этикета  быть вежливым

Обогащение словаря: буркнул, усмехнулся, сгребла, смущённо, этикет, грубость, невоспитанность.

Активизация словаря: пожалуйста, спасибо, извините.

Планируемые результаты занятия: создание изображений хороших и плохих поступков через чтение произведения В. Осеевой «Волшебное слово» посредством дидактической игры на Smart notebook

Подготовительная работа: разработка дидактической игры с изображением хороших и плохих поступков, чтение произведения В.Осеевой «Волшебное слово»

Развивающая : развивать устную  речь, обогащать словарный запас.

Воспитательная : воспитывать умение слушать воспитателя и следовать его инструкциям, не мешать сверстнику в выполнении задания, не перебивать сверстника.

Дидактический материал:», Smart доска.

Демонстрационный: текст произведения В. Осеевой «Волшебное слово, альбомы , карандаши

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Методы и приемы

Планируемые

Результаты

1

Организационный

Мотивационный

Заинтересовать детей на предстоящую деятельность

«Встанем рядышком, по кругу, скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень – всем привет и добрый день.

Стоят  на ковре и здороваются  

Словесный

Художественное слово

Привлечение

Направленного внимания

основной

Постановка проблемы

Ввести для детей проблемный вопрос «Какие слова называются вежливыми?»

Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите, о каких словах в нем говорится?

Простите, пожалуйста, — Просит котёнок, — Я сегодня измазался, Как поросёнок.

Ребята, о каких словах идет речь?

А что они означают ?

А какие вежливые слова вы знаете?

Сегодня мы прочитаем рассказ, который называется «Волшебное слово», внимательно послушайте, и ответьте мне на вопрос, как мальчику помогло вежливое слово.

О прощение

Эти слова нужно говорить что бы не обижались за какие то поступки

Спасибо пожалуйста

досвиданье

Вопрос ответ

Художественное слово

Ознакомление с материалом

Познакомить детей с произведением В.Осеевой «Волшебное слово»

Ребята, я знаю  один рассказ про мальчика Павлика, который обижался, что ему  ни кто не чего не давал. Один старичок сказал ему волшебное слово  которое нужно говорить , когда что то хочешь попросить .Павлик не поверил, и что было дальше мы узнаем как прочтем.

Давайте сядем все на свои стульчики, спина должна быть прямая, ножки стоять ровно а ручки на коленях.

Чтение произведения В.Осеевой «Волшебное слово»        

Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни— тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась П

авликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску…

Какое слово сказал Павлик?

Дети внимательно слушают воспитателя

Пожалуйста

.

Словесный

Практическое решение проблемы

Раскрыть основной смысл рассказа

Ребята, как вы думаете, почему рассказ назван «Волшебное слово»?

Каким был мальчик до встречи со старичком?

Как вежливое слово помогло мальчику?

Случались ли с вами ситуации, в которых вам помогали вежливые слова?

Как надо обращаться с просьбой?

Повторное чтение

Я буду произносить слова, если это волшебные слова, то вы должны хлопать в ладоши, а на остальные слова – прыгать на месте. ( Пожалуйста, стул, кошка, до встречи, будь здоров, слон, холодильник, спасибо, карандаш, добрый вечер и т.д.)

Игра продолжи предложение

Брат на лодке едет кататься. …..Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану,

Давайте с вами поиграем

Помните правила безопасности ?

Возле доски нельзя смотреть прямо в луч проектора

внимательно слушать;

-не перебивать друг друга;

-делать ход по очеред

Давайте разомнем наши глазки

. Повторяйте за мной».

«Ночь, темно на улице,

Надо нам зажмуриться.

1,2,3,4,5

Можно глазки открывать.

А теперь всем вместе нужно,

Поморгать глазами дружно». — Молодцы.

Грубый, невоспитанный

Пожалуйста

Вежливо, говорить «пожалуйста»

Дети повторяют за воспитателем движения

Слушают выполняют

, а меня не берёт

вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Дети выполняют дидактическую игру

Дети выполняют гимнастику для глаз

Вопрос ответ

Объяснение

Гимнастика для глаз

Дети ответили подробно на вопросы.

Смогли выстроить последовательность рассказа , размяли свои глазки

Физминутка

3

заключительный

Подвести итог и оценить результаты деятельности

Чему учит нас этот рассказ?

Ребята, а сейчас изобразите эпизод рассказа, который вам больше всего понравился

.

