Рассказ девочка из города краткое содержание читать

Автор дарина донецкая на чтение 6 мин просмотров 1.6к. обновлено 15 февраля, 2021 перед вами краткое содержание сказки щелкунчик и

На чтение 6 мин Просмотров 1.6к.
Обновлено

Перед вами краткое содержание сказки «Щелкунчик и мышиный король», которую написал Гофман Эрнст Теодор Амадей – известный немецкий романтик-новеллист. Повесть появилась на свет в сборнике сказок 1816 года. Имена главных детских персонажей сочинитель присвоил в честь отпрысков своего друга. Произведение получило международное признание и является по сей день наиболее популярным из всего обширного творчества Эрнста Теодора Амадея.  

Главные герои

  • Щелкунчик — уродливая, некрасивая игрушка.
  • Мари — добрая, отзывчивая девочка, которая помогала Щелкунчику.
  • Мышиный король — главный среди мышей. У него было семь голов.
  • Дроссельмейер — крестный Мари. Именно он рассказывал сказку о Щелкунчике.

Краткое содержание

Елка

Накануне католического рождества дети медика Штальбаума в предвкушении подарочков. Оба ребенка, особенно девочка, надеются на получение необычных игрушек от крестного – судейского советника Дроссельмейера, ведь он умеет удивить.

Подарки

Вскоре Мари находит под елкой куколок, крошечную посуду и платье, а Фриц – деревянного коня и солдатиков. Еще крестный дарит детям общий подарок – замок с движущимися фигурками людей. Дети сначала проявляют интерес к этой громоздкой забаве, а через некоторое время она им надоедает.

Любимец

Еще Мари среди презентов отыскивает приспособление для колки орехов – в виде человечка в военной форме. Она забирает его себе и щелкает им небольшие орешки. Фриц из вредности пихает в Щелкунчика крупные орехи, от этого игрушка теряет нескольких зубов, а ее нижняя челюсть приходит в негодность. Девочка прячет орехокол от брата. Она подвязывает челюсть Щелкунчику лентой и баюкает его.

Чудеса

Мари задерживается у шкафа с игрушками до ночи. И вот часы бьют двенадцать. Вдруг в комнате начинают сновать мыши, а из подпола выползает Мышиный король о семи головах. Мышиное войско обступает девочку. С испугу Мари локтем задевает дверцу и разбивает ее. От грохота мыши разбегаются, а в шкафу начинают суетиться игрушки. Бесстрашный Щелкунчик созывает всех на битву с серыми грызунами.

Битва

Маленький герой с большим ртом приказывает барабанщику бить в барабан, объявляя о наступлении. Игрушечные войска выдвигаются вперед, обстреливая неприятеля пряниками и драже. Ряды мышей заметно редеют. Однако и игрушечному войску приходится нелегко в противостоянии с коварным противником. Когда пара стрелков цепляются за обмундирование Щелкунчика, а Мышиный король собирается накинуться на него, Мари снимает одну из туфелек и швыряет ее в сторону главаря мышей и его окружения. В панике грызуны разбегаются, а юная дама падает в обморок.

Болезнь

На следующий день Мари просыпается и видит над собой доктора Вендельштерна. Мама журит дочку за разбросанные игрушки и разбитую дверцу шкафа. Взрослые принимают рассказ Мари о сражении игрушек с мышами за горячечный бред, вызванный ранением. Несколько дней девочку выхаживают от болезни, мама читает ей на ночь сказки. Вскоре больную девчушку навещает крестный, который вручает ей исправленного Щелкунчика и рассказывает любимице интересную историю.

Сказка о твердом орехе

Маленькую принцессу безумно любили родители и весь королевский двор. Колыбель младенца доверили сторожить шести нянькам и нескольким котам. Когда во дворце было устроено торжество, то на праздник прибыли высокопоставленные вельможи соседних государств. Королева собственноручно решила состряпать на кухне для мужа обожаемую им колбасу с салом. Во время приготовления на запах явилась госпожа Мышильда и стала выпрашивать у королевы немного сальца. Получив доступ к желаемому, наглая тварь привела с собой прожорливую родню, которая от души полакомилась угощением. Незваные гости с трудом были изгнаны вон. Во время пированья король был сильно раздосадован недостаточным количеством сала в колбасе. Королева упомянула о визите Мышильды. И тогда король поручил придворному часовщику и искусному мастеру Дроссельмейеру придумать способ извести мышей во дворце. Часовщик собрал такие хитрые ловушки, что в них без труда поймались все сыновья Мышильды и прочие ее родственники. Оскорбленная серая госпожа оставила дворец, но пригрозила проучить обидчиков.

