Привить школьнику интерес к литературе, приучить его к чтению – именно такую цель преследуют многие любящие родители. Они понимают, что эта форма досуга положительно влияет на грамотность, словарный запас и даже на мировосприятие. Вот только заставить учеников младших или средних классов хоть по полчаса в день сидеть за книжкой не всегда удается. Во многом это связано с неудачным выбором произведений, которые по каким-то причинам не могут увлечь юных читателей. Как же выбрать для них подходящую литературу?
Выбор автора по возрасту и интересам ребенка
Прежде чем перейти к выбору произведений, нужно разобраться с тем, чего ждут от чтения родители, а чего – их дети. Взрослым хочется, чтобы малыши читали поучительные истории, которые прививают им правильные качества: доброту, честность, справедливость, умение сопереживать. Родители уверены – именно классические произведения, знакомые им самим с детства, лучше всего справятся с этой задачей. Вот только современным школьникам такие истории очень часто оказываются совершенно неинтересны, и причин у этого может быть несколько.
Ученикам младших классов может быть сложно знакомиться с некоторыми трудами авторов прошлого, так как в них встречается множество незнакомых слов. Невозможно по-настоящему увлечься повествованием, если приходится постоянно заглядывать в толковый словарь или же обращаться за помощью к интернету, чтобы узнать значение того или иного термина. Поэтому лучше предлагать для ознакомления те книжки, которые изложены простым и понятным языком, а классика это или современное издание – без разницы.
Еще одним важным критерием хорошей сказки или повести является сам сюжет. Он должен поднимать актуальные для читателя проблемы, соответствовать его возрасту и интересам. Поэтому, чтобы выбрать для детей действительно интересные рассказы, сначала нужно оценить их возраст, увлечения и предпочтения, понаблюдать за тем, в какие игры они играют и какие мультики или фильмы смотрят. Основываясь на всем перечисленном, удастся выбрать такие книги, которые смогут сделать процесс знакомства с ними увлекательным, а не скучным.
Рассказы для детей 7-8 лет. Что читать в 1-2 классе?
Первые годы учебы в школе неразрывно связаны с освоением грамоты. Навык восприятия текста формируется постепенно, ведь для его развития требуются регулярные и последовательные тренировки, предполагающие переход от простого к сложному. Может пройти немало времени до того, как учащийся сможет достичь высокой скорости воспроизведения текста, без которой знакомство с объемной литературой не имеет смысла.
А пока малыши только учатся читать, лучше выбирать для них небольшие по объему произведения. Так для детей 7-8 лет подойдут следующие рассказы и сказки:
- Лев Николаевич Толстой: «Косточка», «Котенок», «Лев и собачка», «Филипок».
- Виталий Бианки: «Красная горка», «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?».
- Шарль Перро: «Красавица и чудовище», «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Нельзя не упомянуть и о сказках народов мира, которые по своей стилистике, живости повествования и простору для воображения не уступают произведениям самых талантливых авторов. «Али-Баба и сорок разбойников», «Горшочек каши», «Джек и бобовый стебель», «Царевна Несмеяна», «Иван-царевич и серый волк» – эти и многие другие примеры народного творчества не оставят учеников начальной школы равнодушными.
Книги для детей 9-10 лет. Интересные и поучительные истории
К 3-4 классу большинство учащихся уже обладает достаточно высокой скоростью восприятия текста и хорошим уровнем понимания прочитанного, а значит для них можно подбирать более объемные издания. Однако, все еще не стоит предлагать произведения, состоящие из нескольких больших томов, так как им будет сложно сохранять интерес к одной и той же истории долгое время.
Лучшим вариантом для детей 9-10 лет станут интересные поучительные книги, повествующие о приключениях их сверстников или сказочных персонажей:
- Виктор Драгунский: цикл «Денискины рассказы».
- Николай Носов: «Приключения Незнайки и его друзей».
- Михаил Зощенко: цикл «О Леле и Миньке».
Наряду с прозой, можно предлагать к прочтению и стихотворные произведения. Вполне возможно, что малышей заинтересуют уже ставшие классикой басни Ивана Андреевича Крылова или же «Вредные советы» от нашего современника – Григория Остера. Труды этих авторов пронизаны понятным, добрым юмором, который заставит улыбнуться даже самых придирчивых юных читателей.
Книги для ребенка 11-12 лет. Что выбрать для чтения
Учащиеся 5-6 класса приближаются к переходному возрасту, который может в корне поменять их взгляды и интересы. Ребят начинают волновать актуальные для их возраста проблемы, поэтому на смену детской литературе постепенно приходит подростковая. Запоминающимися, трогательными или же просто интересными для детей 11-12 лет могут стать следующие книги:
- Жюль Верн: «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта».
- Аркадий Петрович Гайдар: «Тимур и его команда».
- Евгений Велтистов: цикл «Приключения Электроника и его друзей».
- Владимир Железников: «Чучело».
- Анна Сьюэлл: «Чёрный Красавчик».
По мере взросления школьники постепенно формируют собственное представление о том, какой должна быть книга. В то время как одни ученики с подлинным интересом читают классиков, другие отдают предпочтение современной литературе. Какие книги им можно посоветовать?