Надо быть вежливыми

Пожалуйста

Рисуют

Рефлексия

Привлечение

Направленного внимания

Технологическая
карта занятия по ознакомлению с произведением «Волшебное слово» Валентина
Осеева

ФИО
воспитателя
:
Мартынова Л.А.

Образовательные
области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема
занятия: «Мир волшебных слов»

Возрастная
группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель
занятия:

познакомить детей с произведением Валентина Осеева «Волшебное слово», объяснить
детям всю силу могучего волшебного слова «Пожалуйста, спасибо» из прочитанного произведения.

Задачи
занятия:

Обучающие:

-Познакомить
детей с рассказом Валентина Осеева «Волшебное слово»,

-Описать
действия главного героя рассказа во время диалога со старичком.

Развивающие:

-Вспомнить
на кого жаловался мальчик старичку,

-Объяснить
детям, как нужно обращаться к людям, просить о чем-либо, какие слова должны
обязательно присутствовать в речи каждого человека.

Воспитательные:

-Вместе
с педагогом дать оценку поведения мальчика,

-Прививать
навыки культурного поведения в общении друг с другом,

-Воспитывать
интерес к художественной литературе.

Дополнительные
задачи:

  • Игровая
    задача-

    нажимая
    на кубик, выбрать количество ходов, описать поступки героя, которого
    увидите в открывшемся окошке, используя фразы из рассказа «Волшебное
    слово»

1.     Дидактическая
задача: Закрепить понимание детей, какие слова могут помочь в избежание
конфликтных ситуаций.

Словарная
работа
:
Пожалуйста, спасибо.

Планируемый
результат занятия: дети знают содержание рассказа «Волшебное слово» Валентина
Осеева, описывают действия главного героя, объясняют какими словами нужно
пользоваться в речи, чтобы не было конфликтных ситуаций.

Подготовительная
работа:

показ иллюстраций к рассказу «Волшебное слово» Валентина Осеева, беседа
«волшебные слова»

Материалы
и оборудование:

Оборудование:
ИКТ – оборудование, смарт-доска, книга.

Наглядно-демонстрационный
материал: иллюстрации к рассказу «Волшебное слово»

Этапы,
продолжительность

Задачи
этапа

Деятельность
педагога

Методы,
формы, приемы

Предполагаемая
деятельность детей

Планируемые
результаты

1.

Организационно
– мотивационный этап

Переключить
внимание детей на предстоящую деятельность, стимулировать интерес к ней

«Эй
девчонки и мальчишки;

Молчуны
и шалунишки,

Подбегайте
все скорей,

Вместе
будет веселей!»

Ребята,
сегодня к нам в группу доставили письмо и посылку. В письме написано, что,
если мы с вами разгадаем загадку, то обязательно узнаем что лежит в нашей
посылке! «Она всё знает – просто шок! А сама всегда — молчок! Чтобы с нею
подружиться, нужно чтению учиться.» (Книга)

Закличка

Загадка

Игровой
прием

Дети
собрались возле воспитателя (игровая, двигательная)

Дети
отгадывают загадку (игровая)

Дети
переключили внимание на предстоящую деятельность

У них
появился интерес к этой деятельности

2.

Основной
этап

Поставить
проблему перед детьми или поставить цель предстоящей деятельности

2.1.

Этап
постановки проблемы

Мотивировать

Как вы
думаете, к чему привело такое поведение мальчика, правильно ли он поступал?

Давайте
же узнаем, что произошло с главным героем рассказа «Волшебное слово»
Валентина Осеева.

Проблемный
вопрос

Дети
отвечают на проблемный вопрос (коммуникативная)

Детям
стало интересно узнать, что же произошло с главным героем в рассказе

Услышав
проблемный вопрос, ответили так как они считают

2.2.

Этап
ознакомления с материалом

Этап
ознакомления с новым материалом

Актуализировать
имеющиеся знания, представления

Сформировать
новые представления

Чтение
отрывка из рассказа «Волшебное слово» Валентина Осеева.

Беседа
по произведению:

Ребята,
какое произведение мы сейчас прочли, как оно называется? Кто является автором
этого произведения?

Вы
запомнили главных героев этого рассказа? Давайте посмотрим на наших главных
героев. Кому мальчик рассказал о своей проблеме? Что просил мальчик у сестры,
у бабушки? Куда не брал мальчика брат? Как звали мальчика?