Продолжение сказки о твердом орехе

Однажды няньки очень крепко уснули, а коты ничего не учуяли, Мышильда пробралась в детскую опочивальню, прокралась к колыбельке принцессы и обратила ее в уродливое существо с большой бесформенной головой. Дроссельмейеру вновь поручено поднапрячься и в короткие сроки вернуть малышке прекрасную внешность. При поддержке своего приятеля звездочета часовщик узнал, что беду можно отвести орехом Кракатук, который должен принцессе преподнести безусый юнец.

Конец сказки о твердом орехе

15 лет бродили часовщик и звездочет по свету в поисках ореха. Истосковавшись по родине, друзья возвратились назад. И, о чудо, у родственника Дроссельмейера нашлось то, что они так долго и безуспешно разыскивали. Племянник взялся развеять колдовские чары, и это получилось. Но в самый последний момент он случайно наступил на Мышильду, раздавил ее, а сам превратился в уродливого Щелкунчика. Принцесса наотрез отказалась выходить замуж за уродца, а незадачливые приятели, не сумевшие выполнить задание короля, были выдворены из города.

Дядя и племянник

Девочка принимает рассказ крестного за чистую монету. Ей хочется избавить доброго Щелкунчика от мышиного проклятия. Когда в гости к Штальбаумам вновь приходит крестный, то Мари говорит ему, что знает его тайну: он – дядя Щелкунчика.

Победа

Мышиный король проникает в спальню Мари и угрожает загрызть Щелкунчика, если девочка не отдаст ему свои вещи и сладости. Фриц для поимки наглеца намерен попросить у булочника его кота, а отец предлагает изловить гадину при помощи мышеловки. Девочка жалуется замершему Щелкунчику, что из-за жадности мышиного короля у нее истощаются запасы подношений. Игрушка оживает и требует вручить ему саблю. Следующей ночью герой разит Мышиного короля и преподносит девочке в дар семь корон с его голов.

Кукольное царство

Щелкунчик знакомит Мари с кукольным царством в шкафу и проводит увлекательную экскурсию по нему.

Столица

Наконец юноша и девочка оказываются в сказочном замке, где Мари встречает четырех сестер Щелкунчика, помогает им растолочь карамель в ступке и после этого засыпает.

Заключение

Родителей веселит содержание сна дочери. Но Мари в доказательство предъявляет короны. У папы и мамы вопрос: откуда взялись эти короны? Крестный приходит на выручку, говоря о них как о своем подарке крестнице. Мари утверждает, что никогда не отвергла бы отважного Щелкунчика из-за его отталкивающей наружности. Вдруг что-то трещит, и в дом входит племянник советника. Он предлагает Мари стать его супругой.

Уважаемые читатели! Литеровед предлагает вашему вниманию краткое содержание романа Эмили Бронте «Грозовой перевал», которое является одним из популярных произведений английской литературы 19 века.

Главные герои

Хитклифф – приемный сын Эрншо-отца.

Хиндли Эрншо – сын владельца Грозового Перевала.

Кэтрин Эрншо – его сестра.

Эдгар и Изабелла Линтон – дети владельцев Скворечного Усада.

Краткое содержание

Действие романа начинается в 1801 году. Мистер Локвуд, стремясь к уединению, арендовал Скворечный Усад, который принадлежит Хитклиффу. Он решил нанести визит владельцу, живущему в усадьбе Грозовой Перевал или, как говорят на местном диалекте, Громотевичная Гора.

Локвуд представился и в ответ услышал приглашение войти, продиктованное скорее вежливостью, чем дружелюбием. Кроме хозяина, в усадьбе жили другие люди. Слуга Джозеф был немолод, но крепок. На кухне прислуживала дородная, но расторопная дама по имени Цилла. Обстановка дома напоминала жилье непритязательного северного фермера.

Знакомство началось с небольшого недоразумения. Хозяин оставил гостя на кухне среди своры собак, от которых его спасла служанка. Хозяин, вернувшись и увидев эту сцену, улыбнулся и предложил мистеру Локвуду выпить вина, дабы избавиться от волнения, в котором он пребывает. Гость решил, что нет повода для ссоры, и согласился. Хитклифф показал себя остроумным, но несколько замкнутым человеком. Он и сам признал, что гости у него бывают не часто. Мистер Локвуд набрался смелости и попросил разрешения повторить визит. Хозяин дал понять, что это было бы нежелательно.

