Рассказ для детей как люди научились считать

Автор: грекова олеся сергеевнадолжность: воспитательучебное заведение: мкдоу д/с 451 теремокнаселнный пункт: новосибирскнаименование материала: конспект проведения беседы с детьми старшей группытема:

Автор: Грекова Олеся Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 451 «Теремок»
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Конспект проведения беседы с детьми старшей группы
Тема: «Как люди научились считать!»
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №451 «Теремок»
г. Новосибирск

Конспект проведения беседы

с детьми старшей группы

на тему: «Как люди научились считать!»
составила
Грекова Олеся Сергеевна
воспитатель

Цель:
дать детям представление об истории возникновения счёта и
математики.

Ход беседы
Учёные
предполагают,
что
жизнь
зародилась
в
Междуречье

Месопотамии.
Именно
здесь
были
плодородные
земли,
где
люди
стали
выращивать и собирать богатый урожай зерновых культур, разводить стада
животных, строить города (проиллюстрировать). Эти удивительные люди,
жившие между реками – Тигром и Евфратом, сумели даже на засушливой
почве
собирать
хороший
урожай,
т.к.
придума ли
о р о ш е н и е
(проиллюстрировать, можно организовать опыт). Этот процветающий народ
назывался
шумерами.
Богатство и высокий уровень культуры натолкнули их
на мысль о том, как же учесть всё своё богатство и записать это.
У древних охотников вещей было немного, поэтому и считать было
нечего.
Он
вполне
мог
обойтись
двумя,
тремя
числами.
Например,
1

мамонт, 1- кровать, 1-3 стула, 1- сундук, 1 – прялка, 1- ступка, 2 каменных
ножа, 4-5 глиняных сосудов (проиллюстрировать).
Изобретению
счёта
мы
обязаны
именно
богатым
скотоводам
и
земледельцам

шумерам.
Жили они в своих домах постоянно, а по тому
вещи всё накапливались и накапливались. Им нужны были цифры больше,
чем древним охотникам и они начали считать по пальцам. Сосчитав все
пальцы на одной руке, они переходили на другую, а затем считали всё заново
по второму кругу и т.д. Они считали десятками и эту систему мы у них
позаимствовали.

Индейцы
майя
в
Гватемале
и
Мексике
поступали
иначе:
когда
кончались
пальцы
на
руках,
они
переходили
на
ноги.
Именно
так

двадцатками – считали индейцы майя в Гватемале и Мексике.
А некоторые народы предпочитали считать дюжинами (число 12). Это
число удобно тем, что его можно представить в виде очень многих сочетаний:
2 шестёрки, 3 четвёрки, 4 тройки, 6 пар. Бывало, что за основу счёта брали
число 60. Считать стали по 60 потому, что в расчёт брался сустав пальца: на
каждом пальце 3 сустава – всего на руках и ногах их 60. А если считать по 60
вам кажется нелепым, то взгляните на любые часы. В каждом часе 60 секунд,
60 минут. Мы кладём число 60 в основу счисления времени и некоторых
других
величин,
потому
что
более
5000
лет
назад
древний
народ
ввёл
большие числа, чтобы измерять свои большие урожаи, свой достаток и это
были всё те же ШУМЕРЫ.
В Шумерах каждый город управлялся жрецом, в сущности, он был не
просто
мэром,
а
настоящим
царём.
И
понятно,
что
они
ни
чего
не
выращивали
и
не
производили
ни
каких
материальных
ценностей,
а
кормились
данью:
они
взимали
у
других
пищу,
как
налог.
В
больших
кладовых хранились огромные запасы, и жрецам важно было знать, сколько
их накопилось. Главный жрец требовал, чтобы сборщики налогов давали ему
полный отчёт о собранной дани. Причём расчёты надо было вести наглядно, а
не в уме – так, чтобы ими могли воспользоваться все, кто занимается счётной
работой. Как вели счёт ШУМЕРЫ, никто точно не знает: может, делали
зарубки на палке или чертили какие-то знаки на земле, может, выцарапывали
чёрточки на ракушках или вязали разные узелки на шнурках разной длины и
разного цвета (кстати, эти узелки служили напоминанием тому, кто их вязал).
Во многих странах света люди, чтобы не сбиться со счёта, помогали
себе рисунками и ШУМЕРЫ так же этим пользовались. Рисунки делали на
доступном материале – глине, пока она была сырая, на неё можно было легко
наносить
пометки
острым
орудием,
а
если
глину
обжечь,
то
пометки
останутся на века. Каждый рисунок служил знаком, какого – то предмета, и
эти «знаки-предметы» избавили сборщиков налогов от множества хлопот, но
важно было то, что это подтолкнуло людей к созданию письменности.
Интересно, что у древних народов Европы (у греков) не было знаков
«1» и «5», а так же «0» их ввели в обиход древние ИНКИ.
Литература:
Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва, издательство АСТ,
1997, стр. 20-26.