Какое
слово шепнул мальчику на ухо старичок?

Физкультминутка
«Буратино»

Давайте
еще раз прослушаем рассказ «Волшебное слово»

 А
сейчас мы поиграем. Проведение инструктажа по технике безопасности

Дидактическая
игра «Опиши героя»

Детям
предлагаются карточки с целью описать главного героя.

1 пара
карточек «Правильно ли обратился мальчик к сестре?»

2 пара
карточек «Как обратился мальчик к бабушке»

3 пара
карточек «Куда просился мальчик с братом?»

Гимнастика
для глаз «Вправо-влево»

Вопросы

Указания

Наводящие
вопросы

Подсказы

Напоминание

Прием
выборочного чтения

прием
закончи предложения

прием
повторного чтения

Дидактическая
игра

Слушают
рассказ (восприятие худ.литературы)

Дети
отвечают на вопросы (коммуникативная, восприятие худ.литературы)

Участвуют
в физминутке (двигательная, игровая)

Слушают
рассказ (восприятие худ.литературы)

Играют в
игру

(игровая)

Дети
прослушали рассказ «Волшебное слово» Актуализировали имеющиеся знания

Дети
сменили свою деятельность

Сыграли
в дидактическую игру

2.3.

Этап
практического решения проблемы

Этап
практического решения проблемы

Актуализировать
сформированные представления

Давайте
еще раз ответим на вопрос: правильно ли поступал мальчик? Что могло
произойти, если бы он не попытался прекратить конфликт?

Какому
слову научил мальчика старичок?

Как
данное слово повлияло на взаимоотношения мальчика в семье?

Проблемный
вопрос

Актуализировали
сформированные представления

3.

Заключительный
этап

Закрепить
сформированные представления

Обобщить
сформированные представления

Формировать
элементарные навыки самоконтроля и самооценки

Что мы
узнали нового из этого рассказа? Какое волшебное слово узнал мальчик? Как вы
можете выходить из конфликтных ситуаций?

Что вам
больше всего понравилось? Что вы запомнили?

Сегодня
вы были очень внимательны и хорошо отвечали на мои вопросы. Наше занятие
окончено!

Вопросы

Подсказы

Поощрение

Дети
отвечают на вопросы (коммуникативная)

Дети
закрепили сформированные представления

Обобщили
их

Сформировали
элементарные навыки самоконтроля и самооценки

На чтение 23 мин. Опубликовано

Сюжет

В парке на скамейке сидел маленький старичок и зонтиком чертил узоры на песке. К нему подсел Павлик и грубо потребовал, чтобы старичок подвинулся. У Павлика было красное, злое лицо, и старичок поинтересовался, что с ним случилось.

Павлик не выдержал и поделился с незнакомцем своими бедами: сестра Ленка не поделилась с ним красками, бабушка тряпкой прогнала его из кухни, а старший брат наотрез отказался взять его с собой кататься на лодке. Павлик замолчал и подозрительно посмотрел на старичка, который его внимательно слушал. Тот, в свою очередь, сказал, что знает волшебное слово, которое обязательно поможет мальчику улучшить его жизнь. Говорить его нужно тихим голосом, глядя человеку прямо в глаза. Он наклонился к уху Павлика и что-то тихонько прошептал.

Павлик бросился бежать домой. Первой он увидел Лену, которая тут же сгребла к себе краски. Но Павлик повернулся к ней и тихим голосом попросил краски, добавив слово «пожалуйста». Лена не ожидала услышать такое от брата – она улыбнулась и протянула ему краски.

Павлику очень понравилось, как волшебное слово влияет на людей. Он пошел в кухню, посмотрел в доброе бабушкино лицо и тихим голосом попросил пирожок, добавив «пожалуйста». И снова произошло чудо – бабушка ласково улыбнулась и протянула внуку самые лучшие пирожки. Перед ужином Павлик вежливо попросил старшего брата покататься с ним на лодке, и тот не смог отказать.

Читайте также:  5 ситуаций, в которых ложь допустима или даже необходима

Мальчик вспомнил старичка, раскрывшего ему тайну волшебного слова . Он бросился в парк, чтобы поблагодарить его, но старичка уже нигде не было видно.

