Рассказ для 1 класса для пересказа

Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или

перессказ у детейУмение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. А вот во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста.

Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

ДОБРАЯ УТКА

В. Сутеев

Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!

1. Ответить на вопросы:

Кто пошёл гулять?

Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?

Что умеет делать утка с утятами?

Чего не умеет делать курица с цыплятами?

Что придумали птицы?

Почему про утку сказали «добрая»?

Птицы «переплыли речку в полминутки»,что это значит?

2. Пересказать.

ГОРКА

Н.Носов

Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.

1. Ответить на вопросы:

Что делали ребята?

Где был в это время Котька?

Что случилось, когда ребята ушли?

Почему Котька не смог подняться на горку?

Что тогда он сделал?

Что же случилось, когда прибежали ребята?

Как поправили горку?

2. Пересказать.

ОСЕНЬ.

Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.

1. Ответить на вопросы:

Какое сейчас время года?

Что описывается в рассказе?

Какое осенью небо?

Чем оно затянуто?

Что сказано про солнце?

А ветры какие дуют?

Как автор говорит про деревья?

Что стало осенью с травой?

И ещё что отличает осень?

2. Пересказать.

КУРОЧКА.

Е.Чарушин.

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

1. Ответить на вопросы:

Где курочка с цыплятами ходила?

Что случилось?

Что сделала курочка?

Как цыплята прятались под крылышки курицы?

А кто не спрятался?

Что они стали делать?

2. Пересказать.

ЛАСТОЧКА.

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.

Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.

Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.

Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.

Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.

Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.

Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки.

Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.

Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

1. Ответить на вопросы:

Какое несчастье случилось с птенчиком?

Когда случилось несчастье?

Почему оно случилось?

Кто спас птенчика?

Что задумал рыжий кот?

Как ласточка-мама защитила своего птенчика?

Как она заботилась о своём птенчике?

Чем закончилась эта история?

2. Пересказать.

БАБОЧКИ.

Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была жёлтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Опустились бабочки на большую красивую ромашку. Тут прилетели ещё две разноцветные бабочки и сели на ту же ромашку

Тесно было бабочкам, зато весело.

1. Ответить на вопросы:

О ком рассказ?

О чём говорится сначала?

Какие были бабочки?

Куда опустились бабочки?

Какая была ромашка?

Сколько бабочек ещё прилетело?

Какие они были?

О чём говорится в конце?

2. Пересказать.

ВНУКИ ПОМОГЛИ.

У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась.

Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей.

Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу.

Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.

1. Ответить на вопросы:

О ком говорится в рассказе?

Почему расстроилась бабушка Нюра?

Как звали козу?

Что решили сделать внуки? Почему?

Как нашлась коза?

Чем закончилась эта история?

2. Пересказать.

СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ.

В. Сухомлинский.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

1. Ответить на вопросы:

Кто пошёл в лес?

Для чего Оля и Лида пошли в лес?

Что услышали девочки в лесу?

Как Оля поступила с мусором? А Лида?

Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?

Чей поступок вам больше нравится? Почему?

2. Пересказать.

ДРУЖБА.

Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли.

Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели.

Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая.

Но летом они снова узнают друг друга.

1. Ответить на вопросы:

Когда подружились белка и зайка?

Какими они были летом?

Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой?

Где прячутся белка и заяц зимой от морозов?

Почему летом они снова узнают друг друга?

2. Пересказать.

БАСНЯ «ДВА ТОВАРИЩА».

Л.Н.Толстой.

Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

— Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

1. Ответить на вопросы:

Почему басня названа « Два товарища»?

Где были мальчики?

Что с ними случилось?

Как поступили мальчики?

Как вы понимаете выражение «упал наземь»?

Как отреагировал медведь?

Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый?

Чему учит эта басня?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему?

2. Пересказать.

МУРКА.

У нас есть кошка. Её зовут Мурка. Мурка чёрная, только лапки и хвостик белые. Шёрстка мягкая, пушистая. Хвост длинный, пушистый, глаза у Мурки жёлтые, как огоньки.

У Мурки пять котят. Три котёнка совсем чёрные, а два пёстренькие. Все котята пушистые, как комочки. Мурка и котята живут в корзинке. Корзинка у них очень большая. Всем котятам удобно и тепло.

Ночью Мурка охотится на мышей, а котята сладко спят.

1. Ответить на вопросы:

Почему рассказ назван «Мурка»?

Что вы узнали о Мурке?

Расскажите про котят.

О чём говорит концовка?

2. Пересказать.

КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ.

Н.Сладков.

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать.

Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» — подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.

Так медведь сам себя напугал.

1. Ответить на вопросы:

Куда вошел медведь?

Что хрустнуло у него под лапой?

Что сделала белка?

На кого упала шишка?

Что сделал заяц?

Кого увидела сорока? Что она сделала?

Что решили лоси? Что они сделала?

Как повел себя медведь?

Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»?

Чем заканчивается рассказ?

Кто же напугал медведя?

2. Пересказать.

ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ.

Л.Н.Толстой.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

1. Ответить на вопросы:

Что произошло один раз?

Где это случилось, в каком городе?

С кем приехали к дому пожарные?

Что делают на пожаре собаки? Как они называются?

Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?

Что делала женщина, о чём говорила?

Как Боб нёс девочку?

Что сделала мать девочки?

Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?

Куда рвался Боб?

Что подумали пожарные?

Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать?

2. Пересказать.

КОСТОЧКА.

Л.Н.Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

1. Ответить на вопросы:

Как звали главного героя?

Что купила мама детям?

Почему Ваня съел сливу?

Когда мама обнаружила пропажу?

Что спросил отец у детей?

Почему он сказал, что можно умереть?

Почему Ваня сразу признался, что съел сливу?

Почему мальчик заплакал?

Правильно ли Ваня поступил?

Жалко ли вам мальчика или нет?

Как бы вы поступили на его месте?

2. Пересказать.

Сказки для 1 класса — сборник авторских и народных произведений, которые рекомендованы для прочтения в первый год обучения. В лучших детских произведениях классиков русской литературы дети встретят знакомых героев. Их сверстники, домашние животные, лесные звери и другие персонажи познакомят ребят с различными сюжетами. Прочтите эти короткие произведения вместе с детьми. Они говорят о добре и зле, справедливости и дружбе. Простые и знакомые слова повествования помогают вчерашним дошколятам легче представить себе героев сказок.

  • 371 22

    Каша из топора

    «Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая…

  • 357 3447

    Теремок

    «Теремок» — сказка, которую способен пересказать почти каждый ребенок. Повествует она о необычном соседстве животных. Суть сказки проста: друг за другом на заброшенный теремок (в некоторых вариантах — рукавицу мужика) натыкаются…

  • 353 43

    Гуси-Лебеди

    Гуси-лебеди — произведение народного творчества. В сказке повествование начинается с того, что сестра не уследила за братом, и его унесли гуси-лебеди к Бабе Яге. Чтобы вернуть братца, девочка не останавливается перед трудностями…

  • 273 26

    Морозко

    Морозко – дивная сказка о противостоянии добра и зла знакома каждому. Тяжела доля Настеньки, не полюбила ее мачеха, ведь своя дочка у нее была, Марфушенька. Красавица Настя всю работу делала, а сестра ее сводная на печи…

  • 276 180

    Крошечка –Хаврошечка

    Крошечка-Хаврошечка — русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют работать, обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада:…

  • 349 602

    По щучьему велению

    По щучьему велению — русская народная сказка, которую любят практически в каждой семье. Она рассказывает о крестьянском парне Емеле. Любил он лежать на печи, а любую работу делал с неохотой. Однажды, когда он отправился…

  • 360 1309

    Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле…

  • 1835 884

    Красная Шапочка

    «Красная Шапочка» — сказка Шарля Перро, любимая детьми всего мира. В ней показана история о девочке, которую прозвали Красной Шапочкой. По просьбе матери она отправилась проведать любимую бабушку и несла гостинец для старушки…

  • 1764 586

    Телефон

    Телефон — произведение Корнея Чуковского, его любят уже многие годы не только дети, но и взрослые. В нем показана жизнь человека, телефон которого не умолкает. Рассказчику звонит слон, цапли, зайцы, крокодил, медведь с различными…

  • 268 266

    Лиса и тетерев

    Лиса и тетерев — сказка русского народа, любимая не одним поколением детей. В ней говорится про то, как лиса пытается обманом выманить тетерева с древесных ветвей, на которых он сидит, на землю. Лисица рассказывает тетереву…

  • 1757 233

    Краденое солнце

    Краденое солнце — сказка Корнея Чуковского, которую любят взрослые и дети. В ней рассказывается, как зайка поглядел в окно, а за ним — темнота. Сороки поведали, что крокодилу удалось проглотить солнце. Все животные стали…

  • 261 1238

    Кот и лиса

    Кот и лиса — русская народная сказка, которую любят слушать, читать и перечитывать дети и взрослые. В ней рассказывается о коте-проказнике. Он так досаждал своему хозяину, что тот оставил его в лесу. Пропадет ли там домашний…

  • 1443 3476

    Зимовье зверей

    Зимовье зверей — русская народная сказка, любимая детьми многих поколений. В ней рассказывается, как бык ищет товарищей по дороге «от зимы к лету». Он зовёт с собой гуся, свинью, барана, петуха. Когда он задумался о строительстве…

  • 1447 2993

    Лиса и заяц

    Лиса и заяц — произведение русского народа, которое с удовольствием перечитывают дети разных возрастов. В нем рассказывается о двух лесных соседях, лисе и зайце. Когда лисица использовала для строительства своего жилища…

  • 359 3118

    Мужик и медведь

    Мужик и медведь — фольклорное произведение русского народа, на котором воспитано не одно поколение детей. В нем говорится о том, как однажды крестьянин отправился в поле сеять репу. К нему из дубравы вышел медведь. Какой…

  • 269 239

    Лисичка-сестричка и волк

    Лисичка-сестричка и волк — сказка русского народного фольклора, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается, как лиса обманула старика и волка. Серый хищник даже повторно попался на её лукавые речи…

  • 180 1185

    Бычок-смоляной бочок

    Бычок-смоляной бочок — русская народная сказка, которая любима не одним ребёнком. В ней идёт речь о том, как дедушка смастерил для внучки бычка из соломы и смолы. Девочка обрадовалась ему, повела на луг и оставила там травку…

  • 5449 231

    Два мороза

    Два мороза — сказка русского фольклора, на мудрости которой воспитано не одно поколение детей. В ней говорится про спор двух братьев Морозов об их холодной силе. Пошли братья в лес, вдруг по пути кто-нибудь повстречается…

  • 275 783

    Петушок золотой гребешок

    Петушок золотой гребешок — сказка русского фольклора, на которой воспитано множество детей. В ней говорится о дружбе трёх животных: петуха, дрозда и кота. Товарищи и живут вместе. Каждый день котик с дроздом идут в лесную…

  • 1440 244

    Журавль и цапля

    Журавль и цапля — сказка русского народа, любимая многими поколениями. В ней показана жизнь двух птиц, журавля и цапли. Они живут по разным концам болота. Однажды журавль решил позвать цаплю замуж, пришёл к ней с предложением…

Сказки для 1 класса — читайте бесплатно онлайн для детей и взрослых. Удобный каталог позволит скачать и распечатать полную подборку сказок к себе на компьютер. Кнопками социальных сетей вы можете поделится с друзьями. Поиск вверху сайта найдет за несколько секунду подходящую сказку для 1 класса

Каша из топора

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Каша из топора — это русская народная сказка о народной смекалке, о жадности и глупости. Главные герои в сказки солдат и старуха. Началось все с того, что солдат отправился в отпуск. Устав в пути он р…

По щучьему веленью

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   По щучьему велению это русская народная сказка. Это волшебная сказка, главным героем, которой является Емеля – младший сын, его также называют дурачком и лентяем. Будучи лентяем, он все-таки ходит за…

Теремок

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Теремок — это русская народная сказка. Сказка о дружбе и взаимопомощи. Началось с того, что мышка нашла в лесу пустой домик и решила там жить. Но потом к ней начали присоединяться и другие звери. Она…

Гуси-Лебеди

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Гуси-Лебеди — это сказка Алексея Толстого. Не одно поколение детей не обходиться без этой сказки. Смысл сказки в том, что нужно слушаться старших. Сказка наглядно показывает к чему приводи не послуша…

Морозко

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Морозко — это сказка в двух вариантах двух авторов, Алексея Толстого и Александра Афанасьева. Жил был дед и была у него дочь. Женился он на женщине, у которой тоже была дочь. И вот мачеха девочки был…

Крошечка-Ховрошечка

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Крошечка Хаврошечка – это русская народная сказка на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют делать тяжелую работу и обижают в доме гд…

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Сестрица Алёнушка и братец Иванушка – русская народная сказка. Аленушка с братцем остались одни. И вот Аленушке приходится брать на работу в поле с собой братца Иванушку. По пути захотелось Иванушке …

Лиса и тетерев

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Лиса и тетерев – русская народная сказка. Сказка легко и понятным языком показывает, что на хитрого человека найдется еще более хитрый. Не стоит верить всем подряд. Сидел на дереве тетерев. И даже пе…

Кот и лиса

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Кот и лиса – русская народная сказка Алексея Толстого. Веселая сказка, которую любят слушать и взрослые и дети. Однажды хозяину надоело терпеть выходки кота и погнал он его в лес. Но кот в лесу не пр…

Лисичка-сестричка и волк

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Лисичка-сестричка и волк – русская народная сказка. Наверняка каждый взрослый знает эту сказку. Она рассказывает нам о хитрой и лисе, и глупом волке, которого жизнь совсем не учить. Он не извлек урок…

Мужик и медведь

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Мужик и медведь – русская народная сказка. Сказка учит не связываться с прохвостами, нечестными людьми. Но также и думать своей головой. Модно много смысла увидеть в такой маленькой сказке. Поразмышл…

Бычок-смоляной бочок

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Бычок-смоляной бочок – русская народная сказка. Если дал кому-то слово, то постарайся его сдержать. Также сказка учит быть добрым и великодушным. Хорошо, что звери в сказке сдержали сове слово и прин…

Два мороза

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Два Мороза –русская народная сказка, которую слышали все взрослые и теперь читают своим детям. В сказке поспорили два брата Мороза, кто из них сильнее. Пошли она в лес, чтобы испытать свою силу и узн…

Заяц хвастун

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Заяц хвастун – русская народная сказка о хвастливом зайце. Как-то раз заяц решил похвастаться перед своими сородичами. А зайцам это не понравилось и рассказали они об этом вороне. Ворона поругала зай…

Лиса и заяц

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Лиса и заяц – сказка русского народа о том, как лиса зайца из дома выгоняла. Наверно каждый взрослый знаком с этой сказкой. Заяц построил себе крепкий дом, а лиса не думала о прочности долговечности…

Петушок золотой гребешок

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Петушок золотой гребешок – русская народная сказка. В сказке главные герои петух, дрозд и кот. Они все вместе жили дружно. Кот и дрозд каждый день ходят на работу оставляя петуха одного дома. И как-т…

Бобовое зернышко

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Бобовое зернышко – русская народная сказка, которая учит взаимовыручке. В сказке рассказывается о петухе, который подавился бобовым зернышком. Курочка конечно же решила помочь петуху и стала просить …

Зимовье зверей

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Зимовье зверей — русская народная сказка Алексея Толстого. Сказка о зверях, которые сначала подружились, а потом решали, как зиму переживать будут. Бык предложил дом построить, но остальные из-за лен…

Лиса и козел

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Лиса и козел – русская народная сказка, которую интересно будет послушать детям. Она коротка и подойдет особенно для тех детей, которые не любят долго слушать. Сказка о хитрой лисе, которая вместо то…

Журавль и цапля

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Журавль и цапля – сказка русского народа, передаваемая из поколения в поколение. Сказка помогает понять, что не стоит принимать решения так быстро и опрометчиво. А также о излишней гордости. Цапля и …

Лиса и кувшин

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Лиса и кувшин – русская народная сказка. Сказка рассказывает нам о лисе, которая таскала кур у мужика. А он решил повесить кувшин, чтобы отпугнуть лису пугающими звуками. Подходил лиса, а кувшин гуди…

Лиса и дрозд

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Лиса и дрозд – русская народная сказка. На дереве дрозд высиживал яйца. Вдруг появилась лиса и стала грозить дрозду, что снесет дерево своим хвостом. Птица испугалась за своих птенцов и согласилась д…

Волк и коза

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Волк и коза – известная всеми с детства русская народная сказка. Многие дети любят эту сказку. Нужно обязательно проговорить с ребенком, о чем эта сказка. Это не просто о том, как волк перехитрил козл…

Красная Шапочка

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Красная Шапочка — сказка Шарля Перро. Известная каждому взрослому. Теперь настало время познакомить и ваших детей с этой сказкой. Она о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми и тем более …

Телефон

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Телефон – сказка Корнея Чуковского. Стихи о том, как целый день разные звери звонили по телефону и просили помощи. И слон, и крокодил, и зайчатки. Все, что-то просят. Три ночи не спал человек, который…

Краденое солнце

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Краденое солнце – сказка Корнея Чуковского. Стихи для детей младшего возраста. О том, как крокодил проглотил солнце. Звери испугались и стали медведя просить разобраться с крокодилом. А медведь потеря…

Ворона и рак

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Ворона и рак – сказка Константина Ушинского. Тут рассказывается о хитрости рака. Его поймала ворона и решила его съесть. Но рак был сообразительным и начал расхваливать всю родню вороны. Ворона все уг…

Серая шейка

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Серая шейка – сказка Мамина-Сибиряка. Это история о простой уточке. Когда она хотела улететь вместе со своей семьей на юг, на нее бросилась лиса и сломала ей крыло. Уточку удалось спастись, но она не …

Глоток молока

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Глоток молока – рассказ Пришвина. Рассказ о тот, как болел его питомец. Собака Лада. Пес не ел и не пил, хотя перед ней стояла миска молока. Тогда мужчина погладил собаку и приласкал. От этого она ста…

Лисичкин хлеб

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Лисичкин хлеб – познавательная сказка Михаила Пришвина. В ней рассказывается о птицах разных, о лесе. Рассказывается как дерево смолой лечится. Также охотник приносит из леса разные подарки для дочки.…

Весна в Простоквашино

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Весна в Простоквашино – сказка Эдуарда Успенского. Произведение для ребят старшего возраста. Дядя Федор получил посылку от тети с семенами овощей. Она написала ему как ухаживать за урожаем. И он все п…

Маша и медведь

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Маша и медведь — русская народная сказка о девочке, которая заблудилась в лесу несмотря на предостережения дедушки и бабушки. Она ушла от подружек слишком далеко и заблудилась. Наткнувшись на домик в …

Колобок

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Колобок — это русская народная сказка, которую читают детям с самого младшего возраста. Началась сказка с того, что дед и бабушка решили испечь колобка. А он поле того как остыл на подоконнике решил …

Царевна-лягушка

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Царевна-лягушка — это русская народная сказка для детей среднего возраста. История началась с того что, что царь решил женить своих трех сыновей. Все трое должны были выстрелить из лука. Туда куда уп…

Сивка-Бурка

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Сивка-Бурка — это сказка Алексея Толстого. Она знакома всем взрослым. Однажды отец заметил, что пшеницу по ночам начал кто-то толочь. И тогда он попросил своих сыновей караулить поле по ночам по очер…

Три медведя

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Три медведя — это сказка Льва Толстого. Сказка о девочке, которая заблудилась в лесу и наткнулась на домик в лесу. Зайдя в домик, девочка начала вести себя как хозяйка. Она посидела на всех стульях, …

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Илья Муромец и Соловей-разбойник — это русская народная сказка и существует несколько ее вариантов. Скакал Илья Муромец на своем коне. И вот уже приблизился к землям Соловья-разбойника. Идти там было…

Иван-Царевич и серый волк

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Иван-Царевич и серый волк — это русская народная сказка. У царя Берендея было три сына и великолепный сад с золотыми яблоками. И вот однажды стал кто-то эти яблоки воровать. Берендей не ел, не спал, …

Летучий корабль

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Летучий корабль — это сказка Александра Афанасьева. У старика со старухой было три сына и среди них был младший, его дурачком звали. Решил как-то царь заполучить летучий корабль, а за него обещал от…

Василиса прекрасная

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Василиса Прекрасная это сказка Александра Афанасьева. Автор хотел показать, что нельзя обижать слабых, надо быть добрым и честным. В целом сказку можно описать одной поговоркой «Не рой другому яму, с…

Курочка Ряба

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   Курочка Ряба это русская народная сказка. И она не так проста, как может показаться на первый взгляд. Существует два ее варианта. Их вы почитаете нижу. Вы когда-нибудь задумывались почему дед да баба…

У страха глаза велики

Рассказ для 1 класса для пересказа

Быстрый просмотр

  •   У страха глаза велики это русская народная сказка. Когда нам страшно мы можем увидеть или услышать любой свой страх. Так и случилось и с героями сказки. Каждый из них увидел свой самый большой страх…

Рассказ для 1 класса для пересказа Скачать в формате DOCX

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.

При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные возможности детей. Тексты должны быть доступны ребёнку по своему содержанию и форме изложения, поэтому на начальном этапе нужно использовать короткие рассказы. Если у вашего ребёнка уже есть опыт пересказа, то используйте детские рассказы и детские сказки.

Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребёнка пересказывать тексты.

До начала чтения рассказа объясните ребёнку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребёнок плохо знаком с тем, о чём пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.

Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить понял ли его ребёнок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

  1. Вы пересказываете прочитанное, а ребёнок вставляет слово или предложение.
  2. Если ребёнок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
  3. Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.
  4. Пересказ организуется по очереди, когда ребёнок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребёнка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

Как Саша первый раз увидел самолёт
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолёт. Засмотрелся Саша на самолёт, а лодочки уплыли.

  1. Ответить на вопросы:

Какое было время года?
Что пускал по воде Саша?
Что загудело в воздухе?
Что Саша спутал с птицей?

  1. Подобрать определения к словам:

весна (ранняя, поздняя, тёплая);
самолёт (большой, красивый, серебристый);
лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).

  1. Объяснить значение сложного слова самолёт.

Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотёр и др.).

  1. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.

Зима
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

  1. Ответить на вопросы:

Какое наступило время года?
Что лежит на земле?
Куда спрятались звери?
Кто рад зиме?
Что делают дети зимой?

  1. Объяснить значение словосочетаний: деревья голые, кругом снег лежит, звери спрятались в норы.
  2. Подобрать эпитеты к словам:

снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий;
коньки (какие?) – железные, острые, детские, блестящие;
лыжи (какие?) – жёлтые, деревянные, детские, короткие.

  1. Повторить, кто где живёт:

медведь – в берлоге, белка – в дупле, лошадь – в конюшне, лиса – в норе, собака – в конуре.

Снежная баба
Мы слепили во дворе два огромных снежных ко́ма. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.
Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

  1. Ответить на вопросы:

Кого дети слепили из снега?
Сколько они сделали комков?
Что прилепили бабе?
Что воткнули ей в руки?
Что сделали потом?
Что надели бабе на голову?

  1. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).

Предвестники весны
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

  1. Ответить на вопросы:

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?
Как можно сказать про зиму? Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная)
Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (весеннее, яркое, тёплое, ласковое)

  1. Пересказать близко к тексту.

Прилетели грачи
Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

  1. Объяснить значение словосочетаний: гнёзда вить, вершина дерева, птенцов выводить.
  2. Ответить на вопросы:

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнёзда?
Когда они выводят птенцов?

  1. Образовать множественное число от следующих существительных:

грач – грачи,
гнездо – гнёзда,
сук – сучья,
корень – корни,
птенец – птенцы,
дерево – деревья,
ствол – стволы,
пень – пни.

  1. Закончить предложения:

На дереве гнездо, а на деревьях … (гнёзда).
На ветке сук, а на ветвя́х … (сучья).
В гнезде птенец, а в гнёздах … (птенцы).
На дворе дерево, а в лесу … (деревья).

Медведь
Медведь имеет тёплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и прозвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мёд. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.

  1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живёт зимой.
  2. Составить рассказ-описание медведя.
  3. Вспомнить загадки про лесных зверей

Ёж
В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

  1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм.
  2. Ответить на вопросы:

Кто жил в лесу?
Куда приходил ёж ночью?
Что он делал с яблоками?
Куда он относил яблоки?
Что ёж заготавливал на зиму?

Кролик
Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызёт морковку.

  1. Ответить на вопросы:

Какой у Миши кролик?
Какая у кролика шерсть, ушки, хвост?
Как он грызёт морковку?
Чем его ещё кормят?

  1. Пересказать текст, ставя существительное «кролик» и прилагательные к нему во множественном числе.
  2. Образовать сравнительную степень прилагательного:

красивый – краси́вее,
мягкий – мягче,
длинный – длиннее,
добрый – добрее,
сильный – сильнее,
толстый – толще,
тонкий – тоньше,
быстрый – быстрее,
злой – злее,
высокий – выше,
низкий – ниже.

Верблюд
В жарких сыпучих песках живёт верблюд. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить – жир его прокормит.

  1. Ответить на вопросы:

Где живёт верблюд?
Почему он может долго быть без еды и питья?
Где мы можем увидеть диких зверей?
А ты был в зоопарке?
Кого ты видел в зоопарке? (обезьян, тигров, львов, медведей, зайцев и т.д.)

  1. Образовать прилагательные от существительных типа:

шкура льва – львиная шкура;
шкура верблюда – верблюжья шкура;
шкура медведя – медвежья шкура;
шкура лисы – лисья шкура и т.д.

Дружок
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

  1. Объяснить значение словосочетаний: стадо овец, отбил овечку.
  2. Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе:

Стадо пас … (пастух).
Во дворе залаяла … (собака).
Стадо пасли … (пастухи).
Во дворе залаяли … (собаки).
Утром громко пропел … (петух).
Рано утром пропели … (петухи).

  1. Подобрать названия предметов к названиям действия.

Дружок погнался (за кем?) – за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т.д.

Львы
Живут львы парами – лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа – с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие и толстые.

  1. Ответить на вопросы:

Где живут львы?
Как называются их детёныши?
На кого похожи львята?

  1. Сравнить тигра и льва: чем отличаются и чем похожи?
  2. Назвать детёнышей диких животных (льва, тигра, слона, верблюда).

Подобрать к названиям зверей формы множественного числа, например: У льва пять львят и т.д.

Осень
Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.

  1. Объяснить значение словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.
  2. Рассказать, чем отличается осень от весны.
  3. Какие птицы улетают в тёплые края? Как называются такие птицы?
  4. Образовать множественное число от существительных:

дерево – деревья, лист – листья, дождь – дожди, ствол – стволы́, ветер – ве́тры, ветра́.
Составить с этими словами предложения.

  1. Подобрать слова-действия к названию растений и птиц:

лист – желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается;
птицы – улетают, прилетают, перелетают, щебечут, поют, порхают, вьют гнёзда и т.д.

Осень наступила
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Жёлтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковёр.

  1. Объяснить значение словосочетаний: моросит дождь, земля похожа на красивый ковёр, гуляют серые тучи.
  2. Дополнить предложения недостающими словами.

Осень … (наступила).
Холодный дождь … (моросит).
По небу … (гуляют) серые тучи.
Жёлтые листья … (падают) на землю.

  1. Пересказать текст.
  2. Ответить на вопросы по теме «Осень»:

Какая погода осенью?

Лето
Наступило лето. Мы гуляли на лугу. Трава выше колен, густая, зелёная. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни – в лиловых колпачках, другие – в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

  1. Ответить на вопросы:

С чем сравнивает автор цветы?
Как вы думаете, какие цветы он изобразил?
Видели вы их? Расскажите о них.

Весна
Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки и уже вот-вот появятся нежно-зелёные листочки. На проталинках уже кое-где появляются первые подснежники. Воздух стал прозрачным и как будто звенящим. Вся природа пробуждается ото сна.

  1. Ответить на вопросы:

Что тает весной?
Что происходит весной с деревьями?
Какая одежда подходит для весны?

  1. Объяснить значение словосочетаний: прозрачный воздух, нежно-зелёный цвет, звенящий воздух, природа пробуждается.
  2. Подобрать прилагательное:

Солнце (какое?) яркое, греющее …
Воздух (какой?) чистый, прозрачный …
Снег (какой?) грязный, рыхлый …

  1. Пересказать рассказ.

Утка
Утка на пруду ныряет, купается, свои пёрышки клювом перебирает. Пёрышко к пёрышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет – вот до чего хороша! И закрякает:
– Кря-кря-кря-кря!

  1. Ответить на вопросы:

Где купается утка?
Что она перебирает клювом?
У утки есть зеркальце?
Как крякает утка?
Утка что делает? (купается, ныряет, перебирает пёрышки, чистится, любуется собой, крякает)

  1. Пересказать.

Журавли
Журавли живут возле болот, лесных озёр, на лугах, берегах речек. Гнёзда строят прямо на земле. Журавль кру́жит над гнездом, охраняет его.
В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в тёплые страны.

  1. Ответить на вопросы:

Где живут журавли?
Где строят гнёзда?
Как журавль охраняет гнездо?
Куда улетают журавли?
Как называются птицы, которые улетают на юг?
Каких ещё птиц ты знаешь?
Журавль какой? (длинноногий, грациозный, …)

  1. Пересказать.

Пингвины
В Антарктиде, на материке где вечная зима, живут пингвины. Это удивительные птицы, они не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Пингвины очень нарядные, спинки и бока у них чёрные, а белая грудка кажется шёлковой – такая она гладкая и блестящая. Детёнышей у пингвинов высиживает самец, он ни на шаг не отходит от яйца, пока не появится птенец.

  1. Ответить на вопросы:

Где живут пингвины?
Они умеют летать? А плавать?
Какого они цвета?
Откуда появляются птенцы?

  1. Объяснить значение словосочетаний: вечная зима, высиживает птенцов.
  2. Пересказать.

Коза (Е.Чарушин)
Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерёт. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, ещё вкуснее коровьего.

  1. Ответить на вопросы:

Куда идёт коза?
Кто её ждёт дома?
Что ворует коза?
Какое у козы молоко?
Коза какая? (задиристая, вороватая, непослушная, озорная…)

  1. Пересказать.
  2. Пересказать во множественном числе (Идут козы домой по улице, торопятся…)

Кошка (Е.Чарушин)
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

  1. Ответить на вопросы:

Как зовут кошку?
Кого она поймала?
Чем её покормили?
Сколько котят у кошки?
Что делает котёнок?
Кошка какая? (сытая, довольная, мурлыкающая…)
А котёнок какой? (маленький, играющий, фыркающий…)

  1. Пересказать.
  2. Пересказать от лица кошки (Я кошка Маруська. У меня…)
  3. Пересказать от лица котёнка (У меня есть мама-кошка, зовут её Маруська. Она…)

Бабочка
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала жёлтая бабочка.
Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочку и захотела её съесть. Испугалась бабочка и села на жёлтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.

  1. Ответить на вопросы:

Какое было время года?
От кого пряталась бабочка?
Что помогло ей спастись?
Как можно назвать бабочку? (находчивой)

  1. Пересказать рассказ.
  2. Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг…)
  3. Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает бабочка…)

Проверка домашнего задания Актуализация жизненного опыта

-С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

-Какой раздел мы изучаем?

-Что поучительного вы для себя взяли, прочитав текст …….

Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие в страну хороших и плохих поступков. И я надеюсь, что каждый сегодня в конце урока для себя откроет, что то новое.

Пословицы собери

— Предлагаю вам поработать в группах и собрать пословицы.

Без беды друга не узнаешь.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела
.

Не бросай друга в несчастье.

-Какая тема объединяет данные пословицы?

-Что же такое дружба в вашем понимании?

(Можно предложить найти смысл слова в толковых словарях или прочитать на слайдах презентации).

-….. было дано найти в словаре лексическое значение слова Дружба. Давайте послушаем.

Дружба — одна из высших нравственных ценностей. Дружба — привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности. Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Толковый словарь С.И. Ожегова (слайд 2).

-Я думаю, вы уже догадались, о чём мы сегодня будем читать произведение??

Целеполагание

Цель нашего урока — учиться:

— составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть.

— пересказывать подробно содержание произведения по совместно составленному плану;

  • читать по ролям;

Работа по учебнику

Работа над литературным произведением В. Осеевой «До первого дождя»

Знакомство с творчеством В. Осеевой

Выступление заранее подготовленных учениц.

        Валентина Осеева родилась 28 апреля 1902года в городе Киеве в семье инженера-строителя. Она росла доброй, любознательной девочкой. Она очень любила читать маленькие рассказы. Читала сама, без помощи взрослых.
          Один раз мама спросила ее: «Понравился тебе рассказ?». Валя ответила: «Не знаю. Я о нем не думала». Мать очень огорчилась. Она сказала: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
        Девочка хорошо запомнила эти слова и с тех пор стала размышлять о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

            И потом, когда она стала взрослой, ей пришлось работать в детских колониях, где находились беспризорные дети. (Беспризорные — это лишенные присмотра, бездомные). Некоторые из них проявляли иногда грубость в отношении к товарищам и взрослым.
Валентина Александровна очень любила детей. И для своих воспитанников она и стала писать рассказы, чтобы помочь этим детям стать лучше.
       

-Я надеюсь, что чтение этих книг поможет и вам.

Учащиеся самостоятельно читают опорные (наиболее важные) слова текста с доски

ПОДРУЖКИ

 ВСЕГДА

ДРУЖНО

ШЛИ

 ДОЖДЬ

ПЛАЩ

ПОКРАСНЕЛИ

-Выскажите свои предположения, о чем будет рассказ.

Дети прослушивают текст

  1. Назови главных героев рассказа.
  2. Какими были отношения между девочками в самом начале рассказа?
  3. Как изменились отношения между Таней и Машей после дождя?

Почему?

  1. Как вы думаете, поняла ли Маша свою ошибку?
  2. Почему автор так назвал свой рассказ?
  3. Смогут ли девочки дружить дальше?
  4. Хотели бы вы иметь такую подругу, как Маша? Почему?
  5.  «Что в этой истории поучительного?»

  Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям.

 -Попытайтесь представить себя на месте Тани и Маши и прочитайте их разговор в паре друг с другом.

-На сколько смысловых частей можно разделить текст?

-Перед вами иллюстрации к тексту. Расставьте их в нужном порядке и придумайте название каждой картинке.

— Итак, какое название вы дали иллюстрациям?

-У нас получился план рассказа.

1.Подружки

2.Во время дождя

3.Дружба до первого дождя

— А для чего надо составлять план к рассказу? В чём он нам может помочь?

Работа по учебнику с правилом с.58

-Как вы понимаете, что такое — пересказ текста?

-Это тот же текст, что в книге, или другой?

— Попробуйте в парах пересказать подробно рассказ по составленному плану и иллюстрациям.

-Оценивать друг друга вы будете по дескрипторам. Ознакомьтесь с ними. Всё ли понятно?

Критерий оценивания

Дескриптор

Балл

ИМЯ

Обучающийся

Пересказывает содержание прочитанного текста

Пересказывает содержание прочитанного текста самостоятельно

1

Соблюдает правильную последовательность событий в тексте

1

Речь выразительная и эмоциональная

1

Всего баллов

3

-Те, кто набрал три балла, приклейте на шаблон ладошки сердечко.

ФО

Отметь верный ответ, и ты узнаешь, как ты сегодня поработал на уроке.

1.Произведение «До первого дождя»- это….

ж) рассказ     з) сказка    в) стихотворение

2.Текст «До первого дождя»-…..

а) художественный   б) научно-популярный

3.Назови тему произведения.

ғ) природа    ұ) дождь    қ) дружба

4.Выбери предложение, в котором заключена основная мысль произведения.

с) Дружба до первого дождя.

п) Во время дождя нужно брать зонт.

5.Изложение услышанного или прочитанного текста это….

а) сочинение     ы) пересказ

6.Вид пересказа, в котором текст нужно изложить точно и близко к авторскому.

?) краткий     ,) творческий    !) подробный

-Какое слово получилось?

-Как переводится слово достық?

  • Рассказ динка осеева краткое содержание
  • Рассказ для 1 класса для чтения короткие текст
  • Рассказ для 2 класса внеклассное чтение читать
  • Рассказ длинный для детей
  • Рассказ дима и художник