1. В каком предложении можно выделить словосоче­тание с подчинительной связью УПРАВЛЕНИЕ?

1) Время вперед устремилось.

2) Смолкли птичьи разговоры.

3) Не шелохнётся речки гладь.

4) Листья облетают последние.

2. В каком предложении можно выделить словосоче­тание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ?

1) Росинки падают неловко.

2) Пронзительные птичьи голоса умолкли.

3) Зима в городах неказиста.

4) Как ярко и долго пылают зарницы!

3. В каком предложении можно выделить словосоче­тание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ?

1) Сад грустил о лете.

2) Смолк голос трактора.

3) Город просыпается едва-едва.

4) Раздаётся мерный шаг.

4. В каком варианте ответа к первому словосочетанию правильно подобран синтаксический синоним?

1) кататься на лодке — лодочные катания

2) тропинка в лесу — лесная тропинка

3) волшебное слово — слово волшебника

4) ходить медленно — медленный ход

5. В каком варианте ответа к первому словосочетанию правильно подобран синтаксический синоним?

1) улыбка на лице — лицевая улыбка

2) выйти из вагона — вагонный выход

3) люди в опасности — опасные люди

4) железная кровать — кровать из железа

6. В каком варианте ответа к первому словосочетанию правильно подобран синтаксический синоним?

1) апельсиновый сок — сок из апельсинов

2) выехал вчера — вчерашний выезд

3) медвежья услуга — услуга медведю

4) хороший ответ — отвечать по-хорошему

7. Замените выделенное в предложении словосочета­ние, синонимичным со связью Согласование. Запи­шите получившееся словосочетание.

Поэтому космонавты на международной космиче­ской станции каждый день занимаются на трена­жёрах, разрабатывающих разные Группы мышц.

Ответ: .

8. Замените выделенное в предложении словосочета­ние синонимичным со связью Управление. Запиши­те получившееся словосочетание.

Эллины первыми взяли в руки каменные и Ме­таллические ядра, соединённые ручками — ана­лог современных гантелей.

Ответ: .

9. Замените выделенное в предложении словосочета­ние синонимичным со связью Управление. Запиши­те получившееся словосочетание.

Много внимания развитию атлетических качеств уделяли римляне: императоры, ведущие Беспре­рывные войны, нуждались в крепких, закалённых солдатах.

Ответ: .

10. Замените выделенное в предложении словосочета­ние синонимичным со связью Согласование. Запи­шите получившееся словосочетание.

С падением Рима интерес к атлетике постепенно угас и возобновился лишь в эпоху Возрождения, проникнутую верой в безграничные Возможности человека.

Ответ: .

11. Замените выделенное в предложении словосочета­ние синонимичным со связью согласование. Запи­шите получившееся словосочетание.

Тайны природы по-прежнему привлекают, волну­ют молодые умы..

Ответ: .

12. В каком предложении правильно выделено подле­жащее?

1) Пить чай на траве считалось большим удоволь­ствием.

2) Всем было интересно услышать продолжение рассказа.

3) У этого мастера были золотые Руки.

4) На лугу паслись две белые Лошади.

13. В каком предложении правильно выделено подле­жащее?

1) При въезде Их оглушили десять кузнечных мо­лотов.

2) О разных предметах говорили Присутствующие.

3) Один из всадников размахивал шашкой.

4) Сено убрали к вечеру в новый сарай.

14. В каком предложении правильно выделено подле­жащее?

1) И теперь ваш покорный Слуга берётся переве­сти драму Шекспира.

2) Чужды Нам барские замашки.

3) Пожаловал к вам Кто-то в гости.

4) Несколько медвежат были Одной из главных Забав нашего помещика.

15. В Каком предложении есть простое глагольное ска­зуемое?

1) Мы продолжали молча идти друг подле друга.

2) Утром готовы отряды двинуться в путь.

3) Испуганные, мы старались даже не дышать.

4) Я буду учиться в МГУ на юридическом факуль­тете.

16. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Главное в работе писателя — вычёркивать.

2) А вечером будем собираться в поход.

3) Сестра идет встречать гостей.

4) Сосед был человек уже немолодой.

17. В Каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Природа учит нас понимать прекрасное.

2) К утру холод становился ощутимее.

3) Перед грозой рыба перестала клевать.