Характеристика главных героев

В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:

  1. Павлик — маленький мальчик, который сначала был грубым, нетерпеливым и невоспитанным, считал, что ему все должны. Однако после встречи со старичком он изменился в лучшую сторону, стал вежливым, добрым и хорошим.
  2. Старичок — невысокий, с длинной седой бородой, похожий на настоящего волшебника загадочный человек, который сидел в парке на скамейке и чертил зонтом на песке какие-то странные символы. Участливый, умеет слушать и сочувствовать, давать советы. Научил Павлика слову «пожалуйста» бескорыстно, не потребовав за это никакой благодарности.
  3. Сестра Павлика Лена — добрая и отзывчивая девочка, любящая рисовать красками. Не любит, когда её просят о чём-то грубо.
  4. Бабушка — заботливая женщина, очень любит своих внуков, но не терпит, когда в кухне берут что-то без спроса и ведут себя невежливо. Поэтому часто прогоняла внука из кухни.
  5. Старший брат Павлика — юноша, который также ценил вежливое обращение. Собирался отправиться кататься на лодке.

На примере каждого из героев можно понять, почему так важно быть вежливым.

Танины достижения

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке. — Ну, какие ваши достижения? — спрашивал он. Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку. Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш: — Ну, какие ваши достижения? — Таня мыла посуду и разбила чашку, — сказала бабушка. — Гм… — сказал отец. — Папа! — взмолилась Таня. — Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду! — Хорошо! — засмеялся папа. — Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

На катке

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком. — Молодец! — крикнул ему один из мальчиков. Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался. — Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась: — Коленку… Сзади раздался смех. «Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки. — Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников. — Иди к нам! — позвали они. Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Информация о произведении

Рассматриваемый рассказ — один из самых известных в творчестве советской писательницы Валентины Осеевой. Как и другие краткие произведения, он взят из жизни и дополнен сказочными элементами. В вымышленных героях многие поколения юных читателей нередко узнавали себя, что позволяло им меняться к лучшему и находить ответы на волнующие вопросы.

Рассказ написан в 1943 году, однако его сюжет по-прежнему актуален. Умение ладить с окружающими и находить правильные слова необходимо взрослым и детям. Простым и понятным языком Валентина Александровна объясняет, насколько волшебным является вовремя сказанное слово «пожалуйста».

Впервые произведение было опубликовано в 1944 г. в одноименном сборнике рассказов. В дальнейшем оно неоднократно переиздавалось, дополнялось художественными иллюстрациями и вошло в список литературы, рекомендуемой к изучению младшими школьниками.

Аннотация к сборнику рассказов Осеевой Валентины «Волшебное слово»

Краткое содержание некоторых произведений книги

«Синие листья»

В рассказе «Синие листья» девочка несколько раз просила у подруги зеленый карандаш, но та ей отказывала, но затем все-таки дала с недовольством, девочка подумала и не взяла. Раскрасила листья на дереве синим карандашом. Учительница в школе спросила, почему листья синие? Подруга сказала, что давала зеленый, а девочка не взяла. На что учительница сказала: «Надо так давать, чтобы можно было взять».

«На катке»

Читайте также:  Краткое содержание «Скандал в Богемии» Дойля

Автор в данном произведении рассказывает о мальчике Вите, который, катаясь на коньках и при этом, совершая различные «фокусы», (чтобы произвести впечатление) случайно наскочил на девочку. Другие дети увидели, что мальчик Витя ей помогает и, начали подшучивать. В результате Витя сделал вид, что ему не жаль девочку, чтобы оказать впечатление на ребят.

«Отомстила»

В данном рассказе писатель представляет вниманию читателей историю о том, как брат испортил сестре ее вещи. Его сестра, Катя, расстроилась и сказала, что отомстит ему, но мальчик сбежал из дома и запрыгнул на дерево. Ветка не выдержала – мальчик упал. К нему подбежала сестра и, он думал, что она его стукнет, но увидел испуг на ее лице. Она забыла про свою месть, потому что любила брата и беспокоилась о его здоровье.

«Плохо»

История о мальчиках, которые видели, как собака нападает на котенка, но ничего при этом не сделали. Женщина спасла котенка и пристыдила мальчиков за то, что они не оказали помощь животному.

«Волшебное слово»

Рассказ о мальчике, который узнал от незнакомца волшебное слово – «Пожалуйста!». Ранее мальчик не мог наладить контакт ни с кем: ни с сестрой, ни с бабушкой, ни с братом. Потому, что не вежливо просил, а требовал то, что захочет или брал без спроса. Но, начав использовать заветное слово, он обрел гармонию в общении с окружающими.