Способ записи чисел

КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ?

Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?
Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот познакомьтесь.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями — различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.

Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и «обучение шло медленно.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков — вожака стаи, из стада оленей — одного оленя, из выводка плавающих уток — одну птицу, из колоса с зернами — одно зерно.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т. д.

Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами — против берлоги, трех — с одной стороны и трех — с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.

И ноги кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога — 15, две руки и две ноги — 20.

Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Так, в Китае и Японии предметы домашнего обихода (чашки, тарелки и др.) считают не дюжинами и полудюжинами, а пятерками и десятками. Во Франции и в Англии и поныне в ходу счет двадцатками.

Специальные названия чисел имелись — поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3 — это два и один, 4 — это два да два, 5 — это два, еще два и один.

Названия чисел — у многих народов указывают на ; их происхождение.

Так, у индейцев два — глаза, у тибетцев — крылья, у других народов один — луна, пять — рука и т. д. У тех народов, которые еще сохранили первобытный уклад жизни, такие названия чисел используются до сих пор. Например, у одного из австралийских племен счет ведется так: 1 — энэа, 2 — петчевал, 3 — петчевал-энэа, 4 — петчевал-петчевал. А в другом племени считали так: 1 — мал, 2 — булан, 3 — гулиба, 4 — булан-булан, 5 — булан-гулиба, 6 — гулиба-гулиба. А на берегах реки Амазонки было обнаружено племя, которое знало только три числа- 1, 2 и 3, причем число 3 называлось «поэттаррароринкоароак». Вот как трудно было людям научиться считать!

КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ?

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

…Вглядись внимательно в рисунок. Какой-то человек воздел обе руки кверху. Ему было чему удивляться. Ведь он обозначал целый миллион. И это не шутка. Рисовали такого человечка древние египтяне, когда хотели изобразить миллион. Человечек исполнял обязанности числа.

Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел.

Очень разные и порою даже забавные были эти «цифры» у разных народов.

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было ставить 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для сотни придуман был крючок, для тысячи — значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч — лягушкой, а миллион — знакомой нам фигуркой с поднятыми руками.

Не очень-то удобно было записывать таким способом большие числа и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить. Очень большая возня была с этими значками-иероглифами!

Гораздо лучше придумали запись чисел в древнем Вавилоне. Она очень похожа на современную, только мы считаем десятками, сотнями, тысячами и так далее, а жители древнего Вавилона объединяли единицы по 60, по 3600 (60×60=3600), а если надо, по 60x60x60=216000 и так далее. Писали в древнем Вавилоне на мягких глиняных табличках острыми палочками, а потом таблички обжигали, и они становились твердыми и прочными. При раскопках были найдены целые библиотеки и архивы из таких табличек.

Палочкой на глине трудно изображать сложные фигуры, поэтому вавилонская письменность состояла, в основном, из различных комбинаций клинышков (ее так и называют — клинопись). Единицы изображались узкими вертикальными клинышками, а десятки — широкими горизонтальными, все числа до 60 «собирали» из таких клинышков. Когда надо было записать число, большее, чем 60, то открывали следующий разряд —в него писали, сколько раз число 60 помещается в записываемом числе, а то, что оставалось (то есть остаток от деления на 60), записывали, как и раньше, в первый разряд. Между разрядами оставляли пробелы, чтобы цифры из разных разрядов не смешивались.

Такая запись чисел удобна тем, что если мы умеем умножать и складывать числа первого разряда, то очень легко научиться выполнять эти действия и с любыми числами — эти вычисления можно проводить «в столбик», как вас учат в школе.

Правда, вавилонская система была все-таки очень громоздкой из-за того, что 60 — довольно большое число, поэтому она больше нигде не использовалась. А вот система нумерации и вычислений, которая сложилась в Индии примерно к VI веку нашей эры, оказалась такой удобной и удачной, что ею сейчас пользуются во всем мире. Европейцы познакомились с ней в X — XIII веках через арабов, которые первыми оценили достоинства этого способа записи чисел, усвоили и перенесли в Европу, поэтому новые цифры в Европе стали называть арабскими. Произошло это еще и потому, что простейший счетный прибор, работающий в десятичной системе счисления, был всегда у человека под рукой — это его 10 пальцев.

Способ записи чисел называют нумерацией или счислением

Вначале индийских цифр было всего 9:1,2,3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. Цифра 0 появилась заметно позже, — скорее всего, около 500 года нашей эры. А поначалу, если оказывалось, что в каком-то разряде нет единиц, то между соседними разрядами оставляли пробел. Например, число 209 писали так: 2 9. Понятно, что при подсчете таких пробелов очень легко ошибиться. Чтобы избавиться от этих неприятностей, сначала вместо пустого разряда стали ставить точку, а потом — маленький кружочек, который постепенно превратился в цифру 0.

Вот, оказывается, какая длинная история у этих знакомых значков!

Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Вот посмотрите римскую нумерацию: I — один, II — два, III — три. На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: шесть — VI, семь — VII. А сколько записано здесь: VIII? Правильно, восемь. Ну а как короче записать четыре? Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV — это пять без одного.

А как записать десять?

Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру «десять» изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз — X. Иначе десять можно записать двумя пересекающимися палочками.
Если рядом с X написать одну палочку справа — XI, то будет одиннадцать, а если слева — IX — девять.

Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева — отнимается. Поэтому знак VI означает 5+1, то есть 6, а знак IV -5-1, то есть 4. Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно, и мы советуем это сделать обязательно. Позднее появились значки и для обозначения других чисел. Так 100 стали обозначать буквой С (первая буква соответствующего латинского слова — centum), число 1000 — буквой М (mille — тысяча), число 500 — буквой D, буквой L — число 50.

Когда возникла письменность, многие народы начали для обозначения чисел использовать алфавит.

Посмотрите, как обозначали числа древние греки и славяне.

Видите, обе нумерации очень похожи друг на друга. Это не случайно, ведь легендарные создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, когда придумывали способы записи славянских текстов, использовали прописные (большие) буквы греческого алфавита. Естественно, что и числовые значения этих букв сохранились.

Для того, чтобы отличать числа от слов, над буквами, изображающими числа, ставили специальный значок: греки — просто черточку, а славяне — волну, которая называлась «титло».

В славянской нумерации титло ставили только над одной буквой числа, а порядок цифр в записи числа был такой же, как в его названии. Например, в названии числа 15 (у славян — «пятьнадесять») сначала идет число единиц, а потом — десятков. Значение цифры не зависело от того места, которое она занимала в записи числа.
Когда хотели записать числа, большие, чем 1000, перед цифрой ставили символ — наклонную перечеркнутую черту, при этом значение цифры умножалось на 1000. Два таких символа, записанных подряд, умножали значение цифры на миллион (греки в таких случаях ставили штрихи перед цифрами, обозначающими число единиц).

Для очень больших чисел использовались специальные названия. Например, поначалу число 10000 называли словом «тьма». Это же слово обозначало бесконечность {то, что нельзя пересчитать). По-гречески же число 10000 называлось «мириа», а словом «мириада», обозначали огромные, не поддающиеся счету количества. В таком значении это слово до сих пор используется в русском языке, например, когда хотят сказать, как много листьев в лесу, говорят «мириады листьев».

Позже число 10000 стали называть так же, как и мы сейчас — «десять тысяч», а словом «тьма» стали называть уже тысячу тысяч, то есть миллион. Число «тьма тем», то есть миллион миллионов, называлось «легион», число «легион легионов» называли «леодр», а «леодр леодров» называли «вороном».

В одной рукописи еще упоминалось число, которое называли «колода». Это число равно десяти воронам, и автор говорит, что «сего числа несть больше». Но вы-то уже знаете, что к любому, сколь угодно большому числу, можно прибавить единицу и получить еще большее число. Не надо думать, что наши предки были глупее нас с вами, просто этот пример показывает, как медленно и трудно люди накапливали те знания, которые мы получили от предыдущих поколений.

В старину на Руси среди простого народа широко применялись системы счисления, отдаленно напоминающие римскую. С их помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате подати (ясака) и делали записи в податной тетради. Вот перед вами текст закона об этих называемых ясачных знаках:

Яндекс.Реклама

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Как люди научились считать?

Учитель: Сколько тебе лет? Сколько у
тебя друзей? Чтобы все подсчитать, нужно знать
цифры, числа. А как считали древние люди, которые
их не знали. Вот послушайте.

– Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши
далекие предки жили небольшими племенами. Они
бродили по полям и лесам, по долинам рек,
разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами
и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу,
собирали ракушки или охотились. Первобытные люди
не знали счета, то есть не умели считать. Учиться
им не у кого было, поэтому обучение их шло очень
медленно, т.к. учителем первобытных людей была
сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, наши
предки научились из множества предметов
выделять ОДИН. Из стаи волков – вожака, из стада
оленей – одного оленя, из колоса с зернами – одно
зерно. Поначалу они определяли это соотношение
как “ОДИН – МНОГО”.

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары
предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки) привели
человека к представлению о числе, наш предок,
рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал
их с парой глаз. А если видел их много, то говорил
– “много”.

Учиться считать требовала сама жизнь. Добывая
пищу, людям приходилось охотиться на крупных
зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши
предки большими группами, иногда всем племенем.
Чтобы охота была удачной, нужно было уметь
окружить зверя. Обычно старший ставил двух
охотников за берлогой медведя, четырех с
рогатинами – против берлоги, трех – с одной
стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для
этого он должен был уметь считать, а так как
названий чисел тогда еще не было, он показывал на
пальцах.

III. Как люди научились записывать числа

Специальные названия чисел имелись поначалу
только для одного и двух. Название чисел
указывают на их происхождение. Так у индейцев 2 –
глаза, у тибетцев – крылья и т.д.

Когда люди не умели еще делать бумагу, записи
появлялись в виде зарубок на палках и костях
животных, в виде обложенных ракушек и камешков
или в виде узелков, завязанных на ремне или
веревке.

…Вглядитесь внимательно в рисунок: какой-то
человек поднял обе руки вверх. Ему было чему
удивляться. Ведь он обозначил целый миллион.
Такого человека рисовали древние египтяне, когда
хотели изобразить миллион. Человек исполнял
обязанности числа.

Очень разные и порою даже забавные были
“цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа
первого десятка записывали соответствующим
числом палочек (См. Приложение 1).
А 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы
написать 15, надо было поставить 5 палочек и 1
подкову. И так до сотни. Для 1000 был придуман
крючок, для 1 000 – значок в виде цветка. 10 000
обозначали рисунком пальца, 100 000 – лягушкой,
1 000 000 – знакомой фигуркой с поднятыми
руками.

Значительно позднее цифры стали изображать
иначе. Вот посмотрите римскую нумерацию: I
– один, II – два… На руке человека 5
пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали
изображать руку в виде знака: V. Потом к V
стали прибавлять по одной палочке: VI
шесть, VII – семь, VIII – ? А как
короче записать 4? От пяти отнимали один, а
записывали так: IV. Вы знаете, что10 – это
две пятерки, поэтому в римской нумерации цифру
“десять” изображали двумя V, иначе 2
пересекающиеся палочки: X.

Римские цифры употребляют довольно часто и в
наши дни. Например, на часовом циферблате, в
книгах, когда обозначают номер тома или главы. Но
все же римская нумерация была не очень удобна для
записи и выполнения арифметических действий.
После того, как люди создали алфавит, во многих
странах числа стали записывать, применяя буквы.
Однако и буквенная нумерация была неудобна для
обозначения большого числа.

Способ записи чисел всего несколькими знаками
(десятью), который принят и теперь во всем мире,
был создан в Древней Индии. Индийская система
счета распространилась по Европе, а цифры
получили название арабских.

IV. Знакомство с цифрами и числами

1. Цифра 1 – число 1.

Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица.

Магия числа: Философ и математик
Пифагор и его единомышленники верили в магию
числа. Они считали, что числа несут с собой добро
и зло, счастье и несчастье. Была даже создана
целая наука, в которой каждое имя имело свое
число. Если имя сочетается с характером человека
– это хорошо, если противоречит – плохо. Конечно,
вера в счастливые и несчастливые числа уходит
корнями в суеверие, но все равно интересно
узнать, что ЕДИНИЦА – это символ славы и
могущества, действия и честолюбия. С этим числом
связано: уверенность в себе, такие понятия, как
СМЕЛОСТЬ и ХРАБРОСТЬ. Но в то же время надо
избегать непродуманных решений. Имена эти –
Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илюша и слава.

Один, или единица – это начало всех начал. Этому
числу посвящено много стихов, загадок,
скороговорок.

Послушайте стихотворение С. Михалкова
“Первый раз”.

Все бывает в первый раз:
Первый зуб и первый класс,
Первая пятерка.
Как начало первых драк
Первый схваченный синяк,
Первая касторка.
День за днем, за годом год
Человек живет, растет,
Облик свой меняет,
И под старость он подчас
То, что было в первый раз,
С грустью вспоминает.

А теперь “хитрые” задачки:

– Что легче? 1 кг ваты или 1 кг железа?

– Сколько? Самосвал ехал в поселок. По дороге он
встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько
всего машин ехало в этот поселок?

2. Цифра 2 – число 2.

А вот эта цифра 2.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Магия числа: Как утверждают древние
греки, число 2 – это символ любви и равновесия.
Число 2 – это мягкость, тактичность. Оно
находится между светом и мраком, добром и злом,
теплом и холодом. Имена этого числа: Ира, Саша,
Лида, Вася, Коля.

Числу 2 тоже посвящено много стихов, загадок,
скороговорок. Во многих крылатых словах и
пословицах встречается двойка.

Как вы понимаете пословицы?

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не
    поймаешь.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Ум хорошо, а два лучше.

– А теперь “хитрые” задачки:

– Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

– Аня и Маша имеют фамилии Строгова и Добрина.
Какую фамилию имеет каждая из девочек, если
известно, что Маша и Добрина – одноклассницы?

(Аня Добрина и Маша Строгова).

3. Цифра 3 – число 3.

А вот это – посмотри
Выступает цифра 3.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.

Магия числа: Долгое время число 3 для многих
народов было символом полноты, счастливым
числом. Число 3 стало самым излюбленным числом и в
мифах, и в сказках (Три поросенка, Три медведя…)
ну, а что означает тройка как число имени? Это
талант, веселость, указание на науку, на спорт,
мир искусства. Так что Кати, Вити, Алеши, Димы и
Феди, если вы это учтете, то обязательно придете к
успеху.

Ребусы – карточки. (См. Приложение
3
).

4. Цифра 4 – число 4

За тремя идут 4,
Острый локоть оттопыря.

Магия числа: Древние считали четвертку
символом устойчивости и прочности. Ани, Вадики,
Пети, Светы и Зои! Знайте, что вас ждет успех в
науке и технике. Вы трудолюбивы, надежны, стойки и
честны.

Числам слагают и песни “Дважды два – четыре”.
(Загадки с.138)

Число 4 представлено квадратом, четыре стороны
которого означают четыре времени года, четыре
стихии – Огонь, Землю, Воздух и Воду.

Возьмите в руки квадрат. Как из него построить 2
треугольника? А теперь один большой треугольник?

Посмотрите на квадраты. (См. Приложение
2
). Во что можно превратить квадраты.
Работа на листочках. (часы, картинка, кубик, замок,
стул…)

5. Цифра 5 – число 5

А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто извернула.

Магия числа: числу 5 Пифагор отводил особое
место, считая его самым счастливым из всех чисел.
С этим, наверное, согласны и все школьники. А что
ждет ребят с этими именами? Вова, Гриша, Валя,
Нина, Марина, Виталий, Сережа, слушайте
внимательно. Люди с числом “5” больше всего
любят приключения и путешествия. Но лучших
результатов в жизни можно достигнуть, если
направить свою энергию на учебу. Так что не
исключено, что из вас могут получиться крупные
ученые. Дерзайте! Вперед к знаниям!

Возьмите 5 палочек, постройте из них 2
треугольника. Добавьте еще 1 палочку и постройте
домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился
флажок.

V. Итог урока

Много интересного узнали сегодня за урок.
Впереди еще встреча с остальными числами.


Презентация на тему: Как и когда люди научились считать и записывать числа?

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Как и когда люди научились считать и записывать числа?

Описание слайда:

Как и когда люди научились считать и записывать числа?

№ слайда 2
Цель работы: понять, связаны ли наши современные представления о числе и счёте с

Описание слайда:

Цель работы: понять, связаны ли наши современные представления о числе и счёте с теми знаниями, которыми обладали наши далекие предки.Задачи исследования: проанализировать доступную информацию из книг и Интернета о развитии понятия числа и счёта; сделать выводы о связи современных и древнейших представлениях о числе и счёте.

№ слайда 3
План работы 1. Как люди научились считать. 2. Как люди научились записывать цифр

Описание слайда:

План работы 1. Как люди научились считать. 2. Как люди научились записывать цифры и числа Древний Египет. Древний Вавилон. Индия. Рим.Алфавитные системы счисления. 3. Заключение.

№ слайда 4
Как люди научились считать. Счет появился тогда, когда человеку потребовалось ин

Описание слайда:

Как люди научились считать. Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных им предметов. Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много». Первыми понятиями математики были «меньше», «больше» и «столько же».

№ слайда 5
Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обменива

Описание слайда:

Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога — 15, две руки и две ноги — 20.

№ слайда 6
Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Так, в Китае и Японии пред

Описание слайда:

Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Так, в Китае и Японии предметы домашнего обихода (чашки, тарелки и др.) считают не дюжинами(по12 штук) и полудюжинами, а пятерками и десятками. Во Франции и в Англии и поныне в ходу счет двадцатками.

№ слайда 7
Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Числа же б

Описание слайда:

Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3 — это два и один, 4 — это два да два, 5 — это два, еще два и один. Названия чисел у многих народов указывают на их происхождение. Так, у индейцев -два — глаза, у тибетцев -два — крылья, у других народов один — луна, пять — рука.

№ слайда 8
Название цифр у австралийских племен 1 - энэа, 2 - петчевал, 3 - петчевал-энэа 4

Описание слайда:

Название цифр у австралийских племен 1 — энэа, 2 — петчевал, 3 — петчевал-энэа 4 — петчевал-петчевал.================================= 1 — мал, 2 — булан, 3 — гулиба, 4 — булан-булан, 5 — булан-гулиба, 6 — гулиба-гулиба.

№ слайда 9
поэттаррароринкоароак А на берегах реки Амазонки было обнаружено племя, которое

Описание слайда:

поэттаррароринкоароак А на берегах реки Амазонки было обнаружено племя, которое знало только три числа- 1, 2 и 3, причем число 3 называлось»поэттаррароринкоароак». Вот как трудно было людям научиться считать!

№ слайда 10
Древний Египет

Описание слайда:

Древний Египет

№ слайда 11
Для записи чисел древние египтяне употребляли иероглифы, означающие (последовате

Описание слайда:

Для записи чисел древние египтяне употребляли иероглифы, означающие (последовательно): единицу, десять, сто, тысячу, десять тысяч, сто тысяч (лягушка), миллион (человек с поднятыми руками), десять миллионов: Полагают, что иероглиф для сотни изображает измерительную веревку, для тысячи — цветок лотоса, для десяти тысяч — поднятый кверху палец, а для десяти миллионов — всю Вселенную. Все остальные числа составлялись из основных с помощью только одной операции — сложения. При этом запись производилась не слева направо, как у нас, а справа налево.

№ слайда 12
444 873

№ слайда 13
Самые древние из дошедших до нас математических записей высечены на камне, но на

Описание слайда:

Самые древние из дошедших до нас математических записей высечены на камне, но наиболее важные свидетельства древнеегипетской математической деятельности запечатлены на гораздо более хрупком и недолговечном материале – папирусе. Два таких документа – папирус Ринда, или египетского писца Ахмеса (ок. 1650 до н.э.)

№ слайда 14
Древний Вавилон Первой известной нам позиционной системой счисления была шестиде

Описание слайда:

Древний Вавилон Первой известной нам позиционной системой счисления была шестидесятеричная система вавилонян, возникшая примерно за 2500—2000 лет до н. э. Основанием ее служило число 60. Следовательно, в ней должно было бы быть 60 цифр. Вавилоняне поступали так: записывали все числа от 1 до 59 по десятичной системе, применяя принцип сложения. При этом они пользовались всегда двумя знаками: прямым клином  для обозначения 1 и лежачим клином  для 10. Число 32, например, писали так:

№ слайда 15
Писали в древнем Вавилоне на мягких глиняных табличках острыми палочками, а пото

Описание слайда:

Писали в древнем Вавилоне на мягких глиняных табличках острыми палочками, а потом таблички обжигали, и они становились твердыми и прочными. При раскопках были найдены целые библиотеки и архивы из таких табличек.

№ слайда 16
Древняя Индия А вот система нумерации и вычислений, которая сложилась в Индии пр

Описание слайда:

Древняя Индия А вот система нумерации и вычислений, которая сложилась в Индии примерно к VI веку нашей эры, оказалась такой удобной и удачной, что ею сейчас пользуются во всем мире. Европейцы познакомились с ней в X — XIII веках через арабов, которые первыми оценили достоинства этого способа записи чисел, усвоили и перенесли в Европу, поэтому новые цифры в Европе стали называть арабскими. Форма индийских цифр претерпевала многообразные изменения. Та форма, в которой мы их пишем, установилась в 16 веке.

№ слайда 17
Древние индийцы изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели : Ара

Описание слайда:

Древние индийцы изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели : Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так:

№ слайда 18
Вот, оказывается, какая длинная история у этих знакомых значков!Значительно позд

Описание слайда:

Вот, оказывается, какая длинная история у этих знакомых значков!Значительно позднее цифры стали изображать иначе.Из арабского языка заимствовано и слово «цифра» (по-арабски «сыфр»), означающее буквально «пустое место» (перевод санскритского слова «сунья», имеющего тот же смысл).

№ слайда 19
Алфавитная система счисления Древней Руси

Описание слайда:

Алфавитная система счисления Древней Руси

№ слайда 20
Алфавитная система счисления была распространена у древних армян, грузин, греков

Описание слайда:

Алфавитная система счисления была распространена у древних армян, грузин, греков (ионическая система счисления), арабов, евреев, славян и других народов. Для того, чтобы отличать числа от слов, над буквами, изображающими числа, ставили специальный значок: греки — просто черточку, а славяне — волну, которая называлась «титлУдобны ли алфавитные системы? Запишем в славянской нумерации число 444: о».Мы видим, что запись получилась не длиннее нашей.

№ слайда 21
Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ: Десять

Описание слайда:

Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ: Десять тысяч – тьма, десять тем – легион, десять легионов – леодр, десять леодров – ворон, десять воронов – колода. В рукописи XVII в. говорится: И более сего несть человеческому уму разумевати, т. е. для больших чисел уже нет названий.

№ слайда 22
Выводы. Из литературных источников, во-первых, мы установили – как, когда, где и

Описание слайда:

Выводы. Из литературных источников, во-первых, мы установили – как, когда, где и кем были придуманы цифры.Во-вторых, выявили, что мы пользуемся десятичной системой счета, потому что у нас десять пальцев. Система счета, которую мы используем сегодня, была изобретена в Индии тысячу лет назад. Арабские купцы распространили ее по всей Европе к 900 году. В этой системе использовались цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. Это десятичная система, построенная на основе десятки.3. В дальнейшем полученные знания мы будем использовать на уроках математики и информатики. А также будем дальше стараться «открыть» еще какие-либо «секреты», которые связаны с числами.

Проект по теме:

Как люди научились считать?

Подготовил:

Ученик 5«в» класса

Малютина Татьяна

Руководитель:

учитель математики

Галушко Инна Александровна

Белгород

2021г.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3

2. Основная часть

2.1. Как люди научились считать.…………………………………… …….4-5

2.2. Как люди научились записывать цифры………………………………5

2. 3. Как к нам пришли современные цифры……………………………..6

3. Цифры и числа в нашей жизни………………………………………….6

4. Мои исследования и наблюдения и их результаты…………………….7

5. Заключение……………………………………………………………………….8

6. Литература……………………………………………………………………………..9

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?

Чтобы все это подсчитать, нужно знать числа. В этом нам помогают учителя и учебники, родители и старшие друзья. А между тем, раньше люди не умели считать! Это трудно представить, но это факт. И мне стало интересно, а как считали древние люди, ведь они не знали цифр. Как люди научились их записывать? 

Тема исследования:

«Как люди научились считать?»

Цель: собрать материал о цифрах и числах, рассмотреть историю возникновения числа. Какие символы используют для записи числа. Узнать, какими цифрами мы пользуемся сегодня. Проследить какую роль они играют в нашей жизни.

Объект исследования: цифры, с помощью которых мы научились считать.

Гипотеза: Числа играют главную роль в нашей современной жизни.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ.

ДphpR7AvCD Nalyutina Tatyana 5v kak lyudi nauchilis schitat html 38359b644b10a104 авным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда.

Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились математические знания. Без подсчета дней трудно было определять, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары.

И вот более 8 тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружку каждый раз, когда очередное животное заходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько кружков он спокойно шел спать. Но в его стаде были не только овцы. Поэтому пришлось из глины делать еще и другие фигурки. А земледельцы для подсчета собранного урожая использовали свои фигурки. Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно. Поэтому люди стали придумывать числам названия.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков — вожака стаи, из стада оленей — одного оленя. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». А когда придумали название для числа три, то его стали применять вместо слова « много ». В некоторых сказках, поговорках, пословицах число три обозначает много. Русская пословица говорит : « Обещанного три года ждут », а в сказках героев отправляют « за тридевять земель, в тридесятое царство».

Чем больше зерна собирали люди со своих полей, чем многочисленнее становились их стада, тем большие числа становились им нужны. Тогда старые методы счета вытеснил новый – счет по пальцам. Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. Пальцы были первыми изображениями чисел.

2.2. Как люди научились записывать цифры.

С развитием скотоводства и земледелия люди все чаще начали сталкиваться с большими числами, запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать. В разных странах и в разные времена это делалось по — разному. Очень разные и порою даже забавные эти цифры у разных народов.

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры 3 – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы. У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах : А — это один, Б — два, В – три и т. д.

У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец ; два – два пальца ; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем ; шесть – это пятерня да еще один палец.

 Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек.

2.3. Как к нам пришли современные цифры.

Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. От арабов к нам пришло и слово цифра. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся : 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 ,7 , 8 ,9.  При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

В России только после введения Петром I гражданского шрифта, арабские цифры практически полностью сумели вытеснить буквенное обозначение цифр. Они остались с нами до настоящего времени.

  1. Цифры и числа в нашей жизни.

Жизнь каждого и моя тоже связана с числами. Я родилась 16 ноября 2009 года в 5ч.30мин., весом 3.900, рост — 57 см. Когда мне было 10 месяцев, я начала ходить. Я живу на улице Губкина, дом 16А, квартира 75. В 6 лет я пошла в школу и обнаружила, что числа везде:

  • на подъездах домов;

  • на зданиях;

  • на номерах машин;

  • на документах;

  • в магазине, на ценниках;

  • на страницах книг, журналов, календарей;

  • на вещах;

  • на деньгах;

  • на часах;

  • на дорожных знаках;

  • в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля, 1 Мая);

  • на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники;

Часто встречаются числа однозначные, двузначные. Числа, состоящие из большого количества цифр, встречаются реже. Например,  номер моего свидетельства о рождении содержит 6 цифр. Номер моего мобильного телефона состоит из 11 цифр.

4. Мои исследования и наблюдения и их результаты

Мне было интересно узнать, как мои одноклассники относятся к числам.Для этого я провела опрос среди учеников, и вот что у меня получилось. 

Любимым числом большинства оказалось 5.

Сегодня очень многие приписывают числам магические свойства, связывают их с различными событиями, которые происходят в жизни, и я решила узнать, как мои одноклассники относятся к таким числам.

Как видно из диаграмм, в большинстве своем, мои одноклассники не суеверны.

Ну и в заключении моего анкетирования я задала, пожалуй, самый важный вопрос, ради которого я и выбрала эту тему.

На вопрос «Зачем людям счет?» ребята ответили так:

  • чтобы решать задачи и примеры;

  • чтобы знать в каком ты учишься классе, сколько тебе лет;

  • чтобы все можно было сосчитать, в том числе и деньги, и узнать много их или мало. 

 Это значит, что мои одноклассники тоже часто встречаются с числами и понимают, что без счета нам не обойтись.

    1. Заключение

    Числа возникли из практических нужд человека. Числа записывают с помощью десяти цифр. Мы используем арабские цифры. Числа сыграли большую роль в развитии человечества.

    Смело можно сказать, что моя гипотеза верна.

    • Современную жизнь невозможно представить без чисел, они вокруг нас, мы живем среди них, они нам нужны, как солнце, воздух и вода.

    • Мы используем числа изо дня в день, из года в год. Они с нами дома и в школе, на уроках и после уроков.

    • Для осознанного понимания окружающего мира необходимы математические знания о числах, необходимо дальнейшее развитие математического мышления

    • Теоретические знания могут быть глубокими и прочными лишь при условии их непосредственной связи с живой деятельностью людей.

      1. Литература

    • 1. http://lukped.narod.ru/internet/binary/theor.htm

    •  2. http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/41/1004115/1004115A.htm

    •  3. http://irnik.narod.ru/htm/rim.htm

    •  4. «Мир чисел», составитель Ю.И. Смирнов, Санкт-Петербург, «МиМ-ЭКСПРЕСС», 1995г.

    •  5. Ван дер Варден Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. — М., ГИФМЛ, 1959. — 462 с.

    • Рассказ для второго класса читать
    • Рассказ для детей колосок
    • Рассказ для детей аудиокнига
    • Рассказ для девушки для возбуждения
    • Рассказ для второклассника о красоте воды родного края