4) На третьей станции мы вышли купить мороже­ного.

18. В каком предложении есть составное именное ска­зуемое?

1) Лука раздумал тотчас же лезть в воду.

2) Храбрость — необходимое следствие ума и из­вестной степени развития.

3) Ходить по дорожкам парка раненый генерал начал уже весной.

4) Наша цель — изучить историю родного края.

19. В каком предложении правильно определена грам­матическая основа?

1) Вторая Комната без окон.

2) В тот вечер Мне хотелось петь.

3) Каменный мост Разрушен взрывом.

4) Мама вышла на веранду Поговорить с соседкой.

20. В каком предложении правильно определена грам­матическая основа?

1) Спасибо, старик, хорошая работа!

2) Объём сочинения Должен составлять не менее 70 слов.

3) Наш Вагон был относительно Пуст.

4) Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере Старика не было.

21. В каком предложении правильно определена грам­матическая основа?

1) Дай мне кусочек пирожка.

2) Лицо его Начало постепенно Смягчаться.

3) Два года спустя моя Берёзка совсем Взрослая и Красивая сделалась.

4) Сочинение пишите аккуратно, разборчивым по­черком.

Прочитайте текст и выполните задания 22-24.

(1)На заводах в медленно вращающихся печах при тем­пературе около 1400 градусов обжигают сырьё, в котором происходят различные химические процессы. (2)Полученный материал размалывают, фасуют и везут на строительные пло­щадки. (З)Здесь цемент в определённых пропорциях смеши­вают с гравием и водой для получения бетона. (4)Если бы мы понаблюдали под микроскопом, что при этом происходит, то заметили бы, что поверхность зёрен песка и камня покрыва­ется тонкой цементной кашицей. (Б)Буквально на наших гла­зах цементная кашица начинает расти, пухнуть, промежутки между зёрнами заполняются с огромной быстротой иголь­чатыми кристаллами, образовавшийся материал напоминает камень — бетон затвердел. (б)Кстати, подобное происходит и при получении кирпичей.

22. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

Ответ: .

23. Определите тип сказуемого в предложении 2.

Ответ: .

24. Укажите количество грамматических основ в пред­ложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ: .

Прочитайте текст и выполните задания 25-27.

(1)По звуку можно отличить прилетевшую к цветку рабо­чую пчелу от трутня. (2)Хотя у него такие же окраска, формы и размеры тела. (З)Несмотря на их поразительное сходство даже в поведении, маскирующийся трутень выдаёт себя зву­ками. (4) Однако иной раз насекомые имитируют и звуки. (5)Был обнаружен случай «звуковой мимикрии», когда муха делала 147 взмахов крыльями в секунду, летая поблизости от ос, которым она подражала. (б)Частота взмахов крыльев ос — 150 ударов в секунду, и человек с нормальным слу­хом не в состоянии различить шум, издаваемый при полёте осой, и похожий на него — мухой. (7)По-видимому, питаю­щиеся мухами птицы делают ту же ошибку и избегают этих мимикрирующих мух.

25. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

Ответ: .

26. Определите тип сказуемого в предложении 1.

Ответ: .

27. Укажите количество грамматических основ в пред­ложении 6. Ответ запишите цифрой.

Ответ: .

Прочитайте текст и выполните задания 28-30.

(1)«В падении Римской империи виноват свинец», — так счи­тают некоторые учёные-токсикологи. (2)По их мнению, исполь­зование оправленной в свинец посуды и свинцовых космети­ческих красок было причиной быстрого вымирания римской аристократии. (З)Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. (4)Люди низших сословий в меньшей степени подвергались свинцовому отравлению, по­скольку не имели дорогой посуды и не пользовались косме­тикой, но они пользовались знаменитым водопроводом, трубы которого были сделаны из свинца. (5)Существовали и более серьёзные причины для краха римского государства — полити­ческие, социальные, экономические. (6)Всё же доля истины в рассуждениях учёных, безусловно, есть: обнаруживаемые при раскопках останки древних римлян содержат значительное ко­личество свинца.

28. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Ответ: .

29. Определите тип сказуемого в предложении 2.

Ответ: .

30. Укажите количество грамматических основ в пред­ложении 4. Ответ запишите цифрой.

Ответ: .

