Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64.
УКМ «Школа России»
Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы?
Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.
2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.
Пестушка — это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.
Потешка — тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.
Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса
Ножка топает топ-топ.
Ручку хлопает хлоп-хлоп.
Вот пойдём с тобой танцевать,
Громко песенки распевать.
На окне сидел котище,
Под окном стоял барбос.
Целый день хозяйка ищет
Толстый хвост и мокрый нос.
3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.
Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть…
Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах…; Ты пирог съел? Не я!,.
Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.
Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки…
4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?
В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.
5. Пословицы рассыпались. Собери их.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Делу время — а потехе час.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.
Первый рассказ называется «Собака на сене».
В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.
Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.
Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.
Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».
В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.
Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.
Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину — признайся, ведь всё равно тайное станет явным.
7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».
Загадка — это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.
Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса
Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)
Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)
Это время золотое, урожайное такое. (Осень)
На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)
8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.
Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.
Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса
Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.
Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.
Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.
Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.
Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.
Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.
9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.
Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».
10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?
Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.
Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.
Лиса обманывала медведя, волка, козла.
Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.
Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.
Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.
11. Попробуй описать героев из следующих сказок:
«Петушок и бобовое зёрнышко»
Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.
Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.
«Каша из топора»
Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.
Старуха жадная, глупая, негостеприимная.
«Лиса и журавль»
Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.
Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.
«Гуси-лебеди»
Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.
12. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются необычными, невероятными. Что будет происходить в волшебных сказках? Какие герои будут участвовать в сказках о животных? Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?
В книгу «Сказки о животных» я бы поместила сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль». В таких сказках героями оказываются животные.
В книгу «Волшебные сказки» я бы поместила сказку «Гуси-лебеди». В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.
В книгу «Сказки» я бы поместила сказку «Каша из топора». Это бытовая сказка.
13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.
Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в «Рабочей тетради», перейдя по ссылке.
14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?
Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.
На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.
15. Определи присказку:
Присказки:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.
16. Угадай из какой сказки взяты строки.
Эти строки взяты из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
17. Как подготовиться к выразительному чтению?
Порядок подготовки к выразительному чтению:
- Определить, какие чувства надо передать.
- Решить какие слова выделить голосом, где сделать паузы.
- Просмотреть знаки препинания.
- Выбрать тон и темп чтения.
- Помнить о том, что чтение предложения зависит от смысла высказывания.
18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:
Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.
В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.
19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке.
В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.
Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.
https://www.znak.com/2021-12-07/pochemu_syrovarni_po_vsey_rossii_okazalis_na_grani_razoreniya_rasskaz_fermera
2021.12.07
Крафтовая сыроварня Amandi пару лет назад стала настоящим открытием для челябинской публики. Недешевый козий сыр покупали рестораны и горожане. На выставке в Истре, где работает самый известный сыродел страны Олег Сирота, уральский козий сыр был признан лучшим в России. Основатели сыроварни Amandi, расположенной в Сосновском районе Челябинской области, строили планы развития, но в 2021 году решили, что в нынешних условиях им просто не выжить: из-за QR-кодов выручка падает, претензии проверяющих органов растут, а денег на то, чтобы запустить в работу новую партию, просто нет. Znak.com встретился Игорем Волковым — одним из основателей проекта. Фермер рассказал, как несколько лет просил поддержки властей, а получил двойной контроль, штрафы и пустые магазины.
Наиль Фаттахов / Znak.com
Игорь Волков и его семья сами стоят за прилавком на Центральном рынке Челябинска. Уже несколько месяцев платить продавцам нечем. Аренда действует до конца декабря. Потом точка закроется. Фермер говорит, что после продажи остатков сыра денег хватит на то, чтобы раздать долги по аренде и выплатить налоги. На то, чтоб запустить в работу новую партию, средств уже нет. Брать кредит — неоправданный риск.
— Принято решение закрываться. Распродаем остатки сыра, — рассказывает предприниматель. — Любой бизнес должен себя окупать, а сейчас даже на жизнь денег не приносит, не говоря уже о развитии.
У Игоря Волкова — семейный бизнес, за прилавком тоже стоят члены семьиНаиль Фаттахов / Znak.com
По словам Игоря, серьезные проблемы начались этим летом. Сошлись сразу несколько факторов: введение системы «Честный знак» (национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. — Прим. ред.), которая по сути дублирует систему «Меркурий», действующую для животноводческой и молочной продукции. Обе требуют постоянных затрат на оборудование и программистов, а за малейшие нарушения приносят штрафы. Второй — и смертельный удар — это введение QR-кодов для ТРК и ресторанов. Сыр сразу же перестали покупать заведения общепита.
— Все это сократило выручку в два-три раза, — говорит Игорь Волков. — При этом усилилась налоговая нагрузка. Инспекция стала задавать вопросы: а почему у вас снизилась выручка, может, вы в серую стали работать? А выручка у нас просто упала! До этого нам ввели систему «Честный знак», которая дублирует систему «Меркурий». Можно было приостановить это все на время пандемии. Но нет. Система требует дополнительного оборудования: принтеров, сканеров. Когда нет заработка, покупать все это очень сложно. Плюс система постоянно сбоит, надо регулярно обращаться в поддержку, нанимать программиста. Еще один аспект — это штрафы по этим системам. Ты можешь продать сыра на 20 тыс. рублей, а оштрафуют на 50 тыс. рублей. Придраться можно к чему угодно. Мы столкнулись с Россельхознадзором летом.
Нас оштрафовали за то, что не провели партию. Так бывает, что посреди поля нет интернета. Но больше меня поразило, что нас даже слушать не хотели: «ваши проблемы»!
Нам еще повезло: штраф был 5 тыс. рублей, а там бывают и до 500 тысяч. Тогда я и задумался: как работать, если тебя в любой момент могут оштрафовать на такие суммы? Ошибся в документах, не так номер машины записал — считай, поработал впустую. А в случае с «Честным знаком» еще идет изъятие товара до суда. Его кладут на теплый склад, суд назначают через два месяца, за неделю в тепле сыр тухнет. Мы это тоже уже прошли. Более того, я стал изучать все это законодательство, и оказалось, есть уголовная ответственность за подделку QR-кодов системы «Честный знак». Это у меня в голове не укладывается: ты работаешь, но можешь попасть под уголовку. Еще один фактор — это логистика. В 2020 году в Челябинске обанкротились три логистические компании, которые могли перевозить сыр. Остались только в Екатеринбурге, и пришлось отказаться от поставок в Москву, так как цена через Екатеринбург получалась запредельная.
Наиль Фаттахов / Znak.com
— Считается, что кризис — это время возможностей. Вы их искали?
— Мы пытались перейти на прямую доставку сыров покупателям. Так же как и наши партнеры. Но в Челябинске специфический спрос на доставку. Сыр не относится к молодежному товару. Наш клиент — люди 35+. Они более настороженно относятся к доставке. Мы просчитывали вариант с отказом от розничных точек и переходом на доставку. Сын сделал сайт. Но если бы мы на это пошли, продажи бы упали еще в три раза. Сыр — это оффлайн-товар, и тут ничего нового не придумаешь, тебе надо быть в магазине.