«Сыновья»

Рассказ о женщинах и их сыновьях. Женщины пошли за водой и две из них хвастались своими детьми, кроме одной, а когда они пошли домой с тяжелыми ведрами, полными воды. То помог своей матери один лишь единственный сын.

«Случай»

История о мальчике, который отдал все свои карандаши товарищам, сказав, что он не мог не отдать их из-за случаев. А его друг понял, что мальчик не сможет ему отказать и забрал последние три карандаша.

«Просто старушка»

Рассказ о мальчике, который помог незнакомой старушке подняться, так как она упала. А его школьная подруга сильно удивилась, что он помог незнакомому человеку.

«Девочка с куклой»

Мальчик хочет уступить место в автобусе, но пассажиры либо садятся на другие свободные места, либо его опережают. Так ему становится очень неловко, и он уступает место первому, кто входит в автобус. Из-за того, что он торопиться, то не успевает разглядеть, что это девочка с куклой, а он думает, что это женщина с ребенком.

Читайте также:  Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая?

«Долг»

Рассказ о дружбе Пети и Вани. Сначала Ваня подарил Пете марки, затем Петя проиграл десять перьев. Петя чувствовал себя обязанным Ване и был очень зол из-за этого на него, наговорил много грубостей. Петя решил все Ване вернуть, все кроме прежней дружбы.

«Время»

История о мальчиках, которые не сделали пример. До занятий в школе оставалось полчаса, и они могли его решить, но вместо этого только разговаривали.

«Просто так»

Рассказ о мальчиках, которые решили сделать друг другу подарки. Один – скворечник, другой – планер. Сделать просто так, потому как были друзьями.

«Навестила»

Рассказ о девочке Мусе, которая пошла навестить больную подругу Валю. Валя попросила помощи у Муси – сделать теплую грелку. Но Муся забыла это сделать, переключив свое внимание на дождь за окном.

«Перышко»

Рассказ о мальчике Феде, который поменял свое перо на перо Миши без его согласия. Миша очень разозлился и Федя при всем классе начал кричать на Мишу, что он жадина. Миша заплакал, но не из-за того, что ему было жалко пера, а из-за того, что Федя выставил его в глазах других жадным.

«Рекс и кекс»

История о мальчиках Вите и Славе, которые поспорили как зовут собаку директора. В результате никто из них не был прав. Мальчики помирились, сказав, что виновата собака в споре, а не они сами, потому что не могут уступить друг другу.

«Строитель»

История о мальчиках, которые не ценят труд других людей. Они сломали домик из глины другого мальчика, сказав, что он неровный и шаткий, однако сами построить свой не смогли. Наследующий день мальчик вновь строил домик.

«Своими руками»

Рассказ про мальчиков и их рассуждении о будущем. Первый мальчик сразу хотел оказаться в нем, второй – наблюдать, а третий строить коммунизм своими руками.

«Три товарища»

Данный рассказ повествует о детях и их взаимоотношениях. Витя потерял свой завтрак. Миша и Коля начали расспрашивать его о том, как это случилось, при этом ели. Володя, ничего не сказав, поделился своей едой.

«Хорошее»

История о мальчике, который мечтает совершать хорошие дела, но не замечает просьб окружающи.

«Вырванный лист»

Костя вырвал лист из тетради своего одноклассника, но долго не признавался, постоянно спуская свою вину на других.

«Простое дело»

История о мальчиках, которые помогли незнакомой бабушке.

«Разделите так, как делили работу…»

Читайте также:  Гадюка характеристика образа Зотовой Ольги Вячеславовны

Рассказ о мальчиках, которые помогали учителю набирать воду. Один из мальчиков взял большое тяжелое ведро, другой – маленькое пластмассовое. После учитель поблагодарил их, поставив на стол кувшин и стакан, которые были наполнены медом и сказал: «Разделите так, как делили работу…»

«В лагере»

История о девочках, которые мечтали искупаться, но постоянно откладывали это из-за боязни воды, потому как не умели плавать. Но пошел дождь, и девочки вернулись полностью мокрыми. Они искупались под дождем.

«Папа тракторист»

Рассказ о мальчике Вите, который хотел побывать на поле и посмотреть как его отец работает на тракторе.