Список современной интересной литературы
Произведения от авторов-современников нередко пользуются большим спросом у школьников, чем классическая литература, но в этом нет ничего страшного. С классикой ученики и так познакомятся в школе на уроках, а потому нет смысла заставлять их читать в свободное время те книги, которые им не нравятся. Да и среди современных книжек есть немало хороших:
- «Загадка пропавшей камеи» – детективная история Марты Гузовской, которая написана в необычном для читателей формате.
- «Гарри Поттер» – современная классика в жанре фэнтези от Джоан Роулинг, которая у многих зародила любовь к чтению.
- «Город динозавров» – история от Дмитрия Емца, в которой удивительно лаконично жанр фэнтези переплетается с научной фантастикой.
- «Рыжий и полосатый» – добрая современная сказка Андрея Белянина, которая нравится не только маленьким, но и многим взрослым читателям.
Привить школьнику интерес к чтению – вот одна из важнейших задач для родителей, и справиться с ней можно выбрав только интересную литературу. Также требуется развивать навыки, которые необходимы для хорошего восприятия текста, а именно скорость чтения, способность понимать и запоминать прочитанное. У учеников 2-3 класса и старше эти навыки, как правило, уже хорошо развиты, а вот дошкольники и первоклассники часто испытывают сложности при знакомстве с книжками. В этом случае важно помочь им закрепить базовые знания о родном языке.
Правильно освоить грамоту и научиться хорошо читать помогут методики от академии AMAKids – Букварика и Читарика. Первый блок подойдет тем, кто только начинает изучать алфавит. Он поможет освоить звуки и буквы, научит читать побуквенно. Букварика станет следующим блоком обучения, благодаря которому ребята научатся читать слова по слогам, а затем и целиком. Впоследствии им удастся научиться воспроизводить текст бегло, не сбиваясь. Все это поможет сделать чтение легким и доступным для школьника досугом.
В граде Муроме, селе Карачарове, жили-были два брата. У большего брата была жена таровата, она ростом не велика, не мала, а сына себе родила, Ильей назвала, а люди — Ильей Муромцем. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. В одно жаркое лето родители пошли в поле крестьянствовать, траву косить, а Илюшеньку вынесли, посадили у двора на траву. Он и сидит. Подходят к нему три странника и говорят.
— Подай милостыню.
А он говорит:
— Идите в дом и берите, что вам угодно. Я тридцать три года не ходил, отроду сиднем сидел.
Один и говорит.
— Встань и иди.
Он встал.
— Что вам угодно?
— Что не жаль.
Он зачерпнул чару зелена вина в полтора ведра.
— Выпей сам.
Он ни слова не сказал, одним духом выпил.
— Поди принеси еще.
Приносит он.
— Выпей сам.
Он одним духом все выпил.
Они у него спрашивают:
— Какую ты в себе силушку чувствуешь?
— Такую , добрые люди, что если бы был столб одним концом в небо, другим концом в землю вбитый, и кольцо, я бы повернул.
Они переглянулись.
— Это ему много. Поди, принеси еще. Еще принес. Он выпил одним духом.
— Теперь как?
— Чувствую, в половине осталось.
— Ну, вот с тебя хватит.
Он от большой радости пошел их проводить и говорит:
— Я чую в себе силу богатырскую, где теперь коня взять?
— Вот на обратном пути мужик будет вести строгача (два года коню, значит) продавать, ты купи, только не торгуйся, сколько спросит, столько и отдай. Только откорми его три месяца бело-яровой пшеницей, отпои ключевой водой и пусти его на три зари на шелковую траву, а потом на шелковый канат и пропусти через железный тын туда — сюда перелететь. Вот тебе и конь будет. Бейся с кем хочешь, тебе на бою смерти нет. Только не бейся со Святогором — богатырем.
Илюшенька проводил их далеко за село. На обратном пути видит, его отец-мать крестьянствуют. Они глазам не верят.
Он просит:
— Дайте, я покошу.
Взял косу и стал ею помахивать, не успели оглянуться — вся степь лежит. Говорит:
— Я захмелел.
Вот прилег отдохнуть. Проснулся и пошел. Глядь, — мужик идет, ведет строгача, он вспомнил.
— Здорово!
— Здорово, дорогой молодец!
— Далеко ли ведете строгача?
— Продавать.
— Продай мне.
— Купи.
— Сколько?
— Двадцать рублей.
Он отдал, ни слова не сказал, взял из полы в полу и повел домой.
Привел домой, постановил его в конюшню и насыпал белояровой пшеницы. Так три месяца кормил, поил ключевой водой, выпускал на шелковую траву на три зари, вывел его на шелковый канат, конь туды — суды через железный тын перелетел, как птица. Ну, вот ему и конь богатырский. Так и вправду случилось.
Бился Илья Муромец с Соловьем-разбойником, и он [Илья Муромец] его победил. Конь под ним был богатырский, как лютый зверь, ход у него спорый. Он задними копытами за переднюю восемнадцать верст закидывает. Он утреню стоял в Чернигове, а к обедне поспел в Киев-град.
Однажды ехал-ехал по дороге, оказалось, дорога расходится в три стороны и на этой дороге лежит камень, и на камне надпись:
“Влево поедешь — будешь женат, вправо поедешь — будешь богат, прямо поедешь — будешь убит”.
Он подумал:
— Жениться еще время не настало, а богатства своего мне не нужно. Некстати русскому богатырю Илье Муромцу богатство наживать, а под — стать ему бедных да сирот спасать, защищать, во всем помогать. Дай, поеду, где смерти не миновать. Мне ведь в бою-то смерти нет, не написана.
И поехал прямо. Ехал-ехал он по дикой степи, впереди дремучий лес, поехал по этому дремучему лесу. Ехал он дремучим лесом с утра до полудня. Приехал на поляну, там стоит громадный дуб в три обхвата, под ним сидят тридцать богатырей, а на поляне пасутся тридцать коней. Они увидели Илью Муромца и зашумели.
— Зачем ты сюда, негодный мужиковина? Мы богатыри рода дворянского, а тебя, мужиковина, за три версты видать. Смерть тебе!
Илья Муромец наложил каленую стрелу на лук, как вдарит в дуб, только щепки полетели, весь дуб расшиб на щепки. Богатырей побил, дубом прихлопнул. Обратил Илья Муромец коня и поехал назад и написал на камне:
“Кто писал: проедет — будет убит — неправда, путь свободен всем прохожим и проезжим”.
Сам думает:
— Дай-ка поеду, где буду богат! Ехал он день, ехал два, на третий подъезжает -огромный двор, высокий забор, у ворот чугунный столб, на этом столбе висит чугунная доска и железная палка. Взял Илья Муромец и стал бить в эту доску.
Отворились ворота, выходит старик.
— Входи в дом, бери, что тебе угодно! У меня кладовые, подвалы ломятся.
Он думает:
— Деньги прах, одежда тоже, а жизнь и слава честная всего дороже.
Поехал назад и написал на камне:
“Неправда, что будешь богат. Чужое богатство недолговечное и непрочное”.
— Ну, поеду по третьей дороге, что там за красавица, может, правда, женюсь.
Подъезжает, а там стоит дворец, сам деревянный, окошечки хрустальные, серебром покрыты, золотом облиты.
Выходит девушка-красавица и говорит: I
— Принимаю, добрый молодец, как любимого жениха.
Взяла его за руку правую и повела его в столовую и подала обедать честь честью.
— Теперь время отдохнуть.
Ввела в спальню.
— Вот, — говорит, — кровать, ложись, отдыхай.
Он взял, нажал кулаком, она — бултых. А там яма глубокая, сажень пять. И там тридцать богатырей.
— Эй, ребята, это вы жениться сюда заехали?
— Да, — говорят, — помоги, Илья Муромец!
Они сразу узнали.
Он снял аркан с коня и бросил туда и вытащил их, всех до одного вывел.
— Ну, говорит, ступайте, гуляйте на воле, А я с ней поговорю.
— Поди отгуляла невеста, пора замуж идти.
Вывел в лес, привязал за волосья, натянул тугой лук. Вдарил — не попал.
— А знать, ты ведьма!
Он взял каленую стрелу, выстрелил в темя.
Она сделалась такая страшная, нос крючком, два Зуба. Он перекрестил три раза, она — бултых.
Он вернулся и написал:
“Кто хочет жениться — это неправда, здесь невесты нет — отгуляла”.
ездил, ездил по дикой степи, дремучим лесам, селам и городам и думает;
— Поеду я смотреть Святогора — богатыря.
И поехал глядеть Святогора — богатыря. Ехал — ехал, подъехал — высокая гора, как Араратская, только что-то чернеет. Он пустил коня и полез пешком, он шел винтом, взошел, там раскинут шатер, и в нем Святогор — богатырь лежит.
— Здоров ли, Святогор — богатырь?
— Жив — здоров, спасибо тебе, триста лет живу, лежу, никто меня не навешал. Я плохо вижу. Приподнялся, пожали они друг другу руки слегка.
Спустились с горы, ходили-ходили, видят -гроб лежит.
— Э, тут наша смерть. Твоя или моя?
А крышка растворена. Илья Муромец влез — ему просторно.
— Э, Илья Муромец, еще рано тебе. Ну-ка вылезай, я попробую.
Святогор — богатырь влез, только вытянулся, крышка захлопнулась. Илья Муромец семь раз вдарил — семь железных обручей накатил. Святогор — богатырь и говорит:
— Илья Муромец, подойди ко мне поближе, я дуну на тебя, у тебя силы прибавится.
Илюшенька один шаг сделал, силу почуял и сделал три шага назад.
— А, не подошел, а то была бы такая сила, — мать земля не носилаб!
Илья Муромец подошел к гробу, поклонился.
— Ну, прости, Святогор — богатырь.
— Похорони меня!
Илья Муромец вырыл мечом могилу глубокую, сволок в нее гроб, повалил его, простился и поехал в Киев. Там он прожил двести лет. И помер.
За всю жизнь Илья Муромец много врагов русской земли победил, за что он и славен был.