31. Чем осложнено предложение? (Знаки препинания не расставлены.)

Снег сошёл оставшись кое-где грязными малень­кими клочками в оврагах.

1) приложением

2) обращением

3) вводным словом

4) обособленным обстоятельством

32. Чем осложнено предложение? (Знаки препинания hiрасставлены.)

Дворецкий толстый человек в чёрном фраке не­медленно явился.

1) однородными членами предложения

2) приложением

3) обращением

4) уточняющим обстоятельством

33. Чем осложнено предложение? (Знаки препинания не расставлены.)

Словом попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими.

1) вводным словом

2) однородными членами предложения

3) приложением

4) обособленным обстоятельством

34. В каком предложении необходимо обособить согла­сованное распространённое определение? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сестра переодевшись в своей комнате присоеди­нилась к студенческой компании.

2) Оставленный на окне свёрток был плотно набит картошкой.

3) Потерявший по глупости лошадь офицер был готов на любой подвиг.

4) Сидевшая рядом с наследником девушка услы­шала равномерное тиканье часов.

35. В каком предложении не надо обособлять согласо­ванное распространенное определение? (Знаки пре­пинания не расставлены.)

1) С годами уставшие от бесконечных войн они давно мечтали о покое.

2) Но эта буря раздирающих душу звуков продол­жалась недолго.

3) Даша молча слушала сестру и открывала кры­шечки флаконов плотно закрытые.

4) Чувства лежащие в основе лирических произве­дений Пушкина человечны и гуманны.

36. В каком предложении правильно обособлено прило­жение?

1) Опытный политик, она, не стала бороться за обреченную столицу княжества.

2) Половина пожарной команды, дежурные, ни­когда не раздевалась и спала тут же в сапо­гах.

3) Этот плакат бросал нас, пишущих журналистов в дрожь.

4) Совершенно одинокий человек Чернявский по­чти все вечера проводил в нашем шумном доме.

37. В каком предложении правильно обособлено прило­жение?

1) В городе Вознесенске на Онежском озере мы, пассажиры, пересели на совсем маленький па­роход.

2) Вслед, Семёну Баландину, бывшему директору местного шпалозавода со страхом и болью смо­трела маленькая женщина.

3) Жакан, самодельная пуля из свинца валялся около печного ведра.

4) Бывший беспризорник, Коровин тащил на спи­не тяжёлый мешок с книгами.

38. В каком варианте ответа правильно указаны и объ­яснены все запятые?

Наш корабль (1) ловко примостившийся (2) меж­ду судами-великанами (3) ещё долго стоял в га­вани.

1) 1, 3 — выделяется причастный оборот.

2) 1, 2 — выделяется деепричастный оборот.

3) 1, 2 — выделяется причастный оборот.

4) 1, 3 — выделяется деепричастный оборот.

39. В каком варианте ответа правильно указаны и объ­яснены все запятые?

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дожди­ком.

1) 1, 3, 4 — выделяются два причастных оборота.

2) 2, 4 — выделяются два причастных оборота.

3) 1, 3 — выделяется причастный оборот.

4) 1, 2 — выделяется деепричастный оборот.

40. В каком варианте ответа правильно указаны и объ­яснены все запятые?

В эту минуту (1) в комнату для гостей (2) робко озираясь (3) вошла черноволосая девушка.

1) 1, з

— выделяется причастный оборот.

2) 2, 3

— выделяется деепричастный оборот.

3) 2, 3

— выделяется причастный оборот.

4) 1, 3

— выделяется деепричастный оборот.

41. Укажите предложение, в котором есть вводное слово.

1) А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?

2) Девчонка воротилась, объявляя, что барышня почивала дурно, но что теперь ей легче.

3) Сегодня, как только проснулся, я позвонил Ни­колаю, тренеру нашей школьной команды.

4) Комендант хотел утром допросить арестанта, но урядник, воспользовавшись разгильдяйством ох­раны, убежал.

42. Укажите предложение, в котором нет вводного сло­ва (словосочетания).

1) Я воображал себя офицером гвардии, что, по моему мнению, было верхом благополучия че­ловеческого.

2) Однако, перебравшись на противоположный бе­рег, партизаны не нашли ни самого раненого, ни следов его пребывания.

3) Один из мальчиков вызвался сварить борщ: де­скать, он дома мамке помогал, когда она в поле работала.

4) Чтобы успокоиться, вынул из холодильника три порции мороженого и, значит, все их сразу съел.

43. В каком предложении правильно расставлены зна­ки препинания?

1) Пять минуть, а может быть, дольше смотрел он на знакомую рощу.

2) Провозился однако Анискин с упрямым мужи­чонкой часа два.

3) Впрочем когда-то он был хорош и, безусловно, порядочный человек!

4) Двери правда были открыты настежь.

44. В каком предложении правильно расставлены зна­ки препинания?

1) Однако, редактор хорошо помнил порядок абза­цев в своей статье.

2) По свидетельству моряков, норд-ост по мере удаления от Новороссийска быстро ослабевает.

3) Должно быть зарево фейерверка было видно на много миль с моря.

4) Вообще, говоря эдельвейсы похожи на малень­кие звёзды.

45. Укажите ошибочную характеристику пунктограмм данного текста. (Знаки препинания не расстав­лены.)

(1)Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту. (2)А вот например человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (З)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50— 100 мг витамина С в сутки. (4)«Аскорбинка» уча­ствует во всех видах обмена веществ обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капил­ляров способствуя укреплению костной ткани зу­бов. (5)При недостатке витамина С у человека раз­вивается цинга дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются во­локна соединительной ткани. (6)Так цинга часто поражала мореплавателей долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.

1) В 1-м предложении не ставятся знаки препина­ния.

2) Только в 6-м предложении обособляется согла­сованное распространённое определение.

3) Только в 3-м предложении выделяется запяты­ми вводное слово.

4) В 4-м предложении обособляются два деепри­частных оборота.

46. Укажите ошибочную характеристику пунктограмм данного текста. (Знаки препинания не расстав­лены.)

(1)Муравьеды собирающие длинным языком му­равьёв и термитов и ехидны утратили зубы. (2) У ехидны вместо них на задней части языка образовались крупные роговые зубчики перетираю­щие насекомых. (3)У истреблённых два с полови­ной века назад морских коров роговые пластины тоже заменяли зубы. (4)А вот у дельфинов зубы не только сохранились но и количество их возро­сло. (5)Правда эти одинаковые острые клинышки годны лишь на то чтобы удерживать во рту сколь­зкую рыбу которую дельфины глотают не жуя. (6)3убы современных ластоногих развиваются по­добным же образом хотя их число не изменилось но внешне они уже почти все одинаковы.

1) В 1-м и 2-м предложениях обособляются согла­сованные определения, выраженные причаст­ным оборотом.

2) В 3-м предложении не надо обособлять согласо­ванное определение, выраженное причастным оборотом.

3) В 5-м предложении обособляется обстоятельст­во, выраженное одиночным деепричастием.

4) В 5-м предложении выделяется вводное слово.

47. Укажите ошибочную характеристику пунктограмм данного текста. (Знаки препинания не расставле­ны.)

(1)Откуда же в самом деле берутся у клоунов кра­сные носы и рыжие чубы? (2)Кто помог артисту играющему Отелло стать темнокожим? (З)Всё это дело рук гримёров работающих в театрах и на ки­ностудиях в цирке и на телевидении. (4)С помо­щью пудры и тонального крема клея и специаль­ной косметики мастер-гримёр способен создать любой образ может пожилого человека сделать мо­ложе а молодого стариком. (5)Если посмотреть на артиста или диктора телевидения без грима то его лицо будет выглядеть невыразительным пятном. (6)Под направленным светом специальных электро­приборов лицо блестит расплывается кажется не­живым и обычный «бытовой» макияж здесь не поможет. (7)0пытный гримёр правильно сочетая светлые и тёмные тона добивается того что лицо на сцене или экране выглядит естественно но в то же время объёмно и ярко.

1) В 1-м и 6-м предложениях выделяются вводные слова (словосочетания).

2) Во 2-м и 3-м предложениях обособляются со­гласованные определения, выраженные причаст­ным оборотом.

3) В 7-м предложении обособляется обстоятельст­во, выраженное деепричастным оборотом.

4) В 5-м предложении в ряду однородных членов предложения не ставится запятая.

48. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Чистильщик сапог подарил мне самое сильное, по его словам, средство от малярии — засушен­ного паука, заклеенного в скорлупу от грецко­го ореха.

2) В эту минуту мать пыталась улыбаться ему сквозь слёзы, а они всё блестели в её неправ­доподобно напряжённых и синих, как василь­ки, глазах.

3) Последний луч солнца, падая на землю, пока­зывает её совсем в ином виде, чем под прямы­ми солнечными лучами.

4) Он открыл глаза, увидел чужую комнату, на­гретую солнцем, и почувствовал, как потное лицо овеивало слабым дуновением воздуха.

49. Укажите сложноподчинённое предложение.

1) Сколько ни ходили и ни чернели тучи, видно, не суждено им было собраться в грозу и в по­следний раз помешать нашему удовольствию.

2) По-прежнему старательно просеивался сквозь невидимые тучи дождь, деревня, убаюкав — шись, спала, собаки, утомлённые непогодой, молчали, ни единого огонька не виднелось на улице.

3) Смоленск, столько раз задерживавший в минув­шем веке врагов, шедших на Россию, древний город, двести лет не видевший под своими сте­нами неприятеля, готовился к встрече самого грозного врага

4) Завязав мешок, Деряба взял в руки восьмого волчонка, самого крупного, прижал к груди и, всё время оглядываясь, быстро зашагал на за­пад.

50. Укажите сложноподчинённое предложение.

1) Отправляя в разведку Метелицу, Левинсон на­казал ему во что бы то ни стало вернуться этой же ночью.

2) Но чем роскошнее сиял золотой и лазурный день, тем непоправимее понималась разлука.

3) Некоторые занимались ремёслами, иные держа­ли лавочки и торговали, однако большая часть гуляла с утра до вечера.

4) И всякий раз, будто споткнувшись, он останав­ливался перед клёном, одиноко стоящим меж полунагих берёз.

51. Сколько грамматических основ в приведённом ниже предложении?

Семья была русская, но делали они всё то же, что и местные люди, что предопределялось климатом, землёй, всевозможными плодами, вызревающими на этой земле, и обычаями народа, возделываю­щего эту землю.

подпись: 1) 53) 3

подпись: 4) 42) 2

52. Сколько грамматических основ в предложении?

Лыков бежал, волоча винтовку, и кричал в том возбуждённом состоянии, какое бывает у солдата, только что вышедшего из боя, ещё оглушённого, ещё пылающего его огнем.

1) 5 3) 3

2) 2 4) 4

53. Сколько грамматических основ в предложении?

Если бородки расходятся, птица вновь скрепляет их, пропуская перо между половинками клюва, подобно тому, как мы застёгиваем молнию.

1) 5 3) 3

2) 2 4) 4

54. Сколько грамматических основ в предложении?

Так школьник, неосторожно задрав своего товари­ща и получивши за то от него удар линейкой по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бес­сильная ярость.

1) 5 3) 3

2) 2 4) 4

55. Сколько грамматических основ в предложении?

Первое, что ребята увидели при входе в краевед­ческий музей, были именно бивни мамонта: изо­гнутые, желтоватые, они украшали маленький ве­стибюль музея, свидетельствуя, что и эта область не отстала от других по части мамонтов.

1) 5 3) 3

2) 2 4) 4

56. Укажите сложноподчинённое предложение с парал­лельным подчинением придаточных.

1) Когда пастух не вернулся на третий день, на­чались предположения, в сочинении которых приняло участие всё село.

2) Когда машины стояли уже около тротуара на солнцепёке и все уже уселись в машины, я оставался спокойным и ждал появления мэтра.

3) Проезжая от аэродрома к гостинице, я увидел, что город пестрит афишами, на которых круп­ными буквами написана звёздная фамилия.

4) Хотя Надя добросовестно думала о том, что с утра нужно готовить себя к ответственной пре­зентации вечером, день начался обычно.

57. Укажите сложноподчинённое предложение с после­довательным подчинением придаточных.

1) Если мы не можем уехать, научи, как жить дальше.

2) Кто из них был прав, кто виноват, разобрать трудно.

3) Если идти и дальше по тропинке, на которую мы вышли, окажемся в овраге.

4) Когда взволнованный гонец успокоился, он рас­сказал, что произошло у лесной речки.

58. Укажите сложноподчинённое предложение с парал­лельным подчинением придаточных.

1) Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как лес начинает жить как-то особенно.

2) Интереснее жить тогда, когда человек борется с тем, что мешает ему жить.

3) Он увидел, что кузина приближается и что она уже не так взволнована.

4) Я думал, что мы попали на плоскогорье, и не знал, идём ли мы вдоль или пересекаем его по кратчайшему направлению.

59. Укажите сложноподчинённое предложение с после­довательным подчинением придаточных.

1) Никифор по-прежнему болтал в лавке, куда по­сылали его брать в кредит всякую мелочь, что господа не думают ему платить

2) Если его втягивали в споры, он обычно заяв­лял, что любит живое чувство.

3) Как мы перескочили дорогу, по которой пери­одически передвигались немецкие машины, никто из нас потом не мог объяснить.

4) Когда мы пришли, отец показал мне несколько окуней, которых он выудил без меня.

60. Укажите сложноподчинённое предложение с од­нородным подчинением придаточных.

1) Видно было по его блаженному сияющему лицу, что если бы дочь разделила с ним его радость, то он бы простил её.

2) Он с детства знал, что мороз не шутит с людь­ми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.

3) Когда темнота покрывала землю и на небе одна за одной зажигались звёзды, старый охотник чувствовал некоторое облегчение.

4) Когда Мирон шёл по двору, казалось, что длин­ная тень его творит вокруг тишину.

61. Укажите сложноподчинённое предложение с па­раллельным подчинением придаточных.

1) Мы ощущали себя как свита короля, когда не надо даже и думать, почему все восторженные взгляды обращены не на тебя, а на другого че­ловека.

2) Если и правда, что аудитория вдохновляет, то что же за аудиторию держал сейчас певец пе­ред полузакрытыми глазами своими?

3) Я видел, как мучительная гримаса невольно искажала лицо артиста, когда пение прерыва­лось громким щёлканьем в утробе радиолы.

4) И то, что кто-то из гостей прямо-таки завиз­жал от восторга и кто-то из жюри начал спол­зать с кресел, не имело для зала никакого значения.

62. Укажите верную характеристику предложения.

Только вставшие друг против друга небо и степь, ведущие давнюю и уж, конечно, не бессмыслен­ную беседу о вечном, в знаках которой время рас-

Тягивается далеко назад и далеко вперёд и схо­дится в вечность.

1) сложносочинённое

2) сложное бессоюзное

3) сложноподчинённое

4) сложное с союзной сочинительной и подчини­тельной связью между частями

63. Укажите верную характеристику предложения.

До конца XIX века в России ораторское искусст­во не имело возможности для всестороннего раз­вития: для политического красноречия не предо­ставляла простора форма правления, а судебное получило возможность для применения лишь по­сле судебной реформы.

1) сложное бессоюзное

2) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

3) сложноподчинённое

4) сложное с союзной сочинительной и подчини­тельной связью между частями

64. Укажите верную характеристику предложения.

И тут случилось то, о чём не догадался ни на­чальник порта, ни пожарные: горящие крысы нырнули под склады, под пакгаузы, и через пол­часа в Батумском порту начался пожар.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

2) сложноподчинённое

3) сложносочинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

65. Укажите верную характеристику предложения.

Всё: и подлунные холмы, и тёмно-красные клевер­ные поля, и влажные лесные тропинки, и закат­ное пышное небо, — весь окружающий меня мир казался мне прекрасным, и не было никакого изъ­яна в нём.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

2) сложноподчинённое

3) сложносочиненное

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

66. Укажите верную характеристику предложения.

Передо мной возникла нарисованная Валерией картина гор, потом я перекинул взгляд на нашу бедную кручу, посмотрел на неё глазами Валерии, вобравшими уже в себя затуманенные просторы Тянь-Шаня, и окончательно и трезво понял, что на меня надвигается катастрофа.

1) сложное бессоюзное

2) сложное с бессоюзной и союзной подчинитель­ной связью между частями

3) сложноподчинённое

4) сложное с союзной сочинительной и подчини­тельной связью между частями

67. Укажите верную характеристику предложения.