«Чего нельзя, того нельзя»

Однажды Таня услышала, как ее мама сказала ее отцу не повышать голос, теперь и сама Таня, когда хочет кричать говорит шепотом.

«Бабушка и внучка»

Когда-то бабушка читала книгу совей внучке, но пришло время и внучке поухаживать за бабушкой и читать ей.

«Печенье»

История о мальчиках Мише и Вове, которые поделили печенье на двоих, забыв о маме и бабушке.

«Мечтатель»

Рассказ про мальчика Толю, который мечтал совершить подвиг, и про мальчика Юру, который не мечтал об этом. Но, увидев, что кто-то тонет, Юра бросился на помощь ребенку, а Толя стоял и только бегал по берегу.

В одном доме

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос: — Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя. — Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка. — Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня. — И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит. Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Популярные сегодня пересказы

Синие листья

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю: — Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит: — Спрошу у мамы. Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена: — Позволила мама? А Катя вздохнула и говорит: — Мама-то позволила, а брата я не спросила. — Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день. — Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена. — Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. — Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много. — Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную. — Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней: — Ну, что ж ты? Бери! — Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает: — Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие? — Карандаша зелёного нет. — А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит: — Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих: — Надо так давать, чтобы можно было взять.

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. — Почему ты не ешь? — спросил его Коля. — Завтрак потерял… — Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё! — А ты где его потерял? — спросил Миша. — Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся. — Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: — Бери, ешь!

Информация о произведении

Рассматриваемый рассказ — один из самых известных в творчестве советской писательницы Валентины Осеевой. Как и другие краткие произведения, он взят из жизни и дополнен сказочными элементами. В вымышленных героях многие поколения юных читателей нередко узнавали себя, что позволяло им меняться к лучшему и находить ответы на волнующие вопросы.

Рассказ написан в 1943 году, однако его сюжет по-прежнему актуален. Умение ладить с окружающими и находить правильные слова необходимо взрослым и детям. Простым и понятным языком Валентина Александровна объясняет, насколько волшебным является вовремя сказанное слово «пожалуйста».

Возвратившись домой, Павлик вспомнил о старичке и его совете. Он попросил у Лены краски, произнося при этом «пожалуйста», и не получил отказа. Видя, что бабушка напекла пирожков, мальчик обратился к ней шепотом. Он попросил кусочек и добавил магическое словечко. Растроганная старушка с радостью угостила внука. То же произошло и при общении со старшим братом. Поначалу парень сомневался в искренности Павла, но уступил и согласился взять с собой на речную прогулку.

Счастливый мальчик осознал, насколько сильна магия всего лишь одного вовремя сказанного слова. Он поспешил поделиться своей радостью со старичком, захотел поблагодарить его за совет. Однако, вернувшись в парк, увидел только пустую скамейку и начерченные дедушкой зонтиком на песке непонятные знаки.

Суть и план пересказа

Знакомство с текстом произведения занимает у младших школьников не более 20 минут. Однако в читательский дневник следует записать суть, которая может уместиться в нескольких емких предложениях.

На скамейке в парке встретились Павлик и старичок. Видя, что ребенок расстроен, дедушка спросил о причине. Мальчик решил поделиться своими проблемами. Он рассказал о непонимании в семье: сестрица не хочет делиться с ним красками, бабушка не угощает лакомствами, а старший брат отказывается покатать на лодке.

Старичок подсказал ребенку волшебное слово, которое следует произносить во время просьбы, глядя при этом в глаза собеседнику. Дома мальчик обратился с просьбами к сестре, бабушке и старшему брату. При этом он добавлял слово «пожалуйста». Это чудесное слово подействовало, и ребенок получил краски, пирожок и обещание покататься на лодке. Павел хотел поблагодарить мудрого советчика, но старичка уже не было в парке.

При заполнении читательского дневника потребуется написать план пересказа. Он поможет быстро вспомнить содержание и успешно ответить на уроке. Поскольку произведение короткое, план включает всего несколько пунктов:

  1. Встреча Павлика и дедушки в парке.
  2. Откровения мальчика.
  3. Совет старичка.
  4. Магия волшебного слова.
  5. Поблагодарить советчика не удалось.

Магия вежливости

В коротком рассказе писательница показала, как всего одно сказанное слово меняет отношение окружающих. Злой и невежественный Павлик отталкивал своей грубостью бабушку, сестру и брата. Став добрее и научившись говорить вежливо, он заслужит расположение и доверие близких людей. Если мальчик будет постоянно произносить это слово, со временем он изменится в лучшую сторону, станет чутким и заботливым.

Вежливые слова делают мир лучше, а людей — внимательнее и добрее. Встреча со старичком изменила жизнь ребенка. Кто знает, может, Павлик действительно встретился с волшебником. К концу произведения главный герой изменился. Он понял, что нужно быть внимательнее к родным. Можно отметить в читательском дневнике, что в рассказе «Почему» Осеевой главной мыслью также была тема взаимоотношений с близкими людьми.

Вежливые слова располагают к себе, делают общение доверительным и приятным. Дедушка не зря потратил свои душевные силы. Он помог мальчику понять простые вещи, к которым его не приучили родители. Вежливость — великая вещь. Сказанное негромко правильное слово важнее крика и грубости.

Разбор рассказа

По жанровой направленности произведение представляет собой короткую новеллу, предназначенную для детской аудитории. Оно позволяет маленьким читателям посмотреть на себя со стороны и исправить ошибки в отношениях с близкими. В читательский дневник школьникам следует внести такую информацию:

  1. ФИО автора: Валентина Александровна Осеева.
  2. Год написания. 1943 г.
  3. Жанр. Короткий рассказ.
  4. Главная мысль. «Волшебное слово» Осеевой подчеркивает важность вежливых слов, способных найти ключ к любому сердцу.
  5. Чему учит. Книга показывает, как важно быть вежливым по отношению к окружающим. В том числе — к членам своей семьи, о чем многие дети забывают. К тем, кто использует правильные слова, другие относятся по-доброму.
  6. Пословицы. «Доброе слово железные ворота отопрет». «Великое слово — пожалуйста».
  7. Мое мнение о рассказе. Мне понравился мальчик Павлик. Он не только послушался совета дедушки, но и сумел понять, какую силу имеет простое слово «пожалуйста» в общении с близкими людьми. Теперь в его жизни есть место добру.

Смысловое значение произведения заключается в проявлении вежливости, чуткости, заботы и внимания по отношению к людям. Знакомство с текстом позволяет задуматься о своем поведении, измениться к лучшему.

Краткое содержание

Мальчик Павлик всегда очень грубо разговаривал со своими родными. Из-за этого сестра Лена не давала ему свои краски, бабушка не угостила морковкой и выгнала из кухни прямо тряпкой, а старший брат отказывался взять его с собой покататься на лодке. Разругавшись с родными, мальчик убежал в парк, где присел на скамейку. Там сидел старик с седой бородой и зонтиком чертил что-то на песке.

Старик спросил у Павлика, что случилось. Когда тот с ним поделился, он сказал, что научит мальчика волшебному слову, только его нужно произносить тихо, глядя в глаза человеку, с которым говоришь. Само слово он прошептал ему на ухо.

Павлик решил сейчас же применить этот совет и побежал обратно домой. Лена рисовала за столом, а разноцветные краски стояли перед ней. Увидев брата, она сердито накрыла их рукой. Сначала он решил, что старик обманул его: такая точно не поймёт никаких слов! Но всё же обратился к ней, глядя в глаза: «Можно мне краску, пожалуйста…». Девочка так удивилась, что только спросила, какого цвета краску он хочет, и дала ему синюю.

Походив с баночкой краски по комнате, Павлик отдал её обратно. Ему не нужна была краска, теперь он думал о том, что этот способ действует. Он решил пойти к бабушке, которая как раз стряпала на кухне. Повернув к себе её лицо, он посмотрел ей в глаза и попросил: «Дай мне пирожок… пожалуйста». Старушка буквально засияла и выбрала для него самый румяный пирожок.

За обедом, когда старший брат заговорил о том, что поедет покататься на лодке и отдыхать у костра, Павлик положил ладонь ему на плечо и попросил: «Возьми меня с собой… пожалуйста». И снова это слово помогло: брат велел ему собираться.

После обеда Павлик сразу же побежал в сквер, чтобы поблагодарить загадочного старичка за науку. Но того в парке уже не было, только перед скамейкой остались нарисованные зонтиком непонятные знаки.


Анализ и основная мысль

Краткое содержание «Волшебного слова» Осеевой показывает, что жанр произведения — детский рассказ. В нём нет элементов волшебной сказки, но всё же для Павлика слово «пожалуйста» стало по-настоящему волшебным, да и сам старичок, подсказавший его, показался ему волшебником. Мальчик уверился в этом ещё больше, когда увидел оставленные им загадочные символы на песке.

Таким образом, главная мысль «Волшебного слова» Осеевой: вежливость открывает любые двери и сердца, делает людей добрее и может помочь в любой ситуации. Иногда слова, сказанные проникновенно и тихо, действуют намного лучше, чем любые громкие крики.

Рассказ учит быть вежливым с каждым человеком — именно на этом базируются человеческие отношения. Нужно быть воспитанным, уважать старших и своих близких, относиться к ним с любовью и заботой. Грубого и невоспитанного человека никто не будет любить, не говоря уже о том, чтобы выполнить какие-то его просьбы. Важно не забывать эти простые истины на протяжении всей жизни.

Пословицы к произведению:

  1. Доброе слово и кошке приятно.
  2. От вежливых слов язык не отсохнет.
  3. На добрый привет — добрый ответ.
  4. Доброе слово и железные ворота отпирает.
  5. Вежливость ничего не стоит, а приносит много.

История, произошедшая с главным героем, является наглядной иллюстрацией того, что слова «пожалуйста», «спасибо», «извините» и т. д. являются настоящими помощниками в человеческом общении. Это следует знать детям с самого раннего возраста. Павлик ещё не разбирался в правилах, установленных в обществе, поэтому считал, что грубым отношением он быстрее добьётся желаемого. Но только когда он начал использовать вежливое слово, подсказанное ему стариком, у окружающих изменилось отношение к нему, а люди стали прислушиваться к его просьбам.


Сюжет

Разругавшись со всеми своими родными, Павлик сел на лавочку в сквере, тут уже сидел и отдыхал старик. Он спросил мальчика, почему тот такой сердитый и красный, на что мальчишка ответил, что бабушка выгнала из кухни, а Ленка не дает красок, и брат не хочет прихватить его с собой на лодочную прогулку.

Тогда дед сказал, что знает одно удивительное слово, оно всегда поможет, но только говорить его нужно мягким нежным голосом, глядя прямо в лицо человеку.

Мальчуган пришел домой, не особенно веря старику, но чудесное слово, сказанное ему на ухо, помогло в общении и с бабушкой, и с сестрой Леной. А брат вечером согласился покатать Павлика на лодке. Хотел Павлуша поблагодарить старика, но того в сквере уже не было, а остались только какие-то значки на песке.

Рассказа «Волшебное слово» краткое содержание

В рассказе «Волшебное слово» Осеевой читать можно о мальчике Павлике. Однажды он, как в рассказе Виктора Драгунского «Друг детства» был очень расстроен. Он грубо сказал: «Подвинетесь!», незнакомому старичку, сидящему на лавочке, и что-то рисующему палкой на песке. Старичок решил узнать, чем так огорчен Павлик. Павлик сначала не хотел говорить и лишь грозился убежать из дома. Но затем он рассказал, что сестра Ленка не дает ему красок, бабушка всего за одну морковку тряпкой его выгнала с кухни, а брат и вовсе не захотел его брать с собой в лодку.

Но тут на главного героя рассказа «Волшебное слово» Осеевой напали сомнения. А почему-это этот старичок так расспрашивает его. Старичок сказал, что хочет помочь Павлику. Он знает волшебное слово, которое нужно произносить тихо и глядя в глаза собеседнику. А затем наклонившись, на ушко прошептал это слово. Павлик сразу же вскочил и побежал его опробовать.

Далее в кратком содержании «Волшебное слово» Осеевой читать можно о том, как Павлик зашел в комнату к Лене. Девочка сразу накрыла рукой краски. Но когда главный герой попросил одну краску и произнес волшебное слово – пожалуйста, девочка с готовностью дала ему краску и еще и уточнила, какую он хочет. Затем Павлик побежал к бабушке и с использованием волшебного слова попросил пирожка. И бабушка выбрала для него самый румяный. Ну а когда он во время обеда попросил брата взять его с собой кататься на лодке, а тот согласился, Павлик окончательно удостоверился что старичок – волшебник. Он выбежал в сквер, но на скамейке некого не было. И только непонятные символы на лавке напоминали о старичке.

  • Рассказ для детей про лесных зверей
  • Рассказ для выразительного чтения с разметкой текста
  • Рассказ джельсомино в стране лжецов читать
  • Рассказ день города на английском
  • Рассказ детский читать 8 лет