Как живут начинающие фермеры-сыроделы на Южном Урале и почему они будут делать сыр, несмотря ни на что
— То, что произошло с вашей сыроварней, — это типичная ситуация?
— Да, сейчас отваливается много сыроделов по стране. Нас и так немного — несколько десятков, и у всех такие же проблемы. Ну ввели эту маркировку — и толку? Зайдите в магазин, отсканируйте молоко, и вам покажут ту же информацию, что и на этикетке. Чем это защитит вас от контрафакта? Только все это идет в издержки. И это уже повлияло на цены. Производители отыграют это на покупателях. Наносить маркировку на каждую бутылку — это целая эпопея, у них затраты по 20-30 млн рублей. Естественно, за это заплатят покупатели. И все это сошлось в одну точку. Когда я начинал делать эту партию, не знал, что так все обернется. Сыр вылеживается несколько месяцев. Когда начинаешь партию, не знаешь, что будет через полгода. В Италии банки берут сыр под залог, а у нас его превратили в какой-то наркотик.
Наиль Фаттахов / Znak.com
— Молоко и сыр — единственное, что пострадало от этих нововведений?
— Нет, так же будет с пивом. Для них вводят такую же маркировку к 1 декабря 2022 года. При этом ЕГАИС им не отменяют, это просто дополнительный налог. Мы бы согласились, если бы просто добавили процент к налогу, а не усложняли жизнь до такой степени.
— Вы обращались к властям? В регионе есть минсельхоз, минэкономразвития. Какую-то помощь получали от них?
— Я долго общался с «Территорией бизнеса» (областная госструктура, призванная помогать предпринимателям. — Прим. ред.), но деятельной помощи так и не получил. В итоге они сказали: мы вам проводим консультации, а денег для вас нет. В других регионах выделяют деньги на сельхозкооперативы. У нас все деньги распределяют между крупными холдингами, а нам, небольшим компаниям, — ничего. Я предлагал зайти через сельхозкооперацию, в том же нашем селе Архангельское производить и коровьи сыры, потому что коров у людей много, а молоко продавать некуда. И сыр был бы в два раза дешевле, чем сейчас. У меня сейчас 33% — затраты на аренду, а если бы это решалось общими усилиями, то цены были бы ниже. В эту воронку затянуло бы большое количество людей, все были бы с работой, с доходом.
За эти годы у нас было много переговоров и с минсельхозом, и с «Территорией бизнеса», но Челябинск — это болото.
Возможности для развития есть, но нигде в мире нет такого, чтобы предприниматель в сельском хозяйстве действовал сам, — всегда есть гранты. Мы много работали с чехами и знаем их систему. Почему-то все говорят, что хотят нас вывести из серой зоны. Да никто там не работает, все хотят заплатить налоги, тем более что они небольшие, и спокойно работать. Мне смысла нет не проводить продажи по кассе. 99% покупателей оплачивают смартфонами и часами, налоговая все прекрасно видит. Куда нас еще выводить? Я не бутлегер, чтобы из-под полы продавать товар.
В 2019 году сыр Игоря Волкова пробовал губернатор Челябинской области Алексей Текслер и обещал фермеру поддержку. Через два года фермер закрывает бизнесНаиль Фаттахов / Znak.com
— И все-таки поддержка, есть же льготные кредиты…
— Банки развития МСБ или Россельхозбанк требуют показать сумасшедший оборот за год. Я при такой выручке и коммерческий кредит спокойно возьму, и это будет проще. С другими регионами все по-другому, там власти дают деньги мелким производителям, а у нас вот так. Минсельхоз — такая вещь в себе. Им проще раздать деньги крупным предприятиям и отчитаться, чем с нами возиться. Хотя за это время на нас даже сети стали смотреть, как на людей: вели переговоры с «Магнитом», но с учетом маркировки начать с ними работу нереально.
— Уже два года идет пандемия, всем коммерсантам плохо. Ваши арендодатели шли на встречу?
— За это время нам уже два раза поднимали аренду. Я даже разговаривать не хочу на эту тему. Как плывет, так пусть и плывет.
Стадо коз Игорь распродает, чтобы заплатить налогиНаиль Фаттахов / Znak.com
— Что сейчас будет с вашим хозяйством?
— Потихоньку продаем коз, этим будем закрывать налоги. Оставим себе минимум животных, и все.
— Крафтовый сыр некоторое время назад был модной темой. Сейчас вы можете сказать, что это была ошибка?
— Люди готовы есть сыр, в том числе и козий. И его можно сделать дешевле, если бы был подход, как в Европе. Там мало того, что дают гранты, — дают гарантированные заказы в детсады, школы. Ты должен поставить определенный объем, а что произвел сверх того, можешь продать. И не с огромной арендой, а на бесплатном месте или по разумной цене. Все это может дать формат сельхозкооперации. Но мы сейчас до такой степени обезвожены, что не можем собраться и купить даже первоначальное оборудование. Просто нет 5 млн рублей. В других регионах на такие проекты дают эти деньги, у нас — нет.
Думаю, что власти нужно подвести некую черту: вот нанобизнес, он платит свои три копейки и не встает на учет по безработице. И это уже хорошо. Мы никого не травим, потому что у нас лучший контроль качества — это люди. Отрави один раз, и больше не будет покупателей. На больших предприятиях такого контроля качества нет. Ты сделал что-то в Брянске, а продал в Нягани. Кто будет проверять и предъявлять? А у нас не так, репутация копится годами.
Наиль Фаттахов / Znak.com
— Мы с вами уже час говорим о закрытии бизнеса, но вы все время улыбаетесь…
— А что еще сделаешь, если такая ситуация? Недавно пошли с женой ради поднятия настроения на бачату. Совсем без денег не останемся, пойду на работу. Да, жалко этого всего, но это наше совместное решение, мы вместе ввязывались в этот эксперимент. Все понимали.
Планы на жизнь есть. Уйду в онлайн, но, к сожалению, реального производства не будет. Участок останется, будет мой лафстайл, моя маленькая ферма. Хочу там зарегистрировать карбоновую ферму, буду выращивать углеродные единицы и за три копейки продавать. Еще с лета готовлюсь к переходу на это. Это новая тема, можно зарегистрировать лес, который поглощает углекислый газ: кто-то в мире выбросил углерод, а мы его поглотили. И за это получили деньги. Это будет приносить немного, тысяч тридцать, но это интересно.
«Пуск», ты где?!
При первом запуске системы сразу же возникает вопрос: куда подевался «Пуск»? В Microsoft не перестают экспериментировать с многострадальным меню. В старенькой Windows 8 его на какое-то время полностью убрали, в Windows 10 оно вернулось, а в самой актуальной Windows 11 кнопка переехала в центр нижней панели. Туда же сдвинулись и остальные иконки — разработчики говорят, что так будет удобнее пользователям ноутбуков с тач-экраном и планшетов. Возможно, это действительно так, хотя кому-то придется привыкать к перестановкам. Но не пугайтесь: если не нравится новшество, менюшку можно вернуть на ее законное место в левом углу экрана.