Как ни старался я вообразить, что глаза самой красивой девчонки со всего курса смотрят на меня в эту минуту и, значит, надо идти как можно твёрже и прямее, не сгибаться под ветром, не по­ворачиваться к нему спиной, как ни почётна была

Моя задача принести каравай хлеба ребятам из общежития, ночь взяла своё: мне стало жутко.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

2) сложноподчинённое

3) сложносочинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

68. Укажите верную характеристику предложения.

Мелкие представители отряда трубконосых питают­ся разнообразными планктонными ракообразными, мелкой рыбой и кальмарами, крупные виды пое­дают падаль и отбросы с судов, которые находят по запаху: у них прекрасно развито обоняние, что является довольно редкой особенностью для птиц.

1) сложное с бессоюзной и союзной подчинитель­ной связью между частями

2) сложносочинённое

3) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

4) сложноподчинённое

69. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие за­пятые при вводном слове.

Вопрос,(1) в чём состоит смысл жизни/2’ не вхо­дит в компетенцию психологии. Но в сферу её интересов попадает то влияние/3′ которое оказы­вает на личность обретение или/4′ напротив/5′ утрата смысла жизни. Психология также изучает смысл жизни под углом зрения того/6’ как/7’ бла­годаря каким факторам происходит формирова­ние смысла.

70. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие за­пятые при вводном слове.

«Смотри,*1’ Сенька,<2) — говорил старик,*3’ — вот два серебряных Георгия. Смотри на отца-сапёра: полк немецкий с мостом поднял». И хоть старик храбрился,*4* однако,*5’ видно,*6’ ему хотелось пла­кать вместе с бабами.

Ответ: .

71. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие за­пятые при вводных словах.

В общем,*1’ шея у птиц выполняет те же фун­кции,*2’ что рука у человека или хобот у слона. Грудина,*3’ как и у других животных с мощной грудной мускулатурой,*4’ имеет гребень — киль. Благодаря ему,*5’ летательные мышцы крепятся по грудине более равномерно и при сокращении не сжимаются в шар,*6’ что происходит,*7’ например,*8’ с нашей икроножной мышцей.

Ответ: .

72. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие за­пятые при вводных словах.

Обоняние у птиц развито слабо. Впрочем,*1’ до кон­ца этот вопрос не изучен. Так,*2’ в тропических ле­сах Центральной и Южной Америки обитает коро­левский гриф. Он питается падалью и разыскивает её,*3’ паря в воздухе. Тропический лес полностью скрывает от грифа всё,*4’ что находится внизу,*5’ поэтому искать падаль он может только по запаху.

73. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие за­пятые между частями сложного предложения, свя­занными союзной Сочинительной Связью.

Весь лес был населён голосами прошлого/1* и я впервые с ошеломляющей силой ощутил/2* как много пробыл на этом свете и что прожитое — это не разбег для взлета в какую-то будущую/3* настоящую жизнь/4* что это уже жизнь/5’ в ко­торой всё связано: далёкое прошлое с настоя­щим/6* а если мне суждено будущее/7’ то и оно окажется нерасторжимо связанным с пережи­тым…

Ответ: .

74. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие за­пятые между частями сложного предложения, свя­занными союзной Сочинительной Связью.

Миша медлил с ответом потому/1* что вожатым отряда назначили его самого/2* и он не знал/3* как сообщить эту новость ребятам/4* чтобы они не подумали/5’ что он задаётся/6* но и чтобы сразу признали его вожатым…

Ответ: .

75. В Приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие за­пятые между частями сложного предложения, свя­занными союзной Подчинительной Связью.

Я-то совсем не разбираюсь в гармонях/1* никогда не держал в руках. Начав писать этот рассказ/2* я заглянул в одну-другую энциклопедию и кое- что вычитал там о гармонях/3* но/4’ право/5* не знаю,® будет ли это интересно. Во-первых,(7) ока­залось,(8) что это — духовой музыкальный ин­струмент.

Ответ: .

76. В Приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие за­пятые между частями сложного предложения, свя­занными союзной Подчинительной Связью.

Разговор тогда у нас с сестрой шёл самый дежур­ный,(1) повседневный,<2) невозможно и вспомнить,® о чём мы тогда говорили. Да оно и не важно. Хотя,® пожалуй,® неплохо бы вспомнить,(6) как именно наш никчёмный разговор пришёл к той неожиданной теме.

Ответ: