Рассказ детям о ярмарке

как я буду его развлекать? ложная формулировка девять дней дома с 1 по 9 января. обычно январские каникулы

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

Рождественская ярмарка в Санкт-Петербурге – праздничное новогоднее событие, которое ждут целый год.

В этом году ярмарка будет работать с 18 декабря 2021 года по 9 января 2022 года на Манежной площади и Малой Садовой улице.

В это раз добавится еще два новых места: Певческий мост и Конюшенная площадь.

Время работы: с 12.00 до 21.00, (1 января 2022 года – с 14.00 до 21.00).

Всем посетителям необходимо носить маски и соблюдать социальную дистанцию.

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ!

ярмарка на новой садовой

Январь 2021 года

немецкая кухня

Январь 2021 года

павильон на ярмарке

Январь 2021 года

павильно с итальянскими продуктами

Январь 2021 года

новые фигуры на ярмарке

Январь 2021 года

девушка фотографирует детей

Январь 2021 года

люди покупают на ярмарке

Январь 2021 года

елка на манежной площади

Январь 2021 года

люди покупают эко лавка

Январь 2021 года

оленина в санкт-петербурге

Январь 2021 года

люди на ярмарке

Январь 2021 года

елка манежная площадь 2019 2020

год мыши на коньках манежная площадь

люди гуляют на рождественской ярмарке

люди пришли на ярмарку малая садовая

Ниже фотографии ярмарки на Пионерской Площади

В преддверии Нового года многие люди начинают активно готовиться к празднику. Кто-то составляет меню роскошного ужина, кто-то ломает голову над особенным подарком близкому человеку, а кто-то хочет посетить какое-нибудь пышное мероприятие, чтобы погрузиться с головой в предстоящее торжество и получить массу эмоций. Ведь нередко бывает, что целый год нас сопровождает работа, учеба, домашние заботы и многочисленные проблемы, а к концу года нападает хандра и уныние, и, естественно, нет ощущения праздничной атмосферы. В таком случае необходимо срочно принимать меры, чтобы весело провести выходные, отдохнуть от повседневной суеты и на некоторое время очутиться в сказке.

Зимой в Санкт-Петербурге проходит немалое количество мероприятий и событий, которые привлекают туристов со всего мира. Особое место занимают различные новогодние ярмарки.

Одна из самых масштабных в Северной столице ранее проходила на Пионерской площади неподалеку от Театра Юного Зрителя.

Рождественская ярмарка 2020-2021 пройдет в новом формате на Манежной площади и на Малой Садовой улице.

Ярмарка, как правило, начинается в конце второй декады декабря и проходит вплоть до конца новогодних праздников. Здесь можно купить различные сувениры, вкусные подарки или что-нибудь диковинное.

В самом центре заливают каток, рядом ставят сцену, на которой в течение нескольких недель проходят выступления и иные развлекательные действия.

Также на Новогодней ярмарке можно покататься на санях, запряженными волшебными оленями. Это особенно нравится маленьким детям.

На Рождественской ярмарке располагаются украшенные тематические домики купцов, а также специально отведенные места, где вы можете покушать приобретенные яства. На этой Новогодней ярмарке у вас есть возможность отведать национальные блюда различных стран мира, например, Германии, Швейцарии, Чехии, Индии, Китая, Грузии, и регионов России, которые принимают участие.

В одном из домиков вы сможете приобрести различные колбасы высокого качества, например, колбасы из кабана, медведя, оленя. Также очень вкусное сушеное мясо зайца или оленя.

Если вы любитель белых грибов, то вам не составит особого труда здесь запастись желанными грибочками, которые можно купить в различном виде.

Многим по вкусу придется грузинская выпечка, которую при вас же приготовят. Что касается начинки, то некоторым может показаться ее немного, но в целом очень даже вкусно.

Очень аппетитны тульские пряники. Но перед тем как купить, внимательно посмотрите на дату изготовления, потому что чем свежее изделие, тем оно вкуснее. Если же вы купите уже пролежавший долгое время пряник, то он может оказаться твердым и ничем не удивить, поэтому, если вы решили попробовать тульский пряник, то лучше всего покупать его в начале открытия Рождественской ярмарки. К тому же, это кондитерское изделие может украсить праздничный стол или оказаться неплохим подарком.

Многие любят венские вафли за то, что они очень вкусные и большие. При покупке вы можете выбрать желаемый топпинг, например, фруктовый, со взбитыми сливками или с джемом. Но стоит отметить, что это лакомство очень сладкое, но в тоже время имеет приятное послевкусие.

Если Вы хотите удивить кого-нибудь подарком, то можно купить, к примеру, шоколадный пистолет или шоколадный набор инструментов. Шоколад, кстати, очень даже неплохой.

На Новогодней ярмарке будут очень многие продавать глинтвейн, но, по мнению большинства посетителей, самый лучший глинтвейн немецкий. Цена его, естественно, выше, но приготоален профессионально и на вкус бесподобен. Что касается братвурста, то это изысканная небольшая сосиска с не менее вкусной булкой, но цена кажется все-таки завышенной.

Утка по-пекински в лаваше вкусная, но стоит учесть тот факт, что в нагрузку кладут очень много зелени (возможно, больше чем самой утки), поэтому, если вы не любитель, к примеру, кинзы, то стоит подумать перед покупкой. Мясо же мягкое и сочное.

Если вы ярый любитель меда, то здесь можно купить любой мед с различными добавками, а также пыльцу. Но найти обычный хороший мед без добавок будет уже сложнее.

Рождественская ярмарка – это прекрасное место, где можно купить приятный подарок к Новому Году и Рождеству

Попробуйте блюда разных стран, представленных на Новогодней ярмарке в Санкт-Петербурге. Можете попросить рассказать заморских продавцов, из чего и как сделано блюдо. Рождественская ярмарка собирает каждый год людей с разных стран.

Приятно, что можно купить продукты российского производства, которые не всегда встретишь в магазинах в обычное время.

Все можно попробовать и сравнить на вкус.

Рождественская ярмарка поможет Вам купить сувениры и небольшие подарки для родных и коллег.

Все, что было упомянуто выше, это всего лишь малая часть того, что там продается. Очень много вкусного и необычного вы сможете отведать, посетив Рождественскую ярмарку. Каждый домик, словно маленькая частичка той страны или региона России, которые принимают участие. Это место не хочется покидать, но в тоже время, когда все деньги потрачены, а в сумке лежит что-то вкусненькое, хочется быстрее прийти домой, все попробовать или украсить праздничный стол. Здесь много вкусных подарков, да и несъедобных немало. Каждый посетитель сможет найти то, что ему по душе.

Смотрите также: Как украшен Санкт-Петербург к Новому Году

Санкт-Петербург украшения к Новому году

Лесная ярмарка

Автор: Ячменева Ирина Иннокентьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №25»

Населенный пункт: Томская область, г. Северск

Цель:

Ознакомление детей с некоторыми экономическими понятиями и представлениями, используя простейшие навыки прикладного исследования из области познания окружающего мира и социума, математики.

Образовательные задачи:

1.Продолжать знакомить детей с понятием «бюджет» семьи, его составляющими; с доходами и расходами.

2.Закрепить знания детей о компонентах некоторых трудовых операций, зависимости цены и качества товара от многих составляющих.

3.Конкретизировать у детей понятие о ярмарке – месте, где продают и обмениваются товарами.

5.Сформировать понятие о рекламе, как о необходимом условии продвижения бизнеса.

Развивающие задачи:

1.Упражнять детей в разгадывании ребуса, заданий в стиле мнемотехники, решении логических и экономических задач.

2.Упражнять в выразительной драматизации сценок; развивать речь-рассуждение, речь – доказательство.

3.Обогатить и активизировать речь детей следующими экономическими понятиями: бюджет, доход, расход, зарплата, стипендия, овощеводы, рекламист.

4.Упражнять в «создании» рекламных плакатов, любыми приемлемыми для детей способами (изобразительной деятельности, схематичное изображение).

Воспитательные задачи:

1.Подвести к пониманию связи между трудолюбием и достатком.

2.Воспитывать в детях рассудительность, деловитость, желание трудиться и зарабатывать деньги.

3.Воспитывать умение работать в небольших группах, умение прислушиваться к мнению товарищей, объединять замысел общей идеей.

4.Поддерживать в детях интерес к русской народной культуре, ее традициям.

Оборудование:

1.Запись видеописьма с участием детей. Аппаратура для его просмотра (например, интерактивная доска)

2.Фонограммы: « Вместе весело шагать» В. Шаинского, русские народные мелодии, «Звуки леса», аппаратура для воспроизведения

3.Маски животных: белка, еж, зайцы (3 штуки)

4.Ребус слова «поляна »

5.Загадка о белке в стиле мнемотехники (см. в приложении, презентации).

6.Модель трудового процесса – изготовление казинаков (см. в приложении, презентации)

7.Панно «Семья зайцев» с прорезями и вкладыши – модель денег (5-8 купюр)

8.Иллюстрации или модели, изображающие дерево, реку, берлогу, болото, пень.

9.Стол, стулья или детские диваны, символизирующие «ателье ежа», набор кукольной одежды, мольберт, листы формата А-4 , маркеры или фломастеры, мелки, картинки-иллюстрации по теме, клей.

10.Предметы, которые могут символизировать русскую ярмарку: платки, вывески, элементы народно-прикладного творчества и т. д.

11.Самовар, баранки, чай на травах, по желанию любые другие атрибуты для традиционного русского чаепития.

Этапы:

1.Организационный момент – игровая ситуация (приглашение к путешествию)

2.Актуализация знаний – разгадывание ребуса и схем-загадок, рассказ по пооперационной карте, решение проблемных ситуаций.

3.Проектно-исследовательский — «Мозговой штурм», работа в микро группах, изготовление плакатов.

4.Защита проектов – презентация плакатов.

5.Оценка эффективности – блиц-опрос.

6.Рефлексия – подведение итогов.

7.Сюрпризный момент – чаепитие.

Ход:

Дети подходят к телевизору, на котором высвечивается видеореклама – дети в масках зверей:

«Внимание! Внимание! Всем! Всем!

Нынче ярмарочный день, приходи кому не лень!

Хоть ты молод или стар, покупай любой товар!»

-А где состоится ярмарка, вы узнаете, когда разгадаете ребус (слово «поляна»)

-Где же эта поляна, куда нам пойти? (в лес, на лесную поляну)

Дети и воспитатель идут под музыку по группе подпевая песню «Вместе весело шагать..»

-Ярмарка еще не началась, пойдемте в гости.

(Подходят к макету дерева)

-Кто здесь хозяин? (в стиле мнемотехники зашифрована загадка о белке, дети ее отгадывают, ребенок надевает маску белки)

-Здравствуй, белочка! Как поживаешь?

Белка: Все сложилось очень мило,

Бизнес я в лесу открыла.

Из орешек, меда, мака

Я готовлю казинаки.

Целый день кручусь, скачу,

Я богатой быть хочу!

-Давайте вместе с белочкой расскажем о ее бизнесе (Выставляется «трудовая лесенка» — модель трудового процесса изготовления казинаков)

-Какая белочка? (трудолюбивая, деловая и т.д.) Будут ли у нее доходы?

-Угадайте, кто еще приглашает нас в гости: «Сдаю на прокат шубку: серая, носил один сезон – осень. Сам одеваю на зиму белую» (К зайцу)

-Семья зайцев в заботах: подсчитывают бюджет.

В семье есть папа – Заяц, мама – Зайчиха. Угадайте, кем они работают: Заяц вскапывает грядки, садит морковь, Зайчиха – полет и поливает (овощеводы).

За свой труд они получают….зарплату (выставляется модель «денюжки») В семье живет и старый дедушка Зай, он получат ….пенсию, И взрослая дочь Зайка, она учится в институте и за отличную учебу получает ….стипендию. Есть еще два зайченка – дошколенка, они получают ….ничего не получают, потому что не работают.

-Как называют все деньги, которые получает семья? (доход)

-Посмотрите, чем обеспокоена мама Зайчиха (дети одевают шапочки – маски)

Зайчиха: Все заботы, все заботы,

Что мне делать, как мне быть?

Угодить мне всем охото.

Как доход мне разделить?

1 Зайчонок: Купи мне новые штанишки!

Я ведь модненький зайчишка!

2 Зайчонок: Я хочу пироженое, я хочу мороженое,

Я хочу прическу красивую, хорошую!

-Как поступить маме, на что в первую очередь следует потратить деньги в семье? (дети рассуждают)

-Как называются потраченные деньги? (расходы)

-Зайцы – удачливые бизнесмены.

Послушайте экономическую задачку: « Осенью зайцы продавали морковь по 5 рублей за кг, а зимой по 10 рублей. Почему увеличилась цена?»

-Делу время – потехе час, поиграем мы сейчас» (физминутка)

-Пожелаем зайцам удачи, а сами отправимся в гости к ежику. Где же его нам найти? (в разных местах иллюстрации: дерево, река, болото, берлога, пень)

Дети: Под пеньком, он там живет (ребенок надевает шапочку ежика)

Еж: Коли я в иголках весь,

Портным зовет меня весь лес,

Я шью, порю, крою, метаю,

Заказ любой я принимаю.

Салон открыл недавно я,

Но нет клиентов у меня.

-Где работает еж? (в ателье)

-Почему нет клиентов? (нет названия, никто не знает и т.д.)

-Что нужно изменить, добавить, чтобы у ежика был успешный бизнес? (воспитатель записывает/зарисовывает все предложения детей, включая самые нестандартные)

-Как вы думаете, а всем ли животным известно об ателье ежа? Как люди узнают об ателье, магазинах, товарах и услугах? (реклама)

-Давайте поможем ежику и сделаем/зарисуем для него рекламу?!

-Как называют людей, занимающихся изготовлением рекламы? (рекламисты)

-Кто хочет помочь ежику и стать на некоторое время рекламистом?

(Дети делятся на микро группы по желанию, обсуждают, выбирают способы изображения рекламного плаката, дают название ателье и придумывают рекламу–слоган, «зарисовывают» вывеску)

Дети представляют свои плакаты, рассказывают о них.

-Сейчас все знают об ателье ежа, пожелаем ему удачи.

Звучит ярмарочная музыка, дети подходят к столу с товарами, любуются.

-Как люди могут приобрести товар на ярмарке? Чем ярмарка отличается от магазина? Ярмарка тем и хороша, что на ней можно обмениваться! Давайте попробуем обменять наш танец на товар

(Дети танцуют)

Белка: Танец ваш красив и ярок – вот баранки вам в подарок!

-Но перед тем как отправиться домой, давайте поиграем!

Если вы со мной согласны, говорите: «Трик, трак, это так!». А если нет, то: «Трик, трак, это не так!»

  • Доходы — это то, что мы тратим;
  • Бюджет – это деньги всей семьи;
  • Хорошо живет тот, кто хорошо и честно трудиться;
  • Цена на товары не всегда бывает одинаковой;
  • Для успешного бизнеса реклама не важна;
  • Ярмарка – то не только веселье, там можно обмениваться товаром.

-Давайте поблагодарим и попрощаемся с лесными жителями. Пойдемте домой пить чай с баранками!

Накрывают стол к чаю. На «чаепитии» педагог побуждает детей высказаться о том, что понравилось и не понравилось в путешествии, что нового узнали, куда бы хотели отправиться в следующий раз.

Список литературы:

1.Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002

2.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играли в экономику:Учебно – методическое пособие .-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

3.Шорыгина Т.А.Беседы об экономике :Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2017

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,0 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,3 МБ

Опубликовано: 05.12.2021

Полный звук: СЛУШАТЬ

У Владимира Высоцкого есть песни едва ли не любого жанра и на всякое настроение.
Есть шуточные, залихватские. Но таких, которые можно было бы буквально назвать праздничными, не так уж много. Одну из них мы и решили вспомнить в этот раз.

3592302
Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров авиагородка, 14 марта 1976 года. Фото Владимира Кучина

У этой песни как будто нет точного названия.
Выступая перед публикой, Высоцкий объявлял ее как «Ярмарочную». На фонограмме, записанной на Киностудии имени Горького, песню назвали «Скоморохи на ярмарке». Это важное уточнение, потому что писалась песня для фильма, который на студии Горького и снимался. При этом в списке песен к фильму рукой самого Высоцкого написано – «Ярмарка». Ну а картина, о которой идёт у нас речь – это «Иван да Марья». Мы уже рассказывали подробно об участии Высоцкого в работе над ней в одной из глав нашего цикла. А это – фрагмент его выступления 4 февраля 1976 года в Химках, в ДК «Родина»: слушать

3592312
Химки, ДК «Родина», 4 февраля 1976 год. Фото Вячеслава Тарасенко

История с фильмом «Иван да Марья» была типичной для многих картин, с которыми Высоцкому не повезло.
Он написал в нее песни, а в итоге из всего предложенного материала, половина не вошла вообще, еще половина прозвучала фрагментарно, порою с переставленными строчками.

3592306

И все это было спето не самим Высоцким, а другими голосами.
Были сделаны пробы Высоцкого на роль Соловья-Разбойника, но эту очень интересную, фактурную по сюжету роль сыграл в итоге не Высоцкий, а Николай Лавров.

3592296
Николай Лавров в фильме «Иван да Марья»

Чем-то даже внешне на Высоцкого похожий.
А нам годы спустя остается только представлять, как смотрелся бы на экране Владимир Семёнович, да еще со своими песнями. А у самого Высоцкого осталась обида, которую он не особенно и скрывал, как на концерте на Геологическом факультете МГУ 16 декабря 1978 года: слушать

3592294
Москва, Геологический факультет МГУ, 16 декабря 1978 года

Владимир Семёнович здесь не совсем точен.
Песен он предлагал не 17, а больше! В упомянутом выше списке количество песен, задуманных Владимиром Семёновичем – ни много ни мало – 25! При этом куплеты Лешего, Водяного, Бабы-яги, кикиморы-русалочки и Оборотня объединяются в одну песню, но получается больше, чем 17 песен и больше, чем 14, которые сам Высоцкий фрагментарно исполнил при показе режиссёрскому совету. Всё это действительно сделало бы фильм похожим на мюзикл. Однако у режиссера Бориса Рыцарева, как и у сценариста Александра Хмелика, был другой взгляд на концепцию «Ивана да Марьи».

3592298
Борис Рыцарев

К тому же в качестве композитора они пригласили Александра Чайковского, который сделал не слишком удачные аранжировки песен Высоцкого.
В общем, Владимир Семёнович «крупно поспорил» с создателями картины. Каждый оставался при своем мнении. Высоцкий очень дорожил своей работой, а режиссер Рыцарев очень дорожил своим замыслом, и даже время спустя они с Хмеликом полагали, что всё сделали правильно – иначе Высоцкий перетянул бы на себя одеяло, в то время как авторы видели свой замысел совсем иначе.

Фрагмент выступления Владимира Высоцкого в подмосковном военном посёлке Чкаловское, в гарнизонном Доме офицеров: слушать
14 марта 1976 года Высоцкий дал здесь сразу три концерта, и на всех трех исполнял «Ярмарочную».

3592300
Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров авиагородка, 14 марта 1976 года. Фото Владимира Кучина

И больше публично не пел эту песню ни разу.
Более того, до нас дошли всего пять фонограмм. Три из них – как раз в Чкаловском, причем на одном из выступлений записывали сразу на два магнитофона. Еще одна пленка была записана на студии Горького в процессе работы над фильмом, и еще одна запись сделана в Париже в студии Михаила Шемякина в марте 1977 года.

Впрочем, возможно, нам повезет и где-нибудь отыщется кассета, записанная дома у режиссера Бориса Рыцарева.
По воспоминаниям оператора картины «Иван да Марья» Алексея Чардынина, еще до того, как творческие разногласия рассорили Высоцкого с авторами картины, они собрались вместе, Высоцкий пел написанные им для фильма песни – точнее, в тот момент еще наброски – и шло живое обсуждение этого материала.

3592304
Кинооператор Алексей Чардынин и Владимир Высоцкий в дни проведения VIII Московского международного кинофестиваля, июль 1973 года.
Фото Владимира Красникова

Возможно, именно тогда были спеты полные варианты песен, которых нет на пленке, записанной на студии Горького.
Увы, кассета где-то затерялась. А мы послушаем фрагмент пленки, записанной у Михаила Шемякина: слушать

По заданию режиссёра песня, которая планировалась на начальные титры фильма и на сцену Ярмарка, должна была перемежаться с «зазывалками».
Сохранились их наброски:

Кто из вас, касатики,
Малость разохотится?
Кто на полосатике
На ковре прокотится?

Кто на нём катается –
Тот не разбивается!
Только переплачивал,
Чтобы не укачивал!..

При этом скоморохи-глашатаи – по замыслу Высоцкого – исполняют 8-10 кусков песни с припевом «тагарга-матагарга».

Для филологов, лингвистов и специалистов по фольклору эта песня – настоящий клад.

Высоцкий использует и обыгрывает разнообразные фразеологизмы и сказочные образы – как народные, так и стилизованные литературные: обращения («ай вы купчики»), избыточные повторы («скачут-прыгают», «подходи-подваливай»), приложения («сапоги-самоплясы»), «расставленные» приложения («скатерть сбегает сама – самобраночка»), инверсии («ярмарка – звонкая, несонная да нетрадиционная»).
Использует Высоцкий и смешение стилей, когда просторечность сочетается чуть ли не с канцелярским языком («и жар-птица есть в виде жареном»). В общем, развернулся Владимир Семёнович вовсю.

3592924
Москва, ДК «Заветы Ильича», 23 февраля 1977 года. Фото Александра Стернина

Но самые большие дискуссии вызвала наверняка и вам уже запомнившаяся «тагарга-матагарга».
У лингвистов это называется «приёмом рифмованного эха»: трали-вали, шуры-муры, шырли-мырли и т.д. Но в случае с «тагаргой-матагаргой» некоторые исследователи сочли такую конструкцию даже «чуждой фольклорному миру русской народной сказки». Другие нашли сходное выражение «тыгарга-матыгарга» у народных музыкантов, в частности, балалаечников, и в частушках. И, наконец, в рассказе Горького «Мальва» обнаружили буквально следующие строки: «пьяный женский голос, истерически выкрикивавший нелепые слова: Та-агарга, матагарга, // Матаничка м-моя! // П-пьяная, избитая, // Растрёпанная-а!». Так что не исключено, что Владимир Семёнович не просто импровизировал и сочинял, опираясь лишь на фантазию и вдохновение, но и держал в уме реальные фольклорные и литературные образцы.

3592308
Татьяна Пискунова и Иван Бортник на съемках фильма «Иван да Марья», 1974 год

А мы с вами послушаем запись, сделанную на студии Горького 10 апреля 1974 года, когда работа на фильмом «Иван да Марья» была в разгаре и Высоцкий еще не знал, что принесёт она ему куда больше разочарования, чем радости.
К слову, только записи на студии Горького и в студии у Михаила Шемякина являются полными вариантами песни. В Доме офицеров в Чкаловском Высоцкий на всех трех концертах исполнял сокращенные версии.

Ярмарка: слушать

Ну а в следующей нашей программе вы услышите рассказ… фактически о той же самой песне.
Точнее, слова в ней совсем другие и сама она гораздо более знаменита, чем песня «Скоморохов на ярмарке». Но вот мелодия – фактически та же самая.

3592310
Павловск, ДК, октябрь 1974 года. Фото С.Алова

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.

Слушайте в следующей программе: слушать

При подготовке программы использованы:
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– Марк Цыбульский. «Иван да Марья»;
– Андрей Скобелев. Из материалов к комментированию текстов песен В.С. Высоцкого. Песни, написанные для кинофильма «Иван да Марья». «В ПОИСКАХ ВЫСОЦКОГО» май 2019, №36. Издание Пятигорского государственного университета Пятигорск – Новосибирск. 2019;
– Гавриков В.А. Система звуковых жестов в песне В. Высоцкого «Ярмарка» // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. – Воронеж, 2009. С. 91–92;
– Pfandl H. Textbeziehungen im dichterischen Werk Vladimir Vysockijs. – München, 1993. S. 303;
– Изотов В.П. Окказионализмы В.С. Высоцкого. Опыт словаря. – Орёл, 1998. С. 71;
– Горький М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 3. – М., 1950. С. 270.

Бонус

Ярмарка
слушать (Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров, 14 марта 1976 года, 3-е выступление)
слушать (Париж, у Михаила Шемякина, март 1977 года)

3592324
Набережные Челны, строительная площадка литейного завода, 24 июня — 3 июля 1974 года. Фото Виталия Гривы

Сверстали

Друзья! У нас есть ещё одна хорошая новость.

3588306
Москва, ДК МВТУ им. Баумана, 26 декабря 1976 года. Фото Николая Демчука

Мы наконец-то завершили вёрстку всех ста глав, которые войдут в книжную часть проекта «Один Высоцкий. Том второй». Это была самая трудоёмкая часть работы над нашим мультимедийным изданием. Теперь она завершена.

3588308
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

Таким образом, у нас уже готовы все флешки со звуком глав 101 – 200. Отпечатан весь тираж бокса (он же «домик»), в котором они будут помещаться. Свёрстана книжная часть, которая получилась гораздо объёмнее, чем мы рассчитывали – 772 страницы! То есть второй том толще первого на 140 страниц. Что потребует от нас ещё и технической коррекции макетов обложки и коробки, в которую книга вместе с боксом для флешек будет упакована.

3588310
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

Что ещё осталось? Финальная, «чистовая» корректура. И электронная версия издания, которая будет на второй флешке. В неё тоже надо будет внести все правки корректоров.

3588314
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

В общем, работы ещё хватает, но львиная доля её уже сделана!

Обязательно будем вас информировать обо всех этапах завершения работы над изданием.

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

В интернет-магазине «Планета.ру» вы можете приобрести:

3576224
«Владимир Высоцкий в х/ф Служили два товарища» Настенный календарь на 2022 год

3576234
Настольный перекидной календарь «Один Высоцкий» на 2022 год

3576240
Книга «РАДИОДЕТАЛИ. ГОЛОСА НА БУМАГЕ» с автографами авторов

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказ детям про осень старшая группа
  • Рассказ детям про добро
  • Рассказ детям о хлебе в детском саду
  • Рассказ джека лондона местный 7 букв сканворд
  • Рассказ джеймса джойса эвелин