На следующий день мистер Локвуд снова оказался у ворот Грозового Перевала. Кое-как преодолев их, он постучал в дверь. На его стук из сарая высунулся Джозеф и сказал, что ему никто не откроет. Неожиданно к нему подошел юноша с вилами на плече и провел его в апартаменты, где его принимали накануне. В этот раз в комнате находилась госпожа. Это была стройная женщина с локонами соломенного цвета. Она оказалась невесткой хозяина дома. Юноша представился как Хэртон Эрншо. Ни один из них не отличался дружелюбием и гостеприимством. Было, вообще, странно, как они уживаются в одном доме.

Тем временем стемнело, мистер Локвуд попросил, чтобы его проводили, сам он не сможет найти дорогу домой. Из-за этого разразился скандал, провожать его было некому. В довершение всего на гостя напали собаки, вызвав взрыв хохота у хозяев. Как бы то ни было, но Локвуд остался на ночь в Грозовом Перевале.

Экономка Цилла, провожая его в комнату, заметила, что она здесь недавно. В доме творится много таинственного и необычного. Хозяин обычно никого не пускает в комнату, где она собралась поселить Локвуда. Он разместился на ночлег, заметив на подоконнике книги, подписанные именем Кэтрин. Библиотека была отборная, состояние книг указывало на то, что их часто читали. На страницах были заметки, написанные детской рукой.

Мистер Локвуд увлекся чтением и постепенно уснул. Ему приснился кошмар с участием Кэтрин Линтон и он закричал. На его крик пришел Хитклифф, которому он сказал, что в доме водятся призраки. Он рассказал хозяину свой сон. Выпроводив гостя из спальни, тот открыл окно и со слезами стал звать Кэти. В его голосе Локвуд почувствовал столько неизбывного горя, что он не стал слушать и спустился в кухню.

Спустя время, Хитклифф проводил Локвуда до Скворечного Усада, где его встретила госпожа Дин. Мистер Локвуд попросил ее посидеть с ним, пока он завтракает. Словоохотливая женщина рассказала историю семейства, в котором служила.

Когда-то в Скворечном Усаде жил мистер Линтон. В живых уже нет ни его, ни его жены. Их дочь Кэртин стала невесткой Хитклиффа.

Госпожа Дин прежде жила в Грозовом Перевале со своей матушкой. Владельцем поместья был мистер Эрншо. У него было двое детей: старший сын Хиндли и дочь Кэтрин. Хозяин был очень добрым человеком. Однажды он привез в дом мальчика, который стал ему приемным сыном. Это и есть Хитклифф.

Мистер Эрншо очень любил Хитклиффа. Он уделял ему больше внимания, чем родному сыну, чем и вызвал у того ревность и неприязнь к приемышу. Хитклифф никому не нравился, он был груб, неотесан. Только с Кэтрин у него сложились близкие отношения.

Старый Эрншо умер, имение досталось сыну. Он приехал из города с молодой женой и взялся за управление поместьем. Начал молодой хозяин с того, что перевел в слуги Хитклиффа. Не сладко жилось и Кэтрин. Это сблизило приемыша и Кэти еще больше. Хитклифф полюбил ее настоящей всепоглощающей любовью.

Однажды они гуляли и забрели в Усад. Им пришла в голову мысль посмотреть в окно, как живут Линтоны. Они увидели, как Эдгар и Изабелла вырывали друг у друга собачку и сломали ей лапку. Сестра валялась на полу и верещала, а Эдгар молча плакал. Между ними сидела никому теперь не нужная собачка и, поскуливая, трясла лапкой. Глядя на эту картину, Хитклифф и Кэтрин расхохотались и обнаружили себя. Дети закричали, думая, что к ним лезут воры. Хитклифф и Кэти бросились бежать, но девочка упала и потеряла сознание. Ее узнали и оставили ночевать, а Хитклифф вернулся домой.

Кэти прогостила у соседей пять недель. Из Усада она вернулась другой, более утонченной. Золовка поддерживала в ней эти перемены. Встретившись с Хитклиффом, она рассмеялась, заметив его грязное лицо. Мальчик убежал из комнаты, а Кэтрин расстроилась.

Нелли заставила Хитклиффа помыться и переодеться. Он пошел в дом повидаться с Кэти, но Хиндли прогнал его. Эдгар Линтон подлил масла в огонь замечанием о прическе Хитклиффа. Тот не стерпел насмешки и выплеснул ему в лицо яблочный соус. За это Хиндли жестоко избил Хитклиффа. Он решил выбрать способ и отомстить обидчикам. Нелли пыталась воззвать к его добрым чувствам, но тщетно. По его словам, ему было не больно, когда он думал о мести.

Жена Хиндли Френсис, родив сына, заболела и умерла. За несколько лет Грозовой перевал превратился в прибежище картежников и пьяниц. Таковым стал и его хозяин, утратив волю к жизни.

Кэтрин поддерживала отношения с Линтонами. Эдгар покорил Кэтрин воспитанностью и утонченностью. Она призналась миссис Дин, что влюбилась в Эдгара. Он сделал ей предложение, и она приняла его. Хитклиффа она тоже любит, но не представляет, как можно стать его женой. И это не смотря на то, что у них души «из одной ткани». Хитклифф услышал ее слова и разозлился, он на несколько лет исчез из поместья, чем невероятно огорчил Кэти. Она даже заболела из-за этого. После болезни она стала более дерзкой и надменной.

Спустя время Кэтрин и Эдгар поженились и поселились в родовом имении Линтонов. Нелли переехала вместе с ними. Кэтрин, казалось, без ума любила Эдгара. Однажды осенью у ворот появился красивый молодой человек, в котором госпожа Дин с трудом узнала Хитклиффа. Из чумазого оборвыша он превратился в джентльмена. Он никому не рассказывал, как провел эти годы.

Кэти, едва узнав его, радостно кинулась ему на шею и повела к Эдгару. Возвращение Хитклиффа встревожило Линтона. Кэти до этого думала, что ее друг погиб на чужбине. Она жила с чувством вины. Хитклифф стал ей дороже, чем прежде. Он стал частым гостем в Скворечном Усаде. Он не особенно утруждал себя соблюдением приличий и не скрывал, что приехал отомстить Хиндли и Эдгару за причиненную обиду. Каждую встречу он находил случай упрекнуть Кэти в том, что она предпочла ему Линтона. Их отношения преодолели грань дружеских.

Хитклифф выиграл у Хиндли в карты закладную на дом и поселился там как хозяин. Частые визиты нового хозяина Грозового Перевала к Линтонам привели к тому, что в него влюбилась сестра Эдгара Изабелла. Напрасно Кэти предупреждала ее о том, что у Хитклиффа жестокая душа, что он разрушит ее жизнь. Она оставалась глуха к голосу разума. Хитклифф на самом деле видел в ней только орудие мести. Скворечный Усад по наследству переходил к Изабелле, поэтому она была выгодной партией.

В один прекрасный день Изабелла сбежала с Хитклиффом. Спустя время они вернулись в Грозовой Перевал уже мужем и женой. Жизнь девушки превратилась в ад. Невозможно описать все те унижения и жестокость, которые она терпела в доме Хитклиффа.

Встречи Кэтрин с другом детства прекратились. Предчувствуя близкую смерть, она звала Хитклиффа. Он появился в Усаде, узнав, что она тяжело больна. Эдгара не было дома. Их прощание было тягостным. Хитклифф упрекал ее за то, что она презрела его. она просила прощения и прощала сама. Обнявшись, они горько плакали, понимая, что ничего уже не изменить. Когда вернулся Эдгар, Кэти была без сознания от пережитых чувств при прощании с Хитклиффом. Тот передал ее безжизненное тело на руки Линтону. После того, как Хитклифф ушел, в полночь у Кэтрин начались роды. Дав жизнь семимесячной девочке, она умерла.

Убранный цветами гроб поставили в гостиной. В течение нескольких дней Эдгар неотлучно сидел возле нее. Его силы были на исходе, когда он удалился отдохнуть на пару часов. Нелли открыла окно, подозревая, что Хитклифф находится рядом и ждет этого. Утром она узнала о том, что он побывал здесь по беспорядку в оборках. Кэтрин похоронили в углу церковного двора на пригорке. Хиндли не пришел на похороны сестры.  

Эрншо несколько раз порывался убить Хитклиффа, но безуспешно. В конце концов, пьянство сгубило его, и вскоре он отправился вслед за женой и Кэтрин. Воспитанием Хэртона занялся Хитклифф.

Изабелле удалось сбежать от деспотичного мужа. Мокрая и замерзшая она прибежала в Скворечный Усад. Женщина рассказала о том, как она жила с Хитклиффом. Она поздно поняла, что Кэтрин была права на его счет. Больше всего Изабелла сожалела о тех временах, когда они жили все вместе в усадьбе после свадьбы Кэтрин и Эдгара. Она не хотела принести брату неприятности и поселилась недалеко от Лондона, где родила мальчика Линтона.

Прошли двенадцать лет. В Скворечный Усад пришло известие о смерти Изабеллы. Эдгар поехал в Лондон, чтобы похоронить сестру. Оттуда он вернулся с племянником. Мальчик был очень болезненным и избалованным. Кэти понравился брат, она отнеслась к нему, как к игрушке. Девочка гладила его волосы, поила его из чашки. Узнав, что сын в Усаде, Хитклифф потребовал отдать ребенка ему.

Прошло несколько лет, Кэти стала настоящей красавицей. Она не покидала пределы Скворечного Усада, но однажды это случилось. Нелли нашла ее в Грозовом Перевале. Когда миссис Дин вошла в комнату Кэти сидела у камина в кресле, в котором некогда качалась ее мать. Она повидалась с кузенами и Хитклиффом. Последний приложил все усилия, чтобы женить Линтона на Кэти. Эдгар скончался вскоре после свадьбы дочери. Племянник не надолго пережил его. Через месяц после замужества Кэти стала вдовой. По завещанию Линтона все имущество перешло к отцу. Кэти лишилась даже тех денег, которые откладывал ей отец. Хэртон влюблен в свою кузину, но она отвергает его.

От некогда многочисленной семьи осталось трое: нищий потомок древнего рода Хэртон, своенравная Кэти и злой гений Хитклифф. Его мечты о мести сбылись, только он не получил покоя. Тень Кэти преследовала его. На этом рассказ госпожи Дин закончился. Вскоре Локвуд уехал из этих мест.

Год спустя  Локвуд вновь посетил эти места. Он не мог не заехать в Скворечный Усад. Там он нашел изменения к лучшему. Хитклифф к тому времени уже умер от тоски по Кэти.

После отъезда Локвуда Кэти и Хэртон сблизились. Их объединило противостояние жестокости Хитклиффа, как когда-то их родителей связало противостояние Хиндли. Хитклифф, глядя на них, уже не стремился разрушить их отношения. Он сказал Нелли, что мог бы продолжать мстить детям своих врагов, но не видит пользы от этого. Хитклифф не захотел наносить этот последний удар, что-то надломилось в нем. Последние дни своей жизни он думал только о воссоединении с любовью всей своей жизни Кэтрин. Однажды Нелли зашла в комнату Кэтрин и нашла Хитклиффа мертвым.

Кэтрин все-таки приняла ухаживания Хэртона, разглядев за его грубостью и неотесанностью добрую душу. Она согласилась стать его женой и хозяйкой Скворечного Усада. Между ними царит любовь и согласие. Тени прошлого рассеялись.

На чтение 28 мин. Просмотров 216 Опубликовано

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

telegramma-glavnye-geroi-47874.jpg

Характеристика героев “Телеграмма”

Главные герои

Екатерина Петровна

Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Екатерины Петровны. Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Екатерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти – дочери старушки – о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Екатерина Петровна, благодарит его за доброту…она всё понимает.

Манюшка

Соседская девочка, она приносит Екатерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Екатерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

</tr></table>

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>

    • <label>1943;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1945;</label>
    • <label>1946.</label>

(новая вкладка)

«Телеграмма» главные герои рассказа Паустовского являются примером для того, чтобы каждый понял свои ошибки и вовремя успел исправить. Характеристика героев произведения «Телеграмма» поможет понять их поступки и черты характера.

Содержание

Паустовский «Телеграмма» главные герои

  • Катерина Петровна — главный герой рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»
  • Настя — дочь женщины
  • Тихон — сторож
  • Манюшка – дочь колхозного сапожника

Характеристика героев «Телеграмма» Паустовский

Характеристика Катерины Петровны

 — Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна страдала из-за того, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в   Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем.

Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», — думала. Она не осуждала свою дочь.

Катерина Петровна пишет Насте письмо: «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Из этого письма понятно, что мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества. Женщина надеялась, что после этого письма Настя приедет к ней. Но вскоре поняла, что ее ожидания напрасны.

Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери.

«Телеграмма»  характеристика Насти

Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов.Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей».              

Получив письмо от матери, героиня «спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива». Прочитав письмо Настя не придала ему большого значения, хотя ее должны были насторожить слова: «Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу»

Но Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.

Можно подумать, что к матери она испытывает бессердечия, равнодушия. Но Настя не бездушна. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» — эти слова в адрес Насти.

Художники называли Настю Сольвейг – солнечный путь или луч за её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца

Но заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери. Ведь, одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.

Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.

Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.

Настя поняла всю серьезность ситуации с матерью после телеграмы Тихона. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Но она не успела даже простится с ней, так как приехала в деревню уже после похорон.

Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал.  Она боялась человеческого суда. Простить её могла бы только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

«Телеграмма» характеристика Манюшки

Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване.

По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать.

«Телеграмма» характеристика Тихона

Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству Катерины Петровны, от жалости: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и  написал телеграмму и принёс Катерине Петровне.

К Катерине Петровне Тихон и Манюшка проявляли заботу, уважение, привязанность, сочувствие.

 Тихон воспитывал Манюшку, он ей говорил «За добро плати добром, не будь пустельгой». Такой пустельгой (легкомысленной и пустой) оказалась Настя).

 Тихон и Манюшка — люди с добрым  сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы.  В их отсутствие Катерина Петровна была одна.

 Этот рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери.

Чему учит рассказ Паустовского «Телеграмма»? Автор учит помнить своих родителей – тех, кто дал нам жизнь. Окружать их заботой, теплом, вниманием.

Здесь даны основные сведения о рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский написал в 1946 году на основе реальных событий. В нём писатель раскрыл тему взаимоотношения детей и родителей.

Главные герои рассказа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дочь Катерины Петровны жила и работала в Ленинграде и очень редко приезжала к старой матери, одиноко живущей в селе Заборье. Она была увлечена работой в Союзе художников, помогала устраивать выставки и конкурсы. Из-за загруженности она писала матери не письма, а только несколько строк на почтовых переводах, когда посылала ей деньги раз в 2–3 месяца.

Мать скучала по дочери, но писала ей редко, понимая, что у Насти уже другие интересы. Когда Катерина Петровна слегла, сельчанин, который помогал ей, послал Насте телеграмму о том, что мать умирает.

Настя приехала на второй день после похорон и чувствовала на душе тяжесть и непоправимую вину перед матерью.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом. Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником. Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.

Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.

Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.

Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.

В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.

Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.

После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.

Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.

Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.

Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.

Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье». Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала. Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.

Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.

Тихон принёс Катерине Ивановне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.

Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) рассказа «Телеграмма»: дети должны не забывать самых близких и родных людей — родителей. Нужно ценить тех, кто вас любит не за что-то, а просто за то, что вы есть.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Страшная месть» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя«Приключения Чиполлино» — краткое содержание и пересказ по главам сказки Д. Родари«Портрет» — краткое содержание и пересказ по частям повести Н. В. Гоголя«В людях» — краткое содержание и пересказ по главам повести М. Горького

avtor-rasskaza-telegramma.jpg

«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Вы можете прочитать «Телеграмму» онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.

Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

Оглавление:

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Содержание:

История создания

Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.

В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.

Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.

Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.

Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.

После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.

Краткое содержание

Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.

Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.

К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.

Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.

Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.

Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.

Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.

Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.

Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.

План для пересказа

Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:

  • Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
  • Занятость Насти в Ленинграде.
  • Письмо матери.
  • Выставка.
  • Две телеграммы.
  • Слишком поздно: раскаяние Насти.

Главные герои

В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:

  1. Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
  2. Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
  3. Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
  4. Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
  5. Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
  6. Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.

Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.

Анализ и смысл

Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:

  • тема одиночества;
  • всеобъемлющая материнская любовь;
  • вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
  • тема «блудного сына».

Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени. К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом. В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.

Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо. Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём. Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.

Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм. Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду. Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.

Во-вторых, название говорит о том, что рассказ является телеграммой всем читателям: не забывайте своих близких.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/telegramma/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/telegramma-glavnye-geroi-rasskaza-paustovskogo/
  • https://blmb.ru/telegramma-kratkoe-soderzhanie/
  • https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/telegramma-paustovskogo.html

  • Рассказ девушка в душе
  • Рассказ двое в декабре читать
  • Рассказ две мышки чарушин
  • Рассказ гусарское лето все части
  • Рассказ гусеница которая хотела летать