Интерфейс в целом слегка преобразился. Стандартные иконки перерисовали, менюшку в правом нижнем углу перегруппировали. Теперь быстрые настройки Wi-Fi, яркость, громкость открываются одновременно — напоминает шторку в смартфонах на iOS и Android. Внутри появился более быстрый доступ к специальным возможностям (вызов экранной лупы, отключение залипания клавиш и т. д.). Если часто пользуетесь подобными инструментами, то скорее всего порадуетесь обновлению.
Любопытная особенность: контекстные меню, вызываемые правой кнопкой мыши и долгим нажатием пальца на сенсорном экране, выглядят по-разному. В первом случае они будут стандартными, а во втором — расстояние между всеми пунктами меню увеличится примерно в полтора раза. Это сделано для того, чтобы юзеру удобнее было попадать по нужной строчке пальцем.
Виджеты заказывали?
Вместе со свежим обновлением в Windows 11 завезли виджеты. Правда, их нельзя вывести на главный экран: все они сгруппированы в отдельном окне, которое вызывается сочетанием клавиш Win+W либо свайпом с левой стороны дисплея.
Среди доступных виджетов — календарь, планер ToDo, прогноз погоды, фотографии, советы и новости, котировки акций. Размер и положение каждого из них можно менять как душе угодно. Если, например, не хотите смотреть советы или читать футбольные сводки, можете двумя кликами удалить мини-приложение из списка отображающихся на экране. К слову, новости автоматически подстраиваются под ваши интересы: можно ставить лайки или другие эмодзи, чтобы алгоритмы понимали, как вы относитесь к тем или иным темам и событиям
На данный момент свежая «винда» поддерживает только виджеты стандартных программ. Пока неизвестно, будут ли доступны мини-приложения от сторонних разработчиков.
Прокачали многозадачность
В Windows 11 стало немного удобнее работать с несколькими открытыми окнами. Легче всего объяснить новшество на примере из жизни. Допустим, вы хотите открыть экселевскую табличку так, чтобы она занимала только четверть экрана. Для этого необязательно вручную настраивать пропорции — можно навести курсор на кнопку «Развернуть», которая находится между «Свернуть» и «Закрыть», и вы увидите так называемые макеты прикрепления (чтобы стало понятнее, посмотрите на скриншот ниже). Выбираете место, в котором будет располагаться ваш документ, после чего система предложит заполнить оставшиеся пустые углы другими программами. Например, слева можно открыть браузер, а справа вверху — калькулятор.
Представим, что вам временно понадобилось свернуть все приложения, чтобы заняться какими-то другими делами. Через какое-то время вы возвращаетесь к работе с таблицей, и в этот момент у вас есть два варианта: открыть только файл Excel или вернуть все сгруппированные окна приложений разом. Для выбора наведите курсор на иконку таблицы внизу (или любой открытой ранее программы), и вы увидите обе эти альтернативы. При выборе второго варианта окна откроются в том же месте экрана, где были до этого.
Разработчики прокачали и виртуальные рабочие столы. Теперь каждый можно кастомизировать: например, выбирать отдельный фон, чтобы не путаться между виртуальными пространствами. Переключение между столами осуществляется как курсором, так и жестами. Ставим четыре пальца на тачпад и делаем свайп — перед нами второй экран. Та же фишка работает и на сенсорном дисплее, кому как удобнее.
Вообще, жестам в новой Windows уделили больше внимания, чем раньше — по удобству ноутбуки на этой операционке уже вплотную приблизились к конкурентам на MacOS. Если одновременно коснуться тачпада тремя пальцами, на экране откроется меню быстрого доступа, а если четырьмя — панель уведомлений с календарем.
Эта глава почти полностью набрана голосом. И все знаки препинания тоже!
В свежем виндоус обновили функцию голосового ввода текста. Теперь она поддерживает русский язык. Вы можете посмотреть, как она работает, прочитав этот текст. Мы надиктовали его с 1 раза и ничего не редактировали. Даже знаки препинания расставил сам искусственный интеллект, мы ему не помогали. Только расставляли акценты голосом и больше ничего.
Иногда набирать текст таким образом гораздо удобнее, чем на клавиатуре. Можно воспользоваться этой функцией, если вам нужно расшифровать какое-нибудь длинное интервью. Просто кладете смартфон к микрофону, а остальное сделает машина.
P. S. Иногда функция начинает глючить, и после записи нескольких предложений вылетает ошибка «Возникла проблема с подключением. Повторите попытку». В таком случае помогает только перезагрузка. Но спишем этот глюк на то, что операционка только-только вышла. Наверняка ошибку скоро исправят.
Небольшие, но полезные фишки
Во время использования Windows 11 мы познакомились с одной функцией, после которой возвращаться на «десятку» хочется все меньше. Речь идет об улучшенном буфере обмена, в котором хранится все, что вы копировали за последние дни (текст и ссылки). Эта фишка была и в предыдущей «винде», но теперь она позволяет доставать скопированный текст без форматирования, то есть в абсолютно чистом виде. Так что не нужно лишний раз перекидывать его через блокнот или менять шрифт в Word.
Еще меню буфера обмена объединили со смайликами, гифками и эмодзи. Там же можно найти панель символов юникод, которые хоть и крайне редко, но бывают нужны в работе.
Слегка изменился интерфейс проводника: последний стал чуть удобнее для работы на сенсорном экране благодаря тому, что отступы между значками стали больше. Иконки папок визуально изменились — здесь на вкус и цвет. Слегка расширилось контекстное меню. Поиск стал чуть умнее, быстрее и эффективнее. Слегка прокачали и магазин приложений Microsoft Store: завезли новый дизайн и большее количество доступных программ.
Из удобных возможностей хочется отметить, что в Windows 11 появилась возможность быстро отключать звук в стандартных медиаплеерах или даже на YouTube, который работает в браузере Microsoft Edge. Если вы потеряли вкладку с видеороликом среди множества других открытых страниц, можно просто открыть меню уведомлений, в котором будет отображаться плеер. Нажимаете кнопку «Пауза» — ролик останавливается.
Так что, пора обновляться?
Мы провели с ноутбуком на Windows 11 несколько дней — для полноценного вердикта этого, пожалуй, недостаточно. Но на первый взгляд кажется, что система действительно стала лучше. Появились виджеты, улучшилась многозадачность, ИИ научился в реальном времени преобразовывать русскую речь в текст. Изменения хоть и небольшие, но их довольно много, и большинство из них действительно полезные
По скорости работы сказать сложно — та же «десятка» работает плавно даже на слабых компьютерах, поэтому от одиннадцатой версии Windows ждать подвоха не приходится. Все окна открываются молниеносно, анимация не подтормаживает. Программы работают в штатном режиме, так как заявлена 100-процентная поддержка всех приложений для Windows 10
В общем, Microsoft не ударила в грязь лицом и выпустила достойный продукт. Однако финальное слово в вопросе обновления остается за вами.
Это тоже интересно:
При разработке систем распознавания речи мы сталкиваемся с заблуждениями среди потребителей и разработчиков, в первую очередь связанными с разделением формы и сути. Одним из таких заблуждений является то, что в устной речи якобы «можно услышать» грамматически верные знаки препинания и пробелы между словами, когда по факту реальная устная речь и грамотная письменная речь очень сильно отличаются (устная речь скорее похожа на «поток» слегка разделенный паузами и интонацией, поэтому люди так не любят монотонно бубнящих докладчиков).
Понятно, что можно просто начинать каждое высказывание с большой буквы и ставить точку в конце. Но хотелось бы иметь какое-то относительно простое и универсальное средство расстановки знаков препинания и заглавных букв в предложениях, которые генерирует наша система распознавания речи. Совсем хорошо бы было, если бы такая система в принципе работала с любыми текстами.
По этой причине мы бы хотели поделиться с сообществом системой, которая:
- Расставляет заглавные буквы и основные знаки препинания (точка, запятая, дефис, вопросительный знак, восклицательный знак, тире для русского языка);
- Работает на 4 языках (русский, английский, немецкий, испанский);
- По построению должна работать максимально абстрактно на любом тексте и не основана на каких-то фиксированных правилах;
- Имеет минимальные нетривиальные метрики и выполняет задачу улучшения читабельности текста;
На всякий случай явно повторюсь — цель такой системы — лишь улучшать читабельность текста. Она не добавляет в текст информации, которой в нем изначально не было.
Постановка задачи и метод ее решения
На вход подается предложение, записанное строчными буквами и без какой-либо пунктуации — как мы обычно получаем на выходе системы распознавания речи. Требуется разработать модель, восстанавливающую его грамотную запись в смысле использования заглавных букв и знаков препинания. Набор знаков препинания .,—!?-
был выбран исходя из оценки того, отсутствие каких символов наиболее бросается в глаза в предложениях, которые в среднем встречаются в речи в целевых доменах.
Кроме того, модель разрабатывалась из предположения, что после, и только после каждого токена сетке следует проставить только одну метку — знака препинания или просто пробела. Это автоматически исключает сложные случаи расстановки пунктуации в начале предложения или из нескольких символов (самый яркий пример — разнообразная прямая речь в литературе). Это упрощение сделано намеренно, т.к. нам показалось, что такое ограничение более конструктивно, чем учет всех малочисленных краевых случаев. И вообще главная задача, скорее, в улучшении читабельности, чем в идеальной записи составной прямой речи с обращениями и описаниями.
Задачу предполагалось сразу решать для нескольких основных языков. При этом модель по построению может быть легко расширена на произвольное количество языков, с которыми мы работаем, при наличии потребности и соответствующих корпусов данных.
Решение виделось прежде всего в виде какой-то малой бертоподобной модели с классифицирующими слоями поверх. В качестве данных для обучения использовались приватные корпуса, уже имевшиеся в наличии.
Мы ознакомились с недавним решением смежной задачи от коллег, однако, для наших целей требовалась:
- Более легкая модель с более общей специализацией;
- Реализация, не использующая напрямую внешние АПИ и не имеющая такое большое число зависимостей.
В результате у нашего решения из значительных зависимостей только сам PyTorch, никаких специализированных библиотек.
Поиск базовой модели
По возможности мы хотели взять небольшую предобученную языковую модель. Однако, поиск по списку готовых моделей, доступных на https://huggingface.co/, дает не самые обнадеживающие результаты: требование мультиязычности и уменьшения модели, например, дистилляции, по сути приводят нас к единственной доступной опции, и то с весом в полгигабайта.
Здесь, наверное можно сделать ремарку про степень полезности «революции трансформеров» в NLP, но напрашивающиеся выводы мы оставим на усмотрение читателя.
Итоговый размер модели и ее сжатие
Мы экспериментировали с разными архитектурами, но в итоге остановились на самой простой, и итоговый размер модели составил 520 мегабайт.
Такой размер дистилированного берта в основе нас не вполне устроил, и мы попробовали сжать обученную модель. Самый простой и эффективный способ — конечно, квантизация (причем сочетание статической и динамической как здесь) — и в результате модель была ужата до 130 мегабайт без значимой потери качества, потому всюду далее будут именно метрики финальной квантизованной модели.
Кроме того, мы сократили избыточный для нашей задачи словарь, выкинув токены для других языков, что позволило сжать эмбеддинг размера 120 тысяч токенов (размер токена — аж 768) до более приятных 75 тысяч. Наверняка можно было еще подрезать не самые часто используемые токены и применить оставшиеся более продвинутые методы сжатия моделей (факторизацию и замену механизма «внимания» на более простые аналоги), но мы решили остановиться, поскольку модель уже стала меньше 100 мегабайт.
Используемые метрики
Вопреки всеобщему тренду на сенсационализм и утрату рационального мышления, во всех наших статьях мы стараемся показывать максимально подробные, информативные и честные метрики на разных данных. В данном случае приведем метрики полученной модели на:
- Валидационных сабсетах наших приватных текстовых корпусов (
5,000
предложений на каждый язык); - Текстах аудиокниг, будем использовать датасет caito, в котором как раз есть тексты на всех языках, на которых обучалась модель (
20,000
случайных предложений на каждый язык);
В качестве метрик в этой задаче используем:
- WER (word error rate) в процентах, причем отдельно рассчитанный для пунктуации (оба предложения при этом приведены к строчному виду) —
WER_p
и для расставления заглавных букв (а здесь выбрасываем всю пунктуацию) —WER_c
; - Precision / recall / F1 для проверки качества классификации: между пробелом и упомянутыми выше знаками пунктуации
.,—!?-
, а для расстановки заглавных букв — между классами токен из строчных букв / токен начинается с заглавной / токен из всех заглавных. Также для наглядности вы можете посмотреть на confusion матрицы;
Результаты
Для корректного и информативного расчета метрик из текстов были выброшены:
- Пунктуационные символы помимо
.,—!?-
; - Пунктуация в начале предложения;
- Пунктуационные символы после первого в случае комбинации из нескольких пунктуационных знаков;
- Для испанского
¿¡
из предсказаний модели были отброшены, т.к. в текстах книжек их тоже нет, но вообще модель их расставляет;
На вход модели подавались отдельные предложения, а не наборы предложений.
WER
В ячейках указан WER_p
/ WER_c
, а наивный бейзлайн состоит в постановке заглавной буквы в начале предложения и точки в конце.
Домен — валидационные данные:
Домен — книги:
Precision / Recall / F1
Домен — валидационные данные:
Домен — книги:
Как можно заметить из таблиц — даже для русского, значения дефиса остались пустыми, потому что на использовавшихся для расчета метрик данных модель предлагала его не проставлять вовсе, либо заменять дефис каким-нибудь иным символом (как видно в матрицах ниже); похоже, он лучше расставляется в случае предложений в форме определений (см. пример в конце статьи).
Для контекста
Приведем доступные F1 метрики из разных статей, где решались смежные задачи — здесь разные языки, разные валидационные данные, поэтому напрямую сравнить не удастся, но можно оценить порядок цифр. Cистема классов в таких работах тоже обычно иная — COMMA, PERIOD, QUESTION
:
Сonfusion matrices
Матрицы по книжкам:
en
de
ru
es
Примеры работы модели
Глядя на то, что для домена книг все же не везде метрики выглядят информативными и иногда совпадают с тривиальным решением, мы добавили и примеры именно текстов — для сравнения оригинальной расстановки пунктуации и заглавных букв с результатом работы модели.
Здесь более наглядны особенности работы модели:
- Где-то модель расставляет знаки препинания и заглавные буквы вполне неплохо, но не как в оригинальном тексте;
- Где-то пропускает или ошибается, а еще в книжках она выставляет вопросы и восклицания чересчур усердно;
Но тут нет ничего удивительного — новой информации модель не создает (никак неиссякаемая тугая струя желтых статей про «zoom and enhance» на Хабре удручает), мысли автора текста не читает и вообще по сути просто делает текст более привычным глазу.
Как запустить
Модель выложена в репозитории проекта silero-models и, соответственно, будет поддерживаться, как и прочие наши решения оттуда. А вот простой запуск модели (с более подробными примерами можно ознакомиться в colab):
import torch
model, example_texts, languages, punct, apply_te = torch.hub.load(repo_or_dir='snakers4/silero-models',
model='silero_te')
input_text = input('Enter input textn')
apply_te(input_text, lan='en')
Ограничения
У данной работы есть ряд ограничений и очевидных вещей, которые мы решили пока не делать (так сказать нужно же было где-то поставить точку):
- На языках кроме английского модель сносно работает с длинными предложениями. Но разделять несколько предложений или целые параграфы текста на отдельные предложения она по построению пока не умеет;
- Не совсем понятно как делить на предложения целые «книги» и неясно нужно ли это вообще в принципе;
- Мы не применили факторизацию и структурированный прунинг к модели (например снижение числа голов в механизме внимания);
Нам более-менее очевидно, как сделать большую часть этих вещей, но только время и разведка боем покажет востребованность подобного рода инструментов.
1. В каком предложении можно выделить словосочетание с подчинительной связью УПРАВЛЕНИЕ?
1) Время вперед устремилось.
2) Смолкли птичьи разговоры.
3) Не шелохнётся речки гладь.
4) Листья облетают последние.
2. В каком предложении можно выделить словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ?
1) Росинки падают неловко.
2) Пронзительные птичьи голоса умолкли.
3) Зима в городах неказиста.
4) Как ярко и долго пылают зарницы!
3. В каком предложении можно выделить словосочетание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ?
1) Сад грустил о лете.
2) Смолк голос трактора.
3) Город просыпается едва-едва.
4) Раздаётся мерный шаг.
4. В каком варианте ответа к первому словосочетанию правильно подобран синтаксический синоним?
1) кататься на лодке — лодочные катания
2) тропинка в лесу — лесная тропинка
3) волшебное слово — слово волшебника
4) ходить медленно — медленный ход
5. В каком варианте ответа к первому словосочетанию правильно подобран синтаксический синоним?
1) улыбка на лице — лицевая улыбка
2) выйти из вагона — вагонный выход
3) люди в опасности — опасные люди
4) железная кровать — кровать из железа
6. В каком варианте ответа к первому словосочетанию правильно подобран синтаксический синоним?
1) апельсиновый сок — сок из апельсинов
2) выехал вчера — вчерашний выезд
3) медвежья услуга — услуга медведю
4) хороший ответ — отвечать по-хорошему
7. Замените выделенное в предложении словосочетание, синонимичным со связью Согласование. Запишите получившееся словосочетание.
Поэтому космонавты на международной космической станции каждый день занимаются на тренажёрах, разрабатывающих разные Группы мышц.
Ответ: .
8. Замените выделенное в предложении словосочетание синонимичным со связью Управление. Запишите получившееся словосочетание.
Эллины первыми взяли в руки каменные и Металлические ядра, соединённые ручками — аналог современных гантелей.
Ответ: .
9. Замените выделенное в предложении словосочетание синонимичным со связью Управление. Запишите получившееся словосочетание.
Много внимания развитию атлетических качеств уделяли римляне: императоры, ведущие Беспрерывные войны, нуждались в крепких, закалённых солдатах.
Ответ: .
10. Замените выделенное в предложении словосочетание синонимичным со связью Согласование. Запишите получившееся словосочетание.
С падением Рима интерес к атлетике постепенно угас и возобновился лишь в эпоху Возрождения, проникнутую верой в безграничные Возможности человека.
Ответ: .
11. Замените выделенное в предложении словосочетание синонимичным со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.
Тайны природы по-прежнему привлекают, волнуют молодые умы..
Ответ: .
12. В каком предложении правильно выделено подлежащее?
1) Пить чай на траве считалось большим удовольствием.
2) Всем было интересно услышать продолжение рассказа.
3) У этого мастера были золотые Руки.
4) На лугу паслись две белые Лошади.
13. В каком предложении правильно выделено подлежащее?
1) При въезде Их оглушили десять кузнечных молотов.
2) О разных предметах говорили Присутствующие.
3) Один из всадников размахивал шашкой.
4) Сено убрали к вечеру в новый сарай.
14. В каком предложении правильно выделено подлежащее?
1) И теперь ваш покорный Слуга берётся перевести драму Шекспира.
2) Чужды Нам барские замашки.
3) Пожаловал к вам Кто-то в гости.
4) Несколько медвежат были Одной из главных Забав нашего помещика.
15. В Каком предложении есть простое глагольное сказуемое?
1) Мы продолжали молча идти друг подле друга.
2) Утром готовы отряды двинуться в путь.
3) Испуганные, мы старались даже не дышать.
4) Я буду учиться в МГУ на юридическом факультете.
16. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
1) Главное в работе писателя — вычёркивать.
2) А вечером будем собираться в поход.
3) Сестра идет встречать гостей.
4) Сосед был человек уже немолодой.
17. В Каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
1) Природа учит нас понимать прекрасное.
2) К утру холод становился ощутимее.
3) Перед грозой рыба перестала клевать.
4) На третьей станции мы вышли купить мороженого.
18. В каком предложении есть составное именное сказуемое?
1) Лука раздумал тотчас же лезть в воду.
2) Храбрость — необходимое следствие ума и известной степени развития.
3) Ходить по дорожкам парка раненый генерал начал уже весной.
4) Наша цель — изучить историю родного края.
19. В каком предложении правильно определена грамматическая основа?
1) Вторая Комната без окон.
2) В тот вечер Мне хотелось петь.
3) Каменный мост Разрушен взрывом.
4) Мама вышла на веранду Поговорить с соседкой.
20. В каком предложении правильно определена грамматическая основа?
1) Спасибо, старик, хорошая работа!
2) Объём сочинения Должен составлять не менее 70 слов.
3) Наш Вагон был относительно Пуст.
4) Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере Старика не было.
21. В каком предложении правильно определена грамматическая основа?
1) Дай мне кусочек пирожка.
2) Лицо его Начало постепенно Смягчаться.
3) Два года спустя моя Берёзка совсем Взрослая и Красивая сделалась.
4) Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Прочитайте текст и выполните задания 22-24.
(1)На заводах в медленно вращающихся печах при температуре около 1400 градусов обжигают сырьё, в котором происходят различные химические процессы. (2)Полученный материал размалывают, фасуют и везут на строительные площадки. (З)Здесь цемент в определённых пропорциях смешивают с гравием и водой для получения бетона. (4)Если бы мы понаблюдали под микроскопом, что при этом происходит, то заметили бы, что поверхность зёрен песка и камня покрывается тонкой цементной кашицей. (Б)Буквально на наших глазах цементная кашица начинает расти, пухнуть, промежутки между зёрнами заполняются с огромной быстротой игольчатыми кристаллами, образовавшийся материал напоминает камень — бетон затвердел. (б)Кстати, подобное происходит и при получении кирпичей.
22. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
Ответ: .
23. Определите тип сказуемого в предложении 2.
Ответ: .
24. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
Ответ: .
Прочитайте текст и выполните задания 25-27.
(1)По звуку можно отличить прилетевшую к цветку рабочую пчелу от трутня. (2)Хотя у него такие же окраска, формы и размеры тела. (З)Несмотря на их поразительное сходство даже в поведении, маскирующийся трутень выдаёт себя звуками. (4) Однако иной раз насекомые имитируют и звуки. (5)Был обнаружен случай «звуковой мимикрии», когда муха делала 147 взмахов крыльями в секунду, летая поблизости от ос, которым она подражала. (б)Частота взмахов крыльев ос — 150 ударов в секунду, и человек с нормальным слухом не в состоянии различить шум, издаваемый при полёте осой, и похожий на него — мухой. (7)По-видимому, питающиеся мухами птицы делают ту же ошибку и избегают этих мимикрирующих мух.
25. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
Ответ: .
26. Определите тип сказуемого в предложении 1.
Ответ: .
27. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
Ответ: .
Прочитайте текст и выполните задания 28-30.
(1)«В падении Римской империи виноват свинец», — так считают некоторые учёные-токсикологи. (2)По их мнению, использование оправленной в свинец посуды и свинцовых косметических красок было причиной быстрого вымирания римской аристократии. (З)Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. (4)Люди низших сословий в меньшей степени подвергались свинцовому отравлению, поскольку не имели дорогой посуды и не пользовались косметикой, но они пользовались знаменитым водопроводом, трубы которого были сделаны из свинца. (5)Существовали и более серьёзные причины для краха римского государства — политические, социальные, экономические. (6)Всё же доля истины в рассуждениях учёных, безусловно, есть: обнаруживаемые при раскопках останки древних римлян содержат значительное количество свинца.
28. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ: .
29. Определите тип сказуемого в предложении 2.
Ответ: .
30. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
Ответ: .
31. Чем осложнено предложение? (Знаки препинания не расставлены.)
Снег сошёл оставшись кое-где грязными маленькими клочками в оврагах.
1) приложением
2) обращением
3) вводным словом
4) обособленным обстоятельством
32. Чем осложнено предложение? (Знаки препинания hiрасставлены.)
Дворецкий толстый человек в чёрном фраке немедленно явился.
1) однородными членами предложения
2) приложением
3) обращением
4) уточняющим обстоятельством
33. Чем осложнено предложение? (Знаки препинания не расставлены.)
Словом попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими.
1) вводным словом
2) однородными членами предложения
3) приложением
4) обособленным обстоятельством
34. В каком предложении необходимо обособить согласованное распространённое определение? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сестра переодевшись в своей комнате присоединилась к студенческой компании.
2) Оставленный на окне свёрток был плотно набит картошкой.
3) Потерявший по глупости лошадь офицер был готов на любой подвиг.
4) Сидевшая рядом с наследником девушка услышала равномерное тиканье часов.
35. В каком предложении не надо обособлять согласованное распространенное определение? (Знаки препинания не расставлены.)
1) С годами уставшие от бесконечных войн они давно мечтали о покое.
2) Но эта буря раздирающих душу звуков продолжалась недолго.
3) Даша молча слушала сестру и открывала крышечки флаконов плотно закрытые.
4) Чувства лежащие в основе лирических произведений Пушкина человечны и гуманны.
36. В каком предложении правильно обособлено приложение?
1) Опытный политик, она, не стала бороться за обреченную столицу княжества.
2) Половина пожарной команды, дежурные, никогда не раздевалась и спала тут же в сапогах.
3) Этот плакат бросал нас, пишущих журналистов в дрожь.
4) Совершенно одинокий человек Чернявский почти все вечера проводил в нашем шумном доме.
37. В каком предложении правильно обособлено приложение?
1) В городе Вознесенске на Онежском озере мы, пассажиры, пересели на совсем маленький пароход.
2) Вслед, Семёну Баландину, бывшему директору местного шпалозавода со страхом и болью смотрела маленькая женщина.
3) Жакан, самодельная пуля из свинца валялся около печного ведра.
4) Бывший беспризорник, Коровин тащил на спине тяжёлый мешок с книгами.
38. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Наш корабль (1) ловко примостившийся (2) между судами-великанами (3) ещё долго стоял в гавани.
1) 1, 3 — выделяется причастный оборот.
2) 1, 2 — выделяется деепричастный оборот.
3) 1, 2 — выделяется причастный оборот.
4) 1, 3 — выделяется деепричастный оборот.
39. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.
1) 1, 3, 4 — выделяются два причастных оборота.
2) 2, 4 — выделяются два причастных оборота.
3) 1, 3 — выделяется причастный оборот.
4) 1, 2 — выделяется деепричастный оборот.
40. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
В эту минуту (1) в комнату для гостей (2) робко озираясь (3) вошла черноволосая девушка.
1) 1, з | — выделяется причастный оборот. |
2) 2, 3 | — выделяется деепричастный оборот. |
3) 2, 3 | — выделяется причастный оборот. |
4) 1, 3 | — выделяется деепричастный оборот. |
41. Укажите предложение, в котором есть вводное слово.
1) А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?
2) Девчонка воротилась, объявляя, что барышня почивала дурно, но что теперь ей легче.
3) Сегодня, как только проснулся, я позвонил Николаю, тренеру нашей школьной команды.
4) Комендант хотел утром допросить арестанта, но урядник, воспользовавшись разгильдяйством охраны, убежал.
42. Укажите предложение, в котором нет вводного слова (словосочетания).
1) Я воображал себя офицером гвардии, что, по моему мнению, было верхом благополучия человеческого.
2) Однако, перебравшись на противоположный берег, партизаны не нашли ни самого раненого, ни следов его пребывания.
3) Один из мальчиков вызвался сварить борщ: дескать, он дома мамке помогал, когда она в поле работала.
4) Чтобы успокоиться, вынул из холодильника три порции мороженого и, значит, все их сразу съел.
43. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) Пять минуть, а может быть, дольше смотрел он на знакомую рощу.
2) Провозился однако Анискин с упрямым мужичонкой часа два.
3) Впрочем когда-то он был хорош и, безусловно, порядочный человек!
4) Двери правда были открыты настежь.
44. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) Однако, редактор хорошо помнил порядок абзацев в своей статье.
2) По свидетельству моряков, норд-ост по мере удаления от Новороссийска быстро ослабевает.
3) Должно быть зарево фейерверка было видно на много миль с моря.
4) Вообще, говоря эдельвейсы похожи на маленькие звёзды.
45. Укажите ошибочную характеристику пунктограмм данного текста. (Знаки препинания не расставлены.)
(1)Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту. (2)А вот например человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (З)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50— 100 мг витамина С в сутки. (4)«Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров способствуя укреплению костной ткани зубов. (5)При недостатке витамина С у человека развивается цинга дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6)Так цинга часто поражала мореплавателей долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.
1) В 1-м предложении не ставятся знаки препинания.
2) Только в 6-м предложении обособляется согласованное распространённое определение.
3) Только в 3-м предложении выделяется запятыми вводное слово.
4) В 4-м предложении обособляются два деепричастных оборота.
46. Укажите ошибочную характеристику пунктограмм данного текста. (Знаки препинания не расставлены.)
(1)Муравьеды собирающие длинным языком муравьёв и термитов и ехидны утратили зубы. (2) У ехидны вместо них на задней части языка образовались крупные роговые зубчики перетирающие насекомых. (3)У истреблённых два с половиной века назад морских коров роговые пластины тоже заменяли зубы. (4)А вот у дельфинов зубы не только сохранились но и количество их возросло. (5)Правда эти одинаковые острые клинышки годны лишь на то чтобы удерживать во рту скользкую рыбу которую дельфины глотают не жуя. (6)3убы современных ластоногих развиваются подобным же образом хотя их число не изменилось но внешне они уже почти все одинаковы.
1) В 1-м и 2-м предложениях обособляются согласованные определения, выраженные причастным оборотом.
2) В 3-м предложении не надо обособлять согласованное определение, выраженное причастным оборотом.
3) В 5-м предложении обособляется обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.
4) В 5-м предложении выделяется вводное слово.
47. Укажите ошибочную характеристику пунктограмм данного текста. (Знаки препинания не расставлены.)
(1)Откуда же в самом деле берутся у клоунов красные носы и рыжие чубы? (2)Кто помог артисту играющему Отелло стать темнокожим? (З)Всё это дело рук гримёров работающих в театрах и на киностудиях в цирке и на телевидении. (4)С помощью пудры и тонального крема клея и специальной косметики мастер-гримёр способен создать любой образ может пожилого человека сделать моложе а молодого стариком. (5)Если посмотреть на артиста или диктора телевидения без грима то его лицо будет выглядеть невыразительным пятном. (6)Под направленным светом специальных электроприборов лицо блестит расплывается кажется неживым и обычный «бытовой» макияж здесь не поможет. (7)0пытный гримёр правильно сочетая светлые и тёмные тона добивается того что лицо на сцене или экране выглядит естественно но в то же время объёмно и ярко.
1) В 1-м и 6-м предложениях выделяются вводные слова (словосочетания).
2) Во 2-м и 3-м предложениях обособляются согласованные определения, выраженные причастным оборотом.
3) В 7-м предложении обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
4) В 5-м предложении в ряду однородных членов предложения не ставится запятая.
48. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Чистильщик сапог подарил мне самое сильное, по его словам, средство от малярии — засушенного паука, заклеенного в скорлупу от грецкого ореха.
2) В эту минуту мать пыталась улыбаться ему сквозь слёзы, а они всё блестели в её неправдоподобно напряжённых и синих, как васильки, глазах.
3) Последний луч солнца, падая на землю, показывает её совсем в ином виде, чем под прямыми солнечными лучами.
4) Он открыл глаза, увидел чужую комнату, нагретую солнцем, и почувствовал, как потное лицо овеивало слабым дуновением воздуха.
49. Укажите сложноподчинённое предложение.
1) Сколько ни ходили и ни чернели тучи, видно, не суждено им было собраться в грозу и в последний раз помешать нашему удовольствию.
2) По-прежнему старательно просеивался сквозь невидимые тучи дождь, деревня, убаюкав — шись, спала, собаки, утомлённые непогодой, молчали, ни единого огонька не виднелось на улице.
3) Смоленск, столько раз задерживавший в минувшем веке врагов, шедших на Россию, древний город, двести лет не видевший под своими стенами неприятеля, готовился к встрече самого грозного врага
4) Завязав мешок, Деряба взял в руки восьмого волчонка, самого крупного, прижал к груди и, всё время оглядываясь, быстро зашагал на запад.
50. Укажите сложноподчинённое предложение.
1) Отправляя в разведку Метелицу, Левинсон наказал ему во что бы то ни стало вернуться этой же ночью.
2) Но чем роскошнее сиял золотой и лазурный день, тем непоправимее понималась разлука.
3) Некоторые занимались ремёслами, иные держали лавочки и торговали, однако большая часть гуляла с утра до вечера.
4) И всякий раз, будто споткнувшись, он останавливался перед клёном, одиноко стоящим меж полунагих берёз.
51. Сколько грамматических основ в приведённом ниже предложении?
Семья была русская, но делали они всё то же, что и местные люди, что предопределялось климатом, землёй, всевозможными плодами, вызревающими на этой земле, и обычаями народа, возделывающего эту землю.
3) 3
2) 2
52. Сколько грамматических основ в предложении?
Лыков бежал, волоча винтовку, и кричал в том возбуждённом состоянии, какое бывает у солдата, только что вышедшего из боя, ещё оглушённого, ещё пылающего его огнем.
1) 5 3) 3
2) 2 4) 4
53. Сколько грамматических основ в предложении?
Если бородки расходятся, птица вновь скрепляет их, пропуская перо между половинками клюва, подобно тому, как мы застёгиваем молнию.
1) 5 3) 3
2) 2 4) 4
54. Сколько грамматических основ в предложении?
Так школьник, неосторожно задрав своего товарища и получивши за то от него удар линейкой по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость.
1) 5 3) 3
2) 2 4) 4
55. Сколько грамматических основ в предложении?
Первое, что ребята увидели при входе в краеведческий музей, были именно бивни мамонта: изогнутые, желтоватые, они украшали маленький вестибюль музея, свидетельствуя, что и эта область не отстала от других по части мамонтов.
1) 5 3) 3
2) 2 4) 4
56. Укажите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.
1) Когда пастух не вернулся на третий день, начались предположения, в сочинении которых приняло участие всё село.
2) Когда машины стояли уже около тротуара на солнцепёке и все уже уселись в машины, я оставался спокойным и ждал появления мэтра.
3) Проезжая от аэродрома к гостинице, я увидел, что город пестрит афишами, на которых крупными буквами написана звёздная фамилия.
4) Хотя Надя добросовестно думала о том, что с утра нужно готовить себя к ответственной презентации вечером, день начался обычно.
57. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
1) Если мы не можем уехать, научи, как жить дальше.
2) Кто из них был прав, кто виноват, разобрать трудно.
3) Если идти и дальше по тропинке, на которую мы вышли, окажемся в овраге.
4) Когда взволнованный гонец успокоился, он рассказал, что произошло у лесной речки.
58. Укажите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.
1) Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как лес начинает жить как-то особенно.
2) Интереснее жить тогда, когда человек борется с тем, что мешает ему жить.
3) Он увидел, что кузина приближается и что она уже не так взволнована.
4) Я думал, что мы попали на плоскогорье, и не знал, идём ли мы вдоль или пересекаем его по кратчайшему направлению.
59. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
1) Никифор по-прежнему болтал в лавке, куда посылали его брать в кредит всякую мелочь, что господа не думают ему платить
2) Если его втягивали в споры, он обычно заявлял, что любит живое чувство.
3) Как мы перескочили дорогу, по которой периодически передвигались немецкие машины, никто из нас потом не мог объяснить.
4) Когда мы пришли, отец показал мне несколько окуней, которых он выудил без меня.
60. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.
1) Видно было по его блаженному сияющему лицу, что если бы дочь разделила с ним его радость, то он бы простил её.
2) Он с детства знал, что мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.
3) Когда темнота покрывала землю и на небе одна за одной зажигались звёзды, старый охотник чувствовал некоторое облегчение.
4) Когда Мирон шёл по двору, казалось, что длинная тень его творит вокруг тишину.
61. Укажите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.
1) Мы ощущали себя как свита короля, когда не надо даже и думать, почему все восторженные взгляды обращены не на тебя, а на другого человека.
2) Если и правда, что аудитория вдохновляет, то что же за аудиторию держал сейчас певец перед полузакрытыми глазами своими?
3) Я видел, как мучительная гримаса невольно искажала лицо артиста, когда пение прерывалось громким щёлканьем в утробе радиолы.
4) И то, что кто-то из гостей прямо-таки завизжал от восторга и кто-то из жюри начал сползать с кресел, не имело для зала никакого значения.
62. Укажите верную характеристику предложения.
Только вставшие друг против друга небо и степь, ведущие давнюю и уж, конечно, не бессмысленную беседу о вечном, в знаках которой время рас-
Тягивается далеко назад и далеко вперёд и сходится в вечность.
1) сложносочинённое
2) сложное бессоюзное
3) сложноподчинённое
4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
63. Укажите верную характеристику предложения.
До конца XIX века в России ораторское искусство не имело возможности для всестороннего развития: для политического красноречия не предоставляла простора форма правления, а судебное получило возможность для применения лишь после судебной реформы.
1) сложное бессоюзное
2) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями
3) сложноподчинённое
4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
64. Укажите верную характеристику предложения.
И тут случилось то, о чём не догадался ни начальник порта, ни пожарные: горящие крысы нырнули под склады, под пакгаузы, и через полчаса в Батумском порту начался пожар.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями
2) сложноподчинённое
3) сложносочинённое
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
65. Укажите верную характеристику предложения.
Всё: и подлунные холмы, и тёмно-красные клеверные поля, и влажные лесные тропинки, и закатное пышное небо, — весь окружающий меня мир казался мне прекрасным, и не было никакого изъяна в нём.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями
2) сложноподчинённое
3) сложносочиненное
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
66. Укажите верную характеристику предложения.
Передо мной возникла нарисованная Валерией картина гор, потом я перекинул взгляд на нашу бедную кручу, посмотрел на неё глазами Валерии, вобравшими уже в себя затуманенные просторы Тянь-Шаня, и окончательно и трезво понял, что на меня надвигается катастрофа.
1) сложное бессоюзное
2) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
3) сложноподчинённое
4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
67. Укажите верную характеристику предложения.
Как ни старался я вообразить, что глаза самой красивой девчонки со всего курса смотрят на меня в эту минуту и, значит, надо идти как можно твёрже и прямее, не сгибаться под ветром, не поворачиваться к нему спиной, как ни почётна была
Моя задача принести каравай хлеба ребятам из общежития, ночь взяла своё: мне стало жутко.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями
2) сложноподчинённое
3) сложносочинённое
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
68. Укажите верную характеристику предложения.
Мелкие представители отряда трубконосых питаются разнообразными планктонными ракообразными, мелкой рыбой и кальмарами, крупные виды поедают падаль и отбросы с судов, которые находят по запаху: у них прекрасно развито обоняние, что является довольно редкой особенностью для птиц.
1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
2) сложносочинённое
3) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
4) сложноподчинённое
69. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Вопрос,(1) в чём состоит смысл жизни/2’ не входит в компетенцию психологии. Но в сферу её интересов попадает то влияние/3′ которое оказывает на личность обретение или/4′ напротив/5′ утрата смысла жизни. Психология также изучает смысл жизни под углом зрения того/6’ как/7’ благодаря каким факторам происходит формирование смысла.
70. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
«Смотри,*1’ Сенька,<2) — говорил старик,*3’ — вот два серебряных Георгия. Смотри на отца-сапёра: полк немецкий с мостом поднял». И хоть старик храбрился,*4* однако,*5’ видно,*6’ ему хотелось плакать вместе с бабами.
Ответ: .
71. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
В общем,*1’ шея у птиц выполняет те же функции,*2’ что рука у человека или хобот у слона. Грудина,*3’ как и у других животных с мощной грудной мускулатурой,*4’ имеет гребень — киль. Благодаря ему,*5’ летательные мышцы крепятся по грудине более равномерно и при сокращении не сжимаются в шар,*6’ что происходит,*7’ например,*8’ с нашей икроножной мышцей.
Ответ: .
72. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Обоняние у птиц развито слабо. Впрочем,*1’ до конца этот вопрос не изучен. Так,*2’ в тропических лесах Центральной и Южной Америки обитает королевский гриф. Он питается падалью и разыскивает её,*3’ паря в воздухе. Тропический лес полностью скрывает от грифа всё,*4’ что находится внизу,*5’ поэтому искать падаль он может только по запаху.
73. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными союзной Сочинительной Связью.
Весь лес был населён голосами прошлого/1* и я впервые с ошеломляющей силой ощутил/2* как много пробыл на этом свете и что прожитое — это не разбег для взлета в какую-то будущую/3* настоящую жизнь/4* что это уже жизнь/5’ в которой всё связано: далёкое прошлое с настоящим/6* а если мне суждено будущее/7’ то и оно окажется нерасторжимо связанным с пережитым…
Ответ: .
74. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными союзной Сочинительной Связью.
Миша медлил с ответом потому/1* что вожатым отряда назначили его самого/2* и он не знал/3* как сообщить эту новость ребятам/4* чтобы они не подумали/5’ что он задаётся/6* но и чтобы сразу признали его вожатым…
Ответ: .
75. В Приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными союзной Подчинительной Связью.
Я-то совсем не разбираюсь в гармонях/1* никогда не держал в руках. Начав писать этот рассказ/2* я заглянул в одну-другую энциклопедию и кое- что вычитал там о гармонях/3* но/4’ право/5* не знаю,® будет ли это интересно. Во-первых,(7) оказалось,(8) что это — духовой музыкальный инструмент.
Ответ: .
76. В Приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными союзной Подчинительной Связью.
Разговор тогда у нас с сестрой шёл самый дежурный,(1) повседневный,<2) невозможно и вспомнить,® о чём мы тогда говорили. Да оно и не важно. Хотя,® пожалуй,® неплохо бы вспомнить,(6) как именно наш никчёмный разговор пришёл к той неожиданной теме.
Ответ: