Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Филипок».»(2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Речевая разминка
Научитесь читать скороговорку как можно быстрее.
Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки.
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки. -
2 слайд
Описание слайда:
Речевая разминка
Произнеси сначала медленно, потом быстро
Расскажите про покупки
Про какие про покупки?
Про покупки про покупки,
Про покупочки свои. -
3 слайд
Описание слайда:
Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить
100 -
4 слайд
Описание слайда:
граф
крестьянские дети
школа
«Азбука»
Лев Николаевич Толстой
1828 – 1910 -
5 слайд
Описание слайда:
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.
-
6 слайд
Описание слайда:
Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем помогает открыть ещё более 20 школ в окрестных деревнях.
-
7 слайд
Описание слайда:
В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей. Он же сам пишет «Азбуку» для обучения детей чтению.
-
8 слайд
Описание слайда:
Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ?
— Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. .., а на с. …рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ. -
9 слайд
Описание слайда:
Лев Николаевич Толстой
Филипок -
10 слайд
Описание слайда:
Первичное чтение и словарная работа
(Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.)
Поденный — относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата).
Слобода — большое село, деревня.
Постреленок — непоседа, шалун.
Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый. -
11 слайд
-
12 слайд
-
13 слайд
Описание слайда:
Обсуждение рассказа
— С чего начинается рассказ?
— Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?
— Что приключилось с мальчиком по дороге?
— Как развивались события в школе?
— Как мальчик начал складывать свое имя?
— Чем закончился рассказ? -
14 слайд
Описание слайда:
Повторное чтение
(Рассказ читают учащиеся.) -
15 слайд
Описание слайда:
Что вы узнали о Филипке в самом начале?
— Почему он остался дома? — Где были родители?
Подённая работа — работа, которая оплачивается по отработанным дням.
— Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.
— Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую? -
16 слайд
Описание слайда:
— Кто же помог Филипку?
— Как он назвал Филипка?
Пострелёнок — озорник, сорванец.
— Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?
Полы — нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
Во весь дух — очень быстро.
— Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? — Почему? — Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.— Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?
-
17 слайд
Описание слайда:
Друзья познаются в беде.
Грамоте учиться –всегда пригодится.
Пословицы -
18 слайд
Описание слайда:
Слобода — сторона, улица.
— Прочитайте, далеко ли была школа?
— Что случилось по дороге в школу?
— Почему собаки залаяли?
— Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?
— Подумайте, что было дальше?
— А как поступили бы вы?
— Узнаем, как поступил Филипок. -
19 слайд
Описание слайда:
— Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?
— Что он сделал, когда вошёл? — Почему? О чём это говорит?
Сенцы — помещение между жилой частью дома и крыльцом.
— Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)
Немой- лишённый способности говорить.
— Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.
— А почему же он заплакал? -
20 слайд
Описание слайда:
— Кто поддержал Филипка?)
— Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.
Украдкой — скрытно, незаметно от других.— Когда же осмелел Филипок?
— А за что похвалил?
— Как о себе говорит Филипок?Бедовый — ловкий, сообразительный.
Страсть какой — очень.
— Зачем он так сказал учителю? -
21 слайд
Описание слайда:
храбрость
доброта
трудолюбие
решительность
-
22 слайд
Описание слайда:
храбрость –
доброта –
трудолюбие –
решительность —
трусость
злость
лень
неуверенность -
23 слайд
Описание слайда:
Составление плана рассказа
— Перед вами искаженный план текста. Восстановите его.
1. Опасная часть дороги в школу.
2. Знакомая дорога.
3. «Ты погоди хвалиться…»
4. Филипок отправляется в школу.
5. Встреча с учителем.
6. Скучно дома.
7. Раздумья на пороге школы.
8. Филипок в классе. -
24 слайд
Описание слайда:
Составление плана рассказа
(Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.) -
25 слайд
Описание слайда:
физкультминутка
для глаз -
26 слайд
-
27 слайд
-
28 слайд
Описание слайда:
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В сторону, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело. -
29 слайд
Описание слайда:
Работа над пересказом
— Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут?
— Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.) -
30 слайд
Описание слайда:
Работа с пословицами в парах.
— Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10.
-
31 слайд
Описание слайда:
храбрость –
доброта –
трудолюбие –
решительность —
трусость
злость
лень
неуверенность
хвастливость -
32 слайд
-
33 слайд
-
34 слайд
Описание слайда:
Тест по рассказу
Проверим, внимательно ли вы читали.
1С кем Филипок остался дома?
а) с братом;
б) с дедушкой;
в) с бабушкой.
2. Почему мальчик по дороге упал?
а) испугался;
б) споткнулся’,
в) уронила собака.
3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
а) что учитель прогонит,
б) что учитель заставит учиться;
в) что ребята будут смеяться.
4. Какое задание учитель дал Филипку?
а) решить задачу;
б) написать свое имя;
в) сложить свое имя.
5.Кто учил мальчика читать?
а) мама;
б) Костюшка’,
в) друг. -
35 слайд
Описание слайда:
Тест по рассказу
Проверим, внимательно ли вы читали.
1С кем Филипок остался дома?
а) с братом;
б) с дедушкой;
в) с бабушкой.
2. Почему мальчик по дороге упал?
а) испугался;
б) споткнулся’,
в) уронила собака.
3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
а) что учитель прогонит,
б) что учитель заставит учиться;
в) что ребята будут смеяться.
4. Какое задание учитель дал Филипку?
а) решить задачу;
б) написать свое имя;
в) сложить свое имя.
5.Кто учил мальчика читать?
а) мама;
б) Костюшка’,
в) друг. -
36 слайд
Описание слайда:
Итог урока
— С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?
— Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
— Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе? -
37 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Пересказать рассказ
Л.Н. Толстого «Филипок»Пересказать рассказ
Л.Н. Толстого «Филипок»
от лица самого героя.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Речевая разминкаПроверка домашнего задания Работа по теме урока Физкультминутка Закрепление изученного Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Расскажите о своей семье. На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н. Толстого. А что вам особенно запомнилось? (Выска зывания детей.) Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Яс ной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ? (О школе для крестьянских детей.) Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. 112, а на с. 115 рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ. (Дается время на обдумывание задания и высказывание предположений.) Ну что ж, проверим ваши предположения. Пришло время познакомиться с рассказом. С чего начинается рассказ? Почему Филипок не ходил с ребятами в школу? Что приключилось с мальчиком по дороге? Как развивались события в школе? Как мальчик начал складывать свое имя? Чем закончился рассказ? Проверим, внимательно ли вы читали. Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки. Введение в тему Первичное чтение и словарная работа Обсуждение рассказа (Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.) Поденный- относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата). Слобода- большое село, деревня. Постреленок— непоседа, шалун. Сенцы, сени— в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый— шустрый, смелый. Повторное чтение Тест по рассказу (Рассказ читают учащиеся.) Составление плана рассказа — Перед вами искаженный (перестроенный) план текста. Восстановите его. (Ученики работают самостоятельно.) 1. Опасная часть дороги в школу. 2. Знакомая дорога. 3.«Ты погоди хвалиться…» 4. Филипок отправляется в школу. 5.Встреча с учителем. 6.Скучно дома. 7. Раздумья на пороге школы. 8.Филипок в классе. (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.) Работа над пересказом — Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут? (Филипок.) — Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.) (Дети выполняют задание.) 2. Работа с пословицами — Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10. (Дети работают в парах. Читают пословицы, вспоминают при¬меры из жизни, когда можно их употребить.) С кем Филипок остался дома? Почему мальчик по дороге упал? Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся? Какое задание учитель дал Филипку? Кто учил мальчика читать? а) с братом; б) с дедушкой; в) с бабушкой. а) испугался; б) споткнулся’, в) уронила собака. а) что учитель прогонит, б) что учитель заставит учиться; в) что ребята будут смеяться. а) решить задачу; б) написать свое имя; в) сложить свое имя. а) мама; б) Костюшка’, в) друг.
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Филипок.
Похожие материалы
-
Презентация по литературному чтению»Поговорим о самом главном. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Котёнок».»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина». Викторина по сказкам поэта.»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».»(2 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448343 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
1. Блин
Это было давно. Это было месяца четыре назад.
Сидели мы в душистую южную ночь на берегу Арно.
То есть сидели-то мы не на берегу, — где же там сидеть: сыро и грязно, да и неприлично, — а сидели мы на балконе отеля, но уж так принято говорить для поэтичности.
Компания была смешанная — русско-итальянская.
Так как между нами не было ни чересчур близких друзей, ни родственников, то говорили мы друг другу вещи исключительно приятные.
В особенности в смысле международных отношений.
Мы, русские, восторгались Италией. Итальянцы высказывали твердую, ничем несокрушимую уверенность, что Россия также прекрасна. Они кричали, что итальянцы ненавидят солнце и совсем не переносят жары, что они обожают мороз и с детства мечтают о снеге.
В конце концов мы так убедили друг друга в достоинствах наших родин, что уже не в состоянии были вести беседу с прежним пафосом.
— Да, конечно, Италия прекрасна, — задумались итальянцы.
— А ведь мороз, — он… того. Имеет за собой… — сказали и мы друг другу.
И сразу сплотились и почувствовали, что итальянцы немножко со своей Италией зазнались и пора показать им их настоящее место.
Они тоже стали как-то перешептываться.
— У вас очень много шипящих букв, — сказал вдруг один из них. — У нас язык для произношения очень легкий. А у вас все свистят да шипят.
— Да, — холодно отвечали мы. — Это происходит от того, что у нас очень богатый язык. В нашем языке находятся все существующие в мире звуки. Само собой разумеется, что при этом приходится иногда и присвистнуть.
— А разве у вас есть «ти-эч», как у англичан? — усомнился один из итальянцев. — Я не слыхал.
— Конечно, есть. Мало ли что вы не слыхали. Не можем же мы каждую минуту «ти-эч» произносить. У нас и без того столько звуков.
— У нас в азбуке шестьдесят четыре буквы, — ухнула я.
Итальянцы несколько минут молча смотрели на меня, а я встала и, повернувшись к ним спиной, стала разглядывать луну. Так было спокойнее. Да и к тому же каждый имеет право созидать славу своей родины, как умеет.
Помолчали.
— Вот приезжайте к нам ранней весной, — сказали итальянцы, — когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!
— Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица.
— Масленица. Блины едим.
— А что же это такое блины?
Мы переглянулись. Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин!
— Блин, это очень вкусно, — объяснила я. Но они не поняли.
— С маслом, — сказала я еще точнее.
— Со сметаной, — вставил русский из нашей компании.
Но вышло еще хуже. Они и блина себе не уяснили, да еще вдобавок и сметану не поняли.
— Блины, это — когда масленица! — толково сказала одна из наших дам.
— Блины… в них главное икра, — объяснила другая.
— Это рыба! — догадался, наконец, один из итальянцев.
— Какая же рыба, когда их пекут! — рассмеялась дама.
— А разве рыбу не пекут?
— Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина — мучное.
— Со сметаной, — опять вставил русский.
— Блинов очень много едят, — продолжала дама. — Съедят штук двадцать. Потом хворают.
— Ядовитые? — спросили итальянцы и сделали круглые глаза. — Из растительного царства?
— Нет, из муки. Мука ведь не растет? Мука в лавке.
Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая, темная пропасть взаимного недоверия и непонимания.
Они переглянулись, перешепнулись.
Жутко стало.
— Знаете, что, господа, — нехорошо у нас как-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают.
Положение было не из приятных.
Но между нами был человек основательный, серьезный — учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:
— Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.
Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.
Итальянцы пошептались и спросили робко:
— А с какою целью вы все это делаете?
Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:
— Чтобы весело было!
2. Широкая масленица
Из кухни несется чад, густой, масленный. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски гости жмурятся и мигают.
— Блины несут! Блины несут! Несут,
Но вам не хватит. Ваш сосед взял два последних, а вам придется подождать «горяченьких».
Но, когда принесут «горяченьких», окажется, что большинство уже съело первую порцию, — и прислуга начинает подавать опять сначала.
На этот раз вам достается блин — один, всеми отвергнутый, с драным боком и дыркой посредине.
Вы берете его с кротким видом сиротки из хрестоматии и начинаете искать глазами масло.
Масло всегда бывает на другом конце стола. Это печальный факт, с которым нужно считаться. Но так как со своим маслом приходить в гости не принято, то нужно покориться судьбе и жевать голый блин.
Когда вы съедите его, — судьба, наверное, улыбнется, и вам передадут масло с двух сторон сразу. Судьба любит кротких и всегда награждает их по миновании надобности.
На самом почетном месте стола сидит обыкновенно блинный враль. Это просто-напросто хитрый обжора, который распускает о себе слухи, что он может съесть тридцать два блина.
Благодаря этому он сразу делается центром внимания. Ему первому подают, его блины прежде других подмасливаются и сдабриваются всякими масленичными аксессуарами.
Съев штук пятнадцать-двадцать, — сколько аппетита хватит, — с полным комфортом, он вдруг заявляет, что блины сегодня не совсем так испечены, как следует.
— Нет в них чего-то такого, этакого, — понимаете? Неуловимого. Вот это-то неуловимое и делает их удобосъедаемыми в тридцатидвухштучном количестве.
Все разочарованы. Хозяевы обижены. Обижены, зачем много съел, и зачем никого не удивил.
Но ему все равно.
— Что слава? яркая заплата на бедном рубище певца!
Он всех надул, поел, как хотел, и счастлив.
Еще несут горяченьких.
Теперь, когда все сыты, вам дают сразу три хороших горячих блина.
Вы шлепаете их на тарелку и в радостном оживлении окидываете глазами стол.
Направо от вас красуется убранное зеленью блюдо из-под семги, налево — аппетитный жбан из-под икры, а прямо у вашей тарелки приютилась мисочка, в которой пять минут назад была сметана.
Хозяйка посмотрит на вас такими умоляющими глазами, что вы сразу громко закричите о том, что блины, собственно говоря, вкуснее всего в натуральном виде, без всяких приправ, которые, в сущности, только отбивают настоящий вкус, и что истинные ценители блина предпочитают его именно без всяких приправ.
Я видела как-то за блинами молодого человека великой души, который, под умоляющим взглядом хозяйки, сделал вид, что нашел в пустой банке икру и положил ее себе на тарелку. Мало того, он не забывал на кусок блина намазывать эту воображаемую икру и проделывал все это с такой самоотверженной искренностью, что следившая за ним хозяйка даже в лице изменилась. Ей, вероятно, показалось, что она сошла с ума и лишилась способности видеть икру.
После блинов вас заставят есть никому не нужную и не милую уху и прочую ерунду, а когда вам захочется спать, — вас потащат в гостиную и заставят разговаривать.
Пожалуйста, только не вздумайте взглянуть на часы и сказать, что вам нужно еще написать два письма. Посмотрите на себя в зеркало, — ну кто вам поверит?
Лучше прямо подойдите к хозяйке, поднимите на нее ваши честные глаза и скажите просто:
— Я спать хочу.
Она сразу опешит и ничего не найдет сказать вам.
И пока она хлопает глазами, вы успеете со всеми попрощаться и улизнуть.
А хозяйка долго будет думать про вас, что вы шутник.
Так чего же лучше?